автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социокультурная психоаналитическая антропология (историко-философский анализ)

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Кельнер, Майор Самуилович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Социокультурная психоаналитическая антропология (историко-философский анализ)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная психоаналитическая антропология (историко-философский анализ)"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТШННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени И.В.ЛОМОНОСОВА

Специализированный Совет (шифр Д 053.05.54)

РГ6 од

- О ¡(У 1 На правах рукописи

КЕЛЬНЕР Майор Самуилович

СОЦГООТЬТУРНАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГШ (ИСТСРШЮ-ШОСОКЖНЙ АНАЛИЗ)

Специальность - 09.00.03 - ноторяя фияософин

Автореферат днесортациа на соискание учоиоП степени доктора философских наук '

Москва - 1993

Работа выполнена на кафедре философии Московской медицинской академии им. И.И.Сеченова.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор Гуревич П.С.

доктор философских наук, профессор Метлов В.И.

доктор философских наук, профессор Пастушный С.А.

Ведущая организация - Каооедоа Философии Московского педагогического университета

Защита диссертации состоится "¿9" в^СУЛ^о&1993 г. в "15 часов на заседании Специализированного совета (Д 053.05.54) по философским наукам в Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова по адресу:119899, Москв», Ленинские горы, 1-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, философский факультет, 11-й эта», аудитория Н6Ь 11

С диссертацией можно ознакомиться в читальном вале библиотеки 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова.

Автореферат разослан «<££." 1993 г.

А

Ученый секретарь Специализированного сове доктор философских наук, профессор

■а: ! \1

! ':/'

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ

Актуальность темы диссертации. В диссертации предпринято историко-философское исследование социокультурного фрей• дмама, одного из новейших течений аападной философия и психологии XX столетия. При этом акцент сделан на рассмотрения слабоизученных и недопредставленных в отечественной научной литературе постфрейдистских конце: ций человека, в которых делается попытки приложения идей психоанализа к ряду социокультурных феноменов.

Проблематика человека и культуры, включающая в себя многообразие вопросы, касающиеся выявления сущности я существования человеческого бытия, биологических и социальных детерминант, природных задатков и культурных ценностей жизни, сознательного и бессознательного, отчуадения и свободы,всегда находилась в центре внимания мыслителей прошлого. Она является актуальной я в настоящее время, ибо ответы на язвеч-ше вопросы задают ориентиры жизнедеятельности лодей в современном мире. По сути дела, проблематика человека оказывается той точкой пересечения' естественнонаучных и философских раз-мышленжй о бытийственности человеческого существа, в которой замысловато переплетаются между собой история и современность, прошлое и будущее, личностно-индивндуальное и общечеловеческое. Именно в этом преддв всего и состоит актуальность предпринятого в диссертации исследования.

Среди представителей западной философии, внесших немало ценного в разработку этой проблематики, можно выделить тех, кто утверждает высокие общегуманистические идеалы и ценности, кто подвергает глубокой и меткой критике разрушительный для человека, отчужденный характер современной цивилизации, кто выступает за социальное и психобиологическое освобождение человека от оков тирании. Социокультурный психоанализ следует как раз относить к тем течениям философии на Западе, представители которых выступают с принципиальных гуманистических позиций, ищут в обращении к марксизму теоретические предпосылки и средства для самовыражения, стремятся использовать учение Фрейда для объяснения ряда политических и исторических процессов, происходящих в мире. Изучение этого

течения, выявление его мировоззренческих, социокультурных ориентации способствует не только глубокому пониманию духовной атмосферы на Западе, но и является способом углубления творческого диалога с зарубежными учеными в разработке философских проблем психоанализа.

Актуальность избранной темы диссертации определяется еще и тем обстоятельством, что выдвигаемые теоретиками социокультурного психоанализа мировоззренческие принципы и установки затрагивают философскую, социально-критическую проблематику отчуждения, оказавшуюся в центре идейных дискуссий на современном этапе. Они обратили внимание на то, что истоки отчуждения следует искать в существующих в обществе мощных пластах с ■сийдах, бессознательных процессов, в интимных психобиологических структурах межчеловеческого общения.

В фокусе психоаналитической социокультурной антропологии оказалась проблема, которой длительное время не уделялось должного внимания в отечественной философии, психологии, медицине, проблема соотношения социального и биологического в потребностях и влечениях человека. Между тем именно эта проблема непосредственно связана с задачей глубокого изучения человеческого фактора, с настотельной необходимостью познания человека как целостного феномена, в единстве его социальных и психОбиологических структур.

Теоретики этого течения высветили и другую не менее важную проблему, вокруг которой в течение многих лет идет острая дискуссия, проблему отношения к теории, философии и методологии психоанализа. Как следует философам и ученым-естествоиспытателям относиться к учению Фрейда? Известно, что в нашей стране на протяжении многих лет имя творца психоанализа было окружено ореолом мифов, произвольных оценок, досужих домыслов. Если в первые послереволюционные годы происходил буквально фрейдовский ренессанс, были переведены на русский язык и изданы многие работы основателя психоанализа, раздавались смелые призывы реформировать философию, психологию, медицину, педагогику на базе учения Фрейда, то уже в конце 20-х, начале 30-х гг. о психоанализе стали писать таким образом, чао его надо самым решительным образом выжигать каленым железом. Официальная сталинская пропаганда не жалела усилий для насаждения мифа о "лженаучности", "буржуазной реак-

ционности" фрейдизма.

Сейчас, в обстанооке гласности, коренной ломки цдейшх стереотипов, наступило время реабилитировать фрейдизм, дать исторически правдивую оценку этому учении, лишенную субъективизма и тенденциозности. Такой подход к учению Фрейда позволил бы в свою очередь по-новому подойти к изучению человека, дополнить отечестве нше исследования теми научными данными о человеческой психологии, которые содержит психоанализ на Западе.

Несмотря на бесконечные попытки, предпринятые в разное время многими учеными и философами по осмыслению сущности и существования человека с целью создания концепции, исчерпывающим образом объясняющей мотивы его поведения, взаимоотношения с другими людьми и сшсла жизни, проблематика человека, глубин его психики, сознательного и бессознательного, по-прежнему остается открытой для постижения тайны человеческого бы-тия._ История философии является наглядным тому подтверждением, ибо свидетельствует о наличии разнообразите антропологических концепций, в том числе и психоаналитических, по своей мировоззренческой значимости занимающих далеко не последнее место в структуре естественнонаучного и философского знания.

Степень разработанности проблемы. В научных исследованиях отечественшх и зарубежных авторов, посвященных изучению состояния современной западной философии и социологии, недостаточное внимание до сих пор уделялось анализу психоаналитической антропологии, ее проблематике, специфике и эволюции.

Имеется ряд работ отечественшх авторов, в которых представлен глубокий историко-философский анализ психоаналитических идей фрейдизма, его концепций человека, общества, культуры (Ю.Н.Давыдов, А.М.Каримский, И.С.Кон, В.Н.Лейбин.М.А.Пс пова, А.М.1Угкевич, С.А.Эфиров, Ы.Г.Яроиевский), важше результата достигнуты в области изучения проблемы бессознательного (Д.Н.Узнадзе, Л.С.&1готский, Ф.В.Бассин и др.). Можно отметить исследования, в которых содержится комплексный историко-философский анализ фрейдизма, позволяющий выявить и обстоятельно раскрыть философское содержание учения Фрейда и его последующих модификаций (В.М.Лейбин). Проведено теоретико-методологическое изучение философских и религиоведческих кон-

цепций Фрейда, Юнга, Фромма (М.А.Попова). Важный вклад в изучение дальнейшей эволЬции фрейдовских тем вносят работы А.М.Каримского, А.М.Р*»гкевича, Н.Г.Поповой. Однако обобщающего труда, раскрывают« о в полном объеме существо основных Идей социокультурной юихоаналитичсской антропологии, особенно ее леворадикальны: вариантов, пока в нашей литературе нет.

Прежде всего по; лежит более глубокому исследованию вопрос о специфике мировоззренческих ориентиров основателя гси-хоаналива, в оценке которых необходим всесторонний, системный подход, учитывающий все многообразие сформулированных им идей. Невыясненными до сих пор остаются целый ряд моментов эволюции воззрений Фрейда. Например, вопрос о месте в идейном развитии венскс о психиатра работ, созданных им в 1930-х годах.

Недостаточно полно изучены и проанализированы в научной литературе различные модификации левофрейдистской антропологии, которая получила интенсивное развитие в рамках Франкфуртской иколы социальных исследований (Г.Маркузе, Э.Фромм,Ю.Ха-бермас и др.). В работах посвященных анализу оснсвшх фило-софско-социологических концепций Франкфуртской школы особое внимание уделялось шявленио ее связей с фрейдизмом и различными формами леворадикального движения в западных странах.При этом в качестве главных объектов исследования выступали психоаналитические идеи двух крупнейших "модификаторов" фрейдовского учения Г.Маркузе и Э.фромма (Е.Н.Давыдов, Добрень-ков В.И.). В отечественной историко-философской науке сложилось так, что в гораздо большей степени изучены психоаналитические концепции Фромма, его попытки "синтеза" марксизма и фрейдизма. Что же касается маркузеанских интерпретаций фрейдовских тем, то они исследованы еще не в полной мере и требуют дальнейшего анализа. Настоящая диссертация имеет цель в определенной степени восполнить этот пробел.

Шагом вперед в изучении данного вопроса является раздел монографии А.Г.Мельвиля, К.Э.Разлогова "Контркультура и "новый консерватизм", в котором более полно, чем в других работах, воспроизводится и анализируется психоаналитическая концепция Маркузе. Но и в этой работе ряд важных ее моментов остались на достаточно освещенными. Например, полемика Маркузе с представителями иных постфрейдистских ориентации, эволюция его психоаналитических воззрений.

Требует основательного изучения концепция приложения идей психоанализа к проблемам культур одного из духовшх вождей фрейдо-марксиэма В.Райха. Эта концепция приобрела в конце 60-х, начале 70-х гг. особую популярность на Западе,' когда во многих странах мира на волне студенческого протеста Райх становится своего рода пророком "политически не ангажированных" левых. Его учение привлекло к себе внимание ряда исследователей (В.Юейбин, С.А.ЭцЭДров) • Однако целый ряд важных идей и парадигм этого учения до сих пор остаются малоисследованными.

Немалый вклад в изучение идей психоанализа и проблем его эволюции внесли зарубежные ученые. Здесь прежде всего следует отметить труды американского философа Г.Уэллса, в которых учение Фрейда сопоставляется с учением Павлова, прослеживается эволюция психоаналитических идей, вскрываются причины их влияния и распространения о обществе. Уэллс подвергает критике так Называемый реформированный психоанализ (К.Хорни,Э.Фромм), шявляет ряд его теоретических и методологических просчетов. Однако проблему реформированного психоанализа американский философ рассматривает главным образом на примере учения Фромма, что бесспорноссужает рамки его исследовании. Реформированный психоанализ с его подчеркиванием роли социокультурного фактора - это не только Фромм, но и Ыаркузе, Райх, Лакан и другие "модификаторы" н теоретики фрейдизма.

Весьма ценными являются проведенные рядом французских ученых исследования (К.Б.Елеман, П.Брюно, Д.Сэв), в которых рассматривается вопрос об отношении к теории, идеологии и практике психоанализа, анализируется сложная эволюция, которую претерпел он за свое более чем полувековое существовани< Психоанализ в этих исследованиях рассматривается на только как метод изучения бессознательного, структуры душевной деятельности человека, но и как своеобразный способ понимания явлений общества, истории, культуры, мифологии, языка. Французский теоретик психоанализа Б.Мюльдворф поднимлгт вопрос о принципиально конструктивном подходе к оценке психоаналитических идей, интерпретирует бессознательные влечения, доступ к которым дает психоанализ, как своеобразную психическую реальность. Он подчеркивает, что психоанализ исследует про-

где с с очеловечивания сексуальности, связанный с активным присутствием другого лица*.

Среди работ последнего времени, опубликованных на Западе, следует шделить те исследования, в которых поднимаются важные вопросы о необходимости изучения историко-философских проблем социокультурного психоанализа, обращается внимание на разработку проблем психоаналитического видения человека и культуры . Работы отечественных и зарубежных исследователей выдвигают целую серив сложных историко-философских проблем в области изучения социокультурной трансформации психоанализа. В каком направлении происходила эволюция психоаналитических идей от Фрейда к Ыаркузе? Как формировались идеи и подходи, посредством которых строились представления о прикладном психоанализе? Каковы те основные пути, которые привели постфрейдистских теоретиков к реформированному социокультурному психоанализу?

Цели и задачи диссертационного исследования. Диссертант поставил перед собой следующие задачи: I) дать историко-ф>и-лософский анализ мировоззренческим принципам и установкам психоаналитического учения Фрейда и его различным социокультурным модификациям; 2) шявить философскую и социологическую проблематику, связанную с психоаналитическими концепциями человека и культуры, и в связи с этим раскрыть слабые и сильные стороны психоанализа; 3) на основе историко-философского материала шявить и проанализировать специфику и эволюцию мировоззрения Фрейда, существующие вокруг него стереотипы в оценках; 4) показать особенности социокультурной психоаналитической антропологии и раскрыть идейные связи этого течения с контркультурой, получившей распространение в западной культуре 60-х годов XX столетия; 5) на англо- и франкоязычном материале показать истоки и направленность фрейдо-марксизма как одной из разновидностей социокультурного психоанализа;

1 См.: Muldwrf В. Proud. - Paris, 1987- - Р.286.

^ См.: Lichtman Е. Tho Production of Desire. The Integration of Psychoanalysis into Manist Theory. - Hew Tork, London,19ö2. Turkle Ch.Psychoanalytic Politics.Freuf s French Eewolution.-IT.T. ,1980.Schneiderman S. Jacques Lacan.The Death of an Intellectual Hero.-Harward Urd ^rsity Press,London, 198%

б) исследовать социально-философские аспекты антнпснхнатрии в ее взаимосвязи с психоанализом; 7) обосновать необходимость интеграции плодотворных социокультурных и психоаналитических идей с целью создания единой теории человека, позволяющей адекватно описывать и объяснять его бытие в мире; 8)выявить реальный смысл психоаналитических концепций отчуждения и свободы человека.

Методологические принципы и ..сточниковедческая база исследования. Слокность, неоднозначность фрейдовских идей и их последователей, наличие в них значительного научного содержания требуют конструктивного к ним отношения.

В работе последовательно проводятся такие методологические принципы, как комплексный подход к рассмотрению проблемы человека, понимание человека в едином социокультурной континууме, на путях сложного взаимодействия социального и биологического, сознательного и бессознательного.

• За основу исследования взят принцип историзма, выражающий законосообразность п поступательность историко-философского процесса.

В ходе изучения психоаналитически х идей, их специфики к эволюции, использовался важнейший принцип методологии историко-философского исследования, принцип конкретно-исторического подхода к пониманию и оценке мировоззренческих позиций учешх-естествоиспытателей. Диссертант исходил из того, что нельзя подходить к оценке фрейдовского мировоззрения абстрактно, без учета определенных исторических этапов его становления м развития. Этот же принцип был применен км при изучении психоаналитической социокультурной антропологии в целом.

В работе учтены результаты исследований отечественных ученых, посвященные проблемам истории западной философии человека (Автономова Н.С., Богомолов A.C., Гуревич П.С., Давыдов D.H., Каримский A.M., Мельвиль D.K., Мельвиль A.D., Мяло КГ., Нарский И.С., Ойзерман Т.И., ПастушныЯ С.А., Разлогов К.Э., Стрельцова Г.Я., Фролов И.Т., Царегородцев Г.И. и др.), а также специальному анализу фрейдизма и неофрейдизма (Лейбин В.М., Л я ли ко в Л., Попова М.А., Попова Н.Г., Рут-кевич A.M., Эфиров С.А.,Ярошовсютй М.Г.).

Избранная тема диссертации потребована также использовп-ния ряда работ западных философоп, психологов, теоретиков психоанализа (Браун К.-Х., Делез X., Клеман К.Б., Лакан К., Мюльдворф Б., Сэв Л.).

В диссертации учтены вывода и результаты исследовании, полученные по проблеме бессознательного (Бассин Ф.В., Обухов-ский К., Прангитшили A.C., Симонов П.В., Шерозия А.Е., Узнадзе Д.Н. и др.).

Источниковедческую базу проведенного исследования составляют работы З.Фрейда и его последователей, западная философская, социологическая и медико-психологическая литература. Диссертантом переведен и использоезн текстологический материал, и«черпнутый из работ американских теоретиков психоанализа (Коэн И., Ликтмен Р., Якоби Р.).

Научная новипна диссертации. В настоящей диссертации впервые предпринято комплексное историко-философское исследование основных идей психоаналитической антропологии. Научным анализом в ней охвачен ряд наиболее активных и влиятельных на Западе учений о человеке и культуре (фрейдизм, неофрейдизм, фрейдо-марксизм, антипсихиатрия), выявлены их ведущие темы, социокультурные, методологические и мировоззренческие парадигмы.

Новизна данного исследования состоим в том, что в нем полнее и многостороннее по сравнению с уже имеющимися работами раскрыта проблематика эволюции воззрений Фрейда. Исследуется недостаточно изученный в науке вопрос о мировоззрении позднего Фрейда". Предпринята попытка разрушить некоторые "монументальные стереотипы", характеризующие наше многолетнее негативное восприятие наследия творца психоанализа.

В диссертации впервые дается оценка ряда работ западных исследователей по неутихающей в течение многих лет дискуссии на тему "Маркс и Фрейд". В структуру диссертационного исследования введен новый текстологический и критический материал, расширяющий, углубляющий и конкретизирующий реконструкцию психоаналитических воззрений Г.Маркузе, В.Райха, Ж.Лакана. Более полно, чем в других работах, рассмотрены вопросы об отношении Маркузе к учению Фрейда и к иным постфрейдистским концепциям.

Новизна и оригинальность данной работы состоит в том, что в ней сделана попытка в конструктивном плане раскрыть некоторые проовемы социокультурного фрейдизма, углубить исследования в области прикладного психоанализа. Впервые рассмотрены ид? и и подхода, посредством которых строились представления об антипсихиатрии.

На защиту мносягси сльнуидие основные положения:

1. Социокультурная психоаналитическая антропология представляет собой одну из наиоияее влиятельных форм современной западной философии человека, в центре внимания которой находится социет.но-критическая и|>ибяематикв отчуждения, человеческой личности, ее желаний и потребностей, соотношения социокультурных и Оиипсихичеашх факторов. Для того, чтобы раскрыть ее ведущие теми, основополагающие концептуальные ориентиры, необходим ретроспективный взгляд на историю становления и развития миро но з эре wie с ких установок основателя психоанализа и его последователей.

2. Мировоззрение Фрейда - сложное, крайне противоречивое, многоплановое образование. В нем наряду с поэитивистско-эмпирическоР и психобиологизаторской тенденциями, важная роль принадлежит компонентам естественнонаучного материализма, сциентизма, рационализма и атеизма. Мировоззренческие установки творца психоанализа постоянно изменялись, обновлялись, эволюционировали. Эти изменения состояли прежде всего во все большей ориентации Фрейда на решение социокультурных массово-психологических проблем, что в последствии привело к возникновению многочисленных попыток историко-социологической переориентации психоанализа.

3. Основные концептуальные установки социокультурного психоанализа сводятся к следующему: объединение фрейдизма с марксизмом; рассуждения о репрессивном подавлении сексуальности и ее последующем "революционном" освобождении; стремление придать специфическим идеям психоанализа("вытеснение", "принцип реальности", "нарциссизм", и др.) особы* социально-культурный смысл; акцентирование проблемы потребностей человека; выдвижение и обоснование утопических проектов ликвидации античеловеческой рецресснвной культур*, "снятия" отчуждения .

- и -

Социокультурный психоанализ кок особое течение западной философии прошел в своем развитии несколько этапов. Первоначальной этап - приложение психоаналитических идей к социальным проблемам, предпринятых в 20-30-х гг. Э.Фроммом и В.Рай хом. Затем и 50-60-х гг. Г.Маркузе, Н.Браун разрабатывали леворадикальные оерски этих идей, в своеобразной форме отрп-зинлие накал оппозиционных движений социального протеста в роде стран ыира. Одной из разновидностей социокультурного психоанализа является возникшая в этот период времени "анти психиатрия" (Р.Лейнг, Д.Купер). Во Франции получает интенсивное развитие его новый вариант - "шизоанализ" (Ж.Делез, Ф.Гват-чри). Во второй половине 70-х, начале 80-х гг. идеи этой разновидности психоанализа распространяются в США (И.Ко-эн, Р.Ликтмен).

4. В диссертации предлагаются следующие основные положения концепции возможного решения социокультурных проблем прикладного психоанализа.

4.1. Сложность, многоуровневость человека как объекта научного исследования (психические и соматические, рациональные и эмоциональные, сознательные и бессознательные структуры) требуют его игучения с позиций комплексного, системного тодход-, который объединяет социокультурную и психоаналитическую проблематику. Какими бы ни были спорными и дискуссионными попытки такого объединения, предпринятые в'западной философии и социологии, за ними стоят вполне реальные проблемы, приобретающие все большую остроту и актуальность. К ним относятся проблемы понимания человека как целостного социо-психо-биологического феномена, снятия отчуждения (в том числе сексуального отчуждения), гуманизма, культуры и свободы.

4.2. Социокультурный психоанализ требует создания единых представлений о человеке, включая его потребности, желания и влечения. Фрейд отнюдь не гиперболизировал сексуальный фактор, он лишь подчеркнул, что целостная личность не может быть понята вне ее сексуальных влечений и потребностей.

4.3. Социокультурный психоанализ как способ изучения человека, г "лка, мифологии, истории, политических отношений, позволяет довольно продуктивно подойти к проблеме понимания природы, структуры и функций общественного (коллективного)

бессознательного (стихийные движения классов, социальных груш, этносов, неосознанное подчинение отдельных людей, или даже всего общества одному лицу (культ личности вождя), неосознанные формы агрессипного поведения, групповой трансферта др.), его соотношения с сознанием.

4.4. С позиций идей социокультурного прикладного психоанализа можно значигельно глубже высветить особенности массовой психологии людей в условиях Антидемократических тоталитарных режимов. Мифологизированный образ Сталина как "отца", которого надо одновременно и страшиться и любить, можно объяснить с помощью социокультурной трансляции фрейдовского Эдипова комплекса.

4.5. Проблематика, принципы, идеи и подходы социокультурного психоанализа позволяют углубить исследования в области отчуждения человека. Отчуждение представляет собой сложный, универсальный, так сказать "вселенский" феномен, оно не сводится только к отчуждению в экономической, политической сферах общества, но охватывает собой и иные формы алиенацион-шх процессов: биологическую, психологическую, духовную, сексуальную.

Практическая вначишеть диссертации. Состоит в том, что ее материалы, выводы и обобщения могут быть использованы при подготовке учебных пособий по истории зарубежной философии и психологии, при чтении лекций и спецкурсов по фрейдизму и неофрейдизму. Они также могут оказать практическую помощь историкам, философам, социологам, психологам в установлении творческих контактов, в проведении диспутов с отечественными и зарубежными учеными.

Основные положения проведенного диссертантом исследовр ния могут быть использованы для дальнейшей научной разработки философской теории человека, отчуждения, культуры.

Апробация результатов исследования. Диссертация представляет собой итог многолетних научных исследований автора в области истории зарубежной философии, современных ->ипадных концепций человека и культур*. Она обсувдена на кафедре философии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, н также на кафедре истории зарубежной философии философского 4 культета МГУ им .М. В. Ломоносова и рекомендоьана к зьг;1ч

- 1г -

Оснорше положения диссертационного исследования отражены в двух монографиях,статьях и тезисах научных докладов. Оцубликованные результаты научного исследования получили в целом положительную оценку в центральной печати, в философских и медицинских изданиях^.

Положения и вывода диссертации были апробированы на Международной^ и региональных научшх конференциях и симпозиу мах, в лекциях, спецкурсах,семинарах, научных конференциях и методологических семинарах в Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, а также в лекциях диссертанта на психологическом факультете ЛГУ (январь 1989 г.).

Мя^ериалы диссертационного исследования опубликованы в статьях ШЭ, в сборнике.докладов российских ученых к ХУП Всемирному философскому конгрессу "Философия и культура" (Канада, Монреаль 21-27 августа 1983 г.). Они нашли отражение в докладе на региональной научно-теоретической конференции "Проблемы интеграции естественных, медицинских и общественных наук в комплексном изучении человека" (23-25 ноября 1988 г.).

С основными ццеями и теоретическими положениями диссертации автор выступил на совместном заседании Московского отделения Философского общества, Общества психологов, кафедры философии гуманитарных факультетов и факультета психологии МГУ им.М.В.Ломоносова, посвященном 50-летию со дня смгрги З.Фрейда (2 октября 1989 г.) на двустороннем советско-германском симпозиуме "Философские проблемы комплексного изуче-

^ См.: Лисицын Е.П. Здоровье населения и современные теории медицины. - М.: Медицина, 1982. - С.244. Царегород-цевГ.И.4 К.Е.Тарасов, М.С.Кельнер. "Фрейдо-марксизм" о человеке. - М., 1989 // Философские науки.-1990. - 4. - СЛ36-138.

^ Ряд положений диссертации автор апробировал в докладе на Второй международной научной конференции "Рецепция психо-анализа:Карл Густав Еиг" (17-18 октября 1991 г., г.Таллин).

® Сь : Вострова Г.А. Памяти Зигмунда Фрейда // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 1990. - 3. - С.95-96.

с

ния человека" (20-21 сентября 1990 г.) , а также на Межвузовской научной конференции "Методологические цроблемы современного научного знания" (15-16 мая 1990 г.).

Диссертация состоит из Введения, четырех глав (в первии главе три параграфа, во второй главе два параграфа, в третьей главе три параграфа, в четвертой главе три параграфа), Заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во "Введении" обосновывается актуальность избранной темы диссертации, анализируется степень разработанности исследуемых проблем. Формулируются цели и задачи, методологические принципы и источниковедческая база исследования. Здесь же показывается научная новизна работы, вычленяются основные положения, выносимые на защиту, научно-практическая значимость и апробация результатов исследования.

. Р первой главе "Становление и развитие мировоззрения З.Фрейда" рассматривается малоизученный, треоупций специального анализа вопрос об эволюции мировоззренческих ориентации Фрейда. Мировоззрение основателя психоанализа представляет собой сложный, крайне динамичный феномен. Нельзя подходить к оценке фрейдовских иней абстрактно, без учета определенных исторических этапов их становления и развития.

Идейная эволюция мировоззренческих принципов и установок Фрейда шла от естественнонаучного материализма, натурализма и механицизма к концепциям "философии жизни", "кризиса культуры". Цричем в процессе этой эволюции концептуальные схемы психоанализа все больше выходили за пределы медицины, психологии, терапии и превращались в некие всеобщие универсальные установки философского толка.

В диссертации показано, что одним из источников мировоззрения Фрейда явились конкретные историко-этнографические' материалы по изучению быта и культуры туземных племен, данные невропатологии, психиатрии, эволюционного учения, а также собственно философские интенции творца психоанал-за.

с

Философские проблемы комплексного изучения человека з медицине. (Тезисы докладов на советско-немецком симпозиуме 20-21 сентября 1990 г.). - Л., 1990- - С.15-17.

- 14 -

Одним из направлений, по которому шла идейная эволюция Фрейда, было смещение его исследовательских интересов от индивидуально-биологической к групповой массовой психологии, к анализу психологии индивида как челна социальной группы.Изучение особенностей массовой психологии приводит его к мысли о том, что психология человека подвергается в мапсс людей определенным регрессивным изменениям (он оказывается как бы на более низкой ступени психического развития, сокращается сфера его сознания и возрастает роль аффективных бессознательных влечений), что сущность массовой психологии, ее свойств и закономерностей следует искать в глубинах либидной структуры, в цементирующем влиянии Эроса и что социальные чувства, эмоции формируются о мпссе людей на базе особого механизма аффективной связи, "идентификации", уподобления членов группы вождю, сделавших его "Идеалом Я".

Обратившись к анализу явлений массовой психологии, родоначальник психоаналго-! стал в большей мере подчеркивать,что человек не только п;'и:< ^биологическое, но и психосоциальное существо. Такая парадигма в идейной эволюции Фрейда особенно усилилась в 30-х гг., когда он стремился применить психоанализ к пониманию проблем культуры.

В паботах итого периода Фрейд выступает как один из теоретиков "кризиса культуры"; он отмечает ряд негативных тенденций в развитии Западноевропейской культуры, фиксирует ее отчужденный, глубоко антигуманный характер. Эти идеи позднего Фрейда о "виновности" культуры за страдания людей, о ее Враждебном человеку, кризисном характере, стали затем излюбленной темой многих левофрейдистских теоретиков.

В результате изучения эволюции мировоззрения Фрейда в диссертации предпринята попытка выявить и критически проанализировать некоторые стереотипы в оценках, которые сложились вокруг имени Фрейда и созданного им учения. Из-за односторонних интерпретаций идей, а иногда и в результате недобросовестного прочтения работ основателя психоанализа, вокруг его творческого наследия возникло своеобразное "королевство кришх зеркал".

Одним из таких искажений учения Фрейда является приписываемый ему пансексуализм, утверждение о том, что он гиперт-

рофировал сексуальность, придал ей значение исключительного и единственного фактора мотивации поведения человека.В диссертации показано, что основатель психоанализа отнюдь не гипертрофировал сексуальный фактор, он лишь подчеркнул его важное значение в жизни человека, указав на органическую взаимосвязь сексуальных и несексуальных переживаний. Одна из силь-шх сторон психоанализа состоит в том, что его создатель смог показать, что источником первичьых структур внутреннего опыта субъекта становятся детские сексуальные переживания, активно мобилизуемые и перестраиваемые в последующем аффективном опыте.

Требует пересмотра довольно прочно укоренившийся в научной среде стереотип, согласно которому, учения Фрейда и Павлова являются глубоко чуждыми и даже враждебными друг другу. Как показано в диссертации, основателями теории шалей нервной деятельности были как Павлов, так и Фрейд. В центре внимания обоих ученых находилась проблема соотношения психического и соматического, душевного и телесного. Только 4рейд подходил к изучению данной проблемы как психолог и психиатр, Павлов же - преимущественно как физиолог. Фрейд, подобно Павлову, неоднократно заявлял, что современная etiy физиология не в состоянии раскрыть детальную локализацию душевных процессоп, но что в не очень отдаленном будущем eil, очевидно, удастся это сделать.

В работах "Будущее одной иллюзии", "Неудовлетворенность культурой", а также в последней тридцать пятой лекции по введешь) г. психоанализ Зрейд гысказал свое отношение к марксизму. Это отношение было сложным и неоднозначным. Он решительно возражал против марксистской концепции развития общества как естественнсисгорического процесса, освобождения человека от оков эксплуатации, зла и угнетения путем ликвидации частной собственности, называл эту отмену "безмерной иллюзией". В то же время Фрейд высказывался в том смысле, что марксизм в ряде своих моментов должен быть дополнен и углублен психоанализом.

Таким образом, можно обоснованно придти к выводу, что к оценке учения Фрейда нельзя подходить как к чему-то раз и навсегда данному, статичному и неизменному. Оно постоянно изме-

нйлось, обновлялось, эволюционировало. Подобного рода "текучесть", изменчивость воззрений родоначальника психоанализа, переплетение в нем часто исключающих друг друга, альтернативных идей, привели впоследствии к расколу фреЭДовской школы на отдельные многочисленные течения.

Вторая глава "Человек и культура в философии неофрейдизма" посвящена анализу культурологической проблематики,разрабатываемой в рамках психоаналитической левофрейдистской антропологии. Здесь рассматриваются маркузеанская концепция "новой чувственности", неофрейдистская версия контркультуры, свободы и ликвидации сексуального отчуждения. Раскрываются идейные связи постфрейдизма с западной контркультурой 60-х гг.

Помимо фрейдовских "принципа реальности" и "принципа наслаждения" , Маркузе вводит в психоанализ еще один принцип -"принцип производительности", которого не было у Фрейда, но который абсолютно необходим для социокультурной переориентации психоаналитических идей. Этот принцип, конструируемый Маркузе в результате соединения марксизма и психоанализа,выражает такую модификацию сублимированных человеческих влечений, которую цивилизация навязывает индивидам с целью превратить их в бездумно употребимые орудия труда, инструменты Производства.

Предпринятое в диссертации исследование позволило обратиться к анализу ряда важных, стержневых идей, выдвинутых Маркузе: критика рецрессивно-манипуляторской цивилизации и культуры, снятие отчуждения и создание "нерепрессивной либид-цой цивилизации", "новой чувственности", попытки интерпретировать историко-философскую традицию Запада в духе идей левого фрейдизма. Реформируя учение основателя психоанализа, Маркузе стремился раскрыть сложную диалектику биологического, психологического и социального в потребностях человека, он выдвинул интересную мысль о возможности снятия сексуального отчуждения, изменения человеческих потребностей в обществе, где отсутствуют репрессия и угнетение. Маркузе поставил важный вопрос и о том, что многие беды и конфликты современной цивилизации происходят вследствие "десексуализации" человеческого тела.

В диссертации показано, что Маркузе явился одним из соз-

дателей прикладного социально-политического психоанализа. Он стремился не просто использовать те или иные стороны фрейдоп-ского учения. С помощью психоанализа Маркуэп объяснял специфические механизмы зарождения и развития социального угнетения, тоталитарных режимов, политического господства, манипулирования коллективным поведением людей, контроля и лидерства.

Можно, конечно, спорить с Ыаркузе по вопросу о движущих силах революции, можно обвинять его в биологизяторстве, в абстрактно-гуманистической защите человеческой свобода, но нельзя не признать, что его критика репрессивного общества,подавляющего человеческие эмоции и влечения, является во многом верной и справедливой. Эта критика 'важна и для понимания тех деформаций, которые происходили п попытках строительства социалистического общества.

В третьей главе "Психоанализ и проблема целостной концепции человека" рассматриваются попытки сторонников социокультурной психоаналитической антропологии создать некую радикальную "синтетическую" теорию человека, которая исходит пз идеи концептуальной совместимости учений Маркса и Фрейда.

В диссертации показано, что эта идея находилась в центре внимания одного из духовных воплей фрейдо-марксиэма Вильгельма Райха. Он разработал особую "синтетическую науку",которой по аналогии с политической экономией Маркса дал название "сексуальная экономия". Создавая эту "науку", Райх упрекал Фрейда за то, что основатель психоанализа выводил мораль, ее нормы не из общественного бытия, материальных условий жизни общества, а из убийства сыновьями первобытного отца, которое привнесло в мир вину и явилось источником сексуального отчуждения.

Ссылаясь на работы антрополога Б.Малиновского, наиболее адекватной моделью культуры, свободной от сексуального угнетения, Райх считал туземное племя тробрионцев. В этом племени отсутствуют неврозы, какие-либо запреты и наказания, что основывается на свободном, естественном удовлетворении полового влечения. Жить "секс-экономически" - это и значит, по Райху, свободно удовлетворять свои влечения, избегая запретов, социальных табу.

Шдвинутая Рейхом "оекс-вконоыическгш" теория, во-первых, была провозглашена ее творцом в качестве такой дисциплины, которая несводима ни к психоанализу Фрейда, ни к политической экономии Маркса. Во-вторых, она ухе не аашкалась на исследовании отдельно взятого человека, а явилась своеобразным приложением идей психоанализа к социально-политическим и социально-культурным сферам обцества, распространялась на объяснение различных политических и идеологических движений, в том числе фашизма.

Проблемы "сексуальной революции" становятся для Рейха ядром революционной и культурной политики. "Сексуальная революция" провозглашается км той основой, на которой может быть осуществлена "подлинно человеческая революция", освобождающая человека от морального, социального и экономического угнетения. Говоря о проблемах этой революции, Райх имел в виду сексуальное образование молодежи, которая вступает в половые отношения, а не ослабление семейных связей и сексуальную анархию, что нередко понимается сейчас на Западе да и у нас под термином "сексуальная революция". Он хотел, чтобы в обществе процветали не проституция и сексуальный хаос, а естественное счастье в любви. Но его идеи, преломившись через сознание экзальтированной части западной молодежи, на црактике вылили,ь в совершенно противоположное тому, к чему он призывал.

Далее в диссертации анализируются новые тенде!щии в эволюции социокультурного психоанализа, в которых прослеживается критическое отношение к леворадикальным концепциям Марку-зе, доказывается необходимость возвращения назад к "аутентичному" фрейдизму (Г.Хоровитц). В отличие от Маркузв, который стремился с леворади калистских и утопических позиций объединить психоанализ с марксизмом, Хоровитц пытается осуществить такое объединение с более умеренных, консервативных позиций, резко осуждая оптимизм и радикализм маркузеанской концепции устранения отчуждения.

Существо новейпей эволюции социокультурной трансформации психоанализа на Западе," по мнению диссертанта, обусловлено попытками его представителей (И.Коон, Р.Якоби, Р.Дикт-мен)сосредоточить внимание на социологических и политических

аспектах психоанализа, возродить учение Райха о "сексуальной революции", создать своеобразную критическую психологию субъ екта.

Социокультурный психоанализ ТО-80-х гг. дает наиболее адекватное представление о попытках его сторонников создать некую "целостную" концепцию человека, выявляет ноше тенденции в развитии постфрейдистского шшления. В этом плане особый интерес представляет концепция, которую предложил Р.Лист мен, автор книги "Производство желания. Интеграция психоанализа в марксистскую теорию"^. Ликтмен ставит перед собой задачу не просто соединить фрейдизм и марксизм, он заявляет о необходимости "демистифицировать" психоаналитические и марксистские идеи с целью их объединения. А для этого следует, с одной стороны, освободить марксизм от одностороннего механицизма, "материалистической" концепции человека, в которой иг норируются бессознательные желания индивида, с другой - наполнить фрейдизм реальными социальными проблемами.

В связи с такой постановкой вопроса выдвигается идея создания "социологии метапсихологии", а фрейдовское понимание бессознательного выступает как социальное "рецрессивное бессознательное". В учении психоанализа Ликтмен обнаруживав) индивидуальное репрессивное бессознательное, а у Маркса -социальное "структурное бессознательное" и предлагает соединить их как взаимодополняющие компоненты в более "целостную" концепцию. В результате как психоанализ, так и марксизм,должна быть подвергнуты "трансценденции", выходу за свои собственные пределы.

В диссертации сделан вывод, что фрейдо-марксизм является реальным выражением весьма характерной тенденции развития философии, науки и культуры XX века, терденции к взаимодействию естественно1иучного и гуманитарного знания. В основе этой тенденции лежит потребность к созданию единых целостных представлений о человеке. Эта потребность, развивающаяся в настоящее Бремя на фоне все большего сближения естественных и общественных наук, во многом способствовала зарождению и оформлению идей прикладного психоанализа.

^ Lichtman R. Tho Production of Dosiro. Tho Integrate. . of Psychoanalysis into Marxist Theory.-ITew Уогк,London,198/.

В четвертой г да но "Прикло.штй психоанализ, сознательное и бессознательное и проблема отчуждения" усилия диссертанта сосредоточиваются, во-первых, на историко-философском анали-ае антипсихиатрии *ак разновидности социокультурного прикладного психоанализа. Во-вторых, на проблеме соотношения сознательного и бессоэньтельного в человеке. В-третьих, на историко-философском и психоаналитическом исследовании некоторых механизмов феноменов мифологии фетишизма и отчуждения как сферы прикладного психоанализа.

В первом и втором параграфах данной главы антипсихиатрия рассматривается как одно из ответвлений социокультурного психоанализа, своими истоками обращенного к идеям Маркса, Фрейда, Лакана. Особое внимание здесь уделено рассмотрению Идей и установок антип* ихиатрии во Франции. В диссертации по-кавано, что возникновение и распространение в этой стране антипсихиатрических концепций связано с именами М.Фуко и особенно Е.Лакана, основатели "парижской школы фрейдц8ыа".

Одним из важных моментов лакановекой концепции психоанализа является ее ярко выраженный критицизм, который состоит в попытках преодолеть натуралистические тенденции в учении Фрейда. Своеобразному критическому переосмыслению Лакан подвергает' фрейдовский Эдипов комплекс, который, с его точки зрения, не есть отражение каких-либо реальных со&гтий, происходящих в семье, а представляет собой скорее условно-символическую языковую форму обозначения. Известные персонажи фрейдовской семейной драмы (отец, сын, мать) выступают не как реальные лица, а как имена, знаки, символизирующие структуры бессознательного. Такая трактовке Эдипова комплекса позволила Лакану отойти от идей классического фрейдизма, что привлекло внимание к его учению французских антипсихиатров (Ж.Де-лёз, Ф.Гваттари).

Сторонники антнпсихиатрических идей ставят вопрос о создании некоей более целостной концепции, объединяющей и переосмысливающей идеи Лакана, Маркса и Фрейда. Взамен психоанализа , который расценивается как "терапевтическая модальность капитализма", Делёэ и Гваттари предлагают так называемый пивоаналив, поскольку, с их точки зрения, на первый план в современной науке о психике выдвигаете* именно проблема пгизо-

френии, которая берется в широком сплетении социальных и политических факторов.

Ряд интересных и плодотворных идей, связанных с психоаналитической проблематикой, выдвигает французский теоретик психоанализа Б.Мольдворф. Как и Лакан, он выступает против натуралистических установок в проблеме развития детской психосексуальности. Первоначальные желания зарождаются у ребен ка в виде стремлений, берущих свое начало в сфере либиджх влечений, и вызываемых активным присутствием другого человека. Отсюда понятно, почему мать становится первым объектом любви, а отец разделяющим, запретительным началом. Сексуальные влечения, формирующиеся на базе межличностных отношений, составляют сложный и многообразный мир детских переживаний, в котором закладываются основы личности. Согласно Мгльдвор-фу, психоанализ изучает не сами по себе биологические импуль сы и желания, а процесс "окультуривания сексуальности", ее переход из биологического в психическое, из сферы животчого (природа) в сферу человеческого (культура). Вся совокупность этих процессов, лежалрсх в основе существования бессознательного, конституитивно связада с интегративным характером сексуальности, физиологическая активность которой нуждается в существовании другого лица для своей реализации.

Такой подход к феномену сексуальности позволяет, с точки зрения Мюльдворфа, глубже раскрыть процесс формирования и воспитания ребенка в семье. Социально-культурный контекст создает определенный тип семьи, определенную форму отношений между мужчиной и женщиной. В рамках семьи ребенок усваивает образы родителей, которые зависят от сложных, диалектически противоречивых связей между структурой импульсов ребенка и поведением его родителей.

В этом ;хе направлении ведет свои рассуждения Л.Сэв. Он подчеркивает, что психоанализ является особой наукой о первоначальном структурировании человеческой личности, то есть о тех начальных формах преобразования биологической центре-ции в социальную эксцентрацию, которая происходит в ранней периоде жизни ребенка под влиянием специфической совокупности социальных отношений.

Таким образом, во французском постфрейдизме явно про-

сыатривается идея приложения концепций психоанализа к социокультурной сфере. Признается научная ценность и плодотворность психоанализа не только как метода изучения бессознательного, закономерностей структуры душевной деятельности человека, но и как своеобразного способа понимания общества, культуры, семьи, языка.

В заключительном параграфе четвертой главы предпринята попытка вычленить некоторые проблемы прикладного психоанализа, которые требуют совмещения, своеобразного соизмерения социокультурных и психоаналитических идей. Обосновывается мысль, что прикладной психоанализ позволяет довольно продуктивно подойти к изучению природы и функций общественного бессознательного ,может быть использован как своеобразный инструмент анализа причин агрессивного поведения людей, феноменов отчуждения.

Грубые нарушения законности в период сталинских репрессий, жестокость, агрессивность, безжалостное отношение к "врагам народа" связаны с существованием в обществе мощного пласта стихийных бессознательных процессов.

Родоначальник психоанализа с поразительной глубиной показал, что подобно ребенку, соединенному первоначальными узами с отцом и матерью, семьей, человек массы привязан с определенной группе, вождю. Но этим ли можно объяснить то состояние буквально мистического опьянения "великим вождем", которое инициировалось бесчестной пропагандой, организованной "сверху"?

Напрашивается прямая аналогия между фрейдовской трактовкой вождя и массы и существовавших у нас длительное время представлений о Огалине как "Отце народов". Эта аналогия может быть углублена, если попытаться объяснить ее, исходя из психоаналитических идей.

Прикладной психоанализ позволяет исследовать истоки унн-■ фикации сознания людей, которую осуществляла в течение многих лет командно-административная система. Все должны были думать и поступать так, как думает и поступает "великий вождь", "отец народов". В этих условиях человек уже не принадлежал самому себе, он превратился в своеобразного "человека-винтика", целиком подчиненного командному окрику, отчужденного от

результатов своей деятельности, своих эмоций, переживаний, своего интеллекта.

Говоря о психологии всеобщего послушания "человека-винтика", мы сталкиваемся здесь с определенным видом отчуждения, которое было зафиксировано Фрейдом. Оно состоит в том, что вследствие определеншх неблагоприятных условий люди выступают не такими, какими они должны быть в действительности. В состоянии отчуждения человек принадлежит не самому себе, а другому, является проводником его идей, мнений, оценок. Индивидуальное Я поглощается безличным Сверх-Я, важно то-лько то, что исходит от последнего, освящено его мнением.

Фрейд, хотя и не использовал термин "отчуждение", но в целом ряде выдвинутых им идей и концепций речь идет, по сути дела, о различных видах отчуждения человека. Прежде всего он показал, что общественные отношения, цивилизация и культура по природе своей носят табуированный характер, и поэтому они отчуадают человека, его влечения и потребности. Фрейдовский Эдипов комплекс, эта "сердцевина всякого невроза", является выражением глубоко отчужденных отношений, которые складываются в семье между родителями и детьми. Основатель психоанализа обратил внимание на такие формы отчуждения, как характерная для Западноевропейских обществ так называемая двойная мораль (разрешение мужчинам юсти половую жизнь за пределами семьи и строгое запрещение женщинам всякой сексуальности помимо брачно-моногамной), половое воздержание, диктуемое официальной моралью.

В контексте психоаналитических идей проблематика очужде-ния должна быть расширена, обогащена новым содержанием.В нее следует включать социо-психо-биологические межличностные аспекты отчуждения полов, составляющие важную сферу жизнедеятельности человека.

Ценность и плодотворность идей прикладного психоанализа состоит в том, что они позволяют по-новому подойти к пониманию проблем человека и культуры, искать пути их решения в едином, целостном, биопсихосоциальном континууме. Разработан ный в свете этих идей подход, объединяющий социокультурную и психоаналитическую проблематику, концентрирует внимание на сопоставлении осознанных и бессознательных вариантов поведе-

нин больших групп людей, бключая политических лидеров, на проблемах отчуждения, дегуманизации, "кризиса культуры".

В Заключении подводятся основные итоги проведенного историко-философского исследования, позволяющие внести определенную ясность ь решение таких проблем, как специфика и эволюция учении Фрейда о человеке и культуре, истоки, характер и направленность социокультурной психоаналитической антропологии и ее связь с контркультурой на Западе, тенденции в развитии прикладного психоаналиоа. Отмечается, что полученные результаты будут способствовать дальнейшему изучению фрейдизма и постфрейдизма, творческому осмыслению философской и общемировой аренчеекой проблематики человека.

Основное содержание диссертации отражено в следующих научных публикициях автора:

1. Критика буржуазна философии в медицине. - Ы.: Медицина, 1976. - 102 с. - ft,7 п.л, (в соавторстве с К.Е.Тарасовым).

2. "фрейдо-марьсизм" о человеке. - Ы.: Мысль, 1989. -213 С. - 12 п.л. (в соавторстве с К.Е.Тарасовым).

3. О некоторых философских и теоретических аспектах зарубежной психосоматической медицины // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. - 1975. - Шпуск 4. - С.593-601.. - 1,0 п.л.

4. Антипсихиатрия: философские и социально-идеологические аспекты // Журнал невропатологии и психиатрии им.С.С.Корсакова. - 1978. - йтуск 8. - С.1257-1265. - 1,0 п.л.

5. Антипсихиатрия и социальная философия левого радикализма // Философские науки. - 1981. - * 2. - С.56-63.-О,7 п.я.

6. Психоанализ // ШЭ. - Н.: Советская энциклопедия, 1983. - Т.21. - С.325-328 (в соавторстве с В.М.Лейбшым).

7. Фрейдизм и культура // Наука и познание. Препринты докладов советских ученых к ХУЛ Всемирному философскому конгрессу "Философия и культура" (Канада, Монреаль, 21-27 августа 1983 г.). - С.145-151. - 0,4 п.л.

8. Критика основных идей фрейдизма и их проявлений в медицине // Методологические и социальные проблемы современной медицины и биологии. - Н.: 1985. - С.97-118. - 1,0 п.л.

9. Фрейдизм // Большая медицинская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1986. - Т.26. - С.1250-1255. - 0,4 п. л.

10. Интуиция и проблемы научного творчества в трудах Г.Селье // Методологические и социальные проблемы современной медицины. - Н.: 1986. - С.118-132.

11. Психосоматика: истоки и эволвция концепций // Методологические и теоретические проблемы медицины. - М.: 1987.-С.136-144. - 0,5 п.л.

12. Специфика, противоречия и эволюция мировоззрения З.Фрейда // Философия и медицина (историко-философский процесс и теоретические проблемы медицины). - М.: 1989. -

С.78-89. - 0,5 п.л.

13. Проблема синтеза фрейдизма и марксизма в контексте комплексного изучения человека // Методологические проблемы современного научного знания. Тезисы докладов Межвузовской областной научной конференции (15-16 мая 1990 г.). - Куйбышев, 1990. - С.36-38.