автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Социохудожественный феномен В. П. Катаева

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Литовская, Мария Аркадьевна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Социохудожественный феномен В. П. Катаева'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Литовская, Мария Аркадьевна

Введение.

Глава 1. Десятые годы.

1.1. «Одесская школа».

1.2 .Революция.

Глава 2. Двадцатые годы.

2.1. Завоевание столицы.

2.2. Поиски новых приемов письма.

2.3. Пафос «простой и чудной» жизниГ.

Глава 3. Тридцатые годы.

3.1. Писатель «государственного заказа».

3.2. Производственный роман: «Время, вперед!».

3.3. Повесть о детстве: «Белеет парус одинокий».

3.4. Народная эпопея: «Я, сын трудового народа».

Глава 4. Сороковые годы.

4.1. Война и мир в прозе В.Катаева.

4.2. Идеологически выдержанное своеволие: «За власть Советов!».

Глава 5. Пятидесятые годы.

5.1. «Оттепель».

5.2. «Юность».

5.3. Беллетристика.

Глава 6. Шестидесятые годы.

6.1. Кризис.

6.2. «Ленин - мой современник»: «Маленькая железная дверь в стене».

6.3. Смерть говорящего кота: «Святой колодец».

6.4. Три поэта: «Трава забвения».

6.5. «Опыт третьей сигнальной системы»: «Кубик».

Глава 7. Семидесятые годы.

7.1. Литературный генерал: «классик советской литературы».

7.2. Разночинец, сын разночинца: «Разбитая жизнь.».

7.3. Офицер, внук дворянина: «Кладбище в Скулянах».

7.4. Поэт: «Алмазный мой венец».

Глава 8. Восьмидесятые годы.

8.1. Жертвы века: «Уже написан Вертер», «Юношеский роман».

8.2. Прощание с миром: «Спящий», «Сухой лиман».

Глава 9. Место В.П.Катаева в культуре XX века.

9.1. Репутация.

9.2. Динамика формотворчества.

9.3. Координаты художественного мышления.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социохудожественный феномен В. П. Катаева"

Заключение

Рассмотрев долгий путь В.Катаева в литературе, особенности его поведения как писателя, своеобразие функционирования его текстов в обществе, разнообразные контексты, в которые они попадали, можно сделать несколько общих выводов о том, что именуется «феноменом Валентина Катаева», который является не чем иным как благополучным разрешением коллизии «устойчивого/изменчивого», «своего/ чужого» в литературе.

Во все времена писатели вступали в свои отношения с государством и властью и, как показывает история, наиболее плодотворными для их физического выживания и душевного здоровья (не результатов творчества!) в эпохи жесткой государственной системы оказывалось осознанное или неосознанное разделение «художества» и «службы». Служба государству предполагает не только выполнение его требований (от необходимости в нужный срок защищать отечество с оружием в руках до создания «заказных» текстов, прямо выражающих его интенции), но и способность менять свои «установки» вместе с государством, признавая его безличную силу, вольную распоряжаться своими гражданами. Эта способность видеть в государстве своего рода высшее начало отнюдь не предполагает наличие некоей особой «государственности» мышления: в нем нет смысла, поскольку речь идет не об улучшении государственной системы или совершенствовании ее механизмов, а о подчинении ему. Отношения с государством в этом случае не становятся предметом открытой рефлексии из-за отсутствия повода для нее, внутренней проблемы.

Это подчинение осуществляется на уровне публичного поведения, в случае В.Катаева -следования предписаниям в области материала, внешних тем, которые, меняясь по мере смены «установок» и разрешаясь в соответствии с ними, позволяли писателю благополучно существовать в рамках «официальной» литературы. Даже кажущаяся внешне свободной от «разрешений» или «запретов» государства «новая проза» на деле никогда не преступает границ тематически дозволенного.

Такая подчиненность в обществе, где «прогрессистами» творческому человеку просто предписывалось негласно быть более или менее радикальным оппозиционером, не могла не вызывать раздражения у современников, страдающих от условий существования в условиях вынужденного двоемыслия и подавления свободы слова. В.Катаев для всех публичных случаев избрал позицию спокойного следования предписаниям властей, что и создало ему репутацию «циника», ибо предполагалось, что подчинение власти, тем более советской, не может не вызывать внутреннего сопротивления. Не имея в распоряжении дневников, писем и других бумаг личного характера, трудно говорить что-то об идеологическом сопротивлении властям так ровно выдерживающего свою линию поведения писателя, но мы можем обнаружить следы самостоятельности непосредственно в опубликованных текстах.

Сопротивление В.Катаева было, судя по всему, особого, продуктивного для него как писателя рода. Вне сомнения, центральной проблемой, занимавшей В.Катаева, было писательство. Он мыслил себя профессиональным писателем, именно в этой области осуществлял свою самореализацию, оттого все, что связано с этой сферой, волновало его чрезвычайно. Это была единственная область, где он позволял себе предлагать некоторые улучшения государству (подпись под письмом А.Солженицына против цензуры, неизменное сатирическое обличение литераторов-приспособленцев и т.п.). Система запретов, которой обложила советская власть литературу, подозреваю, вызывала у него род азарта: остаться хорошим писателем несмотря ни на что, блестяще реализовать себя как писателя в сколь угодно суживающихся рамках дозволенного. Это воспринималось современниками как противоречие между блеском стиля и «сервильностью» содержания (или, наоборот, как доказательство возможностей социалистического реализма). То, в чем В.Катаев видел свою заслугу как профессионала, современники видели мировоззренческие провалы или подтверждение достоинств существующего более на бумаге, нежели в реальности метода.

В.Катаев себя в «приспособленцах» не числил: верный государству на уровне внешних тем он вел в творчестве свои внутренние темы, что вызвало интересную двойственность рисунка его писательской судьбы. С одной стороны, он производит впечатление писателя, многократно и резко меняющегося, на деле же его творчество отличается проблемной устойчивостью и естественностью формального развития (при том, что вследствие своего профессионализма он любил опробовать новые, в первую очередь, жанровые формы, расширяющие его творческий диапазон), которого он упорно придерживался, невзирая ни на какие запреты, и осуществлял при первой же возможности. Свою внутреннюю тему он в угоду государству не искривлял, но сворачивал и разворачивал по мере возможности.

В известной степени счастьем В.Катаева было то, что его внутренняя тема оказалась многими своим параметрами близкой идеям развитого государства, неизменно озабоченного проблемой сохранения своей стабильности. Обретенный с начала творчества пафос уважения к «простой и чудной» жизни, воспринимавшийся в 1920-е гг. как мелкобуржуазный, уже в 1930-е гг. оказывается созвучным идеям советского общества. Благодетельность «семейных» ценностей, «домовитости», готовности к созидательным действиям порождают искренний оптимизм его произведений. Воспринимающий мир через призму устойчивых форм организации человеческой жизни писатель показывает не просто значимость Дома, Семьи, Культуры, но их неистребимость и способность к возрождению в любых условиях, вплоть до глобальных исторических катаклизмов. Эта тема, последовательно развивающаяся от самых первых до последних произведений писателя, скрепляет все его многочисленные произведения воедино, независимо от того, посвящены ли они жизни вузовской молодежи, строителям Магнитогорска, революции или войне.

Второй сквозной внутренней темой катаевского творчества становится тема запечатления мира. «Простая и чудная жизнь» моментально проходит, оставаясь незапечатленной, неназванной, с невыявленным смыслом, унося с собой события, которые складываются в человеческие судьбы и исторические эпохи. Эта незафиксированность материальных и душевных движений требует разрешения, которое и осуществляется через называние, хроники, воспоминания - своеобразные хранилища прошлого, где не запечатлевается, конечно, полнота ушедшего бытия, но сохраняются хотя бы какие-то экспонаты его. Многократное обращение к одним и тем же моментам прошлого, обнаружение в своей собственной жизни разных вариантов «узора судьбы» приводят к воспроизведению разных вариантов личного мифа (от «сталинского человека» и «романтика революции» до «дворянина» и «внука вятского протоиерея») и мифов о времени и месте, демонстрирующих неисчерпаемость и невозвратность каждой отдельной жизни, требующей материальной закрепленности в тексте или деянии.

Важным формообразующим в творчестве В.Катаева аспектом этой темы оказывается тема субъективности видения. Проблема преломления мира индивидуальным зрением приводит через настойчивое стремление к воспроизведению «измененного», «детского», «простодушного» видения, сновидений, мечтаний в итоге к созданию формы «новой прозы» как некоего художественного аналога «второй реальности» человеческого сознания. Именно достижение максимальной точности в передаче «субъективного образа объективного мира» и считает писатель движением к «подлинности» - важнейшему понятию катаевской личной эстетики.

Достижение этой подлинности невозможно без учета достижений предшествующей литературы. Коллизия «свое/чужое» обретает аспект не только «индивидуальное/государственное», но и «чужого слова». И эта проблема разрешается В.Катаевым без видимого напряжения. Мысля себя человеком, включающим в поле реальной» для него жизни искусство, он превращает его в материал для создания своих произведений. «Цитатность» становится стратегией повествования, содержательно выражающей тип сознания человека культуры.

Своеобразие его миростроения состоит в том, что он, мысля себя завершителем эпохи, «последним из могикан», следовательно, последним свидетелем ее материального и духовного мира, носителем безвозвратно утрачиваемых смыслов, считает долгом не просто насытить свои тексты малоизвестными (на момент написания книг) строками прекрасных поэтов, ушедших в «страну, откуда нет возврата», но и завершить в своих текстах прежние споры («Уже написан Вертер»), реализовать повествовательные интенции, предложенные, но по разным причинам не реализованные предшественниками.

Важнейшей особенностью его творчества стало стремление соединить прозу и поэзию. Если, скажем, для А.Пушкина проза была средоточием мысли, безыскусности и повествовательности, то для XX века поэзия стала воплощением «сгущенности», «суггестивности» и изобразительности. Последовательное соединение повествовательности и изобразительности и делает В.Катаев формотворческой целью своей литературной деятельности, добиваясь некоей диффузной формы, которую мы обозначили как прозопоэзию. Развивая чужие стилевые формулы, применяя находки других видов искусства (меняющийся тип монтажности в киноискусстве, архитектурное обнаружение конструкций и т.п.), используя собственно стихотворные приемы, он постепенно достигает «поэтичности» прозы, сначала на уровне суггестивности («Белеет парус одинокий»), а потом и на уровне сгущенности (первый этап развития «новой прозы»). Итогом его поисков становятся последние повести «Спящий» и «Сухой лиман», где ему удается добиться соединения достоинств прозы в пушкинском понимании и поэзии в понимании XX века, реализовав это в двух типах текстов: подчеркнуто безыскусно-повествовательном («Сухой лиман») и метафорически-сгущенном («Спящий»),

Начав формироваться как художник в эпоху бурного проникновения в искусство модернистских тенденций, обладая очевидно реалистическим типом видения мира, он легко усваивает модернистские приемы, постепенно «дорастая» и до модернистской проблематики. В его творчестве соединяются черты реалистического интереса к объективности мира, модернистская увлеченность воссозданием субъективности мировидения и постмодернистская завороженность игрой сменяющих друг друга смыслов. Он действительно на всем протяжении своей творческой истории «работает» со всеми тремя господствующими в XX веке историко-литературными системами, при этом считаясь «классиком социалистического реализма», и здесь являя в своем творчестве своеобразный симбиоз, свидетельствующий, помимо всего прочего, о способности тонко и точно улавливать веяния эпохи.

Мы можем, видимо, говорить о существовании особого типа таланта, который можно обозначить как компилятивный. Вбирая в себя разнообразные художественные интенции эпохи, он перерабатывает их, высекая новые смыслы из соединения найденных другими форм. В итоге возникают разного рода гибридные образования, при всей своей вторичности на уровне отдельных элементов несущие оригинальный смысл в цельном воссоздании замысла творца.

Способность к объединению, завершению В.Катаев обретает из-за человеческого и творческого своего долгожительства. В своем творчестве он отчетливо проходит два повторяющих друг друга на разных витках человеческой и писательской зрелости этапа: с середины 1910-х до середины сороковых годов (от первых опубликованных рассказов и стихов до первой редакции «За Власть Советов!») и с начала 1960 -х до середины 1980-х годов («новая проза», начиная с «Маленькой железной двери в стене») с этапом стагнации (чистой беллетристики) между ними. Эти этапы приходятся на принципиально отличные общекультурные ситуации, и В.Катаев своим первым и вторым дебютами начинает с освоения новой проблематики и поэтики, постепенно отказываясь от подчеркнутой декоративности в пользу «безыскусности», являющейся, с одной стороны, своего рода «минус-приемом», а с другой, воплощением той самой подлинности, которую он считает важнейшей задачей и движущей силой искусства.

Последнюю треть жизни В.Катаев любил повторять предсказание, которое ему сделали в Китае: «Феникс поет перед солнцем. Императрица не обращает внимания, и трудно изменить волю императрицы. Но имя ваше останется в веках». Он несколько раз упоминает о нем в художественных текстах, интервью, статьях. Многие особенности творческой личности В.Катаева: его склонность прятаться за чужие авторитеты, ирония, соединенная с верой в некую предначертанность судьбы каждого приходящего в мир, трезвость самооценки, тяга к метафорическому выражению главного при внешней безыскусности сконцентрировались в этом тексте. Катаев всегда верил в свои две макушки счастливчика и любил чужие и темные метафоры. Вряд ли можно было найти что-то лучше выражающее одновременно его путь, его репутацию и его надежды, залогом которых служит его мастерство.

 

Список научной литературыЛитовская, Мария Аркадьевна, диссертация по теме "Русская литература"

1. Катаев В.П. Собр.соч.: В 10 тт. М.1983-1986.

2. Катаев В.П. Сухой лиман. М., 1986.

3. Катаев В.П. Уже написан Вертер. М., 1992.

4. Катаев В.П. Бесконечность прошлого, бесконечность будущего // Лит.газета. 1984.7ноября. С.4.

5. Катаев В.П. Верши свой вечный путь // Лит.Россия. 1986. №21. С.8-9.

6. Катаев В.П. Вечерний свет // Знамя. 1972. №6. С.250-251.

7. Катаев В.П. Возвращаясь к Гоголю // Вопр. лит. 1984. №3. С.88-107.

8. Катаев В.П. «Все-таки, может быть, огни Лиссабона?». Из путевого дневника // Юность. 1987. №6. С. 76-78.

9. Катаев В.П. Голубой фонарь вечной весны (записал В.Жегис) // Сов. культура. 1978. 4 августа. С.4.

10. Катаев В.П. Далекое, близкое (записал С.Григорьев) // Советская печать. 1964. №3. С. 33-36.

11. Катаев В.П. Душа и слово // Лит.газета. 1986. 16 апреля. С. 5.

12. Катаев В.П. Как мы пишем // Вопр. лит. 1962, №8. С. 169-170.

13. Катаев В.П.Как я писал повесть «Маленькая железная дверь в стене» // Детская лит. 1966. №1. С.20-21.

14. Катаев В.П. Не повторять себя и другого // Лит.газета. 1972. №1.С.4.

15. Катаев В.П. О времени и о судьбах // Книжное обоз. 1967. №5. 27 января.

16. Катаев В.П. Об интеллигенции (записала Э.Шугаева) //Лит.газета. 1986. 1 января. С.2.

17. Катаев В.П. Обновление прозы // Вопр.лит. 1971. №2. С. 124-131.

18. Катаев В. Обоюдный старичок // Новый мир. 1985. №7. С.235-238.

19. Катаев В.П. Писать без посредников//Лит.учеба. 1981. №2. С. 104-111.

20. Катаев В.П. Послесловие к роману Э.Базена // Иностр. литература. 1977. №3. С. 169-172.

21. Катаев В.П. Предчувствие молнии // Лит. Россия. 1978. 21 апреля. С. 11.

22. Катаев В.П. Признание обязывает // В мире книг. 1977. №1. С.70-72.

23. Катаев В.П. Прощание с миром // Знамя. 1966. №3. С.249.

24. Катаев В. С северной трибуны // Сов. Спорт. 1981, 20 сентября.

25. Катаев В.П. Семь сонетов из юношеской тетради// Сов.культура. 1985. 1 января. С.6.

26. Катаев В.П. Счастье открытий //Лит.газета. 1971. 20 января. С.3.

27. Катаев В.П. Умейте перевоплощаться // Лит.учеба. 1978. №6. С. 124-127.

28. Агеносов В. Принципы изображения В.И.Ленина и его времени в книге В.П.Катаева «Маленькая железная дверь в стене»// Уч. зап. Московского гос. пединститута. Т.298. М.,1968. С.41-59.

29. Адамович Г. Литературные беседы. Кн.2. СПб.: Алетейя, 1998.С.162.

30. Аксенов В. Путешествие к Катаеву // Юность. 1967. №1. С.68-69.

31. Амлинский В. Любите живопись, поэты! // Октябрь. 1977. №1.С. 209-215.

32. Андроников И. Слово Катаева // Известия. 1967. 28 января.

33. Аннинский Л. Отпечаток самой жизни // Дружба народов. 1967. №12. С.

34. Антопольский Л. Новая оптика//Вопр. лит. 1971. №4. С.

35. Архангельский А. Пародии. Эпиграммы. М.: Худож. лит., 1988. С. 24-25; 265.

36. Бабореко А. Поэзия и правда Бунина // Муромцева Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью.М., 1989. С. 16-19.

37. Балонов Ф. «Московский Вавилон» и «Кривое зеркало»: М.А.Булгаков в соавторстве с И.Ильфом и В.П.Катаевым//Бе у1ви. 1994. №5. С.91-92.

38. Бальбуров Э. Свобода исповеди и законы жанра (о композиции лирической повести) // Рус. литература. 1978. №2. С. 178-189.

39. Бальбуров Э. Своеобразие сюжета «новой «катаевской прозы// Русск. литература. 1973. №2. С. 189-196.

40. Баранов В. Зерна памяти // Лит. газета. 1978. №30. С.4.

41. Баранович Поливанова А. Несколько штрихов из жизни 50-60-х // Знамя. 1998. №9. С.186.

42. Белая Г.О природе эксперимента // Лит. обозрение. 1985. № 7. С.21-27.

43. Белосельская-Белозерская Л. Воспоминания. М.: Худож. литература, 1989. - С. 185-186.

44. Богомолова 3. Как эхо долины родной. Ижевск: Удмуртия, 1983. С. 128-135.

45. Буденная М. «Моя большая радость» // Неделя, 1981, №26. С. 11.

46. В.П.Катаеву 80 лет // Знамя. 1977. №1. С.218-223.

47. Валентин Катаев // Русский язык за рубежом. 1977. №5. С.94-95.

48. Ватникова-Призел 3. О русской мемуарной прозе. Критические анализы и библиография . East Lansing: Russian Language Journal. 1978. С. 154-254.

49. Вельяшев В. Искусство остается // Огонек. 1986. №17. С. 28.

50. Ветюгова И. Рыцарь литературы // Болгарская русистика. 1987. Т14. С.21-55.

51. Вознесенский А. На виртуальном ветру. М.: Вагриус, 1998. С. 246 - 249.

52. Волковинский А.С. Фельетон и поздняя проза Катаева: внутренняя преемственность // Вопр. русск. литературы. Львов, 1990. Вып. 1(55). С.110-117.

53. Воронов Н. «Ни в одной другой газетье не было такой свободы творчества» / Беседы вел Шелехов А. // Клуб знаменитых капитанов и другие любимые читателями авторы 80-летию «Гудка». М., 1997. С. 15-18.

54. Воронова О. На горизонте солнце // Начальная школа. 1967. №2. С.7-11.

55. Галанов Б. Валентин Катаев. Очерк творчества. М.: Дет. лит., 1982. - 113 с.

56. Галанов Б. В.Катаев: Размышления о Мастере и диалоги с ним.М.,1989. 319с.

57. Галанов Б. Давайте мчать болтая. // Огонек. 1988. №5. С. 22-24.

58. Геворкян Т.М. Жанрово-стилевые особенности прозы В.П.Катаева 60-70-х годов. Автореф. дисс. канд. филол. наук М., 1985. 25 с.

59. Геворкян Т. Не роман, не мемуары, не эссе: «новая» проза В.П.Катаева // Лит.учеба. 1983. №4. С.155-163.

60. Гладилин А. Век мастера // Лит. газета. 1997. 29 января. С. 12.

61. Голубовский Е., Дроздовский А. Юношеский романЖ Письма В.П.Катаева с фронта Первой мировой войны, не вошедшие в книгу // Юность. 1986. №9. С. 104-106.

62. Гофф И. Валентин Катаев и переделкинские чтения // Юность. 1993. №9. С.64-69.

63. Гринберг И. Вдохновенное мастерство//Москва. 1977. №1. С. 206-208.

64. Гринберг И. Прошедшее сегодня // Лит. обозрение. 1973. №2. С.45-51.

65. Гусев В. Герой и стиль. К теории характера и стиля: Советская литература на рубеже 6070-х годов. М.,1983. С.

66. Гусев В.Две стороны медали // Вопр.литературы. 1968. №1. С.50-61.

67. Денисова И. Необычные метаморфозы в трех измерениях // Лит. газета. 1969. 18 июня С.15.

68. Дмитриев С. Певец молодости // Комсомольская правда. 1967. 28 января.

69. Дневник Елены Булгаковой. М.: Издательство «Книжная палата», 1990. С. 57, 62, 140, 143, 198, 199, 204, 206, 223, 248.

70. Долматовский Е. Интервью для многотиражки // Неделя. 1987. №6.С. 14.

71. Дудинцев В. Две магии искусства // Лит.газета. 1966. 13 августа.

72. Дядечко Л. Литературные реминисценции как стилеобразующий элемент в художественном тексте писателя//Русск. языкознание.Киев., 1988. №16. С. 117-123.

73. Евтушенко Е. Волчий паспорт. М.: Вагриус, 1998. С. 471-472.

74. Ефетов М. Уроки мастера во время прогулок // Детская литература. 1992. №5/6. С.18-21.

75. Жегис В. Автограф Валентина Катаева // Журналист. 1987. №1. С.71-74.

76. Жемчужный И.С. Тетралогия В.Катаева «Волны Черного моря». Автореф. дисс. канд. филол. наук. Тбилиси, 1978. 24 с.

77. Зайцев В. Дети в книгах Валентина Катаева // Дошкольное воспитание. 1972. №1. С.71-74.

78. Земскова Т. Писатель в нашем доме. М.: Современник, 1985. 270 с.

79. Зимовец С. Сын полка: Бог из машины // Новое лит. обозрение. 1995. №15. С.66-75.

80. Иванова Е. Живой, подлинный Ленин // Подъем. 1966. №5. С. 162-165.

81. Иванова Е. Замысел и стиль повести В.Катаева «Трава забвения» // Метод и мастерство. Вологда, 1971. Вып.З. С.210-227.

82. Иванова Е. Повествователь и автобиографический герой в повести В.Катаева «Трава забвения»//Изв. Воронежского пединститута. Воронеж, 1972. Т. 125. С. 142-159.

83. Иванова Е. Приемы создания образа В.И.Ленина в книге В.Катаева «Маленькая железная дверь в стене» // Вопр. литературы и фольклора. Воронеж, 1973. С. 82-90.

84. Иванова Е.Слово в «Траве забвения» В.Катаева // Поэтика искусства слова. Воронеж, 1978. С.121-129.

85. Иванова Н. «Минувшее меня объемлет живо»// Знамя. 1976. №5. С.244-248.

86. Иванова Н. Но зачем?. Записки записного полемиста // Лит. газета. 19

87. Иверны В. Соцреализм с человеческим лицом//Континент. 1967. №7. С.410-412.88. «.истории русской литературы не нужны новые белые пятна» // Книжное обозрение. 1998. №2. С. 14.

88. К 80-летию со дня рождения В.П.Катаева // Огонек. 1977. №5. С. 10-11.

89. Каганова Р. Еще раз об ответственности художника // Вопр. истории КПСС. 1965. №1. С.109-114.

90. Каганская М. Время, назад! // Синтаксис. 1975. №3. С. 103-113.

91. Кардин В. Парус в море: Повесть «Белеет парус одинокий» в творчестве В.Катаева. М.: Художественная литература, 1982. - 190 с.

92. Кардин В. Реальность истории и романтика игры // Кардин В. Точка пересечения. М.: Современник, 1984. С. 289-299.

93. Кардин В. Сюжет для небольшой статьи («Новый « Катаев и его рассказ «Фиалка») // Вопр. лит. 1978. №10. С. 72-93.

94. Кардин В. Точка обзора, точка отсчета // Вопр. литературы. 1978. №10. С.54-96.

95. Карпенко Ю. Заглавия произведений В.Катаева // Русское языкознание. Киев, 1988. Вып. 17. С.36-41.

96. Карпенко Ю. Ономастические загадки В.Катаева //Русская речь. 1984. №4. С. 9-14.

97. Катанян В. Распечатанная бутылка. Нижний Новгород: , 1999. С.212.

98. Кладо Н. «. из жизни женщины» // Лит.газета. 1973. 14 ноября. С.5.

99. Клюшников В. Сердечно и талантливо // Учительская газета. 1965. 14 августа.

100. Книпович Е. С высокой и холодной любовью // Дружба народов. 1979. №9. С. 243-250.

101. Кожевников В. Щедрость таланта. В.Катаеву 70 лет // Правда. 1967. 28 января.

102. Колядич Т. Образ Матери в воспоминаниях В.Катаева «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» // Проблема вечных ценностей в русской культуре и литературе XX века. Грозный, 1991. С. 173-176.

103. Кондратович А. Новомирский дневник. 1967-1970. М., 1991. С.70-71, 366.

104. Коновалова Г.В. Поэтика художественного времени в современной лирической повести (В.Катаев «Святой колодец», А.Битов «Уроки Армении») // Вопросы гуманитарных наук в исследованиях молодых ученых. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. С. 46-52.

105. Крепе М. Техника комического у Зощенко. Chalidze Publications, 1986. С. 198.

106. Кройчик Л. В.Катаев фельетонист «Гудка» // Сб. работ аспирантов ВГУ. Вып.З. 4.2. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та. 1967. С. 132-136.

107. Кружков Н. Отличные семьдесят лет // Огонек. 1967. №5. С.24.

108. Круч А. Малый абзац как композиционно-стилистическая единица текста (на материале стиля «короткой строки» и «новой прозы»В.Катаева. Автореф. дисс. канд. филол.наук. СПб, 1991. -24с.

109. Крымова Н. Не святой колодец // Дружба народов. 1979. №9. С.232-242.

110. Кузнецов А. Единство в многообразии (Творчество В.Катаева) / Катаев В.: Собр. Соч. в Ютт. Т.1. М.: Худож. лит, 1983. С.5-24.

111. Кузнецова Г. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995. - 410 с.

112. Кунду Абхай Кумар. Принципы создания художественного образа в советской мемуарно-автобиографической прозе 70-х годов (М.Шагинян, В.Катаев). Автореф. дисс. канд. филолог, наук. М.1982. 21 с.

113. Купченко В. «Я устроился очень хорошо». Неизвестное письма Валентина Катаева Максимилиану Волошину // Русская мысль. 1995. 13-19 апреля. С. 11.

114. Латынина А. Знаки времени. М., 1987. С. 196-213.

115. Лейдерман Н. Взаимодействие жанровой и стилевой структур в лирической прозе // Взаимодействие стиля и жанра в советской литературе. Свердловск, 1984. С.71-80.

116. ЛипкинС. Катаев и Одесса//Знамя. 1997. №1. С. 212-217.

117. Лобанов М. Боль творчества и словесное самодовольство // Молодая гвардия. 1969. № 11. С.261-282.

118. Лукьянин В. Поиски и обретения // Лит.газета. 1973 . 29 авг. С.5.

119. Лукьянин В. Труд. Характер. Время. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1985. С.61-82.

120. Лурье С. На берегу памяти // Звезда. 1968. № 4. С.

121. Макаров Ан. В Переделкино у Катаева//Неделя. 1985. №149. С. 18.

122. Марченко А. В спектре жанрового бума // Дружба народов, №5. С.232 247.

123. Мандельштам Н. Воспоминания. М.: Книга, 1989. С. 165, 228, 266 269, 287, 307, 335, 356.

124. Массальский П. Валентин Катаев // Театр. 1977. №1. С.68-69.

125. Медведев Ф. Властный над временем // Огонек. 1982. №4. С.25.

126. Михайлов О. Верность//Наш современник. 1974. №1. С.152-166.

127. Михайлов А. От первого лица//Октябрь. 1993. №11. С.182- 189.

128. Михайлов О. Стыдливый модернизм // Наш современник. 1974. №1. С. 152-165.

129. Михалков С. «Я служил государству»: Интервью Ирины Арзамасцевой // Континент. 1998. №2 (96). С.350.

130. Михальский В. «Вечная слава и вечная весна.» // Комсомольская правда. 1987. 28 января.

131. Молдавский Дм. Гравитация слова: Перечитывая Валентина Катаева // Звезда. 1986. №6. С.188-198.

132. Молдавский Д. Расплавленное слово // Нева. 1986. №12. С. 165-167.

133. Морозов А. Повороты времени // Учительская газета. 1967. 28 января.

134. Нагибин Ю. Вверх по крутизне // Москва. 1972. №1. С.210-212.

135. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. М.: Вагриус, 1999. С. 95.

136. Нефедов К. Композиция сюжета и композиция произведения («Святой колодец» В.Катаева) / Вопросы сюжетосложения. Вып.4. Рига: Изд-во Латв. ун-та, 1972. - С.70-80.

137. Николов Б. Общее и особенное в рассказах А.И.Солженицына «Матренин двор» и

138. B.П.Катаева «Фиалка» //Язык и культура. Киев. 1997. Т.4. С. 120-121.

139. Новикова О., Новиков Вл. Зависть: Перечитывая В.Катаева // Новый мир. 1997. №1.1. C.219-224.

140. Овчаренко А. Философские основы «свободной прозы» Валентина Катаева / Большая литература. Шестидесятые годы. М.: Современник, 1985. С.296-312.

141. Осипова Т. Ленинские документы в художественных произведениях В.Катаева и М.Шагинян // Известия Северо-Кавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1982. №3. С.20-25.

142. Павлова Н. Белый парус детства // Лит.учеба. 1987. №5. С. 138-143.

143. Панкин Б. На грани стихий // Новый мир. 1986. №8. С.248-251.

144. Перцов В. О «новой прозе» Валентина Катаева // Лит.Россия. 1967. 30 июня. С. 16-17.

145. Петровский В.В. Семантико-стилистическая функция «слов-ключей » в прозе В.Катаева // Автореф. дисс. канд. филол. наук. Днепропетровск, 1984. 21с.

146. Перцов В. О новой прозе В.Катаева // Лит. Россия. 1967. 30 июня. С.5.

147. Перцовский В. Там жили поэты // Октябрь. 1979. №4. С.219-221.

148. Полежаева М. Мир, пропущенный через себя // Независимая газета. 1994. 8 октября.

149. Попов Евг. Ребус о гении и злодействе, разгаданный Валентином Катаевым // Общая газета. 1977. №4 (183). С. 10.

150. Рассадин С. Отличник. Попытка апологии //Континент. 1998. №97. С.320-342.

151. Розов В. Феномен Катаева // Юность. 1995. №6. С.2-4.

152. Розовский М. Юность прошла, а «Юность» осталась // Юность. 1995. №6. С.25.

153. Рубашкин А. С доверием и любовью // Звезда. 1964. №11. С.214-215.

154. Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. М., 1997. С.220-223.

155. Русские советские писатели. Л.,1964. С.329-391.

156. Рытова Т. «Новая проза» Валентина Катаева (поэтика авторского самосознания). Автореферат дисс. кандидата филол. наук. Томск. 1998. -20с.

157. Рытова Т. Гетевские темы в поздней прозе В.Катаева // Проблемы межтекстовых связей. Барнаул: Издательство Алтайского гос. ун-та, 1997. С. 132-139.

158. Рытова Т. «Алмазный мой венец» В.Катаева как художественное целое // Juvenilia: Сборник студенческих и аспирантских работ. Вып. 2. Томск: изд-во томского гос. ун-та, 1998. С.48-49.

159. Самвелян Н. Сизиф и Дон Кихот // Круг чтения. М., 1992. С. 104-105.

160. Сарнов Б. Бремя таланта. М.: Сов. писатель, 1987. С.94 133.

161. Сарнов Б. Величие и падение мовизма // Октябрь. 1995. №3. С. 174-190.

162. Сарнов Б. Угль пылающий или кимвал бряцающий // Вопр. лит. 1968. №1. С.21-50.

163. Сегеди И. Годы и люди // Театр. 1976. №10. С.46-48.

164. Сидоров Е. Куда течет текущая проза? // Вопр. литературы. 1962. №12. С.29-40.

165. Сидоров Е. Остановленное мгновенье // Юность. 1973. №7. С.

166. Синельников М. Апология или исследование? // Знамя. 1970. №12. С. 217-232.

167. Скобелев Э. Когда меняют серебро. // Лит. Россия. 1966. 19 августа. С.4.

168. Скорино Л. В.П. Катаев / История русской советской литературы: В 3 тт. Т.З. М.: Издательство АН СССР, 1961. С. 316-340.

169. Скорино Л.Встречи с Мастером // Лит.газета. 1987. 26 января. С.6.

170. Скорино Л. Далекое-близкое//Лит.газета. 1964. №135. С.3.

171. Скорино Л. Жизнь, вперед! //Лит.газета. 1967. 1 февраля. С.4.

172. Скорино Л. Палитра мастера // Юность. 1982. №1. С.94-96.

173. Скорино Л. Писатель и его время: жизнь и творчество В.П.Катаева. М.: Советский писатель, 1965. - 367с.

174. Слоним М. Катаев и Окуджава // Новое русское слово. 1972. 29 октября.

175. Смольнякова И. Некоторые жанровые особенности современной мемуарно-автобиографической прозы // Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда, 1982. С. 149-164.

176. Смирнова В. Но зачем? // Лит. Россия. 1969. 11 июня.

177. Сокол Л. Анализ жанра художественного произведения. Рига: Изд-во Латв. Ун-та, 1972. -41с.

178. Соколов А. Катаев создает схему // Лит.газета. 1987. 15 июля. С. 16.

179. Спешнев А. Портреты без ретуши. М.,1993. С.125-131.

180. Старцева А. Поэтика современной советской прозы. Ташкент, 1984.

181. Старшинов Н. На литературных перекрестках: В.П.Катаев в «Юности»// Согласие. 1991. №4. С.209-220.

182. Стах Т. Предрассветные гости // Радуга. 1995. №7. С.90-123.

183. Субботин А. Новая жизнь Маяковского // Субботин А. О поэзии и поэтике. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. С. 128-145.

184. Суслова Т. Ономастикон В.Катаева // Русская ономастика. Одесса: Изд-во Одесского гос.ун-та, 1984. С. 146-151.

185. Тиборнэ Б. В. Катаев о Маяковском // Вопр. литературы народов СССР. 1985. Вып. 11. С.114-120.

186. Толстой А. Четверть века советской литературы // А.Н.Толстой о литературе и искусстве. М.:Худож. лит., 1984. С.232, 235, 488.

187. Трифонов Н. Ленин в Париже // Юность. 1965. №2. С.77.

188. Трифонов Ю. О нетерпимости // Трифонов Ю. Как слово наше отзовется. М.: Советская Россия, 1985. С. 67-74.

189. Тудоровская Е. На озере Геннисаретском // Грани. 1986. №41. С. 138-148.

190. Филиппов Б. По законам оркестра // Звезда. 1969. №8.

191. Фоменко Л. По страницам сегодняшней ленинианы // Знамя. 1969. №8. С.229-241.

192. Хирен 3. День у Катаева // Огонек. М.,1984. №9. С.17-18.

193. Ходасевич В. Собр.соч.: В 4 тт. Т.4. -М.: Современник, 1997. С.519.

194. Чапчахов Ф. Время и слово. М., 1980. С. 12-26.

195. Чирковская Т. Произведения В.П.Катаева в школьном изучении. М., 1978.

196. Чуковский К. Дневник. 1930-1969. М., 1994. С.56, 193-195, 199, 202, 204, 208, 210, 217, 288, 325, 329, 366.

197. Шайтанов И. «Непроявленный» жанр или литературные заметки о мемуарной форме // Вопр. лит. 1979. №2.С.

198. Шевченко И.Е. Повести В.Катаева 60-70-х годов и проблемы современной советской лирической прозы. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Одесса, 1983. 18 с.

199. Шугаева Э. Последняя зима в Переделкине // Лит. Россия. М.,1987. 23 января. №4. С.7.

200. Язык и стиль произведений В.П.Катаева, К.Г.Паустовского, Л.И.Славина / Сборник, науч. тр. Одесса: Изд-во Одесского ун-та, 1987. 152с.

201. Abramov S. The Mechanism of Memory // Soviet Literature. 1979. N1. P.148 152.

202. Borden R. The Magic and the Politics of Childhood: The Childhood Theme in the Works of Jurii Olesha, Valentin Kataev and Vladimir Nabokov // Dissertation Abstract International. 1990. N51. поЗ: 877A.

203. Bronstein A. The Compositional Feature of Opposition in Exemplar Novels of Socialist Realism. Dissertation. Abstracts. Ann Arbor, 1987 Jan., 47:7.

204. Chernov A. The Master's Last Story // Soviet Literature. 1987. N2 (467). P. 147-148.

205. Cukierman W. The Odessian Myth and Idiom in Some Early Works of Odessa Writers // CASS. 1980. N14. P. 36-51.

206. Dabrowska D. Powiesci parodyine Walentina Kataiewa ( "Wuspa Erendorf' i " Wladca zelaza") // Rusycystyczne studia literaturoznawcze. Katowice, 1981, z.5. 57 s.

207. Dabrowska D. Felietony Walentina Katajewa lat dwudziestych // Studia Rossica Posnanensia. 1979. N13. S. 137-149.

208. Dada P.O. The Character of Lenin in Kataev's "The Little Iron Door on the Wall"// Studia Slavica Academiae Scientarium Hungaricae. 1982. N28. P. 349-355.

209. Daglish R. Ecology, Trifonov and his Critics, Kataev and His Memoirs // New World Review, 1979. Vol.47. N4.P. 24-25.

210. Daglish R. Kataev and his Critics // Kataev V. Grass of the Oblivion. L., 1979. P. iii.

211. Fiedorov W.G. V.P.Kataev vs. Socialist Realism: An Interpretation // Dissertation Abstract International. 1973. N34. 1904A.

212. Gayev A. Valentin Kataev's Sacred Well. Bulletin Institute for the Study of the USSR. 1967. N1. P.36-40.

213. Gladilin A. The Making and Unmaking of a Soviet Writer. Ann Arbor, 1979.

214. Johnson P. Struggle with Death: The Theme of Death in the Major Prose Works of Ju.Olesha and of V.Kataev // Dissertation Abstract International. 1977.N38. 1445A.

215. Havrankova Z. Nove Prozy Valentina Kataeva: K osmadesatemu vyroci spisovatelovych narozenin//Ceskoslovenska Rusistika. 1977. N22. S. 61-64.

216. Kaman E. O sovremennom sovetskom memuare // SS. 1971.N17.P.152-158.

217. Kiziria D. Cinematic Devices in the Works of Valentin Kataev // Dissertation Abstracts International. 1979. N40. 2096A.

218. Kiziria D. Four Demons of Valentin Kataev // SJ. 1985. Vol.44. N4. P. 647-662.

219. Lecomte S. The Prose of Valentin Kataev. Dissertation Abstracts International. 1975.N35. 7910-a-7911a.

220. Perez Minik D. Narrativa soviética pasada: De Ehrenburg a Boulgakov y Kataiev // Insula: Revista Bibliográfica de Ciencas y Letras. N26. P.6.

221. Plutnik A. We Must Look Life Straight in the Face: Interview with Valentin Katayev // Soviet Literature. 1984.N6. P.96-102.

222. Poreba S. Wspolczesna proza liryczna Walentyna Katajewa(Wokol problematyki czasu ) // Studia Orientalis. 1974. N1. P. 63-74.

223. Rado D. Valentin Kataev as a Children Writer: An Analysis of Volny Chernogo Morja // Dissertatioin Abstracts International. 1978. N 38. 6762A- 6763A.

224. Rüssel R. An Early Soviet Play at the Moscow Arts Theatre // Theatre Research International. 1975.N1. P. 37-42.

225. Rüssel R. Oberon's Magic Horn: The Later Works of Valentin Kataev // Russian Literature & Criticism. Berkley. 1982. P. 176-192.

226. Rüssel R. Red Pincertonism: An aspect of Soviet Literature of the 1920-s // SEER. 1982. N3. P. 390-412.

227. Rüssel R. The Problem of Self-Expression in the Later Work of Valentin Kataev // Forum for Modern Language Studies. 1975. N11. P.366-379.

228. Rüssel R. Valentin Katajew. Boston, 1981.

229. Seemann K. Valentin Kataev Domik eine satirische Komodie von 1940 über Patriotismus und Personenkult // Zeitschrift fur Slavische Philologie. 1980. N41. P. 174-193.

230. Shneidman N.N. Valentin Kataev in His Eightees // SEEJ. 1985. Vol.29. Nl.P.52-62.

231. SupaW. Tworczosc Walentina Katajewa. Bialystok, 1996. 190c.

232. Von Sachno H. Valentin Katajew und Sascha Sokolow // Sowietliteratur heute. Munich, 1979. P. 174-232.

233. Szarycz J. Poetics of Valentin Kataev's Prose of the 1960's and 1970's. NY.,1989.-182 p.

234. Witheridge S. The Russian "Homo Historicus" in the 70s: A New Style of Historical Narrative//ASEES. 1987, 1:1 , 39-51

235. Zernova R. Valentin Kataiev // Histoire de la Littérature Russe: Le XX-eme Siecle. Vol.3. Les Annees Trente. P., 1990. P. 183-191.236. 111

236. Аверинцев С. Поэты. M.: Школа "Языки культуры", 1996. - 364 с.

237. Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине. 1917-1932. М.: "АИРО -XX", 1998.-208 с.

238. Азов А. Проблема теоретического моделирования самосознания художника в изгнании.-Ярославль: Ярославский гос. пед.ун-т, 1996. 224с.

239. Акаткин В. Дорога и память. О Твардовском. Воронеж: Центр-Чернозем. Кн.изд-во, 1989.- 191с.

240. Акаткин В. Александр Твардовский: Стих и проза. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. - 214с.

241. Альтшуллер М., Дрыжакова Е. Путь отречения: Русская литература 1953 1968. -Эрмитаж, 1985. - 346 с.

242. Анастасьев Н. Обновление традиции (реализм XX века в противоборстве с реализмом).-М.: Советский писатель, 1984. 350с.

243. Анастасьев Н. Недостающее измерение // Знамя. 1995. - №3. - С. 184.

244. Апухтина В. Современная советская проза (60-70-е годы). М.: Высшая школа, 1984,-272с.

245. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. - 352 с.

246. Бак Д. История и теория литературного самосознания. Кемерово: Изд-во КГУ, 1992. -82 с.

247. Бальбуров Э. Поэтика лирической прозы: 1960-70-е годы . Новосибирск: Наука, 1985. -132 с.

248. Баранов В. Дойти до сути: 70-е годы в литературе. Горький: Волго-Вят. кн. изд-во, 1980.-271 с.

249. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994. - 616 с.

250. Барт Р. Мифологии. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1996. 312 с.

251. Басинский П.Возвращение // Новый мир. 1993. №11. С.230-238.

252. Баткин Л. Нужели вот тот это я? // Знамя. 1995. №2. С. 189-195.

253. Баткин Л. Петрарка на острие собственного пера. Авторское самосознание в письмах поэта / Росийский государственный гуманитарный ун-т. М.:, 1995. 184 с.

254. Бахрах А. Бунин в халате: По памяти. По записям. Товарищество зарубежных писателей, 1979. - 158 с.

255. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

256. Бахтин М. Проблема текста // Вопр.лит. 1976. №10. С.122-152.

257. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.

258. Белая Г. Смена кода в русской культуре XX века как экзистенциальная ситуация // Лит. обозрение. 1996. №5-6. С. 111-116.

259. Белинков А. Сдача и гибель советского интеллигента. Юрий Олеша. М. : РИК Культура, 1997.-539 с.

260. Беседы В.Д.Дувакина с М.М.Бахтиным. М.: Издательская группа "Прогресс", 1996. -342с.

261. Берг М. О литературной борьбе// Октябрь. 1993.№2. С. 184-192.

262. Блум X. Страх влияния. Карта перечитывания. -Екатеринбург: Изд-во Уральского унта, 1998. -351с.

263. Блюм А. Еврейский вопрос под советской цензурой. СПб.: Петербургский еврейский университет, 1996. - 242 с.

264. Богомолов М.А. Литературная репутация и эпоха // Новое лит.обозрение. 1995. №11. С.

265. Богуславский А., Диев В. Руская советская драматургия. 1917 -1935. М., 1963. С.236.

266. Бондарин С. На берегах и в море. М.: Сов. писатель, 1971. 561с.

267. Борев Ю. Искусство интерпретации и оценки. Опыт прочтения "Медного всадника". М.: Сов. писатель, 1981. -399с.

268. Бочаров А. Бесконечность поиска. М.: Советский писатель, 1982. - 423 с.

269. Бочаров С. Пруст и поток сознания // Неоавангардистские течения зарубежной литературы 1950-60-х годов. М., 1989. - С. 194-235.

270. Бритиков А. Русский советский научно-фантастический роман. Л., 1970 448с.

271. Быков Л. Русская поэзия 1900-1930-х годов: Проблема творческого поведения. Автореф. дисс. в виде научного доклада на соискание учен. степ. докт. филолог, наук. Екатеринбург: УрГУ. 1995.-42с.

272. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). Киев: Наукова думка, 1992. -176с.

273. Вайль П. Гений места. М.: Независимая газета, 1999. 488с.

274. ВайльП.,Генис А Синявский как Абрам Терц//Урал. 1990. №11. С. 184-192.

275. Вайнштейн М. Голос, преодолевший десятилетия. Иерусалим, 1981.

276. Вещь в искусстве: Материалы нучной конференции "Випперовские чтения 84". М.: ГМИИ им. А.С.Пушкина, 1986.

277. Взаимодействие наук при изучении литературы. Л.: Наука , 1981. - 277 с.

278. Виала А. Рождение писателя: социология литературы классического века // Новое лит.обозрение. 1997. №25. С.7-23.

279. Волкова Е. Произведение искусства и мир художественной культуры. М.: Искусство, 1988. -239с.

280. Волкова И. Эстетизированная полифоническая память ( мемориальный музей ) // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1992.№1. С.44-53; 1993. №2 -3. С.19-29.

281. Воспоминания о Ю.Олеше. М.: ,1975,

282. Воспоминания об Ильфе и Петрове. М.: Советский писатель, 1963. -336с.

283. Встречи с прошлым. Вып.3.-М.: ,1978,- с.

284. Выготский Л. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -437с.

285. Вулис А. Советский сатирический роман. -Ташкент: Наука, 1965 285 с.

286. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX века. М.: Наука, 1994.-304 с.

287. Гастев А. Леонардо да Винчи. М.: Молодая гвардия, 1982. - 400 с.

288. Гачев Г. Феномен Турбина // Новое лит. обозрение. 1994. №7. С. 113-116.

289. Геллер А. Вселенная за пределом догмы: Размышления о советской фантастике. L., 1985. 443с.

290. Гершензон М. Мудрость Пушкина. Томск, 1997.

291. Гинзбург Л. Записные книжки. М.: Захаров, 1999. 463 с.

292. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. Л.: Сов. писатель, 1987. 400 с.

293. Гиршман М. Избранные статьи. Донецк: ООО "Лебедь", 1996. 159с.

294. Головин В. Записки Нери ди Биччи: К вопросу о реконструкции самосознания итальянского художника ХУ века // Вопросы искусствознания. 1997. №2. С. 420-428.

295. Грифцов Б. Психология писателя. М.: Худож.лит., 1988. 462 с.

296. Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт. М.: Новое лит. обозрение, 1994. -352с.

297. Гуковский Г. О стиле советского романа // Новое лит.обозрение. 1998. №29. С.84 121.

298. Гуревич П. Проблема Другого в философской антропологии М.Бахтина// М.М.Бахтин как философ. М.,1992. - С.83-87.

299. Дадианова Т. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества. Ярославль. 1993. - 131с.

300. Дмитренко С. Художественное своеобразие святочных рассказов Д.Н.Мамина-Сибиряка: канон жанровой формы и его преобразования // Дергачевские чтения 98. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. С. 91-93.

301. Добренко Е. Формовка советского читателя. СПб.: "Академический проект", 1997. -321 с.

302. Дружников Ю. Судьба Трифонова // Время и мы. 1990. №108. С.254 -263.

303. Ершов Л. Сатирический жанры русской советской литературы. Л.: Наука, 1977. - 281 с.

304. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л.: Наука,1977. - 406 с.

305. Жолковский А. Ж¡Ъ\ Заметки бывшего пред пост- структуралиста // Жолковский А. Инвенции. М.: «Гендальф», 1995. С. 6-17.

306. Жолковский А. К переосмыслению канона: советские классики нонконформисты в постсоветской перспективе//Новое лит. обозрение. 1998. №29. С.55-68.

307. Жолковский А. Михаил Зощенко: Поэтика недоверия. М.: Школа "Языки русской культуры", 1999. - 392 с.

308. Жолковский А., Щеглов Ю. Мир автора и структура текста. Эрмитаж. 1986. - 314 с.

309. Закс Л. Художественное сознание. Свердловск: Изд-во Урал.ун-та, 1990. - 212с.

310. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX XX вв. Трактаты, статьи, эссе. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1987. - 512 с.

311. Затонский Д. Постмодернизм в историческом интерьере // Вопр.лит. 1996. - №3. - С.313. .Зверев А. XX век как литературная эпоха // Вопр.лит. 1993. - №2. - С.

312. Злобин С. Выступление на собрании московских писателей. 6 декабря 1954 г. // Вопр. литературы. 1998. Июль-август. С. 303-306.

313. Золотусский И. Очная ставка с памятью. М.: Современник, 1983. - 288 с.

314. Иваницкая Е. Постмодернизм = модернизм // Знамя. 1994. - №9. - С.

315. Иванова Н. Каждый охотник желает знать, где сидит фазан // Знамя. 1996. - №1. - С.

316. Ивбулис В. От модернизма к постмодернизму // Вопр.лит. 1989. - №9. - С.256-261.

317. Из истории советской литературы 1920 1930 -х годов. Лит. наследство. Т.93. М.: Наука, 1983.-757 с.

318. Избавление от миражей : социалистический реализм сегодня. М.: Советский писатель, 1990. -413с.

319. Изер В. Рецептивная эстетика // Академические тетради. №6. М., 1999. С.59-96.

320. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм.М.,1996. 256с.

321. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. Щеглов Ю. Комментарии. М.: Панорама, 1995. -656 с.

322. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М.: Изд-во иностр. литературы, 1962. - 572с.

323. Каверин В., Новиков Вл. Новое зрение. М.: Книга, 1988. - 320с.

324. Кантор Козовски Л. Дмитрий Лион: Опыт прочтения творчества как совокупного текста // Вопросы искусствознания. 1996. №1. С. 157 - 180.

325. Киселев Н. Проблемы советской комедии. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1973. -201 с.

326. Кихней Л., Ткачева Н. Иннокентий Анненский. Вещество существования и образ переживания. М.: Диалог - МГУ, 1999. - 124с.

327. Кожевникова Н. Типы повествования в русской литературе Х1Х-ХХ вв. М.: Институт русского языка РАН , 1994. - 336с.

328. Колобаева Л. От временного к вечному // Вопр. литературы. 1998. Май-июнь. С. 132 -144.

329. Комина Р. Современная советская литература (художественные тенденции и стилевое многообразие). -М.: Высшая школа, 1984. -232 с.

330. Кошелев В. Константин Батюшков. Странствия и страсти. М.: Современник, 1987. -351 с.

331. Кондаков И. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с.

332. Куликова И. Философия и искусство модернизма. М.: Политиздат, 1980. - 272 с.

333. Культура русского модернизма. М.: Наука, 1993. - 408 с.

334. Культурология. XX век. Словарь. Спб.: Университетская книга, 1997. - 630 с.

335. Курдюмов А. В краю непуганых идиотов. Р., - 198 с.

336. Кюнг М. Соотношение модернизма и постмодернизма // Мировое древо. 1992. №2.

337. Левин Ю. Тезисы к проблемам непонимания текста // Труды по знаковым системам. Тарту: Изд-во Тартусского гос.ун-та, 1981. Т. 12. С. 83-96.

338. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1982. -254 с.

339. Липкин С. Искусство не знает старости // Вопр. литературы. 1998. Май-июнь. С. 268-272.

340. Липкин С. Квадрига. М.: Книжный сад / Аграф, 1997. 640с.

341. Липовецкий М. Русский постмодернизм. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. -317 с.

342. Лицо и маска Михаила Зощенко. М.: Олимп -111111, 1994. - 368 с.

343. Лосев Л. Мемуары Е.Л.Шварца // Шварц Е. Мемуары. Paris,1982. Р. 7-43.

344. Лотман Ю. Избранные статьи в трех томах. Таллинн: "Александра", 1992.

345. Лотман Ю. Природа повествования//Новое лит. обозрение. 1992. №1. С.

346. Лотман Ю. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987. - 336 с.

347. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. Таллинн: "Александра", 1994. - 216 с.

348. Лукьянин В. Труд. Характер. Время. Свердловск: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1985. - 224с.

349. М.Бахтин как философ. М.: Наука, 1992. - 256с.

350. Мальцев Ю. Вольная русская литература. 1955 1975. - Frankfurt / Main: Посев, 1976.465 с.

351. Мальцев Ю. Иван Бунин. 1870 1953. -М.: Посев, 1994. - 432 с.

352. Мандельштам О. Слово и культура. М.: Советский писатель. - 319 с.

353. Медведев П. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993. -207с.

354. Методология анализа литературного произведения. М.: Наука, 1988. - 348с.

355. Мечик Д. Выбитые из колеи: Литературные встречи. NY., 1984. - 239 с.

356. Минц 3. Функции реминесценций в поэтике А.Блока // Труды по знаковым системам. Вып.6. Тарту: Изд во Тартусского ун-та, 1973. С.

357. Мочульский. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.: Республика, 1995. - 607 с.

358. Моэм С. Искусство слова. М.: Худож.лит., 1989. - 399с.

359. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994. - 606 с.

360. Нива Ж. Солженицын. М: Худож.лит., 1992. 169с.

361. Нигматуллина Ю. Методология комплексного изучения художественного творчества. -Казань: изд-во казанского ун-та, 9183. 104 с.

362. Новиков Вл. Книга о пародии. М.: Советский писатёль, 1989. - 540с.

363. Одесский М., Фельдман Д. Легенда о великом комбинаторе или почему в Шанхае ничего не случилось // Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев. М., 1997. С. 5 -11.

364. Одиноков В. О феноменологическом подходе к изучению художественных явлений в системе сравнительного литературоведения // От сюжета к мотиву. Новосибирск: Институт филологии СО РАН, 1996. С. 24-34.

365. Одна или две русских литературы?: Международный симпозиум, созванный факультетом словесности Женевского университета и швейцарской академией славистики. Женева 13 15 апреля 1978. Lausanne, 1981.

366. Оклянский Ю. Шумное захолустье: В 2 тт. М.: Терра, 1997.

367. Олеша Ю. Книга прощания. М.: Вагриус, 1999. - 476 с.

368. Орлицкий Ю. Стих и проза в русской литературе: Очерки истории и теории. Воронеж: Изд-во ВГУ. 199 с.

369. Орлова Р., Копелев Л. Мы жили в Москве. Ann Arbor: Ardis, 1988. - 372 с.

370. Ортега и-Гассет. Дегуманизация искусства.-М.: Радуга ,1991. - 639с.

371. Парамонов Б. Конец стиля. М.: Аграф, 1997. - 464 с.

372. Паперно И. Семиотика поведения: Николай Чернышевский человек эпохи реализма. -М.: Новое лит. обозрение, 1996,- 208с.

373. Примочкина Н. Писатель и власть: М.Горький в литературной движении 20-х гг. М.: Роспэн, 1996. - 134 с.

374. Розанов И. Литературные репутации. М.: Советский писатель. 1990. - 464с.

375. Русская литература XX века: в исследованиях американских ученых. СПб.: Петро -РИФ, 1993.

376. Руднев В. Винни-Пух и философия обыденного языка. М.: "Гнозис", 1996. - 221с.

377. Руднев В. Словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1997. - 381 с.

378. Русская литература первой трети XX века в контексте мировой культуры: Материалы Международной летней филологической школы (22.06.1998 05.07.1998). - Екатеринбург: Издательство ГЦФ Высшей школы, 1998. - 275 с.

379. Рыбальченко Т.Л. Толстой в художественном сознании В.Маканина ("Долог наш путь") //Проблемы межтекстовых связей. Барнаул, 1997. С. 154-161.

380. Рыбальченко Т.Л. Текст и письмо в художественном мире В.Шукшина // Творчество Шукшина как целостность. Барнаул, 1998. С. 11-28.

381. Сакулин П. Филология и культурология. М.: Высшая школа, 1990. - 240с.

382. Светлов М. Беседует поэт. М.: Сов.писатель, 1968. 231 с.

383. Свирский Г. На лобном месте: Литература нравственного сопротивления (1946 1976). Новая литературная библиотека. 1979. - 436 с.

384. Селиванов В.В. Социальная природа художественного мышления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 141с.

385. Синцов Е. Рождение художественной целостности. Казань: Изд-во "ФЭН", 1995. 228с.

386. Скороспелова Е. Русская советская проза 20-30-х годов. Судьбы романа. М.: Изд-во МГУ, 1985. 160 с.

387. Снигирева Т. А.Т.Твардовский. Поэт и его эпоха. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1997. - 384с.

388. Советские писатели. Автобиографии: В 4 тт. М., 1966.

389. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М.: Интрада, 1996. - 320с.

390. Сон семиотическое окно. ХХУ1 - е Випперовские чтения ( Москва, 1993). -147 с.

391. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. - 543 с.

392. Социология литературного успеха // Новое лит. обозрение. №25 (1997). С. 5 130.

393. Степун Ф. И.А.Бунин и русская литература // Бунин И.Собр.соч: В 8 тт. М., 1993. Т.1. С.5 18.

394. Строение фильма. М.: Радуга. 1984. - 279с.

395. Суркова О. Книга сопоставлений. М.: Киноцентр, 1991 - 175с.398. "Счастье литературы". Государство и писатели. 1925 1938 гг. Документы. - М.: РОССПЭН, 1997.-319с.

396. Тодд У.М. 111. Литература и общество в эпоху Пушкина. СПб.: "Академический проект", 1996. -306с.

397. Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ.: Исследования в области мифопоэтического. -М.: Издательская группа "Прогрес" "Культура", 1995. 624 с.

398. Тростников М. Поэтология. М.: Грааль, 1997. - 192 с.

399. Туровская М. 7 1/2 или Фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. - 255 с.

400. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука. 1977. - 57

401. Тэффи Н. Моя летопись // Время и мы. 1990. №111. С.226 -242.

402. Тюпа В. Парадигмы художественности // Дискурс. 1997. №3-4. С. 175-180.406. Тюпа В.

403. Успенский Б. Анатомия метафоры у Мандельштама // Новое лит. обозрение. 1994. № 7. С. 140-162.

404. Устами Буниных: Дневник Ивана Алексеевича и Веры Николаевны и другие архивные материалы под редакцией Милицы Грин: В 3 тт. Frankfurt/ Main, 1977.

405. Фатеева Н. Стих и проза как две формы существования поэтического идеостиля. М., 1996. - с.

406. Филиппов Б. Проза Мандельштама // Филиппов Б. Статьи о литературе. L., 1981. С. 129 -143.

407. Фуко М. Что такое автор // Лабиринт-эксцентр. 1991. №3. С.28-43.

408. Хализев В. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999. - 398 с.

409. Хоружий С. Как сделан Улисс: приемы поэтики Дж.Джойса // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1993. №1(2). С.52-67.

410. Хотинская Г. Художественное время как эстетический феномен. Саратов: Саратовский политехи, ин-т, 1992. 308 с.

411. Цивьян Ю. Историческая рецепция кино: Кинематограф в России, 1896-1930. Рига: Зинатне, 1991.-492 с.

412. Чередниченко Т. Музыка в истории культуры. Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. С.126- 127.

413. Чудаков А. Слово вещь - мир. - М.: Современный писатель, 1992. - 320 с.

414. Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.: Книга, 1988. - 672 с.

415. Чудакова М. Сквозь звезды к терниям // Новый мир. 1990. №4. С.

416. Шатин Ю. Мотив и контекст // Роль традиции в литературной жизни. Новосибирск, 1995.

417. Щеглов Ю. Заметки о прозе Леонида Добычина // Лит. обозрение. 1993. №7-8. С.

418. Щеглов Ю. О романах И.Ильфа и Е.Петрова // И.Ильф, Е.Петров Двенадцать стульев: Роман. Щеглов Ю. Комментарии к роману «Двенадцать стульев». М.: Панорама, 1995. С.З-104.

419. Шитова С. Критика эстетической концепции Томаса Манро. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: МГУ, 1964. - 19с.

420. Шкловский В. За 60 лет: Работы о кино. М.: Искусство, 1985. С.57-98.

421. Шкловский В. Гамбургский счет. М.: Советский писатель, 1990. - 544с.

422. Шмид В. Проза как поэзия. СПб.: Инапресс, 1998.

423. Штейн А. Философия комедии//Контекст. 1980. -М.: Наука, 1981. С.244-268.

424. Штурман Д. Кем был Юрий Трифонов. Чем отличается писатель советской эпохи от советского писателя // Лит.газета. 1997. 6 ноября. С. 4.

425. Эдуард Багрицкий в воспоминаниях современников. М.: Советский писатель, 1973. -431с.

426. ЭйдиноваВ. О стиле писателя. М.: Сов.писатель, 1991.

427. Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. Л.: Худож.лит.,1986. 456 с.

428. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М.: Сов. Писатель., 1988. - 416 с.

429. Эткинд Е. Материя стиха. СПб.: Гуманитарный союз, 1998. 505 с.

430. Эткинд Е. Наши присяжные // Континент. 1975. №7. С. 152 183.

431. Ю.М.Лотман и тартусско-семиотическая школа. М.: «Гнозис»,1994. 560 с.

432. ЯкобсонР. Работы по поэтике. -М.: Прогресс, 1987. -461с.

433. Clark К. The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago , L. 1981.

434. Hingley R. Russian writers & Soviet Society: 1917-1978. L.

435. Holthussen J. Twentieth Century Russian Literature. NY., 1972.493440. .Lynn Ch.R. Soviet Satire in the Decade of the 1920-s. Diss. Ph. D. University of Illinois at Urbana-Champaign, 1971.

436. Mirsky D. Uncollected writings of Russian literature. Berkley, 1989.

437. Slonim M. The Soviet Russian Literature. Writers & Problems, 1917 1977. Oxford, 1977.