автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Современная тывинская поэзия
Текст диссертации на тему "Современная тывинская поэзия"
Российская Академия Наук Ордена Дружбы народов Институт мировой литературы имени
А.М.Горького
На правах рукописи
Комбу Сайлыкмаа Салчаковна
СОВРЕМЕННАЯ ТЫВИНСКАЯ ПОЭЗИЯ: СИСТЕМА ЖАНРОВ.
10.01.02. --- Литература народов Российской Федерации.
ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата филологических наук.
Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор
ИСААКЯН А. В.
Москва -1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ—----------------------------------------- стр. 3 - 23
ГЛАВА 1. Переосмысление традиционных жанров в современной тывинской поэзии--------------------- стр. 24 - 44
ГЛАВА 2. Лирические жанры современной тывинской поэзии -—---------------------------------------------------------- СТр. 45 _ 99
ГЛАВА 3. Пути становления и развития крупных (лиро-эпических) жанров----------------------------------------стр. 100 - 137
ЗАКЛЮЧЕНИЕ------------------------------------------стр. 138-143
БИБЛИОГРАФИЯ----------------------------------------стр. 144 - 157
Введение
Ни один из терминов литературоведения не имеет такого широкого спектра значений, как термин «жанр». Существуют разные определения жанра и соответственно разные жанровые классификации литературы. На это обстоятельство обращает наше внимание «Словарь литературоведческих терминов» (171), где можно прочитать: "В современном литературоведении термин употребляется в различных значениях. Одни ученые в соответствии с этимологией слова называют так литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие под этим термином подразумевают литературные виды, на которые делится род (роман, повесть, рассказ и т.д.). Это понимание является, пожалуй, самым распространенным" (171. 82)*.
Автор фундаментального труда "Введение в литературоведение" В.М.Жирмунский писал в главе "Проблема жанра": "Жанр" - французское слово, соответствующее русскому "вид". Иногда говорят "поэтические виды", т.е. типы поэтических произведений. Понятие типа поэтического произведения, его вида, употребляется в поэтике в двух смыслах: в более широком и в более узком. В широком смысле мы говорим как о типах поэтического произведения об эпосе, лирике и драме... Это - роды поэзии, или жанры, понимаемые в широком смысле слова. < ... > Что касается жанров в узком, собственном смысле слова, то сюда относятся, например, поэма, басня <...> ода, элегия..." (72. 376).
* Здесь и далее в тексте первая цифра в скобках означает порядковый номер в библиографии, вторая - страницу цитируемого источника (С.К.).
Ф.М. Головенченко, автор другого учебника "Введение в литературоведение", справедливо отмечает, что понятия «род», «вид» и «жанр» часто отождествляются, и поясняет: "Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирика, драма... Каждый род состоит из нескольких видов... Часто в критике литературные виды называют жанрами..."(52. 236.). Из этих слов следует, что «вид» более узкое понятие, чем «род», и что понятия «вид» и «жанр» могут считаться идентичными, равными в правах.
В трудах ряда ученых (1; 145; 171.) рассматривается формообразующая и эстетическая основа жанра (жанра, понимаемого как вид).
По мысли М.М. Бахтина, литературные жанры - это вторичные, сложные образования. Он, в частности, писал, что «...Жанр возрождается и обновляется на каждом этапе развития литературы ...». (22. 178.). И.Ф. Волков в своей книге «Теория литературы» в главе «Литературные жанры» отмечал, что «Жанр -это индивидуальное бытие художественного творчества. Он образуется в результате преломления того или иного или тех или иных типов художественного содержания в литературном роде или в межродовом образовании. Тем самым складывается единство жанрового содержания и жанровой формы» (41. 128). Каждый жанр, по мнению П.Н. Медведева, - это «особый тип строить и завершать целое, притом <...> существенно тематически завершать...» (117. 175).
Противоречивы мнения исследователей, рассматривавших саму историю понятия «жанр», эволюцию жанров. Часть теоретиков считает, что, например, в современной лирике жанр
настолько трансформировался, что нецелесообразна даже попытка выявить, уточнить жанровую систему. (106.).
Краткий исторический экскурс может убедить в том, что эта проблема давно привлекала ученых и была объектом их исследований в разные периоды истории.
Первоначальное определение было предложено Аристотелем в его "Поэтике" (2), но затем в трактатах классицистов оно приобрело схоластический характер. Лишь Гегель в своей "Эстетике" (48) сумел диалектически объяснить зарождение, формирование и развитие жанров в их взаимодействии друг с другом. Ориентиром, опорой Гегелю служили не живая действительность, а категории тезиса, антитезиса и синтеза: эпос - тезис, лирика - антитезис, а драма - синтез этих двух родов.
Жанры были рассмотрены также В.Г. Белинским (25). Его определения поэтических родов и видов в российском литературоведении предпочтительнее всех остальных.
Конкретный материал тывинской поэзии, как мы увидим далее, свидетельствует, что жанры не исчезают, а в силу гибкости, подвижности, взаимопроникаемости лишь видоизменяются. Современная тывинская поэзия имеет достаточно четкую и развитую жанровую систему. Рассмотрение её в историческом и •эстетическом аспектах - задача данного исследования.
Жанровое, а заодно метрическое и строфическое разнообразие современной тывинской поэзии может быть объяснено как следствие роста профессионализма у поэтов. Жанровое многообразие в лирике в известной степени можно считать критерием качества, художественности. Появление новых жанров прямо связано с более высоким уровнем художественного
мышления поэтов по сравнению с поэтов 30-40-х годов, когда самым распространенным жанром была песня социального характера, а лирическое начало почти отсутствовало (иное дело -фольклор).
За сравнительно короткий срок тывинские писатели сумели освоить новые жанры, совершили скачок от канонически-жанрового мышления к развитым художественным формам. В современной тывинской поэзии стали реальностью формы, доказавшие свои неисчерпаемые возможности на путях эстетического совершенствования.
При выяснении жанровой природы литературного произведения мы бы выделили, прежде всего, три момента:
1. принадлежность произведения к одному из родов литературы (к эпосу, лирике или драме);
2. формальный объем произведения;
3. доминирующее художественно-эстетическое качество и тесно связанные с этим качеством особенности структуры произведения.
Процесс обновления, трансформации жанров стал особенно интенсивным в последние десятилетия. Связано это прежде всего с грандиозными изменениями в жизни и быте людей.
Хронологические рамки данного исследования - 1970-1995 гг.; именно в этот, сравнительно короткий, период времени в тывинской поэзии наблюдается резкая внутренняя ломка. Всеобщий подъем общественного сознания, всемерное проявление социальной и духовной активности человека с середины восьмидесятых годов потребовали от тывинских поэтов пересмотра устоявшихся творческих принципов, установления более тесных и
непосредственных связей с действительностью, с жизнью народа, привели к появлению нового лирического героя.
У каждой эпохи - своя поэзия. Вместе с общим развитием познавательной способности человека развиваются, обновляясь и совершенствуясь, и его образное мышление, художественные представления. Отсюда - постоянно меняющийся облик поэзии.
Социальные сдвиги, характерные для всего общества конца восьмидесятых годов также существенно изменили лицо тывинской поэзии.
Особенности развития тывинской литературы в 1970 - 1995 гг. позволяют выделить в ней два связанных друг с другом, но неоднозначных и неоднородных этапа. Первый приходится на период социально-экономического застоя, второй начинается с середины восьмидесятых годов, с перестройки и демократических преобразований в социальной, экономической и культурной сферах жизни нашего общества.
Первый период развития литературного процесса - в рамках периода застоя. Командно-административная система управления экономикой и общественной жизнью не могла не оказывать негативного влияния и на литературу: реальное бытие народа получало в литературе нередко искаженное, одностороннее отображение: замазывались трудности и недостатки социально-экономической сферы жизни общества, односторонне трактовались проблемы морали, гуманизма. Творческий рост ряда писателей приостанавливался. Появлялись серые, художественно беспомощные произведения, написанные по указке вышестоящих органов партии.
Однако и в застойный период в художественной литературе, в поэзии в частности, произошла, как уже было сказано, внутренняя ломка, появлялись произведения, содержавшие критическое отношение к негативным явлениям в общественной жизни или в какой-то мере высказаться об этом. Пример тому стихотворение «Ничего» («Ажырбас»), «Молодежь - чьи дети?» («Аныяктар кымнын толул?») А.Даржая, «Родной язык» («Тыва дылым»), «Не позволяйте спать вашу совесть» («Нуурунер удувазын»), «Своим сверстникам» («Уе-чергемге») А.Уержаа. В них со всей остротой была поставлена проблема будущего родного языка, духа, всей судьбы народа.
Развитие литературы и в период застоя не прекращалось благодаря индивидуальному характеру творческого акта. Только поэтому поэзия восьмидесятых годов стала заметным явлением в художественной жизни тывинцев. И не только из-за количества созданных произведений. Страницы книг многих поэтов, писателей покидает плакатность, описательность. Уходит в прошлое образ врага, поэзия начинает глубже осмысливать человека, его природу, жизненные проблемы.
Важные исторические перемены, происходившие в жизни общества во второй половине восьмидесятых годов (апрель, 1985), оказали плодотворное влияние и на развитие литературы. Именно на рубеже семидесятых-восьмидесятых годов оформились и выявились главные черты обновления тывинской поэзии. Поэзия становится более искренней, более сосредоточенной и отзывчивой к внутреннему миру человека. Усилилось философское, аналитическое начало поэзии. В творчестве тывинских поэтов стала преобладать форма внутреннего монолога. Были сделаны попытки
нового осмысления действительности. Благодаря исчезновению "закрытых" тем появилась возможность обратиться к ранее не освещенным пластам жизни. Стремление к раскрытию актуальных социальных и нравственно-этических проблем закономерно привело к интенсивному жанровому обогащению тывинской поэзии. Жанровая палитра этих лет достаточно разнообразна. Она представлена поэмами, балладами, сонетами, стихами-путешествиями, монологами, диалогами, поэтическими циклами, хокку, верлибрами, стихотворениями-миниатюрами.
Наряду с относительно устоявшимися жанровыми формами в последние годы появились стихи, которые трудно вписать в привычные рамки. Размытость жанровых границ, наблюдавшаяся в этот период во многих произведениях в поэзии других республик, имеет место и в тывинской. Здесь можно встретить специфически авторские, несколько необычные жанровые определения, например, "стихотворение-репортаж".
Новым для поэзии рассматриваемого периода стало обращение к традициям устного народного творчества, что нашло свое отражение в появлении, в возрождении таких жанров, как "йорээл" (благопожелание), "халак" (плач), "опей ыры" (колыбельная) и др.
Таким образом, характерной чертой современной поэзии стало заметное расширение её жанровой системы, где, с одной стороны, представлены старые жанры, подтверждающие свою жизнеспособность, а с другой - практически трудно поддающееся систематизации изобилие новых жанровых форм.
Современный этап развития тывинской поэзии характеризуется качественно новыми чертами. Во-первых, значительно возросла творческая активность и целеустремленность
поэтов. За 1970-1995 гг. опубликовали на тывинском языке поэтические сборники свыше шестидесяти авторов. Уверенно повышалось поэтическое мастерство тывинских поэтов старшего поколения. Уверенно стали звучать в поэзии голоса поколения 1940-1950 годов Ю.Кюнзегеша, С.Молдурга, О.Сувакпита, о которых ещё в недавнем прошлом говорили как о начинающих авторах. Усилился поток молодых творческих сил.
Имея за плечами различный жизненный опыт, разные и по возрасту, тывинские поэты всех поколений близки друг другу стремлением глубоко и естественно размышлять о жизни и человеке, сосредоточенной внимательностью к радостям и болям современника, искренностью, лиризмом и почтительным отношением к истории. С новой силой пробуждается интерес к устному народному творчеству, этнографии, деталям национального быта.
В современной тывинской поэзии выступают представители разных поколений. Опыт старшего поколения сочетается с поисками новых форм художественности молодых. С появлением новых имен расширяется диапазон поэзии, раздвигается её тематические и идейные границы, рождаются новые жанры.
Во-вторых, на современном этапе понимание гуманистической сущности поэзии поднялось на такой уровень, на каком оно не стояло ни на одном из предыдущих этапов своего развития.
Место высокопарного и возвышенного стиля занял стиль и эмоциональный и аналитичный. Черты нового, творческого подхода повышают уровень философского осмысления действительности, способствуют углублению психологизма.
В современной тывинской поэзии синтезируются не только художественные завоевания русской классики, но и мировой и восточной классической поэзии, роль которой в новых условиях значительно возросла. Обретают глубокий смысл вечные идеи человеколюбия, милосердия, высокой нравственности, гражданственности. Классика помогает обогатить нравственно-этический и художественно-изобразительный потенциал тывинской поэзии.
Интенсивно идет очищение современной тывинской поэзии от различного рода схем, стандартов, догм, порожденных представителями авторитарной системы управления.
Животворная система, созданная фольклором, обогащает современную тывинскую поэзию. Это проявляется в том, что фольклорные формы и жанры - сказки, сказания, предания, колыбельные, благопожелания, пословицы и поговорки, загадки -начали развиваться в ином идейно-художественном ракурсе, обновляясь и наполняясь живым содержанием современности.
В результате философская насыщенность и социальная острота стали определяющими чертами современной тывинской поэзии. В творчестве таких поэтов, как С.Пюрбю, Ю.Кюнзегеш, О.Сувакпит, С.Молдурга, М.Олчей-оол, А.Даржай, В.Серен-оол, К.Черлиг-оол, которые принадлежат к разным поколениям, при всей самобытности каждого из них, есть общие черты: их объединяет острая публицистичность, гражданская страстность. Все это придает особый смысл современной любовной, общественно-политической, пейзажной и философской лирике.
Разумеется, философская насыщенность лирики зависит не только от творческой индивидуальности поэта, но является и
способом самовыражения, что во многом определяется выбором самой темы, подходами к её раскрытию, способом художественного мышления. Эпоха в какой-то мере определяет специфику поэтического постижения вечных понятий, вносит в них что-то свое, определяемое такими факторами, как прогресс, уровень мышления и степень его свободы, уровень развития культуры, религии и т.д. Не последнее место в этом ряду занимает личность поэта.
Проникающее медитативное начало раздвинуло жанровые границы лирики, в её структуре произошли существенные изменения. Это выражается, с одной стороны, в разнообразии жанровых форм, обогатившихся за счет освоения ряда жанров восточной и западно-европейской лирики (хайку, рубай, сонег, элегия, баллада), с другой - в качественных изменениях, происходящих в структуре традиционных жанров лирики (трансформация жанров фольклора). Тяготение современной тывинской поэзии к медитативности сделало возможным отображение окружающего и внутреннего мира современника в его многосложности и противоречивости.
Медитативная поэзия стремится выделить главное в выразительном словесном образе, благодаря чему достигается и афористичность мысли. В то же время медитативность органически присуща лирическому произведению, выражающему отношение личности к окружающему миру. Не лишая образ эмоциональности, философская медитация (лирические миниатюры, рубай, восьмистишие, сонет) стремится донести до читателя мысль в концентрированной форме, одновременно создавая образ самого мыслителя.
Современная тывинская поэзия в своем развитии находится в напряженных идейно-эстетических поисках, переживает сложный, подчас даже противоречивый процесс обновления. Теперь она поднимается на более высокую степень эстетической зрелости.
По мере движения вперед поэзия сталкивается с новыми задачами, выдвигаемыми перед ней динамичным временем. Все эти задачи, в свою очередь, требуют от поэтов повышения своей творческой активности и общеэ