автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.10
диссертация на тему:
Сравнительный анализ компьютерного дизайна средств массовой информации (на базе русской, белорусской, французской и арабской периодической печати)

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Алль-Иззи Халед
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Минск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.10
Автореферат по филологии на тему 'Сравнительный анализ компьютерного дизайна средств массовой информации (на базе русской, белорусской, французской и арабской периодической печати)'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Сравнительный анализ компьютерного дизайна средств массовой информации (на базе русской, белорусской, французской и арабской периодической печати)"

белорусским государственный университет

г/*4"

удк 0^0'4(4-15)(043.3)

V

■АЛЛЬ-ИЗЗИХАЛЕД

сравнительный анализ компьютерного дизайна средств массовой информации (на базе русской, белорусской, французской н арабской периодической печати)

Специальность ] 0.01.10 - журналистика

автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Минск - 1999

Работа выполнена на кафедрах социологии журналистики и периодической печати факультета журналистики Белорусского государственного университета

Научный руководитель:

доктор филологических наук, профессор Стрельцов Б. В.

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Бондарева Е.Л.

кандидат филологических наук, доцент Медведева О. А.

Оппонирующая организация: Белорусский государственный

педагогический университет им.М.Танка

Защита диссертации состоится « 18 » января 2000 г. в 14— на заседании совета по защите диссертаций К 02.01.02 в Белорусском государственном университете по адресу 220050, г. Минск, пр. Ф.Скорины,4, главный корпус, к. 206, тел. 222-83-40.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белорусского государственного университета.

Автореферат разослан "/^'-де^абр^- 1999 г.

Учёный секретарь совета по защите диссерг кандидат филологических наук, доцент

В.И. Ивченков

¿/С? Г Р/йг/З'Лг?

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации: Первое и нередко самое сильное впечатление на читателя производит внешний вид издания, его первая полоса. Поэтому мастерство оформления газеты имеет большое значение, особенно при наличии множества изданий, конкурирующих между собой.

Газетный дизайн - не застывшая категория. Он развивается и совершенствуется в контексте общего развития эстетики. Революционный скачок произошел с внедрением в производство и оформление газет компьютерных систем. В практику внедрилось новое понятие -"компьютерный дизайн". Электронные системы помогают весь разнообразный лоток информации разместить на газетных полосах в соответствии с нормами логики и эстетики. Логика предусматривает учет текстовой, внутренней сути информационных сообщений и аналитических материалов. Эстетика диктует оформительский поиск.

Сложность в работе оформителей газеты обусловлена необходимостью освоения как специальных компьютерных технологий, типографской системы мер и шрифтов, полиграфических терминов, основ композиции газетной полосы, так и основ общей журналистики и публицистики. Без четкого понимания жанровой системы во всем ее многообразии невозможно правильно оформить газетные страницы и расставить полиграфическими выделительными средствами нужные акценты, соответствующие содержанию и значимости текстов.

Таким образом, можно утверждать, что оформление газеты - важнейшая часть общего редакционного процесса, формирования комплексного образа издания.

В разных странах мира свои традиции, свои находки и направления в оформительском деле. В диссертации поставлена задача проанализировать особенности компьютерного дизайна русских, белорусских, арабских и французских газет, сопоставить их и выделить в каждом случае- наиболее значимое. В условиях общих интеграционных процессов, стремления к созданию единого мирового информационного пространства такой подход чрезвычайно актуален.

Актуальным является и обоснование комплексного образа издания - с учетом его внешнего облика, создаваемого оформительскими средствами, и внутреннего — содержательно-текстового.

Связь работы с крупными научными программами: Диссертация разрабатывалась в соответствии с планами научно-исследовательской работы кафедры теории и практики современной журналистики (а с 1998г. - кафедр

социологии журналистики и периодической печати, созданных на базе названной кафедры) и научно-исследовательской лаборатории средств массовой информации Белорусского государственного университета. Тема "Исследование функционирования СМИ в переходный период" (протокол №4 от 25/Х1-1995г.)

Цель и задачи исследования: Определить оптимальные модели компьютерного оформления газетных полос и номеров в целом.

Поставленная цель реализовывалась путем решения следующих задач:

1. Анализ старой (типографской) техники оформления газеты и выделение приемов и способов, согласующихся с особенностями компьютерного дизайна.

. 2. Определение возможностей нового (компьютерного) способа производства и оформления газеты.

3. Выработка рекомендаций по компьютерному размещению и оформлению на полосе текстов разного жанрового исполнения.

4. Раскрытие психологического восприятия читателями образа издания и обеспечения с учетом этого фактора интенсификации читательского интереса.

5. Обеспечение единства текстового и иллюстрационного материала на газетной полосе (текстов разных жанров и фотографий, рисунков, карикатур, коллажей и т.п.).

. 6. Определение места рекламных объявлений на газетных страницах и способов их оформления, обеспечивающих включение рекламы в общую структуру номера.

Объект и предмет исследования: Предметом исследования является зафиксированный в опыте и включенный в процесс практической деятельности СМИ комплекс приемов производства и оформления газеты, обеспечивающий оптимальные варианты создания образа издания. Объект исследования - периодические издания: российские "Известия", "Комсомольская правда", "Труд", "Аргументы и факты", "Литературная газета", белорусские "Рэспублгка", "Советская Белоруссия", "Народная газета",."Народная воля", "Белорусская деловая газета", "Белорусский рынок", "Знамя юности", "Свободные новости", "Культура", арабские "АН-Нахар", "Аль-Хаят", "АС-Сафир", "Аль-рой-Аль-мастур", "Аль-Кабос", "Аль-Баос", "Аль-Сияса", французские "Ле Монд", "Либерасьон" и другие ежедневные газеты и еженедельники. При сравнительном анализе использовался также опыт известных оформителей отдельных журналов.

Методология и методы проведенного исследования: Задачи и цели, поставленные при разработке темы диссертации, характер рассматриваемой сферы журналистской деятельности обусловили и использование

определенных исследовательских методов: политического осмысления совокупности объектов изучения, теоретического и эмпирического подхода при исследовании, метода сравнительного анализа приемов производства и оформления газеты, выработанных в разных странах, сопоставления и противопоставления теоретических концепций и эмпирики, системно-целостного подхода в работе.

Научная новизна и значимость полученных результатов: Данная диссертационная работа представляет собой первое в белорусской, российской и арабской журналистике и журналистской науке комплексное исследование компьютерного дизайна периодических изданий с использованием метода сравнительного анализа, выделения наиболее эффективных оформительских приемов в СМИ разных стран, их осмысления, выработки теоретических предложений и практических рекомендаций. Впервые проведено комплексное исследование единства текстового и иллюстрационного материала и. даны рекомендации по более прочному обеспечению этого единства с соответствующей жанровой дифференциацией.

Значимость полученных результатов как в предложении новых теоретических концепций по производству и оформлению газеты (вклад в журналистскую науку), так и в первой попытке создать. общую систему компьютерного дизайна, включающую прогрессивные приемы оформительского мастерства (вклад в практику газетного дела).

Практическая значимость проведенного исследования: Научные разработки и рекомендации данного исследования могут быть широко использованы:

1. Журналистами-практиками, оформителями и техническими работниками, обслуживающими компьютерные редакционно-издательские комплексы, для совершенствования производства и оформления периодических изданий.

2. Исследователями журналистики для продолжения работы в данном направлении (с использованием как теоретических посылок автора диссертации, так и обобщенного эмпирического материала).

3. Преподавателями факультетов журналистики и учебных заведений полиграфического профиля для включения в основные дисциплины и специальные курсы по современным методам производства и оформления газеты.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. В периодической печати почти всех стран мира произошел переход с традиционного (типографского) способа производства и оформления газеты на компьютерный. Назрела необходимость комплексно проанализировать

возможности электронной техники в совершенствовании оформительского мастерства, определить взаимодействие интеллекта человека и машинного "интеллекта" в данной сфере деятельности.

2. В журналистике сложилась четкая система жанров. Размещение и оформление на газетной полосе информационных, аналитических и художественно-публицистических текстов требует разных подходов. Разные подходы и правила целесообразно применять и при оформлении внешних (первой и последней)'и внутренних страниц.

3. Иллюстрационный материал (фотографии, рисунки, карикатуры, коллажи, схемы и т.п.) размещаются на газетных полосах не произвольно, а по выработанной системе. Иллюстрация может иметь самостоятельное значение, сопутствовать определенному тексту или блоку текстов, составлять с текстами органичное целое. В зависимости от характера иллюстрации выбираются способы ее оформления.

4. Современные СМИ активно привлекают рекламу, публикуются объявления разных типов и направлений. Сложились уже и рекламные жанры. Чрезвычайно важно определение принципов и способов размещения и оформления рекламы с таким расчетом, чтобы она не только выполняла свою пропагандистскую функцию, но и содействовала формированию индивидуального облика издания.

5. Существуют традиционные способы оформления газеты. В определенной части они входят в основу компьютерного дизайна. Наряду с этим электронная техника значительно расширяет возможности оформителей газеты. Сочетание традиционных способов и новаций делает практически неограниченным диапазон иллюстрационно-выразительных средств в комплексе газетно-издательского дизайна.

Личный вклад соискателя в разработку проблемы: Настоящее диссертационное исследование является результатом многолетней работы соискателя по изучению теории и практики газетного оформительского дела. Проанализированы приоритетные оформительские приемы, разработанные с помощью редакционно-издательских комплексов десятков газет разных стран мира - Беларуси, России, Ливана, Иордании, Сирии, Арабских Эмиратов, Кувейта, Франции. Автор проходил специальные стажировки в редакциях газет (наиболее длительной была стажировка в "Известиях"). Большой эмпирический материал, личные наблюдения и практика позволили критически оценить некоторые теоретические концепции, изложенные в научных трудах, и предложить свою систему взглядов на развитие компьютерного способа производства и оформления газеты.

Апробация результатов диссертации: Основная концепция, теоретические выводы и практические рекомендации, изложенные в диссертационной работе, включались в обсуждение на семинарах и научно-практических конференциях аспирантов и студентов факультета журналистики Белгосуниверситета, обсуждались с научными работниками и преподавателями специальных дисциплин. Диссертация обсуждена на совместном заседании кафедр социологии журналистики и периодической печати (эти кафедры созданы в результате профильного деления кафедры теории и практики современной журналистики, к которой был прикреплен соискатель), одобрена и рекомендована к защите.

Публикация результатов диссертационного исследования: Материалы диссертации опубликованы в шести работах автора (статьи, тезисы докладов на научно-практических конференциях, депонированные статьи). Общее количество страниц опубликованных материалов составляет 55с. По договоренности с издательством Ливана на основе диссертационного исследования будет подготовлено учебное пособие.

Структура и объема диссертации: Диссертация состоит из введения, общей характеристики, двух глав ( •песТИпаРагРаФов)> заключения, библиографии и приложения. Общий объем исследования _76_ страниц, список литературы включает _163 _ источник, приложение страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, личный вклад автора в ее разработку, определяются конкретные задачи диссертации, апробация результатов, а также практическая значимость полученных выводов и положений.

В первой главе "Общие тенденции компьютерного дизайна" показана роль технических средств выразительности компьютерного оформления. Выбор оформительского направления зависит от типа издания, но есть и общее требование: внешний вид, т.е. форма, должен соответствовать содержанию. Бездумное манипулирование шрифтами, кеглями, линейками, концовками, модной версткой дает отрицательный результат: читателю трудно ориентироваться в этой вычурной пестроте и выбирать нужную ему информацию.

Газетный лист, газета в целом - это не просто сумма подогнанных друг к другу произведений малого, среднего и большого объема. Все материалы сочетаются и размещаются согласно определенным правилам,

обеспечивающим гармонию восприятия целого. Иллюстрация /фотоснимки, рисунки, карикатуры, коллажи/ также подчиняются этим правилам.

Сложности при оформлении газеты обусловлены множеством литературных форм - от хроникальной заметки до эссе, журналистского расследования и комбинированных текстов (примером комбинированных текстов могут служить т.н. "прямые линии", которые публикуют белорусские газеты "Звязда", "Рэспублйса" и другие). Должны учитываться также тематическое содержание публикаций, их социальная дифференциация.

С учетом всех этих факторов работникам секретариата, которые занимаются производством и оформлением газет, в том числе и с помощью компьютерных систем, важно хорошо знать основы общей журналистики, четко разбираться в системе жанров и внутрижанровых видов, знать весь тематический диапазон своего издания.

В каждой стране своя система жанров, Да и проблематика газетных выступлений, скажем, в России и Англии, Белоруссии и Ливане, Польше и Японии значительно отличается. Это, в частности, и обусловило научный поиск автора данной диссертации, стремление разобраться в специфике журналистики разных стран, определить общие тенденции компьютерного дизайна, исследовать частности и предложить лучшие приемы для широкого распространения и использования.

В русской и белорусской журналистике сформировались устойчивые группы жанров. Каждая жанровая единица имеет индивидуальное предназначение, представляет собой четкую литературную форму. В учебном пособии "Основы публицистики. Жанры" белорусский исследователь Б.В. Стрельцов определил четыре основных признака жанровой дифференциации1. Первый: жанры отличаются по характеру объекта отражения. Например, заметка фиксирует единичный жизненный факт. Интервью представляет собой литературный пересказ беседы с человеком, чьи мысли, рассуждения, предположения имеют общественный интерес. Первоочередная задача интервью - зафиксировать фактический материал и высказанные собеседником мысли и суждения. Репортаж, как жанр динамичный, раскрывает конкретное действие. Рецензия и обзор печати и других каналов массовой информации имеют дело с фактами действительности, уже отраженными в произведениях литературы и искусства, на страницах печати, в' программах радио и телевидения. Здесь фиксируется так называемая отраженная действительность. Второй: каждый жанр имеет конкретное назначение. С помощью одних жанров разрабатывается концепция человека или общественной жизни /очерк, эссе/, с помощью других раскрывается тема

' См.: Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры. Минск: Университетское, 1990. С. 17-18.

на основе жизненной ситуации - в локальном /корреспонденция/ или, в общем /статья/ плане. Третий: жанры имеют разный масштаб выводов и обобщений /этот признак касается в первую очередь аналитических и художественно-публицистических материалов/. В корреспонденции, например, прямые выводы и обобщения не выходят за пределы того региона, в котором фиксировались факты. Статья же, наоборот, дает широкие выводы и обобщения, касающиеся проблемы в целом. Четвертый: жанры различаются по характеру языково-стилистических средств.

Отдельные жанры, сохраняя свои индивидуальные черты, тяготеют друг к другу благодаря, общим признакам и образуют жанровые группы. Сложились три группы жанров: информационные, аналитические и художественно-публицистические.

Информационные жанры - это заметка, отчет, интервью, репортаж, зарисовка, аннотация, и в основе каждого из них лежит сообщение конкретных фактов, информационно- констатирующий способ отражения действительности. Информационные жанры оперативно сообщают читателю новости политической, экономической, культурной жизни. У части таких сообщений оперативность тождественна сиюминутности, поэтому они размещаются на полосах, которые верстаются и запускаются в производство в последнюю очередь, перед самым выходом газеты в свет. В 4- и 6-полосных газетах это преимущественно первая полоса.

К аналитическим жанрам относятся корреспонденция, статья, рецензия, обозрение, комментарий, обзорные формы периодической печати и других средств массовой информации, обзоры писем, поступающих в редакции. Примечательной особенностью их является обязательное наличие аналитических структур, авторских размышлений, предпосылок, оценок, выводов и обобщений. Конкретные факты в аналитических жанрах играют вспомогательную роль при разработке определенной темы, постановке проблемного вопроса. Обыкновенно такие тексты закрепляются за определенными рубриками и помещаются на отведенных для них страницах. Здесь главенствует не столько жанровый, сколько тематический признак.

Художественно-публицистические жанры включают очерк, эссе, фельетон, памфлет. Им также свойственно аналитическое начало. Однако анализ здесь сочетается с образом, проявляется через эмоционально-образную систему. Это ведет к увеличению объема текстов, а следовательно - и к усложнению их размещения на газетных страницах. Трудно говорить о закреплении определенного места на газетной полосе за очерком и эссе. Нередко их приходится переносить со страницы на страницу, что вынуждает применять особые приемы оформления, преимущественно индивидуальные.

В диссертации автор показывает роль, технические средства выразительности компьютерного оформления. Оформление газеты должно быть красочным, разнообразным, приятным глазу. Конечно, выбор оформительского направления зависит от типа издания. Общие требования к газете: внешний вид, оформительские приемы, должны соответствовать содержанию. Бездумное манипулирование шрифтами порой напоминают шрифтовые каталоги. Естественно, дизайнер с помощью заголовочного комплекса должен стремиться передать настроение и эмоциональную окраску публицистического материала, но здесь необходима умеренность и визуальная цельность композиции. Использование гарнитур, кеглей, линеек, концовок, модной верстки ради броскости и пестроты к успеху не приведут.

Компьютерные системы "периферийные" используются не только для проведения оформительских манипуляций работниками секретариатов, но и ' для других дел.

Все компьютеры и периферийные устройства объединяются в сеть и работают в едином комплексе, тесно взаимодействуя. На основании сравнительного компьютерного дизайна и разных периодических печатей, которые использовались в нашем исследовании разных типов и моделей в оформлении газеты.

Во второй главе исследовательское направление полностью раскрывается самим ее названием: "Иллюстрационно- выразительные средства в комплексе газетно-издательского дизайна": Газетно-издательский дизайн - это не только комплекс приемов по украшению газетных полос, но и в первую очередь средство для концентрации внимания читателей. Он должен быть таким, чтобы потребитель информации не тратил лишнее время на поиск нужных текстов. Любое ■ оформление, отвлекающее внимание читателей или мешающее ритму чтения, а значит, и восприятию содержания, ведет к непродуктивной трате времени. Газетно-издательский дизайн /параллельный термин - типографский дизайн/ в любом случае должен быть рациональным.

Использование всех типографских и компьютерных элементов у опытного оформителя газеты всегда рационально. Функциональный типографский дизайн диктует, чтобы каждый элемент выполнял полезную работу наиболее эффективным способом. И дизайнер всегда задается вопросом: какой вариант, в какое время и при каких обстоятельствах подходит для оформления газетной полосы и всего номера?

В дизайне есть наработанная система достижения функционального результата. Одновременно дизайн - это ежедневный поиск. У дизайнера работа творческая.

Отдельно рассматривается оформление титульных листов. Последовательно исследуются: психология восприятия читателем титульных листов; требования, предъявляемые к их оформителю; важнейшие приемы конструирования полосы; органическая зависимость оформления не только от формата и объема газеты, но и от публикуемых текстов.

Оформление газетной полосы сегодня не мыслится без иллюстрации. Исключение составляют случаи, когда приходится давать "битый" текст — на всю полосу или разворот. Чаще это происходит при необходимости публиковать объемные официальные материалы /информация сверху/. Такая практика более характерна для газет в странах с авторитарным режимом, где средства массовой информации находятся под прямым, иногда и жестким влиянием властных структур. Обычно же иллюстрация соседствует с текстами в определенных связях и пропорциях.

В отличие от текстовых сообщений, описаний и интерпретации, входящих в сознание человека в определенной логической последовательности, а значит, сравнительно медленно, визуальная информация благодаря своей сконцентрированной конкретности и наглядности воспринимается мгновенно. Выполненная квалифицированно, она воздействует на потребителя информации со значительной эмоциональной силой. Кроме этого, исследования показали, что статичное образное изображение обладает свойством глубоко и надолго запечатлеваться в оперативной памяти.

Так же как и система текстовых газетных жанров, визуальная информация делится на виды, отдельные жанры и внутрижанровые виды. /В диссертации проведена их детальная классификация, изложены приемы размещения на газетных полосах, уровень восприятия читателями/.

Иллюстрирационный материал может непосредственно связываться с текстом или составлять с ним органическое целое (фоторепортажи, фотоочерки, серии портретов, фотоокна). В таких случаях иллюстрация и текст не отбиваются линейками, снимки и рисунки, а иногда и карикатуры, схемы, карты завёрстываются прямо в текстовой блок или сбоку от него (с врезкой и без нее). Оформление линейками и другими полиграфическими элементами в таких случаях комплексное. Компьютерная технология при этом упрощает работу оформления: иллюстрация, хранящаяся в автоматизированном машинном архиве, по заданной программе выдается в нужных параметрах - масштаб изображения меняется в любую сторону, на увеличение и уменьшение иллюстрации.

Исследуя дизайн и приемы оформления рекламной полосы в газете, автор диссертации затрагивает многие аспекты рекламного и газетного бизнеса:

роль рекламы в финансировании периодических изданий, целевые аудитории газеты и рекламодателя, психология потребителя, система производства газетной рекламы. Реклама выполняет основную функцию - информировать читателя о потребительских свойствах товаров и видов услуг, с целью их реализации и создания спроса на них, пропагандировать произведения литературы, искусства. Реклама помогает создавать образ издания, являясь сопутствующим компонентом на газетных страницах и сочетаясь с основными текстовыми материалами.

Оформление рекламы требует высокого профессионализма, творчества, неустанного художественного поиска. Рекламное творчество в газете подчиняется определенным мировым стандартам и одновременно имеет довольно выраженный национальный колорит.

Читатели активно воспринимают иллюстрационный материал и рекламу. Эта эмационатизированная активность, возбужденный интерес в определенной степени переносятся и на восприятие текстов. Уже одно это должно заставлять редакторов и оформителей постоянно совершенствовать оформительский дизайн добиваться наилучшего сочетания вербального и невербального.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автором диссертации сделаны следующие выводы:

1. Производство и оформление газет с традиционной (типографской) постепенно переходит на компьютерную технологию. С помощью электронной техники выполняется значительная часть работы, которая раньше велась вручную в секретариатах редакций и типографскими верстальщиками. Уровень компьютеризации в разных странах не одинаковый. Есть отличия в моделировании внешнего образа изданий, приемах верстки, размещении текстов и текстовых блоков, в шрифтовом оформлении, композиции заголовков и т.д. Все это требует всестороннего изучения, осмысления и сравнительного анализа. Частично такой анализ на основе русской, белорусской, арабской и французской периодической печати проведен автором диссертационного исследования. Выделены и обоснованы прогрессивные приемы производства и оформления газет на базе компьютерных редакционно-издательских систем и сформулированы соответствующие рекомендации [1];

2. Газетно-издательский дизайн, основываясь на комплексе приемов, которые обеспечивают рационально-эстетический вид печатному органу,

служит вполне практической задаче - привлечь внимание читателей именно к этому изданию. Отсюда и соревновательность редакционных коллективов в совершенствовании внешнего образа газеты, особенно первой полосы. Но это - только часть дела. Существует еще понятие "комплексный образ". В него входит все: внешний образ, диапазон тематики, оперативность сообщений, уровень аналитичности журналистского исследования ситуаций, оригинальность* авторских суждений, публицистическое мастерство, жанровый диапазон. Внешний облик газеты должен соответствовать реноме содержательному. Исследуя данный вопрос, автор диссертации приходит к выводу, что оформителям газет, знающим техническую сторону дела, необходимы знания основ журналистики, понимание сути жанров и их моделей, функций массовой информации и публицистики. Только обладая этой суммой знаний, можно обеспечить соответствие внешнего образа внутреннему, текстовому [2];

3. Визуальная информация (снимки, рисунки, карикатуры, коллажи) благодаря своей сконцентрированной конкретности и наглядности воспринимается мгновенно. Выполненная квалифицированно, она воздействует на читателя со значительной эмоциональной силой. Этот фактор недостаточно используется оформителями газет. Часто визуальная информация заверстывается отдельно от тематически близких текстов и текстовых блоков (отделов в газете, фиксируемых "шапками" и рубриками). А ее следует размещать, руководствуясь принципом органичной связи текстового и иллюстрационного материала. Тогда фактор оперативного читательского внимания и интереса, вызванного иллюстрацией, неизбежно переключится на текст [4];

4. В тех случаях, когда объекты, отраженные на фотоснимке или карикатуре и тексте, разные но тематически однородные, иллюстрационный материал заверстывается в текстовой блок и резко не отделяется от него отбивочным материалом. Оформление единого иллюстрационно-текстового блока в таких случаях должно быть комплексным. В фотоочерках снимки и текст располагаются в такой последовательности, чтобы фотография продолжала текст, а последующая часть текста "вытекала" из фотографии. Компьютерная технология позволяет осуществлять любые варианты совмещения иллюстрации и текста.

Самостоятельную иллюстрацию, тематически не примыкающую к текстам или вынесенную на первую полосу в качестве рекламного указателя на размещенную на внутренних полосах приоритетную публикацию, нужно подчеркнуто отбивать от соседних материалов. Характер отбивки зависит от выбранной композиции и технического оформления газетной полосы [3,4];

5. Принципы и методы иллюстрирования с помощью фотоснимков должны, по мнению соискателя, распространяться и на карикатуру. В русских и белорусских изданиях преобладает изолированная карикатура (исключение составляют еженедельник "Аргументы и факты", газета "Комсомольская правда" и некоторые другие). Во французской печати и частично в арабской применяются все виды карикатуры: карикатура без комментария и даже без короткого текста сопровождения (как изолированная, так и сочетающаяся с текстовым материалом); карикатура с сопроводительным текстом (изолированная); карикатура с комментарием (нередко объемным), расположенным под рамкой, замыкающей рисунок; карикатура с сатирическим текстом, напоминающим мини-фельетон и часто оформляемым как прямая речь "действующего лица". Учитывая интерес читателей к такого рода изобразительной продукции, есть смысл рекомендовать редакциям газет иметь в штате не только фоторепортеров, но и художников-карикатуристов.

В учебных заведениях журналистского профиля назрела необходимость ввести специальность "Компьютерный дизайн". Процесс производства и оформления газеты также является полем творческой деятельности журналистов и требует целенаправленной подготовки всесторонне образованных специалистов [4,6];

" 6. Реклама в периодической печати - не изолированное явление. Она имеет, конечно, в первую очередь прагматическое значение. Но одновременно реклама как изобразительно-текстовой элемент композиции участвует в создании образа газеты. В связи с этим очевидна задача: отдельные установки и наработки в разных направлениях дизайна можно использовать при оформлении газетной рекламы (с дифференциацией по типам изданий) и включать ее в структуру текстовых, иллюстрационных и графических элементов полос и газеты в целом. Рекомендации по выполнению этой задачи содержатся в параграфе "Реклама в структуре газетной полосы и всего издания" II главы диссертации [5];

СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ АВТОРА

1. Аль-Иззи Халед. Объединительная линия творчества //Пегас (научно-публицистический журнал).—1997. — № 1. —С. 130—139.

2. Аль-Иззи Халед. Сочетание в образе издания разных жанровых форм.

// Мадэл1 функцыянавання сродкау масавай шфармацьн: Тэз. дакл. навук. канф. Мшск, 10-12 лктапада 1998т./ Белдзяржушверспэт— М1нск,1998. —С. 79—81.

3. Аль-Иззи Халед. Жанровый фактор компьютерного дизайна. //Перспектывы развщця журнашстыкк збориж матэрыялау.-— М1нск: Факульт. Журнал. БДУ. 1999. — С — 63—69.

4. Аль-Иззи Халед. Единство иллюстраций и текста. //Асноуныя тэндэнцьи развщця сучаснай журналютыы: Матэрыялы навук.—практ. семшара астрантау, Мшск, 15 красавка 1999г./ Белдзяржушверсггэт— Мшск,1999,—С. 69—71.

5. Аль-Иззи Халед. Реклама в структуре газетной полосы и всего издания. /Изв. HAH Беларуси. Сер. гуманитарных наук. - Минск, 1999. — 18 с. —Деп. в ИНОН РАН 12.05.99. —№54596

6. Аль-Иззи Халед. Дизайн и оформления титульных листов. /Изв. HAH Беларуси. Сер. гуманитарных наук— Минск, 1999. — С. 18.с. — Деп в. ИНОН РАН 12.05.99, —№54595

РЭЗЮМЭ

АЛЬ-131 ХАЛЕД Параунальны ана.тиз камп'ютэрнага дызайну сродкау масавай шфармацьп (на базе рускага, беларускага, французскага 1 арабскага перыядычнага л руку)

Ключавыя словы: дызайн, камп'ютэр, газета, шрыфты, малюша, фатаграфп, карыкатуры, рэклама, жанры, публщыстыка, масавая ¡нфармацыя, настольныя выдавецмя сютэмы /НВС/, ЩТЕ1ШЕТ, друкарня, вёрстка.

Аб'ектам даследавання з'яуляецца перыядычны друк Расп, Беларуси, Францы!, арабсмх краш. Праведзены параунальны ана_шз камп'ютэрных праграм 1 прыёмау вытворчасщ 1 афармлення газеты з мэтай выпрацо^ш аптымальных варыянтау фарм!равання вобраза выдання.

Мэта работы: метадам параунальльнага анашу, аналпычнай штэрпрэтацьп, абагульнетя назапашанага матэрыялу вызначыць аптымальныя мадэл! камп'ютэрнага афармлення газетных палое 1 нумяроу цалкам.

У дзвюх главах дысертацьи даследуюцца найноушыя мадэл1 камп'ютэрнага афармлення газетных палое 1 нумарау. Праанал1заваны друкареюя прыёмы афармлення, вызначаны пераходныя формы - ад друкареюх да камп'ютэрных, раскрыты магчымасщ электроннай тэхнш у аператыуным афармлешп газетных палое, у фарм1раванш вобраза выдання на новых узроунях - пры аргашчным спалучэнт тэкставых матэрыялау, шюетрацьи ус1х вщау, рэкламы г вылучальных кампанентау.

РЕЗЮМЕ

АЛЬ-ЖЗИ ХАЛЕД Сравнительный анализ компьютерного дизайна средств массовой информации (на базе русской, белорусской, французской и арабской периодической печати)

Ключевые слова: дизайн, компьютер, газета, шрифты, рисунки, фотографии, карикатура, реклама, жанр, публицистика, массовая информация, настольные издательские системы/НИС/, 1ЫТЕКНЕТ, типография, верстка.

Объектом исследования является периодическая печать России, Беларуси, Франции, арабских стран. Проведен сравнительный анализ компьютерных программ и приемов производства и оформления газеты с целью выработки оптимальных вариантов формирования образа издания..

Цель работы: Методом сравнительного анализа, аналитической интерпретации, обобщений накопленного материала определить оптимальные модели компьютерного оформления газетных полос и номеров в целом.

В двух главах диссертации исследуются новейшие модели компьютерного оформления газетных полос и номеров. Проанализированы типографские приемы оформления, определены переходные формы - от типографских к компьютерным, раскрыты возможности электронной техники в оперативном оформлении газетных полос, в формировании образа издания на новых уровнях - при органическом сочетании текстовых материалов, иллюстрации всех видов, рекламы и оформительских компонентов.

RESUME

EL-IZZIKIIALED Comparative analysis of computer designing of mass media (based on russian, belarussian, french and arabic periodical press)

Key words: design, computer, newspaper, fonts, illustrations, photographs, cartoons, advertising, genre, publicism, mass media, desktop publishing system (DPS), INTERNET, typography, making-up.

The object of study is the periodical press of Russia, Belarus, France and Arab countries. The comparative analysis of computer programs and techniques of production and designing of a newspaper is carried out for the purpose of working out optimum alternatives in forming an image of an edition.

The aim of study is to define optimum models of computer designing of newspaper pages and issues as a whole by method of comparative analysis, analytical interpretation, generalizing of stored material.

In two chapters of the thesis up-to-date models of computer designing of newspaper pages and issues are studies. Typographical techniques of designing are analysed, transitional forms, from typographical to computer forms are defined, capabilities of electronic equipment in efficient designing of newspaper pages, in forming an image of an edition on new levels by organic combination of texts, illustrations of all types, advertising and design up components are revealed.