автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.01
диссертация на тему: Становление душевной жизни как феномена европейской культуры
Оглавление научной работы автор диссертации — доктора культурологии Казаков, Евгений Фёдорович
Введение.
Глава I. Культурологические основания исследования становления душевной жизни.
1.1. Методологические подходы к пониманию становления душевной жизни.
1.2. Искусство как выражение становления душевной жизни.
Глава II. Душевная жизнь как становление.
11.1. Исходное представление о душевной жизни.
11.2. Душевная жизнь как саморазвивающееся целое.
Глава III. Начало становления душевной жизни европейской культуры.
III. 1. Проявления душевной жизни первобытной культуры.
III.2. Характер душевной жизни античной культуры.
Глава IV. Развертывание становления душевной жизни европейской культуры.
IV. 1. Важнейшие черты душевной жизни средневековой культуры.
IV.2. Особенности душевной жизни ренессансной культуры.
Глава V. Вступление душевной жизни европейской культуры в стадию зрелости.
V. 1. Характер душевной жизни европейской культуры нового времени.
V.2. Особенности душевной жизни современной культуры.
Глава VI. Итоговая экспозиция развития душевной жизни европейской культуры.
VI. 1. Особенности становления душевной жизни европейской культуры.
VI.2. Душевная жизнь европейской культуры как целое.
Введение диссертации2002 год, автореферат по культурологии, Казаков, Евгений Фёдорович
Актуальность темы исследования. Исторические реконструкции культуры напоминают, нередко, "работу муравьев", потому что ограничиваются сбором, констатацией фактов, событий, перечислением памятников, предметов культуры, их хронологическим соотнесением. Широко распространен внешний взгляд на историю культуры, обусловленный, во многом, тем, что сам историко-культурный процесс имеет выраженный внешний характер, далеко не исчерпывающий, однако, всё его содержание. "Внешний человек", вполне естественно, видит и постигает, выражает себя во внешней стороне культуры; но современный человек, как и "человек исторический" - это ещё и "внутренний человек", игравший и играющий немаловажную роль. Внешний взгляд на историко-культурные события является, в определённой мере, вынужденным, в силу недостаточной методологической разработанности - в культурологических построениях - концепта внутренней сущностной линии истории культуры. Актуальность разработки данного концепта обусловлена не только тем, что внешний взгляд на историю культуры исчерпал свою продуктивность, не давая ответа на важнейшие вопросы о содержании и направленности историко-культурного процесса. Сам историко-культурный процесс исчерпал внешнюю линию своего развёртывания в качестве приоритетной доминанты; выражением чего и выступают столь характерные для завершившегося века настроения "заката Европы" и "конца истории".
Важнейшим, наиболее адекватным, глубоко проработанным понятием для обозначения внутренней жизни является категория "душа". Однако во всей полноте, целостности, многозначности своего содержания данное понятие в настоящее время не используется. В отношении к "проблеме души" преобладает психологизаторский подход (отождествляющий душу и психику), делающий упор на анализ процесса отношений человека с внешним миром (что соответствует имеющей место быть доминанте внешней жизни над внутренней). Упрощение представлений о душе, выпадение из поля зрения глубинных процессов, присущих ей, вполне естественно, привело к выводу о незначительности роли душевной жизни культуры. Линия элиминирования содержания понятия "душа" находит своё логическое завершение в неопозитивизме, считающем душу артефактом. В целом, можно сказать, что преобладающее сейчас представление о душе намного "беднее" внутренней жизни культуры. Упрощённый взгляд на душевную жизнь культуры примитивизирует её внутреннее содержание. Актуальнейшей является задача освобождения души от плена "представлений" о душе и её отсутствии; без чего невозможна самоидентификация культуры как выражения человеческого бытия. Человек современной культуры "потерял себя", в значительной степени потому, что "потерял" свою душу.
Познание души много способствует познанию всякой истины", - писал Аристотель. Особое значение имеет категория "душа" для постижения историко-культурного процесса, позволяя сформировать содержательный подход к изучению его внутренней стороны. "Великая задача - перекинуть мост от "учения о душе" к воззрению исторического мира", — подчёркивал В. Дильтей. Актуально развертывание взгляда на историко-культурный процесс как на становление внутренней жизни человека, его душевной жизни. История культуры, в данном случае, предстает как выражение пробуждения, актуализации, оформления "души культуры" (О. Шпенглер). Такой подход позволит, прежде всего, предельно усилить антропоморфный характер историко-культурных воззрений; обнаружить за "одномерным человеком" человека целостного, душевного (пусть в потенциальном актуализирующемся состоянии). Ведь то, как, через посредство каких парадигм видит себя человек, не может не оказывать влияния на то, каким он становится.
Одушевление" истории культуры позволит углубить представление о тех интенциях, взаимосвязях, которые обусловливают характер протекания внешне выраженных процессов в прошлом и настоящем. Позволит не просто выявить те или иные душевные переживания, а понятийно отрефлексировать их; ввести в основание последующего развития (обретающего в результате как преемственную связь с прошлым, так и целенаправленность). Важность данного подхода заключается и в том, что "одушевлённая" история культуры не постигается только рациональным путем (позволяющим исследователю занять позицию постороннего созерцания). Объективированная в истории культуры душевная жизнь, в решающей степени, постигается посредством душевного "вчувствования" исследователя. Становление душевной жизни культуры, таким образом, становится "моей" историей, историей "моей" души; позволяет и делает необходимым превращение душевного опыта истории культуры в "мой" опыт.
Важнейшей объективацией душевной жизни культуры являются образы изобразительного искусства. Искусство отличается историчностью, непрерывностью, многоплановостью, антропоморфностью. Произведения искусства выражают душевную жизнь культуры в её целостности, от самых глубинных процессов до самых поверхностных; от адекватных её сущности переживаний до отчуждённых от неё. Всеобъемлющий характер переживаний и выражений душевной жизни культуры изобразительным искусством выступает одним из способов проявления (до степени визуализации) её частичности и преодоления её. Сложный многоплановый целостный характер искусства позволяет адекватно, в полноте и целостности выразить душевную жизнь культуры; что даёт возможность сформировать целостное представление об историко-культурном процессе (внешняя сторона которого является выражением внутренней стороны).
Изобразительное искусство является одной из немногих форм культуры, выражающих характер душевной жизни на всем протяжении истории культуры. Визуальные образы искусства позволяют выстроить единую линию историко-культурного процесса с момента его зарождения до настоящего времени, представив данный процесс как целостность. Это особенно важно, так как часто историко-культурное исследование ограничивается рассмотрением отдельных периодов развития культуры. Однако место, значение того или иного периода может быть в полноте выявлено, понято лишь при соотнесении его с другими периодами и с культурно-историческим процессом в целом.
Развёртываемый в данном исследовании подход может служить одним из оснований исторической реконструкции культуры (как на уровне научных изысканий, так и учебных дисциплин); перенесения акцента с внешней стороны историко-культурного процесса на внутреннюю сторону; обусловливающую продуцирование "внутреннего человека", устремлённого к целостной душевной жизни.
Степень разработанности проблемы. Проблема душевной жизни культуры принадлежит к числу приоритетных тем европейской и отечественной культурологии. Её осмысление сопряжено с конституированием самого качества человеческого бытия, его активности, эволюцией основных форм отношения человека к миру. Становление философской и культурологической мысли привело к возникновению устойчивых подходов и основных аспектов рассмотрения жизни души. С Аристотеля берут начало попытки построения идеальной модели души, с Платона формируется представление о взаимосвязи душевных процессов с конкретными проявлениями человеческого существования. Однако обычно размышления о душевной жизни не выходят за рамки того времени, в которое живёт мыслитель. Отсутствуют исследования жизни души культуры, охватывающие её развитие от древности до современности; частичный взгляд на становление душевной жизни культуры явно преобладает. Можно выделить несколько основных форм представленности проблемы жизни души, вообще, душевной жизни культуры, в частности, в литературе.
В ряде работ отечественных исследователей рассматриваются как более общие, так и частные проблемы развития нематериальных культурных процессов (С.С. Аверинцев, А.Л. Андреев, М.Н. Афасижев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.М. Видгоф, Т.В. Горбунова, А.Я Гуревич, Н.А. Кормин, Н. Крюковский, А.Ф. Лосев, В.М. Межуев, М.В. Овсянников, В. Подорога, С.Н. Титов, Е.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский, В.П. Фофанов и др.).
Проблемы развития и функционирования нематериальных культурных процессов становились предметом изучения многих зарубежных исследователей (Н. Гартман, Г. Гегель, Г. Зиммель, Э. Кассирер, Ф. Ницше,
И. Тэн, Й. Хейзинга, В. Шеллинг, Ф. Шиллер, О. Шпенглер, К. Юнг, К. Ясперс и др.).
В ряде произведений исследуются аспекты генезиса, истории как культурного процесса в целом, так и отдельных его ступеней (М.М. Бахтин, Г. Гегель, И.Г. Гердер, А.Я. Гуревич, Н.Я. Данилевский, Г. Зиммель, А.Ф. Лосев, Ф. Ницше, Э. Тайлор, А. Тойнби, С.А. Токарев, Й. Хейзинга, О. Шпенглер, К. Ясперс и др.).
Особо следует выделить исследования О. Шпенглера и Г. Зиммеля, в которых определяется содержание понятия "душа (душевная жизнь) культуры". Культура понимается ими как символически выраженная смысловая целостность, в которой реализует себя душевная жизнь; как форма, объективация, "тело" души. Душа лежит в основе культуры, выступая её "первообразом". Данное определение и положено нами в основание проводимого исследования.
Важнейшее значение для настоящего исследования имеет понимание О. Шпенглером и Г. Зиммелем истории культуры как становления душевной жизни, порождающего культуру. История культуры представлена как постоянно меняющийся "образ души", "картина души". Культура пролагает "путь души к себе самой", от менее к более совершенным и непосредственно выраженным своим состояниям. Были исследованы и конкретно-исторические формы культурного процесса (так, Г. Зиммель изучал душевные процессы ренессансной культуры, а О. Шпенглер -"аполлоновскую душу" античной культуры и "фаустовскую душу" европейской культуры).
В ряде произведений жизнь души человека рассматривается в её взаимосвязи с трансцендентным планом бытия, частица которого (дух, разум) имеется и в душе; эволюция души рассматривается как движение от телесного (плотского, "земного") к духовному (божественному, "небесному"). Подобным образом понимаемая жизнь души является предметом исследования у Платона, Плотина, Августина, М. Пселла, И. Дамаскина, М. Исповедника, Н. Эмесского, Псевдо-Пселла, Г. Паламы, Эриугены, А. Великого, Ф. Аквинского, Э. Роттердамского, Г.Ф. Гегеля, Ж. Маритена и др. Особое место в данном ряду занимают произведения русской философии и культурологии XIX-XX веков, подводящие своеобразный итог развитию данного подхода к исследованию души (как в плане её генезиса, так и в структурно-функциональном аспекте). Сюда относятся исследования П.Д. Юркевича, B.C. Соловьёва, Л.П. Карсавина, С. Франка, С, Булгакова, П. Флоренского, Н. Бердяева, В. Зеньковского, Л. Успенского, А. Кураева и др.
В эмпирическом и психологическом аспектах жизнь души исследуется, преимущественно, в своих внешних проявлениях, при взаимодействии с телом, телесным миром вообще. Душа, при данном подходе, лишается духовной энтелехии, предстаёт не самодостаточным образованием, а объектом воздействия внешних и внутренних сил. Постепенно душа начинает отождествляться с психикой. Этот аспект наличествует в работах Ф. Бекона, Д. Локка, Т. Гоббса, Ж. Лабрюйера, Ф. Ларошфуко, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Кабаниса, К. Гельвеция и др. В середине XIX века оформляется собственно психологический подход к исследованию души, достигший своих высших результатов уже в XX столетии, в трудах 3. Фрейда, Э. Фромма, К. Юнга и др. Изменение содержания, вкладываемого в понятие "душа" рассматривается в работах по истории психологии А.Н. Ждан, В. Шкуратова, М.Г. Ярошевского и др.
Можно выделить ряд произведений, рассматривающих жизнь души преимущественно в рационалистическом аспекте, использующих однако элементы как метафизического, так и эмпирического подходов. Особое место занимает здесь первый в европейской литературе труд, специально посвященный исследованию души - "О душе" Аристотеля. К этому же ряду относятся произведения П. Мирандолы, М. Монтеня, Т. Кампанеллы, Р. Декарта, Б. Спинозы и др.
В отечественной марксистской мысли категория "душа" не использовалась. Внутренняя жизнь человека исследовалась посредством понятий "психика", "сознание", "идеальное", "духовная деятельность", "духовное производство". "Духовное" понимается в данном подходе как внутренний момент материально-практического, имеющий определенную автономность. Данный подход представлен в работах Ю.К. Плетникова, Э.В. Ильенкова, С.С. Батенина, А.А. Велика, Л.П. Буевой, О.Н. Крутовой, A.M. Ковалёва, К.Н. Любутина, В.И. Толстых, В.П. Фофанова и др.
В близком авторской позиции подходе, развёртываемом в "философии жизни", проблема души считается важнейшей для постижения культуры, существа человеческого бытия. Предметом исследования является здесь не только индивидуальная душа, но и "общность душ", "работа общего духа" в европейском историко-культурном процессе. Душевное и телесное связываются генетическим отношением, где первое - "действительное", а второе - "возможное". Душа представляется как дифференцированное на "напряжённости" единство, высшая из которых открыта трансцендентному. Целью развития души культуры считается её движение от своего несовершенного состояния к совершенному. Данный подход развёртывается, прежде всего, в цикле работ Г. Зиммеля, объединенных названием "Философия культуры", в "Закате Европы" О. Шпенглера, в произведениях А. Бергсона, В. Дильтея, Ф. Ницше, Г. Риккерта, X. Ортеги-и-Гассета и др.
Актуальность указанной темы, её недостаточная разработанность обусловили формулировку основной проблемы, решаемой в данном исследовании. Данную проблему можно сформулировать следующим образом. При наличии многообразия подходов в изучении различных аспектов жизни души отсутствует целостное концептуальное видение душевной жизни в рамках культурологии.
Объектом исследования является европейский историко-культурный процесс.
Предметом настоящего исследования является сущность душевной жизни европейской культуры, многообразие её форм.
Цель диссертационной работы состоит в осмыслении проблемы становления душевной жизни европейской культуры, выработке культурологической концепции, призванной дать её удовлетворительное решение; в исследовании и объяснении характера и содержания развития душевной жизни европейской культуры, выявлении его общей направленности и важнейших этапов; выделении существенных, повторяющихся элементов её структуры и их взаимосвязей и формировании в итоге целостного развернутого представления о душевной жизни европейской культуры.
Реализация подобной цели предполагает решение ряда задач:
1. Исследование представления о культуре как форме выражения душевной жизни.
2. Изучение начальных стадий становления душевной жизни европейской культуры.
3. Анализ важнейших особенностей душевной жизни средневековой культуры.
4. Рефлексия важнейших особенностей душевной жизни ренессансной культуры.
5. Исследование главных черт душевной жизни европейской культуры нового времени.
6. Анализ особенностей душевной жизни современной культуры.
7. Экспликация общей линии становления душевной жизни европейской культуры.
8. Определение структуры душевной жизни европейской культуры как целого, её важнейших составляющих в их взаимосвязи.
Методологические основания, источники исследования.
Методологической основой исследования явились работы "философов жизни" (Г. Зиммеля, В. Дильтея, О. Шпенглера, Г. Риккерта, Ф. Ницше, А. Бергсона), обосновавших и применивших в своих произведениях способы постижения душевной жизни культуры ("выражение", "понимание" ("вчувствование", "переживание"), "воспоминание" и др.); выработавших ряд категорий для описания характера жизни души, её развития ("текучая живость" души, "объективации" ("формы") душевной жизни, "объективирование" ("оформление"), "противоречие между текучей живостью души и её объективациями", "общая душевная связь" и др.); выявивших общую линию и важнейшие ступени познания души (от "непосредственного переживания" к "исходной душевной связи" и далее -к представлению души как развёрнутого целого); обосновавших применение исторического подхода к исследованию души; раскрывших способы понимания душевной жизни через её объективацию в изобразительном искусстве.
На основе данных идей в культурологии XX в. сформировалась "духовно-историческая школа", использующая, важный для авторского подхода, метод непосредственного постижения культурной художественной) цельности путем "сопереживания", интуитивного проникновения в предмет и его интерпретации ("герменевтики"). "Жизнь" понимается данной школой как духовно-историческая реальность, являющаяся с наибольшей полнотой в художественном творчестве.
В настоящем исследовании используется системный подход, позволяющий построить целостное представление о структуре и становлении душевной жизни культуры. Общие принципы системного (в том числе, системно-исторического) подхода развиваются в работах А.Н. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, И.К. Исаева, В.П. Кузьмина,
B.Д. Морозова, З.М. Оруджева, В.Н. Садовского, М.И. Сетрова, B.C. Тюхтина, В.П. Фофанова, А.И. Уемова, Г.А. Югая, Э.Г. Юдина и др. Достаточно активно данный подход используется и в культурологии XX века ( в исследованиях JI. Уайта, Т. Парсонса, М. Блока, JI. Февра, Дюби, Ж. Ле Гоффа, Б. Малиновского, П. Сорокина, К.Князевой, Ю. Осокина, К. Соколова и др.). В исследовании используется авторская трактовка системного подхода, развернутая в монографии "Исторический процесс как система".
В настоящем исследовании используется принцип единства логического и исторического аспектов познания (развиваемый в работах Н.К. Вахтомина, Д.П. Горского, И.Г. Исаева, В.И. Кириллова, В.П. Кохановского, Ф.Ф. Кумпфа, З.М. Оруджева и др.); логика развёртывания диалектического противоречия (раскрытая в произведениях Г.С. Батищева, В.И. Горбача,
C.П. Дуделя, В.Е. Козловского, П.П. Лежебокова, И.С. Нарского, В.И. Свидерского, В.И. Суханова, Г.М. Штракса и др.).
Непосредственными источниками исследования, в которых душевная жизнь европейской культуры представлена в "чистом" виде послужили произведения европейского изобразительного искусства (от древности до современности). Использованы в работе и искусствоведческие исследования, осуществляющие первую рефлексию над произведениями искусства (написанные З.А. Абрамовой, М. Андрониковой, В.В. Бычкова, А.И. Вонзилиной, И. Голомштоком, Н.А. Дмитриевой, A.M. Кантором, Л. Любимовым, К.М. Муратовой, И. Е. Пруссом, А. Перрюшо, В.М. Полевым, А.Д. Столяром, И.К. Языковой и др.).
Теоретическими источниками, в которых душевная жизнь отрефлексирована (в культурологическом аспекте) как на историческом, так и на современном материале, послужили произведения "философов жизни" (Г. Зиммеля, В. Дильтея, О. Шпенглера, Ф. Ницше и др.). Использовались также произведения русских философов XIX - первой половины XX века в первую очередь работа С. Франка, "Предмет знания. Душа человека" (взгляды которого, по ряду существенных моментов, близки "философам жизни"), подводящая определённый итог разработке «проблемы души»; а также В. Соловьёва, Е. Трубецкого, П. Флоренского, С. Булгакова, В. Зеньковского и др.). Кроме того, использовался ряд произведений по теории и истории культуры, искусствознанию и историософии как зарубежных, так и отечественных авторов, позволивших уточнить ряд аспектов темы исследования; здесь можно назвать работы А. Банфи, Г.Ф. Гегеля, Б. Кроче, Ф. Шеллинга, Ф. Степуна, Н.Я. Данилевского, Л.П. Карсавина, А. Гулыги, В.Н. Сырова, А. Бергсона, X. Ортеги-и-Гассета, М. Хайдеггера, А.Ф. Лосева, К. Маркса, В. Зеньковского, Э. Фромма, К. Юнга, А. Тойнби и др.). Разумеется, круг авторов, оказавших влияние на исследование более широк. Здесь указаны лишь те, чьи произведения непосредственно способствовали формированию авторской позиции. Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Определено, что душа - это открытое трансцендентному, имманентному и телесному, целеполагающее начало человеческой жизни. Душевная жизнь есть единство актуальных (собственно душевных) и потенциальных состояний, а также связующего их процесса становления. Культура есть рефлексия над душевной жизнью, выраженная в образе и символе. Историко-культурный процесс есть форма, объективация, "тело" ставшей и становящейся душевной жизни, стремящейся ко всё более адекватному самовыражению.
2. В диссертации показывается, что на первобытной, греческой, римской ступенях становления душевная жизнь европейской культуры ещё не отдифференцировалась от внешней. Конституирование душевной жизни осуществляется посредством внешнего отличения от "иного": "звериного", "божественного", "прошлого". Неразвёрнутость первозданного плана душевной жизни обусловливает её объектный, неотрефлексированный характер, непроявленность исходного отношения. Себетождественность данных ступеней имеет разный характер, в силу доминирования различных энтелехий внешнего плана: организмической, грезящей, плотской.
3. В исследовании определено, что в средневековой культуре возрастает отдифференциация внутренней (душевной) жизни от внешней, не нарушившая однако доминирование последней; соответственно, выявляются две стороны становления. Выраженное в иконе и готическом зодчестве духовное бытие предстаёт трансцендентным по характеру; духовная энтелехия проявляет себя больше в опосредованном виде: через открывшуюся способность к рефлексии над трансцендентным. "Полюса" душевной жизни не оформились, о чем говорит отсутствие их активного взаимодействия.
4. Показано, что на ступени Ренессанса актуализируется бытие духовной энтелехии. Духовное всеобщее находит выражение в единичном человеческом облике. Первозданный план ренессансной душевной жизни актуализируется не только в непосредственном, но и в опосредованном виде; что проявляется в саморефлексии и в рефлексии над отчужденным планом. Осуществляется и рефлексия последнего над первозданным, проявляющаяся в десакрализации священных образов. Более оформленными предстают "полюса" душевной жизни, ведущие однако ещё автономное существование.
5. Определено, что в культуре XVII-XIX вв. развиваются процессы оформления и "изживания" отчуждённо-энтелехийного бытия (в частности, организмического и грезящего), вплоть до уровня объективации его форм, выведения их за пределы собственно душевной жизни (что предстаёт опосредованным проявлением возросшей актуализации первозданного-энтелехийного бытия). В душевной жизни культуры XIX века углубляется дифференциация; внутренняя различённость начинает преобладать над тождественностью. Показано, что в XIX в. "другим", в решающей степени, выступают уже не стороны внешнего бытия, а оппозиционность энтелехий внутреннего "пространства" душевной жизни. Высокую, выявляющую свою сущность, активность демонстрирует плотская энтелехия. Сущность наиболее глубокого порядка, возросшую субъектность, выявляет и духовная энтелехия. Оформляются "полюса" душевной жизни.
6. Показано, что сопряжение "полюсов" душевной жизни достигает стадии "конфликта" в культуре XX столетия (наиболее яркое воплощение это находит в раскрытии темы "Распятие"). Определяются несколько способов разрешения противоречия первозданного и отчуждённого планов душевной жизни (духовной и плотской энтелехий, в частности): расщепление, аннигиляция определённости последнего; переход его в состояние небытия; оформление его объективированных, нечеловеческих состояний; "угасание", коллапсическое "свёртывание" его активности; его трансформация в первозданное состояние.
7. Становление душевной жизни европейской культуры определёно в исследовании как разновремённость, но рядоположенность актуализации душевных энтелехий; как единство непрерывности (душевного "потока") и прерывности (форм душевного); субъектного и объектного (как в межэнтелехийных отношениях, так и во взаимодействии с внешним); как цель (адекватное сущности самовыражение) и как становление, устремлённое к ней (посредством процессов оформления и "изживания"); как единство внутренней, восходящей (актуализация первозданного) и внешней, нисходящей (объективация отчуждённого) линий (последняя определена как опосредованное выражение первой). Актуализация исходного (сущностного) отношения лежит в основании единой линии становления, развёртывающейся от доминанты себетождественности внешней душевной жизни (первобытная - античная культура) к нарастанию существенной внутренней различённости (средневековая культура — культура XIX века), вступлению в стадию противоречия и началу его разрешения (культура XX века).
8. Показано, что в структуре душевной жизни европейской культуры выделяются два плана: первозданный (состоящий из духовной, духовно-душевной, душевно-духовной и душевно-телесной энтелехий) и отчуждённый (состоящий из рассудочной, грезящей, вещной, организмической, плотской энтелехий). Душевная жизнь европейской культуры предстаёт совокупностью межэнтелехийных взаимосвязей, важнейшими из которых являются исходное отношение (духовная энтелехия - душевно-телесная энтелехия), главное отношение отчужденного плана (рассудочная энтелехия - плотская энтелехия) и контрарное отношение (духовная энтелехия - плотская энтелехия). В диссертации развёрнуто содержание категории "душевная энтелехия", обозначающей уровень душевной жизни, способный к саморазвитию, самооформлению, самовыражению, трансформации в "иное"; взаимодействующий с другими энтелехиями. Даются определения важнейших энтелехий душевной жизни. Развертывается содержание категории "изживание", обозначающей процесс трансформации бытия отчуждённых энтелехий; в результате как актуализации имманентного, так и межэнтелехийных взаимодействий; начинающийся с самовыражения энтелехийной сущности и завершающийся её объективацией; обусловленный отдифференциацией первозданного плана, его стремлением к адекватному сущности бытию душевной жизни в целом. На защиту выносятся следующие положения.
1. Душевная жизнь культуры представляет собой внутреннее сущностное противоречивое начало, задающее своими интенциями характер и направленность её становления.
2. На первых ступенях своего становления внутренняя жизнь культуры ещё не отдифференцировалась от внешней, имеет себетождественный, объектный характер. Оформление душевной жизни осуществляется посредством отличения от "иного": "звериного" (на первобытной ступени), "божественного" (на греческой ступени), "прошлого" (на римской ступени).
3. В душевной жизни средневековой культуры возрастает внутренняя различенность, усиливается отдифференциация первозданного плана от отчужденного; активно актуализируется духовная энтелехия (бытие которой выражается, преимущественно, в опосредованном виде); выявляются восходящая и нисходящая линии становления.
4. Для душевной жизни ренессансной культуры характерно нарастание "полюсности", однако духовная и плотская энтелехии существуют ещё достаточно автономно. Духовное всеобщее находит выражение в единичном человеческом облике, что даёт основание говорить о дальнейшей актуализации духовной энтелехии.
5. В душевной жизни культуры XVII-XIX веков адекватные формы самовыражения находят все важнейшие энтелехии. Первозданный и отчужденный планы оформляются как противоположности. Осуществляется опережающая актуализация доминирующих отчужденных энтелехий: организмической (в XVII в.), грезящей (в XVIII в.), плотской (в XIX в.). Бытие духовной энтелехии проявляет себя в непосредственном виде.
6. В душевной жизни культуры XX века взаимодействие первозданного и отчужденного планов вступает в стадию противоречия. Выявляется ряд способов разрешения "конфликта" духовной и плотской энтелехий. Душевная жизнь предстает сложной, динамичной, самодетерминируемой целостностью.
7. Становление душевной жизни европейской культуры развертывается от доминанты внешнего и себетождественного (первобытность — античность) к нарастанию существенной внутренней различенности (средневековье -XIX век), вступлению в стадию противоречия и началу его разрешения (XX век).Душевная жизнь стремится ко всё более адекватному выражению своей сущности, "обнажая" "полюса" (духовная и плотская энтелехии) и важнейшие интенции (восходящая и нисходящая линии становления).
8. Душевная жизнь европейской культуры имеет сложную структуру, состоящую из двух планов (первозданного и отчужденного) и ряда энтелехий, находящихся в разнообразных взаимоотношениях; важнейшими из которых являются исходное отношение (духовная энтелехия - душевно-телесная энтелехия) и "полюсное" отношение (духовная энтелехия - плотская энтелехия).
Теоретическая значимость исследования. Предлагаемый в диссертации концептуальный подход к исследованию становления душевной жизни европейской культуры имеет теоретическую значимость для развертывания отечественных исследований по теории и истории культуры, философии культуры. Внутренняя сторона становления европейской культуры требует для своего изучения объединения усилий ряда научных дисциплин (культурологии, философии культуры, исторической психологии, истории искусства, истории европейских стран); обусловливает необходимость синтеза знаний. Соответственно теоретические выводы диссертации относительно строения, функционирования, развития душевной жизни европейской культуры могут представлять интерес для широкого круга исследователей - как внутри культурологического сообщества, так и для других учёных "человековедческого" профиля: культурологов, историков, искусствоведов, философов, психологов и др.
Практическая значимость исследования. Положения диссертации могут быть использованы как методологические основания для разработки новых курсов культурологии, философии культуры, философии истории с доминированием проблем душевного бытия. Преподавание теории и истории культуры с ключевой ориентацией на жизнь человеческой души позволит задействовать потенциальные резервы понимания, повысить степень соучастия, сопереживания. Результаты исследования имеют и практическое значение, поскольку дают знания о закономерностях становления душевной жизни, способах идентификации составляющих её энтелехий, определения стадии их самовыражения и характера устремлённости. Это особенно важно для концептуального конституирования новых приоритетов обновляющейся российской ментальности в русле гуманизма и толерантности.
Апробация работы. Основные концептуальные положения исследования докладывались автором на всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях (Кемерово, 1990, 1992, 1994, 1995, 1997, 1998, Челябинск, 1998), на международной научно-практической конференции "Человек и общество: тенденции социальных изменений" (Санкт-Петербург, 1997), на V Международной конференции "Россия и Восток: проблемы взаимодействия" (Новосибирск, 1999) и на II Российском Философском конгрессе " XXI век: будущее России в философском измерении" (Екатеринбург, 1999), в I и II Кузбасских философских чтениях (2001, 2002). Автор принимал участие в работе круглого стола на тему "Россия на пороге XXI века: формирование гражданского общества" (Кемерово, 1995) и проходил экспертизу положений диссертации на Кузбасском отделении Российского философского общества (Кемерово, 1999); на кафедре культурологии Уральского государственного университета. Результаты исследования обсуждались во время повышения преподавательской квалификации в ИППК НГУ (Новосибирск, 1995). Кроме того, диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре философии КемГУ, а также на методологическом семинаре кафедры философии НГУ.
По теме диссертации были прочитаны спецкурсы ("Европейская история в отображении искусства", "Душа и тело истории") на историческом, филологическом, социально-психологическом факультетах КемГУ.
Структура работы. В соответствии с целью и логикой исследования структура работы отражает последовательность решаемых задач. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения и библиографического списка литературы.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление душевной жизни как феномена европейской культуры"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в результате проведённого исследования европейская история культуры определена как единая душевная жизнь, изменяющаяся во времени. История европейской культуры предстаёт как разновремённость (но рядоположённость) актуализации, оформления и изживания энтелехий единой душевной жизни, как визуализация (посредством образов искусства) различных уровней, состояний единого "поля" души. На каждой ступени истории европейской культуры доминирующую роль играет та или иная энтелехия (в значительной степени завершая своё оформление); однако вплоть до XX века сохраняется определённый уровень синкретичности межэнтелехийного бытия (свидетельствующий о незавершённости его становления). Таким образом, правомерно говорить о разновозрастности энтелехий, разной степени развёртывания их бытия, разнонаправленности интенций и отсюда о неравномерности развития разных уровней современной душевной жизни, оказывающей определённое влияние на характер их динамики.
Так как духовное начало выступает важнейшей стороной сущностного отношения, то именно его развёртывание и может служить основанием для построения единой линии развития, выделения его узловых моментов. С первого своего проявления духовное запечатлевается в двух ликах: в образе Богоматери (выражающем трансцендентное сверхчеловеческое бытие) и в образе младенца-Христа (выражающем потенциальность, неразвёрнутость духовного человеческого бытия, с реальной интенцией к его актуализации).
Душевная жизнь европейской культуры предстаёт развивающимся открытым целым, достраивающим, отрицающим и опережающим себя (через прорывы в будущее). Становление душевной жизни выступает как единство непрерывности, процессуальное™ и прерывности, оформленное™, что позволяет конституировать как единую линию развития, так и ступени в процессе его развертывания. Душевная жизнь предстаёт как единство субъектного (на уровне бытия первозданных энтелехий), и объектного (на уровне отчуждённо-этенелехийного бытия), как цель (духовное трансцендентное бытие), и как путь, важнейшими составляющими которого выступают процессы оформления и изживания энтелехий. История предстаёт как единство восходящей, внутренней (оформление, актуализация первозданно-энтелехийного бытия) и нисходящей, внешней (развёртывание, объективация отчуждённо-энтелехийного бытия) линий (переход от доминанты себетождественности внешней линии генезиса к отдифференциации от неё внутренней линии генезиса происходит в средние века). Нарастание нисходящей линии истории предстаёт внешним выражением нарастания её восходящей линии.
Важнейшими энтелехиями первозданного плана душевной жизни предстают субстанциональные энтелехии, ведущей из которых выступает духовная энтелехия (в которой первозданное состояние сконцентрировано в максимальной степени). Важнейшими энтелехиями отчуждённого плана душевной жизни являются субстратные энтелехии, главной из которых предстаёт плотская (Образы искусства свидетельствуют, что концентрация агрессивно-антипервозданного бытия достигает наибольшей величины именно здесь. Относительно плотской энтелехии бытие других энтелехий предстаёт более отстранённо-самодостаточным, не обладающим такой наступательной активностью).
Итак, первозданный и отчуждённый планы предстают двумя взаимообратными душевными потоками; с доминантой, соответственно, центростремительной, интеграционной и центробежной, дезинтеграционной направленности; с доминантой целого над частями (то есть тенденции к органичности) и частей над целым (то есть тенденции к суммативности, диффузии; разрушению целого, а значит, к самоисчерпыванию, саморазрушению частей). Сущность первозданного душевного потока в наибольшей степени выражена в бытии духовной энтелехии; сущность отчуждённого душевного потока - в бытии плотской энтелехии. Разнонаправленность душевных потоков не исключает их взаимосвязи, достигающей высшего напряжения во взаимодействии контрарных энтелехий: духовной и плотской. История душевной жизни европейской культуры предстаёт совокупностью межэнтелехийных взаимодействий, наиболее значимыми из которых, кроме вышеназванного, являются исходное отношение (духовная энтелехия - душевно-телесная энтелехия) и важнейшее отношение отчужденного плана (рассудочная энтелехия - плотская энтелехия). История душевной жизни европейской культуры предстаёт как ставшее и становящееся первозданное бытие, стремящееся ко всё более адекватному сущности существованию.
Список научной литературыКазаков, Евгений Фёдорович, диссертация по теме "Теория и история культуры"
1. Абрамова З.А. Древнейшие формы изобразительного искусства// Ранние формы искусства-М.: Искусство, 1972. С.9-30.
2. Аверьянов А.Г. Системное познание мира: Методологические проблемы. -М.: Политиздат, 1985.-215 с.2а. Августин Блаженный. Творения. В 4-х томах. Т.З.- О граде божьем.
3. СПб-Киев.: Алетейя, 1998. 595 с.
4. Аквинский Ф. Сумма теологии // Фильмокопия.
5. Алексеева А. На пути к мастеру// С веком наравне. Кн.4. - М.: Молодая гвардия, 1977.-С. 126-149.
6. Андреев А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория. -М.: Знание, 1981.-69 с.
7. Андреев А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. -255 с.
8. Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. -М.: Высш. шк, 1977. 196 с.
9. Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М.: Искусство, 1980. - 424 с.
10. Андронов С.А. Рембрандт. М.: Знание, 1981. - 136 с.
11. Античные риторики. М., 1978. - 268 с.10а.Антология исследований культуры Т. 1. Интерпретация культуры. -СПб.: Университетская книга, 1997.- 728 с.
12. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1. - Ч. 1. - М.: Мысль, 1969.-846 с.
13. Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 1. - Ч. 2. - М.: Мысль, 1969.-936 с.
14. Арагон Л. Анри Матисс. Роман (перевод с франц. А. Зориной), в 2-х томах. Т. 1 - М.: Прогресс, 1978. - С. 240.
15. Арагон Л. Анри Матисс. Роман (перевод с франц. А. Зориной), в 2-х томах. Т. 2-М.: Прогресс, 1978. - С. 225.
16. Арбан Д. "Порог" у Достоевского// Достоевский. Материалы и исследования-Л., 1978, с. 37-56.
17. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1975. - 550 с.
18. Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. -М.: Мысль, 1984. - 550 с.
19. Арто А. Театр и его двойник. М.: Искусство, 1993. 226 с.
20. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.
21. Афанасьев В.Г. Мир живого: системность, эволюция и управление. М.: Политиздат, 1986. - 334 с.
22. Афанасьев В.Г. Проблема целостности в философии и биологии. М.: Мысль, 1964.-416 с.
23. Афасижев М.Н. Искусство как предмет комплексного исследования (методологические и научные аспекты исследования). М.: Знание, 1983. -84 с.
24. Афасижев М.Н. Западные концепции художественного творчества. М.: Высшая школа, 1990. - 176 с.
25. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989. - 384 с.
26. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории// Коммунист, 1991, № 3. -С. 29-35.
27. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд. ЛГУ, 1976. - 295 с.
28. Батигцев Г.С. Противоречие как категория диалектической логики. М.: Высш. шк., 1963,- 119 с.
29. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Наука, 1979. - 336 с.
30. Белик А.П. Социальная форма движения М.: Наука, 1982. - 270 с.
31. Бенуа А. История живописи всех времен и народов. Ч. 1. — Вып. 13. -СПб., 1912. - 112 с.
32. Бергсон А. Материя и память. Очерк взаимосвязи тела и духа// Соч. в 4-х томах.-Т. 1.-М.: Московский клуб, 1992.-С. 160-316.
33. Бергсон А. Творческая эволюция. М., 1914. - 260 с.
34. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. - 126 с.
35. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм// Феномен человека: Антология. -М.: Высшая школа, 1993. С. 28-59.
36. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого// Мир философии. Ч. 2. Человек. Общество. Культура. -М.: Политиздат, 1991.-С. 48-56.
37. Березина В.Н. Энгр. М.: Изобразительное искусство, 1992. - 247 с.
38. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М.: Наука, 1973.-270 с.
39. Богемская К. Послесловие к книге А. Перрюшо «Поль Гоген». М.: Искусство, 1972.-С. 308-316.
40. Богемская К. Послесловие к книге А. Перрюшо «Жизнь Сера». М.: Радуга, 1992.-С. 174-188.
41. Богемская К.Г. . Клод Моне. М.: Искусство, 1984. - 143 с.
42. Боргош Ю. Фома Аквинский. М.: Мысль, 1975. - 183 с.
43. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.
44. Булатов М.А. Деятельность и структура философского знания. Киев: Наукова думка, 1976. - 186 с.
45. Булгаков С. Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
46. Булгаков С.Н. Чехов как мыслитель. М.: Мысль, 1990. - С. 105.
47. Булгаков С.Н. Основные проблемы теории прогресса// Соч. в 2-х томах. Т. 2. -М., 1993. -С. 75-86.
48. Бычков В.В. Эстетика поздней античности. М.: Наука, 1981. - 325 с.
49. Бычков В.В. Эстетика Аврелия Августина. М.: Искусство, 1984. - 264 с.
50. Бэкон Ф. Соч. в 2-х томах. М.: Наука, 1971. Т. 1. - 406 с.
51. Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск: «Наука», 1983. - 199 с.
52. Вайман С.Т. Реализм как эстетический антипод религии. Воронеж, 1966. - 196 с.
53. Ван Гог. Письма. Л.-М.: Искусство, 1966. - 302 с.
54. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 3. Нижний Новгород: Изд-во братства во имя св. Князя А. Невского, 1997. - 541 с.
55. Варнава (Беляев), епископ. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Н. Новгород: Изд-во братства во имя св. Князя А. Невского, 1995. - 476 с.
56. Варнава (Беляев), епископ. Православие. М., 1993. - 320 с.
57. Вахтомин Н.К. О роли категории сущности и явления в познании. М.: Изд-во АН СССР, 1988. - 246 с.56а. Введение в культурологию (Отв. ред. Е.В. Попов).- М.: ВЛАДОС, 1996—336 с.
58. Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма М.: Наука, 1981199 с.
59. Венецианская живопись XVIII в. Будапешт: Корвина. - 87 с.
60. Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания (Опыт философского анализа). Томск: Изд-во Томского университета, 1992. - 153 с.
61. Вико Дж. Основание новой науки об общей природе наций. М.: Наука, 1940.-308 с.
62. Виленкин В. Модильяни. М.: Искусство, 1989.- 175 с.
63. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции М.: Наука, 1972. - 268 с.
64. Вольтер. Философские сочинения. -М.: Наука, 1988. -310 е.
65. Вонзинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. М.: Изд-во АХ СССР, 1982.-394 с.
66. Воронович Б.А. Созидательный потенциал человека. М.: Мысль, 1983. -188 с,
67. Воронович Б.А., Плетников Ю.К. Категория деятельности в историческом материализме. М.: Наука, 1975. - 268 с.
68. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.-704 с.
69. Гараш К. Венецианская живопись XVIII в. Будапешт: Корвина, 1968. -92 с.
70. Гартман Н. Эстетика. -М.: Искусство, 1958. -296 с.
71. Гачев Г. Русский Эрос. М.: Интерпринт, 1994. - 279 с.
72. Гегель Г.В.Ф. Философия природы// Энциклопедия философских наук. Т. 2.-М.: Мысль, 1975. С. 696.
73. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии// Философия религии. В 2-х томах. Т. 2.-М.: Мысль, 1977. С. 573.
74. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. (Под ред. М. Лифшица). В 4-х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1988. -312 с.
75. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. В 14 томах. Т. 3. - М.: Наука, 1956. - 336 с.
76. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. Т. 3. - М.: Наука, 1977.-308 с.
77. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. В 14 томах.-Т. 14.-М.: Наука, 1961.-406 с.
78. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. В 14 томах. М.: Наука, 1958. - 398 с.
79. Гельвеций К.А. Соч. в 2-х томах. Т. 2. - М.: Наука, 1977. - 286 с.
80. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 с.
81. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Наука, 1964.- 272 с.
82. Гобозов И.А. Современная французская буржуазная философия истории.- М.: Изд-во МГУ, 1978. 200 с.
83. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. - 295 с.
84. Горбач В.И. Проблема диалектических противоречий. М.: Наука, 1972. -359 с.
85. Горбунова Т.В. Природа художественных идей (Искусство в системе общественного сознания). Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 111 с.
86. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Вступ. статья Т. Седова. Л.: Аврора, 1975. - 156 с.
87. Государственный Эрмитаж. Альбом (вступ. статья Б. Пиотровского). М.: Изобразительное искусство, 1975. - 176 с.
88. Греко Эль. 16 репродукций. (Вступ. статья О. Никитюк). Л.-М.: Искусство. - 1983,- 109 с.
89. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М.: Наука, 1973. - 356 с.
90. Гулыга А. Искусство истории. М.: Современник, 1980. - 288 с.
91. Гулыга А.В. Эстетика истории. М.: Наука, 1974. - 128 с.
92. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолствующего большинства. М.: Искусство, 1990. - 396 с.
93. Дали С. Дневник одного гения. М.: Искусство, 1991. - 271 с.
94. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Наука, 1991. - 288 с.
95. Декарт Р. Избранные произведения. М.: Наука, 1950. - 306 с.
96. Демонология эпохи Возрождения. М.: Мысль, 1996. - 338 с.
97. Денвир Б. Импрессионизм. Художники и картины. М.: Искусство, 1994. -424 с.
98. Диалектика научного познания. Очерк диалектической логики (ред. Д.П. Горский). М.: Наука, 1978. 479 с.
99. Диалектика познания сложных систем (Под ред. B.C. Тюхтина). М.: Мысль, 1988.-316 с.
100. Диалектическое противоречие. М.: Политиздат, 1979. - 343 с.
101. Дидро Д. Соч. в 2-х томах. Т. 1.-М.: Наука, 1986.-413 с.
102. Диль Гастон. Фернан Леже. Будапешт: Корвина, 1985. - 96 с.
103. Дильтей В. Описательная психология. СПб.: Алетея, 1996. - 160 с.
104. Дильтей В. Сущность философии. М.: Интрада, 2001. - 160 с.
105. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума// Вопросы философии. 1988. № 4. - С. 135-152.
106. Дильтей В. Категории жизни// Вопросы философии. 1995. № 10. - С. 129-143.
107. Дильтей В. . Типы мировоззрений// Логос. Кн. 1,2.- М., 1912-1913. -С. 111-126.
108. Дмитриева Н.А., Акимова Л.И. Античное искусство. М.: Детская литература, 1988. - 256 с.
109. Дубенская А. Рассказывает Надя Леже. М.: Детская литература, 1978. -300 с.
110. Дубнов А.П. «Падение Запада» и глобальные проблемы современности//Шпенглер О. «Закат Европы». Новосибирск: Наука, 1993.-С. 5-33.
111. Дудель С.П., Штракс Г.М. Закон единства и борьбы противоположностей. М.: Высш. шк., 1967. - 247 с.
112. Духовная жизнь развитого социалистического общества (Под ред. Б.Д. Яковлева). Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 121 с.
113. Духовная сфера социалистического общества (Редкол. Ж.Т. Тощенко и др.) М.: Мысль, 1987. - 365 с.
114. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности (Отв. ред. В.И. Тостых). М.: Наука, 1981. - 352 с.
115. Дюбо Ж-Б. Критические размышления о поэзии живописи. М.: Искусство, 1978. -285 с.
116. Егоров А. Проблемы эстетики. М.: Искусство, 1977. - 186 с.
117. Ефремова Л.А. Тициан. М.: Искусство, 1977.-79 с. с илл.
118. Жбанкова И.И. Проблема взаимодействия (философский очерк). -Минск: Наука и техника, 1971. 142 с.
119. Ждан А.Н. История психологии. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 167 с.
120. Завадская Е.В. С. Дали. М.: Изобразительное искусство, 1992. - 64 с.
121. Завадская Е.В.(2). «Загадка С. Дали».// Творчество, 1989, №1. С. 26-30.
122. Западноевропейский рисунок (XV-XX вв.). (Музей им. А.С. Пушкина в Москве). Л.: Аврора, 1991. - 375 с.
123. Зарницкий С. Дюрер. М.: Молодая гвардия, 1984. - 352 с.
124. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. Т.1. - Л.: Наука, 1991.-256 с.
125. Зеньковский В.В. Основы христианской философии. М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1992. - С. 268.124а. Зиммель Г. Созерцание жизни// Соч. в 2-х томах. Т. 2. - М.: Юрист,1996.-С. 7-185.
126. Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры// Соч. в 2-х томах. — Т. 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996. с. 445-474.
127. Зиммель Г. К вопросу о философии// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996. - с. 532-537.
128. Зиммель Г. Религия. Социально-психологический этюд// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - с. 545-605.
129. Зиммель Г. К вопросу о гносеологических истоках религии// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - с. 606-617.
130. Зиммель Г. К социолог-религии// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - с. 618-635.
131. Зиммель Г. Личность Бога// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - с. 636-650.
132. Зиммель Г. Проблема религиозного положения// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996.-е. 651-661.
133. Зиммель Г. Кант// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996,- с. 7-158.
134. Зиммель Г. Микеланджело// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры.-М.: Юрист, 1996.- с. 411-433.
135. Зиммель Г. О сущности культуры// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - с. 475-483.
136. Зиммель Г. Изменение форм культуры// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996. - с. 483-489.
137. Зиммель Г. Кризис культуры// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - с. 489-494.
138. Зиммель Г. Конфликт современной культуры// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - с. 494-517.
139. Зиммель Г. Проблема исторического времени// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996. - с. 517-529.
140. Зиммель Г. Проблема философии истории// Соч. в 2-х томах. Т. 1. Философия культуры. -М.: Юрист, 1996. - с. 530-531.
141. Зингерман Б.И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагал.- М.: ТПФ «Союзтеатр», 1993. С. 328.
142. Зубова М.В. Пикассо. Актеры и клоуны. М.: Изобразительное искусство, 1976,- 112 с.
143. Ильин И.А. Путь к очевидности. -М.: Наука, 1993. 203 с.
144. Иоффе И.И. Синтетическая история искусств. Введение в историю художественного мышления. Л.: ОГИЗ Ленизогиз, 1933. - 568 с.
145. Исаев И.Г. Диалектика и проблемы развития. М.: Высш. шк., 1979.- 181 с.
146. Исаев И.К. Материалистическая диалектика и системный подход в науке. Киев: Выща школа, 1984. - 159 с.
147. История зарубежного искусства. (Под ред. М.Т. Кузьминой). М.: Искусство, 1971. - 360 с.
148. История первобытного общества. Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза. М.: Наука, 1989. - 302 с.
149. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
150. Казаков Е.Ф. Искусство как путь к философии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - 180 с.
151. Казаков Е.Ф. Европейская история: блуждание души. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. - 268 с.
152. Казаков Е.Ф. Искусство как выражение душевной жизни// Первые Кузбасские философские чтения. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - С. 120-121.
153. Кандинский В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. - 109 с.153а. Кант И. Соч. в 6 томах. Т.6. - М., 1966.1536. Кант И. Соч. в 6 томах. Т.З. - М„ 1964.
154. Кантор A.M. Изобразительное искусство 20 века. М.: Искусство, 1973. -230 с.
155. Кантор A.M. Искусство XVII в.// В кн. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М.: Искусство, 1974. - С. 6-58.
156. Каптерева Т.П. Искусство Испании. Очерки. Средние века. Эпоха Возрождения. М.: Изобразительное искусство, 1989. - 388 с.
157. Кареев Н.И. Философия истории// Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1902. - Т. XXXV. - с. 843-849.
158. Карсавин Л.П. Философия истории. Спб.: АО Комплект, 1993. - С. 352.
159. Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса). М.: Политиздат, 1981. 288 с.
160. Кириллов В.И. Логика познания сущности. М.: Высш. шк., 1980. - 175 с.
161. Кожина Е. Искусство Франции XVIII в. -М.: Искусство, 1971.-215 с.
162. Козловский В.Е. Развитие В.И. Лениным марксистского учения о противоречиях. М.: Мысль, 1966. - 319 с.
163. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. Пер. Ю.А. Асеева. -М.: Наука, 1980.-С. 486.163а. Коплстон Ф.Ч. Аквинат. Введение в философию великого средневекового мыслителя. Долгопрудный.: Вестком, 1999. - 275 с.
164. Кормин Н.А. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. - 117 с.
165. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. 2-е изд. -М.: Изд-во АН СССР, 1957.-240 с.
166. Кохановский В.П. Историзм как принцип диалектической логики. — Ростов: Изд. Ростов. Ун-та, 1978. 160 с.
167. Кочин О.Я. Мир Гогена. М.: Искусство, 1991.-311 с.
168. Крутова О.Н. Человек и история. М.: Политиздат, 1982. - 208 с.
169. Крюковский Н. Логика красоты. Минск: Наука и техника, 1965. - 463 с.
170. Кузнецов В.Н. Французская буржуазная философия XIX века. М.: Мысль, 1970.-317 с.
171. Кузьмин В.П. Принципы системности в теории и методологии К. Маркса . М.: Политиздат, 1980. - 312 с.
172. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура. М.: Политиздат, 1978. -350 с.
173. Куликова И.С. Философия и искусство модерна. Изд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1980. - С. 272.
174. Кумпф Ф,Ф„ Оруджев З.М. Диалектическая логика. Основные принципы и проблемы. М.: Политиздат, 1979. - 286 с.
175. Кураев Андрей, диакон. Традиция, Догмат, Образ. М.: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1995. - 416 с.
176. Кучиньская Алиция. Прекрасное: Миф и действительность. Пер. с польск. М.: Прогресс, 1977. - С. 165.
177. Ламетри. Сочинения. -М.: Мысль, 1976. 306 с.
178. Ларошфуко Ф. Максимы. Паскаль Б. Мысли. Лабрюйер Ж. Характеры. -М.: Политиздат, 1974.-298 с.
179. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Наука, 1983. - 298 с.
180. Лежебоков П.А. Диалектическое противоречие как закон познания. М.: Высш. шк, 1981,- 175 с.
181. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.-Л.: наука, 1936. -302 с.
182. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство// Избр. М.: Наука, 1993. - С. 19-116.
183. Лессинг Г.Э. Избранные произведения. М.: Наука, 1953. - 287 с.
184. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего средневековья и эпохи Возрождения. М.: Советский художник, 1991. - 208 с.
185. Лиманцева С.М. Поэтическое в искусстве. М.: Искусство, 1966. - 176 с.
186. Липатов В. Цвет, свет, жизнь. Тайна сдержанного сердца. М.: Русланд, 1994.- 197 с.
187. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.: Худож. лит-ра, 1993.-С. 357.
188. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2-х томах. Т. 1. -М.: Наука, 1960.-328 с.
189. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. В 2-х кн.-Кн. 1.-М.: Искусство, 1992.-656 с.
190. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Искусство, 1957. - 338 с.
191. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая эстетика. М.: Наука, 1974.-488 с.
192. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. - 624 с.
193. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви. Догматическое богословие. -М., 1991. 288 с.
194. Лосский Н.О. История русской философии. -М.: Наука, 1991. 198 с.
195. Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ. Дух, душа, тело. М., 1991. - 161 с.
196. Любимов Л. Искусство Западной Европы. М.: Просвещение, 1982. -320 с.
197. Любимов Л. Искусство древнего мира. М.: Просвещение, 1971. - 319 с.
198. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. -М.: Высш. шк., 1981. -264 с.
199. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979,- 431 с.
200. Макарий Д.Б., архиепископ. Православно-догматическое богословие. В 3-х томах,- Изд. 3. Т. 1. - СПб, 1968. - 607 с.
201. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М.: Наука, 1982. - 388 с.
202. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: Мысль, 1990. - 390 с.
203. Маритен Ж. Краткий очерк о существовании и существующем// Проблема человека в западной философии. М., 1988. - С. 229-243.
204. Марков Ю.Г. Функциональный подход в современном научном познании. Новосибирск: Наука, 1982. - 255 с.
205. Мастера искусства об искусстве. Т. 5. - Кн. 1. - М.: Искусство, 1969. -306 с.
206. Материалистическая диалектика как общая теория развития. М.: Наука, 1987.-559 с.
207. Материалисты Древней Греции. М.: Наука, 1986. - 299 с.
208. Мерло-Понти М. Око и дух. М.: Наука, 1992. - 280 с.
209. Момджян К.Х. Категории исторического материализма: системность, развитие. М.: Изд-во МГУ, 1986. - 288 с.
210. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. -239 с.
211. Монтень М. Опыты. Кн. 2. - М.-Л.: Наука, 1958. - 226 с.
212. Морозов В.Д., Морозов В.В. Диалектика: системы и развитие. Минск: Выша шк., 1978.-211 с.
213. Муратова К.М. Мастера французской готики XII-XIII веков. (Проблемы теории и практики художественного творчества). М.: Искусство, 1989. -350 с.
214. Нажмудинов Г.М. Проблема человека в немарксистской философии США XX века. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 164 с.
215. Нарский И.С. Проблемы противоречия в диалектической логике. М.: Изд-во МГУ, 1964,- 181 с.
216. Неизвестный русский авангард. М.: Советский художник, 1992. - 352 с.
217. Никитюк О. Эль Греко. -М: Искусство, 1983. 162 с.
218. Никулин Н.И. Искусство Нидерландов XV-XVI вв. Л.: Искусство, 1984.- 160 с.
219. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888). М.: ТОО «Транспорт», 1995. - 302 с.
220. Ницше Ф. Генеалогия морали// Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Мысль, 1990.-С. 359-486.
221. Ницше Ф. Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм// Сочинения. В 2-х томах. Т. 1.-М.: Мысль, 1990. - С. 47-157.
222. Нортон Л.Д. Мир Гейнсборо. М.: Терра. - Кн. Клуб, 1998. - 192 с. с ил л.
223. Ноэль Б. Магритт. М.: Слово, 1995. - 96 с.
224. О человеческом в человеке. (Под общей ред. И.Т. Фролова). М.: Политиздат, 1991. - 3 84 с.
225. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. Изд. 2-е. М.: Высшая школа, 1984.-336 с.
226. Оганов Г. Кто правит бал? М.: Мол. Гвардия, 1976. - 192 с.
227. Оруджев З.М. Диалектика как система. М.: Политиздат, 1973. - 352 с.
228. Осборн Г.Ф. Человек древнего каменного века. Среда, жизнь, искусство. -Л., 1924.
229. Очерки социальной философии. М.: Наука, 1994. - 208 с.230а. Памятники мировой эстетической мысли. Т.1. - М., 1962.
230. Пастернак В.Л. Воздушные пути. -М., 1983. 196 с.
231. Педретти К. Леонардо. М.: Детская литература, 1986. - 134 с.
232. Перрюшо А. Поль Гоген. -М.: Искусство, 1979. 320 с.
233. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. -М.: Радуга, 1986. 335 с.
234. Перрюшо А. Эдуард Мане. М.: Молодая гвардия, 1978. - 320 с.
235. Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М.: Радуга, 1987. - 383 с.
236. Перрюшо А. Жизнь Сера. -М.: Радуга, 1992.- 192 с.
237. Петрушенко Л.А. Единство системности, организованности и самовыдвижения. М.: Мысль, 1975. - 286 с.
238. Питирим С. Тело, душа, совесть. (Учение о человеке в христианской традиции и современность)// О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.-С. 343-357.
239. Пластические искусства. Краткий терминологический словарь. Под общей ред. A.M. Кантора. -М.: Мысль, 1995. 160 с.
240. II. -М.: Мысль, 1990. 816 с.
241. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М.: Изд-во МГУ, 1971.-247 с.
242. Плиний. Об искусстве. Под ред. Д.И. Варнеке. Одесса, 1912. - 176 с.
243. Подорога В. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию: Материалы лекционных курсов 1992-1994 гг. М.: Ad Marginem, 1995. - 339с.
244. Полевой В.М. Искусство XX века. М.: Искусство, 1991.-303 с.245а. Полищук В.И. Культурология. М.: Гардарики, 1999. - 446 с.
245. Простые беседы о душе. Свято-Троицкий Ново-Голотвий монастырь, 1994.- 222 с.
246. Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII в. М.: Искусство, 1974.-383 е.248. 500 шедевров.-М.: Слово, 1995.- 511 с
247. Рабинович В.Л. Человек в исповедальном жанре// О человеческом в человеке. -М.: Политиздат, 1991. С. 298-326.
248. Радлов Э.Л. Очерк истории русской философии// Русская философия. Очерки истории. А.И. Введенский, А.Ф. Лосев, Э.Л. Радлов, Г.Г. Шпет. -Свердловск, 1991. 228 с.
249. Ранние формы искусства. Сб. ст. Отв. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Искусство, 1972. - 480 с.
250. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2-х томах. Т. 1. - Античность. - СПб.: ТОО ПС «Петрополис», 1994. -336 с.
251. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 2-х томах. Т. 2. - Средневековье. СПб.: ТОО ПС «Петрополис», 1994.-368 с.
252. РиккертГ. Философия жизни. Петербург: Academia, 1922. - 167 с.
253. Рожанский И.Д. Античный человек// О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.-С. 282-298.
254. Рожин А. Сальвадор Дали: миф и реальность. М.: Республика, 1992. -224 с.
255. Розен О. Искусство. Ряд бесед, записанных П. Гзелаем. М.: Искусство, 1968.-236 с.
256. Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М.: Соцэкгиз, 1960.-478 с.
257. Ротенберг Е. Искусство Голландии XVII в. М.: Искусство, 1971. - 235 с.
258. Ротенберг Е. Микеланджело Буонарротти. М.: Изобразительное искусство, 1976. - 175 с.
259. Роттердамский Э. Философские произведения. М.: Наука, 1986. - 380 с.
260. Роуз Серафим, иеромонах. Душа после смерти. СПб.: Царское дело, 1995,- 126 с.
261. С веком наравне. — Кн. 4. — М.: Молодая гвардия, 1977. — 368 с.
262. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. - 279 с.
263. Санти Б. Боттичелли. М.: Слово, 1995. - 80 с.
264. Сарабьянов Д.В. Шагал. М.: Советский художник, 1988. - 30 с.
265. Свидерский В.И. О некоторых формах противоречивости в объективном мире. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 128 с.
266. Сериккалиева С. Сквозь века (художественное познание природы). -Алма-Ата, Жазуты, 1974. 140 с.
267. Сетров М.И. Основы функциональной теории организации. Философский очерк. Л.: Наука, 1972. - 164 с.
268. Сидоров А.А. Портрет как проблема социального искусства// Искусство. Сб.-Кн. 2-3.-ГАХН, 1927.-С. 28-61.
269. Смирнов Н. Послесловие к книге А. Перрюшо «Жизнь Ренуара». М.: Радуга, 1988.-С. 308-327.
270. Современная буржуазная философия. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 651 с.
271. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х томах. 2-е изд. Т.1. М.: Мысль, 1990.- 892 с.
272. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х томах. 2-е изд. Т.2. М.: Мысль, 1990.- 822 с.
273. Соловьев Вл. Лекции по истории философии// Вопросы философии. 1989. №6. -С. 83-85.
274. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Наука, 1957.-403 с.
275. Степин B.C. Научная рациональность в гуманистическом измерении// О человеческом в человеке. М.: Политиздат, 1991.-С. 138-166.
276. Степун Ф. О "философии жизни "// Логос. Т. I. - 1910. - С. 157-182.
277. Столяр А.Д. О генезисе изобразительной действительности и ее роли в становлении сознания// Ранние формы искусства. Сб. ст. Отв. ред. Е.М. Мелетинский. -М.: Искусство, 1972.-С. 31-35.
278. Суханов В.И. Предметное противоречие, его структура и механизм действия. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1976. - 166 с.
279. Сыров В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории. (От Бэкона к Шпенглеру). Томск: НПТ «Курсив», 1998. - 394 с.
280. Титан (Микеланджело). Драматическая композиция. 2-е изд. М.: Молодая гвардия, 1977. - 272 с.
281. Титов С.Н. Искусство: объект, предмет, содержание. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. - 208 с.
282. Тойнби А.Дж. Постижение истории. -М.: Наука, 1991. -425 с.284а. Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Потитиздат, 1990. - 622 с.
283. Топоров В.Н. К происхождению некоторых поэтических символов. Палеолитический эпос.//Ранние формы искусства Сб. ст. Отв. ред. Е.М. Мелетинский. -М.: Искусство, 1972.-С. 77-103.
284. Топуридзе Е.И. Эстетика Бенедетто Кроне. Тбилиси: Мецниереба, 1967. - 210 с.
285. Трофимов П.С. Основные закономерности исторического развития искусства (историко-социологические очерки). М.: Искусство, 1970. -239 с.
286. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994. - 432 с.
287. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской школе. Новосибирск: Сибирь XXI век, 1991,- 112 с.
288. Турчин В. Василий Кандинский// Юный художник. 1991. - № 11. - С. 12-16.
289. Тэйлор Э. Первобытная культура. М.: Горсоцэк. изд-во, 1939. - 567 с.
290. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. - 351 с.
291. Тяжелов В. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европе.- М.: Искусство, 1981.-382 с.
292. Тяжелов В., Сопоцинский О. Искусство средних веков. М.: Искусство, 1975,- 368 с.
293. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.-272 с.295а. Успенский J1. На путях к единству ?//Философия русского религиозного искусства. М.: Прогресс-Культура. - Вып.1.- 1993. - С. 350-374.
294. Уэджвуд К.В. Мир Рубенса// Перевод с англ. JT. Каневского. М.: Терра.- Кн. клуб, 1998. 192 с. с илл.
295. Фейербах JI.A. Против дуализма тела и души, духа и плоти// Избранные философские произведения. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Наука, 1955. - С. 211-238.
296. Феномен человека: Антология. М.: Высшая школа, 1993. - 349 с.
297. Философия истории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996. - С. 272.
298. Философия истории. Антология. М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - 351 с.300а. Философский словарь. М.: Потитиздат, 1954. - 226 с. 3006. Философская энциклопедия. В 5 томах. - Т.2. - М.: Советская энциклопедия, 1962. - 596 с.
299. Флоренский П.А. Иконостас: избранные труды по искусству. Спб.: Русская книга, 1993. - 406 с.
300. Флоренский П.А. Органопроекция// Русский космизм. М.: Педагогика-Пресс, 1993.-С. 149-162.
301. Флоренский П.А. Обратная перспектива.// Сочинения. В 2-х томах. Т.2. -М.: Правда, 1990. С. 43-101.
302. Флоровский Г.В. Метафизические предпосылки утопизма// Вопросы философии. 1990. - № 10 - С. 83-98.
303. Фофанов В.П. Методологическое значение социокультурного подхода в разработке новой концепции советского общества// Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - С. 5-25.
304. Фофанов В.П. Социальная детальность как система. Новосибирск: Наука, 1981.-304 с.
305. Фофанов В.П. Социальная деятельность и теоретическое отражение. — Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1986. 187 с.
306. Фофанов В.П., Вавилин Е.А. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1983, - 199 с.
307. Фофанов В.П., Кругова Т.Г. Социокультурные истоки современного кризиса медицины// Современные интерпретации социокультурных процессов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1994. - С. 122-139.
308. Франк C.J1. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. - 655 с.
309. Франк C.J1. Смысл жизни//Вопросы философии. 1990. -№ 6 - С. 68131.
310. Франк C.J1. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. - 511 с.
311. Хейзинга И. Осень средневековья. -М.: Наука, 1988. 540 с.
312. Чегодаев А.Д. Мои художники. М.: Советский художник, 1974. - 334 с.
313. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха просвещения. - М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
314. Шарден Т. Феномен человека. М.: Наука, 1965.
315. Шелер М. Положение человека в Космосе// Проблема человека в западной философии. -М., 1988. С. 31-90.
316. Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.
317. Шепт Г. История как проблема логики. 11. Вильгельм Дильтей// Два текста о В. Дильтее. М.: Гнозис, 1995. - С. 5-136.
318. Шкуратов В. Историческая психология. Ростов-на-Дону.: Изд-во «Город N», 1994.-288 с.
319. Шлегель Ф. Развитие философии в двенадцати книгах// Эстетика. Философия. Критика. Т. 2. - М.: Наука, 1983. - 396 с.
320. Шнаппер А. Давид свидетель своей эпохи. - М.: Изобразительное искусство, 1980. - 280 с.
321. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.323а.Энциклопедический словарь по культурологии (Ред. А.А. Радугин).1. М.: Центр, 1997.-478 с.
322. Эсколье Р. Матисс.-Д.: Искусство, 1979. 258 с.
323. Эсколье Р. Оноре Домье. -М.: Искусство, 1978. 160 с.
324. Эстетика Ренессанса: Антология. В 2-х томах. Т. 1. - М.: Искусство, 1981.
325. Югай Г.А. Диалектика части и целого. Алма-Ата: Наука, 1965. - 171 с.
326. Юлдашев Л.Г. Искусство: философские проблемы исследования. М.: Мысль, 1981.-247 с.
327. Юм Д. Сочинения. В 2-х томах. Т. 2. - М.: Наука, 1965. - 365 с.
328. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Наука, 1991. - 297 с.
329. Юркевич П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека// Философские произведения. -М.: Правда, 1990. С. 69-103.
330. Языкова И.К. Богословие иконы. М.: Изд-во Общедоступного православного ун-та, 1994. - 336 с.
331. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1977. - 224 с.
332. Ярошевский М.Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. - 575 с.
333. Albertus Magnus. Opera omnia. Т. 12. -Monasteri Westfalorum, 1955.
334. Bergson H. Les deux sources de la morale et de la religion. P., 1932.
335. Deleuze G., Guattari F. Mille plateaux. P., 1980. - 348 p.
336. Die Philosophie in XX. Jahrhundert. Hrsg. von F.Heinemann, 2. Aufl. -Stuttgart, 1963.-S. 268.
337. F. von Schlegel. Die drei Vorlesungen uber die Philosophie des Lebens. -Leipzig.
338. Hoffmeister J. Worterbuch der philosophischen Begriffe. Hamburg, 1955.
339. Klages L. Der Geist als Widersache der Seele. Bd. I. - Leipzig, 1929.
340. Leonardo da Vinci. Bucuresti, 1978. - 64 p.
341. Merleau-Ponti M. Le visible et 1'invisible. P., 1964.
342. Nemesius Emesenus. De natura hominis/ Edidit M.Morani. Leipzig, 1987.
343. Sartre J.-P. L'Etre et Ne'ant. P., 1912.- 584 p.
344. Simmel G. Fragmente und Aufsatze, Munchen, 1923.
345. Studio International. 1970, V. 180, 925, p. 126.
346. Vegas L.C. International gothic art in Italy. Leipzig,1966. - 171 p.