автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему:
Современная вероисповедная политика в Китайской Народной Республике

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Врублевский, Глеб Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.13
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Современная вероисповедная политика в Китайской Народной Республике'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Врублевский, Глеб Анатольевич

Введение

Глава I. Формирование концепции вероисповедной политики Китайской Народной Республики в историческом контексте

Параграф 1. Теоретико-методологические основы исследования

Параграф 2. Анализ религиозной ситуации в Китае

Глава II. Международное и национальное законодательство о свободе вероисповедания: сравнительный анализ

Параграф 1. Международное законодательство о свободе совести и его влияние на эволюцию законодательной базы 66 Китайской Народной Республики

Параграф 2. Анализ национальной правовой базы, 90 регулирующей религиозную сферу общественной жизни Заключение

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по философии, Врублевский, Глеб Анатольевич

Актуальность темы исследования

Актуальность исследования современной вероисповедной политики в Китайской Народной Республике обусловлена рядом факторов: прежде всего, изучение зарубежного опыта всегда обогащает науку страны и предоставляет информацию для анализа и выстраивания концепций развития в сфере свободы совести. Изучение институционального взаимодействия государства и религиозных организаций в других странах представляется необходимым для российского религиоведения, так как общим местом стало признание, что в России еще не сформирована вероисповедная политика государства и не прописана четко концепция государственно-церковных отношений.

Изучение опыта вероисповедной политики в Китайской Народной Республике, стране многоконфессиональной, где, согласно Конституции, отсутствует единая официальная религия, но в рамках системы государственно-церковного права решаются сложные проблемы реализации религиозной свободы, обусловлено необходимостью формирования эффективной российской модели государственно-конфессиональных отношений, уточнения категориального аппарата системы институционального взаимодействия церкви и государства, специфики функционирования правовых взаимоотношений церкви и государства, равенства положения религиозных организаций с учетом опыта других стран, в том числе Китая, который, как и Российская Федерация, является многонациональными и многоконфессиональным государством. Это не означает, однако, что китайская модель вероисповедной политики может быть полностью применима в российских условиях.

Изучение механизмов взаимоотношений органов государственной власти и управления с различными конфессиями в данной стране представляет особый интерес. С одной стороны, современная история показывает эффективность избранной руководством Китая модели социально-экономических преобразований, что само по себе заслуживает внимательного изучения. С другой стороны, значимость опыта реформ в Китае определяется наличием многочисленных исторических и социально-политических параллелей в развитии китайского и российского обществ. Россию и КНР объединяет также наличие сходных этноконфессиональных проблем, в частности, традиционное присутствие на территории обоих государств тибетского буддизма в форме Гелук.

Исследование необходимо также в связи с географическим положением наших государств и геополитической ситуацией начала XXI столетия: среди всего спектра проблем межгосударственных отношений России с сопредельными странами наиболее важными представляются научная обоснованность, информационно-аналитическая обеспеченность, стабильность и прогнозируемость отношений с Китайской Народной Республикой. Таким образом, любая информация по различным аспектам жизни современного китайского общества представляется важной, тем более это касается современной религиозной ситуации в стране, т. к. данный фактор постепенно набирает силу и оказывает серьезное влияние на процесс и направление преобразований современного Китая.

В условиях наметившихся тенденций социально-политической и правовой трансформации российского государства и общества опыт Китая в сфере политико-правого регулирования государственно-церковных отношений полезен и представляет большой научный и практический интерес.

Хронологические рамки исследования

Исследование посвящено анализу современного состояния государственно-церковных отношений в Китайской Народной Республике (80-90-е годы XX века) с учетом исторического контекста и сложившихся философско-мировоззренческих принципов.

Начало реформирования государственно-конфессиональных отношений в Китае связано с политическими и экономическими изменениями, предпринятыми Дэн Сяопином после смерти лидера Коммунистической партии Китая Мао Цзэдуна в 1976 году. Трансформация внутриполитической ситуации и национального законодательства явилось необходимым фактором интеграции в мировую экономическую систему и во многом определило ход реформ. Экономическая сторона последних уже длительное время является объектом пристального внимания специалистов, однако, изменения в области обеспечения гражданских и религиозных свобод в Китае в определенной мере остаются в тени.

В последние два десятилетия в Китайской Народной Республике происходит сложный и противоречивый процесс, направленный, в целом, на демократизацию общественно-политической жизни и, в определенной степени, на обеспечение прав человека. В отношении исследуемого аспекта жизни китайского общества необходимо сказать, что он направлен на обеспечение свободы выбора и исповедания любой религии либо, как подчеркивает национальное законодательство, на свободный отказ от исповедания какой-либо религии и обеспечение, таким образом, прав атеистов.

Нужно отметить, что за данный период ситуация в этой области изменилась: если 80-е годы отличались, преимущественно, ослаблением и прекращением репрессий против верующих и религиозных деятелей, то в 90-е начали предприниматься практические шаги по возрождению памятников религиозной духовной и материальной культуры. Постепенно устраняются авторитарные перегибы недавнего прошлого, нанесшие огромный вред как культуре страны в целом, так и сохранению и свободному развитию ее богатейшего собственно религиозного, духовного наследия. Вместе с тем отмечается половинчатость, внешний, декларативный характер некоторых установок Правительства КНР. Это особенно явственно проявляется в отношении обеспечения свободы совести и этнокультурной идентичности коренного населения Тибета.

Таким образом, изучение современной вероисповедной политика Китая представляет интерес и в общенаучном, синологическом, и в религиоведческом плане.

Состояние научной разработанности проблемы В российской и зарубежной науке интерес к различным аспектам вероисповедной политики, а также современным моделям государственно-конфессиональных отношений заметно возрос. Теоретические и методологические подходы к исследованию проблем вероисповедной политики лежат в плоскости пересечения таких наук, как философия, история, культурология, этнология, этническая психология, социология религии, политология, политическое управление, различных концепций социального, государственного, организационного управления, а также блока юридических дисциплин: конституционного права, административного права и других.

В отечественной науке вопросы, связанные с общими исследованиями в области государственно-конфессиональных отношений посвящены работы В.А. Алексеева1, Ю.П. Зуева, Е.М. Мирошниковой, М.П. Мчедлова, Ф.Г. Овсиенко, М.И. Одинцова, Я.С. Черняка, В.Д. Тимофеева, И.Н. Яблокова и др.

В зарубежной науке общетеоретические подходы к исследованию государственно-церковных отношений разрабатывали В. Бокенфорде, Ф. Денни, X. Иэрхарт, Р. Лестер, К. Линк, Й, Листл, П. Микат, Д. Найп, К. Шлайх и др.

Проблеме формирования государственно-конфессиональных отношений в Китае, а также исследованию современного состояния и истории развития отдельных религиозных конфессий в этой стране посвящены работы многих российских ученых-китаеведов - прежде всего, это классические труды В.М. Алексеева2, В. П. Васильева3, а также Н.В. Абаева, А. Г. Афанасьева, Д.Г. Балуева, АД. Воскресенского, Л.С. Васильева, A.A. Волоховой, В.Г. Гельбраса, В. Грубе, В.П. Илюшечкина, З.Г. Лапиной, A.B. Ломанова, В.В. Малявина, Л.Д. Позднеевой, Л.Е. Померанцевой, Е.П. Торчинова, В.М. Штейн, A.A. Штукина и др.

В работах зарубежных исследователей, посвященных вероисповедной политике Китая, отражены исторические предпосылки современного состояния китайской модели взаимодействия религии и государства (А. Волф, Д. Джордан, К.С. Кеннет, Х.Г. Крил, X. Масперо, Д.Л. Овермайер, Р. Робинсон, X. Смит, Л. Томпсон, А. Уалей, Ч. Хаккер, С. Янг и др.).

Автор широко использовал положения и выводы,

1 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М.: Политиздат, 1991. 398 е.; Он же. Постперестройка: Несвободная совесть? М.: Россия молодая, 1992. 62 с.

2 Алексеев В.М. Китай. М.;Л.:Изд-во АН СССР, 1940.

3 Васильев В.П. История и культура Китая. М., 1974. представленные в трудах B.C. Кузнецова4, H.A. Трофимчука5, C.B. Фоминой. В них наиболее полно отражены теоретические подходы к изучению вероисповедной политики, дан исчерпывающий категориальный аппарат, разработаны принципы методологии исследований государственно-конфессиональных отношений в зарубежных странах, что является необходимым для изучения вероисповедной политики любого государства, включая Китай. B.C. Кузнецов непосредственно работает над этой проблематикой и его опубликованные труды, как и устные консультации, оказали диссертанту большую помощь в написании данной работы.

Диссертация посвящена мало исследованным в работах отечественных и зарубежных ученых социально-политическому и правовому аспектам взаимоотношений государства и религиозных организаций в контексте общественной жизни и ее трансформации в современном Китае.

Целью исследования является изучение современной вероисповедной политики в Китае.

Достижение дели предполагает решение следующих задач:

- исследование исторического контекста формирования системы взаимоотношений государства и религиозных организаций, неформальных обществ и индивидуальных верующих в Китае; уточнение категориального аппарата, обоснование применения термина «вероисповедная политика»;

- анализ законодательства КНР о свободе совести и вероисповедания; выявление специфических особенностей политико-правового регулирования государственно

4 Кузнецов B.C. Экономическая политика цинского правительства в Синыдзяне в первой половине XIX века. М.: Наука, 1973. 182 е.; Он же. Политика в отношении религии в КНР II Проблемы Дальнего Востока. М., 2001. № 1.

5 Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС, 1997-2000 гг.; Религия и право: Учебно-методические материалы / Под ред. H.A. Трофимчука. М.: РАГС, 2000; Кравчук В.В., Трофимчук H.A. Международные документы о принципах отношений государства и религиозных организаций, о праве человека на свободу совести // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: РАГС, 1999. конфессиональных отношений в Китайской Народной Республике;

- проведение компаративного анализа международных и национальных нормативно-правовых актов о свободе совести и вероисповедания;

- разработка на основе проведенного исследования ряда предложений органам государственной власти и управления Российской Федерации различного уровня с целью оптимизации государственной вероисповедной политики.

Объектом исследования является политико-правовое взаимодействие государства и различных конфессий в Китайской Народной Республике.

Предмет исследования - современная вероисповедная политика Китая, ее сущность и проблемное поле.

Основная рабочая гипотеза

Динамичное развитие Китайской Народной Республики последние несколько десятилетий обусловлено рядом конкретных предпосылок и обстоятельств: продуманное реформирование экономической модели, направленное на модернизацию национальной экономики и нарастающее взаимодействие с внешним миром, раскрепощение индивидуальной инициативы, изменения в массовой психологии за годы реформ, включая восстановление, в определенной мере, традиционных конфуцианских элементов в культурно-психологическом базисе населения. Они начинают рассматриваться элитой страны как один из основных гарантов формирования стабильного сплоченного общества и построения сильного национального государства. Однако, одновременно с этим возрождение традиционных ценностей и восстановление национальной идентичности на этой основе в определенной мере ведет к реставрации специфической традиционной модели государственно-конфессиональных отношений, заключающейся в прагматичном отношении светского государства к религиозным институтам, используемым в интересах власти преимущественно как рычаги неформального влияния и управления обществом. С началом реформ и отходом от крайних форм антирелигиозности в рамках вероисповедной политики государственная власть в КНР начинает постепенное восстановление данной модели государственно-конфессиональных отношений.

Положения, выносимые на защиту

• Современная вероисповедная политика Китая основана на синтетическом, «социалистическо-традиционном» взгляде на государство, общество и личность и на негосударственные общественные структуры, включая религиозные организации. Это предопределяет прагматичность современной модели государственно-конфессиональных отношений, нацеленных на усиление государства и повышение управляемости общества за счет влияния на его структурообразующие элементы.

• Специфика вероисповедной политики КНР заключается в традиционном религиозном синкретизме этой страны и традиционно светском характере государственной власти, ориентированной на поддержание баланса сил между различными конфессиями с одной стороны и на пропаганду и постоянное воспроизводство конфуцианской этико-политической модели в массовом сознании - с другой. В эпоху коммунистического атеизма вероисповедная политика приобрела крайние антирелигиозные черты, но, начиная с конца 80-х гг., она восстанавливается в более умеренном варианте, несмотря на декларативную приверженность коммунистическому мировоззрению. В этом виде вероисповедная политика китайского руководства наследует многие традиционные подходы государственной власти к управлению обществом через использование идеологических и пропагандистских рычагов в виде религиозных доктрин и норм.

• Проблема соотношения декларируемых и реализуемых подходов к вероисповедной политике, государственно-церковным отношениям и свободе совести в целом в современном Китае обусловлена наличием специфических социально-политических, идеологических, демографических и этно-национальных и иных факторов. Отход от коммунистических догм, частичный демонтаж "бамбукового занавеса", влияние международных правозащитных организаций предопределяют трансформацию массового сознания простых китайцев и чиновников. Несмотря на значительный разрыв между национальной нормативно-правовой базой, направленной на регулирование религиозной жизни в стране и, в целом, отвечающей современным представлениям о гарантиях свободы вероисповедания, и повседневной практикой применения этих правовых актов, характеризующейся произвольным их толкованием и частыми нарушениями прав человека, в последние годы намечается толерантность и демократизация вероисповедной политики в Китайской Народной Республике. Основные результаты, полученные автором, н их научная новизна заключается в следующем: обобщены теоретико-методологические подходы современного религиоведения к изучению вероисповедной политики в Китайской Народной Республике, уточнен категориальный аппарат, дан анализ структур о о бр азую щих элементов системы взаимоотношений государства и общества, функциональных связей между ними; выявлены особенности моделей государственно-конфессиональных отношений в Китае в различные исторические периоды, прежде всего - на этапе новейшей и современной истории; показано, что современное состояние вероисповедной политики в Китае неразрывно связанно с его историческим прошлым, со сложившимися религиозно-философскими системами и традиционным мировоззрением; выявлено, что современная китайская модель государственно-конфессиональных отношений складывалась с учетом сильного идеологического влияния Коммунистической партии Китая, принципов этатизма, а также сложной демографической, геополитической и этнонациональной ситуации; раскрыт процесс формирования государственной вероисповедной политики в Китайской Народной Республике, выделена специфика политико-правового регулирования вопросов межконфессионального взаимодействия, вычленены позитивные и негативные факторы влияющие на взаимоотношения государства и религий; проанализированы основные правовые акты, регламентирующие деятельность религиозных организаций в Китайской Народной Республике; предложен ряд рекомендаций российским государственным органам власти и управления для обеспечения координации и эффективных взаимоотношений в области обеспечения баланса между свободы совести индивидуума и интересами государства как системы.

Теоретическая и методологическая база исследования представлена концепциями и теориями, отечественных исследователей-китаеведов: В.А. Алексеева, В.М. Алексеева, В.П. Васильева, A.C. Васильева, A.A. Волоховой, В.Г. Гельбраса, В. Грубе, З.Г. Лапиной, В.В. Малявина и других, а также зарубежных синологов: Р. Робинсон, X. Смит, Л. Томпсон и др.

Автор опирался в своей работе на современную историко-философскую, методологическую, религиоведческую, синологическую, политическую и юридическую литературу, анализирующую проблемы вероисповедной политики.

Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном применении знаний, основанных на достижениях смежных наук, к изучению государственно-конфессиональных отношений, уточнение категориального аппарата отечественного религиоведения, определении специфики китайской нормативно-правовой базы, регулирующей религиозную сферу. Приращение теоретических знаний будит содействовать дальнейшей разработке этой проблематики в рамках китаеведения и религиоведения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, выводы и рекомендации, содержащиеся в нем, могут быть учтены при формировании политики органов государственной власти и управления различного уровня, направленной на реализацию принципа разделения государства и церкви, а также для выработки конкретных мер по решению сложных политических и социальных проблем, возникающих в практике управления федеральных и региональных органов государственной власти, методического обеспечения их деятельности в сфере государственно-конфессиональных отношений.

Материалы диссертации могут быть использованы при чтении курсов религиоведения, обучении руководителей разного уровня.

Апробация результатов исследования

Диссертационная работа была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре религиоведения РАГС. Различные аспекты исследования изложены автором и обсуждались на научно-практической конференции по гуманитарным аспектам регионального развития и взаимодействия России и Китая, проведенной в г. Биробиджане в 2000 году.

Результаты исследования по отдельным направлениям работы публиковались в ряде сборников научных трудов.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых разбита на два параграфа, заключения, списка используемой литературы и приложений.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная вероисповедная политика в Китайской Народной Республике"

Выводы

Диссертант, проведя сравнительный анализ китайского и международного законодательства, регулирующего вопросы свободы вероисповедания и свободы совести, указывает на то, что современное законодательство Китайской Народной Республики, в целом, отвечает требованиям, предъявляемым международным сообществом к построению правового государства и гражданского общества.

Законодательство КНР в религиозной сфере имеет свои специфические черты, которые формировались на фоне своеобразного исторического опыта Китая и современной политической реальности. Данные особенности обусловлены объективными потребностями страны в поддержании стабильности политической системы и поступательного развития общества.

Китайский опыт правового регулирования религиозной жизни общества и юридическая техника применения этих норм может представлять определенный интерес для российских органов государственной власти с учетом специфики обеих стран. Можно сделать вывод о том, что в Китае в определенной мере обеспечиваются гарантии гражданам свободы вероисповедания, отправления религиозных культов, религиозных собраний и мероприятий, а также свободы не исповедания никакой религии и выбора атеистического мировоззрения.

Во второй главе доказано, что, несмотря на интенсивное развитие религиозных организаций и рост числа верующих в последние годы, китайское государство сохраняет светский характер и декларирует приверженность социалистическим идеалам. Последнее направлено на обеспечение незыблемого положения сегодняшней политической элиты страны.

Автор полагает, что наряду с несомненными достижениями в области обеспечения прав верующих, религиозных организаций и гражданских прав в целом, можно говорить о сохранении в стране ряда негативных явлений в этой области, связанных с реализацией данных норм в районах национальных автономий.

115

Заключение

Автор частично доказывает гипотезу, что динамичное развитие Китайской Народной Республики последние несколько десятилетий обусловлено рядом конкретных предпосылок и обстоятельств: продуманное реформирование экономической модели, направленное на модернизацию национальной экономики и нарастающее взаимодействие с внешним миром, восстановление традиционных конфуцианских элементов в культурно-психологическом базисе населения.

В последние годы в Китае, в связи с вероятной потерей прежней идентичности масс населения страны как «новой социалистической общности людей» в официальной пропаганде и заявлениях общественных и политических деятелей начинают прослеживаться неявная тенденция на возрождение и культивирование конфуцианских ценностей. Они начинают рассматриваться элитой страны как один из основных гарантов формирования стабильного сплоченного общества и построения сильного национального государства. Однако, одновременно с этим возрождение традиционных ценностей и восстановление национальной идентичности на этой основе в определенной мере ведет к реставрации специфической традиционной модели государственно-конфессиональных отношений.

В исследовании доказано, что наличие сформированной вероисповедной политики в современном Китае, основанной на синтетическом, социалистическо-традиционном взгляде на государство, общество и личность и на негосударственные общественные структуры, включая религиозные организации, предопределяет прагматичность современной модели государственно-конфессиональных отношений, нацеленных на усиление государства и повышение управляемости общества за счет влияния на его структурообразующие элементы.

Специфика вероисповедной политики КНР заключается в традиционном религиозном синкретизме этой страны и традиционно же светском характере государственной власти, ориентированной на поддержание баланса сил между различными конфессиями с одной стороны и на пропаганду и постоянное воспроизводство конфуцианской этико-политической модели в массовом сознании - с другой. В эпоху коммунистического атеизма вероисповедная политика приобрела крайние антирелигиозные черты, но, начиная с конца 80-х гг., она восстанавливается в более умеренном варианте, несмотря на декларативную приверженность коммунистическому мировоззрению. В этом виде вероисповедная политика китайского руководства наследует многие традиционные подходы государственной власти к управлению обществом через использование идеологических и пропагандистских рычагов в виде религиозных доктрин и норм.

Проблема соотношения декларируемых и реализуемых подходов к вероисповедной политике, государственно-церковным отношениям и свободе совести в целом в современном Китае обусловлена наличием социально-политических, идеологических, демографических и этно-национальных и иных факторов. Отход от коммунистических догм, частичный демонтаж "бамбукового занавеса", влияние международных правозащитных организаций - предопределяет трансформацию массового сознания простых китайцев и чиновников. Намечается толерантность и демократизация вероисповедной политики в Китайской Народной Республике.

Автор рассмотрел основной категориальный аппарат, необходимый для раскрытия темы исследования, акцентируя внимание на законодательном закреплении терминов и понятий, которыми оперирует современное религиоведение и ряд смежных наук. Отмечая широкий спектр взглядов и толкований данных понятий, диссертант делает вывод, что четкое определение содержательной стороны того или иного термина и категории в данной области представляется затруднительным в связи с дискуссионным характером их интерпретаций и наличием различных трактовок. Категориальный аппарат требует дальнейшей разработки.

Диссертант вычленил этапы формирования современной религиозной ситуации и модели вероисповедной политики в Китае, определил специфику формирования системы религиозных воззрений и отношения к религиозной сфере в рамках китайского государственного аппарата и общества в целом.

Сравнительный анализ китайского и международного законодательства, регулирующего вопросы свободы вероисповедания и свободы совести, указывает на то, что современное законодательство Китайской Народной Республики, в целом, отвечает требованиям, предъявляемым международным сообществом к построению правового государства и гражданского общества.

Законодательство КНР в религиозной сфере имеет свои специфические черты, которые формировались на фоне своеобразного исторического опыта Китая и современной политической реальности. Данные особенности обусловлены объективными потребностями страны в поддержании стабильности политической системы и поступательного развития общества.

Китайский опыт правового регулирования религиозной жизни общества и юридическая техника применения этих норм может представлять определенный интерес для российских органов государственной власти с учетом специфики обеих стран. Можно сделать вывод о том, что в Китае в определенной мере обеспечиваются гарантии гражданам свободы вероисповедания, отправления религиозных культов, религиозных собраний и мероприятий, а также свободы не исповедания никакой религии и выбора атеистического мировоззрения. Несмотря на интенсивное развитие религиозных организаций и рост числа верующих в последние годы, китайское государство сохраняет светский характер и декларирует приверженность социалистическим идеалам. Последнее направлено на обеспечение незыблемого положения сегодняшней политической элиты страны.

Наряду с несомненными достижениями в области обеспечения прав верующих, религиозных организаций и гражданских прав в целом, в стране сохраняется ряд негативных явлений в этой области, связанных с реализацией данных норм в районах национальных автономий.

В диссертации исследован исторический контекст формирования системы взаимоотношений государства и религиозных организаций, неформальных обществ и индивидуальных верующих; уточнен категориальный аппарат вероисповедной политики. Проанализировано законодательство КНР о свободе вероисповедания; выявлены специфические особенности политико-правового регулирования государственно-конфессиональных отношений в Китайской Народной Республике. Проведен компаративный анализ международных нормативно-правовых актов о свободе вероисповедания; определены границы сопоставимости международного и китайского законодательства.

В диссертации доказано, что возможна частичная конвергентность и экстраполяции китайского опыта государственного регулирования религиозной сферы на российскую действительность с учетом специфики обеих стран.

На основании изучения китайского опыта правового регулирования религиозной сферы общественной жизни автор делает несколько предложений органам государственной власти и управления Российской Федерации различного уровня с целью оптимизации государственной политики в сфере свободы совести.

120

 

Список научной литературыВрублевский, Глеб Анатольевич, диссертация по теме "Философия и история религии, философская антропология, философия культуры"

1.1 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г.)

2. Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (Нью-Йорк, 7 марта 1966 г.)

3. Международный Пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.)

4. Американская конвенция о правах человека (22 ноября 1969 г.)

5. Кодекс самоуправления национальных районов КНР. Пекин, 1986. (Чжунго миньцзу цзычжицюй фадянь. -Бэйцзин, 1986.)

6. Правила управления деятельностью религиозных центров. -Пекин, 1986. (Цзунцзяоходун чжунсинь кунчжи фадянь. -Бэйцзин, 1986.)

7. Правила регулирования религиозной деятельности иностранных лиц на территории Китая. Пекин, 1988. (Вайгожэнь цзай Чжунгосяньнэй цзунцзяоходун гуйчжан. -Бэйцзин, 1988.)

8. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

9. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г.110 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина"

10. Декларация Хельсинской встречи на высшем уровне. Человеческое измерение (Хельсинки, 1992 г.)

11. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (18 декабря 1992 г.)

12. Совместная декларация об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г.

13. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993)

14. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г., 11 мая 1994 г.)

15. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1 февраля 1995 г.)

16. Европейская Социальная Хартия (принята 18 октября 1961 г. в Турине и пересмотрена 3 мая 1996 г. в Страсбурге)

17. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-Ф3 (действующая редакция)

18. Отчет Госсовета КНР о "Свобода совести и вероисповедания в КНР". Пекин, 1997. (Чжунгодэ цзунцзяо синьян цзыю чжуанкуан. Чжунхуа Жэньминь Гунхэго Говуюань синьвэнь баныунши. Бэйцзин, 1997.)

19. Конституция Китайской Народной Республики. Пекин, Изд-во юридической литературы, 1999. 46 с. (Чжунхуа жэньминь гунхэго сяньфа. - Бэйцзин, Чжунго фачжи чубаныпэ, 1999. 46 е.)

20. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изменениями от 26 марта 2000 г.)

21. Пекинская декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики (19 июля 2000)2.

22. Монографии и статьи в сборниках научных трудов

23. Литература на русском языке

24. Аверин А.Н. Взаимосвязь эмпирического и теоретического познания в социальном управлении. М.: АНХ.-1983.- 53 с.

25. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы: Взаимоотношения Советского государства и религии. М.: Политиздат, 1991. 398 с.

26. Алексеев В.А. Постперестройка: Несвободная совесть? М.: Россия молодая, 1992. 62 с.

27. Алексеев В.М. Китай. М., Л.:Изд-во АН СССР, 1940.

28. Анохин М.Г. Политическая система: переходные процессы.- М.: ИСПИ РАН, 1996.

29. Анохин М.Г. Политические системы: адаптация, динамика, устойчивость (теорет.-прикладн. анализ). М., 1996.

30. Атаманчук Г. В. Государственное управление: рациональность и эффективность его в период структурных перемен//Управление: всегда есть варианты.- М.: РАГС, 1999.

31. Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период «движения за новую культуру» / Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

32. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975. 408 с.

33. Байтин М.И. Государство и политическая власть. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 1972. 239 с.

34. Банашак М., Форхольцер И. Человек и власть. М., 1963.299 с.

35. Барзилов С.И., Чернышев А.Г. Методологические проблемы анализа общества как целостной социальной системы. -Саратов: Изд-во Саратовского ун-та., 1995. 26 с

36. Варне Б. Природа власти. Вестник Московского ун-та, сер. 12// Социально-политические исследования., 1992, 4.

37. Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987.

38. Белов В.Г. Управление и общественные отношения. М.: Мысль, 1985. 173с.

39. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: Философ.об-во, 1990. 240 с.

40. Бессонов Б.Н. Демократия как форма управления в гражданском обществе. / Методологические проблемы социального управления. М., 1995. с.72-108.

41. Бойков В.Э., Здравомыслов А.Г. Многообразие интересов и институты власти. М.: Луч. 1994. 321 с.

42. Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975. 76 с.

43. Боровкова Л. А. Экзаменационная система, обряды и первый император династии Мин. / Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

44. Брудер В., Дозе Н. Государственное управление//Политология. Краткий тематический словарь. Вып. 3.- М.: ПМБ РАУ, 1993. с. 57-58.

45. Брукан С. Плюрализм и социальные конфликты: Социально-исторический анализ социалистического общества. Пер. с англ. М.: Прогресс., 1990. 256 с.

46. Буддизм. История и культура. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. 227 с.

47. Будь лицом: ценности гражданского общества. Томск: Изд-во Томск.ун-та, 1995. 256 с.

48. Васильев В.П. История и культура Китая. М., 1974.

49. Васильев A.C. История религий Востока. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 425 с.

50. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс.-1990.-804 с.

51. Власть: Очерки современной политической философии Запада. М.: Наука, 1989. 328 с.

52. Власть: Философско-политические аспекты. М.: ИФ., 1989. 133 с.

53. Волков Ю.Г., Сологуб В.А. Социальное управление в современном обществе. Ростов-на-Дону, 1997. 32 с.

54. Волович В.Ф. Стиль управления. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1980. 105 с.

55. Гайда A.B., Китаев В.В. Власть и человек //Философские науки, 1990. 4. с. 55-60.

56. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский рененсанс. М.: Политиздат, 1991.

57. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 тт. М., 1977. Т.2.

58. Гегель. Философия права. Пер. с нем. М.: Мысль, 1990. 524 с.

59. Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Соч. в 2-х тт. М.:1. Мысль, 1991. Т.2. 731 с.

60. Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. М.: РАГС, 1997-2000 гг.

61. Григорьева Т.П. Дао и логос (встреча культур). М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. 424 с.

62. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества// Государство и право, 1994. №7. с. 30-34.

63. Дроздов A.B. Человек и общественные отношения. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1966. 124 с.

64. Егоров К. А. Китайская Народная Республика. Политическая система и политическая динамика. М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. 209 с.

65. Ефимов В.И. Система государственной власти. М., 1994.

66. Илюшечкин В. П. Тайпины и конфуцианство/ Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

67. Инглегарт Р. Постмодернизм: меняющиеся ценности и изменяющееся общество «Политические исследования», 1997, №4.

68. История китайской философии.- М.: Прогресс, 1989. 551 с.

69. Карапетьянц A.M. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий / Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

70. Кейзеров Н.М. Власть и авторитет. М.: Юридическая литература., 1973. 264 с.

71. Кейзеров Н.М. О соотношении понятий "социальная" и "политическая" власть.//"Вестник Ленинградского университета", сер. "Экономика, философия, право", Л., 1966. 5.

72. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история: Проблемы теории исторического процесса. М.: Политиздат., 1981. 288 с.

73. Керимова Т.В. Социальный прогресс и управление. М.: Политиздат, 1980. 174 с.

74. Китайская философия: Энциклопедический словарь. Под редакцией М.Л. Титаренко / РАН Ин-т Дальнего Востока;-М.: Мысль, 1994. 573 с.

75. Ковалев A.M. Многомерность общественного процесса и политика. // Вестн. МГУ. Сер. 12, Политические науки., 1996. №1.

76. Комаровский B.C., Леванский В.А., Смирнов В.В. Механизмы взаимодействия структур государственного управления с институтами гражданского общества. М., 1994.

77. Конфуций. Я верю в древность. М., 1995.

78. Королев А.И.,Мушкин А.Е. Государство и власть // Правоведение. 1963. 2.

79. Кравчук В.В., Трофимчук H.A. Международные документы о принципах отношений государства и религиозных организаций, о праве человека на свободу совести // Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: РАГС,1999.

80. Краснов А. Б. Учение Чжу Си о природе человека/ Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

81. Кроль Ю.Л. Конфуцианская и легистская концепции человеческой природы в «Янь те луне» (I в. до н.э.) / Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

82. Кузнецов B.C. Экономическая политика цинского правительства в Синьцзяне в первой половине XIX века. М.: Наука, 1973. 182 с.

83. Кузнецов B.C. Буддийский фактор во внешней политике КНР/Китай в мировой и региональной политике. -М., 2000.

84. Кузнецов B.C. Государство и религия в КНР/Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. -М.: РАГС, 1999.

85. Кузнецов B.C. Политика в отношении религии в КНР // Проблемы Дальнего Востока. М., 2001. № 1.

86. Кульпин Э.С. Человек и природа в Китае. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. 245 с.

87. Лебедев П.Н. Социальное управление. Л.: Изд-во ЛГУ. 1982. 255с.

88. Лобер В.Л. Демократия: от зарождения идеи до современности. М.: Знание, 1991. 64 с.

89. Локк Дж. Два трактата о правлении. Соч. в 3-х тт. М.: Мысль, 1988. Т.З.

90. Ломанов А. На периферии «столкновения цивилизаций»//Москва Пекин. Pro et Contra, Т. 3, № 1, 1998. с. 5 - 6.

91. Макиавелли Н. Государь. М.: Планета, 1990. 79 с.

92. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1992. 415 с.

93. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М.: Прогресс, 1982. 267 с.

94. Мартынов A.C. Традиции и политика в период Цяньлун/ Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

95. Мартынов A.C. Чжу Си и официальная идеологи императорского Китая/ Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. 264 с.

96. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. М.: Политиздат, 1991.

97. Мировой опыт государственно-церковных отношений. Учебное пособие. М.: РАГС, 1999.

98. Мокин С.В.Бандура С.И. Человек и власть. "Вестник Моск.ун-та", сер. 12, Социально-политические исследования, 1992. №2. с.45-50.

99. Овермайер Д.Л. Религии Китая//Религиозные традиции мира. Т.2. М., 1996.

100. Окусов А.П. Культура управления: взаимодействиеобъективного и субъективного в социальном управлении. -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та. 1989. 143с.

101. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс.//Вопросы философии.-1989. 3. с. 70-79; 4. с.80-91.

102. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем действия: культура, личность и место социальных систем//Американская социологическая мысль Тексты. -М.: МГУ, 1994.

103. Платон. Соч. в 3 тт. М., 1971. Т.З.

104. Политические системы современности.М.:Наука, 1978.253с.

105. Проблемы познания социальных явлений. (Под ред. Д.И.Чеснокова) М.: Мысль, 1968. 260 с.

106. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1991. 184 с.

107. Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

108. Религия и право: Учебно-методические материалы / Под ред. H.A. Трофимчука. М.: РАГС, 2000.

109. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. М.: РАГС, 1996.

110. Религия. Общество. Государство. Материалы "круглого стола". Информационно-аналитический бюллетень.№25. -М.: Клуб "Реалисты", 1996.289 священник Дионисий Поздняев Православие в Китае. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1998. 277 с.

111. Соловьев B.C. Соч. в 2 тт. М., 1990. Т.1

112. Социальная теория и современность. Вып.2 Фридрих

113. Ницше. Воля к власти. Под редакцией Водолагина A.B. М.: Луч, 1993. 180с.

114. Суворов Л.Н.Аверин А.Н. Социальное управление: Опыт философского анализа. М.: Мысль, 1984. 231 с.

115. Теоретическая и прикладная политология. М., 1997.

116. Тибетский буддизм: теория и практика. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма, 1995. 253 с.

117. Тихомиров Ю.А. Власть и управление в социалистическом обществе. М.-1968.- 199 с.

118. Топоров В.Н. Первобытные представления о мире. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М., 1982. 135 с.

119. Фарбер И.Е. Вопросы советского конституционного права. Вып. 1. Саратов. 1967. 319 с.

120. Философия власти, Под редакцией Ильина В.В. М.: Изд-во Московского ун-та. 1993. 271 с.

121. Диссертационные исследования и авторефераты

122. Мирошникова Е.М. Государственно-церковные отношения в ФРГ: философско-правовые аспекты/Автореферат на соиск. ученой степени доктора филосовских наук. М., 1998.

123. Одинцов М.И. Государственно-церковные отношения в России/Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора исторических наук. -М., 1996.134