автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.13
диссертация на тему: Становление человека в культурном опыте христианства
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление человека в культурном опыте христианства"
Игнатьев Владимир Евгеньевич
СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ ХРИСТИАНСТВА
Специальность: 09.00.13 - философская антропология, философия культуры
(философские науки)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
г 1 ноя 2013
Омск-2013
005538983
Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского» на кафедре философии социально-гуманитарного факультета
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор Разумов Владимир Ильич
Официальные оппоненты:
Марцева Лидия Михайловна, доктор философских наук, доктор исторических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет путей сообщения», профессор кафедры «Связи с общественностью, сервис и туризм»;
Нестеров Александр Юрьевич, доктор философских наук, кандидат филологических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет), профессор кафедры философии.
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия»
Зашита состоится 17 декабря 2013 г. в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.177.03 на базе ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» по адресу: 644099, г. Омск, наб. Тухачевского, 14, ауд. 212.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет».
Автореферат разослан 14 ноября 2013 г.
Ученый секретарь
диссертационного совета
Н.Л. Варова
/
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. На сегодня для отечественной культуры собственные исторические и метафизические ориентиры начинают обретать проблемный характер. Представители русской культуры пытаются идти путем, который несвойственен Российскому цивилизационному пространству. Однако экономический детерминизм, изначально предполагавший решение многих вопросов, оказался несостоятельным. Культуре следует восстановить собственные ориентиры, обусловленные богатейшим историческим наследием, а также сформировать новую форму мировоззрения, релевантную задачам возрождения Человека как ноуменальной целостности, что является важнейшим фактором становления человека и социокультурной реальности в целом. Идеология перестала опираться на мировоззренческие концептуализации и функционирует на парадигмальном уровне, искусственно концептуализируя рациональные (удобные для нее) конструкции бытия, выступая в этом случае в качестве форм внедрения во все сферы человеческой экзистенции стереотипов сознания и поведения. Подобная ситуация порождает мировоззренческий хаос, в котором находится общественное сознание современной России и самосознание современного россиянина. Необходимо актуализировать накопленный не одним поколением духовный опыт и провести его мировоззренческую концептуализацию.
Созревает необходимость возвращения к богатейшему культурному опыту христианства, что требует дополнительных исследований, ориентированных на совокупность самоопределений человека, реализованных в таких жизненно значимых плоскостях как философия, антропология, культурология.
Степень разработанности проблемы. Работ, посвященных исследованию становления человека, существует достаточно много. Данное понятие на протяжении долгого периода времени остается объектом пристального внимания теологов, философов, культурологов, педагогов. Уже античная философия рассматривала вопросы становления человека, его жизненного мира, и вместе с ним социальной реальности.
Для более содержательного анализа понятия «становление» автор диссертации предлагает его уточнить посредством категории «реконструкция», показывая, что удвоенную конструкцию «совершенствование-устремление» использует С. Хоружий, приводя примеры из Нового Завета, где опыт совершенствования всегда видится как искомое, как предмет устремления, цель, выступающие в форме принципиальной ориентации, духовной установки. Категория «реконструкция» предполагает коренное переустройство. Совмещение этих категорий позволит более полно исследовать механизмы формирования человека в социокультурной реальности с учетом христианских идей.
В раскрытии темы становления человека и социокультурной реальности прослеживается несколько направлений.
Во-первых, теологическое. К его представителям следует отнести таких авторов, как Августин Аврелий, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Евагрий Схоластик, Евсевий Кесарийский,
Иоанн Златоуст, Климент Александрийский, Леонтий Византийский, Макарий Египетский, Ориген Адамат, Исаак Сирин, Феодорит Кирский, Фома Аквин-ский, Киприан (Керн) и др., а также исследователей религиозных авторских позиций - Ю.С. Владимирова, С. JL Епифановича, В.Д. Кудрявцева-Платонова,
B.И. Несмелова, А.И. Сидорова, A.B. Ситникова, Г. Флоровского, Е.И. Хлебо-солова. Аналитики религиозной тематики, а также авторы-практики сосредоточивают свое внимание на богословском осмыслении категорий «Божественное лицо», «обожение», «ипостась», определяющих совершенствование человека, земной реализации Царства Божия как идеального социума на земле.
Во-вторых, философское. Его представители': Платон, Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М.Я. Бубер, Т. де Шарден, А. Маслоу, К. Поппер, О. Шпенглер, М. Хайдеггер М. Элиаде, К. Ясперс, Э. Фромм, П. Бергман, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, П. Лукман, П. Слотердайк и другие; из современных отечественных: М.К. Мамардашвили, К.С. Пигров, Э. Радлов, В.И. Разумов, Н.С. Розов, К.А. Сергеев, Г.А. Суслова, В.Н. Фалько,
C.С. Хоружий, А.Н. Чанышев и др. Авторы проводят рефлексию бытийствен-ных оснований мысли, выясняют имплицитный Разум, имманентный реальности, возможности реконструкции человека и его роли в формировании социокультурной реальности.
Внутри направления ряд философов исследовали влияние христианских идей на становление человека и социума. Это H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, Л.О. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, Ю.М. Федоров, С.Л. Франк.
В-третьих, культурно-педагогическое. Его представители: Георгий (Шестун), игумен; М.В. Захарченко, В.П. Зинченко, И.А. Золотарева, С.С. Куломзина, Л. Мэмфорд, A.A. Ухтомский, Димитрий Смирнов, протоиерей; С.С. Хоружий. Авторы проводят аксиологический анализ христианских идей и рассматривают каждую идею в форме одного из основных средств становления-реконструкции современного человека, а вследствие этого - становления новой социокультурной реальности.
Диссертант подчеркивает, что в исследованиях представленных авторов раскрыты в основном отдельные аспекты и структурные компоненты становления человека, в то время как большое количество проблем влияния идей христианства на становление человека и социокультурной реальности остаются за рамками научных дискуссий. В работе показано, что до настоящего времени не получила полного философского осмысления роль христианских идей, механизмов реализации процесса становления-реконструкции человека и, вследствие этого, реконструкции новой социальной реальности. Автор работы полагает, что анализом именно этой части общей проблемы совершенствования человека, социума и культуры можно осуществить наиболее полную аналитику современного человека, а также современное состояние социума и культуры, в т. ч. и отечественной.
1 В целях упрощения изложения в этой рубрике перечисление авторов проводится по историческому принципу.
3
Научная проблема. До настоящего времени в современной научной литературе недостаточно осмыслен потенциал христианских идей, знаний, онтологической и социокультурной составляющей российского исторического опыта в воспитании нового человека нового общества, что определяет научную проблематику. Эта проблема может быть конкретизирована в следующих вопросах: какие социально-антропологические идеи присутствуют в культурном опыте христианства, как они могут быть проявлены в понятии «становление человека» и, следовательно, раскрыто понятие «становление человека» в сюжетах христианской традиции? Насколько понятие «становление человека» актуально сегодня?
Цель исследования - провести анализ культурного опыта христианской традиции на предмет осмысления понятия «становление человека», уточнить его бытийственный статус и функциональность в описании проблем современного российского общества и русской культуры.
Цель получает реализацию в решении следующих задач:
1. Осуществить анализ тематических акцентов, представленных в наследии раннехристианской традиции, на предмет выявления антропологических контуров, граней человеческого.
2. Проследить эволюцию представлений о становлении человека и социальной реальности в теологических и философско-антропологических традициях, выявить путь от язычества к христианству, уточнить человекоопределяю-щие акценты.
3. Произвести анализ и обобщение подходов христианских философов на проблему совершенствования человека.
4. Раскрыть точки соприкосновения сугубо рефлексивных (спекулятивных) процедур и опыта (на примере пустынников, мистиков, ареопагитиков, апофатиков); выяснить и обосновать с позиций текстологического анализа положение: духовность - одна из значимых составляющих становления человека.
5. Прояснить основания, определяющие социокультурную онтологию человека, обосновать приоритет духовно-нравственного в опыте преобразования жизненного мира.
6. Представить космогенез в статусе философской проблемы; прояснить антропогенез и социогенез в качестве структурных композиций космогенеза.
7. Выяснить роль христианской традиции в формировании становлении человека, показать функциональность христианских образов в осмыслении культурного состояния современного российского общества.
Основная идея. Воплощение сущностной природы человека осуществляется в социокультурной реальности и может быть осмыслено посредством такого концепта, как «становление-реконструкция». На процесс формирования сущностного в человеке влияет множество факторов, в т. ч. и христианская традиция. Развитие и осознание исконных бытийственных оснований происходит в процессе становления-реконструкции, который осуществляется не столько посредством голой рационализации внешнего объективированного мира, сколько посредством трансцендирования субъективного внутреннего мира.
Диссертант полагает, что концепт «становление человека» может получить конкретизацию посредством аналитики социально- антропологических образов, предложенных культуре христианской традицией: христианство актуализирует в данной конструкции план духовного, опыт преодоления обыденного, тварного. Этот акцент, в свою очередь, позволяет данному концепту прояснить сакральное, осуществить реформацию социокультурной реальности в ее проявленном виде, которая в отношении к конкретному человеку выступает как самореформация, самореконструкция природы человеческого. Степень совершенствования человека, его социальная реконструкция зависят от степени его духовного становления. Результатом согласования культуротворческих и циви-лизационных процессов с формами человеческой экзистенции, остающейся в приоритете, является коэволюционное развитие человеческого универсума и социума.
Методологической и теоретической основой исследования выступают:
- диалектический метод, единство логического и исторического методов в процессе раскрытия генезиса рассматриваемых понятий;
- аксиологический анализ представленных различными авторами ценностных проектов совершенствования человека и социокультурной реальности;
- компаративный (системно-сопоставительный) метод при анализе схожих философских, культурологических, педагогических и теологических концепций;
- герменевтический метод текстологического анализа;
- теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, экстраполяция, идеализация и др.
Концептуально значимым принципом для осмысления категории «становление-реконструкция» выступает следующий: в диссертационном исследовании под концептом «становление» понимается «преобразование», «духовный рост», «внутренняя реконструкция». Внутренняя архитектоника концепта «становления» тождественна той, что предложена Ж. Делезом и Ф. Гваттари: как внутреннее напряжение, вызванное столкновением в одной тематической и бы-тийственной противоположных начал, в результате чего становление всегда предполагает преодоление косного, привычного, стереотипного. В то же время для организации исследовательской концепции значима такая семантическая грань «становления», которая была актуализирована в работах Гегеля: как реконструкция, как положительная диалектика, т.е. как опыт прояснения сущностного и воплощение его в содержательных формах, как внутренняя цель и органичные ей способы ее реализации. Диссертант делает акцент на том, что в христологическом контексте данная категория не получила осмысления и через призму христианских образов концепт «становление человека» также не получил должного анализа и практически не представлен в современной философской и культурологической литературе. Анализу данного тематического вектора и посвящено диссертационное исследование.
Научная повизна исследования:
1. Выяснены смысловые линии, определяющие образ человека в раннехристианской традиции. Прослежена эволюция представлений о становлении че-
ловека в теологических и философских традициях. Выявлено, что в процессе формирования новой реальности ее значимые сферы интегрируются в смысловую целостность.
2. Показано, что в культуре дохристианской и собственно христианской отношение к феномену человека в целом практически неразличимо, однако именно христианская парадигма задает семантическую вертикаль, практическое исполнение которой (к примеру, соблюдение морально-нравственных принципов) последовательно трансформирует природу человеческого, осуществляет становление человека. В рамках направления предложена и обоснована философская трактовка концепта «становление- реконструкция человека», где категория «становление» выступает как «движение к бытию», как поступательный шаг к тому, чтобы «быть»; «бытие» включает в себя «действие-путь-процесс», «реализация внутренней цели»; категория «реконструкция» предполагает коренное переустройство. Выяснено, что совмещение этих смысловых линий в рамках концепта «становление человека» позволяет более полно исследовать механизмы формирования человека и социальной реальности с учетом христианских идей.
3. Обосновано, что в христианской модели мира человеческое как таковое становится возможным при условии пробуждения божественного. Установлено, что христианские идеи способствуют открытию для человека его собственной личностной глубины, придают ему многомерность личностного бытия, которая выходит за рамки материального мира. Выявлены основания, определяющие социокультурное бытие человека в контексте христианской традиции; показано, что в качестве таковых оснований выступают практические принципы соблюдения морально-нравственного закона в прописанном каноном тексте.
4. Выявлены мыслительные принципы, позволяющие соотносить антропогенез, социогенез в качестве структурных композиций космогенеза; обосновано, что становление человека органично связывает между собой универсум социума и макроуниверсум, Вселенную. В рамках понятия «становление человека» представлена личностная ипостась человеческого, показан человек как деятельный субъект антропогенеза. Определено, что социально-антропологический субъект, с одной стороны, актуализирует целостность родового бытия, с другой - в рамках своего социального статуса и в соответствии с преследуемыми целями влияет на общество и культуру, определяя перспективу развития, формируя человеческий «образ социального».
5. Показано, что понятие «становление человека» функционально в осмыслении современной социокультурной реальности. Определена и охарактеризована модель культурно-просветительного пространства. Выяснено, что данная модель состоит из минимум трех топологических структур (из национально-просветительного пространства, из народного государственного цивилизацион-ного культурно-просветительного пространства и из мирового, глобалистиче-ски ориентированного, культурно- просветительного пространства).
Положения, выносимые па защиту:
1. В процессе анализа тематических акцентов, представленных в наследии раннехристианской традиции на предмет выявления антропологических
контуров выяснено, что понятие «становление человека» и традиция христианства находятся в диалектической связи: с одной стороны, христианская традиция конкретизирует образ человека, актуализирует в нем духовную составляющую, с другой - уже само понятие «становление человека» позволяет и описать христианство, и предложить модели осмысления современной социокультурной реальности. В диссертационном исследовании показано, что под влиянием христианских мыслительных принципов и сюжетов о человеке и обществе универсальная абстракция теряет свой трансцендентный характер и становится способом реализации социокультурной целостности и устойчивости в общественном сознании того или иного исторического периода.
2. Культурный опыт христианства предлагает свои социально-антропологические образы, отличные от языческих (дохристианских) представлений о человеческом. Здесь понятие «становление» получает уточнение через категорию «реконструкция»: преобразование внутреннего мира, духовный рост, преодоление мыслительных границ самосознания, трансформация мировосприятия посредством герменевтических процедур, способствующих практическому соблюдению канонического Закона и последовательному исполнению заповедей.
3. В процессе становления, осуществляемого через призму идей христианских философов, культурологов, педагогов, личность не только развивается, но и сбывается. В данном контексте личность выступает как христианское событие, понимаемое в качестве со-бытия человека и его же экзистенциального истока, осознание природы которого превосходит предметное мышление человека. Через прояснение экзистенциальных данностей бытия, получивших отображение в образах христианства, процессы целеполагания и целереализации выступают в диалектическом единстве, в этом отношении «становление человека» (и как процесс, и как понятие, позволяющее помыслить процесс) есть принципиальная ориентация, духовная установка.
4. В контексте христианских идей пустынников, мистиков, ареопагити-ков, апофатиков духовное становление есть процесс обретения каждым человеком собственного личностного бытия; это практическая деятельность человека, направленная на реконструкцию самого себя; это создание собственного духовного организма и духовного мира как жизненной среды и коренного условия существования.
5. Социокультурная онтология человека определяется осмыслением единства микрокосмического и макрокосмического, в итоге - Универсума в целом. Культурный опыт христианства предлагает свой опыт осмысления бытий-ственного единства макро - и микрокосмического: каждый человек есть своеобразный опыт проявления Бытия Бога, равно как и Вселенная есть проявление Божественного Логоса; смысл жизни — в прояснении и в практическом освоении гармонии микро- и макрокосмического.
6. С позиций христианства, становление человека есть значимый фактор космогенеза в формировании новой модели социальных отношений. Раскрыты механизмы социогенеза и антропогенеза, как составляющих космогенеза: ин-ституционализация, экстериоризация, интериоризация, самосоциализация и др.;
качественная функциональность данных механизмов определяет направление в процессе социальной эволюции, задает вектор движения (либо к прогрессу, либо к регрессу). Христианские идеи оказывают влияние на интеграцию институциональных процессов в приобретении и освоении обществом новых смыслов, что осуществляется в процессе становления-реконструкции человека как процесса одухотворения, оживления жизненного мира и прояснения в нем сакральных оснований. Индивид, в процессе становления-реконструкции, проявляя себя в деятельности, конструирует мир и в этой конструируемой социальной реальности экстернализует самого себя, проецируя свои, уже собственные значения, на новую, «становящуюся» реальность.
7. Понятие «становление человека», мыслимое в контексте христианской традиции, позволяет решить ряд актуальных для современного состояния российского общества и русской культуры задач. Символический универсум, представленный в идеях христианства, наполняет бытийственным смыслом как индивидуальное, так и социальное, проводит пересечение индивидуального и социального, формирует пространство их взаимоорганизации (к примеру, в утверждении идеи морали, нравственности, этического кодекса человека, восприятия Другого, чужого, инакового). В заданном контексте христианские идеи формируют смыслоорганизующие режимы, в том числе для органичного развития современного российского общества (к примеру, в ситуации глобализма, националистического и религиозного экстремизма, в ситуациях взаимозависимости выбора политических стратегий от форм культуры и пр.).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования обогащают современное знание о многоаспектном и сложном феномене «становление человека» посредством осмысления его социально-философских, теологических, культурологических, антропологических оснований. Результаты исследования формируют методологический ресурс для решения проблем социальной философии, философии культуры и философской антропологии.
Практическая значимость. Заявленная тематическая плоскость недостаточно широко представлена в современной культуре, недостаточно подробно осмыслена, но при этом значима и актуальна в формировании патриотизма, гражданственного самосознания, национальной ответственности; осмысление проблематики, определяющей данное тематическое пространство, выполняет и практически-педагогическую функцию - дисциплинирует индивида, формирует национальное самосознание и чувство ответственности перед социумом, перед собственной культурой, перед нацией.
Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы для подготовки учебных пособий, лекционных курсов по социальной философии, по философии культуры, культурологии, педагогике, антропологии, а также специальных курсов по социологии воспитания, теории социализации и др.
Полученные результаты могут быть использованы в форме методологической базы для разработки мыслительных технологий, ориентированных на формирование гармоничной социализации индивида, а также в решении прак-
тических задач, связанных с управлением в области развития духовно-нравственного потенциала российского общества.
Результаты диссертации нашли применение в деятельности учреждения культуры - Дворца искусств им. A.M. Малунцева (г. Омск). Данное учреждение выступает неким микрокосмом, специфической культурной средой, в которой реализуются 14 проектов (под руководством диссертанта), нацеленных на прояснение понятия «становление человека» и ориентированных на духовно-нравственное просвещение широкого круга общественности (по инициативе диссертанта создан Отдел духовно-нравственного просвещения во Дворце искусств им. A.M. Малунцева).
Апробация результатов исследования. Результаты исследования изложены в ряде научных публикаций, в т. ч.: в «Вестнике Омского университета» (ФГБОУ ВПО «ОмГУ им. Ф.М. Достоевского», 2011 г., № 3; 2012 г., № 3), в Омском научном вестнике (ОмГТУ, 2011 г., № 3). Ключевые теоретические положения опубликованы в сборниках статей, в материалах научных конференций: на XII Международной научно-инновационной конференции аспирантов, студентов и молодых ученых с элементами научной школы «Теоретические знания в практические дела» (Омск, 2011 г.), на Региональной научно-практической конференции «Наука и образование в диалоге Российской и корейской культур» (Омск, 2011 г.), на Всероссийской научной школе «Методология науки» (Омск, 2011 г.), на I научно-практической конференции «Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании (Омск, 2011 г.), на XIV Ежегодной Международной студенческой научно-практической конференции «Социальная работа с молодежью: социально-педагогические и психологические аспекты» (Омск, 2011 г.), на Всероссийской научно-практической конференции «Роль клубных объединений в формировании духовных ценностей» (Омск, 2011 г.), на II Всероссийской научно-практической конференции «Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании» (Омск, 2012 г.), на Всероссийской научной конференции «Глобальное будущее 2045; проблемы социальных и культурных преобразований» (Красноярск, 2013г.).
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 126 наименований. Общий объем диссертации составляет 162 страницы, в том числе, 151 страницу основного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении дается общая характеристика диссертации, обосновывается актуальность поставленных проблем, определяются объект, предмет, цели и задачи, проводится анализ основной тематической литературы, выбор исследовательской методологии, а также формулируется научная новизна, полученные результаты и положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Учение о человеке в раннехристианской традиции» диссертант исследует эволюцию историко-философских взглядов на концепт
«становление человека», проводит анализ «становления» как концепта и как процесса, показывает точки их взаимосвязи.
В § 1. «Становление-реконструкция реальности» рассмотрено понятие реальности, сделана попытка классификации типов мировоззрения, раскрыто влияние религиозных идей, знания на реконструкцию реальности. Сделан акцент на том, что в качестве существующей объективной реальности выступает институциональный мир - объективированная человеческая деятельность, в процессе которой конструируются новые реальности. Выяснены смысловые линии, определяющие образ человека в дохристианской и в раннехристианской традиции.
Диссертант подчеркивает, что легитимация христианский идей, включающая и вопрос ценностей, порождаемых знанием, может иметь серьезное влияние на конструирование новой реальности как для конкретного индивида, так и для нового институционального порядка в целом, придавая определенный нормативный характер его практическим императивам.
§ 2. «Реконструкция человека в раннехристианской традиции» содержит анализ взглядов более поздних греческих авторов, производящих пересмотр религиозных концепций античного исторического сознания.
Предложена аналитика историко-культурологического значения христианских идей, сделан вывод, что такие идеи христианства как «единородность человечества», «взаимозависимость индивидуального и социального», «историческое развитие как Провидение» выступают важнейшим фактором в осмыслении и понятия «становление человека», и самого процесса становления как духовного развития, реконструкции. Эти идеи стали фундаментальными в последующем развитии европейской культуры.
Рассмотрены религиозно-философские взгляды в аспекте персоналистиче-ской ценности человека. Показано, что первое осознание этой ценности намечается в воззрениях каппадокийцев: они дали богословское определение лица, обосновали метафизический образ человека как божественной Ипостаси, осмыслили персоналистическую ценность человека.
Исследуя антропологические воззрения александрийцев и каппадокийцев в русле христианского учения о реконструкции новой реальности, диссертант акцентирует внимание на воззрениях Немесия Эмесского, который исходит из понимания реальности не как суммы сменяющихся во времени, абсолютно разрозненных явлений, а как совокупного целого, где все явления и составные части находятся в тесной взаимосвязи, и человек в этой реальности занимает центральное место, объединяя все ступени бытия, являясь микрокосмосом в макрокосмосе, находясь на границе между реальным миром и Богом.
В § 3. «Формирование образа человека в раннехристианской традиции» исследуется природа человека, его богоподобия, социального предназначения, реализации сущностной природы человеческого в социуме и культуре.
Вопросы социальной реальности, роли христианского знания в реконструкции этой реальности, религиозно ориентированной философией рассматривались прежде всего через призму философских воззрений на «сущность» и «Ипостась», где религиозные мыслители были поглощены христологической
проблемой, затрагивающей и вопросы антропологии, представленные в аспекте взаимоотношения природы божественной и природы человеческой. Показано, что в работах ареопагитиков - Псевдо-Дионисия Ареопагита и особенно Максима Исповедника - Церковь транспонирует идею Богочеловека в представление о Богочеловечестве, раскрывающем ситуацию непосредственного, необусловленного никакими отчужденными ступенями общения душ между собой и Богом.
Раскрыто, что догматические воззрения антиохийских мыслителей Феодора Мопсуэстийского и Феодорита Киррского не благоприятствовали развитию учения об «обожении» как о становлении-реконструкции нового человека и о совершенствовании реального мира в свете христианского знания. Но в то же время в Александрии это учение начало по-настоящему возрождаться в трудах Василия Селевкийского, Леонтия Византийского, Анастасия Синаита, где получила обоснование персоналистическая метафизика. В диссертации представлен социально-философский анализ ключевых позиций этой метафизической системы.
Исследуется подход к человеку пустынников, мистиков, ареопагитиков как в аспекте духовной жизни, так и в аспекте социальных ролей.
В этой части исследования показано, что переход к христианской картине мира сопровождается в том числе и потребностью в специфических рефлексивных формах, способных передать полноту мистического опыта - появляется потребность в специфическом нарративе, актуализирующем ту или иную грань опыта. Приводится анализ рефлексивных форм «мыслителей пустыни», аскетов, мистиков-апофатиков (Макария Египетского, Максима Исповедника, Григория Паламы), получает обоснование следующий тезис: такие экзистенциалы, как «таинство», «любовь-вера», «доверие», «ипостасное начало в человеке» и пр., воспроизводящие духовный опыт религиозных метафизиков, выступают в статусе ключевых социально-философских категорий, позволяющих осмыслить процесс становления-реконструкции человека, процесс его внутренней трансформации в определенных социокультурных условиях. Диссертант подчеркивает: формирование христианского образа, процесс его воплощения - движущая сила становления человека, стремление к росту, к духовной реконструкции.
Во второй главе «Онтология становления человека» диссертант исследует социально-философские, культурологические, педагогические взгляды на космогенез, антропогенез, восстанавливает онтологию христианской традиции, христианской культуры, показывает и обосновывает их роль в становлении-реконструкции человека.
Так, в § 1. «Актуализация в становлении человека» утверждается, что любая форма онтологического измерения считается истинной только в определенных границах многомерного и многоуровнего человеческого бытия и может выступать как мера Сущего. В процессе переноса способов онтологического измерения с высших слоев на более низкие, мы повышаем уровень устойчивости человеческого существования.
В аспекте космического измерения становление-реконструкция человека, реформация социальной реальности в их проявленном виде под сакральные приоритеты выступают как самореформация, самореконструкция Человека и, восстанавливая тем самым утраченную иерархию, Человек начнет приводить в соответствующий порядок весь внешний мир.
Дается оценка антропогенезу Человека как онтологическому этапу космического проявления Ничто в Нечто. Показано, что человек, проявляя себя не как именная форма Бога, а как фамильная форма Человеческого рода, из субъекта космогенеза постепенно трансформируется в объект антропогенеза. На последней стадии антропогенеза Человек представляется в виде ментальной переменной, зависимой от родовой тотальности: то имя, которое Человек получил от Бога, перенесено на род, вследствие чего семантической основой стала родовая фамилия.
Раскрыто, что основание космогенеза - внутрисубъективные отношения, находящиеся внутри космического именитства, основание же антропогенеза — отношения, возникающие между индивидуальными человеческими именитства-ми, как субъектно-субъектные отношения. Субъект, заключающий самого себя в именитстве, обретающий собственные родовые пределы, из Человека-Ноумена превращается в Человека-Феномена.
В этом контексте раскрыто, что как Феномен Человек уже не самопорождается, самопроявляется из своей трансцендентной основы, данную функцию человеческого онтологического порождения Субъект передает роду. В процессе обособления от самих себя, субъекты объединяются в антропные сообщества -семью, универсум, в то, что представляет первую онтологическую форму реальности, которая самолегитимируется, самоконституируется в Человечество.
§ 2. «Социогенсз в формировании личности» раскрывает онтологию со-циогенеза и его влияние на становление человека. Если в основе космогенеза лежат внутрисубъектные отношения, антропогенеза - субъектно-субъектные отношения, то основой социогенеза являются субъектно-объектные отношения. Такие отношения можно обозначить как овнешненные отношения в аспекте ан-тропного общения. Их отличие в том, что социальное внешнее в них явно преобладает над человеческим внутренним. В ходе исторического социального развития антропные, сущностные «Я» модифицируются в общественные социальные «Ты». Социогенез в своем существующем виде имеет в своей основе необходимость поддержания в нынешнем социуме довольно высокого уровня организации путем интенсивно-активного нормотворчества, которое выступает как средство преобразования норм культуры в нормы сугубо социальной технологии.
Диссертант подчеркивает: человек должен быть «подчинен» порядку своей внутренней свободы, а не окружающей его внешней необходимости, которая является причиной его деструкции. Основным способом реконструкции, гармонизации социальной реальности является становление-реконструкция самого человека. Формула «все во всем» выражает обусловленность объективированного, внешнего мира единством мира субъективированного, внутреннего. Целостность и единство универсума объективаций является лишь онтологической
производной от целостности и единства иерархического Человека, ипостасью высшего порядка которого выступает Бог.
§ 3. «Бытийная перспектива становления человека и общества» является авторским представлением о содержании христианской традиции, направленной на развитие духовного и личностного начала в человеке, на укоренение его в нравственной и духовной жизни. Диссертант дает обоснование того, что с помощью христианской традиции для человека открывается его собственная личностная глубина, многомерность личностного бытия. В этой традиции становление-реконструкция человека предполагает то, что личность не только развивается, но и сбывается. Здесь личность выступает как христианское событие в аспекте со-бытия человека с Богом. Духовно-нравственное становление-реконструкция личности не является монопроцессом, направленным целепола-ганием воли человека. Процессы целенаправленные и целесообразные выступают в диалектическом единстве. Христианская традиция представляется как категориальная схема «субъект-объект-отношение», где отношение выступает в ценностном ключе. Культурно-историческая христианская традиция своим субъектом признает того, кто оценивает прошлое в аспекте аксиологического содержания.
Сделан акцент на том, что традиционные ценности становятся образцом, практическим идеалом, в соответствии с которым происходит процесс становления-реконструкции субъекта.
Лучшие представители иных национальных культур, иных вер, находясь в атмосфере христианской цивилизации, вдохновлялись ее идеалами, настраивались на ее тон, внося свою лепту в ее копилку. Вопрос становления-реконструкции человека, реформации социальной реальности под духовно-нравственные приоритеты является вопросом не только развития, но и сохранения человеческой цивилизации, и огромная роль здесь принадлежит христианству.
В заключительной части подведен итог, описаны результаты проведенного исследования, даны ключевые выводы к каждой части работы, определены перспективы дальнейшей работы в проблемной плоскости, определенной настоящим исследованием.
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАЖЕНО В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:
Статьи в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК РФ для публикации основных положений кандидатских диссертаций:
1. Игнатьев, В.Е. Социальное конструирование новых реальностей и христианское мировоззрение: теоретико-методологические основания [Текст] / В.Е. Игнатьев // Вестник Омского университета. - № 3 (61). -ОмГУ, 2011.-С. 59-62.
2. Игнатьев, В.Е. Космическое измерение человека: некоторые аспекты онтологии [Текст] / В.Е. Игнатьев // Вестник Омского университета. - № 3 (65).-ОмГУ, 2012,- С. 57-61.
3. Игнатьев, В.Е. Социальное конструирование новых реальностей и христианское мировоззрение IV - V вв. [Текст] / В.Е. Игнатьев // Омский научный вестник. - № 3 (98) - ОмГТУ, 2011. - С. 95- 98.
Монография:
4. Игнатьев, В.Е. Христианские идеи в становлении-реконструкции человека и формировании социальной реальности [Текст] / В.Е. Игнатьев // Монография. - ОмГУ, 2013. - 102 с.
Статьи, материалы докладов, опубликованные в научных сборниках и журналах:
5. Игнатьев, В.Е. Новый человек - новое общество - вопросы реконструкции человека: от теории к практике [Текст] / В.Е. Игнатьев // Сб. ст. XII Международной научно-инновационной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с элементами научной школы. - Ч. 2. - Омск: Филиал ГОУ ВПО «РосЗИТЛП», 2011. - С. 221- 224.
6. Игнатьев, В.Е. Междисциплинарные исследования и методологическая база в практической реализации проектов реконструкции человека [Текст] / В.Е. Игнатьев // Материалы Всероссийской научной школы. -ОмГУ, 2011.-С. 115-117.
7. Игнатьев, В.Е. Формирование ценностей духовной сопричастности [Текст] / В.Е. Игнатьев // Материалы региональной научно-практической конференции «Наука и образование в диалоге Российской и корейской культур». - ОмГАУ. Омск, 2011.-С. 64-68.
8. Игнатьев, В.Е. «Новый человек - новое общество» как форма реализации инновационных подходов Дворца искусств им. A.M. Малунцева [Текст] / В.Е. Игнатьев // Материалы I научно-практической конференции «Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании», - Омск, 2011. - С. 4-7.
9. Игнатьев, В.Е. Христианская традиция как онтологическое основание становления-реконструкции человека и реформации социальной реальности [Текст] / В.Е. Игнатьев // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции «Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании». -Омск, 2012. -С.8-16.
Ю.Игнатьев, В.Е. Христианская традиция как бытийственная перспектива становления человека [Текст] / В.Е. Игнатьев // Сборник материалов четвертых Всероссийских аксиологических чтений. - Омск, 2013. - С. 228 -232.
Подписано в печать 13.11.2013 г. Гарнитура Times New Roman Формат 60x84/16. Усл. П. л. 1,0. Тираж 100 экз. Заказ 25. Оригинал-макет подготовлен и тиражирован В ООО ПЦ «Махаон» 644029 г. Омск пр. Мира 48А 3-этаж.
Текст диссертации на тему "Становление человека в культурном опыте христианства"
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Игнатьев Владимир Евгеньевич
СТАНОВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В КУЛЬТУРНОМ ОПЫТЕ
ХРИСТИАНСТВА
Специальность: 09.00.13 - Философская антропология, философия культуры
(философские науки)
Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук
Научный руководитель: Разумов Владимир Ильич, доктор философских наук, профессор
Омск-2013 1
Содержание
Введение................................................................................................................3
Глава 1. Учение о человеке в раннехристианской традиции
§ 1. Становление - реконструкция реальности...............................................17
§ 2. Реконструкция человека в раннехристианской традиции......................33
§ 3. Формирование образа человека в раннехристианской традиции..........58
Глава 2. Онтология становления человека
§ 1. Актуализация в становлении человека.....................................................81
§ 2. Социогенез в формировании личности...................................................103
§ 3. Бытийная перспектива становления человека и общества...................124
Заключение.......................................................................................................144
Библиография....................................................................................152
Введение
В настоящее время в России, как никогда ранее, наблюдается мировоззренческий кризис. Полагаю, ситуация вызвана тем, что мировоззрение советской эпохи, во многом дискредитировавшее себя, уже в прошлом, а новое не вполне сформировано. Кроме того, на большом географическом пространстве, которое занимает Россия с ее культурой, нет строго обозначенных мировоззренческих контуров человеческого Бытия.
Актуальность исследования. На сегодня для отечественной культуры собственные исторические и метафизические ориентиры - проблема; представители русской культуры пытаются идти чужим путем. Однако, экономический детерминизм, изначально предполагавший решение многих вопросов, оказался несостоятельным. Полагаю, культуре следует восстановить собственные ориентиры, обусловленные богатейшим историческим наследием, а также сформировать новую форму мировоззрения, релевантную задачам возрождения Человека как ноуменальной целостности, что является важнейшим фактором становления человека и социокультурной реальности в целом. Идеология настоящего времени перестала опираться на мировоззренческие концептуализации и функционирует на парадигмальном уровне, искусственно концептуализируя рациональные (удобные для нее) конструкции Бытия, выступая в этом случае в качестве форм внедрения во все сферы человеческой экзистенции стереотипов сознания и поведения. Подобная ситуация порождает мировоззренческий хаос, в котором находится общественное сознание современной России и самосознание современного россиянина.
Полагаю, необходимо актуализировать накопленный не одним поколением духовный материал не столько в аспекте его эклектической парадигма-тизации, но и в контексте мировоззренческой концептуализации. Возникает необходимость в исследованиях, выполненных не только в форме концептуализации объективных знаний об объективной реальности, обоснованной законами формальной логики и постоянно уточняемой «гносеологическим
субъектом», но и в мировоззренческой концептуализации универсума субъ-ективаций - духовного мира, укорененного в трансрациональной, трансцендентной основе многовековой христианской традиции, во многом определившей ценностные основания отечественной культуры. Полагаю, что современное состояние российского общества нуждается в дополнительных исследованиях, ориентированных на совокупность самоопределений человека, реализованных в таких жизненно значимых плоскостях, как теология, религиозная и социальная философия, антропология, культурология.
Степень разработанности проблемы. Работ, посвященных исследованию становления человека, существует достаточно много. Данное понятие на протяжении достаточно долгого периода времени остается объектом пристального внимания теологов, философов, культурологов, педагогов. Уже античная философия рассматривала вопросы становления человека, его жизненного мира, и вместе с ним социальной реальности. В онтологии Платона умопостигаемый мир идей выступает как парадигма для становящегося мира, воспринимаемого чувствами (движение к бытию, поступательный шаг к тому, чтобы «быть»). Аристотель придал понятию «становление» характеристику направленности. Влияние идей христианства на становление человека и социокультурной реальности просматривается с периода религиозной философии апологетов и далее всесторонне исследуется мыслителями русской религиозной философии, социальной философии, педагогики и других гуманитарных наук. В философии Средневековья источником и в то же время целью становления является Бог. Позже в философии эта категория стала рассматриваться в форме реализации некоторой внутренней цели. С целью более содержательного анализа концепта «становление» предлагаю его уточнение посредством категории «реконструкция». Здесь следует заметить, что удвоенную конструкцию «становление-реконструкция», предполагающую совершенствование человека как опыт совершенства-устремления, использует С. Хоружий, приводя примеры из Нового Завета, где «становление-
реконструкция» всегда видится как искомое, как предмет устремления, цель,
4
выступающие в форме принципиальной ориентации, духовной установки. Ныне понятие «становление» активно используется в социальной педагогике, психологии и других гуманитарных науках. Категория «реконструкция» предполагает коренное переустройство. Совмещение этих категорий, на взгляд диссертанта, позволит более полно исследовать механизмы формирования человека в социокультурной реальности с учетом христианских идей.
Изучение и анализ научной литературы настоящего времени и прошлых лет позволяет утверждать, что в раскрытии проблемы становления человека и социокультурной реальности прослеживается несколько подходов.
Во-первых, теологическое. К его представителям следует отнести таких авторов, как Августин Аврелий, Афанасий Великий, Василий Великий, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Евагрий Схоластик, Евсевий Кесарийский, Иоанн Златоуст, Киприан (Керн), Климент Александрийский, Леонтий Византийский, Макарий Египетский, Ориген Адамат, Исаак Сирин, Феодорит Кирский, Фома Аквинский и др., а также исследователей религиозных авторских позиций - Ю.С. Владимирова, С. JI. Епифановича, В.Д. Кудрявцева-Платонова, В.И. Несмелова, А.И. Сидорова, A.B. Ситникова, Г. Флоровского, Е.И. Хлебосолова. Аналитики религиозной тематики, а также авторы-практики сосредоточивают свое внимание на богословском осмыслении категорий «Божественное лицо», «обожение», «ипостась», определяющих совершенствование человека, земной реализации Царства Божия как идеального социума на земле.
Во-вторых, философское. Его представители1: Платон, Аристотель, Р. Декарт, И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, М.Я. Бубер, Т. де Шарден, А. Маслоу, К. Поппер, О. Шпенглер, М. Хайдеггер М. Элиаде, К. Ясперс, Э. Фромм, П. Бергман, Ж. Бодрийяр, Ж. Делез, Ф. Гваттари, П. Лукман, П. Слотердайк и другие; из современных отечественных: М.К. Мамардашвили, К.С. Пигров, Э. Радлов, В.И. Разумов, Н.С. Розов, К.А. Сергеев, Г.А. Суслова,
1 В целях упрощения изложения в этой рубрике перечисление авторов проводится по историческому принципу.
B.Н. Фалько, С.С. Хоружий, А.Н. Чанышев и др. Авторы проводят рефлексию бытийственных оснований мысли, выясняют имплицитный Разум, имманентный реальности, возможность реконструкции человека и его роли в формировании социокультурной реальности.
Внутри направления есть философы, которые занимались исследованием собственно влияния христианских идей на становление человека и социума. Это С.Н. Булгаков, H.A. Бердяев, JI.O. Карсавин, А.Ф. Лосев, Н.О. Лосский, B.C. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский,
C.Л. Франк, Ю.М. Федоров.
В-третьих, культурно-педагогическое. Его представители: Георгий (Шестун), игумен; М.В. Захарченко, В.П. Зинченко, И.А. Золотарева, С.С. Куломзина, Л. Мэмфорд, A.A. Ухтомский, Димитрий Смирнов, протоиерей, С.С. Хоружий. Авторы проводят анализ аксиологической интерпретации христианских идей и рассматривают каждую идею в форме одного из основных средств становления-реконструкции современного человека, а вследствие этого - становления новой социокультурной реальности.
Необходимо подчеркнуть, что в исследованиях представленных авторов раскрыты в основном отдельные аспекты и структурные компоненты концепта «становление человека», в то время как большое количество проблем влияния идей христианства на становление человека и социокультурной реальности остаются за рамками научных дискуссий. До настоящего времени не получила полного философского осмысления роль христианских идей, механизмов реализации процесса становления-реконструкции человека и, вследствие этого, реконструкции новой социальной реальности. Полагаю, что анализом именно этой части общей проблемы совершенствования человека, социума и культуры можно осуществить наиболее полную аналитику современного человека, а также современное состояние социума и культуры, в т. ч. и отечественной.
Научная проблема настоящего исследования может быть сформулирована следующим образом: какие социально-антропологические образы присутствуют в культурном опыте христианства, каким образом они могут быть проявлены в концепте «становление человека» и, следовательно, как может быть раскрыт концепт «становление человека» в сюжетах христианской традиции? Насколько концепт «становление человека» актуален сегодня? Каким образом современная философия способна учитывать в решении перечисленных вопросов фактор влияния на человека и общество христианской религии.
Полагаю, до настоящего времени в современной философской литературе недостаточно осмыслен потенциал христианских идей, знаний, онтологической и социокультурной составляющей российского исторического опыта в воспитании нового человека нового общества, что определяет значимую для настоящего исследования тематическую грань.
Цель исследования - провести философский анализ культурного опыта христианской традиции на предмет выявления в ней таких сюжетных линий, которые позволяют осмыслить концепт «становление человека», уточнить его бытийственный статус и функциональность в описании проблем современного российского общества и русской культуры.
Цель получает реализацию в решении следующих задач:
1. Провести философский анализ тематических акцентов, представленных в наследии раннехристианской традиции, на предмет выявления антропологических контуров, граней человеческого в меняющемся обществе.
2. Проследить эволюцию представлений о становлении человека и социальной реальности в философских, теологических и философско-антропологических традициях, выявить путь от язычества к христианству, уточнить человекоопределяющие акценты в вероучениях.
3. Произвести анализ и обобщение взглядов философов, теологов, культурологов, педагогов на проблему совершенствования человека.
4. Раскрыть точки соприкосновения сугубо рефлексивных (спекулятивных) процедур и опыта (на примере пустынников, мистиков, ареопагитиков, апофатиков); выяснить и обосновать с позиций текстологического анализа положение: духовность - одна из значимых составляющих в концепте «становление человека», а её ведущим транслятором в истории человечества выступает христианство.
5. Прояснить основания, определяющие социокультурную онтологию человека, составить философское обоснование приоритетов духовно-нравственного начала в опыте преобразования жизненного мира.
6. Представить космогенез в статусе философской проблемы; прояснить антропогенез и социогенез в качестве структурных композиций космогенеза.
7. Выяснить роль христианской традиции в формировании концепта «становление человека», показать функциональность христианских образов в философском осмыслении культурного состояния современного российского общества; прояснить функциональность данного концепта в процедурах осмысления современной социокультурной реальности.
Основная идея. Воплощение сущностной природы человека осуществляется в социокультурной реальности и может быть философски осмыслено посредством такого понятия как «становление-реконструкция». На процесс формирования сущностного в человеке влияет множество факторов, в т. ч. и христианская традиция. Развитие и осознание исконных бытийственных оснований происходит в процессе становления-реконструкции, который осуществляется не столько посредством голой рационализации внешнего объективированного мира, сколько посредством трансцендирования субъективного внутреннего мира. Полагаю, понятие «становление человека» может получить осмысление, конкретизацию посредством аналитики социально-антропологических образов, предложенных культуре христианской традицией: христианство актуализирует в данной конструкции план духовного, опыт преодоления обыденного, тварного. Этот акцент, в свою очередь, позволяет
данному понятию прояснить сакральное, осуществить реформацию социо-
8
культурной реальности в ее проявленном виде, которая в отношении к конкретному человеку выступает как самореформация, самореконструкция природы человеческого. Степень совершенствования человека, его социальная реконструкция зависят от степени его духовного становления. Результатом согласования культуротворческих и цивилизационных процессов с формами человеческой экзистенции, остающейся в приоритете, является коэволюци-онное развитие человеческого универсума и социума.
Методологической и теоретической основой исследования выступают:
- диалектический метод, единство логического и исторического методов в процессе раскрытия генезиса рассматриваемых понятий;
- аксиологический анализ представленных различными авторами ценностных приоритетов совершенствования человека и социокультурной реальности;
- компаративный (системно-сопоставительный) метод при анализе схожих социально-философских, культурологических, педагогических и теологических концепций;
- герменевтический метод текстологического анализа;
- традиционные общефилософские методы: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, экстраполяция, идеализация и др.
Концептуально значимым принципом для осмысления категории
«становление-реконструкция» выступает следующий: в диссертационном
исследовании под понятием «становление» понимается «преобразование»,
«духовный рост», «внутренняя реконструкция». Внутренняя архитектоника
понятия «становления» тождественна той, что предложена Ж. Делезом и
Ф. Гваттари: как внутреннее напряжение, вызванное столкновением в одной
тематической и бытийственной противоположных начал, в результате чего
становление всегда предполагает преодоление косного, привычного,
стереотипного. В то же время для организации исследовательской концепции
значима такая семантическая грань «становления», которая была
9
актуализирована в работах Гегеля: как реконструкция, как положительная диалектика, т.е. как опыт прояснения сущностного и воплощение его в содержательных формах, как внутренняя цель и органичные ей способы ее реализации. Однако, несмотря на множественность позиций в отношении понятия «становление» в истории философии в целом и русской в частности, диссертант делает акцент на том, что в христологическом контексте данная категория не получила осмысления, и через призму христианских образов понятие «становление человека» также не получило должного анализа и практически не представлено в современной философской и культурологической литературе. Анализу данного тематического вектора и посвящено диссертационное исследование.
Научная новизна исследования:
1. Выяснены смысловые линии, определяющие образ человека в раннехристианской традиции. Прослежена эволюция представлений о становлении человека в теологических и социально-философских традициях. Выявлено, что в процессе формирования новой реальности ее значимые сферы интегрируются в смысловую целостность.
2. Показано, что в культуре дохристианской (языческой) и собственно христианской отношение к феномену человека в целом мало отлично, однако именно христианская парадигма задает семантическую вертикаль, практическое исполнение которой (к примеру, соблюдение морально-нравственных принципов) последовательно трансформирует природу человеческого, осуществляет «становление человека». Предложена и обоснована философская трактовка понятия «становление-