автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социокультурный феномен спорта: коммуникативный аспект

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Павлов, Евгений Владимирович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социокультурный феномен спорта: коммуникативный аспект'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурный феномен спорта: коммуникативный аспект"

005046228

Павлов Евгений Владимирович

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СПОРТА: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Томск-2012

005046228

Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» на кафедре онтологии, теории познания и социальной философии

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Лукина Нелли Петровна

Официальные оппоненты: Красиков Владимир Иванович

доктор философских наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», профессор кафедры философии

Оглезнев Виталий Васильевич

кандидат философских наук, ФГБОУ ВПО «Российская академия правосудия» Западно-Сибирский филиал, доцент кафедры теории и истории права и государства

Ведущая организация: ФГБУН Институт философии и права

Сибирского отделения РАН

Защита состоится 15 мая 2012 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.267.01 при ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» по адресу: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36, корпус 4, аудитория 306.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Томского государственного университета.

Автореферат разослан « апреля 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

Эннс Ирина Андреевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день спорт является неотъемлемым элементом жизни общества, будучи одним из самых заметных и значимых социальных явлений в современном социокультурном пространстве. Всё большее количество людей активно приобщаются к физической культуре, принимают участие в спортивных соревнованиях, преследуя при этом разные цели. Спорт перестал быть исключительно оздоровительной или соревновательной практикой; современные спортивные состязания — это значительная сфера мировой экономики, которая приносит весьма солидную прибыль, собирая огромные аудитории зрителей.

В качестве общечеловеческого цивилизационного феномена, спорт создает образцы и модели поведения, являясь также одним из существенных факторов усиления процессов глобализации в современном мире. Проникая в повседневную жизнь людей, спорт выполняет важные социально-коммуникативные функции. Он является не просто эффективным способом сохранения и укрепления здоровья человека, но также представляет собой вполне рациональную форму организации свободного времени, инструмент общения и повышения социально-коммуникативной активности людей.

Актуальность избранной темы обусловлена общецивилизационными проблемами и задачами, в решении которых спорт может выступать средством культивации в общественном сознании ценностей творчества, толерантности, солидарности, развития личности, оптимизации коммуникации и урегулирования конфликтов. Социально-философское исследование спорта с точки зрения его функций (социализации, самоидентификации, конфликта и примирения) способно углубить понимание различных социальных процессов и предложить методологическую основу для их регуляции. Социально-философский анализ спорта, теоретическое осмысление механизмов его функционирования и воспроизводства, перспектив и социокультурных последствий является необходи-

мым условием для понимания магистральных направлений развития современного общества.

Повышение социальной ценности спорта в современном мире обусловлено, прежде всего, теми социально-экономическими, политическими и прочими культурными преобразованиями, которые позволили говорить о возникновении своего рода индустрии спорта, выполняющей роль незаменимого транслятора определенных идеалов, норм, ценностей, стиля поведения и образа жизни.

Усиление роли спорта в построении и поддержании социальных отношений между людьми приводит к ясному осознанию того, что и сам он способен выступить причиной глобальных изменений в нынешних и последующих циви-лизационных процессах. Актуальность заявленной темы исследования определяется значительной социально-коммуникативной ролью, которую спорт играет в современном обществе, и его способностью воздействовать на самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности - экономику, политику, образование. Актуальной представляется попытка проследить, как искажалась сущность спорта, его аксиологическая и гуманистическая природа от формирования принципов олимпийского движения до процессов отчуждения спорта в современном обществе.

В связи с обозначенной актуальностью предложенной темы проблема данного исследования может быть сформулирована следующим образом: Какова природа и специфика спорта как социокультурного феномена и коммуникативной практики с точки зрения реализации его гуманистического потенциала?

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на практически повсеместное признание спорта в качестве важнейшего социокультурного феномена современного общества, он пока что не получил должного (исчерпывающего, глубокого и всестороннего) социально-философского анализа. Приходится констатировать недостаточность теоретического осмысления его социально-коммуникативной роли в качестве особого феномена современной цивилизации. Тем не менее, выделяется ряд методологических под-

ходов к изучению вопросов, так или иначе имеющих отношение к области спорта и физической культуры.

Достаточно богатая традиция исследования феномена спорта обнаруживается при обращении к нему с точки зрения физиологических, медико-биологических, педагогических, морально-нравственных, эстетических, социально-психологических и экономико-правовых проблем. Социально-психологический анализ феномена спорта реализуют Т. Алкемайер, Г.М. Гагае-ва, В.Д. Гончаров, Г.Д. Горбунов, Р. Мартене, А.Ц. Пуни, В.К. Сафонов, Ю.Л. Ханин и др. В частности, A.B. Бобровский, П. Макинтош и А. Пилоян проводят тщательное исследование мотивации спортивной деятельности. A.B. Починкин рассматривает становление и развитие профессионального и коммерческого спорта в России. Генезис спорта и физической культуры в качестве социологической и социокультурной проблемы рассматривается следующими авторами: С.И. Гуськов, A.M. Леонтюк, Л.И. Лубышева, Н.И. Пономарев, A.B. Серебряков, К.С. Хуснутдинов, Н. Элиас и др. Спорт как социальный институт в развитии личности исследует В.Д. Паначев, а В.А. Демин предпринимает исследование методологических вопросов спорта в аспекте теории деятельности.

Самый поверхностный взгляд на имеющуюся литературу позволят фиксировать глубокую разработанность теоретико-прикладных аспектов проблематики спорта и физической культуры. Результаты этих разработок отражены в многочисленных монографиях, журналах и сборниках статей, перечисленных в списке использованных нами источников и литературы. Среди периодических изданий следует отметить, прежде всего, зарубежный «Журнал философии спорта (Journal of Philosophy of Sport)», а также отечественные журналы «Теория и практика физической культуры» и «Физкультура и спорт».

Повышение актуальности социально-философского познания феномена спорта в определенной мере свидетельствует об увеличении его влияния на человека современной цивилизации и значительных возможностях для общества в целом. Примерно с середины двадцатого века начинают публиковаться рабо-

ты, которые посвящены социально ориентированным вопросам в сфере физической культуры и спорта.

Публикации К. Айзенберг, Б. Лоу, К. Лэша, Г. Люшена, В. Оливовой, К. Посьелло, М.Ю. Прозуменщикова, МЛ. Сараф, П.С. Степового, К.Л. Стивенсон и многих других ученых дают представление о спорте как о-сложном, динамически развивающемся, функционирующем в обществе специфическом социокультурном феномене современной цивилизации. В частности, Н.И. Пономарев, C.B. Брянкин и М. Буэ выявляют социальные функции физической культуры и спорта, а М.Ю. Климов изучает семиотическую систему спорта как особого феномена человеческой культуры. Значительную часть исследований, посвященных выявлению сущности феномена спорта в системе человеческой цивилизации, определению его связей с физической культурой в целом и построению основных моделей современного спорта, составляют работы таких авторов как: Б.В. Барабанова, И.М. Быховская, H.H. Визитей, И.В. Грошевихин, Б.В. Дубин, А.Г. Егоров, Н.Р. Ермак, С.И. Курило, A.C. Лебедев, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и др.

Сугубо философское исследование спорта предпринимают Р. Аустерхаут (R. Ousterhoudt), М.Э. Бертман (М.А. Bertman), П. Вайс (Р. Weiss), Г.В. Мокро-носов, У. Морган (W. Morgan), Д.В. Никишин, Г.А. Пивоваров, Д.Э. Хайлэнд (D.A. Hyland), Й. Хейзинга и др. В частности, С.И. Курило разрабатывает социально-философскую концепцию международного спорта, а С.Н. Алёшина раскрывает социально-философские аспекты актуализации возможностей человека в современном спорте. Основные вопросы философии физического воспитания и его соотношения со сферой спорта, включая аспекты практической философии физической активности подробно рассматривают Э.Ф. Зиглер (E.F. Zeigler) и P.C. Кретчмар (R.S. Kretchmar). Кроме того, Г. Слашер (H. Slusher) реализует критический анализ основных способов присутствия (существования) человека в спорте, а Ю.А. Лебедев раскрывает философские основы теории и практики физической культуры.

JI.A. Мазур выявляет онтологические основания существования спорта в их отношении к гуманистическим ценностям культуры. Гуманизирующее (равно как и дегуманизирующее) воздействие на человека и общество рассматривают А.Г. Егоров, М. Клемент, A.C. Лебедев, B.C. Родиченко, В.И. Столяров, Л. Сьюэн, Й. Финдер и др. Э. Озер разрабатывает философско-этические аспекты предельных возможностей человека в спорте. Н.Ю. Мазов исследует спорт в системе ценностных ориентации молодежи. Анализ феномена спорта в ценностном и нравственном аспектах реализуют также X. Ленк.

Тем не менее, несмотря на существенный вклад отечественных и иностранных ученых в анализ социально-философской проблематики спорта, в публикациях перечисленных авторов не удается найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, каким именно образом спорт в качестве феномена современной цивилизации встраивается в структуру социальной коммуникации. Данное обстоятельство стало определяющим при формулировке цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования - коммуникативный аспект функционирования спорта как социокультурного феномена.

Предмет исследования - спорт как коммуникативная практика.

Цель диссертационной работы:

Теоретико-методологический анализ механизмов формирования и воспроизводства феномена спорта в коммуникативном пространстве современного социума.

Задачи исследования:

1) Провести категориальный анализ понятия спорта в контексте социально-философских традиций и эксплицировать его атрибутивные характеристики.

2) Концептуализировать социокультурную сущность спорта в контексте теории коммуникативного действия;

3) Выявить механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальных коммуникаций;

4) Обозначить причины трансформации гуманистического потенциала спортивной деятельности в современном обществе;

Методологическим фундаментом диссертационного исследования являются результаты и представления, выработанные отечественной и зарубежной наукой в процессе познания сущности спорта. Всесторонний концептуальный анализ феномена спорта потребовал опоры на междисциплинарный подход, синтезирующий теоретические и методологические положения, выработанные в современной философии, культурологи, социологии и экономико-правовом регионе знания.

В основу диссертационного исследования легли принципы, идеи и концептуальные понятия современной социальной философии и теории коммуникации. Наиболее важной в методологическом плане оказалась теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Плодотворными явились представления Ю. Хабермаса о коммуникативной природе общества, о жизненном мире как источнике образцов и норм коммуникативного действия, о конституировании жизненного мира в сферах культурного воспроизводства, социальной интеграции и социализации. Активно использовались идеи Ю. Хабермаса о патологиях современного жизненного мира, проявляющихся в преобладании целерацио-нального действия над ценностно рациональным, в искажении коммуникативных практик, функционирующих по формализованным правилам, где главными инструментами являются деньги и власть.

В данной работе также применен метод исторического и логического анализа, позволяющий эксплицировать феномен спорта в процессе его становления и развития. Использованы также методологические принципы системности и комплексности, необходимые при проведении междисциплинарных исследований.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Проведен категориальный анализ понятия спорта. Обозначены и проанализированы специфические характеристики спорта как социокультурного феномена. Показано, что спорт на сегодняшний день предстаёт одним из клю-

чевых факторов и регионов экстенсивного развития социокультурного потенциала современного общества.

2. Выявлена методологическая эффективность теории коммуникативного действия в анализе спорта как коммуникативной практики.

3. Эксплицированы механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальной коммуникации: 1) механизм социальной адаптации; 2) механизм социальной регуляции; 3) механизм интеграции в контексте принципа гуманизма, и показана социокультурная роль этих механизмов.

4. Выявлены причины трансформации гуманистического потенциала спорта в отчуждающих условиях современного массового общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной теоретической традиции спорт является объектом междисциплинарной рефлексии, осуществленной на перекрестке проблемных полей социальной философии, культуролога, социологии и имеет ярко выраженный социокультурный характер. В результате осуществленной аналитики спорт определен как сфера социально-культурной деятельности, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Определены сущностные характеристики спорта: игровой характер, принцип соревновательности (атональности), ориентация на физическое совершенство и ориентация на ретрансляцию культурных ценностей. Выявленные характеристики позволяют рассматривать спорт как социокультурный феномен, функцией которого является трансляция социально значимых ценностей и смыслов.

Спорт, обладая весомым гуманистическим потенциалом, предстает символом сотрудничества и взаимопонимания в современной цивилизации, выступая вполне приемлемым способом решения разного рода конфликтов.

2. В контексте теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса спорт концептуализирован как коммуникативная практика, представляющая собой комплекс функциональных атрибутов, позволяющих влиять на социальные и культурные трансформации общества.

3. Спорт как коммуникативная практика формируется и воспроизводится через механизмы социальной адаптации, социальной регуляции и социальной интеграции, реализуя свой социокультурный и гуманистический потенциал.

4. Причинами трансформации гуманистического потенциала спорта и деформации его ценностей в современном массовом обществе являются отчуждающие тенденции в виде коммерциализации, бюрократизации и идеологизации спортивной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты, полученные в ходе выполнения диссертационной работы, способствуют более глубокому пониманию роли и места спорта как феномена современной цивилизации, раскрытию его основных социально-коммуникативных функций в человеческой культуре. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных курсов по философии и социологии спорта, а также при написании научно-исследовательских работ по близкой тематике.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационной работы были представлены:

1) На ежегодных всероссийских конференциях с международным участием «Актуальные проблемы социальных наук» (г. Томск, с 2004 по 2006 г.г.,)

2) На всероссийской конференции «Дефиниции культуры» (г. Томск, 2004 г.)

3) На всероссийских научно-практических конференциях «Физическая культура, здравоохранение и образование (г. Томск, с 2008 по 2011 г.г.,)

Структура диссертации. Структура диссертации определяется целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа включает в себя введение, две главы (шесть разделов), заключение и список использованной литературы, включающий 156 источников.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, производится обзор литературы по затрагиваемой проблематике, обозначается объект, предмет, цель и основные задачи исследования, формируются аспекты научной новизны исследования и положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методологические основания анализа спорта как социокультурного феномена» осуществляется развернутый социально-философский анализ тех базовых социально-коммуникативных предпосылок, которые определяют особенности функционирования спорта в современном мире. Раскрытие этих предпосылок позволяет эксплицировать его социально-коммуникативную роль в человеческой цивилизации. Выявляются специфические черты, отличающие спорт от других форм физической активности, проясняется значение и роль спорта высших достижений в структуре социальной коммуникации, а также раскрывается всё многообразие форм спортивной деятельности: профессиональный спорт, массовый и иные формы.

Параграф 1.1. « Категориальный анализ понятия спорта и выделение его атрибутивных признаков» посвящен исследованию понятия спорта в контексте социально-философских традиций и выделению его специфических характеристик и атрибутивных признаков.

Процесс диверсификации проблем, которые вызывают интерес у современных философов, привел к возникновению и развитию особой отрасли философского знания, возникшей около середины двадцатого века и получившей наибольшее распространение главным образом в англоязычной академической среде, - философии спорта. Процесс институционализации философии спорта является характерной чертой преимущественно западноевропейской традиции мировосприятия. В современной системе социально-философского знания проблемы спорта приобретают статус крайне актуальных вопросов, поскольку они непосредственно связаны со многими социально значимыми процессами современной цивилизации. Проникновение темы спорта в средства массовой

коммуникации, язык, искусство и иные культурные феномены необходимо исследовать, чтобы понять общую роль спорта в жизни общества.

Выявлено, что, в современной социально-философской традиции неоднозначный феномен спорта, благодаря, прежде всего таким исследователям из англоязычной среды, как У. Морган, Э. Метени, Г. Слашер, приобрел статус институционального элемента, сформировался в виде отрасли философского знания и закрепился в устойчивом понятии — философия спорта.

В ходе исследования показано, что социально-коммуникативные функции спорта коренным образом изменились в связи с возникшей общественной необходимостью. Спорт как самодостаточная, не замещаемая и многогранная подсистема ценностей современной цивилизации располагает огромным креативным потенциалом формирования физического, нравственного и социально-психологического здоровья человечества, гармонизации параметров межличностных и межнациональных отношений.

Определено, что, широкий круг социально-философских проблем спорта обусловлен не кажущейся размытостью и неопределенностью статуса и роли спорна в современном обществе, а, прежде всего, многогранностью функциональных особенностей этого феномена.

В параграфе 1.2 «Историко-философская ретроспектива анализа феномена спорта» проанализированы основные исследовательские традиции проблематики спорта. Феномен спорта является предметом изучения многих научных дисциплин. Помимо классических педагогических, практико-методологических и медицинских аспектов, в последнее время интерес к спорту проявляется и в рамках фундаментальных социологических и философских исследований. Ключевым методологическим базисом в социально-философских традициях является определение спорта в контексте категории игры и игровой деятельности.

Выделяются две основные, обычно противопоставляемые друг другу, позиции в отношении определения главной сути игры. С одной стороны, игра (в том числе и спортивная) противопоставляется серьезным занятиям, посвященным решению насущных жизненных проблем. С другой же стороны, игра не

12

менее серьезна, чем сама жизнь; игра вполне может выступить тем, ради чего человек живет, представляя собой определенную совокупность мыслей, чувств, переживаний и пр. Однако ясно, что представление об игре как о чем-то несерьезном возникает тогда, когда она рассматривается в качестве наполнения свободного времени или прекрасного способа отвлечься от повседневных забот. Вместе с тем, следует признать, что поглощенные игрой люди относятся к ней с не меньшей серьезностью, чем к решению жизненно важных вопросов. Поэтому осмысление игры как чего-то несерьезного вряд ли способно приблизить нас к решению вопроса о ее существенных признаках.

Совершенно иным подходом предстает понимание игры как неотъемлемого атрибута человеческого существования, указание на факт изначального присутствия игры в жизни любого человека1. При этом акцентируется внимание на том, что игра представляет собой один из основополагающих экзистенциальных феноменов, наряду с любовью и пр.; то есть всё то, что пронизывает нашу жизнь от начала и до конца. Придерживающиеся такой позиции философы (Платон, X. Ортега-и-Гассет, Ж. Бодрияр и др.) полагают, что игра пронизывает все сферы человеческой жизни. Игра определяет не только экзистенциальное положение личности, но также оказывает весьма существенное влияние на возможные способы понимания мира в целом, очерчивая смысловые границы объяснения бытия всех вещей. Соответственно, для познания сущности игры требуется определение тех экзистенциально-смысловых образов, которые реализует человек играющий. Иными словами, необходимо понять игру именно так, как ее воспринимает человек, находящийся в соответствующем состоянии.

Начиная с работы Й. Хейзинги «Homo ludens»2, в современной цивилизации явно прослеживается мысль об игровом элементе человеческой культуры, определяющем специфику отношения людей друг к другу, окружающему миру и самим себе. Причем, игровая составляющая человеческой деятельности наи-

1 См., в частности: Финк Е. Основные феномены человеческого бытия // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 357-403.

2 См.: Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня : пер. с голланд. / общ. ред. и по-слесл. Г.М Таврнзян. М., 1992.464 с.

более ярко проявляет себя в спортивных практиках, имеющих определенно соревновательный характер. Более того, как отмечает В.И. Столяров, «спортивное соревнование (и спорт в целом) возникает, формируется и развивается как гуманная, игровая модель соревновательных ситуаций реальной жизни. Мир игры - это та единственная, искусственно созданная реальность, в которой можно без социальных трений осуществлять демократию равных»3.

Показано, что, современный спорт очень разнообразен и многофункционален, появляются новые его формы, в результате чего система спорта становится всё сложнее и сложнее по своей структуре и выполняемым ею функциям. Всё это вряд ли позволяет определить его формально однозначным способом. Тем не менее, понимание спорта как общекультурного феномена означает, что использование его в качестве особого социального механизма делает возможной трансляцию общественно значимых ценностей и смыслов.

Параграф 1.3. «Концептуализация спорта в социально-коммуникативном контексте» посвящен выявлению социально-коммуникативной роли спорта в современной цивилизации, что, в свою очередь, предполагает прояснение самой структуры социальной коммуникации, в которую он встраивается в качестве значимого элемента человеческой культуры. Структура социальной коммуникации раскрывает себя через конкретные проявления человеческого взаимодействия, фиксируемого как в праксеологиче-ском, так и лингвистическом аспектах. Социальная коммуникация понимается как знаковый обмен смыслов между участниками взаимодействия (коммуникантом и реципиентом) в социальном пространстве-времени4. Эти смыслы представляют собой определенные знания, стимулы, эмоции и пр., которые облечены в символьно-знаковую форму.

Выявлено, что социальное действие в целом, и спортивное действие, в частности, с неизбежностью имеет коммуникативный характер, при котором взаимодействующие друг с другом участники коммуникации совместно выра-

* Столяров В.И. Ценности спорта и пути его гуманизации. М., 1996. С. 90. Ср.: Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. СПб., 2002. С. 32-33.

14

батывают интерсубъективные смыслы (цели, ценностные ориентиры и т.д.), осуществляют действия в соответствии с достигнутыми соглашениями, способствуя развитию процессов социальной интеграции и солидаризации на новой основе. Такой процесс современный немецкий мыслитель Юрген Хабермас обозначает через понятия «коммуникативной рациональности» и «коммуникативного действия», которые являются основными для его социокультурной концепции коммуникации5.

Ю. Хабермас ввел ряд фундаментальных для теории коммуникативного действия понятий, в частности - понятие инструментального действия, воплощением которого он считал сферу труда. Это действие упорядочивается согласно правилам, которые основываются на эмпирическом знании. При совершении инструментального действия реализуются - в соответствии с критериями эффективности, контроля над действительностью - определенные цели, осуществляются предсказания, касающиеся последствий данного действия. Примеры реализации разнообразных инструментальных действий повсеместно встречаются в сфере спорта и физической культуры - включая технику передачи мяча в футболе, фитнесс-программу по сбросу веса и др.

Показано, что связи между людьми, которые, так или иначе, приобщаются к спорту, имеют явно выраженный коммуникативный характер, что, безусловно, создает специфическую ценностную ориентацию на общение и устранение разнообразных барьеров, являющихся помехой для развития человеческих взаимоотношений. А то обстоятельство, что спорт на сегодняшний день выступает значимой сферой установления и развития не только межличностных, но и межгосударственных отношений, позволяет утверждать важнейшую общекультурную ценность спорта в качестве феномена современной цивилизации.

Вторая глава «Механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальной коммуникации» посвящена выявлению основных механизмов функционирования и воспроизводства спорта в социаль-

5 См.: Хабермас Ю. Теория коммуникативного действия // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. 1993. № 4. С. 43-63.

но-коммуникативном пространстве. Обозначены и исследованы следующие механизмы:

- механизм социальной адаптации, при котором спорт выступает как средство социализации, самоидентификации и самореализации;

- механизм регуляции: исследуется соотношение спорта и таких базовых социальных регуляторов, как традиции, ценности, нормы, мораль и эстетические характеристики;

- интегративный механизм: спорт рассматривается в контексте принципа гуманизации и реализации им гуманистических функций.

Параграф 2.1 « Социальная адаптация как механизм функционирования и воспроизводства спорта» посвящен исследованию спорта как механизма социальной адаптации, социализации и самореализации.

Выявлено, что, с возрастанием роли спорта в жизни отдельного человека и общества в целом, его высокая ценность для цивилизации очевидна, в том числе и в качестве критерия социально-культурной идентичности. Ведь ясно, что спорт не является полностью замкнутой и самодостаточной системой, направленной на реализацию исключительно собственных целей. Человек, который попадает в сферу спорта, конечно же, продолжает оставаться участником социально-культурных процессов, расширяющих набор критериев для самоидентификации. И одним из таких критериев является спорт, который в настоящее время способен выступать не просто способом развлечения или практикой физического и интеллектуального совершенствования, но выполнять важнейшие социально-коммуникативные функции, свидетельствующие о его значительной роли в современной цивилизации.

Физическая культура и спорт предоставляют возможность реализации внутренней природы человека, а свободное самовыражение личности, как правило, связано с действиями определенных механизмов самоидентификации. В спорте имеют место социальные и психологические ограничения; вместе с тем, активные занятия спортивной деятельностью являются своего рода способом преодоления страха перед неупорядоченной внутренней (духовной) жизни лич-

ности. Следовательно, комбинация личностного и социального миров, как предполагается, должна способствовать провозглашению суверенной личности. Причем, самоидентификация человека играет в этом процессе крайне важную роль, так как это напрямую связано с самооценкой спортсмена как субъекта спортивной деятельности, своих возможностей и перспектив развития. Адекватная самооценка выступает необходимой предпосылкой для эффективного развития спортсмена на пути его дальнейшего совершенствования.

Определено, что в процессе спортивной деятельности, активного приобщения к физической культуре человек самоакгуализируется, то есть «создает» образ самого себя, проецируя его в будущее. Благодаря спорту человек самоутверждается, имея возможность испытать чувство собственной значимости, да и соревнуется он не только с другими, но и с самим собой. Ведь тренировка и соревнование - это не просто развлечение, но скорее противоборство, причем, как с соперником, так и с собственными ограниченными возможностями. Во время занятий спортом человек учится овладевать самим собой, в том числе через развитие воли, умения достигать предельно возможного и т.д. Противоборство нередко связано с риском, так что спорт оказывается замечательной школой, где человек учится оценивать риск и при необходимости идти на него, развивая способность принимать решения.

В исследовании показано, что спорт предстает достаточно амбивалентной сферой человеческой жизнедеятельности, даже парадоксальной: с одной стороны, он стимулирует к миролюбию, являясь своего рода способом сублимации агрессивных настроений; с другой же стороны, в нем вполне можно увидеть источник агрессии и связанного с ней конфликтного поведения. Тем не менее, спорт продолжает оставаться одним из эффективнейших средств самоутверждения личности, обладая высокой социальной значимостью и привлекательностью. Спортсмен вполне способен выступать (особенно для молодежи) образчиком социально-культурной идентификации, становясь своего рода носителем определенных смыслов и ценностей, несмотря на то, что они не всегда могут быть артикулированы.

Таким образом, ценности спорта вполне соотносятся с общекультурными ценностями и могут быть рассмотрены в контексте таких базовых аксиологических категорий современной цивилизации, как качество и уровень жизни, активизация человеческих ресурсов в социокультурном развитии, социальный порядок и благополучие, а также многие другие.

В исследовании показано, что, выполняя важнейшие социально-коммуникативные функции и являясь значимым элементом современного общественного устройства, спорт постепенно становится самостоятельной социокультурной системой со своими внутренними механизмами регуляции и социализации. Большинство исследователей и ученых сходятся во мнении о том, что будущее спорта за глобализацией. Это имеет отношение также к организации и проведению таких масштабных соревнований как Летние и Зимние Олимпийские игры. В условиях тотальной глобализации, одной из основных задач общества становится сохранение личности (а в нашем случае - личности спортсмена) как первостепенной ценности. Для решения таких высоких задач необходим некий универсальный механизм измерения социально-культурной идентичности, которым, судя по всему, вполне может выступить спорт.

В параграфе 2.2 «Социальная регуляция как механизм конституирова-ния социокультурной природы спорта» спорт исследуется как механизм регуляции социальных процессов. Особенно репрезентативно это происходит в спорте как элементе массовой культуры.

Трансляция массовой культуры может осуществляться разными способами, однако самыми эффективными, конечно же, являются средства массовой информации (массмедиа): печать, радио, телевидение и др. Реализуемая с помощью этих средств массовая коммуникация имеет целью формирование определенных ценностей и зачастую направлена на оказание идеологического, политического, экономического или какого-либо иного воздействия на оценки, мнения и поведение людей.

В исследовании выявлено, что спортивная индустрия, которая в отличие от феномена спорта возникает сравнительно недавно (конец 19 века - начало 20

века), производит и распространяет определенные модели поведения и образа жизни, способствуя становлению общества массового потребления. В этом отношении спорт оказывается одним из самых действенных механизмов формирования эталонных ценностей современной цивилизации. Спортивная мода становится эффективным инструментом порождения всё новых и новых рынков сбыта, превращаясь в достаточно развитый сектор услуг, так как ее стандарты повсеместно тиражируются и распространяются посредством средств массовой коммуникации.

Выделяется три основных периода в фиксируемом взаимном влиянии спорта как феномена современной (начиная с конца девятнадцатого века) цивилизации в пространстве социальной коммуникации, имеющей массовый характер:

1) В первой половине прошлого века были созданы многие международные спортивные организации, происходило укрепление системы олимпийского движения, возникала и совершенствовалась спортивная инфраструктура, в том числе и благодаря таким средствам массовой информации как радио и телевидение, осуществлявших прямую трансляцию спортивных состязаний, что также послужило одной из предпосылок дня популяризации спорта.

2) Во второй период становления спорта в качестве цивилизационного феномена (со второй половины до середины восьмидесятых готов двадцатого века) произошло немало исторически значимых событий, в немалой степени предопределивших направленность в его последующей эволюции. Происходившие в то время многочисленные научно-технические и научно-технологические революции во многом повлияли на его коммерциализацию, но вместе с тем способствовали оформлению вполне самостоятельного (хотя бы с экономической точки зрения) общекультурного цивилизационного феномена.

3) Третий период в эволюции спорта (с середины восьмидесятых годов двадцатого века по наши дни) характеризуется, главным образом, кардинальными его преобразованиями, связанными с усилением тенденций к уже отмечавшимся профессионализации и коммерциализации спортивной деятельности, а также возрастанием роли государственного регулирования подготовки и сопровождения деятельности основных участников спортивного процесса.

Показано, что массовый характер спорта привел к тому, что он оказал воздействие практически на все сферы жизни общества, в том числе и на повседневную жизнь человека Кроме того, своеобразная деидеологизация спортивной деятельности и становление индустрии досуга способствовали созданию необходимых условий для удовлетворения разного рода потребностей и реализации возможностей для ведения здорового образа жизни.

Параграф 2.3. «Социальная интеграция как механизм выявления гуманистического потенциала спортивной деятельности» посвящен исследованию трансформации спорта от его гуманистического начала до реализации им прагматических целей.

Вопросы гуманистической ценности спорта становятся в современной цивилизации одними из ключевых при обсуждении его социально-коммуникативных функций. Для большинства философов и культурологов спорт зачастую предстает институализированной формой поведения индивидов, неким легитимным способом трансформации наличествующих в современной цивилизации негативных, связанных с враждой и насилием, тенденций. Поэтому, не случайно, что спорт оказывается своего рода «жизнью в миниатюре», особым социально-коммуникативным пространством, в котором вполне способны продуцироваться положительные системы ценностей.6

С такой позицией во многом созвучно представление о спорте как о «школе/д/У^/гт)' (честной или справедливой игры)», что означает признание в качестве основного ориентира для всех, вовлеченных в спорт (спортсменов, болельщиков, тренеров и пр.), совокупность определенных морально-нравственных и эстетических принципов. В настоящее время принцип честной игры, первоначально возникший в спорте, получает более широкое распространение в качестве социальной ценности и нормы современной цивилизации. Этот принцип стал сегодня чем-то вроде негласной добродетели в регламентированных правилами конфликтах, представляя собой своего рода этический ре-

6 Ср.: Элиас Н. Генезис спорта как социологическая проблема// Логос. 2006. № 3 (54). С. 43-62.

20

гулятив не только в спорте, но и во многих других сферах социально-коммуникативного взаимодействия.

С другой стороны, большинство свойственных современному спорту (преимущественно экономических) издержек объясняется тем, что тренеры и организаторы спортивных соревнований подходят к своим ученикам и подопечным одинаково, а именно - с точки зрения максимального спортивного результата. В этом случае они, как правило, не принимают во внимание то обстоятельство, что не все спортсмены способны это высшее достижение сделать, но главное -что не все имеют ту же самую мотивацию. Данная проблема достаточно тщательно рассматривается в работах М.М. Богена, Н.Р. Ермака и P.A. Пилояна.7

Выделяются две полярные друг другу установки:

- патриотическая (добиться высшего спортивного результата ради своей страны и мира на Земле);

- прагматическая (достигать все новых и новых спортивных рекордов для получения максимального дохода).

Выявлено, что гуманистические ценностные установки спорта нередко подменяются желанием решить чисто технократические задачи, направленные на достижение победы любой ценой. Соответственно, немалое число губительных для человека тенденций оказываются в спорте особенно заметными. Спорт не просто реагирует на имеющиеся в современной цивилизации социальные проблемы, но выступает также в качестве их своеобразного индикатора.

Установлено, что отмеченные негативные стороны спортивной деятельности имеют место лишь в том случае, когда спорт функционирует вне общекультурной направленности. Спорт сам по себе, будучи сферой выявления человеческих возможностей, не может быть антисоциальным; таковым он может быть лишь тогда, когда функционирует вне нравственно-духовных ценностей и никак не регламентируется ими. Иными словами, антигуманным спорт делают

7 См.: Боген ММ. Спорт - благословление или проклятие? II Конфликт. М., 1989; Ермак Н.Р. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия противоречивости его развития // Теория и практика физической культуры. 1997. № 7; Пилоян P.A. Ошибки Пьера де Кубертена и его последователей // Теория и практика физической культуры. 1996. № 2.

люди, а не наоборот. Благодаря спорту, таким образом, в качестве игровой модели соревновательных ситуаций реальной жизни, вполне возможно создание предпосылок для воплощения гуманистического принципа справедливости. С этой точки зрения, спорт предстает символом сотрудничества и взаимопонимания в современной цивилизации, выступая приемлемым способом решения разного рода конфликтов.

В Заключении подведены основные итоги работы, намечены возможные перспективы развития исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

Статья в журнале, рекомендованном ВАК для публикации основных результатов диссертационных исследований:

1. Павлов Е.В. Феномен спорта в контексте исследования современных ци-вилизационных процессов / Е.В. Павлов // Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 301, август. - С. 29-31.

Публикации в других научных изданиях:

2. Павлов Е.В. Спорт как феномен глобальных социальных процессов / Е.В. Павлов // Физическая культура, здравоохранение и образование : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященная памяти B.C. Пирусского. - Томск, 2008. - С. 148-151.

3. Павлов Е. В., Спорт как критерий социальной идентичности / Е.В. Павлов // Физическая культура, здравоохранение и образование : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященная памяти B.C. Пирусского. - Томск, 2010. - С. 24-26.

4. Павлов Е. В., Противоречивый характер современного спорта: гуманистическое значение и прагматические цели / Е.В. Павлов // Физическая культура, здравоохранение и образование : материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященная памяти B.C. Пирусского. - Томск, 2011. - С. 16-19.

Подписано в печать 11.04.2012 г. Формат А4/2. Ризография . л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ № 09/04-12 Отпечатано в ООО «Позитив-НБ» 634050 г. Томск, пр. Ленина 34а

 

Текст диссертации на тему "Социокультурный феномен спорта: коммуникативный аспект"

61 12-9/351

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

На правах рукописи

Павлов Евгений Владимирович

Социокультурный феномен спорта: коммуникативный аспект

09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель: д. филос. н., профессор Н. П. Лукина

Томск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.................................................................................3 стр.

Глава 1. Методологические основания анализа спорта как социокультурного феномена...............................................................................12 стр.

1.1. Категориальный анализ понятия спорта и выделение его атрибутивных признаков......................................................................12 стр.

1.2. Историко-философская ретроспектива анализа

феномена спорта..............................................................32 стр.

1.3. Концептуализация спорта в социально-коммуникативном контексте.................................52 стр.

Глава 2. Механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальной коммуникации.......................................58 стр.

2.1. Социальная адаптация как механизм функционирования и воспроизводства спорта............................................................ 58 стр.

2.2. Социальная регуляция как механизм конституирования социокультурной природы спорта................................................76 стр.

2.3. Социальная интеграция как механизм выявления гуманистического потенциала спортивной деятельности............................................92 стр.

Заключение........................................................................ 110 стр.

Список литературы.................................................................113 стр.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. На сегодняшний день спорт является неотъемлемым элементом жизни общества, будучи одним из самых заметных и значимых социальных явлений в современном социокультурном пространстве. Всё большее количество людей активно приобщаются к физической культуре, принимают участие в спортивных соревнованиях, преследуя при этом разные цели. Спорт перестал быть исключительно оздоровительной или соревновательной практикой; современные спортивные состязания - это значительная сфера мировой экономики, которая приносит весьма солидную прибыль, собирая огромные аудитории зрителей.

В качестве общечеловеческого цивилйзационного феномена, спорт создает образцы и модели поведения, являясь также одним из существенных факторов усиления процессов глобализации в современном мире. Проникая в повседневную жизнь людей, спорт выполняет важные социально-коммуникативные функции. Он является не просто эффективным способом сохранения и укрепления здоровья человека, но также представляет собой вполне рациональную форму организации свободного времени, инструмент общения и повышения социально-коммуникативной активности людей.

Актуальность избранной темы обусловлена общецивилизационными проблемами и задачами, в решении которых спорт может выступать средством культивации в общественном сознании ценностей творчества, толерантности, солидарности, развития личности, оптимизации коммуникации и урегулирования конфликтов. Социально-философское исследование спорта с точки зрения его функций (социализации, самоидентификации, конфликта и примирения) способно углубить

понимание различных социальных процессов и предложить методологическую основу для их регуляции. Социально-философский анализ спорта, теоретическое осмысление механизмов его функционирования и воспроизводства, перспектив и социокультурных последствий является необходимым условием для понимания магистральных направлений развития современного общества.

Повышение социальной ценности спорта в современном мире обусловлено, прежде всего, теми социально-экономическими, политическими и прочими культурными преобразованиями, которые позволили говорить о возникновении своего рода индустрии спорта, выполняющей роль незаменимого транслятора определенных идеалов, норм, ценностей, стиля поведения и образа жизни.

Усиление роли спорта в построении и поддержании социальных отношений между людьми приводит к ясному осознанию того, что и сам он способен выступить причиной глобальных изменений в нынешних и последующих цивилизационных процессах. Актуальность заявленной темы исследования определяется значительной социально-коммуникативной ролью, которую спорт играет в современном обществе, и его способностью воздействовать на самые разнообразные сферы человеческой жизнедеятельности - экономику, политику, образование. Актуальной представляется попытка проследить, как искажалась сущность спорта, его аксиологическая и гуманистическая природа от формирования принципов олимпийского движения до процессов отчуждения спорта в современном обществе.

В связи с обозначенной актуальностью предложенной темы проблема данного исследования может быть сформулирована следующим образом: Какова природа и специфика спорта как социокультурного феномена и коммуникативной практики с точки зрения реализации его гуманистического потенциала?

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на практически повсеместное признание спорта в качестве важнейшего социокультурного феномена современного общества, он пока что не получил должного (исчерпывающего, глубокого и всестороннего) социально-философского анализа. Приходится констатировать недостаточность теоретического осмысления его социально-коммуникативной роли в качестве особого феномена современной цивилизации. Тем не менее, выделяется ряд методологических подходов к изучению вопросов, так или иначе имеющих отношение к области спорта и физической культуры.

Достаточно богатая традиция исследования феномена спорта обнаруживается при обращении к нему с точки зрения физиологических, медико-биологических, педагогических, морально-нравственных,

эстетических, социально-психологических и экономико-правовых проблем. Социально-психологический анализ феномена спорта реализуют Т. Алкемайер, Г.М. Гагаева, В.Д. Гончаров, Г.Д. Горбунов, Р. Мартене, А.Ц. Пуни, В.К. Сафонов,

Ю.Л. Ханин и др. В частности, A.B. Бобровский, П. Макинтош и А. Пилоян проводят тщательное исследование мотивации спортивной деятельности. A.B. Починкин рассматривает становление и развитие профессионального и коммерческого спорта в России. Генезис спорта и физической культуры в качестве социологической и социокультурной проблемы рассматривается следующими авторами: С.И. Гуськов, A.M. Леонтюк, Л.И. Лубышева, Н.И. Пономарев, A.B. Серебряков, К.С. Хуснутдинов, Н. Элиас и др. Спорт как социальный институт в развитии личности исследует В.Д. Паначев, а В.А. Демин предпринимает исследование методологических вопросов спорта в аспекте теории деятельности.

Даже предварительный взгляд на имеющуюся литературу позволяет фиксировать глубокую разработанность теоретико-прикладных аспектов проблематики спорта и физической культуры. Результаты этих разработок отражены в многочисленных монографиях, журналах и сборниках статей,

перечисленных в списке использованных нами источников и литературы. Среди периодических изданий следует отметить, прежде всего, зарубежный «Журнал философии спорта (Journal of Philosophy of Sport)», а также отечественные журналы «Теория и практика физической культуры» и «Физкультура и спорт».

Повышение актуальности социально-философского познания феномена спорта в определенной мере свидетельствует об увеличении его влияния на человека современной цивилизации и значительных возможностях для общества в целом. Примерно с середины двадцатого века начинают публиковаться работы, которые посвящены социально ориентированным вопросам в сфере физической культуры и спорта.

Публикации К. Айзенберг, Б. Jloy, К. Лэша, Г. Люшена, В. Оливовой, К. Посьелло, М.Ю. Прозуменщикова, М.Я. Сараф, П.С. Степового, К.Л. Стивенсон и многих других ученых дают представление о спорте как о сложном, динамически развивающемся, функционирующем в обществе специфическом социокультурном феномене современной цивилизации. В частности, Н.И. Пономарев, C.B. Брянкин и М. Буэ выявляют социальные функции физической культуры и спорта, а М.Ю. Климов изучает семиотическую систему спорта как особого феномена человеческой культуры. Значительную часть исследований, посвященных выявлению сущности феномена спорта в системе человеческой цивилизации, определению его связей с физической культурой в целом и построению основных моделей современного спорта, составляют работы таких авторов как: Б.В. Барабанова, И.М. Быховская, H.H. Визитей, И.В. Грошевихин, Б.В. Дубин, А.Г. Егоров, Н.Р. Ермак, С.И. Курило, A.C. Лебедев, Л.И. Лубышева, В.И. Столяров и др.

Сугубо философское исследование спорта предпринимают Р. Аустерхаут (R. Ousterhoudt), М.Э. Бертман (М.А. Bertman), П. Вайс (Р. Weiss), Г.В. Мокроносов, У. Морган (W. Morgan), Д.В. Никишин, Г.А.

Пивоваров, Д.Э. Хайлэнд (D.A. Hyland), Й. Хейзинга и др. В частности, С.И. Курило разрабатывает социально-философскую концепцию международного спорта, а С.Н. Алёшина раскрывает социально-философские аспекты актуализации возможностей человека в современном спорте. Основные вопросы философии физического воспитания и его соотношения со сферой спорта, включая аспекты практической философии физической активности подробно рассматривают Э.Ф. Зиглер (E.F. Zeigler) и P.C. Кретчмар (R.S. Kretchmar). Кроме того, Г. Слашер (Н. Slusher) реализует критический анализ основных способов присутствия (существования) человека в спорте, а Ю.А. Лебедев раскрывает философские основы теории и практики физической культуры.

Л.А. Мазур выявляет онтологические основания существования спорта в их отношении к гуманистическим ценностям культуры. Гуманизирующее (равно как и дегуманизирующее) воздействие на человека и общество рассматривают А.Г. Егоров, М. Клемент, A.C. Лебедев, B.C. Родиченко, В.И. Столяров,

Л. Сьюэн, Й. Финдер и др. Э. Озер разрабатывает философско-этические аспекты предельных возможностей человека в спорте. Н.Ю. Мазов исследует спорт в системе ценностных ориентаций молодежи. Анализ феномена спорта в ценностном и нравственном аспектах реализуют также X. Ленк.

Тем не менее, несмотря на существенный вклад отечественных и иностранных ученых в анализ социально-философской проблематики спорта, в публикациях перечисленных авторов не удается найти исчерпывающий ответ на вопрос о том, каким образом спорт в качестве феномена современной цивилизации встраивается в структуру социальной коммуникации. Данное обстоятельство стало определяющим при формулировке цели и задач диссертационного исследования.

Объект исследования - коммуникативный аспект функционирования спорта как социокультурного феномена.

Предмет исследования - спорт как коммуникативная практика.

Цель диссертационной работы:

Теоретико-методологический анализ механизмов формирования и воспроизводства феномена спорта в коммуникативном пространстве современного социума.

Задачи исследования:

1) Провести категориальный анализ понятия спорта в контексте социально-философских традиций и эксплицировать его атрибутивные характеристики.

2) Концептуализировать социокультурную сущность спорта в контексте теории коммуникативного действия;

3) Выявить механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальных коммуникаций;

4) Обозначить причины трансформации гуманистического потенциала спортивной деятельности в современном обществе;

Методологическим фундаментом диссертационного исследования являются результаты и представления, выработанные отечественной и зарубежной наукой в процессе познания сущности спорта. Всесторонний концептуальный анализ феномена спорта потребовал опоры на междисциплинарный подход, синтезирующий теоретические и методологические положения, выработанные в современной философии, культурологи, социологии и экономико-правовом регионе знания.

В основу диссертационного исследования легли принципы, идеи и концептуальные понятия современной социальной философии и теории коммуникации. Наиболее важной в методологическом плане оказалась теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Плодотворными явились представления Ю. Хабермаса о коммуникативной природе общества, о жизненном мире как источнике образцов и норм коммуникативного действия, о конституировании жизненного мира в сферах культурного воспроизводства, социальной интеграции и социализации. Активно

8

использовались идеи Ю. Хабермаса о патологиях современного жизненного мира, проявляющихся в преобладании целерационального действия над ценностно рациональным, в искажении коммуникативных практик, функционирующих по формализованным правилам, где главными инструментами являются деньги и власть.

В данной работе также применен метод исторического и логического анализа, позволяющий эксплицировать феномен спорта в процессе его становления и развития. Использованы также методологические принципы системности и комплексности, необходимые при проведении междисциплинарных исследований.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. Проведен категориальный анализ понятия спорта. Обозначены и проанализированы специфические характеристики спорта как социокультурного феномена. Показано, что спорт на сегодняшний день предстаёт одним из ключевых факторов и регионов экстенсивного развития социокультурного потенциала современного общества.

2. Выявлена методологическая эффективность теории коммуникативного действия в анализе спорта как коммуникативной практики.

3. Эксплицированы механизмы функционирования и воспроизводства спорта в пространстве социальной коммуникации: 1) механизм социальной адаптации; 2) механизм социальной регуляции; 3) механизм интеграции в контексте принципа гуманизма, и показана социокультурная роль этих механизмов.

4. Выявлены причины трансформации гуманистического потенциала спорта в отчуждающих условиях современного массового общества.

Положения, выносимые на защиту:

1. В современной теоретической традиции спорт является объектом междисциплинарной рефлексии, осуществленной на перекрестке проблемных полей социальной философии, культурологи, социологии и

9

имеет ярко выраженный социокультурный характер. В результате осуществленной аналитики спорт определен как сфера социально-культурной деятельности, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Определены сущностные характеристики спорта: игровой характер, принцип соревновательности (агональности), ориентация на физическое совершенство и ориентация на ретрансляцию культурных ценностей. Выявленные характеристики позволяют рассматривать спорт как социокультурный феномен, функцией которого является трансляция социально значимых ценностей и смыслов.

Спорт, обладая весомым гуманистическим потенциалом, предстает символом сотрудничества и взаимопонимания в современной цивилизации, выступая вполне приемлемым способом решения разного рода конфликтов.

2. В контексте теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса спорт концептуализирован как коммуникативная практика, представляющая собой комплекс функциональных атрибутов, позволяющих влиять на социальные и культурные трансформации общества.

3. Спорт как коммуникативная практика формируется и воспроизводится через механизмы социальной адаптации, социальной регуляции и социальной интеграции, реализуя свой социокультурный и гуманистический потенциал.

4. Причинами трансформации гуманистического потенциала спорта и деформации его ценностей в современном массовом обществе являются отчуждающие тенденции в виде коммерциализации, бюрократизации и идеологизации спортивной деятельности.

Теоретическая и практическая значимость. Результаты, полученные в ходе выполнения диссертационной работы, способствуют более глубокому пониманию роли и места спорта как феномена современной цивилизации, раскрытию его основных социально-коммуникативных функций в человеческой культуре. Материалы диссертации могут быть использованы

при подготовке учебных курсов по философии и социологии спорта, а также при написании научно-исследовательских работ по близкой тематике.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертационной работы были представлены:

1)На ежегодных всероссийских конференциях с международным участием «Актуальные проблемы социальных наук» (г.Томск, с 2004 по 2006 г.г.,)

2) На всероссийской конференции «Дефиниции культуры» (г.Томск, 2004 г.)

3) На всероссийских научно-практических конференциях «Физическая культура, здравоохранение и образование (г. Томск, с 2008 по 2011 г.г.,)

Структура диссертации. Структура диссертации определяется