автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.04
диссертация на тему:
Становление демократического общества в афро-развивающихся странах

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Умуро Джема Чуфа
  • Ученая cтепень: кандидата социологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.04
450 руб.
Диссертация по социологии на тему 'Становление демократического общества в афро-развивающихся странах'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Умуро Джема Чуфа

ВВЕДЕНИЕ.3

ГЛАВА 1 .Теоретические подходы к исследованию процесса становления демократического общества в афро-развивающихся странах.14

§ 1. Понятие "демократическое общество" и его составляющие.18

§ 2. Особенности изменения социальной структуры в процессе перехода к демократическому обществу.61

ГЛАВА И. Становление гражданского общества в Федеративной

Демократической Республике Эфиопия.121

§ 1. Трансформация основных сфер общественной жизни в условиях становления демократического общества.124

§ 2. Влияние демократизационных процессов на изменение социальной структуры общества.166

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по социологии, Умуро Джема Чуфа

Актуальность исследования. Африка является важной составной частью мирового сообщества, современной цивилизации. Сегодня государства Африки представляют собой довольно пеструю картину, им присущи политические, экономические, этнические, религиозные различия на межгосударственном уровне, кроме того, в каждой африканской стране сосуществуют и противоборствуют различные социальные слои, группы, организации, уклады. В мировом научном сообществе нет единого взгляда на состояние африканского континента и его роль в мире. Если экономисты, говоря об Африке, неизменно подчеркивают ее отсталость и неразвитость, тем самым подразумевая упрощенность ее хозяйственных структур, то этнологи и социологи, как правило, отмечают самобытность и фантастическую мозаичность африканских обществ во всех их проявлениях. Речь идет о социальной, политической, этнической и конфессиональной разнородности, хозяйственной многоукладности и формационном разнообразии. Современные социально-экономические процессы идут здесь в странах, одна часть населения которых едва прошла стадию неолитической революции, а другая находится на подступах к постиндустриальному обществу. Кроме того, Африка является одним из полюсов этноконфессионального разнообразия современного мира. По неполным данным число этносов на континенте достигает трех тысяч, то есть в среднем более чем по полусотне на каждую политическую единицу.

В Африке весьма остро проявляются практически все глобальные проблемы человечества. Некоторые из них, например, необратимые негативные изменения среды обитания, исчерпание отдельных видов природных ресурсов, социальные, межэтнические и религиозные конфликты на фоне углубляющихся контрастов в уровне благосостояния групп населения уже приводили к кризисным ситуациям значительного масштаба. Достаточно вспомнить сахельскую катастрофу 70-х-80-х годов, вырубленные тропические и экваториальные леса стран Западной и Экваториальной Африки, стремительное распространение СПИДа, подъем исламского фундаментализма, межэтнические и религиозные конфликты в десятках стран континента.

Кроме того, многие методологические подходы, теоретические схемы, математические модели, разработанные на материалах стран других регионов, зачастую неприменимы при исследованиях и не способствуют пониманию хозяйства и общества афро-развивающихся стран, а посему "новое открытие древней Африки"1 продолжается.

В силу своих размеров Африка, как регион, внутренне неоднородна по самым разнообразным признакам - от природных до политических. В диссертации речь идет о странах Африки южнее Сахары или Тропической Африки, обозначающей регион, не прилегающий к Средиземному морю, то есть без стран Северной Африки, но включая Судан.

Маргинальное положение Африканского континента в мировой системе социально-экономических связей, кризисные явления в нем на рубеже XX-XXI веков выдвигают на передний план активный поиск адаптационных механизмов, ведущийся в большинстве африканских стран. Среди них значимое место занимает Республика Эфиопия, древнейшее государство Тропической Африки, где сегодня происходят непростые и взрывоопасные процессы, сопровождающие крах тоталитарного режима и попытку установления демократических форм государственности. Эти процессы идут в новых политических условиях высвобождения загнанных вглубь острейших проблем социально-экономического развития, высвобождения самосознания многих народов этой огромной страны. Последняя четверть века показала специфический

1 Название одной из книг английского исследователя Бэзила Дэвтдсона. пример начала становления демократического общества. Исследователи отмечают, что Эфиопия продемонстрировала миру тот непреложный факт, что попытка перехода от абсолютной монархии к "социалистической" демократии на самом деле обернулась для многомиллионного населения страны сначала кровавой победой, а затем военным поражением авторитарного режима. Эфиопия, являясь составной частью Африки, включилась в процессы демократизации вместе с другими африканскими странами. В начале 90-х годов произошло крушение многих авторитарных режимов антиправительственные выступления произошли в Бенине, Габоне, Гвинее, Заире, Камеруне, Кении, Кот д' Ивуаре, Нигере, ЦАР, а также в Эфиопии. Все это производило впечатление прорыва плотины, сдерживавшей демократические устремления широких слоев населения, независимо от политической ориентации государств везде выдвигался один и тот же лозунг демократизации, который материализовался в требованиях многопартийности как наиболее эффективного инструмента борьбы против диктатуры, беззакония, коррупции в государственных учреждениях. В дальнейшем лозунги демократизации расширяли свое содержание, углубляли его, распространяя на другие сферы общественной жизни.

Сегодня в Эфиопии продолжается процесс демократизации с ориентацией на рыночные отношения в экономической политике, отказ от курса политической централизации и доминирования одного этноса. Идет становление и углубление политического плюрализма, децентрализация государственной власти, проводятся выборы на многопартийной основе.

Происходящие в Эфиопии процессы характерны в той или иной степени для всех посттоталитарных обществ. Поэтому исследование социальных основ формирования демократического общества в современной Эфиопии представляет собой безусловно актуальную и значимую проблему, тем более, что многие ее аспекты имеют не национальное только, но и международное значение.

Объектом исследования является процесс становления демократического общества в афро-развивающихся странах (на примере Эфиопии).

Предмет исследования - выявление социальных основ процесса демократизации в этих странах.

Степень разработанности. Интерес к Эфиопии в мировой науке присутствовал всегда. Древнюю историю Эфиопии изучала египтология, общие проблемы истории, языкознания и культуры - востоковедение, языки большинства населяющих ее народов - семитология. Первые научные труды, посвященные собственно Эфиопии, появились еще в XVII в., а в XX веке в европейских языках (сначала в итальянском, а затем в французском и английском) возник специальный термин, обозначающий совокупность наук об Эфиопии - "эфиопские исследования". Во второй половине XX века в мировой литературе об Эфиопии ощущалась острая потребность в пересмотре методологии, которая предоставляла маргинальное место этой стране. Эта потребность привела к возникновению междисциплинарного исследовательского комплекса, который получил название эфиопистики. В узкоконкретном смысле эфиопистика - это комплекс дисциплин, изучающих историю, этнографию, языки и культуру народов Эфиопии. В более широком смысле эфиопистика включает в себя также изучение географии, природных богатств, экономики, современного социального и политического развития страны.

Среди причин появления этого научного комплекса можно выделить такие, как "деколонизация" истории стран Африки, движение против технократического образа жизни, стремление к возрождению извечных нравственных ценностей, тревога об окружающей среде и другие. Понятие эфиопистики завоевало всеобщее признание после проведения в 1959 г. в Риме 1-го Международного конгресса (конференции) эфиопистов. В 50-е годы начался новый современный период в истории эфиопистики, характеризующийся институционализацией. Создаются научно-исследовательские центры эфиопистики, специальные издания, регулярно проводятся международные конференции эфиопистов. В практику эфиопистики входит широкое применение не только данных антропологии и археологии, этнографии и лингвистики, но и конкретно-социологические опросы. Одновременно расширяется проблематика исследований, больше внимания уделяется современным социально-экономическим проблемам, вопросам международных отношений, начинается систематическое изучение истории и языков ряда окраинных народов Эфиопии.

Новый импульс развитию эфиопистики дали события революции 1974 г. и последовавших за ней преобразований: экономические и социально-политические коллизии значительно усилили традиционный интерес ученых мирового сообщества к этой стране. За последние 20-25 лет библиография страны увеличилась в несколько раз. Значительный интерес представляют документальные источники: тексты конституций Эфиопии, официальные выступления государственных деятелей, сообщения Центрального статистического управления страны. Среди источников этого вида важны материалы эфиопской революции: постановления, коммюнике и программные документы Координационного комитета Вооруженных Сил /ККВС/, Временного Военно-административного Совета (ВВАС), материалы съездов и пленумов Комиссии по организации партии трудящихся Эфиопии (КОПТЭ) и Рабочей партии Эфиопии (РПЭ).

События политической, экономической и культурной жизни Эфиопии постоянно находят свое отражение на страницах эфиопских газет и журналов, издаваемых как в самой стране, так и за рубежом.

Конечно, необходимо учитывать, что при императоре Хайле Селассие I печать подвергалась жесточайшей цензуре. Издаваемые на европейских языках газеты, прежде всего "Эфиопиан геральд", предназначались в основном для создания за границей образа прогрессивной развивающейся Эфиопии, благоденствующей под властью мудрого монарха. Большое место уделялось внешней политике страны. Объем информации о внутренней жизни был более значителен в прессе на амхарском языке, предназначенной для внутреннего пользования. В частности, цензура запрещала упоминать о репрессиях против противников императорского режима. Кстати, не избежали этих тенденций и средства массовой информации СССР ("Азия и Африка сегодня", "Международная жизнь", "Новое время", "Проблемы мира и социализма" и др.). Нередко апологетический характер носили публикации, посвященные личности и политике Менгисту Хайле Мариама, особенно в области аграрной реформы и кампании по ликвидации неграмотности (последняя имела действительно большой успех).

С середины 70-х годов можно говорить о наступлении нового этапа в развитии эфиопистики в стране, в том числе истории, политологии, социологии. Об этом ярко свидетельствуют выступления эфиопских участников Всесоюзной конференции по эфиопским исследованиям в Институте Африки АН СССР в июне 1979 г.1, а также на восьми всероссийских конференциях африканистов в этом же институте (последняя состоялась в сентябре 1999 г.), где эфиопские исследователи продемонстрировали большую активность, свидетельствующую о появлении целой плеяды эфиопских обществоведов. Вышел в свет целый ряд научных исследований, например, книги таких ученых, как Аббе Губенья "Вызов брошен" (М.,1982), Алэмэ Ишэтэ "Установление

1 Серьезный интерес вызвал доклад Фасаха Зеудие "Земельная реформа и классовая борьба в деревне". феодально-буржуазной системы в Эфиопии" (М.,1981). Ряд научных монографий эфиопских исследователей вышел на английском языке, среди них книга Алэмэ Ишэтэ "Культурная ситуация в социалистической Эфиопии" (Париж, 1982), Аддиса Хива "Эфиопия: от автократии к революции" (Лондон, 1975), Дэссалэмэ Рахмете "Кооперативы, государственные фермы и сельскохозяйственная продукция" (Лондон, 1990) и др. Существенный вклад в эфиопистику вносят защищенные в Москве эфиопскими исследователями диссертации.1

Интерес к проблемам социально-экономического, политического и культурного развития Эфиопии вызвал к жизни большое количество работ западных исследователей. Этот интерес особенно возрос на Западе, в научных центрах, а также в специальных государственных ведомствах в конце 60-х - начале 70-х годов, что не в последнюю очередь было связано с очевидной предреволюционной ситуацией в Эфиопии и с положением ее в "горячем" стратегическом районе мира. Число работ росло в геометрической прогрессии, как чисто конъюнктурных, так и весьма серьезных, глубоко аргументированных, продемонстрированных на эфиопских международных конференциях, а также американских национальных конференциях по эфиопистике. Среди серьезных основательных работ - исследования американцев А.Хобэна, Дж.Маркакиса, Д. и М.Оттауэй, Дж.Коэна, шведа М.Столя, англичанина П.Джилкса и др. Большой вклад в эфиопистику вносят труды П.Шваба "Эфиопия: экономика, политика и общество." (Лондон, 1985); З.Паусванг главное внимание уделяет аграрной политике правительства после революции 1974 г., анализируя проблемы использования земли,

1 См: Тсадик Дерес Хагос. "Социально-профессиональная структура Эфиопии." М„1993; Фекаде Молла Месфин. "Влияние социальной структуры общества на изменение политической системы африканских стран". М„1996; Дерессе Анбейя "Проблемы гражданского общества и политического развития в современной Африке (на примере Эфиопии)."М.1992; Мулугето Хайле Агемсо "Кризис эфиопского государства: взаимосвязи внутреннего и международного конфликта."М„1997 и др. кооперации и переселения крестьян (Берген, 1987); Ст.Брюн исследует аграрные проблемы 1974-1988 гг. (Лондон, 1990); серьезный вклад вносят работы Р.Панкхерста, Дэвида и Марины Оттауэй и др.

Советские и российские исследователи рассматривают широкий спектр проблем социально-экономической, политической, культурной жизни Эфиопии. Основательные исторические исследования принадлежат перу Ю.М.Кобищанова, Г.В.Цыпкина, В.С.Ягъя, С.Г.Чернецова и др. Аграрные и индустриальные проблемы исследуют Г.Л.Гальперин, Н.И.Гаврилова, Л.И.Александровская А.И.Кравченко. Анализ социальной структуры Эфиопии находим в работах Э.А.Шауро, М.В.Райт, П.К.Тумановой, А.И.Левковского, И.В.Маценко и других. Проблемы многопартийности изучает В.И.Шараев1.

Все упомянутые работы исследуют многочисленные аспекты состояния и развития Эфиопии, в том числе и ее современного бытия. Вместе с тем остается множество вопросов, требующих пристального внимания и пока еще ждущих своего полного исследования. Среди них стоит и такой жизненно важный вопрос, как переход страны к демократическому обществу, социальные основы его становления. Эта проблема находится в ряду наиболее трудноразрешимых и важен каждый шаг в ее разрешении. Дело в том, что Эфиопия никогда не знала такого общества, а в то же время от его становления зависит успех

1 Кобищанов Ю.М, Северо-восточная Африка в раннесредневековом мире. 1980; Цыпкин Г.В., Ягъя B.C. История Эфиопии в новое и новейшее время. М.,1989; Чернецов С.Б. Эфиопская феодальная монархия в ХШ-ХУ1 в.М.,1982.; Гальперин Г.Л. Эфиопия: население, ресурсы, хозяйство. М., 1978; Гаврилов Н.И. Проблема планирования и развития сельского хозяйства в странах Африки М.,1973. Александровская Л.И. Проблема промышленного развития стран Африки. М.,1986; Шауро Э.А. Профессиональная ориентация молодежи //Африка: проблемы занятости. М.,1988; Шауро Э.А. Общественно-политические сознание эфиопов. Науч.-информ.материал. М.,1987; Левковский А.И. Социальная структура развивающихся стран. М.,1978; Маценко И.Б. Африка: социальное развитие и проблема самообеспечения. М. 1990; Шараев В.И. Политические организации Эфиопии. М.,1995 и др. происходящей сейчас модернизации и судьбы общества, его стабильность, его будущность. и рамках социологическои теории рассматриваемый нами круг теоретических и практических проблем находит вполне адекватное отражение, поскольку эти проблемы являются неотъемлемой составной частью теории социальной структуры современного общества и включаются в общую социологическую теорию.

Все это и определило наш интерес к данной теме.

Цель н задачи исследования. Исходя из теоретической и практической значимости проблемы становления демократического общества Эфиопии на основе сложившейся социальной структуры, ведущей целыо диссертационной работы является анализ основных социальных факторов становления демократического общества в современной Республике Эфиопия.

Постановка такой цели требует решения следующих задач, тесно связанных друг с другом:

1. Конкретизировать понятие "демократическое общество" под углом зрения его трактовки в мировой социологической и политологической науке и с учетом специфики его использования в данной работе.

2. Проанализировать состояние и потенциальные возможности развития различных элементов социальной структуры африканского общества как базы демократизации.

3. Выявить социальные факторы, влияющие на процесс формирования демократического общества.

4. Рассмотреть специфику процесса демократизации в условиях Эфиопии и его доминирующие тенденции.

Методологической и теоретической базой исследования являются концепции классиков мировой социологии по проблемам социальной структуры общества, демократизации общественной жизни, роли социальных факторов в этом процессе. Использовались также теоретические и эмпирические исследования российских ученых по комплексу этих проблем, работы эфиопских исследователей, а также специалистов из других стран.

В основу исследования положен цивилизационный подход, позволяющий комплексно изучать поставленную проблему. В диссертации обосновывается необходимость цивилизационной парадигмы с ее охватом всего многообразия в развитии социумов, многофакторности влияний на эволюцию жизнедеятельности людей и обществ. Этот подход позволяет выявить цивилизационно-культурные особенности традиционных африканских обществ, исследовать проблемы перехода африканских стран к демократическому обществу в контексте цивилизационно-культурных особенностей этих обществ, учесть взаимодействие современного и традиционного, проявляющееся на разных уровнях и в рамках отдельных структур, как существенного элемента социально-экономического, политического и культурного развития Африки.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- поставлена и разработана проблема выявления социальных основ для демократических преобразований в Республике Эфиопия;

- систематизированы основные понятия сферы "демократическое общество" и "демократизация общественной жизни" применительно к специфическим особенностям африканских обществ, в том числе эфиопского; дана характеристика начального этапа формирования демократического общества в афро-развивающихся странах;

- проведен анализ современной социальной структуры эфиопского общества с точки зрения демократического потенциала различных структурных элементов; введены в научный оборот новые статистические и информационные материалы, в частности данные Пресс бюллетеней Посольства Эфиопии в России за 1997-1999 годы.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования определяется актуальностью цели и решаемых в ней задач, а также полученными результатами, в работе раскрывается сущность процессов перехода слаборазвитых стран от тоталитарного и авторитарного режимов к демократическому режиму и демократическому обществу. Ставится вопрос о способах преодоления негативных последствий сохраняющихся пережитков традиционного общества, препятствующих демократизации. Практические рекомендации могут быть представлены в государственные органы Эфиопии. Материалы диссертации могут служить базой при подготовке к чтению соответствующих учебных курсов.

Апробация работы. Результаты диссертационного исследования, основные положения и выводы апробированы в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях кафедры социологии Казанского университета и в опубликованной статье.

Структура работы соответствует ее цели и задачам. Диссертация состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает два параграфа, заключения и списка использованной литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление демократического общества в афро-развивающихся странах"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В мировой обществоведческой мысли ясно вырисовываются различные подходы к проблеме судеб, путей развития и ориентиров выхода афро -развивающихся стран из современного пивилизационного тупика. Эти подходы можно сгруппировать по футурологическому критерию в три группы: пессимистическая, "зеленого движения" и осторожно-оптимистическая. Сторонники первой трактовки - пессимистической - главным образом ученые, занимающиеся глобальными экономическими проблемами. Вторая группа уповает на изменение современной ментальности человеческого сообщества. Адепты третьей группы - осторожно-оптимистической - видят будущее этих стран на путях постепенного втягивания в рыночную экономику местного африканского населения и демократизации общественной жизни -"столбовой дороге" мирового общественного развития.

Аргументы сторонников пессимистического прогноза состоят в следующем: в ближайшее время завершается современный этап интернационализации производительных сил в мировом масштабе. Мировое хозяйство превращается в единую экономическую самовоспроизводящуюся систему, при которой принятие экономических решений перемещается с национально-государственного уровня на глобальный. Это приводит к новому критерию экономической развитости стран: развитыми считаются страны, у которых производительность труда выше среднемирового уровня и которые поэтому получают прибыль, а отсталыми - те страны, у которых она ниже этого уровня и которые поэтому терпят убытки. Переключение на глобальные стандарты загоняет отсталые страны в глухой тупик: планка среднемировой производительности подскакивает на недосягаемую высоту, взять которую им самим не удастся. При этом отсталые страны рассматриваются не только как источник сырья и дешевой рабочей силы, но и как рынки сбыта, как потребители. Вовлечение афро-развивающихся стран в глобализирующийся мир идет под воздействием и при доминирующем участии Международного Валютного Фонда и Мирового Банка, где разрабатываются программы реформ, в идеале нацеленных на преодоление отсталости. Однако опыт применявших эти модели стран доказал, что они нежизнеспособны, а наибольших успехов в деле преодоления отсталости экономики и общей отсталости достигли страны Восточной и Юго-Восточной Азии, развивающиеся как раз по противоположным моделям (с сильным вмешательством государства в экономическую жизнь, против чего рьяно выступают конструкторы моделей из МВФ и МБ). Разрыв между развитыми и афро-развивающимися странами, по прогнозам сторонников пессимистической точки зрения, еще долго будет возрастать. "Африка - падчерица глобализации" - вот основная мысль этого подхода.1

Зеленые" видят первопричины тупика в глубоком кризисе западной цивилизации, лежащей в основе современных глобальных проблем и кризисов. У Африки, как и у всего Человечества считают они,-есть только один шанс - смена цивилизационной парадигмы, целостное, синтетическое видение мира, в единстве его макро- и микро-Космоса. Цель и долг ученых-африканистов, владеющих истинным, живым, одухотворенным знанием африканцев, - помочь Человечеству, донеся до него мудрость и доброту веков, эту альтернативу катастрофе.2 Очевидно, что сегодня этот призыв вряд ли реален, если стоять на почве действительности.

Третья - осторожно-оптимистическая точка зрения состоит в том,

1 См.: Васильев А. Африка -падчерица глобализации. Доклад на УШ-й конференции африканистов. Москва, 28-30 сентября 1999.

2 См.: Восток.1995. №2.- С.149 что у современных африканских стран нет иного выхода, иной альтернативы цивилизационным и культурно-ментальным барьерам развития, кроме адаптации к условиям постиндустриального общества, восприятия свободного рынка и новой политической культуры. Факторы отставания Африки - сдерживающее воздействие природно-климатических условий, инертная социальная среда тропических обществ, тормозящая внедрение достижений научно-технического прогресса и т.д. - представляются сторонникам этого подхода реально-преодолимыми. Они аргументируют это утверждение изменениями, происходящими в этих странах: на традиционнное общинное бытие наступает частно-предпринимательский практицизм, религиозно-мифологическое мировоззрение не может воспрепятствовать научному осмыслению законов общественного развития, традиционное восприятие человека как несамостоятельной частицы мира не мешает людям осознавать судьбоносность личных качеств и целеустремленной деятельности индивида.

На наш взгляд, этот подход является сегодня не только наиболее реалистическим, но и открывающим перспективы развития этих стран, учитывая, естественно, чрезвычайно сложные и труднопреодолимые препятствия, характерные для их общественной жизни. Специфика состоит в том, что европейские структуры хотя и имеют достаточно весомые позиции в экономике этих стран, однако отсталая, а то и полупервобытная периферия гораздо более значима и практически задает тон. Учитывая все это, политические элиты этих стран видят единственный выход в массированной целенаправленной политике с целью искусственного форсирования развития с прицелом на постепенное втягивание в рыночную экономику все большего количества пока еще мало пригодного для этого сельского населения. Руководство этих стран видит необходимость создавать рабочие места, вести работу по психологической перестройке массового сознания. Этому способствует урбанизация, особенно рост крупных городов. Этот процесс - весьма заметное явление в жизни современной Африки, и это обнадеживает, хотя и не снимает задачи целенаправленных длительных усилий для достижения позитивных результатов.

Уже сейчас более полутора десятков афро-развивающихся стран имеют позитивные экономические показатели. Объективно западные государства и транснациональные корпорации заинтересованы в экономическом и социальном подъеме Африки хотя бы из-за эгоистических интересов, чтобы отвести угрозу перехлестывания в Европу и Америку африканских конфликтов.

Африка нуждается в помощи извне, но не на основе навязывания ей голого хищнического свободного рынка под знаменем неолиберальной ортодоксии, а с учетом социальных, цивилизационных, исторических, экологических, психологических и других особенностей африканских стран.

Активным началом в самоспасении афро-развивающихоя стран должно стать национальное государство. Являясь единственной силой, способной в условиях африканского общества разрешать противоречия и регулировать многообразные интересы различных социальных, политических, этнических и конфессиональных групп, государство призвано осуществлять экономическое и социальное развитие, способствовать выходу страны из цивилизационного тупика. Основные задачи, стоящие перед африканскими государствами, заключаются в том, чтобы усилить эффективность государственной власти, активизировать и укрепить связи с народом, повысить свою ответственность перед ним, очиститься от коррупции; последовательно проводить курс на демократизацию общественно-политической жизни, поднимать политическую культуру населения; в экономической области - снимать препятствия на пути экономического развития, прежде всего в сфере частного бизнеса, содействовать переносу центра тяжести экономической активности из сельского хозяйства в нетрадиционные секторы производства и услуг, содействовать уменьшению безработицы на базе достижения устойчивого развития. В социальной сфере государственная деятельность должна быть направлена на усиление социальной ориентации политики, на обеспечение неразрывной связи между экономическими реформами и социальными программами, на развитие образования и здравоохранения, на подъем жизненного уровня беднейших слоев. Сотрудничество с транснациональными корпорациями, неизбежное на данном этапе, не должно приводить к сдаче национальных интересов страны. Одной из главных задач деятельности правительства в сфере изменения социальной структуры должно стать формирование элементов гражданского общества, становление и укрепление средних слоев. Успешное решение этой задачи позволит создать серьезный социальный фундамент стабильности общества, социальную опору государственной власти. Анализ социальной структуры африканского общества позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее надежной опорой, инициирующей проведение демократических реформ выступают не рабочий класс и крестьянство - беднейшие слои населения, а средние городские слои. Они обнаруживают энергию и волю к демократическим переменам. Мозговым центром демократизации становится интеллигенция, начинающая играть обратную связь "массы-лидеры", без которой демократия невозможна. Особое место в преобразованиях призван занять предпринимательский слой, связанный с развитием новых экономических отношений, с переходом к рыночной экономике. Предприниматели пока не стали главной социальной силой демократизации, но в перспективе, по мере повышения их образованности и культуры, овладения ими законами рынка, повышения роли предпринимательской инициативы этот слой станет существенным социальным фактором формирования демократического общества.

Как показывает опыт некоторых афро-развивающихся стран, прежде всего Туниса, эти меры государства вполне реальны и достаточно эффективны. Тунисский успех может служить примером для Африки и требует глубокого изучения.

Опыт нескольких десятилетий существования в Африке независимых молодых государств выкристаллизовал насущную проблему - необходимость выработки собственной концепции демократии и форм, в которых она должна проявляться. Самую общую и убедительную формулу приемлемой для африканцев демократии сформулировал президент Сенегала А. Диуф: "Нам нет необходимости воспроизводить полностью модель западной демократии. Самое главное - учесть ее мировые ценности и адаптировать их к африканским реалиям".1 Для этого каждый народ должен правильно оценить свой потенциал для организации демократических преобразований сообразно достигнутому уровню развития и в соответствии со своими культурными ценностями.2

Основополагающие демократические принципы (свобода и защищенность личности, свобода СМИ, свободные выборы и т.п.) должны согласовываться с принятыми в данном обществе этическими нормами, с национальными и религиозными традициями, с уровнем политической культуры, характером этнической обстановки, экономическим состоянием общества и др. Такой путь возможен лишь в условиях хотя бы минимального социального согласия и только он может привести к подлинной демократии. Задача заключается в том, чтобы построить для начала демократическое общество, приемлемое в данных конкретных условиях.

Все вышеизложенное полностью справедливо и по отношению к

1 The Soleil. Dakar. 12.07.1988

2 Хроника ООН. Т.ХХУШ, май, 1991, №1.- С.16

Эфиопии. Она находится сейчас в начале долгого пути к демократическому обществу. Как уже отмечалось, все общественные силы объективно заинтересованы в демократизации, тормозят же этот процесс те силы, которые устраивает существовавшая авторитарная политическая система, прежде всего, это бюрократия, лишающаяся в процессе демократических преобразований и сокращения государственного аппарата власти и доходов, а также остатки правящих феодальных классов, лишенных своих позиций в аппарате управления, но сохраняющих большое влияние в традиционных структурах, главным образом, в деревне.

За последнюю четверть XX века Эфиопия прошла тяжкий путь политических переворотов и потрясений. Есть надежда, что пережитые испытания сформировали определенный политический опыт, который поможет предостеречь от радикальных методов разрешения конфликтов, научит искать пути к консенсусу различных интересов. Это позволяет в чувством острожного оптимизма смотреть в будущее страны. Демократическое общество народы Эфиопии выстрадали дорогой ценой и имели возможность убедиться, что вне демократических преобразований освободиться от состояния упадка и стагнации нереально. Страну ждут нелегкие времена, но начавшиеся перемены дают возможность сформировать демократическое общество. Демократическое переходное правительство, реально оценивая конкретику страны, особое внимание уделяет подъему сельского хозяйства, решая главную задачу - борьбы с голодом и нищетой широких народных масс. Стратегический лозунг правительства "Индустриализация, осуществляемая на основе

U II приоритетного развития сельского хозяйства предусматривает меры по наведению мостов между стадиально различными типами производства. Основное противоречие современного эфиопского общества - борьба между традиционным состоянием и модернизационными процессами. От исхода этой борьбы зависит, пойдет ли страна по пути демократизации и развития рыночных отношений или будет коснеть в отсталом общинном бытии.

Стратегическим направлением общественного развития Эфиопии должна, на наш взгляд, стать концепция многонационального, но единого государства и общества, а единственным ключом к достижению этой цели в условиях существования разнообразных социальных, этнических, профессиональных, конфессиональных интересов является путь последовательной демократизации всех сторон общественной жизни.

 

Список научной литературыУмуро Джема Чуфа, диссертация по теме "Социальная структура, социальные институты и процессы"

1. Аддис -Зэмэн. Аддис-Абеба (на амхарском языке)2. Азия и Африка сегодня. М.3. Вопросы экономики. М.4. Восток. М.5. За рубежом. М.

2. Мировая экономика и международные отношения. М.7. Международная жизнь. М.8. Народы Азии и Африки. М.9. Новое время. М.

3. Общественные науки л современность. М.

4. Полис (Политические исследования),М.12. Полития. М.

5. Социс (Социологические исследования).М.

6. Сэрто Адэр. Аддис-Абеба (на амхарском языке).15. The African Communist. L.

7. The Ethiopian Herald. Addis-Abeba.17. Meskerem. Addis-Abeba.1. Литература

8. Абиссиния (Эфиопия). Сборн. статей. М.-Л.: Соцэкгиз, 1938.

9. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах (Отв. ред. Хорос В.Г. М.: Наука, 1996.

10. Авторитаризм и модернизация в странах Африки. М.: Наука, 1994.

11. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития. М.: Наука, 1993.

12. Александров Ю.Г. Аграрное перенаселение в странах Востока. М.:1. Наука, 1988.

13. Александровская JI.И. Проблемы промышленного развития стран Африки. М.: Наука, 1986.

14. Алэмэ Ишэтэ. Установление феодально-буржуазной системы в Эфиопии// Эфиопские исследования: история, культура. М.: Наука, 1981.

15. Аникина Н.И. Историко-философская Концепция Г.Гегеля и проблема преодоления кризиса общественного развития стран "третьего мира".М.: ИА РАН, 1991.

16. Арендт X. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.

17. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Текст,1993.

18. Аршинов В.И., Савичева Н.Г. Гражданское общество в контексте синергетического подхода //Общественные науки и современность. М., 1999. №3.

19. Африка: взаимодействие культур. М.: Наука, 1989.

20. Африка: классы, неклассовые общности и общественный прогресс /Материалы научного совещания/. Ротапринт. М., 1992.

21. Африка: колониальное общество и политика. Сборн.статей. М.: Наука, 1993.

22. Африка: культура и общество /Исторический аспект/. М.: ИА РАН,1995.

23. Африка: проблемы занятости. Сборн. статей. М.: Наука, 1988.

24. Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу /У1 конференция африканистов. М.: 16-18 нояб. 1994 г. Тезисы докладов и научных сообщений. Вып. 1. М.: ИА РАН, 1994.

25. Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу /Материалы

26. У1 конф. африканистов, М., 16-18 ноябр. 1994 г. Итоги работы секций. М.: ИА РАН, 1995.

27. Африка: Энциклопедический справочник. В 2 т. Гл.ред. Ан.А.Громыко. М.: Советская энциклопедия, 1986.

28. Африка в меняющемся мире. /УП Всеросс. конф. африканистов. М., 13 окт. 1997 г. Тезисы докладов. Вып. 1, П. М.: ИА РАН, 1997.

29. Африка и стратегия развития на 90-е годы. М.: Наука, 1991.

30. Африка и новое мышление. /Материалы У Всесоюзн. конф. африканистов. М., 14-16 нояб. 1989 г. М.: ИА РАН, 1990.

31. Африка на пороге третьего тысячелетия: УШ конф. Африканистов/ М., 28-30 сент. 1999 г. Тезисы. М.: ИА РАН, 1999.

32. Африка южнее Сахары: реформы и развитие. М.: Изд-во восточ. литер., 1994.

33. Африканская деревня вчера и сегодня: традиционные и современные формы хозяйствования. М.: Наука, 1987.

34. Бартницки А., Мантель-Нечко И. История Эфиопии. Пер. с польск. М.:Прогресс, 1976.

35. Бартницки А., Мантель-Нечко И. Некоторые вопросы политической истории Эфиопии на рубеже Х1Х-ХХ веков //История, социология, культура народов Африки. М.: Прогресс, 1974.

36. Белков П.А. Племя и вождество. К определению понятий. М.: ИНИОН,1993.

37. Белл Д. Постиндустриальное общество //Американская модель: с будущим в конфликте. М., 1984.

38. Белов Г.А. Политология. М.: ЧеРо, 1999.

39. Беляев В.А. и др. Политология. Уч. курс для ВУЗОВ в 3 частях. Казань: Карпол, 1997.

40. Беляев В.А., Филатов А.П. Социология. Уч. курс для вузов. 4.1. Казань: Карпол, 1997.

41. Блохин Л.Ф. Африка: культура экономика - экология. М.,1993.

42. Блохин Л.Ф. Сельская Тропическая Африка: экология и стратегия развития. М., 1991.

43. Болдырева Н.Г. Новая и новейшая история стран Азии и Африки. Учебник для вузов. Воронеж, 1995.

44. Борисов А.С. Некоторые проблемы развития современной Эфиопии и российско-эфиопского экономического сотрудничества //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып.1. М.:ИА РАН, 1994.

45. Борисов А.С. Отставание и неравномерность развития экономики стран Восточной Африки //Африка в меняющемся мире. М.: ИА РАН, 1997.

46. Боршиполец К.П., Ружинская Т.Н. Эволюция профессиональных структур и политические процессы в Африке: Системный подход. М.: Наука, 1991.

47. Бочаров Б.В. Политические системы Тропической Африки: от племени к государству. М.: И А РАН, 1994.

48. Брагина Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации. //Мировая экономика и международные отношения. 1998, № 6.

49. Брагина Е. Развивающиеся страны: правый марш. /Мировая экономика и международные отношения. 1998. №2.

50. Букалов А. Откровения красного негуса./Менгисту Хайле Мариам/ //Новое время. 1995. № 25.

51. Букалов А. Последний негус.//Новое время. 1999. № 33.

52. Букалов А. Странная война в Данакильской пустыне.//Новое время. 1999, №23.

53. Бутенко А.П. От тоталитаризма к демократии: общее испецифическое.// Социально-политический журнал. 1995. №6.

54. Васильев A.M. Африка падчерица глобализации: Доклад на УШ конференции африканистов./М., 28-30сент. 1999 г. Без выходи, данных.

55. Васильев A.M. Гражданское общество в Африке: реалии и мифы. //Восток. 1995. № 2.

56. Васильев A.M. Состояние и перспективы развития экономики стран Африки: социально-политические, идеологические проблемы. Политология и международные отношения. М.: ИА РАН, 1995.

57. Васильев JI.C. История Востока: в 2 т. Т.2. М.: Высшая школа, 1998.

58. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1990.

59. Вебер М. Парадоксы свободного рынка. //Свободная мысль. М., 1994. №718.

60. Веселовский В. Классы, слои и власть. Пер. с польск. М., 1981.

61. Виганд Б.К., Райт М.В. ХП международная конференцияпо эфиопским исследованиям. //Восток. 1995. № 1.

62. Винокуров М.Н. От авторитаризма к демократии. Тропическая Африка: политические системы и экономическое развитие. М.: Наука, 1993.

63. Винокуров М.Н. Африканские страны на пути к демократии: достижения и проблемы. //Восток. 1998, № 6.

64. Высоцкая Н.И. О политических реформах в современной Африке //Африка в меняющемся мире. Вып. 1. М.: ИА РАН, 1997.

65. Высоцкая Н.И. От авторитаризма к демократии: многообразие переходных форм. М.: ИА РАН, 1993.

66. Высоцкая Н.И. От авторитаризма к демократии: тенденциии перспективы //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып.1. М.: ИА РАН, 1994.

67. Гальперин Г.Л. Эфиопия: население, ресурсы, хозяйство. М.: Наука, 1978.

68. Гальперин Г.Л. Эфиопия: революция и деревня. М.: Наука, 1985.

69. Гафуров З.Ш. Проблемы социально-экономического развития Африки. М.: Наука, 1982.

70. Гашау Адмассу Мокконен. Прибыль государственной торговли Эфиопии /механизм формирования и использования/. Автореф. дисс. канд.эк.н. М., 1995.

71. Глебов В.А. Профсоюзы в политической системе НДРЭ //Право и политика в развивающихся странах. М.: ИНИОН, 1990.

72. Голанский М.М. Взлет и падение глобальной экономики /Что ждет отставшие страны/. //Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 6. М., 1999.

73. Голанский М.М. Новые тенденции в мировой экономике иучасть отставших стран. М.: ИА РАН, 1995.

74. Государственный сектор в странах Африки /Отв. ред. Александровская Л. И. М.: Наука, 1989.

75. Государство и частное предпринимательство в условиях "догоняющего развития": "Круглый стол" ученых //Общественные науки и современность. 1999., № 1.

76. Гражданское общество. //Pro et contra. Журнал Российскойвнутренней и внешней политики. М., 1997.

77. Гражданское общество и перспективы демократии в России /Под ред. Михайлова Б.В. //Российский научный фонд. Научные доклады. М., 1994.

78. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования. М.: АН СССР, 1991.

79. Громова О.Б. Деклассированные слои как фактор политической нестабильности африканского общества. М.: Наука, 1994.

80. Громыко Ан.А. Зарубежные концепции экономического развития Африки. М.: Наука, 1989.

81. Гусаров 3.JI. Реколонизация Африки: опасность или спасение? М.: НИОПИК, 1999.

82. Гусаров З.Л., Энтин Л.М. Изменения социальных структур:тенденции и противоречия. М.: ИА РАН, 1993.

83. Дебреворк Ядете Хауасс. Становление и развитие единогогосударства Эфиопии: /Конституционно-правовые проблемы./ Автотреф. дис. . канд. юр. н. Росс.ун-т Дружбы народов. М., 1996.

84. Дерессе Анбейя. Проблемы гражданского общества и политического развития в современной Африке /на примере Эфиопии/. Автореф. дис. . канд. юр.н. М.:ИА РАН, 1992.94. 10 лет эфиопской революции. Сборн.ст. М.: Наука, 1996.

85. Дилигенский Г.Г. Глобализация: перспективы демократии1. Политая. 1999. № 3/13/.

86. Дмитриева И.В. Африканцы в постколониальном мире: проблемы совместимости с постиндустриальным миром и общечеловеческими ценностями. //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. И. М.: ИА РАН, 1994.

87. Доган М. Эрозия доверия в развитых демократиях. /Мировая экономика и международные отношения. 1999. №№ 5 и 6.

88. Дряхлов Н.И. Теоретическое выражение социального в социологии. М.: Наука, 1989.

89. Дятлов В.И. Предпринимательские меньшинства: торгаши,чужаки или посланные Богом? Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тропической Африки. М.,1996.

90. Жуков С.В. Развивающиеся страны: сфера услуг и экономический рост. М.: Наука, 1991.

91. Зарубина Н.Н. Составляющие процесса модернизации: эволюция понятий и основные параметры. // Восток, 1998. №4.

92. Зауде Зелеке. Внешняя политика стран Африки в 19901990 гг. /на примере Анголы, Эфиопии, Конго и Мозамбика/. Автореф. дисс. . канд. ист. н. М.: ИА РАН, 1990.

93. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Введение в социологию. Екатеринбург, 1992.

94. Иванов Н.П. Глобализация и проблемы оптимальной стратегии развития. //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 3.

95. Иванов Ю.М. От первобытности к цивилизации /критика марксистской схемы/. М.: Распринт, 1898.

96. Ильин Ю.М. У1 Международная конференция африканистов России. //Восток, 1995. № 2.

97. Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века./Юбщественные науки и современность. 1999. № 2.

98. Ирхин Ю.В. О динамике демократических процессов в мире и Африке: анализ современных политических процессов. М.: ИА РАН, 1993.

99. Ирхин Ю.В. Политическая культура в Африке: общее и особенное. //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. 1. М.: ИА РАН, 1994.

100. Исмагилова Р.Н. Роль традиционных структур в этнокультурных процессах современной Эфиопии. //Труды Российской историко-этно-социологической экспедиции в Эфирпию в 1990-1992 гг. М.: Восточная литература РАН, 1997.

101. Исмагилова Р.Н. Традиционные структуры в этнокультурных процессах современной Эфиопии //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. П. М.:ИА РАН, 1994.

102. История государства и права зарубежных стран. Учебник. 4.2. М.: Норма-Инфра, 1998.

103. История стран Азии и Африки в новое время. 4.1. М.: Изд-во Мос-ковск.ун-та, 1989.

104. Капитализм в Африке: особенности и противоречия развития. М.:Наука, 1993.

105. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории. М.:Наука, 1990.

106. Колониальное общество Тропической Африки: взаимодействие цивилизаций? М.: Наука, 1993.

107. Комар В.И. Оппозиционные движения в Африке /80-е годы/. М.: ИА РАН, 1993.

108. Комар В.И. Эволюция политических систем в некоторых странах Африки: исламизм, оппозиция и традиции /90-е годы/. М.:ИА РАН, 1995.

109. Комар Ю.И. Демократизация в Африке, 1980-1990 гг. /предварительные итоги/: Научно-политический обзор. М.:ИНИОН, 1997.

110. Конституционное право развивающихся стран: общество, власть, личность. М.:Наука,1992.

111. Концепция общественного прогресса. Точка зрения африканистов. М.: ИА РАН, 1994.

112. Корнай Я. Бюрократия и рынок //Вопросы экономики. 1989. № 12.

113. Космарская Н.П. Аграрный кризис и человек. Реалии Тропической Африки. М.:Наука, 1992.

114. Космарская Н.П. Деревня Тропической Африки: особенности эволюции традиционных форм хозяйства. М.: Наука, 1987.

115. Косухин Н.Д. Критерии общественного прогресса и многовариантность развития //У Всесоюзн.конф. африканистов: Новое мышление и Африка. М., 1989.

116. Косухин Н.Д. Политическое лидерство в странах Африки: основные черты и особенности //Восток. 2000. № 4.

117. Кочакова Н.Б. Понятие традиции и прогресса в современной африканской политической культуре //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып.П. М.:ИА РАН, 1994.

118. Кочетков А.Ю. Институциональные аспекты политической модернизации // Африка на пороге XXI века. М.: ИА РАН, 1993.

119. Кравченко А.И. Социология. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

120. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера: труд и экономика. М.:"На Воробьевых", 1997.

121. Крапивин В.В. Африка: в поисках парадигмы политического развития //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. 1. М.: ИА РАН, 1994.

122. Крылов А.В. Сепаратизм в странах Востока. М.:Наука, 1992.

123. Крылова H.JI. Студенчество и его роль в общественном развитии африканских стран. М.: Наука, 1994.

124. Ксенофонтова Н.А. Африканское крестьянство: основные черты и роль в общественном развитии. М.: ИА РАН,1993.

125. Ксенофонтова Н.А. Африканское крестьянство: перемены в общественном сознании. М.: Наука, 1993.

126. Кузнецова С.И. Социально-экономические проблемы современного африканского города //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. 1. М.:ИА РАН,1994.

127. Курс лекций по политологии./Учебн. пособие/. /Под ред. Фарукшина М.Х., Зазнаева О.И. 2-е изд. Казань, Изд-во Каэанск. ун-та, 1998.

128. Латыпов Р.А. Постсоветская Россия и опыт авторитарных демократий. //Полис. 2000. № 4.

129. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: подходы, решения, технологии. М.:Аспект Пресс, 1999.

130. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах. М.:Аспект Пресс, 1997.

131. Лопатов В.В. Африка в тисках "структурной перестройки экономики". /Мировая экономика и международные отношения. 1997.№7.

132. Львова Э.С. Этноконфессиональная ситуация в Эфиопии и тенденции развития. //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып.П. М.:ИА РАН, 1994.

133. Максименко В. Л. Интеллигенция и социальные программы в развивающихся странах. М.: ИА РАН, 1990.

134. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Изд. 2-е.Т. З.М.,1955.

135. Мартышин О.В. О перспективах демократии в Африке //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. 1.М., 1994.

136. Мартышин О.В. Социалистические идеи в Африке в контексте кризиса тоталитарного социализма. //Африка на пороге XXI в. М., 1993.

137. Маценко И.Б. Африка: социальное развитие и стратегия самообеспечения. М.:Наука, 1990.

138. Маценко И.Б. Социальные последствия структурной адаптации в Африке //Африка в меняющемся мире. Вып.1.М.:ИА РАН, 1997.

139. Мигранян A.M. Взаимоотношения индивида, общества и государства в политической теории марксизма и проблемы демократизации //Вопросы философии. 1987. № 8.

140. Морозенская Е.В. Экономическая модернизация и социальный конфликт: две стороны одной реформы //Африка в меняющемся мире. Вып.1. М., ИА РАН, 1997.

141. Мосейко А.Н. Менталитет африканцев: архаика и современность //Азия и Африка сегодня. 1997. №11.

142. Мулугета Х.А. Кризис Эфиопского государства: взаимосвязи внутреннего и международного конфликта. Автореф. дис. канд.социол н. М.,1997.

143. Муртада Исса аль Алляк. Отношение мирового сообщества к эритрейско-эфиопскому конфликту и урегулирование эритрейского вопроса //Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. ист. и филос. М., 1995. №2.

144. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для вузов. М.:ПРИОР, 1998.

145. Надель С.Н. Рыночная экономика и экономическая демократия /Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 1.

146. Неклесса А. Африканская перестройка //Азия и Африка сегодня. 1997. № 6.

147. Неклесса А.И. Генезис программ структурной перестройки в Африке //Африка в меняющемся мире. Тезисы докладов. Вып.1. М., 1997.

148. Неклесса А.И. Эпилог истории //Восток. 1998. № 5.

149. Община в Африке: проблемы типологии. М.:Наука, 1978. 159.0лбаум Д. Эфиопия и формирование советскогосамосознания: 1974-1991 годы. //Восток. 1993. № 6.

150. Павлова В.В. Африка: государство и рынок. М.:Вост.литер. РАН, 1997.

151. Панарин А. С. Двуполярная структура мира: переосмысление дихотомии "Восток Запад"' //Восток. 1998. №2.

152. Панарин А.С. Политология. М.: Проспект, 1999.

153. Парсонс Т. Система современных обществ. Пер. с англ. М.: Аспект-Пресс, 1997.

154. Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М.: Ad Marginem,1996.

155. Племя и государство в Африке. М.:ИА РАН, 1993.

156. Политическая культура: теория и национальные модели. М.: Наука, 1994.

157. Политическая наука. Проблемно-тематич.сборн. 1999. № 2: Проблемы демократии и политической мысли. М.: РАН, 1999.

158. Политическая энциклопедия. В 2 т. /Рук. научн.проекта Г.Ю.Семигин. М.:Мысль, 1999.

159. Политические партии современной Африки. Справочник. М.: Вост. литер. РАН, 1998.

160. Политология. Учебн. /Под ред. М.Х.Фарукшина. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1999.

161. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2 т. М.: Феникс, 1992,

162. Постсовременный мир: новая система координат // Восток, 1998, Ч 1.

163. Потемкин Ю.В. Африка: социальные изменения на исходе XX века //Восток, 1994, Ч. 2.

164. Потемкин Ю.В. Структура общества и направления его развития: опыт Африки. М.: ИА РАН, 1993.

165. Пребиш Р. Периферийный капитализм: есть ли ему альтернатива? М.: ИЛА РАН, 1992.

166. Проблемы африканского города // Восток. 1998. № 5.176. 50/50: Опыт словаря нового мышления. М.:Прогресс, 1989.

167. Рабочий класс стран Африки. М.: Наука, 1983.

168. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация: Учеб.пос. для вузов. М.:Аспект-Пресс, 1996.

169. Развивающиеся страны в современном мире: единство и многообразие. М.: Наука, 1990.

170. Развивающиеся страны и Россия на путях интеграции в современную систему мирохозяйственных связей. Сб.статей. М.:ИМЭМО, 1998.

171. Развитие капитализма на Востоке. М.:Наука, 1995.

172. Развитие частного национального предпринимательства в странах Тропической Африки. М.:Наука, 1987.

173. Роберт Гва Мачестер Ньима. Эволюция национальной экономической политики стран Африки южнее Сахары за годы политической независимости. Автореф. дис. . канд.эк.н. М.,1997.

174. Рубинова Е. Православие в Эфиопии //Истина и жизнь. М.,1997. №2.

175. Рунов Б.Б. Глобальное сообщество: изменение социальной и культурной парадигм //Восток. 1998. № 5.

176. Салмин A.M. Современная демократия: очерки становления. Изд.2-е, расшир. и испр. М.: Ad Marginem, 1997.

177. Синицына И.Е. Традиционные вожди и правители Черной Африки и их влияние на общественную структуру. И.:ИА РАН, 1994.

178. Следзевский И.В. Проблема интерпретации племени в африканском обществе и формационная теория. М.:ИА РАН, 1994.

179. Смелзер. Социология. Пер. с англ. М.:Феникс, 1994.

180. Современная Африка: итоги и перспективы развития. Идеология и культура. М.:Наука, 1994.

181. Современная Эфиопия. Справочник. М.:Наука, 1988.

182. Сокова З.Н. Африканская бюрократия. М.: ИА РАН, 1995.

183. Солодовников В.Г. Государственность в Африке: проблемы перехода к гражданскому обществу //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып.1. М.:ИА РАН, 1994.

184. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Пер. с англ. М.:Политиздат, 1992.

185. Социально-экономическая география зарубежного мира. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

186. Социологический энциклопедический словарь /на русском, английском, немецком, французском и чешском языках/. Редактор-координатор Г.В.Осипов. М.: Издат.группа Инфра-М-Норма, 1998.

187. Сумбатян Ю.Г. К демократии через авторитаризм //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. 1.М.:ИА РАН,1994.

188. Тадевосян Э.В. Словарь-справочник по социологии и политологии. М.:3нание, 1996.

189. Тарекегн Микаиле Мариам. Развитие социальной инфраструктуры Эфиопии. Автореф. дис. канд.социол.н. СПб.: изд-во СПб-го ун-та, 1994.

190. Темесген Мелессе. Социально-психологический анализ массовых настроений в динамике политического развития Эфиопии, 1973-1991 гг. Автореф. дисс. . канд. психол.н. М.: Изд-во Московск ун-та, 1993.

191. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М.:РОССПЭН, 1999.

192. Толстых В.Е. Экономическая политика современной Эфиопии //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. Вып. 1. М.: И А РАН, 1994.

193. Труды Российской историко-этно-социологической экспедиции в Эфиопии в 1990-1992 гг. М.: Вост.литер. РАН, 1997.

194. Туманова JI.K. Африканский предприниматель: социальный портрет. М.: Наука. 1993.

195. Туманова JI.К. Национальная буржуазия и социальная эволюция стран Африки. М.: Наука, 1992.

196. Ульяновский Р.А. Социально-экономические проблемы освободившихся стран. М.:Наука, 1991.

197. Фарукшин М.Х. Современный федерализм: российский и зарубежный опыт. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1998.

198. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия в 1996-1997 годах /Посольство Эфиопии в РФ. М.-.1997. На обл.загл.: Эфиопия сегодня.

199. Фекаде Молла Месфин. Влияние социальной структуры общества на изменение политической система африканских стран. Автореф. дис. . канд. пол.п. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1996.

200. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность: Московские лекции и интервью /Рос. АН.Ин-т философии. М.: Academia,1995.

201. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. 1994. № 1.

202. Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха.М.:Прогресс-Универс, 1991.

203. Хорос В., Пешков М. Авторитаризм и демократия в третьем мире //Мировая экономика и международные отношения. 1995. № 1.

204. Хорос В .Г. Политика "грасс-рутс" как фактор становления гражданского общества в развивающихся странах /на примере Индии //Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. М.:Наука, 1996.

205. Цыпкин Г.В., Ягъя В. С. История Эфиопии в новое и новейшее время. М.:Наука. 1989.

206. Чаянов А.З. Избранные произведения. М.:Моск.рабочий, 1989.

207. Человек в африканском обществе. М.,1989.

208. Черников В.Д. Проблемы перехода к рыночной экономике дорыночных стран: Опыт Египта и Судана. М.:Вост.литер.РАН, 1997.

209. Чешков М.А. Глобальное видение и Новая наука. М.: ИМЭМО РАН, 1998.

210. Чешков М.А. Осмысливая развивающийся мир //Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 4.

211. Шараев В. И. Политические организации Эфиопии./Отв.ред.Н.Д.Косухин. М.: ИА РАН, 1995.

212. Шауро Э.А. О формировании демократических представлений в современной политической истории Эфиопии //Африка: проблемы перехода к гражданскому обществу. М.: ИА РАН, 1994.

213. Шауро Э.А. Общественно-политическое сознание эфиопов. Научно-информационный материал. М.,1987.

214. Шауро Э.А. Формирование демократических представлений в мировоззрении эфиопских крестьян в 7080-е годы. М.,1993.

215. Широков Г.К. Контуры нового мира: усиление многовариантности общественной эволюции. // Восток, 1998. № 1.

216. Шишков Ю. Глобализация и судьбы развивающихся стран. //Мировая экономика и международные отношения. 1998. № 5.

217. Эльянов А. Индустриализация развивающихся стран в интерьере мирохозяйственных связей и Россия //Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 1.

218. Эльянов А. Развивающиеся страны накануне третьего тысячелетия: тенденции и проблемы.//Мировая экономика и международные отношения, 2000. № 8.

219. Эльянов А. Я. Структурные реформы и дифференциация развивающихся стран.//Там же. 1995. № 5. С. 5-18.

220. Эльянов А. Эфиопия. М.: Мысль, 1967.231. Эфиопия сегодня. М. 1993.

221. Эфиопия сегодня: Федеративная Демократическая Республика Эфиопия в 1996-1997 годах. М. Посольство ФДРЭвРФ, 1997.

222. Эфиопия сегодня: Федеративная Демократическая Республика Эфиопия в 1997-1998 гг. М.: Посольство ФДРЭвРФ, 1998.

223. Эфиопия сегодня. М.: Посольство ФДРЭ в РФ, 1999.

224. Эфиопия сегодня: инвестиционный потенциал. Государственная политика. М.: Посольство ФДРЭ в РФ, 1999.

225. Эфиопия сегодня: Специальный выпуск Посольства Переходного правительства Эфиопии в Российской федерации. 1993. № 1-8.

226. Юнка Н.Ш. Развитие фондового рынка Эфиопии в 90-е годы: тенденции и перспективы развития. М.: Диалог /МГУ/, 1997.

227. Юрлов Р. Конец истории или поиск нового пути. //Азия и Африка сегодня, 1997. № 1-2.

228. Юрлов Ф. Становление демократической системы. //Азия и Африка сегодня, 1997. № 7. С. 19.

229. Яблочков П.Д. Государство и племя. М.: ИА РАН, 1994.

230. Ягъя В. С. Эфиопия в новейшее время. М.: Мысль, 1978.

231. Литература на иностранном языке

232. Abdisa В., Michael S., Abdo М. The political crisis of liberation movements in Ethiopia. Stockholm, 1988.

233. Addis Hiwet. Ethiopia: From Autocracy to Revolution. L., 1975.

234. Assefa Bequele, Eshetu Chole. A profile of Ethiopian Economy. Addis-Ababa-Nairobi-London, 1969.

235. Claphan C. Transformation and Continuity in Revolutionary Ethiopia. L., 1988

236. Cohen J.M., Weitraub D. Land and peasants in Imperial Ethiopia. Acsen, 1975.

237. Desalegn Rahmato. Agrarian Reform in Ethiopia. Uppsala, 1984.

238. Desalegn Rahmato. Cooperatives, State farm and Small holder production// Ethiopia Options for Rural Development. L., 1990.

239. Ethiopia: Options for Rural Development. London and New-Jersey, 1990

240. Haubert M. Le retoure des paysans: mythos et realifes. Tiers-Monde. P., 1991. Vol.32, 128.

241. Korn D.A. Ethiopia, the United States and the Soviet Union. L., 1986.

242. Markakis J. National and class conflict in the Horn of Africa. Cambridge University Press, 1987.

243. Ottaway M., Ottaway D. Ethiopia. Empire in Revolution. N.-Y.-L., 1978.

244. Pankhurst P. State and Land in Ethiopian History. A.-A., 1967.

245. Schwab P. Ethiopia: Politics, Economics and Society. L., 1985.

246. Teketel Abebe. Civil society: some theoretical notes// Economic focus. Bulletin of the Ethiopian Economic Association (EEA). A.-A., vol.2, № 6. 1999-Jan. 2000.