автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Шемякина, Наталия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Шемякина, Наталия Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

1. Теоретико-методологические основы исследования социокультурных ценностей студенчества.

1.1. Социокультурные ценности как социологическая категория

1.2. Особенности социокультурных ценностей студенчества, как специфической социально демографической группы.

2. Влияние различных социально-этнических культур на формирование социокультурных ценностей студенчества.

2.1. Социально-профессиональные и жизненные ориентации студентов.

2.2. Мировоззренческие и нравственные ценности современного студенчества.

2.3. Ценностные ориентации и активность студенчества в общественно политической сфере.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по социологии, Шемякина, Наталия Викторовна

Актуальность темы исследования. Ценностная проблематика занимает одно из доминирующих мест в тематике российских и зарубежных исследовательских проектов последних лет. Интерес к данной теме объясняется тем, что социокультурные ценности, являясь результатом социального и культурного развития общества, представляют собой своеобразную «призму», через которую можно понять суть процессов, происходящих в той или иной социетальной системе общества, выявить их латентное содержание и направление функционирования.

Кардинальные перемены в области российского общественного сознания в результате проведения политических, социальных и экономических реформ происходят на фоне глобальных изменений в базовых ценностях населения многих западных обществ, где в результате достигнутого высокого уровня благосостояния, происходит постепенный сдвиг приоритета от «материалистических» ценностей (ориентированных на экономическую и физическую безопасность) к ценностям «постматериальным» (самовыражения и качества жизни).

Значимость постиндустриальных ценностей усиливается в связи с возникновением глобальных проблем выживания человечества, когда на первое место выходят: политика всеобщего ненасильственного мира; преодоление духовной, религиозной, национальной нетерпимости; движение к добровольному объединению этнических и национальных общностей при сохранении их самобытности на основе единых общечеловеческих ценностей.

Данный процесс и сложные социально-политические и экономические условия развития российского общества способствуют возникновению в ценностном сознании россиян двух разновекторных тенденций: актуализации материальных ценностей и стремление к новым формам мировоззрения, к гуманистическому отношению к окружающей действительности.

Особую актуальность в этих условиях приобретает сравнительное исследование социокультурных ценностей студенческой молодёжи различных социально-этнических культур. Социологический интерес к социокультурным ценностям студенчества обусловлен следующими причинами: во-первых, его ценностные представления во всех сферах общественной жизни (политической, социальной, экономической, духовно-нравственной) находятся в процессе активного формирования. Значит, в ходе социологического исследования можно выявить не только детерминанты общих черт в ценностном сознании современной студенческой молодёжи, но и проследить характер и значимость влияния социокультурных факторов на становление ценностной системы личности; во-вторых, студенчество является источником пополнения референтной группы, влияющей на формирование мировоззрения иных социальных групп. Изучение социокультурных ценностей российского и американского студенчества представляет большой прогностический интерес, так как с включением студентов в производственный процесс, их ценности будут в значительной степени определять как ценностные приоритеты развития их обществ в ближайшем будущем во всех сферах жизнедеятельности, так и степень и характер взаимодействия данных социально-этнических сообществ.

Степень научной разработанности проблемы.

Изучение социокультурных ценностей современного студенчества различных социально-этнических культур предполагает обращение к различным сферам обществоведческого знания: аксиологии, социологии, социальной психологии, этносоциологии, культурологии. Работы С.Ф. Анисимова, JI.M. Архангельского, К.С. Бакурадзе, В.А. Блюмкина, В.Б. Ольшанского, В.А. Василенко, В.В. Гречаного, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, В.П. Тугаринова, A.M. Коршунова, А.Н. Максимова и др. имели большое значение для понимания природы ценностей, их происхождения, форм и способов их существования.

А.И. Верецкая, Е.М. Груздова, А.Г. Здравомыслов, Е.В. Золотухина, Е.М. Пеньков, В.А. Ядов, И.М. Попова, Н.Ф. Наумова, A.A. Ручка объектами своих исследований определили структуру и содержание систем общественных и личностных ценностей и ценностных ориентаций, последовательность расположения ценностей в их иерархической структуре, влияние различных социально-экономических, политических и других факторов на формирование и изменение ценностной системы. Основные принципы социологического исследования ценностных ориентаций раскрывает в своих работах И.А. Сурина.

Среди западных исследователей существенный вклад в разработку ценностной проблематики внесли такие исследователи как М. Рокич, У. Колб, Ф. Адлер, К. Клакхон, Г. Мёрдал и др.

Кризис системы российских ценностей, вызванный преобразованиями во всех сферах общественной жизни и нарастающим процессом «вестернизации», послужил источником актуализации социокультурного подхода в изучении ценностей. Попытки выявить тенденции изменения ценностей в начальный период социальных реформ были предприняты Н.И. Лапиным. Либеральные ценности в сознании россиян стали предметом широкомасштабного исследования Б.Г. Капустина, И.М. Клямкина. В отдельных работах (A.B. Андреенковой, М.В. Шмулевской) были сделаны попытки объяснить процессы трансформации ценностей в России как составляющие перехода от ценностей «материалистического» общества к ценностям «постматериализма», имеющего место в западных обществах.

В условиях глобальных изменений ценностных систем особую значимость получили исследования проблем взаимосвязи общественного развития и перемен в сфере ценностного сознания. Данным вопросам посвящены международные сравнительные исследования Л. Халмана , П. Эстера, Р. Инглхарта, В.О. Рукавишникова, В.В. Козловского.

Раскрытие влияния национальной культуры на социокультурные ценности российского общества потребовало обращение к работам H.A. Бердяева, В.О. Ключевского, И.Г. Дубова, К. Касьяновой, A.C. Ахиезера, И.Б. Чубайса, В.Ф. Шаповалова и др.

Существенную роль в формировании авторской позиции и основных теоретических взглядов на проблему американского ценностного сознания оказали взгляды и теоретические положения М. Вебера, Т. Парсонса, П.А. Сорокина, М. Ларнера, Ю.А. Замошкина, Д. Рэя и др., в работах которых раскрывается характер влияния протестантизма на американский образ жизни, определяются различия между «материалистической» и «постматериалистической» системой ценностных представлений, анализируются основные принципы государственного устройства США, раскрывается содержание идей «равных возможностей», «американской мечты» и т.д. Сравнительному изучению российского и американского менталитетов посвящены работы Б.С. Гершунекого.

В понимании влияния буддизма на ценностные представления бурятского народа важным было обращение к работам В.И. Корнева, Е.И. Рерих, К.В. Вяткиной, М.Г. Брянского, J1.JI. Абаевой и др. Авторами рассматриваются религиозные и моральные основы буддизма.

В определении особенностей формирования ценностного сознания студентов существенную помощь оказали работы В.Т. Лисовского, Б.Г. Рубина, Л.Я. Рубиной, С.Н. Иконниковой, Т.В. Ищенко, Ю.С. Колесникова, A.B. Дмитриева, в которых были определены некоторые параметры, на основе которых студенчество рассматривается как отдельная социальная группа, определяемая возрастными границами, специфическим социальным статусом, особенностями сознания и поведения. Проблемы формирования и становления социокультурных ценностей молодёжи и студенчества исследуются в работах В.К. Драговец, Б.А. Ручкина, А.П. Ветошкина, Ф.Д. Гусейнова, В.В. Касьянова, A.A. Иудина, H.A. Сорокиной и др.

Проблемы социализации молодёжи и студенчества, особенности молодёжной субкультуры, пути разрешения конфликтов «отцов и детей», преемственности поколений, ценностных ориентаций и политических предпочтений молодёжи нашли своё отражение в работах таких западных социологов, политологов, психологов, как М. Брейк, Г. Лассуэлл, Н. Смелзер, Э. Эриксон, С. Фланаган О. Кнутсен, А. Фёрлонг, К. Манхейм, К. Адельман, Т. Хойбнер и других.

Значительную часть социологических исследований социокультурных ценностей студенчества составляют специализированные работы по изучению его ценностных представлений в различных сферах его жизнедеятельности.

Социально-профессиональные ориентации студенчества проанализированы в работах М.К. Титмы, В.П. Оссовского, Т.Н. Кухтевич, Т.В. Ковалёвой, И.С. Столярова, П.П. Сасина. Социально-политические ориентации будущих специалистов, характер их политической активности рассматриваются в работах М.М. Лисенкова, В.О. Рукавишникова, С.А. Абдокова, К.Г. Колтакова, В.В. Рыкова. A.B. Меренкова.

Объектами исследований В.В. Затеева, И.И Осинского., С.Р. Шавриной стали жизненные планы студентов, социально-нравственные основы их жизнедеятельности.

На региональном уровне молодёжной проблематикой занимаются Манзанов Г.Е., Мантурова СЛ., Мантуров C.B., Данилова З.А., Чукреев П.А., Шуралёва Е.Ф., Ангуров Б.Х., Зашоева Е.К., Матвеева Е.В. в работах которых освещены проблемы занятости молодёжи, анализируются её религиозные, этнонациональные, культурные ценности, раскрываются особенности социализации молодёжи Бурятии в современных условиях.

Модернизационные процессы, происходящие в мире, ставят новые задачи перед социологами в области исследования ценностей студенческой молодёжи. Дальнейшего изучения требуют проблемы трансформации общих тенденций социокультурных ценностей современных студентов, а также степень влияния на характер формирования социокультурных ценностей студентов глобальных изменений ценностных систем, социально-политических, экономических условий и национальной культуры. Особую значимость в условиях глобализации общественной жизни приобретает исследование ценностных представлений студентов в области морали, их отношение к равенству, справедливости, законности и терпимости.

Объектом исследования являются студенты высших учебных заведений России и США (дневной формы обучения).

Предметом исследования выступают социокультурные ценности студенчества различных социоэтнических культур (социальные, профессиональные, политические, духовно-нравственные ценности).

Целью исследования является социологический анализ социокультурных ценностей современного студенчества, выявление в их характере общих и отличительных черт, присущих различным социально-этническим культурам, вычленение факторов, влияющих на формирование этих черт.

Постановка данной цели предполагает решение следующих основных задач:

Анализ и обобщение основных методологических и теоретических подходов российских и зарубежных учёных к исследованию социокультурных ценностей;

Уточнение сущностных признаков студенчества как социально-демографической группы;

Определение степени и характера влияния внутренних и внешних факторов на систему ценностей студенчества;

Проведение сравнительного анализа социальных, профессиональных, политических и духовно-нравственных ценностей российских и американских студентов;

Определение общих и отличительных черт в системе социокультурных ценностей современного российского и американского студенчества;

Выявление социальных проблем российских студентов для конкретизации задач и совершенствования методов работы со студенческой молодёжью.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют идеи и теоретические положения, изложенные в работах отечественных и зарубежных социологов, философов, культурологов, психологов по проблемам ценностей и ценностных ориентаций, студенческой молодёжи и процессу её социализации, взаимодействия личности и общества, социальной группы и социума; по вопросам социокультурной среды и особенностей национального характера российского и американского народов. Источниками также являлись статистические данные, результаты и материалы социологических изысканий, проведенных другими авторами, результаты собственного социологического исследования.

Основными способами научного поиска явились: теоретические методы общенаучного анализа и синтеза и эмпирические методы (анкетный опрос студентов, наблюдение).

Методика эмпирического поиска базируется на современной технологии социологического исследования, использовании математико-статистических процедур.

Эмпирическую базу исследования составили материалы сравнительного социологического опроса российских и американских студентов, проведенного в феврале-мае 2001 года в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия, Россия) под руководством автора данной работы, и университетах США: Северо-Западный университет (Иллинойс), Массачусетский университет (г. Амхерст) и университет г. Джонсон (Вермонт), под руководством доцента П.И. Осинского, доктора К. Стори. Для эмпирического исследования использовалась специально составленная анкета. Общий объём выборки составил 500 российских и 500 американских студентов. Выборочная совокупность в целом репрезентативна генеральному массиву по возрастным показателям, соотношению мужского и женского состава, этническому распределению.

Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных автором задач, и заключается в: систематизации существующих подходов к определению социокультурных ценностей и формулировании собственного определения данного понятия; выявлении и рассмотрении отличительных черт социокультурных ценностей студенчества, как специфической социально-демографической группы; комплексном анализе степени влияния социокультурных факторов на характер формирующейся ценностной системы студенчества; определении элементов структуры профессиональных, социальных, политических и духовно-нравственных ценностей, характерных для российских и американских студентов, на основе проведенного исследования; выявлении зависимости между социально-культурными условиями развития общества и уровнем духовно-нравственного, личностного развития студенческой молодёжи; выделении базовых ценностей современного студенчества, отражающих основные аспекты и сферы взаимодействия личности с окружающим миром, а также их жизненные цели.

Научно-практическая значимость исследования на теоретическом уровне заключается в том, что обоснованные в работе положения могут служить источником дальнейшего развития социологической теории ценностей, ценностного сознания, а также позволяет углубить представления и о ценностной системе современного студенчества, как специфической группе молодёжи, характере её социализации. Результаты эмпирического исследования могут иметь значение для дальнейшего теоретического осмысления влияния внутренних (психофизиологических) и внешних (социокультурных) факторов на формирование социокультурных ценностей молодого человека, а также более глубокого изучения образовательных, профессиональных, социальных, политических и духовно-нравственных ценностей молодёжи и студентов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты имеют широкую область применения. Прежде всего, они могут быть использованы руководством высших учебных заведений при планировании учебной и воспитательной работы факультетов, проведении вузовских реформ. Общие выводы исследования могут быть полезны при разработке молодёжной политики в регионе.

Результаты исследования представляют интерес для преподавателей социологии, политологии и могут быть использованы в учебном процессе.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в 4 опубликованных работах. О результатах исследования были сделаны доклады на: XXXVII международной научной конференции «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 1999), преподавательских научно-практических конференциях (Улан-Удэ, 2000 и 2001 гг.), республиканской научно-практической конференции «Будущее Бурятии - глазами молодёжи» (Улан-Удэ, 2001).

Диссертация обсуждалась на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета 27 сентября 2001 года и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, библиографии и приложения, состоящего из анкеты и таблиц по результатам исследования, не вошедших в основной текст диссертации.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социокультурные ценности современного студенчества различных социально-этнических культур"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, изменения, происходящие в общественных отношениях, вызывают необходимость переосмысления ценностных приоритетов, с которыми будущий специалист подходит к действительности. Единство задач, стоящих перед различными обществами, требует обновления подходов ко многим традиционным ценностям. Обнаруживая наличие общих социально-экономических, политических и духовных проблем, люди, принадлежащие к разным социально-этническим культурам, в процессе сотрудничества, совместной деятельности призваны искать приемлемые для всех ценностно-целевые ориентиры.

Социокультурные ценности представляют собой сложившиеся в процессе исторического и социального развития представления социального субъекта о желательном, которые находят своё выражение в объектах материальной и духовной культуры. Ценностные представления варьируются от субъекта к субъекту, отражая характер его природного и социального бытия, а также степень доступа к ценностям других социальных субъектов, одинаковой или более высокой степени общности.

Отличительные черты социокультурных ценностей студенчества определяются: 1) психофизиологическими особенностями данного возраста. Для студентов характерно стремление к самоутверждению, максимализм, отрицание опыта старших поколений и склонность к инновациям; 2) социальным статусом и видом основной практической деятельности. Относительная маргинальность социального положения студенчества в обществе способствует его лучшей адаптации к изменяющимся социальным условиям. Учебная деятельность, в качестве основного вида занятий студентов, расширяет мировоззрение и повышает общий уровень образованности, что, в свою очередь, способствует лучшей ориентации студентов в современном мире. Характер учебной деятельности обеспечивает внутреннюю сплоченность студентов; 3) социальнополитической и экономической ситуацией в стране, современным этапом развития общества, который обеспечивает степень изменений в системе ценностных предпочтений студенчества; 4) национальной культурой, определяющей характер данных изменений.