автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социальный психоанализ как метод исследования российской ментальности

  • Год: 2006
  • Автор научной работы: Зайцева, Елена Георгиевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Социальный психоанализ как метод исследования российской ментальности'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Зайцева, Елена Георгиевна

Введение.

Глава 1. Методологические проблемы исследования ментальности.

1.1. Ментальность: понятие и формы.

1.2. Сущность и специфика культурологического анализа ментальности.

1.3. Российская ментальность: природные предпосылки и социокультурная обусловленность.

Глава 2.

Гносеологический потенциал социального психоанализа в исследовании российской ментальности.

2.1. Методы изучения и понимания ментальности.

2.2. Психоанализ и исследование социального бессознательного.

2.3. Развитие социально-психоаналитических исследований в России.

 

Введение диссертации2006 год, автореферат по культурологии, Зайцева, Елена Георгиевна

В настоящее время в гуманитарных науках существует возрастающий интерес к проблеме ментальности вообще и российской ментальности в частности. Обусловлен этот интерес целым рядом причин, важнейшей из которых является настойчивое стремление понять специфику российской цивилизации и культуры, без идеологических шор прочесть ее историю, дать конструктивные ответы на вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?», проследить перспективы развития России в XXI веке, предложить эффективные пути социально-экономических преобразований. Проводимые реформы показали, что никакие изменения не дадут положительного результата, если не будут реализовываться с учетом особенностей традиционного сознания, культуры, ментальности народа.

Как показывает анализ социальной реальности, актуальность исследования диктуется тем фактом, что в социальной реальности есть такой срез, который невозможно осмыслить только с помощью теоретического анализа, так как остаются области, не поддающиеся рациональному осмыслению, но оказывающие значительное, если не решающее влияние на состояние общества и его развитие. Возникает необходимость в адекватной интерпретации явлений и метаморфоз общественной психики, взаимосвязи коллективного сознания и бессознательного, которая во многом определяет состояние коллективной психики и влияет на социальные процессы. Эту совокупность рационального и иррационального в социуме наиболее адекватно выражает понятие ментальность.

Среди проблем, определяющих актуальность исследования, необходимо выделить диалог культур. Проблема эта имеет несколько аспектов. Первый - выявление специфики российской ментальности в контексте взаимоотношений народов бывшего Союза. Распад искусственного единства остро поставил проблему этнического многообразия страны, антагонизма, взаимных обид и претензий. Налаживание конструктивных связей и сотрудничества, воссоздание на новых основаниях утраченной комплиментарности между народами бывшего Союза невозможно без постижения сущности российской ментальности. Такой подход в какой-то степени позволит понять, почему такой исторически долгий период этносы находили силы жить вместе и почему в отношениях наступил кризис, приведший к распаду страны.

Другой аспект связан с интеграцией со странами Западной Европы. В пореформенной России особую актуальность приняла дискуссия об историческом пути России и ее месте среди европейских культур и народов. Налаживание экономических, политических, культурных связей невозможно без глубокого знания партнера, без знания его ментальности. В этом смысле компаративистский анализ российской и западноевропейских ментальностей и культур поможет избавиться от стереотипов и заблуждений, идеологических искажений и ложных идеалов. Попытка заглянуть в другую культуру и другую ментальность поможет лучше выразить свою собственную сущность и собственную ментальность.

Третий аспект данной проблемы может быть сформулирован в рамках дихотомии «Восток-Запад». Споры о специфике восточного и западного стиля мышления, ментальности, пути чрезвычайно актуальны в контексте проблем глобализации, понимаемой как экспансия культуры западного типа на весь мир, и противостоянии ей стран, и географически и культурно «восточных». Сегодня важнейшей стала задача определить место России в этом сложном соотношении сил, выработать конструктивную стратегию действия, истинные цели, ориентиры, предпочтения. Развитию партнерских отношений в этом противостоянии сил должно помочь глубокое изучение российской ментальности, глубинных основ ее истории, традиций, духовности, культуры, политики.

Необходимость разработки проблемы ментальное™ определяется и потребностями наук об обществе - культурологии, социальной философии. Современное понимание общества рассматривает его как социокультурный феномен, и его деятельность определяется не только социальными, но и культурными и психологическими связями. Изучение ментальности поможет вскрыть новые детерминанты человеческого поведения. Степень разработанности проблемы.

Сложный характер ментальности как социокультурного и социально-психологического явления привел к тому, что она исследуется специалистами различного профиля и с различных методологических позиций.

Как сущностная характеристика этничности ментальность изучалась в работах Г. Айзакса, Дж. Армстронга, П. Ван ден Берге, К. Гирца, Г. Кона, У. Коннор, Э. Шилза, Д. Фишмана.

С историко-генетических позиций феномен ментальности исследовался в работах С. Гросби, Р.Кохланда, Г. Мердока, Д. Стронга, А. Смита, Дж. Эллера.

Социологическое понимание ментальности развивавлось в творчестве М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, Т. Парсонса.

Проблемы "конструирования" ментальных структур как выявления типов "повседневности" анализируются П. Бергером, П.Бурдье, Э. Гидденсом, Т. Лукманом, Э. Хобсбауном.

С точки зрения идентификационных процессов, ментальность исследуется в работах Э. Балибара, Б.Виндельфанса, И. Гофмана, X. Данекена, М. Дугласа, Дж. Мида, А. Шюца, Т. Шибутани.

Проблема вариативности менталитетов в эпоху глобализации и мультикультуризма ставится и анализируется в трудах А. Аппадуран, Дж. Бартона, У. Бека, Ф. Беккер, Н. Глейзера, М. Лумана, Р. Робертсона, Л. Скляра, Г. Тернборна, У. Уотерса и др.

Исторический аспект исследования ментальности прослеживается в работах Ф. Барта, М. Блока, Ф. Броделя, Э. Карра, Дж.Д .Кола, К. Райтсона, Дж. Реннера, JI. Стоуна, Дж.М. Тревельяна, Дж. Хейла, Дж. Хекстера, Г. Элтона.

Об «антропологическом повороте" в изучении феномена ментальности можно судить по трудам А. Бюргера, М. Дигенса, Ж. Дюби, М. Крома, Р. Шартье, В.П. Алексеева, Ю.Л. Бессмертного, С.Г. Кима, Л.П. Репина, В.В.Соргина и др., а также по исследованиям представителей такого значимого для гуманитарной науки второй половины XX века направления, как "история ментальностей" ("историческая антропология", "школа "Анналов", "новая интеллектуальная история"): Ф. Арьеса, М. Блока, П. Брауна, Ж. Делюмо, Ж. Ле Гоффа, Р. Мандру, Г. Мартала, Ж .Ревеля, Л.Февра, Ж.К. Шмита, А .Я. Гуревича.

В рамках "истории повседневности" интересующие диссертанта вопросы освещались в произведениях К.Гинзбурга, Э.Гренди, Дж. Леви, X. Медика, Ж. Ревеля, Д.-У. Сэбиана и др.

Психологические и социально-психологические основания ментальных стратегий и практик изучались в работах Д. Абрамса, Б. Вандельфейса, К. Клейна, П. Нора, Дж.Тернера, Дж.Уинтера, Э.Фромма,

B. Франкла, П.Фассела, М. Хальбвакса, М. Хогга, Р. Шотта, Э. Эриксона, К.-Г.Юнга.

Вопросы становления и функционирования национального самосознания российской ментальности, ее социокультурных и социально-психологических оснований относятся к числу сравнительно хорошо разработанных в отечественной гуманитарной науке и особенно в русской философии XIX- начала XX вв. Изучению и трактовке оснований и специфики русского национального сознания посвятили свои классические труды историки Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, П.Н. Милюков,

C.М. Соловьев, философы Н.А.Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, К.Д. Кавелин, Л.П. Карсавин, И.В. Киреевский, П.И. Новгородцев,

К.Н. Леонтьев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Н.С.Трубецкой, П.А. Флоренский, А.С. Хомяков, П.Я. Чаадаев и многие другие, социологи Б.П. Вышеславцев, Н.И. Киреев, П.А. Сорокин, психологи В.М. Бехтерев, JT.C. Выгодский, А.А. Потебня, Н.И. Ухатов, Н.Н. Ухач-Огорович, М.А. Шлензер и др.

В последние десятилетия различные аспекты интересующей диссертанта проблематики разрабатывали крупные отечественные философы, психологи, историки, этнографы, культурологи: С.С. Аверинцев, М.Н. Афасижев, JI.M. Баткин, М.М. Бахтин, В.В. Бычков, В.П. Визгин, Э.Ф. Володин, О.И. Горянинова, А.В. Гулыга,

A.Я. Гуревич, П.С. Гуревич, А.А. Зимин, Э.В. Ильенков, М.М. Ковальзон, Т.Ф. Кузнецова, В.Н. Лазарев, Ю.М. Лотман, Я.С. Лурье, С.В.Лурье,

B.C. Малахов, Э.С. Маркарян, Б.В. Марков, Н.А. Минкина, A.M. Панченко, В.Н.Топоров, М.Б. Туровский, А.А. Разин, А.И. Уткин, В.Г. Федотова.

Вопросы теории национального сознания, самосознания, национального характера и социокультурной идентичности рассматривались такими отечественными специалистами, как Ф.Ю. Албакова, Ю.В. Арутюнян, А.С. Ахиезер, А.О. Бороноев, Ю. В. Бромлей, Г. Гачев, Н. Д. Джандильдин, Л. Н. Дробижиева, З.В. Знак, С.К. Иванов, К. Касьянова, В.К. Кантор, М.Э. Коган, И.С. Кон, П.И. Кушнер, В.В. Мавродин, B.C. Малахов, Л. А. Микешина, И.В. Мостовой, Г.К. Никитина, Н. Е. Осипов, Г. Померанц, Б.В. Поршнев,

A.П. Скорик, С.П. Токарев, В.А. Тишков, А.Я. Флиер, A.M. Эткинд, И.Г. Яковенко и др.

Различным аспектам применения социально-психологической аналитики для исследования феномена ментальности и социокультурных форм ее объективации посвящены работы Ф. Александера, Р. Дадуна,

К. А

B. Дехорна, Э. Джонса, И. Кремериуса, Г. Маркузе, Ж. Марти, Т.Мозера, Э.Рудинеско, М. Ручки, Й. Спектора, Б. Урбана, Л. Шертока, Т. Хенеля.

Философские интенции и компоненты социально-психологической аналитики, а также ее прикладное значение для гуманитарных наук (литературоведения, культурологии, эстетики, этики и др.) исследованы в работах следующих отечественных авторов: М.Н. Афасижева, А.С.Ахиезера, М.М. Бахтина, П.С. Гуревича, А.И.Белкина, Ю.М. Бородай, Н.В.Ветрова, В.Н. Волошинова, А.Н. Вронского, Р.Ф. Додельцева, E.JI. Дубко, А.П. Евласьева, JI.T. Левчука, В.М. Лейбина,

A. Р. Лурия, К. Касьяновой, М. М. Ковальзон, А. А. Кузнеца,

B.И. Овчаренко, В.Н. Полонского, В.Д.Попова, М.М. Решетникова, А. М. Руткевича, А.В. Соколова, В. В. Сухого, М. Б. Туровского, А.П. Федоркиной, М.Г. Ярошевского.

В условиях такого высокого уровня изученности проблемного поля, в пределах которого разрабатывается тема диссертационного исследования, особую значимость приобретает четкость ее локализации и тщательность определения основных теоретико-методологических целеустановок.

Теоретико-методологические основания исследования базируются на работах и идеях ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области социальной философии, культурологии, истории, социальной, философской и культурной антропологии, социальной психологии, культурно-исторической и когнитивной психологии, эпистемологии и когнитологии.

Основной метод анализа характеризуется сочетанием культурологического, историко-философского, социопсихологического подходов, в своей межпредметной системности направленных на исследование российской ментальности как сложно организованной целостности. Кроме того, в процессе изучения данного феномена в диссертации использовались сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-типологический, структурно-функциональный методы, применялся герменевтический и феноменологический анализы.

Соблюдались принципы единства логического и исторического, теоретического и диахронного аспектов изучения российской ментальности.

Система применяемых теоретико-методологических теорий, приемов, установок и принципов структурировалась в русле социально-психоаналитической традиции, которая выступает в данном диссертационном исследовании как смыслоопределяющая и доминантная.

Объектом исследования является феномен ментальности, как социально-психологический комплекс, определяющий поведение этноса в ситуации сложносоставных социокультурных сред различного типа.

Предмет исследования - социально-психологическая аналитика в приложении к рассмотрению особенностей российской ментальности.

Цель и задачи диссертационного исследования.

Основной целью диссертационного исследования является разработка научно обоснованного подхода к выявлению гносеологического, эвристического потенциала социально-психологической аналитики как теоретико-методологического основания изучения российской ментальности.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• проанализировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию ментальности; выявить ее типологические и субстанциальные характеристики, на основе чего разработать ее системно-структурную атрибуцию;

• исследовать культурно-исторические предпосылки, факторы и механизмы формирования российской ментальности и особенности ее объективации в современных социокультурных контекстах;

• построить концептуальную модель российской ментальности как культурно-психологического феномена, сложившегося в специфических условиях российского развития и оказывающего обратное влияние на поведенческие, мотивационные, целевые стратегии россиян, нормативы их социокультурного самополагания и идентификации;

• определить методы и способы субстанциализации ментальности в социально-психологическом дискурсе; установить границы исследования социального бессознательного и специфику его гипостазирования и описания в социально-психологическом дискурсе;

• выявить креативный теоретико-методологический потенциал социально-психологической аналитики и применить его для исследования российской ментальности;

• изучить особенности развития социально-психоаналитических исследований в России как особой формы этно-культурной репрезентации и интерпретативной модели российской ментальности;

Научная новизна диссертации состоит в выявлении гносеологического и эвристического потенциала социально-психологической аналитики применительно к изучению механизмов, форм и способов субстанциализации и объективации российской ментальности в дискурсах натурализации и психологизации, закрепленных в концепте социокультурной идентичности.

• Гносеологические основания социально-психологической аналитики позволили рассмотреть российскую ментальность в единстве сознательных и бессознательных психосемантических практик, определяющих поведенческие, мотивационные и целевые стратегии российского этноса в различных исторических условиях его социокультурного самоопределения;

Применение эвристического потенциала социально-психологической аналитики дало возможность изучить российскую ментальность как системно-структурный комплекс объективированных и необъективированных этнических конструктов, актуализирующихся в координатах эссенциализации, реификации и гипостазирования социального дискурса и социальной деятельности, задаваемых рамками национальной культурной традиции, адаптивно-адаптирующими практиками и содержанием этноспециализированного опыта проживания и переживания жизни;

Выявлено и показано значение «факторов темпоральности», «месторазвития» и «местоположения» российского этноса для формирования доминантных структур российской ментальности как пространства интерпретации смысла этничности, реализованного в структурах российского культурного универсума; Исследована духовная, идейная, историческая и культурная составляющая российского ментального кода как результата развития российского этноса, на основе чего выявлены и описаны «центральные зоны», остающиеся неизменными при всех трансформациях жизни российского социума;

Системно-структурная атрибуция российской ментальности, проведенная с позиций социально-психологической аналитики, показала, что российская ментальность до сих пор сохраняет антиномичный характер, являющийся воплощением противоречивого синтеза исходных установок практического опыта жизни на стыке нескольких культурно-цивилизационных традиций и проявляющийся в оборонительно-регулятивном комплексе, исключительной чувствительности к внешним угрозам (как реальным, так и мнимым), повышенной национальной уязвимости, переносе границ между «своими» и «чужими» внутрь национального самосознания, в сложнопротиворечивой субординации дуального и тринарного ментальных и психосемантических кодов;

• Выявлены теоретические, исторические и культурные источники психоаналитических исследований в России; вскрыта их зависимость от традиционного противостояния «почвеннической» и «западнической» парадигм; показана внутренняя противоречивость современной социально-психологической аналитики в России, вытекающая не только из специфики национальной рефлексии фрейдистской, постфрейдистской традиции, но и из диверсификационной сложности самого предмета анализа, существующего в транзитивном социокультурном контексте. Теоретическая и практическая значимость работы определяется выявлением специфики культурологического подхода к анализу ментальности, определения понятия, сущности феномена и методов его исследования. Выводы диссертации имеют значение для дальнейшей разработки методологии исследования ментальности как в рамках социального психоанализа, так и в области культурологии, истории, этнологии, социологии. Результаты, полученные в диссертационном исследовании, могут использоваться в практической деятельности (в создании диалогового пространства межличностной, международной, межкультурной коммуникации, в системе социального управления), применяться в учебном процессе - при чтении курсов по культурологии, философии, истории, социальной психологии, социальном менеджменте.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальный психоанализ как метод исследования российской ментальности"

Заключение.

Итак, исходя из выработанного в исследовании определения ментальности как синтеза сознательных и бессознательных элементов в психике социума, можно заключить, что адекватным методом исследования бессознательной составляющей ментальности является социальный психоанализ. Он в совокупности с методами истории, философии, социологии, изучающими сознательные элементы ментальности, позволяет устранить белые пятна и дать полную развернутую картину того, что представляет собой ментальность, проанализировать ее сущность.

Социальный психоанализ объектом своим имеет социальное бессознательное, содержанием которого является социально-психологический опыт индивида и социума. Представители данного социума, оказавшись в одинаковой социально-исторической ситуации, получают сходный социально-психологический опыт. Процесс переваривания этого опыта состоит из осмысления, рационализации и мифологизации. Рациональное осмысление опыта - свидетельствует о работе сознания, мифологизация, образно-конкретное оформление его - о работе бессознательного.

Предмет социального психоанализа - общественный интерес и потребности, социальные ценности, мотивация, «душа народа» - традиции, обычаи, народные предания, суеверия, обряды, мифы, факты народной жизни. Исследования сущности российской ментальности методом социального анализа позволяют задействовать обширный материал исторических, этнологических, социологических, филологических и лингвистических исследований, и выделить главные темы, первичные мифы, архетипы, глубинные установки, создать объемный образ «коллективной личности» российского этноса.

Поиски этого образа, которые традиционно велись отечественной философской и общественной мыслью, сегодня чрезвычайно актуальны.

Одной из важнейших задач модернизации России является обретение конструктивных идей, символов, культурных знаков, обретение новых смыслов и ориентиров.

Социальный психоанализ, применяя метод анализа социального бессознательного посредством интерпретации символов и мифологических образов, способен не только в значительной мере расшифровать российскую ментальность, но и направить поиски новой российской идеологии на конструктивный путь. Социальный психоанализ как метод находится в стадии становления, но его цели и задачи ясны - через соотношение сознания и бессознательного исследовать психологическое состояние общества, тенденции его развития, понять соответствие проводимых экономических реформ устойчивой системе ценностей и социальных представлений, сознательных и бессознательных установок, которые и составляют ментальность социума.

143

 

Список научной литературыЗайцева, Елена Георгиевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. Т.4, 1994, №4.

2. Абульханова-Славская К.А., Енакаева P.P. Российский менталитет или игра без правил? (российско-французские кросскультурные исследования и диалоги) // Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996.

3. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы второго пришествия // Вопросы философии. М., 2000, № 10.

4. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа. Вопросы философии, 1991, №4.

5. Арьес Ф. История ментальностей//История ментальностей и историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

6. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. От прошлого к будущему. Т.1. Новосибирск, 1997.

7. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Теория и методология. Т.2, Новосибирск, 1998.

8. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

9. Барт Р. Избранные работы. М., 1989.

10. Ю.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

11. И.Берк П. Сила и слабости ментальностей // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

12. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

13. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

14. Бертран М. Бессознательное в работе мысли и социальные идеалы // Психоанализ и науки о человеке. М., 1995.

15. Блок М. Феодальное общество.М., 2003.

16. Блок М. Апология истории. М., 1973.

17. Бунин И.А. Окаянные дни. М., 1990.

18. Большакова А.Ю. Феномен русского менталитета: основные направления и методы исследования // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999.

19. Брюшинкин В.Н. Феноменология русской души // Вопросы философии. № 1, 2005.

20. Бэкон Ф. Новый органон. М., 1938.

21. Варга А.Я. Ментальность россиянина глазами семейного психотерапевта // Ментальность россиян: (специфика сознания больших групп населения России). Под ред.Дубова И.Г. М., 1997.

22. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

23. Выгодский J1. Из работы «Исторический смысл психологического кризиса» // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

24. Визгин В.П. Ментальность, менталитет// Современная западная философия: Словарь.М., 1991.

25. Гадамер X.- Г. Истина и метод. М., 1988.

26. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

27. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988.

28. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992.

29. Горский А. А. Русская история: проблемы менталитета. М., 1994.

30. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987.

31. Граус Ф. Ментальность в средневековье // История ментальностей и историческая антропология: зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

32. Грищук А.И., Ковальзон М.М. На пути постижения ментальности. С.-Пб., 2003.

33. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1997.

34. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1998.

35. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. С.-Пб., 2002.

36. Гуревич А.Я. Категории культуры. М., 1992.

37. Гуревич А.Я. Интервью с Жаком Jle Гоффом // Мировое древо. 1993, №2.

38. Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

39. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики // Вопросы философии. М., 2000, № 10.

40. Гуревич А., Вовель М., Рожанский М. Ментальность \\ 50\50: Опыт словаря нового мышления. Под общей редакцией М.Ферро и Ю.Афанасьева. М., 1989.

41. Гуськова Т.С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. Курск, 1997.

42. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

43. Деборин А. Фрейдизм и социология // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

44. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

45. Дильтей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

46. Дильтей В. Введение в науки о духе. Опыт полагания основ для изучения общества и истории. Собр.соч., т. 1, М., 2000.

47. Динцельбохер П. История ментальностей в Европе // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

48. Джидарьян И.А. Проблема счастья в русском менталитете //Российский менталитет. Психология личности, сознание, социальные представления. М., 1996.

49. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

50. Дюби Ж. История ментальности // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

51. Дюпрон А. Проблемы и методы истории коллективной психологии // История ментальностей. Историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

52. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

53. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

54. Жоделе Д. Социальные представления как элементы, опосредующие отношение к отклонению // Психоанализ и науки о человеке. М., 1995.

55. Егошина В.Н. Менталитет русских в оценке иностранцев в XIX-начале XX вв // Россия на грани тысячелетий: историческая трансформация и социально-духовные поиски. М., 1998.

56. Загадка человеческого понимания. М., 1991.57.3алкинд А.Фрейдизм и марксизм. Марксизм и психология. // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

57. Иванов С.К. Размышления о России и русских: Штрихи к истории русского национального характера. М., 1996.

58. Иванова С.Ю. Историко-культурные аспекты российской ментальности // Проблемы философии культуры. Ставрополь, 1999.

59. История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

60. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

61. Кайдалов В.А. К вопросу о ментальности российской духовности, (http:// www.diaghilev.perm.ru)

62. Калашников М.Ф. Особенности формирования русского менталитета // Новые идеи в философии. Пермь, 1999. Вып.8.

63. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры. М., 2001.

64. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 2003.

65. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. М., 1988.

66. Ковальзон М.М. Китайский буддизм и американский протестантизм о нравственном самосовершенствовании личности: два пути к одной цели // Философские науки, № 9, 2005.

67. Ковальзон М.М. Ментальность как философская категория //Русская цивилизация между Востоком и Западом. Тезисы докладов региональной межвузовской конференции. М., 1998.

68. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

69. Ключевский В.О. Курс русской истории. Соч.в 9 т., М., 1987. Т. 1.

70. Кузнец А.А. О социальном психоанализе // Вопросы философии, № 3, 1998.

71. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // История ментальностей и историческая антропология : Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

72. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

73. Ле Гофф Ж. Ментальности: двусмысленная история // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные иссследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

74. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.

75. Лебон Г. Психология народов и масс. С-Пб., 1896.

76. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.

77. Лейбин В.М. История психоанализа в России // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

78. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XYIII нач.Х1Х века) С-Пб., 1994.

79. Лотман Ю.М. История и типология русской культуры: Семиотика и типология культуры. С-Пб., 2002.

80. Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т.1. Таллин, 1993.

81. Лурия А. Психоанализ как система монистической психологии // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

82. Лурье С.В. Историческая этнология. М., 1997.

83. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. М., 1993.

84. Малахов B.C. Неудобства с идентичностью // Вопросы философии, №2, 1998.

85. Манекин Р.В. Некоторые аспекты методологии квантификационного исследования ментальности // Вести Московского университета. Сер. 7. Философия. 1992. № 1.

86. Мандоль Ж. Альбигойская драма и судьбы Франции. С-Пб., 2000.

87. Марков Б.В. Разум и сердце. История и теория менталитета. С-Пб., 1993.

88. Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России). Под ред. Дубова И.Г. М., 1997.

89. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.

90. Мостовая И.В., Скорик А.П. Архетипы и ориентиры российской ментальности//Политические исследования, № 4, 1995.

91. Михина Е. М. От составителя // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

92. Николаева И.Ю. Новые методологии исследования власти // Методология науки. Вып.2. Нетрадиционная методология. Томск, 1997.97.0леарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. С-Пб., 1906.

93. Олейников Ю.В. Природный фактор российской ментальности//Философские исследования. М., 1999, № 3.99.0лескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопросы философии, № 11, 1992.

94. ЮО.Осипов Н.Е. О психоанализе // Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль. М., 1994.

95. Осипов Н.Е. Революция и сон //Труды Русского народного университета. Отдел «Философия». Прага, 1931.

96. Ю2.0сновы социального психоанализа. Под ред.Попова В.Д. М., 1996.

97. От постиндустриального к информационному обществу: проблема изменения менталитета и принципов деятельности // Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997.

98. Ю4.Панкратов В.Н. Культура взаимопонимания в процессе диалога // Истины и ценности на рубеже ХХ-ХХ1 веков. М., 1992.

99. Полежаев Д.В. Ментальность личности и культура // Искусство, образование и наука в преддверии III тысячелетия. Волгоград, 1999.

100. Юб.Попов В.Д. Социальный психоанализ в России: необходимость и перспективы // Вопросы философии, № 12, 1999.

101. Попов В.Д. Социальный психоанализ в России: противоречия и перспективы. М., 1997.

102. Разин А.А. Менталитет: широкий и узкий план рассмотрения. Ижевск, 1994.

103. Раульф У. Предисловие к сборнику «История ментальностей. К реконструкции духовных процессов» // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

104. Ю.Решетников М., Кирсанова JI. Особенности Санкт-Петербургскойментальности, ее российские и нероссийские корни // Российский психоаналитический вестник, № 3-4, М., 1994.

105. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М., 1996.

106. Ришар Ж.В. Ментальная активность: понимание, рассуждение, нахождение. М., 1998.

107. Розанов В.В. Религия и культура. T.l. М., 1990.

108. Российская ментальность: история и современность. Сб. Научных трудов. С-Пб., 1993.

109. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии, № 1, 1994.

110. Российский энциклопедический словарь. М., 2000.

111. Российское сознание: психология, культура, политика. Материалы II Международной конференции по истории психологии российского сознания «Провинциальная ментальность России в прошлом и будущем» (4-6 июля 1997 г.), Самара, 1997.

112. Самойлов Д. Свеча в метели. М. 1999.

113. Семенов В.Е. Типология российских менталитетов и имманентная идеология России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия: Философия, политология, социология, психология, право. С-Пб., вып.4, 1997.

114. Симонов К. Стихи о Великой Отечественной. М., 1985.

115. Соколова С.Н. Духовность и менталитет: к вопросу о соотношении понятий. Тула, вып. 1,1997.

116. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Том 1-2. М., 1988.

117. Таршис Е.Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования. М., 1999.

118. Телленбах Г. Ментальности в средневековье: концепции и практика исследования // История ментальностей и историческая антропология: Зарубежные исследования в обзорах и рефератах.1. М., 1996.

119. Троцкий Л.Д. Сочинения. М.-Л., 1927.

120. Туровский М.Б. Философское обоснование истории культурологии (материалы семинаров) //Постижение культуры. Вып. 7, М., 1997.

121. Туровский М.Б. Рождение рефлексивной культуры (к постановке проблемы)//Постижение культуры, Вып.5-6, М., 1996.

122. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. М., 1999.

123. Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

124. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: Избранные статьи по философии Русской истории и культуры. Т. 2. С-Пб., 1991-92.

125. ИО.Федоркина А.П. Трансперсональная психология и проблемы социального психоанализа // Основы социального психоанализа. Под ред. Попова В.Д. М., 1996.

126. Федоркина А.П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. М., 1997.

127. Филатов В.П. Парадоксы эмпатии // Загадка человеческого понимания. М., 1991.

128. Флоровский Г. Пути русского богословия. Париж, 1937.

129. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого Я // Я и Оно. М., Харьков, 2003.

130. Фрейд 3. Тотем и табу // Я и Оно. М., Харьков, 2003.

131. Фромм Э. Из плена иллюзий. Как я столкнулся с Марксом и Фрейдом//Душа человека. М., 1992.

132. Фромм Э. Концепция человека у Маркса// Душа человека. М., 1992.

133. Харитонов А.Н. Восприятие идей З.Фрейда психоаналитиками в Советской России в 20-е годы // Российский психоаналитический вестник, № 2, 1992.

134. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIY и XY веках во Франции и

135. Нидерландах. М., 1988. МО.Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989.

136. Швырев B.C. Понимание в структуре научного сознания // Загадка человеческого понимания. М., 1991.

137. Шерток JI., Стенгерс И. Гипноз удар по нарциссизму // Вопросы философии, № 4, 1991.

138. Швырев B.C. Понимание в структуре научного сознания // Загадка человеческого понимания. М., 1991.

139. Эткинд А. М. Хлыст. Секты, литература и революция. М., 1998. 146.Эткинд А. М. Эрос невозможного: История психоанализа в России. М., 1994.

140. Юнг К.Г. Аналитическая психология. М., 1995.

141. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

142. Юнг К. Г. Душа и миф. М., 1997.

143. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы. С-Пб., 1994.

144. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.

145. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.

146. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. С-Пб., 1997.

147. Bock Ph.K. Continuities in Psyhological Antropology. San Francisco, 1980.

148. Benedict R. Patterns of Culture. Boston and New York, 1934.

149. Kottak C. Ph. Cultural Antropology. New York, 1982.

150. Gorer G., Rickman J. The people of Great Russia: a Psychological Study. -London, 1949.

151. Devereux G. Etnopsychoanalsis. Berkley. Los Angeles, 1978.

152. Eisenstadt S.N. Tradition, Change and Moderntiy. New York, 1973.

153. Neumann I.B. Russia and the Idea of Europe: A Study in Identity and International Relations. London: Routledge, 1996.

154. Royce A.P. Ethnic Identity: Strategies of Diversty. Bloomington, 1982.