автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Узденова, Фатима Таулановна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Нальчик
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Узденова, Фатима Таулановна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. Формирование концепции поэмы. Понятие поэмы в критике В.Белинского. Дискуссии о состоянии жанра поэмы в современном литературоведении

1.1. Место жанра в системе эстетических понятий.

А) Жанр как понятие конкретно-историческое и типологическое

ГЛАВА II. Истоки северокавказской поэмы.

2.1. Роль фольклора в становлении жанра поэмы в северокавказской литературе.

2.2. Просветительские тенденции в творчестве северокавказских поэтов конца XIX - начала XX века.

2.3. Предпосылки возникновения поэмы в северокавказской дореволюционной литературе.

2.4. Закономерности развития поэмы в литературах народов Северного Кавказа в 20-30-е годы XX века.

ГЛАВА III. Жанровые и внутрижанровые разновидности северокавказской поэмы (на материале карачаевской, балкарской, ногайской, кумыкской литератур).

3.1. Эпическая поэма.

А) Проблематика и формы сюжетной организации

3.2. Лиро-эпическая поэма.

А) Эпические формы и лиризация поэтического эпоса

3.3. Лирическая поэма.

3.4. Драматическая поэма.

А) Субъективное и объективное в драматической поэме

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по филологии, Узденова, Фатима Таулановна

Северокавказская поэма прошла сложный путь развития и накопила немалый эстетический опыт. Начиная со второй половины 50-х и особенно в 80-е годы велось планомерное изучение путей движения северокавказской поэзии в целом, системы ее жанров, творчества отдельных поэтов. Заметными явлениями стали исследования А.Хакуашева в кабардинской литературе, Х.Хапсирокова и Л.Бекизовой - в черкесской, К.Шаззо - в адыгейской, З.Толгурова - в балкарской, С.Алиева - в кумыкской и др. Написаны монографии, статьи, в которых на богатом художественном материале раскрывается специфика национальной поэзии. В очерках истории карачаевской, балкарской, кумыкской, черкесской, кабардинской литератур освещены вопросы эволюции жанров, значительное внимание уделяется проблемам взаимосвязи и взаимодействия фольклора и литературы. Вопросы своеобразия национальных художественных традиций, творческого наследия писателей-просветителей и писателей-реалистов нашли отражение в литературоведческих трудах З.Налоева, М.Сокурова, А.Схаляхо, Т.Чамокова, Т.Эфендиевой, А.Мусукаевой, С.Абитовой, Х.Бакова, К.Султанова, Ф.Урусбиевой, А.Караевой, Р.Ортабаевой, Т.Гуртуевой, Р.Мамий и др. По глубине, целенаправленности и воздействию на современный художественный процесс следует выделить специальные исследования в области изучения жанра поэмы: в ногайской литературе - Ш.А.Курмангулова «Национальная эпическая традиция и современная ногайская поэма» (1988); в кабардинской - «Эволюция кабардинской поэмы» в книге З.М.Налоева «Послевоенная кабардинская поэзия» (1970); конкретный анализ поэм К.Кулиева дается в методических разработках Т.Е.Эфендиевой «Поэмы Кайсына Кулиева» (1979); жанр поэмы как выражение эволюции эпического мышления рассматривает З.Х.Толгуров в работе «В контексте духовной общности» (1991).

Но не смотря на большой объем исследовательского материала, работ узкой направленности, в частности, по определению жанрового своеобразия северокавказской поэмы мало, по выявлению основных тенденций ее художественного развития с точки зрения жанровой соотнесенности практически нет. Недостаточное количество критических статей и рецензий, в которых проводился бы конкретный эстетический анализ произведений, обзоров, где просматривалось бы движение жанра поэмы в национальных литературах, порождает поверхностное восприятие читателем, особенно молодым, глубинных вопросов национальных, психологических и бытийно-философских проблем, поставленных тем или иным автором.

В настоящей диссертации впервые предпринята попытка рассмотрения жанра поэмы в национальных литературах тюркских народов Северного Кавказа (в контексте многонационального литературного процесса) с позиции внутри-жанровой классификации поэмы. В современном литературоведении означенная проблема мало изучена, чем объясняется выбор темы диссертации.

Ввиду обширности и многоаспектности данной проблемы решать ее на материале всей литературы Северного Кавказа весьма сложно: зачастую это приводит к расплывчатости и нечеткости. Потому в ходе дальнейшей работы наше внимание концентрируется, главным образом, на родственных тюркоязычных литературах народов Северного Кавказа, и в первую очередь, генетически близких - карачаевской и балкарской.

Сегодня, когда налицо «укрупнение» жанра и «обогащение разновидностей и структурных ее компонентов выходит на характер связи и понимания писателем актуальных проблем эпохи» (Толгуров, 1991: 203) особенно остро встает проблема художественного совершенства. Время требует от литературы, и в первую очередь от поэмы, жанра с широким и многогранным охватом жизни, большей идейной глубины. Ждет своего разрешения и проблема традиций и новаторства. Становится необходимостью глубинное изучение взаимодействия национальных литератур в пределах одного жанра.

Современная северокавказская поэма - это сложный творческий мир, и, естественно, невозможно претендовать на полноту охвата всех явлений, произведений, имен. В силу этого мы определим первостепенную задачу, которая заключается в том, чтобы через призму эстетической оценки более полно развернуть панораму современной поэмы, постичь главные закономерности ее возникновения и развития, исследовать на конкретном художественном материале внутрижанровые разновидности поэмы.

Литература народов Северного Кавказа, как и любая другая национальная литература, не стояла в стороне от общелитературного процесса. Более того, в первые десятилетия XX века она оказалась непосредственно под ее воздействием. Это имело свои плюсы (как возможность накопления опыта) и минусы - издержки развития литературы, оцениваемой с позиций сегодняшнего дня; их однобокость, схематизм были связаны с излишней, чрезмерной политизацией и идеологизацией всей духовной жизни общества, жестким контролем и регламентацией со стороны государства. Это и определило во многом заданность и шаблонность художественного развития новописьменных или, как говорили в недавнем прошлом, младописьменных литератур, вело к нивелировке личности, подражательности, заимствованию образов, оборотов речи, словом, к тому, что было присуще русской литературе периода 30-х годов (в то время ориентация поэтов Северного Кавказа на опыт В.Маяковского, М.Горького, Д.Бедного, С.Есенина была самой широкой).

Несмотря на все это, литературы развивались. Одновременно с тем, как в обществе развивались гуманистические, демократические начала, в литературах крепло внимание к внутреннему миру человека, к условиям его существования, к проблемам личности, литературы обретали художественность.

На этом пути заняли достойное место талантливые писатели, поэты, публицисты: в 20-30-е годы - К.Мечиев, Б.Пачев, Г.Цадаса, Али Шогенцуков, И.Семенов, А.Салаватов, Ф.Абдулжалилов, А.Уртенов, Д.Байкулов, Т.Табулов, М.Дышеков и др.; в послевоенные годы - К.Кулиев, К.Отаров, Дж.Яндиев, М.Батчаев, М.Мамакаев, Х.-Б.Муталиев, А.Кешоков, Х.Байрамукова, Б.Гуртуев, Адам Шогенцуков и др.

Практика развития северокавказских литератур обнажила разные стороны теоретических проблем, связанных с эволюцией художественного мышления человечества. До сих пор остается много нерешенных вопросов, касающихся изучения характера и направления развития национальных литератур. В современном литературоведении накоплен значительный опыт сравнительно-типологического изучения родственных национальных литературных проблем. Это работы известных ученых-литературоведов: Г.Гамзатова, Н.Музаева, Г.Ломидзе, Н.Надъярных, М.Пархоменко, Гадагатля и других. Ценным научным исследованием является монография Х.Бакова- «Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии» (1994), где на обширнейшем материале поэзии, созданной адыгами как на исторической родине - в Адыгее, Кабарде, Черкесии, так и в диаспорах Турции, Сирии, Иордании, Египта, США и Германии, автор рассмотрел диалектически взаимосвязанные теоретические проблемы национального своеобразия и творческой индивидуальности.

В решении вопроса целостного изучения культурного наследия адыгов Х.Баков берет на вооружение принцип ученого-слависта из Братиславы Д.Дюришина, основанный на изучении межлитературной общности не только на национальной основе. «Наряду с такими образованиями, каковыми являются, например, объединение славянских, романских и среднеевропейских литератур, - пишет Д.Дюришин, - существуют также специальные межлитературные общности, которые характеризуют более непосредственные, более узкие формы исторического взаимодействия. Это межлитературные общности, отличающиеся обычно совместной литературной традицией, объединяющим этническим, географическим или государственно-сопредельным фактором, или также схожестью путей развития в прошлом и настоящем времени» (цит.по книге Х.Бакова, 1994:201).

В полной мере это можно отнести и к этническим образованиям Северного Кавказа - адыгам, карачаевцам, балкарцам. Понятно, что такие образования были бы невозможны без тесного взаимодействия народов в разных сферах жизни.

Господство на дореволюционном Северном Кавказе патриархально-феодальных форм общества, наличие одинаковых или очень близких социально-экономических и общественных условий породили творческую близость литератур всех равноправных народностей. Общность исторических судеб, литературно-художественных традиций, накопленных национальной литературой классиков, народно-поэтическим творчеством, определила главное направление развития каждой из литератур в многонациональном потоке общелитературного процесса.

Таким образом, взаимодействие и взаимовлияние литератур - одна из важнейших закономерностей жизненного процесса. Прогрессивное, национальное одного народа в результате экономических и культурных связей и взаимного сотрудничества с другими народами становится интернациональным, способствует обогащению культуры другого народа. Роль ведущих национальных поэтов, таких как Р.Гамзатов, К.Кулиев, А.Кешоков, М.Карим, Д.Кугультинов, Дж.Яндиев и др. не раз отмечалась в развитии многонациональной литературы.

Идейно-художественные параллели, проводимые в дальнейшем при анализе отдельных произведений северокавказских поэтов, служат не только для определения национальной специфики характера, мышления той или другой литературы, но и общих типологических закономерностей, диалектики традиций и новаторства, национального и интернационального.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Жанр поэмы в литературах тюркских народов Северного Кавказа"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс развития поэмы не завершен, он протекает на наших глазах. Современная поэма, как пишет А.Жаков, усложняется, стремится от однопланово-сти к полифонизму и полиритмичности (Жаков, 1981: 168). Благодаря гибкому использованию различных форм структурной организации стиха (монологи, сонеты, верлибр) внимание поэтов все более обращается не к внешней «технологии стиха», (Ф.Урусбиева), а к внутренним его отношениям - образно-композиционным, непосредственно выражающим отношение поэтов к миру.

Северокавказские писатели, глубоко постигая жанр поэмы, стремятся к объемлющему познанию жизни, характеров современников (лирико-философские поэмы), изображают окружающий мир, опираясь на исторический материал - эпически, тем самым возрождая и по-новому открывая жанр эпической поэмы.

Многообразие нравственных и эстетических поисков раскрывает широту стилевого и нравственного диапазона поэм. Создаются крупные поэмы на документальном материале и маленькие поэмы, отражающие большие эпохальные события («Рассказы о Кизляре» А.Аджаматова, «Дороги» К.Отарова, «Горская поэма о Ленине» К.Кулиева).

Возвышенно-героическое остается главным, наиболее устойчивым элементом поэмы. Героика революционной действительности, гражданской и Великой Отечественной войн, борьба народных героев за независимость становится предметом изображения.

Воспевание величия подвига людей в первые десятилетия XX века больше связывалось со стремлением поэтов выразить свое отношение к революции, оценить прошлое и настоящее с точки зрения «социалистической идеологии», выразить свои чувства, эмоции. Возникает историко-революционная поэма о роли личности в истории, о связях личности и общества.

По мере формирования новых общественных отношений и нового человека поэма обогащается новым жизненным содержанием. Это получает свое выражение в постановке проблемы личности в социально-философском и нравственно-психологическом аспектах преимущественно в жанре лирической поэмы.

В северокавказской литературе довоенного периода, в условиях недостаточного развития прозы, в эпической и лиро-эпической поэме, как ведущим жанрам литературного творчества, наряду с возрастающим усилением повествовательного начала наблюдается потребность в широком охвате исторических событий, о чем свидетельствуют поэмы А.Баширова «Мансур», А.Сулейманова «Победившая любовь», А.Шогенцукова «Камбот и Ляца», А.Будаева «Из истории борьбы дагестанцев за свободу», «Темир-Болат» И.Мирзаева, «Многови-девшая Кубань» Ф.Абдулжалилова.

Пути дальнейшего развития литературы ведут северокавказских поэтов к драматической поэме (лиро-драматическая), которая может быть одновременно «глубокомысленной», «изобразительной», «философской» и «живописной» (Гюго). Таковы поэмы «Сафият» А.Уртенова, «Сотау и Рашия» А.Аджаматова.

В годы Великой Отечественной войны поэма сближается с героической песней балладного типа. Построенная на нравственной проблематике, она раскрывает судьбу героической личности, глубину его характера. При этом сюжет-но-повествовательное начало отходит на второй план. С годами утрачивается возможность конкретного изображения военной действительности, и в оборот повествования начинают вовлекаться условные формы обобщения (символ, аллегория, метафора), способствующие более глубокому философскому осмыслению. Такого рода новизна образного мышления заметнее проявилась в лиро-эпических и лирических поэмах А.Аджиева («Муртаза»), А.-В.Сулейманова «Умар Паша».

В послевоенной поэзии до середины 50-х годов преобладают поэмы повествовательного характера, активно развивается стихотворная повесть и роман обр. внимание: именно на этот период приходится определение поэмы как рассказа, повести или романа в стихах (Тимофеев, Венгеров, Кожинов).

С середины 50-х годов заметно возрастает роль субъективного начала; появляется много поэм философского и этологического направления. Лирические монологи, поэмы-воспоминания, поэмы-посвящения, одические поэмы, лирико-драматические поэмы - те немногие разновидности, все увереннее завоевывающие просторы «большой» поэмы.

60-70-е годы отмечены углублением принципа историзма, предопределившим дальнейший подъем всей северокавказской литературы. Углубление диа-лектичности восприятия мира обусловило «целостное, концептуальное осмысление связи личности и обстоятельств, общего и отдельного» (Очерки истории балкарской литературы, 1981: 304). В эти годы особенно популярен жанр лирической поэмы («Родная земля» К.Отарова, «Чегемская поэма» и «Радость -золотая птица» К.Кулиева, «Мое детство» А.Хавпачева, «Четыре яблони» С.Гуртуева).

С годами расширяется и тематический диапазон поэмы. Поэты обращаются к самым острым и злободневным темам (лирико-публицистические поэмы). Одной из таких тем стала тема «выселения». Это целая область чрезвычайно важного и нужного исследования трагической судьбы горских народов, насильственно выселенных в Среднюю Азию. Стремление переосмыслить прошлое своего народа с позиций современности привело к созданию в этом смысле ярких поэтических картин: «Аджаны журтуна, журтуну адамгъа термилиу» («Чужбина») Т.Зумакуловой, «Он вырвался из ада» А.Турклиева, «Расстрелянные зори» А.Акбаева, «Къарачай» («Карачай») Д.Мамчуевой, «Къара сабан» («Черная пашня»).

Обращение к исторической тематике становится характерной чертой творчества почти каждого из поэтов Северного Кавказа. Мотив преемственности нравственно-эстетических традиций приобретает в поэме философскую насыщенность, являясь свидетельством исторической глубины осмысления действительности. «История и современность в сегодняшней поэме склонны к взаимопроникновению, - пишет М.Числов. - Эта их встреча в границах одного произведения характеризует не только авторскую философско-мировоззренческую мысль, но и находит выражение в образной структуре поэмы, в ее внутренней организации» (Числов, 1986: 46). Внутренней свободе, напрямую связанной с возрастанием роли субъективного начала, таланта и мировоззрения писателя, с возможностью самостоятельно открыть истину, быть более объективным и правдивым в показе исторического своего народа. «Самое значительное завоевание художественной литературы связано с полнотой охвата социально-общественной действительности, с глубиной общественно-психологического постижения человека, созданием его характера, подвластными поэтическому эпосу» (Толгуров, 1991: 205). Эту задачу успешно решает современная поэма, свободная от политического диктата, установок. В эпоху духовной активности народов, демократизации и гуманизации общественной жизни она берет ориентир, главным образом, на «гармоническое единство идеологического и художественного уровней» (Там же: 260), с использованием в «полной мере» духовных ценностей, накопленных в предшествующие годы. Углубившееся национальное самосознание заставляет более ответственно отнестись к передаче художественных национальных традиций, национального характера. Народно-поэтическая словесность остается неиссякаемым источником северокавказской поэмы. Фольклор привлекает своей неповторимостью и выразительностью художественных приемов и образов.

В последние годы обращение к фольклору становится более творческим: поэтов больше волнует эстетическая природа народной художественной традиции, философская направленность содержания народного эпоса. «В процессе поступательного исторического развития национального художественного сознания народа национально-неповторимое все больше уходит в идейно-художественную структуру произведения, т.е. в область проблематики и содержания» (Баков, 1994: 98).

Исследование национально-особенных черт той или иной литературы имеет не только локальное значение - оно, главным образом, способствует определению многообразия многонациональной литературы при единстве идейно-тематического содержания. Характерный быт, типическая обстановка, этнографизм, религиозные и философские воззрения - те значительные или малозначительные детали, которые дополняют и «шлифуют» (Х.Баков) национальный характер, динамично развивающийся в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Развить национальную традицию, обобщить духовно-исторический и нравственный опыт народа, с точностью воспроизвести картину народной жизни и особенно национального характера, выпадает на долю художника, причем не просто художника-поэта или художника-прозаика, а творческой индивидуальности, глубоко знающей психологию народа и национальную действительность. «Только подлинно творческая личность, - считает Х.Баков, - обладает энергией самовыражения и достигает необходимой гармонии в сочетании национальных идейно-художественных традиций и опыта мировой литературы» (Там же: 194), тем самым вырабатывая художественную закономерность, переходящую в национальный стиль.

Таким образом, современная северокавказская поэма - это явление прежде всего интернациональное по своей сути, глубоко-самобытное и оригинальное по форме, что позволяет рассматривать ее в динамике развития поэтической мысли, выявляя историко-функциональное бытие части взаимодействия различных жанрово-стилевых исканий в рамках национальной формы.

Мы живем в такое время, когда многие сложившиеся и долго считавшиеся истинами представления приходится преодолевать, многие психологические стереотипы перестраивать. В литературе «перекрой» жанровых границ подчиняется этой же цели, предоставляя большие возможности для высокохудожественного воспроизведения действительности и героя современности. «Художественное произведение - не рифмованные прописи, а органическое создание творческого гения их автора, - отмечает Юрий Лотман. - Его надо не только понять - им надо насладиться, пережить, перечувствовать (Лотман, 1988: 4). А для этого «нам нет нужды отказываться от наших хороших традиций, объявлять отжившими свой век проверенные художественные формы, - подытоживает А.Кешоков. - Пусть будут любые поэмы: эпические, лирические, лиро-эпические, лишь бы полнее воссоздавали социальный и исторический опыт современности. Лишь бы были они «живым поэтическим организмом», а не «продукцией», составленной по стандартам» (Кешоков, 1965, №105).

 

Список научной литературыУзденова, Фатима Таулановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдуллатипов К.Ю. Поэтическое творчество Темирбулата Бейбулатова: Дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1969.

2. Адалис А. Что есть поэма? //«Литературная газета», 1965. №№83,86.

3. Айдаев Ю.А. Чечено-ингушская советская драматургия. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1975. - 173 с.

4. Айтматов Ч. Пространство поэта. /7 Кулиев К.Ш. Собрание сочинений в 2-х томах. Стихотворения и поэмы. М., 1987. T.I. - 382 с.

5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., Гослитиздат, 1957. - 183 с.

6. Арочко М. Поэма: Кризис или возрождение. // «Литературное обозрение», 1973,-№5.

7. Арутюнов Л. Ешше Чаренц и опыт Маяковского // Маяковский и проблемы творчества. -М: Наука, 1967. 323 с.

8. Асеев Н. Собрание сочинений в 5-ти томах. М., 1964. Т.5. - 362 с.

9. Ахмедова P.A. Жанр поэмы в кумыкской советской литературе. // Дис. к.ф.н. Махачкала, 1988.- 153 с.

10. Ахмедова С.Х. На путях развития дагестанской советской прозы. -Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1978. 185 с.

11. Байрамукова Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.: Советский писатель, 1975. - 270 с.

12. Байрамукова X. Дым очага. Черкесск: Ставропольское книжное издательтво, 1968. - 79 с.

13. Баков Х.И. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Меоты, 1994. 251 с.

14. Балтии П.И. Из истории карачаевской поэзии. Черкесск: Книжное издательство, 1961. - 84 с.

15. Банкетов А.М. Лирика в эпосе. // Обогащение метода социалистического реализма и проблема многообразия советского искусства. М.: Мысль, 1967.

16. Барлас В. Глазами поэзии: об открытиях искусства и современных поэтах. -М.: Советский писатель, 1986. 286 с.

17. Бекизова Л. А. Черкесская советская литература. Ставрополь, Ставропольское книжное издательство, 1985. - 236 с.

18. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 9 томах, ТТЛ,3,5,7. М.: Художественная литература, 1978.

19. Белинский В.Г. Сочинения А.С.Пушкина. М.: Художественная литература, 1995. - 560 с.

20. Березнева А.Н. Русская романтическая поэма и проблема эволюции жанра. Саратов, 1976. - 97 с.

21. Блок А. Записные книжки 1901-1920. -М.: Художественная литература, 1965.-663 с.

22. Бузник В. Русская советская проза двадцатых годов. Л.: Наука, 1976. - 266 с.

23. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. М.: Художественная литература, 1967. - 344 с.

24. Быков Л. Жанровое разнообразие русской советской поэмы (1929-1936 гг.) -М.: Советский писатель, 1986. 342 с.

25. Бычков Д. Поэзия единства и братства. // Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик: Кабардино-балкарское книжное издательство, 1957. -326.

26. Бычков Д., Пипинис В. Кабардинские советские писатели. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1957. - 79 с.

27. Бычков Д., Пипинис В. У истоков балкарской поэзии (о творчестве К.Мечиева). // Кабардино-Балкарская правда, 1958. №18.

28. Васадзе А.Г. Проблема Художественного чувства (в поэзии) Тбилиси: Мецниереда, 1978. - 174 с. ;

29. Видищева В.П. Русская историческая поэма 20-30-х годов XIX // Автореферат д.ф.н. Пенза, 1988.

30. Волков И.Ф. Теория литературы. М.: Просвещение, 1995. - 255 с.

31. Волкова Т.С. Споры о жанре поэмы в современной советской критике. М.: Научные доклады высшей школы, 1974. - №1.

32. Вукулов JI. Поговорим об истинных ценностях. М.: Просвещение, 1992. -190 с.

33. Гамзатов Р. Мой Дагестан. М.: Молодая гвардия, 1972. - 209 с.

34. Гареева Г.Н. Психологизм в современной башкирской прозе. // Автореферат к.ф.н.-Уфа, 1990.

35. Гегель. Сочинения. Т. 14. М.: Соцэкгиз, 1958. - 440 с.

36. Гинзбург JI. О лирике. М: Советский писатель, 1964. - 138 с.

37. Горький М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах, Т.30. М.: Наука, 1969.-643 с.

38. Гоффеншефер В. Традиционный образ и современность. Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик: Книгиздат, 1957. - 326 с.

39. Гринберг И.Л. Пути советской поэзии. М.: Художественная литература, 1968.-384 с.

40. Гуртуева Т. Маленький человек с большой буквы: поэзия Северного Кавказа в контексте постмодернизма. Нальчик: Эльбрус, 1994. - 207 с.

41. Гусев В. В середине века. М.: Советский писатель, 1967. - 260 с.

42. Дворецкий A.B. Жанровая систематика Белинского как проблема исторической поэтики. Петрозаводск, 1993. 158 с.

43. Деменьтьев В. Кайсын кулиев. Размышления о жизни и творчестве. -Нальчик: Эльбрус, 1988. -261 с.

44. Дмитриева Н. // «Вопросы литературы», 1964, №4.

45. Днепров В. Спор о природе романа. // Звезда, 1969, №7.

46. Драч И. Кайсын Кулиев огонь на горе поэзии // Драч И. Духовный меч. Литературно-художественные статьи и эссе. - М.: Советский писатель, 1988. -409 с.

47. Дудин М. На пути к вершинам // Кулиев К.Ш. Избранные произведения в 2-х томах. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1970, т.1-334 с.

48. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск: Издательство БГУ, 1981. ■ 1981.-296 с.

49. Жирова Е.Д. Методика изучения поэмы с учетом ее жанровой специфики в школе. Тула, 1986. - 296 с.

50. Зубков М.Н. Русская поэма середины XIX века. -М.: Советский писатель, 1967.-336 с.

51. Кажаров Х.Х. Традиции и новаторство в кабардинской советской поэзии. // Автореферат диссертации к.ф.н. Нальчик: 1967.

52. Камбачокова Р. Адыгский исторический роман. Нальчик: Эль-Фа, 1990. -117с.

53. Караева А.И. Карачаевская литература в дооктябрьский период. М.: Наука, 1979. - 176 с.

54. Караева А.И. Карачаево-балкарский фольклор. Черкесск, 1990. - 47 с.

55. Караева А.И. Къарачай литератураны историясыны очерки.-Черкесск: Книжное издательство, 1996.-351 с.

56. Караева А.И. Очерк истории карачаевской литературы. М.: Наука, 1966. -287 с.

57. Караева З.Б. Социальная действительность и литературный гений в современной многонациональной прозе. Герой и время. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1988. - 156 с.

58. Каракетов М. Из традиционной обрядо-культовой жизни карачаевцев. М., 1993.-420 с.

59. Карпов А. Русская советская поэма (1917-1941 гг). М.: Художественная литература, 1989. - 336 с.

60. Кешоков А. Из века в век. // Литературная газета, 1965, 4 сентября, №105.

61. Киканс В. Современная советская поэма. Рига, 1982. - 320 с.

62. Коваленко С.А. Лирический эпос в советской поэзии. // Автореферат диссертации д.ф.н. М., 1989.

63. Коваленко С.А. Художественный мир советской поэмы. М.: Наука, 1989. -272 с.

64. Ковач А. О закономерностях развития литературных родов / Проблемы теории и истории литературы. М., Издательство Московского университета, 1971.

65. Кодуэл К. Иллюзия и действительность. М.: Прогресс, 1969. - 365 с.

66. Кожинов В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк. М.: Советский писатель, 1963. - 376 с.

67. Кожинов И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Советский писатель, 1978. - 436 с.

68. Корзун В.Б. Литература горских народов Северного Кавказа. Грозный: Чечено-ингушское книжное издательство, 1966. - 131 с.

69. Корзун В.Б., Тугов В. Общественная мысль и просветительство у абазин в XIX в. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1990. - 289 с.

70. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. -Пермь, 1981.-240 с.

71. Крупчанов А.Л. Жанровое своеобразие современной русской советской поэмы. Дис. к.ф.н. — М., 1990. 180 с.

72. Кубилюс В. Новые пути поэмы. //Вопросы литературы, 1962. №11.

73. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975. - 147 с.

74. Кулиев К. Избранные произведения в 2-х томах: стихотворения и поэмы. -М.: Художественная литература, 1970, т.1. 383 с.

75. Курмангулова Ш.А. Национальная эпическая традиция и современная ногайская поэма. / Сб. научных трудов «Современный литературный процесс. Герой и время». Черкесск, 1988. - 156 с.

76. Къарачай литература. 9 класс. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1990. - 159 с.

77. Лайпанов Б., Костинский Ю. Великий поэт Карачая // Юйге игилик, 1993. -JV^.

78. Лихачев Д. Прошлое будущему. Статьи и очерки. - М.: Наука, 1985. - 217 с.

79. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Искусство, 1971. - 470 с.

80. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М.: Искусство, 1963. - 593 с.

81. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. М.: Просвещение, 1988. - 349 с.

82. Лурье А. Поэтический эпос революции. Л.: Наука, 1975. - 205 с.

83. Малкъар литературланы историясыны очерки. Нальчик: Эльбрус, 1975. -450 с.

84. Малюкова Л. Философская лирика (1946-1990 гг). Ростов-на-Дону, 1989. -486 с.

85. Мандельштам О. Конец романа. // Мандельштам О. Слово и культура. М.: Советский писатель, 1987. - 264 с.

86. Марцинкявичюс Ю. Судьбы поэмы. // «Вопросы литературы», 1986. №10.

87. Мелихова Л., Турбин В. Поэмы Лермонтова. -М.: Советский писатель, 1969. -286 с.

88. Мелихова Л.С. Человек в поэме. //Проблемы теории и истории литературы. М.: Советский писатель, 1971. - 344 с.

89. Мешков Ю.А. Жанры современной поэмы. // Автореферат к.ф.н. М.: 1967.

90. Мирзоев Г. Не каноны, а крылья. // «Литературная газета», 1965. №86.

91. Михайлов A.B. «Умчался век эпических поэм» // «Литературное обозрение», 1973. №7.

92. Михайлов A.B. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. М.: Наука, 1989. - 230 с.

93. Михалков С. // Литературная газета, 1965. №110.

94. Михалков С. // Литературная Россия, 1980, №24.

95. Мохирев H.A. Русские поэмы Великой Отечественной войны. // Автореферат диссертации д.ф.н. Киров: 1985.

96. Мусукаева А.Х. Северокавказский роман. Нальчик: Элбрус, 1993. - 192 с.

97. Народно-поэтическое творчество балкарцев и карачаевцев. Нальчик: Эльбрус, 1988.-302 с.

98. Нарты. Героический эпос балкарцев и карачаевцев. М.: Наука, издательская фирма «Восточная литература», 1994. - 656 с.

99. Некрасов H.A. Сочинения в 3-х томах. М: Гослитиздат, 1953. - т.З. - 412 с.

100. Неупокоева И. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. Опыт типологии жанра. М.: Наука, 1971. - 520 с.

101. Ортабаева Р.А.-К. Азрет Уртенов. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1971. - 119 с.

102. Осетров Б.И. Голос поэтов: этюды о русской лирике. М.: Советский писатель, 1990. - 334 с.

103. Очерки истории балкарской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1981. 400 с.

104. Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. Л.: Наука, 1967. - 216 с.

105. Павловский А. Советская философская поэзия: очерки. Л.: Наука, 1984. -180 с.

106. Пал И.С. Вопросы теории жанра. М.: Всероссийское театральное общество, 1962. - 96 с. =

107. Пал И.С. Вопросы теории жанра. // Автореферат диссертации д.ф.н. М.: 1966.

108. Пархоменко М.Н. Многонациональное единство советской литературы. -М.: Просвещение, 1978.-287 с.

109. Пархоменко М.Н. Рождение нового эпоса. // Единство. М.: Художественная литература, 1972. - 250 с.

110. Петрова H.A. Внутрижанровая типология лиро-эпической нефабульной поэмы. // Автореферат диссертации д.ф.н. Донецк: 1982.

111. Поспелов Г.Н. Лирика: среди литературных родов. М.: Изд-во Моск-го Университета, 1976.-351 с.

112. Поспелов Г.Н. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

113. Сельвинский И. Возрождение поэмы. //«Литературная газета», 1965. -№83.

114. Сикалиев А.И.-М. Ногайское устное народное творчество. К характеристике жанров. Черкесск, 1990. - 47 с.

115. Сквозников В.Д. Лирика. // Теория литературы: основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М.: 1964. Т.2.

116. Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. М.: 1975.

117. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX в.в. М.: Издательство МГУ, 1956. - 223 с.

118. Суровцев Ю. О поэтах и поэзии. Тбилиси: 1962. - 230 с.

119. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М.: Наука, 1967. - 255 с.

120. Суюнчев А. Пророк балкарского народа. К 135-летию К.Мечиева. // Голос Чегема, 1994. №28.

121. Схаляхо A.A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1988. - 288 с.

122. Схаляхо A.A. Ступени развития. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1974. -267 с.

123. Теунов X. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958.-380 с.

124. Тимофеев Л. и Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов.- М.: Просвещение, 1985 510 с.

125. Тимофеев JI.И. На пути к творческому единству. // История советской многонациональной литературы (в 6 тт.) T.I. М.: Наука, 1970. - 379 с.

126. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976. -448 с.

127. Тимофеев Л.И. Очерки теории и истории русского стиха. М.: Гослитиздат, 1958. -415 с.

128. Тихонов Н. Слово о поэзии. // Литературный современник, 1933. №5.

129. Тихонов Н. Собрание сочинений в 7 томах. Т.6. М.: Художественная литература, 1986. - 429 с.

130. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. Нальчик: Эльбрус, 1991. - 286 с.

131. Толгуров З.Х. Движение балкарской поэзии. Нальчик: Эльбрус, 1984. -250 с.

132. Томашевский Б. Теория литературы. Л.: Ленинградское книжное издательство, 1927. - 236 с.

133. Тугов В.Б. Герой и время. // Современный литературный процесс. -Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1988. 156 с.

134. Тугов В., Бекизова Л. Литература абазин // Сб. труда карачаево-черкесского научно-исследовательского института. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1965. - 213 с.

135. Уманская Е. «Зачем поэма?» //«Литературное обозрение», 1973. №5.

136. Урусбиева Ф.А. Портреты и проблемы. Нальчик: Эльбрус, 1990. - 164 с.

137. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1972. - 172 с.

138. Урусова A.M. Воспоминания о современниках. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1975. - 162 с.

139. Федоров В.В. Поэтический мир как литературная категория. // Автореферат диссертации д.ф.н. — Донецк, 1988.

140. Хабичева-Бетанова 3. Озарение души. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1985. - 196 с.

141. Хаджиева Т.М. Тема выселения в поэзии Кайсына Кулиева. Сб. материалов научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения Кайсына Кулиева. Нальчик: Эль-фа, 1998. - 114 с.

142. Хакуашев А. Язык и стиль Али Шогенцукова // Сб. статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957. - 327 с.

143. Хапсироков Х.Х. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1968. - 268 с.

144. Хапсироков Х.Х. Черкесский фольклор. Черкесск: Ставропольское книжное издательство, 1964. - 276 с.

145. Храпченко М.Б. Типологическое изучение литературы и его принципы. Проблемы типологии русского реализма. М. Художественная литература, 1962 - 432 с.

146. Хубиев Н. Великий поэт маленького народа. // Заря Карачая, 1987. №36.

147. Чамоков Т. В ритме эпохи. Нальчик, Эльбрус, 1986. - 184 с.

148. Чамоков Т. Традиции и новаторство в адыгской поэзии и русско-адыгские поэтические связи. Майкоп: Краснодарское книжное издательство, 1962. - 256 с.

149. Числов М. Время зрелости пора поэмы. - М.: Советский писатель, 1982. -396 с.

150. Эльсберг Я. Вопросы теории сатиры. М.: Советский писатель, 1987. -428 с.

151. Эфендиева Т.Е. Лирика К.Кулиева и Р.Гамзатова. Нальчик: КБГУ, 1981.-131 с.

152. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик: Эльбрус, 1977. - 255 с.

153. Эфендиева Т.Е. Поэмы Кайсына Кулиева. Нальчик: КБГУ, 1979. - 165 с.

154. Эфендиева Т.Е. Страницы жизни и творчества Керима Отарова. -Нальчик: Эльбрус, 1997. 120 с.

155. Юсупова И.С. Дагестанская поэма. // Автореферат диссертации д.ф.н. — Майкоп: 1988.1. Художественная литература

156. Аджаматов А. Рабият / Аткай. Горячий камень. Стихотворения и поэмы. -М.: Современник, 1981.

157. Аджаматов А. Рассказы о Кизляре. / Аткай. Постоянство: стихи и поэмы. -М., Современник, 1977.

158. Аджиев А. Муртаза. Поэма. / Избранные стихи. Махачкала, 1953.

159. Акбаев А. Расстрелянные зори. / Ленинское знамя, 1987. - №247.

160. Атабиев М. Похищенная смерть: стихи и поэма. М.: Сов. писатель, 1968.

161. Аткай. Сотай и Рашия: поэмы. / Пер. Тарковского. М., Сов.писатель, 1971.

162. Байкулов А. Залихат. Черкесск, 1961.

163. Байкулов Д. Шамай алгъын бла энди («Шамай прежде и теперь»): поэма. -Нарсана (Кисловодск), Къарачай облнациздат, 1935.

164. Байкулов О. Мариям бла афенди («Мариям и эфенди»): поэма. Черкесск, 1932.

165. Байрамукова X. Залихат. Черкесск, Ставр.книгиздат, 1973.

166. Баширов А. Пртизан Клыч. / Сб.стихотворений. На кумык.яз. Махачкала, 1928.

167. Баширова А. Мансур: поэма. На кумыкс.яз. Махачкала, Даг.кн.издат, 1934.

168. Биджиев И. Таулада атлы («Всадник в горах»): поэма. Черкесск, 1982.

169. Будаев А. Алгъын («Раньше»). Нальчик, 1941.

170. Будаев А. Мараучуну хапары. / Назмула бла жырла. Нальчик, 1957.

171. Гамзатов Р. Горянка / В горах сердце мое: стихи и поэмы. М., Гослитиздат, 1959.

172. Геттуев М. Богатырское зерно: избранное. М.: Худ.литература, 1977.

173. Гуртуев Б.И. Жулдузхъан / Моя песня: стихи и поэмы. Москва, Сов.Россия, 1987.

174. Гуртуев Б.И. Ленин и горцы. Нальчик: Эльбрус, 1965.

175. Гуртуев С. Алим. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. Нальчик, Эльбрус, 1983.

176. Гуртуев С. Хранитель леса. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. -Нальчик, Эльбрус, 1983.

177. Гуртуев С. Четыре яблони. / У Белой речки на виду: стихи и поэмы. -Нальчик, Эльбрус, 1983.

178. Заляндин С. О солдате: поэма. / Первый дождь. Черкесск, 1957.

179. Зумакулова Т. Атамны журтуна, журтуну адамгъа термилу-(«Чужбина»): поэма / Кёчгюнчюле эсгертмеси («Словесные памятники выселения»). -Нальчик, Эль-фа, 1997.

180. Капаев С. Кой кова («Овечье озеро»). / Юрек сырларым. Черкесск, 1969.

181. Каракетов И. Бий бла къул («Бай и батрак»). Черкесск, 1932.

182. Кешоков А. Отец: стихи и поэмы. М., 1982.

183. Кешоков А. Тисовое дерево. Избранное в 2-х кн. Кн.2. Нальчик, Каб.-Балк. книгиздат, 1964.

184. Куашев Б. Нох («Свет»). / Молодые журавли: стихи и поэма. Нальчик, Эльбрус, 1971.

185. Кулиев К. Байракъ («Знамя»). / Собр.соч.в 3-х т. Т.2: стихотворения и поэмы. М., Худ.лит-ра, 1987.

186. Кулиев К. Говорю с родной землей: поэма. / Избранные произведения в 2 т. Т. 1: стихотворения и поэмы. М., Худ.лит-ра, 1970.

187. Кулиев К. Горская поэма о Ленине. Избранные произведения в 2-х т., Т.1: стихотворения и поэмы. М., Худ-я лит-ра, 1970.

188. Кулиев К. Завещание. / Собр.соч.в 3-х т. Т.З: стихотворения и поэмы. М., Худ.лит-ра, 1987.34