автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Современные богословские интерпретации проблемы войны и мира

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Бондарук, Сергей Алексеевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Киев
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Современные богословские интерпретации проблемы войны и мира'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Современные богословские интерпретации проблемы войны и мира"

акадеьея нщ украины

институт етооофки

На правах рукописи УДК 361:327.36

БОНДАРУК Сергей Алексеевич

СОВРЕМЕННЫЕ БОГОСЛОВСКИЕ КНТЕРПРЕТАЩЙ ПРОБЛЕМЫ ВОЙНЫ И МИРА (На материалах религиозных организаций США. 80-х годов)

09.00.06 - история и теория религия, овободомыолш и атвизиа

Автор дисоертациа на отапвна кандидата

в 6 в р а т соискание ученой философаких наук

Киев - 1991

Работа выполнена на кафедре религиоведения филооофского факультета Киевского госушшерситета им.Т.Г.Шевчвнко

Научный руководителе - кандидат философских наук,

доцент СУЯРКО В.А. Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор ЯРОЦКИЙ П.Д. кандидат философских наук ЛЫСЕНКО'С.П.

Ведущая организация - Винницкий государственный педагогичэ-

на заседании Специализированного совета Д.016.26,01 при Институте философии Академии наук Украины: 252001, Кивв-1 ул.Героев революции, 4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института философии Академии наук Украины.

Автореферат разоолан " ^ " 1991 г.

Ученый секретарь у>'<"1 - /

ский институт, кафедра отечественной и мировой культуры

Защита состоится

специализированного совета/

В.П.КОЗЛШСШЙ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность .проблема обусловлена тем, что в современных условиях многие проблемы обществоведения предстают в новом свете и решаются по-новому. Не представляет исключения и проблема воины и мира. До недавнего времени главным объектом философского анализа этой проблемы как в отечественной, так и в зарубежной литературе, являлась война как общественное явление. Это связано с тем, что в условиях холодной войны милитаристские круги Запада ну .-вдались в идеологическом обосновании приемлемости ядерной войны против стран, где господствующим был социалистический строй. Такую идейную поддержку призваны были дать философия и религия. Прерогативой же философов в странах "восточного блока" была критика философских и богословских концепций войны, возникавших на Западе. Поэтому проблема мира, его сущности и путей достижения долгое время оставалась вне поля зрения исследователей, как светских, так и религиозных. Опыт последнего десятилетия вскрыл недостаточную • разраоотанность этой стороны проблемы и ее актуальность в условиях перехода от холодной войны и конфронтации к разрядке.

Как в прошлом, таи и сегодня в центре мировых политических процессов находятся СССР и США -. две. ядерные сверхдержавы, от которых еще в начале 80-х зависела судьба людей всей планеты. В связи с этим актуальной является философская оценка и объективный анализ эволюции взглядов и позиций религиозных; кругов США в 80-е годы по вопросам войны и мира, во-первых, в период пика военно-политического противостояния СССР и США, когда американские клерикально-фундаменталистские круги оказывали существенное влияние на внешнюю политику своей страны, и, во-вторых, во время и после перелома в мировой политике, приведшего к росту популярности идей миротворчества я антивоенных движений.

В США довольно отчетливо проявляются два противоположных процесса, определяющие содержание участия различны^ реяикюзг ных движений в политической и идейной борьбе. Так, если фундаменталистские круги используют религиозные идеи и догматику для достижения своих экстремистских политических целей (рели-гизация политики), то процесс политизации религии присущ, как правило, том религиозным организациям, которые ранее были в

стороне от политической борьбы и включились в нее из религиозно-этических соображений, в частности, во имя опасения "священного дара лизни" на Земле. Поэтому важен анализ генезиса, движущих сил и мотивов участия религиозных организаций в этом противоборстве идей и концепций.

В наши дни происходит переориентация политики на новые приоритеты - общечеловеческие ценности, главной из которых является человеческая жизнь я развитие человеческой цивилизации, что дает новый импульс развитию религиозного миротворчества. Но следует признать, что в этих условиях религиозный фундаментализм также меняет свои окраску, <Торш деятельности. На сегодняшний день основной сферой его активности является по преимуществу собственно религиозная и религиозно-этическая проблематика, а также вопросы, связанные с евангелизацией и религиозным миссионерством. Необходимо,-следовательно, дать анализ этого процесса в его целостности.

В 80-е годы в..рядах сторонников мира США наблюдается консолидация миротворческих сил, охватывающая и религиозные движения. Заметен переход от конфронтации к диалогу и сотрудничеству между религиозными организациями и гуманистическими, другими нерелигиозными миротворческими движениями, что воо -чию проявляется в совместных выступлениях в защиту мира. Исследование этого процесса весьма актуально в наше время и имеет важное практическое значение.

Изменение отношений между СССР и США, переход к взаимодействию во многих областях помогли в условхях деидеологиза-ции"международных отношений сломать многие стереотипы и предрассудки, и презде всего "образы врага", что в своо очередь открыло широкие перспективы сотрудничества народам двух стран во всех сферах общественной жизни и в том числе в области межрелигиозных контактов. Исследование роли религиозных организаций в жизни американского общества позволило бы шире использовать религиозный фактор в упрочении дружественных свя-зеГгмевду нашими народами. В связи с этим особую актуальность приобретает объективный философско-религиоведческий анализ развития антивоенного движения в США, участия в нем церкви и верующи, изменения их позиций в отношении к войне и миру как

на социально-практическом, так и на теоретико-богословском уровнях.

Степень разработанности проблемы. Работ, специально посвященных философскому анализу богословских интерпретаций войны и мира, характерных для религиозных организаций США 80-х годов, в отечественной литературе нот. Существует много публикаций, рассматривающих вопрос о ролл религии в общественной жизни США, носящах либо научно-публицистический, популярный, либо же контрпропагандаотокий характер, где дается, как правило, негативистская оценка как фундаменталистских, . так и либеральных, миротворческих дв:жений религиозных организаций. Но все же отдельные аспекты проблем исследованны в работах И.М.Гапочки, В.Н.Грибачева, И.А.Геевского, Н.К.Сетун-ского, И.Я.Кантерова, Н.Н.Яковлева, О.Ярцева.

Анализ работ, в той или иной мера посвященных проблеме нашего исследования, позволяет указать на следующую группу рассматриваемых вопросов:

- генезис проблем войны и мира в'истории теологии, их современные интерпретации (работы Л.Н;Великовнча", H.A.Ковальского, В.И.Лубского, Л.Н.Митрохяна, А.В.Павлова);

- исходные посылки и сущность американской'Фундаменталистской апологетики войны (работы Ю;Боргоша, Д.А.Волкогоно-ва, К.С^Гаджиева, И.Е.Задорбжнюха, Ю.Каграманова, М.П.Юазимы, М.П.Мчедлова);

- участие религиозных организаций ^ антивоенном движении (публикации Н.В.Загладина, В.Клика, Н.А.Ковальского, A.C. Попова);

- проблема диалога о религиозными организациями и движениями во имя мира"(М.В.Андреев, А.Гайдне, А.Красиков, В.Матвеев, В.А.Суярко);

- сущность нового политического мышления и его значение для налаживания миротворческого диалога (работы Ф.1.1.Бурлацкого, Н.Капченко и др.).

Отмечая весомость результатов, полученных отечественными и зарубежными авторами в исследовании отдельных аспектов проблемы, следует учитывать то, что эти раОоты писались в основном еще в условиях "холодной войны" и большинство из них

несут на себе отпечаток тенденциозности в оценка богословских концепций войны и мира и участия религиозных сил в борьбе за мир. Поэтому необходимо выработать целостный подход к анализу проблемы и дать объективную философскую оценку происходящих в религиозной среде США процессов, их влияния на общественную жизнь страны в целом, что позволило бы сформулировать четкие позиции для ведения работы в направлении диалога и сотрудничества с религиозными организациями в деле защиты мира.

Но все же проблема богословских интерпретаций войны и мира, характерных для религиозных организаций США в 80-х годах, фактически не стала объектом целенаправленного конкретного анализа в отечественной литературе. Подходы к этим проблемам являются подвижными, изменчивыми, поэтому важно дать конкретно-временной анализ. Кроме того, не встречаются работы, могущие дать объективную оценку процессов, происходящих в религиозной среде СИЛ с начала и особенно со второй половины 80-х годов, поскольку в них акцентируется внимание в основном на концепциях войны. В настоящее же время актуальность приобрела теология мира. Научной задачей является ее всесторонний анализ.

Диссертант проделал болыцую работу по анализу религиозных и светских источников на иностранных языках по теме исследования, в числа которых есть как явно-апологетические, т.е. такие, авторы которых защищают военные приготовления милитаристских -кругов США (З.Бжезинский, Р.Пайпс, Д.Фишер, А.Дж.Эд-вардо), так и такие, в которых исследуются возможности и пер-, спективы участия религиозных организаций в миротворчестве, дается его теоретическое обоснование (работы Дж.Баррса, П.Брока, Ф.Катервуда, Дк.Кастедли, Р.Кларка,'Т.Э.Кларка, Б.Х.Ляддел' Харта, кардинала Дж.Бернардина, Д.Л.Девидсона, Б.Хэйра). Ряд •авторов рассматривают условия миротворческого диалога религиозных организаций США со светскими организациями и движениями Ш.Мойзес, К.Ранер, Дж.К.Свэйм, Р.Тантер).

Цель и "задачи исследования;. Цель работы состоит в том, чтобы с позиций нового политического мышления, основанного на приоритете'общечеловеческих ценностей, дать объективную и всестороннюю оценку теологических теорий войны и мира, характер-

них для религиозных течений США. 80-х годов, провести анализ обоснований практической деятельности религиозных антивоенных и пацифистских движений страны, фора и направлений этой деятельности, путей налаживания конструктивного диалога и сотрудничества с религиозными и светскими миротворческими движениями, а также раскрыть сущность и содержание клерикально-Фундаменталистской апологии ядерной войны.

Оиьокто/у} изучения взята система "религия и проблемы войны и мира". Исхода из того, что исследование проведено на «материале религиозной среды США, его предметом являются основные бого-оловокяе концепции по проблемам войны и мира, продуцируемые религиозной средой США 80-х годов и определявшие происходящие в ней процессы. . ..

Реализация поставленной цели основывается на решении следующих основных задач:

- исследовать процесс переориентации современных богословских концепций войны и мира и их маета в религиозной мысли США;

- определить место теологии мира в системе современных социально-богословских доктрин, влияние ее идейных и теоретических положения на участив верующих американцев в движении за мир и разоружение;

- вычленить уровни и масштабы и раскрыть содержание взаимодействия и диалога религиозных миротворческих движений со светскими движениями сторонников мира и неправительственными организациями США;

- раскрыть содержание и показать внутренне противоречивую сущность модернистского толкования американскими богословами причин и источников войны и путей достижения мира;

- рассмотреть вопрос о проблемах и перспективах развития диалога и сотрудничества религиозных организаций США со светскими движениями'и организациями в борьбе за безъядерный ненасильственный мир.

Методологической основой исследования служит подход к оценке роли религия, церкви и верующих в политической и конфессиональной деятельности о позиций нового политического мышления, произведания мыслителей прошлого и современности о роли религиозного фактора в истории, месте богословских интер-

претаций войны и мира в процесса решения жгучих проблем цивилизации. Вахшое методологическое значение для исследования имеют также основные положения научного понимания войны и мира, роли религиозных масс в борьбе за мир и социальную-справедливость. Основные методологические принципы этого учения явились исходными при анализе современных теологических трактовок проблемы.

Ряд ванных методологических принципов содернат такие вазкг ные документы, как Делийская декларация о принципах свободного от ядерного оружия и ненасильственного мира, Всеобщая декларация прав человека, Заключительный акт Совещания о безопасности и'сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 30 июля - I авг. 1975г.) а Итоговый документ Венской встречи 1986 года государств -участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений Заключительного акта, излагающего основные принципы общечеловеческого подхода к решению глобальных проблем современности.

При написании диссертации были использоьаны оригинальные источники на английском и польском языках, а также ряд публикаций на французском, итальянском и словацком языках, в том числе статьи и монографии представителей различных американских религиозных организаций, военных, политических и религиозных деятелей США и других стран, документы глав Ватикана, а такте работы, содержащие результаты социологических исследований отношения религиозных организаций США к проблемам воины и мира, разоружения, национальной и международной бесопаснооти.

Научная иовазна:работы состоит в целостном анализе американских богословских концепций войны и мира 80-х годов, раскрытии внутренне противоречивого характера религиозных доктрин я деятельности миротворческих, пацифистских и промшшстарист-ских движений СЫА и их влияния ша мировую политику. В процессе решения автором поставленных задач в диссертации обосновываются следующие положения:

- _ в 80-е годы происходит переориентация американских религиозных кругов в отношении к проблема войны и аира - от пассивного' неприятия войн к активному включению в антивоенное двкюкие одних и от объявления "крестового похода" всему, что

не соответствует "американскому образу жизни" к менее воинственным позициям и уходу в сферу религиозно-этической проблематики - других. Если в прошлом, говоря о маре, теологи основной акцент сосредоточивали на его богословском ("мир с богом") и нравственно-эсхатологическом аспектах, то сейчас он смещен на социально-исторический аспект, т.е. на мир внешний, мир между людьми в современных общественных отношениях;

- в системе современных социально-богословских доктрин американского христианства важное место занимает теология мира, рассматривающая мир как завещанное богом состояние. Теология мира характеризуется поисками общечеловеческих мотивов миротворческой деятельности на основе рассмотрения жизни как первого и не имеющего себе равных1! "дара божьего" человеку. Общечеловеческий характер своего понимания мира таологи пытаются ваЛти йа путях обнаружения общих элементов в понимании мира " различными христианскими конфессиями;

- взаимодействие и диалог религиозных миротворческих движений со светскими движениями США и всего мира происходит на национальном, межнациональном и всемирном уровнях и, в зависимости от масштабов, могут быть религиозными, светскими или межмировоззренческими. Миротворческая деятельность христиан ■ рассматривается сейчас как особая' форма социального служения, которую отличает не только верность христианским принципам,

но и умение признавать проявления добра повсюду, в том числе и в других религиях и мировоззрениях;

- модернистское толкование американскими богословами причин войн, снимая характерную для традиционно библейского взгляда идею провиденциального влияния сверхъестественного на земные деяния человека, пытается "вывести" бога за пределы факторов, определяющих наличие военного-противостояния, представить войны как "греховное дело" нравственно падшего человека, направленное на"уничтожение созданного богом мира и "священного дара жизни";

- дальнейшее развитие общемирового антивоенного движения' возможно шзь на пути налаживания конструктивного миротворческого диалога и сотрудничества религиозных организаций США со светскими движениями. Главной основой успеха такого диалога

является вычленение в качестве точек соприкосновения общечеловеческих ценностей.

Научно-практическая значимость работы состоит прекде : всего в том, что в ней представлен не только теоретический, но и социологический анализ поставленных вопросов. Основные идеи и выводы работы углубляют понимание закономерности развития религиозно-богословских взглядов на проблемы войны и мира под влиянием изменения конкретно-исторических условий, в частности, международной политика, позволяют определенным образом прогнозировать их дальнейшее развитие, а также лучше понять сущность процессов, происходящих в религиозной среде США по вопросам войны и мира, что особенно важно для налаживания религиозны:: и светских контактов между общественностью нашей страны и США.

Выводы и результаты исследования могут быть использованы:

- при чтении нормативного религиоведческого вузовского курса и спецкурсов го различным темам: "Религия и политика", "Религия как социальное явление" и др.;

- для дальнейшего исследования проблемы научным религиоведением, в частности, при анализе влияния нового политическою мышления, философии мира на развитие массовых миротворческих движений;

- в лекционной и культурно-просветительной работе при рассмотрении вопросов участия религиозных организаций в борьбе за мир, для критики клерикально-фундаменталистской апологетики ядерной войны, при показе положительной роли верующих в прогрессивных социальных движениях;

- при налаживании внешнеполитических и культурных связей с американскими религиозными организациями, участвующими в • антивоенном движении, и их инициативными группами.

Апробация работы осуществлена в научных публикациях, в ходе участия в Республиканском конкурсе молодых лекторов общества "Знания" Украины (1989 г.). Положения и выводы исследования использовались диссертантом в процессе чтения учебных лекций и при проведении семинарских занятий в Киевском : государственном университете, при чтении лекций в трудовых коллективах г.Киева, а также в беседа:; с американскими преподава-

талями вузов и студентами при проведении общаотвом "Знания" Украины встреч о ними (1989-1991 гг.). Диссертация была обсуждена на кафедре ришгиоведания Киевского госуниверситета.

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, трех глав и заклпчепия. Такая структура обусловлена грлыз, иерархией задач исследования и логикой изложения материала. Основным содержанаем Введения стали оценка актуальное»« и степени разработанности проблем, характеристика целей и задач исследования, его новизны. Анализу теология мара как теоретического выражения идей религиозного миротворчества, ее генезиса, сущности а специфики трактования различными церквами, а также выяснению моста теологии мира, преломленной через призму социально-политических условий США а настроений верующих, в мотивации участия религиозных организаций в борьба за мир посвящена первая глава. Во второй главе рассматривается другая сторона богословского учения о войне и мире - концепция войны, как следствие двойственности религиозной трактовки проблемы, реализуются задачи рассмотрения содержания процесса мистификации причин, сущности и характера войн в современном религиозном сознания, анализа эволюции клерикально-фундаменталистской теологии войны и особенности ее функционирования в религиозной среде США, влияния на политические процессы, происходящие в стране. Наконец, третья глава посвящена исследованию изменений в позициях американских религиозных организаций в вопрооах войны и мира, соотношения либеральных я неоконсервативных сил в религиозной среде под влиянием утверждения нового политического мышления, а также проблем и перспектив диалога я сотрудничества религиозных я светски* движений США во имя сохранения мира. В Заключения представлены ооновныв результаты и выводы работы, намечен ряд направлений дальнейшего исследования проблемы.

ОСНОВНОЕ.СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследования, анализируется степень разработанности проблемы в отечественной и иностранной (в основном американской) литературе; формулируется цель я задачи исследования, определяются его объект и предмет, методологически» я фактологические источники,

характеризуется научная новизна и практическая значимость диссертации.

В Главе - "Религиозная шрология и теология мира в богословской мысли США" - исследуется два основных вопроса: I) Теология мира как теоретическое выражение идей религиозного миротворчества и ее меото в системе богословских социальных доктрин, и 2) Теология мира и миротворческая деятельность церквей и верующих США в составе антивоенных движений в 80-е годы.

Параграф I - "Теология мира как теоретическое выражение идей религиозного миротворчества" посвящен рассмотрению причин возникновения данного богословского учения, его теоретических источников, сущности и специфики трактования различными церквами, а также общих черт, позволяющих объединять эти трактовки под общим понятием "теология мира". Показано, что появление и развитие теологии мира в богословской мысли является закономерным результатом объективных процессов и изменений- ; в современном мире и их субъективного отражения в религиозном сознании и религиозной теории. Двойственность и неоднозначность подхода к войне и миру, являющаяся следствием внутренне противоречивого характера религиозной идеологии, порождает возможность возникновения на основе этой идеологии как теологии мира, так и апологии войны. Анализ основных положении богословских концзпций мира; развиваемых католическими и про-тестанскими теологами США, позволяет выделить как общие черты, так и различия в подходах к проблема. Так, специфика полхода католической церкви США к проблеме состоит в том, что, в отличив от протестантских, акцентирующих внимание на греховности природы человека как источнике войн и указывающих-покаяние в качестве главного средства достижения мира с богом, а следовательно - и мира на зелие, католические богословы, в основном рассматривают мир в единства трех его аспектов - мира с богом, .мира в межличностном понимании и мира между народами и, указывая' первый в качества ведущего, не исключают сегодня важности практических миротворческих действий верующих наряду с внутренним самосовершенствованием каждого человека. Это, как и ряд других расхождений во взглядах,на сущность и дуги

достижения мира, на мошает, однако, католикам и протестантам совместно выступать в составе миротворческих движений. Теология мира, будучи богословской социальной доктриной, нацелена в практическом смысле на активизацию деятельности церквей и верующих в защиту мира. Ее идейные и теоретические положения оказывают огромное влияние как на поведение рядовых верующих американцев в ооставе антивоенные движений, так и на американское движение сторонников мира в делом.

Анализу процесса преломления основных поломэниЛ теологии мира через призму конкретных исторических условий, социально-политической оостановки в ША и настроения веруюш/--, составляющих подавляющее большинство в американских антивоенных движениях, посвящен параграф 2 - "Теология мира и миротворческая деятельность церквей и верующих США в составе антивоенных движений". Здесь проводится различие мевду теологяой ¡лира и религиозными идеями миротворчества в силу того, что функционируют они на разных уровнях освоения социальной действительности -теоретическом и практическом, отражаясь в теоретическом я обыденном религиозном сознании и выступая в конечном итоге как элементы религиозной идеологии и религиозной психологии, соответственно. Вместе с тем указывается на неразрывную связь этих форм религиозной интерпретации шра:

-о одной стороны, они различным образом вовлечены в процесс практической миротворческой деятельности верующих и религиозных организаций;

- с другой стороны, теология мира, чтобы функционировать и осуществлять методологическую роль по отношению к антивоенной деятельности церквей, нуждается,во-первых, в определенном опосредовании и "заземлении" своих теоретических положений, и, во-вторых, в эмпирическом материале для богословских построений, получаемом через религиозных исследователе/), изучающих общественное мнение по данным вопросам и участие верующих во внутрицерковных и светских антивоенных акциях.

В параграфе приводятся примеры участия различных религиозных организаций США в антивоенных двилзэниях, деятельности церквей,в этой области на религиозном уровне, их инициатив, ррограмм, направленных на укрепление мира, а также анализиру-

ются различные формы работы институтов, комитетов, инициативных групп по изучению проблем мира, работающих в рамках тех или иных конфессий. Наряду с католическими и протестантскими, анализируются также и миротворческая деятельность православной церкви и религиозных объединений США, представляющих иудаизм.

Дается анализ развития религиозных антивоенных движении под влиянием процесса утверждения нового политического мышления в международной политике и путей консолидации усилий этих движений с другими прогрессивными силами США и всего мира. Наряду с полезностью вышеописанных; концепций для практики антивоенного движения, показывается и уязвимость позиций пацифистской части сторонников теологии мира для критики как с либеральных, так и с консервативных позиций, а также'с точки зрения научного подхода к оценке процессов, происходящих в американском общества.

В Главе П - "Теология войны и религиозный Фундаментализм США" - анализируется вторая сторона богословского учения о войне и мире - концепция войны. Двойственность религиозной трактовки проблемы является основой ее использования не только для борьбы за мир, но и для открытой поддержки идеологии и политики милитаризма, особенно в условии накала "холодной войны" в первой половине 60-х. Здесь также акцентируется внимание на двух аспектах. Во-первых, раскрывается .традиция "справедливых войн", или богословского и этического оправдания войны,'являющаяся исходной посшисой клерикальной "теологии войны"; во-вторых, дается анализ теологии войны как основы внешнеполитической доктрины американских клерикально-Фундаменталистских кругов.

. Параграф I - "Традиция "справедливых войн" как исходная посылка клерикальной "теологии войны" - освещает генезис христианского учения об оправданна войны, раскрывает противоречивый характер толкованш войны и мира в Библии, на которую часто ссылаю.тая современные богословы, а также показывает развитие взглядов на войну в истории философии, религии и военной мыоли. Раскрывается сущность превращения традиция "сира- • ведомых войн", идущей от стоической школы с ее наиболее ярким представителем Цициреном, Аврелия Августина и Фомы Акв/.н-

ского, явившихся создателями системы принципов справедливости войн, до идеологов испанского конкистадорства й.де-Виктория и Ф.Суареза, одного из лидеров Реформации 2С.Кальвина, основателя системы естественного права и систематизатора международного права Г.Гроция и английского философа Дж.Докка, в современные социально-богословские концепции. И если традиция эта создавалась для того, чтобы таким образом ограничить количество войн, постоянно возникавших в истории человечества (о чем свидетельствует тезис о "последнем доводе"), то современные доктрине преследуют иную цель - обоснование необходимости и оправданности (а в некоторых случаях и неизбежности) применения войн и насилия при решении определенных политических проблем. Наиболее подходящим термином для определения этого направления может служить "теология войны", поскольку это понятие наиболее адекватно и полно отражает сущностную характеристику, исходные посылки, цели и задачи этих доктрин, а также в значительной мере указывает на сферу их практического применения. Абстрактные формулировки принципов обоснования справедливости войны неизбежно становятся в критический момент мишенью для политических спекуляций, которые, как это показано в диссертации на наглядных примерах (сс. 79-81,-гл.П), способны извратить не только реальный порядок вещей в мире,, но и, в конечном счете, самое сущность традиции, призванной по замыслу ее авторов способствовать установлению всеобщего мира и гармоничных отношений между государствами и народам.

Параграф.2 - "Теология войны как основа внсанаполитической доктрины клерикально-Фундаменталистских кругов CEI" - исследует процесс проникновения и функционирования теологии войны в американской религиозной среде, ее влияние на деятельность отдельных.религиозных организаций и использование ее в качестве методологической> теоретячесеой и идейной основы внешнеполитической -доктрины правоэкстремистских, фундаменталистских религиозных и светских движений, а также реакционных политических кругов США. Вскрывается методологическая, теоретическая несостоятельность клерикально-Фундаменталистской теологии войны, ее крайняя враждебность идеям демократии и прогресса, к которым довольно часто апеллируют,религиозные и светские

неоконсерваторы, теряющие сегодня свой престиж под влиянием небывалого по размаху массового антивоенного движения.

Рассматриваются социальные и идейные корни американского религиозного фундаментализма, близость его к американскому консерватизму, его сущность и причины "расцвета" в эпоху "холодной войны" и, в особенности, в момент ее критического накала. Показано использование его покоен крайне правыми политическими кругами США, в том числе администрацией Р.Рейгана. Дается анализ социокультурных и военно-политических программ фундаментализма по "переустройству" мира по клерикально-антикоммунистическому образцу, а также евангелизации всего населения планеты. Приводятся примеры аргументации моральной приемлемости ядерной войны для спасения мира от опасности "коммунистического ига", используемой-такши видными неоконсервативными -идеологами, как Дх.Фолуэлл, А.Теллис, М.Робертсон, Р.Пайпс, советолог ," З.Бжезинский и др. Раскрываются причины падения авторитета религиозных неоконсерваторов со второй половины 80-х, состоящие в росте политической сознательности американцев в вопросах войны и мира, изменения к СССР, небывалом росте и успехах антивоенного движения, а такхк связанных с тенденциями к переосмыслению многими богословам сущности самого понятия "войны" в ядерный век, где направленность на старые приоритеты теряет свою определенность, поскольку возникают новые условия развития полигики.

В параграфе приведены примеры критики внешнеполитической концепции фундаменталистов со стороны многих прогрессивных исследователей, богословов, религиозных деятелей США, а такие американскими атеистами, вскрывающими тесную связь религиозно* го неоконсерватизма и агрессивных кругов буржуазии, стремящихся извлекать максимальные прибыли из военно-промышленного комплекса ,

В главе Ш - "Новое политическое мышление и проблема диалога и сотрудничества миротворческих движений США" - исследуются изменения позиций религиозных организаций США во второй половине 60-х в вопросах сохранения мира, активизации религиозных движений за мир, тенденций к консолидации миротворческих

сил страны, место в этих процессах американских г марксистов, а такша перспектив налаживания диалога и сотрудничества марксистов и верующих в борьбе за мир.

Параграф } - "Изменение соотношения сил в религиозной среде США в вопросах войны и мира со второй половины 80-х годов" - посаяиен анализу процесса изменения отношения американцев к проблеме под влиянием произошедших перемени на международной арене, обусловленных, с одной стороны, новой внешнеполитической концепцией СССР, ставяшей во главу угла приоритетность общечеловеческих ценностей, а с другой - изменениями в общественной жизни нашей страны, особенно в отношении государства к религии, церкви и верующим и их роли в обществе. Показан рост понимания американцами необходимости снижения угрозы ядерной бойни и замораживания ядерных арсеналов. Параллельно этому процессу происходила переориентация Фундаменталистских религиозных кругов на решение внутриполитических, нравственна и собственно религиозных вопросов, для сохранения сколько-нибудь влиятельных позиций в обществе. Возникли и новые концепции американских богословов, которые содержат программу изменения отношения церкви к войне и перехода к практическое миротворчеству.

В параграфе 2 - "Миротворческий диалог религиозных организаций США-в 80-е годы: уровни и масштабы" - рассматривается процесс консолидации усилий религиозного движения США- за мир путем диалога и сотрудничества с нерелигиозными движениями, участия в международных форумах по глобальным проблемам современности, который проходит на национальном, межнациональном и всемирном уровнях в религиозном (мекрелигиозном), светском (внемировоззренческом) и мировоззренческом (межмировоззренческом) масштабах .миротворческой-деятельности, а такг.е анализир руются формы этой деятельности. Как наиболее важный, выделяется мировоззренческий диалог религиозных организаций с марксистами США, просодимый как на уровне социальной практики, так и на теоретическом и институциональном уровнях. Анализируются проблемы, возникающие в процессе этого диалога и.намечаются пути их решения с позиций идеи о политической сплоченности масс независимо от их мировоззренческих установок. Исследуют-

ся материальные и духовные предпосылки успешного ведения такого диалога и налаживания сотрудничества в борьбе за мир и социальный прогресс, главной из которых является взаимное уважение мировоззрения другой стороны и поиск точек соприкосновения для совместной деятельности в составе антивоенных движений.

Параграф 3 - "Перспективы диалога и сотрудничества с религиозными миротворческими движениями в процессе нормализации международной обстановки" - содержит анализ новой внешнеполи-тической*$ялософяи мира, ее исходных посылок, основных положений и. влияния на налаживание конструктивного диалога и сотрудничества ввруютах а неверующих в США и всего мира. Исследуется роль компартии США в миротворческой движении, подъем ее авторитета и влияния на массы, а также деятельность по упроче- -нию единства совместных действий организаций, групп и коалиция американских защитников мира. Показано изменение отношения американских марксистов к оценке роли религиозного фактора в общественной и политической жизни, перенесение акцента с разногласий на поиск ключевых вопросов, по которые можно вести определенную полемику, но которые сближают антивоенных активистов. Вместе с тем приведена конструктивная критика марксистами недостатков антивоенного движения, связанных с отсутствием сплоченности и координации действяй в общенациональных масштабах, а также с недостаточным осознанием его участниками.своих целей и путей их достижения, о"чем, в частности, свидетельствовали массовые, но, в основном, стихийные выступления за прекращение войны в персидской заливе.

— На свежих публикациях из иностранной периодики анализируются новые процессы в развитии антивоенного движения, новые изменения в общественном мнении по вопросам войны и мира, а также-делаются определенные прогнозы относительно возможных сдвигов в соотношении сил по данной проблема, связанных с победой ангииракской коалиции, участием в войне США, и, как следствие, нового подъема'патриотического и националистического духа американцев. ОоосноБЫ^аетсд Вывод о необходимости единства всех сторонников мира и демократии, использования новых возможностей развития антивоенного движения, открытых,гобе-

дой нового политического мышления, а также привлечения к совместным действиям в защиту мира религиозных, пацифистских, других альтернативных движений для успеха дела сохранения цивилизации.

В Заключении диссертации подводятся итоги исследования, определяется значение дальнейшего сплочения рядов антивоенного движения, преодоления стереотипов отношения марксистов и верующих друг к другу а поиска путей налашшания диалога. Намечаются'перспективы и возможные пути дальнейшей разработки проблемы.

Основные положения диссертации изложены в публикациях: • I. Бондарук С.А. Диалог с верующей' молодежью'во'имя мира и социализма// Вопросы атеизма.-Вып. 26.-К., 1990.-С.79-88. (0,5 п.л.). ■

2. Бондарук С.О. Миротворняцький рух релтйних орган:за-цО США.// Проблеми pejitrii' i ате13му.-Вип.27,- К.,I99I.-C.50-57. (0,5 п.л.).

3. Суярко В.О., Бондарук С.О., Головащенко СЛ. РелШя

у сучасному сусгпльств!// Методичнг поради t методичн1 катерi-алй до курсу "IcTopiH i теор!я релШ!' t ате'/зму'!- К., 1991.-3,0 арк.

Подписано в печать 17.12.91г..формат 60x84/16 Бумага писчая. Усл.печ.л. 1.0. Тирах tIOO «ка. Закаэ*!2190

Отпечатано ЦУОП Ш "Пл'одмаптроект" г.Кяев,Саксаганского,1.