автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему:
Социокультурные особенности распространения христианства в Корее

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Ли Сун Чул
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Кемерово
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.01
Диссертация по культурологии на тему 'Социокультурные особенности распространения христианства в Корее'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Ли Сун Чул

Оглавление.

Введение.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ.

§ 1. Методологическое значение теории культуры для изучения процессов

ОСВОЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В КОРЕЕ.

§ 2. Межкультурные взаимодействия и специфика освоения христианства в Корее.

ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ОСВОЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В КОРЕЕ.

§ 1. «Особенности «культурной почвы» Кореи в религиозной сфере и распространение христианства.

§ 2. Особенности культурного синтеза в процессе освоения христианства в Корее.

§ 3. Социокультурная динамика и изменения социальной роли христианства в Корее.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Ли Сун Чул

Актуальность темы исследования. Диссертация посвящена чрезвычайно актуальной теме. Ее теоретическое и практическое значение определяются необходимостью более глубокого изучения социокультурных процессов развития Кореи на современном этапе жизни российского общества, — как в связи с возрастающей ролью Кореи в современном мире, так и в связи с определенной типологической общностью описанных в диссертации социокультурных процессов в Корее с социокультурными процессами модернизации в других регионах мира.

Построенное на основе избранных теоретических допущений и базовых конструкций из сферы общей культурологии данное исследование посвящено культурологическому исследованию конкретно-исторических процессов в духовной сфере, а именно — процессов взаимодействия сложно построенной «культурной почвы» в сфере религии и новых религиозных влияний, происходивших в контексте процесса модернизации корейского общества под давлением внешней экспансии.

Такого рода процессы имели место и на более ранних этапах всемирно-исторического процесса, а также и на последующих этапах — на протяжении XX века. Поэтому изученный исторический материал и его культурологическая интерпретация, проделанная в данной работе, имеют двоякое значение. Во-первых, они имеют теоретико-методологическое и практическое значение для понимания процессов, происходящих в современной Корее. Как отмечает видный исследователь истории христианства в Корее А. Ланьков, «Южная Корея уникальна тем, что она является одним из немногих азиатских государств, в религиозной жизни которых христианство занимает сейчас доминирующее положение. Несмотря на свою сравнительно краткую историю, христианство, особенно протестантизм, стало важным составным элементом современной корейской культуры.».

Вместе с тем, наличие уникальных характеристик отнюдь не означает отсутствия и других характеристик, общих для стран, находящихся в типологически единых исторических обстоятельствах. Такими обстоятельствами для ряда стран, в том числе и для Кореи, стали экспансия со стороны других, более сильных государств или другие трудности, испытываемые во взаимоотношениях с этими государствами из-за неравенства экономического и военно-политического потенциала. Это обусловило необходимость выбора в пользу так называемого «догоняющего развития» в виде политики «модернизации». Осмысление такого рода процессов на материале Кореи также весьма актуально и в научном, и практическом аспектах. Таким образом, во-вторых, исследования по данной тематике актуальны для понимания процессов как в Дальневосточном культурном ареале, так и в других культурных ареалах, где имеет место так называемое «догоняющее развитие», в том числе в современной Латинской Америке.

Представляет научный интерес также сопоставление процессов освоения западного христианства и прежде всего принципов «протестантской этики» в современном российском обществе, претерпевающем существенную социокультурную трансформацию, которая включает в себя целый ряд элементов, характерных для трансформаций по типу «догоняющего развития». Разумеется, процессы, идущие в современном российском обществе гораздо сложнее, они нуждаются в специальных исследованиях. Однако в целом можно утверждать, что материалы, содержащиеся в данной диссертации представляют определенный интерес и применительно к Корее, и в контексте исследований в компаративистском аспекте.

В развитии Кореи, как известно, имеется существенная особенность — раннее общее для Кореи как целого социокультурные процессы, в том числе процессы освоения и развития христианства, со времени возникновения двух корейских государств — Корейской народно4 демократической республики и Республики Кореи стали осуществляться с существенными различиями. В КНДР развитие христианства, как, впрочем, и других религий в значительной мере прервано. Поэтому начиная с данного времени развитие и функционирование христианства анализируется нами на материале Республики Кореи.

Степень разработанности проблемы. Тематика данного исследования разработана явно в недостаточной степени. Можно выделить следующие исследовательские направления, где соответствующая проблематика так или иначе затрагивается и обсуждается.

Прежде всего это исследования корейских авторов. Их можно разделить на две основные группы. Во-первых, это обсуждение проблем освоения христианства в Корее, которое ведется с тех или иных конфессиональных позиций. Эти работы включают в себя историко-культурный материал, но вместе с тем специфика конфессионального подхода в них проявляется достаточно определенно, в некоторых аспектах эти работы достаточно часто имеют апологетический характер. Во-вторых, это публикации о корейской жизни исследовательского характера. Они имеют существенное культуроведческое значение в аспекте тематики данной диссертации, хотя подчас и в этих работах элементы апологетики также встречаются. Следует отметить, что исследования корейских авторов, нередко имеют скорее описательный, нежели концептуальный характер. Существенный вклад в разработку названной тематики внесли следующие авторы — Ким Вёнг Со, И Донг Чу, Ким Хын Су, Ким Хын Су, Но Ци Зун, Пак Ил Ён, Ким Хан Гю, Юн Бок Чясу, Чон Тхэк Пу, Ким А. А., Ли Джюн Ян, Хан Гил Су, Квон Д., Но Чхи Мен.

Далее можно выделить материалы и исследования на различных иностранных языках, причем среди них преобладает англоязычная литература. Помимо специальных работ по религиозной жизни Кореи здесь имеются исторические, политологические, а также и культурологические исследования, в которых так или иначе затрагивается 5 проблема распространения христианства в Корее. Как правило, это делается сквозь призму решения других задач, в частности, изучения проблем модернизации Кореи и сближения Южной Корее со странами западного сообщества. Осуществляется сравнительный анализ особенностей модернизации Южной Кореи и стран Юго-восточной Азии (так называемые «азиатские тигры»). Значительное внимание уделяется проблемам демократизации политической системы Южной Кореи и влияния на этот процесс политико-правовых и нравственно-религиозных традиций. Среди авторов этого круга назовем следующих — Д-Дж. Хебер, X. Хендрик, Д.В. Эллиот, Дж. Гомпертс, Д. Бернард, Д. Стефан, В. Фритц, Д Кинг, П. Росс и др.

Большое значение для данного исследования имели работы, выполненные в российской социально-гуманитарной науке. Традиция исследования Кореи в отечественной научной литературе имеет достаточно глубокий и серьезный характер. Так, в советский период был выполнен ряд фундаментальных исследований по истории Кореи от древнейших времен до современности, где представлена и религиозная жизнь, в том числе на этапах распространения и освоения корейской культуры различных христианских конфессий. Однако именно эта сторона дела освещается значительно меньше, нежели традиционная корейская религиозность, и освещается в основном в аспекте анализа процессов колониального влияния на Корею и, в связи с этим, процессов национально-освободительной борьбы. Особо следует отметить как значительный этап разработки интересующей нас тематики публикации последнего десятилетия. Среди отечественных авторов вклад в разработку интересующей нас тематики внесли JI.P. Концевич, А.Н. Ланьков, В.М. Алексеев, В.М. Алпатов, И.С. Брагинский, А.Н. Хохлов, A.B. Соловьев, В.М. Тихонов, М.Н. Пак, A.A. Холодович и др.

Чрезвычайно важным представляется создание Международного центра корееведения при МГУ и начало его издательской деятельности. 6

Этот научный центр начал выпускать альманах «Российское корееведение» (первый выпуск — Российское корееведение, вып. 1. Издательский Дом «Муравей-Гайд». М., 1999.), а также выпустил ряд трудов, в том числе переводных, среди которых как имеющие прямое отношение к тематике данной работы можно назвать, в частности, следующие издания— Чан Дже Ён. Первомартовское движение 1919 г. и корейская протестантская церковь. М., 1996; Г.Д. Тягай, В.П. Пак. Национальная идея и просветительство в Корее в начале XX века. М., 1996.

Вместе с тем следует отметить, что проблематика освоения христианства в Корее в культурологическом ключе остается явно недостаточно изученной, в связи с чем и представлялось целесообразным осуществить данное исследование.

Методологические основы исследования. Важную методологическую роль в данном исследовании играет концепция культуры, разрабатываемая отечественными и зарубежными авторами, включающая понятие «культура», а также связанные с ним понятия «межкультурное взаимодействие», «культурный слой», «культурная почва» и «культурная трансформация». (Б.С. Ерасов, Ц.Г. Арзаканьян,

A.M. Арнольдов, С.Н. Артановский, Н.И. Конрад, Н.С. Злобин,

B.М. Межу ев, М. Каган, Э.В.Соколов, П.А Сорокин, Э. Дюркгейм,

М. Мид, Б. Малиновский, А. Моль, А. Дж. Тойнби, А.Тэнасе, О. Шпенглер,

М. Элиаде, М. Арнольд, М. Вебер, К. Ясперс и др.) Непосредственной основой работы послужила трактовка культуры как качественной специфики того или иного отдельного социального организма, взятого в единстве общего и особенного (А.К. Уледов, В.П. Фофанов, Е.А. Вавилин).

В качестве важных методологических средств в диссертации используются понятия традиции и инновации (Э.С. Маркарян, В.Н. Суханов,

В.Б. Власова, O.A. Осипова, Т.П. Григорьева, В.А. Колеватов,

Ю.А. Левада, Г.М. Елфимов, С.А. Арутюнов, Ю.В. Бромлей, Б.С. Ерасов, 7

Н.С. Сарсенбаев, Г. Тард, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Е. Шацкий, Р. Бребанти, Д.Е. Аптер, К.И. Блек и др.). Важную роль сыграло применение понятия «социальный (социокультурный) синтез». Это понятие использовалось нами в трактовке, введенной О. Е. Непомниным, В. Б. Меньшиковым в монографии «Синтез в переходном обществе» (М., ИВЛ РАН. 1999.) Кроме того, как методологическое средство использовалось введенное М. Вебером понятие обмирщения религии.

Объект исследования — процесс христианской экуменизации.

Предмет исследования — социокультурные характеристики процесса становления христианства в качестве элемента религиозной культуры корейского общества.

Целью исследования является исследование социокультурных особенностей распространения западного христианства в Корее и формирование нового религиозно-культурного комплекса, получившего название «корейское христианство».

Данная цель обусловливает необходимость решения следующих задач: выявить специфические особенности межкультурных взаимодействий в процессе освоения христианства в Корее; описать основные этапы социокультурной динамики освоения и распространения христианства в Корее; проанализировать особенности «культурной почвы» Кореи в религиозной сфере, обусловившие характер культурного религиозного синтеза; раскрыть особенности изменения социальной роли христианства как элемента корейской культуры.

Научная новизна диссертации определяется следующим.

На основе анализа существующих концепций культуры автор определил свои теоретико-методологические позиции в данном исследовании таким образом, что это позволило целостно представить изучаемый процесс и выявить ряд его существенных особенностей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Освоение христианства в Корее во второй половине XIX века явилось формой ответа традиционной корейской культуры на «вызов истории», состоявший в цивилизационной экспансии относительно Кореи со стороны Японии. Возникшая в связи с этим задача модернизации и решалась в системе корейской культуры через освоение христианства, в том числе аспектов так называемой «протестантской этики».

2. В процессе взаимодействия христианства с религиями, бытовавшими в Корее к началу процесса его распространения, а именно — конфуцианством, буддизмом, даосизмом и той формой традиционной религии, которую принято называть шаманизмом, происходил определенный «переход» социальных функций, выполнявшихся ранее религиями «культурной почвы» к христианству. Так, христианство приняло на себя ряд функций в общественной и публично-государственной сфере от конфуцианства, а ряд функций в бытовой сфере — от шаманизма.

3. В процессе освоения христианства имел место сложный социокультурный синтез, когда христианство не просто занимало» свободную нишу в связи с появлением у той или иной социальной группы новых интересов и потребности получить духовное обоснование новых форм деятельности в трансформирующемся корейском обществе. Процесс распространения христианства имел сложный, противоречивый, зачастую конфликтный характер, и поэтому освоение новых, христианских культурных форм сознания и поведения осуществлялось через их трансформацию, их слияние с ранее 9 распространенными культурными формами религиозного сознания и поведения. Вследствие этого существующее в Корее христианство является особой социокультурной формой христианства, отнюдь не тождественной классическим формам католичества и протестантизма, бытующим в странах Запада, — и потому представляется правомерным говорить о «корейском христианстве» как особом культурном феномене.

4. В процессе распространения и освоения христианства в Корее его социальная роль существенно изменялась в зависимости от этапа развития общества и от интересов соответствующих социальных групп. Вследствие с этим имело место различная социокультурная динамика соответствующих процессов на разных этапах истории корейского общества вплоть до XX века, что позволяет выделить определенные этапы в освоении и развитии христианства в Корее. На ранних этапах освоения христианства оно было важным духовным основанием для поиска путей трансформации традиционного корейского общества; в период колониального господства Японии стало важнейшим элементом идеологии национально-освободительной борьбы; после освобождения от колониализма христианство сыграло ключевую роль в обосновании и осуществлении политики модернизации.

5. В освоении и социальном функционировании христианства в корейском обществе имели существенные различия в зависимости от интересов соответствующих социальных групп. Так, если в социальных «верхах» корейского общества христианство распространялось в варианте, близкой к форме «протестантской этики», то в «низах» корейского общества большую роль сыграли протестные мотивы христианства. В результате сформировался идейный комплекс аналогичный тому,

10 который позднее оформился на иной культурной почве, в Латинской Америке как «теология освобождения». Безусловно, здесь не представляется возможным говорить о наличии генетической связи, скорее речь должна идти о типологическом сходстве, выявление которого представляет интерес в контексте исследования других случаев оформления протестных социальных движений через христианскую идеологию.

Теоретическая и практическая значимость данной работы заключается в следующем. Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении социокультурных, в том числе религиозных процессов в современной Корее, если учесть возрастающую роль как Северной, так и особенно Южной Кореи в современном мире, а также ускоряющееся развитие политических, хозяйственных и в целом культурных связей Российской Федерации с этими странами.

Полученные результаты использовались и могут использоваться в учебном процессе как один из источников для разработки и чтения курсов по культурологии, религиоведению и другим гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования докладывались на двух заседаниях кафедры философии НГУ, а также на методологическом семинаре этой кафедры. Автор принял участие в следующих научных конференциях — Всероссийской научной конференции «Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории» (Институт истории СО РАН. Новосибирск, 1998); Межрегиональной научно-практической конференции «Сибирь на перекрестье мировых религий» (НГУ, Новосибирск, 2001).

Автор имеет по тематике диссертации четыре публикации, в том числе одну научно-методическую разработку.

1. Трансформация системы социальных норм корейской национальной культуры в ходе взаимодействия с культурой Запада и особенности освоения протестантизма в Корее. // «Вопросы устойчивого и

11 бескризисного развития общества», НГУ, Новосибирск, 2001, №4/1, С. 51-62.

2. Иностранные рабочие в Сибири. — Региональные процессы в Сибири в контексте российской и мировой истории. (Материалы Всероссийской научной конференции). Институт истории СО РАН. Новосибирск, 1998. С. 125 - 128.

3. О языке сочинений протопопа Аввакума. — История языка. НГУ Новосибирск, 1999, с. 78-89.

4. Социокультурные особенности распространения христианства на Дальнем Востоке (на материале Кореи). — (учебно-методическая разработка). НГУ., Новосибирск. 2002. 18 с.

Структура диссертации подчинена целям и основным задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные особенности распространения христианства в Корее"

Заключение

Диссертация посвящена чрезвычайно актуальной теме. Ее теоретическое и практическое значение определяются необходимостью более глубокого изучения социокультурных процессов развития Кореи на современном этапе жизни российского общества, — как в связи с возрастающей ролью Кореи в современном мире, так и в связи с определенной типологической общностью описанных в диссертации социокультурных процессов в Корее с социокультурными процессами модернизации в других регионах мира.

В работе получены следующие выводы.

Освоение христианства в Корее во второй половине XIX века явилось формой ответа традиционной корейской культуры на «вызов истории», состоявший в цивилизационной экспансии относительно Кореи со стороны Японии. Возникшая в связи с этим задача модернизации и решалась в системе корейской культуры через освоение христианства, в том числе аспектов так называемой «протестантской этики».

В процессе взаимодействия христианства с религиями, бытовавшими в Корее к началу процесса его распространения, а именно — конфуцианством, буддизмом, даосизмом и той формой традиционной религии, которую принято называть шаманизмом, происходил определенный «переход» социальных функций, выполнявшихся ранее религиями «культурной почвы» к христианству. Так, христианство приняло на себя ряд функций в общественной и публично-государственной сфере от конфуцианства, а ряд функций в бытовой сфере — от шаманизма.

В процессе освоения христианства имел место сложный социокультурный синтез, когда христианство не просто «занимало» свободную нишу в связи с появлением у той или иной социальной группы новых интересов и потребности получить духовное обоснование новых форм деятельности в трансформирующемся корейском обществе. Процесс распространения христианства имел сложный, противоречивый, зачастую конфликтный характер, и поэтому освоение новых, христианских культурных форм сознания и поведения осуществлялось через их трансформацию, их слияние с ранее распространенными культурными формами религиозного сознания и поведения. Вследствие этого существующее в Корее христианство является особой социокультурной формой христианства, отнюдь не тождественной классическим формам католичества и протестантизма, бытующим в странах Запада, — и потому представляется правомерным говорить о «корейском христианстве» как особом культурном феномене.

В процессе распространения и освоения христианства в Корее его социальная роль существенно изменялась в зависимости от этапа развития общества и от интересов соответствующих социальных групп. Вследствие с этим имело место различная социокультурная динамика соответствующих процессов на разных этапах истории корейского общества вплоть до XX века, что позволяет выделить определенные этапы в освоении и развитии христианства в Корее. На ранних этапах освоения христианства оно было важным духовным основанием для поиска путей трансформации традиционного корейского общества; в период колониального господства Японии стало важнейшим элементом идеологии национально-освободительной борьбы; после освобождения от колониализма христианство сыграло ключевую роль в обосновании и осуществлении политики модернизации.

В освоении и социальном функционировании христианства в корейском обществе имели существенные различия в зависимости от интересов соответствующих социальных групп. Так, если в социальных верхах» корейского общества христианство распространялось в варианте, близкой к форме «протестантской этики», то в «низах» корейского общества большую роль сыграли протестные мотивы христианства. В

148 результате сформировался идейный комплекс аналогичный тому, который позднее оформился на иной культурной почве, в Латинской Америке как «теология освобождения». Безусловно, здесь не представляется возможным говорить о наличии генетической связи, скорее речь должна идти о типологическом сходстве, выявление которого представляет интерес в контексте исследования других случаев оформления протестных социальных движений через христианскую идеологию.

Можно утверждать, что рассмотренные в данной работе процессы обладают сложной, противоречивой социокультурной динамикой и нуждаются в дальнейшем исследовании.

 

Список научной литературыЛи Сун Чул, диссертация по теме "Теория и история культуры"

1. Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. — JL, 1977.

2. Артановский С. Н. На перекрестке идей и цивилизаций: исторические формы общения народов. Мировые культурные контакты. Многонациональное государство. — СПб., 1994.

3. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности развития бытовой сферы в современной японской культуре. (Автореф. дис. докт. филос. наук). М., 1970;

4. Арутюнов С.А. Обычай, ритуал, традиция. Советская этнография, 1981, №2;

5. Арутюнов С.А. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса. Советская этнография, 1982, № 1;

6. Арутюнов С.А., Джарылгасинова Р. Закономерности сочетания традиционного и нового в развивающихся культурах стран Восточной Азии. VII Международный социологический конгресс. Доклады. М., 1970;

7. Арутюнов С. А., Жуковская Н. JI. Бон-синтоистские параллели (из истории взаимоотношений буддизма с местными религиями).— Мифология и верования народов Восточной и Южной Азии. 1973.

8. Арутюнов С.А., Чебоксаров H.H. Передача информации как механизм существования этносоциальных и биологических групп человечества. Расы и народы. Вып. II. М., 1972.

9. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.

10. Ю.Баткин JI. М. Тип культуры как историческая целостность. —

11. Вопросы философии, 1969, № 9.

12. П.Болтач Ю.В. Из истории корейского буддизма //Вестник центра корейского языка и культуры. СПб, 1997.

13. Бромлей Ю.В. Некоторые аспекты соотношения интернационального и национального в современном мире. Новая и новейшая история. 1980, № 2.

14. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография, М.,1973.

15. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии: очерки теории и истории. М., 1981.

16. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

17. Бромлей Ю.В. Социальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

18. Бромлей Ю.В., Шкаратан О.И. О соотношении истории, этнографии и социологии. Советская этнография, 1969, № 3.

19. Буддизм как единая система верований и практик. В кн.: Религиозные традиции мира. В 2-х тт. Т. 2. — М., 1996.

20. Бурмистрова Т.Ю. Некоторые вопросы теории нации //Вопр. истории, 1966, № 12.

21. Вебер М. Избранные произведения.— М., 1990.

22. Волкова С. В. Буддийские монастыри в Корее IV X вв. В кн.: Буддизм: история и культура. М., 1989.

23. Волкова С. В. Буддийская сангха в Южной Корее. В сб.: Религии мира. История и современность. Ежегодник 1985. М., 1986.

24. Гуревич П. С. Философия культуры. — М., 1994.

25. Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. — Ростов-на-Дону, 1979.

26. Джунусов М.С. Нация как социально-этническая общность // Вопр. истории, 1966, № 4

27. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: метод социологии. М, 1991.

28. Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). — М., 1990.

29. Ерасов Б. С. Социальная культурология. Ч. 1,2. — М., 1994.15129.3лобин Н. С. Культура и общественный прогресс. — М., 1980.

30. Ион Э. Проблемы культуры и культурная деятельность. — М., 1969.

31. Ионова Ю. В. Шаманство в Корее. (XIX— начало XX в.) В сб.: Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии. М., 1980.

32. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

33. Каган Л. Н. Теория культуры. — Екатеринбург, 1993.

34. Калтахчан С.Т. К вопросу о понятии нации // Вопр. истории, 1966, № 6.

35. Ким Бусик. Самгук саги (Исторические записи Трех государств). М., 1959.

36. Ким Вёнг Со. Хангук гё хе хён санг ы сахехак зок ихе (Современное положение христианской церкви в Южной Корее в социологическом понимании // Ким Вёнг Со. Хангук сахе уа гесингё (Общество Кореи и протестантизм). Сеул, 1995.

37. Ким Хын Су. Шамонизм ы гуан ге (Отношения с шаманизмом) // Ким Хын СУ. Хангук зозенг га гивок синанг хуаксан ёнгу (исследования корейской войны и распространение веры). Сеул, 1999.

38. Конрад Н. И. Запад и Восток. Ст. — М., 1972.

39. Концевич Л. Р. Корейская мифология. В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. — М., 1998.

40. Корея. Энциклопедический справочник. Сеул, 1994.

41. Косарев А. Ф. Культура как способ взаимодействия человека с природой.- В кн.: Из истории Сибири. Вып. 21. Томск, 1976, с. 16.

42. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. — М., 1977.

43. Крывелев И.А. Теория и методология религиоведения. Карл Маркс о религии. В сб.: Религия мира. История и современность. Ежегодник 1983. М., 1983.

44. Культура в свете философии. — Тбилиси, 1979.

45. Культурология. Запад и Восток: традиции и современность. История культуры России. Актуальные проблемы культуры XX века. (Учебное пособие в четырех книгах). — М., 1993.

46. Ланьков А.Н. Христианство в современной Южной Корее //Кюнеровские чтения. СПб., 1998.

47. Ларченко С. Г., Еремин С. Н. Межкультурное взаимодействие в историческом процессе. Новосибирск, 1991.

48. Ле Пти. Корея. Справочник. Сеул, 1998.

49. Маркарян Э.С. Вопросы системного исследования общества. М., 1972.

50. Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. — Ереван, 1969.

51. Маркарян Э. С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. — Ереван, 1973.

52. Маркарян Э.С. О значении междисциплинарного обсуждения проблем культурной традиции. Советская этнография, 1981, № 3.

53. Маркарян Э.С. Понятие " культура" в системе современных социальных наук. IX Международный конгресс антропологической и этнографической наук. Доклады. М., 1973

54. Маркарян Э. С. Проблема целостной характеристики предмета истории культуры. История СССР, 1979, № 6.

55. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). —М., 1983.

56. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции. -Советская этнография, 1981.

57. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42.

58. Маркс К., Энгельс Ф. Переписка. Соч., 2-е изд. Т. 28.61."Массовая культура": Иллюзия и действительность. — М., 1975.

59. Межуев В. М. Культура и история. — М., 1977.

60. Мельников А. П. К вопросу об определении понятия «культура».— Вестник Белорусского ун-та, Минск, 1976, № 1. Серия III. История, философия.

61. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

62. Моль А. Социодинамика культуры. —-М., 1973.

63. Мыльников А. С. Основы исторической типологии культуры. — Л., 1979.

64. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. — М., 1980.

65. Ницше Ф. Антихристианин. В сб.: Сумерки богов. М., 1989.

66. Никольский Я. Г. Понятие социалистической культуры и ее структура.— В кн.: Социальные аспекты духовной жизни общества. Красноярск, 1976.

67. Никитина М. И. Фигура жреца в корейском ритуале УП-Х1У вв. Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1995. Вып. 7.

68. Новикова Л. И. Цивилизация и культура в историческом процессе. — Вопросы философии, 1982, № 10.

69. Овчинникова М. В. К определению понятия «культура».— В кн.: Некоторые методологические проблемы исследования личности и общества. М., 1976.73.0сипова О. А. Американская социология о традициях в странах Востока. М., 1985.

70. Очерки теории и истории культуры. — М., 1992.

71. Пак Ил Ён. Мугё уа грисдо синанг (Шаманизм и христианская вера) // Хангук зонгё мунха уа грисдо (Религиозный культ и христианство в Корее). Сеул, 1996.

72. Першиц А.И. Традиции и культурно-исторический процесс. НАЛ, 1981, №4.

73. Першиц А.И. Динамика традиций и возможности их источниковедческого истолкования. НАЛ, 1981, № 5.

74. Першиц А.И. Проблема аксиологических сопоставлений в культуре. Советская этнография, 1982, № 3.

75. Плахов В.Д. Традиции и общество: опыт философско-социологического исследования. М., 1982.

76. Постмодернизм и культура. Сб. — М., 1991.

77. Проблемы культурного наследования в философской теории и практике современного Запада. —М., 1989.

78. Проблемы теории культуры. — М., 1977.

79. Ревуненкова Е. В. Народы Малайзии и западной Индонезии. (Некоторые аспекты духовной культуры). М., 1980.

80. Самгук юса. (Забытые дела Трех государств). Пхеньян, 1958.

81. Сарингулян К. С. Культура и регуляция деятельности. — Ереван, 1986.

82. Смирнов В. А. Уровни знания и этапы процесса познания.- В кн.: Проблемы логики научного познания. М., 1964.

83. Соколов Э. В. Культурология. — М., 1994.

84. Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. — М., 1992.

85. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

86. Тойнби А. Дж. Постижение истории. — М., 1991.

87. Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории. Сб. — М. — СПб., 1985.

88. Традиция в истории культуры. — М., 1978.

89. Тугаринов В. П. Природа, цивилизация, человек. — Философские науки, 1974, №6, с. 17.

90. Тэнасе А. Культура и религия. М., 1977.

91. Угринович Д.М. Обряды. За и против. М.: Мысль, 1975.

92. Философия истории: Антология. — М., 1995.

93. Фофанов В. П. Социальная деятельность как система. Новосибирск, 1981.

94. Фукуяма Ф. Конец истории? — Вопросы философии, 1990, № 3.

95. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

96. Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. — Тбилиси, 1984.

97. Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978.

98. Широкова М. Д. Категории и типы корейских шаманов. В сб.: Вестник Центра корейского языка и культуры. М., 1997. Вып. 2.

99. Элиаде М. Священное и мирское. — М., 1994.

100. Яковец Ю. В. История цивилизаций. — М., 1995.

101. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991;

102. Bagby Ph. Culture and History. Prolegomena to the Comparative Study of Civilizations. — Berkeley and Los Angeles, 1963.

103. Bruzek M. Teorie kultury. — Praha, 1984.

104. Coser L. A. Review of «Tradition? Change and Modernity» by S. N. Eisenstadt. Science, 1974, vol. CLXXXIII, c. 742.

105. Delacroix J., Ragin Ch. Modernizing Institutions, Mobilization and Third World Development: A. Cross-National Study. American Journal of Sociology. 1978, vol. LXXXIV, № 1,

106. Eisenstadt S.N. Socialism and Tradition. Socialism and Tradition / Jerusalem, 1976.

107. Hentze C. Schamanenkronen der Han-Zeit in Korea.— «Ostasiatische Zeitschrift, N. F.», 1983.

108. Higgins B. Economic Development and Cultural Change : Seamless Web or Patchwork Quilt? -Essays on Economic Development and Cultural Change in Honor of Bert F. Hoselitz. Chicago, 1977.

109. Huntington S. The Change to Change: Modernization, Development and Politics. Analyzing the Third World. Essays from Comparative Politics. Boston, 1978

110. Korea. Its Land, People and Culture of All Ages. Seoul, 1960.

111. Korea Annual. Seoul; 1979.

112. Kroeber F. and Kluckhohn C. Culture. A Critical Review of Concepts and Definitions of Culture. Cambridge (Mass.), 1952.

113. Miller D.B. Peasants, Politics and the Study of Social Change in Asia. Peasants and Politics. N. Y., 1979, c.7.

114. Moore R.J. Introduction. Tradition and Politics in South Asia. New Delhi, 1979,

115. Nash M. Modernization : Cultural Meanings — the Widening Gap between the Intellectuals and the Process.— Essays on Economic Development and Cultural Change in Honor of Bert F. Hoselitz, Chicago, 1977, C.17.

116. Rothermund J. D. M. Traditionalism and National Solidarity in India. Tradition and Politics in South Asia. New Delhi, 1979.

117. Rudolph S.H. Beyond Modernity and Tradition: Theoretical and Ideological Aspects of Comparative Social Sciences. Tradition and Politics in South Asia/New Delhi, 1979.

118. The Dictionary of Sociology. N. Y., 1944, p. 81.

119. Webster's Seventh New Collegiate Dictionary. Springfield, 1976, p. 938.