автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Среднее художественное образование в России: традиции и инновации
Полный текст автореферата диссертации по теме "Среднее художественное образование в России: традиции и инновации"
На правах рукописи
0034Ьиьоч ПОТЕХИНА Мария Викторовна
СРЕДНЕЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ (СЕРЕДИНА 1980-х - 2005 гг.)
Специальность 07.00.02 - Отечественная история
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Москва 2008
003450684
Работа выполнена на общеинститутской кафедре общественных наук Института международного права и экономики им. A.C. Грибоедова
Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор
Ершов Виталий Федорович
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор
Змеев Владимир Алексеевич
доктор исторических наук, профессор Косулина Людмила Геннадиевна
Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный
университет им. М.А. Шолохова
Защита состоится 20 октября 2008 г. в -у* часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.01 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571 Москва, проспект Вернадского, д.88, кафедра истории МПГУ, ауд. 817.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, ГСП-2, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.
Автореферат разослан « e¿/iJf 2008 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета —- Киселева Л.С.
Актуальность темы исследования определяется возрастающим значением среднего профессионального образования в процессе социально-экономической модернизации России и формирования информационного общества, что нашло отражение в содержании «Основных направлений социально-экономической политики правительства Российской Федерации», «Национальной доктрины образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» и других документах, определяющих вектор развития отечественного образования.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена также существенной ролью художественного образования в контексте решения задачи гуманитаризации образования и воспитания российской молодежи, реализации программ культурного развития регионов и международных культурных связей.
Значение художественного образования в процессе социально-экономической модернизации определено в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (2001 г.) и государственных программах поддержки, возрождения и развития народных художественных промыслов на федеральном и региональном уровне. Реализация современных задач среднего художественного образования требует комплексного осмысления исторического опыта его развития в период реформ второй половины 1980-х - начала 2000-х гг., анализа проблем, достижений и перспектив данного образовательного сектора к 2005 г.
Степень разработанности темы. Историография проблемы среднего художественного образования в России формировалась на протяжении нескольких десятилетий по двум основным направлениям - история профессионального образования и история отечественной культуры и искусства как сфер деятельности специалистов со средним художественным образованием.
Фактологическая и теоретическая база развития в России средней профессиональной школы в XX веке включает обширный комплекс исследований, в том числе, работы О.Л. Аникст, И.К. Д.И. Чупрунова, Ш.М. Мунчаева и других авторов1, посвященные становлению системы профессионального образования в дореволюционной России и в СССР. Общие вопросы развития среднего художественного и художественно-педагогического образования затрагивались в контексте изучения системы средних специальных учебных заведений, готовивших кадры для легкой
1 Аникст О.Л. Профессиональное образование в России: Статьи и доклады. М., 1920; Бейлин А.Е. Кадры специалистов в СССР, их оформление и рост. М., 1935; Вихирев Н.В. Среднее профессиональное образование к десятилетию Октября. Основные итоги. М., 1927; Кузьмин H.H. Техникумы и училища в СССР. М., 1975; Лютых A.A., Мунчаев Ш.М. Партийное руководство профессионально-техническим образованием в период развитого социализма. Воронеж, 1983; Чупрунов Д.И. Специалисты среднего звена; Планирование, подготовка, использование. М., 1984; и др.
промышленности и сферы обслуживания, а также в ходе изучения истории педагогического образования в СССР2.
Проблематика подготовки кадров среднего звена для художественной промышленности затрагивалась в публикациях по истории народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов3.
В 1990-е - 2000-е гг. отечественная историография среднего профессионального образования выходит на новый методологический уровень, расширяется источниковая база исследований. Внимание ученых привлекают проблемы реформирования и модернизации среднего профессионального образования на основе существующего исторического опыта и внедрения новых образовательных парадигм и принципов управления образованием, эволюции профессиональной школы в условиях рыночных отношений. В том числе, необходимо упомянуть труды A.M. Новикова, В.И. Жукова, П.Ф. Анисимова, В.М. Жураковского, которые определили ведущие тенденции в новейшей историографии среднего профессионального образования4.
На рубеже XX-XXI веков данная проблематика приобретает все большую актуальность в контексте решения задач социально-экономической модернизации страны и реализации образовательной политики Российской Федерации5. Во второй половине 1990-х - 2000-е гг. проблемы развития среднего профессионального образования, включая художественное, становятся предметом обсуждения на научных конференциях и семинарах6. Выходят в свет статьи и монографии П.Ф.
2 Горьковскому педагогическому училищу 60 лет / Педагогическое общество РСФСР, Горьковское областное правление; Сост. J1.A. Белова, А.Д. Ульянова. Горький, 1989; Смятских Л.Л. История развития среднего педагогического образования в России: Спецкурс. М., 1991; и др.
Смолицкий Б. Г., Скавронская Т. Н., Художественные промыслы России. М., 1989; Теоретические и исторические предпосылки существования профессиональной подготовки в области народных художественных промыслов. М., 1989; Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах: Сб. научных трудов НИИХП. М., 1990; Народные художественные промыслы РСФСР. История и современность: Сборник научных трудов НИИХП. М., 1991; и др.
4 Новиков A.M. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития) / РАО, Исследовательский центр проблем непрерывного профессионального образования. - М., 1997; Жуков В.И. Российское образование: истоки, традиции, проблемы. М., 2001; Анисимов П.Ф., Сосонко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования: Традиции и новые тенденции. М., 2001; Жураковский В.М. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М., 2000; и др.
5 См.: Демин В.М. Модернизация среднего профессионального образования -пути опережающего развития: Сборник научных трудов. М., 2003; Садовничий В.А. Среднее профессиональное образование и будущее России: Сборник научных трудов. М., 2003; и др.
6 Проблемы непрерывного многоуровневого профессионального образования: Материалы региональной Научно-практической конференции / Ред. A.M. Козина и др. -
Анисимова, В.М. Зуева, В.П. Попова, в которых на основе научной объективности создается целостная картина эволюции среднего профессионального образования в России в XX веке7.
Большое внимание в этот период специалисты уделяют инновационным типам учебных заведений, вопросам становления непрерывного образования, формированию региональных образовательных систем, развитию социального партнерства в образовательной сфере, включая деятельность средних специальных учебных заведений художественного профиля8. В том числе, следует выделить работы Т.В. Челышевой, Е.Г. Вакуленко, Н.Б. Смирновой, в которых анализировались проблемы эволюции художественного образования в условиях образовательной реформы в России9.
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. выходят в свет исследования Е.А. Сергеева, A.A. Сойникова и др., в которых анализируется исторический опыт развития среднего гуманитарного образования, проблемы подготовки
Нижний Новгород, 1997; Непрерывное профессиональное образование: проблемы и опыт создания учебного комплекса школа-колледж-вуз: Материалы 1-й Региональной конференции, Ставрополь, 26-37 октября 2000 г. / Под ред. Чуриной и др. - Ставрополь, 2000; Художественное образование в России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Арзамас, 2002; Традиционное прикладное искусство и образование: Материалы X научно-практической конференции, декабрь 2004 г. СПб., 2004.
7 История среднего профессионального образования в России / Анисимов П.Ф., Демин В.М., Зуев В.М., Г.В. Мухаметзянова и др.; Под рук. В.М. Жураковского. - М., 2000-2001. Кн. 1-2; Михащенко А.И. История начального и среднего профессионального образования в России: Учебное пособие. Курган, 2002. Попов В.П. Очерки истории среднего профессионального образования России в XX веке. М., 2002; Он же. Среднее профессиональное образование России на рубеже веков. 1990-2005 гг. Волгоград, 2007; Трофименко В.И., Зюлин В.В., Потехина М.В. Среднее профессиональное образование во второй половине XX века. 1941-2005 гг. Волгоград, 2007; и др.
8 Мухаметзянова Г.В., Ермоленко В.А. Колледж - инновационный тип среднего профессионального учебного заведения. Казань, 2002; Худолий Н.Г. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования / Под ред. Д.А. Данилова; РАН, Сибирское отделение, Якутский научный центр, Министерство науки и профессионального образования Республики Саха (Якутия), Якутский государственный инженерно-технический институт. - М., 2002; Социальное партнерство - путь к формированию компетентного специалиста / Попов В.П., Улитенкова H.A., Кириллов П.В., Чайковский В.А. - Волгоград, 2006; и др.
9 Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: теоретические аспекты. М., 2001; Вакуленко Е.Г. Современное состояние преподавания народного искусства в многоуровневой системе подготовки специалистов на Кубани. Краснодар, 2003; Смирнова Н.Б. Теория и методология проектирования системы непрерывного художественного образования с использованием педагогического потенциала народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов. М., 2006.
специалистов в области культуры и искусства10. В 2000-е г. были изданы учебные пособия C.B. Анчукова и Н.К, Шабанова, посвященные историческому развитию и современному состоянию художественно-педагогического образования в России". Вопросы подготовки кадров со средним художественным образованием для сферы сервиса отражены в работах В.П. Попова и др.12
Частично проблематика среднего художественного образования затрагивалась в работах, посвященных начальной, общеобразовательной и высшей школе13. Тема истории художественного образования разрабатывается в конце 1990-х - 2000-е гг. в рамках диссертационных исследований. Некоторые аспекты истории подготовки кадров со средним художественным образованием в 1980-1990-е гг. освещались в диссертационных исследованиях исторического, искусствоведческого и педагогического профиля14.
В 1990-е - 2000-е гг. было подготовлено несколько изданий, посвященных истории народных художественных промыслов, в которых
10 Сергеев Е.А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусств. Смоленск, 1999; Федорович E.H. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX вв.): Учебное пособие для педагогических вузов. Екатеринбург, 2001; Сойников A.A. Государственная политика по формированию условий для развития средней специальной гуманитарной школы в Российской Федерации (1960-1991). Курск, 2004; и др.
" Анчуков C.B. История становления и современное состояние художественно-педагогического образования в России и за рубежом: Учебное пособие. СПб., 2004; Шабанов Н.К. История художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX-XX вв.: учебное пособие. Воронеж, 2006.
12 Сервис в России: теоретические и прикладные вопросы. М., 2002; Очерки истории Московского государственного университета сервиса / Авт.-сост. В.Э. Багдасарян. - М., 2002; Попов В.П. , Кузьмина Т.В. Сфера сервиса и Волгоградский технологический колледж - 50 лет вместе // Среднее профессиональное образование. М., 2000. № 9. С.26-28; Попов В.П. Волгоградский технологический колледж: Востребованная коллекция идей // Аккредитация в образовании. Йошкар-Ола, 2006. № 5. С.52-53; и др.
13 История художественного образования в России XX века. В лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1. / сост. H.H. Фомина, ред. Ю.В. Голобоков. - М., 2002; Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: Материалы Первой Всероссийской электронной научно-практической конференции. Самара, 2002; и др.
14 Бочковская В.И. История развития художественного образования в Алтайском крае (вторая половина XX века): Автореферат... кандидата исторических наук. Барнаул, 2006; Вакуленко Е.Г. Региональная система профессионального образования в сфере декоративно-прикладного искусства (на примере Краснодарского края): Автореферат... доктора педагогических наук. Краснодар, 2004; Толбузина Т.В. Непрерывное профессиональное образование в сфере народного декоративно-прикладного искусства: Автореферат... кандидата педагогических наук. М., 2007; и др.
освещались некоторые вопросы подготовки профессиональных кадров мастеров народного декоративно-прикладного искусства13.
Важное значение для научного освоения темы среднего художественного образования в России в XX - начале XXI вв. имели публикации и научные форумы, посвященные развитию отечественного дизайна16.
Ценная информация по теме диссертационного исследования содержится в публикациях по истории художественных училищ России: Саратовского, Пензенского, Екатеринбургского и др.17. Материалы о становлении и деятельности художественных сссузов и реализации художественного образования в педагогических училищах и колледжах представлена во 2-м томе «Истории среднего художественного образования в России», подготовленной коллективом авторов под руководством В.М. Жураковского.18 В этот же период выходят в свет издания, посвященные истории педагогических училищ и колледжей, в которых раскрываются некоторые аспекты развития среднего художественного образования в различных регионах России в XX веке19.
Иностранная историография художественного образования в России представлена исследованиями по проблемам развития современных образовательных систем, затрагивающими вопросы участия Российской Федерации в международных образовательных программах, а также работами по истории русского народного искусства и дизайна20.
" Коротков В.Э. Негасимый свет мастерства. Тула, 2001; Кузьмичев J1.A. Приволжские ювелиры. Иваново, 2002; Максимова О.Г., Смирнова Н.Б. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в системе непрерывного художественного образования Чувашии. Чебоксары, 2005; и др.
16 Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. М., 1995; Тхагапсоев Х.Г. Дизайн как феномен культуры и образования. Нальчик, 1997; Дизайн в России: Материалы первой Всероссийской научно-практической конференции «Дизайн в России: проблемы теории и практики: С.-Петербург, 9-10 декабря 1998 г. / Отв. ред. Ю.В. Манько. - СПб., 1998; Мода и дизайн: Исторический опыт, новые технологии: Материалы международной научной конференции. СПб., 2005; и др.
" Манжос Н.П. Саратовскому художественному училищу имени А.П. Боголюбова - 105 лет // Специалист. 2002. № 2. С.13-14; Ярков С. Художественная школа Урала: 100 лет Екатеринбургскому художественному училищу имени И.Д. Шадра. Екатеринбург, 2002; Савин О. Пензенское художественное... Страницы истории старейшего учебного заведения России. Пенза, 2005; и др.
18 История среднего профессионального образования в России / Анисимов П.Ф., Демин В.М., Зуев В.М., Г.В. Мухаметзянова и др.; Под рук. В.М. Жураковского. - 4.2. М., 2001.
19 Ким В.В. Чукотский многопрофильный колледж: история, состояние, перспективы. СПб., 2004; Лисицын С.А. Гатчинский педагогический колледж им. К.Д. Ушинского: К 135-летию образования учебного заведения. Гатчина, 2006; и др.
20 Адаме Арвин В., Мидлтон Дж., Зайдерман А. Доклад Всемирного банка о политике в области профессионального образования // Перспективы. Вопросы образования. Ежеквартальный журнал ЮНЕСКО. 1993. № 2. С.7-24; Quality Management
Таким образом, к настоящему времени создан историографический комплекс, раскрывающий различные аспекты проблемы среднего профессионального образования в России в XX - начале XXI вв. Однако тема развития среднего художественного образования в середине 1980-х -2005 гг. не ставилась и не исследовалась в качестве комплексной научной проблемы.
Объектом диссертационного исследования являются законодательные акты и нормативные материалы, регулировавшие сферу среднего художественного образования в конце 1980-х - 2000-е гг., институциональные структуры среднего художественного образования, их типы, направления и формы обучения, учебные программы, учебно-методическая база, материально-техническое обеспечение, кадры преподавателей и учащихся художественных школ, училищ и колледжей.
Предметом диссертационного исследования является деятельность центральных и местных органов власти, научно-методических центров, художественных вузов СССР и Российской Федерации, по развитию среднего художественного образования, процесс эволюции структуры и содержания художественного образования в условиях формирования рыночной экономики, развитие механизмов управления и финансирования системы среднего художественного образования в конце 1980-х - 2000-е гг.
В диссертации не рассматриваются направления среднего художественного образования, обеспечивающие подготовку специалистов в сфере музыкального и театрального искусства, балета, народного фольклора и пр., которые обладают особыми присущими только им типологическими свойствами и являются предметом специального изучения21. Проблемы их развития в данной работе затрагиваются косвенно в общем контексте анализа государственной политики и организации среднего художественного образования в России во второй половине 1980-х-2005 гг.
Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с середины 1980-х гг., что позволяет оценить результаты развития среднего художественного образования в советский период и специфику его эволюции в годы перестройки общественно-политической и социально-
in Vocational Education: Recommendation for Providers of Educational Services and for Educational Institutions. - Helsinki, Finland: National Board of Education, 2000; Contemporary designers / Ed. Ann Loe Morgan. L., 1986; и др.
См.: Сергеев Е.А. Генезис российской системы профессионального образования в сфере культуры и искусств. Смоленск, 1999; Федорович E.H. История профессионального музыкального образования в России (XIX-XX вв.). Екатеринбург, 2001; Челышева Т.В. Непрерывное художественное образование как целостная образовательная система: Автореферат... доктора педагогических наук. М., 2003; Художественное образование России: современное состояние, проблемы, направления развития: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, г. Волгоград, 4-6 апреля 2007 г. Волгоград, 2007; и др.
экономической системы страны, по 2005 г., когда система среднего профессионального образования России выходит на новый уровень развития в рамках региональных образовательных систем и структур непрерывного образования.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности. Исследование выполнено с использованием проблемно-хронологического, системно-структурного, логического и историко-логического методов.
Развитие среднего художественного образования России в середине 1980-х - 2000-е гг. изучается в контексте общих социально-экономических и культурных процессов.
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является изучение и анализ эволюции среднего художественного образования в России середины 1980-х - 2005 гг. во всех его основных аспектах: правовом, структурном, организационном, финансовом, кадровом, учебно-методическом, социальном, культурном.
Для достижения указанной цели соискателем поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние системы среднего художественного образования в России к середине 1980-х гг. охарактеризовать его структуру, содержание, основные типы учебных заведений, количественные и качественные показатели.
2. Исследовать влияние образовательных концепций и законодательных и нормативных актов, определявших развитие средней специальной школы России во второй половине 1980-х - 1991 г. на развитие среднего художественного образования.
3. Проанализировать организационную и финансовую специфику функционирования среднего художественного образования Российской Федерации в условиях политических и социально-экономических реформ 1990-х.
4. Изучить эволюцию структуры и содержания среднего художественного образования в контексте развития рынка образовательных услуг, рассмотреть важнейшие образовательные направления и формы обучения в средней профессиональной школе по художественным специальностям, эволюцию учебно-методического процесса в 1990-е -2000-е годы,
5. Проанализировать динамику количественных и качественных характеристик педагогического корпуса системы среднего художественного образования России во второй половине 1980-х- 2005 гг.
6. Проанализировать проблемы качества подготовки и специфику трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период.
7. Раскрыть роль и место среднего художественного образования в процессе эволюции социальной структуры российского общества, реализации культурно-просветительных и молодежных программ.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, что позволяет показать эволюцию среднего художественного образования в СССР и на постсоветском пространстве и исследовать данную проблему в контексте развития культурных связей России и стран СНГ и Балтии в 1990-е - 2005 гг.
Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.
В диссертации использованы справочные и статистические издания, отражающие динамику количественных и качественных характеристик системы среднего художественного образования в 1980-х - 2005 гг.22, законодательные и нормативные материалы, в которых отражена государственная образовательная и культурная политика России в рассматриваемый период23, сборники документов и материалов, посвященные проблемам развития профессионального образования24, опубликованные материалы деятельности министерств и ведомств, советов директоров средних специальных учебных заведений, научных центров, занимавшихся проблемами среднего художественного образования25.
В диссертационном исследовании использованы материалы периодической печати, в том числе бюллетени Государственного комитета СССР по народному образованию, Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации,
22 Энциклопедия профессионального образования. М., 1998-1999. Т.1-3; Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации: Статистический справочник / Сост. В.М. Зуев. - М., 2000; и др.
23 Концепция среднего специального образования. М., 1991; Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000; Федеральная программа развития образования. М., 2002; Среднее профессиональное образование: Сборник нормативных правовых документов / Под ред. П.Ф. Анисимова. - М., 2000; Государственная культурная политика в документах и материалах / Отв. ред. Б.Ю. Сорочкин. - СПб., 2001; и др.
24 Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге (Х1Х-ХХ вв.): Сборник документов. СПб., 2000; Непрерывное образование в университетском комплексе. Система среднего профессионального образования: [Сборник документов и материалов] / Сост. Гавриков А.П., Тимофеев В.В. - Великий Новгород, 2001; и пр.
25 О переходе учебных заведений культуры и искусства РСФСР на новые условия хозяйствования: Приказ Министерства культуры РСФСР № 190 от 29.05. 1990 г. М., 1990; Состояние и проблемы развития образовательных комплексов СПО: Материалы Всероссийского совещания директоров ссузов 1-2 ноября 2005 года. Волгоград, 2005; и др.
журнала «Среднее профессиональное образование» («Специалист»), «Искусство и образование», «Педагогика искусства» и др.
Источники мемуарного характера представлены, главным образом, в сборниках документах и материалов, посвященных истории учебных заведений художественного профиля. В том числе, следует выделить сборник публицистических и мемуарных материалов «Истоки» о народном промысле «Гжель»26. В диссертации использованы также воспоминания и публицистические произведения ведущих модельеров и дизайнеров России27.
Основу диссертации составляют документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), в том числе фонды Совета министров РСФСР (Ф.А-259), Министерства высшего и среднего профессионального образования СССР (Ф.Р-9606), Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (Ф.А-605), Министерства культуры РСФСР (Ф.А-501) и др. В протоколах коллегий Минвуза и Министерства культуры РСФСР, отчетах управлений учебными заведениями отраслевых ведомств, статических обзорах, служебной переписке, материалах совещаний директоров учебных заведений содержится информация о деятельности художественных училищ, их финансовом положении, профессиональном уровне и менталитете педагогических кадров, трудоустройстве выпускников и т.п.
В диссертации задействованы также текущие архивы органов управления учреждениями среднего художественного образования и их официальные Интернет-сайты, электронные публикации о деятельности художественных училищ и колледжей. Используется текущий архив Волгоградского технологического колледжа.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное изучение проблемы развития среднего художественного образования в России в середине 1980-х - 2005 гг. во всех основных аспектах: законодательном, финансовом, организационном, кадровом, научно-методическом, социально-экономическом и культурном.
В диссертационном исследовании представлена авторская концепция эволюции среднего художественного образования в России в период середины 1980-х - 2005 гг.; исследован процесс и результаты изменения его организации, структуры и содержания.
26 Истоки: Сборник авторских публикаций из жизни народного художественного промысла «Гжель» / Логинов В.М., Андреева A.A. - м., 1996; Наш дом «Уральское подворье» / Сост. Ф.В. Валисевич, Г.П. Полунина. - Пермь, 2002; и т.п.
27 Зайцев В.М. Такая изменчивая мода /Лит. запись А. Васильева. - М., 1980; Соловьев Ю.Б. Моя жизнь в дизайне: дизайн - это элегантность, эффективность и комфорт. М., 2004.
Впервые проанализировано развитие традиционных и новых типов средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период, изучена специфика их функционирования на рынке образовательных услуг; показано развитие востребованных художественных специальностей в многопрофильных колледжах и училищах культуры и искусств (моделирование одежды, дизайн, флористика и пр.); определено место среднего художественного образования в системе подготовки квалифицированных кадров для художественной промышленности, сферы педагогики, культуры, сервиса.
В диссертации раскрывается роль среднего художественного образования по отношению к другим уровням художественного образования и в российской системе образования в целом, его значение для сохранения традиций отечественной художественной школы и моделирования новых организационных и педагогических систем художественного образования.
В исследовании показано значение художественных училищ и колледжей и центров непрерывного художественного образования для формирования культурной среды в городах и регионах России, художественного просвещения и эстетического воспитания молодежи в условиях поликультурного общества.
В диссертации вводится в научный оборот значительное количество архивных источников по изучаемой проблеме.
Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке учебных пособий и научных статей по проблемам отечественной истории, лекционных курсов и монографических исследований.
Результаты диссертационного исследования могут использоваться в процессе разработки концепций и модернизации системы среднего профессионального образования, а также культурно-просветительных проектах.
Апробация исследования. Вынесенные на защиту положения диссертации прошли научную апробацию на заседаниях общеинститутской кафедры общественных наук Института международного права и экономики им. A.C. Грибоедова. В 2007-2008 гг. автором опубликовано 8 работ по теме диссертации.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Во введении обоснована актуальность темы, ее хронологические и территориальные границы, проанализировано состояние историографии проблемы, сформулированы цели и задачи исследования, охарактеризована его источниковая база.
В первой главе «Среднее специальное образование художественного профиля в контексте программ модернизации образовательной системы России в 1985-1991 гг.» рассмотрена организация, результаты и перспективы развития системы среднего художественного образования в середине 1980-х гг., проанализирована эволюция среднего художественного образования в контексте образовательной политики правительства России в 1985-1991 гг., исследована социально-профессиональная и культурно-ментальная специфика педагогических кадров среднего художественного образования.
В главе показано, что в советский период среднее художественное образование давали учебные заведения различной ведомственной принадлежности и образовательных направлений: художественно-промышленные училища Министерства местной промышленности, художественные и культурно-просветительные училища Министерства культуры, а также техникумы Министерства бытового обслуживания РСФСР, готовившие специалистов в области конструирования одежды, парикмахерского искусства. Характерной особенностью средних специальных учебных заведений художественного профиля была их тесная связь с будущей сферой профессиональной деятельности учащихся: художественно-промышленными комбинатами, ателье, творческими союзами и т.п.
Негативными аспектами развития среднего художественного образования был технократический подход государства к деятельности предприятий художественной промышленности, распространявшийся и на учебные заведения отрасли, невостребованность дизайнерского творчества, низкий социальный статус педагогов среднего художественного образования.
В конце 1980-х гг. было осуществлено обновление научно-теоретических основ среднего художественного образования и подготовлен ряд организационных реформ, в том числе, преобразование культурно-просветительных училищ в училища культуры и искусств.
В период перестройки и перехода к рынку значительно ухудшилась финансовая и материально-техническая база средней профессиональной школы, включая художественную. В то же время, свобода творчества и создания художественных объединений и ассоциаций, смена образовательных парадигм и гуманитаризация образования в целом положительно сказались на развитии среднего специального образования художественного профиля.
Изучение характеристик педагогического корпуса среднего художественного образования в России во второй половине 1980-х гг. позволяет говорить о противоречивой картине, характерной для среднего профессионального образования страны в целом. С одной стороны, значительная часть преподавательского корпуса не имела необходимой квалификации. С другой, среднее художественное образование России во второй половине 1980-х - 1991 гг. обладало уникальным педагогическим потенциалом, в учебном процессе участвовали ведущие деятели культуры и искусства страны.
Во второй главе «Институциональная структура и особенности функционирования системы среднего художественного
образования в Российской Федерации в 1990-е - 2005 гг.» проанализировано развитие среднего художественного образования в период становления рыночной экономики, в том числе, рассмотрены проблемы выживания учебных заведений и трудоустройства выпускников художественных школ и училищ, показаны инновации в структуре и содержании среднего художественного образования.
В главе показано, что среднее художественное образование в Российской Федерации в 1990-е - 2005 гг. развивалось в контексте образовательной реформы и становления рынка образовательных услуг. При этом подсистемы среднего художественного образования в период перехода России к рыночной экономике оказались в различных условиях. Училища, готовившие мастеров народного декоративно-прикладного искусства, оказались в зависимости от процесса упадка художественной промышленности и развития коммерческого, т.н. «сувенирного» подхода к производству изделий, негативно повлиявшего на эстетические традиции данной ветви художественного образования. С другой стороны, исчезновение идеологических ограничений советского времени способствовало возрождению таких уникальных направлений художественного творчества и образования, как иконопись, изготовление художественных образцов церковной утвари и т.п.
Важнейшими характеристиками эволюции среднего художественного образования в этот период стало развитие учебных заведений инновационного типа (колледжей и лицеев), в которых подготовка специалистов основывалась на идее синтеза искусств и воспитании гармонически развитой творческой личности. Данные учреждения художественного образования вошли в рыночную экономику за счет открытия востребованных образовательных направлений, связанных с модой и дизайном. Художественные специальности открывались в многопрофильных и педагогических колледжах и училищах. Новый импульс развития получила подготовка дизайнеров, стилистов, фотохудожников в ссузах технологического профиля.
В 1990-е - 2005 гг. была модернизирована законодательно-нормативная и учебно-методическая база среднего художественного образования, в том числе, обновлены его образовательные стандарты. Важное значение для сохранения и развития художественного образования в области декоративно-прикладного искусства имели программы государственной поддержки народных художественных промыслов и деятельность ассоциаций и объединений учебных заведений, мастеров народного творчества, дизайнеров.
В третьей главе «Среднее художественное образование в контексте социально-экономического и культурного развития России» исследована проблема подготовки специалистов среднего звена по художественным специальностям в контексте государственной стратегии и концепций развития российского образования в XXI веке, показана специфика развития среднего художественного образования в рамках структур непрерывного образования и региональных образовательных систем, раскрыто значение художественных ссузов в системе образования и воспитания и формировании культурно-эстетической среды.
В начале XXI века в Российской Федерации был осуществлен переход на новые принципы управления образованием, предусматривавшие стратегическое планирование его развития, создание концепций модернизации отечественной образовательной системы и ее компонентов в соответствии с задачами социально-экономической модернизации страны в целом. Эти процессы затронули и сферу художественного образования, развитие которого стало рассматриваться как одно из главных условий повышения роли культуры и искусства в общем образовании и сохранения российских образовательно-культурных традиций.
Важным условием позитивного развития среднего художественного образования в XXI веке стало достижения взаимодействия между Министерством образования, в ведение которого находилось среднее специальное образование, и Министерством культуры РФ, осуществлявшем руководство вузами культуры и искусства. В 2001 г. была принята Концепция художественного образования в России, которая была направлена на сохранение и развитие сложившейся в России системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного образования во всех типах и видах образовательных учреждений для формирования созидательной, творческой личности.
В начале XXI века наблюдалось активное развитие в регионах России центров непрерывного художественного образования, в которых участвовали художественные училища, многопрофильные колледжи и лицеи в сотрудничестве с ведущими художественными, художественно-промышленными и технологическими вузами страны. В становлении
региональных систем художественного образования также проявилась тенденция к многоуровневое™ и непрерывности.
Во многих регионах России, в частности, на Урале, в Сибири, республике Саха (Якутия) и др. центры художественного образования стали частью механизма поддержки национальных культур и сохранения народных промыслов. В то же время, включение в программы средних специальных учебных заведений обучения по художественным специальностям, связанным с информационными технологиями, дизайном окружающей среды и моды позволили художественным ссузам включиться в региональные системы социального партнерства и стать участниками не только культурного, но и социально-экономического развития страны.
В заключении подведены основные итоги исследования и сформулированы выводы.
Анализ источников позволил сделать вывод о существенном значении среднего художественного образования в общественно-культурной жизни страны во второй половине 1980-х - 2005 гг. В 1990-е гг. возрастает социально-экономическая роль среднего художественного образования в связи с ростом востребованности ряда художественных специальностей на рынке труда, обусловленным тенденцией к эстетизации и индивидуализации быта, модернизации городской среды и пр.
Главным результатом эволюции системы среднего художественного образования России в рассматриваемый период стало преодоление организационного и финансового кризиса в рамках всей образовательной системы, сохранение существующей сети художественных училищ и формирование инновационных образовательных центров и систем.
Среднее профессиональное образование художественного профиля в современной России решает задачи развития личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и народной культуры и подготовки специалистов творческих профессий, востребованных в художественной промышленности, сфере сервиса, педагогике.
Важнейшими задачами среднего профессионального образования России в XXI веке стало создание траектории развития, позволяющей сочетать традиции системы с преимуществами инноваций в условиях глобализирующегося мира, участие в сохранении и развитии единства и многообразия информационного и культурного пространства Российской Федерации.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях автора:
Работы, опубликованные в периодических изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Потехина М.В. Государственная политика России в области среднего художественного образования: основные этапы и тенденции развития. 1991-2005 гг. И Наука и школа. 2008. № 4. С. 70-71. (0,5 п.л.)
3. Потехина М.В. Среднее художественное образование в России во второй половине 1980-х - 2005 гг. Историографические и теоретические аспекты изучения проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «История России». 2008. Специальный выпуск. № 4. С.51-62. (0,4 п.л.)
3. Потехина М.В. Государственная политика подготовки кадров художественной промышленности в системе среднего профессионального образования России (конец 1980-х - 2005 гг.) // Преподаватель XXI век. М., 2008. №З.С.67-99. (1,5 п.л.)
Монографии
4. Потехина М.В., Трофименко В.И., Зюлин В.В. Среднее профессиональное образование ео второй половине XX века. 1941-2005 гг. Волгоград, 2007. 108 с. (3,3 п.л. Авторский вклад - 30%)
5. Потехина М.В. Среднее художественное образование в России на рубеже веков. Традиция и модернизация. Волгоград, 2008. 158 с. (7 п.л.)
Статьи
6. Потехина М.В. Исторический опыт подготовки кадров со средним художественным образованием в 1980-1990-е гг. // Педагогические исследования: Идеи и реальность: Сборник статей. Волгоград, 2008. С.36-35. (0,4 п.л.)
7. Потехина М.В. Становление непрерывного художественного образования в сфере моды и дизайна. 1980-е - 2005 гг. // Исторические исследования. М., 2008. С. 55-62. (0,5 п.л.)
8. Потехина М.В., Зюлин В.В. Среднее профессиональное образование в системе непрерывного профессионального образования и обучения в России // Педагогические исследования: Идеи и реальность: Сборник статей. Волгоград, 2008. С.16-27. (0,5 п.л. Авторский вклад -50 %).
Подп. кпеч. 15.09.2008 Объем 1 п.л. Заказ №. 121 Тир 100 экз.
Типография Mill У
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Потехина, Мария Викторовна
Введение
Глава 1. Среднее специальное образование художественного профиля в контексте программ модернизации образовательной системы России в 1985-1991 гг.
1Л. Система среднего художественного образования в середине
1980-х гг.: организация, результаты и перспективы развития
1.2. Образовательная политика правительства России в 1985-1991 гг. и эволюция среднего художественного образования
1.3. Социально-профессиональная и культурно-ментальная специфика педагогических кадров среднего художественного образования
Глава 2. Институциональная структура и особенности функционирования системы среднего художественного образования в Российской Федерации в 1990-е-2005 гг.
2.1. Развитие среднего художественного образования в период становления рыночной экономики: проблемы выживания учебных заведений и трудоустройства выпускников художественных школ и училищ
2.2. Инновации в структуре и содержании среднего художественного образования: обновление нормативной и учебно-методической базы, типы учебных заведений, образовательные направления
2.3. Становление подготовки кадров по художественным специальностям в многопрофильных колледжах
Глава 3. Среднее художественное образование в контексте социально-экономического и культурного развития России в конце 1990-х - 2005 гг.
3.1. Подготовка специалистов среднего звена по художественным специальностям в контексте государственной стратегии и концепций развития российского образования в XXI веке
3.2. Среднее художественное образование в современных структурах непрерывного образования и региональных образовательных системах
3.3. Роль художественных ссузов в системе образования и воспитания и формировании культурно-эстетической среды российского общества
Введение диссертации2008 год, автореферат по истории, Потехина, Мария Викторовна
Актуальность темы исследования определяется возрастающим значением среднего профессионального образования в процессе социально-экономической модернизации России и формирования информационного общества, что нашло отражение в содержании «Основных направлений социально-экономической политики правительства Российской Федерации», «Национальной доктрины образования», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», и других документах, определяющих вектор развития отечественного образования.
Актуальность диссертационного исследования обусловлена также существенной ролью художественного образования в контексте решения задачи гуманитаризации образования и воспитания российской молодежи, реализации программ культурного развития регионов и международных культурных связей. Значение художественного образования в процессе социально-экономической модернизации определено в «Концепции художественного образования в Российской Федерации» (2001 г.) и государственных программах поддержки, возрождения и развития народных художественных промыслов на федеральном и региональном уровне. Реализация современных задач среднего художественного образования требует комплексного осмысления исторического опыта его развития в период реформ второй половины 1980-х - начала 2000-х гг., анализа проблем, достижений и перспектив данного образовательного сектора к 2005 г.
Степень разработанности темы. Историография проблемы среднего художественного образования в России формировалась на протяжении нескольких десятилетий по двум основным направлениям - история профессионального образования и история отечественной культуры и искусства как сфер деятельности специалистов со средним художественным образованием.
Фактологическая и теоретическая база развития в России средней профессиональной школы в XX веке включает обширный комплекс исследований, в том числе, работы O.JI. Аникст, И.К. Воеводского, С.Я. Батышева, Д.И. Чупрунова, Н.Н. Кузьмина, Ш.М. Мунчаева и других авторов1, посвященные становлению системы профессионального образования в дореволюционной России и в СССР. Преобладание технических специальностей в начальном и среднем профессиональном образовании и его тесная связь с промышленностью, обусловила соответствующую тематическую направленность данных научных исследований, в которых основное внимание уделялось проблемам подготовки специалистов технического профиля. Общие вопросы развития среднего художественного и художественно-педагогического образования затрагивались в контексте изучения системы средних специальных учебных заведений, готовивших кадры для легкой промышленности и сферы обслуживания, а также в ходе изучения истории педагогического образования в СССР2.
Проблематика подготовки кадров среднего звена для художественной промышленности затрагивалась в публикациях по истории народного декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов3.
В 1990-е - 2000-е гг. отечественная историография среднего профессионального образования выходит на новый методологический уровень, расширяется источниковая база исследований. Внимание ученых привлекают проблемы реформирования и модернизации среднего профессионального образования на основе существующего исторического опыта и внедрения новых образовательных парадигм и принципов управления образованием, эволюции профессиональной школы в условиях рыночных отношений. В том числе, необходимо упомянуть труды A.M.
Новикова, В.И. Жукова, П.Ф. Анисимова, В.М. Жураковского, которые определили ведущие тенденции в новейшей историографии среднего профессионального образования4.
На рубеже XX-XXI веков данная проблематика приобретает все большую актуальность в контексте решения задач социально-экономической модернизации страны и реализации образовательной политики Российской Федерации5. Во второй половине 1990-х - 2000-е гг. проблемы развития среднего профессионального образования, включая художественное, становятся предметом обсуждения на научных конференциях и семинарах6. Выходят в свет статьи и монографии П.Ф. Анисимова, В.М. Зуева, А.И. Михащенко, В.А. Штурбы, В.П. Попова, в которых на основе научной объективности создается целостная картина эволюции среднего профессионального образования в России в XX веке7.
Большое внимание в этот период специалисты уделяют инновационным типам учебных заведений, вопросам становления непрерывного образования, формированию региональных образовательных систем, развитию социального партнерства в образовательной сфере, включая деятельность средних специальных п учебных заведений художественного профиля . В том числе, следует выделить работы Т.В. Челышевой, Е.Г. Вакуленко, В.Ф. Максимович, Н.Б. Смирновой, и др., в которых анализировались проблемы эволюции художественного образования в условиях образовательной реформы в России9.
В конце 1990-х - начале 2000-х гг. выходят в свет исследования Е.А. Сергеева, А.А. Сойникова и др., в которых анализируется исторический опыт развития среднего гуманитарного образования, проблемы подготовки специалистов в области культуры и искусства10. В 2000-е гг. выходят в свет учебные пособия для педагогических и художественных вузов по истории художественного образования в мире и России, в которых затрагиваются и отдельные аспекты развития средней художественной школы. В частности, следует упомянуть учебное пособие С.В. Анчукова, посвященное становлению и современному состоянию художественно-педагогического образования в России и за рубежом, изданное Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена11. В 2006 г. была издано учебное пособие Н.К, Шабанова, посвященное развитию художественно-промышленного и художественно-педагогического образования в России в XIX-XX вв. 12. Вопросы подготовки кадров со средним художественным образованием для сферы сервиса отражены в работах В.П. Попова и др.13
Частично проблематика среднего художественного образования затрагивалась в работах, посвященных начальной, общеобразовательной и высшей школе14. Тема истории художественного образования разрабатывается в конце 1990-х - 2000-е гг. в рамках диссертационных исследований. В том числе, развитию художественного образования в Алтайском крае во второй половине XX века, посвящена работа В.И. Бочковской15.
Некоторые аспекты истории подготовки кадров со средним художественным образованием освещались в диссертациях искусствоведческого, педагогического, экономического профиля. В том числе, в диссертации А.Г. Толмачева была дана краткая характеристика художественного образования по подготовке квалифицированных кадров специалистов народных промыслов, представлен обзор нормативных документов, определявших развитие народного искусства в современной России, показана специфика учебных заведений системы предприятий народных художественных промыслов16. Важное научное значение имеют исследования Т.В. Челышевой, Е.Г. Вакуленко, Н.П. Манжос, Т.В. Толбузиной и др.17.
В 1990-е - 2000-е гг. было подготовлено несколько изданий, посвященных истории народных художественных промыслов, в которых освещались некоторые вопросы подготовки профессиональных кадров мастеров народного декоративно-прикладного искусства. В частности, следует выделить книгу В.Я. Короткова, посвященную тульским
-» 18 оружеиникам и их путям к художественному мастерству .
Важное значение для научного освоения темы среднего художественного образования в России в XX - начале XXI вв. имели публикации и научные форумы, посвященные развитию отечественного дизайна19. В то же время, историография различных направлений среднего художественного образования только начинается зарождаться, практические отсутствуют работы, посвященные таким видам среднего художественного образования, как художественное моделирование косютма, парикмахерское и визажное искусство и т.п.
Ценная информация по теме диссертационного исследования содержится в публикациях по истории художественных училищ России:
О П
Саратовского, Пензенского, Екатеринбургского и др." . Материалы о становлении и деятельности художественных сссузов и реализации художественного образования в педагогических училищах и колледжах представлена во 2-м томе «Истории среднего художественного образования в России», подготовленной коллективом авторов под руководством В.М. Жураковского.21
В этот же период выходят в свет издания, посвященные истории педагогических училищ и колледжей, в которых раскрываются некоторые аспекты развития среднего художественного образования в различных регионах России в XX веке22.
Материалы по истории и деятельности художественных училищ и колледжей, работе художественно-графических отделений учреждений среднего педагогического образования регулярно публиковались на страницах журнала «Среднее профессиональное образование» («Специалист»).
В вышеназванных монографиях, статьях, учебных пособиях, диссертациях проблематика среднего художественного образования затрагивается фрагментарно, либо в одном из частных аспектов проблемы, хронологические рамки большинства работ не поднимаются выше начала 1990-х гг.; новейший этап развития средней художественной школы России почти не исследовался в отечественной историографии.
Иностранная историография художественного образования в России представлена исследованиями по проблемам развития современных образовательных систем, затрагивающими вопросы участия Российской Федерации в международных образовательных программах, а также работами по истории русского народного искусства и дизайна23.
Таким образом, к настоящему времени создан историографический комплекс, раскрывающий различные аспекты проблемы среднего профессионального образования в России в XX - начале XXI вв. Однако тема развития среднего художественного образования в середине 1980-х -2005 гг. не ставилась и не исследовалась в качестве комплексной научной проблемы.
Объектомдисс ертационногоисследования являются законодательные акты и нормативные материалы, регулировавшие сферу среднего художественного образования в конце 1980-х - 2000-е гг., институциональные структуры среднего художественного образования, их типы, направления и формы обучения, учебные программы, учебно-методическая база, материально-техническое обеспечение, кадры преподавателей и учащихся художественных школ, училищ и колледжей.
Предметом диссертационного исследования является деятельность центральных и местных органов власти, научно-методических центров, художественных вузов СССР и Российской Федерации, по развитию среднего художественного образования, процесс эволюции структуры и содержания художественного образования в условиях формирования рыночной экономики, развитие механизмов управления и финансирования системы среднего художественного образования в конце 1980-х — 2000-е гг.
В диссертации не рассматриваются направления среднего художественного образования, обеспечивающие подготовку специалистов в сфере музыкального и театрального искусства, балета, народного фольклора и пр., которые обладают особыми присущими только им типологическими свойствами и являются предметом специального изучения24. Проблемы их развития в данной работе затрагиваются косвенно в общем контексте анализа государственной политики и организации среднего художественного образования в России во второй половине 1980-х-2005 гг.
Хронологические рамки исследования. Диссертация охватывает период с середины 1980-х гг. что позволяет оценить результаты развития среднего художественного образования в советский период и специфику его эволюции в годы перестройки общественно-политической и социально-экономической системы страны, по 2005 г., когда система среднего профессионального образования России выходит на новый уровень развития в рамках региональных образовательных систем и структур непрерывного образования.
Методологическую основу исследования составили принципы историзма, научной объективности и системности. Исследование выполнено с использованием проблемно-хронологического, системно-структурного, логического и историко-логического методов.
Использование сравнительно-исторического и проблемно-хронологического методов исследования позволяет взаимосвязано проанализировать и осмыслить динамику и специфику изучаемых процессов и явлений на разных этапах эволюции системы среднего художественного образования в России.
Системный принцип предполагает изучения среднего художественного образования в России как целостного явления, анализ фактов во всей их совокупности и взаимосвязи и опирается на современные научные подходы к исследованию данной темы.
Методологическая задача исследования заключается в достижении оптимального сочетания конкретного, эмпирического изложения исторического материала и его теоретической, проблемно-содержательной реконструкции, выявлении сущности и внутренней логики развития среднего художественного образования в середине 1980-х-2005 гг.
Развитие среднего художественного образования России в середине 1980-х - 2005 гг. изучается в контексте общих социально-экономических и культурных процессов, в динамике эволюции отечественной образовательной системы и сфер использования кадров со средним художественным образованием.
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертации является изучение и анализ эволюции среднего художественного образования в России середины 1980-х - 2005 гг. во всех его основных аспектах: правовом, структурном, организационном, финансовом, кадровом, учебно-методическом, социальном, культурном.
Для достижения указанной цели соискателем поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать состояние системы среднего художественного образования в России к середине 1980-х гг. охарактеризовать его структуру, содержание, основные типы учебных заведений, количественные и качественные показатели.
2. Исследовать влияние образовательных концепций и законодательных и нормативных актов, определявших развитие средней специальной школы России во второй половине 1980-х - 1991 г. на развитие среднего художественного образования.
3. Проанализировать организационную и финансовую специфику функционирования среднего художественного образования Российской Федерации в условиях политических и социально-экономических реформ 1990-х.
4. Изучить эволюцию структуры и содержания среднего художественного образования в контексте развития рынка образовательных услуг, рассмотреть важнейшие образовательные направления и формы обучения в средней профессиональной школе по художественным специальностям, эволюцию учебно-методического процесса в 1990-е - 2000-е годы,
5. Проанализировать динамику количественных и качественных характеристик педагогического корпуса системы среднего художественного образования России во второй половине 1980-х - 2005 гг.
6. Проанализировать проблемы качества подготовки и специфику трудоустройства выпускников средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период.
7. Раскрыть роль и место среднего художественного образования в процессе эволюции социальной структуры российского общества, реализации культурно-просветительных и молодежных программ.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, что позволяет показать эволюцию среднего художественного образования в СССР и на постсоветском пространстве и исследовать данную проблему в контексте развития культурных связей России и стран СНГ и Балтии в 1990-е - 2005 гг.
Источниковая база диссертации определена предметом и задачами исследования.
В диссертации использованы справочные и статистические издания, отражающие динамику количественных и качественных характеристик системы среднего художественного образования в 1980-х - 2005 гг.: обзорная информация Министерства местной промышленности о народных художественных промыслов, статистические справочники, энциклопедии, библиографическая литература25.
Важнейшую группу опубликованных источников по теме диссертации составляют законодательные и нормативные материалы, в которых отражена государственная образовательная и культурная политика России в рассматриваемый период, в том числе, «Закон об образовании» 1992 г., концепции среднего профессионального и художественного образования, культурной и молодежной политики, и др.26 Существенное значение для диссертационного исследования имеют приказы Министерства образования РФ об утверждении государственных образовательных стандартов среднего художественного образования, опубликованные протоколы и отчеты, обзорные материалы Министерства образования и Министерства культуры РФ, доклады министров, в которых отражена проблематика развития отечественной художественной школы в
11 рассматриваемый период .
В диссертации используются сборники документов и материалов,
28 посвященные проблемам развития профессионального образования , опубликованные материалы советов директоров средних специальных учебных заведений, научных центров, занимавшихся проблемами среднего художественного образования29.
В диссертационном исследовании использованы материалы периодической печати, в том числе бюллетени Государственного комитета СССР по народному образованию, Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, журналы: «Среднее профессиональное образование» («Специалист»), «Искусство и образование», «Декоративное искусство», «Художник», электронный журнал «Педагогика искусства» и др.
Источники мемуарного характера представлены, главным образом, в сборниках документах и материалов, посвященных истории учебных заведений художественного профиля. В том числе, следует выделить сборник публицистических и мемуарных материалов «Истоки» о народном промысле «Гжель»30. В диссертации использованы также воспоминания и публицистические произведения ведущих модельеров и дизайнеров России31.
Основу диссертации составляют документы Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), в том числе фонды Министерства высшего и среднего профессионального образования СССР (Ф.Р-9606), Совета министров РСФСР (Ф. А-259), Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР (Ф.А-605), Министерства местной промышленности РСФСР, Министерства бытового обслуживания РСФСР, Министерства культуры РСФСР (Ф.А-501) и др. В протоколах коллегий Минвуза и Министерства культуры РСФСР, отчетах управлений учебными заведениями отраслевых ведомств, статических обзорах, служебной переписке, материалах совещаний директоров учебных заведений содержится информация о деятельности художественных училищ, их финансовом положении, профессиональном уровне и менталитете педагогических кадров, трудоустройстве выпускников и т.п.
В диссертации использованы текущие архивы Министерства науки и образования и Министерства культуры и массовых коммуникаций, в которых отражена политика Российской Федерации 1990-х - начала 2000-х гг. в области художественного образования. В работе используются также официальные сайты органов управления образованием и культурой, где опубликованы новейшие законодательные и методические документы по проблематике среднего художественного образования, информационные и образовательные порталы, содержащие сведения о истории и деятельности средних специальных учебных заведений художественного профиля, материалы электронных конференций по проблемам художественного образования и др.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые в отечественной историографии осуществлено комплексное изучение проблемы развития среднего художественного образования в России в середине 1980-х - 2005 гг. во всех основных аспектах: законодательном, финансовом, организационном, кадровом, научно-методическом, социально-экономическом и культурном.
В диссертационном исследовании представлена авторская концепция эволюции среднего художественного образования в России в период середины 1980-х - 2005 гг.; исследован процесс и результаты изменения его организации, структуры и содержания.
Впервые проанализировано развитие традиционных и новых типов средних специальных учебных заведений художественного профиля в рассматриваемый период, изучена специфика их функционирования на рынке образовательных услуг; показано развитие востребованных художественных специальностей в многопрофильных колледжах и училищах культуры и искусств (моделирование одежды, дизайн, флористика и пр.); определено место среднего художественного образования в системе подготовки квалифицированных кадров для художественной промышленности, сферы педагогики, культуры, сервиса.
В диссертации раскрывается роль среднего художественного образования по отношению к другим уровням художественного образования и в российской системе образования в целом, его значение для сохранения традиций отечественной художественной школы и моделирования новых организационных и педагогических систем художественного образования.
В исследовании показано значение художественных училищ и колледжей и центров непрерывного художественного образования для формирования культурной среды в городах и регионах России, художественного просвещения и эстетического воспитания молодежи в условиях поликультурного общества.
Автор доказывает, что среднее художественное образование представляет собой не только систему подготовки профессиональных кадров для различных областей жизни и деятельности российского общества, но и социально-культурный феномен, характеризующийся устойчивыми связями между сферами искусства, культуры, экономики и быта.
В диссертации вводится в научный оборот значительное количество архивных источников по изучаемой проблеме.
Практическое значение диссертации состоит в возможности использования ее положений и выводов при подготовке учебных пособий и научных статей по проблемам отечественной истории, лекционных курсов и монографических исследований.
Результаты диссертационного исследования могут использоваться в процессе разработки концепций и модернизации системы среднего профессионального образования, а также культурно-просветительных проектах.
Апробация исследования. Вынесенные на защиту положения диссертации прошли научную апробацию в--------университете-------на заседаниях кафедры . . В 2007-2008 гг. автором опубликовано 8 работ по теме диссертации.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников и литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Среднее художественное образование в России: традиции и инновации"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основные направления и специфика эволюции отечественной системы среднего художественного образования в рассматриваемый период определялись, во-первых, общими тенденциями образовательной и культурной политики СССР и Российской Федерации, во вторых, спецификой подготовки кадров творческих профессий.
Художественное образование в большей степени, чем другие сферы среднего и высшего профессионального образования, изначально ' содержит элементы непрерывности, предусматривает зарождение профессиональных интересов и проявление способностей к профессии в школьном и даже дошкольном возрасте, демонстрирует незначительность различий социального статуса между специалистами со средним специальным и высшим художественным образованием, авторитет которых базируется, прежде всего, на конкретных творческих достижениях.
Творческая профессия, оказывая значительное влияние на образ жизни и менталитет преподавателей, студентов и выпускников учреждений среднего художественного образования, объединяла их в своеобразную социально-культурную группу, тесно связанную с миром искусства и культуры и, в то же время, с промышленностью, архитектурой, сферой обслуживания. Средняя художественная школа, выделяясь по содержанию образования и ментальным характеристикам участников, из общей системы среднего профессионального образования России, в то же время, представляла собой многообразную и внутренне неоднородную картину. Ее элементы тяготели к различным социальным и экономическим структурам общества, в которых была востребована деятельность кадров со средним художественным образованием: общему и дополнительному художественному образованию, музейному делу, предприятиям художественной и легкой промышленности, строительству и архитектуре, рекламному бизнесу, СМИ и т.п.
Это многообразие приобрело новый смысл в условиях создания и реализации на рубеже XX-XXI веков современных концепций и стратегии развития российского образования. Постановка перед средним профессиональным образованием задачи подготовки компетентного специалиста с творческим мышлением, способного не только к механическому исполнительству, но и к самостоятельной постановке и решения задач, в полной мере соответствовало методологии среднего художественного образования, его участия в удовлетворении многообразных эстетических потребностей российского общества.
Отказ от технократической концепции в образовании, в том числе, среднем профессиональном, повысил социально-общественный статус средней художественной школы, увеличил шансы на рост интереса к данному образовательному направлению в молодежной среде, обусловил расщширение государственной и частной поддержки в рамках социального партнерства, укрепление позиций учреждений среднего художественного образования на рынке образовательных услуг.
Важнейшими результатами эволюции системы среднего художественного образования в рассматриваемый период стало преодоление организационного и финансового кризиса в рамках всей образовательной системы, сохранение существующей сети художественных училищ и формирование инновационных образовательных центров и систем.
Одним из главных элементов модернизации среднего художественного образования в 1990-е - 2000-е гг. стало создание структур непрерывного художественного образования и творчества в регионах России при участии учреждений высшей школы.
Следует подчеркнуть, что взаимодействие высших и средних учебных заведений художественного профиля имело творческий характер, проявлявшийся в устройстве выставок, театров моды и других формах, где художники-педагоги высшего звена показывали пример художественного поиска, мастерства, преданности искусству. Публичность подобных акций, интерес к ним со стороны общественности, местной прессы и т.п., значительно повышали социальный статус художественного образования, способствовали формированию организационных и деловых связей учебных заведений и студентов, приобретению талантливыми молодыми художниками, скульпторами, дизайнерами известности в России и за рубежом, их профессиональной, творческой реализации.
Художественные училища и колледжи в 1990-е - 2005 гг. стали участниками ряда международных образовательных проектов с участием колледже и вузов, предприятий художественной промышленности, музеев, вузов Германии, Дании и других стран.
В начале XXI века среднее профессиональное образование художественного профиля в современной России решает задачи развития личности средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна и народной культуры и подготовки специалистов творческих профессий, востребованных в художественной промышленности, сфере сервиса, педагогике. Учреждения среднего художественного образования, независимо от их профиля, подготовили ряд художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, которые получили известность своей индивидуальной творческой деятельностью, успешно проводили персональные выставки в России и за рубежом.
При этом проблема трудоустройства выпускников средней профессиональной школы была решена далеко не полностью. Данная ситуация в рассматриваемый период была связана с сохранением крайне тяжелого материального положения и низкого социального статуса учителей и преподавателей системы начального профессионального образования, что вело к отказу молодых специалистов с дипломами учитель рисования и черчения» или «художник-мастер» идти на педагогическую работу. Сократилось в течение 1990-х гг. число детских художественных школ и других художественно-образовательных учреждений, где могли трудоустраиваться выпускники художественных ссузов. С другой стороны развитие рыночной экономики стимулировало возникновение структур частного предпринимательства, корпоративных, муниципальных и других учреждений, где специалисты со средним художественным образованием получали интересную работу и достойные заработки. Несмотря на значительное развитие среднего дизайнерского образования и подготовки модельеров и стилистов, на российском рынке сохраняется высокий спрос на специалистов художественно-технологического профиля.
В конце 1990-х - 2000-е гг. возросла востребованность мастеров декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов, благодаря политике регионов по поддержке традиционной культуры в Сибири, на Алтае, на Крайнем Севере. Существенно возросли возможности трудоустройства и творческой реализации иконописцев, реставраторов и мастеров декоративно-прикладного искусства, участвовавших в процессе возрождения в России православной церкви и церковного искусства. В то же время, продолжало сохраняться тяжелое положение ряда уникальных народных промыслов, что препятствовало участию молодых выпускников художественных ссузов в их возрождении и развитии.
Следует подчеркнуть, что специфика профессиональной творческой реализации студентов и выпускников художественных ссузов определялось не только качеством полученного образования, но и, личными художественными способностями. Талантливый реставратор или гравер получал значительно большие возможности для заработка, чем плохой дизайнер. В данном контексте большое значение приобретало включение в программы художественных ссузов преподавание основ маркетинга, права и других дисциплин, которые помогали молодым художникам реализовать свои произведения на российском и зарубежном рынке. Важную роль играла и политика самих учебных заведений, часть которых в рассматриваемый период сделала частью своей деятельностью заботу о трудоустройстве выпускников.
В целом, анализ источников позволил сделать вывод о существенном значении среднего художественного образования в общественно-культурной жизни страны во второй половине 1980-х - 2005 гг. В 1990-е гг. возрастает социально-экономическая роль среднего художественного образования в связи с ростом востребованности ряда художественных специальностей на рынке труда, обусловленным тенденцией к эстетизации и индивидуализации быта, модернизации городской среды и пр.
Государственная политика России в отношении среднего художественного образования к 2005 г. находилась в стадии становления. Существующие программные документы были адресованы, прежде всего, системам начального и высшего художественного образования, при том, что сектор средней профессиональной школы приобретал приоритетное значение в образовательной политике страны. Большое значение приобрела разработка взвешенного подхода к модификации системы художественного образования в соответствии с Болонским процессом.
Важнейшими задачами среднего профессионального образования России в XXI веке стало создание траектории развития, позволяющей сочетать традиции системы с преимуществами инноваций в условиях глобализирующегося мира, участие в сохранении и развитии единства и многообразия информационного и культурного пространства Российской Федерации.
Список научной литературыПотехина, Мария Викторовна, диссертация по теме "Отечественная история"
1. Источники опубликованные
2. Документы органов власти и управления13.23. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 1718 февраля 1988 г. М., 1988.13.24. О Программе развития непрерывного педагогического образования на 2001-2010 годы: Приказ Министерства образования
3. Источники неопубликованные
4. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ)
5. Ф.Р-9606 Министерство высшего и среднего профессионального образования СССР.21.60.On 1. Д.802. Jl.212-213; Д.4272. Л. 16. 2.1.61.On.3. Д.852. Л.94-98.
6. Ф.Р-9661. Государственный комитет СССР по народному образованию.21.62. Оп.1. Д.72. Л.
7. Ф. А-259. Совет министров РСФСР.21.63. Оп.1. Д.5385. Л.132.
8. Ф.А-605. Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР.21.64. Оп.1. Д.8748. Л.114; Д.8789. Л.124.
9. Ф. А.642 НИИ художественной промышленности21.65. Оп.1. Д.529. Л.44; Д.993. Л.17, 22; Д.1007. Л.21-25. Ф. А-2306. Министерство просвещения РСФСР.21.66. Оп.76. Д.2725. Л.17.