автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Социология религии в современной Бразилии

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Шевченко, Лариса Сергеевна
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Автореферат по социологии на тему 'Социология религии в современной Бразилии'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социология религии в современной Бразилии"

дя/

московский ордена Ленина, ордена октябрьской революции и ордена трудового красного знамени государственный университет им. М.В. лсмоносова

Специализированный совет /Д 053-05.6?/ по социологическим наукам

. шевченко Лариса Сергеевна

удк i ми

социология: религии в современной бразилии

/Специальность 22-00.01 - теория, методология и история социологии/

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата социологических наук

На правах рукописи

Москва 1992

Работа выполнена на нафедро теории и истории социологии социологического факультета Московского ордена Ленина, Октябрьской Революций и Трудового Красного Знамени государственного университета имени М.В.Ломоносова..

Научный руководитель - доктор философских наук

профессор Добреньков В.И.

Официальные оппоненты - доктор философских наук

профессор Култыгин В.П.

- кандидат философских наук Попов A.C.

Ведущая организация - кафедра социологии Российской

Академии Управления

Защита диссертации состоится " " _ 1992 г.

в_час. на заседании специализированного сове-та

(Д 053.05.67) во социологическим наукам в Московском государственном университете имени В.М.Ломоносова по адресу: г.Москва, Ленинские горы, 3-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, социологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале 1-го корпуса гуманитарных факультетов МГУ.

Автореферат разослан " IJL"

ученый секретарь специализированного совета

НЕЧАЕВ В.Я.

? :

'.^глц:::, | ОБЩАЯ ХАРАКГЕГИСТИКА РАБОТЫ - - -

Актуальность темыисследования. В настоящее время наше общество переливает период переоценки многих духовных ценностей. Идет переосмысление исторического и культурного развития страны, пересматривается отношение к социалистическому идеалу5 преодолевается наша отстраненность от развития мировой куль-турн5 предлагающей различные варианты социализма. В то ке время у нас в стране наблюдаются многочисленные свидетельства усиления привлекательности религиозных идеалов, растет популярность нравственных законов Библии. Как будут развиваться эти процессы? В связи с духовншгк поисками нашего общества актуальным представляется исследование нового для нас варианта сочетания социалистического и христианского идеалов общественного развития, предлагаемого л бразильской социологии религии ее центральным направлением - социальной теорией "теологии освобождения". Особый интерес в этой теории вызывав® своеобразие использования марксизма, который долгое время в нашей стране был ведущим мировоззрением. Кроме того, следует учитывать рост популярности "теологии освобождения1' во всей мире. В розлвчшх формах она существует не только л странах Латинской Америки, но и в других развивающихся страна?: Азия и Африки. Но наиболее сильно "геология освобождения" развита в Бразилии, где работай? со кдогш&гао представители и где сна получила широкую общественную поддержку.Актуальным представляется такте анализ"теологии освобождения" в контексте становления бразильской социологической кнели,,поскольку бразильская социология, возникнув в период революционных преобразований в общество, прошла даягггвчикй путь создания солидной акадсничес-

кой структуры и собственной методологической базы, оказавшей влияние на методологический поиск теологов освобождения. Обзор развития бразильской социологии актуален и в плане сегодняшних поясков путей развития отечественной социологической науки, которая, как и бразильская социология, стремится не только к усвоению достижений мировой социологической мысли, но и к определению своего места и роли в мировой социологии, что позволяет говорить об общих закономерностях развития социологических наук в наших странах и о полезности изучения всех отраслей бразильской социологии, включая и социологию религии.

Степень научной разработанности темы. Знакомство отечественной социологической науки о бразильской социологией начинается в 60-е годы IX века, когда в нашей стране в течение десяти лет жил и работал бразильский социолог марксист, армянин по происхождению,' Жак об Базарян. Его статьи в коллективных трудах-^, а также представленная вы работа другого прогрессивного бразильского социолога Круз Косга ^ имеют большое значение, поскольку знакомят с философской базой, на которой зарождалась бразильская социология, и с начальным этапом ее становления .

История философии. Т.2,4,5. - М., 1957-61; Философская энциклопедия в 5-ти томах; Бразилия. - М., 1963; Современная Бразилия. - М., 1962; Современная Философия и социология в странах Европы и Америки. - М., 1964.

Коста, Круз Жоао. Обзор истории философии в Бразилии. - М., 1962.

Наибольшую ценность для представлений о современном уровне развития бразильской социологии имеют монографии и статьи крупнейшего в нашей стране специалиста по латиноамериканской социологии А.В.Шестопала-^, который в связи с анализом общего состояния латиноамериканской социологии известное внимание уделяет и современной бразильской социологии.

Большое значение для разработки темы исследования имеют научные работы и статьи отечественных социологов, экономистов: I.С.Поскониной, В.М.Давыдова, А.С.Харламенко, Ю.Н.Королева^, посвященные леворадикальному направлению современной латиноамериканской социологии, а которых присутствует анализ экономического направления созременной бразильской социологии.

Определенный интерес для исследования теоретических аспектов бразильской социологии представляют статьи Г.Б.Чубковой,

^ Шестопал A.B. Миражи Эльдорадо в XX- веке. Критические очерки буржуазной социологии в Латинской Америке. - М., 1981; Шестопал A.B. Леворадикальная социология в Латинской Америке. - М., 1974; Шестопал A.B. Судьбы человечества в социальной философии стран Латинской Америки. - В кн. Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. -М., 1983: Его статья в журнале Латинская Америка, 1988, № io, с.¿0-54.

^ Посконина Л.С. Латинская Америка: критика леворадикальных концепций. - М., 1988; ее же. Критика социально-политических концепций левого радикализма в Бразилии (на примере работ Ф.Э.Кардозо, Т.Дос Сантоса и С.фуртадо): Канд.дис..., М., 1980; Ее же. Критика немарксистских концепций о роли буржуазии в кубинской революции. Латинская Америка, 1985, Л 12; Давыдов В.М. Что такое "теория зависимости"? Латинская Америка, 1985, X 4, й 9; Давыдов В.М. Проблемы периферийного капитализма. Латинская Америка, 1991, № 3. Харламен-ко A.C. Революция и реформа: единство противоположностей. Латинская Америка, 1991. № 3; аго же. Левые радикалы: путь в революцию. Латинская Америка, 1988, № 9. Королев Ю.Н. Латинская Америка: революции в новейшее время. Латинская Америка, 1988, Л II.

В.ПЛ'оцкого, Я.Г.Шемякина, К.М.Г^пвиц'2''1 о различных проблемах латиноамериканской социологии.

Однако на сегодняшний день в нашей страна нет ни одного фундаментального исследования, специально посвященного социологии религии а современной Бразилии.

Поскольку центральным направлением современной бразильской социологии религии является* социальная теория "теологии освобождения", большой интерес для разработки темы имеют труда отечественных ученых религиоведов, философов, историков, посвященные различимы аспектам "теологии освобождения".

Деятельность теологов освобождения в контексте исторического развития католицизма исследуется в фундаментальных работах И.Р.Григулевича, Н .л .Ковальского'.

Вопросам идеологии и практики всемирного католицизма по-свядеяы монографии и статьи Великовича Д.Н., Шейямана М.М.,

^ Чубкова Г,П. Проблема самобытности в аргентинской социологии, Латинская Америка, 1390, Я 4; Тоцкий В.П, Фернандо Знрйке Кардозо: демократия для перемен. Латинская Америка, 1987, $ 4; Шемякин Я.Г, Освободительные традиции и революция. Латинская Америка, 1985, Л II; ВДвяц к,М, Латиноамериканские социологи о кризисе буржуазного государства, Латинская Америка, 1985, й 6.

Григулевич И.Р. "Мятежная" церковь в Латинской Америке. -Гл., 1972: его же, Церковь и олигархия в Латинской Америке (I8I0-I959). - М., 1981: его же, Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в ХУ1-ХХ веках, - М., 1980; его же. Латинская Америка: церковь и революционное движение, i960 -нач.80-х гг. -К., 1988; Ковальский H.A. Католицизм в Латинской Америке. -Н., 1986.

- 5 -

Ковальского H.A., Поташянской H.H.1).

В нашей исторической литературе "теология освобождения" как латиноамериканское явление рассматривается в научных работах и статьях Андроновой В.П., Деменчонка Э.В., Дерюгина C.B., Митрохина Л., Воробьевой И.Ф., Мчедлова M.П., Мамонтова С., Ролик 0., Козаля Б.И.2).

Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. - M., 1986; его же, Католицизм в современном мире. - M., 1981; его же. Критика клерикальных концепций войны я мира. Научный атеизм, 1386, JS 2; его же, Религия в современной идеологической борьбе.

- M.; 1981; Шзйнман М.М. Католицизм в меняющемся мире.

- M., 1975; Шзйнман М.М. От Пая IX до Павла У1. - M., 1979; Ковальский H.A. Католицизм я мировое социальное развитие. -M., 1974; его же, Ватикан: "Hait продвигаться вперед...?". Латинская Америка, 1980, J6 9; его жз, Коммунисты и христиане а ядерный век. Проблемы мира и социализма, 1987, № 10; Поташянская H.H. Католический клерикализм и народные массы.

- M., 1971.

Андронова В.П. Борьба за "теологию освобождения". Латинская Америка, 1980, Л 9; ее se, Христианские низовые общины -новая форма социального протеста верующих Латинской Америки. Латинская Америка, 1984, S 9; Деменчо'нок Э.В. Проблемы "освобождения" в радикальной теологии. Латинская Америка, 1986, № 10: его яе, Философия истории Дусселя. Латинская Америка, 1989, îS 5; Дерюгин C.B. Мятежный иезуит. Латинская Америка, 1987, № 3; его не, Католики и марксисты: от диалога к сотрудничеству. Латинская Америка, 1988, № 2; его se, Обсуждение проблем теологии ссвобондения. Латинская Америка, 1989, Я 6; Митрохин Л. О "теологии освобождения". Наука и религия, 1986, $ 7; Воробьева И.Ф. Положение я современные тенденции в католической церкви. - В кн. Бразилия: тенденции экономического и социально-политического развития. -М., 1983; Мчедлов М.П. Современные социальные движения и религия. Научный атеизм, 1985, Ä 3; Мамонтов С. Политзаключенного звала Христос. Проблемы мира и социализма, 1988, № 9; Мамонтов С., Альваро Оаьедо. '"Теология освобоадения": новая "ересь"? Проблемы мира и социализма, 1986, Д 3; Ролик 0. Беседуя с Фиделем. Наука и религия, 1986, № 8; Коваль Б.И. Теология "освобождения" против лояного смирения. Латинская Америка, 1990, № 6.

Часта этих работ j написанию: а доперестроечный лори од, в настоящее вромя продевазляог пошгваюльаую цеикоегь, однако со многиня идзодогачасгаш сцвюшш, данными б иях, сейчас трудно согласиться,

Учз-гшая ограшгаадноегь яяформацаа о социальной сигуадап в современной Бразилии, зшэ кснхакста которой затдедцлзояьпо разобраться а содиодотачеоких воззроааях, необходшаы являзтея тщатолыюа ваупоняв коллакшзиых я ивдоэвдоашшх исследований с различных егброиах аизиа.бразильского общества отечественных лакшоайшрикааастоз Зоб&шгоЗ Т J0., Сосиоаского А,А,, Коваля £,Ы,, Глш-шша АЛ!.. Сааяна Л.Н., Бистрова В.Я,-^.

Особый интерес для шализа методологических особенностей социальной таораз "теология освобоздения" икевт монографии и статьи наашх социологов, философов, религиеведов В.М.Пасика, ВЛЬДобраньксаа, АЖ Радугдна, А.С.Попова, Ф.Г.Сзсиенко, К.ИЛяконсва,, Н.И. Петякшевой, С,В. Дерюгина, H ЛЬПоташшской^

Забелина Т.Ю., С ооновский A.A. Бразилия до и после "чуда". - M., 1986; Коваль Б,И, Пролетариат Латинской Америки. - Ы,, i960; его же, Бразилия вчера и сегодня, - 19?Ь; Коваль Б.И, Резолюция продолжзотся, - M., 1984; Глинкин АЛ. Современная Бразилия. - M., 1980: Савин АЛ1. Промышленный пролетариат Бразилии. 'Латинская Америка, 1988, Ш 10; Бистров В.Я. Проблема молодежи в стратегии и тактика политических сил в современной Бразилии* Канд.две... M., 1987, С ооновский А.А, Демократические силы и политическая борьба в современной Бразилии, -M. j 1982 (канд.диссертация),

® Паеиаа В.Н, "Теология освобаздокая" (латиноамериканский ра-дахалытй вариант). Вопросу йадософяд, 1905: të I; Добренька) В.И., Радган A.A. Методологические вопросы исследования религии. - М„, 1989; Их к, Христианская теология и революция. - M,, ISÔ0; Радуган А.Л., Попоз A.C. Христианскио фу торологи ческа с концепция. --М,, 198?; их so, До политизации катояацизмл: лозунги и реальность. Латинская Аморика, 1988, ü 0; Поиол Л.С. К анализу социального значения ролиглп и атзязма. Фплссофскио иаулъ 1989, 8 2; Его жэ, Социальное зшодниэ волагвз и атгзоыа: история, совремsниость. Научный а го a a.!» IÖ30, JS 85 Полоз A.C., Радугнн Л,А. Хрпс-гпансксо бс~ гсолеж а поисках социального идеала» НаучшаЯ атеизм, 1936,

s которых частично пргдошша анализ в бразильской "тоологкп естобогдсяпя"«

Том но мсязэ в ноезй iwjzno'Â катаранурз йот un одного исследования г посвященного пооотороинему аааявзу таорпп n щкш-тсиси "тзолсгяи оозобс-гдсквя" иопоорэдствсяно в Бразшия.

Такое состошшо уровня разработка шт псслодозашш s отвчвогавияоЗ оододолая опрздоляот цель я задача асоледевадкя.

Поль лц?о$тетая ~ аяаязз "гоологил ссвобопдояпя" как основного иапрашшшя ссзрзисяной бразильской соцяологяя рздя-гия. Для доомгзам даяяоЗ дела з работе поставлена следущпв ЗШЖЁ.'

- рзеомотргть гзмэзло и проблемы становления бразильской социологии как багв, на которой зарощалаоь ооцаологяя рзллгкя;

- определить тэорзгяко-нзгодологймескую олацвфзну бразильской социологии кзл есноза иггодояогвчосного поиска соцзалыюй теории "геология освобождения" ;

- дать всесторигяеэ харйкюряотииу бразлльспоЗ "тоологей оовобоздзцяя"» ессбоз Екпазпяа удаляв с® seopsssHecm« яолокз-пяш;

Л 4; Радупш h,&., Овсяекко 5«Г, Нозыз тепдекггл з гатоля-ческой геология л фвлособая. Иаушгай атвдкл, 1977, 13 2? Оэзовеяко ФГГ. Соцзально-этзчоскоз учзквв"оозроизвиого пстояа-цизуа. Научннй агздзм, ISS7, Л I; ого ",аг Кт!И5Чвокпй епгляз католической "^сологал труда". » И., Is;34j Ь'якоисз KJλ 1'оли-гвошыз кощоздя чвлавска з созрзмвявоа борьбу кртли îlrji-внй атеизм, ÏS8S, s 7; Пошит-ва Н,.Н', "Эгяг.й огаубг.^нм?';;*". Э.Д^сселя. Яатаяская Лкоряка, 1085, jt 12 ; Дершш Теология оовобоэдоиш и ров олкгзпжиз процесса а ЯгйшскоЗ Г-ЙКО (70-80 года). Кзэд.дю... SA., 1У83; Потчшшга* 1Î.H,, Доржш CJîi, ses?лигельпач стггья к ка.Ревагаш з даркзЕ? (теология оовобоздшшя). JïcsjMoimi и г,атзриалнс - И., 1920,

- исследовать "теологию освобождения" как попытку соединения теологических взглядов и марксистской методологии, показав жизнеспособность марксизма как критического инструмента анализа социальной действительности;

- систематизировать проблематику работ бразильских и иностранных социологов-специалистов по вопросам религии, исследующих причины появления в особенности формирования "теологии освобождения" в Бразилии.

Методологической основой диссертации являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а также отечественных социо-логов-латиноамериканистов и религиоведов.

Источниковедческую базу исследования составляют работы, статьи, интервью бразильских социологов-теологов и социологов-мирян, крупнейпих представителей "теологии освобождения": Ел.Боф$.} Я.Бофф, П.Р.де Олиаейра, Ж.Рамалью, К.А.Либанво Крясто (брат Бетто), Ж.Комблин, Дона П.Казалдаляга, P.A.Кунья, Луиза Альберто Гомес де Coy за, К.П.Намарго и др.

Часть работ этих ученых неизвестна или мало известна в нашей стране и представляет ценный материал для анализа и оценки теоретических положений и социальной практики "теологии осв обождения".

Следующую групггу источников составляют неизвестные либо малоизвестные у нас в стране фундаментальные труда ведущих прогрессивных бразильских социологов-специалистов по истории социологической мысли Бразилии: О.Ианни, Ф.Фернандес, ф.де Азведо, В.Шакон, Г, Рам о с и др. Работы этих социологов стали основой для анализа процесса становления и особенностей бразильской социологии.

Отдельная группа источников - неизвестные у нас з стране работы бразильских и иностранных социологов-религиоведов, по-свящошше анализу причин появления и особенностей формирования "теологии освобождения" в Бразилии: Р.Рабейро, Ф.Купертино, Мария Изауры Порейра де Кейрож, Ч.Уэйгли, М.М.Аявес, Т.Брюяо, П.Ж.Кригаке, Э.Кадт. Систематизация проблематики этих работ представляет большой интерес в шане знакомства ученых иаиой страны с общим направлением развития бразильской социологии религии.

Учитывая связь "теологии освобождения" с практикой революционных двккеняй в Латинской Америке, специфическую группу источников составляют материалы международных совещаний коммунистических и рабочих партий, выступления и интервью представителей рабочего, коммунистического, профсоюзного движения Бразилии.

В качестве информрдаонной базы для написания диссертация служат также материалы отечественной и зарубежной печати, а также данные статистических сборников и справочных изданий.

В период написания работы автор вмел возможность взять интервью и переписываться с бразильскими теологами освобождения, социологами, а также талерами профсоюзного и коммунистического дпажений Бразилии. Згог материал тенз используется в диссертации.

Научнад новизна .тобот» заключаз«ся а том, что тема дпе-сортацйи "Соцаолохкя редеет» л оо^рег,сякой Бразилии" вперпе псслсдус-тел з налай стране. Ира агом:

» прослежена езякь геиеласа брйз.тской социология с про-

грзесивяши оби;зе?1&1ш?::я нреобразоЕШШСйа в сделан вывод о

том, что глазной правшей позднего поезлзнпя бразильской со-3 ич

циология религии было позднее включение бразильской католической церкви в прогрессивные общественные процессы;

- показано, что специфическим методологическим принципом критического, ведущего направления бразильской социологии, является дуализм восприятия действительности, рассматриваемый как две стороны единого процесса, и что центральная проблема бразильской социологии - проблема зависимости, решается на основе этого принципа я марксистской методологии;

- выявлено, что методологический принцип дуализма характерен и для бразильской социологии религии, центральным направлением которой является социальная теория "теологии освобождения" ;

- дана всесторонняя характеристика бразильской "теологии освобождения" как теоретического -обоснования практической деятельности "народной церкви", раскрыты особенности теологической и социальной частей этой теории;

- на примере использования марксистской методологии в социальной теории "теологии освобовдения" подтверждена жизнеспособность марксизма как критического инструмента анализа социальной действительности, способствущего ее совершенствованию;

- в результате систематизации проблематики работ бразильских и иностранных социологов-религиоведов раскрыта связь социологии религии Бразилии с религиозной практикой и особенностями исторического развития страны;

- в научный оборот вводится много новых материалов, неизвестных и не использованных ранее ни.в нашей социологии, ни в религиоведении.

- ii -

Практическая значимость диссертации, Выводы и фактологический материал по бразильской социологии религии и бразильской социологии могут быть использованы при подготовке учебников, учебных пособий, лекционных курсов по истории и теории зарубежных социологических концепций.

Проведенное в диссертации исследование макет стать теоретической основой для дальнейшего анализа взаимосвязи теологических и социологических концепций.

Учитывая, что в последние годы контакты мевду нашей страной и Бразилией становятся более интенсивными, содержащийся в диссертация материал может помочь представителям различных политических, общественных и научяцх организаций правильно строить взаимоотношения с представителями соо!ветствущих организаций Бразилии.

Апробация работы. Основные положения исследования апробировались автором в научных публикациях и на "Ломоносовских чтениях". Диссертация обсуждалась на кафедре теории и истории социологии социологического факультета МГУ ям.М.В.Ломоносова и была рекомендована к защите.

Структура диссертации. Цель и задачи определяют логику работы и ее структуру, которая состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

основное содержание работы

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, освещается степень ее разработанности в научной литературе, определяется цель и задачи исследования, дается характеристика источников работы, показывается ее научная новизна и

- 12 -

практическая значимость, обозначается ее структура,

П о рп а г;. глаз а д'л с с е рт а цч и - "Место и роль социологии религии в развитии бразильской социология" - обусловлена необходимостью дать генезис бразильской социологии, методологическая база которой оказала влияние на методологию социологии религии, раскрыть причины сравнительно позднего появления социологии религии в рамках бразильской социологии, систематизировать проблематику работ бразильских и иностранных социологов-специалистов по вопроса'/, бразильской религии, познакомив с ней наших ученых,

В диссертации подробно освещается связь зароздагацайся социологической мысля Бразилии с прогрессивными общественными преобразованиями, переходом общества в конце XIX века от феодально-рабовладельческой монархии к буржуазной республике, В диссертации подчеркивается; что мировоззренческой основой первых бразильских социологов Цуиса Перейра Баррето, Сшшио Ромс-ро, Тобиаоа Баррето, Зукяядес де Кунья били прогрессивные философские течения - позитивизм, натурализм, эволюционизм, материализм, которые стали идеологической опорой буржуазной Республики, Общей чертой философских и ссциолох'ическпх воззрений первых бразильских социологов было критическое восприятие засилья католической цэркзи в культурной и научной иязыи Бразилии, Реакционность католической церкви, поддерзка в» ума-ращего монархического строя, явилась одной из главных причин устранения с поля зрения бразильских социологов религиозной проблематики, которая с тех пор воспринималась как ненаучная.

В диссертации показано, что католическая церковь была реакционной силой не только в колониальный период (ХУ1, ХУП, ХУШ века), но и в более позднее время, и что только в середане

XX века она включается в прогрессивные общественные преобразования, в результате чего появляется "теология освобождения", которая становится центральным направлением бразильской социологии религии.

Методологическая связь "теологии освобождения" с бразильской социологией обусловила необходимость подробно остановиться в диссертации на проблемах стаяовлвния бразильской социологии.

В диссертаций отмечено, что прогрессивные общественные преобразования 20-30-х годов XX века, связанное с индустриализацией Бразилии, способствовали расцвету бразильской социологии. В это время начинает складываться ее академическая структура, которая к 50-м годам становится не менее развитой, чем в любой европейской стране.

В диссертация показано, что активное участие в расширения сети учебных заведений в Бразилии принимают иностранные социологи, сначала французы, потом североамериканцы. Влияние зарубежных социологов обуславливает существование проблемы зависимости бразильской социологии от мировых социологических центров, поэтому автор диссертации останавливается на анализе этой проблема и подчеркивает, что разними грушами бразильских социологов она решалась по-своему.

В диссертаций раскрывается, что еще в 20-30-е годы, когда в мировой социология господствует эмпиризм и бразильская социология толсе начинает развиваться как эмпирическая наука, в ней можно выделить две группы социологов: так называемую, техническую, вырачсаущую интересу промышленной буржуазии, и критическую группу, вырачгающую интересы промыялешшх рабочих.

Первая группа социологов совершенствует технические прие-

мы сбора и обработки информации, предлагаемые мировой социологической мыслью, и свою главную цель видит в улучшении социального организма. В своем дальнейшем развитии эти социологи, как правило-, ориентируются на ассимиляцию и распространение достижений мировых социологических центров. Не отрицая заслуг технической группы социологов, автор считает, что состояние кризиса, в котором находится мировая социология, характерно и для этой группы бразильских социологов.

Вторая группа социологов в 20-30-е годы тоже использует достижения эмпирической социологии, но при анализе полученных данных исходит из того, что социальная действительность находится в постоянном антагонистическом развитии. Стремясь понять корни социальной системы, социологи этой группы используют труды Маркса, Энгельса, Ленина, Троцкого, Дукача, Грамши.

В диссертации объясняется, что в силу национальных особенностей формирования бразильской интеллигенции, именно эта группа в своем дальнейшем развитии дала плеяду блестящих бразильских социологов, среди которых в диссертации выделяются Флорестан Фернандес и Октавио Иаани. Характерной особенностью этой группы социологов является стремление найти самобытный путь развития бразильского общества, поэтому социологический анализ приобретает в их работ&хспецифические черты.

Автор считает, что к критической группе социологов относятся также бразильские социологи-экономисты Селсо Фуртадо, Эарике Кардозо, Т.Дос Сантос..., которые известны в нашей научной литературе как леворадикальные. Существование социально-экономического направления в бразильской социологии объясняется в диссертации тем, что экономисты раньше, чем социологи стали критически пересматривать концепции, господствовав-

шие в мировой политэкономии, и привлекать с этой целью социологические знания. Автор напоминает, что социологи, экономисты, работавшие в Экономической комиссии стран Латинской Америки (ЗКЛА), становятся инициаторами изучения проблемы зависимости латиноамериканских обществ от развитых капиталистических государств и отмечает, что значительность этой проблемы вызывает объединение разных общественных наук: экономики, социологии, политологии...

В диссертации обращается внимание, что в связи с функционированием "школы ЭКЛА" в бразильской социологии получает распространение теоретико-методологический принцип, основанный на дуализме понимания действительности: "зависшость-независимость", "открытое общество-закрытое общество", "Латинская Америка-Европа, США" и т.д. Особенностью использования дуалистического принципа леворадикальными социологами является то, что дуализм они рассматривают не в разрыве, а как две стороны единого процесса.

В диссертации показано, что именно таким образом используется этот принцип в теоретических размышлениях О.йанни об империалистических центрах и периферии. Привлекая марксистскую теорию классов, О.йанни справедливо полагает, что в настоящее время интернационализации капитализма между группами государств развиваются отношения, подобные тем, которые существуют между классами, что именно классовые отношения определяют смысл отношений господства и подчинения, существующих между нациями. Развитием такого положения становится мысль об интернационализации буржуазии я пролетариата, когда победа буржуазии в одной стране становится международной победой и наоборот. Такой ход рассуждений приводит О.йанни к выводу о необходимое-

ти существования социалистической перспективы как альтернативы современный формам зависимого капиталистического развития.

В диссертации отмечается, что леворадикальней способ использования дуалхзстического принципа анализа действительности, характерен и для бразильской социологии религии, центральным направлением которой является социальная теория "теологии освобождения". В этой теории- .дуализм присутствует как противопоставление "теологпи освобождения" стран третьего мира -"либеральной теология" развитых капиталистических стран п глубинной причиной этого противопоставления теологи освобождения, как и другие леворадикалы, считают их принадлежность к разным нациям-классам. Как в другие яеворадакалы, теологи освобождения признают важность существования социалистической пзрспзкти-зы общественного развития.

В. диссертация подчеркивается, что социальная' теория "теология освобождения" является центральным направлением бразильской социологии религии не только потому, что разрабатывается совмзсшыми усилиями теологов, многие из которых и.леют диплом социолога,и социологами, но и потому, что включение католической церкви в прогрессивные общественные преобразования я появление "теологии освобождения" вызывает у профессиональных социологов необходимость объяснить изменения социального поведения католической церкви. Таким образом, социология религии представлена в Бразилии теологами-социологами, социологами-иирянема, сотрудничающими с теологами освобождения и независимыми социологами.

В диссертация отмечено, что, поскольку после военного переворота 1964 года церковная трибуна (в силу того, -по католическая церковь с 1890 года официально была отделена от го-

сударства) становится единственной возможностью высказать оппозиционные диктаторскому режиму взгляды, религиозная тематика привлекает внимание прежде всего прогрессивных социологов, что позволяет сделать вывод о преобладании прогрессивной тенденции в бразильской социологии религии. Проблематика работ этих социологов неизвестна в отечественной социологии, что обуславливает необходимость ее подробного освещения и систематизации.

В диссертации показано, что большая часть этих социологов исследует кризис католицизма как главную причину изменения социального поведения бразильской католической церкви, акцентируя внимание на проявлениях этого кризиса, Так, бразильский социолог Рене Рибейро обращает внимание на уменьшение процента католиков и увеличение процента протестантов, особенно пятидесятников, популярных среди бедноты. Другой бразильский социолог Фаусто Купертяно креме роста популярности протестаяства еще одно свидетельство кризиса видит в увеличении количества афро-христианских и спиритических сект, которые также особенно быстро распространяются среди беднота, что подтверждают исследования американского социолога Чарльза Уэйгли и'канадского социолога Томаса Брюно. Бразильский социолог Мария Изаура Перейра да Кейрож свидетельство кризиса видит в существовании народного католицизма, который тоже характерен прежде всего для социальных низов. Еще одно свидетельство кризиса - проблема католических кадров, особенно низового клира, выделяется рядом социологов п снова подчеркивается ее наибольшая острота среди бедных слоев населения и в бедных районах Бразилии. И, наконец, свидетельство кризиса католической церкви социологи видят в распространении коммунистической идеологии и росте

секуляризации. Социологи отмечают, что развитие обксвланчео-ких процессов в католической церкви Бразз&ш начинается нрекдо всего в бедных районах страна, среда бедных слсзз населенияt где кризис веры наблюдается острее. Основное внимание обновленческим тенденциям в бразильской католической церкзя¡ прьдаоЕ-воваашим появлению "теологии освобождения", уделяется в работах английского социолога Эмануэля де Кадт и Т.Бршо. Имя анализируется радиопрограмма начального образования, организованная по инициативе католической церкви в занимавшаяся наряду с ликвидацией неграмотности и социально-политическим просвещением, христианский синдикализм. Значитёлыше место в их исследованиях уделено анализу молодежных католических организаций, поскольку активисты и организаторы этих организаций становятся в последствии теологами освобождения.

В диссертации отмечается серьезность и добротность представленных социологических работ, в которых присутствует стремление всесторонне и в динамике рассмотреть предает исслсдсзг-ния - кризис реакционной политики католической цержл Бразилиа.

В диссертации обращается вникание на то, что эти исследования подводили к осознанию неизбежности кризиса и другого реакционного общественного института - государства, что было чрезвычайно затао в условиях господства репрессивного рззша а Бразилии. Однако эта группа социологов не доводит свое исследование до выявления глубинных, классовых причин кризиса бразильской католической церкви в отличие от теологов освобождения, которые основную причину изменения социального поведения церкви видят в интернационализации классовых отношен и ii, в том5 что церковь Датвнской Америки становится церковью угнетаемой нации.

В асисэтсяпа корзоЗ глэзы длссорд'слл'з отчается, что в о]удз;]дхоко5 социологам рогатая ярзсзг-гскзужг а другяо группы социологов, зцражаздяо внтероси традиционной, коясерааятипной частя бразильской хатолтзсмЗ церкви, что методологическая база tsxsz асоледазашШ часто заамстазотся по социологии США, мо, что эта исследования па олрздзляэт общую прогрессивную направленность бразильской социологии религии.

Вздущзз направленна бразильской социология рзляиш связано с "геологией оозосЗоздолзя", зсосторшнему аяаляз^ которой лсезящеиа зторая глааа дассоргацая.

Во агорой, глазе ддссертагли. - "Тзологая освобаздеяяя" ' как центральное направленно бразильской соцяолокш религия -подчеркивается, чзо з отлячио от "либеральной теологии" "геология оезобожделяя"' - ©то но плод рашшеяяй тооретизяруадвго в теса кабинета ученого, а тзоротяческс-е осмыслвнвв новой практической деятельности христиан, свящзяяослуяателей и широкой массы аерующях, объединенных в "народную церковь". Эта левая- хрястыанская практика для тзологов освобождения первична, что обуславливает необходамость ее- подробного рассмотрения • в диссертация,

В диссертация отмечается, что структурной основой "народной церквл"являются "храстяансвйв базовые сбдаш", которых s Бразилии насчитьшазтсп ноябольшзэ количество, более 150 тысяч, п, что зез теолога освобождения, я теоретики: Леонардо и Клодсаяс Бо<1ф, Фрой Бетто, Негьор Пзрейра Рамальо, Дон Падро Казалдаяига, Козе Комблаа п др., я прахтакн: До» Эяьдор Поссоа Качара, Дон Пауло Заарясто Лрнс, бразья Лораейдер я др. связана с деятельность» хрзстпацокях базоззх обцан, поэтеwj ютор дзеевртещы сагаязаздеадеел на м£а;<?ер:7сг:и<-з процесса одах*

- 20 -

дения и функционирования базовых общин в Бразилии, используя с этой целью новый фактологический материал.

В связи с активной социальной деятельность» христианских базовых общин в настоящее время среди теологов, социологов дискутируется проблема их возможной партизации, в результате чего могла бы появиться самая крупная в мира христианская социалистическая партия. Рассуждения теологов освобождения о партизации общин и об участии вэрукхдах в партийной работе автор диссертации характеризует как наиболее противоречивую часть социальной теории "теологии освобождения", где присутствует опасность появления левого христианства, и делает вывод, что, когда церковь действует как партия, она способствует расколу левых сил, что иногда и происходит на практике. Видимо, осознавая эту опасность,теологи освобождения высказываются о необходимости деидеологизации веры.

В диссертации делается предположение, что известная противоречивость теоретических построений теологов освобождения связана с тем, что "теология освобождения" - это относительно молодое явление, появившееся только в 70-х годах XX века.

В диссертации отмечено, что в теоретических размышлениях теологов освобождения явно прослеживаются теологическая часть (переосмысление символов веры) и социальная часть (анализ социальной действительности и перспектив'ее развития), хотя обе части нередко переплетаются в взаимодополняются.

Исследуя своеобразие теологической части "теологии освобоздения", в диссертации подчеркивается, что теологические категории, во-первых, сближаются с конкретной действительность», с особенностями культурного развития бразильцев, а, во-аторых.

наполняются социально-политическим содержанием: "Иисус" - революционер, поэтому 011 погиб как политзаключенный, он "новый человек" будущего коммунистического общества; ,;крзст" - символ самопожертвования Христа рада любви к людям; "царство Господне" - это но только космическая, но и социальная гармония; "церковь" - инструмент проповеди "царства Господня" и, чтобы наилучшим образом выполнить эту задачу, долткна меняться в зависимости от ценящейся социальной действительности; "спасение" включает в себя и социальное "освобождение" ...

Отстаивая свое право на интерпретацию текстов Священного Писания, теологи освобождения считают, что следуют главной заповеди Иисуса: "Возлюби ближнего как самого себя"» Прочтение Библии в свете этой заповеди приводит их к выводу, что священнее священных мест или предметов - человек, Но в Латинской Америке массовый человек - это получеловек, что оскорбительно для Создателя, поэтому церковь должна активно способствовать изменению такого положения вещей.

В диссертации отмечается, что новое прочтение Библии является для теологов освобозделия основанием пересмотра традиционной социальной доктрины католицизма и приводит к рождению новой социальной теории обновленной церкви, теологи освобождения становятся социологами.

Исходя из методологической установки бразильских социоло-гов-теворадикалов о том, что латиноамериканские общества -это нации, которые в современных условиях интернационализации капиталистических отношений приобретают черты угнетенного класса, теологи освобождения считают, что для такой нации-класса наилучшим инструментом анализа социальной действительности, позволяющим понять корни угнетения я перейти к более

совершенному социальному устройству, является марксизм. В диссертации подчеркивается, что духовные поиски нашего общества, в котором марксизм долгое время был ведущей идеологией, обуславливают необходимость подробно рассмотреть проблему использования марксизма в социальной теории "теологии освобождения".

В диссертации отмечается, что марксистская методология в социальной теории "теологии освобождения" дополняется теологическими рассуждениями, что, как считают теологи освобождения, способствует их взаимообогащению.

Так, марксистское положение об основополагающем значении экономических факторов в жизни общества теологи освобождения подтверждают примером Иисуса, который начал "освобождение" не только с проповеди новых взаимоотношений любви между людьми, но и с удовлетворения материальных потребностей людей, утоляя их голод, излечивая болезни, воскрешая из мертвых, поскольку для Иисуса-Богочеловека, и материальная, и духовная жизнь человека были одинаково важны.

'Геологи освобождения разделяют и другое марксистское положение: о классовой борьба как двигателе истории в классово-антогонистическом обществе, признавая правомерность революционной борьбы и даже насилия,' хотя насилие для них - это самая крайняя мера. В настоящих исторических условиях, полагают теологи освобождения, реально возможен медленный процесс воспитания сознания народа (при этом, продолжая христианскую традицию, они подчеркивают, что начинать надо с себя) и последовательных легальных завоеваний до тех пор,- пока можно будет сделать качественный скачок, в результате которого изменится базис общества. В отличие от марксистской теории, которая четко ставит классовый вопрос, считая, что рабочий класс - авангард в борь-

бе за социализм, геологи освобождения выделяют более широкий социальный слой - всех бедных. Основанием для этого является посылка леворадикальной социологии об усиливающемся обнищании латиноамериканских народов, а также этические нормы Библии, согласно которым бедность не предопределена свыше, она продукт системы, в которой живут люди и за которую несут ответственность, поэтому, подчеркивают геологи освобождения, "царство Болсие" приближается по мере возвращения бедным их прав на земные блага.

Теологи освобождения разделяют и марксистское положение о двойственном характере идеологий. И считают, что не только религия может быть использована противоборствующими группами, но и марксизм. Между марксизмом в сталинизмом, отмечают они, так же мало общего, как между "теологией освобождения" и бразильской профашистской христианской организацией "ТПФ" (Традиция. Собственность. Семья.). В то же время между марксизмом и "теологией освобождения" много общего, поскольку они выражают интересы одного и того же социального слоя - угнетенных и экспу-атируемых.

В диссертации подчеркивается, что теологи освобождения используют марксистскую методологию и тогда, когда дискутируют относительно отдельных положений марксизма. Так, следуя марксистскому принципу диалектической связи теории и практики, они отстаивают недопустимость выпячивания богоборчества марксизма в условиях высокого уровня религиозности народа и в связи с атеизмом марксизма указывают на опасность его превращения из пауки в религию.

Таким образом, а диссертации делается вывод о том, что, хотя можо критиковать отдельные стороны марксизма, его непре-

ходящее значение заключается в научной критике классово-антагонистического общества, позволяющей наметить перспективы лучшего социального устройства,

В отношении идеалов общественного развития между марксизмом и социальной теорией "теологии освобождения" хотя к нет противоречий, есть определенные различия.

Построение коммунистического общества для теологов освобождения - это утопия, идеал, к которому следует стремиться, иначе он никогда не приблизятся, но а котором нельзя все предсказать, полностью он не кокет осуществиться. "Коммунистическая утопия" является для теологов освобождения "царством Господним" в социальной сфере. При этом, библейское учение о "царстве Господне" - ото критическая инстанция в отношении любого социального проекта, поэтому, хотя социализм для них мо-зет быть христианским, а капитализм нет, теологи освобождения считают, что церковь не додана узаконивать на капитализм, ни социализм: там, где государство выступает против интересов народа, должен быть естественный конфликт церкви и государства, а, где государство заражает интересы народа, взаимоотношения церкви и государства должны быть хорошими. "Царство Господне" теологи освобождения тоже понимают не традиционно. Для них "царство Господне" - это динамика постоянного преодоления экономических, политических, личных противоречий, что приближает идеал "нового человека", также утопическую категорию. Таким образом, теологами освобождения подчеркивается бесконечность совершенствования общественных отношений и важность существования в этом процессе нравственных ориентиров Библии, которые помогая преодолеть заложенный в природе человека эгоизм, способствуют появлению "нового человека" коммунистического

будущего.

В заключении главы отмечается, что а результате анализа социальной теории "теологии освобождения" можно сделать вывод о том, что нравственные законы Библии, присутствуя в обществе в качестве нравственных ориентиров, а не политической программы, способствуют выбору человека в пользу политического идеала коммунизма, который является идеалом общественного развития и в учении Маркса. Таким образом, социальная теория "теологии освобождения" - это оригинальная попытка сочетания марксизма и нравственных законов Библии, рост популярности которой во всем мире показывает, что такое сочетание отвечает интересам все увеличивающейся части нашей планеты.

В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, излагаются его основные выводы, обосновывается перспективная необходимость дальнейией разработки намеченных в диссертации проблем.

Основные положения диссертации отражены в следующих 4 публикациях:

1. Социология религии в современной Бразилии (критический анализ). - В сб.: Теория и метода социологических исследований, М., 1988, 16с. Статья депонирована в ЙШОК АН СССР

(й 36467 от 20.12.88 г.). Бюллетень "Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки", 1ё 5, 1989..

2. Методологические особенности развития бразильской социологии. - В сб.: Теория и методы социологических исследований, М., 1990, 13с. Статья'депонирована в ИНЖН АН СССР

(№ 41919 от 25.05.90 г.'). Бюллетень "Новая советская литерату- • ра по общественным наукам. Философские науки", $ II, 1990 .