автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Современная русская советская поэма: художественные формы выражения гражданской позиции автора

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Кузнецова, Нина Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Современная русская советская поэма: художественные формы выражения гражданской позиции автора'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Кузнецова, Нина Викторовна

ВВЕДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ

ГЛАВА. Воплощение гражданской позиции поэта в сюжетно-композиционной структуре современной русской советской поэмы.

ВТОРАЯ

ГЛАВА. Идейно-художественные функции лирического геро^.

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Кузнецова, Нина Викторовна

КПСС уделяет неослабное внимание проблемам духовного развития общества зрелого социализма.

Партийные съезды и документы обосновывают возрастающую роль советской литературы и искусства в формировании коммунистического мировоззрения, духовного богатства, нравственных уб еящений советского человека как объективную закономерность общественного развития.

Тесная связь многонациональной литературы с жизнью народа, активное её вмешательство в решение общественных проблем способствуют тому, что она в полной мере предстает выражением духовного самосознания и важным средством самопознания общества.

Современный литературный процесс, отличающийся разнообразием проблемно-тематических направлений, жанровым и стилевым богатством, выдвигает перед наукой задачу его теоретического осмысления, обобщения новых тенденций, явлений, рожденных художественной практикой.

Исследование живого, развивающегося литературного процесса всегда представляется актуальной, насущной проблемой, ибо важно осознать смысл духовных, нравственных ценностей, запечатленных литературой сегодня, соотнести их с уровнем задач, выдвинутых Коммунистической партией перед советской художественной культурой на ХХ1У-ХХУ1 съездах КПСС, Пленумах ЦК КПСС, постановлениях партии по идеологическим вопросам.

Актуальность данной диссертации определяется тем, что она посвящена исследованию современного литературного процесса - анализу новых поэтических произведений крупных форм, появившихся в последние годы и свидетельствующих об усилении в художественном творчестве гражданских мотивов, возрастающей роли авторской гражданской позиции в литературной практике.

Важным жанром советской литературы выступала и выступает сегодня поэма. Как и роман в советской многонациональной прозе, современная поэма, связанная с духовной жизнью социалистического общества, стремится к глубокому исследованию социальных процессов, философскому осмыслению времени в его связях с прошлым и будущим. На пути постижения характера современного героя с активной жизненной позицией, познания мира и человека в поэме формируются новые жанрово-стилевые структуры, новые способы воплощения многообразного жизненного материала.

Под ощутимым влиянием лирического эпоса А.Твардовского и В.Луговского, которые, в свою очередь, развивали лучшие традиции русской и советской классики , складывались пути развития поэмного жанра в 60-80-е годы.

Произведения Е.Исаева, В.Федорова, С.Наровчатова, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, С.Викулова, А.Прелов-ского, Ю.Марцинкявичюса, Д.Кугультинова, М.Карима, М.Каноата, Ю.Шесталова и других, представляющих советскую многонациональную литературу, значительно обогатили художественное сознание общества, выразив морально-этическое богатство нашего народа.

Это- наглядное свидетельство активности современной советской поэмы, её общественного воздействия на жизнь советских лю

I. См: Любарева Е.П. Эпос А.Т.Твардовского.- М., Высш. школа, 1982, с.6. дей.

Не случайно, начиная с 60-х годов и по настоящее время, жанр поэмы в многонациональной советской литературе оказался в центре внимания литературоведов и критиков, вызвал ряд дискуссий. Не вдаваясь в существо прошедших дискуссий по вопросам поэмы (они отражены в ряде работ*), отметим, что появившиеся в жанре крупной поэтической формы произведения несли с собой новые содержательные тенденции, выдвинутые развивающейся действительностью, демонстрировали жанровое, проблемно-тематическое и стилевое многообразие.

Споры в критике велись по вопросам соотношения эпического и лирического начал, родовой доминанты в поэме, определения самого понятия поэмы, которые, нужно отметить, и до сих пор вызывают разные толкования^.

Следует обратить внимание на вывод, сделанный Волковой Т.С. в статье, подводящей итоги спорам и размышлениям о поэме в 70-е годы: "Наше литературоведение проделало в 60-е годы значительную работу по изучению жанра поэмы. Существенным шагом вперёд было признание жанровых разновидностей поэмы, в частности - поэмы лирической. Была сделана успешная попытка изучения этой жанровой

1. См.: Волкова Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. - Филолог, науки, 1974, № I; Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске. Киев, 1977. Числов М.М. Время зрелости - пора поэмы. М., 1982.

2. См. об этом: Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск, 1981, с.8-14.

- б формы"

В 70-80-е годы научный интерес к поэме возрастает, чему способствовало интенсивное художественное творчество советских поэтов в названное время. Несомненно, что в осмыслении теоретических аспектов данной проблемы сыграли свою роль работы, освещавшие исторический путь развития поэмного жанра в мировой и русской литературе^.

Появляется ряд новых научных трудов, всесторонне рассматри-вагощих поэмное творчество крупных советских поэтов , жанр поэмы в историко-типологическом плане, пути развития современной поэмы в её художественном своеобразии и жанрово-стилевых особенностях^.

1. Волкова Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. - Филолог, науки, 1974, № I, с.9.

2. См. Долгополов JI.K. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX- начала XX веков. М.,-Л., 1964. Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. М., 1971.

3. Гусева Н.И. Эволюция творчества В.Луговского (дисс.). М.,1981. Лурье А.Н. Лирический герой в поэмах Маяковского. Л., 1972. Любарева Е.П. Эпос А.Т.Твардовского. М., 1982. Пицкель Ф.Н. Маяковский: Художественное постижение мира: Эпос. Лирика. Творческое своеобразие. Эволюция метода и стиля. М., 1979.

4. Васильковский А.Г. Жанровые разновидности русской советской поэмы. I9I7-I94I гг. Опыт типологической характеристики. Киев, 1979. Жаков А.Г. Современная советская поэма.Минск, I9QI. Карпов A.C. Стих и время. М., 1966. Карпов A.C. Продиктовано временем. 1^ла, 1974. Киканс В.П. Современная советская поэма. Рига, 1982. Киселев И.М. Герой и обстоятельства. Очерки современной украинской эпической поэзии. М., 1962. Кирпель И.И. Лирический герой современной поэмы. Киев, 1974. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы. М., 1982. Лурье А.Н. Поэтический

Важное значение для изучения теории поэтического творчества имели труды видных советских литературоведов.*

Закономерности развития современной поэмы нашли в той или иной мере отражение в книгах, освещающих советскую многонациональ-2 ную поэзию. эпос революции. Л., 1975. Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске. Киев, 1977. Русская советская поэзия. Традиции и новаторство. 1946-1975. Л., 1978. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе. Ростов на Дону, 1978. Числов М.М. Время зрелости -пора поэмы. М., 1982.

1. Жирмунский В.М. Теория стиха. Л., 1975. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. М., 1976. Тимофеев Л.И. Слово о стихе. М., 1982.

2. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Проблематика. Стиль. Поэтика. М., 1972. Выходцев П. В поисках нового слова. М., 1980. Гринберг И. Три грани лирики. М., 1975. Гусев В. В середине века. 0 лирической поэзии 50-х годов. М., 1967. Гусев В. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60-70 годов. М., 1983. Гусев В. Рождение стиля. М., 1984. Дементьев В. Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха. М., 1980. Дементьев В. Исповедь земли: Слово о российской поэзии. М., 1984. Лавлинский Л. Поэт и критик: 0 поэзии и поэтической критике наших дней. М., 1982. Любарева Е.Г1. Республика труда: Герой поэзии первых пятилеток. М., 1978. Михайлов А. Поэты и поэзия: Портреты, проблемы, тенденции развития современной поэзии. М., 1978. Михайлов А. Сила и тайна слова. М., 1984. Наровчатов С. Живая река. Литературоведение и критика. М., 1974. Наровчатов С. Берега времени. М., 1976. Павловский А. Память и судьба. М., 1982. Прокушев Ю. Время. Поэзия. Критика. М., 1980. Чупри-нин С. Крупным планом: Поэзия наших дней: проблемы и характеристики. М., 1983.

В дискуссиях формировались новые теоретические взгляды на поэму, рождённые художественной практикой. Так, отмечалось, что категория рода - лишь одна из посылок при определении поэмы*; что жанр родовой характеристикой не исчерпывается, в нём отчетливо реализуется взаимодействие метода и стиля^, что поэма развивается полифонически и все её жанровые разновидности находятся в Я развитии , в жанре поэмы возрос эксперимент, возникают новые жанровые образования и т.д. с

Новаторские черты современной поэмы видятся в поисках жан-рово-стилевых структур, создании жанровых форм, которые обусловлены углубленным пониманием художником концепции мира и человека, его заинтересованным отношением к изображению социальной действительности, новым типом поэта-гражданина.

Различные художественные формы, в том числе и жанр, содержат в себе исторически повторяющиеся, типологические черты, но каждый художник в конкретном произведении в силу своих творческих

1. Васильковский А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1917-1941 гг. Киев, 1979, с.34. Автор считает, что история поэмы свидетельствует о постоянном взаимопроникновении родовых начал, в процессе которого лирический элемент способствует более полному проявлению объективного начала. Общий закон противоречивого их единства оставался постоянным, с.36.

2. Числов М.М. Время зрелости - пора поэмы. М., 1982, с.30. Говоря о синтезе эпического и лирического начал, автор считает: "Синтез возможен, но при этом всегда ведущим, организующим принципом остается одно из начал - лирическое или эпическое", с.29.

3. Волкова Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. - Филолог, науки, 1974, № I, с.9. возможностей и меры таланта развивает те или иные формы, внося в них нечто новое, своеобразное видение и воплощение окружающего^ мира, современности.

Новые жанровые разновидности поэмы, в которых проявляется творческая индивидуальность художника, представляют несомненный интерес для исследователя.

Диссертант, рассматривая тему, опирался как на вышеназванные труды, так и, соблюдая преемственность, на работы по вопрот сам поэзии, подготовленные в 60-80-е годы в АОН при ЦК КПСС.

Данная диссертация, таким образом, с учетом развивающейся художественной практики продолжает изучение эстетического своеобразия современной многонациональной поэзии, предпринятое в предшествующие годы.

Цель диссертации - проанализировать ряд произведений современной советской поэмы, выявив содержательное своеобразие художественного освоения социальной действительности, исследовать формы воплощения гражданской позиции поэта, показать новаторские тенденции поэмных произведений последних лет.

I. Банкетов A.M. Лирическое и эпическое в современной советской поэме. М., 1967. Наровчатов С. Живые традиции советской поэзии. М., 1972. Числов М.М. Проблемы художественного многообразия современной советской поэзии. М., 1975. Бузылев И.М. Духовный мир советского человека и некоторые тенденции развития современной лирики. М., 1977. Алиев С. Интернациональный пафос и проблемы художественной формы в современной советской поэзии (60-70-е годы). М., 1978. Ренчис С. Характерные особенности жанра современной советской исторической трагедии. М., 1980.

При этом главное внимание обращается на взаимодействие гражданской позиции поэта и художественных форм её выражения. В диссертации обосновывается актуальность изучения вопросов, связанных с гражданской позицией автора.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная русская советская поэма: художественные формы выражения гражданской позиции автора"

- 133 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, мы можем сделать следующие выводы.

Гражданская позиция художника чрезвычайно важна на современном этапе общественного развития. Усиление личностного начала в искусстве, а в поэзии это проявляется в наиболее полной мере, подчеркивает общественную важность субъективно-творческих факторов.

Гражданственность творчества художника выступает как объективная закономерность в обществе зрелого социализма, являясь выражением гармоничных отношений между творцом художественных ценностей и обществом, когда первый отдает свой талант служению народу, созидающему совершенное общество, а общество создает условия для наиболее полного развития творческой личности, выявления всех потенциальных возможностей художника в познании мира и человека, в коммунистическом воспитании трудящихся.

Как мы показали в работе, социальная направленность творчества, участие художника в идеологическом противоборстве не обедняют произведение, не "засушивают"таланта, а наоборот,политическая зрелость и культура стимулируют творческие поиски значительных общественных конфликтов, крупных социальных явлений, сама природа которых, как правило, глубока и многообъемна, а это создает возможность различных художественных решений. Гражданская ответственность поэта, включающая в себя и формирование целенаправленного эстетического воздействия на читателя, способствует активности художественных поисков, созданию новых форм, средств эстетического познания современности.

Художественные произведения, в которых ярко выражены граждан

- 134 ские идеалы автора, как правило, обладают большой силой идейно-эмоционального воздействия на читателей.

Раскрытие красоты гуманистических идеалов нашего общества под силу таланту,ощущающему свою связь,единство с народными интересами и стремлениями.

Участие художника в общественной жизни народа, интерес к политическим проблемам как основе народного бытия обогащают писателя как гражданина.

Быть на переднем крае коммунистического созидания, служить своим искусством утверждению нового,прогрессивного, ярко показывать коренные черты,преимущества советского образа жизни,активно пропагандировать миролюбивую политику КПСС и Советского государства, - задачи, стоящие перед художником-гражданином.

В крупном поэмном жанре в его лучших произведениях, как мы показали, эти требования современной общественной жизни находят яркое эстетическое отражение.

Это свидетельствует об активном участии жанра поэмы в современном литературном процессе, о возможностях его дальнейшего плодотворного развития.

В спорах, ведущихся в критике о современном состоянии жанра поэмы, отмечается одними авторами усиление в ней лиризации, другими - возрастание эпического начала. Литературный процесс свидетельствует, на наш взгляд, об интенсивном развитии обеих тенденций.

Действительно, лирический герой, выражающий свою сопричастность со временем, гражданскую позицию, активизирован в современной поэме, в большинстве произведений он выступает структурообразующим центром и главным героем. Но лиризация поэмы усиливает

- 135 в ней эпическое начало, философское осмысление истории и современности, народа как героя истории, человеческой личности, предстающей в единстве с народными массами. Поэтому можно сказать, что лирика взаимодействует с эпикой, они взаимопроникают, создавая новые лиро-эпические объемы.

Призванные углубить социальный опыт, придать жанру наступательный характер, современные советские поэмы усиливают тем самым аналитические возможности литературы, позволяют полнее использовать искусство слова в деле коммунистического воспитания нашего современника.

- 136

 

Список научной литературыКузнецова, Нина Викторовна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОВ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА.

2. Маркс К. Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции.- Маркс К., Энгельс Соч., 2-е изд., т.1, с.3-27.

3. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т., т.1.-4-е изд., доп.- М.: Искусство, 1983. 605.т.2.-4-е изд., доп.- М.: Искусство, 1983. 704 с.

4. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн. собр.соч., т.2, с.505-550.

5. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература.-Полн.собр.соч., т.12, с.99 -105.

6. Ленин В.И. Социалистическая партия и беспартийная революционность.- Полн.собр.соч., т.12, с.133-141.

7. Ленин В.И. Памяти графа Гейдена/Чему учат народ наши беспартийные "демократы"?/- Полн.собр.соч., т.16, с.37-45.

8. Ленин В.И. Лев Толстой, как зеркало русской революции.-Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

9. Ленин В.И. Л.Н.Толстой.- Полн.собр.соч., т.20, с.19-24.

10. Ленин В.И. Толстой и пролетарская борьба.- Полн.собр. соч., т.20, с.70-71.

11. Ленин В.И. Памяти Герцена.- Полн.собр.соч., т.21, с.255-262.

12. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу.- Полн.собр.соч., т.24, с.113-150.

13. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. Изд.6-е.- М.: Ху-дож.лит., 1979.- 827 с.- 137

14. Ленин В.И. О культуре.- М.: Политиздат, 1980.- 336 с.

15. ОФИЦИАЛЬНО-ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.

16. О партийной и советской печати.- Сб.документов. М.: Правда, 1954.- 692 с.

17. О партийной и советской печати,радиовещании и телевидении.- Сб.документов и материалов,- М.: Мысль, 1972.635 с.

18. Об идеологической работе КПСС. Сб.документов:- 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1983.- 544 с.

19. Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1971.320 с.

20. Материалы ХХУ съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.256 с.

21. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.: Политиздат, 1981.-223 с.

22. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.-М.: Политиздат, 1980.- 15 с.

23. О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства: Постановление ЦК КПСС от 23 июля 1982 г.- В кн: Об идеологической работе КПСС. Сб.документов: 2-е изд., доп.-М.: Политиздат, 1983, с.529-532.

24. Пленум Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 г. Стенографический отчет:- М.: Политиздат, 1983.- 222 с.

25. Под знаменем партийности и народности. Материалы юбилейного пленума правления Союза писателей СССР, посвященного пятидесятилетию создания союза. М.: Политиздат, 1984.- 127 с.- 138

26. II. Пленум Центрального Комитета КПСС 23 апреля 1985 г.- Правда, 1985, 24 апреля.

27. МАТЕРИАЛЫ СЪЕЗДОВ, КОНФЕРЕНЦИЙ, СИМПОЗИУМОВ.

28. Съезд писателей СССР, 6-й. Москва, 1976. Стенографический отчет.- М.: Сов. писатель, 1978.- 696 с.

29. Съезд писателей СССР, 7-й. Москва, 1981.- Седьмой съезд писателей СССР 30 июня-4 июля 1981: Стенографический отчет.- М.: Сов.писатель, 1983.- 607 с.4. КНИГИ.

30. Абрамов A.M. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. Проблематика. Стиль. Поэтика. Изд.2-е.-М.: Сов.писатель, 1975 г.- 559 с.

31. Актуальные проблемы методологии литературной критики: Принципы и критерии. Сб. ст./АН СССР/- М.: Hayjca,-I980.-339 с.

32. Анализ литературного произведения:/Сб.ст. АН СССР/ Л.: Наука, 1976. - 236 с.

33. Баранов В.И. Дойти до сути: 70-е годы в литературе.Горький, Волго-Вятск.кн.изд., 1980.- 271 с.

34. Бахтин М.П. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1975.- 527 с.

35. Бахтин М.П. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет.- М.: Худож. лит., 1975.- 504 с.

36. Барабаш Ю.Я. Алгебра и гармония: 0 методологии литературоведческого анализа.- М.: Худож.лит., 1977.- с.224.

37. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды.- Эстетика и литературная критика. В двух томах.- М.: Худож. лит., 1959, с 473-531.- 139

38. Бушмин A.C. Наука о литературе : Проблемы. Суждения. Споры.- М.: Современник, 1980.- .334>с

39. Васильковский А.Г. Жанровые разновидности русской советской поэмы I9I7-I94I. Опыт типологической характеристики.- Киев, Вища школа, 1979.- 199 с.

40. Взаимодействие литератур и художественной культуры развитого социализма. Проблемы жизни. Теория. Поэтика. Сб.ст./АН СССР, ин-т мир.лит.им.А.М.Горького/-М.: Наука, 1981.- 295 с.

41. Виноградов В.В. 0 языке художественной литературы: Избр.труды.- М.: Наука, 1980.-. .360.с.

42. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.- М.: Изд-во Ак.наук СССР, 1963.- 255Cj

43. Винонен Р.И. Чувство пути: Над страницами современной поэзии.- М.Современник, 1981.- 368 с.

44. Вопросы сюжета и композиции: Межвуз.сб./Горьков.гос. ун-т им.Н.И.Лобачевского:- Горький: ГГУ, 1984.-101 с.

45. Вопросы сюжета и композиции: Межвуз.сб./Горьков.гос. ун-т им.Н.И.Лобачевского:- Горький: ГГУ, 1984.- 101 с.

46. Боровский В.В. Эстетика. Литература. Искусство.- М.: Искусство, 1975.- 544 с.

47. Выходцев П.С. В поисках нового слова: Судьбы рус.сов. поэзии двадцатых тридцатых годов XX .- М.: Современник, 1980.- 319 с.

48. Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика.- М.: Наука, 1969.- 488 с.

49. Гей Н.К. Художественность литературы.- М.: Наука,1975. -471с,- 140

50. Гинзбург Л.Я. 0 лирике. Изд.2-ое, доп.- Л.: Сов.писатель, 1974.- .407 Р.;

51. Гинзбург Л.Я. О литературном герое.- Л.: Сов.писатель, 1979.- 222 с.

52. Гончаров Б.П. Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения.- М.: Наука, 1983.- 351 с.

53. Гринберг И.Л. Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия.- М.: Сов.писатель, 1975.-407 с.

54. Гринберг И.Л. Труд и вдохновенье.- М.: Современник, 1983.- 463 с.426. ¡Усев В.И. В середине века. 0 лирической поэзии 50-х годов.- М.: Сов.писатель, 1967.- 299с

55. Гусев В.И. Герой и стиль: К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60—70 годов.— М.: Худ. литература, 1983.- 286 с.

56. Гусев В.И. Рождение стиля.- М.: Сов.Россия, 1984.-364 с

57. Гусейнов Ч.Г. Формы общности советской многонациональной литературы.- М.: Мысль, 1978,- 181 с.

58. Дементьев В.В. Поэзия моя отрада.- М.: Современник, 1975.- 527,с

59. Дементьев В.В. Мир поэта: Личность. Творчество. Эпоха.- М.: Сов.Россия, 1980.- 477 с.

60. Дементьев В.В. Исповедь земли: Слово о российской поэзии.- М.: Сов. Россия, 1984.- 368 с.

61. Дмитриев В.А. Гуманизм советской литературы: Современные искания.- М.: Мысль, 1980.- 256 с.- 141

62. Добин Е.С. Сюжет и действительность.- JL: Сов.писатель, 1976. 494 с.

63. Евтушенко Е.А. Талант есть чудо неслучайное: Кн.статей.- М.: Сов.писатель, 1980.- 439 с.

64. Жаков А.Г. Современная советская поэма.- Шнек, изд. БГУ, 1981.- 176 с.

65. Жирмунский В.М. Теория стиха.-JI.: Сов.писатель, 1975.664,с

66. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр.тр.- Л.: Наука, 1977. 407 с.

67. Зайцев В.А. Современная советская поэзия.- М.: Просвещение, 1969.- 204 с.

68. История русской советской поэзии, I9I7-I94I (В.В.Буз-ник, В.В.Тимофеева, В.В.Базанов и др.).- Л.: Наука, 1983.- 416 с.

69. Карпов A.C. Продиктовано временем. Статьи о литературе.- Тула, Приокское кн.изд-во, 1974.- l,243c

70. Киканс В.П. Современная советская поэма.- Рига, Зинат-не, 1982.- 240 с.

71. Кирпель И.И. Лирический герой современной поэмы. Литературно-критический очерк.- Киев, Радяньский письменник, 1977.- 172 с.

72. Киселев И.М. Герой и обстоятельства. Очерки современной украинской эпической поэзии.- М.: Сов.писатель, 1962.212 с.

73. Ковалев В.А. Теоретические проблемы истории русской советской литературы.- Л.: Наука, 1984.- 284 с.

74. Коваленко С.А. Поэма как жанр литературы.- М.: Знание,1982.- 112 с.

75. Кузьмичев И.К. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи.- М.: Современник, 1973.- 336 с.

76. Кузьмичев И,К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба.- Горький, Волго-Вятское кн.изд., 1983.- 208 с.

77. Лавлинский Л.И. Не оставляя линии огня СО лирической поэзии наших дней).- М.: Современник, 1975.-319 с.

78. Лавлинский Л.И. Поэт и критик: 0 поэзии и поэтической критике наших дней.- М.: Худож.лит., 1979.- 244 с.

79. Лесневский С. Я к вам приду: Поэмы. Поэзия. Время.-М.: Сов.писатель, 1982.- 367 с.

80. Ломидзе Г.И. Чувство великой общности: Статьи о советской многонациональной литературе,- М.: Сов.писатель, 1978.- 271 с.

81. Ломидзе Г.И. Ленинизм и судьбы национальных литератур.-3-е изд., доп. и перераб.- М.: Современник, 1982.288 с.

82. Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма.-М.: Искусство, 1977.- 271 с.

83. Лукин Ю.А. Партийность литературы и искусства.- М.: Политиздат, 1982.- 63 с.

84. Лукин Ю.А. Идеология и художественная культура.- М.: Искусство, 1982.- 247 с.

85. Луначарский A.B. Собрание сочинений в 8 томах.- М.: Худ.литература, 1963-1967,- т.8 654а

86. Лурье А.Н. Лирический герой в поэмах Маяковского.-Л.: Наука, 1972.- 47 с.- 143

87. Лурье А.Н. Поэтический эпос революции.- Л.: Наука,1975.- 206 с.

88. Любарева Е.П. Советская романтическая поэзия. Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий.- М.: Высш.школа, 1973.310 с.

89. Любарева Е.П. Эпос А.Т.Твардовского.- М.: Высш.школа, 1982.- 95 с.

90. Любарева Е.П. Республика труда: Герой поэзии первых пятилеток.- М.: Сов.писатель, 1978.- 287 с.

91. Макаров А.Н. Поколения и судьбы. Книга статей.- М.: Сов.писатель, 1967.- 376 с.

92. Методология современного литературоведения: Проблема историзма./Сб.статей/ АН СССР,Ин-т мир.лит.им.А.М.Горького.- М.: Наука, 1978.- 367 с.

93. Михайлов A.A. Поэты и поэзия: Портреты, проблемы,тенденции развития современной поэзии.- М.: Просвещение, 1978.- 223 с.

94. Михайлов A.A. Сила и тайна слова. М.: Современник, 1984.- 380 с.467.' Многообразие стилей советской литературы: Вопросы типологии. Сб. ст./АН СССР, Ин-т мир.лит.им.А.М.Горького/.- М.: Наука, 1978.- 510 с.

95. Наровчатов С.С. Живая река. Литературоведение и критика.- М.: Сов.Россия, 1974.- 156 с.

96. Наровчатов С.С. Берега времени.- М.: Современник,1976.- 304 с.

97. Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века.- Опыт типологии жанра.- М.:- 144 -Наука, 1971.- 520 с.

98. Новиков В.В. Художественная правда и диалектика творчества.- М.: Сов.писатель, 1971.- 400 с.

99. Новиков В.В. Движение истории движение литературы. Наследие и стилевое богатство современной советской литературы.- М.: Сов.писатель, 1982.-575 с.

100. Огнев В.Ф. Горизонты поэзии: Избр.работы в 2-х т.-М.: Худож.лит. ,1982. т.1-559; т.2-535*;

101. Партийность литературы и проблемы художественного творчества.- М.: изд.ВПШ и АОН, 1961.- 372 с.

102. Партия и интеллигенция в условиях развитого социализма. Изд.АОН, М.: Мысль, 1977.- 260 с.

103. Плеханов Г.В. Литература и эстетика. В 2-х т.- М.: Гослитиздат, 1958. Т.1: Теория искусства и история эстетической мысли.- 614 с. Т.2: История литературы и литературной критики.- 670 с.

104. Поляков М.Я. В мире идей и образов: Историческая поэтика и теория жанров.- М.: Сов.писатель, 1983.- 367 с.

105. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов.- М.: изд.МГУ, 1976.- 208 с.

106. Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики.- М.:изд. МГУ, 1983,- 336 с.

107. Прокушев Ю.Л. Даль памяти народной.- М.: Мол.гвардия, 1978.- 272 с.

108. Прокушев Ю.Л. Мир художника.- М.: Просвещение, 1980.207 с.

109. Прокушев Ю.Л. Время. Поэзия. Критика.- М.: Худож.лит., 1980.- 636 с.- 145

110. Проблемы художественной формы социалистического реализма. В 2-х т.- М.: Наука, 1971.- т.1-422 с. Т.2-351 с.

111. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сб.статей.- Л.: Наука, 1974.- 299 с.

112. Русская советская поэзия: Традиции и новаторство,1946-I975./C6.статей./- Л.: Наука, 1978.- 285 с.486. 1^днева Е.Г. Пафос художественного произведения(Из истории проблемы)- М.: Изд.МГУ, 1977.- 164 с.

113. Современные проблемы социалистического реализма: Эстетическая сущность метода: /Сб.ст./ АОН при ЦК КПСС.-М.: Мысль, 1976.- 320 с.

114. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы ХУШ и первой половины XIX века.- М.: Изд-во Моск.ун-та, 1955.692 с.

115. Соколов А.Н. Теория стиля. М.; Искусство. 1968.- 223 с.

116. Социалистический реализм на современном этапе его развития: /Сб.ст./АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А.М.Горького.- М.: Наука, 1977.- 445 с.

117. Социалистический реализм сегодня. Проблемы и суждения. М.: Худож.лит., 1977.- 390 с.

118. Теория литературных стилей. Типология стилевого развития нового времени. Классический стиль. Соотношение гармонии и дисгармонии в стиле.- М.: Наука, 1976.504 с.

119. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.- АН СССР, Ин-т мир.лит. им.А.М.Горького.-М.: Наука, 1962-1965. Кн.1. Образ, метод, характер.1962.- 452 с.

120. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.- АН СССР, Ин-т мир.лит. им.А.М.Горького.-М.: Наука, 1962-1965. Кн.2. Роды и жанры литературы.-486 с.

121. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении.- АН СССР, Ин-т мир.лит. им.А.М.Горького.-М.: Наука, 1962-1965. Кн.З. Стиль. Произведение. Литературное развитие. 1965.- 504 с.

122. Томашевский Б.В. Стилистика: Учебное пособие.- 2 изд., исп.и доб.- Л.: изд.ЛГУ, 1983.- 288 с.

123. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы.-М.: Искусство, 1970.- 225 с.

124. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. Изд.3-е.-М.: Сов.писатель,1975.-408 с.

125. Бочаров А.Г. Глубинное бурение.- Лит.обозрение,1984, № Ю, с.26-30.

126. Воробьев А.К.Ленинская традиция. Проблемы активности искусства в партийных документах последних лет.-Вопр. лит., 1983, № 6, с.3-30.

127. Габрилович Е.И. Исповедь поэта. Лит.газета,1984, 8 августа.

128. Горюшкин А. Она раздольна для души и взора.-Дружба народов, 1983, № 10, с.262-263.

129. Гусейнов Ч.Г. В постоянном движении.- Дружба народов, 1980, № 5, с.233-237.

130. Дементьев В.В. Память сердца.-Лит.газета, 1979, 22 августа.

131. Демин В.Одной отваги мало. Сов.культура, 1984, 21 августа.

132. День или целая эра? Диалог: поэт Анатолий Преловский-критик Михаил Числов.- Лит.газета, 1979, 17 января.

133. Золотцев С.А. Могучее дыхание простора.- Лит.Россия, 1980, 22 августа.

134. Исаев Е.А.0беспечить золотым запасом чувств.- Сов.культура, 1979, 26 октября.

135. Исаев ЕЛУроки жанра.- Лит.газета, 1983. 26 октября.

136. Карпов A.C. Тайна жанра.- Лит.обозрение, 1983, № 9, с.57 г£Ч.

137. Красников Г. .в самом главном мы правы.- Октябрь,- 148 -1981, № 8, с.219-221.

138. Красников Г. А если нет?- Лит.газета, 1982, 8 сентября.

139. Кулиш С. Я.Ненаписанные стихи.- Сов.культура, 1984. 21 августа.

140. Левин Г.Г. И даль сомкнётся с далью.- Лит.газета,19806 5 марта.

141. Ломунова М.К. Даль сомкнётся с далью. Лит.Россия, 1979, 26 октября.

142. Лукин Ю.А. Ответственность художника: Искусство и ли- j тература в формировании политической культуры личности.- Знамя, 1983, кн.9, с.213-220.

143. Лукьянин В.П. Простор души с простором государства.

144. Урал, 1983, № 8. с.142-145.

145. Метченко А.И. Пора зрелости М.: Коммунист, 1981,№ 18,с.61-74. I

146. Михайлов A.A. Умчался век эпических поэм. Лит.обозре- | ние, 1973, F7, с.53-57. |

147. Михайлов A.A. Судьба народная крупным планом.- Лит. Россия, 1977, 9 декабря.

148. Михайлов A.A. Поэзия 70-х: Социальный и нравственный ас- ! пекты.- Вопр.литер., 1981, № X, с.51-73.

149. Нагибин D.M. Обретения и потери.- Правда, 1984, 8 октября.

150. Назаренко В.А. 0 так называемом "лирическом герое".-Звезда, 1953, № 10, с.164-172.

151. Наровчатов С.С. И сто веков над миром прошумит. Сов. культура, 1979, 7 сентября.- 149

152. Николаева С. Солдатская баллада.- Октябрь, 1977, $ 12, с.215-216.

153. Огнев В.Ф. Поэзия это поступок.- Правда, 1984, 23 августа.

154. Преловский A.B. Сказание о Сибири.- Интервью с писателями лауреатами Государственных премий СССР.- Лит. газета, 1983, 16 ноября.

155. Савельев B.C. Дорога сквозь века.- Нов.мир, 1983,№ 9, с. ¡Ш-253.

156. Сидоров Е.Ю. Поэма тревоги.- Лит.обозрение, 1982, № 12, с.58-60.

157. Соболь М. Дерзай на все доброе.- Лит.обозрение,1979, № 9, с.45-49.

158. Сорокин В.В. У памяти на посту.- Лит.Россия, 1976, 30 апреля.

159. Тимофеев Л.И. Биография поэта и лирическое "я".- Лит. газета, 1963, 3 октября.

160. Томашевский Б.В. Призрак в литературоведении.- Лит.газета, 1963, I июня.

161. Урбан A.A. А если это проза? Лит.газета, 1982, 8 сентября.

162. Числов М.М. У памяти великой на посту.- Наш современник, 1980, № 7, C.17Z- {¿D.

163. Числов М.М. Просторы современной поэмы.- Вопр.лит., 1981, № I, с.74-91.

164. Шевелева И. Сибириада.- Лит.Россия, 1982, 19 ноября.

165. Юренев Р.Н. Неудача.- Сов.экран, 1984, № 19, с.8-9.