автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Современная советская повесть
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Шамурзина, Рея Султановна
ВВЕДЕНИЕ.3
ГЛЛВЛ I. ХАРАКТЕР И МНР
§ I. Человек и история б повести.24
§ 2. Историзм жанра и национальный
• характер .75
ГЛАВА П. КОНФЛИКТ И ИСТОРИЗМ ЖАНРА.133
ГЛАВА III. КОНЦЕПЦИЯ ПРИРОДЫ И ДВИЖЕНИЕ
ШШРА.209
§ I. Художественное время в повести.246
§ 2. Художественное пространство.274
Введение диссертации1994 год, автореферат по филологии, Шамурзина, Рея Султановна
Актуальность данного исследования определяется избранным материалом, позволяющим более широко увидеть движение жанра и обращением к разработке методологических и методических основ системно-структурного анализа повести. Исследование повести на уровне в1$гтрижанровой типологии проводится в таком объеме впервые. Привлечение разнонационального материала позволяет увидеть жанровую эволюцию последних десятилетий, которые отличаются наиболее продуктивными преобразованиями в сюжете, композиции, -стиле повести, а использование различных методов и принципов анализа жанрово-стилевой структуры повести предоставляет возможность выявить влияние общих законов развития художественного сознания на конкретно-художественные изменения жанровых форм.
В целостном анализе внутрижанровых структур могут быть избраны различные пути. Но, чтобы не упустить из виду движение метода в его соотнесенности с развитием жанра,: общего состояния литературы в ее соотнесенности с жизнью общества, необходимо, на наш взгляд, избрать наиболее всеобъемлющий и универсальный принцип, связывающий собой мировоззрение художника, содержание и форму художественных произведений - принцип художественного историзма. В связи с этим ставится; задача, исследовать общепризнанные характеристики обогащения жанра - углубленно гуманиотичооких традиций и историзма, драматизация повествования - на уровне жанровой и внутрижанровой поэтики. Обнаруже ни с специфически жанровых путей и форм реализации историзма позволит приблизиться к более точному пониманию самого жанра повести как целостного, содержательно-структурного образования, конкретизировать и уточнить критерии его художественности.
Повести Ф.Лбрамова, Ч.Айтматова, В.Белова, И.Друцэ, В.Быкова, В.Тендрякова, Ю.Трифонова, В.Распутина, П.Проскурина, М. Байджиева, С.Санбаева, Т.Пулатова, Ю.Рытхэу и других рассматриваются в их отношении к жанровым открытиям и жанровому обогащению средств художественного историзма. Их творчество может быть представлено как выражение и результат коллективного художественного опыта, в основе которого лежит идейно-творческое завоевание советской литературы и жанра повести предшествующих десятилетий.
Теоретические и методологические основы исследования. Исследование проводилось на основе диалектико-материалистической методологии с применением принципов сравнительно-исторического, сравнительно-типологического, системно-структурного литературоведческого анализа. Движение жанра рассматривается в основных типологических параметрах характера, конфликта, композиции (временной й пространственной). Автор опирался на теоретические достижения литературоведения в исследовании литературного процесса и художественного текста. Основой исследования явились труды М.Бахтина, М.Храпченко, Д.Лихачева, Ю.Манна, Ю.Лотмана и многих .других.
В работе иыцолены три основных момента, характеризующие формирование художественно-исторической концепции действительности: прежде всего ото, выработанная в процессе формирования нового метода и основанная на диалектико-материалистическом понимании личности, концепция социально-ориентированного человека, методологически определявшая направление художественных поисков жанра в воплощении характера; затем - это представление о сути исторического движения действительности как о единстве и борьбе противоположностей,' запечатлевшееся в сюжетной и композиционной активизации художественного конфликта; и, наконец, - это обусловленное формирование философско-диалектических представлений о взаимоотношениях общества и природы, человека и природы обогащение концептуально-философского взгляда на мир I как на время и пространство человеческих свершений и связанное с этим расширение временных и пространственных границ повести. В соответствии с этими моментами построена работа, состоящая из ВВЕДЕНИЯ, ТРЕХ ГЛАВ и ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
В первой главе "Характер и жанр" дается анализ советской повести с точки зрения формирования в ней новых представлений о человеке, его связях с социально-исторической действительностью / § Человек и история в повести/, того, как в жанре отразилось новое представление о национальном содержании характера / § Историзм жанра и национальный характер/. Являясь исходной и методологически определяющей для всего исследования, первая глава представляет широкую предысторию современного движения жанра и содержит анализ повестей разных авторов, в которых художественно осмыслялся новый герой, человек из народа, в свете новой социальной действительности и его отношений о народом и историей.
Во второй главе "Конфликт и историзм жанра" рассматривается эволюция жанра с точки зрения оформления в повести нового конфликта и конфликтной системы. Изменения в социально-политической структуре мира, в мироощущении человека продиктовали свою поэтику художественного конфликта. Конфликт в повести становится одним из главных путей укрупнения характера, художественного обеспечения его исторической, социальной и психологической глубины.
Характер, взятый в конкретно-исторической и социальной обусловленности, не может осуществить себя вне и помимо конкретно-исторических обстоятельств, вне отношения к ним. Зги отношения в известной-мере определяют содержание и структуру конфликт а. Современная повесть дает возможность исследовать сам механизм "работы" конфликта, его структурообразующие. функции.
Опираясь на теоретические исследования конфликта в трудах М.Б.Храпченко, Ю.Л.Манна, Е.А.Шкловского и других, в работе делается дальнейший шаг в исследовании отношений метода и жанра. Рассмотрение повести с этой точки зрения позволяет выявить специфически жанровые цути оформления и реализации художественных конфликтов. Поскольку историческое содержание эпохи в реалистической литературе познается прежде всего в раскрываемых противоречиях, конфликт приобретает первостепенное значение для определения особенностей историзма жанра в его специфических чертах* Введение категории конфликта и понятия конфликтной системы может способствовать выявлению внутрижанровых типологических закономерностей. Рассмотрение повести со стороны решаемых е» конфликтов представляется достаточно перспективным, так как помогает выявить специфически жанровые пути создания конкретно-исторических и исторически верных картин изменяющейся действительности, способствует обнаружению на ограниченной площади повести глубинных свойств и потенциальных возможностей изображаемых характеров.
Третья глава "Концепция природы и движение жанра" посвящена рассмотрению формирования эстетического идеала советской литературы, в процессе углубления философско-эотетических представлений о единстве человека и мира, которые оказались неотрывными от формирования новой более объемной концепции природы. Преодоление противоречий и противоположности между социологизаторскими и би-ологизаторскиш концепциями личности /М.Б.Демин/ было одновременно овладением более полнокровной и объективной концепцией природы, Расширившееся сюжетно и композиционно включение природы в художественную систему повести значительно увеличило художественное стетиче скую роль'йейзажа /от воплощения национально-исторических обстоятельств до выражения эстетического идеала и создания ¡фавственно-философского символа/, что повлекло за собой существенное изменение стилевых особенностей жанра, связанных с многообразными решениями художественного времени и пространства.
Предложенное методологическое обоснование обогащения жанра в 70-00-е годы позволяет увидеть завоевания повести на пути "раз-движения своих эстетических пределов" /Б.Сучков/.
Поскольку в работе рассматриваютоя структурно-типологические художественные единицы повеоти (характер, конфликт, композиция), то оказались неизбежными известные моменты повторяемости обращений в различных главах к одним и тем же произведениям, анализируемым с различных точек зрения. Но удалось избегцуть и повторной в каждой из глав диахронии, т.к. стремление соблюсти принцип историзма в самом исследовании избранных сторон жанра не позволил пренебрегать ого нродыоториой. Только последовательно рассмотрев каждую из выбранных корневых сторон жанровой системы можно убедиться в действительном движении повести и ее вцутрижанровых преобразованиях.
Стремясь это показать нагляднее таким, возможно излишне обстоятельным,образом автор преследовал цель - опровергнуть бытующее среди историков литературы мнение о неизменности жанровых конструкций при изменяющемся содержании. Жанр несомненно сохраняет свого устойчивость, но вцутренние передвижения при изменениях в художественном сознании весьма ощутимы, о чем должен свидетельствовать проведенный анализ.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная советская повесть"
3 А К Л Ю Ч Е Н И Е
Общестзенно-исторические события ОО-ОО-х годов определили активизацию общественного и художеств ©иного сознания, постепенно преодолевавших узость и ограниченность догматических представлений о человеке и обществе* Эти процессы раздвинули горизонты художественного видения, поднимающегося в наши дни на более высокую философско-остетическую ступень.
Социально-историческая ситуация последних десятилетий определила особую идейно-эстетическую значимость принципов художественного историзма, сопрягающего в себе содержательные и формальные стороны реалистической литературы. Художественный историзм как принцип освоения действительности, понимания человека и мира и как принцип эстетической организации сюжета и композиции современной повести, принцип создания художественного характера позволяет приблизиться к существу жанра повести как целостного содержательно-структурного явления, увидеть специфическую жанровую природу художественных решений. Это и обусловило обращение к художественному историзму как ключевой проблеме исследования жанра.
Углубление художественного историзма презде всего отразилось в более гуманной и объемной концепции личности. Личность предстала, в соответствии с марксистско-ленинской философской концепцией как явление многоаспектное и многогранное. Яснее выявились не только социальные, но и биологические ее корни.
В самом понимании человека как продукта общественных отношений, среды произошло изменение. Человек стал видеться в его глубинной исторической связи с народом, с нацией, с человечеством. Расширилось представление о среде, об обстоятельствах. формирующих личность. Включение в духовный мир личности социально-исторического опыта народа повлекло за собой новые представления об эпическом повествовании, о принципах создания характера. Дня канра открылись новые возможности художественной реализации предыстории характера, что обнажило богатство и историческую содержательность индивидуальности, ее значимость дчя "общей жизни".
Исследование современной советской повести с точки зрения шшровой епетуфки воплощения принципов художественного историзма, проведенное на обширном и разнонациональном материале, свидетельствует о заметных сгожетно-комнозиционных и стилевых изменениях шшра.
Углубление историзма художественного сознания проявилось прежде всего в укрупнении характера.
Увиденный в глубинных связях с историческим движением, характер предстал носителем исторического и нравственного опыта своего народа. Лишившись традиционной предыстории в поисках более динамичного повествования, повесть восполнила этот пробел в детерминации характера введением воспоминания, авторской и образной ротроспекции.
Воспоминание персонажа, становясь актом индивидуального переживания истории, расширяло социальную предысторию характера. Кроме того, введение воспоминания увеличиваю в повествовании долю переживаемого времени, tito несомненно драматизировало повесть, ilclto.nbritiiStMtrid Авторской и обрАшгой ротроопвкЦИИ побаолппо раздвинуть граница повествования и дать глубинные национальные и духовшю истоки изображаемого характера введением легенды. мифа, которые являются носителями ирапамяти народа. Характер иродстап на "окранэ народной истории".
Включенный п движение исторических событий, он ставился перед необходимостью реакции на эти события поступком, выбором (социальным и нравствошкш) ,или перекиванием, осмыслением своего места и роли в этих событиях, то есть личностные отношением к действительности. Так история становилась индивидуальна событием , но и характер, показшпшй в переживании истории, укрупнялся, становился масштабнее. Никогда еще характер в жанре так тесно не соотносился с движением, развитием, состоянием народной шэии, общества, мира. Эта тесная соотнесенность судьбы человеческой и судеб человечества, которую стало необходимо художественно реализовать, воплотить« осуществить, "войдя" в произведение, требовала его (жанра) внутренней переорганизации.
Интересной и неожиданной в смысле композиционных и сюжетных открытий на отом пути оказалась современная повесть, не только русская, но и национальная, поскольку именно в них произошло соединенно традиций собственной национальной художественной культуры с русскими и мировши литературно-художественными традициями*
Принцип историзма находит различное жанровое решение в романе, повести л рассказе или поэме. И суть не только в объеме (целая человоческап жизнь, один ее период или один эпизод) охватываемого материала, но и в том, 'к а к организуется композиция, сгокет, как строится характер и его отношения со средой, с другими характерами и т.д. и т.п., ксис организуется пространствошо-врэмеиная композиция» во многом определяющая стилевые открытия того или иного жанра. Поэтому для исследования внутрижан
- SOI ровой структуры оказалось ведшем не только рассмотрение того, как время, история входит в характер (принцип конкретно* исторической детерминированности характера в повести имеет свое специфическое художественное воплощение), но и как "состояние мира" отражается, показывается, запечатлевается в жанре. Для этого пришлось обратиться к исследованию принципов конфликтной организации повести, в ходе которого было установлено, что современная повесть использует достаточно разветвленную конфликтную систему, в которой вьщеляемые конфликт-доминанта и частные конфликты выполняют совершенно конкретные композиционные и сюжетные функции в реализации художественного историзма.
Первый, как правило, обеспечивает конкретно-историческую определенность состояния мира, общей ситуации, а вторые раскрывают связь и зависимость конкретных художественных ситуаций (социальных, психологических, нравственных) в произведении от этой общей исторической ситуации, содержание и индивидуальный смысл поступков, размещений, психологических состояний персонажей.
Проведенное исследование показывает, что конфликтная система в современной повести через ситуации итога или выбора (иногда через обе одновременно) соединяет частное и общее, индивидуальное и общенародное, биографическое и историческое, обеспечивая единство историзма и психологизма жанра»
В ситуациях выбора и итога художественно реализованы такие исторические идеи современности как идея исторической ответственности и идея исторической преемственности.
Утверждение в жанре конфликтной системы и ее возрастающей сюжетообразующей и композиционной роли породило ярко выраженную контрастность стиля и возникновение образно-стилевых оппозиций на уровно композиции и сюжета и на уровне образно-речевых микроструктур.
Так« в повестях о Великой Отечественной войне обозначалось противопоставление хронотопов войны и мира, восходящего и деградирующего характеров. Л бурно развивающаяся действительность шестидесятнх-семидесятнх годов заставила "деревенскую грозу" сопоставлять бывшее с будущим, чтобы точнее определить характер настоящего. Возникла поэтому перед лицом меняющейся в ходе на-учно-техиической революции жизни села проблема соотношения вечного как постоянного, непреходящего в своей нравственной ценности, и временного как изменчивого и непостоянного в народной жизни, что заметно обогатило концептуально-философские возможности жанра в решении общих вопросов бытия, то есть в решении собственно эпических художественных проблем. Цдейно-философское обогащение жанра существенно повлияло на стиль и характер повествования, в которых обозначалось совмещение различных стилевых тенденций и принципов повествования, приобретавшего все большую многозначность.
Стремление современного художественного сознания отразить "многомерность бытия" и "многосложность современного сознания"* требует от повести эпического синтеза действительности и в то же время углубленной психологической разработки, пусть отдельных, но стержневых, определяющих качеств характера, что также существенно влияет на повествовательную структуру жанра, на его эпич
Ч я й л о в А .И. Концепция человека и движение жанрово-повествователыдах форм. // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: Наука, 1977. и.160,
163. ность.
Несмотря на то, что утверждение в современной повести кон* фликтной системы вроде бы еще ближе "придвинуло" ее к роману, тем не менее именно то, как реализуется она в жанре, свидетельствует о незыблемости жанровых границ, помогает увидеть еще один аспект жанровой дифференциации.
Если роман может представить полнокровно и подробно и "состояние мира", "общую жизнь", и конкротно-иццивидуальную судьбу, то повесть выбирает что-то одно. Например, повесть показывает действия своих героев в сфере "общей жизни", в сфере общего кон/ фликта ("А зори здесь тихие." Б.Васильева, "Дожить до рассвета В.Быкова, "Клавдия Вилор" Д.Гранина, "Убиты под Москвой" К.Воробьева и др.) или, обозначив конфликтом-доминантой "состояние мира", сосредоточивается на индивидуальном переживании этого общего состояния ("Матерь человеческая" В.Закруткина, "Ранние журавли" Ч.Айтматова, "Навеки-девятнадцатилетние" Г.Бакланова, "Знак беды" В.Шкова и т.п.). Дать в изображении и то, и другое повесть не монет, так как она ограничена объемом.
Но это вовсе не означает неполноты изображенной действительности, ео усеченного характера. И среда (обстоятельства), и время достаточно точно и полно оказываются представленными даже тогда, когда в повести один герой или героиня ("Матерь человеческая", "Згак беды" и другие). Так, у В.Закруткина среда представлена в мыслях, воспоминаниях Марии, она как бы содержит в себе опыт человеческого общения, его тепло, да и окружающие ее поля, сожженный поселок наполнены следами, голосами ушедших.
Нормирование болое диалектичного понимания взаимоотношений человека и природн, развитие идейно-эстетической концепции природы» в которой выразилась гуманизация художественного сознания» также способствовали углублению историзма в изображении характера и обстоятельств»
Прямым следствием сформировавшейся концепции природы в ее диалектически обогащенном виде явилась активизация в повести пейзажа» Пейзаж сохраняет за собой функции типических обстоятельств, но все чаще становится самостоятельным персонажем, вступает в активные отношения (сюжетные и композиционные) с характером, помогая воплощению национального своеобразия конкретно-исторических обстоятельств.
Иейэак в современной повести выполняют функции "эпического двойника" человеческой судьбы и очень часто используется в качестве средства психологического анализа ("психологический параллелизм", "уподобления" и т.д.). Развивается в современном повествовании и традиция изображения природы как фактора формирования нравственных основ личности, что нашло широкое применение в повести становления характера.
Усиленной в современной повести оказалась и давняя собственно художественная функция пейзажа как формы утверздения эстети ческого идеала. Пне этой функции немыслима оптимистическая вера в утвертздение гармонического единства человека и природы.
Образы родной степи и гор в повестях Ч.Айтматова, лугов и леса в произведениях Ф.Абрамова, Н.Белова, Г.Троепольского, тундры у Ю.Рйтхоу, тайги у Н.Астафьева и Б.Распутина, степи и пустыни у С.Санбаева и Т.Иулатова, гор и долин у Г.Матевосяна не просто поэтичны. Входя в нир человеческой души они облагораживают ее, поднимая к пониманию Добра и Красоты. Б современной повести образы природы и человека очень часто представлены в нерасторжимом единстве, что подтверждается и частьм введением анималистических образов*
Широкое введение природных и анималистических образов способствовало особенно усилению концепзуальности жанра, его философскому насыщению, позволяя ставить проблемы общего Бытия.
Эстетическое "равноправие" природных образов с образом человека .признание природных факторов в формировании личности наравне с социальными, наблюдаемые в современной повести, свидетельствуют о вызревавшем в художественном сознании сопротивлении чрезмерной социологизации, преодолении им антропо и социоцентрист-ских воззрений. И ото'был прорыв к раскрепощенному, новому "планетному" мышлению и к новому качеству повествования.
Эпическая масштабность повествования осуществляется в повести, как можно убедиться, и усложняющейся пространственно-временной организацией сюжета и композиции. Повесть уже давно отказалась от однолинейного "разворачивания" времени - для этого мало пространства, - но принцип "связи времен" соблюдается различными их совмещениями и сочетаниями. Дня этого используются образы долгожителей, выполняющих роль "связных истории", "иерархия по« колоний", вставные легенды, мифы, эпиграфы и т.д. Именно пространственно-временная организация повествования на внутрижанровом уровне представляет такую художественно-образцую категорию, как обстоятельства.
Художественное пространство современной повести существенно расширилось, благодаря сочетаниям "открытого" и "замкнутого" пространства, при заметном преобладании первого. Использование традиционных хронотопов дороги, встречи, кризиса сочетается с созданием новых хронотопов дома, поля, войны и мира*
Современная повесть, философски и социально насыщенная, не, чурается условности и фантастики, охотно, когда ото необходимо, обращается к обобщэннш образам, образам - символам. Жанровая специфика воплощения принципа художественного историзма проявляется и в особенностях пространственно-временных решений. Все указанные выше моменты усложнившейся сюжетно-компрзиционной организации повести определили изменения стилевого характера, которые свидетельствуют уже о новом этапе развития жанра.
Отот новый этап характеризуется необычайно уплотнившейся художественно-стилевой структурой, позволяющей привлекать самые развличные художественные средства, ранее считавшиеся противопоказанными реалистическому повествованию. Концентрация различных сгожетно-композициоиных и стилевых средств представила жанр необычно экспрессивным.
Отмечающаяся многими исследователями стилевая многодетность современной прозы (сочетание реалистических, фантастических о и символических элементов , например, пересечение бытописания и притчи и т.д.) свидетельствует о процессе усложнения (интеграции) стиля, синтезе стилевых решений как общей тенденции в развитии эпических жанров.
Социально-историческая ситуация обострявшейся угрозы ядер-ноП катастрофы, идеологической конфронтации в 70-е годы, прорыв к новому уровню сознания в 00-е, требуют от художественного сознания, художественного творчества современного писателя высокой нравствепно-остетичоакой мобилизованности, которые обусловливают эмоциональную остроту, иногда обнаженную публицистичность, про-р
Павловский Л.И. В начале восьмидесятых (из наблюдений над прозой) // русская литература. -Л., 1984. - 1? 3. ~ поведническую страстность многих произведений* Но и в тех произведениях, где публицистичность не выражена прямо, активизация художественно-стилевых средств реализуется в возрастающей художественной экспрессивности образного строя произведения*
Большая жанровая раскрепощенность повести ("протеичность" по определению П.П.Утехина) позволила ей наиболее эффективно совместить все виде* художественного историзма - конкретного« абстрактного, метафорического4 - и всемерно увеличить нагрузку на кагэдый из этих видов, используя их поливариантность, и возможность самых различных их сочетаний* В зависимости от главен* ствующего, доминантного положения того или иного вида историзма, как подтверждает материал современной повести, соответствующий характер приобретает и само повествование: конкретно-реалистическое, условно-романтическое, или обобщенно-символическое* То есть, стилевая доминанта произведения зависит от основного» господствующего в произведении вида историзма*
Анализ произведений в аспекте принципов воплощения художественного историзма, позволяет обнаружить жанровые границы даже там, где они не подозреваются* Так, например, роман может художественно решить поставленную проблему в пределах одного, скажем, конкретного вида историзма, в то время, как повести не избежать в таком случае подключения еще и другого вида историзма (метафорического или абстрактного, или обоих вместе)*
Повесть выцуадена осваивать и открывать все новые формы художественного осуществления, воплощения связей характера с обстоятельствами, так как напрямую, самой "исторической длительно
3 Современная русская сов* повесть, С.7* ^ 4 И е з у и т о в А.Н* Социалистический реализм*** С.69
- 308 стью" представить человека и среду, их отношения, и даже движение отдельной человеческой жизни жанр не может. Все это и рождает специфически жанровые решения самых различных художественных задач.
Исследования состояния жанра на современном этапе (70-80-е годы) позволяют говорить о том, что необыкновенная художественная активность и авторитетность повести объясняется причинами как собственно жанрового, так и общелитературного характера (здесь М017Т быть названы и "протеичность" жанра, и активизация эпического мышления). Повесть как составная часть современной эпической системы оказалась наиболее чуткой к изменениям художественного сознания современности и ее специфически жанровые преобразования последних десятилетий способствуют более глубокому пониманию современного литературного процесса, его общих закономерностей на пути обогащения художественных форм литераторы социалистического реализма. Один из главных выводов, к которым приводит исследование, заключается в том, что современная социально-историческая ситуация определила особую идейно-эстетическую значимость принципа художественного историзма на современном этапе. В свою очередь принцип художественного историзма обусловливает возрастание философской концептуальноети жанра, его насыщенную художественную организацию.
Повесть как жанр собственно эпический, закономерно авторитетна в эпической системе современной советской литературы и способна не просто выполнять свою социально-художественную функцию, но и совершенствоваться в направлении все большей эстетической полноты в изображении действительности, в.постижении усложняющегося мира и человека, и на этом пути все более совершенство
- 309 вать свою обраэцую и композиционно-сюжетную структуру.
Внутрижанровое типологическое исследование современной повести делает первые шаги, но представляется весьма перспективным так как дает возможность реально осмыслить жанр в историческом движении, в устойчивости и изменчивости его художественной системы, позволяет по-новому увидеть связь метода и жанра, жанра и стиля.
Список научной литературыШамурзина, Рея Султановна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Абрамов Ф. Пелагея. Алька. Безотцовщина // Последняя охота. Повести и рассказы. -М.: Советская Россия, 1973.
2. Абрамов Ф. Трава-мурава. -М., 1984. Роман-газета, № 19. Абрамов Ф. Чем живем кормимся. Очерки, статьи. Воспоминания. -Л.: Советский писатель, 1983. -С.386-470.
3. Адамович А. Каратели. Повесть. -М., 1981. Роман-газета.5.
4. Адамович А. Последняя• пастораль//Новый мир, 1987. -№ 3. -С. 3-60.• Айни С. Одина или похождения бедняка-таджика // Собр.соч.:1. В 4 т. -М., I960. T.I.I
5. Айтматов Ч. Повести и рассказы, -М.: Молодая гвардия,1970.
6. Айтматов Ч. Ранние журавли. -М.: Молодая гвардия, 1978. Айтматов Ч. Белое облако Чингисхана. Повесть к ромацу. -Бишкек: "Баласагын, Москва: Планета, 1991.
7. Айтматов Ч. Все касается всех // Вопросы литературы,-1980. 12. -С. 9-10.
8. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою. Очерки, статьи, беседы, интервью. -Зюунзе: Кыргызстан, 1978. ;
9. Астафьев В. Пастух и пастушка // Повести и рассказы. -М.: Советский писатель, 1984.т
10. Байджиев М. Моя золотая рыбка: Рассказы и повести. -М.: Молодая гвардия, 1976.
11. Байджиев М. Тропа // Киргизские повести: Пер. с кирг. -М.: Худож.литература, 1981. -С.197-241.
12. Бакланов Г. Пядь земли // Военные повести. -М.: Сов. писатель, 1967. -С.103-338.
13. Бакланов Г. Меньший среди братьев. Повесть. -М., 1987. Роман-газета, № 8.
14. Баялинов К. Аджар // Долина Курмана. Повесть, рассказы, очерки. -Фрунзе, 1958.
15. Белов В. Сельские повести. -М.: Молодая гвардия, 1971. Белов В. Повести. -М., 1982. Роман-газета, * 13-14. Берггольц 0. Дневные звезды. -Л.: Сов.писатель, 1960. Блок А. Крушение гуманизма // Соч.: В 2 т. -М.: ГИХЛ, 1955. Т.П. -С.305-327.
16. Блок А. Искусство и революция (По поводу творения Рихарда Вагнера) // Там же. -С.229-233.
17. Блок А. Интеллигенция и революция // Там же. -С. 218-228 Бокеев 0. След молнии. Повести и рассказы. -М.: Молодая гвардия, 1978.
18. Быков В. Знак беды. Повесть. -М.: Молодая гвардия, 1984 Быков В. Сотников // Собр.соч.: В 4 т. -М., 1985. Т.2.
19. Быков Б. Дожить до рассвета // Военные повести. -М.: Сов.Россия, 1975.
20. Герасимова В. Жалость // Байдарские ворота. Повести и рассказы. -М.: Сов.писатель, 1956. -С.190-273.
21. Горбатов В. Непокоренные // Избранные произведения, -М.: Сов.писатель, 1964. -С.584-704.
22. Горький М. Детство. В людях. Мои университеты // Собр. соч.: В 30 т. -М.: ГИХЛ, 1953. Т.13.
23. Друцэ И. Возвращение на круги своя // Одиночество пастыря. Повести, рассказы. -М.: Сов.писатель, 1988. -С.326-409.
24. Закруткин В. Матерь человеческая. Повесть. -М.: Молодая гвардия, 1969.
25. Залыгин С. На Иртыше // Собр.соч.: В 4 т. -М., 1979. Т.1. -С.475-605.
26. Казакевич Э. Синяя тетрадь // Соч.: В 2 т. -М.: ГИХЛ, 1963. Т.2. -С.435-522.
27. Лавренев Б. Сорок первый // Собр. соч.: В 6 т. -М.: Худож.литература, 1982. Т.1. -С.223-269.
28. Неверов А. Ташкент город хлебный. Повесть. -Саратов,1967.
29. Нилин П. Жестокость // Соч.: В 2 т. -М., 1985. ТЛ. -С. 227-434.- 313
30. Паустовский К.Г. Кара-Бугаз // Собр.соч. :В 6 т. -М. ,ГИХЛ, 1968. Т.1. С.405-525.
31. Платонов А. Размышления читателя.-М. Современник, 1980.
32. Платонов А. Течение времени: Повести, рассказы.-ГЛ.: Московский рабечий, 1971.
33. Пришвин М. Жень-шень // Собр.соч.: В б т.-М.: ГИХЛ, 1956. Т.З. С.217-300.
34. Пришвин М. Записи о творчестве // Контекст 74. -М.: Наука, 1975. С.312-359.
35. Проскурин П. Черные птицы. -Гл., 1983. Роман-газета. № I.
36. Пулатов Т. Владений // Завсегдатай: Повести. Рассказы.-М.: Известия, 1982. С.254-296.
37. Распутин В. Век живи век люби: Повести, рассказы. -4/1.: Известия, 1985.
38. Роллан Р. Прощание с прошлым // Собр. соч.: В 14 т. -М.: ГИХЛ, 1958. Т.13. С.222-259.
39. Рытхэу Ю. Когда киты уходят // Полярный круг: Повести. -Л.: Сов. писатель, 1983. С.438-515.
40. Санбаев С. Белая аруана // Дорога только одна: Повести и роман. -ОД.: Молодая гвардия, 1974.
41. Сейфуллина Л. Виринея: Повесть. -№., 1975.и
42. Серафимович А. Железный поток // Избранные произведения. -М.: Молодая гвардия, 1953. С.3-141.
43. Тендряков В. Шестьдесят свечей: Роман. Повести. -М.: Известия, 1985.
44. Тендряков В. Весенние, перевертыши: Повесть. -М.2 Детская литература, 1977.
45. Тенцряков В. Расплата // Расплата. Повести и рассказы. -М.: Молодая гвардия, 1982. -С.242-386.
46. Трифонов Ю. Долгое прощание. Сборник повестей и рассказов. -М. : Сов.Россия, 1973.
47. Чиботару М. По ту сторону смерти // Молдавские повести. -М. : Известия, 1981. -С.520-582.
48. Агости Э. Революция, интеллигенция, культура: пер с исп. -М. : Политиздат, 1984. -С.174-188.
49. Асаналиев К. Открытие человека современности. Зметки о творчестве Ч.Айтматова. -Фрунзе: Кыргызстан, 1968,
50. Бармин A.B. Своеобразие пейзажа в эпопее XX века // НДВШ. Филологические науки, 1970. -№ 4. -С. 16-27.
51. Бахтин М. Время и пространство в романе // Вопросы литературы, 1974. 3. -C.I33-I79.
52. Бахтин М.Б. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979. -С.188-236.
53. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы двадцатых годов. -М. : Наука, 1977.
54. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. -М. : Наука, 1985.
55. Белинский В.Г. О русской повести и повестях г.Гоголя // Собр.соч.: В 3 т. -M., 1948. T.I. -C.I00-I47.
56. Бехер И. Любовь моя, поэзия. О литературе и искусстве. -M., 1965.
57. Борбугулов М. Единство национального и интернационального. -М., 1979.
58. Борев Ю. Эстетика. -М.: Политиздат, I98I.
59. Бочаров А. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. -М., 1977.
60. Бочаров А. Сквозь призму поликонфликтности // Октябрь, 1976, № 7. С.176-194.
61. Бочаров А. Человек и война: Идеи социалистического гуманизма в послевоенной прозе о войне, -f/i.: Сов.писатель, 1978.
62. Бочаров А. Бремя в четырех измерениях // Вопросы литературы, 1974. J5 II.
63. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы Основные проблемы в теоретическом освещении. Образ, метод, характер. -М.: АН СССР, 1962. С.312-451.
64. Бритиков А.Ф. Пейзаж у Шолохова // Вопросы советской литературы. -Jil.-Л.: АН СССР, 19581 Т.УШ. С.272-330.
65. Бушмин A.C. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры.1. Современник, 1980.
66. Бушглин A.C. Преемственность в развитии литературы. -JI.: Наука, 1975.
67. Буханцов A.C. Типология русской советской повести // Авто-реф. дисс. канд. филол. наук. 1971.
68. Ванюков А.И. Русская советская повесть 20-х годов: Поэтика жанра // Автореф. дисс. д-ра филол. наук. -М., 1988.
69. Введение в литературоведение: Изд. 2-е, дополн. Под.ред. л,,, Г.Н.Поспелова. -М.: Высшая школа, 1983.
70. Верин В.А. Сатирический дебют А.Платонова (о повеоти род Градов" ) // ЩфШ: Филол. науки, -f/i., 1979. JS 4.
71. Вильчек Л.Ш. "Деревенская проза" // Современная русская советская литература: Пособие для учителей. -М.: Просвещение,1987. Часть вторая. С.51-88.
72. ВишнеБская И. Романтическое изображение гражданской войны в творчестве Б.Лавренева // Борис Лавренев. Избранное. -М.: Просвещение, 1973. -СЛ37-155.
73. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в советском романе // Советский роман. Новаторство. Поэтика. Типология. -М.: Наука, 1978.
74. Вопросы историзма и реализма в русской литературе XIX -нач. XX века. -Л.: ЛГУ, 1985.
75. Гачев 17. Чингиз Айтматов и мировая литература. -Фрунзе: Кыргызстан, 1982.
76. Гегель Г.Ф. Эстетика. -М.: Искусство, 1958. Т.1. Гей Н.К. Художественная литература. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 1975.
77. Гинзбург Л. О психологической прозе. -Л.: Сов.писатель,1971.
78. Гринфельд Т.Я., Андреева И.И. Романтизация картин природы в произведениях М.Пришвина // Романтизм (теория, история, критика). -Казань, 1976. -С.41-61.
79. Дарьялова Л.Н. Метод социалистического реализма и народно-поэтические традиции (о сказочно-легендарных формах обобщения) // Проблемы реализма. -Вологда, 1977. -С. 30-47.
80. Дколцошева Ч.Т. Современная киргизокая повесть и проблемыперевода. -Фрунзе, 1981.
81. Джигитов С. Возникновение киргизской советской литературы/ Автореф.диос.д-ра филол.наук. -Бишкек, 1992.
82. Драгомирецкая Н.В. Воплощение времени // Проблемы художественной формы социалистического реализма. -М.: Наука, 1971. Т.1. -С.263-300.
83. Ермаков Ив. Эпическое и трагическое в жанре "Тихого ДЬна" М.Шолохова // Уч. зап. Горьковского пединститута. -Горький, 1950. Т.Х1У. С.33-48.
84. Ершов Л.Ф. Распутин и социально-философская проза 19701980-х годов // Русская литература. -Л., 1987. № I. С. 145156. <
85. Зарев П. К вопросу о структуре литературного процесса // Вопросы литературы, -1982. № 4. C.I5-28.
86. Зобов P.A., Мостепаненко A.M. 0 типологии пространственно-временных отношения // Р^итм, пространство, время в литературе и искусстве. -Л.: Наука, 1974. C.II-25.
87. Иезуитов A.II. Социалистический реализм в теоретическом освещении. -Л.: Наука, 1975.
88. Интернациональное и национальное в искусстве. -М.: Наука,1974.
89. История русского советского романа. -М.-Л.: Наука, 1965. Кн. I, 2.
90. История русской советской литературы: I917-1929. -M.s Наука, I9G7. T.I. С.189-300.
91. Каган ГЛ.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. -Л.,1971.
92. Кардин В. Повести Павла Нилина. -М., 1964. Киреева А.Ф. Идейно-художественная функция природы в произведениях литературы // К истории реализма и романтизма в русской и зарубежной литературе. -Саратов, 1969. С.67-81.
93. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70-х годов. -М.: Наука, 1983.
94. Кормилов С.И. Художественный историзм как творческая проблема // 11ДВШ: Филол. науки.-1977. }Ь 4. С.17-25.
95. Копыстянская Н.Ф. Понятие "жанр" в его устойчивости и изменчивости // Контекст 86. -М.: Наука, 1987. C.I78-204.
96. Кузнецов Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. -М.: Сов.писатель, 1978.
97. Кузьмичев И.К. Литературные перекрестки: Типология жанров, их историческая судьба. -Горький: Волго-Вятское кн.издательство, 1983.
98. Кургинян К. Сущность и формы конфликта // Современная сов. литература в духовной жиэни общества развитого социализма. ,. 1980. С.134-159.
99. Купреянова E.H. Историко-литературный процесс как понятие // Историко-литературный процесс: Проблемы и методы изучения.-Л., 1974. С.5-41.
100. Курс лекций по теории социалистического реализма. -М.: Высшая школа, 1973.
101. Левитан Л,С. Л1анр, сюжет, композиция повести Б.Васильева "А зори здесь тихие." // Вопросы сюжетосложения. -Рига: Звай-згне, 1974. й 3.
102. Левченко В. Чингиз Айтматов: Проблемы поэтики, жанра, стиля. -М.:, Сов.писатель, 1983.
103. Лотман Ю.М. Структура художественного текста.' Чй. t Иску о- 'ство, 1970. . ! Iv .w ■ > , / < f \1. Й . ■> .
104. Лотман Ю.М. . Замётки о структуре художественного текста // Труды по знаковым системам. -Тарту, 1971.
105. Маим Ю. Художественная уоловнооть и время // Новый мир. 1963. № I. ~
106. Манн ¡0. О движущейся типологии конфликтов // Вопросы лите-319ратуры, 1971. № 10. С. 91-109.
107. Манн Ю.А. Поэтика русского романтизма. -М,: Наука, 1976, Марков Д. Проблемы теории социалистического реализма, -М. {1. ИХЛ, 1978.
108. Методология оовременного литературоведения! Проблемы историзма. -М.: Наука, 1978,
109. Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. -М.: Сов.писатель, 1975.
110. Мусин Ф. Об историзме современной татарской прозы.-Казань, 1979. '
111. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве, -М#: Мысль, 1964.
112. Национальное и интернациональное в литературе советской,1. М.: Наука, 1971.
113. Павловокий А.И* 0 лирической прозе (Ольга Берггльц и Владимир Солоухин )// Время, Пафос. Стиль: Художественные течения в современной советокой литературе» -М,-Л. 1 Наука, 1965. С,247271.
114. Панков А. Вечное и злободневное. Современная проза: конфликты, темы, характеры. -М.: Сов,писатель, 1981.
115. Павловский А. И, В начале вооьмидеоятых: из наблюдений надпрозой // Русская литература, 1984« Л 3. С.38-54.
116. Пересунько Т.К. Тенденции развития современной советской повести и творчество Тендрякова // Автореф, диос,канд,филол. наук. -Киев, 1970.
117. Петров С.М. Проблема человека и литература социалистического реализма // Концепция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977. С.5-31.
118. Погрибный А.Г, Художественный конфликт и развитие оовременной советской прозы . -Киев, 1981.
119. Поэтика русской советской прозы // Межвуз. научный сборник* Под ред. Синенко В.С, -Уфа, 1985«
120. Проблемы гуманизма в марксистско-ленинской философии ( история и современность ) . -М.,: Политиздат, 1976.
121. Проблемы историзма в русокой литературе. -Ли Наука, 1981. Проблемы историзма в русской советской литературе: 60-80-е годы. -М.: Наука, Х986.
122. Проблемы психологизма в советской литературе. -Л. i Наука,1970.
123. Проовирнова А.Н. Проблема жанра и стиля советской повести второй половины 60-х начала 70-х годов // Автореф. дисс.канд. филол. наук. -М., 1974.
124. Ржевская Н.Ф. Концепция времени в эпопее XX века // НДВШ: Филол.науки, 1970. 4. С.28-40.
125. Русская повесть XIX века: История и проблематика жанра. -Л.: Наука, 1973.
126. Русская советская повесть 20-30-х годов. -Л.: Наука, 1976. Сидоров Е. На пути к синтезу. ~М., 1979.
127. Сильман Т. Подтекст- это глубина текста // Вопросы литературы, 1969. » I. С.89-102.
128. Синенко B.C. Современная русская повесть: Вопросы поэтики жанра // НДВШ: Филол. науки, 1969. JS I. С,3-12.
129. Синенко B.C. Русская советская повесть 40-50-х годов. Вопросы поэтики и типологии жанра // Проблемы жанра и отиля. -Уфа, 1970.
130. Синенко B.C. Внутренняя организация художественного произведения. -Уфа, 1984.
131. Скороспелова Е.В. Идейно-стилевые течения в русской советской призе первой половины 20-х годов. -М.: МГУ, 1979.
132. Собсшенко В.И. Особенности воплощения художественного трагического конфликта в современной военной прозе // Проблемы личности и общества в современной литературе и искусстве. -М.: Мысль, 1967.
133. Советская литература и мировой литературный процесс: Изображение человека. -М.: Наука, 1972.
134. Советская литература и новый человек. -Л.: Наука, 1967.
135. Советский роман: Новаторство. Поэтика. Типология. Сборник статей. -М.: Наука, 1978.
136. Современная русская советская повесть: 1941-1970. —Л.: Наука, 1975.
137. Социалистический реализм' сегодня: Проблемы и суждения. -ГЛ.: Худож. литература, 1977.
138. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. -М.:'Сов.писатель,1977.
139. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Стиль. Произведение. Литературное развитие. -М.: Наука, 1965. С.422-503.
140. Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. : Наука, 1964. С.17-36. 3949. .
141. Урнов Д. Национальная специфика литературы как предмет исторической йоотшш // Историческая поэтика! Итоги и перспективы изучения. -М.: Наука, 1986. С.168-187.
142. Урнов Д. Мысль изреченная и скрытая (о подтексте в современной прозе ) // Вопросы литературы, 1971. № 7. С. 52-72. •■/". .
143. Утехин Н. Жанры эпической прозы. -Л.: Наука, 1982. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма. -Л.: Наука,
144. Хайлов А.Н. Концепция человека и движение жанрово-по-вествовательных форм // Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. -М.: Наука, 1977. -С.153-190.
145. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. -М.: Худож.литература, 1977. '
146. Цветов Г.А. Образ природы в очерках и повестях В.Солоухина // Человек и природа в советской прозе. -Сыктывкар, 1980. -С. 41-56.
147. Человек и земля: пересмотр отношений // Лит.газета, 1975. 5 ноября.
148. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии и истории эстетической мысли. -М.: Наука, 1973. -С.191-247.
149. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгейских литературах. -Тбилиси, 1978.
150. Шукуров М. Обновление: Таджикская проза сегодня. -М., 1986."
151. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. -М.: Сов.писатель, 1955.
152. Щербакова И.И. Прикосновение к родной земле (о некоторых особенностях стиля А.Толстого "Детство Никиты") // Проблемы
153. И жкНрв. U ööBOTOKüit литература. -Свердловок, 1968. 0.74-66.
154. Эсалнек А. Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. -М.: МГУ, 1985.
155. Энгельс Ф. «Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.20. -С.486-499.
156. Эпштейн Н.М. Мир животных и самопознание человека (по мотивам русской поэзии Х1Х-ХХ вв. // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. 1986: Человек природа -искусство. -Л.: Наука, 1986. -С.126-146.
157. Якименко Л.Г. Концепция человека и современное искусство // Современные проблемы реализма и модернизм. -М.: Наука, 1965. -С. 536-543.
158. Якименко Л.Г. философия исторического оптимизма и концепция человека // Концепция человека в эстетике социалистического реализма. -М.: Мысль, 1977. -С.32-54.
159. Яновский Н. Лидия Сейфуллина. Критик о-биографический очерк. -М.: ИМ, 1972.