автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Средневековые мечети Средней Азии и Сирии
Полный текст автореферата диссертации по теме "Средневековые мечети Средней Азии и Сирии"
- (] 1 '¡;'^РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
На правах рукописи
ФАУЗИ МУСТАФА
СРЕДНЕВЕКОВЫЕ МЕЧЕТИ СРЕДНЕЙ АЗИИ И СИРИИ
Исторические науки. Специальность 07. 00. 06 - археология
А втореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Санкт - Петербург
1 9 9 Зг.
■Диссертация выполнена в отделе Средней Азии и Кавказа Института истории материальной культуры РАН
Научный руководитель - член-корреспондент
АН Туркменистана, доктор исторических наук, профессор
В.М.Массон
"Официальные оппоненты: академик АЕН РФ,
доктор исторических наук Б.Я.Ставиский
■ кандидат исторических наук Ю.А.Виноградов
Ведущая организация - Институт искусствознания Министерства культуры Узбекистана имени Хамзы Ниязи, г.Ташкент
Защита состоится 31 ма^та 1993 года в 14 часов на заседании специа дизированного совета Д 2C0.I5.GI по заиите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте-истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург, Дворцовая набережная,!
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1ШК РАН
Автореферат разослан^1993 года
Ученый секретарь специализированного совета
кандидат исторических наук /» Г.В.Синицьша
искст««*'-
Пегербургкомстат Зак. ?6 Тир. 1СО
Актуальность темы. Культовая архитектура мусульманского Востока является важным источником изучения культурно-исторических процессов взаимодействия разных идеологических концепций. Одной из переломных эпох в этом отношении было время распространения ислама. С возникновением новой религии большие перемены произошли в экономике, в материальной и особенно в духовной культуре. Одним из важнейших компонентов мусульманского архитектурного комплекса являются мэчети. Они отражают как общие идеологические установки, так и локальную культурную, в том числе архитектурную специфику. Их изучение позволяет проследить сочетание общего и особенного в мусульманском мире, который некоторые исследователи склонны рассматривать как своего рода культурную специфику. В данной работе это взаимодействие общего и особенного рассматривается на примере мечетей Сирии и Средней Азии.
Изучение сирийских и среднеазиатских мечетей началось еще в конце XIX в. Этой проблеме посвящено немало специальных работ. Однако эти исследования носят архитектурно-искусствоведческий характер и в большинстве из них не привлечены археологические материалы. В этих работах в основном затрагиваются наиболее известные мечети. Вместе с тем обобщающих работ по сирийским и среднеазиатским мечетям пока нет. В связи с этим также актуальными являются такие важнейшие проблемы, как преемственность и взаимовлияния культур. В настоящее время благодаря археологическим материалам и сохранившимся средневековым мечетям в Сирии я Средней Азии появилась возможность рассматривать эти вопросы по-новому и в полном объеме.
Цащ_и задачи исследование. Основная цель диссертации - исследования средневековых мечетей Сирии и Средней Азии.
Наша задача заключается:
1. Опираясь на археологические материалы и сохранившиеся архитектурные памятники, а также сведения письменных источников, обобщить данные, относящиеся к средневековым мечетям Сирии и Средней Азии.
2. Опредачить общие и отличительные признаки между сирийскими и среднеазиатскими мечетями.
3. Выявить в архитектуре мечети черты взаимодействия архитектурных традиций Сирии и Средней Азии.
4. Охарактеризовать доисламские традиции в мечетях Сирил и Средней Азии.
. Научная новизна работа. Вводятся в научный оборот материалы, полученные автором в результате археологических исследований 1988-1991 гг. на территории пятничной мечети ар-Рафика городища ар-Ракка и осмотра мечетей Бухары и Самарканда. В диссертации впервые в свете поставленных задач обобщены материалы пс истории мечетей Сирии и Средней Азии. Установлены общие и отличительные признаки сирийских и среднеазиатских мечетей, а также охарактеризованы доисламские традиции в .мечетях Сирии и Средней Азии.
Практическая значимость работы, заключается в том, что материалы и выводы диссертации могут быть использованы при составлении обобщающих научных работ, учебных пособий и курса лекций по средневековой истории Сирии и Средней Азии и истории религии.
Апробация результатов исследования. Основные выводы диссертации опубликованы в ряде научных статей, докладывались на заседании отдела Средней Азии и Кавказа ИИМК РАН, а также изложены в лекциях в медресе г.1ири Араб города Бухары.
Источники. В работе использованы в основном материалы, полученные автором в ходе раскопок 198В-1991 гг. мечети ар-Рафика на городище Ракка, а также личные наблюдения автора сирийских и среднеазиатских мечетей. Кроме того в диссертации привлечены археологические материалы и сведения средневековых письменных источников.
В хронологическом отношении дается общая характеристика сирийских и среднеазиатских мечетей УП-ХУ1 вв. н.э.
Структура и объегл диссертации. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка использованной литературы и источников, сокращений. К диссертации прилежен альбом иллюстраций.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность теш, цели и задачи работы, ее хронологические границы, излагается история изучения сирийских и среднеазиатских мечетей.
Первая глава. Ислам и культовая архитектура (мечети). Она состоит иэ трех параграфов.
§ I. Копан и концепция молитвенного места. В атом разделе рассматриваются основные положения корана, относящиеся к молитвенному месту. Следует отметить, что важнейшими положениями ислама являются утверждение единства бога и совершение молитвы. Последняя занимает важное место в мусульманских обрядах и считается обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. С этим связана потребность в мечетях, которые наряду с медресе обеспечивали бы духовное общение между верующими и ботом. Поэтому мусульмане уделяли строительству мечетей большое внимание, поскольку они были тем краеугольным камнем, на котором покоилась вся их цивилизация, развившаяся на основе новой веры. Слово "мечеть" на арабском языке означает место, где совершают земной поклон, место, где поклоняются боту.
Первые мусульмане предпочитали называть свой молитвенный дом просто мечетью (ал-джами). Иногда они добавляли к ней прилагательное "соборная" (ал-масджид ал-джами), или же говорили "большая мечеть" (ал-масджид ал-кабир). Постепенно "соборной" стали именовать лишь ту мечеть, где совершалась общая пятничная молитва, даже в том случае, когда размеры мечети были небольшими.
В Коране упомянуты слово "мечеть" (масджид), "мечети" (ма-саджид) и "запретная мечеть" (ал-масджид ал-харам) - всего 28 раз. Для обозначения "запретная мечеть" в Коране 17 раз употреблено слово "дом" (ал-байт), а такие слова "макам Ибрахим" и "молитвенное место" (масалла) по одному разу. Также один раз мечети названы в Коране "домами" (ал-буйут).
В Коране разъясняется, кому дозволено строить мечети, а кому, напротив, это запрещается! "Не годится многобожникам оживлять мечети Аллаха" и "Оживляет (т.е. строит) мечети Аллаха тот, кто уверовал в Аллаха, последний день, отстаивал молитву, платил закят и не боялся никого, кроме Аллаха..." (Коран,9: 17-18). .
В ряде мест Корана разъяснены ритуальные требования к совершающему мслитву в мечети, причем особо подчеркивается важность молитвы и искренности в ее совершении.
В Коране (2:187) говорится также о необходимости благочестивых размышлений в мечети и совершения благочестивых актов.
особенно в месяц рачадан.
Поскольку краеугольным камнем мусульманской религии является принцип единобожия, в мечетях запрещено обращаться с молитвой и просьбой к кому-либо, кроме Аллаха. В суре 32, стих 40 указывается на необходимость соблюдать святость и неприкосновенность мест поклонения во всех религиях.
Судя по сведениям письменных источников, строительство ■ первой мусульманской мечети относится ко времени после переселения Мухаммада из Мекки в Недану. Она находилась около 5 ш от города Медины и называлась Ки'ба. До этого Пророк и его последователи в Мекке не имели специального молитвенного места и молились в ущельях близ города.
С расширением мусульманских территорий строительство мечетей активизировалось. Оно шло полным ходом в период правлешш как Омейадов, так. и сАббасадов. Инициаторами строительства чаще всего выступали богатые горожане, эмиры, правители городов и областей.
§ 2. Использование доисламских построек и их преобразование в мечети
Пожалуй, наилучшим примером доисламского культового искусства арабов, сохранивши;.! свое значение и с приходом новой веры, является сооружение в виде куба, находящееся в Мекке и называемое ал-Касба, что по-арабски означает "куб". Арабские историки Ибн ал-Калби и ал-Мас°уди сообщают, что первым, кто перенес идолов в ал-Касбу и повелел им поклоняться был сУмар б. ал-Хайй: "Он изменил веру Ибрахима и заменил ее (друтой), призвав арабов пополняться статуям" (Ал-Масуди,1864, т.3,с.174). При низни пророка Мухаммеда меккинский храм представлял собой четырехугольное помещение с четырьмя стенами, но без кровли. Число идолов, хранившихся в святилище к моменту захвата Мекки войском мусульман, достигало 360.
Ал-Азраки писал, что стены, потолок и столбы внутри ал-Касбы были покрыты рисунками пророков, деревьев, ангелов, причем на столбе, ближайшем к входу, был изображен пророк ^Нса (Иисус) и его мать Мария. Когда пророк Мухаммед вошел в Мекку, он приказач стереть все изображения, кроме изображений сИсы его матери.
Очень часто мусульмане использовали для строитачьства мече-
тей церкви и другие строения. Исторические источники сообщают, что в тех случаях, когда они захватывали города Сирии военной силой, они превращали одну из церквей в свою мечеть. Впрочем, сказанное не относится к городам, которые сдавались на милость победителя без сопротивления. Так произошло в городах Хомс и Халеб, где арабы взяли себе одну четверть церкви Иоанна Крестителя.
Таким лее образом мусульмане поступали в Ирана и Средней Азии, где они использовали для мечетей местные культовые здания. Примером может служить пятничная мечеть в г.Кстахр, которая до этого являлась храмом огня.
В Бухаре и Самарканде также местные зороастрийские храмы были приспособлены к мечети. Иную ситуацию мы наблюдаем в Ираке, когда строились новые города, чего не было в Сирии. Мусульмане не могли пользоваться здесь прежними постройками. Именно з Ираке были построены первые (после мединской) мусульманские мечети.
§ 3. Разновидности мечетей и их составные части
Существуют несколько разновидностей мечетей.
1. Пятничные мечети, где по пятницам совершаются общая молитва. Эта мечеть считается культовым центром и главной достопримечательностью мусульманского города. Быть предстоятелем молитвы в пятничной мечети доверялось лкпь лицам, облаченным большим религиозным влиянием и авторитетом. Собордао мочети составляли лишь небольшой процент от общего числа мечетей. Так, арабский путешественник Ибн Батута писал, что в Багдаде II соборных мечетей, в которых читают проповедь и совершают общую пятничную молитву. Ал-Мукаддаси считал наличие соборной мечети той чертой, которая отличает значительный город от обыкновенного селения. Так, описывая Мавераннахр, он отмечал, что там имеется большое число поселений, которые именуются "большими городами". Действительно, у них есть многие признаки, присущие большим городам, кроме важнейшего - наличия пятничной мечети.
С другой стороны, согласно Корану, соборной можно считать любую мечеть, в которой верующие собираются для совершения общей молитвы.
2. Обычные, непятничные мечетц. их в мусульманском мире огромное множество. Их сооружали в городах, селениях.
3. Частные молельни широко распространились в мусульманском мире как во дворцах, во всех школах, так к в частных домах. Побудительным мотивом к этому служила сунна Пророка. Согласно предании, один из сподвижников пригласил Пророка к себе в дом, чтобы тот помолился в нем. Место, на котором Пророк соверши молитву, зтот человек сделал домашней молельней (мусал-ла).
4. В мусульманском мире известны такке временные молельни и молитвенные места, расположенные за пределами города ые селения. Вблизи кладбищ, на дорогах, ведущих к ним, имелись специальные места, обнесенные оградой, в которых читались заупокойные молитвы. Здесь молятся во время праздников, при большом стечении народа, а таюсе во время молитвы кспрашивания дсвдя (ал-истиска'). Во времена Пророка таким местом была площадка у восточных ворот Медины, где ныне останавливаются паломники. Там совершались праздничные молитвы. Лишь однажды, по причине доздя праздничную молитву пришлось совершать в помещении мечети.
Составными частями мечетей являются:
1. Байт ас-салат - помещение для молитвы.
2. Михщб. Существует множество толкований этого слова в арабском языке. Утверждают, что михраб - самое видное и почетное место в доме. "Михрабами иудеев" называли те места, в которых они собирались душ совершения молитвы. Михраб мечети представляет собой шгау в стене, указывающую направление молитвы. Она расположена в байт ас-салат. Известный ориенталист Т.Нещгеке! утверждал, что михраб - слово химйаритского происхождения, т.е. оно существовало в кжноаравийских диалектах. Сюда оно попам из Эфиопии вместе с христианской верой в форме ш!кгаЬ. На эфиопском языке слово текигаЬ значит церковь или храм, либо ме нишу,, куда ставили статуи святого (Нельдеке, 1910,с.40). В Коране слово михраб упомянуто 4 раза (К.19:11; 3:38). Поначалу михраб представлял собой знак, рисунок или отметку на стене, указывающий направление к кибле. Михрабы в виде ниши появились лишь в период правления халифа ал-Валида б. сАбд ал-Малика. Спорным так*е является мнение о том, где и когда был сооружен первый михраб в мусульманской мечети. Нет единства и в вопросе о е^о происхождении: был ли он взят из древнеримской архитектурной храмовой традиции, пли явился заимствованием апсиды, характер-
кой для византийских и коптских церквей, или лее, наконец, это чисто мусульманское изобретение, необходимость которого определялась характером мусульманской молитвы.
Мы считаем, что михраб мечети Омейадов, построенный в 635 г., стал основой для сооружения михраба мечети Кайруван в 670 г. Тот же cavaâ михраб послужил образцом дая большого михраба мечети Омейадов, который был сооружен во время реконструкции этой мечети при халифе ал-Валиде (705 г.), а также михраба мечети Пророка в Медине, которая была также перестроена по приказу того же халифа примерно в то же самое время и повторяла конструктивные особенности мечети Омейадов в Дамаске. Следующий михраб был сооружен в мечети сАмра б. ал-сАса в Фустате в 712 г. За ним последовали михрабы в остальных мечетях мусульманского мира.
3. Сахн - открытое пространство, прилегающее к байт ас-салат. Над ним не возводилась кровля с тем, чтобы обеспечить свободный доступ дневного света в закрытое молитвенное помещение, особенно если оно имело большие размеры. Сахн использовался главным образом в летнее время, а такие во время пятничных молитв,
и молитв, приуроченных к религиозным праздникам. Часто сахн располагался в центре здания пятничной мечети. С трех сторон сахн был окружен крытыми галереями (четвертая, как правило, примыкала к помещению для молитвы). Пространство сахна и окружающих галерей использовалось для молитвы, как и байт ас-салат, особенно по торжественным случаям, когда в мечети собиралось много верующих.
4. Минбар - возвышение, с которого имам мечети произносит проповедь, дабы его видели и слышали собравшиеся. Минбар устанавливался рядом с михрабом. Как уже упоминалось, первый минбар был сооружен еще при пророке Мухаммаде по предложению Тамима ад-Дари. Первый омёйадский халиф Цусавийа & Аби Суфйан приказал изготовить для себя передвижной минбар из дерева. Он состоял из шести ступенек и сиденья. Наличию минбара в мечети придавалось большое значение. Та мечеть, в которой имелся минбар, считалась официальной мечетью, где молился правитель данного города пли целой области.
Без этих четырех основных компонентов не обходится ни одна мечеть. Что касается остальных элементов, таких как минарет, помещение для правителя (максура), фонтан, комната для омовения, их можно рассматривать как дополнительные признаки.
Среди перечисленных признаков минарет занимает особое место в культовой архитектуре ислама. По это;,у вкратце рассмотрим генезис лусульманского минарета и значение самого этого слова.
В омейадскую эпоху исламская культура начинает активно заимствовать новые архитектурные элементы, ранее неизвестные арабам. Так. историк ап-Макризи сообщает, что первый омейадский халиф Мусавийа б. Аби Суфйан приказал своему наместнику в Египте в 673 г. построить башни для произнесения азака, вследствие чего 'были построены четыре минарета, расположенные в каждом из четырех углов мечети. Таким образом, наместник Египта стал первым, кто соорудил минареты в мечети. Это первое упоминание о минаретах в истории мусульманской архитектуры. До этого момента такого понятия у мусульман, по-видимому, не существовало. Вероятно, идею им подали башня, имевшиеся в культовых зданиях доисламской Clip ж:, в частности, древний храм, на месте которого ныне находится мечеть Омейадов. К тому времени, когда ал-Валвд приступил к ее строительству, на своем прежнем месте оставались лишь две южные из прежних четырех башен. Они и были использованы в качестве мина^зтов. Затем был сооружен третий минарет, расположенный рядом с северным входом и имевший квадратную форму, С тех пор на протяжении нескольких столетий минареты стали строить по данному образцу. Он не изменился вплоть до ХП в., когда появились первые минареты в форме многогранника или вообще округлой формы.
Дкя обозначения места, откуда звучит призыв на молитву, в арабском языке используется три слова: ми'зана, савмаса, манара. Первое является производным от слова азан и образовано по форме имени места - "место, откуда звучит азан". Ьторое название использовалось арабами для обозначения столпов, на которые забирались монахи-столпники, а такхе для башенных построек, имевшихся в христианских мечетях Сирии. Минареты, построенные до ХП в. в Северной Африке, имели четырехугольную (квадратную) форму и чаще всего именовались термином савмаса, вошедшим в испанский язык как слово zona. Наконец, термин макара, буквально означающий "место, где зажигают огонь" показывает, что подобные сооружения использовались как маяки, указывающие кораблям путь в гавани Отсюда происходит распространенное в европейских языках слово cañara.
Культовая архитектура Сирии
Памятники культовой архитектуры Сирии широко исследованы как арабскими учеными, так и западноевропейскими. В этой главе характеризуются мечети Сирии омейадского, аббасидского, сельджукского, аййубидсксго и мамлюкского времени. Она состоит из 5-х параграфов.
§ I. Мечети омейадского и аббасидского_времени (УП-ХШ вв.
н.э.)
В 635 г. Дамаск попал под власть мусульман, они избрали для своих молитв то место, на котором находится ныне мечеть Омейадов. До этого здесь стояча христианская церковь. Тогда же (в 635 г.) в ее восточной части был возведен впервые в истории ислама михраб, получивший название "Михраб сподвижников Пророка". Tai: продолжалось со времени завоевания Дамаска мусульманами вплоть до правления омейадского халифа ал-Валида. Валид построил мечеть на территории языческого храма. Христианская церковь же им была окончательно разрушена.
За основу был взят план мечети Пророка в Медине. Эта мечеть была первой, где был установлен г.етхраб - ниша, указывающая направление совершения молитвы, максура - отдельная комната, где молился правитель, минарет, помещение для омовения, машахиды -квадратные помещения с колоннами. Мечеть Омейадов послушыа образцом, в соответствии с которым строились последующие мечети в мусульманском мире.
В процессе моих наблюдений выяснилось, что южная стена мечети сохранила в себе детали домусульманской постройки.
Мечеть Омейадов имеет прямоугольную форму (156x97 м) и вытянута с востока на запад. Она состоит из байт ас-саяат - помещения для молитвы, 4 михраба и минбара в нем, сахна - открытого двора, прилегающего к байт ас-салат. В центре двора находится водоем для омовения. В западной части двора имеется часовня с куполом, другая часовня с куполом расположена в восточной части двора. Еде одна часовня с куполом находится в центре двора. Мечеть имеет 4 входа - восточный "баб дкирун" или "баб ан-науфа-ра", западный вход, расположенный напротив восточного, именуется "баб ал-барид" и состоит из трех дверных проходов, ведущих во двор мечети. Северный вход состоит из одной двери, раньше называемый "баб ач-фарадис", ныне "баб ал-симара". Южный вход выхо-
дат непосредственно в молитвенный зал. Он именуется "баб аззийа-да". В мечети находятся 4 минарета. Северный минарет, носящий название "Ми'занат ал-Арус" высотой 50 м; восточный минарет под названием "ми'занат саййидина сИса" высотой. 65 м, западный минарет называется "сирийским" высотой 56 м, южный минарет высотой 62 м.
Убранства интерьера мечети были богато украшены мозаикой из цветных позолоченных стекол, мраморным декором, из стеклянных витражей и гипосовых решеток с вставленными в них цветными стеклами. Мечеть подвергалась многочисленны:! перестройкам, которые серьезно -изменили ее первоначальный, облик.
Среди мечетей аббасздского времени более подробно охарактеризованы в работе большая соборная мечеть в ар-Рафике, так как она была объектом нашего археологического исследования в течение нескольких палевых сезонов. Раскопки здесь производились Управлением исторических памятников и адузееи Сирии. Она находится в северной половине города. Ее планировка имеет форму прямоугольника со сторонами 108x92 м. Она окружена глинобитными стенами, которые по углам п сдерживаются башлями, имеющими форму 3/4 окружности, а не полукруглую, как считал Крессзелл. Мечеть имела 10 входов, по 3 восточных, западных, северных стенах и один на юге. В настоящее время ока имеет лишь один вход с северной стороны. Внутренний двор мечети имеет почти квадратную форму (62,78x67,67 м). После того, как с места раскосок был удален мусор и обломки, удалось обнаружить дренажные каналы, расположенные в середине мечети, под ее полом. Ширина дренажных каналов достигает 20 см, глубина - 15 см. Они были укрыты прочными керамическими плитами. Минарет расположен в северо-западной части мечети. Его высота составляет 20,80 ы. Он покоится на фундаменте высотой 2,60 ы. Радиус шнарета внутри составляет 3,26 м, обхват 14,30 м. Минарет, имеющий цилиндрическую форму, выстроен из обожженного кирпича, он имеет 12 окон, по 3 окна с каждой стороны света. Они обеспечивают внутреннее освещение башни. Высота входной двери, ведущей в минарет, достигает 2 м, ширина - 1,2 м. Она расположена с южной стороны. Михраб расположен в середине северной стены помещения для молитвы. Ширина михраба 2,55 м, высота 2,0? м. Он обрамлен узорчатым поясом шириной 0,81 м.
§ 2. Нечета сельджукского ввекенд__(ХП.в.н.э.)
Расцвет сельджукской архитектуры совпадает со временем правления Hyp ад-дина (II46-II73 гг.). Практически з каждом сирийском городе существуют здания, построешые в эпоху Hyp ад-дина. Среди наиболее крупных из сооруженных им мечетей - мечеть ал-Кури в городе Хама, расположенном на берегах реки ая-сАси на западе Сирил. В настоящее время вход в мечеть расположен на севере. Он был построен в Х1У в., как мокко установить из строительной надписи, имеющейся над ним. К нему ведут 14 ступеней. Высота двери достигает 2,2 м, ширина - 1,8 м. Кроме того, у мечети есть еще два просторных входа, которые в настоящее время закрыты. Они располагаются в западной и северной частях мечети.
Мечеть сооружена в соответствии с канонами, характерны;,к для подобных сооружений в омейадскую эпоху. Она имеет прямоугольный (26x16,7 м) внутренний двор. В центре дзора с северной стороны находится прямоугольный водоем для омовения. Двор окружен тремя крытыми галереями, расположенными вдоль северной, восточной и западной стен. Молитвенные постройки состоят из двух частей. Первая представляет собой поведение прямоугольной формы (26,42x14,18 м), протянувшееся с востока на запад. Пол выложен из каменных плит бетого цвета. Второе помещение тоже прямоугольной форгш (9,88x15,54 м), протянувшееся с юга на север, ьжхраб расположен в центре южной стены помещений. Кровля увенчана пятью куполами различной форглы и размера. Минарет мечети тлеет кзадрат-ную (4,25x4,25 м) форму, его высота 21 м.
Следует отметить большое сходство между мечетью ан-Нури в городе Ха-ла i мечетью, носящей то же имя в городе Хомс. Это сходство прос геживается в общем облике мечетей, архитектурном стиле, строительных материалах, использованных при их постройке. Это дает нам полное основание полагать, что обе мечети были сооружены в одно время, т.е. в XI в. Мечеть в городе Х.:лс включала в себя летний молитвенный зал.
§ 3. Мечети акйубидского времени (ХП-ХШ вв.н.э.)
Лййубидская эпоха в Сирии отмечена активной строительной деятельностью. Многие из строений сохранились до наших дней в различных городах Сирии. Один из них - мечеть ханбалитов (ал-Музаффари). в Дамаске. Она расположена в районе ас-Салихийа, ка одном из склонов горы Кайсун. В связи с этим мечеть иногда назы-
вают "мечетью горы". Это первая мечеть ас-Салихии, в которой читалась пятничная проповедь и вторая по размера;,! мечеть Дамаска после мечети Омейадов.
Мечеть имеет два входа. Западный вход смый большой. Его высота - 3,5 м, ширина 2,3 м. Бысота меньшего восточного входа составляет 3 м. Во внутреннем дворе мечети имеются четыре галереи, самая большая из которых прилегает к помещению для молитвы, т.е. к той стороне мечети, которая обращена к кибле. Помещение имеет три входа. Михраб находится в центре южной стены помещения. К западу от него расположен мкнбар. Три галереи внутреннего двора мечети ординарные. Внутренний двор мечети квадратной формы размером 20,5x20,5 м. Каждая из упомянутых выше галерей включает в себя по пять арок. Средняя арка в каждой галерее размером больше остальных. Она опирается на опоры, в отличие от четырех прочих арок, которые покоятся на колоннах цилиндрической формы. Галереи приподняты над полом сахна на высоту 60 см. Ранее у мечети было два минарета. Ныне сохрашотся один в северо-западном углу.
§ 4. Мечети мамлюкского периода (ХШ-1У1 вв.н.э.)
Мамлюки правили Сирией в течение нескольких веков, с 1259 по 1516 гг. Помимо Сирии в их владения входил Египет, Йемен, Хидааз и Ливия. Это способствовало интенсивному культурному обмену между всеми указанными областями мусульманского мира. В качестве примера архитектуры ка\шокского периода, п мучившей в Сирии значительное развитие, мы избрали соборную мечеть Ил-буга -одну из самых известных мечетей Дамаска. Это одна из тех мечетей, которые начиная с эпохи Аййубидов стали строить за пределами городской стены. Несколько ранее, в 1202 г. за пределами стены была сооружена мечеть ханбалитов в районе ас-Салихийа, мечеть ат-Тауба (1232 г.), мечеть Тенгиз (1318 г.). В своей планировке все эти мечети следовали образцу мечети Омейадов, которая на протяжении многих веков оставалась единственной соборной мечетью города наряду с существованием большого числа небольших кватралышх мечетей, располагавшихся как внутри городской стены, так и за ее пределами.
Впоследствии мечеть подвергалась многочисленным перестройкам, которые серьезно изменили ее внешний облик.
Общая планировка мечети включает в себя стену прямоугольной формы (62x72 м), помещения для молитвы, расположенные в юле-
ной части, внутренний двор, окруженный галереями. Мечеть имеет три входа, выходящие на север, запад и восток. Восточный и западный входы располагаются друг плотив друга и прилегают к помещению для молитвы. Северный вход находится посредине северного фасада, к которому прмегает минарет. В центре внутреннего двора расположен водсам с водой для омовения. Кинарот построен из камня и имеэт квадратную форму.
§ 5. Характерные черты сирийском оррдчевековой архитектурном шкалы и культовое зодчество Мусульманское искусство, сложившееся в Сирии в эпоху правления Омейадоз, было искусством сирийского народа, однако с самого начала мусульманское вероучение и арабская культура наложили на него особый отпечаток, соответствующий принципам мусульманской идеологии и те.м ковки условиям, в которых оказалась арабская культура, столкнувшись с другими культурными традициями, существенно расширившими ее горизонты. Специфика и самобытность искусства Сирии проявились в том, что, неся на себе отпечаток мусульманской религии, оно в то не время коренным образом отличаюсь от классического ктусульманского искусства. .
Среди черт, общих для всего мусульманского архитектурного искусства, можно назвать следующие: I. Разнообразие орнамента и стремление заполнить иг,; все свободные пространства зданий; 2. Отсутствие изображений живых существ, особенно в культовых постройках; 3. замена такого рода изображений растительным и геометрическим орнаментом или изображениями ландшафтов.
В то же время архитектура омайадского периода имеет ряд особенностей, отличающих ее от архитектуры других периодов истории. Рассмотрев такие ртроения омейадской эпохи как мечеть Омейадов, мечегь Скалы в Иерусалиме, Каср ал-Хаир и т.д., мы увидим, что их общий вид, архитектурные детали, планировка и декор дают нам возможность утверждать, что мы тлеем д~ло с осо- . бой архитектурной традицией и стилем, нашедшими отражение в планировке, искусстве ваяния и сочетании деталей. Перечислим особенности, придавшие строениям датой эпохи их неповторимость и специфику. Я полагаю, что эти особенности обусловлены тремя основными Факторами:
I. Планировка древнего арабского жилища. Главная, идея данной планировки состоит в наличии открытого пространства внутри
замкнутого двора. Такой тип планировки можно исследовать на примере традиционного жилища обитателей Аравийского полуострова до ислама. При внимательном рассмотрении общих очертаний мечети Омейадов и дворцов омейадского времени, можно заметить, что между ними не существует больших различий. Они имеют квадратную либо прямоугольную планировку, внутренний двор, окруженный внутри галереями, а снаружи - мощными стенами. Таким образом, мусульманская архитектура, вероятно, вдохновлялась формами, характерными для традиционного жилища арабов до ислама.
2. Идеологический фактор. Он нашел отражение в тех догматах и идеях, которые принес с собой ислам, развивая арабскую духовную культуру. Это отразилось в новом художественном вкусе, который принесла с собой молодая религия и присущий ей стиль жизни. Это было наступлением новой эпохи в образе жизни, для которой было характерно взаимодействие мажду различными культурными традициями, существовавшими на территории Сирии до ислама, традициями, которые формировали подходы правителей, архитекторов, художников, ремесленников, словом всех тех, кто стоял за каждым произведением зодчества и искусства вообще.
3. Природный фактор, обусловленный природными условиями Сирии. Они сплелись на создании новых строений и их деталей, таких как арки, купола, колонны, *фытые галереи вокруг открытого двора и др. После победы Аббасидов над Омейадакч и переноса столицы халифата из Сирии в Ирак в 750 г., мусульманская архитектура подверглась сильному воздействию иранского искусства. Это воздействие коснулось практически всех сторон жизни, в том числе - архитектуры. Традиции, накопленные месопотамской культурой за многие века ее существования, а также характер местных строительных материалов, наложили на аббасидскую архитектуру сильный отпечаток, отличающий ее от омейадской архитектурной традиции. Местные традиции, возникшие до ислама, подверглись в свою очередь воздействию мусульманской культуры, что в конечном счете дало начало тому, что мы называем "архитектурой аббасид-ской эпохи". Особенности этой архитектуры мы находим впоследствии в различных частях мусульманского мира: в Ираке, Иране, Сирии, Египте, а также в Средней Азии и в Северной Африке. Особенно сильным было воздействие аббасидской архитектурной традиции
в первые столетия ее существования (750-950 гг.), когда государ-
ство сохраняло свое единство. Перечислим важнейшие особенности данного архитектурного стиля:
1. Преобладание в строительстве необожженного и обожженного кирпича. Первый использовался при возведении ограды и внешних стен, тогда как второй применялся при строительстве арок, куполов, облицовке стен.
2. В архитектуре мечетей широко применялась квадратная планировка, появились спаренные галереи, окружавшие открытый внутренний дворик мечети, айваны, купола, заостренные арки, конусовидные минареты, увенчанные спиралевидными кровлями (башенками).
Большие соборные мечети приобрели вид крепостей. Их ограды снабжались мощными круглыми башнями, несмотря на то, что эти башни не играли никакой фортификационной роли. Их сооружали прежде всего для укрепления постройки и для украшения внешнего вида мечети.
3. В декоре строений аббасидской эпохи в основном наблюдаются техшжи гипсовой лепки и кирпичной кладки, элемент декора, по-видимому, заимствованный из Сасанидского Ирана.
Сельджуки, пришедшие из Средней Азии, принесли с собой в Сирию искусство, распространенное в восточных областях мусульманского мира. Они осуществили обновление религиозной и интеллектуальной жизни этой страны. К примеру, придя сюда, они официально запретили исповедание шиизма и принялись утверждать и укреплять суньизм.
Важнейшей характерной особенностью сельджукской архитектуры стали айваны - просторные портики, которые выходили с четырех или с трех сторон во внутренний двор, где, как правило, находился небольшой водоем. Появились купола, которые покоились на угловых тромпах. Это тесным образом связано с новым способом строительства кровли, для которой отныне характерны полусферические арки и крестовидные своды. Входы в здания офо^-.ллялись стрельчатыми порталами.
Примерно к атому же периоду относится начало использования лепных карнизов в качестве важного архитектурного и декоративного элемента. Наряду с почерком "куфи", который раньше использовался для надписей, наносимых на фасада и стены зданий, при Сельджуках стали использовать также и почерк "насхи", называемый также "сулс". Он был прост и лишен изощренной орнаментации.
Впервые почерк "сулс" зафиксирован на воротах медресе ал-Хал-вийа в городе Халеб. Эти ворота расположены напротив западного входа в большую соборную мечеть.
Дальнейшее развитие получила резьба надписей на дереве.
Строительный бум, совпавший с аййубидской эпохой, не мог не произвести резолюцию в архитектурном искусстве. Мы можем выделить следующие присущие е.му особенности:
1. По причине войн с крестоносцами для него характерна простота и скупость изобразительных средств. В то же время его отличает особая мощь и прочность, которая проявляется, в част-•ности, в планировке и строительстве.
2. Основным строительным материалом служит камень. Можно отметить значительный прогресс, достигнутый в его обработке, а также то, что в строительстве использовались крупные катанные блоки.
3. Что касается общей планировки, то она представляет собой смесь элементов, принесенных в сирийскую архитектуру сельджуками с местными архитектурными традициями. Во внутреннем дворике мечети, как правило, появляется прямоугольный или многогранный водоем для омовения. По периметру дворик окружают айва-ны.
Характерная особенность мечетей мамлюкского периода заключается в том, что в это время появляются мечети типа "макла", т.е. "крепость", "замок". Впервые основной вход в г.ечеть снабжается порталом. Некоторые изменения происходят и в строительной технике. Появляется новый тип арки - долевидный или сегментный, а также новые способы перекрытия кровли, в частности, ребристый крестовый свод. Если в предшествующие эпохи преобладали минареты квадратной формы, то при Мамлюках их форма приобретает большее многообразие. В это время наряду с квадратной, появляются минареты многоугольной или цилиндрической форм.
Третья,глава. Культовая архитектура Средней Азии
Памятники культовой архитектуры Средней Азии хорошо изучены в русской и советской литературе. Однако специальные монографии-по мечетям отсутствуют.
§ I. Распространение ислама р Средней Азии (УП-УШ вв.н.э.)
Первые вторжения мусульман в Среднюю Азию начались в 70-х годах УП в. Полное ее подчинение к халифату относится ко времени
назначения Кутейбы höh Муслима наместником халифа в Хорасане в 705-715 гг. Завоевание шло под знаменем новой религиозной идеологии - ислама.
В отличие от Ближнего и Среднего Востока неизвестно, когда и где впервые в Средней Азии была построена мечеть. (Естественно, если не учесть того факта, что мусульманами под мечеть были испальзовакы местные храмы).
Хотя при раскопках дворцового комплекса на городище Афра-сиаб в одном из помещений удалось обнаружить михрабкую нишу с северной ориентацией, относящейся к середине УШ в. (Ташходааев, 1974,с.8), однако судя по археологическим данным, пока самые ранние мечети Средней Азии относятся к IX в.
Дошедшие до нас наземные мечети относятся еще к более позднему времени, во всяком случае не раньше Х-ХП века.
§ 2. Типология среднеазиатских мечетей саманидской. караханкдской и тимуридской эпох
В Средней Азии типология средневековых мечетей форглируется в 1Х-ХШ вв. Дяя Средней Азии Х-ХУ1 вв. были характерны, по моему мнению, три типа мечетей: I. арочко-куполшй, 2. намазга, 3. дворовый. Маньковская же выделяет 4 типа (Маньковская,1380). Арочно-кулсяьнне мечети имели несколько вариантов, многостолпной пяти- или девятикупольной мечети простых монументальных форм -арочно-купольннй тип без портала, представленный мечетями Чор-Сутун IX-X вв. (Термез) и Диггарон XI в. в Хазаре (Бухарский оазис) . Эти мечети имеют сырцовые стены и круглые колонны из жженого кирпича, го которым перекинуты стрельчатке аркп, несущие купола. Различи? между ними з том, что здание Чор-Сутун открыто с двух сторон, поэтому его относят также к типу мечети-айвана (Маньковская,1982,с.31; ср.Пугаченкова,1953,с.108), а мечеть Диггарон представляет собой закрытое со всех сторон помещение. Мечеть Магоки-Аттари ХП в. в Бухаре имела также круглее колонны ■ из жженого кирпича, что сближает ее с вышеприведенными двумя зданиями. Однако п Магоки-Аттари, в отличие от мечетей Чор-Сутун и Диггарон, есть богато декорированный портал, являющийся центром всей композиции фасада. Мечети типа намазга, получившие развитие в XI-XII вв., представляют собой своеобразный род мусульманских культовых сооружений. У таких мечетей нет архитектурно оформлен-
ного двора, нет окружающих эту площадь колонных галерей. Способная вместить огромное количество молящихся, намазга представляет собой отовсюду видимую ыихрабную нишу, которая и являлась организующим началом всей композиции.
Хоросанский и дехистанский варианты таких мечетей характерны трехчастным членением фасада и главного интерьера. Основное помещение с михрабной нишей в глубине обычно фланкировано двумя боковыми комнатами. Представленное в мечети Шир-Кабир Х1-ХП вв. и мечети Нисы ХП-ХШ вв., такое членение фасада наиболее выразительно в мечети Талхатин-баба XI в.
К южнотуркменистанским намазга примыкает мечеть Намазгах ХП-ХУ1 вв. в Бухарском оазисе.
Следует отметить, что наиболее четкое представление о раннем типе дворовых мечетей Средней Азии дают мечети Хорасана. Это прежде всего мечеть ас-Сагит (1Х(?(-ХП вв. на городище Курт-лы-тепе (Ккная Туркмения), план которой наиболее схож с арабскими прототипами. Здесь дворовая композиция с колонными галереями по периметру имеет в южной части айван с несколькими рядами колонн. Мечеть в Данданакане по своей структуре также характеризует пространственную дворовую композицию, в которой михрабная ниша подчеркнута двойным рядом колонн.
План ранних мечетей Хорасана с дворовой композицией был развит в более позднее время, в тимуридскую эпоху ¿мечети Биби-ханым и Анау).
§ 3. Характерные черты среднеазиатской архитектурной шкоды и культовое зодчество
Принципиально новым в ранних мечетях Средней Азии был новаторский поиск конструктивных решений. В X в. декорировка фасадов еще не достигает особой пышности. Используются узорная кладка, резьба по ганчу, терракоте, в орнаменте - гирихи и надписи. Характерно, что резная терракота получила особенно широкое распространение именно в Мавераннахре, культура которого богата художественными традициями (Прибыткова,1982,с.Ю9). Применение узорных кирпичных кладок более свойственно постройкам Хорасана (Пу-гаченкова,1958,с.335). В архитектурном декоре Х1-ХП вв. значительное место принадлежало резьбе по ганчу, представленной в мечетях Дехистана, Давданакана, Шир-Кабир.
В ХП в. впервые появляется поливная терракота в виде резных
изразцов, покрытых .монохромной голубой поливой. Появление изразцов знаменовало собой революцию в архитектуре. Портал с глубокой стрельчатой нишей получает распространение в монументальном зодчестве Средней Азии с X в. (Пугаченкова,1961,с.20Э).
В ХП в. преобладание портала в монументальной архитектуре было сверившимся фактом. Наиболее яркими образца™ такого вида композиций являются мечеть Магоки-Аттари.
В эпоху Тимура и далее при Тимуридах происходит расцвет портальных сооружений. Портал "растет вверх" и становится подчас организующим центром всей композиции. "В Х1У-ХУ вв. почти все постройки (дворцы, медресе, мечети, мавзолеи и т.д.) имеют пышно обработанные порталы, иногда по своим размерам столь значительные, что за ними не видно самого здания" (ЯкубоскиЙ,1933,с.24). Именно таким был портал главкой мечети Самарканда - Биби-Ханым.
Зодчество Х1У-ХУ вв. продолжает совершенствовать новый стиль в архитектуре Средней Азии. В эпоху Тимура появляются по-лихромные мозаичные изразцы, которые вместе с расписными изразцами заши/лют господствующее положение в декорировке зданий. В оформлении интерьеров используется стенопись.
Сопостааляя мечети Сирии и Средней Азии можно выделить маг,-ду ними общие и отличительные признаки. Общее в них - наличие главного помещения мечети с михрабной нишей и минбаром рядом с ним, двора и водоема во дворе, а также минарета или минаретов.
Отличио наблюдается в планировке мечетей Сирии и Средней Азии. В частчости, в культовой архитектуре Сирии не были характерны однокамерные и многокамерные мечети без двора, а также ме-чети-айваш. Да и айван был привнесен в культовую архитектуру центральных областей халифата сельджуками, также как портал и изразцы в архитектурном декоре.
§ 4. Проблема лоислацских традиций в культовой архитектуре Средней Азии
Вопрос о традициях и инновациях при смене эпох и тем более при смене конфессий представляет собой обширную и многогранную проблему, которую невозможно всесторонне осветить в рамках одного параграфа. Мн попытаемся коснуться лишь наиболее важных аспектов, входящих в круг теш, связанной с проблемой доисламских традиций в культовой архитектуре.
Мечеть в виде центрического купольного здания известна в
Средней Азии с IX в. Это поминальная мечеть Шир-Кабир на кладбище Машад (Хорасан), которая первоначально имела в трех стенах сквозные проемы (Прибыткова,1967,с.162-163). Генезис подобной архитектурной Форш возводили к композициям иранских храмов огня - чортакам. Появление в Хорасане мечети такого плана объясняли естественным развитием архитектуры этой области, длитальное время входящей в состав сасанидского Ирана (Прибыткова,1982,с.106; 1982а,с. 1943). Межд^ тем, в самом Иране куполные мечети в виде центрического "киоска" известны только с X в.
В Мавераннахре нет мечетей-'киосков". Однако здесь на рубеже IX-X вв. появился мавзолей Саманидов в Бухаре с той же композицией чортака и с прекрасно разработанной купольной системой. Открытие зданий со схожей планировкой доарабского времени в Се-талаке, Ак-тепе близ Hay в Уструшане и в Калаи-Кафирннган позволяет сделать вывод о местном генезисе такого типа построек (Лит-винский,1979,с.67; Маньковская,1990,с.116). Возможно, что определяющую роль в формировании подобных архитектурных композиций в Мавераннахре сыграло буддийское зодчество (Литвинский,1979,с.68).
По всей видимости, центрические купольные здания Хорасана и Мавераннахра развивались самостоятельно в каждой области, а не имели какой-то один общий прототип.
Формообразующее значение в средневековом зодчестве Средней Азии получили композиции с четырехайванным двором. Вопрос о генезисе четырехайванной композиции мечетей имеет обдирную литературу. Первоначально эту композицию выводили из Сири i, затем из Ирана. Однако уже В.В.Бартольд предполагал определенную зависимость планировки среднеазиатских медресе от планов буддийских монастырей (Бартольд.Ц/I,с.225-227). Раскопки среднеазиатских буддийских памятников показали, что четырехайванно-дворовая композиция существовала здесь в развитом виде уже в У1-УП вв. (Литвинский-Зеймаль,1971,с.51). Возможно также, что генезис построек с четы-рехайванно-дворовой композицией нельзя выводить из какого-то одного прототипа.
Мечеть-"киоск" и четырехайванно-дворовая композиция зданий явились составляющими для формообразования пятничной соборной мечети (Маньковская,1977,с.174; Воронина,1984,с.158). Мечети с такой схемой получили широкое распространение в Иране (Х1-ХП вв.)
и Средней Азии ХУ в.
Одну из наиболее характерных форм среднеазиатского зодчества представляют собой порталы, возникшие в X в. В ХП в. портал являет собой уже самостоятельный объем, а в эпоху Тимура и Тиму-ридов становится доминирующим элементом памятников монументальной архитектуры, сохраняя свое ведущее значение вплоть до начала XX в.
Происхождение и эволюция среднеазиатского портала не имеет единого решетя в литературе (Хмельницкий,1968), Резюмируя в известной степени различные взгляды на генезис портала, Г.А.Пуга-ченкова писала, что портал "не имеет какой-либо единственной линии возникновения и развития" и зависел от конкретного назначения тех зданий, в которых портал применялся (Пугаченкова,1961, с.209). В целом, соглашаясь с Г.А.Пугаченковой, С.Г.Хмельницкий считает, что в процессе формирования портала одна из линий должна быть ведущей и выделяет в качестве нее трансформацию арочного фасада а&эана в зданиях гражданской архитектуры (Хмелытцкий, 1968,с.34,44; Маньковская,1977,с.174; Воронина,1984,с.158).
В тесной связи с генезисом портала стоит вопрос о происхождении и развитии форм михраба. Многие ученые предполагают, что в Средней Азии совпадение композиционной структуры ранних михра-бов и порталов позволяет предполагать у них единый архитектурный источник (Хмельницкий,1968,с.38,45; ср. Котов,1939,с.107; Нильсен,1956,с.П6 сл.). Весьма популярной является точка зрения о проксхождега:\1 михраба от культовой ниши доисламских храмов (Хмельницкий,1968,с.37), или пристенных алтарей-очагов, целая серия которые обнаружена раскопками на городище древнего Пенджи-кента (Воронина,1964,с.72). Некоторые исследователи усматривают генетическую связь раннесредневековых очагов-алтарей с формой ранних михрабов через переносные орнаментированные очажки, получившие распространение в Кавераннахре в УП1-ХШ вв. (Прлбыткова, 1958,с.140 сл.). В.В.Бартольд писал, что мусульманский михраб появился в подражание алтарю христианских церквей (Бартольд,У1, с Л09; Воронина,1964,с.72). Вероятно, действительно, михраб произошел от каких-то особо выделенных деталей доисламских культовых построек и зодчие, стремясь выделить направление на Мекку, использовали различные архитектурные прототипы.
В целом, можно сказать, что основные формы мусульманской
средневековой культовой архитектуры Средней Азии в большинстве случаев имеют в своих истоках старые, доисламские традиционные черты, без которых трудно было бы представить закономерного развития местной культовой архитектуры.
В заключение можно сказать, что ислам коренным образом изменил образ жизни как арабских племен, гак и всех тех народов, которые приняли эту религию. В результате внедрения ислама многие народы расстались со своими богами, нравами и обычаями.
Арабское завоевание не было всеобщей катастрофой, подобной монгольскому завоеванию.
С образованием мусульманского государства халифата в завоеванных странах широко распространяется арабский язык и письменность, развиваются большие экономические и культурные связи, чего не наблюдалось до этого. Белее того, происходят взаимовлияния культу]), которые в дальнейшем образуют единую мусульманскую культуру.
Новая религия способствовала утверждению новых культовых построек, одним из которых являлась мечеть. В исламском мире мечети почитаются как священные места и количество их намного больше, нежели каких-либо других общественных зданий. Это объясняется тем, что первейшая обязанность мусульманина - совершение молитвы, а молитва - одна из основ ислама.
Одной из старейших мусульманских мечетей, которая воплотила в себе все вышеперечисленные признаки, является мечеть Омейадов в Дамаске, древнейшая в исламском мире и без значительных изменений дошедшая до нас. Она в дальнейшем послужила образцом, в соответствии с которым строились мечети в мусульманском мире. В облике этой мечети сплелись влияния различных архитектурных шкал, от древнеримской и византийской до новой - мусульманской.
Основные положения диссертации изложены в следующих работах:
1. История изучения мечети Омейадов в Дамаске. - "Ал-Умрон", 14 1988, Дамаск (на араб.яз.).
2. Мечеть ар-Рафика (ар-Ракка). - "Ал-фурот", 6, 1989, Дамаск (на араб.яз.).
3. Средневековые мечети Средней Азии. - Ал-Фурот, 5, 1991, Дамаск (на араб.яз.).