автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.00
диссертация на тему:
Споры современников о христианской семье и браке в России конца XIX - начала XX веков

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Котовская, Елена Игоревна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.00
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Споры современников о христианской семье и браке в России конца XIX - начала XX веков'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Котовская, Елена Игоревна

Введение

I Постановка вопроса. Цель и задачи работы.

II Источники.

III Литература.

IV Структура работы.

Глава I. Семейное законодательство в России и полемика вокруг

Глава II. Учение Льва Толстого о браке и споры вокруг него

Часть I. «Крейцерова соната» Толстого.

Часть II. Взгляды на брак и семью молодого Толстого.

Часть III. Религиозный переворот.

Часть IV. Конец 80-х, после «Крейцеровой сонаты».

Часть V. Полемические споры вокруг «Крейцеровой сонаты».

Глава III. B.B. Розанов о поле, браке и семье.

Часть I. В,В. Розанов о семейном законодательстве и позиция

Церкви в этом вопросе

Часть II. Розанов: религиозная философия семьи.

Зарождение интереса.

Сущность брака.

Брак как таинство.

Развод.

Незаконнорожденные дети.

Часть III. Петербургские религиозно-философские собран.

Спор о физическом моменте в браке.

Определение сущности брака как таинства.

Вопрос о соотношении брака и девства.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Котовская, Елена Игоревна

I

ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАБОТЫ

Предметом рассмотрения данной работы являются споры современников о христианской семье и браке в России конца XIX - начала XX века. Такая постановка темы на первый взгляд довольно непривычна. Действительно, в настоящее время под семьей главным образом подразумевается социальный институт, "ячейка общества". Именно в таком ключе ведется изучение семьи в различных гуманитарных дисциплинах,

Однако в дореволюционной России принятый в обществе взгляд на семью и брак был несколько иным: семья мыслилась прежде всего как божественное установление, и вплоть до 1917 года семейная область находилась всецело в сфере влияния Православной Церкви, а для всех прочих имеющихся в Империи исповеданий были приняты особые религиозные положения семейного права. Но на рубеже веков это исконное понимание семьи не просто как гражданского института, а как церковного таинства, претерпевает существенную трансформацию.

С одной стороны, именно в это время в обществе достаточно широко распространяются "натуралистические" и эволюционные теории происхождения семьи, а также всевозможные учения о свободной любви. С другой стороны, само видение православной семьи и сущности христианского брака становится в это время темой пристального внимания и даже острой дискуссии в духовной и светской публицистике и в рамках публичных обсуждений этой темы в различных собраниях.

В настоящей работе будет сделана попытка осветить основные направления этой полемики и по возможности показать причины ее возникновения. При этом за рамками работы останутся вышеозначенные теории свободной любви и эволюционные, как не имеющие отношение к христианскому браку.

В качестве предварительных замечаний, можно наметить две идущие параллельно тенденции осмысления данной темы: это, во-первых, дискуссия вокруг предполагаемой реформы семейного законодательства, и, во-вторых, споры вокруг работ двух авторитетнейших писателей, претендующих на истинно-христианскую интерпретацию вопросов семьи и брака, - Л.Н. Толстого и В.В. Розанова - повлекшие за собой бурный всплеск общественного интереса как в светских, так и в духовных кругах.

Что касается семейного законодательства, то постановка подобной проблематики не только в среде профессионалов, но и перед широкой публикой к концу XIX века вполне закономерна. Дело в том, что эта область права оставалась незыблемой и неизменной на протяжении длительного периода - даже реформы 60-70 годов XIX века, радикально изменившие все гражданское законодательство, фактически не затронули ее. Таким образом, многие устаревшие и не отвечающие времени положения, особенно в процессуальной сфере, остро нуждались в преобразовании. Кроме того, явная тенденция к секуляризации всех сторон жизни общества, массовый отход образованных слоев от православия, наметившаяся ориентация на светское государство - все это ставило перед определенной частью общества вопрос о введении института гражданского брака, облегчении развода и т.д., а в конечном итоге -выведении семейного законодательства из-под контроля Церкви.

В силу этого, при обсуждении семейной реформы были затронуты не только чисто-юридические, но и богословско-нравственные, и даже мировоззренческие вопросы.

Вторая линия осмысления сущности христианского брака пролегала, как уже было сказано выше, вокруг сочинений

Толстого и Розанова. После публикации "Крейцеровой сонаты" Толстого общество впервые широко заговорило на эту деликатную тему, которой не принято было до этого уделять значительного внимания в печати; статьи В.В. Розанова, освещавшего как бы с противоположного полюса те же самые проблемы, еще более подогрели читательский интерес.

Исходя из масштабов, глубины и остроты вышеозначенной полемики о христианском браке, можно говорить о том, что она явилась немаловажным фактором общественной мысли России рубежа веков, и это несмотря на то, что в те предреволюционные годы общество волновали многие другие вставшие перед ним важнейшие проблемы.

Кроме того, сами аспекты этой дискуссии продолжают и сегодня все так же занимать тех, кто ищет ответа на вопрос, что же такое христианский брак и в чем его сущность.

II

ИСТОЧНИКИ

Характер и специфика настоящей работы, предметом рассмотрения которой является дискуссия современников о христианском браке в России, определили основной круг используемых в ней источников. Это прежде всего материалы личного происхождения (дневники, письма, воспоминания), а также публицистика, наиболее полно отражающие эту дискуссию. Среди них наиболее многочисленную группу представляет духовная и светская периодика: статьи, заметки, фельетоны и т.д. Именно здесь публикуется большинство полемических материалов о семье и браке, разворачиваются целые словесные баталии по спорным вопросам этого сюжета, печатаются критические отклики на произведения Толстого и Розанова, а также большинство статей самого Василия Васильевича, собранные им потом в его сборниках.

Из светских изданий по количеству публикаций о семье выделяются следующие петербургские газеты: "Новое Время" под редакцией A.C. Суворина, консервативного направления (издавалась с 1868 по 1917 г.); "Русский труд", редактором-издателем которого являлся С. Шарапов, ежедневная политическая, экономическая и литературная газета (1897-1899 гг.); "Биржевые ведомости" (1880-1917 гг.) умеренно-либерального направления и "Русское слово" - либеральная газета, издававшаяся в Москве (1894-1917 гг.). Во всех этих изданиях (особенно в "Новом времени" и "Русском труде") публиковал свои многочисленные статьи о поле и браке В.В. Розанов.

Помимо газет, важным источником является журнал "Новый путь", издававшийся в Петербурге с 1903 по 1904 гг. Он был создан сотрудниками - единомышленниками, проповедующими "новое религиозное сознание": четой Мережковских, Д.Б. Философовым, В.В. Розановым и др. Для В.В. Розанова была даже выделена в журнале особая рубрика "В своем углу", где он мог безбоязненно писать из номера в номер статьи на интересовавшие его темы. Кроме того, Розанов нередко участвовал в отделе "частной переписки", помещая там корреспонденцию протоиерея А. Устьинского и священника И.И. Филевского, писавших о браке. Понятно поэтому, что данная проблема занимала большое количество журнального объема. К этому можно добавить то обстоятельство, что в "Новом пути" публиковались записки Петербургских религиозно-философских собраний, в том числе и имевшая в них место дискуссия о браке. Эта дискуссия вызвала к себе интерес читателей журнала, и их письма и отзывы о ней охотно печатались на его страницах. Кроме того, сам "Новый путь" нередко полемизировал с духовными изданиями, писавшими о поле и семье. Таким образом, из всех просмотренных за время его существования номеров, пожалуй, нет ни одного, где в той или иной мере не рассматривалась бы эта тема.

Из светских изданий следует сказать еще о Книжках "Недели" - ежемесячном литературном журнале (1878-1901 гг.), прилагавшемся к Петербургской газете. В нем публиковал в 1897-99-х годах пространные статьи о семье и половой любви М.О. Меньшиков.

Рассматриваемую в работе духовную прессу можно разделить на следующие категории: а) солидные академические журналы: - старейшим среди них считалось "Христианское чтение" (1821-1917 гг.), издававшееся при Санкт-Петербургской Духовной Академии; "Богословский вестник" (1892-1918), при Московской Духовной академии (выходивший в Сергиевом Посаде); "Труды Императорской Киевской Духовной Академии" (1860-1917 гг.); "Православный собеседник" (1855-1917), орган Казанской Духовной Академии. Несмотря на серьезную богословскую направленность этих изданий, статьи о семье и браке часто носили в них острый полемический характер. б) неакадемические, философско-богословские журналы: "Странник" (1860-1917), петербургский журнал, посвященный современным общественным вопросам, науке и литературе; "Вера и Разум" (1884-1917) харьковское богословско-философское издание; "Вера и церковь" (1860-1891) богословско-апологетический журнал, издававшийся в Москве. в) еженедельный журнал "Церковный вестник" (1875-1917 гг.), являющийся приложением к "Христианскому чтению". Последнее издание наиболее быстро реагировало на злободневную тему и печатало многочисленные статьи о семье. Из просмотренных за семь лет (с 1898 по 1904 гг.) номеров можно выделить целые серии публикаций о семье и браке:

1) В 1898 г. "Церковный вестник" в пяти номерах (№№48-52) помещает статьи о браке как церковном таинстве.

2) В том же году публикуются в трех номерах (№№12; 50; 52) материалы пастырских собраний столичных проповедников, посвященных проблеме незаконных сожительств.

3) В 1901 г. 8 номеров посвящаются разводу (№№22; 23; 25; 26; 28; 29; 30; 33).

4) В 1902 году печатаются полемические с В.В. Розановым статьи (№№3; 43; 44; 48).

5) Наконец, в 1903 году появляется ряд статей о незаконнорожденных детях (№№5; 27; 42).

Некоторые статьи о браке, напечатанные в духовных органах, издавались впоследствии в виде отдельных брошюр. Главным образом это были полемические работы, направленные против Л.Н. Толстого и В.В. Розанова, а также отдельные мнения по проблемам семейного законодательства.

Важными источниками для настоящей работы являются сборники статей, составленные по материалам полемики о браке. Одним из первых появившихся сборников подобного рода была изданная С.Ф. Шараповым в 1901 году книга "Сущность брака", на страницах которой была собрана дискуссия, развернувшаяся вокруг статей В.В. Розанова в шараповском "Русском труде". И хотя эти материалы были частично продублированы в сборниках самого Василия Васильевича, некоторые статьи, например, посвященные "Крейцеровой сонате" Толстого, а также мнения и замечания самого Шарапова, сохранились только в его книге.

Особое место в работе занимают сборники В.В. Розанова -"Религия и культура" 1899 г, "В мире неясного и нерешенного" 1901 г, "Семейный вопрос в России" 1903г, "Из Восточных мотивов" 1916 г, "В соседстве Содома (Истоки Израиля)" 1914 г, "Темный лик. Метафизика христианства" 1911 г, "Люди лунного света. Метафизика христианства" 1913 г и некоторые другие. Последние две книги, по мысли автора, должны были быть объединены в сборнике "В темных религиозных лучах", запрещенном цензурой и изданном вновь лишь в наше время.

Составление сборников было очень характерно для Розанова, сотрудничавшего в то время во многих газетах и не успевавшего писать "толстые книги". В них Василий Васильевич помещал не только свои работы, но и статьи своих критиков и почитателей, а также открытые и частные ; письма корреспондентов, материалы уголовной хроники, почерпнутые Розановым из газет, тексты законодательных актов, "случаи из жизни", когда-либо им услышанные, и многое другое, что соответствовало, по мнению автора, созданию полновесного образного ряда. Весь этот пестрый материал был, тем не менее, прочно сцементирован авторскими замечаниями, образующими подчас причудливые формы комментариев к комментариям критиков, а где это было необходимо - целыми лирическими пассажами, и поэтому все розановские сборники производят впечатление цельных и достаточно монолитных книг, правда, написанных в совершенно новом и непривычном жанре.

Еще один обширный массив источников, используемых в данной работе, составляют материалы личного происхождения: дневники, письма, воспоминания.

Огромное количество дневниковых записей оставил после себя Л.Н. Толстой, который с молодых лет (примерно с конца сороковых годов) имел привычку регулярно записывать свои душевные переживания, внешние наблюдения и умозрительные построения, а также фиксировать происходящие с ним события. Этот ценнейший материал позволяет оценить эволюцию нравственных и мировоззренческих позиций Толстого в вопросе о браке и, кроме того, зафиксировать его отношение к семейной драме последних лет жизни (здесь особенно значимы его поздние дневники, записные книжки и "Дневник для одного себя" 1910 года).

Позиция Софьи Андреевны Толстой в этом щекотливом вопросе отражена в ее дневниках 1862 - 1910 годов. Хотя по объему они значительно уступают дневникам ее мужа, зато по содержанию почти целиком сосредоточены на анализе внутрисемейных отношений, и в этом смысле даже более информативны, чем скупые и лаконичные записи Толстого последних лет.

Пролить свет на семейную жизнь Толстых позволяют также дневники и воспоминания его детей: С. JI. Толстого -"Очерки былого", "Дневник" Т.Д. Сухотиной-Толстой и особенно "Мои воспоминания" И.Л. Толстого, являющиеся ярким и талантливым воспроизведением жизни Ясной Поляны. Кроме того, некоторые сподвижники Толстого из его позднего окружения вели систематические записи, ухитряясь даже незаметно записывать высказывания Льва Николаевича в его присутствии. Речь идет о записях Д.П. Маковицкого, домашнего врача и почитателя Толстого, пианиста А.Б, Гольденвейзера, дневники его секретарей - H.H. Гусева - "Два года с Л.Н. Толстым" 1907-1909 и В.Ф. Булгакова за 1910 год, а также некоторых других лиц. Несмотря на то, что большинство их оценочных характеристик отличается сильной предвзятостью, в целом они помогают воссоздать ту накаленную атмосферу, которая сложилась в это время в усадьбе Толстых.

Безусловно незаменимым источником являются письма -главным образом переписка Толстого с женой, длящаяся многие годы, а также его письма к Черткову, Страхову и другим лицам.

Нельзя не упомянуть и о письмах В.В. Розанова (к сожалению, Василий Васильевич не вел дневников) к Перцову, Рачинскому, Голлербаху, в которых Розанов излагает многие свои взгляды на тему пола и брака в таком виде, который был невозможен, в силу цензурных ограничений, для публикации в печати.

К материалам личного происхождения можно отнести также многочисленные воспоминания современников Розанова и Толстого.

Особое место занимают в работе Записки Петербургских религиозно- философских собраний (в дальнейшем - РФС). Этот источник представляет собой стенографическую запись заседаний в собраниях по разнообразным вопросам (всего состоялось 22 заседания, из которых пять было посвящено браку). "Записки" было разрешено печатать в журнале "Новый путь". В нем были опубликованы протоколы 20-ти собраний, и на этом печатание было запрещено. Отпечатанные листы были сброшюрованы отдельным томом в 1906 г. Несмотря на цензурную обработку, эти "записки" являются историческим документом огромной важности. По ним можно не только восстановить ход дискуссий, но и представить обстановку и стиль собраний (в тексте даются примечания о репликах и шуме в зале).

Воспроизвести живую атмосферу заседаний позволяют также используемые в работе воспоминания 3. Гиппиус и Александра Бенуа. Оба автора принимали непосредственное участие в собраниях и хорошо знали их участников, поэтому их мемуары являются ценным для настоящей темы источником.

Наконец, в работе используются законодательные документы: "Свод Законов Гражданских (том X, часть I), "Полное Собрание Законов Российской Империи", "Устав Духовных Консисторий" и др. Эти источники позволяют восстановить некоторые аспекты семейного законодательства, о которых вели споры российские специалисты. Кроме того, в той части главы, где говорится о проекте нового гражданского уложения, приводятся "Журналы редакционной комиссии, высочайше учрежденной для составления проекта гражданского уложения" и "Свод замечаний на проект книги второй гражданского уложения о семейственном праве", предоставляющие подбор мнений специалистов на те или иные статьи брачного права в ходе их бурной полемики по данному вопросу.

III

ЛИТЕРАТУРА

В силу определенных причин споры современников о христианском браке в России рубежа веков до сих пор не являлись объектом отдельного историографического рассмотрения

На страницах диссертации были рассмотрены не изучаемые до этого специально «учения» о браке Л.Н. Толстого и В.В. Розанова, явившиеся катализаторами дискуссии. Впервые была проанализирована полемика вокруг предполагаемой реформы семейного законодательства, а также споры по вопросам христианского брака, развернувшиеся в Петербургских религиозно-философских собраниях. Все эти аспекты дискуссии по большей части не исследовались историками.

Это не означает, конечно, полного отсутствия какой-либо литературы по настоящему вопросу. К числу наиболее полно представленных в историографии тем принадлежит литература о Л.Н. Толстом. Однако и здесь, на фоне громадной толстовской библиографии, посвященной самым разнообразным аспектам его творческой и личной биографии, литература по интересующему нас вопросу представлена достаточно скромно, что имеет свое естественное объяснение - учение Толстого о браке, вызвавшее такую бурную реакцию в русском обществе конца XIX - начала XX века, отошло на задний план после всех революционных потрясений и войн начала века, а сама тема христианского брака просто утратила свою актуальность в атеистической советской историографии.

Выше уже говорилось о том, что определенный интерес к анализу семейной драмы Толстых возник сразу же после смерти Льва Николаевича в биографических жизнеописаниях писателя, написанных его почитателями, и, зачастую, свидетелями его семейной драмы. Понятно, что подобные биографы-толстовцы однозначно вставали в этом вопросе на позицию защиты Льва Николаевича и обвиняли Софью Андреевну в виновности в семейном конфликте. Степенью предвзятости авторов и определялся весь спектр оценок последней - от "ничего не понимающей" в учении гениального мужа жены, в силу своей нравственной и умственной недоразвитости мешающей ему "все отдать" и уйти из дому, либо же страдающей психическими отклонениями и нуждающейся в медицинском лечении (такая версия бытовала среди сподвижников Толстого, живущих в Ясной Поляне), до рисования образа настоящей злодейки, сознательно и регулярно мешающей и вредящей Толстому.

Особенно характерно последняя тенденция проявилась в книге В.Г. Черткова "Уход Толстого", претендующей на объективный анализ причин "ухода", но на деле являющаяся не более чем пасквилем, направленным против жены писателя с целью обелить собственную неприглядную роль в яснополянской трагедии.

Каких только эпитетов не подбирает Чертков в адрес Софьи Андреевны - "безрассудная, своевольная женщина" (187, 1), "тяжелое тридцатилетнее бремя на шее Толстого" (187, 30), женщина, склонная к воровству, подслушиванию, домогательствам и деспотизму (187, 77), создавшая "неописуемо мучительные" условия жизни (187, 73) и приведшая мужа к могиле (187, 112). Конечно, это самый крайний вариант интерпретации семейных отношений Толстых. Так его и восприняли многие современники. Максим Горький, например, с возмущением писал, что "прямой и единственной целью этого сочинения" было "опорочить умершую Софью Андреевну Толстую" (31, 301).

В советской историографии подобные выходки уже не имели места: острота сюжета сгладилась временем, а пишущие о Толстом авторы не являлись более его религиозными почитателями. И все-таки, то благоговейное чувство уважения перед громадным писательским талантом Толстого и обаяние его могучей личности накладывало определенный отпечаток на исследователей, которым приходилось затрагивать эту! тему. В литературе, в том числе в предисловиях к дневникам и письмам Толстых стало как бы общепринятой нормой признавать правоту Л.Н. Толстого и занимать его сторону в семейном конфликте, по принципу "Толстой мог быть в чем-то не прав, но в целом его позиция была логичной и выстраданной". Вместе с тем, личность Софьи Андреевны Толстой стала рассматриваться с гораздо большей симпатией и сочувствием, а порой даже восхищением ее трудом и жизненным подвигом. Однако почти неизменно за женой Толстого оставляли некоторую трафаретную "неспособность" в должной мере понять и оценить толстовское учение.

Наиболее полное и глубокое даже до настоящего времени исследование семейной жизни Толстых, а также эволюции взглядов писателя на семью и брак под названием "Любовь в жизни Толстого" было опубликовано в 1928 году В. Ждановым. Впоследствии этот автор много и плодотворно работал в области изучения творчества Льва Николаевича, возвращаясь иногда к затрагиваемым им в этой его работе вопросам (например, в монографии "От' "Анны Карениной" к "Воскресению"). Однако сама эта работа так и не была переиздана вплоть до 1993 года и практически не вызвала никакого историографического отклика.

Между тем, «Любовь в жизни Толстого» весьма полезна и интересна для всех, занимающихся данной темой. Автор приводит в ней не только богатейший фактический материал, подкрепляя им свои выводы, но и дает достаточно тонкий анализ внутренней эволюции Толстого, а также представляет автобиографическую канву его художественных произведений. Вместе с тем, в своих собственных воззрениях на брак автор во многом соглашается с толстовской позицией, хотя и не доходит до его крайних выводов. Как и Толстой, Жданов убежден, что смысл семьи - только в детях, тогда как "общественные или романтические уклоны, когда мечтают о ' жене единомышленнице или расценивают любовь, как особое блаженное состояние человека" прямо вредны для семьи, если они мешают "мало известным нам родовым законам". Главным для Жданова является "продолжение рода", способное осуществить мечту человека о "бесконечности материи", а не личная любовь, погубившая Анну Каренину и отвлекающая на неправильный путь героев "Крейцеровой сонаты" (46, 149). Подобная точка зрения исследователя, безусловно, повлияла на его оценочные выводы относительно произведений Толстого. Так, он воспринял нашумевшую "Крейцерову сонату" как "прославление нравственности" и восхваление женщины, "не вставшей на путь порока" (47, 63). Оправдывая резкие бракоборческие выпады Толстого его эмоциональностью, Жданов утверждает, вопреки очевидным высказываниям Льва Николаевича, что "Крейцерову сонату" нельзя считать призывом к полному воздержанию", так как весь пафос ее направлен против личной любви, мешающей, с точки зрения Толстого и самого Жданова, продолжению рода (47, 62). В этой же связи смысл семейных противоречий видится Жданову в том, что когда Софья Андреевна перестала, в силу возраста, рожать, Лев Николаевич не нашел в себе сил до 80-ти лет отойти от нее и физически, и духовно, что было необходимо сделать по постулированным им принципам. Жданов весьма сочувственно относится к Софье Андреевне, много пострадавшей от этой противоречивости Толстого, и однако же не считает исходно неверными идеологические посылки конфликта. Поэтому, несмотря на признаваемые им перегибы и крайности Льва Толстого, Жданов рисует его в конечном итоге "правым", а жену - традиционно "не сумевшей понять" эту правоту.

После работы Жданова исследователи уделяли довольно незначительное внимание "Крейцеровой сонате" Толстого. В основном, она упоминалась в ряду других художественных произведений писателя и отдельно не рассматривалась. Правда, в 1933 году в книге "Звенья" вышла статья Гудзия Н.К- "Как писалась и печаталась "Крейцерова соната" Толстого", дающая ценный материал об этапах работы писателя, его черновиках и дневниковых записях тех лет, а также брошюра П.В. Вилькошевского "Судьба "Крейцеровой сонаты" 1940 года, в которой автор, не ставя целью разбор основных положений романа и посвященных ему критических работ, собирает и систематизирует все полемические статьи, появившиеся в России и за границей с момента опубликования "Крейцеровой сонаты".

Проблема семейного конфликта Толстых была вновь затронута в советской историографии в 1960 году с выходом в свет книги Б. Мейлаха "Уход и смерть Льва Толстого". В ней автор попытался отойти от «иконописного» изображения писателя, берущего начало в биографии П. Бирюкова, и показать всю совокупность психологических, нравственных и социально-объективных причин ухода Толстого из Ясной Поляны. На основании анализа дневниковых записей Льва Николаевича Мейлах совершенно справедливо показывает тяжелое душевное состояние Толстого перед уходом, его смятение, мучительную тоску, отсутствие твердой веры, в том числе в собственное учение, и развенчивает миф о "кротком и смиренном" старце-Толстом, ушедшим из Ясной ради "всеобщей любви". По мнению Мейлаха, Толстой уходит в жесточайшей борьбе с самим собой.

Одновременно Мейлах полагает, что не только семейный конфликт повлиял на принятие решения об уходе. Основные причины, с точки зрения исследователя, следовало бы искать в самом Толстом, запутавшимся ё собственном религиозном учении, а также в объективных социально-экономических обстоятельствах жизни того времени: в разладе утопического идеала писателя, который являлся выразителем "патриархально-крестьянского сознания" и реальной жизни. (78, 209). Мейлах в целом смотрит доброжелательно на позицию Софьи Андреевны в семейной трагедии и находит справедливыми ее обвинения мужа в расхождении его проповеди с жизнью, но, однако, несколько упрощает ситуацию, видя в Софьи Андреевне лишь защитницу материальных интересов семьи и детей и не замечая духовной подоплеки конфликта. Поэтому, делает вывод автор, позиция Толстого все же является более прогрессивной, так как Лев Николаевич "сумел порвать со своим классом", а Софья Андреевна - нет (78, 210), и в этом заключается, по мысли Мейлаха, "подвиг" ухода Толстого. (78, 247).

Несколько позже в зарубежной историографии появляется замечательная книга архиепископа Иоанна (Шаховского) "К истории русской интеллигенции", Нью-Йорк 1975), значительный объем которой посвящен Л.Н. Толстому. Автора работы интересует главным образом духовная эволюция писателя, а также его религиозное учение, ради которого он оставил и свой художественный дар, и семью, причем все эти вопросы рассматриваются арх. Иоанном преимущественно сквозь призму семейных взаимоотношений Толстых. Автор, в отличие от всей предшествующей историографической линии, высоко оценивает место и влияние жены Толстого. Именно Софья Андреевна, по его мнению, одна из первых сумела выявить любящим сердцем духовное неблагополучие мужа. Сама не будучи глубоко воцерковленной, она вместе с тем инстинктивно чувствовала опасность учения Толстого, определяя его как "сектантское" (191, 287), и всячески пыталась оградить Льва Николаевича от влияния "темных", как она называла, последователей, поселившихся в Ясной и руководимых Чертковым, человеком с "характерной фамилией". Будучи, по мысли Шаховского, хоть и не духовным, но "плотски трезвым" человеком (191, 323), Софья Андреевна неосознанно взяла на себя подвиг "профанации" любимого человека, обличения его естественных слабостей и пороков, что являлось истинным благом для Толстого в ситуации той нездоровой восторженности, которой его окружили все его почитатели.

В современной историографии анализ взглядов Толстого на семью и брак все еще не нашел должного отражения, и некоторые работы, затрагивающие эти сюжеты, отличаются поверхностностью и отстаиванием толстовской точки зрения, Так, Г. Гачев сопоставляет рассуждения Позднышева с диалогами Платона (24, 161) и положительно оценивает родовой пафос Толстого, отрицающего личную любовь, это "зыбкое", по мнению Гачева, "непрестанное вопрошание друг к другу и к миру, с претензиями и надеждами". А "родство душ" по Гачеву вообще является вредной "претензией на тотальность". Еще один автор - В. Порудоминский, в своих статьях пытается доказать закономерность "Крейцеровой сонаты" в творчестве Толстого, всю жизнь стремившегося к целомудрию и обретшего этот идеал в "Сонате". Своих читателей Порудоминский также призывает отправиться в "радостный путь самосовершенствования" в духе Толстого (108, 133).

Вторая историографическая линия, используемая в настоящей работе, проходит вокруг личности и творчества В.В. Розанова. Книги этого автора, в отличие от работ Л.Н. Толстого, не публиковались в советское время, а его имя практически не упоминалось исследователями. Поэтому вокруг статей Василия Васильевича долгое время царил исследовательский вакуум. Лишь в последнее десятилетие книги Розанова начинают переиздаваться, а его творческое наследие подвергается осмыслению. В целом о Розанове к сегодняшнему дню сказано немало, причем специалистами самых разнообразных гуманитарных дисциплин: философами, историками, филологами. Не обошли авторы и сочинений Василия Васильевича о поле и браке. И все-таки до сих пор еще не написано глубокого и основательного исследования в этой области. Среди удачных попыток интерпретации розановских построений можно назвать небольшие, но емкие статьи-предисловия и послесловия В. Сукача, который четко выделяет тему пола в особый период творчества Розанова, пишет о ней, как об одной из ведущих и универсальных розановских тем, а также связывает ее появление с реальными фактами личной жизни Василия Васильевича.

Определенное внимание вопросам о поле и браке уделяет другой исследователь и биограф Василия Васильевича - В.А. Фатеев. Он пишет об этапах появления розановских работ в печати, пересказывая при этом общий смысл этих статей, что является особенно ценным для тех, кто только начинает знакомиться с работами Василия Васильевича. Однако следует заметить, что работа Фатеева не ставит своей целью детальный анализ интересующей нас темы - ее задача познакомить читателя со всеми пластами розановского творчества, в том числе и в вопросах семьи.

В книге В.В. Носова "В.В. Розанов. Эстетика свободы" также уделяется определенное место "религии пола" Василия Васильевича. Автор определяет розановское сознание как "оргиастическое", а сам процесс его творчества рассматривается Носовым как способ получения эротического наслаждения (91, 34). Однако Носова интересует не столько тема пола сама по себе, сколько ее связь с общей проблематикой его книги, вынесенной им в заглавие. Поэтому "демонизм" Розанова, проявляющийся по мысли автора в его половой религии, Носов считает связанным художественно с розановским эстетическим восприятием жизни (91, 192).

Специальное исследование по вопросам пола и брака в творчестве Розанова было написано в 1994 году В.К. Пишун и C.B. Пишун. При всей полноте приводимого авторами материала и детальной проработке определенных сюжетов, исследование грешит некоторыми существенными недостатками. Так, несмотря на наличие интересных сопоставлений - Розанов и Достоевский, Розанов и Ницше, Розанов и К. Леонтьев, Розанов и В. Соловьев, необходимых, по мнению авторов, для адекватного понимания розановских мыслей, в книге полностью отсутствует аналогичное сопоставление позиции Розанова в вопросе о поле и браке и учения Православной Церкви, им критикуемого. Поэтому там, где приходится касаться некоторых аспектов церковного учения, авторы вместо анализа последнего просто повторяют взгляды и мнения, порой очень предвзятые, самого Василия Васильевича, приписываемые им Церкви. Остается непонятным, действительно ли позиция Пишунов полностью тождественна в этом вопросе с точкой зрения Розанова, или же они не дали себе труда рассмотреть аргументацию противоположной стороны.

Сомнительным представляется также постулирование авторами положения, что для "философов-пророков", к каковым они относят Розанова, должны быть определены иные критерии "моральности" (101, 112). В целом же книга является достаточно полезной и информативной.

Наконец, в вышедшей в самое последнее время развернутой биографии В.В. Розанова, написанной А. Николюкиным, приводится глава, посвященная розановским изысканиям о поле и семье. Однако и здесь автор в основном пересказывает точку зрения Василия Васильевича, высказанную им в ходе его полемики против церковных установлений о браке, характеризуя последние как «устарелые» и «античеловеческие» (89а, 326) и даже не пытается показать своим читателям действительную позицию Церкви в этом вопросе.

Особую группу используемых в диссертации работ составляют монографии, имеющие промежуточный характер между источниками и историографической литературой - в них, наряду с высказываемыми авторами оценками событий и личностей содержится богатый фактический и полемический материал, используемый в работе как источник. В качестве примера можно привести "Биографию Льва Николаевича Толстого" П.И. Бирюкова, изданную его почитателем вскоре после смерти писателя, где Бирюков приводит некоторые

21 неопубликованные материалы, а также свои личные наблюдения и оценки. Сюда же следует 1 отнести и монографии о канонической и юридической сторонах семейного законодательства Горчакова М.И. Суворова Н.С. Победоносцева К.П. и других авторов, содержащие ценный спектр мнений по злободневным вопросам, и являющиеся как бы продолжением полемики в печати на эту тему.

Такова, в общих чертах, историографическая ситуация вокруг представленной в данной работе темы.

СТРУКТУРА РАБОТЫ

По своей структуре настоящая работа состоит из трех глав, которые делятся на соответствующие части.

В первой главе приводятся основные положения семейного законодательства в России рубежа веков и рассматриваются попытки его реформирования через призму полемики, развернувшейся вокруг статей семейного права.

Эта глава важна для всей работы в целом, так как в ней рассматриваются исторические реалии, о которых писали почти все принимающие в дискуссии о христианском браке авторы, даже те, которые вовсе не занимались разбором законодательных положений.

Вторая глава посвящена творчеству и жизненному пути JI.H. Толстого, "открывшего" тему о браке для широкой публики. Здесь представлены материалы его биографии, ход работы над "Крейцеровой сонатой" и другими произведениями, посвященными браку и семье, дается анализ эволюции Толстого от «певца семейного счастья» к конечному отрицанию самой возможности христианского брака, а также рассматриваются основные очаги полемики вокруг работ Толстого.

В третьей главе, посвященной мыслям В.В. Розанова о поле и браке, анализируется, через призму творческой и личной биографии мыслителя, своеобразное учение последнего о семье, создаваемое им во многом из оппозиции церковному учению.

Несмотря на то, что две последние главы работы несут в себе вполне самостоятельную информацию, между ними, безусловно, существует определенная перекличка. С одной стороны, Розанов и Толстой были лично знакомы и, более того, при их встрече в Ясной Поляне обсуждали именно проблему брака (134, 111), и в дальнейшем Василий Васильевич во всех своих работах неоднократно апеллировал к творчеству Толстого по данному вопросу. Во-вторых, многие авторы, выступавшие как критики Толстого, обращались затем к

23 анализу статей Розанова, так что большинство участников дискуссии было хорошо осведомлено о позициях обоих, и даже часто строило свою критику на их сопоставлении и противопоставлении. Особенно ярко это проявилось в спорах на Петербургских религиозно-философских собраниях, где в качестве лейтмотива встреч звучало постоянное обращение и разбор точек зрения Толстого и Розанова. В этом смысле последняя часть третьей главы, посвященная Собраниям, которая замыкает и главу, и работу в целом, как бы еще раз позволяет обратиться и сопоставить двух ее основных героев.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Споры современников о христианской семье и браке в России конца XIX - начала XX веков"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный в диссертации анализ состояния духовной и светской периодики и других источников позволяют сделать вывод о существовании в обществе рубежа веков горячей полемики по вопросам о сущности христианского брака.

Само время возникновения подобной дискуссии не случайно -начало века всегда знаменуется ожиданиями чего-то нового, особенно в религиозной области. И многие представители культуры Серебряного века ожидали нового религиозного откровения, «третьего завета», способного принести преображение плоти и брачных отношений, о чем так мечтали декаденты. С другой стороны, массовый отход от христианства и потеря смысла и понимания христианского барка и одновременно же - зарождение нового неподдельного интереса к собственной православной традиции в учении о браке среди некоторых слоев интеллигенции (когда «открытие» православного понимания брака было сопоставимо с одновременным «открытием» древней иконы, знаменного пения, возрождением патриаршества и т.д.) - все это заставляло задумываться над вопросом о том, что же такое христианский брак и в чем его сущность.

При всем разнообразии высказанных в х;оде дискуссии мнений, можно выделить три основных очага, вокруг которых она велась: споры о путях реформирования семейного законодательства, полемика о «Крейцеровой сонате» Толстого и дискуссия вокруг работ В.В. Розанова.

Проблема реформирования брачного законодательства была поставлена самой жизнью и необходимость изменения сильно устаревшей системы ведения бракоразводных дел ощущалась всеми пишущими на эту тему специалистами. Однако помимо чисто профессиональных вопросов участников дискуссии волновали, в зависимости от их политических и религиозных убеждений, и пути будущей эволюции семейного права в сторону ли дальнейшей секуляризации или же сохранения церковных законоположений. Причем тенденция к секуляризации встретила в обществе довольно мощную поддержку и явилась особенно привлекательной для расцерковленной части интеллигенции, утратившей смысл и понимание строгих церковных определений относительно брака и его расторжения. К тому же статьи В.В. Розанова, вносившие мировоззренческие вопросы в эту полемику, еще больше подогрели читательский интерес и выпели дискуссию за узкие рамки профессионального круга юристов и канонистов.

Вторым узловым моментом споров о браке явилась «Крейцерова соната» Толстого, так ошеломившая российскую публику. Ей казалось, что подобная эволюция Толстого от апологета до полного отрицателя семьи и брака невероятна. Однако анализ его творческой эволюции позволяет сделать вывод о том, что уже в ранних произведениях Л.Н. Толстого, воспевающих семью, содержались зародыши тех мыслей, которые в дальнейшем привели писателя к отрицанию брака. Сюда прежде всего относится умаление Толстым значения личной любви для жизни человека в пользу любви «ко всему человечеству» и отрицание первостепенной важности ее для брака.

Основу брака, по мысли Льва Николаевича, должно составлять деторождение. Все же прочее - любовь, родство душ и т.д. являлось для него не более чем химерой, прикрывающей потребность в продолжении рода. И хотя история его личных взаимоотношений с женой, казалось бы, опровергала эти идеи, Толстой неизменно настаивал на них в своих трудах. После же религиозного переворота изменился, по сути, один только пункт в понимании им брака: он стал отрицать необходимость продолжения рода, и, следовательно, рождения детей. Таким образом, брак делался, с его точки зрения, вообще ненужным и далее греховным для жизни человека, мешающим ему целиком посвятить себя любви и служению всему человечеству.

В работах В.В. Розанова, появившихся • несколько позднее «Сонаты», отстаивались, казалось бы, противоположные мысли о браке: не отрицание его, а, наоборот, воспевание и даже религиозное

208 поклонение этому установлению. Однако и для Василия Васильевича брак являлся прежде всего «половым» таинством, призванным поддерживать культ «святых рождений». Поэтому Розанов, как и Толстой, пришел к выводу о том, что христианского брака нет и быть не может - но если первый считал, что Церковь освящает греховное полосочетание, то последний, наоборот, полагал, что христианство по своей спиритуалистической сути не может не гнушаться браком и только лукавит, освящая его, а на деле строит максимальное количество препятствий к его заключению и нормальному течению.

Против обоих учений о браке выступили критики из богословской среды и светских кругов. Однако в ходе этой дискуссии выявилось отсутствие согласованности позиций даже среди представителей Церкви, чему во многом способствовали проникшие с Запада схоластические представления, затемняющие православное учение о браке. Поэтому перед богословами встала насущная потребность прояснения этого учения через обращение к Св. Отцам, с тем, чтобы по-святоотечески ответить на все поставленные Толстым, Розановым и их сподвижниками вопросы о сущности христианского брака, о физическом моменте в нем, о приоритетности личной любви или же деторождения, о соотношении девственного и брачного путей и другие. Надо сказать, что и сегодня авторы, пишущие о христианском браке, затрагивают в своих работах все те спорные моменты, которые впервые были поставлены на широкое обсуждение на рубеже веков.

 

Список научной литературыКотовская, Елена Игоревна, диссертация по теме "Исторические науки"

1. Г. фон-Аминтор. За правду и за честь женщины, против "Крейцеровой сонаты" JI.H. Толстого. Спб, 1 898.

2. А.Н. В защиту брака. По поводу "Крейцеровой сонаты" гр. Льва Толстого. Спб, 1891.

3. Барсов Т. О сущности христианского брака // Христианское чтение. Спб, 1903, сент.

4. Белый А. В.В. Розанов, в кн.: В. Розанов. Pro et contra. Кн. 1. Спб, 1995.

5. Бенуа А. Мои воспоминания. М, 1990.

6. Бердников И.С. Заметка о раскольничьем браке // Православный собеседник. Казань, 1895, № 2.

7. Бердников И.С. Вторая заметка по вопросу о раскольничьем браке // Православный собеседник, 1896, № 1.

8. Бердников И.С. Поправка к результатам полемики по вопросу о раскольничьем браке, сформулированным г. Заозерским // Православный собеседник, 1897, № 1.1 1. Больной вопрос // Церковный Вестник. Спб, 1903, № 5.

9. Брак по божественному установлению // Церковный Вестник, 1898, № 49.

10. Брак по учению Христа Спасителя // Церковный Вестник, 1 898, №50.

11. Брак по учению Св. Апостола Павла // Церковный Вестник, 1898, № 51.

12. К вопросу о браке // Церковный Вестник, 1898, № 48.

13. Браки офицеров // Разведчик, 1898, №№ 407,409, 410, 412,414,415,420,426.

14. Булгаков В.Ф. Замолченное о Толстом // Ковчег. Прага,

15. Булгаков В.Ф. JI.H. Толстой в последний год его жизни. М, 1989.

16. Вероисповедные воззрения на брак // Церковный Вестник,1898, № 52.

17. Гиппиус 3. Живые лица. Воспоминания. Прага, 1925; переиздание Тбилиси, 1991.

18. Г.Л.И. О христианском браке; по поводу современных толков в печати о браке и безбрачии // Богословский Вестник. Сергиев Посад, 1900, февр.

19. Голлербах Э. В.В. Розанов. Жизнь и творчество. М, 1991.

20. Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого. М, 1959.

21. Горчаков М.И. О предбрачных оглашениях. Доклад проф., протоиерея М.И. Горчакова пастырскому собранию в Спб. Спб,1899.

22. Горький М. Собрание сочинений в тридцати томах. М, 1951, том 14.

23. Гражданское Уложение. Проект. Спб, 1903, кн. 1-2.

24. Григоревский М. Учение Св. отцов и Учителей Церкви I-IV вв. о браке // Странник. Спб,1898, янв, фев, март.

25. Громогласов И.М. Определение брака в Кормчей. Сергиев Посад, 1908.

26. Гусев А.Ф. О браке и безбрачии. Против "Крейцеровой сонаты" и "Послесловия" к ней графа Л. Толстого. Казань, 1891.

27. Гусев H.H. Два года с Л.Н. Толстым. Записки бывшего секретаря Л.Н. Толстого. М, 1912.

28. Гусев Н. К истории семейной трагедии Толстого (по неизданным источникам) II Литературное наследство. М, 1939, №№ 37-38.

29. Данные к решению вопроса о бракоразводном процессе // Церковный Вестник. 1901, №29.

30. Добровольский В.И. Брак и развод. Спб, 1903.

31. Дроздов О.Н. К вопросу о браковенчании // Спб. Духовный Вестник, 1 899, № 1.

32. Жизнеописание Льва Николаевича Толстого в письмах его секретаря В.Ф. Булгакова. М, 1911.

33. Журналы Редакционной комиссии, высочайше учрежденной для составления проекта гражданского уложения. Проект книги 2 (Семейное право). Спб, 1899.

34. Загоровский. Что такое' раскольничий брак // Богословский Вестник, 1895,том1.

35. Загоровский. Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольничьем браке // Богословский Вестник, 1896, № 1.

36. Загоровский. Результаты полемики по вопросу о раскольничьем браке // Богословский Вестник, 1896, № 4.

37. Законопроект об отдельном жительстве супругов // Церковный Вестник, 1900, № 5.

38. Заозерский Н. На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах (по поводу современных пессимистических воззрений на семейную жизнь и обуславливаемых ими толков в печати о браке и разводе) // Богословский Вестник, 1902, май.

39. Заозерский Н. Странный ревнитель святыни семейного очага // Богословский Вестник, 1901, нояб.

40. Зап иски Петербургских религиозно-философских собраний за 1902-1903 г.г., Спб, 1906.

41. Из писем к Толстому (по материалам толстовского архива) // Литературное наследство. М, 1939, №№ 37-38.

42. Каноны или книга правил. Монреаль, 1974.

43. Клокачев В.П. Брак офицеров. Спб, 1907.

44. Козлов A.A. Религия гр. Л.Н. Толстого, его учение о женщине и любви. Спб, 1895.

45. Коник А. Любовь земная и небесная. М, 1996.

46. Конспект церковного права. Составлен по лекциям Н. Суворова, проф. Моск. Ун-та. М, 1909.

47. Красножен М.Е. Современные вопросы. Брак и развод. Прелюбодеяние. Свобода совести и веротерпимость. Наука и политика. Юрьев, 1905.

48. Кудрявцев П.П. К вопросу об отношении христианства к язычеству. По поводу современных толков о браке // Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1903, № 2.

49. Лабутин. Недоговоренные мысли // Церковный Вестник, 1902, № 43;

50. Лесков Н.С. Письма, в кн.: Шестидесятые годы.

51. Материалы по истории литературы, М-Л, 1940.

52. Лесков Н.С. Собрание сочинений в 11 томах. М, 1958, том 9.

53. Либерман А.Я. "Крейцерова соната" и ее учение. Против гр. Л.Н. Толстого. Спб, 1892.

54. Листовский М. Заметки на "Крейцерову сонату" гр. Л.Н. Толстого. М, 1891.

55. Л.П. Брак или девство // Новый путь. 1903, нояб.

56. Мееринг С. Грошовая соната (пародия "Крейцерову сонату"), перевод с немецкого. Спб, 1890.

57. Мейендорф И., прот. Брак в православии. М, 1995.

58. Меньшиков М.О. Элементы романа. О супружестве // Книжки "Недели", 1898, сент.

59. Меньшиков М.О. Элементы романа. О половой любви // Книжки "Недели", 1897, сент.

60. Меньшиков М.О. Элементы романа. Возвеличение семьи // Книжки "Недели" 1898, нояб.

61. Мережковский Д.С. Новый Вавилон, в кн.: Pro et contra. Спб,1955, книга 1.

62. Михаил. Два слова о разводе брачном (по поводу мыслей В.В. Розанова) // Церковный Вестник, 1902, № 48.

63. Михаил. О разводе во Франции // Церковный Вестник, 1903, № 5.

64. Михайлов О.Н. И.А. Бунин. Очерки творчества. М, 1967.

65. Мнения и отзывы по вопросам о праве лиц, брак которых расторгнут по причине нарушения ими супружеской верности, на вступление в другой брак. Спб, 1882.

66. Настольная книга священно-церковнослужителя.Спб. 1913, часть

67. Неудовлетворительность бракоразводного процесса в духовном суде // Церковный Вестник, 1901, № 22.

68. Никанор. Беседа высокопреосвященного Никанора, архиепископа Херсонского и Одесского, о христианском супружестве против гр. Л. Толстого. Одесса, 1890.

69. Н.К.Д. О браках офицеров. Действующие статьи кн. VII Свода военных постановлений 1869 года. Спб, 1903.

70. О браке // Церковный Вестник. 1904, № 34.

71. Об осуждении на всегдашнее безбрачие // Церковный Вестник, 1904, №№ 1-2.

72. О "Крейцеровой сонате" гр. Л.Н. Толстого // Книжки "Недели". Спб, 1891, июнь.

73. О половом вопросе. Мысли гр. Л.Н. Толстого, собранные Вл. Чертковым. Спб,1906.

74. О предбрачных предосторожностях // Церковный Вестник, 1904, №№ 1-2.

75. О семье и воспитании. Спб, 1996, том 1.

76. Офицерские браки // Новый путь, 1903, № 1.

77. Пастырское собрание 1 декабря 1898 // Церковный Вестник 1898, № 50.

78. Пастырское собрание 15 декабря 1898 // Церковный Вестник, № 52.

79. Планирование семьи. М, 1994, № 2.

80. Пляшкевич В. А. О браке как таинстве в древнехристианской церкви // Православное Обозрение, 1 883, №1.

81. Полное собрание законов Российской .империи. Собрание третье, том XXII, 1902 г. Спб, 1904.

82. Полозов А. О браке в светской печати // Вера и Церковь 1899, № 10.

83. Правила о разрешении раздельного жительства супругов. Спб. 1898.

84. Преображениский Ф. Христианский брак, М, 1891.

85. Преподобные Оптинские старцы. Жития и наставления. Введенск4я Оптина Пустынь, 1998.

86. Пространный катехизис православной кафолической восточной церкви. М, 1872.

87. Pro et contra. I. M, 1 995.

88. Pro et contra. И. M, 1995.

89. Разумовский. "Крейцерова соната" Гр. Л. Н. Толстого и ее выводы. М, 1892.

90. Розанов В.В. Ангел Иеговы у евреев, в кн.: Тайна Израиля. Спб, 1993.

91. Розанов В.В. Апокалипсис нашего времени, в кн.: О себе и жизни своей. М, 1990.

92. Розанов В.В, В мире неясного и нерешенного. Из восточных мотивов. М, 1995.i

93. Розанов В.В. В соседстве Содома, в кн.: Тайна Израиля. Спб, 1993.

94. Розанов В.В. В темных религиозных лучах. М, 1994.

95. Розанов В.В. Закон и брак ( по поводу проекта нового гражданского Уложения) // Новый путь, 1 903, № 1.

96. Розанов В.В. Около церковных стен. М, 1995.

97. Розанов В.В. Опавшие листья (короб I), в кн.: О себе и жизни своей. М, 1990.

98. Розанов В.В. Опавшие листья (короб II и последний), в кн.: О себе и жизни своей. М, 1990.

99. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М, 1995.

100. Розанов В.В. О себе и жизни своей. М, 1990.

101. Розанов В.В. Пол и душа // Новое Время, 1902, № 9369.

102. Розанов В.В. Религия и культура. М, 1992.

103. Розанов B.B. Сахарна. M, 1998.

104. Розанов B.B. Семейный вопрос в России. Спб, 1903, том I.

105. Розанов В.В. Семейный вопрос в России. Спб, 1903, том II.

106. Розанов В.В. Смертное, в кн.: О себе и жизни своей. М, 1990. к

107. Розанов В.В. Сочинения. Л, 1990.

108. Розанов В.В. Уединенное, в кн.: О себе и жизни своей. М, 1990.

109. Розанов В.В. Юдаизм, и кн.: Тайна Израиля. Спб, 1993.

110. Русский эрос или философия любви в России. М, 1991.

111. Сахаров В.П. О запрещении браков в родстве. Екатеринослав, 1898.

112. Свод Законов Российской Империи. Спб, 1887, том 10, часть 1.

113. Свод Законов Российской Империи. Спб, 1914, том 10, часть 1.

114. Свод замечаний на проект книги второй гражданского Уложения о семейном праве. Спб, 1903.

115. Семья. Книга для чтения. М, 1990.

116. Сильвестр. Есть ли какие-либо бесспорные основания для передачи бракоразводного процесса из ведения Церкви гражданскому суду и возможные следствия этой передачи. Харьков, 1903.

117. Соловьев В. Смысл любви. М, 1995.

118. Спасский М.И. Лев Толстой и христианский брак, в кн.: Сущность брака. М, 1901.

119. Страхов H.H. Христианское учение о браке и противники этого учения. Харьков, 1895.

120. Струженцов М. К вопросу о православно-христианском понимании существа брака (ответ иеромонаху Михаилу) // Богословский Вестник, 1902, дек.

121. Струженцов М. Православно-христиаиское учение о браке (по поводу воззрений на брак гр. Л.Н. Толстого и некоторыхсовременных., публицистов). Публичное богословское чтение // Богословский Вестник, 1902, июль-авг.

122. Сухотина-Толстая T.JI. Дневник. М, 1984.125. Сущность брака. М, 1901.

123. Темниковский Е. Религиозная и гражданская форма заключения брака по проекту гражданского Уложения. Ярославль, 1902.

124. Толстая Е.В. Записки (1876-1919), в кн.: Л.Н. Толстой и его близкие. М, 1986.

125. Толстая С.А. Дневники. М, 1987, том 1.

126. Толстая С.А. Дневники. М, 1987, том 2.

127. Толстая С.А. Письма к Л.Н. толстому 1862-1910. М-Л,1936.

128. Толстой И.Л. Мои воспоминания. М, 1987.

129. Толстой Л.Л. Прелюдия к Шопену // Новое Время, 1898, №№ 7996, 8002,8009.

130. Толстой Л.Л. Правда о моем отце. Л, 1924.

131. Толстой Л.Н. Дневники 1847-1894 гг. Собрание сочинений в 20-ти томах. М, 1965, том 19.

132. Толстой Л.Н. Дневники 1895-1910 гг. Собрание сочинений в 22-х томах. М, 1985.

133. Толстой Л.Н. В чем моя вера, в кн. «Евангелие Толстого». М, 1992.

134. Толстой Л.Н. Дневники и записные книжки. Полное собрание сочинений (ПСС). М, 1992, том 48.

135. Толстой Л.Н. Записные книжки. Дневник для одного себя. ПСС. М, 1992, том 58.

136. Толстой Л.Н. Дневники и записные книжки 1909. Дневник для одного себя. ПСС. М, 1992, том 57.

137. Толстой Л.Н. О браке и призвании женщины. ПСС. М, 1992, том 7.

138. Толстой Л.Н. Крейцерова соната. М,

139. Толстой Л.Н. Семейное счастье. ПСС. М, 1912, том 3.

140. Толстой Л.H, Письма, ПСС. М, 1992, том 86.

141. Толстой Л.Н. Письма к С.А. Толстой 1862-1886. ПСС. М, 1992, том 83.

142. Толстой С.Л. Очерки былого. М, 1956.

143. Троицкий C.B. Брак и грех. Брак до греха; Брак после греха; О браке как таинстве // Странник, 1904

144. Троицкий C.B. Что же такое брак // Странник 1904, № 2.

145. Троицкий C.B. Философия христианского брака. Киев,1996.

146. Устав Духовных консисторий. Спб, 1900.

147. Филевский И.И. Пустословие светского богослова // Странник. 1901. сент.

148. Христианская семья и брак. М, 1992.

149. Церковные Ведомости. Спб, 1907, №№ 5; 12; 1909, № 43.

150. Чертков В.Г. Уход Толстого. М, 1922.

151. Чехов А.П. О литературе и искусстве. М, 1954.

152. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. М, 1949, том 7.

153. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. М, 1949, том 15.

154. Яснополянские записки Д.П. Маковицкого // Литературное наследство. М, 1979, том 90, кн. 1-4.1. ЛИТЕРАТУРА

155. Аитюхии Г.В. Друзья Л.Н. Толстого Г.А. Русанов и В.Г. Чертков. Воронеж, 1983.

156. Арцыбашев М.М. Наш бракоразводный процесс. Спб, 1908.

157. Бердников Г.П. Чехов А.П. Идейные и творческие искания. М-Л, 1970.

158. Бирюков П.И. Биография Л.Н. Толстого. П-г, 1922-23, том I.

159. Бирюков П.И. Указ. соч., том II.

160. Вилькошевский П.В. Судьба "Крейцеровой сонаты" Л.Н. Толстого. Самарканд, 1940.

161. Гачев Г.Д. Русский эрос: "Роман" Мысли с Жизнью. М,i1 994.

162. Горчаков М.И. О тайне супружества. Спб, 1880

163. Григоровский С.П. Причины и последствия развода и бракоразводный процесс на суде духовном. Спб, 1898.

164. Гудзий Н.К. Как писалась и печаталась "Крейцерова соната" Толстого // Звенья. М-Л, 1 933, вып. II.

165. Дурылин C.IÍ. В.В. Розанов // Начала. М, 1992, № 3.

166. Духовная трагедия Л. Толстого. М, 1995.

167. Жданов В.А. Любовь в жизни Льва Толстого. М, 1993.

168. Жданов В.А. От "Анны Карениной" к "Воскресению". М, 1968

169. Загоровский А.И. Курс семейного права, Одесса, 1902

170. Зеньковский В.В., прот. История русской философии. Ленинград, 1991, том 1,часть 2.

171. Зеньковский В.В., прот. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1955.

172. Зеньковский В.В., прот. В.В. Розанов, в кн.: Pro et contra. Спб, 1995, кн. 2.

173. Каледа Глеб, проф., прот. Домашняя церковь. М, 1997

174. Кацис Л.Ф. Из комментария к иудейским мотивам В.В. Розанова // Начала. М, 1992, № 3.

175. Лосский Н.О. История русской философии. М, 1991

176. Мейлах Б. Уход и смерть Льва Толстого. М-Л, 1960

177. Николюкин А. Розанов. М, 2001.

178. Носов С. В.В. Розанов. "Эстетика свободы". Спб, 1993.

179. Першин М. " Я хотел видеть мир беременным". Василий Розанов перед тайной пола // Татьянин День, 1998, № 18.

180. Пишун В.К. Пишун C.B. "Религия жизни" В. Розанова. Владивосток, 1994.230

181. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Спб, 1896, часть II.

182. Порудоминский В. Предисловие к "Крейцеровой сонате" // Человек. М, 1993, №№ 1-2.

183. Суворов Н.С. Гражданский брак. Спб, 1899.

184. Суворов Н.С. О безбрачии как о последствии расторжения брака по причине прелюбодеяния. Спб, 1898.

185. Сукач В.Г. Загадка личности Розанова, в кн.: О себс и жизни своей. М, 1990.

186. Тоффлер Э. Третья волна. М, 1999.

187. Фатеев В.А. В.В. Розанов. Жизнь, Творчество. Личность. М, 1991.

188. Флоренский П. Штрихи воспоминаний, в кн.: Pro et contra, Кн. 1 Спб, 1995.

189. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937.

190. Хопко Ф., прот. Основы православия. Минск, 1991.

191. Цвейг С. Три певца своей жизни: Казанова, Стендаль, Толстой. М, 1992.

192. Циркин Ю.Б. Карфаген и его культура. М, 1986,

193. Цыпин В.А. Церковное право. М, 1996.

194. Шаховской И., арх. Избранное. Петрозаводск, 1992.