автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему:
Социокультурные аспекты мифотворчества

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Краснова, Ольга Борисовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.06
Автореферат по социологии на тему 'Социокультурные аспекты мифотворчества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурные аспекты мифотворчества"



гх

■^САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

•.На правах рукописи

КРАСНОВА Ольга Борисовна

ССЩШШШГУРШЕ АСПЕКТЫ МИРОТВОРЧЕСТВА /на материалах Б.Баргока/

22,00.06 - социология культуры, образования, науки

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Саратов - 1994

Работа выполнена на кафедре социальной работы Саратовского государственного технического университета

Научный руководитель: -действительный член МАИ ВШ,

доктор философских наук, профессор В.Н.Ярская-Сынрцова ■

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

профессор В.П.Каратеев

каадвдат философских наук Ю.Г.Васильев

Ведущая организация: Поволжский кадровый центр

Защита состоится "г.- в___ часов

на заседании специализированного совета Д.063»58.0-1 по социологическим наукам при Саратовском государственной техническом ушшерситете по адресу: 410016, г.Саратов, згл. Политехническая, 77, корпус I,

С диссертацией иожуо ознакомиться в библиотеке Саратовского государственного технического университета.

Автореферат разослан п ^ п Уил^^^иг. 1994 г.

Учений секретарь специализированного совета, кандидат исторических щук,

доцент / 1 Л.С.Яковлеь

и

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования

Проблема мифомышления, находящаяся в центре современной гуманитарной. науки, - одна из тех, что фокусируют в себе целый комплекс взаимно пересекающихся проблем социологии, психологии,философии, искусствознания, теории культура. Концептуальную основу диссертации ¿оставляет описание мифотворчества как социокультурного феномена; исследование его в контексте историко-биографического материала, а таете на микроуровне языковом - аналитическую реализацию выработанного, подхода. Поскольку сам предмет социологии культуры изначально связует глобальный уровень обобщения как метауро-вень философии культура- и конкретику эмпирического материала, находясь в положении науки срединной, "медиативной", взаимоориенти-рующей эмпирическую реальность в соответствии с ценностями и значениями конкретной кулыур!, постольку представляется необходимым ввести также анализ музыкально-текстового материала.

Особая актуальность исследования мифотворчества объясняется глубокими генетическими связями искусства с социокультурными пра-истоками мифа - связями, реализующимися как на уровне психологии творческого процесса, так и на уровне языка культуры с его мифологической архетипичностью, ярко отразившейся в искусстве XX столетия. Проблема музыкального мифа, возникающая в этой связи, обладает особой сложностью и актуальностью. С одной стороны, музыка является самостоятельном невербальным языком, по своей структуре и функциям во многом сходным с языком мифа*, - и, следовательно, ее возможности в отражении архетипических основ культуры отличает принципиальное своеобразие. . _

.' С другой стороны,- конкретные связи мифа, музыки и социокультурной символики исследованы лишь в самой общей форме, вне соотнесенности структурно-функциональных принципов мифа и социокультурной детерминации художественного мифотворчества. В трудах французских структуралистов и современной семасиологии рассматривается мифологический аспект любого текста, и музыка выступает здеоь скорее в качестве аналитического инструмента и выразительной аналогия. В то не время именно в истории музыкального искусства достаточно

I См,: К.Леви-Стросс. Структурная антропология. - 11., 1955.

давно сложилась мифопоэтическая стилистика /театр Р.Вагнера/, име1 шая глобальный характер и декларированная не только в качестве творческой установки, но и как проект общекультурного и социального переустройства; Опыт создания мифологического театра был уникальным для XIX века в силу ориентации на архаическую культуру, скрупулезного изучения мифологических текстов и особенно в силу озабоченности прагматической стороной общения с мифом: эффектом сопричастности вечным социокультурным нормативам и обновлением всего строя духовной жизни современного человека.

Проблема мифотворчества в контексте культуры XX века приобретает особую актуальность в связи с мифологическим ренессансом начала века, проявившимся в творческой практике, научных исследованиях мифа и в создании мифологизированных программ переустройства социального и культурного бытия. Духовная и творческая эволюция крупнейших деятелей культуры первой трети века отмечены постоянней.' интересом, а зачастую и противоречивы«:, парадоксальным отношением к мифологическим основам гсультуры, возможностям, перспективам, а также социальной ценности мифологизирующего искусства.

Особое-своеобразие приобретает проблема миротворчества у деятелей культуры, ставивших своей целью воссоздание национальной духовной традиции и исследование первоистоков народного быта и системы йольклора. Соотнесение-архаичосши-корней народной нулыури, современной, проблемятлки. и гамка.. оригинального творчества было постоянной сферой поисков, и в этом отношении один из наиболее характерных примеров представляет собой лидер венгерской музыкальной культуры XX века Б.Барток. Многоплановые связи художника с философией культуры и ыифопоэтической теорией XIX столетня, а также эскизы собственной культурологии, основанной на изучении и творческом освоении фольклора, делают актуальным вопрос об отражении в его воззрениях и авторском стиле мифологических принципов и социокультурных истоках этого явления. Именно в аспекте мифотворчества личность Бартока свертывает на себе целый рад проблем, связанных с социальной' природой и символикой культуры.

Цель и задачи исследования

Целью работы- является выработка метода анализа мифотворчества как социокультурного явления, - то есть метода, позволяющего соотнести структурно-смысловое своеобразие мифологического текста с порождающими его социальными и культурно-историческими факторами.

Поскольку мифопоэтическая специфика оригинального художественного творчества не может быть исследована полностью с помощью аналитических методов, созданных на основе изучения архаического материала, возникает необходимость в аналитическом механизме для оценки мифологического текста как смысловой конструкции, родившейся под воздействием конкретных социокультурных детерминант.

Целью исследования является также выработка исходной таксономической единицы, которая позволила бы учесть как структурно-функциональное своеобразие мифа, являющееся константой для архаического и современного мифологического текста, так и его смысловое и ценностное наполнение, варьирующее в зависимости от социальной и культурной реальности, в которой возникает этот текст. Концепция культуры и музыкальный театр Бартока служат в данном исследовании конкретным материалом, который рассматривается в качестве образца мифотворчества модернистского типа. С точки зрения диссертанта,социокультурный подход может дать ответ и на вопрос более частного характера, не находивший до сих пор разрешения в научной литературе: проблему единства стиля и творческой психологии художника, генезиса его центральной творческой теш. Предметом особого анализа становится ценностная основа авторского мышления, обусловленная социокультурной реальностью и индивидуальным опытом композитора.

Миф в качестве готового текста, результата соотносится в диссертации с анализом механизмов создания этого текста, определяемых социокультурной целью мифотворчества, что обусловливает методологическую связь работы с теорией типов действия, а также заставляет ограничиться эмпирическим материалом индивидуального творчества. Последнее также связывает работу с традицией понимающей социологии, поскольку только субъективный смысл и осознанное значение, придаваемое автором своей деятельности, могут обнаружить ее социокультурную специфику. Кроме того, в сфера культуры эти значения представляют собой символический язык, в связи с чем на эмпирическом уровне исследуется символика текстов автора,

. В .соответствии с поставленными целями в работе выдвигаются следующие задачи:

- анализ ценностных констант-мифотворчества и соотнесение ценностно-смысловой формулы мифотворчества с его структурно-яэыко-зыми качествами: бинарность, медиативность, катарекческий тип замыкания;

- анализ механизмов формирования и особенностей функционирования ключевой для деятельности художника мифологема природа-культура; / , .

г выработка единого принципа анализа биографической, мировоззренческой и стилевой составляющей, выборки материала в свете мифа;

- исследование процесса функционирования мифоритуальности на материале драматургии Бартока и отражения мифопоэтической специфики в ьфгзыкаяьном тезаурусе.

Разработанность проблемы

Социокультурная специфика мифотворчества - один из срезов многогранной, находящейся в становлении науки о мифе. Системное исследование мифа, осуществляемое в XX веке в сфере антропологии, этнологии, лингвистики,восходит к философской традиции XIX века, развившей вдею мифа как органической формы отражения универсума в тексте культуры. С другой стороны, уже вторая половина XIX и рубеж Х1Х-ХХ веков - время формирования принципиально иных подходов к мифу, связанных с исследованием его социологического своеобразия.

Именно эта эпоха породила доныне актуальную, традицию рассмотрения мифа и мифомшления в двух основных аспектах. Миф предстает специфическим феноменом7"особш ЪгГрйом 'ориентиру вщим взаимоотношения индивидуальности,'сощдаа й'йулыгураг и одновременно - универсальным способом концептирования, проявляющим свои свойства в любой области духовной деятельности. При большом разбросе методологий и конкретннх задач преобладающим является подход, связанный с исследованием гносеологических функций мифа и сводящий сак предмет к типу социального познания И языковому принципу. Исследуемым объектом является преимущественно языковая сущность мифа и его ин-. формационность. Представителями французской школы.структурализма миф впервые был понят как способ значения, логическая форма, стоящая между языком и музыкой /К.Леви-Стросс/. Особенно значим структурный анализ важнейшего элемента мифа ~ антитезы. Специфичным является не только наличие, но и постоянное сохранение, антитезы в качестве ритмично повторяющегося первоэлемента, который лишь интер- . претируется, не нузэдалсьв качественном преобразовании.

Вторая особенность,, зафиксированная структурно-лингвистичес-. 'кими исследованиями, -. возникновение медиаций, то есть промежуточных, компромиссных олетгго.в, объединяющих 'оба полюса: оппозиция, но не сшпшнртк антиноккчности: срадкванке, но ке синтез. .-Риги по-

второв выступает структурирующим.началом, медиативность - гармонизующим предощущением смыслового скачка. Благодаря этому каждое очередное взаимоисключение превращается во взаимодополнение, каждая оппозиция - в диалог, в чем и выралается специфика мифологемы как еднницн и одновременно формулы мифа. Однако соотнесение мифа и искусства /музыки/ происходит вне исторического контекста, поскольку сам метод отвергает исторический подход в качестве неплодотворного.

Вместе с тем целостное представление о явлении искусства невозможно без учета его семантики, обусловленной культурно-историческими реалиями. Структурно-лингвистический метод предшествовал исследованию мифологического аспекта культуры в трудах по семиотике и семасиологии: работы Р.Барта, В.Иванова, Ю.Лотмана, В.Топорова, Б.Успенского, рассматривает^ миф в системе культуры в связи с единой проблематикой художественного текста. Но при данном подходе возникает беспрецедентное обилие дублирукщих категорий, их взаимообратимость, эквивалентность, когда речь идет, в частности, о музыке и мифе.

Другой пришит подхода к ¡а:1у ::> его связях с'культурой изначально ориентирогап па пс"ю:о;".ог;кзс1"у;о и социальную прагматику ми-фсмяалешш, то есть у.а дел?! флд:впга!роБЮЯ1«ц назначение, синтезирующие качества'иг.фя. Дналз'.э пп'Тп ч топки зрения психологии и социологии восходит к пгуадщ» открытиям XIX- пергой половина XX века, постулирсвакшгг:. позптдапуэ» биологическую и социаль-но-психологшескуэ функции - фотет интуитивного знания я отличив от разрушительного кятеялзкга /А.саргсои/, позитивную функцию ритуальной деЯ1 ельности как ооцот целостности личности Ж.Г. Юнг/, а такке продртязносуь м^отзоргсч'уза- з искусстве и социальной япзни /Э.Кассирзр, ИЛГфзяъа, К.Р.Гг.т/. Социокультурная проб- • лекаттга мифа с гкс«;ягсу "г рггуальпон лопеазд 1/ифа и:«;: принципиально прнор'птп'но," роля рэтуг^'л раг.рзботака А.вЭпТошгапсм, В.Иа-лнповехга, З.ТтЯлорда. Д^рпяером.

К числу наиболее ^ундаг,-ен?гиьпгс исслздое?.киЯ мифа в социокультурном аспекте, синтезирую.];!;?: пилософско-гносзологпческий и социологически подход, следует отнести работы представкгелей зарубежной социологической школы: Т.Адорно. П.Еергара, М.Вебера, З.Дюрк-гейма, Л.Лсви-Брлля, В.Торпера. Последним осуществлена задача пи-работки целостного подхода к мифу на оснопе ротуала, а такие ктгге-грирования трех наиболее серьезных Традиций анализа .мифа: содколо- ■

гической /ритуал как социальная драма/, структурно-функциональной /триадный принцип ритуального целого/ и философско-культурологиче-ской /ритуал в качестве символической основы архаической культуры/1.

В отечественной науке преобладающим является культурологический подход: С.Аверинцев, А.Лосев, Е,Мелетинский, О.Фрейденберг. Исследования мифотворчества в русле социологии культуры принадлежат Ю.Даг-'Дову, В.Винокурову, П.Гайденко, А.Михайлову, А.Филиппову; в связи с общефилософской проблематикой познания - П.Райденко, В.Каратееву, В.йрской. Специально в этих исследованиях не рассматривалась проблематика музыкального мифа, и поэтому при значительной разработанности проблемы ыифоышления - метод анализа ыузыкаль -ного мифотворчества остается одной из актуальнейших проблем гуманитарной науки. Особенно значимы исследования Т.Адорно по социологическим проблемам мифа в романтической и современной культуре^, труды по вагнеровскому театру /в■отечественной науке - работы М. Лобановой, А.Порфирьевой^/, а.также исследование финского музыковеда Э.Тарасти^ до музыкально-мифологической семиотике.

В свою очередь, исследования о Бартоке представляю собой научный материал т оретико-аналитического типа, отчасти входящий в арсенал социологии культуры. Для литературы на венгерском и немецком языках культурологический подход трэдиционен, но большинство исследователей касается не социокультурных аспектов творчества композитора, а общности эстетики Бартока и его современников. Потребность в новой точке зрения на бартоковский феномен дала свои "результаты в 80-е годы, и наряду с классическими трудами Й.Уйфалу-лш, Е.Сабольчи появляется статья Т.Тальяиа "Светская кангата ~ миф перехода'""1.

Анализируемые работы дают, однако, лишь частичные выходи к

1 Тэрнер В. Символ и ритуал, - M., 1983.

2 Adorno Th. Philosophic. c!¿r fleuen Musík.-Tr./h-, <1953.

3 Порфирьева А. Драматургия Вячеслава Иванова /Русская символ"ст-ская трагедия и мифологический театр Вагнера/. - Проблемы музыкального романтизма; Сб. статей. - Л., 1986,

4 Tirbsíi Е, Myth and Music. ASemiotk Approutíiioíht Aesthetics o-f f^ in r¡us.е...-Helsinki,J9?S

5 Tàt'.^nT. Di« "cantâtà profana'-eîn Miibasden ilbergangs.-bydape^isei.

рассмотрению связей музыки и мифа. Вместе с тем они позволяют 'в силу разработанности исторического и культурологического подход® обобщить основные качества мифотворчества в аспекте его социокультурного своеобразия.

Методологической основой диссертации являются труды но социологии культуры, языка, философии и истории культуры, теории художественного текста, связанные с проблемой мифотворчества непосредственно или позволяющие диалогически обогатить научный \ппарат исследования. Это прежде всего социологические исследования Т.Адор-нс, Р.Беккера, П.Бергера, II.Вебера, Ю.Давццова; некоторые позиции анализа мифа, разработанные в трудах К.Леви-Стросса, тартусской школы семасиологии, исследования мифопоэтики Я.Голосовкера, Е.Ме-летннского, В.Проппа, ритуальная концепция мифа В.Тернера, теория символа и катарсиса в работах О.Аверинцева, Л.Выготского, Р.Касси-рера, К.Кереньи, А.Лосева, К.Юнга, особенности мифологического хронотопа в"трудах 1,1.Бахтина, А.ГУлыги, А.Гуревича, В.Ярской.

Научная новизна исследования;

- осуществляется попытка анализа социокультурных детерминант мифотворчества,, отражаемых в символическом языке искусства; »

- проведен.анализ ценностной природы мифотворчества как социального действия и предпринято соотнесение его со структурно-функциональной моделью мифа-текста;.

- показано влияние мифотворческой ориентации на формирование 1гультурологической концепции и стилевую эволюцию художника-неофольклориста I трети XX века;

- раскрыт социокультургей аспект мпфоритуальности в художественном тексте и систематизированы мифотворческие факторы стнлеоб-разованпя.

Основные положения диссертации, выпосшые на защиту:

1. Феномен мифотворчества реализует.принципиальное внутреннее единство высших социокультурных ценностей, предстак^их как л.ч-пгчески рядопологяенкке и семантически эквивалентные: космос, еоии-ум, культура.

2, Основная таксономическая ед;шица исследования иифотворчео'г-ва - замкнутый тип сложного действия. Замкнутая структура ссотнослг элементарные типологические уровни действия как послс-д'-^тедьлм

ряд восхождения к смысловому итогу, восстанавливающему исходную целостность социума.

3, -Замкнутый .тип сложного •действия в качества структурно-смысловой модели мифотворчества реализуется в триадной модели ритуала - социальной драмы при условии переключения смысловых планов и конечном' гармонизующем замыкании, что в аспекте социокультурном предстает как исходный кризис коммуникации "я - мир" и итоговый фактор катарсиса, связанного с взаимообменом социальных ролей или их символизацией.

4. Социокультурная концепция Б.Бартока представляет собой образец мифотворчества, с тенденцией к созданию утопической модели^ культуры. Стилевая эволюция подчинена идее поиска идеальной культуры в формах архаической фольклорной системы со свойственной ей надличностностью и коллективной природой, либо - неоклассицизма в качестве воплощения творческого объективизма и универсализма. Символика природного представляет собой характерную мифологему, образуя бинарцую оппозицию "природа - культура".

Практическая и теоретическая значимость работы

Полученные -в' -диссертации-результаты- могут быть использованы в анализе .мифотворческих, аспектов духовной деятельности современной культуры~в" том числе художественного мифотворчества. Возможно использование их в составлении социологических.программ тренин-гового и прикладного характера /соццодрама, психодрама/, а такяе в курсах теории, социологии и истории культуры, истории музыки в высших учебных заведениях.

Апробация работы

Основные научные результаты были пзлопеки 'автором на научно-теоретических конференциях: Проблемы историзма и современные метода исследования в искусствознании, г.Горький, 1986 г.; Музыка и миф, Москва, ИЛИ им. Гнеснньх, 1590 г.; Миф ,в культуре XX века, Знак - текст - культура, Саратов, 1991 г; в докладах на аспирантских семинарах кафедр культурологии и социальной работы Саратовского государственного технического университета.

Структура диссертации :

Диссертация состоит, из введения, трех глав, заключения и библиографии. Объем' работы 129 страниц. .'-■•'.••

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность теш исследования, методологические принципы и цели анализа» дается обзор научной литературы.

Первая глава "Мифотворчество в свете теории типов социального действия" посвящена выработке аналитического метода, позволяющего соотнести структурно-функциональную специфику мифа и его ценностное и семантическое своеобразие, а также исследований социокультурных механизмов, формирующих мифологическое действие.

В первом параграфе "Ценностная специфика мифотворчества и принцип социального действия" рассматриваются ценностные константы мифа и их отражение в системе социум - культура - текст. Целью мифологизирования является утверждение высшей ценности, воплощенной в артикулированном и целостном космосе. Истоком такого переживания-познания предстает вера как иррациональный образ мира, сакральное и целостное бытиэ; конечным итогом - катарсис в качестве воссоединения с выелгей ценностью, реинтеграции по В.Тэрнеру. В этой связи катарсис, как и вера с еэ идеей соборйости, социального и космического единства соотносятся с понятием мифа в аспекте \ социального действия. Автору представляется правомерным выведение анализа в сферу' теории типов действия, разработанной в трудах западно-европейских социологов я применение веберовской шкалы идеальных типов* в качестве методологического ключа, критерия для констатации мифотворческого характера деятельности. Специфичными для мифотворчества-дейстрия следует считать: одновременное наличие всех типологических уровней социального действия; аффективного, традиционного, ценностно-рационального, целерационального. При отом принципиальное своеобразие' гдафстворчества заключается в осознании-перевивании целостности, достигаемой в результате "восстанавливающего действия" мпфэрлгуального текста как-социальной солидарности и символа идеальной культуры.

Характерно смыкание высшего целерационального уровня с новым аффективным; новый тип коммуникация личности - мира, одновременное осознание и утверждение субъективного "я". - и экстатическое подчинение его, целому; сохранение исходной оппозиции начала » конца мифа /текста - социума культуры/.в качестве основы стабильности и

I Вебер М» Избранные произведения; 1990. •• '

равновесия природного и социального бытия.

Обнаруживается не только общее соответствие мифотворчества концепции социального действия, но и специфика его в этом качестве. В отличие от художественной деятельности мифотворчество не отменяет целерациональную ступень,' чтобы остаться самоценным созерцанием возникающего текста, то есть, феноменом чисто эстетическим, но устремляется к ее достижению и выходит на тот уровень связей' духовного и практического, идеального и наличного в культуре, который и делает ее символическим воплощением системы социума. '

Во вт ром параграфе "Коммуникативный кризис и отражение ритуальной триадности в мифологическом принципе действия" анализируются механизмы сопряжения мифологемы-диады и ритуала, в связи с чем выявляется их функциональная эквивалентность, обусловленная замкнутостью мифологического действия. Высшая ценность интерпретируется в качестве целостности-коммуникации и предлагается.типологическое разграничение коммуникативных кризисов в соответствии с конфликтным акцентом в направлении субъективизации связи "я - мир" или же в направлении.отчуждения.

В мифотворческом действии возникает перспектива двух типов реинтеграции - воссоединения и идентификации, обусловленных выбором социально-ролевой функции или ее символизацией в художественном тексте. Два типа кризиса рассматриваются как модели основных исторических вариантов художественного мифотворчества, актуализация которых зависит от конкретной социокультурной ситуации.

Актуализация мифогенной ситуации культуры в мифотворческом типе художественной практики прямо связана с состоянием ценностной картины мира, воплощенной в социокультурных символах. Периоды повышенной социальной конфликтности и драматические события истории знаменуют обращение к мифотворческому типу духовной деятельности и выработку мифологизированных концепций культуры, базирующихся на симаолике природного мифа или "космоса чистого искусст-" ва".

Во второй главе "Социокультурный генезис мифотворчества" рассматривается формирование мифологизированной концепции культуры и творчества на материале мировоззренческой и стилевой эволюции Б. Бартока.

Первый параграф "Становление мифологемы "природа - культура" пс^ил^ек анализу семантики, социокультурного генезиса и авторской

интерпретации теш природной универсальности фольклора, центральной для бартоковской философии культуры. На протяжении творческого пути идея связи искусства и органической природы, продолжающая поначалу традицию романтической культурологии,, усвоенную Бартоком, многократно сопрягается с выработанной им концепцией фольклора в качестве основы будущей общеевропейской культуры. Формируемая творческая декларация, включающая социокультурный и стилевой постулаты," прямо связана с научными исследованиями Бартока-фольклориста, его общественной деятельностью и поведенческой ориентацией, составляя опору его мировоззрения.

В отличие от социокультурной концепции природы-искусства, разработанной в XIX веке, бартоковская культурология исходит из объективного и внеличноетного характера природной идеи, отождествляемой с народным и всеобщим. Фольклор как коллективная память культуры становится универсальным социокультурным символом жизни, "транслируемым не лицами, а массой во времени и пространстве"^.

По структуре и смыслу идея природы-культуры представляет собой мифологическую бинарную оппозицию, основаштую на различении и органической связи двух ипостасей высшей ценности, разрыв с которой составляет драму современного искусства и общества. Воссоединение культуры означает преодоление в равной мере излишнего антропоцентризма, психологизированности и "романности" искусства,-- -и чрезмерной удаленности его от фольклорно-аркаических первоисто-ков. - _ '

Инобытие коллективного начала в культуре представляет собою стилистический арсенал всей профессиональной европейской музыки, а танке рациональную фолыслористсяую работу: наука уже не столько, противостоит интуитивному творчеству, сколько смыкается с ним, образуя единый я целостный духовный универсум.

Во втором параграфе "Зояьклоризм 'как стилеобразующнй фактор п социокультурный символ" авторская мифологема культурн-природц рассматривается.в хронологическом контексте в связи с логикой творческой эволюции. Природное-культурное принимает в духовной биографии Бартока последовательно- облик --символических оппозиций народного - профессионального', национального - общеевропейского,

артск Б. Сборник статей, - 1977. -

и

общедоступного - элитарного, традиционного - современного. Установка композитора на принципиальную духовно-практическую гармонизацию этих антиномий, на поиск непротиворечивого выхода из коллизий культурной реальности модернизма приводит его к очередному повороту в мировоззренческой и творческой эволюции, несущеацу'разрешающий, интегрирующий смысл. Первым этапом этого процесса становится соединение технологий европейского фольклора и современного авангарда, обнаруживших общую объективизированную природу, вторым -переход на позиции неоклассицизма с его идеей знания-мастерства, оперирования наличными стилями, формами и композиторскими техниками в качестве знаков эпох и символизированных высших ценностей культуры. Неоклассицизм и необарокко выполняют здесь функцию вде-альной культуры, одного из этапов социокультурной реинтеграции в преддверии общеевропейского духовного ренессанса,

Третья глава "Мифоритуальная специфика драматургии и музыкальной символики"V представляет собой анализ мифопоэтики театра в связи с тремя основными проблемами» а/ отражение 8 драматургическом тексте мифоритуальной триадности; в/ ценностное наполнение музыкально-знаковой системы и соотношение ее с мифологической символикой; с/ наличие в музыкальном тезаурусе характерной социокультурной символики.

В первом параграфе "Ыифопозтика и проблема драматургического конфликта" вскрывается инвариантность.драматургической основы произведений, которая подчинена единой системе символов и отражает мифологический принцип действия, социальную драцу раскола коммуникации "я - мир" и последующее восстановление целостности через механизмы ритуала и катарсического замыкания. В мифопоэтическом ракурсе все варианты развития драматургического материала рассмат- , риваемых произведений в равной мере-сводимы к мифоритуадьной фор- . муле стихии, отпавшей от универсума,и личности, вступившей в конфликт с социумом.. .

Триадно-круговой' характер развития действия отражает семантическую к структурную идею мифоритуального, действия и основан на приеме сопряжения двух ритуальных рядов, которые опредмечивают внутреннюю двойственность коллизии и конфликтность ритуальных ролей. Замыкание действия в результате обмена ролевых функций и обретения нового природного и социального статуса о-траяает т-радици-

a mi прапцяп года мифологического кругового действия и драматурга-зки воплощено з символике гертЕОпршюшзизя.

Во всех сочинениях' происходит смысловое и" драматургическое невключение мифоритуальных формул, образующих основную модель дейс-вия: свадьбы - похорон, отлучения от общини - инициации, брачной грн - искупительного ритуала, связанного с отчуждением и овещест-лением индивидуальной воли. Ритуал хертвопринсиения предстает в вух планах: в качестве ложной жертвы внеприродному Ячеству, сим-олически отождествляемо?^ с разрушительной мощью цивилизация, -в качестве социально правомерного возвращения субъекта к стихий-о-прнродному космосу.

Развитие ритуальных линий приводит к возникновению в рассиат-нваемих текстах симметричной круговой композиции, отражающей ми-юлогическую идею возрастания целостности.

Во втором параграфа "Мифоритуальность и интонационная спмво-iinta" выработанная мп.Торнтуальиая формула триадно-кругового замкнутого действия применяется для анализа интонационного словаря и :го сгегволических значений.

Музыкальный тематкзм и тематический комплекс в качестве un.lo-iorsiíu, заклэчащна в себе изначально все основные линии штокгци-шного развития, но иллгстриругот событий сшета, fío представляет rodoít интонационно-символический код, в котором фольклорная ссио-«а непосредственно связывается с понятия.«! природной и социально;1, "•армонпи. С повышением роли мифопозтического начала в текстах гас-:ег и роль тематического единства и архитектонической целостности з композиции, 'лузыкальпо-текстовая интерпретация "культура-природа" ¡аправлепа от разработки темы "иркродо-дуаи" - через сброцение к ракурсу прнроды-сощгума и далее - к проблематике социокультурного разлома и воссоединения природного единства.

Таким образом,в свете социологии культур« художественное миротворчество предстает характерным отражением а тексте полостного зоцнокультурного космоса и созданием универсальных, социально ориентированных символических кодов.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируйся вывода по взаимосвязи мифотворчества с социокультурной ситуацией и специфике мифологизирующего не. ;ства в культурной реальности социума.

Основное содержание диссертации отражено в следующих раб

Некоторые.Особенности символики музыкальной драмы XX век в свете образной системы-мифа //Проблеш историзма и соврег.он методы исследования в искусствознании 'и музыкознашш. Тез. до Горький, 1986. - 0,2 п.л.

Мифоритуальный аспект драматургии оперы Бартока "Заыок г цога Сшяя Борода" //АРТ, альманах исследований по искусству. Вып.1. - Саратов, 1993. - 0,5 п.л.

О соотносшдости категорий мифопоэтнческого и цуэыкалыюг Музыка и миф. - М., 1993. - I п.л.

Мифотворчество Б.Вартока и социокультурная концепция миф Т.Адо^но //Человек. Культура. История. - Саратов,1993. - 0,4

Краснова Ольга Борисовна

седшсУльтгашЕ аспекты мшотворчества

/на материалах Б.Бартока/. Автореферат

Ответственный за выпуск; к.ф.н,, доцент Корректор 0.А.Панина

Заказ

Подписано в печать 01.03.94

Бум. оберт. Усл. — печ. л. £ д

Тира« ЮО экз.

Саратовский госудзргтнеиний тслшчсский'утщер сил-т 410015 г. Саратоп, ул. Политехническая. 77 ротапринт СГТУ. АШМО г. Саратов, у.). Полите* тмсска», 77

Формат 60X84 Г-1К Уч. — кпд. л. 1,0

Гм'гп.гл 1 на