автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социокультурные аспекты развития полиэтнического общества: тенденции и перспективы

  • Год: 2003
  • Автор научной работы: Лыгденова, Туяна Намсараевна
  • Ученая cтепень: кандидата культурологии
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
450 руб.
Диссертация по культурологии на тему 'Социокультурные аспекты развития полиэтнического общества: тенденции и перспективы'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурологии Лыгденова, Туяна Намсараевна

Введение С.

Глава 1 Единство и многообразие регионального культурного развития С.

§ 1 Этнокультурная карта народов Байкальского региона. С.

§2 Месторазвитие народов региона как фактор формирования этнической культуры народов Байкальского региона. С.

§3 Общность и уникальность системы ценностей региона: особенности становления, тенденции и проблемы развития. С.

Глава 2 Социокультурные факторы существования современного полиэтнического общества: Байкальские региональные сюжеты С.

§1 Межэтническое взаимодействие: уроки истории и современные социокультурные проблемы. С.

§2 Этнокультурная диалогичность как характеристика и критерий устойчивого развития современного Байкальского полиэтнического общества. С.

 

Введение диссертации2003 год, автореферат по культурологии, Лыгденова, Туяна Намсараевна

Актуальность исследования. Конец XX века и начавшееся столетие характеризуется ростом этнического самосознания, всплеском национальных движений, обострением этнополитической ситуации во многих странах мира. Наряду с процессами глобализации, сближения по пути создания единой человеческой общности наблюдается стремление народов к сохранению этнонациональной самобытности, актуализируются идеи сохранения этнического своеобразия.

Эти процессы в российском обществе характеризуются тесным взаимовлиянием и взаимодействием этнического и этатистского принципов организации социального пространства. Этноспецифические и этнорегиональные проблемы во многом определяют характер и содержание общероссийских проблем. Значимость исследований этнических процессов в России возрастает в связи с тем, что на них, на веками складывавшиеся культурно-исторические доминанты накладываются как тенденции мирового общественного развития, так и особенности нынешней глубокой трансформации общества.

Анализ состояния и перспектив развития многонационального региона имеет важное теоретическое и практическое значение в целом для гармоничного развития страны, имеющей федеративное устройство. При этом особое место занимает изучение этнокультурных процессов, как базовых в сфере межнациональных отношений.

В переходные периоды, как известно, происходят особенно интенсивные процессы осмысления и переоценки культурно-исторического опыта и приоритетов развития. В данный период, в ходе формирования новых ценностей и социальных ориентиров, этнические ценности, символы, в том числе традиционные способы социального взаимодействия стали основанием как для этнической консолидации и социальной активности населения, так и для этносепаратизма и экстремизма.

На современном этапе внимание науки и практики особенно привлекает опыт длительного совместного проживания народов на одной территории, обусловленный природно-географическими и историко-культурными факторами. Именно поэтому исследование социокультурных процессов развития столь многонационального социума, как Байкальский регион, является актуальным и требует, с одной стороны, комплексного теоретического осмысления новых социальных явлений и решения проблем прикладного характера, с другой, углубленного исследования, в определенной мере нового прочтения накопленного материала по истории процесса этногенеза, по проблемам сохранения и развития традиционных культур народов Байкальского региона и т.п.

Следует подчеркнуть и то обстоятельство, что глобальные перемены в российском обществе и во всем мире способствуют осознанию многомерности социокультурного пространства, в котором каждая из мировых и региональных «национальных» религий имеет общечеловеческое значение. От того, в какой мере они готовы к взаимопониманию и сотрудничеству, зависит, каким будет будущее глобальное сообщество. В жизни населения Байкальского региона (а это в значительной мере территория этнической Бурятии) прослеживаются и общемировые, и специфически российские тенденции, наличествуют тенденции сближения миров, культур, народов Запада и Востока. Это все повышает актуальность данного исследования, в том числе особенностей религиозного влияния на народы и культуры, возможностей межконфессионального диалога и сотрудничества.

В период подъема национального самосознания и поиска новых форм отношений между людьми различных национальностей, требуется уточнение многих концепций урегулирования этнонациональных отношений и осуществления продуманной национальной политики, отвечающей духу времени.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема культуры многогранна, и ее рассмотрение в контексте межнациональных отношений требует и новых походов к казалось бы устоявшимся явлениям и понятиям. Такие процессы, как историческое развитие, расцвет, возрождение и т.д. национальных культур, активизация духовной деятельности и т.п., рассматривались в трудах П.С. Гуревича, В.К. Егорова, Б.С. Ерасова, М.С. Кагана, Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, И.Н. Лисаковского, В.М. Межуева, Э.А. Орловой, Г.С. Померанца, H.H. Чебоксарова и И.А. Чебоксаровой, Г.В. Флоровского и др

Культура, как правило, носит этнонациональный характер, и в этой связи в настоящей работе специально рассматривается проблема культурной этнической самоидентификации, которая формируется у наций (этносов) в период становления национального (этнического) самосознания. В ходе исследования были уточнены некоторые подходы к таким понятиям, как "этнос", "нация", "национальная культура", "этническая культура" на основе трудов Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, В.П. Торукало, Ю.В. Хотинца, P.A. Явчуновской2.

1 См.: Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1994; Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М., 2002; Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-ое изд. М., 1996; Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М., 1990; Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996; Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад -Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. М., 1994; Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972; Лихачев Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Русская культура. М., 2000; Лисаковский И.Н. Социокультурное пространство: структуры и процессы. М., 1996; Межуев В.М. Российский путь цивилизационного развития // Между прошлым и будущим. М., 1996. С.130-145; Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994; ПомеранцГ.С. Диалог культурных миров//Лики культуры: Альманах. Т.1. М., 1996; Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. Изд. 2-ое, испр., доп. М., 1985; Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

2 См.: Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество - это народы. М., 1990; См., например: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л., 1990; Торукало В.П. Нация: история и современность. М., 1996. Хотинец Ю.В. О соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // СОЦИС. 1999, №9; Явчуновская P.A., Кутахов Ю.Л. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. (Опыт социолого

Для данной работы особый интерес представляют работы бурятских ученых (философов, этнографов, социологов) по проблеме этнического самосознания, поскольку рассматриваемые в них проблемы национального менталитета, этнического сознания и самосознания, идентичности и самоидентификации непосредственно связаны с объектом исследования. Отмеченные и смежные с ними вопросы достаточно основательно анализируются в контексте духовной культуры, этнической истории, современных этнических процессов Байкальского региона Ю.А. Серебряковой, Т.Д. Скрынниковой, И.С. Урбанаевой, И.Э Елаевой, З.П. Морохоевой, С.Д. Батомункуевым и др1. Следует подчеркнуть, что в указанных трудах наиболее рельефно прослеживается идея единства этногенеза бурятского и монгольского народов; в сложной полемике о преобладании одного из трех элементов (байкальский автохтонный, тюркский, монгольский) в этногенезе бурятского народа отстаивается точка зрения приоритетного значения монгольских корней в формировании бурятского этноса. Тюркскую версию поддерживает, в л частности, один из крупных бурятских ученых Т.М. Михайлов . Однако специалисты отмечают, что тюркский элемент остался преимущественно в языке - в названиях местностей, гор, рек. Последнее Т.М. Михайлов связывает главным образом с традициями шаманизма. Существуют и иные точки зрения на эти проблемы. Вместе с тем современные бурятские политологического анализа). СПб., 1998; Явчуновская P.A. Социальная экология этносов: (Философский анализ). М., 1995.

1 Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. Улан-Удэ, 1996; Скрынникова Т.Д. Традиционная потестарно-политическая культура и современная идентификация бурят // Сибирь: этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Улан-Удэ, 1999. С.4-30; Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии. Улан-Удэ, 1995; См. например: Елаева И.Э. Теоретические подходы к изучению этнической идентичности в отечественной науке // Этнологические исследования. Вып.1. Улан-Удэ, 2000. С.28-66; Морохоева З.П. Личность в культуре Востока и Запада. Новосибирск, 1994; Батомункуев С.Д. Постсоветская этничность в перспективе гражданской интеграции. Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Улан-Удэ, 2001.

2 См. например: Михайлов Т.М. Бурятский этнос в свете современных социальных изменений // Республика Бурятия - государство в составе Российской Федерации (к 75-летию образования). Улан-Удэ, 1998. С. 130-145. ученые склоняются к выводу, что в бурятской культуре присутствуют как тюркские, так и монгольские элементы, и, что она представляет собой единый, весьма сложный сплав. На основании проведенного анализа научной литературы в диссертации развивается идея о полиэтничности бурятского этноса, которая является основой открытости его самосознания и культуры в целом. Отмеченные проблемы в контексте социально-психологических аспектов межэтнического взаимодействия, этнической стереотипизации (в содержательном и ретроспективном плане) на примере взаимоотношений русских, бурят и эвенков, исследуются в работах А.Д.Карнышева1. Изучение этнопсихологических особенностей бурят осуществлено С.Ц. Чимитовой2.

Социальные аспекты развития и функционирования этнических общностей основательно рассматриваются в трудах таких исследователей, как Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, A.A. Сусоколов, В.А. Бойко, А.И. Куропятник, Г.В. Старовойтова и др . Данный аспект исследований характерен для работ Д.Д. Мангатаевой, Е.В. Петровой4. Проблемам этносоциологической структуры населения региона посвящены работы A.B. Билыриковой, A.A. Буркиной и И.И. Осинского, Ю.Б, Рандалова,

1 Карнышев АД. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ, 1997.

2 Чимитова С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1993.

3 См.: Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: цели, методы, некоторые результаты исследования / Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, B.C. Кондратьев, A.A. Сусоколов. М., 1984; Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Уч. Пос. для вузов / Ю.В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, A.A. Сусоколов. М., 1998Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект// СОЦИС. 1999. №4. С. 58-62; Бойко В.А. Социальное развитие народов Нижнего Амура. Новосибирск, 1997; Куропятник А.И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнического общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Т.З. №2. С.53-66; Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей: По материалам опроса трех городов Татарской АССР // Советская этнография. 1976, №3. С. 45-56.

4 Мангатаева Д.Д. Коренные народы Севера Бурятии (пути возрождения). Улан-Удэ, 1997; Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья: этносоциологический анализ. Улан-Удэ, 1999.

В.И. Затеева и Б.Г. Хараева и др1. Этнические аспекты взаимодействия природы и общества анализируются в работах В.В. Мантатова, Ц. Б. л

Будаевой и О.П. Дармахеевой, С.Ю. Неклюдова .

Отдельного внимания требуют к себе, безусловно, этнокультурные и социокультурные аспекты избранной темы, под различными углами зрения исследовавшиеся П.А. Сорокиным, Г.А. Аванесовой и О.Н. Астафьевой, А.И. Арнольдовым, С.А. Арутюновым, А.К. Байбуриным, Т.Г. Богатыревой, Г.Д. Гачевым, С.Н. Ереминым, Н.Л. Жуковской, С.Г. Ларченко, В.В. Мархининым, И.В. Удаловой, А.Ю. Шадже, Н.С. Бабушкиной, И.Г. Балхановым, И.Д. Бураевым, K.M. Герасимовой, Н.К. Елаевым, Л.В. Кальминой и Л.В. Курас, А.Д. Нанзановым, В.Х. о

Харнахоевым и Т.Г. Харнахоевой, В.Б. Цыбикжаповым и др .

1 Билътрикова A.B. Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог, наук. Улан-Удэ, 1998; БуркинаА.А., Осинский НИ. Бурятская национальная интеллигенция: воспроизводство, структура, самочувствие. Улан-Удэ, 1998; Рандалов Ю.Б. Об изменениях в социальной структуре бурятского населения // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития (Материалы научно-практической конференции). Улан-Удэ, 1996. Вып.З. С.13-17; Затеев В.И., Хараев Б.В. Динамика изменений и взаимодействия этносоциальной и демографической структур региона. Улан-Удэ, 1999.

2 См., например: Мантатов В.В. Три источника устойчивого развития // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие. Материалы Международного симпозиума. Улан-Удэ, 2001. С. 34-39; Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). Улан-Удэ, 1999; Будаева Ц.Б., Дармахеева О.П. Современные социальные проблемы Оки. Улан-Удэ, 1995; Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984.

3 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992; Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М., 2001; Культура и религия: линии сопряжения / Под ред. Арнольдова А.И. М., 1994; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Байбурин А.К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994; Богатырева Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России М., 2002; ГачевГ.Д. Национальные образы мира: курс лекций. М., 1998; Ларченко С.Г., Еремин С.Н. Межкультурные взаимодействия в историческом процессе / Отв.ред. A.A. Гордиенко. Новосибирск, 1991; Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса. Томск, 1989; Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, динамика взаимодействия культур. Новосибирск, 1996; Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996; Бабушкина Н.С. Двуязычие: социальный аспект и тенденции (на материалах Республики Бурятия) / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог, наук. Улан-Удэ, 1997; Балханов И.Г. Роль двуязычия в процессе межэтнической интеграции (социально-философский аспект) / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Улан-Удэ, 1997; Бураев И.Д. Современное состояние и перспективы развития бурятского языка // Бурятское население Иркутской области (губернии) и Усть

В диссертационном исследовании специально рассматривается понятие «месторазвитие» как фактор формирования единой культуры народов отдельного региона. Вопросы географического детерминизма, зависимости истории, культуры народов от окружающей природной среды, ландшафта, в частности, рассматривались в трудах таких ученых, как Ж. Боден, JI.H. Гумилев, Ш.Л. Монтескье, Маккиндер, П.Н. Савицкий, И. Тэн. Особое место эта тема занимала в творчестве П.Н. Милюкова1.

В своем исследовании автор опирался на многоаспектный анализ исследуемых процессов такими специалистами, как Р.Г. Абдулатипов, В.Н. Антонова, М.Н. Губогло, А.Ф. Дашдамиров, К. Дойч, JI.M. Дробижева, В.В. Коротеева, Г.У. Солдатова, А.Р. Аклаев, В. Малахов, М. Маффесоли, A.C. Панарин, A.A. Празаускас, В.А. Тишков, М. Хобсбаум, В.Н. Шевченко, Э.Ян2.

Ордынского Бурятского автономного округа в XX веке: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Иркутск, 2002. С.46-50; Герасимова K.M. О бурятской «буржуазной интеллигенции» начала XX века // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995; Елаев Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ, 1994; Калъмина Л.В., Курас JI.B. Еврейская община в Западном Забайкалье (60-е гг. XIX в. -февраль 1917 г.) Улан-Удэ, 1999; Нанзанов АД. Религиозные объединения в Бурятии. 19902000 годы // Общественные перемены Бурятии в условиях трансформации. Российское общество на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002; Социокультурные процессы в Предбайкалье: материалы социологического исследования / Под ред. Т.Г. Харнахоевой. Иркутск, 1996; Харнахоев В.Х. Диалектика национального и интернационального в советском образе жизни. Иркутск, 1985; Цыбикжапов В.Б. Политическая культура народов Сибири. М., 1995. -1 Монтескье Ш.Л. О духе законов// Избранные произведения. М., 1955; Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997; Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 1 М-, 1993; И. Тэн Философия искусства. М., 1996.

2 Абдулатипов Р.Г. Сущность нации - этноса: ответ сторонникам безнациональности. М., 1999; Абдулатипов Р.Г. В поисках «звездного часа» России // Звезда, 2001. №3. С.174-181; Антонова В.К. Специфика деятельности муниципальных служащих в полиэтничном муниципальном образовании (зарубежный опыт и региональные возможности) // Федеральная программа «Организация госслужбы в полиэтничной среде». Саратов, 1998; Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М., 1998; Дашдамиров А.Ф. Этнические проблемы в социально-политическом контексте // Социологические исследования. 1997, №1; Дойч К. Рост наций // Этнос и политика. М., 2000; Дробижева Л.М. Этничность в современной России: этнополитика и социальные практики // Этнополитика. 2002, №1. С. 118; Дробижева Л.М., Коротеева В.В., Солдатова Г.У., Аклаев А.Р. Демократизация и формы национализма в Российской Федерации 1990-х годов. М., 1996; Малахов В. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература, 1997, № 11. С. 171-174; Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное // СОЦИО-ЛОГОС. М., 1991; Панарин A.C. Национально-культурное возрождение в республиках и территориальная целостность

В качестве объекта исследования в работе выбраны социокультурная динамика развития полиэтнического общества, культурологические аспекты этнокультурных процессов. Такой выбор определяется необходимостью специального осмысления проблем современного полиэтнического общества в целях гармонизации отношений между народами Байкальского региона.

Предмет диссертационного исследования составляют социокультурные особенности становления и развития конкретного полиэтнического общества, придающие ему необходимую устойчивость.

Целью исследования является изучение процесса развития полиэтнического общества на примере Байкальского региона на основе анализа происходящих там социокультурных процессов.

Задачи исследования:

- показать через систему (иерархию) ценностей традиционного многонационального общества тенденции и пути его развития на современном этапе; выявить и показать исторически сложившуюся уникальность Байкальского региона, способствующую урегулированию межнациональных отношений через механизмы передачи многогранного социокультурного опыта;

-опираясь на научные труды по проблемам истории, этнографии, культурологии, социологии, социальной психологии, философии уточнить подходы к содержанию и использованию понятий «этническая (национальная) культура», «этническое (национальное) сознание и

России // Вестник Евразии. 1996, №2(3); Празаускас A.A. Слагаемые государственного единства // Pro et contra. 1997. Т.2. №2; Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. - М.: РАН, 1997.; Хобсбаум М. Нации и национализм после 1870 г. М., 1998; Шевченко В.Н. Нация, государство, национализм: европейский опыт и российская действительность // Социальная теория и современность. Вып. 12. М., 1993. С. 7-17. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? // ПОЛИС. 1996, № 1. самосознание», а также понятие «полиэтническое общество» применительно к конкретному региону - Байкальскому;

- на основе теоретико-методологического и прикладного культурологического осмысления проблемы спрогнозировать характер дальнейшего развития полиэтнического общества, наметить пути углубления гармонизации межнациональных отношений в регионе.

Теоретико-методологическая и источниковедческая база исследования. Для современных исследований социокультурных процессов все более характерным становится междисциплинарный подход. Раскрытие темы данной работы также предполагает взаимодействие с предметными областями истории, этнографии, культурологии, социологии, социальной психологии, философии. Методологическими и теоретическими основами исследования являются философские принципы единства, системности и развития; положения социальной философии, касающиеся предпосылок, условий развития социокультурных процессов; структурно-функциональный, социально-исторический, сравнительный, системный анализ; культурологические принципы, характеризующие сущность, структуру, типы культур; данные исторической науки. В качестве непосредственных источников были использованы труды бурятских ученых по вопросам культурного, этнополитического и социального развития общества. В диссертационной работе были применены статистические данные Комитета по статистике Республики Бурятия, использованы результаты социологических исследований, проведенных учеными Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН, а также материалы фондов Национального архива Республики Бурятия.

На защиту выносятся следующие положения и выводы: полиэтническое общество является сложным образованием, в котором сосуществование представителей многих этнических групп, наций, объединенных территорией и единым социокультурным пространством, определяет во многом индивидуальный характер развития всей социально-экономической и культурно-национальной жизни данного многонационального региона;

- социокультурное пространство жизни народов региона формируется через единое месторазвитие, понимаемое как взаимодействие природной среды, ландшафта, с детерминируемыми ими процессами культурно-исторического, культурно-национального развития;

- особое значение имеет феномен «малая родина» рассматриваемый как фактор формирования единой региональной культуры, характеризуемый сложным переплетением социально-экономического, культурного, конфессионального и межконфессионального, этнопедагогического и т.п. аспектов;

- сложившийся диалог культур этносов, народов, населяющих Байкальский регион, является уникальным культурно-историческим достоянием, особенным явлением в широком контексте взаимоотношения культур Востока и Запада, базой, непреходящей ценностью и одновременно вектором и целью культурно-национальной политики в широком и специальном смыслах;

- положения и выводы, сформулированные в каждом параграфе диссертации и касающиеся социокультурных факторов развития полиэтнического общества: системы ценностей как универсального регулятора, осуществляющего взаимосвязь всех норм общественной жизни; отдельных морально-этических, религиозных, хозяйственных ценностей и традиций и т.д.

Байкальский регион демонстрирует одну из новых моделей интеграции этносов и субэтносов, населяющих эту территорию не только на основе политических и экономических факторов, но и культурных детерминант. Речь идет о смыслах, ценностях и символах, имеющих наднациональный характер, и образующих своеобразный менталитет жителей этого региона. Это организованное Байкалом пространство представляет собой определенную культурную значимость, которая качественно отличает эту территорию от других. И необходимо выработать четкую государственную культурно-национальную политику, основным содержанием которой должно стать терпимое отношение к социальной, этнической и культурной инаковости сограждан, понимание их этнокультурных проблем и требований.

Научная новизна работы. Байкальский регион - один из стабильных регионов, в котором ярко проявляется в целом гармоничный полиэтнический характер общества. Это исторически сложившееся поле диалога культур Востока и Запада, уникальный опыт взаимодействия народов, исповедующих разные религии, имеющих разный "аксиологический багаж", разный исторический опыт освоения региона. Однако до настоящего времени не проводилось системных исследований этого феномена. В данной работе рассматривается опыт межэтнического взаимодействия как модель устойчивого развития полиэтнического общества. Впервые исследуется феномен "малой родины" как основы единства полиэтнического социума. В исследовании сделана попытка рассмотрения понятия "малая родина" как единой природно-ландшафтной и культурно-национальной ценности. Последнее в свою очередь потребовало новых подходов к разработке не только проблем этнического бытия бурят, как титульной нации Республики, но и к формированию концепции регулирования национальных отношений в полиэтническом обществе в целях реализации продуманной национальной политики.

Новизна исследования заключается также в создании и научном осмыслении этнокультурной карты Байкальского региона с учетом ранее не задействованных в «региональной» литературе факторов, таких как национальное (этническое) самосознание, этногенез народов и этнических общностей (например, семейских), философское осмысление и приложение понятий «цивилизация», «цивилизационные процессы», этническая идентичность к региональным особенностям и процессам.

Новизна исследования проявляется и в том, что межэтническое взаимодействие рассматривается не только в плане сложности протекающих процессов, но и обращается внимание на потенциал, перспективы устойчивого долгосрочного развития межэтнических, межнациональных отношений.

В диссертационном исследовании для сравнения и анализа опыта дана характеристика современных полиэтнических и мультикультурных обществ, сложившихся в ряде зарубежных стран, в частности Австралии, Канады, США, и на этой основе предпринимается попытка определить оптимальные пути разрешения и предотвращения межнациональной и межкультурной напряженности в Бурятии, Байкальском регионе. Предпринятый анализ показывает, что сама история взаимоотношений народов, населяющих этническую Бурятию, дает богатый материал для выработки конкретных современных решений проблем устойчивого развития полиэтнического общества.

Теоретическое значение диссертационного исследования определяется тем, что полученные в нем результаты раскрывают принципы детерминации культуры разных народов региона в современных условиях, выявляют пути целенаправленного формирования культуры межэтнического общения и взаимодействия, определяют механизмы воздействия системы ценностей на содержание этнической самобытности и деятельности народов. Имеющее место терминологическое многообразие, разночтения, вызванные неоднородностью предмета исследования, потребовало проработать категориальный аппарат. Базисные положения диссертации могут быть использованы в философско-культурологических работах для дальнейшего развития, уточнения концепции устойчивого развития современного полиэтничского общества.

Практическое значение диссертационного исследования определяется возможностью использования полученных результатов при разработке конкретных программ перехода к стратегии устойчивого развития на различных уровнях, в первую очередь региональном, в области межэтнических отношений, в рекомендациях организационного характера, направленных на формирование способов и методов наиболее эффективного выполнения органами государственной и муниципальной власти задач и функций управления в полиэтничной среде. Материалы диссертации могут найти применение в учебном процессе: при подготовке и чтении лекций по культурологии, этнологии, философии, истории, а также при выполнении научных исследований по соответствующей тематике.

Апробация результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и практики культуры Российской Академии государственной службы при Президенте РФ.

Основные положения диссертации были представлены в сообщениях и выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию МГОПУ им. М.А. Шолохова "Культура - история -образование" (2001г., г. Москва), совместной междисциплинарной аспирантской конференции РАГС - СЗАГС "Государственность и государственная служба России: пути развития" (2002г., г. Москва - С-Петербург), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции "Государство, право и управление" (2002г., г. Москва), Международной конференции, посвященной 60-летию воссоздания философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова «Человек - культура - общество» (2002г., г. Москва), Всероссийской межвузовской научно

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные аспекты развития полиэтнического общества: тенденции и перспективы"

Заключение

Формирование и существование, развитие полиэтнических сообществ есть закономерность мирового развития. Вместе с тем ему было всегда свойственно столь же закономерное противоречие: тяга к государственной общности в сообществе с другими народами находится в диалектическом противоборстве со столь же глубоким стремлением каждого этноса к самобытности, к независимому этническому самоопределению. Такое стремление характерно и для этноса, который сохраняет свою самобытность, находясь в составе полиэтнического сообщества.

На основе общей исторической жизни возникает воля к совместному существованию и к совместному развитию, которая характерна и для нации, и для этноса, но она складывается и в многонациональном государстве. Немалое значение имеет экономическая выгода, получаемая от интегрированного хозяйства, единой денежной системы и взаимопомощи. В многонациональном государстве, естественно, образуется и общая духовная жизнь.

Целостность социокультурного пространства региона является одной из важнейших характеристик функционирования этнической культуры. Именно в нем проявляются и закрепляются результаты культурной жизнедеятельности этноса, осуществляется накопление, хранение и систематизация социально-культурного опыта народа.

Уникальность и самоценность этнических культур в том, что она во многом определяется природными, экономическими и политическими условиями формирования этноса, тем историческим путем, который он прошел, особенностями межэтнических, межкультурных взаимодействий с другими народами. Своеобразие выработавшихся принципов общественных связей фиксируется понятием самобытности, которая, на наш взгляд, и есть тот внутренний диалог традиций и новаций, всегда историчный и конкретный, та культурная парадигма, на основе которой и происходит межнациональное общение, складываются отношения между этносами. Культура народа в наиболее концентрированном виде выражается (отражается) в этническом самосознании.

Многообразие народов, культур, языков, межкультурные контакты - неотъемлемая составляющая современного мира. Этносы "представляют собой пространственно ограниченные "сгустки" культурной информации, межэтнические контакты - "обмен такой информацией", а в процессе коммуникации между представителями разных этносов - процесс информационного обмена, содержание которого отражает этническую картину мира", т.е. культуру определенного этноса. Данное понимание этноса позволяет понять сущность межэтнических контактов как процесса информационного обмена, как межкультурную коммуникацию.

Как показало исследование, полиэтническим можно назвать то общество, где сосуществуют представители многих этнических групп, наций, объединенных одной территорией и социокультурным пространством. Культурное многообразие выражается в сосуществовании разных типов мировоззрений, традиций, обычаев разных этнических групп, наций. Причем здесь же нужно говорить о межкультурном взаимодействии, взаимопроникновении традиций, обычаев, языков и религий. Характер межнациональных и межконфессиональных отношений, их направленность, интенсивность, условия возникновения, протекания и разрешения межнациональных конфликтов во многом определяются не только внутренней спецификой, но и соотношением таких параметров, как изменение количественного состава, рост или уменьшение их субъектов (этносов и конфессий), их взаиморасположение. Именно эти факторы в совокупности оказывают существенное влияние на характер отношений в полиэтническом обществе.

Говоря о ценностных основаниях социокультуры народов региона, подчеркнем в первую очередь, что система ценностей того или иного народа, складывающаяся в процессе этногенеза, является универсальным регулятором, осуществляющим взаимосвязь всех норм общественной жизни - морально-этических, религиозных, хозяйственных, тем самым, создавая основу любой культуры.

Каждый народ, большой или малый, имеет свою уникальную, самобытную, неповторимую культуру. Она служит основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека. Но важно иметь в виду и то, что каждая локальная культура - при всей ее самобытности - не была создана какими-то отдельными народами, великими и знаменитыми, но сложилась под влиянием отношений между народами. Фактор общения народов имел принципиальное значение в формировании культурных традиций.

Рассмотренные нами религиозные, экологические, культурные (в том числе языковые) традиции как механизмы передачи социокультурного опыта являются необходимым элементом развития любого общества. Развитие национальных культур, их взаимодействие неразрывно связаны с традициями. Без традиций не существует ни одной национальной культуры, как не существует самих наций. Традиции — это общепринятые формы и способы жизнедеятельности, которые отличаются своей устойчивостью, прочностью, повторяемостью и передаются от поколения к поколению. Традиции в духовной сфере более живучи, устойчивы, чем в области материальной культуры. Они сохраняются дольше, процесс замены их протекает, как правило, незаметно. Религия, верования, идеология, обычаи существуют веками без существенных изменений.

Таким образом, один из самых актуальных моментов времени -вопрос межэтнического взаимодействия. Это прежде всего разнообразные контакты между этносами, ведущие к изменению индивидуальных и совокупных характеристик каждой из взаимодействующих этнических групп и их отдельных представителей, а также к интеграции их определенных качеств и свойств. Показано, что в полиэтническом обществе присутствуют несколько направлений межэтнического взаимодействия:

- экономическое, т.е. сближение или, наоборот, спецификация основных форм собственности и производственной деятельности как в сельском хозяйстве и природопользовании, так и в промышленности, в обмене товарами;

- административно-управленческое, т.е. достижение сходства или различие территориальных административных структур, методов управления, системы выдвижения руководителей и требований к ним;

- конфессиональное;

- хозяйственно-бытовое: взаимопроникновение и заимствование средств и способов ведения личного хозяйства; обмен опытом в области народной медицины и т.д.;

- взаимодействие в области культуры и образования - обмен культурными ценностями, общие тенденции в области обучения и воспитания детей, взаимопроникновение научных концепций и теорий;

- семейно-брачное взаимодействие - брачное и внебрачное породнение, установление и укрепление родственных связей, межнациональные браки и их последствие;

- взаимодействие языковых структур.

169

Сохранение и неизбежное взаимопроникновение религиозных, экологических и культурных традиций разных народов, населяющих Байкальский регион, способны стать тем единственным гарантом устойчивого развития региона, к которому стремится современное общество.

В то время как устойчивое развитие России видится в диалоге цивилизаций, который невозможен без уважения всего разнообразия культурного наследия и исторического опыта, особенно тех периодов, которые ознаменованы плодотворными процессами укрепления сотрудничества и согласия между народами, опорой на ненасильственные социальные перемены и взаимное обогащение культур. Продуманная и последовательно осуществляемая культурная политика может внеси значительный вклад в достижение новых параметров социокультурной системы России, от состояния которой решающим образом зависят динамические перемены в российском обществе.

 

Список научной литературыЛыгденова, Туяна Намсараевна, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Абдулатипов Р.Г. В поисках "звездного часа" России // Звезда. 2001. №3.С. 174- 181.

2. Абдулатипов Р.Г. Сущность нации этноса: ответ сторонникам безнациональности. - М.: Славянский диалог, 1999. - 32 с.

3. Аванесова Г.А., Астафьева О.Н. Социокультурное развитие российских регионов: механизмы самоорганизации и региональная политика. М.: Изд-во РАГС, 2001 - 314 с.

4. Азиатская Россия. Т.1, 1914. 132 с.

5. Алексеев В.В. Регион этнос - культура: проблемы взаимодействия в XX веке // Россия в XX веке: Проблемы национальных отношений. - М.: Наука. 1999.- 451 с.

6. Антошкина З.Г. К вопросу культуры межнационального общения // Социально-культурный потенциал системы образования. Казань. 2000.

7. Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989. 246 с.

8. Арутунян Ю.В. и др. Этносоциология: Уч. пос. для вузов / Ю.В. Арутюнян, J1.M. Дробижева, А.А.Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1998.-271 с.

9. Арутюнян Ю.В. И др. Этносоциология: цели, методы, некоторые результаты исследования. / Ю.В. Арутюнян, JI.M. Дробижева, B.C. Кондратьев, A.A. Сусоколов. М.: Наука, 1984. - 125 с.

10. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постсоветских обществах: межличностный аспект // СОЦИС 1999. - №4. С. 58 - 62.

11. Ахиезер A.C. Культурные основы этнических конфликтов // Общественные науки и современность 1994 - №4, С.115 - 127.

12. Бабаков В.Г. Кризисные этносы / РАН. Ин-т философии. -М., 1993.- 182 с.

13. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы) / РАН. Ин-т философии. М., 1996. - 70 с.

14. Бабушкина Н.С. Двуязычие: социальный аспект и тенденции (на материалах Республики Бурятия). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог, наук. Улан-Удэ, 1997. 133 с.

15. Багно В.Е. Пограничное сознание, пограничные культуры // Полярность в культуре. СПб., 1996.

16. Байбурин А.К. Ритуал: старое и новое // Историко-этнографические исследования по фольклору. М., 1994.

17. Байкальские встречи III: культура народов Сибири: Материалы III Международного научного симпозиума. Т.1. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2001. - 330 с. Т 2. -332 с.

18. Балханов И.Г. Роль двуязычия в процессе межэтнической интеграции (социально-философский аспект) / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Улан-Удэ, 1997.

19. Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов. СПб., 1891.

20. Банзаров Д. Собр. соч. Улан-Удэ, 1997.

21. Батомункуев С.Д. О полиэтничности Бурятии и проблеме этнической идентичности современных бурят // Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Улан-Удэ, 1999.

22. Батомункуев С.Д. Постсоветская этничность в перспективе гражданской интеграции. Дисс. на соиск. уч. степ, к.ф.н. Улан-Удэ, 2001.- 145 с.

23. Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1994. - 175 с.

24. Бильтрикова А. В. Бурятская национальная интеллигенция на современном этапе / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. социолог, наук. Улан-Удэ, 1992. 206 с.

25. Богатырева Т.Г. Глобализация и императивы культурной политики современной России: Монография. М.: ТЕИС, 2002. 179 с.

26. Бойко В.А. Социальное развитие народов Нижнего Амура. -Новосибирск: Наука, 1997.

27. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 334 с.

28. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. М.: Мысль, 1990. - 391 с.

29. Будаева Ц.Б. Экологические традиции коренного населения Байкальского региона (на примере Республики Бурятия). Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999. - 190 с.

30. Будаева Ц.Б., Дармахеева О.П. Современные социальные проблемы Оки. Улан-Удэ, 1995. - 99 с.

31. Буркина A.A., Осинский И.И. Бурятская национальная интеллигенция: воспроизводство, структура, самочувствие. Улан-Удэ, 1998.33. // Бурятия, 1995. 18апреля, 26 мая.34. // Буряад унэн, 1999. 27 мая.

32. Бурятское население Иркутской области (губернии) и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в XX веке: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Иркутск: Издание ОАО «Иркутская областная типография №1», 2002. - 284.C.

33. Виноградова .Э.М. Национальное сознание и национальная культура// Этнопонорама. 1999. №1. С.74-76.

34. Галданова Г.Р. Значимое ть традиционного мировоззрения в системе воспитания бурят // Проблемы традиционной культуры народов Байкальского региона. Улан-Удэ, 1999. С. 89-90.

35. Галданова Г.Р. Традиционные ценности бурят и современность // Бурят-монголы накануне III тысячелетия. Россия Восток - Запад. Доклады и тезисы международной конференции. Улан-Удэ, 1997. С. 14-17.

36. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 432 с.

37. Герасимова K.M. О бурятской "буржуазной интеллигенции" начала XX века // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995.

38. Герасимова K.M. Об исторических формах национальной культуры бурят // Национальная интеллигенция, духовенство и проблемы социального, национального возрождения народов Республики Бурятия. Улан-Удэ, 1995.

39. Губогло М.Н. Современные этноязыковые процессы в СССР. Основные факторы и тенденции развития национально-русского, двуязычия / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1984. - 288 с.

40. Губогло М.Н. Развивающийся электорат России: Этнополитический ракурс. М.: Истоки, Т.1. 1996. - 380 с.

41. Губогло М.Н. Языки этнической мобилизации. М.: Языки русской культуры, 1998. 816 с.

42. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. -М.: Экопрос, 1993.-544 с.

43. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. М.: ДИ ДИК, 1997. - 541 с.

44. Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна».- М.: Наука. 1970. 431 с.

45. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М.: АИРИС Пресс РОЛЬФ , 2002. -411 с.

46. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1994. - 638 с. - (Б-ка «Мир Л.Н. Гумилева)

47. Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для гуманит. вузов. -М.: Аспект-Пресс, 1994.

48. Гуревич П.С. Культурология: Учеб. пособие. М.: Знание, 1999. -287 с.

49. Дашибалов Б.Б. История бурят: евразийский взгляд // Россия -Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2002. С.20-22.

50. Дашдамиров А.Ф. Этнические проблемы в социально-политическом контексте / Постсоветское пространство. Этнополитические проблемы («Круглый стол») // Социологические исследования. 1997.-№ 1. С. 43 -47.

51. Дойч К. Рост наций // Этнос и политика. М.: Изд-во УРАО, 2000. С.62-75.

52. Дробижева Jl. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития // Советская этнография. 1985. №5. С. 3-16.

53. Дробижева JI.M., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и формы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль. 1996. - 382 с.

54. Дугарова Т.Д. Некоторые аспекты значимости пространства этнической ментальности // Возрождение традиционных культур народов Бурятии. Улан-Удэ, 1998. С. 51-54.

55. Дугин А. Г. Основы геополитики: Геополитическое будущее России. М.: Арктогея. 1997. - 600 с.

56. Егоров В.К. Философия культуры России: контуры и проблемы. М.: Изд-во РАГС, 2002.- 656 с.

57. Егоров В.К. Многоликая Россия: XX век. М.: Воскресенье. 1998. -440 с.

58. Егоров Е.М. Бурятский национальный вопрос на рубеже веков // Бурятия. 1997. 26 сентября.

59. Елаев Н.К. Бурятская школа. История, проблемы и опыт национализации. Улан-Удэ, 1994.

60. Елаева И.Э. Этничность бурят в постсоветский период // Сибирь: этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Вып. 5. Москва Улан-Удэ, 1999. С.48 - 70.

61. Елаева И.Э. Бурятская интеллигенция: доминанты этнического самоопределения // Этнографическое обозрение. 1998. - № 2. С. 126 - 139.

62. Елаева И. Э. Традиционные ценности и этническое самосознание бурят // Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества. М., 1994. С. 184 216.

63. Елаева И.Э. Некоторые доминанты этнической идентичности бурят // Гуманитарные исследования молодых ученых Бурятии. Улан-Удэ, 1996. С. 104-109.

64. Елаева И.Э. Теоретические подходы к изучению этнической идентичности в отечественной науке // Этнологические исследования. Вып. 1. Улан-Удэ, 2000. С. 28 66.

65. Елаева И.Э. Эпос «Гэсэр» кладезь этнокультурных ценностей бурят // Гэсэриада - духовное наследие народов Центральной Азии. Улан-Удэ, 1995. С. 136-138.

66. Ерасов Б.С. Социальная культурология. 2-ое изд., испр. и доп. -М.: Аспект-Пресс, 1996. 591 с.

67. Ерасов Б.С. Образ Востока в русской культуре // Цивилизации и культуры. Вып.З. М., 1996.

68. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории). М. 1990.

69. Ерасов Б.С. О задачах изучения духовного наследия восточных цивилизаций. Актуальные проблемы философской и общественной мысли зарубежного Востока. М., 1983.

70. Ешич М.Б. Перед историческим выбором: к вопросу о толерантном этносознании и преодолении злой этнополитической памяти // Мир психологии. 2001. № 4. С. 127-134.

71. Жамцарано Ц., Народническое движение бурят и его критик // Сибирские вопросы, 1907 г., № 21. С.20-21.

72. Жуковская Н.Л. 250 лет официального признания буддизма в России (размышления о прошедшем юбилее некоторое время спустя) // "Этнографическое обозрение", 1992, № 3. С.118-131.

73. Запад и Восток: традиции и современность: Учеб. пособие. (О-во «Знание» России. Галаганова С.Г., Кисилева М.С., Колесникова И.С. и др. (История и теория культуры) М.,1993. - 240 с.

74. Затеев В.И., Хараев Б.В. Динамика изменений и взаимоотношений этносоциальных и демографических структур региона. Улан-Удэ, 1999.

75. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве М.: Аспект пресс, 1997. - 286 с.

76. Зориктуев Б.Г. Прибайкалье в середине VI начале XVII века. Улан-Удэ, 1997.

77. Иларионова Т.С. Этническая группа: генезис и проблемы самоидентификации (теория диаспоры). М.: Нойес лебен, 1994. -169 с.

78. Иоанн, епископ Киренский. Указ. соч. С. 474-476; Дроздов и. Указ. соч. С. 402-403; Рудченко М. Внутренняя миссия. Тункинский край // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 18, 1909. С. 487-491.

79. Исследования по общей этнографии. М.: Наука. 1979.- 278 с.

80. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис. 1996.-415 с.

81. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема "Запад Восток" в культурологии: взаимодействие художественных культур. - М.: Наука. Издательская фирма "Восточная литература", 1994. - 160 с.

82. Каиров В.М. Традиции и исторический процесс. М., 1994.

83. Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община в Западном Забайкалье (60 гг. XIX в. февраль 1917 г.) - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1999.- 172 с.

84. Карлов В.В. Евразийская идея и русский национализм: (По поводу статьи В.А. Шнирельмана «Евразийская идея и теория культуры») // Этнографическое обозрение. 1997. №1. С. 3 13.

85. Карнышев А.Д. Межэтническое взаимодействие в Бурятии: социальная психология, история, политика. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 1997. 184 с.

86. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. М.: Старый сад, 1999. - 344 с.

87. Козлов В.И. Предисловие // Русские старожилы Азербайджана. -М., 1990.-4.1.

88. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. (Изд. 2-ое, испр. и доп) М. Наука, 1972. 496 с.

89. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

90. Коренев В.И. Буддизм и его роль в общественной жизни стран Азии. М, Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1983. 248 с.

91. Кузеев Р.Г., Бабенко В.Я. Этнографические и этнические группы (к проблеме гетерогенности этноса) // Этнос и его подразделения. М., 1992. - 4.1. - 182 с.

92. Культура и религия: линии сопряжения / Под ред. А.И. Арнольдова. М.: РАУ. Гуманит. центр. 1994. - 134 с.

93. Культура: теории и проблемы: сб. ст. / Кузнецов Т.Ф., Межуев В.М., Шайтанов И.О. и др. М.: Наука, 1995. - 279 с.

94. Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Университетская книга. 1998. Т.1 - 447 е.; Т.2. - 447 с.

95. Кутахов Ю.Л., Явчуновская P.A. Человек. Полиэтнический мир. Безопасность. (Опыт социолого-политологического анализа). СПб.: Изд-во Разумовой H.A. 1998. 404 с.

96. Куропятник А.И. Мультикультурализм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнического общества // Журнал социологии социальной антропологии. 2000. Т.З. №2. С.53 66.

97. Куропятник А.И. Этносоциальные процессы в регионе (на примере Ленинградской области в 1920-е годы) / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. СПб., 1992.

98. Ланда Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995. С. 16-17.

99. Лисаковский И.Н. Социокультурное пространство: структуры и процессы. М.: Изд-во РАГС. 1996. 161 с.

100. Лихачев Д.С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт // Русская культура. М., 2000.

101. Лурье C.B. Историческая этнология. Учеб. пособие для вузов -М.: Аспект пресс. 1997. 446с.

102. Малахов В. Парадоксы мультикультурализма // Иностранная литература. 1997, № 11. С. 171-174.

103. Мангатаева Д.Д. Коренные народы Севера Бурятии (пути возрождения) Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. - 165 с.

104. Мангатаева Д.Д. Население Бурятии: тенденции формирования и развития Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 12995. - 192 с.

105. Манзанов Г.Е. Религиозные традиции в ценностных ориентациях бурятской молодежи. Улан-Удэ, 1997.

106. Мантатов В.В. Стратегия разума: экологическая этика и устойчивое развитие. В 2-х т. Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, Т.1: 1998 -208 с., Т.2: 2000-200 с.

107. Мантатов B.B. Три источника устойчивого развития // XXI век: диалог цивилизаций и устойчивое развитие. Материалы Международного симпозиума. Улан-Удэ, 2001. С.34 39.

108. Маркович Д.М. Социальная экология: Уч-метод. материалы / Моск. гос. социал. ун-т М., 1996. - 53 с.

109. Мархинин В.В. Диалектика социального и биологического в процессе становления этноса. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1989. 147 с.

110. Мархинин В.В., Удалова И.В. Межэтническое сообщество: состояние, взаимодействие культур Новосибирск: Наука, 1996.-188 с.

111. Мастюгина Т.М., Перепелкин JI.C. Этнология. Народы России: история и современное положение. М., ЦИНО общества "Знание" России, 1997. 320 с.

112. Маффесоли М. Околдованность мира или божественное социальное // СОЦИО ЛОГОС. - М., 1991.

113. Межуев В.М. О понятии культура. М.: Знание. 1968. 16 с.

114. Межуев В.М. Российский путь цивилизационного развития // Между прошлым и будущим. М., 1996. С. 130-145.

115. Методологические и теоретические аспекты изучения духовной культуры Востока. Вып. 3: Сб. ст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.- 181 с.

116. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 1 -М.: Прогресс, 1993. 528 с.

117. Михайлов В.А. Войлочная и деревянная юрты бурят. Улан-Удэ, 1992.

118. Михайлов Т.М. Бурятский этнос в свете современных социальных изменений // Республика Бурятия государство в составе Российской Федерации (к 75-летию образования). Улан-Удэ, 1998. С.130- 145.

119. Михайлов Т.М. Бурятское возрождение и «россиянизация» // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1998.С.112-118.

120. Монтескье Ш.Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1955. - С. 159-733.- 800с.

121. Морохоева З.П. Личность в культурах Востока и Запада: К постановке проблемы. Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1994. - 206 с.

122. Мохосоев А. Пространство и время этноса // Бурятия. 1996. 1920 марта.

123. Морфология культуры. Структура и динамика / Г.А. Аванесова, В.Г. Бабаков, Э.Б. Быкова и др. Учебное пособие для вузов. М., 1994

124. Нанзанов А.Д. Религиозные объединения в Бурятии. 1990 2000 годы // Общественные перемены Бурятии в условиях трансформации. Российское общество на рубеже веков. Улан-Удэ, 2002. С. 188 - 220.

125. Национальный Архив Республики Бурятия. Фонд 340, дела № 68, 78,95.

126. Неклюдов С.Ю. Героический эпос монгольских народов. Устные и литературные традиции. М., 1984.

127. Неупокоев В. Тунгусы Бурятии // Жизнь Бурятии. Верхнеудинск, 1928.

128. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М.: Изд-во МГИК, 1994. 214 с.

129. Основы политологии. Курс лекций. / МГУ им. М.В. Ломоносова, О-во «Знание» России; под ред. проф. В.П. Пугачева. М. 1992. 253 с.

130. Отчет православного миссионерского общества за 1907 г., М., 1908.

131. Палоуш Р. Изменяющаяся духовность в науке и конец прогрессивизма // Социальные и гуманитарные науки. Серия 3. РЖ "Философия". РАН, ИНИОН. 1999 - 4, С. 114 - 120.

132. Панарин С. А. Национально-культурное возрождение в республиках и территориальная целостность России // Вестник Евразии. 1996, №2(3). С.113 - 135.

133. Перспективы социокультурного развития Российского Севера. Екатеринбург, 1992.

134. Петрова Е.В. Социокультурная адаптация семейских Забайкалья (Этносоциологический анализ). Дисс. на соиск. уч. степ. конд. социолог, наук. Улан-Удэ, 1997.

135. Полякова Т.М. Менталитет полиэтнического общества (Опыт России) / Под ред. М.Н. Губогло. М., 1998.- 424 с.

136. Померанц Г.С. Диалог культурных миров // Лики культуры: Альманах. Т.1. М., 1995.- С.445 455.

137. Потанин Г.Н. Черная религия вера или шаманство. Кызыл. 1969.

138. Празаускас А.А. Слагаемые государственного единства // Pro et contra. 1997. - Т.2. - № 2. С.20 - 33.

139. Празаускас A.A. Этнонационализм, межнациональное государство и процесс глобализации // ПОЛИС.-1997- №2 -С. 95-105.

140. Рандалов Ю.Б. Об изменениях в социальной структуре бурятского населения // Современное положение бурятского народа и перспективы его развития (Материалы научно-практической конференции) Улан-Удэ, 1996, вып.№ 3 - С. 13 - 17

141. Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф 1997. - 461с.

142. Савицкий П.Н. Степь и оседлость // На путях: утверждение евразийцев. Берлин, 1992. С. 341 - 356.

143. Саква Р. Российская политика и российское общество. (Б.Н. Новоселов) // Россия и современный мир, 1995. №1. С. 153 158.

144. Санжиева Т.Е. Особенности формирования евразийской цивилизации в Байкальской Азии // Россия Азия : проблемы интерпретации текстов русской и восточной культур. Материалы международной научной конференции. Улан-Удэ, 2002. С.22 - 24.

145. Сапунов Б.М. Культурология телевидения. Основы истории мировой и российской культуры. Омск: "Издательство. Наследие. Диалог-Сибирь", 2001 - 300 с.

146. Сафронова Е.С. Буддизм в России. М.: Изд-во РАГС, 1998. -172 с.

147. Селищев A.M. Забайкальские старообрядцы, семейские. -Иркутск, 1920.- 81 с.

148. Серебрякова Ю.А. Философские проблемы национального самосознания и национальной культуры. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд-во, 1996. - 184 с.

149. Сибирь: этносы и культуры (традиционная культура бурят). Вып.З. / Отв. ред. серии З.П. Соколова. Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ 1998 - 159 с.

150. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк). Уч. пос. М.: Механик, 1996. 204 с.

151. Скрынникова Т.Д. Традиционная потестарно-политическая культура и современная идентификация бурят // Сибирь: этносы и культуры. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Улан-Удэ, 1999. С. 4-30.

152. Современное положение бурятского народа и перспективы его развития (Материалы научно-практической конференции). Вып. 3. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 1996. 121 с.

153. Солдатова Г.У. Этничность и конфликты на Северном Кавказе (социально-психологический аспект) // Конфликтная этничность и этнические конфликты. -М., 1994.

154. СОЦИО-ЛОГОС: Пер. с англ., нем., франц. / Сост. общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филлипова. М.: Прогресс, 1991. -480 с.

155. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вызов / Сост., ред. И вступ. Ст. Б.С. Ерасов. -М.: Аспект Пресс, 1999. 556 с.

156. Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе: Социологические очерки. Л.: Наука, 1987. - 174 с.

157. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей: По материалам опроса 3-х городов Татарской АССР // Советская этнография 1976 - №3. С. 45 - 56.

158. Строганова Е.А. Национально-культурное возрождение в Бурятии в конце XX века. Дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. М., 1997. 150 с.

159. Тавадов Г.Т. Этнология: Словарь-справочник. М.: Соц.-полит. журн., 1998.-688 с.

160. Тишков В.А. Дилеммы развития России Н Этнополис. 1992. -№1 - С. 76 - 85.

161. Тишков В.А. Забыть о нации (постнационалистическое понимание национализма) // Этнографическое обозрение. 1998. -№5. -С. 3-25.

162. Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. -1996.-№3.-С. 30- 38.

163. Тишков В.А. О феномене этничности II Этнографическое обозрение. 1997. -№3. - С. 3 - 20.

164. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. -М.: РАН, 1997.- 528 с.

165. Тишков В.А. Социальное и национальное в историко-антропологической перспективе // Вопросы философии. 1990. - №12. -С. 3 - 16.

166. Традиции и инновации в этнической культуре бурят. Улан-Удэ: Издат.- полиграф, комплекс ВСГАКИ, 1999. - 152 с. (Сибирь: этносы и культуры. Вып. 5).

167. Торукало В.Н. Нация: история и современность. М., РАН. Центр по изучению межнациональных отношений Института этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо Маклая. 1996, - 312 с.

168. Урбанаева И.С. Человек у Байкала и мир Центральной Азии: философия истории. Улан-Удэ, 1995.

169. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. - 431 с. - (Путь к очевидности).

170. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Медиум, 1992.-247 с.

171. Хабибуллин К.Н., Скворцов Н.Г. Испытания национального самосознания. СПб. 1993.

172. Хангалов М.Н. Собрание сочинений. Улан-Удэ, 1960.

173. Хантургаева Н.Ц. Этносоциальные процессы в регионе в постсоветский период (на материалах Республики Бурятия). Дисс. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук. Улан-Удэ, 2000. 165 с.

174. Хлобыстин Л.П. Возраст и соотношение неолетических культур Восточной Сибири // Краткие сообщения Института археологии. 1978. № 153.

175. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1870 г. М.: Алетейя, 1998. -306 с.

176. Хотинец Ю.В. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // СОЦИС. 1999.-№9. С.67 - 74.

177. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Под ред. Проф. J1.M. Дробижевой. РАН, ИЭА им. H.H. Миклухо-Маклая, 1994. - 236 с.

178. Цивилизация, культура, личность. Под ред. В.Ж. Калле. М.: Эдиториал УРСС. 1999. - 224 с.

179. Цыбиктаров А.Д. Плиточные могилы и херексуры Южной Бурятии в свете изучения некоторых проблем бронзового века Центральной Азии // Палеоэкология Человека Байкальской Азии. Улан-Удэ, 1999.

180. Цыдендамбаев Ц.Б. Бурятские исторические хроники и родословные. Улан-Удэ, 1972.

181. Чебоксаров H.H., Чебоксарова И.А. Народы. Расы. Культуры. М.: Наука, 1971. -256 с.

182. Чернов П.В. Россия: этногеополитические основы государственности. М.: Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1999. - 208 е.: карта, схемы.

183. Черняк Я.С. Этносы и конфессии в социокультурном пространстве северного города. М.: Изд-во ООО "Агент", 1999.-142 с.

184. Чешко C.B. Философия и мистика национального вопроса // Общественные науки и современность. 1990. -№3. - С. 106 - 113.

185. Чешко C.B. Человек и этничность // Этнографическое обозрение. 1994. - №6.-С. 35 -49.

186. Чимитова С.Ц. Этнопсихологические особенности воспитания / Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1993. 21 с.

187. Чимитдоржиев Ш.Б. Кто мы бурят-монголы?. Улан-Удэ: Ассоциация литераторов Бурятии, 1991. 60 с.

188. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек (социально-философский аспект) Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 1996. - 168 с.

189. Шевченко В.Н. Нация, государство, национализм: европейский опыт и российская действительность // Социальная теория и современность. Вып. 12. Нация, государство, национализм: теория, история, практика / Отв. ред. В.Н. Шевченко. М.: Луч, 1993. С.7 17.

190. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1992.

191. Этнологические исследования. Вып. 1. Сб.ст. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000. - 176 с.

192. Этнос и религия / Авдеев В.Б., Банников К.Л., Белик A.A. и др.; Отв. Ред.-сост. Логашова Б.Р.; РАН. Ин-т этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая. М.: ИЭА РАН, 1998. - 332 с.188

193. Этнологический словарь. Вып.1: Этнос. Нация. Общество. М., 1996.

194. Этнос и политика: Хрестоматия / Авт. сост. Празаускас A.A.; Ун-т Рос. Акад. образования - М.: УРАО, 2000. - 395 с.

195. Этнические процессы в современном мире. // Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1987. - 447 с.

196. Явчуновская P.A. Социальная экология этносов: (Философский ананлиз). М.: Изд-во РАГС, 1998. 137 с.

197. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении. СПб., 1892.

198. Язык культура - этнос / С.А. Арутюнов, А.Р. Багдасаров, В.Н. Белоусов и др. - М.: Наука, 1994. - 233 с.

199. Ян Э. Демократия и национализм: единство или противоречие? // ПОЛИС. 1996. - № 1. С.38 - 39.

200. Park R.E. Rase and Culture. Glencoe, 111.: The Free Press, 1950. P. 357- 371.

201. S. Castles. Multikulturalismus als Gesellschaftskonzept der australishe Weg. In: Die multikulturelle Herausforderung: Menshen über Grenzen, Grenzen über Menshen. Miinhen, Beck, 1995.