автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Социокультурное пространство современной музыки
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурное пространство современной музыки"
БАЛТИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
АГОПЖОВ АНДРЕЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ
Специальность 09.00. II - социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
' О
ч
«ВОЕНМЕХ»
На правах рукописи
Санкт - Петербург 1998
Диссертация выполнена на кафедре философии Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» Научный руководитель: доктор философских наук,
профессор Уваров М.С.
Официальные оппоненты: доктор философских наук,
профессор Каган М.С. кандидат философских наук, доцент Клюев А.С.
Ведущая организация: Санкт - Петербургская государственная Академия Культуры.
В [Ь часов на заседании Диссертационного Совета К. 064.87.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук в Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» по адресу:
198005, Санкт - Петербург, 1-ая Красноармейская ул., д.1 Гумаштарный факультет, аудитория
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Балтийского государственного технического университета.
Автореферат разослан 1998г.
Защита состоится «»
Ученый секретарь Диссертационного совета К.ф.н., доцент Cô^UCf,
Семенов О.П.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что феномен современного музыкального творчества, традиционно подвергаемый анализу со стороны искусствоведения, часто остается вне философского осмысления, С одной стороны, это вызвано подчас настороженным отношением философов и исследователей музыки к разного рода нетрадиционным формам в этой области искусства (авангард, джаз, блюз, рок) как к «претенциозным». С другой стороны, проблема взаимоотношения философии и музыки сама по себе чрезвычайно сложна и многогранна. Можно много рассуждать о «музыкальности» философского языка или же «философичности» высших образцов музыки, но в таком традиционном ракурсе от нас будут ускользать грани их взаимопереплетения, модели «зримого» синтеза.
Такие проблемы часто возникают, когда анализу подвергаются взаимопереходы между философией - духовной «квинтэссенцией» культуры - и сосуществующими с ней компонентами последней. Всегда остается проблемой их демаркация и взаимное влияние. Что касается философии и музыки в их взаимодействий, то речь можно вести о синтезирующей идее движения философии и музыки навстречу друг другу - через диалог к воплощенному акту сотворчества.
В наше время, безусловно, весьма напряженное, когда так резко повысилась конфликтность общественного бытия, встреча с искусством может быть рассмотрена как один из наиболее благодатно действующих факторов, явно способствующих удержанию в относительно устойчивом состоянии донельзя раскаленной социальной обстановки.
Взаимосвязь философии и музыки - тема неисчерпаемая, предмет глобальный и вечный. Заметим, что в исследовании многомерных диалогов философии и музыки философия часто идет по другому пути,
чем музыкознание, поскольку философов больше занимают фундаментальные вопросы онтологических и социокультурных характеристик музыки. Музыковеды же, неравнодушные к философским аспектам музыкального эйдоса, находятся во многом под их влиянием, часто не осознаваемым и, как правило, отрицаемым.
Трудно переоценить значение и роль музыки в пространстве современной культуры. Именно музыка оказывается наиболее близким человеку 20 века жанром искусства. Как элемент «урбанизированной» культуры, музыка испытывает на себе воздействие современного общества: она социально востребована, философична, обладает ярко выраженной поливариантностью, полиэлементностью, гетерогенностью (внутренней сложностью) и при этом представляет собой такое бытие, которое включает существенно различающиеся части. Современная музыка противоречива, обладает крайне неустойчивым характером. В своих наиболее серьезных, концептуальных формах она приобретает элитарный характер и раскрывается навстречу весьма незначительному числу ее почитателей.
В 20 веке музыка как никогда раньше открыта для активного творчества, экспериментирования, что еще раз указывает на ее социокультурный характер, диалекгичность, тяготение к переходным состояниям, к синтезу с другими видами искусства. И при всех этих особенностях основной ее темой и предметом ее внимания является человек, открывающий подлинную диалектику жизни, исполненную движения, противоречивости и подвижничества.
Степень разработанности проблемы.
В истории философии не существует непрерывной традиции исследований, связанных с изучением социальных аспектов музыкального творчества, хотя в разное время к теме осмысления
музыки обращались виднейшие философы и теологи. Мощная философско-музыкальная школа сложилась в Древней Греции, и связана она прежде всего с именами Пифагора и Платона, с идеей «гармонии сфер». К музыке обращались другие мыслители античности: Аристотель, Вергилий Марон, Квинт Гораций Фланк, Квинтиллиан, Тит Ливий, Овидий, Плутарх, Цицерон, Ювенал. С возникновением христианства интерес к музыке со стороны философии не угасал. Философскому осмыслению музыки посвятили свои труды Августин Аврелий (трактат «О музыке»), Боэций (автор наиболее употребительной средневековой классификации музыки), Исидор Севильский, Эриугена, Гуго Сен-Викторский, Маркетго Падуанский, Царлино, Рамос де Пареха, Регино Прюмский, Кассиодор (современник Боэция).
Необходимо подчеркнуть, что отнюдь не вся античность и отнюдь не все средневековье слепо верили в идею музыкального универсализма. И в средние века против нее выступали Василий Кесарийский, Р. Бэкон, И. де Грокейо, И. Тинкгорис.
В Новое время, когда появилась идея об имманентности музыки человеку, об исхождении музыки из человека как горнила страстей, особое значение имеют имена Галилея, Кеплера, Мерсенна, Кирхера, Лейбница, Декарта. В конце 18 - начале 19 веков, в эпоху движения от классицизма к романтизму, к теме «философия и музыка» обращались Шеллинг, Гегель, а позже и Р. Вагнер с его попыткой синтеза новой музыкальной реальности, насыщения музыки философией, мифологией, новыми выразительными средствами. Ф. Ницше в ранний период своего творчества был склонен к романтической эстетизации опыта культуры через «переоценку всех ценностей» и критику «европейского нигилизма». На Ницше в значительной мере повлиял А. Шопенгауэр, видевший путь освобождения человека от страдания в занятиях
искусством, сам испытавший сильное влияние Платона. Из западных мыслителей 20 в. можно назвать Т.Манна, К.Дальхауза, П.Циммермана,
A.Веберна, Э.Блоха, , а также Т.В.Адорно, К.Леви-Строса, Ж.Бодрийяра, Д.Лукача, Г.Шамоши, Дж.Левинсона. Интересно заметить, что композиторы западноевропейского авангарда, от итальянских футуристов 20-х годов до представителей движения «новой простоты» 80-х все, хотя и в разной мере, склонны к философской рефлексии относительно своей и чужой музыки.
Современная духовная ситуация возвращает нас к древней идее, согласно которой музыка выступает средством трансцендирования к Высшему, к Абсолюту, к Космическому Разуму. Наиболее последовательно эту идею среди современных композиторов реализует К.Штокхаузен, воплощающий кардинально новый для 20 века тип композитора-оракула, пророка и учителя.
В конце 19 - начале 20 веков в России также сложилась школа отечественной философско - эстетической мысли, уделявшая большое внимание социокультурным аспектам философии музыки. В первую очередь мы имеем в виду А.Белого, А.Н.Скрябина, А.Ф.Лосева, П.А.Флоренского, Б.В.Асафьева. В более поздний период большой вклад в исследование проблемы внесли Ю.Н.Холопов, Г.А.Орлов, М.С.Каган,
B.Д.Конен, И.Л.Набок, Т.М.Чередниченко, О.ААнтонова, Е.В.Герцман, В.В.Медушевский, Д.В.Житомирский, А.Л.Михайлов и другие.
В связи с этим представляется глубоко парадоксальным тот факт, что в отечественной традиции новая музыка достаточно редко подвергается философскому анализу и осмыслению. Действительно, немногие из философских работ в 20 веке посвящены этой теме.
Своеобразным «предрешением» данной проблемы в западной культуре можно считать работы А.Шопенгауэра («Мир как воля и
представление»), Р.Вагнера с его теорией музыкальной драмы и Ф.Ницше («Казус Вагнер», «Esse Homo» и др.). Все вышеуказанные работы объединены тенденцией преодоления романтической традиции в музыке и в той или иной мере способствовали становлению «философии жизни».
В 20 веке ряд западных мыслителей и музыкантов посвятили свои работы философии новой музыки: Н.Гартман («Эстетика»), Т.В.Адорно («Философия новой музыки», «Введение в социологию музыки»), К.Дальхауз и ПЦиммерман («Музыка взывает к языку»), К.Леви-Строс («Пути масок»), Ж.Бодрийяр («Об эстетизации антиэстетики»), А.Веберн («Лекции о музыке»). Затрагивал важные вопросы музыкальной эстетики П.Тиллих («Теология культуры»), Г.-Г.Гадамер («Актуальность прекрасного»), Ф.Серс («Возврат к сакральному, или Преображение авангардом»), Х.Яннарас («Прийти к Отцу через любовный порыв...») и др.
Из отечественных исследований прежде всего можно назвать работы Б.В.Асафьева («Музыкальная форма как процесс», «О музыке 20 века...»), А.Ф.Лосева («Музыка как предмет логики», серия статей, посвященных творчеству Р.Вагнера, А.Скрябина, Л.Бетховена и др. композиторов), О.А.Антоновой («Искусство и православие», «Музыка и церковь», «Музыкальное искусство и религия...» и др.), Е.В.Герцмана (серия монографий по истории музыкального мышления от античности до наших дней), Ю.Н.Давыдова («Эстетика нигилизма: искусство и «новые левые»), Д.Житомирского («О музыке опустошенных душ», «Западный музыкальный авангард...»), В.Д.Конен («Блюзы и 20 век», «Рождение джаза» и т.д.), В.В.Медушевского («Музыковедение: проблемы духовности», «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки»), Г.А.Орлова («Древо музыки»,
"Музыка, рожденная жизнью"), Ю.Н.Холопова («Гармония», «Современная музыка в курсе анализа музыкальных произведений» и др.), М.С.Кагана («Музыка в мире искусств»), Т.В.Чередниченко («Кризис общества - кризис искусства...», «Музыка в истории культуры», «Критика современных зарубежных музыковедческих концепций, 70-80-е годы»), А.Шнитке («Полистилистические тенденции современной музыки»).
Данные исследования в разной мере затрагивают тему бытия музыки в социуме и отношения музыки и общества (человека).
Цель и задачи исследования.
Цель настоящей работы - исследование социокультурного пространства музыки как феномена, наиболее полно отражающего существование современной музыки в обществе, а также обоснование тезиса о том, что основной характеристикой данного феномена, является степень раскрытия в нем высшего творческого начала. Отсюда вытекают основные задачи исследования:
- основываясь на анализе современных музыковедческих концепций, очертить пространство и горизонты социокультурного пространства современной музыки, достаточно полно охарактеризовать те эксперименты, новации и субкультурные явления, которые присущи музыке в 20 веке;
- обосновать существование трех основных типов музыкальных слушателей: «буржуазного» («светского»), «серьезного» и «религиозного», охарактеризовать основные черты мировоззрения и систему ценностей, присущие каждому из вышеуказанных типов;
- показать, в какой мере предмет музыки раскрывается высшим («религиозным») типом слушателя, способным значительно упорядочить хаотический и иррациональный в сущности музыкальный эйдос.
Предполагается обосновать тезис о том, что в религиозном творчестве имманентно содержится важная эвристическая модель взаимопроникновения философии и музыки.
В диссертации значительное внимание уделено философскому осмыслению музыкального авангарда и музыки так называемого «третьего пласта». Это вызвано тем, что, как уже указывалось, такие музыкальные стили, как рок, джаз, блюз очень редко оказываются в «поле действия» философской рефлексии, что не отвечает их месту и роли в современной культуре.
Методологическая база исследования.
Исходным методологическим принципом исследования является принцип противоречивости существующего, находящий свое преломление как в идее противоречивости гармонического, так и в парадоксальной непротиворечивости абсолютной гармонии. В этом контексте диалогическая связь философии и музыки понимается автором как продуктивное начало становления современной культуры.
Кроме того, с диссертации используются:
- экзистенциальный метод вхождения в проблему детерминации социокультурного пространства музыки;
- социометрический метод, позволяющий описать музыкальный социум путем раскрытия разнообразных отношений внутри данной группы.
_Научная новизна диссертационного исследования выражена в
следующих основных положениях:
1. Обоснована роль экзистенциального метода вховдеяия в проблему детерминации социокультурного пространства музыки, что нашло свое отражение в последовательной реализации принципа «к онтологии музыки - через конкретного слушателя». В массе отношений, реализующихся через субъекта музыкального суждения, выделено
ключевое: отношение становящегося Я и музыки как средоточия хаотической и духовно-нравственной значимостей. Данное отношение раскрыто через исследование этапов становления Я, а также через определение критерия духовной значимости музыкального произведения.
2. Выявлена общая типология слушателей, которая исследована в качестве основы построения модели социокультурного пространства музыки.
3. Проанализированы критерии духовной значимости музыкального произведения. Они заключаются в принципиальной художественной честности (достоверности) музыки, необходимо стимулирующей становление личности слушающего как творца. Эта музыка должна быть не просто близка ему, но и отвечать системному эстетическому видению мира.
4. Построена модель социокультурного пространства современной музыки, представляющая собой трехмерный континуум, структурно построенный как единство (субординация) субъектов музыкального суждения (слушателей).
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Материалы диссертации могут быть использованы при изучении современных аспектов философии музыки, фундаментальных проблем экзистенциального видения мира и культурологии. На их основе представляется возможным выработать рекомендации по системному решению проблем религиозной философии, музыковедения и социологии, уточнить теоретические вопросы, связанные с идеей синтеза различных традиций философско-музыкальных исследований.
Основные положения диссертации имеют также прикладное значение. В учебно-методическом плане ее материалы могут быть
и
использованы при систематизации и изложении ряда аспектов развития отечественной и европейской философии и культуры, разработке спецкурсов для студентов и аспирантов, а также в процессе формирования учебных планов и программ по соответствующим дисциплинам.
Апробация результатов исследования.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой философии гуманитарного факультета Балтийского государственного технического университета. Основные положения диссертации обсуждались на аспирантском семинаре той же кафедры. Промежуточные результаты работы апробированы автором диссертации в 5 публикациях статей и тезисов докладов, а также на 4 научно-практических конференциях:
- «Социальное действие: цели и средства. Богдановские чтения», Гродно, ноябрь 1994 года;
- «Смыслы культуры», СПб, июнь 1996 года;
- «Россия: прошлое, настоящее, будущее», СПб, декабрь 1996 года;
- «Человек. Философия. Гуманизм», СПб, июнь 1997 года. Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, примечаний и списка использованной литературы (150 источников, из них 11 работ на иностранных языках). Первая и вторая главы включают по три параграфа, третья глава - два параграфа. Общий объем работы - 143 страницы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность избранной темы, характеризуется степень ее разработанности в отечественной и
зарубежной литературе, определяются основная цель и задачи, раскрываются научная новизна, методология и структура исследования.
В первой главе - «Социально - философские корни современной музыкальной эстетики» очерчено предметное поле исследования, обосновывается, почему под современной музыкой автор понимает прежде всего такие стили, как авангард, джаз, блюз, рок, как наиболее динамичные и восприимчивые к новациям.
Вследствие сложности и многогранности предмета исследования представилось необходимым смоделировать проблему на основе простейшей типологии слушателей классической, джазовой и авангардной музыки. Данная типология построена по схеме «один плюс один»: «образованный» и «серьезный» слушатели. Их поведение характеризуется двумя обобщенными координатами: «социальности» и «музыкальности». В процессе освоения предмета музыки данные типы вступают в разнообразные отношения, основным из которых является отношение человеческой Личности (то есть индивидуальной меры, ядра и качественной характеристики человеческого существования) и степени духовности осваиваемой им музыки (как основного критерия духовной, гуманистической значимости того или иного произведения). Данное отношение раскрыто в трех основных «плоскостях»:
а) определение фундаментального критерия духовности (бездуховности) музыки;
б) определение путей и этапов становления человека как Личности, формирования индивидуального Я;
в) описание многообразия связей и противоречий между двумя предыдущими феноменами и последующее определение степени их взаимовлияния.
В результате достигнуто достаточно полное, на наш взгляд, вхождение в проблему детерминации социокультурного пространства музыки («экзистенциальный подход»), ибо в центре внимания оказывается наиболее важная его ячейка - человек, слушатель.
В первом параграфе «Проблема детерминации социокультурного пространства современной музыки» проводится сравнительный анализ современных философско - музыкальных концепций, изложенных в трудах Б.В.Асафьева, Ю.Н.Холопова, Т.В.Чередниченко, Ю.А.Фшшпьева, Г.Орлова и других авторов. На его основе последовательно формируется проблематика диссертационного исследования, делается ряд промежуточных выводов. В частности, выдвигается тезис о сущностной противоречивости прекрасного. Тем самым подтверждается мысль о невозможности дать твердый эстетический критерий духовности (С.Кьеркегор) и о необходимости «прорыва» музыкознания в область этики, философии, диалектики.
В условиях «подчинения» эстетического знания философскому вопросы музыкознания решаются в рамках проблем мировоззренческого характера (индивидуальных и коллективных). Учение о музыке как продукте художественной деятельности человека основывается тем самым на следующем принципе: музыка имманентна человеку, она, прежде всего, отражает его самого. Вопрос о смысле и назначении музыки предстает уже как вопрос о человеке, о смысле и назначении человеческого существования, о становлении Я, о его свободе.
Во втором параграфе первой главы «Музыка и позиция «образованного слушателя» характеризуется первый тип слушателя -«образованный». Его социокультурный «портрет» включает черты двух типов, выделенных Т.В.Адорно - «буржуазного» и «развлекающегося», стоящих на разных ступенях социальной лестницы, но одинаково
неспособных выделить смысловую связь музыкального произведения и склонных к потреблению остромодных произведений, отождествляя их значимость со своим социальным статусом. На основе идей С.Кьеркегора указывается их общая мировоззренческая черта -«слабость Я», которая в терминах экзистенциальной диалектики выражается как «отчаяние - слабость» или «отчаяние в собственной слабости». Деформация самосознания, конфликт внутри человека отчуждает его от вечного смысла бытия, делая невозможным концептуальное осмысление произведения.
В третьем параграфе «На пути к адекватному восприятию музыкального творчества. «Серьезный слушатель» характеризуется третий тип - «серьезный». Ему свойственно не отделять смысл той музыки, которую он слушает, от своего существования. Он осваивает музыку, существуя в ней; слушание его можно обозначить как структурное (системное). Главной чертой его мировоззрения является следующая: он определился со своим вечным Я, желает быть этим Я в каждый момент своего существования, а смысл воспринимаемых им произведений тождествен смыслу его существования. Яркими примерами такого высокого отношения к музыке является творчество Л.ван Бетховена (Героическая и девятые симфонии) и Р.Вагнера с его идеей «музыкальной драмы» (образы «мужественно отчаявшихся» Тристана и Изольды), сюжетные линии тетралогии «Кольцо Нибелунгов». В обоих случаях музыкальные образы исполнены внутренней силой, ощущением присутствия волевой и свободной личности. На этих образах - явственная печать сверхчеловечества и великой скорби, столь близких субъективно-личностным переживаниям обоих великих композиторов. Таким образом, анализируя простейшую типологию слушателей, предложенную в начале диссертации, можно
сказать, что более адекватно воспринимает музыку слушатель «серьезный», в силу своего более целостного мировоззрения и способности выделить в музыкальном произведении смысловую и логическую связь, определить степень его достоверности и подлинности в деле отражения подчас будничных реалий.
Во второй главе - «Музыка и экзистенция» - диссертант проводит анализ взаимовлияния философии экзистенциализма и современной музыки. Последняя представлена на примере авангарда и блюзовой традиции (джаз, рок).
В первом параграфе «Диалектика греха и диалектика существования» изложены основные положения философской концепции Ж. - П. Сартра, его терминология (бытие - в - себе и бытие - для - себя, подлинное и неподлинное существование и т.д.), раскрывается противоречивый характер сартровской диалектики существования. Антиномичность многих положений последней подводит к мысли о снятии концепции Сартра экзистенциальной диалектикой греха С.Кьеркегора, согласно которой индивид сущностно принадлежит одновременно конечному и бесконечному, временному и вечному. Лишь бесконечно отчаявшись в своем желании быть Я, индивид способен наполнить свое бытие смыслом - посредством бесконечного движения веры. Данный тезис снимает также представление о музыке как безусловном средоточии эстетической и нравственно-духовной значимостей, способном превратить абсурдный мир в гармонический.
Во втором параграфе «Западный музыкальный авангард в 20 веке: поиски абсолютного смысла» рассматривается феномен «новой музыки»: основные направления, эксперименты и творческие концепции. На примере творчества композиторов К.Штокхаузена, Дж.Кейджа,
П.Булеза, Т.Райли, П.М.Хамеля, А.Шнитке показано перемещение «центра тяжести» авангардного творчества от идей футуризма 30-х годов и «тотального порядка» 50-х к безудержному хаосу 60-х годов и далее -к « новой простоте». Предпринятые в 70 -80 -х годах попытки найти высоко духовное основание авангардным экспериментам подтверждают ключевую идею современной этики о необходимости принятия общечеловеческой практикой абсолютного плана существования. Затрагивается тема творчества композиторов, причастных к общему процессу «деевропеизации» западной музыки, в частности, творчество А.Н.Скрябина.
В третьем параграфе «Blue tones»: музыка и отчаяние» диссертант раскрывает феномен Rock music (буквально - «качающей музыки»): истоки возникновения блюза, особенности блюзового жанра и причины его блистательной адаптации в европейской культуре. Подробно освещен тезис о «Blue tones» - музыке, в которой отчаяние, смешано с надеждой. Показано, что различные особенности блюза (тематика, поэтическая структура, музыкально - выразительные средства, импровизационность) прямо и косвенно могут быть истолкованы как приметы отчаявшегося Я. Это сближает музыку афроамериканцев с экзистенциализмом, делая их социокультурными явлениями одного порядка. Вместе с тем, рок- н- ролл, в основе которого лежит блюзовая традиция, обрел свое социальное предназначение как средство передачи молодежного опыта освоения наличного бытия и самоидентификации. Рок остается таковым, являясь музыкой экзистенциального откровения, попыткой «продления» на сцене привычного образа жизни. Блюз и рок - это экзистенциалистский «возврат к единичному от торжества вида», противостоящий
дегуманизации общества. Главный критерий подлинности в рок-музыке - это честность.
Анализ взаимовлияния современной музыки и экзистенциализма позволил сделать целый ряд заключений, главное из которых состоит в следующем. Становление индивидуального Я, личности неразрывно связано с активизацией творческого начала в человеке. Такая активизация, в свою очередь, свидетельствует о возрастании духовной значимости осваиваемых им произведений. Критерий значимости здесь характеризуется интенсивностью реализации творческих потенций индивида в данном виде деятельности (композиция, исполнение, слушание), что является отражением высшей, сакральной стороны существа человека.
Тем самым оправдана и необходима музыка, несущая идею становления человеческого Я, его свободы. Будучи сокровенно угадана, расшифрована, осмыслена и прожита в существовании, она становится помощником человека в осуществлении им «проекта» самого себя, в основе которого выбор «шга-шш», реальный поступок.
В третьей главе - «Соииокультууные аспекты светской и религиозной музыки» - на основании анализа взаимоотношений музыки (классической и современной) с христианским миросозерцанием показана необходимость дополнения приведенной выше типологии еще одним типом слушателя - «религиозным» и, соответственно, появления у социокультурного пространства музыки третьего измерения - этико-религиозного («вертикального»), отражающего степень духовной цельности и значимости музыкального творчества.
В первом параграфе «Музыкальное творчество в призме «теологии культуры» прослеживается процесс становления взаимоотношений христианства и музыкальной культуры со времен
тотальной ангажированности Церковью последней до эпохи Возрождения, классицизма, и далее - до нынешних времен, когда попытки по-новому осмыслить сложившуюся традицию предпринимались как со стороны теологов (К.Барт, ПТиллих, П,Флоренский), так и композиторов (Л.Бернстайн, А.Уэббер, К.Пендерецкий, Г.Свиридов, Э.Артемьев, А.Шшпке и другие). Анализируется образ «религиозного слушателя», несущего отдельные черты «рессантиментного» и «эмоционального» типов (Т.Адорно). Являясь "проводником" в вечность, музыка не может сама по себе служить опорой в последней, что приводит человека к поискам веры. В противоречивом характере музыки заложена необходимость обнаружения трансцендентного ее основания, прорыва в область сакрального, как залога подлинного истолкования произведения.
Данный круг проблем является, пожалуй, наиболее сложным. Музыка, как любое проявление творческого, стихийного, иррационального начала в человеке, нетерпима ко всякого рода догматам, канонам и ограничениям. Однако в этом противостоянии кроется глубинный смысл: религиозный догмат предохраняет музыку от вырождения в черную магию, ворожбу, не дает гуманизму и добротолюбию кануть в темных безднах артистической гениальности. Иными словами, религия в определенные моменты защищает музыку от нее самой. В этом - глубокий смысл «любви-вражды» религии и искусства.
Во втором параграфе «Религиозный слушатель» в пространстве современной музыки. К вопросу о социализации творческого индивида» феномен «религиозного слушателя» рассмотрен в контексте противоречий между самоопределением индивида и социальными условиями его существования. Таким образом, вопрос становления
индивидуального самосознания неотрывно связывается с аксиологической проблемой соотношения между абсолютными ценностями и нормативной этикой. На примере этического нормативизма Ф.Ницше и Ж.П.Сартра исследуется природа конфликта между становящимся Я и социальной действительностью. Снятие указанных теорий возможно в рамках идей С.Кьеркегора о телеологическом устранении конечной этики. Обозначенные противоречия в снятом виде продолжают существовать, но являются уже категориями диалектики греха: вопрос о мере социальных девиаций возникает не из Ничто, а в процессе решения аксиологической проблемы соотношения конечных и бесконечных ценностей. Выявлены три ступени становления индивидуального мировоззрения в музыкальном социуме.
Далее представлена модель социокультурного пространства современной музыки. Она основана на предложенной в диссертации типологии слушателей: «образовшшый», «серьезный» и «религиозный». Основные черты этой типологии раскрыты в системе обобщенных координат: «социальной», «музыкальной» (горизонтальные координаты) и «этико-религиозной» (вертикальная координата). Последняя характеризует меру духовности реципиента, музыкального произведения, а также отражает степень мировоззренческой зрелости субъекта музыкального суждения. При этом каждый из указанных типов слушателей в полной мере раскрывается лишь при условии рассмотрения той меры отношений, в которые индивид вступает в процессе освоения музыки, то есть конкретно.
В заключении диссертации автором сформулированы основные выводы, а также обозначены перспективы будущих исследований в данной области, среди которых:
- расширение типологии слушателей вплоть до границ музыкального
социума;
- дальнейшее изучение взаимодействий музыки и религии
- выработка системной методологии исследования социокультурного пространства современной музыки, а также многогранных способов взаимодействия философии и музыки.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Агошков A.B. О молодежной кошркультуре // Социальное действие: цели и средства: Материалы научной конференции. - Гродно, 1994.С. 98-104.
2. Агошков A.B. Музыка и отчаяние II Смыслы культуры: тезисы докладов международной конференции. СП6Д996.С. 122 -126
3. Агошков A.B. К.Ясперс и сектантство в современном мире // Новый молодежный вестник.1996 №26, Сентябрь 1996. СЮ - И
4. Агошков A.B. Семинар: Россия и Европа на пути в 21 век // Россия: прошлое, настоящее, будущее: Материалы научно - практической конференции. СПб. 1996.С. 127-129
5. Агошков A.B. Экзистенциальная проблема выбора в контексте христианского мировоззрения // Первый российский философский конгресс «Человек. Философия. Гуманизм». СПб. 1997. Т.5. С. 301 -304.
Тип. БГТУ. Подписано 6 rieuom 12.02.98. Объем 1,25. Тираж 100. Заказ 21.