автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Повести Василя Быкова (особенности конфликтов и своеобразие их художественных решений)

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Бенц, Лариса Яновна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Автореферат по филологии на тему 'Повести Василя Быкова (особенности конфликтов и своеобразие их художественных решений)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Повести Василя Быкова (особенности конфликтов и своеобразие их художественных решений)"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЩШ И ОРДЕНА ТВДОВОП) КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ .УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ

М. В. ЛОМОНОСОМ ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

На правах рукописи

ВСНЦ Лариса Яновна

ПОВЕСТИ ВАСИЛЯ БЫКОВА (особенности конфликтов и своеобразие их художественных решений)

Специальность - 10.01.01 - Литератора народов СССР (советского

периода)

Авторефе рат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Москва - 1990

Работа выполнена на кафедре истории советской литературы филологического факультета Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.

Научный руководитель кандидат филологических наук, доцент В.Н.Хабин

Официальные оппоненты:

доктор филологических наук, процеосор Б.Бялокозович, кандидат филологических наук В.Н.Снгов'

Ведущее учреждение - 1.10ПИ им. Н.К.Крупокой.

о —

Защита диссертации состоится ^^^ 1990 », на заседании специализированного совета Д.053.05.12 при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова.

Адрес: 119899, Москва, Ленинские горы, ИГУ, 1-й корпуо гуманитарных факультетов, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке филологического факультета МГУ.

- ¿1

Авторе|ерат разослан ( 1990 г.

. Ученый секретарь специализированного совета

профессор В.А.Зайцев

0Ш1Я ХАРАКГЕШСТ11КА РАБОТЫ

I. Актуальность проблемы. В настоящее время, в эпэху перестройки и нового мышления, советская литература продолжает жить более всего заботами современности, а также - критически-правдивого освоения предшествовавших ей исторических этапов.

У исследователей военной прозы появилась возможность вдумчивого и трезвого, научно-последовательного ретроспективного рассмотрения закономерностей ее развития.

Наиболее проницательных военных прозаиков давних десятилетий зсегда стимулировала мысль о неодолимой власти прошлого над соз-ганием и душевной памятью личности и общества. Она остается пос-'оянным мощным фактором воздействия на процессы познания новых 1бретениЙ и новых сложностей современного мира.

Целеустремленное, бескомпромиссное, освобожденное от шор офици-льной дозволенности, освоение человека и обстоятельств началось советской литературе с военной повести. Предвестником военных розаиков так называемой второй волны стал еще в 1346 г. Виктор екрасов ("В окопах Сталинграда"). А в конце 50-х - начале 60-х одов появились повести Григория Бакланова, Юрия Бондарева, Впк-эра Астафьева, Василя Быкова, Константина Воробьева.

Лишь вслед за ними заостренно проблемы-выбора, связанное с :обо конфликтной, драматической сюжетной ситуацией, и вопрос о ¡минуемости : эавственной проверки героев не только на конкретне-щиальноЛ, но и на общечеловеческой основе, стали характерны:.'« для писателей-"деревенишков" и для тех, кто занимался сферой :учно-техничсского творчества, для бытописателей города и дяя ионических романистов. '

Стараясь ответить на вопрос о том, почему повесть о минувшей войне - о том, что было для страны страшным катаклизмом и велича! шей народной трагедией, "повела" за собой литбратуру о настоящем, о перипетиях мирного развития, диссертант обратился к творчеству белорусского прозаика Василя Быкова.

Писатель говорил, что не может быть для человека выбора Ьесп< щаднее, чем выбор между жизнью и смертью, но что и он подчинен нравственному критерию: "сумеет ли человек остаться человеком, сможет ли отстоять свое достоинство?".

Повести Василя Быкова написаны о прошлом ради нашего сегодня и ради будущего. Пороаденные военной обстановкой конфликты, раскрывающиеся на страницах его книг, современны для каждой эпохи, близко касаются каждого человека, помогают формировать его характер, духовный, нравственный облик. Художественное своеобразие ра< крытия писателем этих конфликтов обогатило арсенал реалистически: средств всей советской литературы, содействовало углублению ее правдивости , совершенствованию психологизма.

'¿. Цель и задачи исследования. Основной целью работы являете; выявление наиболее характерных для Василя Быкова конфликтов, выступающих во всех его повестях, исследование этих конфликтов и анализ средств их художественного воплощения.

Исходя из этого, диссертал определил для себя теоретической задачей выяснение жанровых качеству повести вообще и ее разновидности "военная повесть" в особенности; рассмотрение толкований п< нятия "художественный конфликт" и его функционирования в рамках военной повести.

Практически-исследовательская задача заключалась в теоретиче« ки направленном разборе систем конфликтов во всех военных повеет;

В.Быкова, с выявлением ведущего конфликта - определяющего сюжетное движение и идейный ^мнсл произведения. Типы ведущих конфликтов диссертант отремилсл положить в основу дифференцированного исследования проблемяо-< одержательной сущности повэстей и художественных .структурных и стилевых) средств воссоздания конфликтов в них.

3. Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том, что она на только систематизирует оценивает различные истолкования определений и свойств повести и художественного конфликта, но дает впервые теоретическое объяснение такому жанровому явле-. Fnrn как военная повесть, устанавливая как специфику ее предмета изображения; так и основные разновидности кон тактов, которые зтимулируют его внутреннее развитие. Что ге касаетоя историко=ли-гературных новаций, то следует отметить, что здесь впервые дан зистематязировэнный анализ всех военных повестей В.Быкова-в ас-тяте движения конфликтов и сопоставительно с повестями других

IBTCPOB.

4. Теоретико-методологическур основу работы составляют труды ю истории Великой Отечественной войны, опиравдиеся на оценки и [сложения партийных документов второй половины 00-х годов, а так-£ утверд: лшиеся в научно-исследовательском ойяходе работы по терпи литературы, по истории советской литературы, монографии п татьи о военной прозе и твои- естве ее отдельных представителей.

5. Практическая значимость диссертации определяется пельным системным подходом к творчеству Васнлл Ьыкова, установлением

ипичннх для его повестеЯ конфликтов как одного из свойств его удожественногс мира.

Штериал диссертг ли, ее основные результаты могут быть ис-эльзованы при чтении вузовских курсов по истории шогонациональ-

ной советской литературы, в спецсеминарах по истории военной прозы, в исследованиях, посвященных творчеству В.&хова и жанру повести.

6. Апробация. В своем законченном виде работа была обсуждена на кафедре истории советской литературы филологического факультета МГУ им. М.В,Ломоносова и получила положительную оценку. •

7. Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения:

Глава I. Военная повесть и ее конфликты.

1.1. О терминах и понятиях "военная повесть" и "художественный конфликт".

1.2. Заровдение и становление повести о Великой Отечественной войне.

1.3. Утверждение в творческой практике жанровой разновидности - "военная повесть" и ее теоретическое осшсление.

Глава 2. Коллизии боевой обстановки, требующие героизма, выдержки, умения жертвовать собой ради других. (Первый тип ведущего конфликта з повестях В.Биюва).

. Глава 3. Конфликты, возникшие в связи с выполнением боевых заданий, принимающие в своем развитии и в исходе характер нравственно-психологических столкновений. (Второй тип ведущего конфликта в повестях В.йжова).

Глава 4. Конфликтные ситуации "последнего кризиса" - человек наедине со своей совестью. (Третий тип ведущего конфликта в повестях В.йжова).

Объем диссертации 195 стр. К работе приложен список литературы, включающий 230 наименований.

П. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ■ .

Во введении обосновывается научное значение и актуальность темы диссертации, рассматривается становление В.Шкова как писателя и дается объяснение тому, почему почти все творчество В.1я-кова связано о войной.

Диссертантом приводятся высказывания известных советских писателей и критиков о месте и значении белорусской литературы о войне как "сильнейшей среди других литератур"*'. Указывая на тематическую широту в отображении ею народного сопротивления захватчикам, Л.Лазарев-не без основания считает, что "Творчеством В.Шкова и А.Адамовича белорусская льгесатура йнвела всю нашу литературу к новому для.нее кругу нравственно-философских проблем человеческого бытия" .

В то же зремя в работе говорится и о сходстве в подходах В.1я-кова к материалу войны с другими представителями "второй волны". Писателей этого поколения роднила не только определенная близость их фронтовых биографий, во, главным образом, внутренняя близость их творчества, особенно ощутимая'в ранних произведениях. Характерным для этих художников является новаторское развитие традиций русской классической и советской литератур, преемственность идейно-нравственных исканий, верность правде жизни.

В диссертации показано существенное влияние книг Ю.Бондарева и Г.Бакланова на становление Бжова - автора первых повестей, но одновременно указывается и на некоторие их отличия, заключающееся

1) Еибуль В. Белорусская проза о во!кш и классическая трагедия. Ш., 1986. С. 2-10.

2) Там оз.

в самой проблематике, в содержании главного конфликта и его раскрытии.

В дальнейшем особенности быковских повестей будут заключаться в том, что свое внимание писатель сосредоточит на поведении героя в сложной, драматической боевой обстановке, на столкновении разных принципбв и взглядов, на понимании долга и ответственности за совершаемое - перед собой, перед другими, перед Родиной. Характерными для ряда его книг станут ситуации "последнего кризиса", в которых человек остается наедине со своей совестью.

Во Введении упоминается о неизвестной широкому кругу читателей первой повеоти В.Вжова "Последний боец", которая была опубликована на белорусском языке в 1958 году в газете "Чырвоная зме-на" и больше не переиздавалась. Сам автор и его опытный исследователь П.Дедков посчитают ее впоследствии малоудавшейпя пробой пера в жанре военно-приключенческой повести и установят, что свой настоящий выбор В.Баков сделает повестью "Журавлиный крик". Тем самым дается мотивировка отсутствию анализа "Последнего бойца" в данной диссертации.

■ Определив тем самым объем рассматриваемого художественного материала (семнадцать военных повестей В.Быкова; изданные за время о 1959-го по 1987 годы, в сопоставительном рассмотрении с произведениями других писателей), автор диссертации приступает к обстоятельному обзору критической литературы. Он по-особому учитывает те исследования советских и польских специалистов, в которых имеются отдельные замечания, наблюдения, мнения, имеющие непосредственное отношение к исследуемой проблеме и могущие стать исход-щи пунктом для последунцих разборов и размышлений.

Для достижения основной цели диссертации, состоящей в выделении наиболее характерных для повестей В.Бш;ова конфликтов, иссле-

дованпп этих конфликтов и анализе оредств их художественного г-оп-лощения, автором были поо теплены во введении, а затем решены следующие задачи:

- определены этапы развития советской военной повести (как одного из жанров военной прозы, начиная о времен самой Великой Отечественной войны,

- рассмотрены конфликты, типичные для советской военной повес-си и выявлены характерные свойства быковской повести,

. - проведена классификация повестей В.Быкова по типам ведущих сонфликтов и последовательно рассмотрена их содержательная сущ-гооть и своеобразие структурно-стилевых решений,

- прослежена связь художественно воплощенных В.Быковым конф-:иктов с современностью и показана лх актуальность для нашего вре-

16НИ.

В первой главе, состоящей из трех разделов, дается толкование онятий "военная повесть" и "художественный конфликт". На примере риведенных многочисленных высказываний критиков и ллтературове-ов, старающихся определить значение термина "военная повесть", оказано, что до сих пор содержание этого понятия теоретически не аскрыто» Выявлено также разнообразие существующих оттенков в зотреблении определений "военная повесть", "фронтовая повесть" "воинская повесть" - проблемно-содержательного, хэонологическо-) и собственно жанрового свойства.

Рассмотрев терминологическое ь содержательное обозначение >нятия "художественный конфликт" со ссылкой на многочгсленнне товарные, энциклопедические и литературоведческие источники с лью приближения его истолкований к художественному содержанию, иологически присущему' военной повести.

Во второ.'.1 разделе псслэдуется вопрос о зароаденлг и стянопле-

нии повести о Великой Отечественной войне.

Говоря о том, что эта повесть продолжала традиции повести о гражданской войне автор показывает и различия между ними; они относятся не только к масштабам событий и характеру войны, но и к • принципам ее изображения, к особенностям конфликтности.

Прослеживается также изменения, качественные преобразования повести о Великой Отечественной войне, выявляются причины повлиявшие на новое освещение людей и событий в советской литературе. Отмечен новаторский характер военной повести конца 50-х годов -начала 60-х годов, проявившихся в углублении психологизма, в нравственно-философском осмыслении бытия человека на войне.

В третьем разделе отмечена роль 60-х годов как периода зрелости той разновидности жанра повести, который утвердился в критической и исследовательской литературе под названием го е н н а я повесть. Предпринята попытка теоретического осмысления этой типолс гической общности и рассмотрения таких ее содержательных компонентов как предмет изображения и система конфликтов (собственно военных, социальных, психологических, нравственных),-а также - обоснования наиболее присущих этой системе художественных средств.

В соответствии о указанными историко-литературными и теоретическими предварениями отмечается принципиальное проблемно-конфликт ное своеобразие всех быковских военных повестей как "некоей общей системы".

Вторая глава содеряит анализ повестей В.Быкова с первым типом ведущего конфликта: коллизии военной обстановки, требующие от людей героизма, выдержки, умения жертвовать собой ради других. Этот тип доминирует в ранних повестях "Журавлиный крик", "Третья ракета" и "Альпийская баллада". Затем динамика предметов изображения . в его повестях будет определяться и другими типами конфликтов.

I •

На материале первой повести В.Бнкова "Журавлиный крик" обосновывается вывод о том, что в ней уже появились предпосылки, указывающие на зарождение наиболее характерных для писателя конфликтных ситуаций, которыз выступят потом в более зрелых его произведениях.

Отмечен отличный от повестей о боевых операциях характер фабулы и интриги в "Альпийской балладе". Показано, как в изобретении противостояния великой силы любовного чувства "року социальных обстоятельств" автор следует за Шекспиром, как перекликается история Джулии и Ивана с авантюрными повествованиями давних времен о "злоключениях" и "спасениях" героев. И устанавливая пной масштаб и иное качество трагического в повести В.Быкова, диссертант проводит последовательное сравнение с ней появивзейся двумя годами позднее повести-пасторали З.Астафьевл "Пастух и пастушка".

Здесь указывается на структурно-стилевие средства, которые писатели используют для отображения поведенил и поступков своих героев в определенных конфликтных ситуациях.

3 третьей главе рассматривается восемь быковских повестей соответственно следующему ведущему типу конфликтов: конфликты, возникшие в связи с выполнением боевых заданий, но принимающие в своем развитии и в исходе характер нравственно-психологических столкновений. Для более четкого и удобного анализа повести разделены на две группы в зависимости от определяющей сюжетной ситуации.

Первую группу составили те произведения, в которых развитие конфликта определяется утратой героями контроля над обстановкой в обстоятельствах внезапного отступления или поисками нужного пут;: в затрудненных, непроясненных обстоятельствах. Таковы "Фронтовая

страница", "Мертвым не больно", "Пойти и не вернуться", "В тумане".

Ко второй группе принадлежат повести, описывающие выполнение боевых задач в особенно трудных, постоянно меняющихся условиях. Сада всшли "Западня", "Атака о ходу", "Его батальон" и "Коуглян-ский мост". Объединение в пределах одной группы двух разных повестей: "армг.йской" - "Атаки с ходу" и "партизанской" - "Круглянский мост" бито возможным потому, что в них писатель выдвигал одну и ту же проблему, хотя решал ее в разных ситуациях.

Подробно анализируя каждую названную повесть в аспекте зарождения и динамики ведущего конфликта, диссертант обращает внимание на дальнейшее развитие всей системы конфликтов, на усложнение психологического анализа, особенности внутренних монологов героев. Он доказывает, что в сравнении с ранними повестями конфликты прилипают здесь более глубокий - философский, общечеловеческий омысл.

"Фронтовая страница" уже всецело дает представление о том, что такое военная повесть Быкова, в чем заключается существо быковской ситуации, быковской системы конфликтов и действующих лиц. Здесь наблюдается заметный отход от влияния произведений. Ю.Бондарева и Г.Бакланова.

Повесть "Мертвым не больно" отличается от предыдущих произведений стремлением автора связать действительность военных дней с нашим настоящим днем. После нее автор не раз прибегнет к приему размыкания календарного времени сюжетного действия своих повестей, соотнося его со временем историческим, сопрягая войну то с современностью ("Обелиск", "Волчья стая", "Карьер"), то с довоенным

простым ("Знак беды", "В тумане"). ,

/¿те-Шге

Перенос действия во времени порождает своеобразные "ввкоаше эпизода", функции и характер которых с течение:* времени изменяют-

ся. Эти микросюжеты критик А.Адамович называет "ппитчами". Ош: вводятся в повествование тогда, когда жизнь ставит человека в стрессовую ситуацию.

Указывается на новое освеще1ше В.Быковым явления измены. Во "Фронтовой странице", "Мертвым но больно", "ПоЧти и не вогнуться" содержится более иирокий аспект исследования этой проблемы - не только измена Родине, воинскому долгу, боевым товарищам, но и всем моральным принципам, заложенным ь формирование нового советского

человека.

„ мс,

Отличаются также изменения в приемах развертывания с:эжета: незаконченность конфликта ("Пойти и не вернуться"); переплетение и зталкивание коллизий, происшедших в довоенном и военном прошлом героев ("В тумане"); новые разновидности конфликта - не только «жду двумя персонажами-антиподами, как это было ранызе, ко и мск-[у героем и его окружением, а также - между представителями двух шажеских сторон ("Западня").

В работе делается существенна!! вывод о том, что между коифлик-ами, выступающими в разных повестях Быкова, существует опрзделен-ая связь, просматривается и закономерность. Еитекая часто один з другого, они не только дополняют и расиирлют друг друга, но и боазуют некоторую систему, которая отчетливо видна После вниуа-эльного просмотра и сопоставления всех повестей писателя.

Э четвертой главе анализируются ведущие конфликтные ситуапчи, мучившие в исследовательской литературе название ситуаций "поевшего кризиса", когда человек в тяжелые, критические для него )менты остается наедине с собственной созестыо и должен саносто-■ельно принять решение и поступать согласно своему внутреннему леншо. Испытывая своего героя, автор ставит его перед единствен-м и последним выбором, между жизнью и смертью, и в то яе время -

«езду честью и бесчестием. Этот выбор, это решете требует от персонажа предельного напряжения всех нравственных и физических сил и в итоге раскрывает весь его человеческий облик.

Анализ проводятся на основе повестей "Сотников", "Обелиск", "Доиить до рассвета", "Волчья стая", "Карьер" и "Знак беды".

Развитие и разрешение основного конфликта исследуемых повестей представляет собой своеобразный философский спор о сущности человека ¿"Сотников"), о самопожертвовании героя во имя высокой цели, во имя будущего ("Обелиск", "Дожить до рассвета"), об ответственности перед людьми и перед самим собой за свои поступки ("Волчья стая"). Коллизии настоящего часто переплетаются с коллизиями прошлого ("Знак беды") и многие конфликты военного времени протягиваются в наши дни ("Карьер"). Эти конфликта часто вытекают из исследования Быковым нравственно-философских проблем и потому возникают не только в прямом военном столкновении с противником, но иногда проявляются в двух планах: в борьбе персонажей против все возрастающей сложности обстоятельств и в душах героев, в их психологии ("Сотников"), в открытом вызове оккупанту и в истолковании этого поступка другими людьми ("Обелиск"). Иногда только генеральный военный конфликт - столкновение советского народа с фашистами - писатель ставит в центр своего внимания и раскрывает его в нравственно-философском аспекте ("Дожить до рассвета", "Волчья стая"). В повестях "Знак беды" и в "Карьере" нравственные конфликты сконцентрированы и обобщены в судьбах Степаниды, ГТетро-ка и Агеева.

Диссертант обращает также внимание ка углубление психологизма в развитии конфликта, философичность прозы, проявляющуюся но только в сассуэдениях героев, ло и в сагой постановке вопроса о нравственном выборе гежду газпью и смертью.

Прямое соотнесение времени нынешнего с временем минувшим, вязь военных конфликтов с нашей действительностью подчеркивает-я средствами композиционной организации повести. Два взаимосвя-ашшх временных плана, выступающие в повестях, позволяют В.Еыко-у глубже раскрыть мотивы решений и последовавших зр ними поступ-ов героев, оценить их с сегодняшней точки зрения ("Обелиск", Волчья стая", "Карьер").

Психологический анализ, ставший главным средством разоблаче-ия персонажа, появившийся впервые в "Круглянском мосту", в рас-матриваемых повестях получил свое дальнейшее развитие и углублено. В столкновении героев-антиподов дается уже но односложный ерактер, а такой, в котором переплетены добро и зло ("Сотников"), другом случае, различия между персонажами, проявляющиеся в их очти'полной психологической противоположности, оказываются несу-ественными з контексте свободолюбия и советского патриотизма и риводят к единой позиции - позиции непокореиного белорусского арода ("Знак беды").

В характеристике героев появляется новый очень существенный ля В.Быкова психологический акцент: нравственный суд героев об-ащенный теперь и на самих себя, на свое прошлое ("Сотников", Карьер").

Впервые в своем тзорчестве 3.Быков обращается к теме жестоких есправедливостей и злодеяний сталинского времени и отображения тмосферы подозрительности и недоверия, а главное - того, как она казывалась на человеке и на его поведении, какие нравственные де-ормации вызывала и причиной каких конфликтов явилась ("Знак бе-ы", "Карьер").

В заключении изложены результаты проведенного исследования.

ОСНОВНЫЕ ГтаУДЬТАТЫ ИСОЯШаШМ

1. Обоснована необходимость и целесообразность научного рассмотрения художественных конфликтов с более полным учетом человеческого фактора, являющимся важнейшим фактором в конфликте.

2. Проведен анализ развития советской военной повести как одного из жанров военной прозы во впемя и после Великой Отечественной войны. Отмечены наиболее характерные черты советской военной

. л>ести с момента ее п явления в годы гражданской войны до настоящего времени.

3. Предпринята попытка дать теоретическое обоснование жанровой разновидности "военная повесть", выявлена ее содержательная сущность, свойственные'ей система kohíuo гов и средства художественного воплощения.

4. Обоснован и разработан принцип деления военных погестеП В.Гйкова по типу ведущего конфликта, соотнесенного с главным ворк-но~историческ.,м конфликтом - борьбой советского народа a ere apnzi с фап'истскин агрессором.

Ь. Сделан всесторонний анализ семнадцати военных повестей B.Fi кова соответственно трем типам ведущих конфликтов. В каждом случе! проведены сопоставления о проблемно-конфликтными особенностями военных повестей других авторов.

6. йаскрыты и представлены художественные средства (аанровые, композиционные, сюжетные, стилевые), i помощью которых раскрываются конфликты в военных повестях -В.Висова.

7. Выявлена одна из существенных закономерностей быковской про зы, состоящая в том, что названия большинства его повестей являются своеобразным ключом, открывающим залаженный в них смысл.

8. Доказаны обще-чловеческая значимость и актуальность иссле-

дованных конфликтов, влияние быковоких повестей на формирование духовного и нравственного облика и характера современного человека, на решение многих нравстпешгах проблем нашей действительности.

I

ащ.