автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Становление академической традиции в оркестровом народно-инструментальном искусстве Мордовии: от XIX к XXI веку
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление академической традиции в оркестровом народно-инструментальном искусстве Мордовии: от XIX к XXI веку"
На правах рукописи
Кильдюшкина Анастасия Юрьевна
СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ОРКЕСТРОВОМ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОРДОВИИ: ОТ XIX К XXI ВЕКУ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
I з Ш1 2015
Саранск-2015
005571081
005571081
Работа выполнена в отделе теории и истории культуры ГКУ РМ «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия»
Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор Воронина Наталья Ивановна
Официальные оппоненты:
Владышевская Татьяна Феодосьевна, доктор искусствоведения, профессор кафедра музыкального искусства ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», профессор
Гусарова Елена Михайловна, кандидат искусствоведения, сотрудник, ГБУК «Мордовская государственная филармония - Республиканский Дворец культуры» г
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой»
Защита состоится «16» сентября 2015 года в 11.30 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.10 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева» по адресу: 430005, Республика Мордовия г. Саранск, ул. Полежаева, 44, корпус 3, ауд. 423.
ознакомиться в Научной библиотеке имени М. М. Бахтина Ф1ЬОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева» и на сайте университета: http://wлvw.шrsu.ru/ru/diss/diss.php?ELEMENT_ID=35050
Автореферат разослан «_» __2015 года
Ученый секретарь
диссертационного совета Кузнецова Ю. В.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Оркестровое исполнительство на народных инструментах на протяжении многих десятилетий является неотъемлемой частью культуры российского общества и играет важную роль в его жизни. Анализ многочисленных источников по проблеме, изучение научно-педагогического и исполнительского опыта мировой музыкальной культуры показали, что только в России столь широко и активно распространена подобная форма музицирования. Эволюционному развитию многонациональной культуры народов России на рубеже конца Х1Х-начала XX в. способствовало создание многочисленных коллективов исполнителей на народных инструментах. Из них на сегодняшний день выдающихся профессиональных результатов и признания слушателей в России и за рубежом добились: Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова, Академический оркестр русских народных инструментов ВГТРК, Оркестр русских народных инструментов Новосибирского радио и телевидения и др. В конце XX в. уверенно заявили о себе Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Нижегородский русский народный оркестр, Уральский государственный оркестр народных инструментов «Звезды Урала» и др. Данный процесс определил необходимость изучения коллективного (ансамблевого и оркестрового) исполнительства на народных инструментах в контексте становления академической традиции в музыкальном искусстве Мордовии от XIX к XXI в.
Сегодня библиографические ресурсы представлены незначительным количеством исследований по проблемам генезиса академических традиций в оркестровом народно-инструментальном искусстве. Отсутствуют научные работы, раскрывающие особенности формирования такого уникального и известного во всем мире коллектива, как Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова. Вместе с тем более чем вековая практика их организации, накопленная в территориальных культурных центрах страны, многочисленные архивные источники и опубликованные научно-педагогические работы в этой области требуют систематизированного обобщения и тщательного изучения с целью осмысления основных этапов развития оркестрового исполнительства, в том числе в республиках Среднего Поволжья.
Как считает М. И. Имханицкий, широкомасштабная творческая деятельность В. В. Андреева и его сподвижников (П. П. Каркин, С. И. Налимов, В. Т. Насонов, Ф. А. Ниман, Ф. С. Пасербский, Н. И. Привалов, Н. П. Фомин и др.) по реконструкции струнно-щипковых народных инструментов и созданию Великорусского оркестра оказали колоссальное влияние на становление и распространение академической традиции по всей стране1. Ученый подчеркивает, что это «...имело основополагающее значение в создании В. В. Андреевым новой культуры — оркестрового исполнительства на русских народных инструментах. Ибо усовершенствованная балалайка в полной мере стала отвечать двум различным критериям - фольклорности и академи-
1 См.: Имханицкий М. И. У истоков русской народной оркестровой культуры. - М. : Музыка, 1987.-С. 39,47.
ческой концертности» . Причем после улучшения звуковых качеств реконструированные инструменты не только не утратили основные свойства исходных фольклорных образцов (характерный тембр звука, основные приемы игры, главные конструктивные особенности и форму), но и сохранили способность к передаче народного музыкального материала, не требуя от исполнителей их особого освоения.
Благодаря пропаганде музыкально-просветительских принципов В. В. Андреева и накопленному предыдущими поколениями опыту совершенствования народно-инструментального исполнительства усилилось приобщение широких общественных масс к отечественной музыкальной культуре через коллективное занятие музыкой, что позволило диссертанту рассматривать это явление как самостоятельный объект музыкального анализа на примере оркестра г. Темников, рождение и становление которого связаны с именем Леонида Ивановича Воинова (1898-1967). Являясь наиболее ярким представителем и активным последователем общественного движения российских музыкантов-любителей по формированию академической традиции в национально-инструментальном искусстве, музыкант способствовал появлению и последующему развитию этого направления в Мордовии.
Хотя оркестровое исполнительство на народных инструментах прочно вошло в историю общественной и культурной жизни как мордовского, так и других этносов, живущих на одной территории, в историографии пока недостаточно полно освещены некоторые аспекты его целостности. В современной науке отсутствует значительный пласт сведений музыкально-ретроспективного и искусствоведческого характера, необходимый для исследования этой темы, что предопределяет ее значимость.
Степень теоретической изученности и разработанности проблемы. В целом научно-теоретические исследования в области народно-инструментального искусства XX столетия можно интерпретировать как эмпирико-аналитические, опирающиеся в основном на чувственный опыт, методологию частных аспектов и соответствующего накопления сведений. При этом большинство работ по теории и истории исполнительства и творчества в национальном инструментоведении носит преимущественно описательный характер. Недостаточно внимания уделяется выявлению и изучению истоков, закономерностей и специфики развития феномена народно-инструментального искусства, что вполне естественно, поскольку разработка теории и методики этой проблемы находится и сегодня на этапе становления. Вопросы теории и истории инструментоведения в обобщенном виде нашли отражение в статьях (Г. И. Благодатов, Л.Е.Гаккель, И. И. Земцовский и др.) «Музыкальной энциклопедии», выпущенной в 6 томах под редакцией Ю. В. Келдыша (1973-1982).
Анализ общей и специальной литературы позволяет соискателю условно выделить в исследовании обозначенной тематики три группы. Поскольку оркестровое народно-инструментальное искусство Мордовии является составной частью национальной музыкальной культуры, диссертанту представлялось обоснованным рассмотреть классические труды досоветского периода по историографии данного
Шкающкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. - М - Изд-во РАМ им. Гнесиньгх, 2002. - С. 123.
вопроса, отражающие проблемы теории и истории искусствоведения и музыкологии, в первой группе.
Диссертант отмечает, что отдельные работы появились в конце XVIII столетия и на рубеже XIX-XX в., однако они не носили систематического характера. Лишь с 1920-х гг. изучение теоретических проблем инструментоведения народов России было поставлено на систематическую основу. Результаты таких изысканий были отражены, в частности, Комиссией по усовершенствованию гармоник Государственного института музыкальной науки и в ряде публикаций по истории инструментов и организационно-методическим вопросам функционирования струнных оркестров и ансамблей («Пособие для обучения на народных инструментах» В. В. Андреева (1894), «Руководство к организации народных оркестров» В. Т. Насонова (1913)). В число одного из первых исследователей ударных музыкальных инструментов вошел Н. И. Привалов, обобщивший в начале XIX в. некоторые сведения о них3.
В 1920-1930-х гг. вышло несколько работ, посвященных проблемам совершенствования технологии гармонно-баянного производства и истории инструментов (А. А. Новосельский) и организации струнных оркестров и ансамблей народных инструментов (Г. П. Любимов). Позднее исследования по истории национального инструментоведения продолжили А. А. Агаджанов, Г. И. Благодатов, К. А. Вертков,
A.M. Мирек, И.М. Ямпольский и др. Работы В. А. Аверина, Л. Г. Бендерского,
B. А. Вольфовича и М. И. Имханицкого затрагивают в основном устные и письменные традиции народно-инструментального исполнительства. Национальные музыкальные инструменты как систему рассматривает Н. П. Будашкин.
В 1950-1960-е гг. началась активная разработка методических вопросов коллективного исполнительства (В.Е. Авксентьев, П. И. Алексеев, А. С. Илюхин, Н. С. Речменский, Ю. Н. Шишаков и др.), проблем исполнительства и творчества (А. И. Благообразов, А. Д. Полыиина, В. Б. Попонов). В 1960-1980-е гг. это направление развили В. М. Блок, А. С. Каргин, А. И. Пересада, Б. Д. Тихонов и В. С. Чу-нин. Современную научную трактовку метаморфоз (объединений) народного музыкального инструментария находим в работах К. С. Алексеева, Д. И. Варламова, В. А. Русанова и Б. А. Тарасова.
Музыкально-педагогическим проблемам подготовки дирижеров в анализируемый период уделяли внимание многие исследователи. В работах В. Д. Глейхма-на, Н. А. Егоровой, Н. Н. Калинина, Г. И. Кушнера и В. М. Подуровского содержатся практические советы руководителям самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов в первый год обучения, в том числе по организации работы начинающего коллектива, даются методические рекомендации по профессиональному обучению руководителей творческих коллективов в среднем звене музыкального образования. Если П. И. Алексеев, М. С. Колчева, Е. И. Максимов, А. Б. Поздняков и О. В. Тарасов объясняют тонкости дирижерской работы с самодеятельным оркестром или ансамблем народных инструментов, акцентируя внимание на повышении педагогической эффективности подобной организации, то 3. Р. Ажимов и И. Д. Ду-
3 См.: Привалов Н. И. Ударные музыкальные инструменты русского народа // Изв. С.-Петербург, об-ва муз. собраний. — 1903. — Октябрь-ноябрь.
наева ставят перед собой философские задачи, заключающиеся в формировании дирижерского мышления в процессе подготовки руководителей и их будущих управленческих компетенций.
Соискатель счел уместным включить в эту же группу работы по исследованию традиционных мордовских музыкальных инструментов, содержащие уникальные сведения, полученные в ходе антропологических, фольююрно-этнографических, эт-носоциологических и археологических экспедиций. Анализ памятников культуры, трудов ученых-искусствоведов и этноинструментоведов наряду с материалами различных комплексных полевых экспедиций, проведенных в разное время под руководством В. Н. Белицер, П. Д. Степанова, А. В. Циркина, В. Н. Шитова и других ученых, свидетельствует о богатстве и разнообразии музыкального инструментария мордвы. Первые сведения об этом, изданные в 1851-1910 гг., можно встреппъ у К. С. Мильковича, В. Н. Майнова и А. А. Шахматова4.
В отличие от фрагментарных органологических описаний некоторых национальных инструментов мордовского народа, приведенных Г. И. Благодатовым, К. А. Вертковым и Э. Э. Язовицкой в «Атласе музыкальных инструментов народов' СССР» (1963, 1975) и Н. С. Рузавиной в книге «Мордовские народные песни» (1957), довольно обстоятельные характеристики музыкальным инструментам мордвы дает Н. И. Бояркин. В его работах «Мордовское народное музыкальное искусство» (1983), «Традиционный мордовский народный музыкальный инструмент люди и нюдийная музыка» (1984), «Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка» (1988) и «Мордовская народная музыка : Многоголосные инструментальные традиции» (2004) раскрываются не только их политембровые комплексы в искусстве древности, технология изготовления и морфологические особенности каждого из них, социальные функции, техника игры в обрядовой культуре и фольклоре, приемы применения в современных ансамблях, но и систематизировано рассматриваются теоретические проблемы мордовской народной музыки, анализируются структурно-функциональные основы инструментального многоголосия и формы взаим одействия инструментальной и вокальной музыки.
Согласно исследованиям Н. И. Бояркина, в некоторых районах Мордовии возникали отдельные очаги инструментальной музыки. Например, в с. Левжа, Сузгарье и Перхляй Рузаевского района, Рыбкино и Красный Шадым Ковылкин-ского района, Сайгуши и Киржеманы Чамзинского района, Поводимово, Чиндя-ново и Кочкурово Дубенского района, Ичалки Ичалковского района и других на музыкальных инструментах предпочитали играть многие мужчины.
Впоследствии именно эти села стали центрами развития исполнительских традиций мордовского этноса. Созданные в них исполнительские школы, определяемые техничностью наиболее искусных музыкантов, оказали влияние'на инструментальную культуру в целом. Опыт и мастерство исполнения народной музыки в основном передавались от старших поколений младшим. Подобные черты
См.: Милькович К. С. Быт и верования мордвы в конце XVIII столетия // Симбир губерн ведомости. - 1851. - № 31-32; Майнов В. Н. Очерки юридического быта мордвы. - СПб • Тип Имп. Акад. наук, 1885; Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник - СПб • Тип Имп. Акад. наук, 1910. -
развития оркестрового искусства в той или иной мере были присущи и другим финно-угорским народам России5. Соискателю трудно в связи с этим оспаривать мнение И. А. Галкиной, которая в работе «Инструментальная музыка Мордовии: от фольклорных традиций к профессиональному творчеству» (2005) выдвинула гипотезу, предполагающую, что инструментальная музыка Мордовии стала результатом взаимодействия многих составляющих, в том числе глубинных корней традиционной многовековой культуры прошлого в свете преобразований, связанных с неоднозначно протекающими процессами самоопределения, утверждения этнического самосознания, с утратой многих ранее бытовавших идеологических ориентиров культуры и условий ее социального существования6.
Несомненный интерес представляют труды В. И. Яковлева «Традиционные музыкальные инструменты народов Среднего Поволжья» (1991) и «Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья : историко-этнографические исследования» (2001), содержащие анализ предпосылок появления, специфику изготовления, строения и использования традиционных инструментов у народов Среднего Поволжья и Волго-Уральского региона, в которых мордовским инструментам отводится достаточно большое место.
Т. А. Шигурова указывает на применение звенящих мордовских инструментов (бубенчиков, колокольчиков и др.) в национальном костюме, головном уборе и обуви.
О роли мордовских музыкальных инструментов в учебно-педагогическом процессе, теоретико-прикладных аспектах изучения музыкального искусства Мордовии в детских образовательных учреждениях пишут Л. П. Карпушина, В. Г. Кузнецова и Т. И. Одинокова, подчеркивая, что через обучение детей игре на народных инструментах происходит развитие культуры мордовского народа.
Изучению музыкального инструментария мордовского народа уделяют внимание также зарубежные ученые, в работах которых содержится глубокий фольклорный и этнологический материал, собранный во время многочисленных экспедиций по России и мордовскому краю. Среди них вклад в мордовскую фольклористику внесли: А. О. Вяйсянен (Финляндия), Р. Лах (Германия), X. Паасонен (Финляндия), И. Рюйтел (Эстония), У. Харва (Холмберг) (Финляндия) и др. Традиции национального инструментального искусства, связанные с хозяйственно-бытовой и общественной практикой мордвы, его материальной и духовной культурой в XX в., описывают М. Е. Евсевьев, М. Т. Маркелов, П. И. Мельников-Печерский и др.
На влияние фольклорных традиций при становлении академической исполнительской культуры в Мордовии указывают Н. И. Бояркин, Л. Б. Бояркина, А. И. Буянова (Макарова), И. А. Галкина, Я. М. Гиршман, А. А. Иконников, Б. С. Урицкая и др. О необходимости сохранения исполнительских традиций
5 См.: Бояркин Н. И. Мордовская народная музыка : Многоголосные инструментальные традиции : в 2 ч. - Саранск: Мордов. кн. нзд-во, 2004.-Ч. 1,—С. 128-129.
6 См.: Галкина И. А. Инструментальная музыка Мордовии: от фольклорных традиций к профессиональному творчеству : дне. ... канд. искусствоведения : 24.00.01 / Галкина Ирина Александровна. - Саранск, 2005.
мордовской фольклористики, в том числе игровых форм детского фольклора и его сценическом воплощении, подчеркивала Т. В. Тюрина.
Среди анализируемых работ соискатель отдельно указывает на первую научную антологию мордовской музыки - трехтомный труд «Памятники мордовского народного музыкального искусства» (ПМНМИ) (1981-1988), признанный ЮНЕСКО образцовым гаданием музыкального фольклора. В большей его части описывается существование в границах современной Мордовии различных ансамблей традиционных народных инструментов, в том числе с использованием гуслей, балалайки и гармоники, что свидетельствует о стремлении людей к коллективному инструментальному искусству.
Весомым практическим вкладом в развитие межнациональных культур финно-угорских народов России и зарубежных стран диссертант считает издание В. М. Криворотовой сборника оркестровок и аранжировок сочинений композиторов Мордовии для оркестра (2009)7, в котором пропагандируется мордовская народная музыка.
Во вторую группу входят книги и очерки о деятельности Л. И. Войнова, композитора, балалаечника, педагога, художественного руководителя, дирижера и создателя первого в Мордовии и Волго-Уральском регионе инструментального коллектива - Темниковского оркестра русских народных инструментов (ТОРНИ). Подобных работ не очень много, поэтому они представляют большую ценность. Так, интерес вызывает монография Н. И. Шибакова «Леонид Войнов - композитор и дирижер» (1967), описывающая труд музыканта-просветителя, этапы развития уникального музыкального коллектива, поездки по стране с концертами, пропагандирующими традиционную музыкальную культуру и народные инструменты среди широких слоев населения. Основные биографические данные о Л. И. Войнове отражены В. П. Буяновым в сборнике «Народные певцы и композиторы Мордовии» (1974). В г. Темникове вышли две небольшие брошюры под авторством журналиста Н. Е. Ревизова «Темниковский оркестр русских народных инструментов» (1978) и участников этого коллектива С. И. Дворникова и А. И. Холоповой - «Темниковский русский народный оркестр» (1988).
Именно ТОРНИ под руководством Л. И. Войнова, по мнению диссертанта, оказ;шся «транслятором» нового способа передачи воспитательного, художественно-эстетического, коммуникативного, гедонистического и иного опыта другим поколениям музыкантов. Последующее развитие данного коллектива привело к упрочению высокого социального статуса народных инструментов, росту их значимости, укреплению национального своеобразия мордовского инструментального искусства и повышению художественно-эстетического уровня населения республики. Не случайно Л. И. Войнову и любимому оркестру бывший участник оркестра Ю.Н. Филиппов посвятил отдельные разделы в монографии «Дорогие мои темниковцы» (1988).
Новые страницы биографии Л. И. Войнова открываются в сборнике «Леонид Иванович Войнов (1898-1967): жизнь и творчество в материалах и документах», составленном А. И. Макаровой в ознаменование 110-летия со дня рождения музыканта
7 См.: Криворотова В. М. Инструментовки и переложения произведений мордовских композиторов для оркестра русских народных инструментов. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2009.
и 90-летия со дня создания ТОРНИ. Пять разделов книги - о композиторе и оркестре в воспоминаниях современников о музыке.
Третья группа источников объединяет литературу энциклопедического и справочного характера, публикации в СМИ об ансамблях и оркестрах народных инструментов Мордовии и их руководителях.
Наиболее важная из них - двухтомный универсальный справочник энциклопедия «Мордовия» (2003, 2004), где обобщены знания о музыкальном искусстве мордовского края, в сжатой форме освещены основные вехи его исторического становления, события недавнего прошлого и настоящего, приведены биографии выдающихся деятелей культуры Мордовии. Следует сказать, что энциклопедии «Мордовия» предшествовал сборник «История Мордовии в лицах», состоящий из четырех книг (1994—2001). В этих трудах содержатся не только данные о художественных руководителях и дирижерах (В. М. Кисляков, В. М. Криворотова, Г. Ф. Лукьянов, В. Г. Пелагеин, В. С. Родионов, М. Т. Хачатуров и др.), но и сведения о музыкальных коллективах. Справочная информация о деятелях музыкальной культуры республики имеется и в двухтомном энциклопедическом справочнике «Мордовия, XX век: культурная элита» (2010,2013).
Отдельные статьи о Л. И. Войнове и созданном им оркестре можно найти в справочнике А. И. Пересады «Оркестры русских народных инструментов» и фондах Научного архива НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Незначительный объем сведений содержится в книге «Все о Мордовии». Краткий обзор этапов становления оркестра народных инструментов Саранского музыкального училища (СМУ) им. Л. П. Кирюкова дается в юбилейных буклетах этого учебного заведения (2004, 2012). Отзывы музыковеда Н. М. Ситниковой о концертных выступлениях ведущих коллективов республики вошли в сборник «Страницы музыкальной истории : статьи, очерки, рецензии», составленный Т. И. Одиноковой.
Указанные выше, источники отличаются фрагментарностью представленных в них сведений, так как характеризуют отдельную область фольклористики и этноин-струментоведения, носят описательный справочно-информационный характер. Комплексных работ, в которых был бы проведен целостный, глубокий и детализированный подход к оценке исторических условий, оказавших непосредственное влияние на эволюцию оркестрового музицирования на народных инструментах в регионе, в отечественной историографии и теории истории культуры не существует. Это не позволяет объективно оценить процессы становления академической традиции в оркестровом народно-инструментальном искусстве Мордовии.
Гипотеза научного исследования. Особенность оркестрового народно-инструментального искусства Мордовии как сложного многогранного явления, выступающего важной составной частью музыкальной культуры России, заключается в опоре на глубокие национальные фольклорные корни и влиянии академической традиции исполнительства. Изучение оркестрового исполнительства на народных инструментах в отечественном искусстве Х1Х-ХХ1 вв. подразумевает поиск, обобщение и систематизацию данных для определения их взаимосвязей по широкому спектру направлений. Комплексный анализ оркестрового народно-инструментального исполнительства в Мордовии, использование научно-
педагогических принципов Л. И. Воинова в деятельности современных творческих коллективов республики будут способствовать дальнейшему совершенствованию музыкального искусства в целом.
Объектом исследования является оркестровое народно-инструментальное искусство фольклорной и академической традиции в Мордовии как целостное явление в общем процессе развития российской музыкальной культуры.
Предмет исследования - становление академической традиции в оркестровом народно-инструментальном искусстве Мордовии от XIX к XXI в.
Цель диссертации - выявить и проанализировать основные этапы становления академической традиции в оркестровом народно-инструментальном искусстве Мордовии с конца XIX в. до настоящего времени.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- выделить фольклорные истоки инструментального исполнительства в мордовском крае как важные предпосылки зарождения оркестра народных инструментов;
- охарактеризовать процесс перехода от фольклорного исполнительства мордовской народной музыки (этноинструментального искусства) к академическим формам совместного музицирования на русских народных инструментах -ансамблевой и оркестровой;
- определить степень влияния отечественной музыкальной культуры и искусства на профессиональную подготовку исполнителей на народных инструментах в регионе;
- показать.роль Л. И. Войнова как просветителя и носителя новой культуры в контексте музыкального искусства Мордовии;
- дать всестороннюю оценку вклада ТОРНИ в формирование оркестрового народного исполнительства в России как первого в Мордовии и Волго-Уральском регионе исполнительского коллектива;
- проследить продолжение руководителями ТОРНИ им. Л. И. Войнова заложенных его создателем принципов и подходов к управлению коллективом;
- провести анализ концертно-исполнительской деятельности современных оркестров народных инструментов Саранска и Республики Мордовия, показать преемственность и развитие академической традиции оркестрового народно-инструментального искусства.
Теоретико-методологическая основа диссертации. Методологией исследования явились научные идеи, заложенные в работах ведущих ученых - музыковедов, музыкантов-исполнителей и дирижеров, в числе которых П. И. Алексеев, Б.В.Асафьев, И.А.Барсова, Г. И. Благодатов, Д.И.Варламов, К. А. Вертков' Т. Ф. Владышевская, В.А.Вольфович, Н.И.Воронина, Л. М. Гинзбург] Е. М. Гусарова, Е.И.Максимова, И.А.Мусин, В.Т.Насонов, А. И. Пересада,' А. Б. Позднякова, Д. Р. Рогаль-Левицкий, Л. С. Сидельников и др.
Основными подходами и методами в исследовании избраны:
- историзм, позволивший рассмотреть процесс становления академической традиции в оркестровом народно-инструментальном искусстве Мордовии в динамике в зависимости от исторических условий; при работе с источниками применялись: диалектический подход для анализа явлений в их развитии и в связи с
другими событиями; историко-ситуационный, дающий возможность оценить явления и процессы в контексте конкретной исторической и социокультурной ситуации; историко-ретроспективный, раскрывающий смысл и значение явлений прошлого с определенной исторической дистанции;
— системный подход, обеспечивший целостное видение данной проблемы;
- искусствоведческий анализ, позволивший проследить состояние исполнительства на народных инструментах в указанных временных рамках, его место в музыкальной культуре и искусстве России с учетом национального своеобразия и накопленного духовного наследия.
Кроме того, для решения поставленных задач использованы метод сравнительно-исторического анализа, включенного наблюдения (интервьюирования), описания, обобщения, системного и комплексного анализа и синтеза исследуемого материала, а также другие распространенные в научно-теоретических изысканиях методы сбора и обработки различных источников.
Источниковую базу диссертации составил широкий круг разноплановых материалов, в том числе архивных, наиболее обширными из которых являются эпистолярные источники: личная переписка Л. И. Войнова с его родными и друзьями, а также письма, в которых упоминается В.В.Андреев (1930, 1933, 1934, 1939, 1949, 1951). Число документов, входящих в эпистолярное наследие музыканта, насчитывает более 600 единиц, преимущественно хранящихся в фондах архива Темников-ского Дома-музея Л. И. Войнова. Материалы из картотеки его личной переписки с известными деятелями национального музыкального культурного наследия России и Мордовии позволяют воссоздать панораму становления и развития коллективного народного инструментального исполнительства в республике.
Из переписки Л. И. Войнова с А.Б.Гольденвейзером (1928, 1930, 1933, 1936, 1954, 1958) были выявлены не только детали повседневной жизни коллег-музыкантов, но и размышления авторов о судьбе народных инструментов, высказывания относительно оркестра и творческой деятельности, которые служили моральной поддержкой для исполнителей и руководителя.
Письма, открытки и телеграммы Л. И. Войнова Б.С.Трояновскому (19491951) касаются в основном его деятельности в области реставрации народных музыкальных инструментов, вопроса формирования оркестра и его репертуара. Известно, что письма Трояновского Войнову сыграли важную роль в распространении музыкального инструментария на территории Мордовии.
Весьма значительную часть источников данной группы составляет переписка Л. И. Войнова с деятелями искусства и литературы Мордовии. Особого внимания заслуживают письма Л. П.Кирюкова (1935, 1940, 1962) и Никула Эркая (год отсутствует), в которых можно увидеть одобрение, поддержку и теплое участие во всех инициативах композитора и педагога.
Наряду с этим соискателем изучались записи концертов и радиопередач, хранящиеся в фондах Государственной телерадиовещательной компании «Мордовия», сведения научного архива НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, библиотеки Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина, Мордовского государственного педагогического института
им. М. Е. Евсевьева, СМУ им. Л. П. Киркжова, Казанской государственной консерватории (академии) им. Н. Г. Жиганова, материалы периодической печати, печатной рекламной продукции (буклеты и афиши), интернет-ресурсы, данные интервьюирования художественных руководителей, дирижеров и артистов анализируемых в работе коллективов.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней комплексно анализируются процессы зарождения в конце Х1Х-начале XX в. и развития коллективной формы музицирования на народных музыкальных инструментах как сложного, многообразного и противоречивого социокультурного феномена Мордовии и Волго-Уральского региона.
В работе впервые:
- выявлены и обобщены исторические, социальные и культурные предпосылки создания и развития оркестрового исполнительства на народных инструментах в регионе;
- выделены фольклорная составляющая академической музыки и процессы объединения музыкальных инструментов в традиционной мордовской культуре в коллективные формы исполнительства;
- обоснован переход от фольклорного исполнения мордовской народной музьпси к академическим принципам коллективной игры на русских народных инструментах;
- определены хронологические рамки зарождения системы профессиональной подготовки исполнителей на народных инструментах;
- проанализирована деятельность Л. И. Войнова и ТОРИИ в процессе становления оркестрового народно-инструментального искусства;
- доказано закрепление новой исполнительской культуры в Мордовии — оркестрового народно-инструментального искусства, сформированного на основе синкретизма древнего искусства и войновской академической исполнительской культуры в мордовской инструментальной музыке;
- введен в научный оборот ряд архивных материалов, позволивших полнее реконструировать картину профессионального коллективного народно-инструментального искусства в контексте современного развития музыкальной культуры Мордовии.
Положения, выносимые на защиту:
1. В конце Х1Х-начале XX в. динамика развития культурного пространства в мордовском крае была связана с возникновением ансамблевого и оркестрового (коллективного) музицирования. Диссертант раскрыл основные предпосылки и этапы его развития в регионе и выстроил логику их исторического развития: от бесписьменной (фольклорная, слуховая) традиции к дальнейшему совершенствованию письменного (нотного) исполнительства.
Фольклорно-бытовое использование мордовских музыкальных инструментов и их объединение в исполнительские группы - однородные и смешанные ансамбли, существовало с глубокой древности. В однородных ансамблях звучали инструменты одной группы (например, духовые), но разные их типы (свистковые флейты: вяшкома, пяшенъ морама (м.), сандеень морамо (э.); язычковые: нюди (м.) и свободные: лопа (м., э.) аэрофоны). В смешанные ансамбли включались
всевозможные группы и типы народных инструментов, состоявшие из духовых (язычковые нюди, продольные флейты сендиень морама, гуень почконь морамо, пяшень морама, вяшкома, вешкема) и самозвучащих (калъхциямат, кальхциемат (м.), кальцяемат (э.)) инструментов. В них нередко вводились разнотембровые музыкальные инструменты - духовые (вяшкома, нюди, тутушка (м.), валлонка, скамора (э.)), струнные (гарзе (м.), скрепка (э,)) и самозвучащие (шавома (м.), ча-вома (э.)), предметы хозяйственного быта - бубенчики, колокольчики, ведра, тазы, сковороды, печные заслонки, ложки (куцюфт (м.), пенчт (э.)). Эти традиции передавались из поколения в поколение в социальной практике, иногда трансформируясь.
2. Процессу становления академического музыкального искусства свойственны: а) выведение из социальной практики во второй половине XIX в. некоторых традиционных мордовских музыкальных инструментов, таких, как фам, нюди (м.), вешкема (э.) и др.; б) внедрение балалайки, гармонию!, гитары, гуслей и мандолины в народный быт с целью замены функций мордовского инструментария; в) усовершенствование (темперация и хроматизация) на рубеже Х1Х-ХХ вв. русских народных инструментов (балалайка, гармонь и др.); г) их повсеместное распространение.
3. Творческая деятельность Л. И. Войнова, дирижера, балалаечника, композитора и педагога, создавшего первый в Мордовии и Волго-Уральском регионе исполнительский коллектив - ТОРНИ (1918) в г. Темников, была уникальной. Л. И. Вой-нов существенно обогатил культурное наследие мордовского края, заложил крепкий фундамент оркестрового народно-инструментального искусства, соединившего древние бесписьменные (фольклорные, слуховые) традиции и дальнейшее совершенствование письменного (нотного) исполнительства в отечественной музыкальной культуре.
4. Коллектив Темниковского оркестра русских народных инструментов стал популяризатором народно-инструментального искусства и первой в республике школой подготовки исполнителей-народников и дирижеров. По его примеру в 1920-1930-е гг. в различных районах мордовского края при клубных заведениях развернулась работа по активизации подобного музыкального творчества, создавались любительские ансамбли, небольшие оркестры и музыкальные кружки: оркестр народных инструментов в г. Кадоме, музыкальные кружки в населенных пунктах Темниковского района и др. С 1918 по 1941 г. в специальных подготовительных классах, организованных Л. И. Воиновым при ТОРНИ, прошли обучение игре на домре и балалайке почти 700 человек (детей и взрослых), многие из которых остались и проработали в этом коллективе несколько десятков лет. В таких классах учились целыми семьями, в их числе Исаевы, Дворниковы, Зараевы и Ба-бинковы. ТОРНИ завоевал прочные позиции в отечественной музыкальной культуре: получил государственный статус и перешел под юрисдикцию Мордовской государственной филармонии (1943), был признан одним из лучших самодеятельных оркестров страны во Всероссийском смотре народных талантов (Москва, 1958), успешно гастролировал в Мордовии и за ее пределами.
5. В 1930-е гт. в Мордовии сформировалась разветвленная система музыкального образования под эгидой Управления по делам искусств при Совете Ми-
нистров МАССР. Она включала уже профессиональную подготовку исполнителей на народных инструментах. В появившихся начальных и средних музыкальных учебных заведениях были открыты отделения народных инструментов. Это способствовало созданию различных коллективов исполнителей на русских народных инструментах (ансамбли домристов и балалаечников, оркестры в Саранском музыкальном училище, детские оркестры в музыкальных школах и школах искусств). Отмечается бурный процесс интереса к народной музыке, народным инструментам, растет уровень как исполнительской, так и слушательской культуры.
6. В настоящее время подлинными центрами подготовки и трудоустройства профессиональных исполнителей-народников являются ведущие коллективы народно-инструментального искусства Мордовии: ТОРНИ им. Л. И. Войнова, СГОРНИ, ОНИ СМУ им. Л. П. Кирюкова и др. С их функционированием связан новый этап в развитии оркестрового исполнительства на народных инструментах в республике, для которого характерны: а) окончательный переход от любительского и самодеятельного музицирования к профессиональному творчеству; б) соответствие репертуара техническим требованиям; в) тщательная работа над качеством исполнения; г) высокие достижения в конкурсной деятельности. Активное использование художественными руководителями и дирижерами дидактических принципов Л. И. Войнова обеспечивает преемственность традиций между поколениями музыкантов, сохраняет и совершенствует на протяжении десятилетий мастерство исполнителей на русских народных инструментах.
Таким образом, диссертантом выработана концепция о закреплении оркестрового народно-инструментального искусства как новой исполнительской культуры в Мордовии, соединившей в себе фольклорное наследие мордовского этноса, академическую традицию русского национального музицирования на народных инструментах и войновские методы работы с творческим коллективом.
Теоретическая значимость исследования обусловлена использованием комплекса историко-культурных методов исследования, позволивших провести всесторонний анализ формирования оркестрового исполнительства на народных инструментах в границах современной Мордовии на рубеже Х1Х-ХХ1 вв., определить основные направления и содержание развития «культурных потоков» современных коллективов регионального уровня. Опыт теоретического анализа ориентирован, с одной стороны, на освещение процессов формирования и развития оркестрового музицирования на народных инструментах с ретроспективных позиций, с другой - на изучение деятельности современных профессиональных и самодеятельных коллективов республики, что не только дополняет музыкально-историческую и педагогическую науку новыми фактами и сведениями из истории музыкального просвещения мордовского народа, но и определяет главные научные организационно-функциональные принципы деятельности ОНИ на основе народных инструментальных традиций.
Практическая значимость исследования заключается в воссоздании панорамы развития коллективных форм народного исполнительства в Мордовии и обосновании исторической преемственности российской культуры для решения современных проблем сохранения и развития культурного потенциала, художественно-эстетических ценностей общества с учетом историко-культурных традиций
музыкального искусства. Полученные результаты помогут в углубленной разработке актуальных вопросов развития российской музыкальной культуры и искусства, сохранении и приумножении историко-культурных традиций коллективного музицирования на народных инструментах, обогащении духовного наследия мордовского народа в контексте гармонизации и этнокультурного развития многонационального Российского государства.
Материалы исследования могут быть использованы в научно-методической и учебно-педагогической деятельности (при создании учебников, учебных пособий и методических разработок по дисциплинам «Инструментоведение», «История исполнительства на народных инструментах» и др.), в том числе при подготовке обобщающих трудов по истории исполнительства на народных инструментах и музыкально-педагогического образования в России, при подготовке лекций и спецкурсов по отечественной истории, культурологии, искусствоведению, истории культуры России как в начальных, средних специальных и высших музыкальных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах и центрах эстетического воспитания, музыкальных студиях и т. п.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации, ее выводы и обобщения, а также практические рекомендации обсуждались в отделе истории и теории культуры НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Полученные научные результаты диссертационной работы апробированы в выступлениях на международных (Казань, 2012; Чебоксары, 2015), всероссийских (Казань, 2011-2014; Саранск, 2014) научных и научно-практических конференциях, а также заочной научно-практической конференции, проведенной в рамках VII Всероссийского конкурса Анатолия Шутикова «Народные мелодии» (Казань, 2012).
Публикации. Основные результаты диссертации отражены в монографии «Развитие коллективной формы народного инструментализма в Мордовии» (Саранск, 2014), объем которой составляет 10,92 п. л., а также 11 научных работах общим объемом 7,2 п. л., 4 статьи опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ.
Структура диссертационной работы определена целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав (из восьми параграфов), заключения, библиографического списка и приложения. Основное содержание работы изложено на 185 страницах машинописного текста, включает 12 приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется степень ее разработанности, определяются объект и предмет исследования, его цель и задачи, характеризуются использованные источники и методологические подходы к изучению вопроса, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Исторические предпосылки оркестрового исполнительства на народных инструментах в мордовском крае» разбираются основные факторы, обусловившие появление в республике коллективного народно-инструментального искусства.
В первом параграфе «Фольклорные истоки инструментального исполнительства» автор отмечает, что мордовская фольклористика и музицирование на традиционных народных инструментах с глубокой древности входили в жизнь этноса и постепенно распространялись по республике в сольном виде и в форме первых ансамблей - предшественников ОНИ письменной (нотной) традиции. Исполнительское национальное искусство, выполняя важную социокультурную функцию, становилось неотъемлемым атрибутом общественного и семейного уклада мордовского народа. В местах сосредоточения музыкантов-любителей возникали исполнительские школы как эпицентры волнообразного проникновения однородных и смешанных ансамблей - начальных форм коллективного творчества. Совместное музицирование, являясь предшественником академической музыки и становления ОНИ, с одной стороны, повышало общий уровень технического мастерства его участников, с другой - помогало развитию и сохранению фольк-лорно-музыкальных традиций, передаваемых от одного поколения к другому.
Во втором параграфе «Переход от фольклорного исполнительства к академическим формам коллективного музицирования: особенности процесса» автор обосновывает переход от фольклорного исполнительства мордовской народной музыки (этноинструментальной основы) к академическому музицированию в рамках русской традиции. Поясняется, что развитие исполнительской инструментальной культуры в мордовском крае с конца Х1Х-начала XX в. сопровождалось трансформацией фольклорного мышления в сторону формирования и закрепления академического искусства и массовой активизацией народно-инструментального музицирования. Этому во многом способствовала деятельность российских музыкантов, усовершенствовавших русские народные инструменты. Гусли, балалайка и гармоника стали чаще использоваться исполнителями мордовского фольклора, вытеснив традиционный национальный инструментарий. Популярностью пользовались коллективы с включением в них балалайки и гармоники - прообразы современных ансамблей и оркестров народных инструментов.
В третьем параграфе «Профессиональная подготовка исполнителей на народных инструментах: комплексная оценка основных факторов и тенденций развития» на основе комплексного анализа развития отечественного музыкального искусства и культуры Мордовии автор определяет роль профессиональной подготовки в становлении оркестрового музицирования в республике. Российская академическая музыкальная культура XX в. оказала существенное воздействие на повышение профессионального уровня исполнителей на народных инструментах и создание в республике профессиональных коллективов (ОНИ СМУ им. Л. П. Кирюкова, СГОРНИ, оркестровой группы Государственного ансамбля песни и танца «Умарина», ОНИ в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева, оркестров и ансамблей детских музыкальных школ и др.). Формирование целостной многоступенчатой и непрерывной системы музыкального образования инициировало подготовку исполнителей, оркестрантов и дирижеров, а открытие музыкально-педагогических, культурно-просветительных учреждений и организаций популяризировало игру на народных инструментах.
Автор определяет главные этапы зарождения профессионального оркестрового народно-инструментального искусства в республике: а) окончательный пере-
ход от культуры устной традиции к письменной; б) осмысление коммуникационной функции русских народных инструментов в качестве академических, неразрывно связанных с их введением в концертно-исполнительскую практику; в) создание отделений народных инструментов в среднем и начальном звеньях системы музыкального образования; г) организация различных разнотембровых ансамблей и оркестров и появление первых оригинальных сочинений для них; д) расширение жанрового диапазона исполняемых произведений. Комплексное решение отдельных искусствоведческих аспектов относительно композиторского творчества и исполнительства послужило интенсивному развитию музыкальной культуры.
Во второй главе «Феномен Л. И. Войнова в становлении инструментального исполнительства в Мордовии» показан вклад Л. И. Войнова в создание первого в Мордовии и Волго-Уральском регионе творческого коллектива исполнителей на народных инструментах сквозь призму деятельности ТОРНИ.
В первом параграфе «Личность Л. И. Войнова в контексте музыкального искусства Мордовии» диссертант раскрывает образ увлеченного и самоотверженного труженика из провинциального городка, ставшего родоначальником ансамблевого и оркестрового народно-инструментального исполнительства в Мордовии и выдающимся деятелем музыкального искусства России. Л. И. Войнов, будучи блестящим балалаечником и последователем школы виртуоза-балалаечника Б. С. Трояновского, заложил основы исполнительства на этом музыкальном инструменте в республике. В 1947 г. ему было присвоено почетное звание «Народный артист Мордовской АССР».
Творческая активность Л. И. Войнова выражалась в расцвете организаторских способностей, композиторского дарования, таланта солиста-балалаечника: а) он создал школу исполнительского мастерства на русских народных инструментах; б) выработал своеобразные методики обучения; в) подготовил плеяду талантливых руководителей и дирижеров, продолжающих сегодня его замыслы в воспитании и образовании юных музыкантов; г) воспитал несколько поколений исполнителей на домре и балалайке, впоследствии распространявших любовь к народным инструментам в г. Темников и на территории республики; д) создал оригинальные обработки и сочинения для ОНИ и балалайки, не потерявших художественной ценности до настоящего времени; е) создал произведения, которые входят в педагогический и концертный репертуар современных исполнителей; ж) стал популяризатором народной музыки, оригинальных сочинений для струнных народных инструментов, произведений русских и зарубежных композиторов.
Во втором параграфе «Значение Темниковского оркестра русских народных инструментов в развитии культурной жизни Мордовии» подводятся итоги музыкально-исполнительской деятельности этого коллектива. Автор отмечает, что создание Л. И. Войновым в 1918 г. ТОРНИ в старинном провинциальном городе имело важное социокультурное значение в формировании музыкального искусства Мордовии. Зародившийся коллектив со временем приобрел статус не только подлинного центра приобщения широких масс к народной и классической музыке, но и первоосновы подготовки исполнителей на домре и балалайке, став прочным фундаментом ансамблевого и оркестрового исполнительства в Волго-Уральском регионе.
Понять и объяснить возможность достижения коллективом высокого положения в культурной жизни региона можно лишь при раскрытии всех граней творческой деятельности данного уникального коллектива. В частности, участию в Декаде советского музыкального искусства (Темников, 1940) предшествовала значительная по объему и напряжению сил работа: формирование стабильного кадрового состава и урегулированной системы обучения исполнителей на струнно-щипковых инструментах, повышение мастерства музыкантов, усложнение репертуара и появление в нем национального компонента, введение Л. И. Войновым в практику новой формы исполнительства - тематических концертов, участие в фестивалях, конкурсах и смотрах, обращение Л. И. Войнова к соло на балалайке. Несмотря на кардинальные изменения в составе оркестра в военный период, коллектив интенсивно трудился и гастролировал за пределами республики. В 1943 г. за вклад в развитие советской музыкальной культуры оркестр получил статус государственного с утверждением штатного расписания, регламента концертно-репетиционной деятельности и финансирования за счет средств республиканского бюджета Мордовии; дирижер был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Мордовской АССР», а его имя занесено в Книгу Почета Министерства просвещения РСФСР.
При освещении профессиональных достижений оркестра, ставшего прогрессивной формой коллективного народного музицирования как в Мордовии, так и далеко за ее пределами, автор осуществляет комплексный поэтапный анализ его деятельности (1918-1930 гг. - зарождение и начальный этап развития коллектива; 1930-1945 гг. - повышение уровня профессионального мастерства ТОРНИ и достижение им государственного статуса; 1945-1967 гг. - завоевание оркестром прочных позиций в отечественном музыкальном искусстве). Диссертант заключает, что расширение репертуара, а также систематические выступления и участие коллектива в разных форумах искусства привели к укреплению его популярности. С оркестром в разное время выступали солисты различных театров, в том числе Большого и Мариинского оперного (М. Н. Антонова, Э. П. Аристовский, Р. М. Беспалова-Еремеева, Е. И. Грибова, Д. И. Еремеев, Е. А. Охотина, А. П. Рыбаков, И. М. Скворцов, И. М. Яушев), а также самодеятельные артисты, многие из которых в дальнейшем поличили признания на большой сцене (заслуженный работник культуры РМ Л. М. Одинцова и др.).
В третьей главе «Преемственность традиций коллективного музицирования на народных инструментах, заложенных Л. И. Воиновым» дана общая оценка деятельности современных коллективов исполнителей на народных инструментах в Мордовии.
В первом параграфе «Претворение творческих замыслов Л. И. Войнова в управлении современным оркестровым коллективом» автор рассматривает деятельность ТОРНИ под управлением Ю. Н. Тараканова (1967-2002) и Е. А. Устиновой (с 2002 г. по настоящее время). Свидетельством преемственности поколений на протяжении почти полувекового периода, по мнению автора, служат заветы Л. И. Войнова при развитии народного коллективного инструментального искусства: 1. Смысловой подбор тематики репертуара; 2. Применение технических приемов дирижирования; 3. Умение находить индивидуальный подход к каждому члену коллектива и организовывать их работу для достижения общей
цели. Являясь мощным центром пропаганды инструментального искусства не только в Темникове, но и в Волго-Уральском регионе, оркестр и сегодня обладает значительным творческим потенциалом. Сохраняя и совершенствуя собственный исполнительский стиль, он вносит достойный вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры и искусства.
Во втором параграфе «Профессиональное музыкальное образование коллективной игры на народных инструментах» автор анализирует деятельность ОНИ СМУ им. Л. П. Кирюкова и наиболее ярких творческих коллективов музыкальных школ и школ искусств республики. Диссертант указывает на появление оркестров в стенах учебных заведений при создании в Мордовии системы профессионального музыкального обучения исполнителей на народных инструментах. Участие учащихся в оркестровой работе положительно влияет на развитие их профессиональных качеств, получение навыков ансамблевой игры, подчинение исполнения произведений достижению общей цели, приобщение к зарубежным и российским музыкальным традициям. Именно через такие коллективы, по мнению исследователя, проходят многие музыканты, которые ежегодно пополняют ряды профессионалов и любителей народно-инструментального искусства (И. Н. Аникина, В. И. Галкин, П. С. Еськин и др.). Автор отмечает, что от правильно выбранного дирижером репертуара зависит дальнейший концертно-исполнительский путь подобных студенческих и ученических составов.
В третьем параграфе «Творческий потенциал оркестрового народно-инструментального музыкального искусства сегодня» диссертант раскрывает самые важные аспекты деятельности СГОРНИ, ОНИ Чамзинского районного Дома культуры и других коллективов при Домах культуры республики. Автор приходит к выводу о том, что организация и управление профессиональными и любительскими коллективами в Домах культуры оказалась наиболее приемлемой областью практического применения музыкальных знаний, педагогических способностей и творческих сил выпускников музыкальных учебных заведений республики. Руководители творческих коллективов (В. И. Макридин, И. П. Шутов и др.) помогают повысить интерес к оркестровому народно-инструментальному искусству и преодолеть тенденции невостребованности подобной формы музицирования. Это способствует сохранению академической традиции в области оркестрового исполнительства в Мордовии и сдерживает процессы бесперспективности развития народных оркестров.
В Заключении обобщаются результаты исследования, подводятся итоги, формулируются основные выводы. Автор считает, что оркестровое исполнительство на народных инструментах в границах современной Мордовии появилось и развивалось в сложных исторических условиях. За полтора века оно прошло неоднозначный путь от музицирования на мордовских традиционных инструментах в искусстве бесписьменной (фольклорной, слуховой) традиции, имевших в основном прикладную функцию, к игре на классических русских народных инструментах -академических, концертных, с богатыми эмоционально-выразительными, эстетически-художественными и техническими возможностями, открытыми для смелых композиторских и исполнительских экспериментов.
Обобщение многолетних процессов становления академической традиции в оркестровом народно-инструментальном искусстве Мордовии привело автора к выводу об обретении мордовской музыкальной культурой принципиально иного качественного уровня исполнительства и ускорило появление новых форм этно-инструментального искусства в виде различных совместных творческих объединений.
Динамизм переходного состояния эпохи обусловил возникновение новых «встречных» тенденций в отдельных сферах народно-инструментальной практики. Смена ролей при их взаимодействии, выразившаяся в неуклонном вытеснении любительских оркестров профессиональными коллективами обернулась возрождающимся массовым интересом к оркестровому искусству.
Оценка предпосылок создания первых любительских и профессиональных ОНИ Мордовии позволила аргументировать следующие важные этапы их развития: во-первых, творческая деятельность ТОРНИ сыграла непосредственную роль в эволюционировании оркестрового народно-инструментального искусства в республике; во-вторых, освещение факторов, связанных с творческой деятельностью оркестров народных инструментов, усиливает не только слушательский, но и научный интерес к исследованию многогранных аспектов исполнительства оркестровых коллективов.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ
Статьи в научных изданиях, включенных в журналы ВАК РФ
1. Кильдюшкина, А. Ю. Воссоздание ретроспективной панорамы развития коллективного исполнительства на народных инструментах в Мордовии / А. Ю. Кильдюшкина // Вестн. НИИ гуманитар, наук при Правительстве Республики Мордовия. - [Саранск]. - 2013. - № 4 (28). - С. 187-197 (1,03 п. л.). - ISSN 2077-3579.
2. Кильдюшкина, А. Ю. Академизация инструментального искусства в контексте формирования в Мордовии оркестрового народного инструментализма / А. Ю. Кильдюшкина // Вестн. НИИ гуманитар, наук при Правительстве Республики Мордовия. - [Саранск]. - 2015. - № 1 (33). - С. 141-149 (0,94 п. л.). - ISSN 2077-3579.
3. Кильдюшкина, А. Ю. Профессионализация жанра оркестрового народного инструментализма в системе развития музыкальной культуры Мордовии / А. Ю. Кильдюшкина, И. Г. Кильдюшкина // Вестн. НИИ гуманитар, наук при Правительстве Республики Мордовия. - [Саранск]. - 2015. - № 1 (33). - С. 150— 161 (1,3 п. л., в т. ч. авт. 1,2 п. л.). - ISSN 2077-3579.
4. Кильдюшкина, А. Ю. Фольклорные истоки традиционной мордовской музыки / А. Ю. Кильдюшкина // Вестн. Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2015. - № 3 (57). - С. 114-119 (0,94 п. л.) -ISSN 1994-5094.
Монография
5. Кильдюшкина, А. Ю. Развитие коллективной формы народного инструментализма в Мордовии / А. Ю. Кильдюшкина. - Саранск : НИИ гуманитар, наук при Правительстве Республики Мордовия, 2014. - 208 с. (10,92 п. л.). -ISBN 978-5-00008-018-4.
Другие научные издания
6. Кильдюшкина, А. Ю. Культурное пространство Мордовии в контексте оркестрового народно-инструментального искусства: оценка библиографических источников [Текст] / А. Ю. Кильдюшкина // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы V междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 12 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 85-88 (0,36 п. л.). - ISSN 2411-9652.
7. Кильдюшкина, А. Ю. О закреплении академической традиции в мордовском инструментальном искусстве [Текст] / А. Ю. Кильдюшкина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии : материалы IV междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 19 июня 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 61-65 (0,37 п. л.). - ISSN 2411-9679.
8. Кильдюшкина, А. Ю. «Милая Леонида!»: из архива композитора, виртуоза-балалаечника и дирижера Л. И. Войнова / А. Ю. Кильдюшкина // Центр и периферия : науч.-публ журн. - [Саранск]. - 2013. - № 4. - С. 36-45 (1,13 п. л.). -ISSN 2307-5775.
9. Кильдюшкина, А. Ю. О становлении оркестрового исполнительства на народных инструментах в Мордовии / А. Ю. Кильдюшкина // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 6 апр. 2011 г.). - Казань : Казан, гос. консерватория, 2012. - Вып. 4. - С. 191-196 (0,3 п. л.).
10. Кильдюшкина, А. Ю. К вопросу о периодизации творческой деятельности Темниковского оркестра русских народных инструментов имени Л. И. Войнова / А. Ю. Кильдюшкина // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность : материалы всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 4 апр. 2012 г.). - Казань : Казан, гос. консерватория, 2013. -Вып. 5. - С. 174-178 (0,3 п. л.).
11. Кильдюшкина, А. Ю. Оркестр народных инструментов Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова. Проблемы становления и развития / А. Ю. Кильдюшкина, Г. Ф. Мухаметдинова // Актуальные проблемы музыкально-исполнительского искусства: История и современность : материалы VII всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 2 апр. 2014 г.). - Казань : Казан, гос. консерватория, 2015.-Вып. 7.-С. 173-181 (0,53 п. л., в т. ч. авт. 0,53 п. л.).
Кильдюшкина Анастасия Юрьевна
СТАНОВЛЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ В ОРКЕСТРОВОМ НАРОДНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ МОРДОВИИ: ОТ XIX К XXI ВЕКУ
Специальность 24.00.01 - Теория и история культуры
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Печать способом ризографии. Усл. печ. л. 1,62. Уч.- изд. л. 2,00. Тираж 110 экз. Заказ № 51 от 10.07.2015г.
Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт». 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21. Тел. (8342)48-25-33.