автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социальный контекст современного терроризма

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Щебланова, Вероника Вячеславовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Социальный контекст современного терроризма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Щебланова, Вероника Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВАI

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА.

1.1. Семантика терроризма в условиях глобализации риска.

1.2. Классификация причин террористического насилия.

1.3. Тендерный аспект терроризма.

ГЛАВА II

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ УГРОЗЫ.

2.1. Динамика социальных установок в условиях террористической угрозы.

2.2. Межконфессиональный вектор социальной напряжённости.

2.3. Мобилизация новых практик противостояния терроризму.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по социологии, Щебланова, Вероника Вячеславовна

Актуальность исследования определяется тем, что проблема терроризма особенно значима для современного мирового сообщества. Глобализация современного мира расширяет проблематику терроризма, формирует тенденции его универсализации. Проблема терроризма становится частью нашей повседневности из-за растущего числа преступных террористических актов в России и других странах мира. В этих условиях актуализируется необходимость всестороннего и глубокого изучения явления терроризма как важной и неотложной проблемы социологической теории и социальной практики.

Акты терроризма можно рассматривать как неожиданное, быстрое, радикальное событие, которое несёт негативные, дисфункциональные последствия, разрушая основу способности социальных агентов к позитивному созиданию. Терроризм игнорирует ненасильственные формы культурного диалога, влечёт за собой массовые человеческие жертвы, разрушение материальных и духовных ценностей, сеет вражду между государствами, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, провоцирует войны. Он рефлексивен, обращен не к жертвам терактов, а к зрителям, ярко себя репрезентирует. Современный терроризм может выступать не только дополнением или органическим элементом этнических, конфессиональных и политических конфликтов, но и служить их детонатором, препятствовать мирному переговорному процессу. Последствием терактов является, в том числе, рост нетерпимости -религиозной и этнической, актуализировавшейся в связи с современной глобализацией международных террористических практик.

Всё это обусловливает необходимость всестороннего и глубокого изучения источников возникновения и развития терроризма, объяснения его тендерных особенностей. Важной исследовательской задачей становится социологический анализ различных последствий террористических действий.

Мы узнаем о террористических событиях из средств массовой информации, в связи с чем необходимо исследование их репрезентаций, которые не просто представляют факты, но формулируют определения, подсказывают выводы, задавая рамки интерпретации происходящего и наделяя характеристиками участников терактов. В современном российском обществе актуализируется поиск возможных способов превенции терроризма, преодоления последствий террористической угрозы, теоретическое и эмпирическое осмысление которой продолжает выступать константной проблемой академических отраслей знания, выявляя все новые аспекты проблемы, требующие комплексного и незамедлительного анализа.

Степень научной разработанности проблемы характеризуется тем обстоятельством, что проблемы терроризма являются предметом изучения ряда научных дисциплин, анализируются с точки зрения юристов, психологов, политологов, философов, социологов, исследовательские усилия предпринимаются на уровне академических институтов, силовых, военных структур и секретных ведомств. Значительная часть работ, сыгравших важную роль в создании теоретико-методологической базы данной проблемы, написана зарубежными авторами: У.Александер, Ч.Добсон, Р.Купперман, П.Уилкинсон, Й.Шмидт, К.Шмитт, Э.Эриксон. Они уделяли основное внимание левому терроризму и герилье, рассмотрению тактики и методов террористической борьбы, вопросам идеологии терроризма, механизмам его возникновения и эволюции.

Свой вклад в изучение данного явления внесли российские авторы, исследовавшие разнообразные проблемные стороны феномена. Одно из направлений исследований (А.Грачёв, Ю.Давыдов, В.Ломейко, Э.Розенталь) посвящено вопросам идеологии террористических группировок и ограничено рассмотрением терроризма как явления, сопутствующего пагубной капиталистической системе. Лишь позднее в фокусе междисциплинарных подходов отечественных учёных (Н.Беглова, В.Витюк, А.Грачёв, В.Грехнёв,

И.Дементьев, Е.Ляхов, Л.Моджорян, К.Мяло, С.Эфиров) оказались стратегии, тактики, условия, источники возникновения и развития терроризма, мотивы участия личности в террористическом протесте. С конца 1990-х годов теоретическое осмысление терроризма интенсивно проводится в различных научных направлениях, появляется множество диссертаций, отечественных и зарубежных монографий, научных статей, в том числе таких авторов: Ю.Авдеев, Ю.Антонян, Л.Валери, В.Витюк, С.Грачёв, В.Емельянов, Н.Лазарев, Р.Монаган, М.Одесский, У.Лакёр, В.Петрищев, Б.Хоффман.

Важная роль в теоретическом анализе данного феномена принадлежит исследовательским работам российских социологов (А.Дмитриев, И.Залысин, А.Здравомыслов, Д.Фельдман), затрагивающих непосредственно проблему терроризма как глобальную проблему общества периода трансформаций и рассматривающих при этом спектр вопросов, в числе которых социально-политический анализ источников и основных разновидностей насилия, особенностей конфликтного поведения. Исследование социального поля власти и властных отношений, имманентно связанных с насилием, проводится в работах О.Башкатова, К.Гаджиева, К.Манхейма, М.Фуко. На авторский анализ семантики, источников и социальных последствий современного терроризма оказали влияние концепция «глобального общества риска» У.Бека, парадигма социальных изменений П.Штомпки, теория трансформаций В.Ядова. Для интерпретации всего комплекса источников распространения террористического насилия важный ресурс представляют исследования социального неравенства классиков и современных социологов: П.Бурдье, М.Вебер, Э.Гидценс, И.Ильин, А.Кузнецов, К.Маркс, М.Мидларски, Т.Парсонс, Ж.-Ж.Руссо, П.Сорокин. В трудах Л.Берковиц, Г.Зиммеля, Д.Майерс, Б.Скиннера, З.Фрейда, Э.Фромма содержатся социально-психологические теории агрессивного поведения, выступающего потенциальным источником насильственных действий.

Для диссертанта представляют методологический интерес работы В.Воронкова, В.Дятлова, В.Ильина, А.Искандаряна, М.Лебедовского, А.Малашенко, С.Панарина, А.Шадже, в которых нашли развитие проблемы межэтнической и межконфессиональной вражды и напряжённости как масштабных причин распространения насильственных действий. Анализ современных межэтнических и межконфессиональных отношений, их развитие и перспективы в России получили своё отражение в работах исследователей: Ф.Бородкин, А.Игнатенко, Г.Мирский, А.Наумец, Л.Татаринова, В.Ярская. В контексте анализируемых автором тендерных аспектов терроризма особенно важны подходы к изучению тендерной идентичности, культурных стереотипов: С.Бовуар, Е.Здравомыслова, Е.Иванова, Е.Мещеркина, А.Тёмкина, Е.Ярская-Смирнова. Кроме того, важными для исследования оказались работы саратовских авторов, связанные с обоснованием метода интервью (В.Виноградский, П.Романов) и анализа текстов (О.Бойко, Г.Карпова).

Внимательное прочтение и тщательный обзор литературы по проблемам терроризма, вопросам этноконфессиональной напряжённости позволяют сделать вывод об отсутствии работ с акцентуацией социальных последствий террористических практик. При всём обилии и различии рассматриваемых сторон проблемы предлагаемый в диссертации ракурс темы в аспекте направления вектора межконфессиональной социальной напряжённости в качестве следствия террористических практик не освещён в социологической литературе в достаточной мере. Кроме того, несмотря на многообразие публикаций по различным аспектам терроризма, до сих пор не встречается какой-либо серьезный анализ женского участия в террористических практиках, моделей истолкования этого участия, которые содержатся в выводах учёных, парадоксах общественного мнения, транслируются в судебной практике, массовой культуре и репрезентациях популярных СМИ. Поэтому обозначенные направления исследования требуют специально осуществлённого социологического анализа.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют фундаментальные теоретические положения М.Вебера (концепция социального действия), Т.Парсонса (о структуре социального действия), Э.Гидденса (о преднамеренных и непреднамеренных последствиях человеческих действий). Метод научного объяснения диссертации находится в рамках проблемных теоретических положений критической парадигмы (базирующейся на идее социального, политического или тендерного неравенства, признающей необходимость преобразования общества) и интерпретативной парадигмы (теорий символического интеракционизма, феноменологии, герменевтики). Обоснованные в диссертации положения опираются на исследования проблем террористического насилия в классических работах В.Витюка, А.Дмитриева, И.Залысина, У.Лакёра, Б.Хоффмана, С.Эфирова. Важными для анализа исследуемой проблемы оказались также теоретические представления У.Бека. На формирование методологической основы диссертации оказали влияние труды по общей методологии исследований Г.Батыгина, В.Виноградского, В.Ярской. В разработке методологии эмпирического исследования диссертант основывался на методологических принципах, раскрытых Е.Баллаевой, Дж.Б.Мангеймом, В.Ядовым. Анализ текстов проводился с опорой на подходы, разработанные Е.Мещеркиной, В.Семеновой, И.Ухвановой-Шмыговой, Е.Ярской-Смирновой.

Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные следующими методами: контент-анализ 106 выпусков «Комсомольской правды» и 106 выпусков «Саратовских вестей» за 2001 год, дискурсивный анализ семи выпусков «Комсомольской правды», двух выпусков «Российской газеты» и выпуска «Аргументов и фактов» за 2002 год; двенадцать полуструктурированных интервью с официальными представителями мусульманских общественных организаций и этнических меньшинств, которые по конфессиональной принадлежности относятся к мусульманам (интервью проводились в октябре 2001 - январе 2002 гг.); материалы опросов Фонда общественного мнения.

Достоверность и обоснованность результатов исследования определяется непротиворечивыми теоретическими положениями, комплексным использованием теоретических и эмпирических методов социологии. Результаты эмпирических исследований сопоставлялись с результатами отечественных и зарубежных исследований.

Объектом исследования выступает терроризм в социальном контексте его предпосылок и следствий. Предметом является динамика социальных установок в условиях террористической угрозы.

Цель диссертационного исследования - социологический анализ сущности, условий, предпосылок и социальных последствий проявления современного терроризма. Поставленная цель предполагает решение следующих теоретических и эмпирических задач:

- провести анализ понятия современного терроризма, его содержательных компонентов;

- установить важнейшие типы источников возникновения и распространения современного терроризма;

- раскрыть главные социальные последствия современного терроризма;

- проанализировать основные подходы и модели объяснения тендерного аспекта терроризма с использованием дискурсивного метода анализа текстов;

- провести сбор эмпирических данных по особенностям социальных установок в условиях террористической угрозы в форме полуструктурированного интервью;

- разработать и провести компаративное исследование методом качественно-количественного контент-анализа репрезентаций образа мусульман, исламской религии в российских СМИ в связи с мировыми террористическими практиками; рассмотреть новые практики мобилизации противостояния террористической угрозе и её последствиям.

Научные положения, выносимые на защиту:

Терроризм - это нелегитимное применение или угроза применения насилия против лиц или объектов по жизнеобеспечению общества, объектов повышенной опасности для людей, окружающей среды, приобретающие в современных условиях глобальный характер, направленные на то, чтобы вызвать страх, достичь социально-политических целей и влекущие за собой ряд ожидаемых и неожидаемых последствий. Терроризм, силовой потенциал которого возрастает благодаря уязвимости современной цивилизации, в условиях глобального общества риска трансформируется в универсальное явление, вызывающее масштабные последствия, сопоставимые с последствиями феноменов такого уровня, как террор и война. Теоретически и практически терроризм чётко отличается от обычного уголовного преступления, которое не рассчитано на сценический эффект, а также от военных действий, которые в определенном смысле выступают как действия легитимные, инициируемые государством, властью, другими политическими институтами.

Предпосылками возникновения современного терроризма служат кризисные процессы политического, экономического, социального характера. К важнейшим источникам террористического насилия относятся: процессы, происходящие в социально-экономической структуре общества, вызывающие её дисбаланс, поляризацию, гипертрофированное неравенство; наличие глобальных и локальных рисков и угроз; трансформация ценностно-нормативной системы, влияние радикальных идеологий, межэтническая и межконфессиональная нетерпимость, влияющие на выбор насилия как типа политического поведения; неравное распределение власти и специфика властных отношений в обществе; психологические факторы. Сочетание всех перечисленных источников резко стимулирует возрастание террористического насилия.

Наряду с общими для мужчин и женщин основаниями участия в террористической деятельности существуют различные модели истолкования тендерных особенностей терроризма, которые содержатся в выводах учёных, парадоксах общественного мнения, транслируются в судебной практике и массовой культуре. Среди способов объяснений есть биологизаторские, психологизаторские и традиционалистские объяснения тендерных различий, женское участие в терроризме рассматривается сквозь призму героики революционного и национал-патриотического движения. Репрезентации женщин-террористок и мужчин-террористов в популярных СМИ существенно различаются. Женщины олицетворяют девиацию по отношению к мужчинам, так как демонстрируют сбой этнической идентичности, отклоняются от конфессиональных и тендерных норм.

Террористические действия вызывают ряд преднамеренных и непреднамеренных последствий, влияющих на многие аспекты и контексты социальной жизни. В связи с терактами в России, Израиле и США тревожной проблемой становится перенос ответственности с конкретных террористов на исламский мир в целом. В условиях мультиконфессиональной среды происходит трансформация отношения со стороны немусульманского большинства к носителям мусульманской культуры, распространяется стереотипное представление о том, что террористы - это исключительно выходцы из мусульманского мира, воспитанные на исламе. Подобные представления влекут обострение межэтнических и межконфессиональных отношений, легитимируют практики исключения со стороны социальных институтов, организаций и населения. Наряду с развитием программ по усилению безопасности необходимы меры по предотвращению взаимной нетерпимости и экстремизма.

Информационный взрыв, последовавший за трагическими террористическими событиями в США, оказал воздействие на модификацию всего коммуникативного поля. В российских средствах массовой информации прослеживается динамика репрезентации образа мусульман, исламской религии в связи с произошедшими 11 сентября 2001 года террористическими событиями. Многократное употребление газетами словосочетаний «мусульманский терроризм», «исламский экстремизм» подталкивает читателя к идентификации терроризма с мусульманами, всего терроризма с исламской религией, утверждая на уровне обыденного сознания расхожий стереотип, что ислам сопряжен с насилием.

Появление терроризма в нашей повседневности влечёт за собой возникновение новых государственных институтов, профессиональных групп, объединяющих усилия по борьбе с ним; организацию инициативных групп самозащиты жителей, использующих профилактические меры минимизации возможности терактов; появление новых практик культурных инициатив, выступающих инструментом социально-политической консолидации людей и свидетельством сострадания мирным жителям, пострадавшим от террористических действий. Организация новых форм противостояния глобальной террористической угрозе происходит не только на внутригосударственном уровне. Универсализация террористической угрозы влечёт за собой появление новых межгосударственных антитеррористических альянсов противостояния терроризму.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- по-новому проанализированы и обобщены подходы к семантике терроризма, предложено авторское определение терроризма;

- с современных теоретических позиций социологии проведено исследование источников возникновения террористических действий;

- впервые осуществлён анализ основных способов объяснения женских террористических практик, которые фиксируются в выводах учёных, парадоксах общественного мнения, транслируются в судебной практике и массовой культуре;

- с использованием дискурсивных стратегий в газетных публикациях выявлены образцы репрезентаций женщин - исполнительниц терактов;

- получены новые данные о динамике трансформации отношения со стороны немусульманского большинства к носителям мусульманской культуры в условиях мультиконфессиональной среды в связи с распространением стереотипного представления о террористах как исключительно выходцах из мусульманского мира, воспитанных на исламе;

- предложен новый эмпирический материал об изменении репрезентаций образа мусульман, исламской религии в связи с террористическими событиями 11 сентября 2001 года;

- рассмотрены новые практики мобилизации и сформулированы авторские рекомендации учреждениям и ведомствам по превенции и устранению последствий террористической угрозы.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значение для развития социологии насилия, этносоциологии, социологии образования, тендерных исследований, теории и практики социальной работы. Материалы диссертационной работы окажутся полезными при создании образовательных программ для студентов, магистрантов, аспирантов социологических, политологических факультетов, отделений социальной работы. Полученные диссертантом результаты могут быть привлечены при чтении специализиро ванных курсов по проблемам экстремизма и терроризма. Выводы диссертации могут быть использованы при разработке практических мероприятий соответствующими ведомствами по превенции террористических действий.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальный контекст современного терроризма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном диссертационном исследовании был проведён социологический анализ содержательных компонентов понятия современного терроризма. Основываясь на выделенных признаках терроризма, мы предложили его авторское определение, согласно которому, терроризм - это нелегитимное применение или угроза применения насилия против лиц или объектов по жизнеобеспечению общества, объектов повышенной опасности для людей, окружающей среды, приобретающие в современных условиях глобальный характер, направленные на то, чтобы вызвать страх, достичь социально-политических целей и влекущие за собой ряд ожидаемых и неожидаемых последствий. При этом, теоретически и практически важно чётко отличать терроризм от уголовного преступления, войны и других подобных явлений. Смешение терроризма с другими социальными феноменами влечёт за собой неверное их понимание, невозможность выработать правильное к ним отношение, найти оптимальные меры противодействия ему и предотвращения его последствий. Предложенное нами определение термина терроризм не претендует на универсальный, единственно верный подход и являлось «рабочим» при комплексном осмыслении многогранных аспектов феномена терроризма.

Причины возникновения и распространения терроризма не столь открыты и явственны, как обусловленный им рост террористической активности. С использованием системного подхода, мы установили, что источники террористических действий следует искать в плоскости анализа социально-экономических, политических, социокультурных и психологических особенностей развития общества. Стремление найти какой-то доминирующий источник или фактор, достаточный для объяснения феномена терроризма, на наш взгляд, не имеет научной перспективы, речь должна идти о множестве различных причин и способствующих им условий.

Правомерность такого подхода предопределяется многообразием видов терроризма, различием его целей.

Проведённый анализ важнейших источников террористического насилия показал, что к ним относятся процессы, происходящие в социально-экономической структуре общества, вызывающие её дисбаланс, поляризацию, гипертрофированное неравенство и рождение глобальных рисков и угроз. Также были исследованы психологические факторы, влияющие на террористическое поведение индивидов, рассмотрен так называемый «экстремистский тип» личности (его среднестатистические, доминантные характеристики), способствующий выяснению того обстоятельства, почему при примерно одинаковых условиях, в одних случаях терроризм возникает, а в других - нет. При этом, рассмотренные нами психологические факторы, влияющие на существование террористического феномена (многое объясняющие, хотя и имеющие достаточно общий характер) автоматически не ведут к террористическому «выходу». Психологические факторы - лишь одна из частей цепи причин феномена терроризма.

Анализ культурных источников террористического насилия показал, что на поведение индивидов воздействуют особенности исторического развития страны, трансформация ценностно-нормативной системы, восприятие радикальных идеологий, межэтническая и межконфессиональная нетерпимость, влияющие на выбор насилия как типа политического поведения. При объяснении возникновения и распространения терроризма важными стали политические причины (связанные с неравным распределением власти и спецификой властных отношений в обществе), поскольку терроризм, имея политическую направленность, существуя в сфере политических отношений, относится к той области политической борьбы, которая предполагает использование насильственных форм и методов. Итак, мы проанализировали социально-экономические, политические, социокультурные и психологические источники террористических действий, отмечая их взаимосвязь и важность каждой группы источников при объяснении возникновения террористического насилия. Сочетание всех перечисленных источников, на наш взгляд, резко стимулирует возрастание террористического насилия.

Результатом дальнейших исследований стало определение основных способов конструирования и объяснения идентификационного выбора женщин-террористок, которые содержатся не только в выводах учёных, в научных трактатах, но и парадоксах общественного мнения, «здравого смысла», которые транслируются в судебной практике и массовой культуре. Мы рассмотрели различные модели истолкования тендерных особенностей терроризма, при этом речь шла об объяснении участия женщин в русском дореволюционном движении, террористических организациях зарубежных капиталистических стран в 60-80-е годы XX века и в современных террористических практиках в постсоветской России.

Наряду с общими основаниями участия в террористической деятельности для мужчин и женщин, мы попытались привлечь биологизаторские, психологизаторские и традиционалистские объяснения тендерных различий, а также показать героику революционного и национал-патриотического терроризма, фиксируемую идеологией и массовой культурой. С использованием метода дискурсивного анализа, были исследованы образцы репрезентаций женщин-террористок в российских СМИ.

Мы продемонстрировали, что репрезентации женщин-террористок и мужчин-террористов в популярных СМИ значительно различаются. Женщины олицетворяют девиацию по отношению к мужчинам, так как демонстрируют сбой этнической идентичности, отклоняются от конфессиональных и тендерных норм. При этом стратегии журналистского дискурса, использующего патриархатные истолкования и осуждающего скверных, аномальных женщин, не принимали во внимание, что женское участие в террористических действиях соответствует логике уже не новых технологий боевых террористических или военных действий. Террористки нарушают стереотипы восприятия «женского» как пассивного, оказываясь не на своем месте и занимаясь не женским делом. Такая форма самореализации женщин оборачивается наложением новых, еще более жестких стереотипов.

В диссертационном исследовании был проведён анализ социальных последствий террористических действий. Реализация террористических угроз, в первую очередь, приводит к большому количеству человеческих жертв, материальным затратам, созданию атмосферы страха и ужаса, являющимся неизбежным и ожидаемым следствием применения терроризма. Однако, терроризм влечёт за собой появление множества рисков и угроз как неожидаемых следствий террористических действий. На наш взгляд, очевиден рост социального неравенства как следствие терроризма, растут миграционные потоки, влияющие на процессы на рынке труда, жилья, сопровождающиеся ростом ксенофобии со стороны местного населения, новыми импульсами национализма, демонизацией иных культур, межэтнической и межконфессиональной напряжённостью. Теракты вызывают волну ответных ударов (по странам, откуда происходит терроризм), из-за которых страдает мирное население (например, Чечня, Афганистан, Палестина). Миграция населения, в свою очередь, способствует транснациональной кооперации терроризма, универсализации террористической угрозы.

В эмпирической части исследования социальных последствий террористических практик дан анализ изменения социальных установок в условиях террористической угрозы. Результаты данной части исследования могут быть сформулированы следующим образом. Как показали проведенные интервью гипотеза о трансформации отношения со стороны немусульманского большинства к носителям мусульманской культуры в связи с террористическими актами в России, Израиле, США находит свое подтверждение в высказываниях респондентов, которых условно можно разделить на две группы: мусульмане, вновь прибывшие в Саратов и Саратовскую область, недавно мигрировавшие из «Кавказских» республик и «коренные жители», или мусульмане, живущие долгое время в регионе. В процессе исследования выяснилось, что мусульмане татарской национальности, традиционно проживающие на территории региона, давно интегрированные в городское сообщество выражают обеспокоенность понижением положительного восприятия как ислама в целом, так и представителей мусульманской веры.

В повседневной жизни, где люди связаны прежде всего узами местной групповой солидарности, явных изменений в отношении и установках со стороны немусульманских окружающих респонденты татарской национальности не отмечают. Представители национальных сообществ Саратовского региона, преодолевая негативные тенденции, активно участвуют в общественной деятельности, ориентированной на нахождение взаимопонимания и сотрудничества с другими народами. Действительно, в Саратовском регионе накоплен многовековой позитивный опыт совместного проживания, взаимодействия различных конфессий.

Как показало исследование, недоброжелательное отношение к себе особо почувствовали мусульмане - представители «кавказской» этничности. В этом случае вопросы конфессиональной принадлежности тесно соприкасаются с проблемами социально-экономических и межнациональных отношений. Наши респонденты отмечали случаи притеснения, унижения со стороны силовых ведомств, говорят о проявлении неприязни со стороны местного населения. Нередко объяснение негативного отношения к представителям данной группы информанты находили в принадлежности к различным конфессиям. Можно предположить, что православное население переносит свои негативные чувства на те этничности Кавказского региона или Средней Азии, которые внешне или по географическому признаку ассоциируются с представлениями терроризма в СМИ. Также, говоря об изменении отношения к исламу, респонденты отмечали, возникновение повышенного интереса со стороны немусульман к исламской религии.

Все информанты говорили о негативных последствиях информационной «войны», развёрнутой против ислама и людей его исповедующих, обвиняли СМИ в создании иррациональных настроений, враждебности к мусульманам и исламу. В связи с чем происходила активная консолидация представителей мусульманского мира, их участие в общественных мероприятиях - конференциях: «Ислам - религия мира» (Саратов, ноябрь 2001), «Ислам против терроризма» (Москва, апрель 2002), чтобы подтвердить своё несогласие с обвинениями, выдвигаемыми СМИ против ислама и людей, исповедующих исламскую религию. Поэтому следующим этапом исследования было изучение внешне ориентированных информационных источников - газетных публикаций, поскольку нас заинтересовало, как на самом деле СМИ представляли ислам и мусульман после террористических событий в США.

Проведён анализ межконфессионального вектора социальной напряжённости как следствия террористических практик. В результате исследования была зафиксирована динамика репрезентации образа мусульман, исламской религии в российских СМИ в связи с происшедшими 11 сентября 2001 года террористическими событиями. Материалами для изучения были публикации 2-х российских газет - «Комсомольской правды» и «Саратовских вестей», общей выборкой - 106 выпусков «Комсомольской правды» и 106 выпусков «Саратовских вестей». Проанализированные газетные материалы «Комсомольской правды» и «Саратовских вестей» за месяцы август - декабрь 2001 года характеризует ряд следующих моментов. Можно говорить об однотипной реакции СМИ, выражающейся в отслеживаемом в газетах «подъёме» интереса к теме «исламского терроризма» и исламской религии (большой объём посвящённых ей материалов, их центральное месторасположение), наблюдаемой динамике упоминания конструкта «мусульмане-террористы» (с различной частотой) в «Комсомольской правде» и «Саратовских вестях».

Отождествление мусульман с террористами передавалось посредством многократного употребления таких клише как: мусульманские террористы, исламские смертники и т.д. Результаты подсчёта появлений в газетных публикациях выбранных нами единиц счёта показывают, что «пик» количества упоминаний вышеуказанных словосочетаний «Комсомольской правдой» приходится на сентябрь 2001 года, для «Саратовских вестей» их число примерно равно в сентябре-октябре, отсутствует в ноябре, и, как и в случае с «Комсомольской правдой», также отсутствует в декабре и августе 2001 года (См. Приложение 2). Источник позитивных высказываний о исламе - чаще всего волна обращений религиозных лидеров, исследователей, оправдывающих религию перед общественностью. В ноябре 2001 года происходит «спад» интереса СМИ к данной теме, выражающийся в отсутствии упоминаний ислама, мусульман (декабрь 2001) как одной из мировых религий и исповедующих её, так и в контексте их отождествления с виновниками террористических событий.

Помимо указанных общих моментов в анализируемых изданиях различались способы подачи тем-индикаторов смыслового поля проблемы. В целом, если оценить содержание всех публикаций «Комсомольской правды» и «Саратовских вестей», где так или иначе упоминались мусульмане и ислам, то в «Комсомольской правде» приоритетом пользовались материалы, в которых создавался образ ислама и мусульман как причастных к терактам и муссировалась тема угрозы межцивилизационной войны. Исследуя материалы газет качественным методом анализа текстов мы зафиксировали перевес публикаций «Комсомольской правды» (38), в которых терроризм отождествляется с исламом, мусульманами по сравнению с теми, где создается позитивный образ исламской религии (17 публикаций). В «Саратовских вестях» прослеживалась иная картина: был зафиксирован перевес материалов, в которых создавался позитивный образ ислама (6), по сравнению с теми, в которых мусульмане отождествлялись с террористами и нагнеталась паника «межцивилизационной войны» (2);

Для исследуемых материалов «Комсомольской правды» характерно наличие ряда следующих моментов: глобализация конфликта между христианами и мусульманами, угроза его всемирного распространения, безусловно, пугающая обывателя вовлечением его в сферу военных действий, поскольку каждому человеку небезразличны его спокойствие и благополучие; экстраполирование, распространение отождествления с терроризмом на весь мусульманский мир, служащее стремлению обобщить конфликт, вовлекая в него огромное число участников; подача материала как «сверхфакта», то есть сообщению придаётся преувеличенное значение, уделяемое ему внимание не соответствует его важности; символизация -внимание уделяется таким вещам, как «чтение Корана» террористами, их восклицаниям «Хвала Аллаху», в иллюстрациях используется религиозная символика. При достаточной повторяемости данных образов появляется стабильный символ: образ мусульман как символ терроризма;

Саратовские вести» были пассивнее в акцентировании темы как «мусульманского терроризма» и «межцивилизационной войны», так и в освещении событий, связанных с исламской религией, темой «поддержки» мусульман и ислама как религии мира и стабильности, что выражалось и в относительно малом количестве соответствующих публикаций. Анализ газеты «Саратовские вести» показывает, что на страницах этого издания содержание публикаций носит в целом нейтральный характер при освещении посттеррористических событий: в газете отсутствовали антиисламская истерия и панический настрой по отношению к «межцивилизационной войне». Позиция «Саратовских вестей» была корректной, сбалансированной, что соответствует её статусу новостного губернского печатного органа, которому противопоказаны крайности в оценках и безаппеляционный пафос;

Различия в позициях «Комсомольской правды» и «Саратовских вестей», видимо, зависели от взглядов той части аудитории, на которую ориентировано данное издание. Дифференциация общества, требующая от СМИ избирательных действий, вызывает к жизни легион разносторонне ориентированных газетных изданий. Стратегии «Саратовских вестей», вероятно, во многом определялись как спецификой поликонфессионального региона, так и целевой аудиторией газеты. Как новостной губернский печатный орган, «Саратовские вести» ориентированы на отражение событий региона, где мировые события всё же занимают второстепенные позиции.

Позиции «Комсомольской правды» при освещении последствий террористических событий, возможно, зависели от её ориентированности большей частью на молодёжную публику (как наименее обременённую стереотипами), что проявлялось, в частности, в изобилии крайностей в оценках на её страницах. В то же время, можно предположить, что, являясь центральным печатным органом, данная газета более подвержена влиянию мирового дискурса по проблемам терроризма, инициатором которого, несомненно, выступает «потерпевшая сторона». Хотя, отмеченную динамику представления образа мусульман, подъёма и спада интереса СМИ к теме ислама мы предполагали и ожидали зафиксировать (косвенно это подтверждает выбранный нами временной период выборки проанализированных публикаций), проведённое исследование подтвердило наши априорные гипотезы, способствовало их обоснованию и конкретизации.

Как показали результаты дальнейшего исследования, среди социальных последствий террористических действий - мобилизация новых практик противостояния и превенции терроризма. Кроме огромных людских потерь, разрушения материальных, духовных ценностей, терроризм оказывает огромное воздействие на всю жизнь общества. Разрушительный потенциал, универсализация террористической угрозы, ставящие под вопрос существование жизни на Земле, становятся глобальной проблемой современности, требующей мобилизации всех человеческих и материальных ресурсов, направленной на ограничение, предупреждение распространения террористической угрозы, а также устранение, смягчение последствий террористических действий.

Появление терроризма в нашей повседневности влечёт за собой возникновение новых государственных институтов, новых профессиональных групп, объединяющих усилия по борьбе с ним, происходит добровольная, общественная организация инициативных групп самозащиты жителей, использующих профилактические меры для минимизации возможности терактов, появляются новые практики культурных, благотворительных инициатив, выступающие инструментом социально-политической консолидации людей и являющиеся актом солидарности, свидетельством сострадания мирным жителям России, других стран мира, пострадавшим от террористических действий. Причём, появление новых форм противостояния глобальной террористической угрозе происходит не только на внутригосударственном уровне. Универсализация террористической угрозы влечёт за собой появление новых межгосударственных антитеррористических альянсов противостояния терроризму. В опознании и осмыслении рисков, которыми чревато будущее, вероятно, кроется ключ к тому, чтобы совместно преодолеть исторический опыт применения террористического насилия.

 

Список научной литературыЩебланова, Вероника Вячеславовна, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Авдеев Ю.И. Основные тенденции современного терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы/Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС,2000.С.157-176.

2. Авдеев Ю.И. Типология терроризма // Современный терроризм: состояние и перспективы/Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С.54-72.

3. Альчук А. 9-11 // Тендерные исследования, №6. 2001.С.206-210.

4. Антология тяжёлых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей/Под ред. О.В. Красновой. М.: МШУ; Обнинск: «Принтер»,2002. 336 с.

5. Аристотель. Политика // Соч. в 4 тт. М.: Мысль, 1983. Т.4. 830 с.

6. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст, 1993.

7. Баллаева Е. Нереактивное исследование и доступные данные// Возможности использования качественных методов в тендерных исследованиях. Харьков: ХЦГИ. http:// www.gender.ru/public/ collection of articles, htm.

8. Барт P. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, Универс: Рея, 1994. 615 с.

9. Беглова Н.С. Терроризм поиск решения проблемы // США: экономика, политика, идеология. 1991. №1.С.36-45.

10. Бек У. Молчание слов и политическая динамика в глобальном обществе риска // http://www.academy-go.ru/Beck5.shtml

11. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-традиция, 2000. 365 с.

12. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.

13. Бовуар С. де. Второй пол. М.;СПб.: Прогресс; Алетейя, 1997. Т.1-2. 832 с.

14. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Урал. Университета, 2000. 96 с.

15. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: «Добросвет», 2000.

16. Бойко О.В. Репрезентация социальных проблем в российской прессе 90-х годов // Социологические исследования. 2002. № 8. С. 120-128.

17. Бородкин Ф.М. Социальный конфликт сквозь культуру // Мир России, 1999. №1. С.21-58.

18. Будницкий О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX начало XX в.). М.: РОССПЭН, 2000. 399 с.

19. Бурдье П. Начала. М.: Socio-Logos, 1994. 288 с

20. Бурдье П. Социология политики. М.: Socio-Logos, 1993. 336 с.

21. Бутовская Л.М. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека // Общественные науки и современность, 1998. №6.1. С.149-159.

22. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

23. Вебер М. Класс, статус и партия // Социальная стратификация. М.: ИНХПРАН, 1992. Вып. 1. С. 19-38.

24. Виноградский В.Г. Полевой этап работы. Получение первичного материала // Региональные агросистемы: экономика и социология: Ежегодник. Саратов, 1994. С. 138-145.

25. Витюк В.В., Эфиров С.А. "Левый" терроризм на Западе: история и современность. М.: «Наука», 1987. 315 с.

26. Владимиров В.А., Воробьёв Ю.Л. Управление риском: Риск. Устойчивое развитие. Синергетика. М.: Наука, 2000. 431 с.

27. Волек Т. Журналистская этика. СПб.: Институт развития прессы, Северо-Запад, 2002. 140 с.

28. Гаджиев К.С. Политическая наука. М.: Сорос-МО, 1994. 400 с.

29. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и образ врага // Психология национальной нетерпимости / Под ред. Ю.В. Чернявской. Мн.: Харвест, 1998. С. 187-208.

30. Гегель Г.В. Собрание сочинений. М.: Госиздат, 1934.Т.VII. 378 с.

31. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.

32. Гусейнов А. А. Понятие насилия и ненасилия // Вопросы философии. 1994. №6. С. 35-41.

33. Дахин В. Распад социальной ткани тоталитарного общества // Свободная мысль. 1994. № 2-3. С. 103-112.

34. Дашкова Т. Визуальная репрезентация женского тела в советской массовой культуре 30-х-40-х годов // Логос. 1999. №11-12. С.131-155.

35. Джери Д., Джери Д. Большой толковый социологический словарь. М.: «Вече», 1999. Т.1. 544 с.

36. Дмитриев А.В. Социальный конфликт. Общее и особенное. М.: Гардарики, 2002. 526 с.

37. Дмитриев А.В., Залысин И.Ю. Насилие: социо-политический анализ. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2000. 328 с.

38. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии для вузов/Под ред. В.И. Гараджа. 4.1. М.: Наука, 1994. С.69-91.

39. Дятлов В. «Торговые меньшинства» зарубежного востока: некоторые подходы к изучению этнических конфликтов в современной России // Этничность и экономика/Под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова. Санкт-Петербург, 2000. С. 6-12.

40. Дятлов В. Кавказцы в Иркутске: конфликтогенная диаспора // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г. Витковской, А. Малашенко. Московский Центр Карнеги, М.: Гендальф.

41. Емельянов В.П. Терроризм и преступления террористической направленности. Харьков: «Рубикон», 1997.176 с.

42. Женщины в легендах и мифах / Под ред. К. Ларрингтон. М.: Крон-пресс, 1998. 592 с.

43. Жеребкина И. Страсть: женское тело и женская сексуальность в России //Тендерные исследования. 1998. №1. С.154-175.

44. Жеребкина И. Удовольствие от войны, или война есть жизнь // Тендерные исследования. 2001. №6. С.31-40.

45. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: «Аспект-Пресс», 1996. 317 с.

46. Здравомыслов А.Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта и динамика массового сознания // Социологические исследования. 1993. №8. С.12-21.

47. Здравомыслова Е., Тёмкина А. Социальное конструирование тендера: феминистская теория // Введение в тендерные иследования.Ч.1./Под ред. И.А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. С.147-174.

48. Зиммель Г. Избранное. М.: Юристъ, 1996. Т.П. 607 с.

49. Зуев Ю.П. Динамика религиозности в России в XX веке и её социологическое изучение // Социология религии/под ред. В.И. Гараджа. М.: Аспект-Пресс, 1996. С.220-227.

50. Иванова Е. О тендерных особенностях памяти // Тендерные исследования. 1999. №3. С.242-252.

51. Ильин В.И. Социальное неравенство. М.: Институт социологии РАН, 2000. 280 с.

52. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: «Логос», 1998. 432 с.

53. Ипполитов К.Х., Гончаров С.А. Разрастание угрозы терроризма в регионе Северного Кавказа // Современный терроризм: состояние и перспективы/Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 104-120.

54. Исаев К. «Общество риска» в условиях глобализации // Социологические исследования. 2001. №12. С. 15-22.

55. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / Под ред. С.М. Прозорова. Вып 1. М.: «Восточная литература», РАН, 1998. 159 с.

56. Калюта A.M. Заголовок как индикатор речевого поведения // Методология исследований политического дискурса: Актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов.Вып.2/Под ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. Мн.: БГУ,2000.С. 157-163.

57. Карпенко О. «Эти гости, похоже, контролируют всю рыночную торговлю»: концепция «этнической экономики» через призму российской прессы» // Этничность и экономика/Под ред. О. Бредниковой, В. Воронкова. Санкт-Петербург, 2000. С.59-66.

58. Кому принадлежит культура? Общественные науки и перспективы исследований социокультурных перемен/Под ред. С.А. Ерофеева. 4.1. Казань: Терра-консалтинг, 1999. 264 с.

59. Кон И. Психология предрассудка // Психология национальной нетерпимости / Под ред. Ю.В. Чернявской. Мн.: Харвест, 1998. С.5-48.

60. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: опыт криминологического моделирования. М.: ФОРУМ-ИНФРА*М,1998. 216 с.

61. Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социологические исследования. 1993. № 8. С.32-36.

62. Лакёр У. Терроризм эпохи постмоденизма // США: экономика, политика, идеология. 1997. № 2. С.83-87.

63. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М.: «Восточная литература» РАН, 1995.312 с.

64. Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.

65. Лурье С.В. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. 448 с.

66. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 688 с.

67. Мангейм Дж.Б. Политология. Методы исследования. М.: "Весь Мир", 1997.

68. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. 700 с.

69. Маркович Д.Ж. Глобализация и экологическое образование // Социологические исследования. 2001. №1. С. 17-24.

70. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. М.: Госполитиздат, 1963. Т.23. 907 с.

71. Мещеркина Е. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методы анализа текста, интеракции и изображения // Введение в тендерные исследования. Ч.У Под ред. И. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, Санкт-Петербург: Алетейя, 2002. С. 197-237.

72. Мирский Г.И. Ислам и нация: ближний восток и центральная Азия // Политические исследования, 1998. №2. С.77-82.

73. Морозов И.Л. Женщины в ультралевом террористическом движении второй половины XX века // Проблемы общества проблемы женщины. Тезисы докладов международной научной конференции. Волгоград: Изд. ВГТУ, 1996. С.36-38.

74. Наумец А.Б. Влияние религиозного фактора на возникновение экстремизма // Современный терроризм: состояние и перспективы/Под ред. Е.И. Степанова. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 133-139.

75. Овсянников А.А. Система образования в России и образование России // Мир России. 1999. № 3. С.73-132.

76. Папич Ж. Национализм, война, тендер. Экс-феминность и экс-маскулинность экс-граждан экс-Югославии // Гендернын исследования. 1999. №2. С.5-24.

77. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.

78. Петрищев В.Е. Заметки о терроризме. М.: диториал УРСС,2001. 288 с.

79. Печески Р. Башни-призраки. Феминистские размышления над битвой между глобальным капитализмом и фундаменталистским терроризмом // Тендерные исследования. 2001. №6. С.6-24.

80. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические аспекты исследования) // Социологические исследования. 1999. №7. С. 62-71.

81. Поэтика и политика: Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. М.: «Институт эксперементальной социологии», СПб.: «АЛЕТЕЙЯ», 1999. 350 с.

82. Ревяко Т.И. Террор и антитеррор: покушения, взрывы, убийства. Минск: Литература, 1997. 608 с.

83. Рейнхарц С. Феминистское мультиметодное исследование // Введение вгендерные исследования/Под ред. Жеребкина С.В. Харьков: ЦГИ,2001;СПб.: Алетейя, 2001. 4.II. С.364-386.

84. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. «Делать знакомое неизвестным.» Этнографический метод в социологии // Социологический журнал. 1998. № 1/2. С. 36-64.

85. Садков Е.В. Маргинальность и преступность // Социологические исследования. 2000. №4. С. 43-47.

86. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2000. 256 с.

87. Салимов К.Н. Современные проблемы терроризма. М.: «Щит М», 1999.216 с.

88. Семёнова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.

89. Серебрянников В.В. Социология войны. М.: «Ось-89», 1998. 320 с.

90. Синельников А. Паника, террор, кризис. Анатомия маскулинности // Гендерные исследования, №1. 1998. С.211-228.

91. Скиннер Б.Ф. Технология поведения // Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С.29-45.

92. Сорокин П.А. Горькая жатва Марса // Новое время. 1990. №49.С.40-43.

93. Сорокин П.А. Кризис нашего времени // Американская социологическая мысль: Тексты/Под ред. В.И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С.366-372.

94. Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России/Под ред. Е. Ярской-Смирновой, П. Романова. М.ИНИОН РАН, 2002. 454 с.

95. Федотова В.Г. Терроризм: от старого к новому // Философские науки. 2003. № 2. С.5-26.

96. Фейербах JI. Сущность христианства // Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955. Т.П. 943 с.

97. Фельдман Д.М. Политология конфликта. М.: Издательский Дом «стратегия», 1998. 200 с.

98. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. 292 с.

99. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994. 446 с.

100. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1990. 269 с.

101. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М.: Магистериум : Касталь, 1996. 446 с.

102. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) // «Pro et Contra». Весна. 1997.

103. Хоффер Э. Истинноверующий. Мн.: ЕГУ, 2001. 200 с.

104. Хунагов Р.Д., Шадже А.Ю. Кавказский фактор в современной России // Социологические исследования. 2001. № 3. С. 77-80.

105. Шарп Дж. Роль силы в ненасильственной борьбе // Вопросы философии. 1992. № 8. С.30-39.

106. Шнырова О.В. Милитантский период в суфражистском движении Великобритании начала XX века // Женщина в российском обществе. 2000. №4. С.60-66.

107. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социальные исследования. 2001. №1. С.6-17.

108. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996.414 с.

109. Щебланова В., Ярская-Смирнова Е. Трагические парадоксы женского терроризма // Тендерные исследования (Харьковский центр тендерных исследований). № 1. 2001. С. 235-245.

110. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М.: «Весь Мир»,2003. 208 с.

111. Эфиров С.А. Партизанские войны и терроризм // Политические конфликты: от насилия к согласию. М.: Институт социологии РАН, 1996. С.179-187.

112. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М.: Добросвет, 2001. 596 с.

113. Ярская В.Н. Социальная политика в контексте глобализации // Статьи российских социологов для участников русского форума на XY всемирном конгрессе социологов в Брисбейне. Австралия, 7-13 июля. РИЦ ИСПИРАН. М., 2002. С. 140-145.

114. Ярская В.Н. Этнокультурная ситуация в современной России // Проблемы образования и воспитания в полиэтническом обществе: Сборник научных трудов/Под ред. И.Р. Плеве, С.И. Замогильного. Саратов: СГУ, 2002. С.13-23.

115. Ярская В.Н. Этнологический дискурс конфликта // Этнос и власть: местное самоуправление и этнические конфликты. Часть 1. Саратов: ПАГС, 1999. С.13-19.

116. Ярская-Смирнова Е.Р. Одежда для Адама и Евы: Очерки тендерных исследований. М.: РАН ИНИОН, Саратов: СГТУ, 2001. 254 с.

117. Chaplin Е. Sociology and Visual Representation. London and New York: Routledge,1994.

118. Fiske J. Television Culture. London: Methuen, 1987.

119. Friedan B. The Feminine Mystique. New York: W.W. Noerton, 1963.

120. Hoffman B. Terrorismus der unerklarte Krieg. Frankfurt am Main: S.Fischer Verlag GmbH, 1999.

121. Knight A. Female Terrorists in the Russian Socialist Revolutionary Party I I Russian Review. 1979. № 38(2), April.

122. Laqueur W. Terrorismus: die globale Herausforderung. Frankfurt/M., Berlin: Ullstein, 1987.

123. MacDonald E. Shoot the Women First. New York: Random House,1982.

124. Midlarsky M. The Disintegration of Political Systems: War and Revolution in Comparative Perspective. Columbia (S.C.): University of S. Carolina Press, 1986.

125. Monaghan R. Single-Issue Terrorism: A Neglected Phenomenon? // Studies in Conflict & Terrorism. 2000. №23. P.255-265.