автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Охлопков, Василий Егорович
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Улан-Удэ
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
Диссертация по социологии на тему 'Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии"

РГ 5 ОД

- П г ?гпП

На правах рукописи

Охлопков Василий Егорович

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ А.Е. КУЛАКОВСКОГО И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ СОВРЕМЕННОЙ ЯКУТИИ

22.00.04. - социальная структура, социальные институты и процессы

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук

Улан-Удэ, 2000

Работа выполнена на кафедре социологии Финансово-экономического института Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова

Научный руководитель: - доктор философских наук,

профессор В.С. Луковцев

Официальные оппоненты:

- доктор социологических наук, профессор Ц.Ц.Чойропов

- кандидат философских наук, А. М. Кузнецова

Ведущая организация: - Восточно-Сибирская государственная

академия культуры и искусств

Защита состоится 27 июня 2000 г. в 16 часов на заседании диссертационного совета Д 113.36.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Бурятском государственном университете (670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24-а).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Бурятского государственного университета.

Автореферат разослан 26 мая 2000 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат социологических наук Буркина А. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Переход России к рыночным отношениям в постсоветское время потребовал кардинального реформирования всей системы политических, административно-правовых и социально-экономических отношений, демократизации всех институтов общества. Стратегия развития страны- создание постиндустриального социума. Этот магистральный путь развития человечества характеризуется своими особенностями, детерминированными своеобразием экономического, политического, социального и культурного развития той или иной страны, ее географического положения и народонаселения. Для такой огромной и многонациональной страны, как Российская Федерация, такое развитие преломляется и через специфику составляющих ее регионов и их этнических образований.

Известно, что всякий социальный прогресс основывается на достижениях настоящего и прошлого. Поэтому оправдано то, что многие общественные деятели и научные работники обращаются к идеям мыслителей прошедших времен, к их анализу социально-экономического и культурного развития своих регионов, прогнозам будущего. Для Республики Саха одним из таких мыслителей является Алексей Елисеевич Кулаковский, поэт, ученый, общественный деятель и просветитель. Его эпоха - эпоха рубежа XIX и XX столетия, характеризовалось переходом народа саха от патриархально-феодального общественного строя к капитализму." А современный период развития Якутии характеризуется переходом народа саха как и других народов России от государственного социализма к рыночным отношениям, постиндустриальному обществу. При этом можно заметить, что оба рубежа столетий для народа саха имеют общую черту: внедрение рыночных отношений. Изучение литературного и общественно-политического наследия А.Е. Кулаковского позволяет установить ряд актуальных для настоящего времени идей автора о переходе к рыночным отношениям, которые в ряде случаев могут служить, на наш взгляд, ориентиром современного социально-экономического и культурного развития Якутии.

Степень изученности темы: Творчество А. Е. Кулаковского привлекало к себе внимание исследователей давно, начиная с 20-х годов, то есть со времени его смерти. В советский период в изучении наследия мыслителя преобладал политический, классовый подход. В постсоветское время открылись возможности для беспристрастного, научного анализа его взглядов. В первый период А. Е. Кулаковского рассматривали, в основном, как реалиста-просветителя и буржуазного националиста, а во второй - как разностороннего самобытного мыслителя. При этом никто ранее специально

не анализировал .творчество А. Е. Кулаковского с позиций социологическо: науки.

В 1920-е годы П. А. Слепцов-Ойунский, А. И. Софронов, С. Р Кулачиков относили писателя к реалистам. В. Н. Леонтьев, М. Н. Шадрин 1 др. понимали его как выразителя идей революции. Критика звучала из уст А А. Иванова-Кюндэ, который рассматривал поэму «Сон шамана» ка] произведение с устаревшими художественными формами.

В 1930-е годы критика Кулаковского велась с трех позиций. Согласнс мнению первой группы исследователей, он был выразителем интересо! буржуазно-националистических элементов. Второй - сторонником интересо; как феодалов, так и нарождающейся буржуазии. Третья группа критико! относила его к защитникам интересов феодалов.

В 1944 г. была опубликована монография Г.П. Башарина «Тр! якутских реалиста-просветителя», где А.Е. Кулаковский был показан как поэт, ученый, общественный деятель и просветитель.

В 1951 г. в газете «Правда» от 10 декабря была опубликована статья «в буржуазно-националистических извращениях в освещении якутской литературы». Авторами этой статьи А.Е. Кулаковский обвинялся в буржуазном национализме и мальтузианстве. С этого времени исследователи творчества А. Е. Кулаковского разделились на две непримиримые группы. С одной стороны Н. П. Канаев, Г. П. Ефремов, Г. П. Тихонов, В. С. Познанский, В. А. Демидов, А. И. Новгородов и др. критиковали его как буржуазного националиста, контрреволюционера. А с другой, Г. П. Башарин, А. Е. Мординов, М. И. Пархоменко, И. А. Аргунов, С. П. Данилов, Г. Р. Кардашевский, И. В. Пухов, А. А. Петросян • рассматривали его как основоположника якутской литературы, крупного прогрессивного ученого, просветителя, демократического общественного деятеля.

Конец открытой полемике был положен 16 февраля 1962 года решением бюро Якутского обкома КПСС «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы». Это постановление исходило из того, что в оценке литературного наследия следует руководствоваться конкретно-историческим подходом и указало на неприемлемость как огульного отрицания якутской литературы вообще и наследия А. Е. Кулаковского, в частности, так и замалчивания идейных противоречий в общественной деятельности и творчестве ее зачинателей. С тех пор дискуссия вокруг творчества А. Е. Кулаковского постепенно пошла на убыль.

В постсоветский период среди якутских исследователей доминировал объективный, научный подход к творчеству А. Е. Кулаковского К ним относятся представители различных наук: историк Е. Е. Алексеев, филолог А. А. Бурцев, философ А. Г. Новиков, поэт Август Муран, биолог Д. Д. Саввинов, экономист И. Е. Томский и др.

Тот факт, что творчество А. Е. Кулаковского было на протяжении длительного периода ареной дискуссий республиканских и российских исследователей, а также директивных органов, подчеркивает непреходящее значение его идей и масштабность их влияния на общественно-политическую мысль Республики Саха.

Важное место в изучении творчества А. Е. Кулаковского занимали проблемы социального развития края, которые впоследствии разрабатывались многими учеными Якутии.

При изучении проблемы становления классового общества и социально-экономического развития дореволюционной Якутии в предшествующий период такие ученые, как И. А. Аргунов, Г. П. Башарин, 3. В. Гоголев, опирались на марксистскую методологию и в первую очередь охарактеризовали степень развития производительных сил в дореволюционной Якутии. При этом И. А. Аргунов использовал историко-социологический метод.

Положение народов Севера при трансформации социально-экономического строя изучалось B.C. Луковцевым. Влияние урбанизации на ценностные ориентации якутов рассматривались У. А. Винокуровой. Историю становления интеллигенции в Якутии изучал С. Н. Горохов.

Экономисты современного периода в основном базировались на адаптации концепции рыночной экономики к региональным условиям: известны работы Н. В. Бекетова Я.Т. Васильева, В.Р. Дарбасова, Х.Н. Дьяконова, Е.Г. Егорова, И.А. Матвеева, A.A. Попова, И.Е. Томского, H.H. Тихонова, Ф.С. Тумусова, Н. В. Бекетова и др.

Основа современной стратификационной структуры Республики Саха (Якутия) охарактеризованы в работе И. И. Подойницыной с использованием трех критериев стратификационного анализа: отношения к средствам производства, положения в сфере труда, уровень дохода.

Вместе с тем, проблемы социального развития Якутии не нашли сколько-нибудь полного отражения в научной литературе. Не исследованными оказались и социологические воззрения А. Е. Кулаковского, которые в контексте перехода к рыночным отношениям вызывают особый интерес и требуют глубокого научного анализа.

Целью исследования является анализ социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их реализации в социальных процессах современной Якутии.

Достижению этой цели подчинено решение следующих задач:

- осуществить социологический анализ литературных произведений и научных трудов А. Е. Кулаковского;

- раскрыть содержание основных социологических воззрений А. Е. Кулаковского о характере развития якутского народа;

- выяснить возможности осуществления идей общественного мыслителя в современных условиях Республики Саха;

- выявить особенности и механизмы перехода традиционных отраслей хозяйства к рыночным отношениям, выдвинутых А. Е. Кулаковским в условиях вступления якутского общества на путь капиталистического развития;

- раскрыть социальные прогнозы ученого, определяющих будущие социальные процессы.

Объектом исследования является научное творчество А. Е. Кулаковского и социальные процессы в современной Якутии.

Предметом исследования выступает выявление социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их осуществление в социальных процессах . современной Якутии.

Методологическую основу исследования составили детерминистский, функциональный и исторический подходы, рассматривающие общественные процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили фундаментальные труды ученых в области социологии, этносоциологии, истории, экономики.

;В качестве непосредственных источников были использованы творчество А. Е. Кулаковского, труды исследователей по социально-экономическим процессам дореволюционного и постсоветского периода.

Источниками исследования послужили труды отечественных и зарубежных социологов по проблемам общества, культуры, социальной структуры, социализации личности, межэтнических взаимоотношений и перспективы развития человечества. Кроме философской и социологической литературы использованы работы специалистов смежных областей знания; историков, этнографов, экономистов, демографов, литературоведов, ибо предмет исследования - социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии, является разносторонним и комплексным, находящимся на стыке этих и других наук. В качестве эмпирической базы исследования использованы данные Национального архива Республики Саха (Якутия), Государственного комитета по статистике, выступления руководителей республики, социологические исследования соискателя.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследованы социологические воззрения А. Е. Кулаковского.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие новые результаты, которые выдвигаются автором на защиту.

- доказано,' что А. Е. Кулаковский в выдвижении своих социально-политических воззрений широко использовал социологические методы и подходы;

- определено, что в его исследованиях преобладал культурный детерминизм во взглядах на развитие общества;

- выделены фундаментальные социологические проблемы, такие как социальная дифференциация, социализация личности, взаимоотношения этносов, борьба за здоровый образ жизни, которые были выдвинуты общественным мыслителем, исходя из социально-экономических и культурных условий Якутского края;

- показаны особенности и механизмы перехода традиционных отраслей хозяйства к рыночным отношениям, рекомендованные ученым;

- выявлены социальные прогнозы гуманиста по поводу дальнейшего развития родного края и некоторых мировых процессов

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы диссертации могут быть использованы:

- для решения вопросов теории и практики перехода Якутии к постиндустриальному развитию;

- как предложения при принятии парламентом республики Ил Тумэн Закона о земельной собственности;

- в качестве практической основы для осуществления региональной государственной политики здорового образа жизни населения Республики Саха; ...

- при разработке курса лекций по истории социологии, истории Якутии, культурологии и для чтения спецкурсов в вузах и колледжах республики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Якутского государственного университета, а также на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены в 4 статьях, опубликованных в тематических сборниках. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях:

республиканской конференции «Региональные особенности межнациональных отношений». Якутск, 1993

- на республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Шаг в будущее-Интеграция». Якутск, 1996;

на университетской конференции «Новые инновационные технологии в обучении студента». Якутск, 1998

- на научно-практической конференции Совета молодых ученых и специалистов финансово-экономического института' Якутского

государственного университета им. М. К. Аммосова «Пути выхода из социально-экономического кризиса: региональные аспекты». Якутск, 1999

- на межвузовской научной конференции «Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы». Якутск, 1998;

- на VI Мирнинской городской научно-практической конференции «Образование, общество, технический прогресс». Якутск, 1999;

- на республиканской научно-практической конференции «Якутское село на пороге XXI века: что делать?». Якутск, 1999;

- на «Круглом столе»: «Философское осмысление Послания Президента PC (Я) парламенту и населению». Якутск, 1999;

- на IV научно-практической конференции «Логос. Культура. Цивилизация». Якутск, 1999;

- на республиканской научно-практической конференция «Актуальные проблемы российского федерализма» Якутск, 1999;

на республиканской научно-практической конференции «Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски». Якутск, 1999;

на республиканской научно-практической конференции. «Политическая система общества: проблемы модернизации».Якутск, 2000

- на общероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеллигенции в образовательных системах», г. Красноярск, 1999:

- на III Международной научно-методической конференции. «Университетское образование». Пенза, 1999

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций и списка литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность поставленной проблемы исследования, характеризуется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, дается описание методологических основ, рассматривается научная новизна и практическая значимость работы диссертации.

В первой главе «Теоретико-методологические основы исследования социологических воззрений А.Е. Кулаковского и их реализации в социальных процессах Якутии» рассматриваются теоретические аспекты исследования. На основе марксистского детерминистского подхода рассматривается воздействие социально-экономических условий России и Якутии рубежа XIX-XX столетий на развитие отечественной социологической мысли и общественно-политических движений в регионах страны, в том числе Якутии. Анализ этих процессов позволяет определить место воззрений А. Е. Кулаковского в российской науке. В свою очередь, анализ социально-экономического

развития региона и его проблем в период трансформации социально-экономических отношений, позволяет преодолеть отношение к Кулаковскому, только как к литератору и общественному деятелю просветительского направления. Выявление различных подходов и методов социологии, использованных автором, дает возможность более полно отразить социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их осуществление в социальных процессах Якутии.

В первом параграфе «Характер социальных процессов Якутии в конце Х1Х-начале XX вв.» предпринята попытка анализа существующих концепций об уровне социально-экономического развития Якутии рубежа Х1Х-ХХ столетий. В связи с этим освещены особенности развития экономики Якутской области изучаемого периода, правовое положение отдельных народов, взаимоотношения с центральным правительственным аппаратом и система местного самоуправления, уровень развития культуры якутского народа, сословно-этническая структура общества дореволюционной Якутии, уровень жизни коренного населения.

В целом, для региона был характерен кризис, возникший вследствие начала перехода от феодально-патриархального общества к капиталистическому. При этом преобладали следующие явления: падение уровня жизни вследствие неэффективности традиционного скотоводческого хозяйства, которые сдерживали процессы трансформации социальной структуры. Якутии, тотальная неграмотность коренных народов, несовершенная законодательная база, когда большинство населения Якутии не имело многих прав, в том числе и права частной собственности на землю. Устаревшая система государственных институтов, жесткий контроль над аппаратом местного самоуправления также негативно воздействовали на развитие общественной мысли якутского народа.

Проблема трансформации социально-экономических отношений феодально-патриархального общества в капиталистическое служили той почвой, на которой развивались соответствующие учения, в основном концепции модернизационного развития.

Во втором параграфе «Отечественная социологическая мысль о путях общественного развития России и ее регионов» даны основные направления , отечественной социологической науки, региональной общественно-политической мысли, движения первых представителей якутской национальной интеллигенции. Достижения отечественной социологической мысли представлены в связи с тем, что Якутия была включена в состав Российского государства, и общественно-политическая мысль России оказывала большое влияние на становление якутской национальной интеллигенции. В диссертации представлены доминировавшие подходы к изучению общества в отечественной

социологии изучаемого периода, методологические ориентации деятелей сибирского областничества.

Определены факторы, влияющие на становление общественной мысли дореволюционной якутской национальной интеллигенции, основные ее направления. Предпринята 'попытка анализа .взаимосвязи российской социологической мысли, основных идей представителей движения сибирского областничества и становления общественно-политической мысли дореволюционной якутской национальной интеллигенции.

Были выявлены некоторые общие черты, присущие представителям просветительских движений других народов России изучаемого периода, а также якутским национальным движением: опора на местные ресурсы, многоукладность экономики, повышение социальной мобильности населения, развитие товарно-денежных отношений. Вследствие , этих причин рубеж Х1Х-ХХ столетия в истории общественной мысли Якутии был определен как период якутского национального Просвещения.

В третьем параграфе «А. Е. Кулаковский как социальный мыслитель: его взгляды на характер и содержание социальных процессов в якутском обществе» предпринята попытка осмысления А. Е. Кулаковского как самобытного ученого, с развитыми социологическими воззрениями, использовавшим методы социологии в своей научной, литературной и общественно-политической деятельности. Автором раскрыты социологические воззрения Кулаковского путем анализа его произведений и сопоставления с различными подходами и методами социологии: демографическим, коллективистским, ролевым, психологическим, культурологическим и особенностями социальных процессов в Якутии рубежа Х1Х-ХХ столетий.

В ходе анализа творчества А. Е. Кулаковского был выявлен его культурный детерминизм, указывающий на прямую зависимость социального развития общества прежде всего от уровня культуры отдельных его членов. Было обнаружено также, что А. Е. Кулаковский исследовал такие фундаментальные проблемы социологии, как социальная дифференциация, социализация личности, взаимоотношения этносов, борьба за здоровый образ жизни, которые были выдвинуты общественным мыслителем, как наиболее актуальные для социально-экономических и культурных условий Якутского края. В работе показано, что А.Е. Кулаковский использовал различные методы социологии, такие, как анализ документов, устный опрос, наблюдение.. Как самобытный ученый, он сделал вывод о возможности ускоренного социально-экономического прогресса «отсталых» стран, используя передовые технологии.

Одним из первых,, на основе эмпирических данных, ученый разрабатывал проблему совместного проживания аборигенных народов и народов-колонизаторов. В сущности, придерживаясь просветительских

методов. Кулаковский подготовил программу модернизационного прорыва якутского народа в условиях перехода к капиталистическим отношениям. В период ломки традиционного феодально-патриархального общества мыслитель внимательно отслеживал изменения в социальной структуре общества якутского народа, обосновал проблему переселения и, в целом, осознавал прогресс мировой цивилизации в сторону ее глобализации.

Социальные изменения в условиях дореволюционной Якутии в видении Кулаковского должны были иметь характер модернизационного развития. Как и просветители других народов, Кулаковский настаивал на развитии многоукладной экономики, когда комплексное повышение жизненного уровня происходило за счет внутренних резервов и различных отраслей хозяйства: ремесла, отхожих промыслов (сезонных работ в промышленности и на городском рынке труда). В русле концепции Кулаковского следует отметить такие прогрессивные меры, как отказ от социальных выплат с опорой на труд, пропаганда здорового образа жизни, масштабность (в рамках региона) проводящихся инноваций.

Подробный и объективный анализ состояния и перспектив развития Якутской области, был представлен в докладе А. Е. Кулаковского «Якутской интеллигенции». Как считал докладчик, в кризисных условиях перехода Якутии к капиталистическим товарно-денежным отношениям в начале XX в., при сохранении угрозы массового переселения в Якутию крестьян из центральной ■ России, требовался модернизационный прорыв в социально-экономическом развитии якутского народа, интенсификация традиционного уклада хозяйства, экономических отношений и развитие новой для якутов отрасли - земледелия.

Одним из основных пунктов программы «культивизации Якутии» была рационализация землепользования. Мыслитель предложил распределение ролей различных социальных групп, охарактеризовал ' источники финансирования инноваций. По сути, им была разработана первая теоретическая модель • развития Якутии в условиях перехода ■ к капиталистическим товарно-денежным отношениям. Кулаковский считал, что введение института индивидуального землепользования, а тем -более частной собственности на землю в Якутии преждевременно, в силу низкого культурного, и материального уровня местных жителей. ~ Привлекательной особенностью данного плана является достижение цели с помощью только трудовых методов, без привлечения инвестиций с других регионов России и стран мира.

В целях большей интеграции сельского населения Якутии в рыночные отношения и повышения уровня жизни народа, А. Е. Кулаковский предлагал развитие товарного кредита, через организацию развитой системы потребительской и заготовительной кооперации. Одновременно он выступал против массовой выдачи чисто денежного кредита. Большое

внимание было уделено социализации личности: мыслитель' предложил открытие сельскохозяйственных школ . низшего .типа для соединения обучения с непосредственной жизнью, .ремесленных школ для развития будущей кустарной промышленности, разработку национальной письменности, обучение детей на родном языке, распространение общественных библиотек, организация переводов русской литературы и т.д.

В основу его модели была положена идея о комплексном повышении жизненного уровня населения. Таким образом, А. Е. Кулаковский ратовал за достижение высокого уровня материального развития якутского народа через труд, привлечение новых технологий, интенсификацию экономических отношений, включение якутского села в зарождавшиеся в начале века рыночные отношения, ликвидацию дисбаланса в развитии города и села посредством введения рыночных отношений и, самое главное - через формирование многоукладной экономики.

Во второй главе «Характер и основные тенденции социальных процессов в Якутии в условиях перехода к рыночным отношениям» рассматривается процесс вхождения Якутии в рыночные отношения и обусловленные этим изменения в социальной структуре1 постсоветской Республики Саха (Якутия). На основе изучения данных о социально-экономическом развитии России и Республики Саха (Якутия) в период 19901999 гг., научных работ и анализа результатов конкретного социологического исследования выявлены сходные моменты в периодах рубежа Х1Х-ХХ столетий и современной Республики Саха (Якутия). Эти два периода определены как веховые, . когда происходит трансформация социально-экономических отношений в обществе. Сходность двух периодов в определенной степени обуславливает актуальность ряда пунктов программы А.Е. Кулаковского на современном этапе.'

В терминологии советского периода, когда превалировал марксистский подход, автор определил период рубежа Х1Х-ХХ столетий как переход от феодально-патриархальных к . капиталистическим отношениям. Современный период рубежа ХХ-ХХ1 столетий в развитии мировой цивилизации определен научными деятелями и отчасти руководством России как переход к постиндустриальному обществу. На основе обобщения основных показателей социально-экономического развития выявлено то, что оба периода имеют для Якутии следующие черты: кризис, обусловленный падением традиционной экономической базы в новых условиях и необходимость выработки стратегии развития.

Для детального анализа достоверности прогностических моментов программы социально-экономического развития региона, составленной А. Е. Кулаковским, возникла необходимость социологического исследования в сельскохозяйственных улусах (районах) республики. С этой целью была проведена программа «Отражение воззрений А.Е. Кулаковского на

современном этапе», включающая два социологических исследования: «Перспективы развития сельского хозяйства» и «Борьба за 'здоровый образ жизни среди сельской молодежи».

В первом параграфе «Становление рыночных отношений - основа изменений социальных процессов в республике» рассматривается современное состояние социально-экономического развития региона. В результате анализа данных об основных показателях экономики, нами сделан вывод, о том, что в результате проводившихся либерально-демократических реформ в Российской Федерации, в целом, в Якутии, в частности, наблюдаются кризисные явления. Это вызвано тем обстоятельством, что построение рыночных отношений пошло по направлению «дикого капитализма», что характерно для более ранних этапов развития общества России. Постепенная трансформация российской экономики в целом, а якутской в большей степени, в сторону сырьевой, доиндустриальной, является неудачной моделью. Остальная часть мирового сообщества движется в сторону развития постиндустриального общества.

В диссертации показано, что несмотря на все изменения, вызванные социально-экономическим и научно-техническим прогрессом, для сельской Якутии актуальными остаются те проблемы, над которыми работал А.Е. Кулаковский: проблема интенсивного земледелия, селекционной работы с породами крупного рогатого скота, пропаганда здорового образа жизни населения. Мероприятия, проводимые в рамках правительственной программы «Развитие семейной экономики», «Якутский скот» и «Якутская лошадь» во многих моментах сходны с программой развития региона, подготовленной в 1912 г. А.Е. Кулаковским к докладу «Якутской интеллигенции».

Основным противоречием введения рыночных отношений в аграрном секторе Республики Саха является отсутствие законодательно оформленного права собственности на землю, в частности, на сельскохозяйственные угодья (Диаграмма 1.). Факторы, препятствующие введению данного законопроекта, остаются прежними: опасение определенной части населения о возможном несправедливом переделе земельной собственности, что совпадает с тезисом А.Е. Кулаковского. В результате социологического исследования было выявлено, что в условиях перехода к рыночным отношениям селекционная работа с породами крупного рогатого скота является одной из злободневных проблем.' Среди сельского населения наиболее популярны два направления работы: мясо-молочное производство и восстановление породы якутского скота.

На современном этапе одним из перспективных направлений сельского хозяйства является выращивание злаков. Это доказано в ходе анализа результатов социологического исследования, когда большинство респондентов высказались за развитие зерновых хозяйств.

Дополнительно .в ходе выполнения программы «Отражение воззрении А.Е. Кулаковского на современном этапе» была произведена дифференциация населенных пунктов по типам, исходя из доминирующей в них организационно-правовой формы хозяйствующих субъектов и из демографических показателей.

Результаты социологического исследования Диаграмма 1. Виды предпочитаемой собственности на землю

! ,ддругое-0,51%

дзатрудняюсь ответить- \ , 4,06% ' '

Я по отдельным учреждениям-0,51%

□обществ вмное-17.26% □ кооператив ное-6.09% 'риидивидуальное-46,19% _ р) ; щНет ответа-25,38%

0,00% 20,00% 40,00% 60,00%

Диаграмма 2. Мнение респондентов о причинах алкоголизации

молодежи

ЕЭб«работица-5В,58а/о

близкий уровень общей хуяьтуры-43,1%

□ отсутствие полноценного досуга и культурного отдыха-37,24% □стресс-31,8%

. ■ перемена духовном

■ ценностей в обществе-13,81%

0низкий уровень культуры винолития-35,15%

■ питейные традиции-16.74%

□ доу гое-5.44%

Во втором параграфе «Основные направления социальных сдвигов в Якутии» охарактеризованы социальные последствия проводившихся в стране экономических преобразований. На основе анализа произведений . современных зарубежных авторов и документов руководителей Российской Федерации сделан вывод, что современный период является для страны веховым периодом, когда осознано отставание от мировой цивилизации, передовые страны которой вступают в период постиндустриального развития общества. Основные черты этого общества были теоретически обоснованы основателем теории постиндустриализма Д. Белл. Осознание этого факта вызвало определенную рефлексию среди руководства страны и суверенной республики, которая выразилась в составлении документов, имеющих стратегический характер. Основными чертами документов, составленных современными лидерами России и Республики Саха (Якутия) являются следующие:

- глобальность построений, характеризующих современный этап, как некоторую веху на пути дальнейшего развития страны и отдельных регионов;

- понимание необходимости модернизации всего комплекса социально-экономического строя, развития науки, образования и менеджмента;

- опора на традиционные ценности и формирование новых ценностей для полноценной интеграции страны и региона в мировое сообщество;

- опасение возможности развала страны, депопуляции этноса;

При анализе этих документов нами проведены определенные параллели с программой Кулаковского.

При переходе к постиндустриальному обществу возникают новые проблемы в новых масштабах: падение нравственности, кризис культуры: эост насилия и в целом девиантного поведения.

В условиях вакуума идеологических ценностей актуальной является вдача решения проблемы алкоголизма. Алкоголизм действительно является ■-оциальной проблемой, еще с времен А. Е. Кулаковского и это юдтверждается материалами социологического исследования. Но на «временном этапе в связи с качественно иным уровнем развития общества, (анная проблема должна решаться, в основном, через долгосрочные (рограммы. Наши исследования доказали глубокую правоту А. Е. кулаковского в отношении причин данного девиантного поведения. У кулаковского - это низкий уровень культуры, переводя на научный язык -;изкий уровень жизни широких слоев населения, который включал не олько экономический, но и все основные индексы уровня жизни -оличество грамотных, образование, средний доход. Нам представляется, то в условиях трансформирующегося общества начала XX в., а также и на

современном этапе, проблемы алкоголизма и методы решения, предложенные А, Е. Кулаковским верны.

В третьем параграфе «Некоторые прогнозы А.Е. Кулаковского о характере социальных изменений в современной цивилизации»

отражены основные черты этого направления в произведениях, мыслителя, выполнена оценка его высказываний о тенденциях развития мировой цивилизации. Он разрабатывал такие проблемы, как влияние научно-технического прогресса на социальное развитие, внешняя политика и геополитика стран, демографическая проблема, мировая война, классовая борьба, взаимоотношения народов, глобализация мировой цивилизации. Некоторые проблемы, над которыми он работал, начали разрабатываться научными деятелями через несколько десятилетий после его смерти: глобализация мировых социально-экономических и политических процессов, причины возникновения мировых войн. В своей поэме «Сновидение шамана» он со знанием дела характеризует развитие мира.

Выявление демографической проблемы, как основной причины конфликтов между отдельными социальными группами и странами в произведениях полностью оправдалась. Современные исследователи в той или иной степени указывают в качестве причины конфликтов на конечность биоресурсов, полезных ископаемых. Известно, что для Китая и Индии характерна демографическая политика, направленная на снижение уровня рождаемости, предсказанная в свое время А. Е. Кулаковским.

Прогноз мыслителя о глобализации военных конфликтов в XX в., который был отражен в поэме, "Сон шамана", полностью оправдался течением двух мировых войн и актуален для будущего человечества. Талантливым является указание А. Е. Кулаковским еще в 1910 г. основной страны - агрессора - Германии. ■

Угроза социальных катаклизмов при., индустриальном обществе остается актуальной и для современной России. Ход развития двух революций - Февральской и Октябрьской, а затем Гражданская война, целиком и полностью подтвердили прогноз Кулаковского о возможных социальных катаклизмах.

Проблема аборигенных народов, остается острой для современной мировой цивилизации. На это указывает проведение различных мероприятий международными организациями. Однако, по мнению диссертанта, подход Кулаковского. лучше . большинства ' существующих методик: народы, овладевая всеми новейшими технологиями органично включаются в состав мирового сообщества. Чисто гуманитарная помощь, на наш взгляд способствует вымиранию народов, утере их связи с окружающим миром, потому что только труд и полноценная конкуренция способствуют прогрессу. Стагнация всегда влечет за собой упадок, что доказывается ходом развития самого советского общества.

Особенно ценны и наиболее блестяще оправдались в условиях современного многополярного мира прогнозы А, Е. Кулаковского о наметившихся тенденциях к глобализации всех мировых процессов в XX столетии. Единая структура мира, взаимосвязанность всех мировых процессов в творчестве А.Е. Кулаковского основаны на анализе современной ему геополитической ситуации, когда весь мир был поделен между колониальными державами и любой конфликт мог привести к мировой войне. Это главная особенность нашего уходящего века - взаимосвязанность, единость, глобализированность мира.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, делаются выводы

Основные положения диссертации изложены в следующих научных публикациях:

1. Якутское городское полицейское управление// Региональные особенности межнациональных отношений. Якутск, ГУП Сахаполиграфиздат, 1994.-С. 11

2. К вопросу о социологических воззрениях А. Е. Кулаковского// Молодежь и наука РС(Я). Тезисы участников республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов г. Якутск. 5-6 декабря 1996 г. Якутск: ГУП «Полиграфист», 1996. - Ч. 3. - С. 11

3. Отражение воззрений первых представителей якутской интеллигенции в сфере народного образования на современном этапе// Сборник научных статей кафедры философии. Якутск: изд. - во ЯГУ, 1999. -156 с.-С. 46-51

4. Социологические воззрения народов России» в системе высшего образования//Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы. Межвузовская научная конференция. 2-3 февраля 1999 г. Тезисы докладов. Якутск: изд.- во ЯГУ, 2000. - 128 с. - С. 82-83.

5. Социологические воззрения А. Е. Кулаковского//Илин. - 1999. - № 3-4.-С. 26-27.

6. Взгляды А. Е. Кулаковского на развитие образования. //Образование, общество, технический прогресс. Сборник докладов и тезисов. VI Мирнинская городская научно-практическая конференция 5-летию Мирнинского филиала ЯГУ им. М.К. Аммосова. Мирный: Мирнинская городская типография, 1999. - С.41-42

7. Проблемы интеграционных процессов высшего образования в странах СодружестваУ/Проблемы , интеллигенции в образовательных системах. Красноярск: СибГТУ, 1999. - С. 37

8 Мнение жителей Усть-Алданского улуса по Закону о собственности на землю (по материалам социологического исследования - апрель 1999 г.)//Якутское село на пороге XXI века: что делать? (Материалы II

республиканской научно-практической конференции, состоявшейся 19 мая 1999 г.). М.: изд-во МСХА, 1999. - С. 168-170

9. Предложения участника «Круглого стола», философское осмысление Послания Президента РС(Я) парламенту и населению/Юпыт рефлексии над посланием Президента РС(Я). Якутск: изд. -во ЯГУ, 1999,- С. 32-34.

10. Региональные и межрегиональные аспекты в преподавании истории социологии/Университетское образование. Материалы III Международной научно-методической конференции. 22-23 апреля 1999 год.. Пенза, Приволжский Дом знаний,! 999. - С:63-64.•■

11. Мнение молодежи Усть - Алданского улуса о главных факторах распространения алкоголизма среди сельской молодежи//Логос. Культура. Цивилизация. Тезисы докладов IV научно-практической конференции (г. Якутск, 26 мая 1999 г.)Якутск: изд.- во ЯГУ, 1999. - 186 с. -С. 118-121

12. Письмо якутской интеллигенции» А. •£. Кулаковского и Послание Президента Республики Саха (Якутия) М. Е. Николаева как отражение двух эпох национального Просвещения народа Саха// Логос. Культура. Цивилизация. Тезисы докладов IV научно-практической конференции (г. Якутск, 26 мая 1999 г.) Якутск: изд.-во ЯГУ, 1999. - 186 с. - С. 122-123

13. Жители Усть-Алданского улуса о формах собственности на различные виды сельскохозяйственных угодий//Актуальные проблемы российского федерализма. Республиканская научно-практическая конференция 3 июня 1999 г. Тезисы докладов. Якутск, изд.- во ЯГУ, 1999. -

14. Первые представители якутской национальной интеллигенции о роли образования и современная Республика Саха//Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски. Материалы республиканской научно-практической конференции. 14 июня 1999 г. Якутск: изд-во ЯГУ, 1999. - 222 с. - С. 70-71

15. Просветительские концепции якутской интеллигенции начала XX века и их отражение на современном этапе//Политическая система общества: проблемы модернизации. Материалы республиканской научно-практической конференции. (10 декабря 1999 г., г. Якутск). Якутск: изд.-во ЯГУ, 2000.-99 с.-С. 76-77

С. 82-83

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Охлопков, Василий Егорович

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их реализации в социальных процессах Якутии.

1.1. Характер социальных процессов Якутии в конце XIX-начале XX вв.

1.2. Отечественная социологическая мысль о путях общественного развития России и ее регионов.

1.3. А.Е. Кулаковский как социальный мыслитель: его взгляды на характер и содержание социальных процессов в якутском обществе.

Глава 2. Характер и основные тенденции социальных процессов в Якутии в условиях перехода к рыночным отношениям.

2.1. Становление рыночных отношений - основа изменений социальных процессов в республике.

2.2. Основные направления социальных сдвигов в Якутии.

2.3. Некоторые прогнозы А.Е. Кулаковского о характере социальных изменений в современной цивилизации.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Охлопков, Василий Егорович

Актуальность темы исследования. Переход России к рыночным отношениям в постсоветское время потребовал кардинального реформирования всей системы политических, административно-правовых и социально-экономических отношений, демократизации всех институтов общества. Стратегия развития страны- создание постиндустриального социума. Этот магистральный путь развития человечества характеризуется своими особенностями, детерминированными своеобразием экономического, политического, социального и культурного развития той или иной страны, ее географического положения и народонаселения. Для такой огромной и многонациональной страны, как Российская Федерация, такое развитие преломляется и через специфику составляющих ее регионов и их этнических образований.

Известно, что всякий социальный прогресс основывается на достижениях настоящего и прошлого. Поэтому оправдано то, что многие общественные деятели и научные работники обращаются к идеям мыслителей прошедших времен, к их анализу социально-экономического и культурного развития своих регионов, прогнозам будущего. Для Республики Саха одним из таких мыслителей является Алексей Елисеевич Кулаковский - поэт, ученый, общественный деятель и просветитель, живший на рубеже XIX и XX столетий. Эпоха рубежа веков характеризовалась переходом народа саха от патриархально-феодального общественного строя к капитализму. В современный период развития Якутии наблюдается переход народа саха, как и других народов России, от государственного социализма к рыночным отношениям, постиндустриальному обществу. При этом можно заметить, что оба рубежа столетий для народа саха имеют общую черту: внедрение рыночных отношений. Изучение литературного и общественно-политического наследия

А.Е. Кулаковского позволяет выявить актуальные для настоящего времени идеи автора о переходе к рыночным отношениям, которые в ряде случаев могут служить, на наш взгляд, ориентиром современного социально-экономического и культурного развития Якутии.

Степень изученности темы. Начиная с 20-х гг. творчество А. Е. Кулаковского привлекало внимание исследователей. В советский период в изучении наследия мыслителя преобладал политический, классовый подход. В постсоветское время открылись возможности для беспристрастного, научного анализа его взглядов. В первый период А. Е. Кулаковского рассматривали, в основном, как реалиста-просветителя и буржуазного националиста, а во второй - как разностороннего самобытного мыслителя. При этом никто ранее специально не анализировал творчество А. Е. Кулаковского с позиций социологической науки.

В 1920-е гг. П. А. Слепцов-Ойунский, А. И. Софронов, С. Р. Кулачиков относили писателя к реалистам. В. Н. Леонтьев, М. Н. Шадрин и др. понимали его как выразителя идей революции. А. А. Иванов-Кюндэ, например, рассматривал поэму «Сон шамана» как произведение с устаревшими художественными формами

В 1930-е гг. критика Кулаковского велась с трех позиций. Согласно мнению первой группы исследователей, он был выразителем интересов буржуазно-националистических элементов, в второй - сторонником интересов как феодалов, так и нарождающейся буржуазии, третья - относила его к защитникам интересов феодалов .

В 1944 г. была опубликована монография Г.П. Башарина «Три якутских реалиста-просветителя», где А.Е. Кулаковский показан как поэт, ученый, общественный деятель и просветитель.

1 Софронов А. И. Последние дни Л. Е. Кулаковского//Авт. Якутия - 1926. - 1 авг.; Кюнлэ. Фатализм, мистицизм и символизм в произведениях якутских писатслсй//Авт. Якутия. - 1926. - 17, 18 марта; Леонтьев В. Н. А. Е. Кулаковский. (некролог)// Авт. Якутия. - 1926. - 17 июня; Ойунский П. А. О теории якутского стихосложения//Бюллетень Наркомпросздрава ЯАССР. - 1928. - №6-8. - С. 4-45.

2 Кулачиков С. Больная идсология//Авт. Якутия. - 1928. - 17 авг.; О состоянии и задачах якутской художественной лнтературы//Социалнстическая Якутия. - 1930 - 27 сент. - С. 3; Новиков В. М. Якутская советская поэзия: Матер. I всеякутской конф. советских писателей. - Якутск, 1936. - С. 5-28; Мордннов Н. Неразрешенные проблемы якутской художественной литературы//Соцналистическая Якутия. - 1933. - 3 июн -С. 4; Окоемов Н. Н. Итоги первого всесоюзного съезда советских писателей и задачи якутской художественной литературы: Матер. I всеякутской конф. советских писателей. - Якутск, 1936. - С. 29-48.

В 1951 г. в газете «Правда» от 10 декабря была опубликована статья «О буржуазно-националистических извращениях в освещении якутской литературы», в которой А.Е. Кулаковский обвинялся в буржуазном национализме и мальтузианстве. С этого времени исследователи творчества мыслителя разделились на две непримиримые группы. Н. П. Канаев, Г. П. Ефремов, Г. П. Тихонов, В. С. Познанский, В. А. Демидов, А. И. Новгородов и др. критиковали его как буржуазного националиста, контрреволюционера Г. П. Башарин, А. Е. Мординов, М. И. Пархоменко, И. А. Аргунов, С. П. Данилов, Г. Р. Кардашевский, И. В. Пухов, А. А. Петросян рассматривали его как основоположника якутской литературы, крупного прогрессивного ученого, просветителя, демократического общественного деятеля .

Конец открытой полемике был положен 16 февраля 1962 г. решением бюро Якутского обкома КПСС «Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы». Постановление, исходя из того, что в оценке литературного наследия следует руководствоваться конкретно-историческим подходом, указало на неприемлемость как огульного отрицания якутской литературы вообще и наследия А. Е. Кулаковского в частности, так и замалчивания идейных противоречий в общественной деятельности и творчестве ее зачинателей. С тех пор дискуссия вокруг творчества А. Е. Кулаковского постепенно пошла на убыль.

В постсоветский период среди таких якутских исследователей -представителей различных наук, как историк Е. Е. Алексеев, филолог А. А. Бурцев, философ А. Г. Новиков, поэт Август Муран, биолог Д. Д. Саввинов,

1 Демидов В. А. Вымысел и правда истории (к- дискуссии вокруг Д. Е. Кулаковского): Межвуз. сб. науч. тр. Новосибирского ун-та. Новосибирск, 1990. - С. 17, Демидов В., Познанский В. К истории борьбы с белобандмпимо.м в Якутии в 1921-1922 гг.//Вопросы историографии социалистического и коммунистического строительства в Сибири. - Новосибирск, 1976. - С. 76-78; Канаев Н. П., Ефремов Г. Д., Тихонов Г. П. Против извращений истории якутской литературы. - Якутск: Кн. изд.-во, 1953; Познанский В. Очерки истории вооруженной Сибири с контрреволюцией 1917-1918 г. - Новосибирск, 1973. - С. 28; Новгородов Д. И. Рецензия//Вопросы истории. - 1974. -№ 10.-С. 164-166.

2 Пархоменко М., Сыромятников Г. Алексей Елисеевич Кулаковский// Кулаковский А. Е. Песня якута. Стихи и поэмы. - М., «Советская Россия; 1977,- С. 5-28; Башарин Г. П. Первый якутский поэт и ученый//Якугский университет. - 1962. - 22 дек.; Башарин Г. Исторические судьбы письма Кулаковского// Кулаковский А. Якутской интеллигенции. - Якутск: Кн. Изд-во, 1992. - С. 3-30; Петросян А. Споры о наследствс//3намя. - 1961. - №8. - С. 206-210 ; Кардашевский Г. Р. О социальных мотивах творчества А. Кулаковского//Кулаковский. -Якутск, - 1964.-С. 49-57. экономист И. Е. Томский и др. доминировал объективный, научный подход к творчеству А. Е. Кулаковского

Тот факт, что творчество А. Е. Кулаковского было на протяжении длительного периода ареной дискуссий республиканских и российских исследователей, а также директивных органов, подчеркивает непреходящее значение его идей и масштабность их влияния на общественно-политическую мысль Республики Саха.

Важное место в творчестве ученого занимали проблемы социального развития края, которые впоследствии разрабатывались многими исследователями Якутии.

Такие ученые, как И. А. Аргунов, Г. П. Башарин, 3. В. Гоголев при изучении проблемы становления классового общества и социально-экономического развития дореволюционной Якутии в предшествующий период опирались на марксистскую методологию и в первую очередь охарактеризовали степень развития производительных сил в дореволюционной Якутии. При этом И. А. Аргунов использовал историко-социологический метод 2.

Положение народов Севера при трансформации социально-экономического строя изучалось B.C. Луковцевым. Влияние урбанизации на ценностные ориентации якутов рассматривалось У. А. Винокуровой. Историю становления интеллигенции в Якутии изучал С. Н. Горохов.

Экономисты современного периода в основном базировались на адаптации концепции рыночной экономики к региональным условиям: известны работы Н. В. Бекетова, Я.Т. Васильева, В.Р. Дарбасова, Х.Н. Дьяконова, Е.Г. Егорова, И.А. Матвеева, А.А. Попова, И.Е. Томского, Н.Н. Тихонова, Ф.С. Тумусова и др. Алексеев Е. Е. Алексей Елисеевич Кулаковский. - Якутск: Км. изд-во, 1966. - 292 е.; Новиков А. Г. Алексей Елисеевич Кулаковскнй// Философы России XIX-XX столетий. - М , 1994. - С. 319-320; Бурцев А. А. Идея толерантности и философия «правильного пути» А. Кулаковского//Логос. Культура. Цивилизация. - Якутск, ЯНЦ СО РАН, 199-1. - 186 е.; Бурцев А. А. Философские основы творчества А. Кулаковского//Лит. традиции эпохи и преломление их в Якутии. - Якутск: Изд-во ЯГУ, 1993. - 136 с. - С. 33-49. ; Муран А. Преодоление реализма//Полярная звезда. - 1992. - №5 - С. 169-174

2 Башарин Г. П. Социально-экономические отношения в Якутии второй половины XIX - начале XX века. - Якутск: Км изд-во, 1974. - 216 е.; Гоголев 3. В. Якутия на рубеже XIX - XX столетии. - Новосибирск: Наука, 1970. - 236 е.; Аргунов И. А. Социальное развитие якутского народа: историко-социологические исследования образа жизни. - Новосибирск: Наука, 1985. - 319 с.

Основа современной стратификационной структуры Республики Саха (Якутия) охарактеризована в работе И. И. Подойницыной с использованием трех критериев стратификационного анализа:

- отношения к средствам производства;

- положения в сфере труда;

- уровень дохода.

Вместе с тем проблемы социального развития Якутии не нашли сколько-нибудь полного отражения в научной литературе. Не исследованными оказались и социологические воззрения А. Е. Кулаковского, которые в контексте перехода к рыночным отношениям вызывают особый интерес и требуют глубокого научного анализа.

Целью исследования является анализ социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их реализации в социальных процессах современной Якутии.

Достижению этой цели подчинено решение следующих задач:

- осуществить социологический анализ литературных произведений и научных трудов А. Е. Кулаковского;

- раскрыть содержание основных социологических воззрений А. Е. Кулаковского о характере развития якутского народа;

- выяснить возможности осуществления идей общественного мыслителя в современных условиях Республики Саха;

- выявить особенности и механизмы перехода традиционных отраслей хозяйства к рыночным отношениям, выдвинутых А. Е. Кулаковским в условиях вступления якутского общества на путь капиталистического развития;

- раскрыть социальные прогнозы ученого, определяющие будущие социальные процессы.

Объектом исследования является научное творчество А. Е. Кулаковского и социальные процессы в современной Якутии.

Предметом исследования выступает выявление социологических воззрений А. Е. Кулаковского и их осуществление в социальных процессах современной Якутии.

Методологическую основу исследования составили детерминистский, функциональный и исторический подходы, рассматривающие общественные процессы и явления на основе всеобщих принципов взаимосвязи и развития.

Теоретической базой диссертационного исследования явились фундаментальные труды ученых в области социологии, этносоциологии, истории, экономики.

В качестве непосредственных источников были использованы труды А. Е. Кулаковского, исследователей по социально-экономическим процессам дореволюционного и постсоветского периода.

Источниками исследования послужили работы отечественных и зарубежных социологов по проблемам общества, культуры, социальной структуры, социализации личности, межэтнических взаимоотношений и перспективам развития человечества. Кроме философской и социологической литературы использованы исследования специалистов смежных областей знания: историков, этнографов, экономистов, демографов. В качестве эмпирической базы исследования - данные Национального архива Республики Саха (Якутия), Государственного комитета по статистике, выступления руководителей республики, социологические исследования соискателя.

Научная новнзна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследованы социологические воззрения А. Е. Кулаковского.

В итоге разработки темы исследования диссертантом получены следующие новые результаты, выдвигающиеся на защиту:

- доказано, широкое использование социологических методов и подходов А. Е. Кулаковским в выдвижении своих социально-политических воззрений;

- определено в исследованиях ученого преобладание культурного детерминизма во взглядах на развитие общества;

- выделены фундаментальные социологические проблемы: социальная дифференциация, социализация личности, взаимоотношения этносов, борьба за здоровый образ жизни, выдвинутые общественным мыслителем, исходя из социально-экономических и культурных условий Якутского края;

- показаны особенности и механизмы перехода традиционных отраслей хозяйства к рыночным отношениям, рекомендованные ученым;

- выявлены социальные прогнозы гуманиста по поводу дальнейшего развития родного края и некоторых мировых процессов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что теоретические выводы диссертации могут быть использованы:

- для решения вопросов теории и практики перехода Якутии к постиндустриальному развитию;

- как предложения при принятии парламентом республики Ил Тумэн Закона о земельной собственности;

- в качестве практической основы для осуществления региональной государственной политики здорового образа жизни населения Республики Саха;

- при разработке курса лекций по истории социологии, истории Якутии, культурологии и для чтения спецкурсов в вузах и колледжах республики.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры социологии Якутского государственного университета, на заседании кафедры философии Бурятского государственного университета и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации изложены в 4 статьях, опубликованных в тематических сборниках. Результаты исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях:

- республиканской конференции «Региональные особенности межнациональных отношений». Якутск, 1993;

- республиканской научно-практической конференции молодых ученых и специалистов «Шаг в будущее-Интеграция». Якутск, 1996;

- университетской конференции «Новые инновационные технологии в обучении студента». Якутск, 1998;

- научно-практической конференции Совета молодых ученых и специалистов финансово-экономического института Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова «Пути выхода из социально-экономического кризиса: региональные аспекты». Якутск, 1999;

- межвузовской научной конференции «Госстандарты высшего образования: проблемы, подходы, перспективы». Якутск, 1998;

VI Мирнинской городской научно-практической конференции «Образование, общество, технический прогресс». Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференции «Якутское село на пороге XXI века: что делать?». Якутск, 1999;

- «Круглом столе»: «Философское осмысление Послания Президента РС(Я) парламенту и населению». Якутск, 1999;

- IV научно-практической конференции «Логос. Культура. Цивилизация». Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференция «Актуальные проблемы российского федерализма» Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференции «Этнопедагогика Якутии: проблемы и поиски». Якутск, 1999;

- республиканской научно-практической конференции. «Политическая система общества: проблемы модернизации».Якутск, 2000; общероссийской научно-практической конференции «Проблемы интеллигенции в образовательных системах». Красноярск, 1999;

III Международной научно-методической конференции «Университетское образование». Пенза, 1999.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социологические воззрения А. Е. Кулаковского и их реализация в социальных процессах современной Якутии"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. А.Е. Кулаковский - основатель якутской национальной интеллигенции, поэт, фольклорист, также как и представители зарождающейся якутской интеллигенции на рубеже XIX-XX вв. и как гражданин и патриот своего края и России, много своих трудов посвятил социальному развитию Якутского края, России и всего мира. Его социологические воззрения отражались в литературных, научных и публицистических произведениях.

В своей общественной, научной и практической деятельности А.Е. Кулаковский использовал все социологические подходы: демографический, коллективистский, ролевой, психологический, культурологический, что отражено в его работах. Метод систематического наблюдения, устного опроса, работы над документами применялись А.Е. Кулаковским в течение длительного периода его поездок по улусам. Широкий круг знаний и применение этих социологических методов позволили ему создать программу комплексного развития региона.

2. Для мыслителя характерен культурный детерминизм, когда в его теоретических построениях развитие культуры предопределяет социальный прогресс. В связи с этим в разработанной им концепции модернизационных социальных изменений Якутии большое внимание уделялось образовательной сфере как средству повышения экономического и культурного уровня региона. Он признавал наличие классовой борьбы, но анализ его сочинений показывает, что он выступал за социальное согласие различных социальных слоев общества, предполагал и предпочитал эволюционное развитие общества. Тезис о социальном согласии красной нитью проходит через все творчество Кулаковского.

3. Как социолог он работал над такими проблемами социологии, как социальная дифференциация, социализация личности, развитие культуры, взаимоотношения этносов. Для социализации личности основными факторами, по Кулаковскому, являются воспитание трудом и преодоление девиантного поведения, овладение знаниями и национальной культурой. При этом его методологическим ориентиром является гражданское согласие, развитие общества эволюционным путем через единение общества. Поставленные им конкретные проблемы социального прогресса характеризуют его как социального теоретика. Теоретические мысли об общественном развитии Якутии, России и мира показывают масштабность, глубину социологического воззрения А. Е. Кулаковского на социальные процессы в обществе.

4. Одним из основных теоретических достижений мыслителя является его тезис о своем периоде, как веховом, когда наблюдаемое им отставание региона от мировых тенденций перехода к капиталистическим отношениям детерминировало модернизационные социальные изменения.

Актуальность его построений сохраняется вследствие влияния двух причин: во-первых, обширность знаний проблем региона и яркий аналитический, прогностический талант. Во-вторых, современный период социально-экономического развития России и Республики Саха, также как и рубеж XIX-XX столетий, являются веховыми, когда необходима структурная перестройка всего комплекса социально-экономических отношений, а также осознано отставание региона от тенденций развития мировой цивилизации. При этом в определенной степени совпадают и подходы к решению проблемы: глобальность стоящих перед российским народом и народом саха задач заставляет их руководство разрабатывать комплексные методы повышения уровня жизни граждан и интеграции страны в мировую цивилизацию.

5. Субъектом и целью общественного развития Кулаковский считал человека. Поэтому основным условием дальнейшего прогрессивного развития человечества, России и Якутского края у него являлось культурное развитие, особенно образование. В условиях перехода нашей страны к постиндустриальному обществу, т.е. переходу к интеллектуальной технологии, эти социальные взгляды Кулаковского также могут считаться современными.

Разработка достижения согласия в сфере межнациональных отношений остается одной из основных проблем мировой цивилизации. Кулаковский стоял на подлинно интернационалистских позициях. Он видел прогресс, счастье народа саха только в составе российского государства, в дружбе и сотрудничестве с русским народом.

6. Идеи А. Е. Кулаковского на современном этапе реализованы в следующих социальных процессах Республики Саха (Якутия): в образовательной сфере через развитие национальной школы, в сельскохозяйственной отрасли в модернизационных тенденциях, в программе здорового образа жизни и материального благополучия как национальной политики. Особую роль занимает новое осмысление роли высшей школы в условиях постиндустриального общества.

Все сказанное позволяет нам сделать вывод о том, что А.Е. Кулаковский выступал как социальный и политический мыслитель, с глубокими теоретическими, социологическими воззрениями.

Исходя из вышеизложенных положений диссертации, нами сделаны следующие практические рекомендации:

В современный период, когда аграрный сектор Республики Саха (Якутия) в силу действия двух негативных факторов: разрушения централизованной системы и отсутствия правовой базы на собственность вызвал снижение качества жизни сельского населения. В силу этого, для обеспечения повышения уровня жизни населения был принят комплекс мер под названием «Семейная экономика». Данные мероприятия, на наш взгляд, необходимо дополнить следующими пунктами:

1. В практической и законотворческой работе по направлению введения частной собственности ориентироваться на наличие трех видов населенных пунктов, выделенных нами по степени сложности работ по решению данной проблемы:

- села, которые не являлись крупными и средними административными центрами, вследствие чего в них в прошлые годы был незначителен приток мигрантов: земля была роздана в пользование по «предкам» (распределение по досоветскому периоду) и больших осложнений данное мероприятие не вызвало.

Вследствие этого введение частной собственности на сельскохозяйственные угодья целесообразно начать в малых селах;

- в села, которые были в прошлый период совхозными центрами, приток мигрантов в прошлые годы был значителен. Для данных населенных пунктов типично наличие проблемы нехватки земли, некоторая напряженность между "мигрантами" и "коренными", а также случаи передачи их земель для увеличения других населенных пунктов в прошлом (наличие земельных споров). Впрочем, земельные конфликты в РС(Я) протекают в рамках законности;

- наиболее сложна ситуация с улусными (районными центрами) центрами: если в первом и втором случаях земля на сегодняшний день разделена, то в улусных центрах межевания не производилось, ввиду чего для индивидуальных хозяйств остро стоит не только проблема сенокосов, но и непосредственно пастбищ скота.

На основе анализа данных исследования мы считаем необходимым предложить следующее: Российская Федерация охватывает огромное пространство, имеющее разнородный характер в силу естественных причин и уровня социально-экономического развития отдельных регионов. Поэтому вопрос о законодательстве по вопросу о земельной собственности необходимо решать на уровне отдельных регионов и субъектов Федерации с учетом местных особенностей. Республике Саха (Якутия), занимающей 20% площади Российской Федерации, требуется собственное законодательство по земельной собственности, разработанное в соответствии со статусом отдельных улусов -промышленных, аграрных, с учетом местных отличий, при обязательном сохранении многообразия видов собственности.

В связи с вышеизложенным данный вопрос должен изучаться на местах и решаться через республиканский референдум по внесению соответствующих поправок в Конституцию Республики Саха (Якутия). В противном случае вся забота о селе сосредоточится исключительно в парламентских прениях по поводу единовременных дотаций селу, что окончательно разрушит материальную базу и трудовой энтузиазм представителей аграрного сектора. Данные негативные тенденции могут быть необратимыми.

Законодательные акты должны учитывать мнение жителей отдельных улусов по формам собственности на различные виды сельскохозяйственных угодий. Принятие частной собственности, в целом по России, неизбежно, в связи с этим необходимо проводить большой объем подготовительных работ по законодательному обеспечению данных мероприятий с учетом местных условий.

II. В связи с тем, что работы в направлении достижения здорового образа жизни в современных социально-экономических условиях займут достаточно длительный период, на сегодняшний день актуальны меры, направленные на снижение уровня алкоголизма с помощью тактических методов:

1. Упрочение законодательной и материальной базы органов местного самоуправления «тёлбэ». Данное общественное объединение в современных условиях является единственным реальным средством контроля и профилактики алкоголизма, а также органом, имеющим возможность привлечения молодежи к общественной, культурно-просветительской и досуговой работе. С нашим мнением о роли «тёлбэ» были согласны все эксперты. Часть экспертов настаивают на повышении экономической базы «тёлбэ», путем назначения определенного уровня заработной платы руководителям данных низовых органов самоуправления.

2. В связи с изменением статуса личности сегодня затруднена медицинская профилактическая система алкоголизма. На данном этапе в большинстве центральных улусов наркологические службы сосредоточены в улусных центрах в лице единственного специалиста, иногда на часть ставки, т. е. на улус (район) с населением в десятки тысяч человек работает только один специалист. По нашему мнению, в улусных центрах должны существовать специализированные наркологические центры, с возможностью анонимного приема и лечения пациентов. Медицинские работники на местах должны вести мониторинг уровня алкоголизма и тесно взаимодействовать с «тёлбэ».

3. Правоохранительными органами, налоговой инспекцией и местным самоуправлением должна быть решена проблема нелегальной торговли алкогольными напитками, так как этот вид бизнеса изначально имеет криминальный характер и угрожает экономическому положению сельских жителей в связи с тем, что алкоголь становится доступным круглосуточно, независимо от возрастной категории потребителя, а также зачастую оплачивается натурой: во-первых, имуществом алкоголика и его семьи, во-вторых, отработкой в период сенокоса, или на хозяйственных работах, что отрицательно отражается на экономическом положении граждан, страдающих алкоголизмом.

На сегодняшний день в работе научных учреждений по направлению «Семейная экономика» не уделяется достаточного внимания идеологическому сопровождению мероприятий, в результате чего население отталкивается от преобразований. Государственные мероприятия по оптимизации социально-экономического положения Республики Саха (Якутия) должны вестись с параллельным маркетинговым и идеологическим сопровождением. На данный момент, в связи с отсутствием таковой, жизненно важные для села реформы проводятся не с той степенью эффективности, которая была бы возможна при оптимальной модели использования агитации и соответствующих идеологических кадров. С этой целью необходимы инвестиции в соответствующие исследовательские центры различных учреждений и оптимизация кадровой структуры учреждений идеологии.

В связи с тем обстоятельством, что разработка методов комплексного повышения уровня жизни в условиях трансформации общества является традицией интеллигенции народа саха, мы считаем необходимым широкое использование данного факта в агитационной и разъяснительной работе.

Анализ изменений в системе социально-экономических отношений села должен вестись систематически, через определенные промежутки времени, что позволит отследить и ликвидировать многие возможные негативные последствия рыночных реформ.

В связи с тем обстоятельством, что у населения Республики Саха (Якутия) остается высоким интерес к якутской породе крупного рогатого скота, мы считаем необходимым выработку моделей предоставления населению центральной Якутии молодняка данной породы. В случае невозможности этого ограничиться возвратным скрещиванием скота привозных пород с высокой степенью кровности с якутской породой.

 

Список научной литературыОхлопков, Василий Егорович, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Департамент службы занятости в 1999 г. Якутск, МТиСЗ РС(Я), 2000. -14 с.

2. Кулаковский А. Е. Грядущая Гидра: (К предстоящей засухе)//Авт. Якутия. 1925.- 5, 6 мая.

3. Кулаковский А. Е. Ибир-самыыр.- Якутскай: Кинигэ издательствота, 1971,- 16с.

4. Кулаковский А. Е. Инструкции для собирания сведений о шаманизме у якутов: Сб. тр. исслед. о-ва "Саха кэскилэ".- Якутск, 1925. Вып. 1.- С. 90-94.

5. Кулаковский А. Е. Как бороться с малым разливом рек//Авт. Якутия -1925.-31 мая.

6. Кулаковский А. Е. Как образовать сенные запасы//Авт. Якутия. 1925. -3, 4 июня.

7. Кулаковский А. Е. Манчаары. Якутск: Кн. изд.-во, 1945. - 420 с.

8. Кулаковский А. Е. Материалы для изучения верований якутов. Якутск: Кн. изд.-во, 1923.- 108 с.

9. Кулаковский А. Е. Наступления лета. М.: Современник, 1986. - 320 с.

10. Кулаковский А. Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд.- во, 1979. - 483 с.

11. Кулаковский А. Е. Некоторые способы борьбы с неурожаем и его последствиями//Авт. Якутия. 1925. - 2 июня.

12. Кулаковский А. Е. О происхождении слова "якут'7/Якут. Зарницы.-1926.-№4.-С. 53.

13. Кулаковский А. Е. Песня Якута. М.: Советская Россия, 1977. - 304 с.

14. Кулаковский А. Е. Правила якутского стихосложения: Сб. тр. исслед. о-ва "Саха кэскилэ". Якутск, 1925. - Вып. 1. С. 76-79.

15. Кулаковский А. Е. Сновидение шамана. М.: Худож. лит., 1990. - 238 с.

16. Кулаковский А. Е. Сон шамана. Якутск: «Бичик», 1994. - 128 с.17