автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему: Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Им Ок Сун
Введение.
Глава 1. Корейская национальная система музыки, ее исторический и теоретический аспекты.
§ 1. История корейской вокальной музыки.
§ 2. Корейский звукоряд, лад в его сопоставлении с корейской системой.
§ 3. Обобщенная схема и классификация корейской музыки, ее жанры и виды.
Глава 2. Корейский звук в системе вокально-инструментальных жанров.
§ 1. Особенности корейской инструментальной музыки (Гугак).
§ 2. Корейские традиционные инструменты и вокал.
§ 3. Минё - народные корейские песни.
§ 4. Пхансори — как художественный феномен корейской народной музыки.
§ 5. Дворцовая музыка.
Глава 3. Эволюционный процесс корейской вокальной музыки в XX веке.
§1. Музыка и религия.
§2. Хоровое искусство.
§3. Оперное искусство.
Введение диссертации2000 год, автореферат по искусствоведению, Им Ок Сун
Окончание второй мировой войны (1945) привело к распаду Кореи на два самостоятельных государства - Корею Северную и Южную (Республика Корея), резко отличающихся друг от друга характером общественного строя и исторической судьбой. Южная Корея, ориентируясь на США и Западную Европу, быстро включилась в мировой художественный процесс. В стране создаются симфонические оркестры европейского типа, в Сеуле открывается опера, отличающаяся яркими постановками мировых шедевров; организуются музыкальные заведения - школы с приглашением видных педагогов из разных стран (скрипачей, пианистов, вокалистов и др.); корейская молодежь получает образование в европейских консерваториях (Москва, Санкт-Петербург, Берлин, Париж, Рим и др.). Процесс культурного общения столь велик, что именно Сеул избирается местом проведения Восьмой Всемирной Олимпиады спортивных игр.
Вторая половина XX века породила новую Корею. Констатируя этот факт, корейские исследователи пишут: «В настоящее время в Корее функционируют две музыкальные культуры. Это, с одной стороны, общеевропейская музыка, с другой - корейская национальная, которую принято называть «Гугак», то есть родная музыка» [39, с. 22].
Но они же подчеркивают, что каждая мелодия может стать «Гугак», как в свое время стала китайская, обретшая в Корее свой национальный облик. В стране идет интенсивный процесс взаимодействия с европейской музыкой. В этих условиях сохранение национальной природы вокала, кардинально отличной от европейской, является актуальной задачей.
В современной научной мысли изучение культуры во многом заключается в поиске путей сравнения различного с целью обнаружения типологически общего, сходного, и в конечном счете приводящего к культурному диалогу. Диалог Запада и Востока всегда привлекал внимание, но особенно острым он стал в настоящее время, в том числе и в Южной Корее.
Настоящая диссертация посвящена исследованию вокальных традиций Кореи, которые рассматриваются в единстве их исторических, социокультурных, музыкально-теоретических аспектов и представлены как явления, характеризующие особенности развития и функционирования корейской вокальной музыки на современном этапе.
Объект исследования. Обращение в качестве объекта исследования к вокальной музыке Кореи обусловлено выделенностью данного жанра как особой ветви музыкального искусства страны, а также недостаточной изученностью проблемы в эстетическом, теоретическом и культурологическом аспектах.
Корейская вокальная музыка как объект изучения дает возможность исследователям понять глубинные процессы, имеющие трех-тысячелетнюю историю, вывести на поверхность современного мироощущения осмысление эволюционных процессов, столь характерных в диалоге культур Востока и Запада в XX веке.
Темой диссертационной работы «Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры» является рассмотрение исторически сложившихся форм национальной корейской вокальной музыки, определение сущности природы вокальной музыки в ее связи с инструментальной культурой, классификация видов и жанров вокальной музыки, технология процесса и его интонационные результаты, специфичность преломления европейских форм вокального искусства в корейской музыке.
Цель и задачи исследования. В процессе исследования основное внимание уделяется выявлению взаимосвязи всех компонентов, составляющих сложный механизм традиций корейской вокальной музыки. Прослеживается историко-социальная перспектива, определяется теоретический аспект «корейского звука» в системе вокально-инструментальных жанров, дается обобщенная схема и классификация, осмысляется эволюционный процесс корейской вокальной музыки в XX веке, связанный с проникновением христианства в Корею. Главной целью работы, которую автор стремился достигнуть на основе решения изложенных выше задач, стало выявление специфики формирования и функционирования вокальной музыкально-культурной традиции в корейской музыке и выстраивание модели-феномена корейской вокальной музыки, с одной стороны, - как устойчиво традиционного, с другой стороны, - в силу специфически организованного корейского звукоряда, открытого к восприятию западно-европейских влияний.
Актуальность темы. Проблема формирования научного подхода к изучению музыкальной культуры Кореи представляется весьма актуальной на современном этапе. Укрепление научной базы и расширение тематики исследований в области корейской музыкальной культуры имеет в целом важное значение для наращивания научного потенциала Кореи.
Такого рода исследование имеет не только информативное значение, но главным образом способствует верной ориентации в сложной, многослойной и исторически неоднородной картине музыкальной жизни Кореи, что в конечном итоге дает возможность научного диалога разных культур и верного их толкования.
Научная новизна исследования определяется предметом исследования, его целями и задачами. Данная работа - один из первых опытов построения модели корейской вокальной музыки в связи с эволюционными процессами XX века, который внес коренные изменения в структуру и формы корейской музыки. Корейская музыка включается в мировой художественный процесс. Исторически сложилось так, что значительную роль в этом сыграли религиозные учения. Традиционная корейская музыка рассматривается как феномен культуры, обладающий системной природой, исторически развивающийся и взаимодействующий в процессе эволюции как с внутренними явлениями, так и с элементами западноевропейской цивилизации.
Методологической основой диссертации явился комплексный исследовательский метод, позволяющий выстраивать аналитическую структуру работы с учетом различных методических приемов и рассматривать в конечном итоге избранный в качестве объекта изучения культурный феномен адекватно его многоуровневости.
Практическая ценность работы состоит во введении в научный оборот целого комплекса проблем, касающихся национальной корейской вокальной музыки, что представляет практическую значимость диссертации «Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры». Положения и выводы данной работы позволяют значительно расширить научные представления о существе изучаемой культуры и протекающих в ней процессах и обогатить знания о корейской музыке в целом. В качестве таковой она может служить материалом, который мог бы быть включен в вузовский курс истории музыки в корейских высших учебных заведениях. Помимо этого, материал работы может быть использован в курсах и семинарских занятиях, посвященных изучению музыкальных культур стран азиатского региона как в России, так и за рубежом. Работа может представить также ценность для музыковедов, сталкивающихся в своей деятельности с культурологическими исследованиями, а также для музыкантов-практиков.
В связи с такой задачей, автором изучена литература по теме диссертации на корейском и русском языках, которая дается в библиографическом списке.
Материалом для исследования послужили труды по истории корейской культуры, раскрывающие ее особенности, изданные как в России (Корейское классическое искусство. Сборник статей. Составитель и предисловие Л.Киреева. - М., 1972; Ким Тхэ-Хун. Пхансо-ри и проблемы ее исполнения. - СПб, 1996; У Ген Ир. Введение в корейскую национальную музыку. - Петрозаводск, 1996; У Ген Ир, Ким Тхэ-Хун. Из истории корейской национальной музыки. - Петрозаводск, 1996), так и за рубежом (И Гон Ён. Логика и этика корейской музыки.- Сеул, 1990; Ли Чжу Хван. Исследование о каса. - Сеул, 1985; Пэк Тэ Ун. Структура тональности в корейской традиционной музыке. -1982; Сон Пан Сон. Введение в восточную музыку,-1991; Чан Са Хун. Сборник «Кугак», 1960; Общая теория кугак, 1976, Чонымса; И Хэ Гу. Сборник критических статей по корейской музыке, 1985, Сегван чхульпханса; Ким Ки Су. Корейская музыка, 1981; Ким У Хён. Принципы и преподавание традиционной музыки, 1995; Корейская опера за 50 лет, 1998, Сечжон чхульпханса; Музыкальное общество Кореи, 1991; Ю Док Хи. История мирового музыкального образования, 1983; Чан Са-Хун. Западная и восточная музыка. - Сеул, 1974), а также личный опыт в характеристике этих жанров, в определении жанровых и стилевых особенностей корейских национальных форм вокального искусства.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Классификация вокальных традиционных корейских жанров.
2. Теоретическое осмысление корейского звука и лада.
3. Специфические особенности корейского звукоизвлечения.
4. Эволюционный процесс корейской музыки в XX в., связанный с рождением новых жанров («женская корейская опера») адаптация европейского стиля (хоровое искусство и жанр хорала).
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И.Герцена. Основные положения диссертации освещены в содержании статей по теме работы, изданных в Корее и Санкт-Петербурге.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и трех приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры"
Заключение
Итак, данная диссертационная работа посвящена корейской национальной вокальной школе, ее видам и жанрам. В исследовании показывается, что в результате многовековой эволюции в Корее сложилась система звуковосприятия, близкая всему ареалу восточных народов - антигемитонная пентатоника, отличающая ее от европейской мажоро-минорной системы.
Народы Востока рассматривают тоновую систему только как ориентир для свободной звуковой интонационности. Звуковая система Кореи не имеет фиксированных интонационных тяготений. Каждый тон, если он возникает, то как опеваемый в свободном «раскачивании» интонационный звук (звук превращается в выразительную интонацию). В центре звуковой системы не лад, а сам звук, особенности которого связаны со звуковосприятием, свойственным народному музыкальному мышлению. Это явление мы условно определяем как «корейский звук».
Далее было выяснено, что эта звуковая система имеет свои разновидности. Первая связана с «раскачиваемым» звуком, вибрация которого может достигать нескольких тонов. Другая разновидность связана с отсутствием централизующего тона, когда импровизационное скольжение идет по всему звукоряду.
Это своеобразие звуковосприятия и звукового мышления определило всю систему вокальных жанров, зависимость их от инструментальных форм.
В диссертации рассматривается вокальная музыка в тесной связи с традиционной музыкальной культурой (глава 2). Корейские национальные инструменты - комунго, тхэпхёнсо, тансо, чангу и другие - широко используются во всех вокальных жанрах корейской музыки и оказывают сильнейшее влияние на систему вокального звукоизвлечения и дыхания. Соотношение инструментального и вокального звуков - две разновидности в системе вокальной музыки (глава 2, параграф 2). Одна, когда вокальное интонирование ориентируется на инструментальные тембры (гобой, флейта, струнные), голосовой аппарат настроен на тембровую характерность инструмента и подражает ему во всех его разновидностях. Другая разновидность в системе корейской музыки связана с вокальным импровизационным интонированием, где особую роль приобретают такие приемы, как вибрато, скольжение, акценты и т.д.
В диссертации анализируются основные традиционные жанры вокальной корейской музыки - гугак, минё, пхансори. Дается сложная классификация вокального звукоизвлечения в этих жанрах, что в корне отличает «корейский вокальный звук» от европейских школ белькантного типа.
Хотелось обратить внимание на характерную особенность корейской музыки, связанную с исторически сложившейся формой дворцовой музыки (глава 2, параграф 4), которая имеет свою жанровую специфику и многообразную разновидность. Так, ААК -дворцовая изящная чистая музыка, отличающаяся богатством инструментария и пышностью сопровождения; разнообразные виды религиозной музыки (череак, мунмёчереак), музыка празднеств и торжеств (ённеак), музыка военных почестей (куннеак) и т.п.
Автор диссертации поставил перед собой задачу - раскрыть эволюционный процесс корейской вокальной музыки в XX веке (глава 3). Главным в этом отношении стало включение Кореи в мировой художественный процесс. Особую роль здесь сыграло распространение христианского вероучения, начиная с конца XIX века. Постепенно в народное сознание внедрялись хоральные формы. Именно хорал со строгим гармоническим складом, резко отличавшимся от монодических форм корейской музыки, явился тем жанром, который открывал дорогу в европейскую музыку. Хорал заставлял слышать созвучия голосов аккордового строя, «корейский звук» как бы «выпрямлялся», очищаясь от импровизационной стихии. В значительной степени от хорала пришло массовое обогащение корейской музыки хоровыми формами - церковными и светскими. В диссертации в хронологическом порядке прослеживается распространение хоровой культуры в Корее с конца XIX века по настоящее время (глава 3, параграф 2).
Особым проявлением, характеризующим включение Кореи в мировой художественный процесс, является распространение за короткий срок такого сложного европейского жанра как опера. За 50 лет существования оперного искусства в Корее поставлено 740 спектаклей, среди которых шедевры мировой классики - оперы Моцарта, Россини, Верди, Пуччини, Визе и др. Родилась определенная оперная культура, как исполнительская, так и слушательская. Кроме того, популярность оперного жанра оказалась столь велика, что положила начало развитию национальной корейской оперы: Чан Иль Нам «Король Хо Дон», «Во Хё Тэса», «Нонгэ» и другие.
Своеобразное преломление европейской оперной традиции выразилось в создании «женской корейской оперы», соединившей западноевропейскую форму с национальной пхансори. (Оперы «История о девушке Чхун Хян», «Дочь Солнца»).
Автор диссертации «Корейская национальная вокальная школа, ее виды и жанры» надеется, что его исследование окажет определенную помощь в изучении музыкальной культуры Кореи и ее оценке в последующих трудах, как корейских, так и русских.
Список научной литературыИм Ок Сун, диссертация по теме "Музыкальное искусство"
1. Арановский М.Г. Синтаксическая структура мелодии: Исследование. М., 1991.
2. Земцовский И.И. Фольклор и композитор. М., 1978.3. История Кореи. М., 1960.
3. Корейское классическое искусство: Сборник статей / Сост. и предисл. Л.Киреева. М., 1972.
4. Ким Тхэ-Хун. Пхансори и проблемы ее исполнения. СПб., 1996.
5. У Ген Ир. Введение в корейскую национальную музыку. Петрозаводск, 1996.
6. У Ген Ир, Ким Тхэ-Хун. Из истории корейской национальной музыки. Петрозаводск, 1996.
7. Челышев Е.П. Сопричастность красоте и духу. Взаимоотношение культур Востока и Запада. М., 1991.
8. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада. Типы музыкального профессионализма. -М., 1983.1. На корейском языке
9. И Гон Ён. Хангук ымак-е нолли-ва юлли (Логика и этика корейской музыки), 1990.
10. И Ён Иль. Ымак кёюкхак кэсоль (Общее о методике музыкального преподавания), 1982, Хёндэ акпо чхульпханса.
11. И My Ель. Минсок ымак чичхимсо (Путеводитель в народную музыку), 1979.
12. И Кан Сук. Ымак-е ихэ (Понимание музыки), 1987, Минымса.
13. И Сан Ман. Чхасонга-есо чхангаро (От гимнов к песне), 1984, Кэксок.15,16.17,1819,2023,24,25,26