автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему: Советко-монгольское сотрудничество в области образования и науки в 1921 - нач. 1990 - х годов в российской историографии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Советко-монгольское сотрудничество в области образования и науки в 1921 - нач. 1990 - х годов в российской историографии"
005009793
—у-------------
САГАЕВ Наян Цырендоржиевич
СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ в 1921-нач. 1990-х ГОДОВ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ
Специальность 07.00.09 - историография, источниковедение и методы исторического исследования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
1 с со т
Улан-Удэ
2012
005009793
Диссертация выполнена на кафедре всеобщей истории ФГБОУ «Бурятский государственный университет»
Научный руководитель: Официальные оппоненты:
Ведущая организация:
доктор исторических наук, профессор Дугаров Владимир Доржиевич доктор исторических наук, профессор Лиштованный Евгений Иванович, кандидат исторических наук Базаров Виктор Борисович ФГОУ ВПО «Восточно-Сибирский государственный университет технологии и управления»
Защита состоится 28 февраля 2012 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 003.027.01 при Федеральном государственном бюджетном учреждении науки Институте монголоведения, буддологии, тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.
С диссертацией можно ознакомиться в Центральной научной библиотеке Бурятского научного центра Сибирского отделения РАН по адресу: 670047, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6.
Автореферат разослан 26 января 2012 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета — Д-С. Жамсуева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. В представленной работе предпринята попытка проанализировать научные работы советских монголоведов в отечественной историографии, посвященные сотрудничеству МНР и СССР в области образования и науки в 1921 - нач. 1990-х годов.
Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения историографических документов и материалов по проблемам сотрудничества СССР и МНР, КПСС и МНРП в области образования и науки.
Классификацию работ советских монголоведов, посвященных содружеству СССР и МНР в области образования и науки в 1921 - нач. 1990 гг., необходимо подразделить на два этапа: I этап (1921-1952 гг.) - период формирования светской монгольской науки и образования на демократическом этапе развития монгольского общества в советской монголоведной историографии; II этап (1953 — нач. 1990 годов) — период строительства социализма в МНР, связанный с особенностями развития образования и науки в МНР в трудах советских монголоведов, находящихся под жестким идеологическим контролем правящих КПСС и МНРП.
Необходимость обоснования отдельной периодизации развития советской монголистики по сотрудничеству СССР и МНР в области образования и науки в МНР в 1921 — нач. 1990 гг. вызывается тем, что эти сферы гуманитарной деятельности являлись идеологической составляющей развивающегося по некапиталистическому пути развития монгольского общества и являлись официальными в советской и монгольской партийно-государственной, исторической науке. Выделение этих этапов является дискуссионным, не до конца получившим свое утверждение в современной отечественной монголистике.
Развитие системы образования и науки в МНР в рассматриваемый период в советской монголоведной науке, исходя из анализируемых источников, мы подразделяем на историографические подэтапы: 1) формирование
монголоведной советской историографии развития светского образования и науки в МНР в 1921-1940 гг., подвергнутой политическим и научным репрессиям в конце 30-х годов XX века; 2) эволюция советской монголистики в 1940-1952 гг., выход первых историографических работ, не до конца сформировавшейся марксистской методологии по рассматриваемой в диссертации проблеме; 3) успехи и ошибки советского монголоведения при анализе развития образования и науки в МНР в период строительства социализма (1953-1984 гг.); 4) трансформация системы образования и науки монгольского общества (1984-2000 гг.), смена методологических парадигм в отечественном монголоведении.
Степень изученности темы исследования. Одной из первых историографических работ по истории МНР была статья Н.ТТ. Шастиноп «История изучения МНР» [М., 1952], представляющая собой обзор советской и монгольской литературы по истории, культуре и экономике Монголии.
Классическим трудом, определившим направления развития советского монголоведения во второй половине XX века, является коллективная совместная работа советских и монгольских ученых «История Монгольской Народной Республики», которая подверглась теоретической переработке и выдержала три издания в 1954,1967 и 1983 гг. Несмотря на ряд теоретических я методологических ошибок, подвергнутых критике в современной российской историографии, это фундаментальное издание ведущих ученых двух стран являлось основополагающим теоретическим монголоведным исследованием второй половины XX в. В нем обстоятельно проанализированы проблемы образования и науки, выделены основные концепции, связанные с формированием человека нового монгольского общества.
Формирование светской науки и образования в МНР фрагментарно было представлено в обстоятельных трудах монгольских и советских ученых «Очерки истории МНРП», «История советско-монгольских отношений» [М., 1981], «История социалистической экономики МНР» [М., 1987], «Очерки истории культуры МНР» [Улан-Удэ, 1971] и др.
Направляющая роль КПСС и МНРП в период построения социализма получила обоснование в официальной марксистско-ленинской концепции
некапиталистического пути развитияМНРи советско-монгольских отношении.
Для выполнения этой теоретической задачи было подготовлено большое количество совместных историко-партийных работ советских и монгольских ученых: «Исторический опыт братского содружества КПСС и МНРП в борьбе за социализм» [М., Улан-Батор, 1981], «Революционный переход Монголии к социализму» [М., 1984] и др.
В этих крупных монголоведных исследованиях также содержались небольшие историографические обзоры отечественного и мирового монголоведения, отводилось особое место проблемам образования и науки, так как они являлись непременным звеном в формировании «патриота-интернационалиста», социалистической интеллигенции. В то же время многие вопросы, не попадавшие под общую официальную партийную концепцию, оставались малоизученными вплоть до начала 1990-х гг.
В работе P.JI. Балдаева «Народное образование в Монгольской Народной Республике» дан исторический обзор, состоящий из 363 названий различных документов и материалов, составленный на основе более тридцати архивных источников на монгольском языке, 44 работ монгольских авторов. Научное исследование стало крупнейшим источниковедческим пособием, где впервые цитировались и были переведены на русский язык многие монгольские
источники, которые стали базовой основой для изучения истории развития монгольского образования и науки в 1921—1971 гг. Актуальность этого труда не потеряла своего значения и в настоящее время.
Большое значение в развитии отечественной монголоведной науки имело издание библиографических сборников под редакцией P.JT. Балдаева,
H.H. Васильева, А.П. Раскина, Н.В. Каликаускене, B.JI. Кешиной, В.В. Ван-чуговой, Е.В. Бойковой. Группировка исторического материала в приведенных работах отражала партийно-идеологический характер советского монголоведения. Примечательным является то, что в этих сборниках отдельным блоком выделяются проблемы образования и науки в МНР в советской монголистике.
Региональные аспекты развития советского востоковедения нашли свое отражение в исследованиях Ш.Б. Чимитдоржиева «Востоковедные исследования в Бурятии в 1970-е гг.» [Улан-Удэ, 1980], «Становление и развитие востоковедения в Бурятии» [М., 1989], С.Д. Дылыкова «Монголоведение в СССР» [Улан-Удэ, 1974] и других, где также рассматривались проблемы.
Большое внимание вопросам отечественной историографии новейшей истории Монголии и советско-монгольских отношений стало уделяться российскими учеными в 1990-е гг.
На рубеже XX-XXI вв. коллектив сектора истории Монголии ИВ РАН провел огромную методологическую работу, опубликовав в 2007 г. крупную коллективную монографию «История Монголии. XX век». В этом аналитическом труде, поделенном на шесть больших глав, пересматривающих ранее принятую советскую методологическую хронологию, в конце глав выделяются особые параграфы, рассматривающие концентрированные проблемы нашего диссертационного исследования. Этот труд также содержит краткий историографический обзор и библиографический справочный аппарат.
Вопросы отечественной историографии новейшей истории Монголии и советско-монгольских отношений изучались в исследованиях О.Н. Бакетовой «Монголия в международных отношениях первой половины XX в. «Борьба страны за независимость» [Иркутск, 2009]; И.А. Гусевой «Отечественная историография российско-монгольских отношений первой четверти XX в.» [Иркутск, 2005], В.Д. Дугарова «Российское монголоведение в конце XX в.: опыт и проблемы» [Улан-Удэ, 2002], «Генезис бурятского монголоведения в российском востоковедении в период XIX - начала XX вв.» [Улан-Удэ, 2008],
A.C. Железнякова «Новые условия развития российского монголоведения» [М., 2001], Ю.В. Кузьмина «Некоторые вопросы историографии российского монголоведения» [М., 1992], «История сибирского монголоведения» [Иркутск, 2002], «Иркутское монголоведение 1725-2004 гг.; исследователи и книги» [Иркутск, 2004], A.B. Михалева «Монгольская революция 1921 г. в советской
и российской историографии» [Улан-Удэ, 2006], A.A. Шестакова «Отечественная историография советско-монгольских приграничных отношений в 1960-1990 гг.» [Улан-Удэ, 2010] и других. В этих работах по-новому формулируются задачи российского монголоведения в изучении новейшей истории Монголии, дается обзор отечественной историографии российско/ советско-монгольских отношений на отдельных этапах истории.
Существенный вклад в изучение проблем новейшей истории Монголии внесли Международные конгрессы монголоведов, регулярно проводящиеся в Улан-Баторе с 1959 г. На переходный период конца 1980-х - начала 2000-х гг., период кардинальной смены теоретико-методологических парадигм исследования, пришлись V (1987), VI (1992), VII (1997), VIII (2002), IX (2006), X (2011) Международные конгрессы монголоведов. На них остро ставились вопросы образования, науки, утраты старомонгольской письменности и другие злободневные проблемы, освещающие период развития марксистской историографии.
Большое значение в развитии отечественной монголоведной науки имело издание работ по историографии Е.В. Бойковой, М.И. Гольмана, С.Д. Мили-банда, сборник «Советская историография» [М., 1996] и др. Значение этих изданий состоит в обобщении ими обширного комплекса отечественного и мирового востоковедения, создании подробных справочников-путеводителей по монголоведным исследованиям.
К актуальным вопросам, не исследованным с историографической точки зрения, пересмотру устоявшихся точек зрения марксистской методологии относятся и отношения двух стран в области образования и науки в советский период истории.
Объект исследования — труды советских монголоведов, посвященные сотрудничеству СССР и МНР в области образования и науки в 1921 -нач. 1990 гг.
Предмет исследования -характер сотрудничества СССР и МНР в области образования и науки в 1921 - нач. 1990-х гг.
Территориальные рамки исследования определяются научными исследованиями ученых-монголоведов СССР и России.
Хронологические рамки исследования ограничены периодом с 1921 — нач. 1990-х гг.
Целью диссертационного исследования является комплексный историографический анализ советско-монгольского сотрудничества в области образования и науки в 1921 — начале 1990-х гг. в советском монголоведении.
В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:
— проанализировать процесс образования монголоведных научных центров в трудах советских ученых-монголоведов;
— рассмотреть проблему формирования светского образования в Монголии в 1921-1952 гг. в советском монголоведении;
- провести анализ достижений и ошибок сотрудничества СССР и МНР в области науки в 1953 — нач. 1990 гг. в советском монголоведении;
- дать оценку советско-монгольскому сотрудничеству в области образования в период 1953 - нач. 1990 гг. в советской монголоведной историографии;
-провести анализ деятельности советских и монгольских партийногосударственных и научных органов в трудах ученых Советского Союза;
— дать квалификационную оценку научным достижениям советских ученых в период строительства социализма в отечественном монголоведении;
-проанализировать развитие отечественного монголоведения в период трансформации монгольского общества в конце XX - нач. XXI века.
Методологические принципы исследования. Основополагающими методами исследования являются принципы объективизма и историзма, следование которым приводит к действительно достоверным научным результатам. Принцип историзма в советской историографии Монголии
XX века основан на соблюдении временной последовательности, взаимосвязи и преемственности историографических концепций, явлений прошлого, анализирующих историю советско-монгольского сотрудничества. Принцип объективизма в исследовании необходим для максимально возможной нейтрализации предвзятых отношений при интерпретации советско-монгольского содружества, оценке истории Монголии XX века как историографического факта.
С принципом историзма тесно связан принцип системно-структурного анализа, который предусматривает рассмотрение историографического факта (концепции или работы) как определенной системы, обладающей соответствующей структурой и функциональной значимостью, какой являлась история советско-монгольского сотрудничества в рассматриваемый период.
В целях реализации поставленных задач исследования использовались методы: проблемно-хронологический, синхронистический, сравнительноисторический, сопоставительный, критического и логического анализа, ретроспективный, перспективный и другие.
Проблемно-хронологический метод предполагает изменение рамок истории развития монгольского общества в XX веке, принятой в советской историографии, исходящей из критической переоценки этапов некапиталистического развития страны: демократического этапа в истории МНР, строительства социализма в монгольском обществе, формирования социалистической интеллигенции, развиваемые в современной отечественной историографии советско-монгольского сотрудничества в области образования и науки в 1921-начале 1990-х гг.
В активно развивающемся отечественном российском монголоведении необходимо выработать синхронистическую парадигму исследований, характерной и критикуемой в современной мировой ориенталистике, для совместных работ советских и монгольских ученых. Неооходимость смены концепций, критического анализа синхронистических позиции в строительстве социализма в двух странах, насущная задача российского монголоведения в области образования н науки, смене теоретико-методологических парадигм.
Метод критического анализа предполагает исследование исторических и историографических явлений с учетом условий их возникновения и взаимовлияния как единство многообразных их составляющих элементов во «взаимопересечении» теоретического и фактического материала. Этот метод позволяет избегать «забегания» вперед по западному образцу и подобию в монголоведной историографии при анализе формирования монгольской социалистической интеллигенции, складывания светской духовной, научнообразовательной и культурной среды в монгольском обществе.
Применение метода логического анализа в историографии позволяет определить общее, различное и особенное в развитии отечественного монголоведения, способствует объективному научному изучению советского периода монголоведения.
Сравнительно-исторический и сопоставительный методы в диссертационном исследовании были использованы в связи с необходимостью сопоставления концепций и взглядов различных авторов по вопросам развития образования и науки в монгольском обществе.
Перспективный метод в историографии, исходя из критического рассмотрения и анализа предшествующего уровня советской исторической науки, определяет направления и проблематику отечественного монголоведения в
XXI веке, позволяет избегать ошибок, характерных для советского монголоведения, учета их в последующих исследованиях.
Суть ретроспективного метода заключается в изучении процессов диалектического движения мысли исследователя-монголоведа от современности к прошлому: изучение элементов старого российского, затем советского монголоведения, сохранившегося в наши дни, и реконструкции их на основе имевших место в истории событий и явлений. Ретроспективный метод в историографии отечественного монголоведения позволяет использовать современные знания для изучения его состояния в прошлом.
Источников) ю базу исследования составил комплекс опубликованных монголоведных исследований советских ученых, посвященных изучению и анализу проблем советско-монгольского сотрудничества в области образования, науки и культуры в 1921 - нач. 1990-х гг. Исходя из формирующейся отечественной монголоведной науки, она включает в себя следующие блоки работ:
1. Документальные сборники и справочные издания: В 1966 г. был издан первый сборник документов «Советско-монгольские отношения. 19211966 гг. (сборник документов)». В 1974 г. началось издание нового, более полного сборника «Советско-монгольские отношения. Документы и материалы, 1921-1974». В этих сборниках всесторонне освещались политические, экономические, военные, образовательные, научные и культурные отношения между СССР и МНР в русле марксистско-ленинской и интернационалист-скои концепции союза КПСС и МНРП в некапиталистическом развитии Монголии.
К этой же группе относятся материалы партийных совещаний, съездов, пленумов, а также сборники выступлений и докладов отдельных руководителей. При работе с данными историческими и историографическими источниками необходимо учитывать идеологический характер подборки документов в рамках этих сборников.
2. Коллективные обобщающие труды по истории Монголии и советско/ российско-монгольских отношений, подготовленные большими авторскими коллективами советских и монгольских ученых-востоковедов, созданных при крупных партийно-государственных научно-исследовательских учреждениях двух стран: Академии общественных наук при ЦК КПСС, Институте марксизма-ленинизма (ИМЛ) при ЦК КПСС, Высших партийных школах при ЦК КПСС и ЦК МНРП, Институте истории партии при ЦК МНРП, Институте Востоковедения АН СССР (ныне ИВРАН), монголоведных центрах и кафедрах при высших учебных заведениях Советского Союза и других, в которых большое место уделялось развитию образования и науки в МНР, давались методологические установки для научной работы советских и монгольских ученых.
В базовых совместных коллективных монографиях и историко-партийных сборниках исследовались вопросы некапиталистического развития МНР, руководящей роли МНРП в социалистических преобразованиях в стране, проблемы формирования светского образования и науки. Эти вопросы исторического развития монгольского социалистического общества, советско-монгольских отношений сотрудничества СССР и МНР в области образования и науки утверждались под жестким партийно-идеологическим углом зрения в советском .монголоведении.
Данные работы обобщали проведенные монголоведные исследования и указывали ориентиры для их дальнейшего развития.
3. Научные исследования российских монголоведов, в рамках которых наиболее полно и целостно освещаются авторские концепции и научные подходы сотрудничества СССР и МНР в сферах образования и науки. В рассматриваемые годы, а также в постсоветский период было издано значительное количество авторских монографических исследований по проблемам советско-
монгольских отношений и истории МНР. Также в эти годы было издано значительное количество сборников материалов международных, всероссийских и региональных научно-практических востоковедных и монголоведных конференций, в которых были озвучены многие актуальные проблемы диссертационного исследования.
4. Работы публицистического характера и материалы периодической печати, которые могут также рассматриваться и как историографический источник. Журналистские исследования ведущих советско-российских журналистов А.М. Кривеля, Л.И. Шинкарева, И.И. Ломакиной, региональных авторов и других в значительной степени раскрывали проблему исследования.
Научная новизна исследования. В диссертационном исследовании впервые обосновывается авторская периодизация сотрудничества СССР и МНР в области образования и науки, деление ее на этапы и подэтапы в историографическом развитии. Изучен комплекс узкоспециализированных работ сотрудничества СССР и МНР в области образования и науки в советской историографии.
В исследовании критически проанализированы научные работы советских ученых-монголоведов в области образования и науки, которые в советский период истории находились под жестким контролем КПСС и МНРП, выявлены положительные и негативные особенности формирования и развития монгольской интеллигенции, получившей высшее образование в системе социалистического образования. Проанализированы региональные особенности по проблемам взаимоотношения двух стран в гуманитарных сферах. Выявлены противоречивые результаты этих взаимоотношений для развития образования и науки в МНР в 1921-1990 гг.
В диссертации проанализирована эволюция марксистской методологической базы монголоведных исследований в области образования и науки, очерчены пути формирования новой российской монголоведной науки начала XXI века.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в создании на современном этапе развития российско-монгольских отношений объективной методологической основы для отечественного монголоведения, для дальнейших исследований советско/российско-монгольских отношений в области образования и науки. Полученные результаты исследования могут быть использованы при написании историографических работ по отечественному монголоведению, историографии советского и современного периода истории Монголии, а также при изучении и разработке специальных курсов: «Историография и источниковедение истории Монголии», «История стран Центральной Азии», «История внешней политики СССР и Монголии в XX в.», по проблемам региональных и приграничных взаимоотношений России и Монголии в области образования, науки и культуры.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цель, задачи, объект, предмет, методология исследования, определяются научная новизна и практическая значимость, хронологические и территориальные рамки диссертации, дается анализ историографической и источниковедческой базы.
Первая глава «Советско-монгольское сотрудничество в области науки и образования в 1921-1952 гг. в советской монголоведнон историографии».
Параграф 1.1. «Реорганизация и формирование научных центров в Советском Союзе и Монгольской Народной Республике»
С образованием Советской России и автономной Монголии в 1921г. были продолжены многолетние дореволюционные традиции изучения истории, филологии, этнографии, географии, археологии Монголии, сложившиеся в предшествующий период.
Начальный хронологический период развития советской монголоведной историографии 1921-1952 гг. определяется выходом общих работ о географии, экономике, археолопш, этнографии Монголии, которая характеризуется тем, что формирующаяся монголоведная советская историческая наука определялась выходом в свет работ ученых-монголоведов мирового уровня: В.Л. Котвича «Русские архивные документы по сношениям с ойратами в XVII в.» [Пп, 1921 ], П.К. Козлова «Монголия и Амдо и мертвый город Хара-Хото. 1907-1909: Экспедиция РГО в Нагорной Азии» [М., Пг., 1923], Б.Я. Владимирцова «Общественный строй монголов. Монгольский кочевой феодализм [JL, 1934] и др.
Важнейшим направлением формирующегося научного сотрудничества между АН СССР и Ученым комитетом Монголии была организация совместных научных экспедиций по изучению географии, флоры и фауны, природных ресурсов, производительных сил и исторических памятников культуры Монголии. В 20-е годы в Монголии были продолжены традиции русских исследователей по изучению археологических номадных памятников Монголии.
По мнению археолога-востоковеда С.В. Данилова, современные исследования российских ученых совместно с монгольскими и другими иностранными учеными во многом меняют прежнюю (советскую) картину развития кочевых цивилизаций.
В этот период в советское монголоведение активно входят бурятские ученые национал-демократы, являвшиеся одними из творцов Монгольской народной революции, образования МНРП и МНР, авторами и соавторами партийной программы, конституции страны. Их научно-методологическими трудами начинает формироваться учебно-научная, образовательная сфера по формированию светского европейского общества в Монголии.
В XX веке в СССР были созданы научные центры востоковедения и монголоведения, в которых значительное место отводилось изучению сотрудничества между учеными СССР и МНР в области образования и науки. В начале 1920-х годов в Иркутске было организовано отделение Всероссийской научной ассоциации востоковедения, деятельность которого, в большей степени, отводилась изучению Монголии и прилегающих территорий.
Знаменательным событием в истории советского востоковедения было создание в 1930 году Института востоковедения АН СССР на базе Азиатского музея, Института буддийской культуры, тюркологического кабинета и Коллегии востоковедения в Ленинграде, ставшего центром распространения научных знаний о Монголии.
К числу крупнейших востоковедных организаций страны того времени, начавших европейскую образовательную подготовку монгольских граждан, относился Центральный институт живых восточных языков (Московский институт востоковедения имени H.H. Нариманова), а также Петроградский институт живых восточных языков (ЛВИ), находившийся в ведении Народного комиссариата по делам национальностей.
Активное, не без ошибок, внедрение русского языка, кириллицы в государственную, образовательную деятельность, отказ от многовековой буддийской науки и духовной культуры, анализ многочисленных трудов ученых-демократов в образовательной и научной деятельности, первой волны светски европейски образованных в советском монголоведении, ранее закрытый в советском монголоведении, является одной из главнейших задач диссертационного исследования.
С расширением научной базы региональных востоковедных исследований в Советском Союзе второй половины XX века большое развитие получили монголоведные и востоковедные исследования в научных центрах на базе филиалов Академии наук: Бурятского филиала Сибирского отделения АН в Улан-Удэ (Бурятский институт общественных наук, с 1996 г. - Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), Восточно-Сибирского филиала Сибирского отделения АН в Иркутске. Во второй половине XX века больших успехов в монголоведных исследованиях достигает калмыцкое монголоведение (Элиста). На переломе XX-XXI века были созданы Алтайский (Барнаул) и Тывинский (Кызыл) центры востоковедения с выделением монголоведной проблематики. Монголоведная тематика развивалась в высших учебных заведениях, особенно приграничных территорий, где были созданы по разным отраслям монголоведной науки кафедры востоковедения и монголоведения.
Научная деятельность играла важную роль в советско-монгольских отношениях, особенно в довоенный период, и рассматривалась советским правительством как один из важных факторов усиления политического
влияния СССР в Монголии, идеологического оправдания своей политики и повышения международного престижа. Самым плодотворным периодом деятельности созданной Монгольской комиссии явились1927-1932 гг. В этот период было организовано 28 экспедиций по традиционным для Академии наук научным направлениям.
В рассматриваемый период в МНР начинается подготовка научных кадров в СССР, создаются основы европейской науки. Это позволило открыть 5 октября 1942 г. Монгольский государственный университет. Контингент поступающих в это высшее учебное заведение готовился самим университетом на подготовительном отделении, открытом в 1940 г.
Параграф 1.2. «Развитие образования в МНР в 1921-1952 гг. в трудах советских ученых-монголоведов»
Культура и образование монголоязычных народов к началу великих социальных перемен XX века носила характер своеобразной центральноазиатской номадной цивилизации. Это своеобразие Монголии определялось, с одной стороны, высоким уровнем развития буддизма, буддийской науки, с другой стороны - обшей отсталостью монгольских этносов от европейского цивилизационного пути развития.
Советская монголоведная партийная историография не отрицала, но в то же время формировала такое своеобразное методологическое понятие, как национальная культура монголов, придавая большое значение внешней атрибутике. Описанием этих внешних признаков во многом страдала советская монголоведная наука.
Период первой половины XX века в МНР характеризовался переводом образования аратских масс со старомонгольской письменности на кириллицу, которая принесла и прогрессивное и резко отрицательное значение для просвещения монгольского народа.
Этот сложный период в советской монголоведной историографии характеризуется выходом в свет образовательных и публицистических работ бурятских национал-демократов, методологическое содержание которых трудно отделить от их работ партийно-государственной, научной направленности. Критический анализ монголоведной советской историографии по этому сложному вопросу требует от российских ученых учета всех нюансов в этом образовательном процессе. Когда, в настоящее время, монголы вновь, взамен кириллицы, возвращают в качестве государственной письменности утраченную в 30-е годы свою старомонгольскую письменность.
В работе российских монголоведов «История Монголии. XX век» (2007) на странице 108, наряду с положительными примерами, отмечаются и правомерные негативные результаты этого процесса: «В 30-х годах происходят серьезные сдвиги в сфере культуры. Число начальных школ увеличилось с 59 в 1934 г. до 93 в 1939 г., средних - с 5 до 12. Процент грамотных поднялся
с 5,8 в 1935 г. до 20,8 в 1940 г. Но все это было лишь начало борьбы с неграмотностью. Большинство взрослого населения оставалось неграмотным и малограмотным. Далеко не все дети были охвачены школьным образованием. В 1940 г. детей школьного возраста насчитывалось 130 тыс., а учились только около 10 тыс.».
В первой половине XX века был пройден демократический этап, как тогда называли этот период в развитии страны в официальной советско-монгольской историографии, документах и материалах. Но специальных историографических работ в советском монголоведении еще не было создано, оно находилось на стадии эмбрионального развития. Созданный багаж советских монголоведов, связанный с репрессиями 1930-х годов, в большинстве своем был закрыт в спецхранах и не был доступен широкому кругу исследователей.
Вторая глава «Советско-монгольское сотрудничество в области образования и науки в период строительства социализма (1953 - нач. 1990-х гг.) в советском монголоведении»
Параграф 2.1. «Советско-монгольское сотрудничество в научной сфере в 1953 - нач. 1990-х гг. в трудах советских ученых-монголоведов»
Длительное время в качестве основной методологической работы по монголоведению была фундаментальная статья член-корр. АН СССР А.Ю. Якубовского «Из истории изучения монголов периода X1-XI1I вв.», изданная в сборнике «Очерки по истории русского востоковедения» в Москве (1953).
Большой вклад в развитие советского монголоведения внес И .Я. Златкин. Являясь одним из ведущих методологов советского монголоведения 50-70-х гг., крупнейшим специалистом по истории Монголии эпохи средневековья, проведения культурной революции в стране, он уделял много внимания проблемам формирования интеллигенции, просвещению аратских масс. Он являлся одним из авторов трех изданий «Истории Монгольской Народной Республики» .
В послевоенные годы подготовка монголоведных научных кадров в Советском Союзе продолжалась в Ленинградском институте живых восточных языков и на восточном факультете Ленинградского госуниверситета имени A.A. Жданова. Выпускники этих учебных заведений, представлявшие первую послевоенную волну выпускников вузов центральных регионов Советского Союза, бурятских ученых гуманитарного востоковедного профиля, имевшие классическое университетское образование, представляли, как они сами отмечали «ленинградскую школу монголоведения», Д.Д. Амоголонов, Д.А. Алексеев, Т.А. Бертагаев, Б. Бамбаев, Г.Н. Румянцев, K.M. Черемисов и др.
Новая волна монголоведов гуманитарного профиля «ленинградской школы», выдвинувшаяся в Бурятии в 70—80-е годы, была представлена именами историков Е.Е. Тармаханова, Д.Б. Улымжиева, Ш.Б. Чимитдоржиева,
P.Jl. Балдаева, Б.О. Гатанова; филологические науки были представлены именами У.Ж. Дондукова, В.И. Золхоева, А.Б. Соктоева, И.Д. Бураева,
В.И. Рассадина, P.E. Пубаева и других ученых-востоковедов.
В то же время, учитывая возрастающую роль науки в народном хозяйстве и рост научных кадров, ЦК МНРП и Совет министров МНР признали целесообразным преобразовать в мае 1961 г. Комитет наук в Академию наук МНР, состоящую из трех отделений, в том числе с отделением общественных наук, имевшим тогда три института: Институт истории, Институт языка и литературы, Институт экономики.
В этот период в советско-монгольских общественных науках разрабатываются и получают свое научное обоснование «...глобальные темы. Так, Институт истории координировал разработку темы «Великий Октябрь и опыт некапиталистического развитая», Институт языка и литературы -«Особенности формирования национальных литератур народов, миновавших стадию капиталистического развития».
За годы народной власти в учебных заведениях Москвы, Ленинграда, Киева, Ташкента, Алма-Аты, Свердловска, Иркутска и других городов СССР было подготовлено более 15 тыс. монгольских специалистов с высшим и средним образованием. Свыше 90% инженеров и более 30% техников, работающих в народном хозяйстве МНР, прошло обучение в Советском Союзе».
Проблемы науки и образования были подробно освещены в цитируемых нами отдельных работах бурятских ученых: Р.Л. Балдаева «Народное образование в Монгольской Народной Республике» [М., 1971], Д.Б. Улымжиева «Нерушимая братская дружба советского и монгольского народов» [Улан-Удэ, 1961], «Годы, равные векам» [Улан-Удэ, 1981], В.Б. Цыремпилова «Культурные и научные связи между МНР и приграничными регионами СССР» [Улан-Удэ, 1983] и др.
В рассматриваемый период достижения монгольского народа в области науки необходимо характеризовать следующими показателями: «Если в 1961 г. в стране насчитывалось всего 100 человек с учеными степенями, в том числе 5 докторов наук, а также 178 научных сотрудников и 20 аспирантов, то к 1990 г. численность лиц с учеными степенями увеличилась в 13 раз, а численность научных сотрудников в 10 раз».
Проведенный историографический анализ сотрудничества СССР и МНР в области науки в период 1953 - нач. 1990 гг. в советском монголоведении показал, что изучение этих вопросов в рассматриваемый период достигло, несмотря на негативные моменты не афишируемые в советской монголовед-ной историографии, впечатляющих успехов. Несмотря на то, что оно носило идеологический характер и служило для доказательства тезисов о преимуществах социалистической системы и концепции «братской и нерушимой дружбы», развиваемой гуманитарной наукой СССР и МНР.
Параграф 2.2. «Советско-монгольские взаимоотношения в области образования в советской монголоведной литературе в 1953 - нач. 1990 гг.»
В фундаментальной совместной коллективной работе «Очерки истории культуры МНР» [М., 1971], написанной в большинстве бурятскими учеными, было проведено комплексное изучение вопросов советско-монгольских отношений, пригранично-региональных взаимоотношений в области культуры, показано фрагментарно развитие образования в Монголии за 50 лет: с 1921 по 1971 гг.
К 1985 г. каждый четвертый житель страны обучался в каком-нибудь учебном заведении, 84% всего населения в возрасте старше 12 лет имели неполное высшее или среднее специальное образование. При этом также следует учитывать, что эти успехи в столь короткие исторические сроки были достигнуты в условиях страны, где почти половина населения вела кочевой или полукочевой образ жизни.
Советская монголоведная историография должна была считаться с жесткой, унифицированной, идеологизированной, государственной системой обучения и воспитания. Разрешением этих и других проблем, не раскрытых или замалчиваемых советской монголоведной наукой, предстоит заняться будущим исследователям отечественного монголоведения в области просвещения.
В заключение проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Всесторонний историографический анализ процессов советско-монгольского научного и образовательного сотрудничества в отечественном востоковедении, формирования в Советском Союзе и МНР научных мон-головедных центров исследований привел к обоснованию основных этапов и подэтапов развития, особенностей эволюции советской монголоведной науки.
2. Классификацию работ советских монголоведов, посвященных содружеству СССР и МНР в области образования и науки в 1921 - нач. 1990 гг., автор подразделяет на два этапа, с подэтапами: 1 этап: 1921—1952 гг., период формирования светской монгольской науки и образования на демократическом этапе развития монгольского общества в советской монголоведной историографии; II этап: 1953 - нач. 1990 годов - период строительства социализма в МНР, связанный с особенностями развития образования и науки в МНР в трудах советских монголоведов.
3. Развитие системы образования и науки в МНР в рассматриваемый период в советской монголоведной науке, исходя из анализируемых источников автор обосновал следующими историографическими подэтапами:
1) Формирование монголоведной советской историографии развития светского образования и науки в МНР в 1921-1940 гг., подвергнутой политическим и научным репрессиям в конце 30-х годов; 2) Эволюция советской монголистики в 1940-1952 гг., выход первых историографически
работ, не до конца сформировавшейся марксистской методологии по рассматриваемой в диссертации проблеме; 3) Успехи и ошибки советского монголоведения при анализе развития образования и науки в МНР в период строительства социализма (1953-1984 гг.); 4) Трансформация системы образования и науки монгольского общества (1984-2000 гг.), смена методологических парадигм в отечественном монголоведении.
4. В работе проанализированы проблемы формирования советской монголоведной историографии в 1921—1952 гг., которая характеризуется начальными этапами создания европейской системы образования и науки в Монголии, формированием монгольской национальной интеллигенции. Рассматриваемый период характеризуется небольшим количеством узкоспециализированных работ по рассматриваемой проблеме.
5. В исследовании дана оценка советско-монгольскому сотрудничеству в области образования в период 1953 - нач. 1990 гг. в советской монголоведной историографии, который характеризуется созданием европейской системы начального, среднего и высшего просвещения в МНР, выходом в свет квалифицированных работ советских монголоведов.
6. Анализ сотрудничества СССР и МНР в области науки в 1953 — нач. 1990 гг., этого не всегда однолинейного процесса в монголоведной историографии, характерного для сформировавшейся марксистской советской монголоведной науки, привел автора к критическому пересмотру достижений советского монголоведения, которые не всегда учитывали тенденции развития мирового монголоведения.
Необходимость проведения анализа деятельности советских и монгольских партийно-государственных и научных органов в трудах ученых Советского Союза вызывалась тем, что советская монголоведная наука находилась под жестким контролем КПСС и МНРП, достижения и ограниченность которой определялись рамками идеологических парадигм, закрепленных директивными документами правящих партий; необходимость квалификационной оценки научным достижениям советских ученых в период строительства социализма в отечественном монголоведении определяется тем, что методологические оценки этого периода историографии в значительной степени определяют развитие современной российской монголистики;
Развитие российского монголоведения в период трансформации монгольского общества в конце XX - нач. XXI века, определяется тем, что этот период характеризуется формированием и обоснованием «нового взгляда» на историю монгольского народа, качественно отличной от советской методологической историографии.
Выделенные особенности, сформированные в советской монголистике, позволили обосновать хронологические рамки исследования, охватывающие
период с 1921 - нач. 1990 г. Нижней хронологической рамкой явилась Монгольская национально-демократическая революция, с победой которой были установлены научные и образовательные контакты между Советской Россией и Монголией. Верхней планкой исследования мы обозначаем начало 90-х годов XX века, когда с мировой политической арены «ушли» СССР и МНР, началась трансформация советского монголоведения и формирование новой отечественной монголоведной науки.
Перед современной монголоведной наукой России стоит задача обоснования успехов монгольского народа в области образования и науки в социалистический период истории МНР, особенностей формирования народной интеллигенции, вклада монголоязычных народов в сокровищницу мировой культуры, ликвидации односторонности и ненаучности представлений о месте и роли кочевого хозяйства номадных народов в мировую историю, что в определенной мере «вуалировалось» в советской монголоведной науке.
Апробация исследования. Основные положения данной работы нашли свое отражение в докладах, представленных на X конгрессе монголоведов в г. Улан-Батор (август 2011 г.), VI Международной научно-практической конференции «Монголия - Россия: новые парадигмы отношений» (г. Улан-Батор, апрель 2011 г.), на международных конференциях «Россия - Азия: ценностные установки социальный опыт», «Кочевые цивилизации и страны Дальнего Востока: диалог культур», «Человек, культура, общество в изменяющемся мире» (Улан-Удэ, 2011 г.), других региональных конференциях и круглых столах.
Статьи в рецензируемых научных журналах
1. Сагаев Н.Ц. Отечественная историография сотрудничества СССР и МНР в области образования и науки в 1921 - нач. 1950 гг. / Н.Ц. Сагаев // Власть. -2011. -№11. -С. 170-174.
2. Дугаров В.Д., Сагаев Н.Ц. Репрессивная политика ВКП(б) и МНРП по отношению к буддизму в области образовательной политики в первой половине XX века (вопросы историографии) / В.Д. Дугаров, Н.Ц. Сагаев // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2011. - №3-4. —
С. 426-434.
Публикации в других изданиях
3. Сагаев Н.Ц. Российская монголоведная историография сотрудничества СССР и МНР в области образования и науки в 1921-1991 гг. / Н.Ц. Сагаев // ИЛТГ'ЭЛУУДИИН ТОВЧЛОЛ SAMMAR1ES OF CONGRESS PAPERS : материалы X конгресса монголоведов. - Улан-Батор, 2011. - С. 157.
4. Сагаев Н.Ц. Научно-образовательное и культурное сотрудничество регионов Восточной Сибири с приграничными территориями Монголии и (АРВМ) Китая (опыт и проблемы).
5. Сагаев Н.Ц. Человек, культура и общество в изменяющемся мире : материалы международной научной конференции. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - С. 135-137.
6. Сагаев Н.Ц. Образовательные реформы монголоязычных народов в XX веке в современной отечественной историографии /' Н.Ц. Сагаев // Материалы международного симпозиума «Кочевые цивилизации и страны Дальнего Востока: диалог культур». - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011. - С. 146-151.
7. Сагаев Н.Ц. Культурно-образовательные и духовно-нравственные особенности развития монголоязычных народов в XX веке в современной российской историографии / Н.Ц. Сагаев // Материалы международной научной конференции «Россня-Азия: ценностные установки и социальный опыт». — Вып. 4. — Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2011.
8. Сагаев Н.Ц. Роль БГПИ им. Д. Банзарова и БГУ в развитии учебнонаучного сотрудничества приграничных регионов СССР и МНР в области образования в конце XX - нач. XXI в. в российской монголоведной историографии» / Н.Ц. Сагаев /У Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 90-летию И.А. Батудаева. - Улан- Удэ: Изд-во БГУ, 2011.
9. Сагаев Н.Ц. Российская монголоведная историография сотрудничества СССР и МНР в области Образования, науки и культуры в 1921-1941 гг. / Н.Ц. Сагаев // Региональная молодежная научно-практическая конференция «Народы Сибири в составе российского государства: история и современность». - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2011. - С. 492-500.
10. Сагаев Н.Ц. Сотрудничество СССР и МНР в области образования и науки в 1921-1991 гг. в отечественной историографии (опыт и проблемы) / Н.Ц. Сагаев // Вестник Восточно-Сибирского университета технологии управления. - Улан-Удэ, 2012. -№1.
Подписано в печать 25.01.2012.
Формат 60*84 ‘/]6. Уел. печ. л. 1,16 Тираж 100 экз.
Издательство «Бэлиг», 670047, г. Улан-Удэ, ул. Павлова, 68 Типография издательства «Бэлиг»
Текст диссертации на тему "Советко-монгольское сотрудничество в области образования и науки в 1921 - нач. 1990 - х годов в российской историографии"
61 12-7/314
На правах рукописи
Сагаев Наян Цырендоржиевич
Советскр-монгольское сотрудничество в области образования и науки в 1921 - нач. 1990-х годов в российской историографии
Специальность: 07.00.09 - историография, источниковедение и методы
исторического исследования
диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Научный руководитель: д.и.н., профессор Дугаров В.Д.
Улан-Удэ 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
С.3-24
Глава I. Советско-монгольское сотрудничество в области образования науки в 1921-1952 гг. в советской монголоведной историографии
и
С.25-75
1.1. Реорганизация и формирование научных монголоведных центров в СССР и МНР в трудах советских монголоведов. _с.25-51
1.2. Развитие Советского образования в МНР в 1921-1952 гг. в трудах советских ученых-монголоведов С.52-75
Глава II. Советско-монгольское сотрудничество в области образования и науки в период строительства социализма (1953 - нач. 1990-х гг.) в советском монголоведении. С 76-142
2.1. Советско-монгольское сотрудничество в научной сфере в 1953-нач. 1990-х гг. в трудах советских ученых-монголоведов. С. 76 -109
2.2. Советско-монгольские взаимоотношения в области образования в советской монголоведной литературе в 1953 - нач. 1990 гг. С. 110-142
Заключение С 143 153
Библиографический список использованный литературы __С. 154-188
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Мировая глобализация затронула все мировое сообщество. В содружестве ученых геополитического треугольника «Россия-Монголия-Китай» разрабатывается совместный исследовательский проект на тему «Трансформация кочевой культуры и цивилизации Центральной Азии», который во многом направлен на решение проблемных вопросов истории региона.
Развитие этого методологического проекта позволит избежать, на наш взгляд, существовавших теоретических ошибок в исследованиях советских ученых-востоковедов XX века взаимоотношений региона: Россия -Монголия - Китай, СССР - КНР - МНР, пересмотреть проблемные вопросы во взаимоотношениях в области образования и науки, носивших идеологический характер.
В отечественной монголоведной историографии анализ изменений в теории и практике монголоведных исследований на рубеже XX-XXI. вв., в их зависимости от характера идеологических и социально-политических трансформаций в Советском Союзе/России и Монголии, приводит к обоснованию методологической градации на три периода: досоветский, советский и российский.
Актуальными теоретическими задачами для трансформирующегося российского монголоведения является историографический анализ развития монгольского общества в XX веке по некапиталистическому пути развития, проведение культурной революции в ранее отсталой аратской стране, достижений и ошибок в формировании и развитии системы науки и образования в МНР, их изучение в советской монголистике.
В представленной работе предпринята попытка проанализировать научные работы советских монголоведов в отечественной историографии, посвященные сотрудничеству МНР и СССР в области образования и науки в
1921-нач. 1990 -х годов.
Актуальность исследования обусловлена значимостью изучения историографических документов и материалов по проблемам сотрудничества СССР и МНР, КПСС и МНРП в области образования и науки.
Классификацию работ советских монголоведов, посвященных содружеству СССР и МНР в области образования и науки в 1921- нач. 1990 гг., необходимо подразделить на два этапа: I этап (1921-1952 гг.), период формирования светской монгольской науки и образования на демократическом этапе развития монгольского общества в советской монголоведной историографии; П этап (1953-нач. 1990 годов), период строительства социализма в МНР, связанный с особенностями развития образования и науки в МНР в трудах советских монголоведов, находящихся под жестким идеологическим контролем правящих КПСС и МНРП.
Необходимость обоснования отдельной периодизации развития советской монголистики по сотрудничеству СССР и МНР в области образования и науки в МНР в 1921 - нач. 1990 гг. вызывается тем, что эти сферы гуманитарной деятельности являлись идеологической составляющей развивающегося по некапиталистическому пути развития монгольского общества и являлись официальными в советской и монгольской партийно-государственной, исторической науке. Выделение этих этапов является дискуссионным, не до конца получившим свое утверждение в современной отечественной монголистике.
Развитие системы образования и науки в МНР в рассматриваемый период в советской монголоведной науке, исходя из анализируемых источников мы подразделяем, на историографические подэтапы: 1) формирование монголоведной советской историографии развития светского образования и науки в МНР в 1921-1940 гг., подвергнутой политическими научным репрессиями в конце 30-х годов XX века; 2) эволюция советской монголистики в 1940-1952 гг., выход первых историографических работ, не
4
до конца сформировавшейся марксистской методологии по рассматриваемой в диссертации проблеме; 3) успехи и ошибки советского монголоведения при анализе развития образования и науки в МНР в период строительства социализма (1953-1984 гг.); 4) трансформация системы образования и науки монгольского общества (1984-2000 гг.), смена методологических парадигм в отечественном монголоведении.
Необходимость анализа этих научных трудов обосновывается тем, что эти труды имели свои характерные особенности, свои специфические образовательные и политические черты, способствующие современному развитию межгосударственных отношений между нашими странами. Поэтому выделение этих трудов, отличающихся от общих работ советских авторов по тем или другим проблемам сотрудничества СССР и МНР, КПСС и МНРП, является актуальной методологической проблемой.
В современном отечественном монголоведении при анализе научных работ советских ученых о советско-монгольском сотрудничестве в области образования и науки, формирования народной интеллигенции, научных монголоведных центров исследований в двух странах в советский период истории, получает свое развитие закономерная методологическая критика исследований советских монголоведов по этим сложным теоретическим вопросам. Обоснованному пересмотру подвергаются работы советских ученых, посвященные «братской дружбе, обоснованные достижениями советских и монгольских ученых и учителей по воспитанию нового человека».
Выделение специфических особенностей развития советской монголоведной науки сотрудничества СССР и МНР в области образования и науки были связаны с общими диалектическими тенденциями развития монгольского общества по некапиталистическому пути развития. Это, в свою очередь, было обусловлено общей отсталостью монгольского кочевого
общества от европейской цивилизации, неблагоприятной международной обстановкой.
В трудах советских ученых монголоведов сотрудничество советской и монгольской интеллигенции в развитии светского образования и науки в МНР характеризуются малым количеством узкоспециализированных работ, которые историографически достаточно сложно, но необходимо выделять из общего багажа советско-монгольских коллективных и индивидуальных сборников, раскрывающих советско-монгольскую дружбу. Эти исследования входили в общую парадигму партийных исследований советско-монгольских ученых.
Монголоведная историография сотрудничества советского и монгольского народов в области образования и науки в советской монголистике развивалась и анализировалась в ведущих монголоведных центрах Советского Союза, при этом особое внимание уделялось развитию регионального монголоведения. Особое значение также имели труды бурятских ученых-монголоведов.
Открытие ранее секретных партийных, государственных архивов и хранилищ в двух странах дало новый толчок развитию советского монголоведения, особенно периода 1921-1952 гг.
Изучение и анализ историографического опыта содружества СССР и МНР в области образования и науки в 1921 - нач. 1990 годов в трудах советских ученых является залогом дальнейшего развития отечественного монголоведения XXI века.
Степень изученности темы исследования. В XX веке в СССР были созданы значительные по своему потенциалу научные центры востоковедения и монголоведения, в которых значительное место отводилось изучению сотрудничества между учеными СССР и МНР в области образования и науки. В начале 1920-х годов в Иркутске было создано отделение Всероссийской научной ассоциации востоковедения, деятельность
6
которого, в большей степени, отводилась изучению Монголии и прилегающих территорий. Отделение успело выпустить несколько номеров своих бюллетеней, один из которых был полностью посвящен Монголии, где обосновывалась необходимость овладения аратами светским образованием и наукой европейского общества. Это были работы бурятских ученых Г. Цыбикова, Ц. Жамцарано, Б. Барадина, Э-Д. Ринчино, Э. Батухана и других активных деятелей того времени, посвященные историографии нашей диссертации.
Их научно-методологическими трудами начинает формироваться учебно-научная, образовательная сфера по формированию светского европейского общества в Монголии. Как указывает Б.Д. Цибиков в работе «Бурятские ученые национал-демократы» [Улан-Удэ: ИМБиТ СО РАН, 2003. - С. 187]: «Характерным для того времени является высказывание одного из лидеров этого движения Ц. Жамцарано: «как только европейское образование в самом широком смысле этого слова станет достоянием всех бедных и жаждущих национального знания, как только населению будет дано полное самоуправление - дацаны перестанут играть роль просветительских и народнических центров».
Знаменательным событием в истории советского востоковедения было создание в 1930 году Института востоковедения АН СССР на базе Азиатского музея, Института буддийской культуры, тюркологического кабинета и Коллегии востоковедения в Ленинграде, ставшего центром распространения научных знаний о Монголии.
К числу крупнейших востоковедных организаций страны того времени, начавших европейскую образовательную подготовку монгольских граждан, относился Центральный институт живых восточных языков (Московский институт востоковедения имени H.H. Нариманова), а также Петроградский институт живых восточных языков (ЛВИ), находившийся в ведении Народного комиссариата по делам национальностей.
Именно в этих научных заведениях начинает формироваться советская монголоведная наука, в которой большое внимание уделяется проблемам европейского образования и науки в аратской массе Монголии. Значительную роль в развитии советского монголоведения, как и востоковедения в целом, сыграла научная периодика: «Восток», «Новый Восток», «Революционный Восток», «Коммунистический Интернационал», «Народы Дальнего Востока», «Советское Востоковедение» и другие издания, в которых рассматривались проблемы нашего исследования.
В 1924 г. после закрытия восточного отделения изучение монгольского языка в Иркутском университете и интерес к нему в целом будут проявляться в рамках открывшегося в 1926 г. бурят-монгольского отделения, а также в системе начавшейся подготовки в университете граждан Монголии. Именно эти учебные заведения наряду с формированием образовательных программ по обучению монгольских граждан, начинают публиковать первые научные материалы по развитию сотрудничества советских и монгольских граждан в области образования и науки.
Большую роль в развитии светского монгольского образования сыграл созданный в 1930 г. в Верхнеудинске (Улан-Удэ) Монголрабфак, просуществовавший десять лет. Научно-образовательная деятельность этого учреждения нашла широкое отражение в советской монголоведной науке, в трудах бурятских ученых национал-демократов, большинство из которых было уничтожено в годы репрессий, развязанных И. Сталиным и X. Чойбалсаном.
В период с конца 1980 - нач. 90-х годов в Российской Федерации, Монголии, Бурятии были проведены многочисленные научные конференции, изданы материалы и сборники, посвященные учебно-научной, политической деятельности этих ученых в развитии образования и науки в МНР на демократическом этапе развития страны.
С расширением научной базы региональных востоковедных исследований в Советском Союзе большое развитие получили монголоведные и востоковедные исследования в научных центрах на базе филиалов Академии наук: Бурятского филиала Сибирского отделения АН в Улан-Удэ (Бурятский институт общественных наук, с 1996 г. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН), Восточно-Сибирского филиала Сибирского отделения АН в Иркутске. Во второй половине XX века больших успехов в монголоведных исследованиях достигает калмыцкое монголоведение (Элиста). На переломе ХХ-ХХ1 века были созданы Алтайский (Барнаул) и Тывинский (Кызыл) центры востоковедения с выделением монголоведной проблематики. Монголоведная тематика развивалась в высших учебных заведениях, особенно приграничных территорий, где были созданы по разным отраслям монголоведной науки кафедры востоковедения и монголоведения.
Говоря об институциональном развитии советского востоковедения в рассматриваемый период, мы должны отметить то, что в это время появляются новые печатные органы, посвященные востоковедной проблематике. В частности, в 1950-1970-е годы выпускались научные журналы: «Советское востоковедение» (1955-1958), «Проблемы востоковедения» (1959-1961), «Народы Азии и Африки» (с 1961 г. и по сей день журнал «Восток»), «Проблемы Дальнего Востока» с 1972 г., «Азия и Африка сегодня». В 1957 г. при Институте востоковедения было создано «Издательство восточной литературы», в 1964 г. оно было передано в издательство «Наука» и переименовано в «Главную редакцию Восточной литературы».
Научные центры и вышеупомянутые печатные издания сыграли большую роль в массовой подготовке кадров советских востоковедов и современных российских ученых-монголоведов и нашли большое отражение в советской монголистике.
Одной из первых историографических работ по истории МНР была статья Н.П. Шастиной «История изучения МНР» [М., 1952], представляющая собой обзор советской и монгольской литературы по истории, культуре и экономике Монголии.
Классическим трудом, определявшим направления развития советского монголоведения во второй половине XX века, была коллективная совместная работа советских и монгольских ученых «История Монгольской Народной Республики», которая подвергалась теоретической переработке и выдержала три издания в 1954, 1967 и 1983 гг. Несмотря на ряд теоретических и методологических ошибок, подвергнутых критике в современной российской историографии, это фундаментальное издание являлось основополагающим теоретическим монголоведным исследованием второй половины XX в.
Историографический интерес представляет эволюция теоретической мысли ученых двух стран, отраженная в этом издании на протяжении 30 лет формирования анализируемого фундаментального труда. В работе, критически относясь к большой идеологической направленности по формированию человека нового монгольского общества, обстоятельно раскрываются проблемы образования и науки.
В издании 1954 г. указывалось, что история МНР составляет в основном два этапа развития: первый этап - с 1921 по 1940 гг., когда была завершена ликвидация феодализма и заложены прочные основы некапиталистического развития, второй этап - с 1940 г. по настоящее время, когда происходит строительство основ социализма.
Второе издание 1967 г. подразделяло историю МНР на три периода: общедемократический - 1921-1940 гг.; социалистический - 1940-1961 гг.; период завершения строительства социализма - 1961 - последующие годы.
В третьем издании периодизация истории МНР начинает подвергаться трасформации, связанной с новыми успехами монгольского народа и
монголоведной историографии. В работе сохраняется периодизация на три периода истории МНР: 1921-1940 гг. - антиимпериалистические и антифеодальные преобразования; 1941-1960 - социалистические преобразования; 1961-1980 г. - борьба за завершение строительства социализма. В этом коллективном исследовании дается подробный обзор и анализ источников и основной литературы по истории монгольского народа1. На стр. 56-68 дается историографический и библиографический параграф «Русская и советская литература по истории монголов», где рассматриваются также издания 1960-х - начала 1980-х гг.
Обстоятельный труд монгольских и советских ученых «Очерки истории МНРП», изданный в 1971 г. и переизданный в 1987 г., внес большой вклад в формирование официальной партийной историко-методологической парадигмы истории Монголии в XX в. Особое место в работе уделялось формированию народной интеллигенции через функционирующую систему коммунистического воспитания, образования и науки.
В р�