автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Современная политическая культура нигерийского общества: социально-философский анализ

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Ония Ене Чинеду
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Современная политическая культура нигерийского общества: социально-философский анализ'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Ония Ене Чинеду

Введение.

Глава I.

Теоретико-методологические основы и принципы анализа политической культуры общества.

§ 1. Проблемы современного социально-философского анализа культуры и цивилизации.

§ 2. Политические ценности, ориентации и культура политического участия в различных странах.

§ 3. Особенности политической культуры африканского общества.

Глава II.

Ценностный анализ политической культуры современной Нигерии и ее воздействия на политику.

§ 1. Ценности и характеристики политической культуры Нигерии.

§ 2. Особенности электоральной культуры и политического участия в современной Нигерии.

§ 3. Роль нигерийских СМИ в формировании политикокультурных ориентаций сельских жителей.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Ония Ене Чинеду

Важную роль в общественном развитии играет политическая культура. Она существует как часть общей культуры общества, "формирующаяся и проявляющаяся в процессе политической жизни; исторически и социально обусловленный продукт политической жизнедеятельности людей, их политического творчества; система исторически сложившихся политических традиций, ценностей, идей и установок практического политического поведения, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности" '.

От содержания, направленности и уровня развития политической культуры, во-многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, политического участия, развития различных сфер общественной жизни. В силу этого социально-философский анализ политической культуры, ее характера и системы ценностей приобретает существенное научное значение. В результате такого анализа можно глубоко исследовать феномен политической культуры, его ценностную сущность, базисные характеристики и основные направления воздействия на развитие общества.

Важным направлением исследования политической культуры является сравнительное изучение ее влияния на политическое поведение и деятельность людей в различных социокультурных средах. Философы и политологи ищут ответы на вопросы о том, как те или иные политико

1 Политическая культура // Политическая энциклопедия в двух томах. Т.П. Под ред. Г.Ю. Семигина. - М.: "Мысль", 1999. - С. 174. культурные ценности воздействуют на социополитический генезис различных обществ.

Носителями политической культуры общества являются люди. Поэтому ее социально-философский анализ предполагает изучение мотивов политического поведения социальных групп и отдельных граждан, влияния политической культуры на участие человека в политике.

Актуальность и значимость проблемы.

Существенное теоретическое и практическое значение имеет изучение характерных черт и ценностей политической и электоральной культуры нигерийского общества, ее влияния на политическое участие. Это связано с тем, что Федеративная Республика Нигерия представляет собой самое большое по численности населения африканское государство. В нем ныне проживает около 150 млн. человек, представляющих около 200 народов и племен. Характер развития этого государства имеет существенное значение для всей Африки. Россия имеет традиционно доброжелательные и взаимовыгодные отношения с Нигерией с момента получения ею политической независимости в 1960 г.

Социально-философский анализ современного состояния политической культуры и политического участия в Федеративной Республике Нигерии будет содействовать всестороннему пониманию влияния политической культуры нигерийского общества на его социо-политическое развитие, лучшему взаимопониманию Нигерии и России, их народов.

Состояние научной разработанности проблемы.

Традиция изучения влияния культуры на политику, их взаимосвязи, нисходит к истокам философии. Важный вклад в разработку теоретических аспектов этой проблемы внесли такие известные мыслители и философы, как Конфуций, Платон, Аристотель, Макиавелли,

Ш.-Л. Монтескье, А. Токвиль, Г. Гегель, И. Гердер, К. Маркс, Ф. Ницше, М. Вебер, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. Сенгор, П. Сорокин, Ортега-и-Гассет, А. Тойнби, Э. Фромм, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.

Автором понятия "политическая культура", употребляемого в широком, философском смысле, является германский философ-просветитель И. Гердер (1744-1803гг.), изучавший проблемы взаимодействия культуры и политики. Он в 1784 г. в работе "Идеи к философии истории человечества" впервые использовал словосочетания и понятия "политическая культура", "зрелость политической культуры", л носители политической культуры" .

С введением учеными из США Г. Алмондом, С. Вербой, Л. Паем и др. в начале 50-х годов XX в. в научный оборот общественных наук категории "политическая культура", исследования в этом направлении стали проводиться особенно активно.

Проблемы политической культуры рассматриваются в трудах таких известных западных исследователей, как Г. Алмонд, Р. Арон, Ж. Блонд ель, П. Бурдье, С. Верба, А. Гидденс, М. Дюверже, Д. Истон, Л. Пай, В. Розенбаум, С. Хантингтон, Шаран, Р.-Ж. Шварценберг и др 3. 2

См.: Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. - М., 1977. -С. 339, 368.

3 См.: The Civil Culture Revisited // Almond G., Verba S.-Boston, Toronto, 1980; Culture and Social Character//Lipset S., Lowental L. - Glencoe, 1961; Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines // Easton D. - Newbury Park, Sage, 1991; Political Culture, Public Policy and the American States // Kingsaid J. -Philadelphia, 1982; Political Culture and Political Development // Pye L. - Princeton, 1965; Political Psychology // Hermann M.G. - San Francisco, 1986; Almond G., Verba S. The Civil Culture. Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton. N.Y., 1963; Brint M.A. Genealogy of Political Culture. - Boulder, Colorado, USA, 1991; Giddens A. Sociology. - Cambr., 1989; Dowse R.E., Hughes J.A. Political Sociology. - L., 1986Huntington S. The Clash of Civilization. Remaking of World Order. - N.Y., 1997; Rosenbaum W. A Political Culture. - N.Y., \915\Sharan P. Theory of Comparative Politics. - New Delhi, 1984\Schwartzenberg R.-J. Sociologie Politique, 4-eme ed. - P., 1988.

Теоретические и методологические аспекты политической культуры и политического участия, проблемы культуры в политической и социальной философии, философские аспекты культурологии рассматриваются в трудах многих российских философов. Среди них можно выделить исследования Т. А. Алексиной, Г. К. Ашина, Э. Я. Баталова, П. П. Гайденко, К. С. Гаджиева, П. К. Гречко, Б. С. Ерасова, М.

B. Ильина, Ю. В. Ирхина, А. П. Кочеткова, В. М. Найдыша, А. С. Панарина, В. О. Рукавишникова, А. И. Соловьева, Б. С. Старостина, А. М. Ушкова, А. И. Соловьева, Е. Б. Шестопал, В. А. Щегорцева и др 4.

Проблемы политической и электоральной культуры, а также политического участия в Африке и в том числе в Федеративной Республике Нигерии исследуются рядом известных российских ученых. Центром российской африканистики является Институт Африки РАН. Авторами исследований африканского общества являются В. В. Бочаров, А. М. Васильев, Ю. Н. Винокуров, Н. И. Высоцкая, Ю. А. Вознесенский, Б.

C. Ерасова, Н. С. Илларионова, В. Б. Иорданский, Р. Н. Исмагилова, Л. В. Гевелинг, Е. А. Глущенко, В. И. Комар, Н. Д. Косухин, Н. А. Ксенофонтова, Ю. М. Кобищанов, Л. Е. Куббель, Е. Л. Лебедева, А. Н.

4 См.: Политическая культура: теория и национальные модели / К.С.Гаджиев,- М.: Интерпракс, 1994; Алексина Т.А. Философские проблемы культуры. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 1991; Галаганова С. Г., Ушков А. М., Фролова М. А. Сравнительная политология: Запад - Восток - Россия.- М., 1995 Гречко П. К. Концептуальные модели истории.- М.: Логос, 1995; Найдыш В. М. Цивилизация как проблема философии истории.- М., 1997; Панарин А. С. Политология. О мире политики на Востоке и на Западе.- М., 1999; Рукавишников В О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения. Международные сравнения / Пер. с англ.- М.: "Совпадение", 1998. Соловьев А. И. Политическая культура и модернизация российского общества.- М.: МГУ, 1992; Старостин Б. С. Освободившиеся страны: общество и личность. - М.: "Мысль", 1984; Шестопал Е. Б. Личность и политика.- М., 1988; Щегорцов В. А. Политическая культура: модели и реальность.-М., 1992.

Мосейко, О. Л. Николаева, Л. М. Садовская, И. В. Следзевский, Л.М. Энтин и др.5.

5 Африка: культура и общество. Традиции и современность. - М., 1994; Африка: многовариантность развития. - М., 1997; Африка: культура и общество. Этносоциальные процессы / Р. Н. Исмагилова. - М.: Институт Африки, 1990; Африка: общества, культуры, языки. - М.: Институт Африки РАН, 1998; Африка: особенности политической культуры // Н.Д.Косухин. - М.: Институт Африки РАН, 1999; Африка в стратегиях развития на 90-е годы. - М.: Институт Африки РАН, 1991; Африка: проблема перехода к гражданскому обществу. - М.: Институт Африки РАН 1994; Африка: Энциклопедический справочник. Т. 1,2. М.: "Наука", 1986-1987; История Нигерии в новое и новейшее время // Ю. Н. Зотов, И. В. Следзевский. - М.: "Наука", 1981; Нигерия: власть и политика // А. М. Васильев. - М.: Наука, 1978; Нигерия: прошлое и настоящее. - М.: "Наука", 1981; Нигерия. Справочник. И А.М.Васильев. - М.: "Наука", 1993; Нигерия. Тридцать лет независимости. // Н.Б.Кочакова. - М.: Институт Африки РАН, 1990; Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции. - М., 1988; Политические партии современной Африки / Н.Д.Косухин.- М., 1999; Современная Африка. Итоги и перспективы. Идеология и культура.- М., 1990; Современная Африка. Итоги и перспективы развития. Эволюция политических структур.- М., 1990; Глущенко Е. А. Особенности политической культуры Нигерии. Власть и политика.- М., 1988; Ерасов Б. С. Социально культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. -М.: "Наука", 1982; Ерасов Б. С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. - М.: "Наука", 1972; Зотов Ю. Н. Традиционные политические институты Нигерии,- М.: "Наука", 1979; Исмагилова Р. Н. Народы Нигерии. Этнический состав и краткая этнографическая характеристика. - М.: "Наука", 1963; Катагощина И. Т. Интеллигенция Нигерии.- М.: "Наука", 1976; Катагощина И. Т. Интеллектуальная элита в странах Тропической Африки: университеты, власть, общество. - М., 1991; Косухин Н. Д. Характерные черты современных африканских лидеров. - М.: Журнал "Восток", 2000, №4; Косухин Н. Д. Освободившиеся страны: трудности роста. - М., 1989; Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации.- М.: "Наука", 1986; Куббелъ Л. Е. Традиционная потестарная и политическая культура в колониальноми современном развитии африканских государств // Этнографические исследования развития культуры. - М., 1985; Львова Э. С. Культура народов Тропической Африки вчера и сегодня: Взаимодействие культур и тенденции развития. - М., 1996; Мосейко А. Н. Идеология в странах Тропической Африки. Традиции и современность,-М.: "Наука", 1985; Следзевский И. В. Формирование социально-экономической структуры современной Нигерии. - М.: "Наука", 1984; Сумбатян Ю. Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспектиы.- М., 1997; Сумбатян Ю. Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. - М., 1999; Энтин Л. М. Партийные системы и их роль в политических структурах стран Тропической Африки. - М.,1983 и др.

Проблемы африканской культуры исследуются рядом ученых стран Западной Европы и США. Можно выделить труды Ж. Баландье, Б. Дэвидсона, Д. Картрайта, К. Леви-Стросса, А. Мазруи, М. Мид, Р. Склара, С. Хантингтона, С. Эйзештадта, Д. Эптера, А. Этциони и др.6

Важный вклад в исследование проблем политической культуры Африки внесли известные африканские мыслители и политические деятели: К. Нкрума, С. Нуйома, Дж. Ньерере, Л. Сенгор и др.

Необходимо отметить работы многочисленных нигерийских исследователей по различным аспектам политико-культурного развития Нигерии. Это труды О.Аволо, Л. Адомолекуна, А. Адедеджи, А. Анья, О. Бэлогуна, П. Бодунрина, А. Мабогунье, А. Момеки, В. Метуге, Б. О. п

Нвабуезе, О. Нноли, О. Обасанджо, Е.Тойо, Л. Уче и др .

6 Democracy in Developing Countries: Africa // L. Diamond, S. M. Lipset. - L, 1988; Mass Communication Culture and Society in West Africa. N.Y., 1985; Apter D. The Politics of Modernization. Chicago, 1965; Balangier G. Antropologues. Paris, 1984, Cartwright J. Political Leadership in Africa. L., 1983; Einsenstadt S. M. Revolution and the Transformation of Societies. A Comparative Study of Civilisation. N.Y. - L., 1976, Etzioni A. The Active Society. A Theory of Societies and Political Processes. N.Y., 1968; Huntington S. P., Nelson J. M. Ho Easy Choise: Political Participation in Developing Countries, Cambridge, Mass., 1976; Huntington S. P. The Clash of Civilizations. Remaking of World Order. N.Y.: Simon and Shuster, 1997; Huntington S. P. The Third Wave. Democratization in the Late Twentieth Century. Univ. of Okhlahoma Press, 1993; Le Vine. Patterns of Personality in Africa. L., 1975. n

Аволо О. Размышления о нигерийской Конституции. - М.: "Наука", 1968; Обасанджо О. Нигерия в борьбе за единство. 1967-1970 гг. - М., 1987; Elements of Development // O.Obasanjo and Maboguje. Africa Leadership Forum. Lagos, 1991; Globalization and the Post-Colonial African State // Dani W. Nabudere, Harare, Zimbabve, 2000; Path to Nigerian Development. Dakar, 1981; Adamolekun L. Politics and Administration in Higeria. Ibadan, 1986; Adededji A. Africa in the Nineteens: A Decade for Socio-Econonic Recovery and Transformation or Another Lost Decade? The Nigerian Institute of International Affairs. Lagos, 1989; Anya A.O. Scientific Research and Public Policy. Lagos, 1986; Bodunrin P. O. Which Kind of Philosophy for African Symposium on Philosophy in the Present Situation on Africa. Wiesbaden, 1981; Nwabuese 0. The Individual and the State Under the Hew Constitution. Lagos, 1979; Toyo K. The Prospects of African Development and Self-Reliance in the 1990's. Lagos, 1989; Uche L.U. Mass Media People and Politics in Nigeria. Univ. of Lagos, 1989.

Материалы по политике и политической культуре Федеративной Республики Нигерия представлены на ее официальных сайтах: www.Nigeria.com;www.Odili.com;www.Nigeriaworld.net.

Интересны материалы международной научной конференции по проблемам политического участия и развития в Нигерии ("The 1999 Elections and the Future of Nigeria"), проведенной в 1999 г. в г. Нью Йорке "Национальным фондом за демократию", в которой участвовал ряд западных и нигерийских философов и политологов. Итоги конференции представлены в Интернете 8.

Анализ рассмотренной литературы показывает, что проблемам социально-философского анализа политической культуры в Нигерии пока уделяется недостаточное внимание. Специальных работ в области социальной философии, в которых комплексно рассматриваются сущностные аспекты, ценности и доминанты современной политической культуры нигерийского общества и их воздействие на современную общественно-политическую жизнь Федеративной Республики Нигерия, пока практически нет.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ категории "политическая культура", комплексное изучение характера и особенностей современной политической культуры нигерийского общества.

В соответствии с основным замыслом в диссертации поставлены следующие конкретные задачи:

- выявить характерные черты, доминанты, ценности и особенности современной африканской политической культуры; исследовать сущность и особенности политической культурынигерийского общества, механизмы её функционирования, g

См.: webmaster@ned.org особенности ее влияния на современное социально-политическое развитие Нигерии;

- изучить специфику политической культуры жителей сельских районов Нигерии и роль средств массовой информации в формировании их политических ориентаций.

Объектомисследования является цивилизационный, социокультурный и политический генезис нигерийского общества.

Предметом исследования является политическая и электоральная культура современного нигерийского общества.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили принципы системного и сравнительного анализа, а также аксиологический, социологический, культурологический, цивилиза ционный и другие общие методы изучения социокультурных явлений и процессов, труды российских, африканских и западных философов, культурологов и политологов, исследующих роль политической культуры и ее влияния на развитие и социодинамику различных обществ.

Эмпирическую базу диссертации составили документы и материалы органов государственной власти Федеративной Республики Нигерия, ее конституции, материалы избирательных комиссий, программы и манифесты политических партий Нигерии, социологические материалы, нигерийская периодическая печать 9.

9 Constitution of the Federal Republic of Nigeria. 1999. Abuja.; An Address by the Chairman of INEC. Jushce. EOI Akpata at the Formal Presentation of the Manuel for Poll officials for the National Assembly and Presidential Elections and the Training Workshop for Records. 10 February. 1999.; Central Bank of Nigeria. (Economic report), Abuja. 1998; Election Administration: The Legal Mandate and organizational capacity of INEC. Abuja-Nigeria. 1999; Independent National Electoral Commission (INEC), Abuja - Nigeria. Section 4 of Decree No. 17, 1998; Federal Republic of Nigeria. Fifth National Development Plan. 1985-1990. Lagos; INEC: Guidelines for the formation and Registration of Parties. Nigeria. August 1998.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в анализе категории "политическая культура" на основе комплексного подхода, раскрытии сущности и особенностей политико-культурного генезиса современного нигерийского общества. Конкретные элементы научной новизны состоят в следующем:

- в диссертационном исследовании уточнена общеметодологическая трактовка категории "политическая культура" через комплексный подход;

- проанализированы характерные черты, доминанты, ценности и особенности политической культуры африканского общества;

- исследованы характер и специфика современной политической культуры, ее влияние на политическое участие и социогенезис Федеративной Республики Нигерия.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что предложенный комплексный подход к анализу политической культуры в разнообразных социокультурных и цивилизационных условиях может быть положен в основу исследований, связанных с изучением характера социокультурного и политического генезиса африканских обществ и прежде всего современного нигерийского общества.

Положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при подготовке спецкурсов и научных работ по политической культуре и политическому участию в африканских странах (на примере нигерийского общества). Они будут полезны для государственных органов и общественно-политических организаций, связанных с анализом социокультурных, политических и электоральных процессов в Федеративной Республике Нигерия. Результаты исследований, представленных в диссертации, могут быть использованы в процессе подготовки научных кадров, специализирующихся по социально-философской, социокультурной и политической проблематике африканских стран.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Политическую культуру современной Нигерии можно охарактеризовать как авторитарную с определенным историческими и современными демократическими традициями и тенденциями развития, формально плюралистскую, состоящую из ряда независимых политико-этнических субкультур, переходную от подданической к партисипаторной в городах и подданическо-провинциалистскую в сельских регионах.

2. В целом для политической культуры Нигерии характерны своеобразное совмещение традиционо-коллективистских (в меньшей степени на мусульманском севере) и современных индивидуалистических ориентаций и начал; сложное взаимодействие авторитаристских и демократических взглядов и устремлений у населения страны; приоритетность этнического и традиционалистских факторов в политике.

3. Характерными особенностями социокультурного и политического генезиса нигерийского общества являются:

- Богатый исторический опыт участия населения в политике, в том числе в многопартийных выборах, общенациональных кампаниях и дискуссиях, важная роль традиционных структур и начал в политической жизни;

- Ограничения политической жизни городским и пригородным ареалом; наличие преимущественно неграмотного или полуграмотного населения в сельских регионах;

- Сильное влияние авторитарной доминанты в политико-культурной сфере в годы независимого развития;

- Наличие независимых и противоречивых этнических субкультур в политической культуре нигерийского общества;

- Действие социально-политической, культурной связи "государство-лидеры- массы" на этно-конфессиональной основе;

Слабая степень влияния граждан на процесс принятия политических решений в центре;

- Слабо-дифференцированное , пассивное участие в политике в деревнях; закрытый политический стиль общества, коррумпированность общественной жизни и восприятия ее как некой неизбежности;

- Ориентация политических наук на западные школы развития;

- Слабая теоретическая подготовка политического истеблишмента.

- Своеобразная, во-многом харизматическая система политического лидерства.

4. Проведение формально демократических выборов в Нигерии в период 1998-1999 гг. во все органы ее представительной власти и их результаты - отразили укрепление демократических ориентаций в политическом сознании и культуре нигерийского общества (авторитарно-демократическую тенденцию), как части его элиты, так и определенного числа граждан, принявших участие в этих выборах. В результате -созданы предпосылки для формально демократического развития.

Апробация работы.

Диссертация Ония Ене Чинеду была обсуждена на совместном заседании кафедры социальной философии и кафедры политических наук Российского Университета дружбы народов 18 ноября 2000 г. и рекомендована к защите.

Основные положения диссертации Ония Ене Чинеду докладывались в виде научных сообщений на всероссийских конференциях аспирантов и студентов в Российском Университете дружбы народов в 1999 гг., на всероссийской научной конференции молодых ученых и аспирантов в Московском государственном педагогическом университете в 2000 г.; на круглом столе" "Сравнительный анализ политических культур: парадигмы и ценности", проводившемся редакцией журнала "Вестник Российского Университета дружбы народов. Серия "Политология" в 1999 г., на методологическом семинаре кафедры политических наук Российского Университета дружбы народов.

Важнейшие положения и выводы диссертации Ония Ене Чинеду изложены в опубликованных автором научных работах по проблемам ценностного анализа современной политической и электоральной культуры нигерийского общества в российской научной печати. Список публикаций Ония Ене Чинеду по теме диссертации приводится ниже 10.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем диссертационного исследования составляет 152 страницы компьютерного набора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная политическая культура нигерийского общества: социально-философский анализ"

Выводы:

Из полученных данных следует отметить, что большинство сельских жителей не очень грамотные или вообще неграмотные. Многие до сих пор пользуются межличностной коммуникацией. 80% опрошенных являются фермерами, которые проводят много времени на фермах. Многие не имеют телевизора. Следует отметить, что лучшее время для вещания сельским жителям - это вечером по будням и днем и ночью по воскресеньям. Это время удобно потому, что они (фермеры) рано утром уходят на фермы работать и возвращаются только вечером; а воскресенья - выходные дни для них.

Из 154 опрошенных 96% слушают радио и только 6 или 4% не слушают.

Рекомендации:

Государство должно обеспечить образование взрослым.

Должен быть коммуникативный узел между государством и сельскими вождями.

Нужно построить просмотровые центры для распространения информации.

СМИ должны обеспечить сельских жителей многими программами в их свободное время.

Для большей убедительности мы проанализировали данные опроса, проведенного в другом штате - Ойо (Ибадане) в 1993 г.

161 Roberts D.F.: Communication and Children, a developed approach in Wilbus Shcamm, Ithiel de sola Pool, et el eds. Hand Books of Communication chiga Rand McMally in Press. USA. 1971. P.M.

Ниже проводится распределение времени вещания на двух телевизионных станциях Ибадана в процентах от общего объема вещания.

Нигерийская телевизионная администрация (HTA) Ибадан.

Категория Объем вещания в процентах от общего объема вещания, %

Информационные программы 26,19

Образовательные программы 17,32

Политические программы 13,12

Развлекательные программы 42,87

Радиотелевещательная корпорация штата Ойо (Bcos TV)

Категория Объем вещания в процентах от общего объема вещания, %

Информационные программы 21,17

Образовательные программы 19,26

Политические программы 6,85

Развлекательные программы 52,72

Таким образом, можно сделать вывод, что количество политических программ незначительно по сравнению с образовательными, развлекательными и информационными.

Следует отметить, что обе телевизионные станции являются государственными. HTA является федеральной станцией, Bcos TV -штатной. Кроме того, как выясняется из таблиц, обе компании отводят много времени развлекательным программам. Тематика телепрограммы формируется вкусом зрителей, а также экономической заинтересованностью самих компаний. Генеральный директор HTA -Ибадан Фарунби в связи с этим отметил, что поскольку HTA Ибадан стремится отвечать вкусам зрителей, то необходимо и далее продолжать демонстрировать культурную идентичность со зрителем.162

Аналогичные анализы проводились в радиовещании. Были выбраны федеральное "Радио Нигерии" и государственное Радио (штатное), "Bcos Radio". Обе радиокомпании размещаются в Ибадане. Радио, как известно, считается наиболее демократичным и доступным СМИ, независимо от социального положения своих слушателей.

Федеральная радиовещательная компания

Категория Объем вещания в процентах от общего объема вещания, %

Информационные программы 15,43

Образовательные программы 9,8

Политические программы 2,4

Развлекательные программы 72,37

Вещательная корпорация штата Ойо "Bcos Radio"

Категория Объем вещания в процентах от общего объема вещания, %

162 См.: Anniversary History of TV Ibadan. 1979. P.58.

Информационные программы 18,47

Образовательные программы 16,93

Политические программы 3,61

Развлекательные программы 60,68

Результаты анализа показали, что радио как и телевидение большую часть времени отводит развлекательным программам.

Рассмотрим сколько времени в день федеральное телевидение в Ибадане вещает на языке Йоруба.

Тематика Количество эфирного времени

Развлекательная 1 час

Музыкальная 30 мин

Драматическая 1 час

Политическая 30 мин

Образовательная 30 мин

Детские передачи 30 мин

Новости 15 мин

Из вышепроведенного анализа видно, что политические программы имеет мало эфирного времени на местном языке по всей Нигерии 163.

0 Егапк 0.и^Ъоа}ак\ СопитшшсаПоп 8ос1аИз. 1983. Р.213.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политическая культура выступает в виде неотъемлемой, составнойчасти общей культуры общества, связанной с политикой. Она выражается в достигнутом уровне политического и социокультурного развития, качестве политического бытия, всей социально-политической жизни общества, в характере, направленности и стилях политической деятельности, участия и поведения людей, их политико-ценностных ориентациях и взглядах на политику.

Политико-культурное измерение политических явлений и процессов дает возможность их комплексной характеристики, раскрытие роли человека, как участника и творца политики.

В научной литературе существуют различные подходы к толкованию понятию политическая культура. На наш взгляд вполне допустимо синтезирование ряда сходных интерпретаций этого понятия. Главное, что бы не упускались из виду ее ценностные элементы и их характеристики, человеческий потенциал политической культуры.

Обращение лишь к узким толкованиям понятия политической культуры, сводящим политическую культуру по сути лишь к комплексу политических ориентаций индивидов, не дают возможности предоставить целиком все содержание и качество данной категории. В нее целесообразно включать в качестве результата, как прошлую творческую деятельность человека в политике (отраженную в политических ценностях и "опредмеченную" в качестве функционирования политических институтах), так и настоящую, основанную на реализации политических ценностей и создании новых.

В диссертации принята попытка комплексного анализа различных оснований политической культуры, ее типологии и моделирования на основе ценностно-цивилизационного подхода. Думается, что построение общей модели политической культуры должно осуществляться путем выявления качественных параметров и критериев, характеризующий ценностный арсенал, степень культурной оснащенности субъектов политики. При этом целесообразно принимать во внимание следующие факты: социокультурные и цивилизационные основы формирования официального политического поведения, элементами которого выступают признанные в государстве и обществе политические ценности, идеалы, принципы, нормы, традиции, ментальность, стереотипы и действия;

- характер официальной политической культуры, опосредуемой соответствующим государственным устройством и политическим режимом;

- различные уровни ценностных ориентаций и соответствующие формы поведения субъектов политики, политической деятельности социальных носителей культуры; наличие субкультурных образований, сформированных на социальной, национольно-этнической, демографической и иных основах, в суммарном плане составляющих политическую культуру того или иного сообщества.

- степень развития и характер взаимоотношений между различными формами политической культуры (духовной, общественной, институализированный);

- основные взаимосвязи и отношения институализированных и неинституализированных элементов политики, как на всех уровнях политической системы, так и по линии взаимодействия государства и гражданского общества;

- характер и степень участия людей в политике.

При классификации политической культуры важно учитывать, что ее различные виды могут быть выделены в зависимости от ее носителя (субъекта политики), форм и методов осуществления власти, сфер политического процесса, степени распространенности, в зависимости от места в политической системе и др.

Африканская культура и африканская политическая культура, в частности, имеют ряд характерных черт и особенностей, определяемых своеобразием африканского общества.

Для африканской культуры характерна сильная ориентация на корпорацию, ценности традиционного африканского коллектива (семьи, общины, племени, клана), при сохранении личностного начала, определенной автономии индивидуума в конкретном социуме.

В африканской культуре весьма сильна особая роль мифологических мировоззренческих представлений у африканцев; восприятие человека в тесной связи с животным и растительным миром, как главного носителя жизненного начала во всей Вселенной; антропологизм и антропокосмологизм африканской духовной и мировоззренческой традиции.

Африканская культура представляет собой гибридность, сочетание самых противоречивых образом элементов различных культурных систем: западной и африканской. Африканцы воспринимают себя и как маргинальную личность и как "культурный гибрид", личность на стыке культур и т.д.

Для Африки характерно формирование и развитие специфических культурно-экологических систем, особых социетарных образований, на базе объединения неоднородных формационных и цивилизационных систем, например, родовой общины и современного капиталистического уклада, своеобразно воздействующих на политическую культуру, создающих в условиях африканского развития гибридные социо-политические субкультуры.

Следует отметить возрастание роли традиций в жизни африканцев. Если ранее в Африке "современным человеком" считалось лицо, принявшее европейские модели и нормы жизни, то ныне - это тот, кто используя внешние образцы европейской или американской культуры, следует африканским традициям, "парадигме идентичности".

В современной африканской политической жизни часто делается упор на "традиции единовластия", демонстративное обращение к традиционности, понимаемой, впрочем, по-разному, что зависит от тех или иных политических целей.

В силу бесконечного разнообразия народов и племен, их колониального и постколониального "передела" и "разделений" в фриканской культуре выделяется особая роль этнического фактора, предпочтений и ориентаций в африканской политической культуре.

Для Африки характерно формальное доминирование западных политических институтов и норм на государственном уровне и неадекватное, "африканское" (потестарное) их содержание, особенно в низовых структурах власти.

Важной социокультурной особенностью современных африканских обществ остается "дробность", дискретность, пограничное состояние африканского сознания (понимания мира), вызванные как наличием в нем разнородных пластов культуры (архаического, традиционного, современного), так и частым пребыванием в ситуациях "культурного шока", стимулирующих компенсаторные процессы сохранения культурной идентичности.

В целом африканская политическая культура - это политическая культура подданическо-партисипаторного или провинциалистскоподданического типов. Для нее характерно очень слабое, только формирующееся гражданское общество, сильные традиции авторитаризма, бедность, малограмотность и сильная полиэтничность населения. Наблюдается активный интерес к западной культуре, часто некритический анализ западного опыта, обычно пассивное участие в политике сельских жителей.

Политическую культуру современной Нигерии можно охарактеризовать как авторитарную с определенным историческими и современными демократическими традициями и тенденциями развития, формально плюралистскую, находящуюся под сильным влиянием общественных движений, состоящую из ряда независимых политико-этнических субкультур, переходную от подданической к партисипаторной в городах и подданическо-провинциалистскую в сельских регионах.

В целом для политической культуры Нигерии характерны своеобразное совмещение традиционо-коллективистских (в меньшей степени на мусульманском севере) и современных индивидуалистических ориентаций и начал; сложное взаимодействие авторитаристских и демократических взглядов и устремлений у населения страны; приоритетность этнического и традиционалистских факторов в политике.

В развитие нигерийской политической культуры в первую очередь влияют следующие факторы:

1. Определенный исторический опыт участия населения в политике, в том числе в многопартийных выборах, общенациональных кампаниях и дискуссиях в Федеративной Республике Нигерия, важная роль традиционных структур и начал в политической жизни;

2. Ограничения политической жизни городским и пригородным ареалом; наличие преимущественно неграмотного или полуграмотного населения в сельских регионах Федеративной Республики Нигерия;

3. Сильное влияние авторитарной доминанты в политико-культурной сфере в годы независимого развития Нигерии;

4. Наличие независимых и противоречивых этнических субкультур в политической культуре нигерийского общества;

5. Действие социально-политической, культурной связи "государство - лидеры - массы" на этно-конфессиональной основе в Федеративной Республике Нигерия;

6. Слабая степень влияния нигерийских граждан на процесс принятия политических решений в центре;

7. Для Федеративной Республики Нигерия характерно слабо-дифференцированное, пассивное участие в политике в деревнях; закрытый политический стиль общества, коррумпированность общественной жизни и восприятия ее как некой неизбежности;

8. Можно отметить ориентацию политических (общественных) наук во многих современных нигерийских университетах на западные школы развития;

9. Можно говорить о слабой теоретической подготовке политического истеблишмента в Нигерии.

10. Для Федеративной Республики Нигерия характерна харизматическая или авторитарная(авторитарно-харизматическая, отражающая интересы определенного клана или племени) система политического лидерства.

Проведение формально демократических выборов в Федеративной Республике Нигерия в период 1998-1999 гг. во все органы ее представительной власти и их результаты - отразили укрепление демократических ориентаций в политическом сознании и культуре нигерийского общества (авторитарно-демократическую тенденцию), как части его элиты, так и определенного числа граждан, принявших участие в этих выборах.

Доминирующая (официальная) политическая культура в Федеративной Республике Нигерия, как бы "задает" политическим процессам систему ценностных ориентаций, правил, образцов функционирования.

Демократизация политической культуры, политико-коммуникационных процессов в нигерийском, пока еще во-многом авторитарном обществе, является необходимым условием для его либерализации и демократизации.

Расширение представлений о процессе политической коммуникации как о своеобразной информационно-коммуникационной базе демократизации общественной жизни может содействовать формированию соответствующей политической культуры у ряда граждан и части правящей элиты нигерийского общества.

Система политической коммуникации в современной Федеративной Республике Нигерии во многом является авторитарно-односторонне направленной, со слабой обратной связью, при расширении плюрализма мнений от центра к регионам и отдаленным местам по вертикали, а также среди общественно-политических движений и организаций по горизонтали, при общем слабом воздействии средств массовой информации на большинство жителей села.

Существенное значение для нигерийского общества будет иметь демократизация системы политической коммуникации, наполнение ее глубоким содержанием, новым ценностным смыслом, в духе заявлений Президента Федеративной Республике Нигерии О. Обасанджо: ориентацией на насущные нужды людей, повышение уровня их общей и политической образованности, сохранение и модификация культурного

135 наследия страны и континента, гармоничное сочетание традиционных и современных технических средств коммуникации, творческое использование передового мирового и африканского опыта деятельности средств массовой информации и коммуникации.

Современная парадигма социальной философии предполагает комплексное, увязанное рассмотрение феномена политической культуры с цивилизационными и социокультурными характеристика общества на основе ее "человеческого измерения". Данный подход, как показывают материалы диссертации, является перспективным направлением исследования политической культуры а африканском обществе.

 

Список научной литературыОния Ене Чинеду, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Документы и официальные материалы а) На русском языке

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах. М.: Юридическая литература, 1982. - С.302-308

3. Декларация независимости США. Конституция США. Билль о правах. -М :ТОО Ла ПРЕД, 1992,- 24 с.

4. Конституция Российской Федерации. М.: Юридическая литература, 1993. - 62 с.

5. Права человека // Сборник международных документов. М.: МГУ, 1986.- 180 с.б) На иностранных языках.

6. Accelerated Development in Sub-Saharan Africa. An Agenda for Action. The World Bank. Washington. D. C, 1991. 250 p.

7. An Address by the Chairman of INEC. Jushce. EOI Akpata at the Formal Presentation of the Manuel for Poll officials for the National Assembly and Presidential Elections and the Training Workshop for Records. 10th, February. 1999. 35 p.

8. Central Bank of Nigeria. (Economic report for the first half of 1998). Abuja. August 15. 1998. 147 p.

9. Constitution of the Federal Republic of Nigeria. 1999.

10. Economic Adjustment in Low Income Countries. Wash., 1993. 66 p.

11. Election Administration: The Legal Mandate and organizational capacity of INEC. Abuja-Nigeria. 1999.- 60 p.

12. Independent National Electoral Commission (INEC), Abuja Nigeria. Section 4 of Decree No. 17, 1998.

13. Federal Republic of Nigeria. The Constitution of the Federal Republic of Nigeria 1979. Lagos. 120 p.

14. Federal Republic of Nigeria. Second National Development Plan, 1970- 1975. Lagos.

15. Federal Republic of Nigeria. Third National Development Plan 1975-1980.Lagos.

16. Federal Republic of Nigeria. Fourth National Development Plan. 1980-1990. Lagos.

17. Federal Republic of Nigeria. Fifth National Development Plan. 19851990. Lagos.

18. INEC: Guidelines for the formation and Registration of Parties. Nigeria. August 1998. 54 p.

19. Nigeria. Who's Who. 2nd edition. Lagos, 1983. 350 p.

20. Policies and Strategies for the Optimal Utilization of Resources for Educational Development. Addis Ababa, 1982. 210 p.

21. Review of the Women in Africa to the Year 2000. Research Project. ECA. Conakry, 1984. -146 p.

22. UNESCO Statistical Yearbook 1993. 380 p.

23. СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ, МОНОГРАФИИ И СБОРНИКИа) На русском языке

24. Аволо О. Размышления о нигерийской Конституции. М: Наука, 1968. - 175 с.

25. Аристотель. Политика. Афинская политая. Серия "Из классического наследия".- М.: "Мысль", 1997. 458 с.

26. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. Пер. с фр. М.: Текст, 1993. - 302 с.

27. Афанасьев В. Г. Социальная информация. М.: Наука, 1994. 199с.

28. Африка на пороге третьего тысячелетия // VIII конференция африканистов. М.: Институт Африки Российской Академии наук, 1999.

29. Африка: многовариантность развития. // Н. И. Высоцкая и др. -М.: Институт Африки РАН, 1997.

30. Африка: общество, культуры, языки. Взаимодействие культур в процессе социально-экономической и политической трансформации. // Д.Е.Следзевский. М.: Институт Африки РАН, 1998.

31. Африка: культура и общество. Этносоциальные процессы / Р. Н. Исмагилова. М.: Институт Африки РАН, 1990.

32. Африка в стратегиях развития на 90-е годы. М.: Институт Африки РАН, 1991.-180 с.

33. Африка: культура и общество. Этносоциальные процессы / Р. Н. Исмагилова. М.: Институт Африки, 1990. - 200 с.

34. Африка: особенности политической культуры. Ученые записки Института Африки Российской Академии наук. Выпуск 12. Под ред. Косухина Н.Д. М.: Институт Африки РАН, 1999. - 165 с.

35. Африка: проблема перехода к гражданскому обществу: 4-ая конференция африканистов. Вып. I, И. М.: Институт Африки Российской Академии наук, 1994. - 160 с. и 180 с.

36. Африка: Энциклопедический справочник. Т. 1,2. М.: "Наука", 1986-1987.

37. Барулин В. С. Социальная философия. 4.1,2. М.: МГУ, 1993. -334 с. и 236 с.

38. Блонд ель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлещему анализу. Пер. с фр. М.: 1992. 160 с.

39. Вебер М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1991.- 804 с

40. Высоцкая Н. И. От авторитаризма к демократии: Многообразие переходных форм. М: Институт Африки РАН, 1994 - 42 с.

41. Высоцкая Н.И. Африка: Особенности политической культуры. -М., 1999,- 35 с.

42. Гаджиев К. С. Политическая наука. М.: "Международные отношения, 1997. - 398 с.

43. Гегель Ф. Философия права. М.: Наука, 1990. - 280 с.

44. Гречко П. К. Практика человека: опыт философско-методологического анализа. М.: Изд-во РУДН, 1988. - 306 с.

45. Григорян Б. Т. Философскаяантропология: Критический очерк. -М.: "Мысль", 1982. 183 с.

46. Денисова Т. С. Рабочий класс современной Нигерии. М.: "Наука", 1983, 163 с.

47. Ерасов Б. С. Социально культурные традиции и общественное сознание в развивающихся странах Азии и Африки. М.: "Наука", 1982. -279 с.

48. Ерасов Б. С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. М.: "Наука", 1972, - 120 с.

49. Зотов Ю. Н. Традиционные политические институты Нигерии. -М.: "Наука", 1979,- 170 с.

50. Ирхин Ю.В. Политические культуры Запада, Востока, России и Африки: сравнительный анализ // Африка: общества, культуры, языки. -М.: Институт Африки Российской Академии наук, 1998. С. 65-79.

51. Исмагилова Р. Н. Народы Нигерии. Этнический состав и краткая этнографическая характеристика, М.: "Наука", 1963, - 210 с.

52. История Нигерии в новое и новейшее время. Ю. Н. Зотов, И. В. Следзевский. М.: "Наука", 1981. - 357 с.

53. Катагощина И. Т. Интеллигенция Нигерии. М.: "Наука", 1976.237 с.

54. Косухин Н. Д. Арена борьбы идей Африка. - М.: "Международные отношения", 1985. - 196 с.

55. Косухин Н. Д. Характерные черты современных африканских лидеров. М.: Журнал "Восток", 2000, №4.

56. Косухин Н. Д. Новое поколение африканских лидеров: политические пристрастия и стиль // II Всероссийский конгресс политологов "Россия. Политические вызовы XXI века". М., 2000.

57. Косухин Н. Д. Освободившиеся страны: трудности роста. М.: Знание, 1989.-63 с.

58. Косухин Н. Д. Формирование идейно-политической стратегии в африканских странах социалистической ориентации. М.: "Наука", 1980, -263 с.

59. Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации.- М.: "Наука", 1986,- 210 с.

60. Куббель Л.Е. Традиционная потестарная и политическая культура в колониальноми современном развитии африканских государств // Ээтнографические исследования развития культуры. М., 1985.

61. Мосейко А. Н. Идеология в странах Тропической Африки. Традиции и современность.-М.-"Наука", 1985. 213 с.

62. Нигерия: власть и политика // А. М. Васильев. М.: Наука, 1978,244 с.

63. Нигерия: прошлое и настоящее. М.: "Наука", 1981, - 260 с.

64. Нигерия. Справочник. // А. М. Васильев, М.: "Наука", 1993. - 347с.

65. Нигерия. Тридцать лет независимости. // Н. Б. Конакова. М.: Институт Африки Российской Академии наук, 1990, - 185 с.64.0басанджо О. Нигерия в борьбе за единство. 1967 1970 гг. - М., 1987. - 143 с.

66. Охотский Е. В. Политическая элита.- М.: "Луч", 1993. 90 с.

67. Очерки социальной философии . // В. Д. Зотов,В- Н. Шевченко и др.-М.: Наука, 1994- 208 с.

68. Политология: энциклопедический словарь // Ю. И. Аверьянов. -М., 1993.-432 с.

69. Пэнто Р. , Гравитц М. Методы социальных наук. М.: "Наука", 1970.-210 с.

70. Следзевский И. В. Формирование социально-экономической структуры современной Нигерии. М.: "Наука", 1984. - 210 с.

71. Следзевский И. В. Хаусанские эмираты Северной Нигерии. М.: "Наука", 1979.- 272 с.

72. Современная Африка: итоги и перспективы развития. Идеология и культура // Н.Д. Косухин. М.: "Наука", 1993. - 354 с.

73. Соловьев А. И. Культура власти. М.: Николь, 1992. - 130 с.

74. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. - 542 с.

75. Старостин Б. С. Освободившиеся страны: общество и личность. -М.: "Мысль", 1984.-282 с.

76. Социальная утопия и антиутопия в политике // Введение в политологию. Вып. 1 М.: Изд-во МГТУ, 1991. - 79 с.

77. Сумбатян Ю.Г. Африка на пороге XXI века: политические проблемы и перспектиы. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1997. - 86 с.

78. Сумбатян Ю.Г. Политические режимы в современном мире: сравнительный анализ. М.: Изд-во РУДН, 1999. - 108 с.

79. Сумбатян Ю.Г. Африка: армия и политика // VIII всероссийская конференция африканистов. Африка на пороге третьего тысячелетия. Москва, 28-30 сент. 1999 г. / А.М.Васильев. М.: Институт Африки РАН, 1999. - С. 52-53. (на русском и англ. языках).

80. Филиппова О.Д. Государственное строительство и межэтнические отношения в Нигерии. Автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. историч. наук, 1994.

81. Философия и политика в современном мире. М.: Наука, 1989.172 с.

82. Философский энциклопедический словарь. М., 1989, - 814 с.

83. Цивилизации Тропической Африки: общества, культуры, языки. Материалы научной конференции// И. В. Следзевский. М.: Институт Африки Российской Академии наук, 1993. - 220 с.

84. Человек в африканском обществе. // А. Н. Мосейко. М.: Институт Африки, 1994, - 182 с.

85. Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х томах. М.: Луч, 1992,-224 с. и 216 с.

86. П1варценберг Р.-Ж. Политическая социология. В 3-х томах. М.: Луч, 1992. - 180 с ., 282 с. и 156 с.

87. Шестопал Е. Б. Личность и политика. М.: Мысль, 1988, - 180 с.

88. ГЦегорцев В. А. Политическая культура, модели и реальность. -М.: Институт молодежи, 1990. 140 с.8 8. Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. // В. Л. Шейнис и др. М.: Наука, 1983, - 480 с.

89. Энтин Л. М., Энтин М. Л. Политология развития и освободившееся страны. М.: Наука, 1986, - 280 с.

90. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Прогресс, 1991.480 с.б) На иностранных языках

91. Adamolekun L. Politics and Administration in Nigeria. G. B. , Anchor BrendonLtd., 1986.-203 p.

92. Ade Ajayi and Bashir Ikasa. Evolution of political culture in Nigeria (Proceeding of a National Seminar Organized by the Kaduna State Council for Arts and Culture). Nigeria., 1985. 80 p.

93. Adededji A. Africa in the Nineteen Nineties: A Decade for SocioEconomic Recovery and Transformation or Another Lost Decade, The Nigerian Institute of International Affairs. Lagos, 1991, - 40 p.

94. Almond L., Verba S. Civil Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. Princeton: Princeton U. P., 1963, - 281 p.

95. Anthony A. Akinola: Rotational Presidency. Ibadan -Nigeria. 1996.187 p.

96. Apter D. E. Rethinkins Development: Modernization, Dependency and Postmodern Politics. Beverly Hills, Cal.: Sage Publ., 1987. - 326 p.

97. E.O. Awa. "Igbo Political Culture". The Igbo Socio-Political System papers presented at the 1985 Ahiajoku lecture colloquium, Ministry of Information, Owerri, Nigeria, 98 p.

98. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. L.: Heineman, Ed. Books Ltd., 1979.-301 p.

99. Bertch G. K. , Clark R. P. , Wood D. Camparing Political Systems: Power and Policy in Three World. N. Y.: John Willyl Sons, 1982. - 548 p.

100. The Blackwell Dictionary of Twentieth-Century. Social Thought Ed. W. Outhwaite, T. Bottomore. Blackwell Rublishers, U. K., Oxford, 2000. 864 P11 .The Blackwell Encyclopaedia of Political Institutions. Oxford. New York, 1987. 520 p.

101. The Blackwell Encyclopaedia of Political Thought. N. Y. , 1987. 5471. P •

102. Brzezinski Z. The Grand Failure: The Birth and Death of Communism in the Twentieth Centry. N.Y.: Charles Scribner's Sons, 1989. - 278 p.

103. Coleman J.S. Nigeria: Background to Nationalism. Los Angeles, 1958. -510 p.

104. Communication Theory Today. Ed. by D. Crowley, D. Mitchell , G. B„ Polity Press, 1994 312 p.

105. Crowder M. F. The Story of Nigeria. L., 1966. 365 p.

106. Democracy in Developing Countries: Africa. Ed. by L. Diamond, S. M. Lipset. L.: Adamentin Pr., 1988. - 314 p.

107. The Dictionary of Political Analysis. Ed. by J.C. Piano, Riggs. Santa Barbara / USA/ Oxford/Great Bretain/, 1982. - 42 p.

108. Easton D. Political Science in the United States: Past and Present //Divided Knowledge: Across Cultures, Across Disciplines. Ed. by D. Easton. Newbury Park, 1991. -243 p.

109. Elderveld S. Political Elites in Modern Societies. Ann Arbor, 1989.270 p.

110. Elements of Development. Ed. by O.Obasanjo and Maboguje. Africa Leadership Forum. Lagos, 1991, 231 p.

111. Ezera K. Constitution Development in Nigeria. Cambr., I960., 274 p.

112. Goals of Development. UNESCO, Belgium, 1988. 196 p.

113. Gellner E. Nations and Nationalism. Oxford: Billing and Sons, 1984. -150 p.

114. Harris F. R. Americas Democracy. Glenview, Illinois, 1983. - 286 p.

115. Held D. Political Theory and the Modern State. Stanford / Cal/ Univ. Press, 1989. - 380 p.

116. King R. The State in Modern Society: New Directions in Political Sociology. L.: MacMillian, 1986, - 271 p.

117. Leiphart D. Democracy in Plural Societies. New Haven. L.: Vale Univ. Press, 1977.-230 p.

118. Luckham R. The Nigeria Military. Cambr., 1971, 376 p.

119. Mackintosh J. P. Nigerian Goverrnment and Politics. L.: 1966, 651 p.

120. Maduabuchi Dukor: Philosophy and Politics (Discourse on Values and Power in Africa). Ikeja-Lagos-Nigeria. 1998.-124 p.

121. Moemeka A. A. Local Radio. Community Education for Development. Ahmady Bello Universitu Press Ltd. Nigeria, 1981. 11 p.

122. Moore B. Authirity and Inequality under Capitalism and Socialism. -Oxford: Clarenda Press. 1997. -142 p.

123. Naisbitt J., Aburdene p. Megatrends 2000. Ten New Directions for the 1990's. N.Y. , Wiliiam Morrow, 1990. 384 p.

124. Nwabueze B. O. The individual and the State Under the New Constitution. Nigeria, The Nigerian Institute of Internations Affairs, Logos, 1979.- 32 p

125. Nwankwo A. The Nationality Questions in Nigeria, The Class Foundation of Conflict. Fourth Publishihg. Dimention Co., Ltd., Enugu , 1989. 261 p.

126. Nwankwo A. A. , Ifedjike S. U. The Making of Nation: Biafra. L., 1969.- 362 p.38,Okwudibia Nnoli. Ethnic Politics in Nigeria, Enugu Nigeria. 1980. 145 p.

127. Porter M. The Competitive Advantage of Nations. N. Y. ; The Free Press, 1990. 855 p.

128. Reich R. The Work of Nations. Preparing Curselves for 21-st Century Capitalism. New York: Alfred S. 1991, 331 p. 41.Schwartz W. Nigeria. L.: 1968. 328 p.

129. Sklar R. S. Nigerian Political Parties. Power in Emerging African Nations. Princeton, 1963. 21 p.

130. Shlesinger /Jr/ A. M. The Cycles of American History. Boston, 1986.496 p.

131. Social and Political Philosophy. Ed. by S. Sommerville and R. Santona. Garden City, 1963, 235 p.

132. Soglo N. Democraty in Africa. Lagos. The Nigerian Institute of Internatuonal Affairs, 1992. 40 p.

133. Tamuno T. N. The Police in Modern Nigeria. Origins, Developm and role. 1961- 1965, Ibadan, 1970. 332 p.

134. Tocquvielle A.A. Democracy in America. V. I., 11. N.Y. 1958.

135. Toffler A. The Third Wave. N. Y. : Morrw, 1980. -544 p.

136. Toyo E. The Prospects of African Development and Self-Reliace in the 1990's. Lagos, The Nigerian Institute of International Affairs, 1989. 42 p.

137. Tusa J. Four Estate of Fifth Column Media. The Government and the State. Nigeria, Lagos, The Nigerian Institute of International Affairs, 1992. - 20 P

138. Unhe Luke Uka. Mass Media People and Politics in Nigeria. Anehon. Concept Pulishing Company, N. D. 1989. 252 p.

139. Статьи в журналах и Интернет

140. Формации и цивилизации. "Материалы круглого стола" // "Вопросы философии". М., 1988, №10. - С. 38 - 50.

141. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Дискуссия о статье // "Политические исследования". М., 1994, №1, С. 33-60.

142. The Guardian. Lagos-Nigeria. 1998.147

143. Nigerian Journal of Electoral and Political behavior NEC. 1998-1999.

144. Tell. Lagos-Nigeria. 1998-1999.

145. This day. Lagos-Nigeria. 1999.

146. Vanguard. Lagos-Nigeria. March 1, 1999.

147. Материалы по политике и политической культуре Федеративной Республики Нигерия представлены на ее официальных сайтах: www.Nigeria.com;www.Odili.com;www.Nigeriaworld.net.