автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.07
диссертация на тему: Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современные этнокультурные процессы у казахов в многонациональных районах Казахстана"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР Ордона Дружбы народов Институт этнологии и антропологии игл. H.H. Миклухо-Маклая
На правах рукописи
НАУМОВА Ольга Борисовна
СОВРЕМЕННЫЕ ЭТНОКУЛЬТУИШЕ ПРОЦЕССЫ У КАЗАХОВ В ШОГОНАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНАХ КАЗАХСТАНА
Специальность 07.00.07.' - Этнография
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва - 1991
Работа выполнена в отделе Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР
Научный руководитель - доктор исторических наук,
профессор ¡Д.Ц.Лашук
Официальные оппоненты:
Ведущая организация
Защита состоится _ час. .__
доктор исторических наук Н.Е.Бешаханова кандидат исторических наук Н.Э.Масанов
- Институт истории, археологии и этнографии им.ЧЛ.Валиханова АН Казахстана
1991 г.
мин, на заседании специализирован-
ного совета К 002.76,02 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук при Институте этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР.
Адрес: 117334. Москва, Ленинский проспект, 32-а, корп.В.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института этнологии и антропологии АН СССР.
Автореферат разослан
1991 г.
/Ученый секретарь специализированного совета к.и.н.
Н.Л.Пушкарева
Постановка проблемы. Ее актуальность. Цели и задачи ~ исследования. Исследование этнических и этнокультурных процессов во все исторические, периоды л у всех народов остается одной из стержневых задач этнографической паута!. Именно в результате этих процессов формируются и претерпевают различные изменения этнические общности - основной объект изучения этнографии. Данная работа посвящена конкретному проявлению этнических процессов - этнокультурному развитию казахского этноса в современный исторический период.
Об эволюции казахской культуры можно говорить уже со времени сложения казахской народности, т.к. этнокультурные изменения о той или иной быстротой происходят постоянно. Под влиянием географических, социально-экономических, этно-поли-тических факторов консолидировались или разъединялись группировки казахских племен, формировались локальные варианты казахской культуры, трансформировались отдельные ее элементы.В результате этих процессов, в частности, сложились комплексы традиционной казахской культуры (южный, западный и северовосточный). Определенную направленность этнокультурные процессы приобрели после присоединения к России в Ш1 в. территории Младшего и Среднего, а во второй половине XIX в. - Старшего жузов. Установление жестких границ, изъятие казахских пастбищных земель для крестьян-переселенцев вело к постепенному изменению кочевого образа лизни казахов, переходу части их к оседлости, развитию новых для многих из них занятий - земледелия, огородничества и проч., и поел едущей закономерной трансформации их бытовой культуры.
В советское время направление этнокультурного развития казахов осталось прежним, однако.темпы культурных изменений неизмеримо возросли. Всего за несколько лет казахи были переведены на оседлость и их градационный кочевой и полукочевой образ жизни практически исчез. За несколько десятилетий коренным образом изменился этнический состав Казахстана, и сегодня значительная часть казахов живет в национально-смешанной среде. В это лее время в Казахстане было создало промышленное производство, республика .была вовлечена в орбиту общесоюзного
развития. УрОанизационныв процессы охватили и казахское об- -щество. Эти новые условия, в которых живет сегодня казахский этноо, оказывают мощное воздействие на его культуру.
Однако сформированные веками традиции казахов-кочевников не исчезли за несколько десятилетий, и в настоящее время мы наблхщаем продолжающийся переход от культуры традиционной к культуре урбанизированной, индустриальной. Этот переходный период характеризуется модернизацией и модификацией отдельных культурных традиций, сочетанием сохраняющихся элементов и целых "комплексов традиционной казахской культуры о инновациями и заимствованиями из культур других народов.
Современные этнокультурные процессы имеют общую направленность у всего казахского населения Казахстана, однако об-; л'^дают определенной спецификой в разных частях его обширной территории. Существуют различия мезду казахами, живущими в ■ своей этнической среде и казахами, находящимися в иноэтнич- • ном окружении. В последнем случае тенденции этнокультурных процессов выявляются более отчетливо. Представленная работа посвящена именно этой группе казахов. Изучение этнокультурных процессов в национально-смешанной среде приобретает особую значимость в настоящее время, когда все большее число территорий становится полиэтничным. Это направление исследований развивается последнее время одной из проблемных групп Института этнологии и антропологии АН СССР1.
Казахское население, которое находится в национально-смешанной среде, неоднородно: разные группы имеют издавна сложившиеся этнокультурные особенности, живут в различном по численности и этническому составу окружении, отличаются по уровню урбанизированности и проч. Это накладывает отпечаток на формы и темпы их этнокультурного развития. Данное исследование как раз и имеет целью на основе полевых материалов автора, статистических и литературных данных определить основные тенденции и факторы современного этнокультурного развития казахов в многонациональной среда, выявить локальные особен-
I Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде.
■нооти этих процессов и причины их возникновения. В соответствии с поставленной целью в работе предполагается рассмотреть условия, определяющие современные этнокультурные процессы у казахов; провести-группировку обследованного казахского населения на основе факторов, формирующие локальные особенности культуры; определить основные тенденции этнокультурного развития казахов в многонациональной среде и его локальные особенности (в хозяйстве и материальной культуре, в обрядности, в языке, в национально-смешанной брачности)¡рассмотреть влияние этнокультурных процессов на этническое самосознание казахов.
Степень изученности проблемы. Изменения в культуре разных народов всегда фиксировались в работах советских этнографов, посвященных современности. Заметным явлением стали так называемые "колхозные" монографии 1950-1960-х гг., которые в определенной маре обобщили и проанализировали происшедшие к этому времени трансформации в этнической культуре отдельных народов на примере всестороннего изучения населения одного-двух колхозов. Исследование этнических процессов в качестве научной проблемы было четко сформулировано в начале 1960-х гг.2. Ее теоретические аспекты были разработаны В.И.Козловым, Д.В.Хомич, Ю.В.Бромлеем и др.^. Определено содержание понятия "этнические процессы", их типология, соотношение с другими процессами, происходящими в обществе, их проявления в
2 Гарданов В.К., Долгих Б.О., Дцалко Т.А. Основные направления этнических процессов у народов СССР.//СЭ, 1961, И 4; Козлов В.И. К вопросу об изучении этнических процессов у народов СССР сопыт исследования на примере мордвы). //СЭ, 1961, 15 4.
3 Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития.//Вопросы истории, 1968, 9; его не. Современные этнические процессы в СССР.(К методологии исследования).//СЭ, 1969, № 2: его же. Динамика численности народов. М., 1969. С.258-363; его яе.Национальности СССР. Этнодбиографический обзор. 2-е изд., М., 1982. С.210-219; Хомич Л.В. 0 содержании понятия "этнические процессы".//СЗ, 1969, Л 5; Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1973. С.15а-176; Его же. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). М., 1981. С.63-80. 257-354; его же. Очерки теории этноса. М., 1983. С.233-382.
'разные исторические эпоха, выявлены факторы, влиявшие на этнические процессы. Основные положения теории уже вошли в учебники но этнографии^, Для нашей теш важно отметить выделение этноэволюционных (иди этнокультурных) процессов, основным содержанием которых является изменение культурной специфики этнических общностей. Такие процессы и являются предметом нашего изучения. Несмотря на то, что этноэволюционные процессы не ведут к смене этнического самосознания, эта сфера также подвержена трансформациям под влиянием изменений в этнической культуре. Поэтому содержание этнокультурных процессов мы определяем происходящими изменениями различных признаков этнической общности, что было предложено еще Л.В.Хо-мич^. Одним из важнейших аспектов изучения этнокультурных изменений является проблема соотношения нового и градационного' в культуре этноса. Теоретическое осмысление она нашла в исследованиях С.А.Арутюнова, посвященных раскрытию закономерностей и механизмов вхождения инноваций в культуру этноса .
Одновременно с теоретическими исследованиями подробно изучались и продолжают изучаться конкретные проявления этнических'и этнокультурных процессов у отдельных народов, среди населения разных стран и регионов мира. Важным направлением стало исследование именно современных этнических процессов. Определенными этапами на этом путы явились обобщившие результаты предшествовавших работ труды коллектива ученых "Современные этнические цроцессы в СССР" и "Этнические процессы в современном мире"?.
4 Этнография. Под ред. Ю.Б.Бромлея и Г.Е.Маркова. М., 1962. С.7-8.
5 Хомяч I.B. Ук. соч. С.82-84.
6 Арутюнов С.А. Статика и динамика неевропейской бытовой культуры.//Основные проблемы африканистики. Этнография. История. Филология. Г., 1973; его же. Процессы и закономерности вхождения инноваций в культуру этноса.//СЭ, 1982, Л I; его же. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. M., 1989. С.160-199.
7 Современные этнические процессы в СССР. 2-е изд. М., 1977; Этнические процессы в современном мире.М.,1987.
На остались без внимания исследователей и этнокультурные процессы среда казахов. Собственно фиксация изменений в культуре казахов началась давно, когда еще понятие "этнические процессы" не было сформулировано. Интересные замечания об инновациях в биту казахов, связанных, в частности с оседанием и русским влиянием, содержатся,уде в работах XIX* в. ~ А.И.Левшина, Г.М.Броневского, Н.И.Красовского. Прекрасное описание бита оседащих казахов Бельагачской степи и изменений в связи о их новым образом жизни некоторых культурных ценностей, норм поведения, самосознания приводится в "Материалах по киргизскому землепользованию"8, собранных в начале XX в. В советское время исследователи, изучавшие культуру и быт казахов, всегда особое внимание уделяли инновациям и трансформации традиционной культуры. Осмысление причин этих изменений, анализ влияния оседания казахов и их контактов с русскими были предприняты В.В.Востровым и Х.А.Кауаяовой на примере казахской материальной культуры^. Как правило, ученые, посвятившие свои работы отдельным компонентам культуры казахов, описывают их в историческом развитии, отмечая их трансформации до настоящего времени10. Появились исследования, посвященные этническим и этнокультурным процессам у отдельных групп казахов - Алтая, Западной Сибири, Павлодарско-
8 Материалы по киргизскому землепользованию, собранные и разработанные■экспедицией по исследованию степных областей. Т. 10: Семипалатинская область. Семипалатинский уезд. СПб., 1909. С.175-200 (примечания).
9 Востров В.В., Кауанова Х.А. Материальная культура казахского народа на современном этапе. Алма-Ата, 1972.
10 Захарова И.В., Ходжаева Р.Д. Казахская национальная одежда (XIX - начало XX в.). Алма-Ата, 1964; Арпшбаев Х.А. Семейно-брачные отношения у. казахов в Советскую эпоху. // Актуальные проблемы истории Советского Казахстана (к 60-летию Казахской ССР и Компартии Казахстана). Алма-Ата, 1980; Шаханова Н.Ж. Традиционная пища казахов как истори-ко-этнографический источник (по материалам кочевых и полукочевых групп). Автореф. дис. ... канд. истор. наук. Л., 1987; Мустафина P.M. Особенности бытового ислама у казахов Южного Казахстана (конец XIX - XX века). Дис. ... канд. истор. наук. М., 1990. Рукопись.
го Прииртышья**.
Научная новизна. Степень изученности проблемы дает возможность, с одной стороны, рассмотреть этнокультурный процесс у казахов как систему взаимосвязанных изменений в традиционно-бытовой культуре, вызванных современными условиями жизни, а с другой - выявить особенности этого процесса у разных локальных групп казахов. Для нашего исследования выбраны группы казахов, живущие в разных национально-смешанных средах, сравнительное изучение которых поможет углубить и детализировать наши знания об этнокультурном развитии казахского этноса,, так-как ранее ни эти группы, ни их сравнение не были предметом специального изучения. Кроме того, в работе рассматривается вопрос об изменениях в этническом самосознании -казахов в связи с современными этнокультурными процессами - вопрос, который не привлекал пока внимания исследовате- -лей.
Хронологические рамки исследования. Работа в основном посвящена 1980-м гг., однако тенденции этнокультурных изменений зарождались несколько десятилетий назад, поэтому при необходимости мы затрагиваем и более ранние периоды - с конца XIX - начала XX в. События последних лет делают необходимым ограничить и верхние хронологические рамки работы. С быстрым подъемом национального самосознания в стране, в' том числе и у казахов, резко возросло значение национальных ценностей, этнической культуры. В связи с этим у части населения, пока в основном интеллигенции, появляется стремление воспрепятствовать тенденциям, зафиксированным в период наших экспедиционных поездок (утраты традиционно-бытовой культуры, родного языка). Насколько предпринимаемые в этом направлении усилия будут эффективны, насколько удастся сломать эти, уже
II Коновалов A.B. Казахи Южного Алтая. (Проблема формирования этнической группы). Алма-Ата, 1986; Проваторова О.М. Современные этнические процессы у казахов Западной Сибири. Автореф. дис. ... канд. ястор. наук. Д., 1985; Калы-шов A.B. Культура и быт современного сельского населения Павлодарского Прииртышья, дис. ... канд. истор. наук. Алма-Ата, 1989. Рукопись.
далеко зашедшие, процессы, или хотя бы замедлить их, поканет время. Наше ко исследование ограничено 1988 г., но в некоторых случаях мы привлекаем, материалы казахстанской прессы за 1989-1990 гг.
Объект исследования. Объектом исследования явились группы казахов, живущих в многонациональных районах в разных" частях Казахстана - на севере, северо-востоке и центре (Кок-чегавокая, Павлодарская, Семипалатинская, Карагандинская и Целиноградская области) и на юге республики (Чимкентская, Джамбулсная, Алма-Атинская и Талды-Курганская области). Кро- ( ме того, для сравнения была рассмотрена группа казахов, живущая в своей этнической среде - в Баянаульском районе Павлодарской области.
Источники. Основным источником для данной работы послужили полевые материалы, собранные автором в составе Казахстанского этнографического отряда Среднеазиатской экспедиции-Института этнографии АН СССР в 1986-1988 гг. и в научной командировке в 1987 г. Всего за 1986-1988 гг. полевые исследования были проведены в 9 областях Казахстана, охватив 13 сельсоветов (33 населенных пункта).
Казахстанский этнографический отряд работал по теме "Современные этнокультурные процессы у народов Казахстана" в многонациональных районах республики среда локальных групп казахов, русских, немцев, украинцев, курдов, турок-месхетинцев и др. Целью исследований было выявление тенденций этнокультурного развития этих народов в зонах этнокультурных контактов. Помимо этнографического опроса, во всех обследованных сельсоветах обрабатывались нехозяйственные книги для получения данных о современной численности и национальном составе населения, отруктуре семей и национально-смешанных семьях, о миграциях населения. В рамках этого исследования автор данной работы со-' бирал полевой материал о казахском населении' в полиэтничной среде, составивший фактологическую основу представленной диссертации.
Выезд автора в поде в 1987 г. был осуществлен в рамках Группы по изучению межкультурных контактов Института этногра-
фии АН СССР. Помимо многонациональных населенных .пунктов в атот раз был выбран для исследования и однонациональный То-райгырский сельсовет, находящийся в районе с преобладанием казахского населения. Все полевые-материалы хранятся в архиве Института этнологии и антропологии АН СССР, а отчеты - в Полевой комиссии Института.
Кроме полевых этнографических материалов и данных похо-зяйственных книг важным источником для работы послужили данные переписей 1897, 1926, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг., которые дали возможность воссоздать картину формирования национального состава Казахстана, его региональные особенности. Во время переписи 1979 г. было проведено пятипроцентное выборочное обследование семей, итоги которого по Казахской (СС5 использованы наш для оценки распространения национально-смешанных браков среди казахов.
Практическая значимость диссертации заключается в воз- . мощности использования ее материалов и выводов в различных научных исследованиях* лекциях и спецкурсах по этнографии современности, этнокультурному развитию Среднеазиатско-Каза-хстанского региона и др. Результаты представленной работы могут быть полезны для проведения разного рода социологических опросов, предполагающих учет этнокультурных особенностей населения, а также использованы для выработки национально-культурной полигики в Казахстане.
Апробация работы. Текст диссертации обсужден на заседа- ' нии отдела Средней Азии и Казахстана Института этнологии и антропологии АН СССР II декабря 1930 г. (протокол № 9). Отдельные положения работы докладывались и обсуждались на заседании проблемной группы Института по изучению развития народностей и этнических групп, на Интерконгрессе антропологических и этнографических наук в Лиссабоне и на 4-й Международной конференции по Центральной Азии в Мадисоне.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Диссертация состоит из введения, семи глав, заключения и приложений.
Во введении содержится постановка проблемы, обосновывается ее актуальность, определяются предмет-, цели и задачи исследования, его хронологические рамки, приводится обзор основных источников. Здесь жа рассмотрена историография вопроса и освещена научная новизна предлагаемой работы.
В первой главе - "Основные .предпосылки современных этнокультурных процессов у казахов" - рассмотрены важнейшие факторы этнокультурного развития казахов в последние семь десятилетий: оседание кочевых и полукочевых казахских хозяйств, сложение многонационального состава населения Казахстана и процессы урбанизации в республике.
Массовый перевод кочевников-казахов на оседлость был осуществлен в конце 1920-х гг. Седенгаризация и коллективизация казахских хозяйств проводились насильственными методами, что обернулось трагедией для казахского народа. Сотни тысяч кочевников снялись со своих мест и ушли за пределы республики. С 1929 по 1933 г. поголовье скота в Казахстане сократилось в 10 раз, разразился страшный голод, от которого погибло около 49$ казахского населения^. Эти события разрушили кочевое и полукочевое хозяйство казахов, а шесте с ним и их кочевой образ жизни, включая присущие ему социальные структуры, что повлекло за собой постепенную трансформацию всех элементов традиционной хдгльтуры народа - его материального быта, норм поведения, ценностей. Миграции привели к смешению казахских родов и племен, взаимопроникновению локальных форм культуры и диалектов казахского языка. В эти же годы гонимые голодом казахские семьи подселялись в села русских, украинских, немецких старожилов. Это было началом формирования многонациональных поселков; массовый характер этот процесс приобрел в послевоенные годы. Немногочисленное поначалу казахское население в европейских поселках испытывало значительное
12 Абылхожин Ж.Б., Козыбаев М.К., Татимов М.Б. Казахстанская трагедия. // Вопросы истории, 1989, 7; Татимов М.Б. Социальная обусловленность демографических процессов. Алма-Ата, 1989, С.124-125.
влияние иноэтничной культуры и языка.
Другим существенным фактором, определившим пути развития современной этнической культуры казахов было изменение в нынешнем столетии этнического состава Казахстана. Вплоть до последних десятилетий XIX в. казахи доминировали на всей территории Казахстана. Первая крупная волна миграций была связана с крестьянской колонизацией {русские, украинцы, белорусы, немцы), получившей особенный размах в конце XIX -начале XX в. Ко времени переписи 1926 г. доля казахов в Казахстане сократилась до 57,1$13. С 1930-х гг. в Казахстан ссылали раскулаченных крестьян и группы депортированных народов: в 1937-1938 гг. - корейцев с Дальнего Востока, во время войны - немцев из разных областей Европейской части . рССР, карачаевцев, чеченцев, турок, курдов с Кавказа. Очень мощным был приток многонационального <в основном европейского) населения в Казахстан в его северные области в 1950-е гг. на освоение целинных 'земель. В результате этих миграций, а также и последствий голода 1930-х гг., к 1959 г. казахи составили всего 30$ населения республики, а на долю восточнославянских народов приходилось 52,
По данным последней переписи (1989 г.) в Казахстане проживает 16 464 464 чел. из них 6.534 млн. казахов (80,3$ всех казахов, живущих в Советском Союзе). Таким образом, доля казахов возросла До 39,7$. Восточно-славянские народы составили 44,3$, немцы - 5,8$; татары и народы азиатского и кавказского происхождения: узбеки, уйгуры, азербайджанцы, турки, дунгане, таджики, курды, объединенные общей конфессией и основанной на ней близостью образа жизни - 6,1$ (в дальнейшем для краткости мы называем их "мусульманскими" или "азиатскими" народами, понимая всю условность этих терминов).
Важно отметить, что разные части Казахстана различны по своему этническому составу, и следовательно, этническое
13 Всесоюзная перепись населения 1926 года. Т.8: Казахская АССР. Киргизская АССР. М., 1928. С.15-16.
14 Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 года. Казахская ССР. П., 1932. С.162.
окружение казахов, влияющее на их культуру, существенно различается. Во всех северных и северо-восточных областях преобладает европейское население (восточные славяне и немцы). (Например, 'в Карагандинской области - 75,4$ "европейцев" и 17,2$ казахов). В западных областях доминируют казахи (к примеру, в Кзыл-Ординской области - 79,4$ казахов, 15,9 % ' "европейцев"). На юге республики казахов больше, чем "европейцев", но кроме того там существенна доля "мусульманских" народов (Чимкентская область: 55,7$ казахов, 19,8$ "европейцев" и 21,6$ представителей "мусульманских" народов). Региональные особенности этнического окружения казахов во многом определяют отличия в современной казахской культуре в разных частях республики.
Уровень урбанизации в разных областях Казахстана также' варьирует. В целом при 57,1$ городского населения во всем Казахстане, север и северо-восток республики более урбанизирован, чем юг. Кроме того, история формирования городских поселений на севере и на юге Казахстана имеет качественные различия. Северные города были основаны европейцами с чуждыми казахам культурными традициями, а южные - местным земледельческим населением (узбеками, сартами), с которыми казахи составляли хозяйственный "симбиоз". Представляется в связи с этим, что казахи, мигрировавшие в северные "европейские" города в большей степени теряли и теряют связи с селом, утрачивают свою традиционную культуру. Эти города влияют и на сельскую казахскую округу, привнося в нее городские стандарты материальной и духовной жизни. Южные города не оказывали такого сильного воздействия на традиции казахов.
Влияние урбанизации на современную этническую культуру казахов очень существенно. Урбанизационные процессы и, в целом, включение казахов в современную индустриальную цивилизацию изменяют взаимоотношения мевду личностью, родовой группой и общиной в казахском обществе, тем самым разрушая его традиционные структуры. Если для традиционного казахского общества была характерна ответственность семейно-родсгвенной группы за своих членов, самоосознание человека через принад-
ложность к определенной родовой группе в иерархии.групп, то под влиянием названных процессов личность все более становится нацелена на "индивидуальную самореализацию независимо от принадлежности или позиции в группе"-15. Изменения такого рода влекут за собой цепь трансформаций.в соционормативной сфере традиционной культуры. Б области материальной культуры происходит постепенное "вымывание" традиционных элементов., замена их новыми, "городскими", не несущими этнической окраски. Различный уровень и особенности урбанизации на севере и юге Казахстана определяют более быструю модернизацию повседневной жизни северных казахов и замедленные темпы этого процесса в южных областях.
I , Вторая глава - "Характеристика объектов исследования" -посвящена описанию 13 сельсоветов, в которых в 1986-1988 гг. были проведены полевые исследования, и их группировке. Места расположения сельсоветов указаны на карте, помещенной в приложении к диссертации. Характеристика каздого сельсовета включает сведения о казахском-населении, историю формирования этнического состава поселков, их современный национальный состав, параметры, по которым можно судить о степени ур-банизированности населения: наличие производственных предприятий на территории сельсовета, удаленность от города, в орбиту которого он входит, размеры этого города.
Приведенные данные по современному национальному.составу сельсоветов показывают, что сегодня казахи живут в разных этнических средах. Наш материалы позволяют сгруппировать их в три типа. I. Сельсоветы: Кенесский и Пограничный Павлодарской обл., Чаглинский Кокчетавской обл., Ростовский Карагандинской обл., Новопокровский Семипалатинской обл., Крупский Талды-Курганской обл. Для них характерно многонациональное европейское ыфухение казахов - русские, украинцы, белорусы, немцы. Соотношение немцев и восточных славян примерно равно. В Кенесском и Пограничном сельсоветах восточнославянское на-
15 Кузнецов И.М. Адаптивность этнических культур и этнокультурные типы самоопределения личности (к постановке проблемы). // СЭ, 1Э8В, Л I, С.19-25.
сэлонио представлено в основном целинниками, в остальных -старожилами. Немецкое население всех сельсоветов - депортированные в 1941 г. и приехавшие позднее.
2. Сельсоветы: Ровдественский Павлодарской обл., Рождественский Целиноградской обл., Тельманский Чимкентской -обл. Здесь казахи живут в окружении старожильческого немецкого населения.
3. Сельсоветы: Умтыльский Алма-Атинской обл., Гродиков-ский Джамбулской обл., Ванновский Чимкентской обл. Этническое окружение казахов представлено здесь восточными славянами, немцами и депортированными курдами и турками (турки
в основном записаны азербайджанцами).. Последние в отдельных периферийных поселках составляют главный компонент в окружении казахов (40-60$).
Все сельсоветы, кроме однонационального Торайгырокого, расположены в зоне влияния областных или республиканских центров и достаточно сильно затронуты воздействием городского образа жизни. Многонациональный состав сельсоветов и их относительная урбанизированность взаимосвязаны - для европейского населения, за счет которого в большинстве случаев создается полиэтничная среда, во многом характерны городские стандарты низки, отрешение жить ближе к городу. Поэтому определенная степень урбанизации типична для многонациональных районов.
Обследованные сельсоветы различаются и характеристиками самого казахского населения. Для целей нашего исследования -изучения этнокультурных процессов - было вайю оценить, насколько устойчива, сплочена или не, наоборот, размыта, аморфна изучаемая казахская группа, так как устойчивость группы обеспечивает устойчивость передачи информации из поколения в поколение. Основой для группировки казахских сообществ по этому признаку послужили особенности процесса сложения современного казахского населения сельсоветов, в ходе которого и формировалась та или иь'йя степень сплоченности группы.
Из изложенного в диссертации материала следует, что национальный состав сельсовета, уровень его урбанизированности
•и степень сплоченности цроживаодей на его территории казах-' кой группы взаимосвязаны, хотя и не всегда прямолинейно.Явно прослеживаются два варианта сочетания этих признаков: I)' "европейское" окружение (от 70 до 90$) казахов; больший уровень урбанизированности; меньшая степень сплоченности казахской группы. В большей или меньшей степени эти признаки присутствуют во всех северных многонациональных сельсоветах; 2) казахи составляют большую, чем в предыдущем случае, долю в национальном составе сельсоветов, или ке в этническом окру-яении казахов присутствуют группы "мусульманских" народов; меньшая урбанизированное^ поселений; большая степень сплоченности казахских групп. Такое сочетание характерно для южных Тельманского, Банковского, Гродиковского и однонациональ—• ного Торайгырского сельсоветов.
В главе третьей - "Особенности современного развития ма- -териальной культуры казахов"- фиксируются изменения, которые претерпевает материальная культура казахов в многонациональных районах - со сменой поколений она становится все более урбанизированной, этнически нейтральной. Очевидна связь происходящих изменений о изменениями в образе жизни казахов и их хозяйстве, которое обеспечивало казахскую семью всем необходимым для производства традиционной пищи, одежды, жилища.С вовлечением Казахстана в российский, затем в общесоюзный рынок отпала необходимость производить предметы быта в собственном хозяйстве. Зти процессы в сочетании с оседанием казахов дали толчок трансформации их традиционной материальной культуры. Сегодня модифицированному образу казни соответствуют стандартные формы предметов быта, поставляемые общесоюзной промышленностью. Средства массовой информации делают привлекательными, особенно для молодежи, мировые стандарты до- . нов, интерьеров, утвари, одежды, пищевых продуктов и т.д.
В главе приведены материалы, позволяющие говорить о локальных особенностях в развитии современной материальной культуры казахов в многонациональных районах на севере и на рте Казахстана - о более медленных темпах размывания ее "тра- • дцциошюсти" в шных районах. Казахи на юге держат больше,
' чем на севере, традиционных для кочевого хозяйства видов скота (лошадей, овец), что позволяет им до некоторой степени воспроизводить традиционные детали материального быта: интерьер южного казахского дома включает низкие столики, кошмы, безворсовые ковры, на юге более широко распростра- -ненн предметы традиционной одежды и т.д.
Этническое окружение казахов оказывает существенное влияние на локальные особенности современной казахской материальной культуры. В многонациональных северных поселках в ходе межличностных контактов казахов о европейцами происходят непосредственные заимствования из европейской, по своей современной форме' урбанистической, культуры. На севере казахская культура подвергается также и общему воздействию более урбанизированной жизни, определяемой преобладанием европейского населения. На юге соседство казахов со среднеазиатскими народами создает более благоприятные условия для сохранения казахского "традиционализма", а через него и традиционной материальной культуры. Сохранение некоторых' традиционных элементов связано с сохранением традиционных норм поведения и напрямую зависит от состава семьи. На юге молодые семьи гораздо чаще, чем на севере, живут вместе с родителями в неразделенных семьях.
В главе четвертой - "Тенденции развития казахской обрядности в многонациональных районах Казахстана" - на примере обрядов жизненного цикла, общественных и религиозных обрядов прослеживается трансформация традиционной обрядности казахов в современных условиях.
Разрушение кочевой общины, процессы урбанизации и связанная с ними индивидуализация жизни семьи привели к постепенному сокращению и исчезновению тех функций ритуала, которые были связаны с ролью общины, к сужению круга лиц,участвующих в обрядах. Обозначенная тенденция в развитии современной обрядности и, шире - во всей соционормативной сфере культуры - хорошо заметна, если сравнивать отношения разных поколений казахов многонациональных районов к традиционным ■ обычаям, нормам, ценностям. Интересы семьи для молодых каза-
хов явно преобладают над интересами той группы (родовой, се-ыейно-родственной, соседской), в которую они включены.
Происходит упрощение традиционной обрядности, утрата ее отдельных элементов и целых обрядов, особенно в урбанизированной среде. В то же время сохраняющиеся традиционные обряды включают в себя новые детали и иноэтничные, в основном европейские, заимствования.
С угасанием традиционной обрядности она вновь возрождается во вторичной, фольклорной форме, призванной уже не столько выполнять свои непосредственные функции, сколько служить общенациональным символом. Это хорошо видно на примере возрождаемого Наурыза, который отмечается как общеказахский праздник (и в то же время подчеркивает связь казахов с другими среднеазиатскими народами).
Из материалов, представленных в главе, вырисовываются I региональные особенности в развитии современной казахской обрядности. Они проявляются главным образом в темпах утраты традиционных обрядов в северных и южных многонациональных районах республики - в.более интенсивном их исчезновении на севере и более полном функционировании, лучшей сохранности всех обрядовых комплексов, более широком круге юс участников на юге. Так, к примеру, в свадебном обряде южных казахов, в отличие от северных, сохраняется мусульманское бракосочетание (неке), некоторые архаические свадебные ритуалы, калым оста-' егся у них обязательным условием заключения брака. В то же время казахская свадьба на севере включает множество заимствований из европейского свадебного обряда. При совершении похоронного обряда на севере женщины-казашки допускаются на кладбище, на юге же, по мусульманскому обычаю, женщины провожают похоронную процессию лишь до ворот дома. Расходы и на свадьбу, и на похороны в южных районах гораздо значительнее, чем в северных. Северные казахи не отмечают Наурыз, во всяком случае не праздновали его на протяжении нескольких десятилетий до начавшейся кампании его возрождения. Обряды вызывания дождд (тассатык), знакомства с вновь прибывшим (ерулик), а т-акко мусульманский пост (ораза) и мусульманские праздники
.окончания поста (ораза айт)и жертвоприношения (курбан айт)' тшгав более широко распространены среди казахов на иге. Это связано с теми особенностями развития отдельных регионов Казахстана, их урбанизации и национального состава, о которых было сказано в первой главе.
Глава пятая - "Языковые процессы" - посвящена анализу языковых ситуаций в обследованных сельсоветах. На основе полевых материалов мы ввделяем три типа таких ситуаций. Первый тип характерен для всех северных многонациональных сельсоветов. Здесь казахский язык наиболее полно функционировал среди старшего и среднего поколения казахов. Русский язык пожилые лнщи знали хорошо, казахи средних лет говорили на нем практически без акцента, но предпочитали меаду собой разговаривать на казахском. Казахский язык, который знали молодые - это бытовой язык со множеством русских заимствований; лите-■ ратурным и письменным языком они, как правило, не владели.Дети в лучшем случае понимали казахский, но многие молодые родители считали, что их дети не знают казахского языка.
Иная языковая ситуация сложилась в северном однонациональном Торайгырском и в южных Банковском и Тельманском сельсоветах. Здесь казахский полностью доминировал в семейно-бы-товой сфере,на улица, в общественных местах и на производстве. Все поколения казахов в равной степени владели своим родным языком, а знание русского в разных возрастных группах было различно. Хорошо знала и говорила по-русски свободно казахская молодежь. Пожилые мужчины также хорошо владели русским, хотя и имели ощутимый акцент. Дети, старики и женщины русского языка не знали вообще, или же очень плохо.
Языковая ситуация в третьей группе сельсоветов - Крупс-ком, Умтыльском и Гродпковском - занимала промежуточное положение меаду двумя, описанными выше. В этих сельсоветах существовала значительная разница во владении русским и казахским языками в .различных грзгапах казахского населения.
Очевидны причины различий в языковой сфере культуры хса-захского населения обследованных сельсоветов. Несомненно вли-, яние этнического состава последних. В многонациональных се-
верных сельсоветах болыяе доля русских и вообще этническая' ыозанчность выше, чем в южных, что делало более необходимым овладение языком межнационального общения. Никак не менее- важными были такие факторы, как компактность расселения и численность группы. Везде в северных многонациональных сельсоветах казахское население менее многочисленно и более дисперсно, чем на юге. Ясно прослеживалась связь между степенью сохранения традиционно-бытовой культуры и языком: во всех сельсоветах, где продолжали функционировать традиции в материальной и духовной культуре, более прочные позиции занимал казахский язык. Казахи северных многонациональных районов, утрачивая многие черты традиционно-бытовой культуры, утрачивали и казахский язык; они интенсивно усваивали урбанизированную "русскую" культуру и вместе с ней -русский язык. I
Распространение русского языка среди казахов {как и среда других народов страны) имеет объективные причины -усложнение национального состава территории, широкое развитие всякого рода связей о другими регионами,- проникновение средств массовой информации в жизнь кавдой семьи и т.д. Немаловажную роль в этом процессе сыграли причины субъективного характера - государственная политика, начиная с 1930-х гг. игнорировала национальные, в том числе и языковые проблемы, и на протяжении последуодих 40-50 лет вольно или не- • вольно вела к вытеснению казахского языка из многих сфер жизни. Совокупность неблагоприятных для развития казахского языка объективных и субъективных причин привела к тому, что в настоящее время, по данным выборочного обследования казахстанских социологов, 40$ казахов не владеют казахским языком*®. Надо отметить, что в это ае время развивалась казахская литература н яурналястика, на казахском языке выходили газеты и журналы, была издана Казахская советская энциклопедия и т.д. Однако языковая ситуация в многонациональных рай-
.16 Зиманов С. О статусе языка.//Казахстанская правда. 31.08.1989; Перестройка и равноправие языков.//Казахстанская правда. 23.03.1989.
'онах определялась другими фактора?®, из-за которых эти положительные явления не смогли обеспечить употребление казахского языка в повседневной яизни казахов.
Стремясь повлиять на сложившуюся ситуацию, Верховный Совет Казахской ССР принял "Закон о языках в Казахской ССР", объявлящий казахский язык государственным языком республики и направленный на восстановление его роли в Казахстане. Принимаются и другие мэры в этом же направлении. В ближайшие годы, очевидно, станет яоно, обратимы ли языковые процессы, происходившие в республике последние 60 лот, проявится степень их воздействия на национальные процессы, на взаимоотношения между разноязычными народами Казахстана.
В главе шестой - "Этническое самосознание казахов в по-лиэтничной среде" - речь вдет о трех уровнях современного этнического сознания казахов: общеказахском, локальном и ро-до-племенном. Преобладающий для всех обследованных нами груш казахов является общеказахское самосознание. Оно основывается на таких объективных факторах, как общность исторических судеб, территории и языка казахов, на отличном от других народов облике их этнической культуры. Кроме того, в становлении и укреплении общеказахского самосознания в советское время значительную роль сыграла государственная национальная политика - проведение национально-государственного размежевания в 1920-х гг. в регионе и создание казахской государственности на уровне республики. Сегодня, несмотря на утрату многих черт традиционной культуры и частичную утрату языка, общеказахское самосознание не ослабевает, но с очевидностью укрепляется. В определенной мера эти два процесса взаимосвязаны, они являются следствием одних и тех же причин - вовлечения казахов в интеграционные процессы, широкого развития информационных связей, что, с одной стороны ведет к модернизации и унификации культуры, а с другой - к выявлению и осознанию общенациональных интересов (сохранение языка, экологическая опасность, экономический и политический суверенитет Казахстана).
Казахи всех обследованных сельсоветов, как правило,зна-
-ли название своего жуза и родо-племенной группы низшего таксономического уровня "бир ата баласы". Старшее поколение казахов старается поддерживать экзогамию этой группы. Знание родо-племенных делений также приобретает значение при проведении похоронного обряда, т.к. семья покойного должна одарить старейшин всех родоплеменных групп, представленных в поселке. В северных многонациональных районах этим ограничивается значение родовой группы в реальной лсизни современных казахов. В однонациональной среде и на юге оно шире, от родоплеменной принадлежности зависит распределение должностей и материальных благ, которое приобретает особую важность в условиях дефицита.
Наши полевые материалы свидетельствуют, что у казахов сложился еще один уровень этнического самосознания - самоидентификация с территориальной, локальной общностью, неза- I висимо от родоплеменной принадлежности ее членов. Локальное самосознание казахов отражает те этнокультурные особенности, которые сложились в разных частях республики. Особенно четко осознается различие, выступившее сегодня- на первый план -различие в степени сохранения традиционно-бытовой культуры и родного языка. По этому признаку сами информаторы отличают казахов северных многонациональных' районов от казахов однонациональных районов в любой.части республики и от казахов южных областей.
Во всех сельсоветах прослеживаются различия в этническом самосознании казахов старших и младших возрастов, показывающие тенденции его развития. Для старшего поколения принадлежность к казахскому народу в большей степени определяется соблюдением традиционных казахских обычаев и обрядов, норм поведения, вниманием к родоплеменной структуре. В этническом же сознании казахской молодежи традиционная культурная специфика повседневной жизни играет незначительную роль. Несоблюдение тех или иных обрядов, игнорирование родоплеменной принадлежности, "европейский" образ жизни не являются для молодых казахов основанием считать человека не-казахом. . Большое значение для них приобретает осознание общенациона-
льных интересов и проблем.
В главе седьмой - "Межнациональные браки среди казахов и этнокультурные процессы в полиэтничной среде" - приведены данные о численности национально-смешанных семей в обследованных сельсоветах, которые красноречиво свидетельствуют о различиях в интенсивности контактов казахов с другими народами в разных районах республики. В однонациональном Торайгыр-ском и в южных многонациональных Тельманском и Ванновском сельсоветах доля таких семей наименьшая (от 1,5 до 2,5$), а в северных многонациональных Кенесском, Новопокровском, Ростовском и Пограничном -.наибольшая (от 10,2 до 28,6$)« Казахи всех сельсоветов отдают значительное предпочтение бракам с "азиатскими" народами. Доля казахско-"европейских" семей везде ниже, чем доля европейских народов в населении этих сельсоветов. Мужчины-казахи в несколько раз чаще вступают в межнациональные браки, чем казашки.
Особый штерео для выявления направленности этнических процессов представляет вопрос об этнической принадлежности детей в национально-смешанных семьях. В южных сельсоветах более строго выдерживается принцип определения национальности по отцу, чем в северных многонациональных сельсоветах, где в некоторых семьях детей "записывают" по национальности матери, или же пока имеют сомнения по этому вопросу, не указывая национальности ребенка. Во всех сельсоветах значительной этнической, ассимиляции через национально-смешанные семьи не происходит. Даже в сельсоветах с большим количеством межнациональных браков число потомков от браков казахов с представителями других национальностей, "записанных" не-казахами, невелико.
В целом, межнациональные браки казахов отражают особенности этнокультурных процессов в разных частях республики. Характерно, что группировка сельсоветов по доле национально-смешанных семей совпадает с группами, различающимися по степени гетерогенности казахского населения сельсоветов, а также с распределением сельсоветов по степени сохранения или утраты традиционно-бытовой культуры. Очевидно, что "традицп-
оналистские" казахские сообщества более замкнуты, сплочены, устойчивы, чем урбанизированные. И наоборот - чем более открыта, менее устойчива группа как этническое образование, тем ' более часты в ной межнациональные браки. Таким образом, доля национально-смешанных семой может рассматриваться как косвенный показатель уровня сплоченности локальной группы.
Быт казахско-"европейских", не говоря уже о казахско-"азиатских", семой в многонациональных районах Казахстана резко не выделяется на общем фоне однонациональных казахских семей. Если же нормы поведения и быт национально-смешанной сети слишком контрастируют о принятыми в данном селе стандартами, то такая семья, как правило, "выталкивается" из села в город, или распадается. Национально-смешанные семьи имеют и свои особенности. В частности, казахско-русские семьи отличаются "большей эгалитарностью и демократизацией внутрисемай- (. ных отношений", в большем числе этих семей говорят по-русски, в них происходит "некоторое сглаживание и нивелирование этни-чности супругов"*^. Однако эти особенности находятся в общем русле этнокультурных процессов в регионе, в том числе и среда казахского населения.
В заключении,обобщены материалы, представленные в диссертации и определено место современных этнических процессов у казахов в их историческом развитии. В самом широком плане они обусловлены процессом всемирно-исторического масштаба -переходом человечества от традиционных доиндустрйадьных обществ к индустриальным, урбанизированным. Европейские народа в основном црошш згот путь естественного для них исторического развития. К настоящему времени большинство традиционных обществ и в других частях света, в том числе на Востоке, к цивилизации которого принадлежат Средняя Азия и Казахстан, также перевивают процесс модернизации. Этот процесс оказался
17 Гриценко В.В. Факторы устойчивости национально-смешанных и однонациональных браков по материалам этносоцио-логического исследования в г.Аркалыке Казахской ССР. Дне. ... канд. истор. наук. М., 1989. С.136, 147, 181.
настолько значительным и специфичным, что востоковеда выделяют целый исторический период, который требуется для перестройки и трансформации компонентов, унаследованных от традиционного общества, в новое модернизированное общество. "Это будет переходный период, в ходе которого традиционное и современное будут сосуществовать друг о другом в различных п постоянно меняицихся (в пользу современного ) комбинациях"18.
Для Казахстана переход с традиционного на европеизированный путь развития начался со времени его колонизации Россией, Особенности этого перехода определялись кочевым характером традиционного казахского общества и тем, что "инструментом" его модернизаций выступало Российское, а затем Советское государство, в культурно-цивилизационхюм плане находившееся на стыке Запада и Востока, сочетавшее в своем развитии черты как европейского, так и азиатокого пути. Несмотря на общую тенденцию к европеизации, которая была вызвана воздействием и того, и другого государства, их политика по отношению к казахскому обществу была принципиально различна. Российское государство практически на осуществляло прямого вмешательства в хозяйственную деятельность казахов и в их общинные структуры. Напротив, Советская власть активно вмешивалась во все сферы жизни казахского общества, и наиболее существенное воздействие ощутила на себе его экономика. В результате его традиционным надстроечным структурам, лишившимся своего экономического базиса, оказалось очень трудно противостоять массированному воздействию "социалистической" культуры, которая на практике приобрела крайне идеологизированные и унифицированные формы.
В дальнейшем традиционная казахская культура в условиях урбанизированной лизни и надвигающихся рыночных отношений, очевидно, будет утрачивать свое значение. Уже сейчас исчезают ее материальные формы, постепенно трансформируются, приспосабливаясь к современным условиям, традиции соционорматив-ной культуры. Будущие Йудьбы традиционной культуры во многом будут определяться отношением к ней государственных органов
18 Эволюция восточных обществ: синтез традиционного и современного. М., 1984. С.288.
и общественных организаций, которые при желании могут содействовать сохранении и поддержанию определенных культурных традиций.
В целом же, несмотря на все трудности и противоречия, переживаемый современным казахским обществом этап исторического развития несет значительные культурные приобретения. На смену былой культурной самодостаточности приходит открытость для восприятия культуры всего человечества, освоение достижений других цивилизаций, а это придает огромный импульо дальнейшему развитию самой казахской национальной культуры.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1. Формирование специфики хозяйственного уклада казахов Омской области в ХП - начале XX вв. // Этнокультурные процессы в современных ж традиционных обществах: Сб. статей. М., 1979.
2. Казахско-русские взаимоотношения на юге Западной Сибири в Ш1 - начале-XX в. // Изучение преемственности этнокультурных явлений: Сб. статей. М., 1980,
3. Материала к изучению этнического самосознания омских и бельагашских казахов. // Полевые исследования Института этнографии. 1978: Сб. статей. М., 1980.
4. Новое и традиционное в структуре современной казахской семьи. // Полевые исследования Института этнографии. I980-I98I: Сб. статей. М., 1984.
5. Национально-смешанные семьи у немцев Казахстана (по материалам экспедиции 1986 г.). // Советская этнография, 1987, а 6.
6. Современные этнические процессы в Казахстане. // UigrücijBke temo, godina 4 Ъг. 4. Zagret), 1988.
7. Современные этнокультурные процессы у казахов и немцев Казахстана (опыт сравнительного анализа). // Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде: Сб. статей. М., 1989. (в соавторстве с С.В.Чешко).