автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Дробышевская, Надежда Семеновна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе"

На правах рукописи

УДК 784

Дробышевская Надежда Семеновна

Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе (из истории Придворной певческой капеллы)

специальность 17.00.02 — музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

28 ноя гт

Санкт-Петербург 2013

005539689

РАБОТА ВЫПОЛНЕНА НА КАФЕДРЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И. ГЕРЦЕНА»

Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор

ГУРЕВИЧ ВЛАДИМИР АБРАМОВИЧ,

профессор кафедры музыкально-инструментальной подготовки Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор

У ГЕН-ИР,

профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

кандидат искусствоведения, доцент ЕПИШИН АЛЕКСАНДР ВИЛЬГЕЛЬМОВИЧ,

доцент кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия Русского Балета им. А.Я. Вагановой»

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования «НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. М.И. ГЛИНКИ»

Защита состоится « 3 » декабря 2013 года в 18 часов на заседании Совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук Д 212.199.20, созданного на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2, ауд. 404.

С диссертацией можно ознакомиться в Фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена по адресу: 191186, наб. реки Мойки, 48, корпус 5.

Автореферат разослан $1Н> октября 2013 года

Ученый секретарь Совета,

кандидат педагогических наук, профессор

И.С. Аврамкова

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Индивидуальная подготовка певца в хоровом коллективе составляет важнейшую часть вокально-хоровой работы. Тем больший интерес представляет исследование на эту тему, проведенное на базе столь выдающегося коллектива как Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга. Оно позволяет показать процесс эволюции индивидуальной вокальной педагогики, проходивший в течение нескольких столетий, выявляет исторический генезис и подчеркивает те традиции, которые сформировались за этот период.

Предлагаемый труд зиждется на изучении музыкально-исторического материала, который долгое время хранился в архивах. Он охватывает два крупных периода, разделенных, как и многое в судьбе нашей страны, Октябрьской революцией 1917 года. Каждый из этих периодов нуждается в научном осмыслении на современном уровне музыкознания, ибо история русской хоровой культуры - тема актуальная во все времена, её фундаментальное базисное значение не подлежит сомнению. Анализ онтологических и гносеологических аспектов отечественного хорового искусства позволяет объективно осмыслить сложнейшие процессы его эволюции. Он особенно важен ныне, когда все очевиднее нарастание кризисных явлений, непосредственно затрагивающих бытие хоровой культуры, имеющей в России особые многовековые традиции.

Весьма злободневна проблема, рассмотрение которой находится в центре диссертации. Вопрос о специфике вокальной подготовки певца в профессиональном коллективе до сих пор остается для музыкознания малоисследованной областью. Несмотря на то, что проблемы хорового и сольного вокального исполнительства нашли свое отражение во множестве трудов, до сих пор на русском языке не опубликовано специальных работ, посвященных изучению специфики деятельности вокалиста в хоровом коллективе. А некоторые явления трактуются исключительно с позиций светских, в то время как они затрагивают культовую сторону жизни коллектива, которая регламентировалась определенными догматическими требованиями. Такая исследовательская линия, учитывающая не все составляющие музыкально-исторического процесса, исключает возможность воссоздания реальной исторической картины.

Очевидно, изучение лишь вершинных достижений эпохи, наделяемых репрезентирующей функцией, и пренебрежение малозначимыми, на первый взгляд, фактами и явлениями, искажает действительность и порождает неполные оценки ряда существенных реалий и тенденций в развитии искусства. В результате фактически проигнорированным отечественным музыкознанием остался целый культурно-исторический пласт, включающий деятельность таких вокальных педагогов, как отдавшие годы и десятилетия воспитанию русских хоровых певцов А. Вакари, А. Тамброни, Г. Фачиотти, а существующие биографии Л. Пиччиоли, Д. Рубини и Дж. Кавалли полны

СУ

фактологических неточностей. Нет и фундаментального труда об учителях церковного пения, работавших в Капелле параллельно иностранным мастерам. Актуальность воссоздания полной истории этого вопроса представляется очевидной.

Степень научной разработанности проблемы.

В последние годы в связи со сменой методологических установок в отечественной музыкальной науке, а также с возросшим в России интересом к сфере духовной музыки, появляются исследования, связанные с изучением особенностей православного богослужебного пения. Любой взгляд в глубины истории обнаруживает немало забытых имен, выпущенных из памяти событий, преданных забвению фактов. В современной жизни важен результат, а не процесс. Эпизоды далекого прошлого занимают, как правило, лишь небольшой круг исследователей, вызывая легкий всплеск внимания заинтересованной аудитории. При всем том существует устойчивый интерес к вокальному искусству, его инициации и эволюции, как в исполнительском, так и методологическом аспектах. Известные издания советского времени — «Очерки по истории вокальной педагогики» В. Багадурова (1956), «Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки» А. Гозенпуда (1959), «Искусство пения» И. Назаренко (1963), «Развитие школы хорового пения в России» (1974) К. Никольской-Береговской, «У истоков русского театра» (1984) А. Кузьмина, вышедшие позднее учебные пособия А. Яковлевой «Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия» (1999), К. Никольской-Береговской «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.» (2003), книги Джулии Баклер «Литературный лорнет. Посещение оперы в императорской России» (Buckler J.A. The literary lorgnette: attending opéra in impérial Russia. Stanford, 2000) и Г. Денисовой «Очерки по истории вокальной педагогики в России» (2003), а также появившиеся в последние годы диссертации Э. К. Петри «Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII - XIX веков» (Нижний Новгород, 2005), Т. В. Манько «Русская школа хорового исполнительства (Традиции и современность)» (Ростов-на-Дону, 2006), А. Е. Хоффманн «Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика» (Москва, 2008), А. А. Зингаренко «История и теория обучения профессиональных певчих в России в XVII - первой половине XIX века: к проблеме воспитания музыкального слуха (Санкт-Петербург, 2008), Р. А. Нагина «Оперное творчество М.И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков» (Москва, 2011), М. Г. Долгушиной «Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой» (Санкт-Петербург, 2010) и др., — затрагивают широкий пласт вопросов по предмету нашего исследования.

Объект исследования - отечественная хоровая культура XVIII-XXI столетий.

Предмет исследования - индивидуальная вокальная подготовка певца в профессиональном хоровом коллективе и её традиции, носителем которых является Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга.

Цель работы — выявить специфику вокальной подготовки, в которой неизбежно нуждается любой артист хора, попадающий в условия профессионального коллектива с широким диапазоном исполняемых произведений (духовных и светских; a cappella и в сопровождении оркестра; от обработок народных песен до кантатно-ораториальных монументальных полотен).

Задачи работы: Одна из важных задач — рассмотреть избранную тему в контексте исторического развития Капеллы. Описать особенности репертуара в каждый из освещаемых периодов. Проследить влияние итальянской школы bel canto на вокальный стиль Капеллы, восполнить недостаток фактического материала, касающегося учителей пения, как приглашенных из Италии, так и выходцев из Капеллы. Параллельно с этим стоит задача осветить работу Капеллы в советский и постсоветский периоды, в частности, показать, какие трансформации претерпела вокальная подготовка артистов в последние сорок лет, когда коллективом руководит В.А. Чернушенко. Особый аспект - проанализировать специфику вокальной подготовки при исполнении музыки современных российских композиторов.

Методология и методы исследования. Методологической базой диссертации являются труды отечественных ученых, посвященные философии, эстетике (В.Соловьев, А.Серов, В.Стасов), истории музыки (Я.Штелин, Н.Финдейзен, А.Гозенпуд, Ю.Келдыш, О.Левашева, М.Долгушина, И.Петровская и др.), истории и теории вокального и хорового искусства (В.Багадуров, И.Гарднер, М.Рахманова, Н.Захарьина, С.Зверева, Н.Рамазанова, М.Рогачева, А.Яковлева, Г.Денисова, А.Зингаренко, К.Никольская-Береговская, А.Хоффманн, Э.Петри, А.Пружанский, Ю.Паисов, Е.Иготти, М.Людько, И.Тихонова и др.). Тесная связь избранной темы с творчеством русских композиторов определила обращение автора к теоретическим и практическим работам А.Варламова, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова. Из непосредственно использованных в диссертации методов выделим архивно-источниковедческий, аналитический, жанрово-стилистический.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Говоря о специфике вокальной подготовки хорового певца, необходимо выделить две взаимопроникающие тенденции, — первая из них ведет от многовековой хоровой культуры (традиции церковного пения и соответствующих школ певчих), а вторая — европейская, в первую очередь, базирующаяся на итальянской системе сольной постановки голоса.

2. Магистральная линия индивидуальной подготовки представляет собой синтез отечественных и итальянских элементов.

3. История Придворной капеллы являет собой разновекторный процесс, в котором сосуществовали различные творческие позиции, как в целом, так и в отношении обучения пению.

Научная новизна:

В исследовании впервые выявлены основные тенденции каждого из этапов становления и эволюции коллектива Капеллы, как в историческом, так и в общеметодологическом планах.

При работе с архивными материалами появилась возможность воскресить имена многих талантливых музыкантов, которые из-за стечения обстоятельств были забыты. В частности, была найдена «Школа пения» певчего Придворной капеллы Филиппа Евсеева (1838), которая является первой отечественной школой пения, написанной ранее, чем широко известная школа А.Е.Варламова.

В исследовании подробно освещен период после 1917 года, который доныне не становился предметом детального научного рассмотрения. Посвященная ему книга В.И. Музалевского «Старейший русский хор» (1938) охватывает далеко не всю историю вопроса и несет на себе неизбежную печать сталинской эпохи со всеми ее конъюнктурными «прелестями», а статья М.Г.Рыцаревой1 (1991, без названия) представляет собой обзорный очерк, что обусловлено, разумеется, и масштабами, и назначением данной работы, размещенной на официальном сайте Капеллы.

Впервые в научном музыкознании дана характеристика постсоветского периода в жизни и деятельности Капеллы. Инновационными по сути являются параграфы, в которых, помимо характеристики музыки отечественных композиторов, входящей в репертуар Капеллы, представлен анализ специфики вокальной подготовки артиста хора в профессиональном коллективе, тесно связанный с современной музыкой. В виде приложений впервые помещен материал, представляющий собой хронологическую таблицу директоров, учителей пения и уставщиков Капеллы, сравнительную таблицу этапов становления хорового коллектива и список гастролей, предпринятых Капеллой в 1976-2013 годах.

Такой ракурс исследования предоставил возможность по-новому очертить исторический контекст, в котором формировались эстетические представления певчих капеллы, повлиявшие на характер и традиции хоровой культуры в России.

Теоретическая значимость:

• выделены особенности репертуара в каждый из рассматриваемых исторических периодов;

• прослежены основные тенденции, позволяющие судить о специфике индивидуальной вокальной подготовки певчих хора;

1 М. Г. Рыцарева. Официальный сайт Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга: URL: http://capella-spb.rU/ni/article/show/content/id/l.

6

• представлен обзор фактологических сведений, относящихся как к персоналиям, так и к концертной жизни Капеллы.

В настоящее время возрастает научный интерес к проблемам аутентичного исполнения как зарубежной, так и в целом светской музыки при русском дворе, выходят в свет переиздания первых опубликованных хоровых учебников и трактатов на русском языке. В данном исследовании охарактеризованы те из них, которые принадлежат выпускникам и сотрудникам Придворной певческой капеллы («Школы» Ф. Е. Евсеева, А. Е. Варламова и методические работы М. И. Глинки). Также важно то, что впервые освещены биографии многих учителей пения Капеллы и их помощников. Неоценимую помощь в этом оказали материалы, собранные А. Е. Хомутенко2, безусловно, обладающие исключительной исторической значимостью. Разумеется, особый характер имела работа в Российском государственном историческом архиве, в котором хранятся многие документы, дающие представление о фактах из профессиональной и личной жизни приглашавшихся в Капеллу преподавателей. Полученные в итоге результаты дают основания считать их важными для теоретического осмысления сути процессов, рассматриваемых исследователями отечественного вокально-хорового искусства.

Практическая значимость данной работы заключена в ряде взаимосвязанных аспектов.

Во-первых, изучение архивных материалов дает возможность тщательно проанализировать систему подготовки грамотных и хорошо обученных певцов, проследить преемственность обучения (занятия взрослых певчих с малолетними, выбор учителей пения и их помощников из бывших певчих). Эти материалы фиксируют высокий уровень вокальной оснащенности певчих Капеллы, запечатленный не только в исполнительском мастерстве коллектива, подтверждаемом многочисленными отзывами и рецензиями современников, но и в выдвижении отдельных солистов, певших и в хоре, и на оперной сцене.

Данный опыт отнюдь не потерял практического значения и сегодня: хотя формально связь Хоровое училище— Капелла была разорвана в конце XX века, сотрудничество учебного заведения и концертного коллектива протекает достаточно стабильно, что выражается как в проведении совместных концертов, так и в трудоустройстве юношей, окончивших училище. В данный момент в составе Капеллы 10 артистов мужского хора, дирижер и художественный руководитель — выпускники Хорового училища.

Во-вторых, методические рекомендации, проистекающие из содержания диссертации, также имеют конкретный выход: введение в новый учебный план училища предметов «Сольное пение» и «Вокальный ансамбль» есть, по сути, не

2 Алексей Евдокимович Хомутенко (1899-1971) в июне 1917 года был назначен конторщиком в Капеллу; сын бывшего делопроизводителя капеллы, сумел сохранить множество документов и воспоминаний.

что иное, как возвращение к многовековым традициям, равнозначное с функционированием в Капелле должности педагога сольного пения. Одновременно можно проследить и иное направление: Хоровое училище — Оперный театр. Для этого достаточно взглянуть на состав Академии молодых певцов Мариинского театра, а также на состав самой труппы.

В-третьих, история Капеллы неопровержимо доказывает правильность и целесообразность практики участия ее воспитанников в оперных спектаклях. Как преподаватель вокала в Хоровом училище, автор текста неоднократно готовил детей к этому важнейшему для всякого будущего хорового артиста событию. Участие детей в спектаклях, на наш взгляд, есть, с одной стороны, продолжение многовековых традиций, а с другой - всесторонняя подготовка их к будущей современной профессиональной деятельности.

И, наконец, отнюдь не потеряла практической значимости идея приглашения в Капеллу иностранных специалистов - как солистов, так артистов хора и педагогов-консультантов по вокальной подготовке. Она способна обогатить коллектив, содействуя диверсификации методов творческого воплощения классической и современной музыки.

Авторская апробация основных выводов и идей исследования:

• В форме выступлений с докладами на Международных научных конференциях (девять выступлений в Москве и Санкт-Петербурге в 2011-2013 годах).

• В опубликованных статьях.

• В регулярной практической работе артиста хора Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга.

• В занятиях в период с 2010 по 2012 под руководством автора исследования с группой сопрано и всем женским хором Капеллы.

• В педагогической деятельности, осуществляемой в Хоровом училище им. М. И. Глинки.

• В дискографии: участие в записях, предпринятых коллективом Капеллы.

Структура работы

Диссертация (196 стр.) состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 122 наименования, а также списка архивных документов (34 наименования) и трёх приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается научная новизна диссертации, определяются её цель, задачи, объект и предмет изучения. Рассматривается в целом специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в хоровом коллективе на примере Придворной певческой капеллы на всех этапах ее эволюции.

Глава первая: «Из истории Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга».

Здесь необходимо выделить несколько этапов.

• Первый из них связан с образованием при великом князе Московском Иване III 12 августа 1479 г.3 хора Государевых певчих дьяков, и простирается до 15 октября 1763 г., когда Екатерина II переименовала хор из Придворного хора в Императорскую придворную певческую капеллу, а её директором был назначен М. Полторацкий. Конечно, этот период не был однородным, так как в течение его неоднократно менялись музыкально-эстетические вкусы и предпочтения. Но в целом весь он в аспекте избранной темы характеризуется неким внутренним единством: накоплением традиций, становлением и укреплением профессионального уровня, и ведет к следующему, одному из самых ярких этапов в истории Капеллы.

• Второй период включает в себя чуть более ста лет. С музыкально-художественной точки зрения он представляется очень насыщенным. Его временные рамки - с 1763 г. до 1883 г., когда руководителем Капеллы назначается М. А. Балакирев, а Н. А. Римский-Корсаков становится его помощником.

• Третий период охватывает 1883-1917 годы и знаменуется единонаправленностыо в преподавании (закрываются классы всех иноязычных педагогов, открываются регентские курсы и т.д.).

Необходимо отметить, что хор Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга имеет не только особый статус главного хора страны, но и сохраняет особые традиции. Перечислим наиболее важные из них:

• исполнение музыкальных произведений как светских, так и духовных;

• трактовка большого хорового коллектива, как «ансамбля солистов»;

• фундаментальное музыкальное образование певцов в хоре в целом.

Центральные разделы первой главы посвящены деятельности

итальянских и русских учителей пения, преподававших в Капелле с середины XVIII до начала XX веков. Они дают представление о том, сколь значителен и ярок вклад иностранных и отечественных мастеров в формирование и развитие национальной хоровой школы, базирующейся на синтезе творчески переработанных принципов итальянского bel canto и русского духовного пения.

Следует подчеркнуть, что наиболее яркие представители итальянской школы, трудившиеся в России, понимали необходимость такого синтеза. Винченцо Манфредини, проживший в российской столице 12 лет (1758-1769,

Именно эта дата приводится М. Г. Рыцаревой на официальном сайте Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга в качестве даты основания: 1іНр://саре11а-8рЬ.пі/пі/аг1іс1й''5Ііоц,/соп1еШ/і(}.''1 ■

1798-1799), в своей работе «Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки» оставил бесценное описание особенностей русской певческой школы, развивавшейся в Петербурге. Книга эта была издана в Италии в 1775 и переведена на русский язык С. Дегтяревым4 в 1805 г. В ней обобщается педагогический опыт маэстро, в том числе приобретенный в Санкт-Петербурге в работе с певчими Капеллы. Основное внимание уделяется изложению принципов старой итальянской школы с ее предпочтением колоратурного пения и направленной на его совершенствование вокальной техникой. Однако встречаются и наблюдения, связанные с изложением специфических принципов русской вокально-хоровой школы. К ним можно отнести признание и высокую оценку метода обучения пению без сопровождения, и одобрение целесообразности пения в среднем регистре (примарной зоне голоса), что впоследствии легло в основу «концентрического метода» М. И. Глинки.

Отдельно стоит выделить труд Филиппа Ефимовича Евсеева. Выход его «Школы для пения» был анонсирован в журнале «Современник»5 за 1838 год. Вероятно, издание это пользовалось спросом, так как спустя некоторое время было осуществлено повторно. В 1890 году вышло в свет третье издание, содержащее как практическую часть, так и теоретическую, в которой даются ценные указания, касающиеся строения голосового аппарата, диапазонов певцов, практические рекомендации по исполнению упражнений, а также есть несколько параграфов, посвященных орнаментике и вариантам исполнения украшений. О самом Филиппе Ефимовиче известно, что он был сыном священника Гдовского уезда и в период с 6 ноября 1821 года по 31 ноября 1845 года состоял в Капелле в качестве большого певчего (тенор). «За отличное поведение и искусство в отдельном пении» 4 сентября 1826 года ему были пожалованы золотые часы6. Евсеев выступал как солист, а затем преподавал вокал в Третьей гимназии (с 1845 по 1855). Он общался с Варламовым, который не раз привлекал Евсеева как исполнителя своих сочинений.

Классические принципы отечественной вокальной школы предстают со страниц «Полной школы пения» А.Е.Варламова, сумевшего связать в единое целое русскую и итальянскую манеры пения. Близки его идеям хорошо известные методические работы М.И.Глинки (вокализы, этюды, упражнения). Показательно, что с ними органично корреспондируются взгляды всех без исключения итальянских педагогов, трудившихся в Капелле в середине XIX столетия: Д.Рубини, Г.Фачиотги, Л.Пиччиоли, А.Тамброни, Д.Кавалли. Самый

4 Правила гармонические и мелодические для обучения всей музыки, изданные господином Винченцо Манфредини вторым и помноженным изданием на италиянском языке в 1797 году в Венеции. С италианского перевел Степан Дехтярев. / В. Манфредини, перевод — С. Дегтярёв. — СПб., Театральная типография, 1805. — 176 с.

5 Современник: литературный журнал / Ред. П. А. Плетнев. — 1838 год, — №3 (том XI) (июль, август, сентябрь).

6 РГАДА.Ф. 499, оп. 1, д. 2621.

значительный из них - Луиджи Пиччиоли, немало способствовавший обращению к музыкальной профессии юного Петра Ильича Чайковского, воспитал плеяду прекрасных певцов, блиставших на сценах Императорских театров. Достаточно назвать имена Богомира Корсова, Ирины Оноре, Николая Дементьева, Дмитрия Орлова, Василия Крупицкого и Степана Демидова. Интересен тот факт, что В. Крупицкий, С. Демидов, Д. Орлов и Н. Дементьев обучались пению у Л. Пиччиоли в Придворной певческой капелле, а затем стали солистами русских оперных театров. Известно также, что еще двое певчих Придворной капеллы — Лабецкий и Варгин, ставшие впоследствии учителями пения в Капелле, были воспитанниками Пиччиоли7.

Как вспоминала И.И.Оноре, Пиччиоли «был учеником Наццари (учителя М. И. Глинки), многосторонне образованным и, конечно, лучшим педагогом, чем мои другие учителя»8. Маэстро Пиччиоли особенно подчеркивал, что «постановка голоса — не пение, а твердая установка каждого певческого звука по нотам, воспитание правильных технических навыков, посредством атаки звука правильное развитие голосовых данных, посредством слогового упражнения в сольфеджио исправление недостатков звучания и достижение однородности звуков, что означает уравнение звуков»9.

Пиччиоли настаивал на том, что «надо твердо различать понятия: постановка голоса и усовершенствование голоса». Постановка голоса в его методике преподавания содержала всю подготовительную работу певческого звукообразования, вырабатывая правильный звук — основу певческого искусства, что составляло как бы первый акт воспитания голоса. Второй акт обучения состоял в усовершенствовании певческих звуков, развитии голосовых данных, силы, гибкости, масштабности звучности, посредством вокализации, предназначенной для учеников, прошедших первый акт многочисленных модификаций сольфеджио, знавших основы певческого искусства, усвоивших регулировку дыхания.

Итак, именно Капелла стала тем очагом, в котором слились воедино две великие вокальные культуры. То, сколь значимые функции выполняли певчие этого коллектива на оперной сцене (многие из которых не уступали в искусстве приезжим итальянским артистам), неопровержимо свидетельствует: техника итальянской школы была отлично ими усвоена и стала неотъемлемой частью обучения «капеллан». Плавно внедренная и бережно поддерживаемая новыми поколениями музыкантов, итальянская манера звукоизвлечения не только прижилась, но и стала естественным эталоном звучания певческого голоса в профессиональной среде, не противореча, а дополняя отечественную вокальную школу.

7 РГИА. Ф. 499, оп. 1, д. 24, л. 13 об.

8 Оноре И. Одиннадцать лет в театре... [Воспоминания] // Журнал «Русская старина». 1910, №1. С. 98.

9 Там же.

Важнейшую страницу истории Капеллы являет собой деятельность многочисленной группы квалифицированных учителей и помощников учителей пения. В их сферу входила, большей частью, богослужебная практика, в рамках которой лучшие из них (Ф.Макаров, П.Турчанинов, С.Грибович, Г.Малышев, Д.Палагин, П.Воротников, Г.Ломакин, А.Рожнов, Е.Азеев, Н.Кедров) не только обеспечивали качественное звучание хора в целом, но обращали пристальное внимание на индивидуальную подготовку певчих.

В ходе работы нами была составлена хронологическая таблица, в которой указаны директора (управляющие) Капеллы, учителя пения (должность, аналогичная художественному руководителю и дирижеру в настоящее время), помощники учителей пения (хормейстеры), учителя сольного пения, а также уставщики и управляющие клиросом. Наиболее ранние данные относятся к первой четверти XVIII в. Также из таблицы видно, что не все должности существовали постоянно. Так, должность уставщика и управляющего клиросом просуществовала вплоть до 1871 г.

Директор (управляющий) Капеллы Учитель пения (художествен ный руководитель и дирижер) Помощник учителя пения (хормейстер) Учитель сольного пения Уставщик и управляющий клиросом

Евдокимов В.

Петров Иван регент-уставшик (1725-1727)

Полторацкий Марк Федорович (уставщик, 17531763)

Полторацкий Марк Федорович (1763 -24.05.1795) Козловский Петр (к. XVIII-1797-1801?) Вакари Анджело Гарани Нунциата Тимченко Яков Андреевич

Бортнянский Дмитрий Степанович (11.11.179627.09.1825) Макаров Федор Федорович (1801(?Ь не позднее 1821) Кудлай Николай Петрович (1808-1823(?)) Пашкевич Василий Алексеевич (учитель пения малолетних певчих) Тимченко Яков Андреевич (1801-1807); Петров Алексей; Барановский Андрей; Григорий Захаров; Марков Иван Евстафьевич (упр. клир.)

Дубянский Дмитрий Михайлович (15.10.182512.12.1825)

Львов Фёдор Петрович (20.03.1826-1836) Грибович-Брежинский Степан Григорьевич (23.01.182613.02.1843) Турчанинов Петр Иванович (18271833) Линицкий Федор Максимович (1830(?)-30.07.1839) Палагин Дмитрий Варламов Александр Егорович (24.01. 1829-22.12. 1831) Рубини Доминик (1831-1841) Макушин 2-й Петр Иванович (упр. лев. клир. 21.04.183021.01.1837)

Глинка Михаил Никитич

Иванович, (01.01.1837-

капельмейстер 18.12.1839)

(01.01.1837-

18.12.1839)

Львов Алексей Палагин Дмитрий Чудновский Рубини Доминик Макушин 1-й

Фёдорович (1837- Никитич Александр Иванович Алексей

1861) (18.12.1839-1850) (30.10.1839- Фачиотги Иванович

Воротников Павел 14.03.1849) Гаэтано (упр. лев. клир.

Максимович Малышев Григорий 27.01.1837-

(03.03.1843-1848) Григорьевич Тамброни 05.03.1849)

Ломакин Гавриил (22.11.1840- Адольфо

Акимович 19.12.1850) Чудновский

(23.10.1848- Яновский Платон Александр

26.01.1861 (59?)) (учитель пения Иванович (упр.

Малышев Григорий малолетних певчих прав. клир.

Григорьевич =1845-1847) 14.03.1849-

(19.12.1850- Лабецкий Прокопий 18б2(?))

01.06.1859) Петрович

Рожнов Александр (14.03.1849-?)

Иванович Рожнов Александр

(01.06.1859- Иванович

02.07.1878) (19.12.1850-

01.06.1859)

Соколов Николай

Иванович

(01.06.1859-

02.05.1867)

Бахметев Николай Ломакин Г.А. Соколов Н.И. Пиччиоли Луиджи Крупицкий

Иванович (1861- Рожнов А.И. Иванов (3-й) (1862-1868) Василий

1883) Лабецкий Прокопий Николай (=1861- Егорович (упр.

Петрович 1867?) клир.

(20.07.1861- Дворецкий Иван 22.08.1864-1871)

19.11.1862) Степанович

(20.07.1861-

26.06.1868)

Крупицкий Василий Смирнов Степан

Егорович Александрович

(22.01.1871- (12.06.1867-1878)

18.09.1875) Половинкин Иван Кавалли

Дмитриевич Джиованни

(04.07.1868- (01.09.1875-

Половинкин Иван 04.11.1875) 01.09.1883)

Дмитриевич Сырбулов Федор

(04.11.1875- Александрович

05.04.1879) (11.08.1878-?)

Смирнов Степан Копылов Александр

Александрович Александрович (и.д.

(01.08.1878- 18.04.1879-1883)

24.07.1903)

Балакирев Милий Смирнов С.А. Копылов Александр

Алексеевич (1883— Александрович

1894) (28.01.1883-1897)

Азеев Евстафий

Степанович

(28.01.1883-?)

Поп(к?)ов Василий

Илларионович

(01.08.1890-1902)

Аренский Антон Смирнов С.А. Поп(к?)ов В.И. Брагин

Степанович (1895- Варгин 1-й Константин

1901) Константин Константинович (и.д. 03.04.189701.09.1902) Александрович (01.09.189801.09.1908)

Смоленский Степан Васильевич (19011903) Смирнов; Азеев Евстафий Степанович(1902 и.с,-?) Климов Михаил Георгиевич (21.12.190318.03.1905) Поп(к?)ов Варгин К.К. Климов Михаил Георгиевич (и.о. 06.12.190221.12.1903) Чесноков Александр Григорьевич (13.02.1902; шт. 06.12.1902-1921) Толстяков Павел Нилович (13.02.19021904) Брагин К.А. Кедров Николай Николаевич (1902-?)

Кленовский Николай Семёнович (19031906) Богданов Палладий Андреевич (01.06.1904-1914)

Соловьёв Николай Феопемптович (1906-1912) Богданов Палладий Андреевич (и.д. 07.08.1906-1913) Носков Дмитрий Григорьевич (07.08.1906-1918) Супруненко Иосиф Гаврилович (1907-1922)

Гроздов Христофор Николаевич Богданов П.А. Носков Д.Г. Богданов П.А. Супруненко И.Г.

Климов Михаил Георгиевич (19191935) Сонки Станислав Максимович

Кудрявцева Елизавета Петровна (1935-1936)

Данилин Николай Михайлович (19361937)

Свешников Александр Васильевич (19371941)

Кудрявцева Елизавета Петровна (1941-1944)

Дмитревский Георгий Ал ександрович (1944-1953)

Кудрявцева Елизавета Петровна (1953-1955)

Анисимов Александр Иванович (19551965)

Минин Владимир Николаевич (19651967)

Выходцева Евгения Дмитриевна (19671972) Козлов Фёдор Михайлович (19671972) Чаров Роман Исидорович

Яковлев Кирилл Иванович (19721976) Михайлов Авенир Васильевич (19721974) Штейнлухт Аркадий Матвеевич (19721987)

Лавров Виталий Чернушенко Штейнлухт А,М. Горенкова

Константинович Владислав Борисов Валерий Светлана

(1976-1983) Александрович (с Владимирович Васильевна(1988-

Ларионов Вячеслав 1974 по наст, вр.) (1976-1986) 1990)

Львович (1983- Чернушенко Овечкин Андрей

1988) Людмила Дмитриевич

Лавров Виталий Алексеевна (1978- Тимофеев

Константинович 1992 - хормейстер, с Анатолий

(1988-2001) 1992 по настоящее Анатольевич

Колчин, Евгений время - главный (2004-2006)

Евгеньевич (2001- хормейстер) Устинова Елена

2006) Верещагин Васильевна (с

Хомова, Ольга Александр 2009 по настоящее

Сергеевна (с 2006 Владимирович время)

по настоящее (1987-1988)

время) Овсяников Валерий

Павлович (1988-

1989)

Беглецов Владимир

Евгеньевич (1985-

2004)

Шмелев Дмитрий

Юрьевич (1993-2002)

Беляев Александр

Борисович (1998-

2006)

Дербилов Илья

Николаевич (2002-

2007)

Курбатов Николай

Александрович

(2009-2012)

Детинкин Александр

Юрьевич (с 2009 по

настоящее время)

Богачева Анастасия

Александровна(2009-

2012)

Дробышевская

Надежда Семеновна

(2009-2012)

Дербилов Илья

Николаевич (с 2012

по настоящее время)

Елизаров Алексей

Анатольевич (с 2012

по настоящее время)

Глава вторая: «Век двадцатый - век двадцать первый. На пути к новым свершениям».

В жизни Капеллы XX век был столь же сложным, как и в жизни всей страны. В истории хора он распадается на два периода: 1917-1974, 1974—по настоящее время.

Первый период был отмечен частой сменой руководителей, постепенным обновлением артистического состава, уходом, хотя и постепенным, старых кадров. Необходимо выделить туг несколько основополагающих позиций:

• хранение и оберегание традиций, благодаря тому, что в состав Капеллы долгое время входили кадры, получившие музыкальное образование и воспитание еще в дореволюционный период;

• зарубежные гастроли 1928 года, показавшие высокий уровень Капеллы;

• приход к руководству А.В.Свешникова (1937): новый этап в развитии, набор артистов хора в кардинально изменившихся социальных условиях (из самодеятельности);

• военные годы - годы эвакуации, потеря практически половины состава;

• приход Г.А.Дмитревского (1943), сумевшего возродить коллектив;

• кризис 1950-х-1970-х годов, связанный с неустойчивостью внутреннего положения Капеллы и частой сменой руководителей.

С приходом в Капеллу В. А. Чернушенко (1974) наступил период стабильности, растет профессиональный потенциал коллектива и его авторитет в стране и мире. Как отмечает М.Г.Рыцарева, В.АЛернушенко «сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора»10.

Возобновляется активная гастрольная жизнь Капеллы. Так, в 1976 году состоялась поездка с концертами в Горький (19-27 октября), в 1977 году были осуществлены поездки во Львов, Луцк, Ригу, Каунас, Капсукас, Вильнюс (апрель), города России, Грузии, Армении (май-июнь). Далее, год от года количество поездок, широта географического охвата неуклонно увеличиваются.

В этот период происходит постоянное расширение репертуара, в который возвращаются произведения западноевропейских композиторов (Бах, Пёрселл, Гендель, Гайдн, Моцарт, Бетховен), вновь звучат сочинения Титова, Калашникова, Веделя, Березовского, Бортнянского, Чеснокова, Архангельского, древнерусские песнопения XVI- XVII веков, хоровые опусы Рахманинова, Стравинского, Шостаковича, Прокофьева.

Владислав Александрович Чернушенко, обладающий незаурядным педагогическим даром, еще в годы работы с самодеятельным коллективом сумел найти такие формы вокально-слуховых упражнений, которые давали максимальную пользу. Пользовался он при этом составленной им таблицей:

10 М. Г. Рыцарева. Официальный сайт Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга: http^/capella-spb.ru/ru/article/show/content/id/1.

16

Средний нотоносец — диатонический лад от g, с которого начинается работа. С помощью указки, пропеваются ноты в различных сочетаниях с постепенным увеличением темпа. Верхний и нижний нотоносцы — это варианты от gis и ges. Постепенно переходит работа и к ним. Скобками под нотами отмечены полутона, а вертикальными линиями — энгармонически равные звуки.

Следующий пример — ритмическая схема, в которой представлены сегменты наиболее часто употребляемых ритмических фигур. Таким образом, методика В.А. Чернушенко способствует запоминанию и памяти и на высоту, и на определенные мышечные ощущения, которые образуются в результате интонационных и ритмических упражнений.

п »г~п d з ,;Л- „rti ,ггп ,

_ .... .*

j._íl_*í_п ,,j _ гт л.....ггз......«j—т ,

j* j j» j._ju_П ,П_ГТ1 ,гги~1—,

лгцп и г~п_т ,гтггп 4 т j >,

x_jo_д j ш~з ,,j_и j_„.rn m„

Продолжается интенсивная индивидуальная работа с артистами хора, которая проводится высококвалифицированными специалистами. Их подход к обучению раскрывается в диссертации на примере двух известных мастеров — заслуженных артисток России профессора С.В.Горенковой и Е.В.Устиновой.

В указанный период одним из наиболее значимых явлений становится исполнение коллективом Капеллы произведений современных композиторов. Этот пласт репертуара ярко вьивляет ту специфику индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе, без которой невозможно исполнение многих современных партитур. Разумеется, каждая эпоха имеет свой музыкальный язык и свои музыкально-стилевые особенности, однако именно трактовка музыки XX века представляет подчас наибольшую трудность, поскольку в ней налицо весь спектр накопленных многовековой

17

историей композиторского творчества выразительных стилистических средств, как-то:

• ладовая организация: диатоника, хроматика;

• тональная организация: классическая функциональная гармония, расширенная мажоро-минорная система, децентрализация тональной системы, атональная система (во всех ее ныне бытующих разновидностях);

• строй: темперированный и нетемперированный, в том числе те строи, которые содержат деление октавы более чем на двенадцать полутонов - вплоть до четвертитонового интонирования;

• структура: как квадратная, так и неквадратная;

• ритм и метр: всяческие - в том числе полиритмические - сочетания; единовременное соединение различных метрических единиц в различных голосах произведения;

• вокальные задачи: интонирование точное, неточное, с различной тембровой окраской звука;

• применение речевых приемов: произнесение с указанной высотой звука, так называемый Sprechgesang, произнесение на распев без указанной высоты звука, шепот, крик и так далее;

• элементы театрализации: воплощение идеи мистерии, действа. Внедрение элементов музыкального театра в жанры, которые сами по себе изначально не предполагают сценического воплощения (кантата, оратория). Привнесение в партитуру элементов актерской игры: «звучащих жестов», шумовых эффектов (хлопки, притопывания), а также имитация звуков природы (пение птиц, голоса различных зверей, шуршание листвы), и т.д.;

• нотация: нотная запись становится зачастую еще одним выразительным средством, в ней указываются своеобразные авторские пожелания, и, зачастую, предлагаются настоящие «ребусы», которые предстоит решить исполнителю.

Такая разнообразная и красочная палитра требует от артиста хора особых навыков и умений. Каждый из перечисленных пунктов становится необходимым элементом для отдельного осмысления и детальной работы. Разумеется, интонационные задачи, которые ставит современная музыка, заслуживают отдельного рассмотрения. Сложные гармонические вертикали, которые встречаются в опусах для хора а cappella, или прием glissando, исполняемый всем хором, алеаторические «кунштюки», интонирование в условиях атональной системы или же четвертитоновой ладовой организации составляют неотъемлемую часть современных сочинений. «Современный этап музыкального искусства характеризуется совершенно иными, нежели ранее, формами взаимоотношения композитора и исполнителя. Так, композиторы порой намеренно предлагают исполнителю «домыслить» идею своих

сочинений, предлагая не котированный текст, а скорее «правила игры», в которую вовлекается исполнитель, а затем и слушатель»11.

В диссертации приводятся конкретные примеры из творчества ведущих российских композиторов (Г.Свиридов, В.Гаврилин, С.Слонимский, Б.Тищенко, А.Петров, Л.Пригожин и др.), ставящие перед хоровыми артистами особо сложные интерпретаторские задачи, решение которых невозможно без специальной вокальной подготовки как хора в целом, так и каждого из его участников.

В Заключении подводятся общие итоги исследования, а также намечаются его дальнейшие перспективы.

Вот уже более пятисот лет продолжается деятельность старейшего хорового коллектива России - Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга. За это время произошло великое множество событий, влиявших на ход эволюции отечественной культуры. Но при всех трансформациях и катаклизмах, сотрясавших нашу страну, Капелла оставалась тем незыблемым фундаментом, без которого невозможно представить себе Россию и русское музыкальное искусство. По-разному строилось бытие Государевых певчих дьяков - Придворного хора - Придворной капеллы -Ленинградской государственной академической капеллы им. М. И. Глинки — Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга. Но всегда были элементы, базовая сущность коих обеспечивала последовательное развитие как хорового коллектива в целом, так и, в первую очередь, рост его профессионального мастерства. Далеко не последнюю роль в этом сыграла специфика вокальной подготовки и, в особенности, индивидуальный компонент её. В каждом из исторических периодов она строилась по-разному: до начала XVTII века - по «лекалам» церковного пения, от древних знаменных одноголосных традиций до «строчного» и партесного многоголосия. С переходом на европейскую систему - с включением новых стилевых параметров, усилением, а затем и превалированием, начала светского. Процесс этот, инициировавшийся верхами российского общества, постепенно привел к необходимости введения инонациональных компонентов, без овладения которыми был недостижим переход к европейским формам и жанрам бытования хорового искусства как такового. С середины восемнадцатого столетия данный процесс резко ускорился. Связанный с утверждением светских жанров (в первую очередь, оперы), он неминуемо вел к активизации общения с ведущими в то время европейскими вокальными школами и, прежде всего, итальянской. Отсюда и прямое обращение к мастерам итальянской вокальной педагогики. Именно синтез традиционной, устоявшейся веками вокальной манеры русского духовного пения с принципами bel canto породил уникальное явление, называемое отечественной вокально-хоровой школой. Она - эта школа — формировалась как на основе собственного практического опыта,

11 Иготти, Е. Ю. Теория и практика интонирования в современной вокальной музыке: дисс. ... канд. искусств. - СПб.: 2011. С. 45.

приобретенного в Италии крупнейшими мастерами русского музыкального искусства (Березовский, Бортнянский, Глинка и др.), так и - что не менее существенно - с помощью квалифицированных итальянских музыкантов, трудившихся в Императорской капелле с середины XVIII до конца XIX вв. (Вакари, Манфредини, Галуппи, Сарти, Рубини, Фачиотти, Пиччиоли, Тамброни, Кавалли и др.). Вместе с русскими учителями церковного пения, список которых охватывает десятки имен, они сформировали тот облик отечественного хорового искусства, который делает его уникальным явлением мировой хоровой культуры.

Полная драматических событий, история Капеллы советского и постсоветского периодов включает в себя и постоянно функционирующий элемент индивидуальной вокальной работы. В условиях жесткого идеологического «прессинга» советской эпохи, в новой социальной ситуации такие руководители коллектива как М.Г.Климов, А.В.Свешников, Г.А.Дмитревский смогли успешно культивировать традиции персональной вокальной подготовки артистов хора, тем более значимой, что в Капелле периодами трудилось немало людей, не имевших вообще никакого музыкального образования и пришедших из художественной самодеятельности.

Значительные изменения в жизни Капеллы произошли в последние четыре десятилетия. Ведомая В.А.Чернушенко, она вначале преодолела вызванный частой сменой руководства и отсутствием ясных принципов управления кризис 1950-ых-1970-ых годов, а затем приступила к последовательному превращению в «ансамбль солистов» - большой русский хор, наследующий традиции Императорской капеллы.

Хоровой певец, свободно выступающий в сольных эпизодах ораторий, кантат, оперных спектаклей, немыслим без соответствующей вокальной подготовки. В Капелле ныне ей придается особое значение. Тем более, что существовать приходится в условиях рыночной экономики, конкуренции, когда происходит постоянный отток квалифицированных кадров в более высокооплачиваемые коллективы, а приходящие им на смену артисты, обладая хорошими природными данными, не имеют порой нормальной вокальной школы. Обширный репертуар Капеллы, включающий сочинения самых разных направлений и стилей, требует тщательного вокального тренинга. Этот тренинг ведется постоянно и последовательно, что — при всех издержках современного музыкального бытия - позволяет старейшему хоровому коллективу России идти вперед, к новым вершинам.

Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

Статьи:

1.Дробышевская, Н.С. Исполнение Певческой капеллой Санкт-Петербурга музыки современных композиторов: вокальная специфика или специальная подготовка (к проблеме исполнения современной хоровой музыки: из опыта работы Певческой капеллы Санкт-Петербурга) / Н.С.

Дробышевская // Мир науки, культуры, образования. — 2013, апрель. — № 2 (39). — С. 160-164. (1 п.л.)

2.Дробышевская, Н.С. Итальянские «корни» русского вокала (из истории обучения певцов Придворной певческой капеллы) / Н.С. Дробышевская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013, июль. — № 7 (33). - 4.1. — С. 60-67. (1 п.л.)

3.Дробышевская, Н.С. Вокальная работа в Придворной певческой капелле во времена директорства Д. С. Бортнянского / Н.С. Дробышевская // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов. - СПб.: Астерион, 2012. - Вып. 7. - С. 52-58. (0,3 п.л.)

4.Дробышевская, Н.С. Певцы придворной певческой капеллы на оперной сцене (традиция, идущая через века) / Н.С. Дробышевская // Вестник гуманитарного научного образования: Научно-практический журнал. — 2012. - № 10 (24). — С. 25-30. (0,8 п.л.)

5.Дробышевская, Н.С. Хоровой певец - неудачник или профессионал? (из истории и опыта работы Певческой капеллы Санкт-Петербурга). Профессиональная подготовка вокалистов: проблемы, опыт, перспективы: сборник научных трудов. - М.: Изд. «РИТМ», 2013. - Вып. 5. - С. 65-72. (0,3 п.л.)

6.Дробышевская, Н.С. О престижности профессии артиста хора (из истории и опыта работы Певческой капеллы Санкт-Петербурга) / Н.С. Дробышевская // Специальные и междисциплинарные исследования современной науки: материалы международной научно-практической конференции 30-31 октября 2012 г. - М., Ногинск: АНАЛИТИКА РОДИС, 2012. - С. 228-236. (0,3 п.л.)

7.Дробышевская, Н.С. Последний маэстро (из истории Певческой капеллы Санкт-Петербурга) / Н.С. Дробышевская // Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: материалы VI международной заочной научно-практической конференции. (7 ноября 2012 г.): в 2-х ч. - М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012. — Часть I. - С. 7—12. (0,3 п.л.)

8.Дробышевская, Н.С. Доминик Рубини — учитель пения Придворной певческой капеллы / Н.С. Дробышевская // Музыкальная культура глазами молодых ученых: сборник научных трудов. - СПб.: Астерион, 2013. - Вып. 8. -С. 31-41.(0,6 п.л.)

9. Дробышевская, Н.С. Забытый учитель русских певчих (из истории Придворной певческой капеллы) / Н.С. Дробышевская // Методологические проблемы современного музыкального образования: материалы международной научно-практической конференции 2-3 апреля 2012 года. -СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2013. — С. 47-53. (0,3 п.л.)

10.Дробышевская, Н.С. Педагогическая деятельность певчих Придворной певческой капеллы (из истории старейшего русского хора) / Н.С. Дробышевская // Проблемы филологии, культурологии и искусствоведения в свете современных исследований: сборник материалов I международной

научно-практической конференции, 30 апреля 2013 г. - Москва: Перо, 2013. -С. 9-17. (0,8 п.л.)

Подписано в печать 17.10.2013г. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 1,3. Тираж 110 экз. Заказ № 3211.

Отпечатано в ООО «Издательство "JIEMA"» 199004, Россия, Санкт-Петербург, В.О., Средний пр., д. 24 тел.: 323-30-50, тел./факс: 323-67-74 e-mail: izd_lema@mail.ru http://www.lemaprint.ru

 

Текст диссертации на тему "Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе"

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

На правах рукописи

04201453541

ДРОБЫШЕВСКАЯ Надеяада Семеновна

Специфика индивидуальной вокальной подготовки певца в профессиональном хоровом коллективе (из истории Придворной певческой капеллы)

17.00.02 - Музыкальное искусство

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель доктор искусствоведения, профессор

Гуревич Владимир Абрамович

Санкт-Петербург 2013

Оглавление:

Введение.......................................................................................3

Глава 1. Из истории Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга...........................................................................13

1.1.1 .От Государевых певчих дьяков до Придворного хора (1479-1763).......14

1.1.2.На пути в Европу (1763-1883)......................................................22

1.1.3. Свет и тени дореволюционного расцвета (1883-1917)......................27

1.2. О влиянии школы bel canto на

вокальный стиль Придворной певческой капеллы...........................41

1.2.1.Итальянские учителя пения. Анджело Вакари.................................41

1.2.2. Доминик Рубини.....................................................................43

1.2.3.Гаэтано Фачиотти....................................................................49

1.2.4.Луиджи Пиччиоли....................................................................53

1.2.5.Адольфо Тамброни..................................................................58

1.2.6.Джованни Кавалли...................................................................62

1.3. Русские учителя пения и помощники учителей пения................................69

Глава 2. Век двадцатый - век двадцать первый.

На пути к новым свершениям........................................................... 94

2.1.Исторический контекст (1917-1974)................................................94

2.2.Капелла под руководством В. А. Чернушенко

(1974-2013)...................................................................................116

2.3. О специфике вокальной подготовки певца в xodobom коллективе

л. J.

на современном этапе......................................................................119

Заключение....................................................................................154

Список использованной литературы....................................................158

Список использованных электронных ресурсов......................................167

Список архивных материалов............................................................168

Приложение 1. Хронологическая таблица, отражающая время работы основных

руководящих кадров в ПИК...............................................................170

Приложение 2. Сравнительная таблица: из истории хорового коллектива

Капеллы........................................................................................175

Приложение 3. Гастроли Капеллы (1976-2012).......................................176

ВВЕДЕНИЕ.

Придворная певческая капелла — флагман не только русского вокально-хорового исполнительства, но и музыкального образования, осуществила не имеющий аналогов в истории эксперимент по внедрению и творческому переосмыслению иностранных традиций на отечественной культурной ниве. Исполняя возложенную на единственный к середине XVIII века профессиональный коллектив европейского типа миссию по обеспечению потребностей императорского двора в новом для России оперном искусстве, это уникальное учреждение стало мастерской, воспитавшей первых отечественных оперных певцов. Усовершенствовав систему профессиональной хоровой подготовки в XIX столетии, коллектив сумел сохранить ее и в советский период, невзирая на разного рода идеологические ограничения и жесткие стилевые и жанровые установки. Новый этап начался в 1974 году с приходом к руководству капеллой В. Чернушенко. За последние 40 лет Капелла вновь стала одним из главных хоровых коллективов страны — образцом «большого русского хора», получившим признание не только в России, но и во всем мире.

Актуальность исследования.

Индивидуальная подготовка певца в хоровом коллективе составляет важнейшую часть вокально-хоровой работы. Тем больший интерес представляет исследование на эту тему, проведенное на базе столь выдающегося коллектива как Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга. Оно позволяет показать процесс эволюции индивидуальной вокальной педагогики, проходивший в течение нескольких столетий, выявляет исторический генезис и подчеркивает те традиции, которые сформировались за этот период.

Предлагаемый труд зиждется на изучении музыкально-исторического материала, который долгое время хранился в архивах. Он охватывает два крупных периода, разделенных, как и многое в судьбе нашей страны, Октябрьской революцией 1917 года. Каждый из этих периодов нуждается в научном осмыслении на современном уровне музыкознания, ибо история русской хоровой культуры -

тема актуальная во все времена, её фундаментальное базисное значение не подлежит сомнению. Анализ онтологических и гносеологических аспектов отечественного хорового искусства позволяет объективно осмыслить сложнейшие процессы его эволюции. Он особенно важен ныне, когда все очевиднее нарастание кризисных явлений, непосредственно затрагивающих бытие хоровой культуры, имеющей в России особые многовековые традиции.

Весьма злободневна проблема, рассмотрение которой находится в центре диссертации. Вопрос о специфике вокальной подготовки певца в профессиональном коллективе до сих пор остается для музыкознания малоисследованной областью. Несмотря на то, что проблемы хорового и сольного вокального исполнительства нашли свое отражение во множестве трудов, до сих пор на русском языке не опубликовано специальных работ, посвященных изучению специфики деятельности вокалиста в хоровом коллективе. А некоторые явления трактуются исключительно с позиций светских, в то время как они затрагивают культовую сторону жизни коллектива, которая регламентировалась определенными догматическими требованиями. Такая исследовательская линия, учитывающая не все составляющие музыкально-исторического процесса, исключает возможность воссоздания реальной исторической картины.

Очевидно, изучение лишь вершинных достижений эпохи, наделяемых репрезентирующей функцией, и пренебрежение малозначимыми, на первый взгляд, фактами и явлениями, искажает действительность и порождает неполные оценки ряда существенных реалий и тенденций в развитии искусства. В результате фактически проигнорированным отечественным музыкознанием остался целый культурно-исторический пласт, включающий деятельность таких вокальных педагогов, как отдавшие годы и десятилетия воспитанию русских хоровых певцов А. Вакари, А. Тамброни, Г. Фачиотти, а существующие биографии Л. Пиччиоли, Д. Рубини и Дж. Кавалли полны фактологических неточностей. Нет фундаментального труда об учителях церковного пения, работавших в Капелле параллельно иностранным мастерам. Актуальность воссоздания полной истории этого вопроса представляется очевидной.

Цель работы — выявить специфику вокальной подготовки, в которой неизбежно нуждается любой артист хора, попадающий в условия профессионального коллектива с широким диапазоном исполняемых произведений (духовных и светских; a cappella и в сопровождении оркестра; от народных обработок до кан-татно-ораториальных монументальных полотен).

Задачи работы. Одна из важных задач — рассмотреть избранную тему в контексте исторического развития Капеллы. Описать особенности репертуара в каждый из освещаемых периодов. Проследить влияние итальянской школы bel canto на вокальный стиль Капеллы, восполнить недостаток фактического материала, касающегося учителей пения, как приглашенных из Италии, так и выходцев из Капеллы. Параллельно с этим в данном исследовании стоит задача осветить работу Капеллы в советский и постсоветский периоды, в частности, показать, какие трансформации претерпела вокальная подготовка артистов в последние сорок лет, когда коллективом руководит В. А. Чернушенко. Особый аспект — показать специфику вокальной подготовки при исполнении музыки современных композиторов.

Объект исследования — отечественная хоровая культура XVIII-XXI столетий.

Предмет исследования — индивидуальная вокальная подготовка певца в профессиональном хоровом коллективе и её традиции, носителем которых является Государственная академическая певческая Капелла Санкт-Петербурга.

Методология и методы исследования. Методологической базой диссертации являются труды отечественных ученых, посвященные философии, эстетике (В.Соловьев, А.Серов, В.Стасов), истории музыки (Я.Штелин, Н.Финдейзен, А.Гозенпуд, Ю.Келдыш, О.Левашева, М.Долгушина, И.Петровская, Огаркова и др.), истории и теории вокального и хорового искусства (В.Багадуров, И.Гарднер, М.Рахманова, Н.Захарьина, С.Зверева, Н.Рамазанова, М.Рогачева, А.Яковлева, Г.Денисова, А.Зингаренко, К.Никольская-Береговская, А.Хоффманн, Э.Петри, А.Пружанский, Ю.Паисов, Е.Иготти, М.Людько, И.Тихонова и др.). Тесная связь избранной темы с творчеством русских композиторов определила обращение ав-

тора к теоретическим и практическим работам А.Варламова, М.Глинки, П.Чайковского, Н.Римского-Корсакова. Из непосредственно использованных в диссертации методов выделим архивно-источниковедческий, аналитический, жанрово-стилистический.

Степень научной разработанности проблемы.

В последние годы в связи со сменой методологических установок в отечественной музыкальной науке, а также с возросшим в России интересом к сфере духовной музыки, появляются исследования, связанные с изучением особенностей православного богослужебного пения. Любой взгляд в глубины истории обнаруживает немало забытых имен, выпущенных из памяти событий, преданных забвению фактов. В современной жизни важен результат, а не процесс. Эпизоды далекого прошлого занимают лишь небольшой круг исследователей, вызывая легкий всплеск внимания заинтересованной аудитории. При всем том существует устойчивый интерес к вокальному искусству, его инициации и эволюции, как в исполнительском, так и методологическом аспектах. Известные издания советского времени — «Очерки по истории вокальной педагогики» В. Багадурова (1956), «Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки» А. Гозенпуда (1959), «Искусство пения» И. Назаренко (1963), «Развитие школы хорового пения в России» (1974) К. Никольской-Береговской, «У истоков русского театра» (1984) А. Кузьмина, вышедшие позднее учебные пособия А. Яковлевой «Русская вокальная школа. Исторический очерк развития от истоков до середины XIX столетия» (1999), К. Никольской-Береговской «Русская вокально-хоровая школа: От древности до XXI в.» (2003), книги Джулии Баклер «Литературный лорнет. Посещение оперы в императорской России» (Buckler J.A. The literary lorgnette: attending opera in imperial Russia. Stanford, 2000) и Г. Денисовой «Очерки по истории вокальной педагогики в России» (2003), а также появившиеся в последние годы диссертации Э. К. Петри «Взаимодействие немецкой и русской хоровой традиции в контексте культуры России XVII - XIX веков» (Нижний Новгород, 2005), Т. В. Манько «Русская школа хорового исполнительства (Традиции и современность)» (Ростов-на-Дону, 2006), А. Е. Хоффманн «Феномен бельканто пер-

вой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика» (Москва, 2008), А. А. Зингаренко «История и теория обучения профессиональных певчих в России в XVII - первой половине XIX века: к проблеме воспитания музыкального слуха (Санкт-Петербург, 2008), Р. А. Наги-на «Оперное творчество М. И. Глинки в контексте западноевропейского музыкального театра XVIII - первой половины XIX веков» (Москва, 2011), М. Г. Долгушиной «Камерная вокальная музыка в России первой половины XIX века: к проблеме связей с европейской культурой» (Санкт-Петербург, 2010) и др., — затрагивают широкий пласт вопросов по предмету нашего исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Говоря о специфике вокальной подготовки хорового певца, необходимо выделить главным образом две взаимопроникающие тенденции, — первая из них ведет от многовековой хоровой культуры (традиции церковного пения и соответствующих школ певчих), а вторая — европейская, в первую очередь, базирующаяся на итальянском принципе сольной постановки голоса.

2. Магистральная линия индивидуальной подготовки представляет собой синтез отечественных и итальянских элементов.

3. История Придворной (академической) певческой капеллы являет собой разновекторный процесс, в котором сосуществовали различные творческие позиции, как в целом, так и в отношении обучения пению.

Научная новизна:

В исследовании впервые выявлены основные тенденции каждого из этапов становления и эволюции коллектива Капеллы, как в историческом, так и в общеметодологическом планах.

При работе с архивными материалами появилась возможность воскресить имена многих талантливых музыкантов, которые из-за стечения обстоятельств были забыты. В частности, была найдена «Школа пения» певчего Придворной капеллы Филиппа Евсеева (1838), которая является первой отечественной школой пения, написанной ранее, чем широко известная школа А.Е.Варламова.

В исследовании подробно освещен период после 1917 года, который доныне не становился предметом детального научного рассмотрения. Посвященная ему книга В.И. Музалевского «Старейший русский хор» (1938) охватывает далеко не всю историю вопроса и несет на себе неизбежную печать сталинской эпохи со всеми ее конъюнктурными «прелестями», а статья М.Г.Рыцаревой1 (1991, без названия) представляет собой обзорный очерк, что обусловлено, разумеется, и масштабами, и назначением данной работы, размещенной на официальном сайте Капеллы.

Впервые в научном музыкознании дана характеристика постсоветского периода в жизни и деятельности Капеллы. Инновационными по сути являются параграфы, в которых, помимо характеристики музыки отечественных композиторов, входящей в репертуар Капеллы, представлен анализ специфики вокальной подготовки артиста хора в профессиональном коллективе, тесно связанный с современной музыкой. В виде приложений впервые помещен материал, представляющий собой хронологическую таблицу директоров, учителей пения и уставщиков Капеллы, сравнительную таблицу этапов становления хорового коллектива и список гастролей, предпринятых Капеллой в 1976-2013 годах.

Такой ракурс исследования предоставил возможность по-новому очертить исторический контекст, в котором формировались эстетические представления певчих Капеллы, повлиявшие на характер и традиции хоровой культуры в России.

Теоретическая значимость:

s выделены особенности репертуара в каждый из рассматриваемых исторических периодов;

S прослежены основные тенденции, позволяющие судить о специфике индивидуальной вокальной подготовки певчих хора;

^ представлен обзор фактологических сведений, относящихся как к персоналиям работников, так и к концертной жизни Капеллы.

1 М. Г. Рыцарева. Официальный сайт Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга: URL: httpV/capella-spb.ru/ru/article/show/content/id/l.

В настоящее время возрастает научный интерес к проблемам аутентичного исполнения как зарубежной, так и в целом светской музыки при русском дворе, выходят в свет переиздания первых опубликованных хоровых учебников и трактатов на русском языке. В данном исследовании охарактеризованы те из них, которые принадлежат выпускникам Придворной певческой капеллы («Школы» Ф. Е. Евсеева, А. Е. Варламова и методические работы М. И. Глинки). Также важно то, что впервые освещены биографии многих учителей пения и их помощников. Огромную помощь в этом оказали материалы, собранные А. Е. Хомутенко , безусловно, обладающие исключительной исторической значимостью.

Практическая значимость данной работы заключена в ряде взаимосвязанных аспектов.

Во-первых, изучение архивных материалов дает возможность тщательно проанализировать систему подготовки грамотных и хорошо обученных певцов, проследить преемственность обучения (занятия взрослых певчих с малолетними, выбор учителей пения и их помощников из бывших певчих). Эти материалы фиксируют высокий уровень вокальной оснащенности певчих Капеллы, запечатленный не только в исполнительском мастерстве коллектива, подтверждаемом многочисленными отзывами и рецензиями современников, но и в выдвижении отдельных солистов, певших и в хоре, и на оперной сцене.

Данный опыт отнюдь не потерял практического значения и сегодня: хотя формально связь Хоровое училище — Капелла была разорвана в конце XX века, сотрудничество учебного заведения и концертного коллектива протекает достаточно стабильно, что выражается как в проведении совместных концертов, так и в трудоустройстве юношей, окончивших училище. В данный момент в составе Капеллы 10 артистов мужского хора, дирижер и художественный руководитель — выпускники Хорового училища.

Во-вторых, методические рекомендации, проистекающие из содержания

2 Алексей Евдокимович Хомутенко (1899-1971) в июне 1917 года был назначен конторщиком в Капеллу; за полвека работы сумел собрать множество документов и воспоминаний.

диссертации, также имеют конкретный выход: введение в новый учебный план училища предметов «Сольн