автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.06
диссертация на тему:
Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья

  • Год: 2008
  • Автор научной работы: Санжитов Радна
  • Ученая cтепень: кандидата технических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.06
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья"

На правах рукописи

САНЖИТОВ РАДНА

003 1709 14

Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий

Забайкалья

17 00 06 - Техническая эстетика и дизайн

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук

2 9 t'.f Ч YSS

Москва 2008

003170914

Работа выполнена на кафедре "Металловедение и технологии обработки материалов" Восточно-Сибирского государственного технологического университета

Научный руководитель1 доктор технических наук, доцент

Сизов Игорь Геннадьевич

Официальные оппоненты доктор технических наук, профессор

Зимин Юрий Анатольевич

кандидат технических наук Бойко Юлия Алексеевна

Ведущая организация Ассоциация «ДарханИнвестСтрой»

Защита состоится «26» июня 2008 г в 12 00 часов на заседании диссертационного совета Д 21212.04 Московского государственного университета приборостроения и информатики по адресу 107846, г Москва, ул Стромынка, д 20

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного университета приборостроения и информатики

Автореферат разослан« М) » Ua.^ 2008 года

Ученый секретарь

Диссертационного совета

Соколова М JI

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. В наши дни усиливается потребность и, естественно, интерес к национальным многовековым корням, традициям и обычаям, опыту предков как к ответу на вопрос, на каких принципах строить взаимоотношения с природой и себе подобными

Сейчас доживает, к великому сожалению, последнее поколение людей, заставших проявление традиционной культуры в их естественном бытовании Некоторые секреты технологии обработки металла народными умельцами уже трудно восстановить, но и то, что удается наблюдать в практике, тоже очень быстро исчезает из жизни, сменяясь новейшими способами изготовления художественно-кованых изделий Сохранение наследия традиционной культуры народов Забайкалья представляется, бесспорно, актуальным Задача сбора и систематизации сведений, наследии в эскизах, уникальных произведений с применением орнаментов, технологий народных мастеров по художественной обработке металла становится приоритетной

В то же время необходимо исходить из того, что этническая культура не должна замыкаться в узконациональных рамках, она должна функционировать и развиваться в контексте российской и мировой культур

Важным на сегодняшний день является основное положение дизайна -"некоторая человеческая потребность, некоторая неприспособленность или неадекватность между людьми и их окружающей средой, которая нуждается в исправлении" (Норман Ньютон) Поэтому возникает задача в удовлетворении человеческой потребности в металлоизделиях с современным дизайном и исключении "неприспособленности или неадекватности между людьми и их окружающей средой".

Исходя из этого, становится актуальной задача использования в современных дизайнерских разработках инновационных решений по изготовлению металлоизделий на основе знаний о культурном наследии

Цель и задачи работы. Разработка современных дизайнерских изделий

из кованого металла на базе традиционных мотивов культуры народов Забайкалья Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи

1 Сбор и анализ материалов по традиционно-прикладному искусству Бурятии и их систематизация по обработке металла, орнаментальных фигур и элементов

2 Разработка и художественное проектирование символической модели «Шоо»

3 Разработка математической модели симвота «Шоо»

4 Изготовление на основе полученных результатов художественных металлоизделий

Научная новизна:

-Осуществлен систематический анализ традиционных национальных изделий из кованого металла и малой пластики, реализованных в регионах Забайкалья, -Выявлена система художественного декорирования национальных изделий, -Осуществлена материальная интерпретация национальных узоров для металлических изделий, включая символ «Шоо»,

-Создана концепция формирования новых символов с национальным колоритом,

-Разработаны технологические режимы ВТО стали для кованых изделий Практическая значимость и реализация полученных результатов.

1 Установлено значимость орнаментального символа «Шоо», позволяющее расширить область символа в изделии прикладного характера

2 Получена аналитическая модель, описывающая символ «Шоо»

3. Изготовлены декоративно-кованая решетка и бурятский нож с символом «Шоо»

4 Сформулированы практические рекомендации по подбору материалов и технологии их применения, нанесению орнаментальных мотивов в дизайне металлоизделий народов Забайкалья, представляющих собой наилучшее визуальное решение, отвечающие запросам целевого рынка, доставляющие эстетическое удовольствие, укладывающиеся в бюджет и выполняемые в

предельно сжатые сроки Апробация работы.

Материалы диссертационной работы докладывались и обсуждались на Всероссийской научно-методической конференции «Непрерывное образование в современной России реалии и перспективы» (г Киров, 2003 г), научно-методических и научно-практических конференциях Восточно-Сибирского государственного технологического университета, научных семинарах кафедры «Металловедение и ТОМ» ВСГТУ (2003-2008 гт)

Результаты работы использовались в мастер-классах по ковке художественных изделий на фестивалях Международный кузнечный фестиваль «Цветы огня» (г Иббзитц, Австрия, 2006 г), Международный кузнечный фестиваль «Поющий мегалл» (г Ульяновск, 2006 г), Всероссийский кузнечный фестиваль «Кузнечный перезвон над Байкалом» (г Улан-Удэ,2007г), Республиканский кузнечный фестиваль (г Улан-Удэ, 2002-2007 гг)

Публикации. По результатам исследований опубликовано 5 печатных работ в виде научных статей, трудов и тезисов докладов Одна статья опубликована в рецензируемом ВАКом журнале

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, общих выводов, списка использованных источников из 75 наименований Общий объем диссертации составляет 120 страниц машинописного текста и содержит XX рисунков, XX таблиц и X приложений

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обоснована актуальность и сущность поставленных научно-технических задач

В первой главе проведен обзор и анализ специальной и художественно-научной литературы по художественной обработке металла и орнаментальному наследию народов Забайкалья

Художественный металл является наиболее развитым видом декоративного искусства народов Забайкалья Особый интерес представляет

обработка металлов как вид творчества, имеющего глубокие корни в прошлом Об этом свидетельствуют техника производства, высокий уровень изготовления металлоизделий, исторические и археологические данные Обзор и анализ специальной и художественно-научной литературы по художественной обработке металла и орнаментальному наследию народов Забайкалья показывает, что

- начало сбора и систематизации уникальных сведений по орнаментике народов Сибири и Средней Азии положено Б Э Петри и продолжена в работах И Г Гмелина, И Г Георги, Ф Ланганса, П П Хороших и А В Тумахани В частности, И Г Гмелиным, И Г Георги и Ф Лангансом в начале XVIII века создано фундаментальная база культурного наследия народов Забайкалья и Прибайкалья, сохранившая историю творческой обработки металла, позволяющая использовать отдельные приемы и технику обработки металла П П Хороших вел исследовательские работы по изучению орнаментов народов Прибайкалья А В.Тумахани впервые подробно описаны технологии по обработке бурятского художественного металла Однако можно констатировать, что все эти труды имеют описательный характер и обращены к орнаментам определенного времени, стиля, народа, техники,

- в настоящее время научно-исследовательские работы по сохранению и развитию фундаментальной базы культурного наследия Забайкалья, в том числе орнаментики, продолжается И И Соктоевой, Т А Бороноевой, Р Д Бадмаевой и О И Пазниковым,

- современное состояние художественной обработки характеризуется исчезновением отдельных приемов процесса обработки металла их сохранением в древних летописях, книжных миниатюрах, иконописи, обновлением приемов процесса- обработки металла и возрождением и развитием кузнечного ремесла и развитием технологии обработки художественного металла,

- благодаря народным мастерам (Лубсан Доржиев), профессиональным художникам Бурятии сохранено и пронесено через века орнаментальное

искусство, обогащенное новыми формами и усовершенствованное техникой исполнения Успешная работа ведется сотрудниками Бурятского научного центра по созданию машинного орнаментирования

Из этого материала следует ряд выводов

1 Истоки художественного ремесла по обработке металла народов Прибайкалья и Забайкалья возникли и оформились на основе художественно-эстетических взглядов народа с самобытной культурой и кочевым образом жизни

2 Процесс подбора и подготовки материала, выбора технологии, технических приемов обработки, декорирования металлоизделий пронизан экологичностью мышления, национальным сознанием народных мастеров, являющиеся уникальными условиями для сохранения, возрождения, развития традиционного национального стиля

3 Особенность технологии обработки металлов в Прибайкалье и в Забайкалье заключается в виртуозности декорирования железной основы узорами из благородного металла

4 Особенность орнаментального искусства народов Забайкалья и Прибайкалья заключается в традиционности, устойчивости художественного стереотипа, сопричастности с собственной национальной традицией и возможности национальной идентификации формы, стиля «буряад зураг», мотива и техники исполнения

5 Национальное искусство Бурятского художественного промысла вносит свой скромный вклад в развитие мирового искусства

Вторая глава посвящена историческому обзору и анализу геометрических особенностей традиционных бурятских розетчатых орнаментов

Общеизвестно, что основным источником создания каждого орнамента является природа Постоянное общение с природой, ощущение слияния с нею и воспитало зоркую наблюдательность, глубокий интерес к явлениям окружающего мира, вкус художественного образа «степной» эстетики древнего

кочевника Немаловажен и факт умения подмечать и удерживать в памяти все явления природы, затем трансформировать в художественный орнаментальный образ

Народности древних кочевников, наблюдая за явлениями природы, раскрыли их в философском смысле и выражали в логической системе графических символов

Анализ древних орнаментов, выяснение их знакового и магического смысла помогает проникнуть и в мир эстетических представлений древних кочевников

Эстетические представления древних народов о мировом порядке и гармонии графически выражались в упорядоченность форм и ритмов орнамента, а также в стремлении к отображению мира в условной, геометрической форме

Примером древнего бурятского национального орнамента, может служить орнамент «Шоо» (рис 1), символизирующий бессмертие, долголетие, мудрость

Рисунок 1- Орнаменты «Шоо» а - орнамент «Шоо» Бурятии, б - орнамент «Шоо» Тывы, в - орнамент «Шоо»

Приморья и Приамурья

Орнамент «Шоо» восходит к восточноазиатским образцам и был распространен в Бурятии (рис 1,а), Тыва (рис 1,6), Приамурье и Приморье (рис 1,в)

В работе был осуществлен геометрический анализ орнаментов «Шоо»

а

б

в

различных восточноазиатских народов

На основе проведенного геометрического анализа, была получена обобщенная модель, описывающая геометрию орнамента «Шоо» (рис 2)

Рисунок 2 - Модель, описывающая геометрию орнамента «Шоо»

Бьши выявлены основные геометрические параметры, необходимые для описания орнамента «Шоо» и установлены их предельные значения Основными геометрическими параметрами, необходимыми для описания орнамента «Шоо» являются радиус исходной окружности, а также углы (а/Зу), определяющие положение и размер внутренних элементов орнамента

Предельные значения, при которых орнамент «Шоо» сохраняет свою геометрию, определяют следующие диапазоны 10 < а < 35,10 < /? < 60, 30 </<80

Полученная модель, описывающая геометрию орнамента «Шоо», и установленные диапазоны значений геометрических параметров, позволяют получать новые варианты национального орнамента «Шоо»

В третьей главе описан процесс реализации математической модели для разработки бурятского традиционного орнамента «Шоо».

Использование любого орнамента в различных металлоизделиях

предполагает применение орнамента различных вариантов в соответствии с размером изделия.

Размер орнамента «Шоо», согласно разработанной модели определяется радиусом окружности орнамента. Размер и положение внутренних элементов орнамента, согласно модели определяется путем задания значений углов.

В работе было проведено геометрическое моделирование с использованием разработанной модели, путем задания различных значений основных параметров.

В результате проведенного геометрического моделирования были получены варианты орнамента «Шоо», имеющие различную форму (рис. 3).

Рисунок 3 - Варианты орнамента «Шоо», полученные при практической реализации модели.

Полученная модель, описывающая орнамент «Шоо» позволяет получать орнамент для изделий из разного материала и разного размера. В данной работе модель использовалась для художественного проектирования металлоизделий как бурятский нож и декоративная решетка.

Для ножа был задан радиус размером 5 мм. Для решётки радиус 40 см. при угле а -30°;(3-60°; у-75°.

Полученная математическая модель позволяет автоматизировать процесс проектирования символа «Шоо», задав различные значения радиуса, углов а, Р,у можно получить разные конфигурации символа «Шоо».

Четвертая глава посвящена выбору материалов для художественных

10

изделий с орнаментом «Шоо».

В качестве материала для изготовления декоративной решетки была выбрана сталь СтЗсп (рис.4, 5). Эта сталь относится к классу низкоуглеродистых сталей обыкновенного качества. Содержание углерода в стали составляет (0,18-0,22)%. В виду высокой пластичности (преобладающее количество феррита в феррито-перлитной структуре) эта сталь широко применяется в художественной ковке.

Рисунок 4 - Микроструктура стали Рисунок 5 - Микроструктура стали СтЗ в исходном состоянии, х500 СтЗ после деформации, х500

Для изготовления лезвий традиционных бурятских ножей в настоящее время используется хромистая нержавеющая сталь 40X13.

В качестве исходного материала используется прокат, как правило, круглого или квадратного сечения. Микроструктура стали 40X13 в исходном состоянии (прокат) показана на (рис.6). Используя различные операции свободной ковки (протяжка, разгонка, обрубка и др.) из прутков получают заготовки лезвий.

Анализ микроструктуры стали 40X13 (рис.7) показывает, что микроструктура имеет четкие следы пластической деформации - линии скольжения и субструктуру, ориентированную в направлении пластической деформации. При этом нарушается сплошность металла, появляются дефекты в виде пор. Эти дефекты сохраняются в структуре при последующей закалки в

масло с температуры Т=1050 °С. Твердость лезвия при этом составляет 58-60 НЕС. Твердость после низкого отпуска составляет 50 НЕС.

Исходя из многовековых традиций использования бурятских ножей, к которым, в основном, предъявляются высокие режущие свойства, такой твердости, в сочетании со специальной заточкой лезвия, оказывалось, как правило, достаточно.

Однако, известны случаи, когда лезвия ножей ломались в процессе эксплуатации. На наш взгляд, это связано с дефектами структуры, описанными выше.

Повысить прочность можно с помощью специальной восстановительной термической обработки. Наиболее широкое применение восстановительная термообработка получила для деталей теплоэнергетического оборудования, штампового инструмента и т.д. в работах Куманина В. И., Ковалевой Л. А. и др.

На основе анализа литературных данных и результатов собственных экспериментов, разработан способ восстановительной циклической термообработки, заключающейся в 2-3 кратном нагреве до температуры Т=(750-800)°С с последующем охлаждением в масле. На (рис. 8) показана микроструктура стали 40X13 соответственно после 2-х и 3-х циклов такой обработки.

Рисунок 6 - Микроструктура стали 40Х13 в исходном состоянии, х.500

Рисунок 7 - Микроструктура стали 40X13 после деформации, ^500

Анализ микроструктуры стали 40X13 после восстановительной циклической термообработки, показывает, что после 2-х циклов в структуре дефекты в виде пор не наблюдаются. При этом произошло увеличение количества вторичных дисперсных карбидов. Увеличение числа циклов до 3-х привело к увеличению количества и размеров карбидов. Используя один из методов количественной металлографии (линейный метод Розиваля, заключающийся в нанесении на микрофотографию нескольких отрезков прямых линий и подсчете количества частиц, попавших на эти отрезки), установлено, что суммарное количество карбидов после 3-х циклов возросло до : 45 % (после 2-х циклов их количество составляло 35 %). Твердость лезвия после восстановительно-термической обработки составляет 53-55 ИКС.

Рисунок 8 - Микроструктура стали 40X13 после восстановительной циклической термообработки: а - 2-х кратное термоциклирование; б - 3-х | кратное термоциклирование, х500

В результате восстановительной термической обработки деформированных сталей, которые характеризуются дефектной, полосчатой структурой (рис.6, 7) формируется более равновесная сорбито-карбидная смесь (рис.8). Происходит снижение внутренних напряжений частичное залечивание вероятных микропор, что в итоге приводит к повышению долговечности изделия (лезвия).

Таким образом, проведение восстановительно-термической обработки позволяет повысить прочность лезвия (за счет уменьшения количества

дефектов) и увеличить его износостойкость (за счет увеличения в структуре количества вторичных дисперсных карбидов)

Пятая глава посвящена изготовлению художественных изделий из металла с применением системы национальной орнаментики

Художественно-конструкторская разработка декоративно-кованой решетки с традиционным орнаментом «Шоо» проводится в следующей последовательности1 замысел —* фиксация замысла —> воплощение замысла в материал

I этап - замысел. Замысел является этапом возникновения идеи Созданию замысла предшествует период "первоначального художественного накопления". Под "первоначальным художественным накоплением" понимается- обращение к творческому, духовному и культурному наследий своего народа, народов нашего региона, нашей страны и всего мира (изучение истории, архивных документов, современного состояния искусств, наследия в эскизах, посещение музеев, выставок),

- владение законами дизайна (художественное проектирование, стайлинг, основные художественно-исторические стили декоративно-кованых изделий и архитектуры);

- знание материаловедения, кузнечного ремесла;

- установка наблюдения (постоянный поиск нового в предметах окружающей действительности, их восприятия и анализа),

-установка "абсолютной влюбленности" в раскрываемую тему

Замысел по созданию декоративно-кованой решетки с традиционным орнаментом «Шоо» является результатом творческой разработки этих накоплений, это своего рода "скачок" в работе художника Все его знания, чувства, мысли, переживания суммируются в замысле. Замысел сориентировал художника в материале, подсказал методы и выбор художественно-выразительных средств обработки металла.

Поэтому, выбор стиля декоративно-кованой решетки с традиционным

орнаментом «Шоо» в ансамбле культурно-досугового центра ВосточноСибирского государственного технологического университета не случаен. Он подчеркивает художественную выразительность архитектуры здания культурно-досугового центра ВСГТУ, которое решено в стиле классицизма (рис. 9). Культурно-досуговый центр ВСГТУ является центром проведения общественных, культурно-досуговых мероприятий. Обоснованно использован орнамент «Шоо», смысл которого описан во второй главе. Использование этого орнамента позволяет достигнуть целостность единства ансамбля КДЦ, которая заключается в достижении гармонии взаимодействия архитектуры, декоративного и орнаментального искусств.

Рисунок 9 - Единый ансамбль культурно-досугового центра

Работа над проектируемым изделием заключается в стремлении показать богатое наследие декоративно-прикладного искусства народов Забайкалья не в рамках привычного, сложившегося на протяжении десятилетий, а по-новому, со всеми достижениями, контрастами и противоречиями, подтверждающими диалектическую связь традиций и новизны.

При этом строго соблюдаются принципы создания художественного образа:

- целесообразность;

- красота в художественности;

- эстетичность

II этап - фиксация замысла в эскизе Эскиз - творческий процесс графического оформления замысла, являющего собой результат творческой разработки "накоплений", их структурное выявление и материализация В процессе отрисовки замысла идет поиск формы и средств, который наилучшим образом выявит дизайн задуманного изделия Для этого нами был выбран радиус г-40 см, угол а=30 угол ß=60 b угол у=75, задав эти исходные данные нами получен эскиз орнаментального символа для решетки (рис 10) Проверяются все параллели, и отбирается нужный вариант, в результате которого происходит эстетическое обогащение кованых изделий Важен и такой момент, когда при неточном переводе замысел может быть неверно "прочитан" или совсем "погибнет" при плохом исполнении, равно как и незрелую идею или ее отсутствие не спасет самое совершенное исполнение

III этап - воплощение замысла в материале Создание будущего изделия из картона согласно эскизу в масштабе один к одному Картон - это большой эскиз в натуральную величину Техника ковки, подбор материала определяется одновременно с появлением замысла и фиксации замысла в эскизе, как отмечено выше

На (рис 11) приведена схема разработки и изготовления декоративно-кованой решетки «Шоо»

Рисунок 11 - Технологическая последовательность изготовления декоративно-

кованой решетки «Шоо»

Художественно-конструкторская разработка бурятского ножа с традиционным орнаментом «Шоо» сводится к следующему замысел —> фиксация замысла —> воплощение замысла в материал

Все этапы аналогичны этапам разработки декоративно-кованой решетки с традиционным орнаментом «Шоо» описанной выше Задав радиус 5мм, угол а =30° угол ¡3=60°, угол у =75°, нами получен эскиз орнамента символа для ножа (рис 12)

Рисунок 12 - Эскиз бурятского ножа с национальным традиционным

орнаментом «Шоо» На (рис 13, 14) приведены схема разработки и изготовления бурятского ножа с традиционным орнаментом «Шоо» и готового изделия соответственно

Подготовка эскиза

Рисунок 13 - Технология разработки и изготовления бурятского ножа с традиционным орнаментом «Шоо»

Рисунок 14 - Бурятский нож с национальным традиционным орнаментом

«Шоо»

Основные выводы:

1. Осуществлен исторический анализ национальных бурятских орнаментов, на основе которого был разработан новый дизайн символа «Шоо» .

2. Проведён анализ геометрических особенностей бурятского орнамента «Шоо», в результате разработана его модель, из которой получают новые варианты орнаментов.

3. Выявлены структурные изменения в сталях при обработке давлением, на основе которых разработан технологический процесс восстановительно-термической обработки, позволяющий повысить прочность художественных изделий из стали.

4. Разработан технологический процесс нанесения и применения орнаментальных мотивов в дизайне изделий народов Забайкалья.

5. На основе практических рекомендаций по подбору и нанесению орнаментальных мотивов, математического моделирования орнаментальных символов изготовлены металлоизделия в современном стиле с учётом национальных традиций.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1 Аганаев Ю П, Санжитов Р С «Исследование кинетики аномального роста зерен феррита в процессе перекристаллизации деформированного аустенита» Ползуновский альманах, Барнаул, 2006 г, - С -84-86

2 Санжитов Р С «Преемственность образования в цепи его непрерывности» Материалы Всероссийской научно-методической конференции Пенза, 2005 г, - С -108-110

3 Санжитов Р С «Инновации в образовании теория, методика, опыт» Материалы Всероссийской научно-методической конференции Пенза, 2005 г, -С.-110-111

4. Санжитов Р С «Дизайн как интегральная часть системы маркетинга» Межвузовский сборник научно-методических трудов Выпуск 13 М , 2006 гС -65-66

5 Санжитов Р С «Аналитическая геометрическая модель бурятского традиционного орнамента «Шоо» Межвузовский сборник научно-методических трудов Выпуск 15 М, 2008 г-С 21-25

Подписано в печать 20 05 08. Заказ №159 Объем 1,25 пл Тираж 100 экз Типография ВСГТУ, 670013, г Улан-Удэ, ул Ключевская, 40

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата технических наук Санжитов Радна

Введение.

Глава первая. История и современность художественной обработки металла и орнаментальное наследие народов Забайкалья.$

История и современность художественной обработки металла.

Орнаментальное наследие народов Забайкалья.

Выводы первой главы.

Глава вторая. Орнаментальные символические модели народов Забайкалья

Орнаментальные символические модели народов Забайкалья.

Выводы второй главы.

Глава третья. Процесс разработки математической модели бурятского традиционного орнамента «Шоо».

Процесс разработки математической модели бурятского традиционного орнамента «Шоо».

Глава четвертая. Выбор материалов для художественных изделий с орнаментом

Шоо».

Выбор материалов для художественных изделий с орнаментом

Шоо».

Глава пятая. Художественно-конструкторская и технологическая разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом

Шоо».

Художественно-конструкторская разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо».

Технологическая разработка декоративно-кованой решетки и бурятского ножа с орнаментом «Шоо».—.

 

Введение диссертации2008 год, автореферат по искусствоведению, Санжитов Радна

Человечество переступило рубеж третьего тысячелетия в условиях расцвета гуманистической культуры, всеохватывающего научно-технического прогресса и вместе с тем обострения глобальных проблем.

По мысли философа В. В. Мантатова, важнейшим условием осуществления программы развития человеческого общества XXI века с устойчивым социумом, экологией, экономикой является реализация стратегии посредством воплощения евразийской цивилизованной уникальности и духовности в глобальные конкурентные преимущества.

Именно уникальность положения Забайкалья на стыке цивилизаций дает основания рассматривать край как микромодель нового экологического общества. Забайкалье - это Евразия в миниатюре, здесь мирно уживаются различные этносы и конфессии, идея устойчивого развития согласуется с духовными традициями народов. Это реальность. Значит, следует научиться жить в этом многообразии, уважать выбор каждого народа, должны пользоваться этим и из этой разности получать новые, обогащать друг друга, словом, этническая культура не должна замыкаться в узконациональных рамках, она должна функционировать и развиваться в контексте российской и мировой культур.

Под влиянием буддизма народы Забайкалья выработали целостную систему экологического мировоззрения, принципиальную установку на духовную жизнь в гармонии с природой. Высокой оценки заслуживает и экологическая культура местного русского населения, в частности, традиция «народного календаря». Возрождение эколого-культурных традиций местного населения, возрождение нравственности основ экологического поведения гарантируют успешное развитие человеческого общества в перспективе, причем экономически выгодным.

Потому заметно усиливается потребность и, естественно, интерес к национальным многовековым корням, традициям и обычаям, опыту предков как к ответу на вопрос, на каких принципах строить взаимоотношения с природой и себе подобными.

Сейчас доживает, к великому сожалению, последнее поколение людей, 3 заставших проявление традиционной культуры в их естественном бытовании. Некоторые секреты технологии обработки металла народными умельцами уже трудно восстановить, но и то, что удается наблюдать в практике, тоже очень быстро исчезает из жизни, сменяясь новейшими способами изготовления художественно-кованых изделий. Сохранение наследия традиционной культуры народов Забайкалья представляется, бесспорно, актуальным. Задача сбора и систематизации сведений, наследии в эскизах, уникальных произведений с применением орнаментов, технологий народных мастеров по художественной обработке металла становится приоритетной.

Важным на сегодняшний день является основное положение дизайна -"некоторая человеческая потребность, некоторая неприспособленность или неадекватность между людьми и их окружающей средой, которая нуждается в исправлении" (Норман Ньютон). Поэтому возникает задача в удовлетворении человеческой потребности в металлоизделиях с современным дизайном и исключении "неприспособленности или неадекватности между людьми и их окружающей средой".

Исходя из этого, становится актуальной задача использования в современных дизайнерских разработках инновационных решений по изготовлению металлоизделий на основе знаний о культурном наследии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Создание национальных орнаментов в дизайне металлических изделий Забайкалья"

Заключение.

В проделанной работе определены цель и задачи.

- Разработка современных дизайнерских изделий из кованого металла на базе традиционных мотивов культуры народов Забайкалья. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:

1. Сбор и анализ материалов по традиционно-прикладному искусству Бурятии и их систематизация по обработке металла, орнаментальных фигур и элементов.

2. Разработка и художественное проектирование символической модели «Шоо».

3. Разработка математической модели символа «Шоо».

4. Изготовление на основе полученных результатов художественных металлоизделий.

Выявлена научная новизна.

-Осуществлен систематический анализ традиционных национальных изделий из кованого металла и малой пластики, реализованных в регионах Забайкалья;

-Выявлена система художественного декорирования национальных изделий;

-Осуществлена материальная интерпретация национальных узоров для металлических изделий, включая символ «Шоо»;

-Создана концепция формирования новых символов с национальным колоритом;

-Разработаны технологические режимы ВТО стали для кованых изделий.

Практическая значимость и реализация полученных результатов.

1. Установлено значимость орнаментального символа «Шоо», позволяющее расширить область символа в изделии прикладного характера.

2. Получена аналитическая модель, описывающая символ «Шоо».

3. Изготовлены декоративно-кованая решетка и бурятский нож с символом

113

Шоо».

4. Сформулированы практические рекомендации по подбору материалов и технологии их применения, нанесению орнаментальных мотивов в дизайне металлоизделий народов Забайкалья, представляющих собой наилучшее визуальное решение, отвечающие запросам целевого рынка, доставляющие эстетическое удовольствие, укладывающиеся в бюджет и выполняемые в предельно сжатые сроки.

Сделаны основные выводы:

1. Осуществлен исторический анализ национальных бурятских орнаментов, на основе которого был разработан новый дизайн символа «Шоо» .

2. Проведён анализ геометрических особенностей бурятского орнамента «Шоо», в результате разработана его модель, из которой получают новые варианты орнаментов.

3. Выявлены структурные изменения в сталях при обработке давлением, на основе которых разработан технологический процесс восстановительно-термической обработки, позволяющий повысить прочность художественных изделий из стали.

4. Разработан технологический процесс нанесения и применения орнаментальных мотивов в дизайне изделий народов Забайкалья.

5. На основе практических рекомендаций по подбору и нанесению орнаментальных мотивов, математического моделирования орнаментальных символов изготовлены металлоизделия в современном стиле с учётом национальных традиций.

 

Список научной литературыСанжитов Радна, диссертация по теме "Техническая эстетика и дизайн"

1. Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного искусства. М., 1972, стр. 28.

2. Адыгейский народный орнамент. Художественные ремёсла. Адыгов, г. Майков. Книжное издательство.

3. Академия Художеств СССР. Проблемы народного искусства. — М.: Изобразительное искусство, 1982.

4. Академия Художеств СССР Рерих Н.К. Сборник статей. — М.: Изобразительное искусство, 1978.

5. Академия Наук СССР. Эстетика, искусство, человек. — М.: Наука, 1977.

6. Академия наук СССР, О бурятском изобразительном искусстве, Бурятское книжное издательство, У-У, 1963, стр.3-30.

7. Академия наук СССР, Художественная обработка металлов в Бурятии, Бурятское книжное издательство, У-У, 1974, стр. 22-86.

8. Академия наук СССР, Быт Бурят в настоящем и прошлом, У-У, 1980, стр.3-15, 65-73.

9. Акунин П.И. Художественная ковка, литье, чеканка «Баро-Пресс», Ростов-на-Дону: 2002, стр.95

10. Андреев М., Роза Мира, тов-во Клышников-Комаров, М., 1993, стр.67.

11. Антонов В.И. Символика в познавательном и идеологическом процессе У-У.: 1991 стр.33-54, 66, 78

12. АН СССР издательство Улан-Удэ: 1974 Бурятский бытовой орнамент, Бурятское книжное издательство, У-У, 1974, стр. 55-57, иллюстрации.

13. Артемова Г.А. Основы художественного конструирования институт химического машиностроения. -М.: 1974, стр. 27

14. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят У-У.:2004, стр.26-53.

15. Басилова В.Н.Сб. статей,М., ИЭА РАНД 999,с.308.

16. Безмоздин JI.H. Художественная конструкторская деятельностьчеловека Узбекская ССР издательство «ФАН» Ташкент 1975, стр.138115

17. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. М.: Просвещение, 1990.

18. Белобородова К.П.Приамурские узоры «Художник РСФСР» JL: 1975. стр. 8-18.

19. БНН СО РФ Быт бурят в настоящем и прошлом, Улан-Удэ 1980, стр.53

20. БНЦ СО РСФСР О бурятском изобразительном искусстве, Улан-Удэ: 1963, стр. 30

21. Борисовский Г.Б. Современная строительная техника и эстетика-М.: 1963

22. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела Л.Машиностроение 1973•

23. Бурятский орнамент в творчестве Лубсана Доржиева «Нютаг». Улан-Удэ: 1992

24. Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. — М.: Наука, 1974.

25. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество. — М.: Прогресс, 1970

26. Воронов Н.В.Очерки истории отечественного дизайна ч.П. М.:1998,с.З-11.

27. Георги И.Г.Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Ill IV; с.З 8-39.

28. Герчук Ю. Декоративное искусство №7 М., Советский художник. 1983, стр. 140-154.

29. Дандарон Б.Д. Мысли буддиста Владивосток: 1970

30. Дондокова Д.Д. Лексика духовной культуры бурят. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ 2003. стр. 58-71.

31. Еремеев А.Ф. Происхождение искусства. М.: Молодая гвардия, 1970. стр.34-74

32. Ермаш Г.Л. Творческая природа искусства. — М.: Искусство, 1977.

33. Закин Р. На пути к творчеству // Художник РСФСР. Ленинград, 1971.

34. Золотарёв A.M. Родовой строй и первобытная мифология.М., «Наука», 1964,с.23 8 244.

35. Искусство с компьютером и без.ДИЗАЙНА КУДИЦ-ОБРАЗ. Стр. 33-43.

36. История Усть-ордынского бурятского автономного округа издательство «Прогресс», М.:1995, стр.101

37. Кантор К. «Правда о дизайне» М.гАНИР 1996

38. Канцедикас А. Искусство и ремесло «Изобразительное искусство» — М.: 1997, стр.31,72,73.

39. Коновалов П.Б. Хунну в Забайкалье. Бурятское книжное издательство, У-У, стр. 8-18, 207-219, иллюстрации.

40. Кочева Т.В. и др. Машинное орнаментирование. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН. Стр. 5-31.

41. Кочешков Н.В. Народное искусство. М., 1973, стр. 17-19, иллюстрации.

42. Куманин В.И.,Мамедова И.Ю. Материоловедение и технология конструкционных материалов. М., 2005, с.85-97.

43. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве.Изд.-во «Наука», 1974,31

44. Линховоин Л. Заметки о дореволюционном бытие Агинских бурят, Улан-Удэ: 1972, стр.42

45. Лихонин А.С. Ковка и чеканка «Времена». Н.Новгород 1998, стр.98

46. Лямин И. В.Художественная обработка металлов «Машиностроение» М.: 1978,стр.49

47. Маймин Е. Искусство мыслить образами. М.: Просвещение, 1977,143-144.I

48. Марченков В.И. Ювелирное дело М.Высшая школа 1975. стр. 47

49. Материалы круглого стола. У-У: 2005. стр. 118-124.

50. Межвузовский сборник. М., 2006.3имин Ю.А.,с.16-17.

51. Минерт Л. К.Архитектура, Улан-Удэ: 1983,стр.65117

52. Михайлов В.А. Традиционные промыслы бурят. Охота. Рыболовство. У-У.: Изд-во «Респ. типография» 2006. стр.73-81.

53. Новиков В.П. . Ручное изготовление ювелирных украшений «Политехника», Спб.: 1991

54. Овсянников Ю. Рассказы об архитектуре. М.: Детская литература, 1985.

55. Одноралов Н.В. Декоративная отделка скульптур и художественных изделий из металла М: Искусство 1954

56. Ожегов С.И. и др. Толковый словарь. М.: Азь,1995.

57. Окладников А.П. Кяхтинский Музей Краеведения и его вклад в археологию Забайкалья. Том XXVI, У-У, 1961.

58. Окладников А.П. Археологические работы в зоне строительства Ангарских гидроэлектро станций, Иркутск, 1958, стр. 18-21

59. Отражение символики традиционной культуры в искусстве народов Байкальского региона и Центральной Азии. У-У.: Изд-во БНЦ 2001, стр. 58, 171-195.

60. Очерки истории культуры Бурятии. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, том I, 1972. стр. 11-54.

61. Очерки культуры МНР. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. стр. 155-165

62. Панов Е.Н. Знаки Символы Языки. М.: Знание, 1980, стр. 66-87.

63. Панынина И.Н. Декоративно-прикладное искусство издательство «Народная-АСВЕТА» Минск.: 1975, стр.8

64. Петри Б.Э.Орнамент кудинских бурят, т. 5,вып.2, 1918,с.220.

65. Рунге В.Ф., Семеновский В.В. Основы теория и методология дизайна М.:2003 МЗ. Пресс.

66. Рябов В.Ф. Искусство как общественная потребность // Художник РСФСР.-Ленинград, 1977

67. Ремпель Ю. «Декоративное искусство» №6. М. Советский художник, 1983, стр.170-181.

68. Сампилов Ц. Этнографические зарисовки. Наука, Новосибирск, 1995118

69. Салтыков А.Б. Самое близкое искусство. — М.: Просвещение, 1969

70. Сафронов Б.В. и др. Мир человека. М.: Мысль,1975. стр. 38-56.

71. Сибиданов Б.Б. Традиционная реальность бурят: пространство и время. У-У.: Изд-во БГУ 2002. стр. 41-105.

72. Соколова M.JI. Металлы в дизайне. М. МИСИС, 2003, стр. 10-19.

73. Соколова М.Л.,МамедоваИ.Ю.,Фурникэ М.Ш.,М.,2005,с.26-27.

74. Соктоева И.И. Художники Бурятии Худ. РСФСР, Л.:1976, стр.58

75. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии Новосибирск «Наука» 1988, стр.76

76. Солдадзе Л. Семантика древнего орнамента. Декоративное искусство. 1980, стр. 17-22.

77. Старокалмыцкое искусство. Элиста. 1991. Книжное издательство, стр. 26,27

78. Степанов Г.П. Взаимодействие искусств // Художник РСФСР. — Ленинград, 1973.

79. Стили в искусстве: Орнаменты и декоративные узоры. М.: Астрель-АСТ, 2007

80. Тумахани А.В. Бурятское народное искусство. У-Удэ,1970. Бурятское кн. изд., стр.60.

81. Турунов А. Прошлое бурят-монгольской народности. Иркутск, 1922, стр.24.

82. Уткин П.И. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992. стр. 4-10.

83. Философский энциклопедический словарь, Издательский дом «ИНФРА М», Москва, 1997, стр. 468.

84. Фишер И. Сибирская история. СПб., 1774, стр.542.

85. Флеров А.В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов. Высшая школа М.: 1081, стр. 115

86. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000, стр. 18-20.

87. Хангалов М.Н. Собр. соч., т. I, У,- Удэ, 1958, стр. 75, 440, 541-542119

88. Цыганкова Э. Г.У истоков дизайна «Наука» М.: 1977,с.З-5.

89. Черных Е.Н. Металл человек - время. М., 1972. стр. 199

90. Энциклопедия символов. М., СПб.: Изд-во «Сова» 2006. стр. 14, 20, 26, 428, 933-938, 149.

91. Энциклопедия символы, знаки, эмблемы, стр. 484, 485.