автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социодинамика техногенной цивилизации как предмет философско-методологического анализа

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Дорогенский, Андрей Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Социодинамика техногенной цивилизации как предмет философско-методологического анализа'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социодинамика техногенной цивилизации как предмет философско-методологического анализа"

Белорусский государственный университет УДК 101.8:316 Р Г Б 0Я

Дорогенский Андрей Вячеславович

Социодинамика техногенной цивилизации как предмет философско-методологического анализа

09,00.11. - социальная философия

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

МИНСК - 1996

Работа выполнена в Белорусском государственном университете

11аучный руководитель - доктор филос. наук, профессор Яскевич Ядвига Станиславовна

Официальные оппоненты: доктор филос. наук, профессор

Петушкова Евгения Васильевна

кандидат филос. наук, доцент Кандричин Николай Александрович

Оппонирующая организация - Институт философии и права

АН Республики Беларусь

Зацита состоится 9 января 1997 года в 14.00 на заседании совета по защите диссертации ( Д 02.01.13 ) в Белорусском государственном университете по адрссу: 220050 г.Минск, пр-т Ф. Скорины, д.4, ауд.206.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белгосуниверситета.

Ш.

Автореферат разослан 1996г

Ученый секретарь совета

по защите диссертаций /Allí

кандидат филос. наук, доцент -^/7¡^[(^{¿¿^ А П. Ждановский

ОЫЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

диссертационного исследования обусловлена рядом (факторов конкретно-научного и общекультурного характера. Данная постановка проблемы связана, во-первых, со все более полным осознанием общецивилизационного характера нынешнего глобального кризиса и поиском ошимальных вариантов его преодоления. Большинство авторов, зафатвакнцих данную проблематику, указывают на особую роль еознательно^еловеческт! деятельности как главного инструмента общецивилизационной трансформации и подчеркивают,__что успех такой

Зра11сф()рма1и1ина1фямую5аписит__от.........глубины проникновения в

сущность__цивилизационных процессов. Во-вторых, выбор темы

диссертационного исследования обусловлен нынешним состоянием постсоветской социальной философии, испытывающей определенные методологические проблемы, связанные с поиском новых моделей процесса метрическою развития. Кризис формаиионного редукционизма привел современную социальную философию в состояние перманентного поиска и оценки новою методологическою содержания, освоения и переосмысления накопленного массива философско-исторических идей в их свяш с последними достижениями в различных областях междисциплинарных исследований. Одной из таких перспективных

моделей является концепция__цивилизациоиной динамики.

Последовательно пройдя стадию попыток включения понятия "цивилизация" в теорию общественно-экономических формаций и этап освоения достижений мировой историко-философской и социологической мысли в исследовании цивилнзационного развития, современная философия V вступила в стадию наполнения понятия "цивилизация" конкретным меюдоло! ическим содержанием. Подвергнуты анализу такие стороны как генезис цивилизации с выявлением сущностных оснований цивилнзационного ражития, возможности построения системных моделей цивилизованного общества, характер динамики цивилизационных ) процессов, технологические и информационные аспекты цивилнзационного | развития. Постсоветская социально-философская мысль вплотную подошла j к синтезу различных аспектов анализа цивилнзационного бытия в единую систему представлений о культурных, социальных, технологических и ириродных'связях. "

Цивилизацнонная тематика представляется особенно важной I контексте определения места и роли суверенной Беларуси в постсоветском, европейском и мнропом цивили »анионном пространстве.

Связь работы с крупными научными программами, темами Диссертационное исследование выполнено в рамках научно-исследовательской темы "Экологические ценности и приоритеты £ динамике науки и культуры" на кафедре философии и методологии наукг Белгосунинсрситета.

Цель и основные задачи исследования. Исходя из очерченног проблематики, степени се разработанности, автор ставит перед собоЬ цель на основе системно-функционального подхода исследован социодинамику техногенной цивилизации, выявить ее основные факторь и механизмы развития. Достижение указанной цели предполагает постановку и'решение следующих задач:

- проведение компаративистского анализа основных теорш цивилизационного развития с целью определения общих для данных теор;и' ключевых проблем цивилизационной динамики;

у - кошфетизацию методологии цивилизационного подхода чере: интерпретацию его проблематики в контексте современного состояние научного знания;

- построение концептуальной модели цивилизационной динамики < привлечением аппарата системно-функционального описания I специализациях данной методологической конструкции исследовании техногенного социума;

- установление закономерностей социодинамлки техногенной общества и определение логики цивилизационного процесса;

- выявление эвристической значимости методологии цивилизационноп подхода для решения проблем технологической и социокультурно! модернизации современного общества.

г

Научная новизна полученных результатов состоит в том, что:

- впервые устанавливается зависимость ___содержа.ни?

цивилизационного подхода от общих тенденций развития научного знания I кон>фетно-исторически^1ериод;

- цивилизационные процессы моделируются с привлечением аппарат; системно-функционального описания;

- разработана методологическая конструкция, способна: репрезентировать цивилизационные процессы благодаря примс»енин методики структурно-диахронического исследования;

- общие механизмы цивилизационного развития раскрываются на материале динамики основных полепечем техногенной цивилизации ;

- циклические колебания в экономике, технологии, демографии и других сферах общественного развития рассматриваются как проявление общих процессов самоорганизации цивилнзационпой системы;

- логика цивилизационного развития трактуется как многомерный процесс самоорганизации техногенного социума,

- поливариантность цивилизационного выбора эксплицируется в качестве основания для разработки стратегии и тактики общественной трансформации в современных условиях.

Практическая значимость полученных результатов определяется тем, что цшзилизационная парадигма историко-философского исследования наполняется конкретным методологическим содержанием, соответствующим современному состоянию научного знания. Сис1емный характер диссертационно!о исследования позволяет использован, его результаты для составления целевых кратко- и долюерочных программ технолог ической, экономической, социокультурной модернизации. Результаты исследования MOiyr использоваться при изучении проблематики базового курса философии и чтении спецкурсов в рамках курса социальной философии и культурологии.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту.

1. Анализ основных концепций цивилизационного развития позволяет установить зависимость их методологическою содержания от общего состояния научного знания в период, соответствующий становлению той или иной теории.

2. Аппарат системгэ-функционального и структурно-диахронического анали за дает возможность представить характер прямых и обратных связен внутри цнвилизационнОй системы, адекватно отражая процессы ее развития.

3. Техногенная .цивилизация является относительно интегрированной, иерархически организованной системной целостностью, в которой можно выделить три основные функциональные подсистемы (культурную, социально-деятельностную и технологическую), взаимодействующие между собой.

4. Циклический характер динамики техногенного социума является отражением процессов самоорганизации в отдельных компонентах и на разных уровнях цивилизационной системы{^ивйлизационш предстает как многомерный процесс самоорганизации, проявляющийся в

виде иерархии циклов обновления цивилизационного содержания на разных уровнях системной организации социума.

5. Переход реформирующихся обществ в стадию

"информационной" цивилизации определяется характером и темпами технологической трансформации и трансляции ценностно-смысловых установок постиндустриальной культуры в общественное сознание.

Апробация результатов диссертации.

Результаты диссертационного исследования докладывались на международной научно-практической конференции "Философия

социального действия и перспективы демократии" (1994 г., г.Минск), и на научно-практической конференции "Проблемы социальной динамики в посттоталитарных обществах" (1995 г., г. Минск).

Опубликованность результатов.

Материалы по теме диссертационного исследования

опубликованы в тезисах к трем научно-практическим конференциям, статье в сборнике научных трудов и статьях в журналах "Весш'к БДУ" и «Гумаштарна-эканам1чны веешк».

Структура и объем диссертации.

Диссертация состоит из введения, общей характеристики работы, трех глав, выводов и списка использованных источников из 122 наи хнований. Общий объем диссертации составляет 95 стр., из них список использованных источников занимает 8 стр.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

В первой главе диссертационного исследования дается обзор основных проблем и направлений формировашиг-методологии цивилизационного подхода.__- ' ~~ ~ -------

Отправной точкой для данного исследования являются работы Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби и П.Сорокина, представляющие собой попытки построения целостных^.„ко^щег!ции цивилиза!шощюй_динамики. Масштабность этих теорий, их нацеленность ла поиск имманентных механизмов цивилизационного развития предопределили их особую роль в формировании цивилизационного подхода.

Наряду с попьпками оформления целостного видения

цнвилизационного ратития в зарубежной исторической и социально-философской мысли (])0рмирус1ся установка па фрагментарный анализ

определенных аспектов цнвнлизациошюго___бьпия. По сути

цивилизационный подход к изучению истории западноевропейского общества используется Ж.Ле£оффом,^1у>родсдем^Ж.Д1оби и другими представителями "новой исторической науки". Методологически важной { является проблема исторического времени разной длительности, поставленная в рамках данной школы. Некоторые вопросы -политической, экономической и культурной динамики цивилизаций отражены в работах Дж. Ван дер Мулла, И.Валлерстайна, Дж. Модельски, У.Томпсона, Н.Элиаса.

Утверждение цнвилизационного подхода в советской социальной „ философии связано с решением двух дискуссионных вопросов: о субординации категорий "формация" и "цивилизация" и соогношении ПОНЯ1ИЙ "цивилизация" и "культура". В решении первой проблемы важную роль сыграли работы Л.И Новиковой, М.П.Мчедлова, идеи, содержащиеся в материалах Всесоюзного совещания "Цивилизация и исторический процесс" (М., 1983), сборнике докладов "Цивилизация как проблема историческою материализма" (М., 1983), Несмотря на то, что в этих исследованиях категория формации выступает как всеобщее по отношению к понятию цивилизации, участники дискуссии выходят на обсуждение таких проблем как цивилизация и экологическая среда (З.И Файпбург, Т.Ф.Борисова, А С.Молчанов и др.), цивилизация и "стадиальный регион" как ее структурный компонент (М.А.Барг, Е.Б.Черняк, А.И.Чистозвонов, Л.Д.Митева, В.Н.Ярская, В.С.Поликарпов и др.), личностное измерение цнвилизационного бытия (Ф.Н.Сумятин, А.Ф.Полис, В.А.Герт), генезис цивилизованных сообществ (В.М.Массой, И В.Клягин, С.3 Крапивенский, Л.С.Васильев и др.).

В решении вопроса о соотношении понятий "культура" и "цивилизация" формируются две основных позиции, изложенные в работах 3 С.Маркаряна - с одной стороны, и в работах В.М.Межуева, Э.А.Баллера, А.И.Арнольдова и др. - с другой. Согласно первой точке ' зрения, цивилизация есть стадия развития культуры, согласно второй культура выступает как творческое начало исторического процесса, а цивилизация сводится лишь к форме организации социальной жизни.

Важный шаг в исследовании цивилизацк лшой проблематики был сделан в первой половине 1980-х годов специалистами по развивающимся странам. В работах Л.И.Рейснера, коллективных монографиях

"Развивающиеся страны: экономический рост и социальный прогресс" (М„ 1983), "Развивающиеся страны в современном мире. Единство и многообразие"(М.,1983), "Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного" (М., ■ 1984) творческое применение формационной методологии к действительности Азии,Африки и Латинской ' Америки проявилось в использовании понятия "социально-генетического кода" или "социального генотипа", отражающего этапы истории того или иного социума.

В конце 1980-х гг. наметился отход от доминирования формационной методологии в пользу цивилизационного подхода, о чем свидетельствуют^ материалы дискуссий на страницах журналов "Вопросы \/ философии" "(1989, N 10) и "Мировая экономика и международные отношения" (1990, N 5,9; 1991, N 5,6,12). В ' это же время Б.Г.Капустиным, М.А.Бпргом, Г.Г.Дилигенским, В.С.Стелимым были предприняты шаги в направлении применение цивилизационного подхода ч/ к анализу техногенного социума. В работах Н.Моисеева, А.И.Ракитова, ( П.Назаретяна решались задачи адаптации проблематики "информационной" ] цивилизации к традициям отечественной социальной философии.

В 1990-х гг. цивилизационный подход обнаруживает тенденцию к использованию методологии системного анализа и поня.лйного аппарата синергетики, что нашло свое отражение в работах Н.С.Розова, Р.Ф.Абдеева, А.П.Назаретяна. Проблема циклизма в цивилизационном развитии зсграгивается в коллективной монографии "Волновые процессы в общественном развитии" (Новосибирск, 1992), работах Ю.В.Яковца, А.М.Полетаева, И.М.Савельевой и некоторых других авторов.

В заключении первой главы делается вывод о том, что отечественная социальная философия вплотную подошла к проблеме построения такой модели цивилизационной системы, само строение которой указывало бы на характер динамики техногенной цивилизации и движущие силы ее развития.

Во второй главе автор конкретизирует ' методологию

цивилизационного подхода, привлекая понятийный аппарат системно-функционального анализа.

В черном разделе второй главы внимание фокусирует я на преломлении ключевых проблем цивилизационной динамики в работах"

_____________________________________________________ 9--------------------------

И.Я.Данилевского, С) Шпенглера, Л.Тонной и П.Сорокина'. Целью такого ретроспективного обзора является компаративистский анализ становления категориального аппарата и методологического инструментария исследования цивплизациошюи динамики на вековом отрезке развития научного знания. Продук!ивность такого исследования, по мнению автора, обусловлена тем, что при всем различии таких объектов философско-методологического анализа как локальные цивилизации традиционного типа и техногенный социум, в развитии последнего сохраняют свое действие ряд факторов и механизмов социокультурной динамики традиционных обществ.

Подчеркивается, что на современном этапе наиболее эффективна установка на позитивное усвоение тех идей указанных концепций, которые резонируют с некоторыми разработками в рамках современного естественно-научного и гуманитарного знания.

Указывая на правомерность группировки теорий Данилевского, Шпенглера, Тойнби и Сорокина в единый ряд, автор обосновывает связь них теорий и зависимое п. их методолог ни от тенденции развития научною знания в с001ве1сгвующий период Однако несмотря на различия, обусловленные социокультурным своеобрашем исторических периодов, в работах вышеназванных авторов можно выделить некоторые общие блоки проблем: детермшннм и индетерминизм в развитии цивилизации, роль и характер "факторов случайности" в цивилизас-^онном процессе, соотношение цикличности и линейности. Общая логика развития методологии цивилизационного подхода выводит нас на тс проблемы, коюрые поднимаются сейчас в рамках синергетики. Выход на

еннер] егическую проблематику_закладывает новые возможности для

исследования цивилизационной __динамики. Становится очевидной насущная "н^бходи\шсть создания^ функциональных моделей

цивилизационной системы, включающих фактор человеческой

су бьею явности в цивилизационные процессы, учитывающих изменение структуры социального времени, вызванное применением парадигмы исторического круговорота, пригодной для анализа пространственной структуры цивилизации, движущих сил и направлений ее развития.

Во втором разделе второй главы предпринимается попытка

1. Данилевский Н.Я. Россия и Европа,- С.-Пб., 1871; Шпенглер О. Закат Европы - М.,1993. - Т.1; Тойнби А. Постижение истории,- М., 1991; Сорокин 11 Социологические теории современности,- М.,1992; Sorokin P. Social and Cultural Dynamics - N.-Y., L„ 1962,- V. 1-4.

моделирования процессов цивилизационной динамики помощью

методологии системного подхода, активно разрабатываемого в трудах Э.Маркаряна, Н.Моисеева, А.Назарстяна, А.Ракнтова и др. За основу принимается определение цивилизации как такой стадии исторического развития, на которой "происходящие в обществе социально-экономические, политические и идеологические процессы представляют собой в целом динамическую систему прямых и обратных связей, воздействующих на весь культурно-общественный комплекс" При этом обосновывается идея дополнения системной методологии некоторыми положениями синергетики, поскольку в этой области особое внимание уделяется процессам динамики систем с нелинейным тшю^рэтштш^ Главным условием моделирования цивилизационной системы являетсявозможность репрезентации с ее помощью процесса развития.

Поскольку тема исследования предполагает рассмотрение цивилизации в диахронии, основной акцент делается на функциональные, деятельностные характеристики. Системная модель цивилизационной динамики применительно к задачам данного исследования выступает как системно-функциональная. Выделяются три главные функциональные подсистемы: технологическая, социально-деятельностная и культурная. Построение модели цивилизационной динамики подразумевает последовательное развертывание выделенных подсистем в их взаимосвязи. Анализ техногенного социума предусматривает усиление акцента на исследовании технологии как активна развивающейся системы в ее связи с научно-инновационной практикой.

В качестве основания системно-функционального моделирования принимается принцип иерархического построения цивилизационной системы. Иерархические уровни подсистем цивилизации

определяются числом, расположением и природой, а также степенью когерентного кооперативного поведения функционально подобных

элементов 2. В роли общей для трех главных подсистем переменной,

<

относительно которой происходит выделение иерархических уровнен, выступает пространственно-временной интервал, в рамках которого некоторая совокупность характеристик, явлений, функций системы выступает как наиболее существенная детерминанта протекающих процессов.

I.Массой В.М. Эпоха первых цивилизаций. - Вопросы истории,- 1986,- N 3-С.62..

2.11иколис Дж. Динамика иерархических систем: Эволюционное представление,-М,- 1989,-С.253.

Входе методологическою анализа подсистема культуры предстает как иерархически организованная матрица категорий, различающихся по степени обобщеииосш содержания, пространственным и временным масштабам детерминации мышления и поведения индивидов. Между уровнями культурной матрицы отсутствуют четкие границы,

категориальные и структуры различных уровней взаимопроникают друг в друга, обусловливая тем самым относительную интегрированноеть культурной подснс1еми и вин1мозависимос1ь ее компонентов. Основанием для иерархического моделирования социально-деятельностной подсистемы цивилизации выступает последовательное расширение границ активности социальных субъектов: индивид-семья - различные контактные группы - социально-политическая система - культурная общность. При анализе строения технологической подсистемы автор указывает на необходимость отхода от структурно-элементного анализа технических артефактов и усиления акцента на исследовании функциональных характеристик 1ехнологии. В данном контексте автор раскрывает сущность и содержание иерархических уровней технологической подсиочемы и укапывает, что данная модель характерна именно для течжпенното социума, технологии которого в достаточной степени диверсифицированы и динамичны.

Структуру функциональной модели цивилизации . дополняет анализ кространствепно-ге01рафического среза цивилизационной реальности, который представляет собой иерархию стадиальных регионов. Иерархическое рашертывание пространственной структуры цивилизации дасг возможность акцентировать внимание на особенностях цивилизации как географически динамичного образования, установление границ которого возможно лишь через анализ взаимодействия с иными цивилизационными ком|лексами.

Системно-функциональная .модель цивилизационной динамики по ¡ноляет в целом адекватно отразить проблематику

цнвилизационного подхода, оформленную в основных теориях развития цивилизаций.

В третьей главе диссертации предпринимается попытка приложения системно-функциональной модели цивилизационной динамики к анализу техногенного социума, и на данной основе исследуются прогностические возможности методологии цнвилизационного

подхода.

В первом разделе третьей главы ставится задача применения избранной модели к описанию и объяснению предыдущих этапов развития

техногенной цивилизации с целью конкретизировать предлагаемую модель, подтвердить или опровергнуть ее в некоторых деталях и наметить дальнейшие направления методологического поиска. Этот поиск напрямую связан с необходимостью' интерпретации в рамках избранной модели современных процессов перехода техногенного социума в стадию "информационного" общества. Основной задачей анализа современной трансформации является уяснение сущности и глубины внутрисистемных изменений техногенной цивилизации.

Исходя из этой проблематики и осуществляется своего рода систематизация конкретного исторического материала, характеризующего различные стороны бытия техногенного социума. Поскольку цивилизация описывается как открытая иерархическая система с нелинейным типом развития, то для нее характерны общие для этого класса систем механизмы самоорганизации. Обобщенные выводы исследований такого рода систем, содержащиеся • в работах Д.Николнса, Е.А.Седова, Р.Ф.Абдеева', свидетельствуют в . пользу циклической интерпретации процесса самоорганизации. Поэтому ведущим ..ринципом систематизации исторического материала является установление иерархии циклических или процессов в различных областях техногенного социума и установление характера их взаимокорреляции.

Поскольку динамика собственно культуры являлась предметом пристального внимания в большинстве теорий цивилизационного развития, в данном разделе более подробно" анализируются цикпические процессы в экономической, технологической, научной, демографической сферах цивилизационной реальности (технологическая и социально-деятельностная подсистемы цивилизации) в их взаимосвязи. Обнаружение циклических процессов в развитии таких разных систем как рыночная капиталистическая и плановая социалистическая свидетельствует о том, что анализируемые явления самоорганизации техногенного социума носят общий для всех социальных систем характер.

Поиск фактов, свидетельствующих о реальности процесса самоорганизации техногенной цивилизации, является одной из основных задач данного раздела. Одним из таких фактов автор считает явление пространственной и временной синхронизации экономического, технологического и демографического развития.

Цивилизационные взаимодействия осуществляются через включенность

1. Пиколис Ож. Указ. соч.; Седов Е.А.// Информация и управление.-М. 1985; Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации.-М., 1994 ~

------------------------------------------------13

в ли процессы человеческого сознания, мышления поведения, через которое производится информационное воздействие категориальных структур культуры. Одной из главных идей этого раздела является тезис об изначальной равнозначности технологических, социально-

деятелыюстных и культурных факторов цивилизационной динамики техногенного социума, что не исключает, однако, приоритетной роли одного или нескольких из них на определенных уровнях цивилизационной системы и на определенных этапах ее развития.

Во втором разделе третьей главы автор делается попытка определить, в рамках избранной методологии, логику цивилизационного процесса, и на этой основе оценить перспективы технологического и социокультурного развития модернизирующихся регионов, к которым относится и Республика Беларусь.

Уникальность социокультурной и геополитической ситуации, в которой оказались государства СНГ, инициирует многочисленные попытки обоснования возможной стратег ии развития и выбора направления их культурного, экономического и политического дрейфа. В спектре мнений по этому вопросу доминирующей становится позиция, согласно которой исходными положениями для такого рода прогнозирования и планирования являются общие тенденции цивилизационного развития техногенного социума.

Логика цивилизационного процесса оценивается в русле парадигмы многомерности циклов развития человеческой цивилизации. Такое видение логики цивилизационного развития как процесса

многоуровневой самоорганизации является определенной идеально-типической конструкцией, в чистом виде не существующей. Вместе с тем, автор полагает, что данное представление реально помогает систематизировать многообразие характеристик цивилизационного развития.

Одной из главных идей такой трактовки социодинамики цивилизации является тезис о многомерности бифуркационных состояний, через которые проходит цивилизованный социум в процессе своего развития. В контексте данной идеи автор обозначает основные проблемы цивилизационной трансформации и их возможные перспективные решения. Для Беларуси эти проблемы выражаются не только в необходимости технологической модернизации, социально-экономического и политического реформирования. Наряду с этими, общими для всего постсоветского пространства, задачами существуют такие проблемы как разработка конкретных механизмов формирования новых смыслосодержаний культуры и преодоления на этом пути барьера некоммуникативности личностных смыслов, ликвидация

т.н. "архаического синдрома" в постсоветском общественном сознании путем новой рациональной ценностно-смысловой реконструкции глубинных семантических комплексов культуры. Не менее актуальна проблема выбора культурно-идеологических императивов, которые не только помогают решать конкретные задачи социально-экономического и политического реформирования Республики Беларусь и определять характер интеграционных процессов в рамках СНГ, но и актуализируют содержание ценностно-смысловых установок постиндустриальной культуры, таких как: синтетическое .восприятие человека и природы, ненасилие, культурный плюрализм, этноконфессиональная терпимость и др.

Системно-функциональная трактовка цивилизационного подхода в целом помогает адекватно оценить характер и уровень проблем, встающих перед нашим обществом на рубеже веков, и может лечь в основу методологии разработки конкретных программ социокультурной и технологической модернизации.

ВЫВОДЫ

1. В современной ситуации методологического вакуума в отечественной социальной философии, образовавшегося с отходом от формационного редукционизма, на передний план выдвигается цивилизационный подход как методология философско-исторического исследования, отвергающая наличие незыблемых законов исторического развития. В условиях сложного взаимозависимого мира цивилизационная методология, направленная на широкий охват проблем, максимальный учет всех факторов развития (и прежде" всею "фактора человеческой субъективности), плюралисщщцый анализ разных культур в сочетании с особыми формами соцгальной практики становится особенно актуальной. Значение цивилизационного подхода возрастает также в связи с кризисом мировоззренческих осиований утраты исторической псрспсктивы___и ориентиров общественного развития. Поэтому одной из главных задач, стоящих перед современной социальной философией, является интерпретация логики исторического процесса через призму методологии цивилизационного подхода. "--------

2. Анализ основных теорий цивилизационной динамики, продиктованный стремлением рассмотреть в ретроспективе развитие проблемного содержания и категориального аппарата цивилизационного подхода, демонстрирует зависимость его методологических оснований от общих установок научного знания в период, соответствующий становлению той

или шкч! |(.ч)рии, Органицистекий редукционизм Н Я.Данилевского и О.Шпежлера, петтивизм (или "английский эмпиризм") А.Тойнби, системный подход П.Сорокина несли на себе отпечаток соответствующих научных парадигм. Несмотря на методологические различия, которые не MOi.ni не сказаться и на проблемном содержании указанных теорий, единемш историософской . концепции исторического круговорота

обусловило и наличие общей проблематики: детерминизма и индетерминизма ' в развитии цивилизации; роли и характера "фактора случайности" и места человеческой субъективности в историческом процессе; проблемы исторического времени и циклического характера цивилизационной динамики, направления цивилизационного развитая; циклизма и рождения нового цнвилизационного содержания

(соотношение цикличности и линейности). Общей тенденцией] [

развития методологии цнвилизационного подхода является постепенное. . расширение степени свободы, отказ от цнвилизационного детерминизма, поиск оптимального соотношения цикличности и поступательности в развитии цивилизаций, "оправдание" возможности рождения новою цнвилизационного содержания через влияние случайных факторов

3. На современном этапе развития науки становится актуальным обновление методологического содержания цивилизационного подхода,

преломление его проблематики через призму идей_уттсрсалъ1юга

эволюционизма, систсмологии и синергетики. В контексте данных идей цивилизация предстает как относительно интегрированная системная целоеIноеть, состоящая из трех основных функциональных подсистем, о Технологическая подсистема выполняет функцию внешнего метаболизма с окружающей природной и социокультурной средой; упорядочение внутреннего метаболизма является главной функцией соцнально-деятельностной подсистемы; культура выступает как специфический способ существования информации, обеспечивающий способность системы к опережающему отражению путем создания внутренней модели внешнего мира. Философско-методологический анализ цивилизационного подхода подразумевает постепенное развертывание этих подсистем в двух проекциях: "вертикальной" - как структурно-диахроническое выделение уровней системной организации, и "горизонтальной" - разделение на компоненты в пределах каждого уровня.

Применение "нвилизационного подхода в его систем но-функциональной трактовке изучению какого-либо^ феномена означает^ локализацию данного феномена по основным подсистемам и уровням

цивилизационной системы и выявление всего многообразия прямых и обратных связей с иными компонентами цивилизационной целостности.

4. Циклический характер динамики техногенного социума свидетельствует о наличии сущностных процессов самоорганизации 'техногенной цивилизации, являющейся открытой системой с

нелинейным типом развития. Цикл ц и в и л и з ац и о н но г о___р a i виги я ~ - это

"зажатая" между двумя" бифуркациями траектория поиска системой состояния устойчивого равновесия на определенном иерархическом уровне системной организации. Наблюдение явлений циклической динамики в экономической, технологической, демографической, научной, политической сферах цивилизационной реальности подтверждает системный характер развития техногенного социума, а существование циклов разной длительности в этих сферах подтверждает целесообразность

иерархического моделирования. Пространственная и временная

синхронизация социодинамики техногенного общества свидетельствует о проявлении в цивилизационном развитии одного из главных системных свойств: направлением организации цивилизационной системы является повышение уровня ее организованности, увеличение негэнтропии. Интегрирующим фактором цивилизационной динамики является индивидуальное и общественное сознание, через которое осуществляется информационное* воздействие категориальных структур к^'льтуры. Характер социодинамики техногенной цивилизации свидетельствует в пользу равнозначности технологических, социально-деятельностных и культурных факторов цивилизационного развития.

5. Цивилизационное развитие представляет собой процесс многоуровневой самоорганизации техногенного социума, в ходе которого осуществляется выбор оптимальных путей преодоления кризисных ситуаций, обновление содержания и;- всем цивилизационном пространстве -от конкретного индивида в совокупности целевых установок мышления и деятельности до глобальных культурны* общностей, объединенных

\ тождеством глубинных смысловых структур. Процесс цивилизационной динамики - это одновременно и прохождение социума через последовательность бифуркаций на одном уровне цивилизационной \ системы, и постоянное нахождение, "пребывание" в многоуровневой I иерархии бифуркационных состояний.

6. Главной задачей, стоящей перед модернизирующимися peí ионами является синхронизация их развития с характером и темпами развития стран и регионов, вступивших в цивилизацию "третьей волны".

Достижение дайной цели предусматривает одновременную трансформацию на разных уровнях цивилизационной системы.

Одной m ключевых проблем такой трансформации, наряду с технологической модернизацией, является преодоление "архаического синдрома" в постсоветском общественном сознании путем восстановления структуры рациональных ценностей и интересов на основе новых культурно-идеологических императивов. Для Беларуси таким культурн -идеологическим "аттрактором" может служить национально-государственная идея "цивилизационого моста" между Россией и Европой,

актуализирующая содержание таких категорий постиндустриальной культуры как ненасилие, культурный диалог, этноконфессиональная терпимость и др.

СПИСОК РАБОТ НО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Дорогенский AB. Императивы экологического сознания и перспективы новой цивилизации// Философия социального действия и перспективы демократии. Тез. докл. конф. - Минск, 1994,- Т.5,- С.70-71.

2. Дорогенский A.B. Беларусь на цивилизационном "изломе": значение и роль интеллектуальной элиты// Проблемы социальной динамики в поеттоталшарных обществах. Тез. докл. конф,- Минск, 1995 - Т. 2,-С. 8.

3. Дорогенский A.B. Динамика цивилизации: перспективы синергетическч го подхода// Социально-гуманитарное познание и императивы современной культуры. Сб. научи, тр. -, Минск: ИПП М-ва экономики Республики Беларусь, 1994,- С.204-214.

4. Дорогенский A.B. Цивилизационнос развитие как предмет философско-методологического анализа// Весжк БДУ. Сер. гумашт. навук- 1996, N I.-C.54-57.

5. Дорогенский A.B. Историческая ретроспектива и цивилизационный выбор Республики Беларусь //Человек. Цивилизация. Культура.Тез.докл.конф,-Минск, 1996.-С.9-12.

6. Дорогенский A.B. Логика цивилизационного процесса и стратегия выбора пути развития Республики Бедарусь// Гуманггарна-эканамЫны весжк.-

• 1996, N 1.-С. 36-44.

7. Дорогенский A.B. .Социодинамика техногенной цивилизации,- Минск: ТетраСистсмс, 1996,- 84с.

18

РЕЗЮМЕ Дорогенский Андрей Вячеславович

Социодинамика техногенной цивилизации как предмет философско-методологического анализа

Ключевые слова: цивилизация, техногенный социум, цивилизационный подход, системно-функциональная модель, иерархичность,

самоорганизация, циклизм.

Объектом исследования является техногенная цивилизация в се становлении и развитии. Автор ставит перед собой цель на основе системно-функциональной трактовки цивилизационного подхода

проанализировать социодинамику техногенной цивилизации, выявить ее основные факторы и общие механизмы развития. На основе анализа целостных концепций цивилизационной динамики определен круг основных проблем, затрагиваемых в рамках цивилизационного подхода. Интерпретация данной проблематики в контексте современного научного знания осуществляется через построения функциональной модели цивилизационной системы, обладающей иерархически организованной структурой и состоящей из трех основных функциональных подсистем: культурной, социально-дсягсльностной и технологической.

Цивилизационное развитие предстает как многомерный процесс самоорганизации цивилизации. Циклический характер динамики техногенного социума является отражением процессов самоорганизации в отдельных компонентах и на разных уровнях цивилизационной системы. Синергетическая трактовка социодинамнки техногенной цивилизации акцентирует внимание на принципиальной поливариантностн социокультурной трансформации модернизирующихся обществ. Вступление этих обществ в постиндустриальную цивилизацию зависит не только от успешной технологической модернизации, но и от эффективной трансляции ценностно-смысловых установок постиндустриальной культуры в общественное сознание.

Системный характер диссертационного исследования позволяет использовать его результаты для составления целевых кратко- и

о

долгосрочных программ технологической, экономической, социокультурной трансформации. Результаты исследования могут использоваться при подготовке семинаров и спецкурсов в рамках курса социальной философии и культурологии.

_____________________________________________________________________________________________

РЭЗЮМЕ Дарагснсм Лндрэн Вичаслапав1ч

Сацыядынамжа тзхнагенпай цывинзацьп як прадмет фшасофска-метадалапчнага а на/ту

Ключавыя словы: цывипзацыя, тэхнагенны соцыум, цывинзацыйны падыход, аспмпа-фупкцыянальная мадэль, ¡ерарх1чпасць, самааргашзацыя, цыюпзм.

Аб'ектам даследавашгя з'яуляецца тэхнагепная цывшзацыя у яе станаулешн 1' развицц. Аутар ставть на мэие на аснове астомна-функцыянальнай трактоую цывшзацыйнага падыходу праанал1заваць сацмядыпам1ку тэхнагенпай цывшзацьп, высветлщь яе асноуныя фактары I агульныя механизмы рашщця.

11а аснове анал1зл цгчасных канцэгщый цьпшпзацыйнай дынамжл вызначана кола асноуных мраблем, ямя закранаюцца у рамках цывинацмйнага падыходу. 1нтэрпрэзаиыя птай праблематыкл у кцнтэксцс сучасных навуковых всдау здзяйсняецца праз пабудову функцыянальнай мадэ.'п цьпшпзацыйнай Ыстэмы, якая характэрызуецца 1ерарх1чна аргаш'заванай структурам 1 складаецца з трох асноуных функцыянальных падсютэм: культурнай, сацыяльна-дзейнаснай I тэхналапчиай. Цывшпапыйнае развщцё уяуляе сабой шматмерны працэс самааргашзацьп цышлпацыг Цыюпчны характар дынамш тэхнагеннага соцыума з'яуляецца адлюстраваннем працэсау самааргаш'зацьи у асобных кампа'нентах 1 на розных узроунях цывЫзацыйнай астэмы. Сипргетычгля трактоука сацыядынам1га тэхнагенпай цывшзацьп акцэнтуе увагу на прынцыповай пол1варыянтнасш сацыякульгурнай трансфармацьп грамадствау, ямя мадэршзуюцца, Уступление гэтых грамадствау у яоспндустрыяльную цывшзацыю залежи ць не толькл ад паспяховай тэхналапчиай мадэршзацьи, але I ад эфектыунай трансляцьп каштоунасна-сэнсавых установак посп'ндустрыяльнай культуры у грамадскую свядомасць.

Остэмны падыход дысертацыйнага даследавання дазваляе выкарыстоуваць яго вышю для састаулення мэтавых каротка- I доугатэрм) новых праграм тэхналапчиай, эканам!чнай, ^ацыякультуриай трансфармацьп". Вышю даследавання могуць выкарыстоувацца пры падрыхтоуцы семшар^у 1 спецкурсау у рамках курса сацыяльнай фтасофп 1 кулмуралогп.

SUMMARY Dorogenskij Andrej Vjacheslavovicli

Socio-dynamics of lechnogenic civilization as a subject of philosophic-methodological analysis.

Key words: civilization, teclinogenic society, civilizational approach, systemic and functional model, hierarchyty, self-organisation, cyclisin.

Technogenic civilization in the process of growing and development is a object of our research. The purposes of author are analysis of sociodynamics of technogenic civilization on the basis of sistemic-functional interpretation of civilization approach and revealing of basic factors and universal mechanism of civilizational development. The range of main problems such a research was defined in the analysis of basic theories of civilizational dynamics. This problematic interpretation in a context of modern science realisate through the building of the functional model of civilizational system, which has a hierarchical structure and consists of three basic undersysteins: cultural, social-activitive and technological. The development of civilization is a multidimensions process of self-organisation. The cyclic character of the tecchnogenic society dynamics reflects such a processes in different components and levels of civilization. Synergetic inteipretatiou of the sociodynamics of technogenic civilization accents the principle polyvariantness of the socio-cultural modernization. The entry of reforming societies in postindustrial civilization depends neither from successful technological modernization, nor effective translation of world-view purposes of the postindustrial culture in the society conscionsness.

Systemic character of this study alows to use its results for the short- and long-term planning of technological, economic and socio-cultural modernization. These results may be used for seminars and special courses in social philosophy and culturology.