автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Современное осмысление трагического в литературе Коми
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Коснырева, Ольга Васильевна
Введение
Глава I. Исторические корни трагического
1.1. Драма как основной жанр литературы 1920-х годов
1.2. Трагизм обречённости в произведениях 1930-х годов
1.3. Героическая драма на исторический сюжет
Глава И. Социальное трагическое
2.1. Два мира, две морали в трагическом конфликте
2.2. Пьянство как социальная трагедия
2.3. Трагическое отражение 1930-х годов в литературе коми
2.4. Трагедия двойного сознания в советском обществе
2.5. Трагедия сильной личности-одиночки
2.6. Трагичекий герой - "человек в бушлате"
2.7. Трагические судьбы людей в годы коллективизации и культа личности
2.8. Трагизм человека, потерявшего смысл жизни
Глава III. Возвышенное как тип трагического 92
3.1. Трагическое в "бесконфликтной" литературе
3.2. Трагедия войны - мера величия духа народа в произведениях писателей коми
Глава IV. Экологическое трагическое 117
4.1. Экологическое трагическое в произведениях Г.Юшкова
4.2. Трагедия природы как отражение трагедии социальной Заключение 137-144 Список использованной литературы 145
Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Коснырева, Ольга Васильевна
Трагическое - одна из наиболее древних теоретических проблем эстетики. В процессе длительного исторического развития культуры человечества она рассматривалась во многих аспектах: философском, искусствоведческом, психологическом, литературоведческом, эстетическом. Следует отметить, что к второй половине XX века концепция трагического и его конкретно-исторических разновидностей в литературе ещё не сложились в полной мере. Об этом свидетельствует наличие разных точек зрения на теоретическое осмысление трагического и выделение конкретно-исторических разновидностей трагического в литературе. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью наиболее полного раскрытия трагического в его конкретно-исторических разновидностях в литературе коми.
Теоретическому и историческому исследованию категории трагического посвящены работы философов, исследователей, литературных критиков современности (А.Ф.Лосев, В.П.Шестаков, Ю.Б.Борев, Г.Н.Поспелов, Т.Любимова, М.АЛазарева). Несмотря на большое количество исследований, дать всеобъемлющее и законченное определение категории трагического представляется сложным. Каждое время наполняет трагическое своим содержанием, смыслом.
Ряд авторов рассматривает трагическое очень широко - как гибель и страдания любого человека (Борев, 1961: 207; Столович, 1972: 185; Якименко, 1976: 105).
В то же время опубликован ряд исследований, в которых трагическое истолковывается только как противоречие между личными и общественными интересами во внутреннем мире героя (Поспелов, 1972: 89; Иванова,1974: 10).
М.Лазарева отмечает, что "в наиболее общем смысле это эстетическая категория, раскрывающая определенный тип общественного положения и поведения, внутреннего состояния человека и его судьбы" (Лазарева, 1983: 3). В.Шестаков пишет: "как категория эстетики трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности" (Шестаков, 1983: 101).
Категории оптимизма и пессимизма всегда так или иначе входят в орбиту трагического, но сама она, как показывает философ А.Лосев, "выходит за пределы антиномии оптимизма и пессимизма: первый исключается обнаруживающейся в трагическом неразрешимостью коллизий, невосполнимой утратой того, что не должно было бы исчезать, второй - героической активностью личности, бросающей вызов судьбе и не примиряющейся с ней даже в своём поражении; подлинно трагическому чужда резиньяция, свойственная пессимистической оценке жизни" (Лосев, 1983: 691).
Но при всех изменениях сохраняется некоторое ядро, которое и определяет повторяемые, фундаментальные свойства данной категории. Как правило, исследователи соглашаются с тем, что "первооснову трагического составляют ситуации, возникающие не только в результате исторически конкретных социальных причин, а прежде всего в силу свойств естественно-родовой природы человека, в принципе не меняющегося в своих личных желаниях и стремлениях" (Лазарева, 1995: 42). Кроме того, предпосылки трагического видятся не во внешних обстоятельствах, а в глубинных основаниях миропорядка. "Глубокое, непримиримое противоречие между идеалом и реальностью, должным и сущим, новым и старым лежит в основе трагического" (Громов, 1981: 36).
Анализ исследований по теории литературы и эстетики о природе и особенностях трагического показывает, что в категории трагического присутствуют составные части: трагический герой, трагические обстоятельства, трагический конфликт.
Если рассматривать первопричины трагического, то более оправдана оценка трагедии в её возвышенном характере с учётом объективных социальных законов развития и сохранения человеческого общества. Аристотелевское понимание трагического до сих пор остаётся актуальным. "Аристотель имел в виду не примирение, не умиротворение, а именно очищение, освобождение человека от низменных страстей и чувств, а потому возвышение, нравственное возвеличивание человека" (Артамонов, 1965: 92).
Трагическая тема не может быть изъята из литературы или искусственно сведена до минимума. Она широка и многообразна. Чем характеризуется трагическое XX века? Сам по себе насыщенный трагическими событиями, переворотами, революциями, катастрофами и катаклизмами двадцатый век подтолкнул писателей к отображению трагического, сформировал его формы. В трагическом объединяется общественное и личное, объективное и субъективное, родовое и индивидуальное, закономерное и случайное. По определению Ю.Борева, "трагедия - одна из вершин поэтического творчества, наиболее философский жанр искусства, представляющий собой глубочайшее отражение духа времени" (Бо-рев, 1961: 43).
В данной работе рассматривается проблема трагического на основе анализа произведений литературы коми XX века. Мы будем основываться на том, что сущность трагического в литературе составляет противоречие между значительными общественными и личными интересами и целями, которые последовательно отстаивают герои художественных произведений, и практической невозможностью их осуществления в столкновении с внешними силами (общественными и природных), что приводит к тяжёлым внутренним переживаниям, мучительным страданиям или гибели этих героев. При этом противоборствующие силы могут выступать и как внешние по отношению друг к другу, и как столкновение разнородных начал в характере отдельной личности. В любом случае трагический конфликт имеет неразрешимый характер. Это заложено уже в самой сути трагического конфликта - в невозможности осуществления тех интересов и целей, которые настойчиво пытается осуществить герой.
В 1930-е годы, в период формирования теории социалистического реализма в советском литературоведении и литературной критике, долгое время преобладало мнение, что в теоретическом осмыслении его как метода категория трагического оказалась вне "литературного поля", но в литературной критике ещё сохранялась "оптимистическая трагедия" как единственная форма трагедии. В советской литературе вообще не должно быть места трагическим ситуациям (Нусинов, 1931: 27). Новая формулировка была открыта: "оптимистическая трагедия". Главное, как скажет впоследствии Б.Пастернак, "чтоб хорошенько личико получилось" (Пастернак, 1990: 91). Финал "оптимистической трагедии" (в случае гибели героев, гибели "плодотворной") должен был неизбежно вызвать в памяти знакомое: "Умрёшь недаром: дело прочно, когда под ним струится кровь. ".
С 1920-30-х годов трагедия и трагическое становятся мишенью для тотального уничтожения. Однако истории было дано совершить над искусством невидимую и незаметную для обычного глаза подмену: о необходимости трагедийного искусства критика заговорила неожиданно громко. "Сегодня мы находим объяснение этому удивительному феномену. Трагедию в 30-е годы подменили героической драмой. Произошла обратная эволюция. Новый советский театр, а рядом с ним и литература, и живопись, и музыка вставали под одно знамя - "знамя социального оптимизма" (Ваняшова, 1993: 32).
В период "теории бесконфликтности" (1940-50-е годы) высокохудожественные произведения искусства социалистического реализма с трагическим содержанием явно недооценивались. Реальные жизненные трагические конфликты затушевывались, нередко на первый план выдвигались противоречия мнимые, надуманные, не имеющие реальной жизненной основы. А категория трагического и понятия трагический герой, трагические обстоятельства, трагический конфликт, трагическая ситуация находились вне сферы применения. (В этот период писатель коми В.Юхнин написал роман "Огни тундры", в котором преобладало изображение возвышенного, триумфального преобразования северного края. Все трагические ситуации сведены к конфликтам отдельных личностей, которые трактовались как бытовые или как отражение политической, социальной несознательности отдельных героев).
Оценивая эту литературную эпоху, исследователи позже ввели термин "трагедиебоязнь", характеризующий отношение отдельных критиков к произведениям литературы с трагическим содержанием (этот термин часто встречается в критических работах в 1960-е гг.) (Апресян, 1961: 123-130; Бо-рев, 1961: 229; Пархоменко, 1962: 135-137). В какой-то мере эта "трагедиебоязнь" не была изжита и до 1970-х годов.
В период хрущевской оттепели усилилось внимание к искусству трагедийного. Тишина, которая долго царила вокруг этого высокого рода искусств, была нарушена после XX съезда партии. Сначала появились статьи о сущности трагедийного, затем главы в книгах, освещающие историю, специфику и место трагедийного искусства в общественной жизни. А потом начали выходить и специальные работы, посвященные тем же проблемам (И.Киселёв. Конфликты и характеры, 1957; В.Фролов. Жанры советской драматургии, 1957; Л.Столович. Эстетическое в действительности и в искусстве, 1959; Ю.Борев. Общеэстетические категории, 1960). Эти исследователи утверждали, что основным конфликтом в трагедии, как правило, является борьба за построение нового мира. Ю.Борев отмечал, что ослабление, а затем и исчезновение антагонистических противоречий в обществе приводят к уничтожению важнейшего источника трагического.
Обращаясь к реальным причинам трагедийных ситуаций и судеб в советском обществе, И.Новак выделил четыре формы трагедийного конфликта: трагизм, связанный с социальными явлениями, исторически преходящими; трагизм личных отношений; трагизм, проявляющийся при столкновении человека с грозными стихиями природы, и, наконец, извечный конфликт жизни и смерти.
В действительности произведений с трагическим содержанием как во всей советской литературе, так и в литературе коми становилось всё больше, и они требовали серьёзного осмысления проблемы трагического.
В 1980-90-е годы в литературной критике все "симптомы" своеобразной "трагедиебоязни" постепенно исчезли. Появились солидные монографические исследования по проблемам трагического (С.С.Гольдентрихт "О природе эстетического творчества"; М.А.Лазарева "Трагическое в литературе"; Ю.Б.Борев "Эстетика"; Г.Н.Поспелов "Искусство и эстетика").
В 1970-90-е годы область проявления трагического чаще всего переносилась писателями из сферы социальной в область личных, семейных взаимоотношений. Возникает ситуация интровертности, когда герой имеет склонность искать причины и корни трагических противоречий в самом себе. Идут глубинные поиски не внешних факторов, приводящих к жизненной трагедии персонажа, а внутренних посылок и личных мотивов.
Рассматривая трагическое в литературе коми, следует отметить, что определение трагического как такового отсутствует в справочниках по теории литературы. Так, например, в книге В.Мартынова "Коми литературоведческий словарь-справочник", который вышел в 1993 году, мы не находим понятия "трагическое". Эта исключающая само понятие "трагического" теоретическая оценка связана с литературной практикой, когда удельный вес произведений с трагическим содержанием занижался в силу его "чуждости" литературе социалистического реализма.
Содержание и основные особенности трагедийных произведений каждой эпохи зависит в первую очередь от характера и сущности трагедийных коллизий данной эпохи, а также от глубины, остроты и истинности понимаемой художниками жизненных противоречий своего времени" (Борев, 1961: 14). Трагическое в каждом периоде развития литературы несёт конкретную направленность и нагрузку. Исследование, проведённое в ходе работы над диссертацией, выявило в литературе коми трагическое большей или меньшей интенсивности звучания. Приоритетность разных качеств трагического в разные времена позволяет определить базу, корни, на которых сформировалось трагическое в литературе коми 1950-90-х годов.
Основополагающим проявлением трагического в литературе коми начала века было отражение героического. С особой силой оно звучит в пьесе В.Савина "На восходе солнца цветок увял." (1919). Но если в подобных первых произведениях трагически показано лишь пробуждение жажды социальной справедливости у отдельных личностей, то в последующих пьесах В.Савина героическое трагическое предстаёт как подъём масс (пьеса "Усть-Куломский бунт", 1928).
Помимо революционного героического писатели пытались показать подъём народных масс исторически, обнажая глубинные корни героического, зревшие ещё в седом прошлом народа и в его преданиях. Переиначивая и привязывая к новой действительности трагедийные моменты истории, писатели раскрывали с помощью романтических героев это трагическое, предвидели неизбежность нового мира, нового мышления, восприятия, понимания мира, новой, не идеализированной действительности.
В период социалистического реализма литература не смела изображать трагизм современных ей событий, поэтому авторы, в частности драматурги коми, а также родственных коми народов, например удмуртов и мари, обращались к трагедийным моментам своей национальной истории, раскрывая героическое через романтическое. Это драмы "Эш-Тэрек" (1924), "Идна" (1926) у удмуртов, "Изкар" (1926), "Усть-Куломский бунт" (1928) и "В тёмной парме" (1929-1941) у коми, "Акпатыр" (1930) у мари. В произведениях на темы преданий, революций и войн воспевалось героическое прошлое, национальные традиции и достоинство. Если в "Изкар" и "Эш-Тэрек" ещё лишь намёк на движение народа, то в" Усть-Куломском бунте" и в "Тёмной парме" народ уже поднимается в полный рост, его не остановит даже смерть героя-предводителя (Гаврилы, Яраша).
Героическое трагическое не утратило своего значения и в последующие периоды, особенно в годы Великой Отечественной войны. Эта тема воспета не только в литературе военных лет, но и в произведениях послевоенного периода. Все эти произведения в той или иной степени касаются подвига народа в военное лихолетье, когда слишком дорого было заплачено за победу над врагом. Отзвуки военной трагедии и через годы не утихают в памяти людей. Романы В.Юхнина "Огни тундры", Г.Юшкова "Чугра" и "Родовой знак", повесть Н.Куратовой "Рассказ об отцах", рассказы А.Ульянова "Три тополя, три брата", "Горькая брусника".
Основным по значимости и влиянию представляется социальное трагическое. Процесс формирования самосознания человека, развития общества проходил в объективных и субъективных трудностях, вызывая у писателей потребность отзываться на происходящее в жизни своими произведениями.
Первые ростки социально-бытовых трагических изменений наблюдаем в драме "Водоворот" (1920) В.Савина, в пьесе "Кто виноват?" (1922) и "Незаконнорожденная Нина" (1928) Н.Попова. Здесь только первые всплески самосознания, трагическая жертвенность героинь. Они сами вершат над собой суд, не находя выхода из сложившейся ситуации. Уже в этих произведениях мы видим жертвы реального трагического. Во всех пьесах трагический финал. Героиню к нему подводят трагические обстоятельства. Подобное можно обнаружить и в рассказах В.Чисталева "Один . из тринадцати миллионов" (1933) и "Трипан Вась" (1929).
Трагическое социальное многолико и сложно. Писателей интересуют и "белые пятна истории", которые связаны с периодами коллективизации, индустриализации, массовых политических репрессий, и скованность "бесконфликтного общества", труднейшая ломка устоев, сложившихся веками, особенно в такой сложной области, как "моё" и "наше", которую надо было переосмыслить, перестроить. Время неумолимо идёт вперёд, большое видится на расстоянии, а "колесо истории вертится", и открываются всё новые "белые пятна", раскрываются запретные когда-то темы. Поэтому социальное трагическое присутствует в художественных произведениях на всех исторических этапах: у В.Юхнина в романе "Огни тундры", у Г. Юшкова в романах "Чугра" и "Родовой знак", в его повести "Иван-чай с белыми цветами", в повестях и рассказах И.Торопова "Тян", "Не стреляй в медведя дважды", "Громыхнуло посреди избы", в произведениях Н.Куратовой "Волчье лыко", "Рассказ об отцах", "Молоденькая девушка с чёрными глазами", в произведениях А.Ульянова "Горькая брусника", "Черная осень, "Единственные сыновья", в рассказах А.Попова "После дня рождения", Г. Шуктомова "След от стрельбы", в рассказах Г.Юшкова "Отёк души", "Цена жизни", "Часовня", в повести А.Размыслова "Горький берёзовый сок".
Вопрос "кто виноват?", звучавший в начале века на страницах произведений писателей коми, обретает ещё большую силу звучания в конце столетия. Не просто "кто виноват?" спрашивают писатели. Они раскрывают особенности этого трагического в новом сложном его переплетении ("Огни тундры" В.Юхнина) с героическим, патриотическим, социально-бытовым
Чугра" Г.Юшкова, "Волчье лыко", "Рассказ об отцах" Н.Куратовой). От социальной патриотичности - к такому звучанию трагического, когда исповедь героя, соединяясь с его осознанием своего места на земле, в окружающем мире, обнажает его сегодняшнюю сердечную истину ("Тян" И.Торопова, "Родовой знак" Г.Юшкова).
В повести "Тян" И.Торопова сделана попытка раскрыть великое противостояние добра и зла, бессмертие и вечность светлого, доброго в самые трагические моменты жизни, даже в моменты "выстрела в упор". В "Родовом знаке" Г.Юшкова - произведении-исповеди - писатель не только показывает все виды трагического, не только прослеживает трагическое каждого периода жизни поколения людей двадцатого века (детство, отрочество, юность, зрелость, старость героя). Писатель предлагает нам свою исповедь, вынося на суд общественности свои размышления, насколько он справился с главной задачей - вести, воодушевлять, воспитывать читателя, доносить до него истину. В этом своём покаянии, во всех совершённых им и его поколением грехах (как против людей, так и против природы - своей малой родины, отчего дома, каждого зверя и птицы) он выносит приговор и герою, и себе.
Объективные обстоятельства трагически преобразуют жизнь, судьбу человека, всего окружающего мира, они могут всё растоптать и разрушить. Но главное трагическое заложено в самом человеке, в том, насколько он сумеет в себе выявить и понять добро и зло, свет и мрак, чистое и тёмное. Останется ли он без рода и без племени, бесследно исчезнет или будет яркой точкой в родовом знаке своей семьи, своего народа, своей земли. В этом признании трагического как стихии наиболее важной, определяющей всю суть человека, в признании громадной возвышающей роли трагического в жизни всех поколений людей, всего человечества и есть самая важная, значимая цель автора. "Трагизм - это страдание, сопряжённое с нарушением какой-то мыслимой нами, принятой нами в качестве всеобщего закона справедливости. . Нарушение нравственного закона создаёт трагическую ситуацию" (Артамонов, 1965: 81-83).
Целью диссертационного исследования является исследование поэтики трагического в литературе коми XX века.
В соответствии с целью исследования определились следующие задачи:
- раскрыть исторические аспекты категории понятия трагического в литературе;
- систематизировать основные формы трагического в литературе коми;
- осветить философию и эстетику трагического в литературе коми в период господства теории бесконфликтности и в современную эпоху;
- выявить своеобразие трагического в литературе коми в условиях взаимосвязи культур угро-финских народов;
- показать художественное воплощение проблемы трагического в литературе коми.
Научная новизна работы состоит в том, что работа является первым опытом системного подхода к определению трагического в литературе коми:
- в признании актуальности категории трагического в литературе коми указанного периода;
- в систематизации форм трагического.
Впервые сделана попытка исследования трагического в литературе коми:
- рассмотрены особенности становления и развития нового трагического героя коми - героя XX века;
- показано влияние исторического времени на развитие трагедийной литературы; определены приоритетные и опережающие виды трагического в литературе;
- рассмотрены стилевые особенности, литературно-художественные приёмы в изображении трагического на разных этапах развития литературы коми;
- впервые дана картина развития трагического в произведениях писателей коми XX века.
Теоретической и методологической основой исследования послужили работы по проблемам литературы и искусства о социальной сущности трагического и его природе (М.М.Бахтин, В.Г.Белинский, Ю.Б.Борев, Г.Н.Поспелов, А.Ф.Лосев, Я.Е.Эльсберг, В.В.Фролов, Л.Е.Пинский, М.А.Лазарева, Т.Б.Любимова, Т.Я.Родионова).
Цель и задачи работы, её материал объясняют выбор методов исследования: сочетание историко-литературного, описательного, типологического.
Объект исследования являются драматургические и прозаические произведения литературы коми XX века, имеющие трагическую направленность, раскрывающие трагический конфликт, трагический характер, трагические обстоятельства.
Предмет исследования - формы трагического в произведениях литературы коми XX века.
Практическая значимость исследования. Материал и результаты исследования могут быть использованы в школьном, вузовском преподавании специальных и общих курсов истории литературы коми; в использовании наблюдений и выводов в дальнейших исследованиях поэтики литературы коми; в составлении учебного пособия, обобщающей монографической работе по литературе коми.
Апробация. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах, прочитанных на научно-методических семинарах кафедры коми фольклора и литературы СыктГУ, ежегодных годичных сессиях Учёного Совета СыктГУ (Февральские чтения 1995, 1996, 1999 гг.); XII, XIII Коми республиканской молодёжной научной конференции (Сыктывкар, 1993, 1997); Всероссийской научной конференции "Духовная культура: проблемы и тенденции развития (Сыктывкар, 1994), Всероссийской научно-практической конференции преподавателей и студентов "Этнология пермских народов" (Сыктывкар, 1996); XVI Международной конференции IFUSCO (Сыктывкар, 1999). Работа выполнена и обсуждена на кафедре коми фольклора и литературы СыктГУ.
Структура и объём диссертации. Работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объём машинописного текста составил 158 страниц.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Современное осмысление трагического в литературе Коми"
Заключение
На сегодняшний день нет ни одного полного исследования, посвященного проблеме трагического в литературе коми. Диссертационное исследование, предпринятое автором, явилось первой попыткой целостного анализа процесса формирования и развития трагического в литературе коми XX века. Изучение эволюции трагического позволило рассмотреть литературное явление трагического и весь историко-литературный процесс в органическом единстве исторических и теоретических аспектов.
За свою историю литература коми появилось много произведений с трагическим содержанием. В 1920-х годах трагическое не было сформировано в литературе коми, а присутствовало составной частью, акцентом героического. Основное внимание сосредоточивалось на героическом пафосе литературы, а трагическое сопутствовало и подчинялось ему. Авторы в основном обращались к жанру драмы, способному отразить напряжённость ситуации. Писатели создавали агитационные, революционные произведения для массового читателя ("На восходе солнца цветок увял.", "Усть-Куломский бунт" В.Савина).
Постепенно трагическое в литературных произведениях обретало самостоятельное звучание. Авторы стали замечать глубочайший трагизм в горестях бедного и униженного человека. Трагическим героем становился обыкновенный человеком ("Трипан Вась", "Один . из тринадцати миллионов" В.Чисталёва, "Водоворот" В.Савина, "Кто виноват?", "Незаконнорожденная Нина" Н.Попова). Трагизм освобождался от героизма, или, вернее, героизм облекается в другие формы, в форму неяркой, неприметной, но, в сущности, удивительной и достойной моральной доблести простого человека. Трагические герои этого времени несли в себе боль бесправного человека, стоящего перед выбором, но ещё не понимающего, не готового осознать, как ему поступить. В трагических развязках, в гибели героев виноваты не сами герои, а трагические обстоятельства реальной жизни, общественные законы, жёсткие силы зла. Социальное и бытовое трагическое завязаны в тугой узел.
Удельный вес произведений с трагическим содержанием сознательно занижался в силу его "чуждости" литературе социалистического реализма.
В период "бесконфликтной" литературы (1930-нач.50-х годов) писатели финно-угорских, волжско-пермских народов вынуждены были обращаться к трагическим, но мелким, бытовым, несущественным проблемам или откровенно уходить в своих произведениях в историческое прошлое своего народа, раскрывая героическое через романтическое в своей национальной истории ("Эш-Тэрек" и "Идна батыр" у удмуртов, "Изкар" В.Чисталёва, "В тёмной парме" Н.Фролова у коми, "Акпатыр" у мари). Как правило, это произведения с яркой национальной самобытностью. Страх заставлял литераторов подчиняться запретам, ограничениям, на долгие годы не позволял им показывать действительность без приукрашивания. Он не давал возможности раскрыться гражданской позиции автора. Герои чётко делились на положительных и отрицательных, характеры их изображались схематично. В то же время основной принцип трагедии - объективные обстоятельства, заставляющие героя поступать так или иначе независимо от его личных качеств -уже присутствовал, главный трагический фактор - трагическая ошибка - уже имелся.
Подводя итоги развития литературы коми 1920-нач.50-х годов, надо отметить, что писатели предпочитали обращаться к исторической тематике или к мелким, бытовым проблемам, хотя эпоха сама была наполнена глубоким драматизмом: это трагедия несвободы личности, трагедия насилия над личностью в тоталитарном обществе. История и действительность были намного сложнее, чем отражены они в литературе, где трагизм времени был максимально завуалирован.
Следует отметить, что трагическое - лишь одно проявление судьбы человека, реализующееся при определённых, "экстремальных" обстоятельствах. Трагические ситуации и коллизии имеют свои объективные причины: пережитки прошлого в сознании и психологии людей, война и её последствия, драматические жизненные обстоятельства в наши дни и соответствующие нежелательные психологические факторы в человеческом поведении, действиях, межличностных отношениях. Трагические противоречия, возникающие в процессе развития общества, имеют в конечном счёте не случайный, а социально-исторический характер. Они проявляются в поступках и нравственном мире людей, обрекая их на страдания, иногда на смерть. Воспроизводя трагические конфликты, писатели усиливают в своих произведениях мучительные переживания своих героев и нагнетают тяжёлые события в их жизни, раскрывая тем самым своё понимание трагических противоречий жизни.
Один из типов трагического конфликта - социальный. В литературе 1990-х годов, по существу, не осталось закрытых и запретных для художника слова тем. Писатели стали обращаться к наиболее трагичным периодам истории: к тяжёлым и полным трагического накала, глубоких испытаний 1930-м годам с перегибами коллективизации и незаконных репрессий. Появились произведения, авторы которых обращались к воссозданию реальных жизненных ситуаций, когда возникали социально-исторические противоречия как итог ошибок прошлых лет.
При всём многообразии форм трагического в исследовании вскрыты социальные предпосылки, корни трагического. Именно социальные, нравственные аспекты всегда были основой, ведущим и двигательным моментом трагических противоречий и конфликтов, значимых событий и явлений жизни.
Одно из наиболее опасных проявлений социального трагического -разрыв духовной связи поколений отцов и детей, потеря "малой родины" ("Волчье лыко" Н.Куратовой, "Чугра", "Родовой знак" Г.Юшкова).
Социальное трагическое проявилось через трагедию пьянства, духовную деградацию героя.
В то же время в литературе коми 1990-х годов существует целый пласт произведений, в которых трагические коллизии развиваются наиболее полно без сцен страданий и гибели героев. Порой бывают ситуации, когда трагизм и острые противоречия заключаются в самых будничных и мирных событиях жизни. Постепенно возникают и проявляются противоречия, которые ранее не были основой для трагедийных конфликтов ("Чёрная осень" А.Ульянова, "Родовой знак" Г.Юшкова, "Не стреляй в медведя дважды" И.Торопова). Для автора важен не только момент раскрытия трагического мироощущения человека, важно нравственное воздействие, оказываемое на читателя, эмоции, вызванные силой сострадания. Современные писатели резче и жёстче ставят своих героев перед проблемой нравственного выбора.
В произведениях, отразивших трагические судьбы людей в годы культа личности, показана борьба человека за сохранение своего "я". Не поддаться отчаянию, не опуститься, не растерять человеческих качеств, вытерпеть и тем самым победить - вот во имя чего выносят тягчайшие беды оклеветанные, изгнанные из общества с клеймом позора нравственно безупречные люди (Тихомиров - "Чугра", Лида и Тамм - "Молоденькая девушка с чёрными глазами", Степан Гнеушев - "Иван-чай с белыми цветами").
В ключе социального трагического переосмысления писателями истинной цены прогресса на Севере и всей социальной революции в свете открытых белых пятен истории страны сформировалось в самостоятельное направление возвышенное трагическое. С одной стороны, этот тип трагического формировался как результат социального заказа своего времени для бесконфликтного общества ("Огни тундры" В.Юхнина). С другой стороны, возвышенное трагическое стало раскрываться как величие несломленного духа человека (кузнец Василий и Дарья Ивановна - "Рассказ об отцах", Анна Ивановна - "Три тополя, три брата"). Авторы выбирают своих трагических героев из простых людей, не отягощенных должностями и званиями.
Для писателей на современном этапе важным нравственным вопросом становится взаимосвязь человека и природы. Там, где возникает противостояние человека и природы, возникает пограничная ситуация. Экологическое трагическое - это всё более обостряющиеся противоречия между человеком и природой, невозвратимо разрушающие родовые связи. Происходит парадоксальная ситуация: если раньше человек боялся и страдал от неудержимого натиска природы и стихийных бедствий, что позволило в своё время исследователю И.Б.Новаку выделить отдельный тип трагического конфликта и определить его как "столкновение человека и грозных явлений природы, не доступных ещё власти людей" (Новак, 1958: 205), то теперь в литературе и жизни чаще всего основной страдательной силой становится природа, а затем и сам человек как её неотъемлемая часть. ("Не стреляй в медведя дважды", "Медведица с медвежатами", "Тян" И.Торопова, "Чугра", "Родовой знак" Г.Юшкова). Для писателей конфликт человека и природы - не только уничтожение лесов, загрязнение рек и озёр, лугов, пашен нефтью, варварское истребление животного мира, но и изменение нравственных ценностей, разрушение человеческой личности. Конфликт приобретает всеобщее социально-историческое значение. Трагедия выходит за пределы проявления в отдельной личности и обретает границы края, страны, общечеловеческие, глобальные. На страницах произведений рождается образ природы государственного масштаба ("Родовой знак" Г.Юшкова, "Не стреляй в медведя в дважды" И.Торопова). Нарушается сохраняющееся веками равновесие во взаимоотношениях человека и природы. Когда человек разрывает незримую нить, соединяющую его с природой, не выполняя определённого ему искони предназначения, он нарушает естественный миропорядок.
В 1990-е годы область проявления трагического чаще всего начинает переноситься писателями из сферы социальной, что так характерно для литературы 1960-70-х годов, в область личных, семейных взаимоотношений. Возникает ситуация интровертности, когда герой имеет склонность искать причины и корни трагических противоречий в самом себе. Идут глубокие поиски не внешних факторов, приводящих к жизненной трагедии персонажа, а внутренних предпосылок и личных мотивов (Прокб Васька - "Родовой знак").
Исследование духовного мира героев показало, что они часто попадают в трагические ситуации в тот момент, когда в обществе идёт напряжённая, непримиримая борьба старого с новым. Этим порождалась трагедия людей, не сумевших найти правильную дорогу, людей, чье сознание искажено миром собственности. Герой погибал в силу того, что не мог преодолеть непреоборимые для него противоречия (Виринея - "Чугра", Степан Гнеушев -"Иван-чай с белыми цветами").
Гармоничное сочетание национального и общечеловеческого, содержание нашей действительности требует от авторов, создающих художественные произведения, новаторских поисков трагических форм в литературе. Природа трагического конфликта, мотивы и причины трагических коллизий изменились, изменился трагический герой.
В ходе исследования выявлены три источника причин трагического, нашедшие отражение на страницах художественных произведений писателей коми:
- трагическое как негативные последствия прошлого ("Чугра", "Иван-чай с белыми цветами" Г.Юшкова);
- трагическое как последствия войны, репрессий (Ардальон, Тихомиров в романе "Чугра", Тамм и Лида Лушкова в повести "Молоденькая девушка с чёрными глазами", Витень и Степан Гнеушев в повестях "Громыхнуло посреди избы" и "Иван-чай с белыми цветами" И.Торопова, "Рассказ об отцах" Н.Куратовой, "Три тополя, три брата" А.Ульянова);
- трагическое как последствия, вытекающие из больших и малых упущений, промахов, ошибок и заблуждений, происходящих в сегодняшней жизни ("Огни тундры" В.Юхнина, "Родовой знак" Г.Юшкова, "Тян" И.Торопова, "Два патрона" П.Доронина, "Чёрная осень" А.Ульянова, "Волчье лыко" Н.Куратовой).
В раскрытии трагического в своих произведениях, в создании трагических героев и трагических ситуаций писатели коми используют:
- предметную изобразительность, усиливающую трагического героя и сочувствие к нему;
- грамматические формы (скажем, глаголы прошедшего времени), позволяющие противопоставить прошлое и настоящее;
- монологическую речь героя и авторские раздумья;
- символические образы и сцены;
- резкую контрастность; говорягцие " названия произведений, имена героев.
Природа предстаёт не просто как фон для героев, но и как трагический образ.
В нашем исследовании намечены основные возможности изучения феномена трагического на разных уровнях. Это поможет дальнейшему изучению трагического в литературе.
Список научной литературыКоснырева, Ольга Васильевна, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"
1. Айтматов Ч. В соавторстве с землёю и водою. Фрунзе, 1978. 406 с.
2. Аникст А. Шекспир. Ремесло драматурга. М., 1974. 607 с.
3. Апресян Г. Проблемы трагедийного в советском искусстве // Театр. 1961.№ 11. С. 126-130.
4. Арикеева С. Характер трагического в удмуртской литературе // Literatura Archaeologia & Antropologia Modeatores Jyvaskyla. 1996. С. 16-20.
5. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. 183 с.
6. Артамонов С. Трагическая тема в литературе // Эстетика и современность. М., 1965. С.78-112.
7. Ахмедова Т. Эстетическая сущность трагического в советской литературе // Органическое единство эстетического и этического в искусстве. Баку, 1981. С.3-17.
8. Бабий J1. Проблема трагического в эстетике: Автореф. дис. . канд. философ. наук. Киев, 1972. 22 с.
9. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1983. 416 с.
10. Барабаш Ю. Версия, контроверсия, интроверсия. (Поэма В.Сосюры "Мазепа" в историческом и литературном контексте) // Вопросы литературы. 1993. Вып.6. С.24-45.
11. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики: Исследование разных лет. М., 1975. 502 с.
12. Белинский В. Полное собр. соч.: В 13 т. Т. 3. М., 1953. 638 е.; Т. 5. 1955. 728 с.
13. Беляев Г. Олбмыд абу мойд // Войвыв кодзув. 1986. 10 №. 58-62 л.б.
14. Беляев Г. От вечно живого корня. Сыктывкар, 1983. 192 с.
15. Берестовская С. Героическое и трагическое в современной прозе о Великой Отечественной войне // Филологические науки. 1989. № 3. С. 3-9.
16. Библер В. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
17. Богданов А., Юдкевич JI. Анализ эпических произведений // Методика литературоведческого анализа. М., 1969. С. 127-141.
18. Большакова Е. Конфликт и характер в современном советском рассказе: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Тбилиси, 1981. 22 с.
19. Борев Ю. Основные эстетические категории. М., 1960. 446 с.
20. Борев Ю. О трагическом. М., 1961. 392 с.
21. Борев Ю. Проблема личности в искусстве XX века // Личность в XX столетии. М., 1979. С. 182-228.
22. Борев Ю. Эстетика. М., 1988. 495 с.
23. Борисова Л. Принцип изображения характера в советской исторической драматургии: Атореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1981. 22 с.
24. Бочаров А. Литература и время: Из исторического опыта прозы 60-80-х гг. М., 1988. 383 с.
25. Бочаров А. Чем жива литература? Современность и литературный процесс. М., 1986. 397 с.
26. Брыжинский А. Современная мордовская проза: (Движение жанра). Саранск, 1995. 232 с.
27. Бурилова Н. Нина Куратовалбн повестьяс // Войвыв кодзув. 1985. № 9. 50-53 л.б.
28. Бурилова Н. Человек и природа в коми прозе // Север. 1986. № 9. С. 109-114.
29. Бурилова Н. В поисках идеала личности. Сыктывкар, 1987. 145 с.
30. Бурилова Н. Сохрани "пас" предков // Войвыв кодзув. 1988. № 10. 41-45 л.б.
31. Бурилова Н. Концепция личности в коми прозе 1980-х годов. Сыктывкар, 1990. 22 с. (Науч. докл. КНЦ УрО АН СССР. Вып. 251 а).
32. Бурилова Н. Все мы от своих предков // Север, 1992. № 4. С. 130-136.
33. Буханцов Н. Герой современной многонациональной прозы. М., 1979. 64 с.
34. Ванюшев В. Вершины корнями сильны. Устинов, 1987. 264 с.
35. Ваняшова М. "Последний луч трагической зари. ": Дискуссии о трагедийности искусства в 20-30-х годах // Вопросы литературы. 1993. Вып.4. С.27-53.
36. Вежев А. Зарождение и становление коми советской литературы. Сыктывкар, 1966. 143 с.
37. Вежев А. Драматургия // История коми литературы: В 3 т. Сыктывкар,1980. Т. 2. С. 139-149.
38. Владимиров С. Действие в драме. Л., 1972. 159 с.
39. Владимиров С. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. 224 с.
40. Волькенштейн В. Драма и трагедия. Классификация жанров // В.Волькенштейн. Драматургия. М., 1969. 335 с.
41. Воробьёва Н. Наш современник в литературе. Молодой герой современной прозы. М., 1975. 64 с.
42. Выготский Л. Психология искусства. М., 1987. 344 с.
43. Гаврилов В. Художественное обобщение и конфликт в русском советском романе 70-х годов: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1980. 22 с.
44. Галанов Б. Живопись словом. М., 1974. 343 с.
45. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. М., 1971. Т. 3. С. 572-616.
46. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977. 443 с.
47. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979. 222 с.
48. Головащенко Ю. Проблемы героической драмы // Многообразие реализма. Л, 1973. С. 12-37.
49. Гольдентрихт С. О природе эстетического творчества. М., 1977. 248 с.
50. Горбунова Е. Вопросы теории реалистической драмы. О единстве действия и характера. М., 1963. 508 с.
51. Громов Е. Трагическое и героическое в жизни и искусстве // Искусство.1981. №9. С. 36-40.
52. Громов Е. Палитра чувств: о трагическом и комическом. М., 1991. 189 с.
53. Гулыга А. Принцип эстетики. М., 1987. 285 с.
54. Гулыга А. Что такое эстетика? М., 1987. 173 с.
55. Гуляев Н. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. М., 1970. 379 с.
56. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. M.-JL, 1962. 408 с.
57. Добин Е. "Гамлет" фильм Козинцева. M.-JI., 1967. 163 с.
58. Джоаса В. Паул. Трагическое в советской литературе 20-30-х годов и "Тихий Дон " М.А.Шолохова: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1976. 22 с.
59. Додучаева М. Роды литературных произведений // Проблемы эстетики и теории литературы. Тбилиси, 1979. С. 146-190.
60. Домашнев А., Шишкина И., Гончарова Е. Интерпретация художественного текста. М., 1989. 206 с.
61. Домокош П. Формирование литератур малых уральских народов: Пер. с венгерского. Йошкар-Ола, 1993. 288 с.
62. Дружинина Г. Трагическое в драме Г. Клейста "Пентесилея" // Миропонимание и творчество романтиков. Калинин, 1986. С. 149-155.
63. Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1989. 173 с.
64. Жирмунский В. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. 407 с.
65. Жирмунская Н. Трагедии Расина // Расин Ж. Трагедии. Новосибирск, 1977. С. 377-408.
66. Залесская Л. Братство стилей советской литературы. М., 1983. 64 с.
67. Захаров В. К спорам о жанре // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1984. С. 3-19.
68. Зись А. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М., 1975. 447 с.
69. Зись А. Виды искусства. М., 1979. 126 с.
70. Зуева А. Поэтика удмуртского романа. Ижевск, 1984. 192 с.
71. Иванова М. Трагедия как жанр в русской советской драматургии: Авто-реф. дис. . канд. филол. наук. М., 1974. 22 с.
72. Изволина С. Театр и философия. М., 1988. 64 с.
73. Изъюров И. Виктор Алексеевич Савин // Савин В. Ббрйбм гижбдъяс. Сыктывкар, 1956. 3-10 л.б.
74. Караханиди К. Проблема трагического героя в советской прозе 60-80-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Баку, 1988. 22 с.
75. Карягин А. Драма как эстетическая проблема. М., 1971. 224 с.
76. Кашина Н. Трагическое // Кашина Н. Эстетика Ф.М. Достоевского. М., 1989. С.162-191.
77. Кашина Н. Человек в творчестве Ф.М.Достоевского. М., 1986. 316 с.
78. Квятковский А. Поэтический словарь. М., 1966. 375 с.
79. Кипнис М. Трагикомедия как жанр драматургии: Генезис и особенности развития: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Киев, 1980. 22 с.
80. Киселёв И. Конфликты и характеры. М., 1957. 341 с.
81. Кобидзе Р. Трагическое в новой грузинской литературе. Тбилиси, 1988. 93 с.
82. Кожинов В. К проблеме литературных жанров // Теория литературы: В 3 т. М., 1964. Т.З. С. 39-50.
83. Козинцев Г. Пространство трагедии. JL, 1973. 232 с.
84. Козлов А. Категории трагического, драматического и комического в украинской советской драматургии 20-х годов: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Киев, 1980. 22 с.
85. Колесникова Т. Трагическое в творчестве В.М.Гаршина: Дис. . канд. филол. наук. М., 1994. 157 с.
86. Комиссарова Т. Национальные литературы Севера // Север. 1973. № 12. С. 109-112.
87. Конфликты и характеры в современной литературе. М., 1980. 116 с.
88. Коржавин Н. О том, как веселились ребята в 1934 году, или Как иногда облегчает жизнь высокий эстетический принцип: "Важно не "что?", а "как?" // Вопросы литературы. 1995. Вып.6. С. 33-56.
89. Корман Б. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск, 1992. 236 с.
90. Кормушина Г. Проблемы трагического конфликта и характера в драмах Вс. Вишневского (1929-1934): Автореф. дис. . канд. искусствоведения. М., 1959. 22 с.
91. Крошкин А. Трагическое в рассказах А.П.Чехова // Творчество А.П. Чехова. Ростов-на-Дону, 1976. С. 8-89.
92. Кузнецова Т. Комическое в коми литературе. Сыктывкар, 1994. 74 с.
93. Куприянова Е. Эстетика Л.Н.Толстого. М.-Л., 1966. 324 с.
94. Кургинян М. Трагическое и его роль в познании нового (из истории западноевропейской драмы и романа) // М. Кургинян. Литература и новый человек. М., 1963. С. 309-370.
95. Кургинян М. Трагический конфликт в романе XX века. Роль поступка// Кургинян М. Человек в литературе XX века. М., 1989. С. 59-104.
96. Кургинян М. Художественная концепция трагического в "Докторе Фаусте" Т.Манна // Кургинян М. Человек в литературе XX века. М., 1989. С.104-144.
97. Кусков В. Лессинг о назначении трагедии // Учен. зап. / ЛГУ, 1957. № 234. Вып. 37. С. 23-42.
98. Кухаренко В. Интерпретация текста. М., 1988. 327 с.
99. Лаврецкий А. Трагедия и комедия (жанры драматические) // Эстетика Белинского. М., 1959. С. 225-253.
100. Лазарева М. Трагическое в литературе. М., 1983. 119 с.
101. Лазарева М. Критерии трагического в теоретической системе мышления //Вест. МГУ. Сер. Филол. 1995. № 2. С. 45-55.
102. Лакшин В. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого ("Дядя Ваня" и "Живой труп"). М., 1958. 88 с.
103. Лапушин В. Трагическое в творчестве А.П.Чехова: Дис. . канд. филол. наук. Минск, 1993. 150 с.
104. Лармин О. Трагическое гимн бессмертию человека // Искусство. 1962. № З.С. 62-79.
105. Латышева В. Зарождение драматургии и театра коми. Сыктывкар, 1968. 101 с.
106. Латышева В. Конфликт и характер в коми драматургии. Сыктывкар, 1973. 102 с.
107. Латышева В. Олбмтб выль пбв он ов // Войвыв кодзув. 1975. № 2. 5556 л.б.
108. Латышева В. Вениамин Чисталёв драматург // Дыхание пармы / Сост. В.Латышева. Сыктывкар, 1991. С. 156-166.
109. Латышева В. Миян кывным мыйбн шыасяс. Сыктывкар, 1991а. 160 л.б.
110. Латышева В. Певец родного народа // Дыхание пармы / Сост. В.Латышева. Сыктывкар, 19916. С. 113-116.
111. Латышева В. Литература коми. Сыктывкар, 1995. 119 с.
112. Латышева В. Сходство и различия жанров драматургии финно-угорских народов Поволжья и Приуралья // Финно-угроведение. 1996. № 4. С. 21-30.
113. Латышева В. 70-бд воясса коми повесть. Сыктывкар, 1997. 82 л.б.
114. Лимерова В. Авторская позиция в эпическом произведении. Сыктывкар, 1995. 120 с.
115. Литературы народов Поволжья и Приуралья // История советской многонациональной литературы: В 6 т. Т. 6. М., 1974. С. 516-656.
116. Лисовская Г. Поэтика современного коми рассказа: Тр. / ИЯЛИ КНЦ УрОРАН. 1988. №45. С. 114-120.
117. Лихачёв Д. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.
118. Ломунова М. Белые цветы иван-чая. М., 1986. 302 с.
119. Лосев А. Трагическое // Философский словарь. М., 1983. С. 690-692.
120. Лоскутникова М. Особенности трагического конфликта в советской военной прозе 1940-50-х гг. // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1989. С. 64-71.
121. Лоскутникова М. Проблема трагического в повести В.Богомолова "Зося" // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1989. С. 64-76.
122. Лыткина Л. И.Тороповлбн "Оштб эн лый кыкысь" повесть йылысь // Коми кыв да литература велбдысьлы. Сыктывкар, 1994. 76-79 л.б.
123. Любимова Т. Трагическое как эстетическая категория. М., 1985. 128 с.
124. Маймин Е. Опыты литературного анализа. М., 1972. 207 с.
125. Маймин Е. Эстетика наука о прекрасном. М., 1982. 192 с.
126. Макушкин В. Обретение зрелости. Саранск, 1984. 224 с.
127. Мартынов В. Коми литературоведческий словарь-справочник. Сыктывкар, 1993. 208 с.
128. Мартынов В. Теория литературы коми. Сыктывкар, 1995. 112 с.
129. Мельникова Н. Проблема трагического в современной эстетике и литературоведение // Литература. Вильнюс, 1980. № 22. С. 34-48.
130. Методология анализа литературного процесса / Под ред. Ю.Борева. М., 1989. 236 с.
131. Микушев А. Конфликт и характеры // Север. 1975. №8. С. 112-115.
132. Микушев А. Ошя кадся сбвмысь проза // Войвыв кодзув. 1980. 12 №. 14-16 л.б.
133. Микушев А. Совман туй вылын // Войвыв кодзув. 1981. 12 №. 55-60 л.б.
134. Микушев А. Виринея, Ревекка, Павел // Дружба народов. 1982. № 9. С. 32-41.
135. Микушев А. Парма весьтын сьыланкыв. Сыктывкар, 1984. 168 л.б.
136. Микушев А. На таёжных просторах. М., 1986. 304 с.
137. Москвин Н. Чувство прекрасного. М., 1980. 128 с.
138. Муромский В. Проблема конфликта в современной советской драме (1956-1965 гг.): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1966. 22 с.
139. Н.Куратова первая коми писательница-прозаик. Сыктывкар, 1995. 78 с.
140. Нахов И. Трагический катарсис и жанр утешения // Вопросы классической филологии. М., 1984. С. 74-87.
141. Никольский В. Природа и человек в русской литературе. Калинин,1976. 226 с.
142. Новак И. О характере противоречий социалистического общества и проблема трагического в марксистко-ленинской эстетике // Учёные записки Пермского университета. Пермь, 1957. Т. 12. Вып. 2. С. 198- 223.
143. Нусинов И. Вопросы жанра в пролетарской литературе // Литература и искусство. М., 1931. Т. 2,3. С. 25-28.
144. Образцы изучения текста художественного произведения в трудах отечественных литературоведов. Ижевск, 1995. Вып. 1. 251 с.
145. Основин В. Драматургия Л.Н.Толстого. М., 1982. 176 с.
146. Оснос Ю. В мире драмы. М., 1971. 408 с.
147. Очерки истории коми литературы. Сыктывкар, 1958. 191 с.
148. Пави П. Трагическое // Пави П. Словарь театра. М., 1991. С. 384-388.
149. Пархоменко М. О трагическом // Театр. 1962. № 11. С. 135-137.
150. Пастернак Б. Выступление на дискуссии о формализме 16 марта 1936 года// Литературное обозрение. 1990. № 3. С. 19-91.
151. Пахорукова В. Пути и проблемы развития коми-пермяцкой прозы. Л.,1977. 176 с.
152. Пахорукова В. Современная коми-пермяцкая литература. Сыктывкар, 1996. 192 с.
153. Пинаев С. Поэтика трагического в американской новеллистике конца XIX- начала XX века. М., 1989. 63 с.
154. Пинский Л. Трагическое у Шекспира // Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. М., 1961. С. 250-296.
155. Пинский JT. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1971. 605 с.
156. Писарева В. Трагическое как отражение общественных противоречий: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 1980. 22 с.
157. Полюдова Т. Концепция трагедии у У.Б.Йетса // Трагическое и комическое в зарубежной драме. Пермь, 1979. С. 14-32.
158. Поляков М. В мире идей и образов. М., 1983. 368 с.
159. Поспелов Г. Проблема исторического развития литературы. М., 1972.271 с.
160. Поспелов Г. Трагизм // Теория литературы. М., 1978. С. 201-207.
161. Поспелов Г. Вопросы методологии и поэтики. М., 1983. 336 с.
162. Принципы анализа литературного произведения / Под ред. П.Николаева, А.Эсалнек. М„ 1984. 198 с.
163. Проблемы интерпретации художественных произведений. М., 1985. 280 с.
164. Проблемы психологического анализа в литературе. Л., 1983. 155 с.
165. Проблемы современной мордовской литературы / Под ред. Н.Черапкина. Саранск, 1980. 271 с.
166. Ренчис С. Характерные особенности жанра современной советской исторической трагедии: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1980. 22 с.
167. Ренчис С. Нравственная позиция в трагедии // Литва литературная. 1984. №4. С. 124-151.
168. Родионова Т. Трагическое и проблема его художественного воплощения: Дис. . канд. философ, наук. М., 1979. 132 с.
169. Руднева Е. Пафос художественного произведения (из истории проблемы). М., 1977. 164 с.
170. Середенко И. Романы Ф.М.Достоевского 1860-х годов и проблема трагического: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1977. 22 с.
171. Соколов А. Теория стиля. М., 1968. 222 с.
172. Средний Д. Теория трагического в эстетике Гегеля: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1967. 22 с.
173. Средний Д. Героический характер в советском искусстве // Эстетика и жизнь. М., 1971. Вып. 1. С. 54-98.
174. Старинкевич Е. Проблемы трагедии и современность // Вопросы литературы. 1962. №2. С. 70-93.
175. Стенник Ю. Жанр трагедии в русской литературе: Эпоха классицизма. Л., 1981. 168 с.
176. Столович Л. Эстетическое в действительности и в искусстве. М., 1959. 259 с.
177. Столович Л. Природа эстетической ценности. М., 1972. 270 с.
178. Страхов И. Психологический анализ в литературном творчестве: В 3 ч. Саратов, 1973. Ч. 1. 84 с.
179. Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1967. 436 с.
180. Тагаев Б. Трагическое в творчестве Ч.Айтматова: Дис. . канд. филол. наук. Фрунзе. 1990. 148 с.
181. Тимофеев Л. Основы теории литературы. М., 1976.
182. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 1996. 334 с.
183. Трагедия // Словарь искусств. М., 1996. С. 437-438.
184. Трагическое // Философская энциклопедия: В 5 т. М., 1970. Т. 5. С. 251-253.
185. Трагический пафос // Введение в литературоведение / Под ред. Г. Поспелова. М., 1988. С. 123-128.
186. Трагическое // Большая советская энциклопедия: В 30 т. М., 1977. Т. 26. С. 387-391.
187. Трагическое // Эстетика: Словарь / Под общ. Ред. А. Беляева. М., 1989. С.357-359.
188. Трагическое и комическое в зарубежной драме. Пермь, 1970. 64 с.
189. Трагическое и комическое в зарубежной литературе. Пермь, 1986. 108 с.
190. Трагическое // Краткая литературная энциклопедия: В 8 т. М., 1972. Т. 7. С. 596-599.
191. Трагическое 11 Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С.442-443.
192. Урбан А. Образ войны образ времени. Л., 1979. 324 с.
193. Устюжанин Д. Маленькие трагедии А.С.Пушкина. М., 1974. 96 с.
194. Учебный материал по анализу произведений художественной прозы / Сост. А.Белоусов. Таллин, 1984. 123 с.
195. Федоров Н. Греческая трагедия. М., 1960. 71 с.
196. Федорова А. Эжва дорса сьылысь // Войвыв кодзув. 1970. № 10. 54-57 л.б.
197. Федорова А. Мыйбн мича морт // Литература да олбм. Сыктывкар, 1974. 47-58 л.б.
198. Фрейденберг О. Трагедия // Фрейденберг О. Миф и литература древности. М., 1978. С. 301-487.
199. Фролов В. Трагедия // Фролов В. Жанры советской драматургии. М., 1957. С. 256-317.
200. Хайнади Золтан. О природе трагического в романах Л.Н.Толстого: Ав-тореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1980. 22 с.
201. Хализев В. Драма как род литературы: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1982. 22 с.
202. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1972. 256 с.
203. Чайковская В. На разрыве аорты: Модели "катастрофы" и "ухода" в русском искусстве // Вопросы литературы. 1993. Вып.6. С. 3-23.
204. Чащина Л. Павел Васильев: Трагедия "вольного каменщика" // Вопросы литературы. 1991. № 6. С. 16-47.
205. Чернец Л. Литературные жанры. Проблемы типологии и поэтики. М., 1982. 191 с.
206. Чирков Н. Комедийное и трагедийное в романе "Игрок" // Чирков Н. О стиле Достоевского. М., 1967. С. 65-77.
207. Чирков Н. Роман-сатира и роман-трагедия // Чирков Н. О стиле Достоевского. М., 1967. С. 147-187.
208. Чудакова М. Без гнева и пристрастия. Формы деформации в литературном процессе 20-30-х годов // Новый мир. 1988. № 9. С. 240-261.
209. Шестаков В. Эстетические категории. М., 1983. 358 с.
210. Шиллер Ф. О трагическом искусстве // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 6. С. 41-64.
211. Шкляев А. Времена литературы времена жизни. Ижевск, 1992. 208 с.
212. Шляхтер Н. Проблема трагического в английской драматургии 1950-60-х гг.: Дис. . канд. филол. наук. JL, 1987. 156 с.
213. Шохин К. О трагическом герое и комическом персонаже. М., 1961. 56 с.
214. Шошин В. Идейно-художественные коллизии (на материале многонациональной советской литературы) // Структура литературного произведения. Л., 1984. С. 43-178.
215. Шошура С. Проблема трагического в творчестве М.Шолохова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1982. 22 с.
216. Штут С. Каков ты, Человек. Героическое в советской литературе. М., 1964. 590 с.
217. Эстетические категории и искусство / Под ред. В.Пигульского. Кишинёв, 1989. 154 с.
218. Эйхенбаум Б. О трагедии и трагическом // Из истории советской эстетической мысли 1917-1932. М., 1980. С. 445-461.
219. Эльсберг Я. Трагическое и комическое // Основы марксистко-ленинской эстетики. М., 1960. С. 395-468.
220. Юм Д. О трагедии // Вопросы литературы. 1967. № 2. С. 166-167.
221. Юн Сен Хо. Некоторые проблемы трагического как эстетической категории: Автореф. дис. . канд. философ, наук. М., 1959. 22 с.
222. Якименко Л. Опыт времени опыт искусства (Григорий Мелехов и проблемы трагического) // Вопросы литературы. 1976. № 11. С. 105-117.
223. Яранцева Н. Трагическое и комическое // Природа и функции эстетического. М., 1968. С. 255-280.
224. Ярхо В. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М., 1978. 301 с.
225. Ярхо В. Катарсис // Литературный энциклопедический словарь. М,, 1987. С. 152.1. Источники
226. Гаврилов И. Пьесы. Ижевск, 1954.107 с.
227. Доронин П. Парма сьблбмын. Сыктывкар, 1968. 254 с.
228. Куратова Н. Аддзысьлам на тшук. Сыктывкар, 1995. 240 с.
229. Куратова Н. Вор гормбг. Сыктывкар, 1989. 157 с.
230. Куратова Н. Радейтана, муса. Сыктывкар, 1974. 176 с.
231. Попов Н. Веж гыяс. Сыктывкар, 1969. 99 с.
232. Савин В. Ббрйбм гижбдъяс. Сыктывкар, 1956.
233. Сорокин П. Долгий путь. Сыктывкар, 1991. 304 с.
234. Торопов И. Оштб эн лый кыкысь. Сыктывкар, 1995. 350 с.
235. Торопов И. Тян. Сыктывкар, 1982. 275 с.
236. Ульянов А. Сьбд ар. Сыктывкар, 1992. 157 с.
237. Фролов Н. Эжва дорын. Сыктывкар, 1985. 79 с.
238. Чисталёв В. Изкар. Сыктывдш-кар, 1926. 16 л. б.
239. Чисталёв В. Олбм вояс. Сыктывкар, 1957. 127 с.
240. Юхнин В. Тундраса бияс. Сыктывкар, 1957. 275 с.
241. Юшков Г. Ловъя лов. Сыктывкар, 1979. 527 с.
242. Юшков Г. My выв олысь. Сыктывкар, 1991. 255 с.
243. Юшков Г. Рбдвуж пас. Сыктывкар, 1988. 430 с.
244. Юшков Г. Чугра. Сыктывкар, 1981. 415 с.