автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Проблемы развития русской советской поэмы в 1960-1965 годы (некоторые тенденции эволюции жанра)
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Прищепа, Валерий Павлович
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ РУССКОЙ СОВЕТСКОЙ ПОЭМЫ. ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЖАНРА В ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ И КРИТИКЕ. 21 -
§ I. Проблема определения содержания понятия "жанр" в историко-теоретических работах советских исследователей. 21 -
§ 2. Проблема жанровой :специфики поэмы в литературоведении и критике. 40
ГЛАВА П. ПРОБЛЕМЫ РАЗБИТИЯ ЛИРИКО-ПОБЕСТВОБАТЕЛЬНОЙ ПОЗМЫ В 60-е ГОДЫ. ( НА МАТЕРИАЛЕ ТВОРЧЕСТВА Е.А.ЕВТУШЕНКО). 60 - НО
§ I. Вопросы эволюции лирико-повествовательной поэмы в начале 60-х годов. 60-
§ 2. Проблема развития лиро-эпоса в середине 60-х годов I Поэма "Братская ГЭС" .77
ГЛАВА Ш. ПРОБЛЕМЫ РАЗБИТИЯ ЛИРИЧЕСКОЙ ПОЗМЫ С УСЛОВНО-СИМВОЛИЧЕСКИМ СШЕТОМ. ( НА МАТЕРИАЛЕ ПОЭМ А.А.ВОЗНЕСЕНСКОГО 60-х ГОДОВ). III
§ I. Вопросы эволюции жанра поэмы с условно-символическим сюжетом в начале 60-х годов ("Тридцать отступлений из поэмы "Треугольная груша") . III
§ 2. Образование модификации лирико-повество-вательной поэмы с элементами условно-символического сюжета( поэма "Лонжюмо" ). 141 -
§ 3. Особенности развития лирической поэмы с условно-символическим сюжетом( поэма "Оза"). 152
Введение диссертации1985 год, автореферат по филологии, Прищепа, Валерий Павлович
Исследование жанров составляет существенную часть марксистско-ленинской исторической поэтики. Без решения проблем жанрового развития невозможно раскрыть специфику литературы как явления искусства, ибо образование новых жанров и жанровых разновидностей, их эволюция, совершенствование и взаимодействие, становление целых жанровых систем отражают основные закономерности историко-литературного движения. Вопросы жанров, их типология, генезис и история в последние годы вызывают большой интерес у советских литературоведов. Это объясняется недостаточной изученностью ряда аспектов теории жанра. Сегодня можно привести немало примеров исследований жан-рово-стилевых процессов советской литературы в целом (83,74). Но если по истории жанров русской советской прозы (романа, повести, рассказа) написаны академические исследования, то по истории поэмы такого исследования пока нет. В частности, до сих пор не прослежена в должной степени история жанра поэмы на таком важном этапе общелитературного развития, как 50-60-е годы XX столетия.
Именно в середине века в Страну Поэзии вступило поколение поэтов, которые своим творчеством были неразрывно связаны с такими художественными завоеваниями, как поэма-эпопея "За далью - даль" А.Т.Твардовского и "Середина века" В.А.Лу-говского, "Человек" Э.Б.Межелайтиса и "Строгая любовь" Я.В. Смелякова, "Поэма без героя" А.А.Ахматовой и "Зодчие" Д.И. Кедрина, "Суд памяти" Е.А.Исаева и "Седьмое небо" В.Д.Фёдорова, а также - с лирикой Н.А.Заболоцкого, Л.Н.Мартынова,
Б.Л.Пастернака, К.М.Симонова. Появление ряда значительных поэм определило, по мнению В.И.Гусева (123 ), начало качественно нового расцвета лиро-эпоса в 60-е годы, и этот процесс по значимости сопоставим с периодом активного освоения искусством новой рождающейся действительности в первые послеоктябрьские десятилетия.
Закономерно и естественно, что в последующие десятилетия ощущается усиленное внимание литературоведов к истории развития советской поэмы.В докторских диссертациях А.Т.Васильковского (116), А.С.Карпова (134^ , А.Н.Лурье (140 ),в кандидатских диссертациях А.А.Александрова (104 ),В.В.Базанова (109) , Л.Г.Бирюковой (III) , Л.П.Быкова (114) ,В.1УГ.0змитель (151) с максимальной полнотой были исследованы пути развития поэмы,в основном, в первую четверть века советской истории. Тщательное изучение жанрового движения послереволюционного периода во многом способствовало появлению монографий А.И.Абрамова (I0D , А.И.Павловского (153 ), докторской диссертации И.А.Спивак (157 )о путях развития поэмы периода Великой Отечественной войны и первой половины 50-х годов. В этих работах было продолжено многостороннее изучение лиро-эпоса. И это обстоятельство значительно приблизило исследователей к рассмотрению проблем развития поэт в 60-70 - е годы, остающихся во многом ещё малоисследованной областью науки.
Анализируя жанрово-стилевое богатство советской поэзии 60-х годов сегодня, нельзя обойти вниманием существенные достижения в этой области Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского.В их творческой эволюции отчётливо отражаются закономерности литературно -го процесса 50-80-х годов , что позволяет увидеть ос новные черты и тенденции развития лиро-эпоса 60-х годов. Не случайно среди десятков, даже сотен произведений поэмного типа, появившихся в тот период, именно их поэмы находились в центре бурных споров. Интересу к ним со стороны литературной критики способствовало и то обстоятельство, что в 60-е годы (справедливо названные одним из критиков "годами поэм" ( 62, с,292)), эти поэты были наиболее продуктивными в создании поэмных произведений. В идейно-художественном содержании поэм "Братская ГЭС" и "Тридцать отступлений из поэмы "Треугольная груша", "Коррида" и "Лонжюмо", "Опять на станции Зима" и "Зарев ", "Казанский университет" и "Оза" был сосредоточен значительный эстетический потенциал жанра. В этих произведениях нашло своё наиболее полное отражение основное художественное богатство их поэзии, заключены многие темы поэзии 60-х годов в целом, и их творчества, в частности: человек и государство, человек и время, личность и научно-технический прогресс, роль личности в истории, проблема молодёжи и её участие в социалистическом строительстве, судьба поэзии в век атома, проблема сохранения человечества.
Актуальность темы данной диссертационной работы определяется необходимостью осмысления проблем развития поэмы как одного из основных жанров литературы, в котором конденсируется большая часть художественного опыта эпохи. Необходимость исследований в этой области продиктована и подготовлена в определённой степени общими успехами литературоведения в изучении исторического пути советской поэзии.
Важность исследования жанрового движения поэмы в творчестве Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского определяется не только перспективностью-разрабатываешх поэтами путей для современного лиро-эпоса, но и всевозрастающей ролью социалистической литературы и искусства в жизни советского общества. В современном мире, где продолжают существовать две противоборствующие политические системы, особенно остро сказывается необходимость выявления и показа идейно-художественного богатства основного метода нашей литературы. Современные фальсификаторы науки стремятся намеренно обеднить эстетические возможности со-в9Т@кой литературы. Так, например, сложный характер, недостаточная научная прояснённость природы художественных поисков А.А.Вознесенского послужили причиной необоснованных выводов о "принадлежности" его стиля к сюрреализму, изложенных в работах зарубежных критиков ( 180,183}. Безаппеляционно произвольными принципами руководствуются также и немецкие составители книги Е.А.Евтушенко "Iyrik Prose" ( 209), комментируя отдельные произведения и критику их в нашей печати таким образом, что искажается правда о художественных исканиях поэта и процессах развития советской литературы. Сейчас явственно видно, что со времени первой статьи А.Штейнингера (182) в ФРГ о бывших в ту пору молодыми поэтах Евгении Евтушенко и Андрее Вознесенском до современной их зрелости усилия западных литературоведов не переменились: они направлены на неверное истолкование идейно-художественной сущности их творчества с целью использования недостаточной изученности их творческой эволюции для идеологических диверсий. Время диктует- необходимость активизировать изучение жанрового богатства советской поэзии, чтобы исключить в данном случае возможность неправильного истолкования идейно-художественного своеобразия творчества Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского, ибо, как указывалось в Постановлении ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года, "ослабление внимания к освещению актуальных проблем, недостаточная оперативность, вопросы, оставленные без ответа, выгодны лишь нашему классовому противнику" ( 4,с.6).
В последнее десятилетие в нашем литературоведении стало ощутимым стремление к глубокому исследованию особенностей идейно-художественных исканий поэтов. В кандидатских диссертациях Т.С.Волковой( 119), А.П.Герасименко( 120), Л.И.Лавли-нского( 46), С.С.Наровчатова( 148), М.М.Числова (162), исто-рико-теоретических работах М.Числова (89), С.Владимирова (167), и литературно-критической статье Е.Аксёновой( 184) рассматриваются вопросы творческого развития этих поэтов, причём, как правило, на материале больших поэтических форм. Учитывая ряд существенных выводов, содержащихся в работах А.А.Михайлова (53), В.Н.Благонравова( 16), А.Н.Макарова( 143) как первых опытов изучения поэзии Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского, мы стремимся поставить свою работу в русло этой положительной тенденции и на основе сравнительно-сопоставительного анализа выявить проблемы развития лиро-эпоса 60-х годов. Для некоторых разделов диссертации значительными оказались анализ и оценка произведений поэтов, содержащиеся в кандидатских диссертациях В.В.Мусатова ( 58), посвящённой проблеме художественных исканий, А.П.Герасименко - проблеме героя ( 120), С.А.Щуняевой - проблеме традиций и новаторства ( 95), М.М.Числова о проблемах художественного многообразия поэмы ( 162), в работе Т.А.Григорян, посвящённой развитию сюжета поэмы (121). Вместе с тем в перечисленных исследованиях довольно редко обращается внимание на проблемы развития лиро-эпоса Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского в 60-е годы, но более обстоятельно рассматриваются другие, "смежные11 проблемы литературной эволюции поэтов. Поэтому требуется активизация исследований в этом направлении.
Научная новизна диссертационной работы определяется недостаточной изученностью темы, неполнотой исследования проблем развития поэмы 60-х годов. В работе
- на материале поэм Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского поставлены вопросы жанровой специфики лиро-эпоса 60-х годов;
- прослеживается степень отражения в их произведениях закономерностей литературного процесса 60-х годов;
- предпринимается попытка дифференцировать поэмы Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского по жанровым разновидностям.
Цель исследования продиктована, таким образом, необходимостью изучения современного состояния и модификаций жанра и заключается в исследовании проблем развития русской советской поэмы первой половины 60-х годов, определении тенденций жанровой эволюции на основе анализа лиро-эпоса Е.А.Евтушенко и А.А. Вознесенского, выявлении мало изученных ранее черт специфики жанра.
В соответствии с намеченной целью в работе предполагается решить ряд конкретных задач:
- выявить жанровое богатство лиро-эпоса Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского с учётом поэм как старших поэтов (А.Т.Твардовского, В.А.Луговского, Я.В.Смелякова, Е.А.Исаева), так и поэтов-сверстников (Б.А.Ахмадулиной, Р.И.Рождественского, В.И. Гордейчева и других) ;
- осмыслить индивидуальные и общие особенности поэм Е.А, Евтушенко и А.А.Вознесенского;
- исследовать специфику "взаимодействия" содержания и формы в лирико-повествовательной и лирической поэме с условно-символическим сюжетом;
- выявить особенности художественных исканий поэтов на основе раскрытия идейно-эстетической сущности поэмы как жанра, синтезирующего возможности лирики, прозы, публицистики, а также контактирующего со смежными видами искусства;
- определить степень плодотворности лирико-повествовате-льного и метафорического путей развития лиро-эпоса.
Хронологические рамки работы взяты и с учётом общей периодизации русской советской литературы (37), и с учётом характера эволюции лирико-повествовательной и лирической поэмы с условно-символическим сюжетом: именно в начале 60-х годов происходит период интенсивного развития этих видов поэм, в это время отмечается изменение, а порою,возникновение целого ряда их черт. Это даёт возможность увидеть развитие поэмы, выявить её типологические черты, характер изменения в жанре. При этом открывается и возможность определения специфики лиро-эпо-са на основе анализа вершинных его образцов, появляются основания для выявления закономерностей развития, обнаружения перспективы его эволюции, ибо в первую половину 60-х годов происходило развитие и рождение таких типов поэм, черты которых станут во многом определяющими для дальнейшей истории жанра, подвергаясь, в основном, обогащению и развитию. Таким образом, на основе анализа поэм Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского+, по нашей мысли, открывается возможность осмысления отражённых в них проблем развития жанра русской советской поэмы.
Практическая ценность данного исследования состоит в том, что выводы и конкретные наблюдения, сделанные в результате анализа диссертационного материала, могут быть использованы: при дальнейшем изучении путей развития новейшей советской поэмы; при дальнейшем исследовании творчества Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского; в вузовских курсах по истории и теории советской литературы, а также в системе преподавания литературы в школе; как дополнительное пособие к курсу истории советской литературы. Рассмотрение путей развития русской советской поэмы 60-х годов позволит уточнить также и особенности историко-литературного процесса исследуемого периода.
Теоретической и методологической основой настоящего исследования стали принципы марксистско-ленинского подхода к явлениям культуры и литературы, положения эстетики о содержательной сущности художественной формы произведения искусства, основополагающие партийные документы и историко-теоретические положения советского литературоведения. Этим обусловливается выбор основного направления исследования - проблемно-тематического, позволяющего выявить закономерности развития поэмы 60-х В процессе исследования проблем лиро-эпоса для сопоставительного анализа привлекаются и несколько десятков поэм 5080-х годов разных авторов. В диссертации используются также источники, не указанные в библиографических справочниках, учитываются материалы личных архивов Е.А.Евтушенко, матери поэта З.Е.Евтушенко, литературоведа В.В.Артёмова. годов.
Проблемы, рассматриваемые в диссертации, её цель и задачи определили объём и структуру работы: исследование состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём - 199 листов.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Проблемы развития русской советской поэмы в 1960-1965 годы (некоторые тенденции эволюции жанра)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Движущими силами, факторами развития лиро-эпоса 60-х годов явились как внешние, объективные, социально-исторические причины, так и внутренняя эволюция художественного сознания поэтов. Новый этап истории нашего общества, повышение уровня социального сознания способствовал активизации жанрово-сти-левых процессов в литературе, и, в частности, в поэзии. В развитии поэмы в это время выявляется несколько органически связанных между собою и взаимообусловленных тецценций. Одна из них заключается в стремлении поэтов к глубокому синтетическому и исторически перспективному охвату современного бытия. Зто стало возможным в результате переосмысления художественных итРгов, достижений поэзии предвоенного и послевоенного поколения, усилившегося аналитического исследования действительности в социально-нравственном, социально-философском и других аспектах. Опыт первых поэм Е.А.Евтушенко и А.А. Вознесенского, когда шли поиски своего жанра, сыграл в этом немаловажную роль. К середине 60-х годов назрел качественно новый этап в развитии жанра: от локального изображения современности, нашедшего отражение в поэмах "Станция Зима", "Откуда вы?", "Опять на станции Зима", "Бой", "Мастера", поэты приходят к объемному взгляду на миропорядок, к многостороннему анализу времени, к выявлению социально-типических конфликтов и ситуаций, к отражению в судьбе отдельного человека проблем времени, прогресса, типических социальных явлений. Возникает тенденция к решению вопроса о роли отдельной личности в истории ^отразилась в поэмах "Лонжюмо", "Братская ГЭС"), о соотношении и связях личности и народных масс (поэма "Василий Буслаев" С.С.Наровчатова), личности и общества, личности и государства ("За далью - даль" А.Т. Твардовского, "Середина века" В.А.Луговского), о судьбе личности и ходе истории ("Суд памяти" Е.А.Исаева). Характер проблематики способствовал ощутимому усилению авторского личностного начала, стремлению выказать собственный взгляд, оценить изображаемое, выявить свою позицию на проблему. На "жанровом" уровне это находит свое выражение в активной лиризации поэмы.
Лиро-эпос 60-х годов развивается вглубь (эта тенденция явно проступает в творчестве А.А.Вознесенского) и вширь - это явление отчётливо отражается в творчестве Е.А.Евтушенко. Различная "основа основ поэтического видения мира", специфика идейно-художественных принципов, разные способы мироотражения обусловили разработку и создание различных разновидностей лирической поэмы, в которых процесс лиризации проявляется по-разному, в разных художественных формах. В целом лиризация способствует трансформации характера поэмного повествования, изменяется роль сюжета и сюжетных конструкций, призванных организовывать весь отобранный авторской волей материал, причём оформлять его по особым принципам. В поэмах наблюдается стремление к полной замене (у А.А.Вознесенского) или частичной подмене (у Е.А.Евтушенко) событийного сюжета относительно логическим развитием мысли, спаянного с чувствами автора, то есть эмпирическую основу лирического сюжета теснят выступающие в единстве два других его компонента, роль которых значительно возрастает: внешняя динамика действия уступает место внутреннему движению тем и образов.
Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенский стремятся решить проблему "сюжета" по-разному, что связано с характером их творческих индивидуальностей. Рамки лирического сюжета в поэмах первого "раздвигаются" за счёт привлечения возможностей жанров лирики (стихотворения, рассказа в стихах, новеллы, повести-исповеди, стихотворного цикла), жанров публицистики (репортажа, очерка, зарисовки), то есть идёт процесс расширения возможностей сюжета лиро-эпоса как результат отработки форм ряда жанров4". Утверждаемая автором центральная идея пронизывает всё произведение, всё его поэтическое повествование в сюжет мысли.
Этот сюжет выступает в лиро-эпосе Е.А.Евтушенко основным жанрообразовательным началом, однако он опирается на события внешнего порядка. Компоненты событийного сюжета также участвуют в построении художественного мира произведений, но их роль второстепенная, они служат, в целом, объективированности повествования, созданию достоверности, реальности развивающейся идейно-тематической сущности, поэмы, обнаруживают соотнесение его с явлениями жизни. Роль сюжета мысли в лири-ко-повествовательной поэме высока: он способен образовывать своё собственное повествование в форме прямого авторского высказывания или отступлений, оказывающих существенное влияние на диалектику общего сюжета: 1)они (эти формы) могут задерживать или ускорять его развитие; 2)способствовать усилению интимного, личностного характера повествования; 3)значитель
В поэме "Треугольная груша" А.А.Вознесенский попытался решить проблему "сюжета" подобным образом, но потерпел естественную неудачу, так как логика художнических исканий требовала развития жанра не посредством привлечения разных категорий для решения "поэмных" задач, а путём углублённого проникновения в природу жанра, поисков скрытых резервов в нё] но лиризуют его; 4Объясняют ход предыдущих событий и "истолковывают" суть противоречий, подготавливают, помогают интерпретации последующих событий и обстоятельств; 5) обобщают, явления отображаемой действительности; б)увлекают читателя на со-работу, на творческое восприятие идейно-тематической сущности произведения; 7)разнообразят художественный мир поэм.
Сюжет мысли выражается не только в своеобразном повествовании, но и в повышенном метафоризме стиля, условности и публицистичности раскрытия теш. Так, в поэмах А.А.Вознесенского рамки сюжета расширяются за счёт условно-поэтических средст] символики, аллегорий, гипербол, притчи, сказки, снов, воспоминаний, видений и т.д. Сюжет получает своё специфическое оформление: как сюжет условно-символический (или сюжет метафоры), в котором роль метафоры (причём сравнительно сложной, составной) необычайно высока для всего поэмного повествования. Зтому способствует сближение в жанре поэмы поэтического слова со смежными искусствами - живописью (отсюда и выходит ощущение цвета, красок его), скульптурой (это служит основой для развитого чувства формы в поэзии), в некоторой степени киноискусства образует основания для синхронного изображения событий , то есть происходит усложнение содержательной структуры жанра. Поэма находится в зоне взаимодействия как литературных жанров, так и различных художественных стилей, то есть на стыке литературы и смежных искусств. Следовательно, создаётся ощутимая тенденция к движению поэмы как жанра межродового (в основном, лиро-эпического) к поэме - жанру, смело использующему обширные возможности искусства в целом.
Смешанная, гибридная форма поэмы имеет ряд преимуществ по сравнению с "чистым" жанром: во-первых, жанр синтетический имеет большие возможности для отображения определённых сторон бытия, так как в ней с наибольшей свободой может быть подчёркнуто то, что в "чистом" жанре может показаться читателю опасным, шокирующим, недопустимым и даже неприемлемым; во-вторых, может многосторонне (соответственно привлечённым качествам жанровых форм) отобразить действительность, повлиять на читателя, ибо в таком положении он лучше воспринимает и усваивает предлагаемые ему размышления или выводы автора, то есть такой жанр может удовлетворить постоянно усиливающуюся потребность, возросшие эстетические запросы читателя на совершенную форму отображения бытия.
В поэмах А.А.Вознесенского происходит усвоение эстетики разных йорм выразительности. Поэмное повествование представляет собой развитие центральной идейно-метафорической линии, развертывание основной метафоры, проникающей все слои художественной структуры произведения. Связь сюжета метафоры с традиционным, эпическим сюжетом условная: события, реальные факты интересуют поэта как то, что имеет свой особый смысл, предполагает иносказательный план. Событийный сюжет растворяется в метафорическом потоке, оставляя (в виде замет, своеобразных "поплавков") лишь отдельные свои ингредиенты. Сюжет метафоры часто предполагает и условное использование художественного времени. Категории времени в поэмах "Треугольная груша" и "Оза" используются функционально, они воссоздаются не в хронологическом порядке, а с пропусками лет, десятилетий, веков. В целом поэты исходят из представления о своём времени - и в выборе центральных тем и конфликтов, и характеров, исторические же факты, мотивы, темы выполняют фонообразующую функцию, привлекаются, как правило, в качестве дополнительных доказательств утверждаемых идей. В лиро-эпосе 60-х годов происходит переорганизация художественного времени, которое зачастую отходит от постоянного следования за историей (от прошлого - к настоящему - и будущему), то есть наблюдается свободное смещение временных пластов ("Поэма отступлений", "Лонжюмо"), "разбивка" времён (поэма "Оза"), временные перемежения: встречи, монологи, диалоги! героев разных эпох (поэма "Братская ГЗС"). Зто и находит отражение в прерывистом по характеру сюжете. В лирической поэме с условно-символическим сюжетом происходит пунктирно намеченное развитие образной мысли, (то растворяющейся во внешних событиях, то вновь возникающей в образной магистрали произведения), переходы от одной главы (части, отступления) к другой носят ассоциативный характер, предполагая соработу читателя, множественное их прочтение, то есть рождается ощущение неисчерпанности заявленной темы.
Таким образом, поэтическое переживание в лиро-эпосе 60-х годов развивается не последовательно, а прерывисто, хотя оно протяженно во времени, то есть обнаруживает многофазнстсть: переживание выказывает свои свойства в сменяющейся обстановке, событиях, явлениях отображаемой действительности. Следовательно, сюжет мысли (сюжет метафоры) изменяет содержательную структуру поэмы, выступая в целом как "описание" самого процесса авторского постижения какого-то явления действительности, диалектики авторского размышления и чувства.
Человек в лиро-эпосе 60-х годов исследуется как бы заново, что обусловлено характером авторских взглядов на человеческое бытие: осознание себя причастным к важнейшим событиям, которым суждено было повлиять на ход истории. История не была для поэтов чем-то лежащим вне их самих, они ощущали,себя её творцами, и если в 50-е годы прошлое им было безразлично, то в следующее десятилетие они хотят "чувствовать себя звеном". Отсюда идёт и стремление через призму собственного "я", через призму сознания и судьбы героев отразить ход самой истории, акцентируются взаимоотношения личности и общества, ставятся проблемы свободы личности и ответственности за своё социальное поведение, за судьбы мира. Герой лиро-эпоса предстаёт как самоценная личность, способная воздействовать на обстоятельства, а если надо - и управлять ими.
Эстетическое богатство лиро-эпоса 60-х годов будет, творчески, переосмыслено в последующие десятилетия. Своеобразие лирико-повествовательной и лирической поэмы с условно-символическим сюжетом будет значительно разработано и дополнено в процессе творческой эволюции Е.А.Евтушенко и А.А.Вознесенского. Художественные достижения этих двух направлений развития лиро-эпоса будут активно использованы в поэтическом поиске 70-х -начала 80-х годов, что свидетельствует о перспективности их дальнейшей разработки, плодотворности стремления обнаружить скрытые резервы в этих руслах. Лирико-повествовательная поэма существенно обогатится жанровыми модификациями творчества Е. Исаева ("Даль памяти"), С.Наровчатова (вторая редакция поэмы "Василий Буслаев"), А.Жигулина ("За други своя"), А.Преловс-кого ("Насыпь", "Станция", "Заповедник", "Вековая дорога", "Выстрел"), А.Маркова ("Пугачёв"), Н.Глазкова ("Ерофей Павлович"), В.Гордейчева ("Каспийское письмо", "В звоне жаворонна"), В.Сорокина ("Дмитрий Донской") и т.д.
В литературной практике получит свою апробацию и лирическая поэма с условно-символическим сюжетом: её опыт будет использован в творчестве Е.А.Евтушенко (поэмы "Под кожей статуи Свободы", "Коррида", "Ивановские ситцы"), будет обогащён существенными достижениями "Поэмы Прометея" и поэмы "Собор" Ю.Мар-цинкявичюса, усвоен в поэмах "Золотая гора", "Возвращение", "Дом" Ю.Кузнецова. Таким образом, изменяясь во времени, поэма сохраняет, в основе свою видовую сущность, и любая степень трансформации компонентов жанра не означает полной утраты того, что сменяется, а говорит скорее о процессе обогащения известных эстетических ценностей новыми, зависящими! от старых. Современный лиро-эпос находится на путях к многообразию форм и их усложнению, опираясь на достижения развития русской советской поэмы 60-х годов XX столетия.
Список научной литературыПрищепа, Валерий Павлович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Произведения классиков марксизма-ленинизма.
2. Ленин В.И. Конспект "Науки логики". Учение о сущности, -Полн.собр.соч. ,т.29,с.П5-148.
3. Ленин В.И. Как организовать соревнование. Полн.собр.соч., т.35,с.195-205.
4. П. Документы КПСС и советского государства.
5. О партийной и советской печати, радиовещании и телевидении: Сб.документов и материалов. М.: Мысль, 1972,с.413.
6. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 года. -М.: Правда, 1979.- 16 с.
7. Ш. Работы общего историко-теоретического характера.
8. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение, 7-е изд., испр.и доп., - М.: Просвещ., 1979, 352 с.
9. Александрова Л.П. Советский исторический роман и вопросы историзма. Киев: Изд-во Киевск.ун-та, 1971. - 156 с.
10. Альфонсов В. Слова и краски. М.-Л.: Сов.пис., 1966. - 243 с.
11. Андреев Ю. Революция и литература: Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление социалистического реализма./20-30-е годы/. 2-е изд., доп., - М.: Худ. лит., 1975. - 446 с.
12. Аннинский Л. Ядро ореха: Критические очерки. М.: Сов.пис., 1965. - 287 с.
13. Ю.Арватов Б.И. Социологическая поэтика. М.: Федерация, 1928. -171 с.1..Аристотель. Об искусстве поэтики. М.: Гослитиздат, 1957, -183 с.
14. Артёмов В.В. Личный архив. Свирск, 1984.
15. Бахтин М. Эпос и роман. Вопр.лит., 1970, № I, с.95-122.
16. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ.лит., 1975. - 504 с.
17. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
18. Благонравов В.Н. Поэзия Андрея Вознесенского 1958-1963 : Дис.канд.филол.наук. Самарканд, 1972. - 251 с.
19. Бернштейн И. Жанровая структура современного романа. -Вопр.лит., 1976, №2, с.133-163.
20. Большая Советская Энциклопедия: В 30-ти томах. 3-е изд., т.2. - М.: Сов.Энцикл., 1975,-608 с.
21. Борев Ю. Эстетика. 2-е изд. - М.: Полит.литер., 1975,399 с.
22. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л.: Худ.лит., 1940. - 647 с.
23. Вестник МГУ. М.: АН СССР, 1973, № 5, с.89-93.
24. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. - 303 с.
25. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд., доп. - Л.: Сов.пис., 1974. - 407 с.
26. Гегель С.-В.-Ф. Различие родов поэзии. Эстетика: В 4-х т. - М.: 1971, т.З, с.416-491.
27. Гей Н.К. Время входит в образ (о некоторых чертах поэтики литературного произведения). В кн.: Известия АН СССР. Сер.лит. и языка, т.24. - М.: Наука, 1965, с.386-395.
28. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М.: Худ.лит., 1968. -384 с.
29. Грознова Н.А. Русский советский рассказ: Теория и история жанра: Библиографический указатель. I9I7-I967. Л.: АН СССР, 1975. - 172 с.
30. Дементьев В. Грани стиха: 0 патриотической лирике советских поэтов. М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
31. Долгополов Л.К. А.А.Блок. В кн.: История русской поэзии: В 2-х томах, т.2. - М.: Наука, 1969,-459 с.
32. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. М.-Л.: Гослитиздат, 1962. - 435 с.
33. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. Л.-: Наука, 1978. - 423 с.
34. Залесская Л.И. О романтическом течении в советской литературе. М.: Наука, 1973. - 272 с.
35. Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М.: Худ.лит., 1973. - 535 с.
36. Ершов Л.Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. Л.: Наука, 1977. - 282 с.
37. История русской советской литературы: Под ред. П.С.Выход-цева. М.: Высшая школа, 1970,-698 с.
38. Каган М. Литература как человековедение. Вопр.лит., 1972, ii°- 3, с. 152-175.37., Ковалёв В.А. К вопросу о периодизации истории русской советской литературы. Рус.лит., 1973, № 4, с.21-34.
39. Кожинов В.В. Происхождение романа. М.: Сов.пис., 1963,439 с.
40. Конрад Н.И. Запад и Восток. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Наука, 1972. - 496 с.
41. Крамов И. В зеркале рассказа. М.: Сов.пис., 1979. - 294 с.
42. Кузьмичёв И.К. Жанры русской литературы военных лет /19411945/. Горький: Изд-во Горьк.ун-та, 1962. - 455 с.
43. Кузьмичёв И. Судьба современных жанров. Октябрь, 1956, № 7, с.204-209.
44. Кузнецов М.М. Советский роман. М.: Изд-во АН СССР, 1963.302 с.
45. Кулинич А.В. Русская советская поэзия 30-х годов. Киев : йзд-во Киевск.ун-та, 1962. - 161 с.
46. Кулинич А.В. Новаторство и традиции в русской советской поэзии 20-х годов. Киев: Изд-во Киевск.ун-та, 1967. -376 с.
47. Лавлинский Л.И. Гражданские мотивы в лирике 60-х годов: Дис.канд.шилол.наук. М.: 1972. - 426 с.
48. Литературная энциклопедия: т.1-9,II. т.9. - М.: ОГИЗ РСФСР, 1935. - 832 с.
49. Лихачёв Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 2-е изд., доп. - Л.: Худ.лит., 1971. - 414 с.
50. Лосев Б.Е. Жанровые проблемы современного советского очерка: Дис.канд.филол.наук. Свердловск, 1978. - 191 с.
51. Любарева Е. Советская романтическая поэзия: Н.Тихонов, М. Светлов, Э.Багрицкий. 2-е изд., доп.- М.: Высшая школа, 1973. - 319 с.
52. Материалы научной межвузовской конференции. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1972.- 182 с.
53. Микешин A.M. Исторические судьбы русской романтической поэзии: Части 1-2. Кемерово: Кемеровск.пединститут, 19731974.
54. Михайлов Ал. Андрей Вознесенский. М.: Худ.лит., 1970. -192 с.
55. Михайлов А. Лирика сердца и разума. М.: Сов.пис., 1965. -396 с.
56. Михайлов А.А. Степная песнь: Поэзия Павла Васильева. М.: Сов.пис., 1971. - 300 с.
57. Метченко А.И. Избранные работы: В 2-х т., т.1. М.: Худ. лит., 1982. - 495 с.
58. Муратов А., Холщевников В. Обзор советских теретико-лите-ратуроведческих работ по вопросам жанра /1946-1961/. В ж.: Zagadnienia rodzajow literaturch, t. У, Lodz , 1962, с.109-136.
59. Мусатов В.В. Проблема художественных исканий в современной лирической поэзии 50-х начала 70-х годов: Дис.канд.филол. наук. - Л.: К78. - 191 с.
60. Неупокоева И.Г. Проблемы взаимодействия современных лите-тур. М.: Изд-во АН СССР, 1963. - 227 с.
61. Огнев А.В. 0 поэтике современного русского рассказа. Саратов: Изд-во Саратовск.ун-та, 1973. - 219 с.
62. Оскоцкий В. Богатство романа: Многообразие и единство: Проблемы. Наблюдения. Полемика. М.: Сов.пис., 1976. -368 с.
63. Панков В. Воспитание гражданина. 2-е изд., перер. и доп. -М.; Худ.лит., 1969. - 376 с.
64. Пискунов В. Советский роман-эпопея: Жанр и его эволюция. -М.: Сов.пис., 1976. 366 с.
65. Пицкель Ф.Н. Лирический эпос Маяковского. М.: Наука, 1964. - 196 с.
66. Переверзин В.М. Роман-эпопея: К проблеме жанра: Дис.канд. шилол.наук. М.; 1979. - 214 с.
67. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Учпедгиз, 1940. -264 с.
68. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. -М.: Просвещение, 1972. 271 с.
69. Поспелов Г.Н. Проблемы литературного стиля. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1970. - 330 с.
70. Поспелов Г.Н. Лирика: Среди литературных родов. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1976. - 208 с.
71. Проблемы литературных жанров: Материалы второй межвуз. на-учн. конференции. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1975. -216 с.
72. Проблемы литературных жанров. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1979. - 236 с.
73. Сухих С.И. Проблемы жанра в русском литературоведении и критике 20-х годов (роман, новелла): Дис.канд.филол.наук. -Горький, 1969. 328 с.
74. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. 5-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1976. - с.382-448.
75. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы: В 3-х томах. М.: Изд-во1. АН СССР, 1964.
76. Ткачёв П.И. Границы жанра. Минск: Изд-во Белорус.ун-та, 1977. - 208 с.
77. Ткачёв П.И. Памфлет и его формы (Теоретические проблемы, исторический опыт, современная практика): Дис.док-pa сбилол. наук. Минск, 1979. - 441 с.
78. Томашевский Б.В. Теория литературы: Поэтика. 4-е изд. -М.-Л.: Госуд.изд-во, 1928. - 240 с.
79. Томашевский Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций. -Л.: Учпедгиз, 1959. 535 с.
80. Трушкин В.П. Литературный Иркутск: Очерки, литературные портреты, этюды. Иркутск: Вост.-Сиб.кн.изд-во, 1981. - 352 с.
81. Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. Л.: Прибой, 1929. -596 с.
82. Тынянов Ю.Н. Проблемы стихотворного языка. М.: Сов.пис., 1965. - 301 с.
83. Урбан А. Возвышение человека. Л.: Худ.лит., 1968. - 250 с.
84. Ученые записки Горьковского университета: Жанры советской литературы Вопросы теории и истории . Горький: Изд-во Горьк.ун-та, 1968, т.79,-295 с.
85. Фриче В.М. Проблемы социологической поэтики. В сб.: Вестник Коммунистической Академии, 1926, № 17, с.169-180.
86. Фролов В.В. Судьба жанров драматургии: Анализы драматических жанров в России XX века. М.: Сов.пис., 1979. - 423 с.
87. Фыбинцев И.В. Советский художественный очерк: Проблемы теории и мастерства жанра. Киев: Вища школа, 1976. -169 с.
88. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. М.: Искусство, 1979. - 240 с.
89. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 4-е изд. - М.: Худ.лит., 1977. - 446 с.
90. Числов М. Время зрелости пора поэмы: Современное состояние жанра. Проблемы. Тенденции. - М.: Сов.пис., 1982. -256 с.
91. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. 2-е изд. - М.: Сов.пис., 1975. - 376 с.91., Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. М.,: Мысль, 1981. - 191 с.
92. Чернец Л.В. Типология литературных жанров по содержанию: Автореф.дис.канд.филол.наук. М.: 1970. - 18 с.
93. Чернец JI.B. Вопросы литературных жанров в работах М.М. Бахтина. В сб.: Научн.докл.высшей школы. Филол.науки, 1980, № 6, с.13-21.
94. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики и жанра. Л.: Наука, 1974. - 182 с.
95. Шуняева С.А. Проблема традиций и новаторства в русской советской лирике 60-х начала 70-х годов: Дис.канд.филол. наук. - М.: 1977. - 225 с.
96. Черняков М. Поэзия и эпоха: Из истории русской советской поэзии 3 0-х годов. Харьков: Изд-во Харьк.ун-та, 1967.276 с.
97. Эйхенбаум Б. В поисках жанра. Русский современник, 1924, № 3, с.228-231.
98. Эсалнек А.Я. Споры о романе продолжаются (К вопросу о книге В.В.Кожинова "Происхождение романа"). В сб.: Филол. науки, 1966, № I, с.140-150.
99. Эсалнек А.Я. Проблема жанра в "Эстетике" Гегеля. В сб.: Вестник МГУ. Серия X. Филология, 1966, № 5, с.51-60.
100. Якименко Л.Г. Научно-техническая революция и некоторые проблемы советской литературы. В сб.: Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. -М.:.Мысль, 1974, с.33-54.1У. Работы о специфике жанра поэмы.
101. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. -2-е изд. М.: Сов.пис., 1975, - 559 с.
102. Алиев С.К. Интернациональный пафос и проблемы художественной формы в современной советской поэзии /60-70-е гг./:
103. Дис.канд.филол.наук. М.: 1978. - 175 с.
104. Александров А.А. 0 стихотворной повести 30-х годов. -Рус.лит., 1968, № 3, с.142-151.
105. Александров А.А. Русская советская поэма 30-х годов.
106. Типология жанра : Дисс.канд.филол.наук, Л.; 1969. -359 с.
107. Анисимов В.И. Русская советская поэма конца 50-х начала 70-х годов. (Принципы художественного обобщения действительности): Дис.канд.филол.наук. - М.: 1977. - 192 с.
108. Арочка М.М. Беларуская савецкая паэма. МСнск: Навука i тэхнска, 1979. на белорус.языке. - 336 с.
109. Базанов В.В. Об изучении русской советской поэмы 20-х годов. Рус.лит., 1973, № I, с.165-187.
110. Базанов В.В. К дискуссиям о поэме в современной критике: О некоторых спорных вопросах теории жанра. Рус.лит., 1975, № 2, с.222-233.
111. Базанов В.В. Русская советская поэма 20-х годов. (Традиции, периодизация и типология жанра): Дис.канд.с^илол.наук. Л.: 1975. - 216 с.
112. НО. Банкетов A.M. Лирическое и эпическое в современной советской поэме: Дис. канд. слило л. наук. М.: 1967. - 202 с.
113. Бирюкова Л.Г. Становление жанра русской советской поэмы /1921-1925/: Дис.канд.филол.наук. М.: 1979. - 190 с.
114. Благонравов В.А. Ранняя поэма Андрея Вознесенского ("Мастера"). В кн.: Материалы ХХ1У науч.конф. пройессорско-преподават. состава СамГУ, Серия сбилол.наук. - Самарканд, 1968, с.79-90.
115. Благонравов В.Н. Структура поэмы Андрея Вознесенского "Мастера". В кн.: Язык и литература: Материалы П республик.научно-теорет.конф.молодых учёных и аспирантов. Самарканд: 1969, с.224-229.
116. Быков Л.П. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1929-1936 годов: Дис.канд.филол.наук. Свердловск: 1976. - 216 с.
117. Васильковский А.Т. Русская советская поэма 20-х годов: Проблемы типологии жанра. Донецк: 1973. - 184 с.
118. Васильковский А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы I9I7-I94I годовJ (Опыт типологической характеристики): Дис.док-pa филол.наук. Донецк: 1978. - 360 с.
119. Васильковский А.Т. Жанровые разновидности русской советской поэмы I9I7-I94I: Опыт типологической характеристики. -Киев: Вища школа, 1979. 198 с.
120. Волкова Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. В сб.: Научн.докл.высшей школы. Филол.науки, 1974, № I, с.3-12.
121. Волкова Т.С. Советская поэма 1965-1975 годов.(К вопросу о типологии жанра): Дис.канд.филол.наук. М.; 1977. -195 с.
122. Герасименко А.П. Проблема характера в русской советской лирике 60-х годов: Дис.канд.филол.наук. М.: 1973. -172 с.
123. Григорян Т.А. Своеобразие и функции сюжета в советской поэме 60-х годов: Дис.канд.филол.наук. М.: 1974. - 183 с.
124. Гринберг И. Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия. М.: Сов.пис., 1975. - 407 с.
125. Гусев В.И. В середине века: 0 лирической поэзии 50-х годов. М.: Сов.пис., 1967. - 299 с.- 192
126. Джрбашян Э. Пути современной поэмы. -Лит. Армения,1967,с.4
127. Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца XIX-начала XX веков.-М.- Л.:Наука,1964, 189с.
128. Ерёмин Л.И. Старинные розы Александра Блока :К истолкованию поэмы "Двенадцать". В сб.:Филолг.науки,1982, Р 4, с.17-24.
129. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск: Изд-во Белорус.ун-та, 1981. - 176 с.
130. Зайцев В.А. О современной советской поэме: Из наблюдений над жанром и стилем книг А.Твардовского "За далью-даль" и В.Луговского "Середина Века". В кн.:Вестник МГУ, сер.УП, филология, журналистика, I960, № 4,с.24-40.
131. Zaharov L. Ponovo Yevtusenko ("Bratska hidrocentrala" nova poema Evegnija Yevtussenko).- Kujizevne novine, Belgrad, 1965, (на сербо-хорват.яз.)29 maj, N 250, s.7.
132. Васиненко В. Сучасна л1ро-еп1чна поема:Критичний нарис.-Ки1в: Радянский письменник, 1959, на укр. языке. 224 с.
133. Иванов Ю.П.Сатирическая поэма А.Твардовского "Теркин на том свете" В сб.:Учен.зап. Хабаровск.пединститута,т.15, 1968,с.42-63.
134. Иванов Ю.П. К спорам о жанровом содержании поэмы.- В сб.: Жанр и композиция литературного произведения, выпЛУ.-Калининград: Изд-во Калининградского ун-та,1978,с.8-14.
135. Карпов А.С.Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов: Дис.канд.филол.наук.- М.: 1963. 404 с.
136. Карпов А.С. Пути развития русской советской поэмы: 19171941: Дис.док-ра филол. наук. Калуга,1977. - 468 с.
137. Каспрук А. Поема в сучасному л!тературознавств1. Радян-ське ллтературознавство, 1972, № 5, на укр.языке, с.29-35.
138. Квятковский А.С. Поэтический словарь. М.: Сов.Знциклоп., 1966. - 376 с.
139. Киселёв И. Герой и обстоятельства: Очерки современной украинской эпической поэзии. Перевод с укр. Н.Надьярных. -М.: Сов.пис., 1962. 211 с,
140. Красухин Г.Г. Поэмы последних лет. М.: Знание, 1964. -32 с.
141. Крижан±вський С. Розвиток± оновление жанр±в у сучасщШ укра1нськ1й поезш. Радянське Латературознавство, 1969, № 10, с.7-18.
142. Лурье А.Н. Приложение: Библиографический список-поэм, стихотворных романов и повестей, опублик. в пер. с 1917 по 1930 год: Дис.док-pa филол.наук. Русская советская поэма I9I7-I929 годов: Проблематика и пути развития. - Л.: 1973. - 586 с.
143. Лурье А-.Н. Поэма как жанр советской литературы. В сб.: Жанры в советской литературе. - Л.: ЛПЖ, 1973, с.33-62.
144. Мазепа Н.Р. В поэтическом поиске: Об эпическом и лирическом начале в современной русской поэзии. Киев: Наукова думка, 1977. - 176 с.
145. Макаров А. Раздумья над поэмой Евг.Евтушенко. В его кн.: Литературно-критические работы: В 2-х томах, т.2. - М.: Худ.лит., 1982, с.146-182.
146. Михеева С.А. Жанр поэмы в современной советской критике. -В сб.': Жанр и композиция литературного произведения, вып. 1У. Калиниград: Изд-во Калиниградск.ун-та, 1978, с.3-7.
147. Мелихова Л.С. Человек в поэме. (К специфике жанра).
148. В сб.: Проблемы ьтеории; и истории литературы. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1971, с.188-193.
149. Мешков Ю.А. Жанры современной поэмы (на материале русской советской поэмы 1956-1964 годов): Дис.канд.филол.наук. -М.: 1967. 254 с.
150. Мешков Ю.А. Сюжет в современной поэме. В сб.: Русская литература XX века. - М.: МГПИ, 1966, с.244-258.
151. Наровчатов С.С. Живые традиции советской поэзии: Дис.канд. Филол.наук. М.: 1972. - 318 с.
152. Неупокоева И.Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века: Опыт типологии жанра. М.: Наука, 1971. 520 с.
153. Padovani P. "La centrale di Bratsk" di Evgehij Evtoscenko.-Realia sovietica (Roma),1965, now.,anno 13,N 152,p.54-55. на ит.языке.
154. Озмитель В.М. Русская советская поэма I9I7-I92I годов:' Дис.канд.Филол.наук. Фрунзе, 1967. - 237 с.
155. Озмитель Е.К. Теория и история революционной сатиры: Дис. док-pa филол.наук. Баку, 1971. - 688 с.
156. Павловский А.И. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967. - 277 с.
157. Поспелов Г.Н. К вопросу о поэтических жанрах л, В сбг°г Докл.и сообщения Филол.фак-та МГУ, 1949, вып.5, с.59-61.
158. Ruack Y.Yevtushenko and Voznesensky.- Poetry, Chicago, 1967,now , vol , П, № 2, p.I2I-I24, на англ.языке.
159. Спивак И.А. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. 2-е изд.,доп. - Львов: Изд-во Львовск.ун-та, 1975. - 199 с.
160. Спивак И.А. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны и проблема её жанрового развития: Дис.док-ра филол.наук. Черновцы, 1978. - 432 с.
161. Старкова З.С. Проблемы современности в советской поэзии 50-60-х годов: (В.Фёдоров, Я.Смеляков, Л.Мартынов и др. поэты): Дис.канд.йилол.наук. М.: 1973. - 227 с.
162. Теплинский М.В. Наследие Некрасова и вопросы развития со-весткой поэмы. В сб.: Некрасов и литература народов Советского Союза. - Ереван: Изд-во Ереванск.ун-та, 1972,с.418-435.
163. Суровцев Ю. О лиризме в поэмах. Лит.Грузия, 1962, № 2, с. 66-68.
164. Б.п. The Yes and No of a Public Muse.- lime.(New York), 1966,December 2, vol. 88, № 23, p. 102-103, на англ.языке.
165. Числов М.М. Проблемы художественного многообразия современной советской поэмы: Дис.канд.шилол.наук. М.: 1975. -125 с.
166. Числов М.М. Советская поэма на новом рубеже. М.: Знание, 1976. - 64 с.
167. Числов М. Поэма набирает высоту. М.: Правда, 1982, - 48 с.
168. Червяченко Г.А. Советская поэма 40-70-х годов. Ростов-на-Дону, 1979. - 79 с.
169. У. Статьи и полемические выступления о поэме и поэзии.
170. Банников Н. Путь поэта. В кн.: Пастернак Б. Стихи. - М.: Худ.лит., 1967, с.333-360.
171. Владимиров С. Стих и образ: Размышления о современном стихе. -Л.: Сов.пис., 1968. 159 с.
172. Голубенский Ю. Шарики за ролики. Смена, 27 февр., 1963, с.4.
173. Гусев В. Форма и суть. Л.г., 19 авг., 1963, с.З.
174. Калмановский Е. Естественность поэмы. Лит.обоз., 1973, № 9, с.46-50.
175. Лесневский С. Слушайте сердцем. Лит.^аз., 18 янв., 1967, с.4.
176. Лурье А. Большой стиль поэмы. Лит.обоз., 1973, № II, с.62-64.
177. Марченко А. Формула бескорыстия. Вопр.лит., 1965, № 4, с.36-55.
178. Марченко А. "Что" и "как" в поэзии. Вопр.лит., 1962, № 12, с.35-51.
179. Михайлов Ал. Умчался век эпических поэм. Лит.обоз., 1973, № 7, с.53-57.
180. Перцов В. По ту сторону Маяковского. Октябрь, 1962, № 7, с.207.
181. Рыленков Н. 0 сложности и простоте. Лит.газ., 29 янв., 1963, с.З.
182. Скорино Л. Гротеск оружие спора. - Лит.Россия, 5 февр., 1965, с.19.
183. Соловьев Б. Поэзия и её критики. Октябрь, 1963, № 7, с.193-209.
184. Forgues P. La jeune poesie sovietique Esprit, N 6,Paris, 1965, на франц. яз.
185. Чеботарёва А. С точки зрения. Лит.обоз., 1976, Р 4, с. 74-76.
186. Штейнингер А. Младшее поколение советской поэзии. -Ostenropa, 1958, п.8,s. 5-9, на немец.яз.
187. Jarmolinsky A. The Russian literary imagination. 1970, N.Y. на англ. яз.
188. УI. Общие работы о поэзии*
189. Аксенова Е.В. В поэтическом поиске: Поэзия молодых советских поэтов. В кн.: Учен.зап.Владимирск,пединститута, сер.литературы. - Владимир: 1968, вып.З, с.3-32.
190. Асеев. Как быть с Вознесенским? Лит.газ., 4 авг., 1962, с. 3.
191. Горловский А. Вступление в зрелость. Лит.Россия, 28 мая, 1965, с.15.
192. Зайцев В.А. 0 стилевых исканиях и тенденциях в русской со-весткой поэзии 60-х годов. В кн.: Научн.докл.высшей школы. Филол.науки, 1973, № 3, с.102-114.
193. Елкин А. Твои горизонты, жизнь. Коме.правда, 23 июля, I960, с.4.
194. Еремеев А. От "Станции Зима" до "Братской ГЭС". Урал, 1965, Р 12, с.131-141.
195. Межелайтис Э. Лирические этюды. Знамя, 1965, № 10, с. 127-157.
196. Нехорошев Ю., Шитов А. Евгений Евтушенко: Научно-вспомогательный библиографический указатель. Челябинск, 1981. -134 с.
197. Плоткин JI. Живая связь времен. Нева, 1966, № II, с.176-185.
198. Прищепа В.П., Артёмов В.В. Е.А.Евтушенко переводчик бурятской поэзии. - Байкал, 1983, № 3, с.115-122.
199. Щербина В. Личность художника и действительность. Знамя, 1961, № II, с.189-202.
200. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды. Полн. собр.соч.: В 10 т. - М.: 1954, т.5, с.7-67.
201. Белинский В.Г. Поэмы "Цыганы", "Полтава", "Граф Нулин". -Полн.собр.соч.: В 10 т. М.: 1955, т.7, с.385-430.
202. Белинский В.Г. Объяснение на объяснение по поводу поэмы. -Полн.собр.соч.: В 10 т. М.: 1955, т.6, с.410-433.
203. УП. Собрания сочинений, сборники стихотворений и поэм, книги, литературно-критических статей и прозы.
204. Вознесенский А. Почта со стихами. Знамя, 1963, № I, с.45-70.
205. Вознесенский А. Ахиллесово сердце. М.: Худ.лит., 1966, 279 с.
206. Вознесенский А. Дубовый лист виолончельный: Избранные стихотворения и поэмы. М.: Худ.лит., 1975, 604 с.
207. Евтушенко'Е. Яблоко: Новая кн. стихов. М.: Сов.пис., I960, 99 с.
208. Евтушенко Е. Взмах руки. М.: Мол.гв., 1962, 351 с.
209. Евтушенко Е. Нежность: Новые стихи. М.: Сов.пис., 1962, 190 с.
210. Евтушенко Е. Куриный бог: Рассказ. Мол.гв., 1963, №i, с.'200 - 213.
211. Евтушенко Е. Я Куба: Поэма в прозе. - Знамя, 1963, № 3, с.3-89.
212. Евтушенко Е. Четвёртая Мещанская*. Рассказ. В кн.: Юность: Избранное. - М.: 1965, с.163-176.
213. Евтушенко Е. Я сибирской породы. Иркутск: Вост.-Сиб. кн.изд-во, 1971. - 216 с.
214. Jewtushenko. Lyrik Prosa. Dokument.- Munchen:Nymphenbur der Verlagshandlung, 1972.- 280 s.
215. Евтушенко E. От автора. В сб.: Поэт в России больше, чем поэт: Четыре поэмы. - М.; Сов.Россия, 1973, с.5-9.
216. Евтушенко Е. Беглец из Китая: Поэма. Огонёк, 1975, Р 10, с.20-22.
217. Евтушенко Е. Поэма о маслёнке. Приокская правда, 19 июля, 1979, с.4.
218. Евтушенко Е. Избранные стихотворения: В 2-х томах. -М.: Худ.лит., 1980.
219. Евтушенко Е. Точка опоры. М.: Мол.гв., 1981. - 303 с.
220. Евтушенко Е. Мама и нейтронная бомба и другие поэмы. -М.: Сов.пис., 1983. 184 с.