автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Современные этнические процессы среди чувашей Западной Сибири
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современные этнические процессы среди чувашей Западной Сибири"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ДРУЖБЫ НАРОДОВ ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ й АНТРОПОЛОГИИ имени H.H. МИКЛУХО-МАКЛАЯ
На правах рукописи УДК 39 (57 А)
Коровушкин Дмитрий Георгиевич
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ СРЕШ ЧУВАШ ЗАПШОЙ СИБИРИ
Специальность 07.00.07 -этнография
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 1991
Работа выполнена на кафедре этнографии, историографии и источниковедения Омского государствеиного университета.
Научный руководитель Официальные оппонента:
доктор исторических наук, профессор H.A. Томилов доктор исторических наук В.К. Васильев кандидат исторических наук В.П. Иванов
Бэдущаа учраадашю: Институт языка, литературы а истории Кож научного центра Уральского отделения АН СССР
лр
Защита состоится 26 ноября 1991 г. в 14 часов на заседании специализированного совета К 002.76.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук в Институте этнологии и антропологии АН СССР (117334, Москва, Ленинский проспект, 32а, корпус В).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии АН СССР.
Автореферат разослан 25 октября 1991 г.
Ученый секретарь специализированного совета кандидат ист. наук
Н.Л. Пушкарева
ОБВШЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования.
В современных условиях обострения межнациональных отношений осооув острогу и актуальность приобретают исследования современных этнических процессов у народов Советского Сота.
Одной из самых насущных проблем в области межнациональных отношений является сегодня проблема развития этнических образований, проживающих вне территории своего народа, чем было вызвано, к примеру, принятие Закона СССР "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имемцих их на территории СССР" от 26 апреля 1990 года1.
Изучение особенностей этнического развития дисперсно расселенных национальных групп, проживающих в отрыве от основной массы этноса вне его территории является одним из актуальнейших направлений исследований в советской этнографической вауке2. Интерес к изучению таких образований в последние годы возрос в связи с интенсификацией в них современных этнических процессов а таете тем, что этнические процессы в таких грушах могут слугитъ
'"йэвест.ия. 1990 . 7 мая.
2
Губогло H.H. Национальные группы и кеньшинства в скстеие иеянацнональных отношений в СССР // Сов. этнография. 1989. Ä 1. С. 26-41; Дробияева Л.Н. О проблемах межнациональных отноиений и задачах этносоциологии в современных условиях // Сов.этнография. 1989. »1. С.41-47; Тишяов В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений // Сов. этнография. 1989. »5. С. 3-13.
индикатором тенденций и направлений развития этносов, к которым она принадлежат.
Перед исследователями встает задача изучения путей и специфики этнического развития национальных групп, оказавшихся в иноэтничнсм окружении, равно как и факторов, определяющих эту специфику. Для обозначения подобных групп в этнографической литературе, наряду с употребляющимися терминами "национальная группа", "малая этническая груша", закрепилось такое обозначение, как "этЕодисшрсная группа"0.
Примером подобного рода группы может служить объект нашего исследования - сельское чувашское население, проживающее вне основной территория расселения чувашского этноса - в Новосибирской, Омской и Тжменской облзс-ях Западной Сибири. По предварительным итогам переписи населения 1989 г. численность чувашей в этих трех областях составила свыше 45 тысяч человек -6085 чел. в Новосибирской области, 5708 чел. в Омской области и 31888 чел. - в Тюменской. Около в0$£ чувашей здесь проживают в сельской местности.
Изучение западно-сибирских чувашей, образовывающих неодинаковые по численности, особенностям расселения и этническому окружения этнолокальные группы, позволит восстановить историю их формирования, проследить закономерности этнического развития и выявить современное состояние исследуемого нами объекта.
Материалы проведенного исследования позволяют сделать некоторые практические рекомендащш по проведению национальной
Суеоколов ¿.А. Ыв>на.цион&льннв брлки в СССР. И., 1987.С. 19
политики в регионе, в том числе в области удовлетворения национально-культурных запросов сибирских чувашей.
Степень изученности объекта.
В последние годы все большее внимание ученых, занимающихся проблема™ этнического развития чувашского народа, привлекает группы чувашей, по тем или иным причинам оказавшиеся вне территории Чувашской АССР. Естественно, что в первую очередь это внимание было направлено на чувашей, проживающих в Поволжье з Приуралье4, что, в известной мере, является исторической традицией0.
Однако, как известно, Поволжско-Приуральским регионом чувашская диаспора не исчерпывается: в Сибири, например, численность чувашей в 1970 г., согласпо данным Всесоюзной переписи населения, составляла СЕыше 123 тыс. человек, в том числе в Западной Сибири 67 782 человека. Тем не менее мы с сожалением должны отметить, что вопросы этнографии чувашей Западной Сибири остались, фактически, без внимания исследователей. Лишь в работах
с п
¿.Д. Колесникова и H.A. Томилова (одна из них в соавторстве с
4
Иванов Л. А. Старинная венская одекда чувашского населения Самарской Луки к Самарского Правобереиья // Бытовая культура чувашей. Чебоксары, 1S85. С. 67-80; Чуваши Приуралья / С5. научных
трудов. Чебоксары, 1987.
5
Зеиляницкий Т.А. Чуваши в Самарской губернии // Вестккк
Среднего Поволжья. Сахара, 1986. № 1. С. 111-11-1
6
Колесников А.Д. О национальном составе населения Оиской области // Материалы к S научному совещанию географов Сибири н
Дальнего Востока. Онск, 1966. Вып. 1. С. 88-105.
7
Тоннлов Д.А. Современные этнические процессы а ваной У
О.М. Проваторовой) были опубликованы отдельные сведения п< численности и расселению сибирских чувашей, а такхе дана кратка; характеристика этнических щюцессов среди них.
Цель и задачи исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение характера, содержания и механизма современных этническю процессов у чувашей Западной Сибири. Это и обусловило постанову следующих задач раСоты:
1) изучение этнического состава и наделение локальных груш чувашей Западной Сибири;
2) рассмотрение процессов этнотрансформациоиного и этноэво-люционшго характера, в том числе: характеристика зтнодемаграфк-ческих, этнотерриторяальных и этноязыковых процессов, материальной и духовной культуры западносибирских чувашей в прошлом с выявлением локальных черт в этнической специфике; определение современного состояния этнических процессов в языке, материальной и духовной культуре, этническом самосознании и анализ этого состояния, а также выявление основных тенеденций этнического развитая, чувашей Западной Сибири на ближайшие десятилетия;
3) рассмотрение процессов межэтнической интеграции, определение уровней интегрированности чувашской национальной культуры с обще советскими формами культуры и культурой соседних, народов
средней полосе Западной Сибири // Сов. этнография. 1978. К 4. С 9-21; Проваторова O.H., Томилов H.A. О некоторых факторах дина-пики иежэтнческих браков (по н&териалам Опокой области) // Современные этнически« процессы у народов Западной и Южной Сибири. Томск. 1981. С. 112-119.
(прежде всего русских).
Предметом изучения явилось этническое развитие этой части чувашского этноса, которое исследуется на основе анализа состояния вашейших этнических признаков (этнической территории, этнического самосознания, языка, материальной и духовной культуры, уровня эндогамности и др.) этого массива чувашской диаспоры, изучение истории формирования и специфики развития которой является одной из важнейших задач современного чува-шеведения.
Научно-методологическая основа работа.
Исследование опирается на принципы и идеи марксизма, в первую счередь исторического материализма. Методологической основой данной работы являются основные поположения об исторических формах общностей людей и формах общественного сознания разработанная классиками марксизма историко- материалистическая теория нации, теория культуры, а также конкретные разработки этих общетеоретических вопросов в трудах советских ученых.
' Основным методом исследования в данной работе является метод социально-исторического анализа. Кроме него применялись элементы метода компонентного анализа, а также сравнительно-исторический метод и метод количественного анализа.
Источники работа.
В связи с обнаружившейся неизученностью объекта нашего исследования для решения поставленных задач был привлечен значительный круг архивных и полевых материалов. Все использованные нами источники можно разбить на.две группы.
Первую составляют статистические данные различного рода. Это выписки из похозяЯствекнкх книг сельских советов, на
территории которых проводилась работа, включающие в себя сведения о численности, национальной принадлежности, половозрастном и социально-профессиональном составе населения, уровне образования, занятиях, домашнем хозяйстве и семейном составе. Сюда входят также материалы по национально-смешанным бракам 1950-1985 гг., взятые в Новосибирском, Омском и Тюменском областных архивах ЗАГС.
К этой же груша относятся данные переписей населения, архивные материалы Запсибнаробраза, хранящиеся в Государственном архиве Новосибирской области и сведения областных. управлений народного образования всех трех областей. Именно они позволили восстановить картину системы чувашской национальной школы в Западной Сибири со времени первых переселений чувашей в Сибирь.
В целях, более полного воспроизведения этносоциального облика исследуемого массива и составляющих его индивидов был организован массовый опрос сельского чувашского населения методом стандартизированного интервью. За образец опросного листа для изучения современных этнических процессов был принят один из вариантов анкеты, разработанной в Институте этнография АН СССР вод руководством D.B. Арутюняна. С учетом местных условий и этнической специфики населения Сибири исходный образец был несколько переработан и дополнен омскими этнографам. Использованный нами опросный лист включает в себя 77 вопросов, некоторые из которых состоят из нескольких частей. Основной массив этносоциологических материалов относится ко второй половине 1980-х годов.
С-бор данных охватил территорию одиннадцати районов обозначении выие областей. В ходе экспедиционных, работ Сибирской
историко-этнографичэской экспедиции Омского государственного университета (СГОЗ ОмГУ) в 1980-1933 гг. под руководством H.A. Томилова и в I937-1989 гг. под руководством автора диссертации было обследовано чувашское сельское население Колыванского, Кыш-товского, Северного районов Новосибирской области, Знаменского, Крутинского, Любинского, Муромцевского, Тарского, Усть-йшшского районов Омской области, Нижне-Тавдинского и Ярковского районов Тюменской области. В работах экспедиции среди чувашей Западной Сибири принимали участие студента, специализирующиеся по этнографии на кафедре этнографии, историографии и источниковедения истории СССР Омского университета, а также студенты исторического факультета ОмГУ, проходившие летнюю полевую этнографическую практику. Экспедиции были маршрутные, что диктовалось особенностями расселения сибирских чувашей и задачами экспедиционных отрядов.
При обследовании чувашского населения была применена моноэтничная стратифицированная выборка, базирующаяся на отборе респондентов по признакам пола и возраста, а такке социально-профессиональной принадлежности. Для стратификации выборочной совокупности применялась стратификация генеральной совокупности по означенным признакам на основе сведений, полученных из нехозяйственных книг сельских советов. В связи с чрезвычайно дисперсным (как правило) расселением сибирских чувашей нами было обследовано большинство сельских населенных пунктов, наличие чувашского населения в которых ^ксировалось в материалах переписей населения формой статистического учета 2С. Относительный объем выборки составил 43,1%, что в количественном выражении равно 1207 опрошенных. Отклонения выборочной совокуп-
ности от генеральной совокупности не превысили 556, что и определило репрезентативность выборки.
В результате этих работ был осуществлен сбор данных как по традиционной культуре и быту чувашей Западной Сибири, так и по современным этническим процессам у них. Все полевые материалы хранятся в Музее археологии и этнографии Омского университета.
В ходе экспедиционных поездок были собраны также 123 предмета культуры чувашей, 77 из которых вошли в этнографический фонд Музея археологии и этнографии Омского университета, и 46 предметов в состав фондов Новосибирского областного краеведческого музея.
Важные сведения по истории формирования чувашского массива б Западной Сибири были почерпнуты в фондах государственных архивов - Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областей.
Научная новизна работы.
Новизна настоящего исследования заключается в том, в первую очередь, что оно является первым монографическим описанием ранее не изученной части чувашского этноса и включает в себя как систематизацию накопленных конкретно-исторических данных, так и их анализ. Таким образом, одаовременнно с результатам проведенных исследовательских процедур в научный оборот вводятся новые источники.
Практическая значимость работы состоит в той роли, которую призваны сыграть полученные результаты и разработанные рекомендации на их основе в этнокультурном развитии сибирско-чувашской диаспоры, оторванной географически и информационно от основной части этноса.
Апробация работы.
Некоторые результаты исследования и основные положения диссертации были отражены в докладах на ряде всесоюзных, республиканских и региональных конференций и совещаний: Всесоюзных сессиях по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1986-1987 и 1988-1989 гг. в Сухуми (1988) и Алма-Ате (1990); Всесоюзной научной конференции "Национальные и социально-культурные процессы в СССР" в Омске (1990); Итоговой сессии Чувашского научно-исследовательского института языка, литературы и истории "Чуваши Приуралья" в Чебоксарах (1989); региональных научных конференциях "История, краеведение и музееведение Западной Сибири" в Омске (1988) и Тюмени (1989), "Современная культура народов Сибири" в Новосибирске (1989).
Диссертация была обсуздена на совместном заседании кафедры этнографии, историографии и источниковедения истории СССР Омского университета и Отдела археологии и этнографии Омского филиала О Ж® СО АН СССР, а также на заседании отдела этносоциологии Института этнологии и антропологии АН СССР и получила одобрение.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. К диссертации приложены: список использованной литературы, список принятых в работе сокращений и приложения, состоящего из 44 таблиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснованы актуальность и научная значимость теш диссертации, цель и задачи исследования, показаны новизна, степень разработанности теш; и изученности объекта, дано охшса-
и
ние источниковой базы и структуры работы.
В первой главе "Чуваши Западной Сибири и их этнолокалыша группы" анализируется процесс формирования исследуемого массива (§ I) и этническое самосознание его представителей (§2). Такой состав главы обусловлен необходимостью решения вопроса о том» являются эти группы этническими или этнолокальяыми.
За точку отсчета участия чувашей в освоении россиянами Сибири мы можем уверенно принять XVI век - именно с этого времени все чаще встречаются упоминания о приездах торговцев-чувашей в Зауралье. Однако следует отметить и то обстоятельство, что еще гораздо ранее, в конце XVI века, после поездки Кучума в Казань, в Сибирь с ним прияли служилые чуваши. Имеются также сведения и о более ранних появлениях чувашей на сибирской земле, а также об их участии в формировании искеро-тобольской группы сибирских татар.
Но эти первые переселения, весьма причем немногочисленные, в силу своей стихийности и нерегулярности не могли играть системообразующей ролл в образовании сибирских чувашских групп. Поэтому говорить о начале формирования чувашского массива в Западной Сибири ш можем лйаь применительно к концу XIX в.
Шенно тогда, сложились объективные предпосылки для миграции чувашей в относительно менее населенные районы Российской империи. В их числе отмирание запретительной крепостнической системы, высокая плотность населения в северных и северо-западных районах Чувашии, невозможность дальнейшего расширения возделываемых земель, сокращение лесных массивов.
На территории Западаой Сибири в Тобольской и Томской губерниях по перешей 1397 г. настатывалось 344? чувашей обоего
пола. Согласно данным С.К. Патканова, они проживали в йаимском. Курганском, Тарском, Тобольском, Тюкэлинском, Тюменском и Ялуторовском округах Тобольской губернии, Барнаульском, Екйсксм, Змеиногорском, Каинском, Кузнецком, Мариинском и Томском округах Томской губернии.
На дальнейшее развитие процесса заселения Сибири чувашами огромное влияние оказали развившееся отходничество и аграрная политика, проводивааяся правительством П.А. Столыпина.
Новая, самая мощная волна переселений чувашей кз европейской России в Сибирь пришлась на 1921-1929 гг. Именно тогда отмечалось массовое стремление населения Европейской России к переселению в Сибирь. Масштабы переселений были огромна, хотя и ограничивались властями: в 1922 г. планировалось принять 170 тысяч переселенцев, в тем числе в Омскую и Новониколаевскуа губернии по 25 тысяч человек.
Итогом этих двух переселенческих потоков чувашских гагран-тов явилось формирование структуры рассоления их на территории Западной Сибири. Фактически за этот отрезок времени был сформирован в обакх чертах чувашский массив в западносибирском регионе. Все последующие подвикки населения - в ходе Великой Отечественной войны и в послевоенном периоде - не произвели сколько-нибудь значительных изменений в его территориальной структур«. К сожалению, мы не можем за неимением доступа к первичным материалам переписей населения 1939 и 1959 гг. восстановить динамику численности чувашей на территории Западной Сибири, опубликованные же сведения не позволяют это сделать.
Численность чувашей в этих областях становится известной лишь с публикацией итогов Всесоюзной переписи населения 1970
г.: тогда она составила 30250 человек, из них 8007 - в Новосибирской, 6007 - в Омской, 16236 - в Тюменской области.
К 1989 г. численность чувашей в этом регионе достигла 43781 человек - 6085 в Новосибирской, 5708 в Омской и 31988 в Тюменской областях.
В главе приводятся также результаты анализа факторной базы миграций и направлений миграционных потоков на современном этапе, проводившегося на основе этносоциологкческого опроса сибирских чувашей. Это позволило нам определить границы локальных груш чувашей Западной Сибири и сделать вывод о существовании у них двух зтнолокальных групп - Новосибирске-омской и тюменской, в известной мере изолированных друг от друга.
Этот вывод был подтвержден также и результатами анализа этнического самосознания исследуемого этнического массива. Развитие второго, локального, уровня этнического самосознания сибирских чувашей и позволяет нам определить вышеозначенные группы как зтнолокальше, а не этнические.
Вторая глава "Этноязыковые процессы у чувашей Западной Сибири" построена в двух ракурсах - историческом и этшсохдаологи-ческом.
Первое было необходимо для того, чтобы путем восстановления картины системы народного образования сибирских чувашей определить факторную базу этноязыковых процессов у них в современный период. В главе на материалах архивных данных из фондов органов народного образования (СибОНО, Запсубнаробраза, отделов народного образования губ- и облисполкомов) показано, как на протяжении XX столетия шел процесс развития системы народного образования чувашей в Сибири - вначале как национальной школы, затем, с на-
и
чала 1930-х гг. в русле всеобщего образования на вненациональной основе. Выяснилось, что процесс этот при всем его положительном значении имел и резко отрицательную сторону - в результате перевода в начале 1930-х гг. систеш народного образования в Западной Сибири исключительно на русский язык (речь не вдет о национальных районах) в складавакщемся тогда чувашско-русском двуязычии приоритет закрепился за русским языком.
Уже к концу 1950-х гг. это принесло свои плоды: по переписи 1959 г. процент осознания сельскими чувашами чувашского языка родным составил на исследуемой территории лишь 72,4%, тогда как в целом по стране для сельских чувашей этот индекс выражался 90,8%. Налицо начало утери чувашским языком среди сибирских чувашей функций внутриэтнической коммуникации. При этом нужно учесть и действие в период конца 1930-х - начала 1950-х гг. фактора значительных потерь населения, связанного с этим разрыва родственных и культурных связей с чувашами ЧАССР и Зфугих районов страт.
В 1960-е-1970-е гг. на развитие этноязыковой ситуации у чувашей Западной Сибири стали оказывать влияние ранее несущественные, либо несуществовавшие факторы - сплошная электри- и радиофикация села, распространение телевещания на русском языке, возросшая миграционная активность населения, а также кампания по ликвидации "неперспективных" деревень, к которым были причислены многие поселения сибирских чувашей.
Все это определило то положение, которое было выявлено в ходе нашего опроса. Свободно владеют чувашским языком (говорят, читают и пишут) лишь 33,8:6 опрошенных, владеют им на разговорном уровне 50,8% и не владеют им вовсе 3,756 опрошенных нами чувашей
Западной Сибири. При этом русским языком свободно владеют 82,2% опрошенных и лишь не владеют им совсем (все - кешдины старше 60 лет). Эти данные кореллирувт с данными о полученном нашими респондентами образовании - 71,1% ш получили образование на русском языке и лиаь 17,8% опрошенных прошли обучение на чувашском языке. Последние, как правило, принадлежат к старшим возрастным группам.
Результаты исследования позволяют утверждать, что чувашско-русское двуязычие развивается как "вширь" (т.е. вторым языком овладевают все больше представителей сибирских- чувашей), так и "вглубь" (посредством лучшего овладения вторым языком с использованием его во внутризтническом общении). Б результате особенностей расселения и исторического развития сибирских чувашей достигнута достаточно высокая степень их языковой ассимиляции со стороны русских, имеющая тенденцию к усилению в ближайшие десятилетия. Это подтверждается взаимосвязью роста уровня свободного владения русским языком и признания его родным в направлении от старших возрастных груш к младшим с почти адекватным снижением уровней владения чувашским и осознания его как родного.
В третьей глава "Этнокультурные процессы среда чувашей Западной Сибири" показывается, что важнейшим фактором современного этнокультурного развития западносибирских чувашей является интеграция чувашской национальной культуры и культуры окружающего русского населения.
§ I главы посвящев расмотрению процессов в материальной культуре, анализ которых проводится на основе полевых материалов Сибирской историко-этнографической экспедиции Омского универси-
тета по традиционной материальной культуре и данных, пох/ченных в ходе нашего этносоциологического опроса.
Выяснилось, что традиционная материальная культура сибирских чувашей являет собой феномен, который определяют следующие признаки:
- смешение черт, характерных для верховых (анатри) а низовых (вирьял) чувашей;
- приспособление материальной культуры как хизнеобс*стачивающей системы к местным природным условиям Сибири;
- заимствование некоторых элементов материальной культуры окружающего русского населения;
- сокращение и утеря отдельных этнически маркирующих элементов (особенно в одежде).
В нестоящее время материальная культура сибирских чувашей з большей степени, нежели духовная, сохраняет свою этническую специфику. Это наиболее заметно в жилище и пиле, гораздо менее в утвари, в одезде фактически не сохранилось ничего национального. Современный быт сибирских чувашей активно преобразуется под воздействием индустриальной культура.
В сфере духовной культуры, которой посвящен § 2 главы, такге, как это происходит в материальной культуре, главным направлением развития является стирание этноспецифичшх черт и замена традиционных элементов культуры на общерусские или общесоветские эквиваленты. В настоящее время у сибирских чувашей значительно нарушен и относительно слабо действует механизм трансмиссии этнической культуры и вертикальных (межсоколеншх) связей. ..ри этом средства массовой информации не могу? заменить неформального межличностного общения в связи с там, что они не
несут такую информацию вообще.
Традиционные формы чувашской национальной культуры занимают все менее значительное место в ориентациях чувашей Западной Сибири. Этнокультурные ориентации чувашей-сибиряков в целом развиты недостаточно, что усугубляется глубоким отставанием культурно-просветительных. учреждений от уровня удовлетворения национальных потребностей сельских чувашей. Это, а также недостаточное развитие материально-культурной базы в' селениях вызывает неудовлетворение части сибирских чувашей, особенно молодегш, как условиями культурного досуга, так и, опосредованно, работой.
Четвертая глава "Межэтнические процессы у чувашей Западной Сибири" посвящена процессам межэтнического взаимодействия у сибирских чувашей.
В § I анализируются межнациональные установки респондентов как важнейший фактор межэтнического взаимодействия на личностном уровне. Изучение национальных установок этнофорсв имеет особое значение в связи с тем, что межэтническое взаимодействие рассматривается нами как процесс восприятия и усвоения иноэтничной ин-формащга, и, следовательно, по уровню развития установок на межнациональное общение можно судить о ходе и направлении развития современных этнических процессов в исследуемом объекте. Таким образом, задача изучения межэтнических установок чувашей Западной Сибири состояла в том, чтобы выявить направленность межличностного общения этнофоров в системе социально-значимых связей, включающей семь», группы трудового и соседсхо-дружеското общения. Кроме того, необходимо было прояснить вопрос об основном этническом партнере чувашей в западно-сибирском регионе.
Выяснилось, что уровень межнационального общения у чувашей
Западной Сибири весьма высок, основным этническим партнером их являются русские, среди которых проживает основная масса сибир-рских чувашей. Личностные национальные установки наших респондентов в подавляющем большинстве направлены на межэтническое общение, интроэтничными мы можем признать установки лишь немногих из опрошенных нами чувашских этнофоров. В перспективе мокно ожидать рост экстраэтничных (т.е. направленных преимущественно на инонациональное общение) установок, что связано с трансформацией этнокультурных установок и ориентации в языке, материальной и духовной культуре. Эти тенденции могут привести в итоге к большей степени ассимилированности сибирских чувашей окружающим русским населением.
Подтверждают эта вывода и результаты анализа браков западносибирских чувашей, проведенного в § 2.
Межэтнические браки сибирских чувашей играют огромную роль в развитии этноассимлявдоЕных процессов со стороны русских, их число значительно превышает количество однонациональных чувашских браков и браков чувашей со всеми остальными этническими партнерами. На дальнейшее развитие процесса межэтнической брач-ности оказывают, и, судя по всему, будут оказывать и в дальнейшем все возрастающее воздействие положительные установки чувашских этнофоров на мехнациональные браки.
Выяснилось также, что чуваши Западной Сибири входят в два эндогамных относительно друг друга брачных круга. Вне зависимости от этого каждая из рассмотренных нами этнолскальных груш западносибирских чувашей обладает очень высоким уровнем экзо-гамности по отношению к окружающему инонациональному населению.
В заключении содержатся основные выводы диссертационного
исследования. В настоящее время достигнут высокий уровень интегрированности современной национальной культуры чувашей Заладнсй Сибири с общасоветскпт формами культуры, что характеризуется их значительной унифицированностью как в сфере духовной, так и материальной культуры. При этом уровень сохранения национально-специфичных черт в культуре сибирских чувашей в настоящее время очень невысок.
К настоящему времени у чувашей обследованных нами областей Западной Сибири сложилась устойчивая локальная специфика, характеризующаяся миксацией этногрупповых (анатри и вирьял) черт культуры и наложением на них заимствованных у русских культурных явлений.
Этническое самосознание сибирских чувашей являет собой бинарную структуру с достаточно высоко развитым уровнем осознания себя как части единого чувашского этноса и с весьма незначительно развитым вторым его (этнолокальным) уровнем.
Уровень межнационального общения у чувашей Западной Сибири ь настоящее время очень высок, также как и уровень личностных установок на него. Это является следствием и одновременно причиной высокого уровня межнациональной срачноста чувавского населения западносибирского региона.
Основываясь на этих доводах, мы можем ожидать дальнейшего повышения уровня интегрированное™ чувашской и русской культур в Западной Сибири, их взаимного обогащения и, к сожалению, все большего размывания традиционной культуры чувашей-сибиряков.
Основные положения диссертации нашли свое отраяение в сле-дувдих публикациях:
го
1. Коротко об экспедициях // Сов. этнограф«!. 1988. £ 2. С. 165-166. (совместно с В.В. Реммлером и H.A. Томиловым).
2. Современная духовная культура сибирских чувашей (предварительное сообщение) // Всесоюзная научная сессия по итогам этнографических и антропологических исследований 1986-1987 гг.: Тез. докл. Сухуми, 1983. С. 13-19.
3. Предметы культуры сиб!фских чувашей в коллекциях Новосибирского областного краеведческого музея // Проблемы этнографии и социологии культуры: Омская областная научная конференция "История, краеведение и музееведение Западной Сибири": Тез. докл. Омск, IS38. С. 70-71.
4. Современная материальная культура чуваше® Западной Сибири // Проблемы этнография и социологии культуры: Омская областная научная конференция "История, краеведение и музееведение Западной Сибири": Тез. докл. Омск, 1988. С. 76-79. (совместно с Ю.В. Пироговш).
5. О некоторых сторонах современной духовной культура чувашей Западной Сибири // Современная духовная культура народов Сибири и Севера. Омск, 1989. С. 183-169.
6. Сохранение традиционных элементов в современной материальной культуре чувашей // Областная научно-практическая конференция "История, краеведение и музееведение Западной Сибири": Тез. докл. Тюмень, 1989. С. 70-22.
7. Современные этнокультурные процессы среди чувашей Западной Сибири // Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989 гг.: Тез. докл. Ч.I. Алмч-Атч, 1990. С. 45-47. (совместно с Ю.В. Пироговки ).
8. 'Чувашская национальная школа в Западней Сибири (итоги и перспективы, развитая) // Этнические и социально-культурные процессы у народов СССР: Всесоюзная научная конференция "Национальные и социально-культурные процессы в СССР": Тез. докл. Омск, 1990. С. 79-60.
9. Изучение динамики этнических процессов у народов и национальных груш России (по материалам Западной Сибири) // Межнациональные отношения и национальная политика в СССР: Всесоюзная научная конференция "Национальные и социально-культурные процессы в СССР": Тез. докл. Омск, 1990. С. 6-13. (совместно с H.A. Томшгавым и Б.В. Реммлером).
10. Тенденции этнокультурного развития чувашей Западной Сибири // Сов. этнография. 1991. ü 4. С. 79-84.
Подписано к печати I5.IO.9I г. Формат 60x84 1Д6. Физ.печ.л. 1,25. Уч.изд.л. 1,00. Заказ 302.1 ираж 100.
Редакционно- издательская группа ОмГУ Полиграфическая лабо^тория
644077, Омск-77, пр. Мира, 55-А, госуниверситет