автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Современное казахское устно-народное и индивидуальное творчество. (Жанровый состав и структурно-функциональные особенности)

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Турекулов, Нысанбек
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Современное казахское устно-народное и индивидуальное творчество. (Жанровый состав и структурно-функциональные особенности)'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Турекулов, Нысанбек

ВВЕДЕНИЕ.

I глава ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА НАРОДНОЙ ПЕСНИ.

П глава ЖАНР ТОЛГАУ И ТЕРМЕ В ТВОРЧЕСТВЕ

ИМПРОВИЗАТОРОВ.

Ш глава АЙТЫС - КАК ЖИВОЕ ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОСТИ

IV глава СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ДАСТАНОВ.

V глава ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ СКАЗОК И НЕСКА

ЗОЧНОЙ ПРОЗЫ И ИХ БЫТОВАНИЕ

VI глава ДВДАКТИЧЕСКИЕ МАЛЫЕ ЖАНРЫ

ЗАШНЕНИЕ.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Турекулов, Нысанбек

Актуальность настоящего исследования, как нам представляется, прежде всего, в жанрово-структурном изучении казахского народнопоэтического и индивидуального творчества советского периода«Дело в том, что системы жанров современного казахского фольклора до настоящего времени достаточно полно не исследовались. В частности, до сих пор не осуществлен ихктурно-функциональный анализ.

В то же время ощущается острая нужда в дальнейшем изучении многих фольклорных жанров. Это позволит выявить важные закономерности их развития, установить отношения между ними, определить специфику их видов, а также обнаружить, какие из жанров отжили свой век, а какие еще достаточно жизнеспособны и отвечают духу времени.

Во введении к коллективному труду, подготовленному Институтом мировой литературы имени М.Горького АН СССР, подчеркивается: "И всякий раз перед издателями и исследователями встает проблема жанра, поскольку без ее решения невозможна научная систематизация материала, плодотворное его изучение. Вопросы специфики фольклорных жанров обсуждаются в печати, а также на международных, всесоюзных и республиканских совещаниях и конференциях« При этом обнаруживается даскуссионность решений и различие точек зрения на такие вопросы, как характер соотношения отдельных жанров с действительностью, мера и особенности историзма и т.д. Недостаточно изучены эстетические особенности, поэтика жанров в ее историческом развитии, а также взаимосвязи и взаимовлияния жанров"*.

Очевидно, что любой жанр является исторически сложившейся Специфика фольклорных жанров« М., 1973, с.5-6 категорией, характеризующей тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания« Именно через жанр проявляется единство содержания и формы, определяются художественные достоинства того или иного произведения. По законам жанра формируются все литературно-художественные приемы и средства. Поэтому так важно для теории и практики народной поэзии изучение жанровых закономерностей.

Жанр возникает как тип внутренней композицсонно-структурной организации произведения в нераздельной связи с воплощением и передачей содержания определенного общественного и бытового назначения. . Жанр - это тип содержательной структуры, который, будучи порожден определенным временем и конкретными обстоятельствами, приобретает как бы вневременные черты и свойства, создавая иллюзию внеисторичности"*.

Все эти теоретические положения непосредственно вытекают из методолгических высказываний классиков марксизма-ленинизма о народном творчестве и его жанрах. К.Маркс высоко ценил силу и воэ-действие силезских ткацких песен и песен о Степане Разине , а Л.Энгельс писал о значении немецкой народной книги и ирландских о песен , В.И.Ленин считал, что народная поэзия - один из источников советской культуры. Особенно много, указывал он дает изучение устного народного творчества под социально-политическим углом зрения для опознания на материале фольклора чаяний трудящихся и их истории и революционной психологии, понимания народного характера.

1 Аникин В.П. Круглов Ю.Г. русское народное поэтическое творчество. Л., 1983, с.24-25

2 Маркс К. Сочинения. Изд.2-е, т.1, с.443, М., 1976, т.1, с.490,

512

3 Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения, т.16, с.525-526

Мы всегда руководствуемся ленинской оценкой революционных песен, сказок, пословиц-поговорок, прибауток, крылатых слов и других жанров фольклора*.

Автор настоящего исследования опирался также на магистральные высказывания М.Горького о народном творчестве на первом Всер союзном съезде советских писателей (1934г.) . Вместе с тем были всесторонне изучены труды виднейших фольклористов страны Ю.М.Соколова^, М.К.Азадовского^, В.Д.Бонча-Бруевича^, В.М.Сидельникова? поп тл

В.М.Потявина, Е.Исмаилова, Х.Зарифова, Ж.Кабулниязова и многих других.

Для более ясного представления о процессах исторического развития советского устного народного и индивидуального творчест

1 Ленин В.И. О литературе и искусстве. Изд.З-е, М., 1967, е.: 616-618, 627, 651, 700-708

2 Горький М. Собрание сочинений, т.27, М., 1953, с.341-343

3. Соколов Ю.М. Очередные задачи изучения русского фольклора - В сб. "Художественный фольклор", вып.I, М., 1926

Основные линии советского фольклора - В сб."Советский фольклор", 1941, № 7

4 Азадовский М.К. Новый фольклор - В сб."Советский фольклор".М., 1939. История русской фольклористики. М., 1958, т.1,1963, т.2

5 Бонч-Бруевич В .Д. В.И.Ленин об устном народном творчестве .Изб. соч., в 3-х т. М., 1963, т.З

6 Сидельников В.М. Красноармейский фольклор. М., 1938. Русское народное поэтическое творчество советской эпохи.Алма-Ата,1969

7 Потявин В.М. Современные русские народные песни. М., 1976, вып.2

8 Исмайлов Ё.С. Акыны. Алма-Ата, 1957

9 Зарифов X. Советский фольклор в Узбекистане. ("Литературный критик", 1935, №2)

10 Кабулниязов Ж. Пути развития узбекского советского фольклора. Ташкент, 1973 ва были также изучены ряд коллективных работ: "Художественный фольклор", вып.1, М., 1926; "Советский фольклор" (сб.статей М., 1939); "Очерки русского народного творчества советской эпохи" М-Л., 1952; "Русский фольклор Великой Отечественной войны" (под ред.В.Е.Гусева. М., 1964); "Современный русский фольклор" Ы., 1966; "Ясский советский фольклор" (под ред.Н.В.Новикова, Б.Н. Путилова. М., 1967); Очерки казахской народной поэзии Советской эпохи" Алма-Ата, 1955 и т.д. Разумеется, этими источниками не исчерпывается литература о современном фольклоре. Названы, на наш взгляд, наиболее фундаментальные и глубокие исследования, теоретические положения и выводы» которые учтены в настоящей диссертации.

Решения ХХУ1 съезда КПСС, постановления последующих Пленумов ЦК КПСС, особенно июньского (1983г.) и февральского (1984)»ориентируют всех нас на необходимость "обновления, обогащения, актуализации содержания идейно-воспитательной работы, ее форм и методов, усиления наступательности всей нашей пропаганды. Необходимо решительнее преодолевать такие явления, как уход от острых проблем жизни, формализм и парадность. Реализм, правдивость и деловитость, умелый показ наших достижений и вдумчивый анализ волнующих людей вопросов, свежесть мысли и ясность изложения"*. Так сформулировал эти насущные задачи идеологической работы член Политбюро, секретарь ЦК КПСС тов.К.У.Черненко.

Правильная систематизация жанров советского фольклора необходима для его более глубокого осмысления и,следовательно, для выявления важнейших закономерностей его развития. Вот почему так

I Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. Доклад на июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС.Материалы Пленума центрального Комитета КПСС.М. ,1983,с.30 остро ставится в современной, фольклористике проблема классификации жанров и жанровых модификаций устного народного и индивидуального творчества. Для заполнения имеющегося пробела в предлагаемой работе анализируется и научно- обобщается жанровая структура казахского народного творчества советского периода и выполняемые им функции.

В современных условиях границы авторства в устном народном творчестве широко раздвинулись. Поэтоцу при разборе и систематизации фольклорных произведений мы обращались к айтысам, дастанам, толгау, терме и другим жанрам свободной импровизации акынов и жыршы.

Коллективность творческого процесса в фольклоре не означает его обезличенности. Талантливые мастера не только создавали новые песни и т.д., но и оказывали влияние на процесс распространения, совершенствования или приспособления традиционных текстов исторически изменявшимся потребностям коллектива. Диалектическое единство коллективного и индивидуального было в фольклоре, как и в литературе"* .Об этом же в свое время писали М.Маргулан, М. Ауэзов, Ё.Исмаилов и другие.

Многие жанры современного устного народного творчества активно бытуют в идеологической работе и тем самым служат культурным нуждам трудящихся. Достаточно назвать айтысы (состязательное искусство), терме (речитативы). Некоторые разновидности обрядово-бытовых песен жар-жар (свадебные дуэты), бет-ашар (песни при открывании лица невесты), наполненные новым содержанием, популярны в народе. Они исполняются на комсомольско-молодёжных свадьбах, звучат в производственных бригадах. Многие фольклорные сюжеты используются в радиопередачах для детей, в кинофильмах.

I Краткая литературная энциклопедия. М., 1968, т.5, с.III

Накоплен богатый опыт изучения и сбора образцов казахского фольклора самых различных жанров. Социалистические по содержанию и национальные по форме жанры устного творчества народов нашей страны постоянно обогащаются. Это служит наглядным доказательством беспочвенности и несостоятельности утверждений некоторых критиков, отрицающих и недооценивающих фольклор советского периода, твердящих о каком-то застое и якобы угасании устного народного творчества казахов.

Актуальность настоящего исследования нам видится также в том, что им восполняется известный пробел в работах о казахском советском фольклоре, особенно по проблемам жанровых систем. В обобщающих трудах такого плана сейчас крайне чуждаются научно-исследовательские учреждения и учебные заведения.

В этой связи нами рассматриваются основные жанры современного устного народного и индивидуального творчества,их структурно-образные системы, а также делается попытка раскрыть закономерности их исторического развития.

Цели и задачи настоящего исследования:

1. Систематизировать жанры казахского устного народного и индивидуального творчества советского периода, а также их внутри-жанровые разновидности.

2. Определить место каждого жанра в общей системе и научно обосновать их классификацию по родственным признакам. Установить отличительные черты каждого жанра в отдельности и выяснить их сходство, если таковое имеется.

3. Дать определение каждому из фольклорных жанров и их видов, а также историографические сведения о них.

4. Сформулировать закономерности жанровой преемственности в традиционном творчестве казахского народа и пути эволюции этих жанров в советское время.

5* Показать на конкретном материале, что современное устное народное творчество с одной стороны - обновление традиций, возникших до Великого Октября, а с другой - оригинальные произведения, созданные в советское время. Этим особо подчеркивается значимость поставленных данной работой целей и задач.

6. При анализе фольклорных жанров следует обратить внимание на процесс взаимовлияния, взаимообогащения между профессиональной литературой и фольклорной традицией.

Новизна данной работы состоит в следующем: а) получено научное обоснование и систематизированы жанры и их разновидности в устном народном и индивидуальном творчестве советского периода. Произведения казахского советского фольклора таким образом заново сгруппированы по жанрам; б) при разборе особенностей песен, толгау, терме, дастанов, айтысов и других жанров параллельно рассмотрены оба направления -устное народное и индивидуальное творчество. Такое комплексное исследование выполнено впервые в национальной фольклористике; в) произведен структурно-функциональный анализ каждого жанра в отдельности и выявлены специфические особенности жанровых разновидностей, определены конкретные стадии их развития; г) автор делает вывод, что рост образованности и растущая требовательность слушателей устных произведений ведет к расширению сферы проявления творческой индивидуальности и тем самым сближает современный фольклор с письменной литературой; д) трансформация фольклорных жанров под влиянием социальных сдвигов ведет как бы ко второму рождению традиционных жанров, их новому осмысливанию.

Все эти теоретические положения подкреплены конкретными примерами, которые служат вместе с тем их иллюстрацией.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение о литературе и устном народном творчестве. Кроме того, автор руководствуется материалами съездов КПСС, постановлениями Пленумов ЦК КПСС и ЦК КП Казахстана, а также трудами видных советских ученых.

Как известно, систематизация фольклорных жанров невозможна без синтетических и аналитических способов анализа. Поэтому в данной работе применены с одной стороны синтетические, а с другой - аналитические методы исследования.

Тема диссертации - плановая. Она предусмотрена перспективнш планом Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова Академии наук Казахской ССР, утверждена соответствующими ведомствами ( за № 4,21,11).

Источники и степень разработанности проблемы. В процессе исследования автор ознакомился с трудами Института мировой литературы имени А.М.Горького, Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР, Института Востоковедения, Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АБ СССР и Московского государственного университета им.М.В.Ломоносова, а также с работами о фольклорных жанрах народностей Советского Востока. Основными источниками являлись рукописные фонды центральной научной библиотеки и ряд работ Института литературы и искусства им.М.О.Ауэзова Академии наук Казахской ССР. Это только часть изученных автором источников по жанрам фольклора. (Изученные и использованные материалы приводятся в библиографии).

Каждый из названных трудов посвящен определенным жанрам произведений, созданных в дореволюционный период.

Так В.Я.Пропп* глубоко исследовал морфологию русских сказок. о

М.Жирмунский и Х.Зарифов всесторонне проанализировали дастанный о жанр узбекского народа, В.П.Аникин - сказки и т.д. Можно привести и другие примеры, в конечном счете свидетельствующие, что дореволюционный фольклор народов СССР исследован полнее и тщательнее, чем их устное творчество советского периода.

Аналогичное положение и в исследовании проблем казахского советского фольклора, где к тоцу же среди специалистов нет до сих пор единства в вопросах разграничения жанров, их систематизации. Нередко смешивают жанровый и тематический аспекты. Так, в сборнике А.Диваева сказки и песни-небылицы отнесены к одному жанру (1964, с.33-35). Сакен Сейфуллин в учебнике "Казахская литература" (1932) объединяет в один жанр айтыс-загадку, относящуюся к жанру айтысов, с песнями-небылицами, суть которых фантастические песни. Подобное смешение и неточная систематизация встречается и в других работах. Об этом подробнее речь идет в отдельных главах и разделах работы.

Что касается степени разработанности темы настоящей диссертации, ее проблемы, то необходимо указать на полное отсутствие специальных исследований такого рода в казахской филологии по систематизации фольклорных жанров. Предлагаемая работа - единственная в этом отношении. Но это не значит, что жанровая природа вообще не исследовалась: были тематические и историографические

1 Пропп В.Я. Морфология сказки. М., 1969

2 Жирцунский М.М. и Зарифов Х.Т. Узбекский народный героический эпос. М., 1943

3 Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1959. Его же Календарная и свадебная песня. М., 1970 разборы дореволюционного периода. Наиболее значительной публикацией после "Очерков казахской народной поэзии советской эпохи" (1955) явился однотомник устного народного творчества на русской языке под редакцией Н.С.Смирновой*. Некоторым фольклорным жанрам советского периода посвящена вторая книга первого тома (1964) "История казахской литературы" под редакцией М.Каратаева2. В указанных работах традиционные фольклорные жанры рассматриваются преимущественно в историческом и тематическом планах. С тех пор прошло более четверти века. Многие жанры претерпели изменения, на передний край вышли айтысы, терме, арнау, рабочие песни, солдатские песни, толгау и некоторые обрядово-бытовые песни. Научные суждения и выводы, а также классификация фольклорных жанров к этому времени уже устарели, т.е. не отвечают требованиям современности.

Следует также назвать ряд работ, опубликованных издательством "Наука" АН Каз.ССР^. Все они посвящены дореволюционному периоду казахского фольклора. Эти работы, безусловно явились значительным вкладом в казахскую филологическую науку.

Научная и практическая ценность настоящего исследования состоит в том, что впервые обстоятельно и на фактическом материале анализируются жанровые системы народно-поэтического творчества казахского народа. При этом сравнительно изучается и выявляется

1 История казахской литературы (казахский фольклор). Алма-Ата, Наука, 1968, т.1

2 Казак эдебиет1н1н тарихы. Т.1, кн.2, Алматы, Наука, 1964

3 Габдуллин Ы., Сыдыков Т. Казак халкынын, батырлык жыры. 1972.

Бердибаев Р. Казак эпосы. 1981. Дуйсенбаев Ы. Казактыц лироэпосы. 1973. Уахатов Б. Казактыц халык елендер1. 1974, Турсунов £. Генезис казахской бытовой сказки. 1973. Каскабасов С.

Казахская волшебная сказка. 1972. Жарцухамедов М. Айтыстын. даму жолдары. 1976 и др. диалектика закономерного развития каждого жанра в отдельности, руководствуясь марксистско-ленинской методологией, и разработанной теорией и практикой фольклористики последних лет, автор приходит к конкретным выводам о жанровых структурах казахского устного поэтического творчества.

Главная ценность настоящей работа, на наш взгляд, заключается в том, что автор на конкретном материале утверждает существование и бытование традиций казахских фольклорных жанров на современном этапе. Бытование осуществляется за счет обновления и обогащения прежних традиций и зарождения новых разновидностей под влиянием советской действительности. Такие выводы автора являются обстоятельным ответом тем, кто отрицает существование устного творчества в советский период.

Практическая ценность - во-первых, в обобщении и систематизации казахского советского фольклора за весь период его становления и развития. Во-вторых, предлагаемая работа может облегчить дальнейшие исследования истории и теории казахского фольклора советского периода. И,в-третьих, диссертация может быть использована специалистами в области фольклористики, аспирантами и студентами, так как дает представление о научных и методологических принципах изучения жанров казахского фольклора. Принесет она пользу акынам и исполнителям устных народных произведений, желающим повысить свое профессиональное мастерство.

При изучении и исследовании творчества народных акынов нами оцубликован био-библиографический справочник. В нем отражены основные сведения о 260 акынах и жыршы советского Казахстана.

Апробация диссертации и публикации:

Основные теоретические положения работы были опубликованы в печати (список работ по теме диссертации прилагается). рукопись диссертации обсуждена и одобрена на основном заседании отделов фольклора и джамбуловедения (13 мая 1980 и I июня 1982) и на ученом совете Института литературы и искусства им. М.О.Ауэзова Академии наук Казахской ССР (15 февраля 1983), а также на совещании отдела фольклора Института языка и литературы им. А.С.Пушкина Академии наук Узбекской ССР (9 января 1984).

По закону стихосложения, природа жанров, т.е. сходство и близость друг к другу, а также бытования в народе казахские фольклорные жанры и их разновидности в работе расположены в следующей очередности: халык адюндвр1 (народные песни), толгау, терме (размышления, речитативы), айтысы (поэтические состязания), дастаны (эпические повествования), ертег1, аныздар (сказки и несказочная проза) и дидактические малые жанры (пословицы, загадки и др.)х.

Сттдуктура диссертации состоит из введения, шести глав и заключения, общий объем 350 страниц машинописи. К работе приложены терминологический словарь и список использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современное казахское устно-народное и индивидуальное творчество. (Жанровый состав и структурно-функциональные особенности)"

308 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы рассмотрели жанрово-структурные особенности казахского устно-поэтического и индивидуального творчества советского периода. Исследование жанра и его классификация - важная задача современной фольклористики. Определение самобытности, синкретизма и эстетической сущности жанра, а также конкретизация его внутрижанровых разновидностей - сложная проблема. Поэтому автор по силе возможности, анализируя накопленный богатейший материал по казахскому фольклору и опираясь на предццущий опыт фольклористов Союза, пытался обобщить и научно обосновать сведения о жанровом составе казахского устно-поэтического творчества и его специфической сущности.

Резюмируя содержание нашего исследования, можно сделать следующие краткие выводы:

I. Казахское народное творчество весьма богато в жанровом отношении. Постоянно растет число и совершенствуется их художественное качество. Они предстают во множестве разновидностей: социально-политической и обрядово-бытовой песни, дастанов, тол-гау, айтысов, а также малых разновидностей дидактико-афористи-ческого содержания. Специфическую особенность жанрового состава казахского устного творчества составляет наличие и активное функционирование таких жанров, как айтыс, толгау и терме.

С победой Октябрьской революции и установлением социалистического строя содержание произведений устной поэзии коренным образом изменилось. Появляются исторические песни на темы событий, связанных с Октябрьской социалистической революцией, о жизни и деятельности В.И.Ленина и его соратниках - ветеранах революции. В годы Великой Отечественной войны рождались патрио-

тические посвящения, призывные песни, солдатские песни (партизанские были, письма с фронта, послания с тыла), дастаны, тол-гау о героических подвигах советских воинов.

Акыны и жыршы с вдохновением создавали песни, толгау, дастаны об освоении целинных и залежных земель, о героях целины, о миллиарде пудов казахстанского хлеба. Произошли сдвиги и в жанровом составе устной индивидуальной поэзии. С рождением рабочего класса в республике появились рабочие песни. С бурным развитием социалистического животноводства рождались новые пастушеские песни.

Под влиянием профессиональной поэзии в творчестве акынов появляются песни-очерки, посвящения, дастаны и крылатые изречения. Изменения затронули и сферу бытования жанров фольклора.

До революции жанры занадок и скороговорок распространялись устно, а сейчас, наоборот, с развитием казахской детской литературы и печатных органов, загадки и скороговорки сначала рождаются в письменном виде, а после распространяются устно. Новое качество отличает и природу некоторых художественных произведений. Так, заметно оживилась назира - создание новых произведений дореволюционных сюжетов или в традиционных формах восточной поэзии. Стали появляться рубай. Правда, они пока еще малочисленны. Эта новизна отмечается и в развитии отдельных традиционных жанров казахской устной поэзии. В последнее время очень популярными стали жанры айтыса и терме.

В процессе обновления жанрового состава казахской устно-народной поэзии произошло угасание таких ее разновидностей, как бадик (песни-заклинания), баксы сарыны (заклинания шаманов), арбау (песни-заговоры), зарлай арнау (песни-плачи), сынсыма

(плачь-невесты), наурыз жыры (новогодние песни), часть бытовых сказок и сказок о животных.

Древние пастушеские песни о Шопан-ате (предок овец), Жыл-кышы-ате (предок лошадей), Ойсыл-каре (предок верблюдов), Зен-ги-бабе (предок коров) уже исчезли. Редко стали исполняться жарапазан (вечерняя хвалебная песня), кисса (романтико-авантюр-ные поэтические повествования).

2. Истоки развития и обогащения жанров во многом определяются характером устной традиции и ее бытования. Например, такие разновидности обрядово-бытовой лирики, как той бастар - (застольная), жар-жар (свадебный дуэт), бес1к жыры (колыбельная), жоктау (причитание), коштасу (прощальная) и др. ведут свое начало из древности. Новый быт, новые обряды оказывают свое влияние на их изменение и обновление. Таким образом, в наше время процесс развития жанров продолжается. Складываются новые традиции, новая стилистика, новая художественная система. Таким образом, все ярче проявляется новаторский характер казахского советского устно-народного творчества.

3. В истории и теории фольклористики важную роль играет раскрытие национальных и традиционных особенностей жанров. Автор попытался раскрыть этот живой процесс на конкретном материале современной казахской устной поэзии.

Вышеуказанные качественные изменения, свидетельствующие об обновлении жанров, безусловно, могут явиться доказательством неправоты зарубежных критиков-догматиков, несостоятельности их утверждений о "застое" устного поэтического творчества братских народов Советского Союза.

4. В современных условиях границы авторства в устном

творчестве широко раздвинулись. Поэтому при анализе жанров часто обращаются к айтысам (поэтическое состязание), дастанам (эпическое повествование), толгау (размышление), терме (речитативы) и другим жанрам, имеющим конкретных авторов-импровизаторов: акынов, жыршы и сказителей, наличие которых доказывает заметное возрастание роли индивидуального творчества, близко примыкающего к тому, которое характерно для литературного процесса, в чем нетрудно усмотреть влияние письменной литературы.

В то же время бурный расцвет казахского устного творчества советского периода требует его дальнейшей систематизации, исследования, разработки ряда теоретических вопросов, и, в частности, проблем традиции и новаторства, эстетики, поэтики, типологии и т.д.

5. Говоря о творчестве и исполнительском мастерстве казахских акынов и жыршы, автор попытался раскрыть идейно-эстетическое и учебно-воспитательное значение их произведений, а также функции каждого жанра в отдельности, их специфику, характер взаимовлияния и взаимообогащения в системе современного казахского устного творчества.

™ 312 >»

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ*

Абыз Ацын

Ацындар айтысы

Ац елец Алгыс елец Арбау елец Арнау

Ацыз Ацыздау Ацыз-ецг1ме Ацыз дастан Ацыз елец

• Эпик-сказитель, жрец

• поэт-импровизатор

• состязание акынов /разновидности: туре-айтыс/ однокуплетное состязание/, сере айтыс /многокуплетное состязание/, мысал айтыс /состязание-басня/, жумбац-айтыс /состязание-загадка/.

• белый стих

• песня-благодарность

• песня-заговор

• посвящение, его разновидности: жарлай арнау /песня-обращение/, сурай арнау /песня-просьба/, зарлай арнау /песня-плач/.

• легенда

• сказание

• предание

• дастан легенда

• песня легенда

Ацшыльщ, саяткерл1к елецдер1 - охотничье песни Ауылдыц алты ауызы - аульные шестистишья

. ХВ словаре охвачены не все термины, которые встречаются в работе. Такие общеизвестные термины как эпос, поэтика, риторика и др. Не включены, так как о них имеется достаточная справочная литература. Здесь даны только те термины которые относятся к казахскому фольклору / айтыс, толгау, терме и т.д./

Ауыз эдебиет1

Эз1Л Элцисса

Элеуметт1к саяси елецдер

Эн-элец Энш1-ан;ын

Балгер

Батырлар жыры Бан;сы

Бацсы сарыны Бата елец Бэд1к Бес1к жыры Бет ашар Болмыс ацыз

поэтическое состязание, см."Ан;ын-дар айтысы"

устное народное творчество, см, "фольклор", песня-дружеский шарж междометие, которым начитается очередной эпизод эпического повествования /дастан, кисса/. социально-политическая песня /вне-обрядовая/ подразделяется на арнау-посвящение, мадак;тау-восхваление, тарихи елец - историческая песня, цара елец - простое четверостишье, хат-елец - песенное послание, эн-елец - собственно лирическая песня, желд1рме - речитатив быстрого темпа/ собственно лирическая песня, поэт-песенник или народный композитор знахарство богатырский эпос шаман

заклинания шамана песня-благословение заклинательная песня колыбельная

песня при открывании лица невесты быличка

Газель

Гацлия Гапвд-наме

Дастан

ЕгшпШк елевдер1 Ецбек, каст елецдер!

Ертекш

Ерк1н-елец

Есттрту

• лирическое стихотворение в метре аруза восточной поэзии

• назидательная эсса

• любовный»т.е. лирико-романтический дастан или кисса

• эпическое повествование, его разновидности: дэстурл1 эпикальщ /традиционно-эпический/, кенже эпос /исторический/, гашьщ-наме /лирико-роман-тический/, ем1рбаяндыц /автобиографический/, ацыз-дастан /дастан-легенда/

• песни земледелия

• трудовые, промысловые песни /подразделяются на тул1к елецдер1 /пастушеские песни/, егпшШк елевдер1 /песни земледелия/, ацшылыц, саяткерл1к елец-дер I /охотничьи песни/, жумысшы жыр-лары /рабочие песни/

• сказка /разновидности: тацгажайып ертег1 - волшебные сказки, турмыс-салт ертег1 - бытовые сказки, хайуа-наттар ертег1 - сказки о животных/

• сказочник

• свободный стих см. "Белый стих"

• извещение

Жарапазан

Жацылтпаш Жарлай арнау Шар-салу Жар-жар Желд1рме Жоцтау Жубату Жумысшы жыры Жумбак; Жумбак; айтыс Жумбан; елец Жыр

Зарлай арнау Кенет-жырлау или теге жырлау

Кенже-эпос Кецтл айту

• вечерняя хвалебная песня, встречающаяся в фольклоре народов Средней Азии и Казахстана, сходна с русской колядкой.

• скороговорка

• песня-обращение

• песня-обьявление

• свадебные дуэты

• речитатив быстрого темпа

• причитание

• утешение

• рабочая песня

• загадка

• состязание загадками

• песня-загадка

• эпическая песня, синонимные названия жанров: дастан, кисса, толгау, терме и обрядно-бытовые песни

• сказитель

• песня-плач

• импровизация-манера народного акына или жырау, который без предварительной подготовки внезапно, экспромтом создает песни, дастаны, толгау или терме

• поздний героический эпос. См."Та-рихи жыр" /историческая песня/

• соболезование

Кулд1рг1 елец

Куй ацыз Нгтаби-ацын Кш1 жанр

Цалау терме Кднатты сез Кдйымдасу

"К^ра цагаз" Кдра елец Цонак; кеде Крштасу Цисса

К^ссашы

Цыз бен Ж1Г1Т айтысы

Мадацтау

Мифтш-ацыз Мысал-ацыз

песня-юморе ска, см. "Сын-сьщак; елец"

кюй-легенда акыны-книжники

малый жанр /пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова, басни загадки, скороговорки/ песня на выбор или запевы, исходы крылатые слова

состязание в форме обмена четверостишиями между девушкой и джигитом извещение с фронта см. "Ест1рту". простое четверостишие песня гостя проирльная

романтико-авантюрное эпическое повествование восточной поэзии, разновидность дастана исполнитель киссы, дастана см."Кайымдасу". восхваление пословица

своеобразный напев - стиль акынов,

жырау и жыршы

поговорка

мифологические легенды или мифотворчество притиа

Мысал-айтыс Мшездеу-терме Нацыл сез Нахлият елецдер

Назым Назира

Наурыз жыры

Очерк елец

блецпп

Ом1рбаяндыв; дастан Осиет елец 9т1р1к елец Партизан жыры Сабан той жыры

• состязание-басня

• речитатив о характере человека

• афоризмы

• назидательно-дидактическая песня /сюда относятся: нацыл елец/ песня-назидание/, есиет-елец /песня-завещание/, алгыс, бата сез /благодарность, благопожелания/, терттаган-рубаяты /четверостишье/, жумбак;-елец /песня-загадка/, мысал-елец /песня-басня/

• лирика в восточном стиле

• создание различными авторами вариантов поэтических произведений на один и тот же сюжет т.е.пере-воплащения

• традиционная обрядово-новогодняя песня в странах Востока

• очерк в стихах

• песня или стихотворение

• исполнитель песен

• Автобиографические дастаны

• песня-завещание

• песня-небылица

• партизанские песни

• песня урожая, иногда песня животноводов

• певец-импровизатор, народный композитор, создающий лирические, лю-

Сэт сапар Сер1

Солдат жыры Сере айтыс

Сурай арнау Сын-сьщан; елец

Сыцсыма

Табигат терме Тацгажайып ертег1 Тарихи жыр

Тарихи елец Терме Термеш1 Той бастар Той тарцар Толрау

бовные песни, разъезжая по аулам доброе пожелание

певец-импровизатор, мелодист, народный композитор, исполняющий лирические песни солдатские песни

многокуплетные состязания акынов. В отличие от туре айтысов /одно-куплетных состязаний/ в сере ай-тысе затрагиваются социально-этические, морально-бытовые и другие вопросы песня-просьба

песня сатирическая /сюда входит саркастическая, ироническая песня/ импровизированно-традиционный плач невесты речитатив о природе волшебная сказка

исторические дастаны, или поздний героический эпос, см."Кенже эпос" историческая песня речитатив собирательного характера исполнитель жанра терме застольная

заключительная песня размышление, толгау бывают: назидательно-риторические, героико-патриотические, социально-бытовые,

толгау-арнау /раэмышление-посвя-

Терттаган

Тул1к елевдер1 Туре айтыс Турмыс-салт елендер

Турмыс-салт ертег1 Турмыс-салт эпосы

Т1лек елец Т1лек терме Фольклор

Хайуанаттар ертегт

щение/, в то же время толгау -- это монолог акына, жырау

• четверостишия, у народов Востока-рубаи

• пастушья песня

• однокуплетное состязание акынов

• обрядово-бытовая песня /подразделяется на той бастар - застольная, жар-жар - свадебные дуэты, бет-ашар песни при открывании лица невесты, бес1к жыры - колыбельная, цоштасу - прощальная, жоцтау-причитание, ест1рту, кеьцл айту, жубату - извещение, соболезнование, утешение/.

• бытовые сказки

• Эпос лирико-романтического содержания. см.'Ташьщ-наме"

• песня пожелание

• речитатив пожелания

• устное народное творчество. В науке фольклористика изучает прежде всего устное народное поэтическое творчество того или иного народа. Кроме того, фольклорным произведением считается »музыкальный, этнографический, прикладной вид искусства

• сказка о животных

Халык; ацыны Халыв; композиторы Халык; лирикасы Хальщ елевдерт

Хальщ поэзиясы Хальщ творчествосы Хат-айтыс Хат-елец

Хияли-гажайып жырлар

Шайыр Шеж1ре

Шеж1ре-терме Шешен сездер

ДИлдехана елец!

• народный акын

• народный композитор

• 'см."Хальщ елевдер1п

• народные песни, подразделяются на:

1/внеобрядовая песня /социально-политическая/, обрядовая /семейно-бытовая/ песня; 2/ трудовые, промысловые ; 3/дидактико-назидательные; 4/песни-фантазии; 5/сатирико»юмористические песни

• см."Халыц елеццер!"

• народное творчество, см."фольклор"

• состязание в письмах

• песня-послание

• фантастические песни, подразделяются: ацыз елецдер /песни-легенды/, ет1р1к елецдер /песни-небылицы/

• в странах Востока поэт и импровизатор-сказитель

• летопись

• летопись речитатив;-.

• ораторское искусство /его виды: ше-шенд1к нацыл-ораторские назидания, шешенд1к мысал - ораторские басни, шешендгк мацал - ораторские пословицы, шешендгк жумбан; - ораторские загадки, шешенд1К жауап - ораторские ответы/

• народная песня по случаю рождения ребенка

 

Список научной литературыТурекулов, Нысанбек, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма

2. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. О литературе М., 1967. 822 с.

3. МАРКС К., ЭНГЕЛЬС Ф. Об искусстве М., 1967. ТЛ. 575 с.

4. ЛЕНИН В.И. О литературе М., 1971. 303 с.

5. ЛЕНИН В.И. О литературе и искусстве М., 1967 . 804 с.

6. ЛЕНИН В.И. Полн.собр.сочинений. Изд.5-ое. -М., 1969.741 с.

7. ЛЕНИН В.И. Шыгармалары Алматы, 1977. 20-т, 634 б.

8. Официально-документальные материалы

9. Материалы ХХУ сьезда КПСС М. Политиздат. 19?б. 255 с.

10. Материалы ХШ сьезда КПСС М. Политиздат. 1981. 222 с.

11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. М. Политиздат. 1983. 127 с.

12. Об идеологической работе КПСС. Сборник документов М. Политиздат. 1983. 544 с.

13. КПСС ХХУ сьез1Н1ц материалдары. Алматы. Цазацстан. 1976. 314 б.

14. КПСС ХХУ1 сьезшщ материалдары Алматы. Цазацстан. 1981. 286 б.

15. ХУ сьезд Коммунистической партии Казахстана Алма-Ата. 1981. 447 с.

16. Материалы съездов« конференций, симпозиумов

17. Материалы научной конференции посвященной проблеме специфики фольклорных жанров. г.Горький. 1961.

18. Материалы научно-творческой конференции по проблемам современного состояния и перспективам развития казахского фольклора Алма-Ата. 1969.

19. Материалы Ш Всесоюзной конференции тюркологов Ташкент. 1980.- 322 ~

20. Материалы Всесоюзной тюркологической конференции. Тюркоязычная литература история и современный литературный процесс - Алма-Ата, 1976.

21. Материалы Всесоюзной научной конференции о фольклорном наследии народов СССР и его роли в художественной культуре развитого социализма Кишинев. 1981.

22. Фольклористика Российской Федерации /Материалы конференции/ Л. 1975, 204 с.

23. Фольклор и историческая действительность. Всесоюзная научная конференция. Октябрь 1976. Махаш-Кала. 1976 102 с.

24. Фольклор и современность. Материалы Первой Арханг.науч.практ. фольклорной конф. Архангельск. 1972 87 с.

25. Прозаические жанры фольклора народов СССР /тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. Май 1974 /. Минск. 1974.4. Книги

26. Абай НУНАНБАЕВ. Избранное М. Художественная литература.1981. 218 с

27. АБЕГЯН М. Народные песни М. 1904. с.15-27.

28. АВЕНОВ Ш. Дозы Керпеш Баян Суду /дастан/ - Алматы.Жазушы. 1965. 51 б. '4. АБРАМКИН В.М. фронтовая поэзия в годы гражданской войны- М. 1938. сЛ1-19.

29. ДЦАМБАЕВ Б. Хальщ данйлыгы- Алматы. Мектеп. 1976, 158 б.

30. АЗДЦОВСКИЙ М.К. История русской фольклористики М. 1958.Т-1. М. 1963. Т-2. с.46-92.

31. АЗЕРБАЕВ К. Али батыр /дастан/. Перевод М.Тарловского. Алма-Ата. КазОГИЗ. 1941. 40 с.

32. АЗЕРБАЕВ К. Ацыздар сыры. Легенды, предания /сост.Н.Ту- 323 рекулов/ Алматы. Казахстан. 1969. 122 б. 9. АЗЕРБАЕВ К. Шыгармалары /сост.Н.1Урекулов/ - Алматы. Жазушы. 1967. 405 б.

33. АЙМБЕТОВ К. Халыц даналыгы Нокис. 1969.с.65-94.

34. АЙНАБЕКОВ К. Шыгармалары /с о с т. А. То кланов/ Алматы. Жазушы.1955. 170 б.

35. Айтыс /сост.Ш.Ахметов, Б.Искаков/ Алматы. Шаэушы. 1965.1.т. 550 б, 1965. 2-т. 660 б.

36. Айтыс /сост.Б.Искаков, Ш.Ахметов, К.Сейдеханов/ Алматы.Жазушы. 1966. Т-3. 615 б.

37. АКИМОВА Т.М., АРХАНГЕЛЬСКАЯ В., БАХТИНА В.А. Русское народное поэтическое творчество М. Высшая школа. 1983. 203 с.

38. Ацын жырлары /сост.Е.Исмаилов, М.Дуйсенов/ Алматы. Жазушы.1958. с.36-44.

39. Ацындар жыры Алматы. Гылым. 1963 , 230 б.

40. АЛАВИЯ М. Узбек халк; кушиклари Ташкент. 1959. с. 17-40.

41. АЛИМБАЕВ М. 6рнект1 сез ортац цазына. Алматы. Ндэацстан.1967. 165 б.

42. АЛИМБЕТ0В С. Элец, дастандары Алматы. Жазушы. 1962. 199 б.

43. АНИКИН В.П. ¡^гсская народная сказка М. 1953. с.17-45.

44. АНИКИН В.П. Календарная и свадебная поэзия. М. Изд.МГУ.1970 122 с.

45. АНИКИН В.П., КРУГЛОВ Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л., Просвещение. 1983, 415 с.

46. Антология казахской поэзии М. Жазушы. 1958. 850 0. /с.177316 песни народных акынов/.

47. Антология казахской советской поэзии Алма-Ата. Жазушы.1972. T-I. 375 с.- 324

48. АРОНОВ С. Ациыц Алматы. Жазушы. 1975. 136 б.

49. Армянский фольклор /сост.перевод Г.О.Карапетян/ М.Наука.1979. 372 с.

50. АСАЙЫНОВ М. Ацшы ацызы Алматы. Жазушы. 1978. 84 б.

51. АУЭЗОВ М.О. Мысли разных лет Алма-Ата. Жазушы. 1961.540 с.

52. АУЭЗОВ М.О. Племя младое. Роман Алма-Ата. Жазушы. 1979.о трагическом дастане "Умгг". с.327-343/щ

53. Ауэзов М.О. сборник статей к его шетидесятилетию Алма-Ата.1959. Гылым. 263 с.

54. АУЭЗОВ М.О. Уацыт жене эдебиет Алматы. Жазушы. 1962.424 б. /ст.об эпосе, о загадке, об эпосе "ма-нас" и др./.

55. АФАНАСЬЕВ А.Н. Древо жизни /подг.к печати С.М.Медведев/М. Современник. 1982. 462 с.

56. АХМЕТОВ 3. Казахское стихосложение Алма-Ата. Гылым.1964. с.187-303: гл.П Песенно-стихотворные формы народной поэзии.

57. АХМЕТОВА М., ЕРЗАКОВИЧ Б.Г., ЖУБАНОВ А. Советт1к цазан; музыкасы. Алматы. Гылым. 1975. с.202.

58. АХМЕТБЕКОВ Н. Аманкелдх /дастан/ Алматы. 1962. с.19-40. Егоже Жасауыл цыргыны. Алматы. 1964. с.24-69.

59. БАЗАРБАЕВ М. Живые традиции. Алма-Ата. Жазушы. 1962. 122 с.

60. БАЙЗАДОВ И. Избранные поэмы. Алма-Ата. Жазушы. 1957, с.168.

61. БАЙМУРАТОВ Н. елецдери Алматы. 1957. с.14-37.

62. БАЙГАНИН Н. Изб.проиэ. /пер.А.Никольской/ Алма-Ата. Жазушы.1946. с.138-139.

63. ГАБДУЛЛИН М. Бдзац халцыныц ауыз эдебиет1. Алматы. Мектеп.1958. 37-71 б.

64. ГАБДУЛЛИН М., СЬЩЫКОВ Т. Цазак; халцыныц батырлык; жыры. Алматы.Гылым. 1972. 336 б.

65. ГАЦАК В.М. Фольклор и молдавско-русско-украинские исторические связи. М. Наука. 1975, с.7-41.

66. ГОРЬКИЙ A.M. Материалы и исследования. М. 1934, т.I.e.114.

67. ГОРЬКИЙ A.M. О литературе. М., 1953. с.700.

68. ГОРЬКИЙ A.M. Собрание сочинений в 30 томах, М., 1952, т.17,М., 1953. т.27.

69. ГУСЕВ В.Е. Эстетика фольклора /3-гл. Классификация произведений фольклора / Л. Наука. 1967, 317 с.

70. ГУСЕВ В.Е. Марксизм и русская фольклористика конца XIXначала XX века. М,Л. 1961. с.25-71.

71. Ецбек куй /ел ацындарыныц елецдерг. /. Алматы. Жазушы. 1962.205 б.

72. ЕРЗАКОВИЧ Б.Г. Песни Кенена Азербаева. Алматы. 1955, 95 с.

73. ЕРЗАКОВИЧ Б.Г. Песенная культура казахского народа. Алма-Ата,1966. Гылым. с.92.

74. ДАЛГАТ У.Б. Вопросы юмора и сатиры в народном творчествеВ кн. Вопросы народного поэтического творчества. М. I960, с.12,27,37.

75. ДЕЙ А,И. Принципы жанровой классифз:кацН п1сень /НТЕ1966 № 2 /.

76. ДИВАЕВ А. Казахская народная поэзия. Алма-Ата. Гылым.1964. 253 с.

77. ДОБРОЛЮБОВ Н.А.Собр.соч. М-Л, 1961. T-I, с.81-83.

78. Древнетюркский словарь. Л, 1969. с.140, 608.76. ДЖАБАЕВ Дж.77. ДЖАБАЕВ Дж.78. ДЖАБАЕВ Др. .79. ДЖАБАЕВ Дж.80. ЖАМШЛ ЖАБАЕВ.

79. Донские исторические песни А.М.Листопадова. 1946, с.67-78.

80. ДУЙСЕНБАЕВ Ы. Цазацтыц лиро-эпосы. Алматы. Гылым. 1973.148 б.

81. ЖАЩ10В Е. Дастаннан драмага. Алматы. Гылым. 1979.162 б.

82. Жанры фольклора народов Дагестана /сб.статей/. Махаш-Кала• 1979. с.II,27,36.

83. Жанровые особенности быличек /под.ред. проф.Н.О.Шаракшинова/.Иркутск 1974, с.19,27,31.

84. Жар-жар /той К1табы/. Сост.: Б.Уахатов, Ж.Кдцыров. Алматы,1978. Жалын. 210 б.81. ЖАМБЫЛ ЖАБАЕВ.82.87. ЖАПСАРБАЕВ К.88.