автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.02
диссертация на тему: Средства воспроизведения смешанной, языко-ситуативной коммуникации в русском драматическом тексте
Заключение научной работыдиссертация на тему "Средства воспроизведения смешанной, языко-ситуативной коммуникации в русском драматическом тексте"
выводы
Во второй главе определено влияние родо-жанровой специфики ДТ на средства воспроизведения смешанной, языко-ситуативной коммуникации, выявлена внутренняя дифференциация драматических текстов; описаны варианты реализации ситуативного диалога, ситуативного монолога, ситуативной реплики как сфер функционирования сигналов эллиптичности; рассмотрены типы сигналов и механизм их погашения в анализируемых драматических текстах.
На первом этапе выявлена внутренняя дифференциация драматических текстов, определено влияние родо-жанровой специфики ДТ на средства воспроизведения смешанной, языко-ситуативной коммуникации.
Реализация языкового и ситуативного компонентов воспроизведенной ЯСК определяется родо-жанровыми особенностями ДТ. Отнесенность ДТ к драматическим типам позволяет судить об их связи (форма, содержание) с другими родами литературы: лирическим - элегическая комедия, лирическая драма, эпическим - драматическая хроника. В данных текстах существуют традиционные и новообразованные авторские ремарки, заключающие в себе ситуативный компонент воспроизведенной ЯСК. Как правило, новообразованные ремарки не только содержат сведения о месте, времени действия, об участниках событий, но и оценивают происходящее.
Среди ДТ имеются тексты малых форм, где в основе действия лежит одно событие. Восполнение языкового компонента в данных ДТ происходит за счет ситуативного компонента. Традиционные авторские ремарки заменяются в этих ХТ ремарками, содержащими подробные описания обстановки, места, времени действия, внешности героев и даже их внутреннего состояния. Такие ремарки демонстрируют влияние эпического типа повествования на драматический.
В драматических жанровых формах сосуществуют традиционные (безоценочные) ремарки и ремарки, содержащие авторские комментарии.
В ряде драматических текстов презентативная ремарка включает в себя ремарку репрезентативную (ремарку-афишу). Она содержит представление всех действующих лиц отдельной сцены, картины.
На втором этапе рассмотрена реализация ситуативного диалога, ситуативного монолога, ситуативной реплики как сфер возникновения и функционирования СЭ в ДТ. сведения о прошлом героев, во-вторых, передает внутреннее состояние адресата речи, в-третьих, содержит дополнительные сведения о ситуации и ее участниках.
Монологическая речь реализуется в своей первичной функции
Установлено, что сигналы, выраженные личным местоимениями "Я", "ТЫ", "ОН", "ОНА", "ВЫ", "ОНИ", становятся актуальными в тот момент, когда в ситуации участвуют более двух коммуникантов, не обращающихся к
139 друг другу по имени. Погашение данных сигналов происходит во внутренней ремарке или ремарке адресата-адресанта речи.
Сигналы, выраженные указательными местоимениями "ЭТОТ", "ЭТА", "ЭТО", используются в ДТ в своей прямой функции: указывают на объект, находящийся рядом. Погашение таких сигналов происходит в ремарке рубрикационеого членения или во внутренней ремарке.
Появление сигналов, выраженных указательными наречиями "ЗДЕСЬ", "ТУТ", "ТАМ", возможно в ДТ в тот момент, когда требуется определение, уточнение, пояснение места действия или объекта. Данные сигналы погашаются в ИСК заключенном в презентативной ремарке, ремарке рубрикационнош членения или внутренней ремарке, т.к. сфера их действия может распространяться как на контактную ситуативную реплику, так и на дистантную.
В реализации синтаксико-семантических и синтактических сигналов и их погашении в анализируемых ДТ нет принципиальных различий.
8АКЯГОЧЕНИЕ та текста заключена в спецКЧР, так как реализация структурно-смыслового и
1. и: дифференциации действии (А. Вампилов. Дом окнами в поле) СЭ, содержащиеся в финальных репликах героев, находят погашение как в ИСК, заключенном во внутренней ремарке или ремарке рубрикационного членения, так и в ИСК, находящемся в коммуникативная рамка сужена. Погашение СЭ происходит прей: от рассмотрен в следующих аспектах: сфера действия авторской ремарки, содержательная часть, наличие связи авторской ремарки с репликами героев.
В зависимости от внутренней дифференциации ДТ (драматический жанр, тип, форма) меняется область влияния и функции авторских ремарок.
2. Вторая особенность - АВТОР, ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ, ГЕРОЙ В ДТ
В связи с тем, что в основе драматического повествования лежит взаимодействие чужеречнош (прямая речь) и ситуативного (авторская ремарка) компонентов, выявлены два типа ДТ, отличающиеся отношениями между автором, повествователем, героем:
- традиционные ДТ, в которых СЭ заключен в чужеречном компоненте (речь героев), ИСК в ситуативном компоненте (авторская ремарка). В данных ХТ четко разведена роль составляющих воспроизведенной ЯСК; -ДТ, в которых авторская функция частично передана герою. Монологи героя выступают в значении авторской ремарки - ситуативного компонента. Такие ХТ относятся к драматическим типам (Варшавская мелодия. Покровские ворота. Л. Зорина). Из всех имеющихся способов передачи чужих сообщений (прямая, косвенная, несобственно-прямая, тематическая, свободная прямая речь) в ДТ функционирует только прямая речь, поскольку ни форма, ни требования к ведению речи в ДТ (реплики героев - ремарки автора) не позволяют передать информацию посредством косвенной и несобственно-прямой речи.
3. Третья особенность - РОДОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА ДТ Основой драматической двуплановости языкового строя ДТ является сочетание ситуативных диалога, монолога, реплики и ремарки.
Авторские ремарки содержат в себе ИСК, в котором находит погашение СЭ, содержащийся в чужеречном компоненте. По наполнению, по наличиюотсутствию дополнительной угощие типы ствия, участниках событии;
Ю. В НИХ
Щ1 автора, данные ремарки ия на рода ли т сукино
ДЕНИЯ ЯЗЫКО-СИТУАТИВНОИ КОММУНИКАЦИИ В ДТ. кционирующий как сфера возникновения и существования СЭ; ситуативные монолог и реплика менее распространены, чем ситуативный Ж из взаимного общения, то есть монологические.
1е типы ситуативных
143
Из всех имеющихся в языке сигналов эллиптичности (лексико= семантические, синтаксико-семашгические, синтаксические) в ДТ преобладают лексико-семантические сигналы.
Составляющими ситуации в драме могут быть общие понятия (хронотоп) и частные (конкретные): определение адресата и адресанта речи, фиксация речи говорящего и слушающего.
ИСК в данном типе текста занимает препозитивное или интерпозитивное положение в авторских ремарках относительно чужеречнош компонента. ИСК в ДТ может нести в себе дополнительную содержательную и оценочную информацию о ситуативном компоненте, когда ИСК обозначает хронотоп события или когда в ситуацию вводится новое действующее лицо.
Результаты диссертационной работы выдвигают ряд проблем для дальнейшего исследования:
1. Сопоставительное исследование воспроизведенной ЖЖ в драматическом, эпическом и лирическом текстах.
2. Выявление средств воспроизведения при преобразовании драматического текста в спектакль.
3. Изучение средств воспроизведения ЯСК в плане диахронии.