автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Социокультурные аспекты менеджмента на Северном Кавказе: универсальное и особенное
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Ачмизов, Тимур Айсович
Введение.
Глава I. Методологические основы исследований духовно-культурных предпосылок менеджмента.
§ 1. Сущность и структура управленческой культуры.
§ 2. Содержательные концепты менеджмента.
Глава II. Культурно-духовные предпосылки, источники и тенденции развития менеджмента на Северном Кавказе.
§ 1. Основные тенденции менеджмента на Северном Кавказе в свете проблем глобализации.
§ 2. Особенности систем ценностей и позиций в полиэтническом, поликонфессиональном коллективе.
Введение диссертации2002 год, автореферат по социологии, Ачмизов, Тимур Айсович
Актуальность темы исследования. В современной России уже более десяти лет осуществляется исторически значимый процесс перехода к современным, зрелым формам политической демократии и рыночной экономики. На этом пути возникает множество проблем, требующих глубокой теоретической разработки.
Одной из центральных тем является изучение социокультурных оснований менеджмента. От результатов ее разработки и, в частности, качества изучения социокультурной обусловленности особенностей управленческой деятельности в экономике и других сферах общественной жизни во многом зависит будущее Северного Кавказа и России в целом.
Актуальность темы диссертации в значительной мере определена неоднородностью социокультурной среды современной России. Северный Кавказ отличается наибольшей этнической и конфессиональной пестротой. Построение процессов взаимодействия менеджмента и менеджеров с окружающей социокультурной и духовной средой на Северном Кавказе наталкивается на ряд серьезных проблем, порожденных социальной напряженностью и конфликтностью, неясностью перспектив. Важность темы диссертационной работы вытекает из необходимости поиска адаптированных к северокавказской культуре и духовности принципов организации и функционирования менеджмента.
Значимость темы диссертации определяется также необходимостью уточнения адекватности зарубежных моделей менеджмента северокавказской социокультурной среде, определении границ их применимости, эффективности и результативности этих моделей в специфических региональных условиях.
Актуальность исследования социокультурных оснований управления определяется необходимостью повышения эффективности деятельности северокавказских организаций. Очевидно, что если организация не ощущает или утрачивает свои связи с социокультурными основаниями среды, то она ослабевает.
Анализ мобильности управленческого персонала, профессионализма сотрудников, кадровой политики, а также психологической обстановки дает возможность успешно функционировать организации в любых, даже самых сложных политических, экономических и психологических условиях. А их синтез с умелым управлением, своевременным анализом внешней ситуации и прогнозом дает основания надеяться на успех. Достижение удачи невозможно без познания внутренней культуры и духовности в коллективах и без целенаправленных воздействий по их гармонизации. Это также делает тему исследования актуальной.
Степень разработанности темы. К числу классических теорий анализа социокультурных аспектов менеджмента и предпринимательства (в особенности, предпринимательской этики) следует отнести социокультурную концепцию М. Вебера. Идея этого подхода, заключающаяся в том, что для предпринимательского успеха предельно важны, помимо экономических (утилитаристских) установок, определенные компоненты социокультурных отношений и институтов, явилась выдающимся вкладом в теорию современного менеджмента и в том или ином виде используется многими авторами. Выдвижение и обоснование М. Вебером тезиса о том, что социокультурные переменные в принципе могут обеспечивать более высокий предпринимательский доход и социальный успех, чем чисто экономическая деятельность, нашел много сторонников среди различных авторов. Следует также подчеркнуть, что М. Вебер в значительной мере пришел к своим выводам благодаря конкретным эмпирическим социологическим методам исследования.
Сегодня мало у кого вызывает сомнения положения о том, что протестантская культура во многом способствовала формированию современной западной деловой этики. Сегодняшний бизнесмен на Западе не обязательно является верующим. Однако он, как правило, следует протестантским ценностям умеренности, экономии, планирования жизни. Бережливость по отношению к вещам, деньгам, времени, отношение к труду как к важнейшей обязанности - вот существенные элементы, из которых складывается протестантская этика.
Социокультурная парадигма в целом формировалась в течение столетия (второй половины XIX - XX вв.). Помимо М. Вебера необходимо назвать выдающегося представителя социологии культуры Э. Дюркгейма, культурных антропологов А. Кребера, Р. Бенедикта, Б.П.П. Эванс-Причарда, представителей системной функциональной теории Т. Парсонса и Р. Мертона, цивилизационного направления Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и многих других.
Современные исследователи деловой активности прибегают к парадигмам и объяснительным моделям в духе известного экономиста Ф. фон Хайека. Предложенные им идеи социокультурной эволюции, спонтанного порядка конкуренции и др. легли в основу различных интерпретаций влияния социокультурной среды на формы и содержание менеджмента. Так, в современных исследованиях находит развитие идея о том, что менеджмент и менеджер характеризуются не родом занятий, а поведением субъектов управления. Ф. фон Хайек высказал также вполне определенную точку зрения на «дух предпринимательства». Он пишет по этому поводу: «доля частных лиц, готовых опробовать новые возможности, везде примерно одинакова. Вызывающее столько сетований отсутствие духа предпринимательства во многих молодых странах является не прирожденным свойством их жителей, а следствием ограничений, налагаемых существующими обычаями и институтами»1.
Разновидности социокультурных оснований различных сфер жизни в отечественном обществоведении рассматривались Ерасовым Б.С., Яковенко И.Г., Пелипенко А.А., Анисимовым А., Розовым Н.С. и другими учеными.
Социокультурная парадигма лежит в основе многочисленных работ, объясняющих успехи модернизации Китая и Тайваня. Достижения этих стран объясняются тем, что китайцы имеют конфуцианскую трудовую этику, выражающуюся в трудолюбии, ответственности перед семьей, страной. Эти основания - национально-патриархальные, ставшие прочным фундаментом для национального «духа», проявившегося в условиях устойчивой рыночной среды.
То же можно сказать и о японской чести, ведущей свою историю с феодальных отношений. Сегодня честь и чувство долга японца переработано в долг работника перед своей фирмой, а фирмы - перед работником.
В последнее время стали появляться работы, посвященные анализу деловой исламской этики. В первую очередь - это имеющие практическую и научную ценность исследования ряда отечественных экономистов по исламской этике бизнеса и ученых востоковедов по исламу, таких как Гукасян Г., Жданов С., Журавлев А., Исаев В., Смирнова Г., Филоник А. и ДР
Ислам в отличие от других религий не ограничивается исключительно вопросами веры, а пытается регламентировать все стороны жизни человека. Влияние оказывается на духовную и экономическую сферы не только через
1. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. //Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 47.
2. морально-этические нормы, но и с помощью особых указаний, содержащихся в Коране. Ислам никогда не устанавливал никакой экономической системы, однако он оказывает решающее воздействие на экономику путем привнесения в нее религиозной морали, призванной регулировать отношения между людьми, в том числе социально-экономические. Ключевым звеном социально-экономической «исламской доктрины» является запрещение процента (рибы). Это самое значительное из предписаний Корана представляет собой основу деятельности, например, исламских банков.
Однако современные исследователи далеки от единства точек зрения не только на оппозицию менеджмент - социокультурная среда, но и на сам разворачивающийся в современном мире социокультурный процесс, направление его основных векторов. В целом сохраняется интеллектуальное противостояние авторов, склонных видеть перспективу человеческой культуры в ее гомогенизации (западники, разделяющие точку зрения Ф. Фукуямы на «конец истории»), с одной стороны, и сторонников интеллектуального течения, провозглашенного С. Хантингтоном и провозглашающие неизбежность столкновения цивилизаций.
В России и, в частности, на Северном Кавказе, масштабных специальных исследований, подтвержденных данными социологических исследований, определяющих роль социокультурных компонентов в управлении, не проводилось.
Отечественная литература по менеджменту стала широко издаваться, в основном, лишь после 1991 года. При этом она носит универсалистский характер и избегает социокультурной рефлексии.
Вообще говоря, история менеджмента в современной России насчитывает немногим белее десяти лет. Точкой отсчета принято считать создание в августе 1990 года Ассоциации менеджеров, стимулировавшей появление различных преимущественно вестернизированных интерпретаций теорий менеджмента. За истекшее время в нашей стране были созданы учебные заведения, открыты факультеты и кафедры, имеющие своей целью разработку программ обучения персонала работе в условия немонопольной экономики и свободного предпринимательства. Была налажена подготовка специалистов, способных осуществлять квалифицированное управление предприятиями и обеспечивающие оптимальные условия для производства. Однако серьезных, фундаментальных исследований взаимовлияния социокультурной среды и менеджмента не проводилось.
Хотя определенные попытки в этом направлении предпринимаются. В последние годы стали появляться работы, посвященные исследованию регионального уровня управления (менеджмента). Так, в рамках региональной элитологии рассматриваются не только региональные политические элиты, но и региональные бизнес-элиты и специфика их управленческой деятельности. Рассмотрению этих вопросов была посвящена международная конференция, состоявшаяся в г. Майкопе в 2001 году. По ее итогам был выпущен сборник докладов и сообщений.
Авторы отмечают тенденции фрагментации региональных бизнес-элит по этническому признаку, что делает необходимым изучение последствий данного явления и отслеживания его эволюции. Закономерно поднимается проблема криминализации элит, что также требует специального изучения.
Менеджмент, как система управления, имеет несколько составных частей, каждая из которых имеет свои цели и задачи, а также способы их исполнения. Это обусловило то, что современная литература по менеджменту разнопланова.
Основной составляющей менеджмента является управление персоналом. Именно оно во многих случаях имеет при прочих равных условиях решающее значение для успешного развития фирмы. Определенная социокультурная среда, реальные человеческие отношения - вот базовые координаты, в которых разворачивается деятельность деятельности менеджера.
В литературе по Северному Кавказу достаточно хорошо освещены региональные особенности культуры и духовности1. Однако примеров творческого использования имеющегося научного багажа в изучении менеджмента немного. Тем не менее, имеющийся материал по духовности и культуре поддается эффективному использованию при изучении духовно-культурных аспектов менеджмента.
Важным аспектом менеджмента являются внутригрупповая и межгрупповая коммуникации. Управленческое общение - общение с целью осуществления руководства людьми, то есть изменение их действий в определенном направлении, поддержание данного направления или формирование нового направления, также невозможно без познания социокультурной среды.
Управленческое общение выполняет несколько функций: выдачу распорядительной информации (приказы, распоряжения), получение обратной информации и оценку информации. Очевидно, что все перечисленные коммуникативные компоненты менеджмента зависимы от особенностей культуры и духовности, во многом определяются ими. Это делает необходимым дальнейшие исследования в этом направлении, особенно на региональном уровне, который остается слабоизученным.
Целью диссертационного исследования является уточнение объяснительных моделей взаимовлияния культуры и менеджмента, их взаимообусловленности.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
1. См., например, работы Бгажнокова Б.Х., Ханаху Р.А., Казанова Х.М. Горловой И.И. и др.
- изучить и систематизировать научно-теоретические представления о влиянии социокультурной среды на менеджмент;
- выявить основные тенденции менеджмента на современном Северном Кавказе;
- показать сущность и особенности управленческой культуры на современном Северном Кавказе;
- раскрыть особенности систем ценностей и позиций в полиэтническом, поликонфессиональном коллективе;
- выявить и систематизировать содержательные концепты менеджмента и их специфическое отражение на Северном Кавказе.
Объектом исследования является современный Северный Кавказ.
Предметом диссертации являются процессы взаимодействия культуры и управления.
Основная гипотеза диссертационного исследования заключается в предположении того, что социокультурные особенности Северного Кавказа имеют для менеджмента данного региона существенное значение, которое выражается в специфической коммуникации менеджеров и персонала организаций в соответствии с характерным этническим культурным «кодом», генетически связанным с традиционной культурой.
Теоретико-методологическая основа исследования. В работе использованы общенаучные и специальные приемы и подходы, разнообразные научные положения и выводы.
Ориентация темы диссертации на социокультурные аспекты менеджмента сделала необходимым широкое использование социокультурного подхода.
Работа над диссертацией потребовала проведения социологического исследования. Сбор материалов по теме диссертации и написание работы также потребовали широкого использования методов социологии, в том числе и прикладной.
Рассмотрение проблем управления в организации, руководства персоналом сделало необходимым привлечение системного и структурно-функционального подходов.
Использовался также нормативный подход, который применялся для анализа влияния этнической культуры на процессы управления.
Работа над диссертацией потребовала привлечения материалов и исследований по другим отраслям знаний: философии, культурологи, психологии, политологии и др.
Научная новизна диссертационного исследования состоит, на наш взгляд, в том, что в нем уточнены объяснительные модели, описывающие взаимовлияние и взаимообусловленность культуры и управления на Северном Кавказе. Предложена и обоснована идея о том, что в менеджменте на Северном Кавказе универсальные принципы управления значительно корректируются под влиянием особенностей региональной культуры. Управленческие и коммуникационные процессы разворачиваются в соответствии с «культурным кодом».
На защиту выносятся следующие основные положения:
- в обозримом будущем глобализация не вызовет полной культурной унификации Северного Кавказа. Северокавказские культурные отличия сохранят свое влияние на менеджмент;
- северокавказские культурные отличия, оказывая большое влияние на региональные управленческие процессы, тем не менее, не могут остановить действие ведущей мировой тенденции - на современное производство с характерными для него универсальными способами управления и подбора кадров по профессиональным качествам. Однако данная тенденция в условиях деиндустриализации и продолжающихся в стране кризисных явлений может значительно ослабнуть, что может негативным образом отразиться на перспективах социально-экономического и политического развития;
- значение этнических факторов и этнокультурных отличий значительно варьируется в зависимости от характера организаций. Их значение возрастает в прямо пропорциональной зависимости от кризисных явлений в экономической и социально-политической жизни российского общества;
- криминализации экономики и власти выдвигаются сегодня в разряд тех «переменных», от которых зависит будущее менеджмента не только на Северном Кавказе, но и во всей России;
- инструментом достижения успеха и «выживания» в ряде случаев стала этническая солидарность малых групп (часто - семейно-родственных), исповедующих традиционные формы коммуникации (соподчинения и субординации). Условно данную тенденцию можно квалифицировать как менеджмент на традиционно-культурной основе. Менеджмент, ориентированный на этническую традицию, используется в относительно небольших организациях и коллективах, в которых их члены могут наблюдать и контролировать взаимное поведение. Менеджмент в таких организациях можно определить как «организованную и направленную дружбу».
Теоретическая значимость исследования состоит, на наш взгляд, в том, что оно водит в научный оборот новые парадигмы и данные, явившиеся итогом социологических исследований, проведенных в Республике Адыгея и некоторых других регионах Северного Кавказа. Наиболее значимым является обоснованный и аргументированный вывод о том, что социокультурные отличия окажут здесь на менеджмент долговременное влияние и, в зависимости от показателей дальнейшего социально-экономического развития страны, могут вызвать как углубление фрагментации социума на локальные, в том числе этнические сообщества, функционирующие по типу «организованной и направленной дружбы», так и определенную унификацию менеджмента в соответствии с мировыми универсалистскими стандартами. Однако при любом исходе модифицированные традиционно-культурные формы окажутся вмонтированными в управленческо-коммуникационные процессы, сохраняя амбивалентный потенциал: как деструктивный, так и конструктивный.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее положений, выводов и рекомендаций при подготовке аналитических материалов и практических мероприятий в целях оптимизации социально-экономических, управленческих процессов. Ознакомление с результатами исследований некоторых социокультурных аспектов функционирования организаций в Адыгее и на Северном Кавказе будет полезным для понимания специфических принципов их работы, выяснения основных направлений их деятельности и возможностей для развития. На основе диссертации могут быть также подготовлены вузовские спецкурсы по социологии культуры, духовной жизни и управления.
Апробация работы. Основные положения идеи и выводы диссертации были представлены на суд научной общественности на региональной конференции «Современные технологии в сервисе, туризме и управлении» (Майкоп, 1999 г.), научно-практической конференции «Эффективные технологии в системе государственного и муниципального управления» (Майкоп - Ростов-на-Дону, 1999 г.). Они нашли отражение в социологических исследованиях, проводимых отделом философии и социологии Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований. Идеи диссертации отражены в трех публикациях автора.
14
Использованные в диссертации подходы были применены для проведения прикладного социологического исследования «Современный предприниматель: профессионализм, культура, этика», которое проводилось с активным участием автора и по итогам которого была написана и опубликована брошюра.
Концептуальные и содержательные аспекты работы были апробированы в управлении коммерческим предприятием, в деловом общении с учеными, политиками, журналистами, работниками СМИ.
Диссертация была обсуждена на заседании кафедры философии и социологии Адыгейского государственного университета, получила положительный отзыв и была рекомендована к защите.
Структура диссертации определена целями, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные аспекты менеджмента на Северном Кавказе: универсальное и особенное"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Диссертационное исследование, проведенные в ходе работы над ним социологические исследования подтвердили выдвинутую нами основную гипотезу о том, что социокультурные особенности Северного Кавказа и, в частности, Республики Адыгея, имеют для менеджмента региона существенное значение. Оно выражается в специфической коммуникации менеджеров и персонала организаций в соответствии с характерным этническим культурным «кодом», генетически связанным с традиционной культурой.
Культурные коды» заданы господствующими в этнических ареалах морально-этническими нормами, доминирующими типами духовности и четко фиксируются эмпирически. Они в значительной мере определяют стилистику менеджмента в организациях, построенных по моноэтническому признаку. Хотя Северный Кавказ неоднороден этнически и конфессионально, а композиции составляющих его культурно-духовных компонентов значительно варьируются в разных республиках, амплитуда отклонений от этнически обусловленной моральной и духовно-культурной нормы в моноэтнических организациях никогда не бывает столь большой, чтобы полностью утратить связь с базисными особенностями культуры.
В полиэтнических организациях возможны конфликты ценностей, что создает определенные трудности для достижения эффективного и результативного менеджмента. Вместе с тем, те полиэтнические организации, которые ориентированны на наиболее современные формы производства товаров услуг, способны гармонично воспринимать требования современного «универсального» менеджмента и соответствовать им.
Подводя итоги работы в общем плане, можно сказать, что вопросы взаимообусловленности и взаимовлияния социокультурной среды и менеджмента выдвигаются в разряд стратегического дискурса о долговременной стратегии страны. От эффективности решения указанных фундаментальных проблем зависят направления и результаты постсоветской эволюции не только Северного Кавказа, но всей Российской Федерации.
Специфика России состоит, в частности, в том, что она многонациональна и в экономическом отношении фрагментирована на сильно отличающиеся единицы. Это порождает высокий спрос на множество духовно-культурных систем, концептуализированных и разделяемых массовым сознанием (региональную идентичность), с одной стороны, а с другой стороны - на прочную единую общероссийскую духовно-культурную идентичность. Однако кризис идентичностей не преодолен и препятствует формированию духовности и культуры, которые бы могли стать основой эффективного менеджмента.
В самом общем виде можно сказать, что упорядоченный механизм взаимодействия управляющих и управляемых эффективен по-настоящему тогда, когда он укоренен не только в писаных (кодифицированных) правилах и нормах, но и в неписанных нормах, ценностных системах, образцах поведения. Иными словами, становление эффективного и результативного менеджмента возможно через оптимизацию полифонии социокультурных традиций России и формировании приемлемых для большинства членов общества правил игры.
В настоящее время было бы преждевременным говорить о том, что такие правила уже сложились. Российская цивилизация, как пишет Е.Б. Рашковский, «межцивилизационный, лишь относительно единый, внутренне подвижный континентальный океан. В этих парадоксах и надобно искать основу содержательного и структурного своеобразия России»1.
На Северном Кавказе, как и во всем современном российском обществе, все еще нет консенсуса по базовым ценностям. Хотя нельзя согласиться и с теми авторами, которые пропагандируют «генетические» антагонистичность и несовместимость различных этнических, конфессиональных и иных региональных практик. Становлению на Северном Кавказе и в Республике Адыгея новых, эффективных и результативных форм менеджмента в определенной степени препятствуют утвердившиеся в массовом и индивидуальном сознании стереотипы об архаичной традиционности Северного Кавказа, о кавказцах как людях резко отличающихся по своему менталитету от других жителей России. Этому в немалой степени способствуют СМИ, в силу своей коммерческой природы ориентированы на привлечение потребителей информации «жареными» фактами.
Стереотипизация и даже мифологизация Северного Кавказа и его культурных отличий имеет место и в научной литературе. Отдельные авторы, стремясь проявить максимальное уважение к культурным особенностям, гипертрофируют культурные отличия, с позиций нормативного подхода жестко фиксируют, очерчивая культурные ареалы как «заповедники с неизменной сущностью».
Социологические исследования опровергают эти стереотипы, одновременно показывая и культурные отличия. Однако последние не столь глубоки, чтобы препятствовать становлению здесь современных форм менеджмента. В ряде случаев культурные отличия могут быть использованы для повышения результатов работы организаций, поскольку содержат в себе
Рашковский Е.Б. На оси времен: Очерки по философии истории. М. 1999. С. 208. значительный потенциал солидаризма, который может быть мобилизован для целей организаций.
Становлению культуры менеджмента на Северном Кавказе, как и во всей России, препятствует не северокавказская культура, которая успешно может быть адаптирована к требованиям рынка и политической демократии, а серьезные трудности, с которыми столкнулась постсоветская Россия.
Современная управленческая культура, менеджмент возникали под влиянием массовой приватизации, а не в ходе «естественного» столетнего или даже десятилетнего становления институтов частной собственности. Выигрыш от приватизации в начале 1990-х годов получили не наиболее эффективные менеджеры, а люди, располагавшие влиянием и связями, преимущественно партийно-советская номенклатура. Широкие сети клиентских отношений во многом заместили конкуренцию. Успех менеджера часто стал зависеть не от его умений, а от связей. На Северном Кавказе это привело во многих случаях к формированию земляческих и клановых сетей взаимной внерыночной взаимной поддержки. Для достижения коммерческого успеха широко стали использоваться также криминальные методы.
Криминализация бизнеса, коррупция государственных органов власти, отсутствие гражданского контроля, слабые профсоюзы, низкая оплата труда, высокая безработица препятствуют выработке цивилизованных отношений между работодателями и наемными работниками и, в конечном счете, мешают процессам становления цивилизованного менеджмента на Северном Кавказе, как и во всей России. В связи с процессами криминализации возникла особая разновидность менеджмента, основанная на полу уголовной или уголовной этике, главными элементами которой является подавление коллектива и грубое принуждение.
Таким образом, проблема состоит не в «положительном» либо «отрицательном» влиянии особенностей культуры Северного Кавказа на менеджмент, а в общероссийских трудностях.
Вместе с тем можно сделать выводы и об особенностях влияния на менеджмент региональной северокавказской культуры.
В части средних и мелких предприятий сохранятся тенденции набора персонала по моноэтническому принципу, а менеджмент в значительной степени будет ориентирован на этнически санкционированные системы коммуникаций, которые включают в себя этнически и этически стилизованные мотивации к труду, определение целей, способы урегулирования конфликтов и другие компоненты управленческого процесса.
Вместе с тем становление российского рынка, стирание граней между региональными, российскими и международными секторами общественной жизни, вовлечение в рыночные и иные коммуникационные процессы все большего количества людей будут стимулировать нивелирование северокавказского культурного фактора или, по меньшей мере, ограничивать его действие локальными ареалами. Можно предположить, что в сферах современного крупного и среднего производства, в банках, крупных торговых предприятиях будут преобладать универсальные, вестернизированные модели менеджмента.
Ведущей тенденцией остается ориентация менеджмента на современное производство с характерными для него универсальными способами управления и подбора кадров по профессиональным качествам, что, кстати говоря, не исключает полностью влияния регионального культурного фактора.
Однако данная тенденция в условиях деиндустриализации и продолжающегося в стране кризиса «затухает». Квалифицированные научноинженерные и рабочие кадры, не находя себе применения в сфере крупного и среднего современного производства, вынуждены искать работу в неиндустриальных сферах и адаптироваться к другим системам организационным и более архаичным этическим и надэтническим системам.
Новаторской тенденцией является ориентация на использование новейших достижений мирового менеджмента. Самый современный менеджмент используется в банковской сфере, благодаря адаптации, по преимуществу, западного опыта и высокой конкуренции в этой сфере.
В связи с переходом на конкурентно-рыночную основу предприятий отдыха и развлечений, резко возросшими запросами клиентов и высокой конкуренцией менеджмент получил также большое развитие в сфере курортно-рекреационного бизнеса (Черноморское и Азовское побережье, курорты Кавказских Минеральных Вод, горные и горнолыжные курорты Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи).
В связи с процессами деиндустриализации, вызвавшими сокращения рабочих мест, резкое обострение конкуренции на «официальном» и теневом рынках труда, массовой бедностью, неконтролируемыми миграционными потоками и другими негативными явлениями инструментом достижения успеха и «выживания» в ряде случаев стала этническая солидарность малых групп (часто - семейно-родственных), исповедующих традиционные формы коммуникации (соподчинения и субординации). Условно данную тенденцию можно квалифицировать как менеджмент на традиционно-культурной основе. Определенные типы организаций в связи с развитием рыночных отношений конструируются по этническому принципу, что обусловлено потребностями в высокой производственной дисциплине, взаимной ответственности. Данная тенденция не является отклонением от нормы, наблюдается во многих промышленно развитых странах мира и описывается понятием «этническое разделение труда».
124
В целом для повышения эффективности и результативности менеджмента на Северном Кавказе необходимы, все-таки, серьезные усилия со стороны государства, перенос акцентов с формального насаждения вестернизированных моделей менеджмента на изучение собственной культуры и духовности. Государство объективно должно выступить в роли «пускового механизма» по адаптации менеджмента на Северном Кавказе к его специфическим культуре и духовности.
Список научной литературыАчмизов, Тимур Айсович, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Адыгея: устойчивое развитие горного региона (раздел «Социология»). Берлин. 1999.
2. Алексахина Н.А. Тенденции в изменении национальной идентичности. Социс. 1995. № 10.
3. Афанасьев М.Н. Клиентизм и российская государственность. М.2000.
4. Бабич И. Взаимодействие адыгских традиций и этнополитических изменений на Северном Кавказе. //Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп. 1995.
5. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик. 1978.
6. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик.1999.
7. Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М. 1998.
8. Быстрова А.С. Карьерные пути из партийных функционеров в предприниматели и банкиры. // Российские банки сегодня: финансовый, общественный и культурный капитал / Под ред. Д.Л.Волкова и др. СПб.: СПбГУ, 1997.
9. Быстрова А.С. Бывшие партийные функционеры среднего уровня в формирующейся административной и бизнес-элите Санкт-Петербурга. // Социальные и политические ориентации Санкт-Петербургской элиты:
10. Материалы международного симпозиума. Санкт-Петербург, 25-26 июня 1997 г. /Под общ. ред. С.А. Кугеля. СПб. 1998.
11. Брайденбах Й., Цукригль И. Борьба культур или МакМир?// «Deutschland». №3, Июнь 2000.
12. Вершигора Е.Е. Менеджмент. М. 1998.
13. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М. 1996.
14. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М. 1994.
15. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М. 1996.
16. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М. 1996.
17. Волков Ю. Г., Мостовая И.В. Социология. М. 1999.
18. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М. 1991.
19. Геллнер Э. Нации и национализм. М. 1991.
20. Герчикова И.Н. Менеджмент. 3-е изд. М. 1997.
21. Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М. 1985.
22. Горлова И.И. Региональная культура и проблемы подготовки кадров. Известия ЦСИ МГТИ. Вып. 3. 2001.
23. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. №2. 2001.
24. Гроув С.Э. Высокоэффективный менеджмент. М. 1996.
25. Доган М., Пеласси Д. Сравнительная политическая социология. Пер. с англ. М. 1994.
26. Дробижева Jl. М. Историко-социологический очерк межнациональных отношений. М. 1981.
27. Дробижева JI. М. Социально-культурная дистанция как фактор межэтнических отношений // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. М. 1997.
28. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М. 1996.
29. Ерижева А.Х. Социология регионального конфликта. Известия ЦСИМГТИ. Вып. 3. 2001.
30. Жизнин С.З. Как стать предпринимателем. М. 1990.
31. Зайверт JI. Ваше время в Ваших руках. М. 1991.
32. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М. 1990.
33. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. М.1996.
34. Игнатов В.Г., Понеделков А.В., Старостин A.M., Сидоренко И.Н. Региональные политические элиты в зеркале социологии. Ростов-на-Дону. 2001.
35. Исикава К. Японские методы управления качеством. М. 1988.
36. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Минск. 1996.
37. Кавказский регион: проблемы культурного развития и взаимодействия. Ростов-на-Дону. 2000.
38. Кажаров В.Х. Адыгская Хаса. Нальчик. 1992.
39. Казанов Х.М. Национальный характер. Нальчик. 1994.
40. Казанцев В.Г. Социальная и этнополитическая ситуация в Южном регионе России. Ростов-на-Дону. 2000.
41. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М., 1990.
42. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. СПБ. 1997.
43. Колесников Ю.С. Регионализм в экономике. // «Научная мысль Кавказа». № 4. 1997.
44. Конституции, уставы и договоры субъектов Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. 1998.
45. Конь Т. Стратегия и структура японских предприятий. Пер. с англ. М. 1987.
46. Копейкин Д-П., Семенов А.К. Менеджмент и предпринимательство в рыночной экономике. М. 1994.
47. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. М. 1997.
48. Кортис Д. Найти свой путь в менеджменте. Пер. с англ. М. 1992.
49. Косолапов Н. Итоги десятилетия российских реформ: нет твердой основы для оценок. // Pro et contra. Том 7. № 2. 2002.
50. Кохно П.А., Микрюков В.А., Коморов С.Е. Менеджмент. М.1993.
51. Ксенофобия на Юге России. Южнороссийское обозрение. № 6.2002.
52. Крупнов В.И., Крупнова Н.А. Менеджмент в бизнесе. М. 1990.
53. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения (Материалы международной конференции 14-19 октября 1991 г. в г. Черкесске). Черкесск. 1993.
54. Кунц Г., О'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. М. 1981.
55. Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М. 1994.
56. Левада Ю. «Человек советский» десять лет спустя: 1989-1999: (Предварительные итоги сравнительного исследования) / Мониторинг общественного мнения. 1999. № 3 (41).
57. Лебедев О.Т. Каньковская А.Р. Основы менеджмента. СПб. 1997.
58. Лепихин ВА. Стратификация в современной России и новый средний класс// Общественные науки и современность. №4.1998.
59. Лукашевич В.В. Основы менеджмента в торговле. М. 1998.
60. Любимова Н.Г. Менеджмент путь к успеху. М. 1992.
61. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе: от столкновения к взаимопониманию. М. 1999.
62. Марченко Л.П. Какой руководитель нам нужен. М. 1993.
63. Менден Я. «Тоета» методы эффективного управления. М. 1989.
64. Мендрас М. Как региональные элиты защищают свою власть // Pro et contra. 2000. Т.5. № 1.
65. Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М. 1991.
66. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М. 1998.
67. Мескон М. и др. Основы менеджмента. М. 1995.
68. Мережковский Д.С. Реформаторы. Брюссель. 1990.
69. Мир культуры адыгов. (Под ред. Р.А. Ханаху). Майкоп. 2002.
70. Мирошник Е.Н. //Исламские банки». Банковское дело. № 8. 1999.
71. Мирошник Е.Н. //«Феномен исламских банков». Финансы и бизнес №7. 1999.
72. Мирошник Е.Н. «Внутренние и внешние аспекты деятельности исламских банков». Востоковедный сборник. М. 1999.
73. Морита А. Сделано в Японии. М. 1990.
74. Общий менеджмент. Под ред. А.К. Казанцева. М. 1999.
75. Оучи У. Методы организации производства: японский и американский подходы. М. 1984.
76. Паркинсон Д.Р., Нортког С., Рустомжи М.К. Искусство управления. JI. 1992.
77. Паркинсон Д.Р. Люди сделают так, как захотите вы. М. 1993.
78. Политический процесс и Юг России. Материалы научно-практической конференции «Политический процесс на Юге России: политико-правовой аспект» (Армавир, 22 24 марта 2002 г.). Армавир. 2002.
79. Понеделков А.В., Старостин Л.М. Региональные элиты: тенденции и перспективы развития. Ростов-на-Дону. 2001.
80. Попов А.В. Теория организации американского менеджмента. М.1991.
81. Проблема самодостаточности этносов: теоретико-методологические вопросы. Казань. 1998
82. Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе. Ставрополь. 1999.
83. Проблемы повышения эффективности государственной власти и управления в современной России. Ростов-на-Дону. Вып. 3.
84. Пронников В.А. Ладанов И. Д. Управление персоналом в Японии. М. 1989.
85. Рашковский Е.Б. На оси времен: Очерки по философии истории. М. 1999.
86. Реальность этнических мифов. / Под ред. М. Олкотт и А. Малашенко. М. 2000.
87. Регион как феномен экономики, политики и культуры. Казань. 1994.
88. Региональные элиты в процессе современной российской федерализации. Доклады и сообщения на международной конференции. Ростов-на-Дону .2001.
89. Реммлер В., Нестоцкая. Адыгея: Социально-политическая ситуация. Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень № 8, ИЭА РАН. Февраль. М. 1996.
90. Роджерс 3. Агарвала Р. Коммуникация в организациях. М. 1980.
91. Розанова В.А. Психология управления. М. 1997.
92. Рукавишников В., Халмон JL, Эстер П. Политическая культура и социальные изменения. Международные сравнения. М. 1998.
93. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. Менеджмент организации. М. 1996.
94. Рютенгер Р. Культура предпринимательства. М. 1992.
95. Рыженков С., Люхтерхандт-Михалева Г., Кузьмин А. (ред.). Политика и культура в Российской провинции. М. 2000.
96. Савва М.В. Этнический статус. (Конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар, 1997.
97. Семенов А.К., Маслова Е.Л. Психология и этика менеджмента и бизнеса. Волгоград. 1997.
98. Скакунов Э.И., Афонцева С.А., Вронская А.Н. Республика Адыгея: политическая стабильность (информационно-аналитический материал). «Рабочие тетради» ИАУКС, 3. М. 1998.
99. Современное общество на Юге России: основные тенденции развития. Ростов-на-Дону. 2001.
100. Современный менеджмент: принципы и правила. Н. Новгород.1992.
101. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: 1992.
102. Справочник менеджера. / Под ред. Э.А. Уткина. М. 1997.
103. Сосламбеков Ю. Чечня взгляд изнутри. М. 1996.
104. Телор Ф.У.Менеджмент. М. 1992.
105. Тишков В.А. Вперед, назад или в никуда? (Северный Кавказ: проблемы и политика). Вестник «Миротворческой миссии на Северном Кавказе», выпуск № 2. 1998. Пятигорск.
106. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России. М.1997.
107. Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга. Пер. с англ. М. 1993.
108. Уткин Э.А. Управление фирмой. М. 1996.
109. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. М. 1992.
110. Фарукшин М. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань. 1998.
111. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. М.1997.
112. Форд Г. Моя жизнь, мои достижения. М. 1989.
113. Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия. //Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
114. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. Майкоп. 1997.
115. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Феномен адыгагъэ. //Философия и социология в Республике Адыгея. Майкоп. 1994.
116. Ханаху Р.А., Цветков О.М. Состояние и перспективы ислама в Адыгее (по материалам социологического исследования). //Ислам у адыгов северо-западного Кавказа. Майкоп. 2001.
117. Хилл К. Православная церковь и плюралистическое сообщество. //Религия и демократия. М. 1993.
118. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М. 1990.
119. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ростов-на-Дону. 1997.
120. Хоперская Л.Л. Определяющие факторы этнополитической ситуации на Северном Кавказе.//Информационный еженедельник «Регион», №12, 18 июля. Ростов-на-Дону. 1994.
121. Чечня и Россия: Общества и государства: Сборник материалов конференции. /Отв. ред.-сост. Д.Е. Фурман. М. 1999.
122. Шредер Г.А. Руководить сообразно ситуации. Пер. с нем. М.1994.
123. Японский феномен. М. 1996.
124. Culture Matters: How Values Shape Human Progress/ L.E. Harrison, S.P. Huntington (eds.). N/Y: Basic Books. 2000.
125. Pro et contra. Журнал российской внутренней и внешней политики.
126. Russia in New Century: Stability or Disorder? / V.E. Bonnel, G.W. Breslauer (eds). Colo.; Oxford, U.K: West view Press.