автореферат диссертации по культурологии, специальность ВАК РФ 24.00.02
диссертация на тему:
Становление экологических аспектов культуры

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Фролов, Андрей Вячеславович
  • Ученая cтепень: кандидата культурол. наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 24.00.02
Диссертация по культурологии на тему 'Становление экологических аспектов культуры'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата культурол. наук Фролов, Андрей Вячеславович

ВВЕДЕНИЕ. Стр.2.

ГЛАВА 1. Взаимоотношения экологии и культуры в истории человечества.

§ 1. Определение понятий экологии, культуры и экологической культуры. Стр.5.

§ 2. Проблема своеобразия культуры природопользования. Стр.30.

ГЛАВА 2. Экологический кризис, современная цивилизация и культура.

§ 1. Природа, культура и цивилизация в условиях глобального экологического кризиса. Стр.71.

§ 2. Становление экологических аспектов культуры на современном этапе. - Стр.90.

§ 2.1. Экологизация науки. Стр.93.

§ 2.2. Экологизация нравственности. Стр.100.

ГЛАВА 3. Роль культуры в преодолении экологического кризиса и переходе к цивилизации нового типа.

§ 1. ПqxшeкшвьIпpeодoш^шгJюбaлшoroжoжшчecшroIфизиc^ Стр.107.

§ 2. Эгодагаческая культурами Стр.122.

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по культурологии, Фролов, Андрей Вячеславович

Рассмотрение экологических аспектов культуры приобрело в наше время необычайную остроту. Обострение экологической обстановки в мире представляет для судеб человечества не меньшую, а по соображениям некоторых исследователей даже большую опасность, чем возможные последствия мировой атомной войны. Не проходит дня, чтобы в периодической печати не появлялись статьи о грозящей миру экологической катастрофе. При этом имеются в виду не только возможные последствия неразумных с позиций экологии сегодняшних и завтрашних действий человечества, но и разрывы "экологических мин" замедленного действия, заложенных его предыдущей деятельностью.

Сошлемся на две статьи, опубликованные в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 19 января 2000 г. (Е. Лурье «Экологическая бомба на дне Балтики») и в той же газете от 31 марта 2000 г. (Сергей Коротеев «Неизбежна ли экологическая катастрофа? Балтийские страны ищут решение проблемы затопленного химического оружия»). Б обеих статьях речь идет о серьезных опасностях* таящихся в захороненном после второй мировой войны на дне Балтийского моря, захваченном союзниками у немцев, огромном количестве химического оружия. В статьях приводятся факты и цифры, характеризующие масштабность потенциальной экологической опасности и сегодняшние отрицательные последствия (отравление рыбы, раковые заболевания рыбаков, занимающихся промыслом на Балтике и другие).

Таким образом, обострившаяся экологическая ситуация в мире, граничащая во многих случаях с экологической катастрофой, обусловливает теоретическую и практическую значимость современных экологических проблем, необходимость выявления их содержания и гуманистического значения.

Однако успешное продвижение к разрешению этих проблем во многом тормозится неразработанностью концептуального аппарата, отсутствием четкости в определении основных исходных понятий - экология, культура, экологический аспект культуры и многих других.

Экологические проблемы находятся на стыке естественных, общественных и технических наук и требуют для своего решения общепринятого представителями указанных отраслей науки и однозначно понимаемого языка. Между тем, наблюдается своего рода «вавилонское столпотворение» даже в толковании таких понятий, как "экология" и "культура".

В наше время сам термин "экология" трактуется расширенно и произвольно. Не только журналисты и писатели, но и некоторые учёные предают забвению исходный смысл термина "экология" — как обозначения одной из естественных наук, одной из ветвей биологии. Они толкуют экологию не как определённого рода знание о природе, а как состояние самой природы. Отсюда проистекают рассуждения о "хорошей и плохой" экологии, об "ухудшении" экологии. Понятие экологии часто применяется к описанию общественных явлений, духовной сферы действительности (экология духа, экология культуры). Это положение заставляет задаться вопросом: так что же такое экология в современных условиях? Поискам ответа на этот вопрос посвящена первая глава исследования.

При обсуждении вопроса о месте и роли экологии в системе культуры как целом необходимо иметь в виду и её важное значение в современной научной картине мира, места и роли в ней человека, его неотъемлемости от биосферы и космоса, его теснейшей связи с живой и неживой природой.

Ещё сложнее обстоит дело с понятием "культура". Как справедливо отмечает А.С.Кармин, "культура — не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём такую же важную роль, как понятие массы — в физике или наследственности — в биологии. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу"1. Как справедливо замечают И.Круть и И.Забелин, "в большей мере, чем в понятии общества, внутренние и внешние факторы социального развития подразумеваются в категории "культура". Само это слово, происходящее от латинского "возделывание земли", в определённой мере отражает как бы экологический аспект существования "социального организма", а также определённую историческую его стадию и ступень организации"2.

Автор видит свою задачу в том, чтобы уточнить понятия "экологии" и "культуры" в процессе рассмотрения основных исторических этапов развития культуры и экологии, чему в значительной мере посвящена первая глава.

В целом исследование посвящено выяснению многообразных взаимоотношений экологии и культуры, выявлению экологических аспектов культуры. На протяжении истории человечества существенно менялось понимание как экологии, так и культуры. Поэтому при рассмотрении генезиса этих явлений (и соответствующих понятий) мы будем исследовать их в историко-проблемном плане. Как уже было отмечено, понятия "экологии" и "культуры" трактуются в современной литературе весьма многопланово и произвольно. Автор видит свою задачу не в том, чтобы путём перебора и сопоставления многообразных определений ещё более приумножить число их, но попытаться прийти к содержательному осмыслению на основе истории их становления и развития.

Хотя культурные и экологические отношения человека с природой пронизывают всю историю человечества, но их осмысление как особой сферы социальной реальности произошло только в XVIII и XIX веках. Этому подчинена и структура данного исследования. В первой главе содержится анализ основных понятий темы и история их становления. Вторая глава посвящена рассмотрению взаимосвязи экологии и культуры в современных условиях. В третьей главе содержится исследование роли культуры в

1 Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб, 1997, с.10.

2 Крута И.В.,Забелин И.М.Очерки иеторш представлений о взаимоотношении природы и общества.М.,1988,с10 преодолении экологического кризиса и перспектив перехода цивилизации в качественно новое состояние.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление экологических аспектов культуры"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Обобщение результатов проведённого исследования позволило сделать следующие выводы:

1 .Экологические аспекты присутствовали во всех исторических типах культуры. Они всегда и везде были связаны с другими аспектами культуры -производственными, бытовыми, нравственными, эстетическими и др.

В процессе исторического развития общества на смену стихийному формированию экологических идей и принципов (первый этап) пришло научно обоснованное. До середины XIX века экологии как самостоятельной науки не существовало. Возникнув в недрах биологии и географии, экологические идеи образовали особую сферу знаний (второй этап). С этого времени можно говорить об «экологии» как о науке.

Современный период развития экологии связан с усилением роли человечества в функционировании биосферы. С возникновением антропогенного (социального) круговорота веществ человечество становится глобальной геологической силой (В.И.Вернадский). Возникают новые разделы экологического знания - экология человека, социальная экология, глобальная экология.

Противоречивый характер прогресса приводит к тому, что «покорение природы» превращается в ряде случаев в насилие над ней, а это «бумерангом» ударяет по самому человечеству (экологические катастрофы, повышение уровня заболеваемости в районах, неблагополучных по качеству жизни и др.). Возникает необходимость в развитии прогностических функций экологического знания. В связи с возникновением новых экологических аспектов в культуре происходит переосмысление принципа антропоцентризма. На смену положению о покорении природы приходит представление о необходимости действовать в содружестве с природой. Человек не господин, а дитя природы. Поэтому своё положение в мире и своё отношение к миру и к другим людям он должен строить с учётом законов природы, законов экологии.

2. Нами выявлена необходимость дальнейшего исследования в области становления экологических аспектов культуры. Мы констатируем наличие противоречий между существующими системами ценностей и локальных интересов и экологическими требованиями формирующейся глобальной цивилизации. Как на межгосударственном, так и на внутригосударственных уровнях отсутствуют качественно функционирующие экологические программы. Многие государства демонстрируют старение материально-технической базы производства, углубляется разрыв между уровнями технологического оснащения передовых стран и основной массы государств. Требуется реформирование системы образования с учётом внедрения в общественное сознание системы экологических ценностей. На современном этапе экологический кризис может перерасти в общий кризис культуры, что будет определяться радикальными изменениями в основании самой мировой цивилизации, то есть упадком материальной сферы, разрушением государств, духовной деградацией обществ и необратимыми изменениями во всех сферах общественной жизни.

3. Нами выделены особенности процесса становления экологических аспектов культуры (в условиях глобального экологического кризиса):

• осуществление этого процесса возможно только в условиях коллективной работы человечества и ценой массы разнообразных компромиссов;

• экологическая культура эпохи глобального экологического кризиса предполагает оформление совершенно новой "экологической глобальной парадигмы существования";

• необходимо учитывать традиции, особенности природы и культуры тех регионов, где обитают конкретные народы.

4. Процесс формирования экологической культуры в условиях глобального экологического кризиса возможен при реализации принципов:

• интегративного подхода к становлению экологических ценностей;

• овладения человечеством знаниями обобщённого характера и комплексом общих и специальных природосберегающих умений и навыков;

• осуществления междисциплинарного подхода к изучению экологического кризиса и экологических проблем;

• системного подхода к исследованию проблем функционирования природы и общества;

• культурологического анализа исторических типов природопользования.

5. Исследование показало, что необходим учёт внутренней мотивации, чтобы экологические образовательные мероприятия содействовали становлению и развитию экологически ориентированной личности Экологический воспитательно-образовательный процесс становится значимым для человека в том случае, если он позволяет осуществлять самопознание собственных возможностей, коррекцию жизненных планов и ориентаций с учётом экологических требований.

6. Исследованием определены технологии формирования экологических аспектов культуры. Под технологией понимается совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи экологического опыта, а также техническое оснащение этого процесса. Технологии формирования экологической культуры общества — это совокупность форм, методов и приёмов, используемых в процессе взаимодействия общества и природы для достижения поставленных целей и задач. Они включают воздействие на массовое сознание через деятельность природозащитных общественных организаций, создание сети международных исследовательских экспертных организаций с целью накопления достоверной информации о глобальном состоянии окружающей среды и тенденциях его изменения, смены приоритетов в системах образования в сторону экологизации, формирование нового типа личности, воспринимающего природные и культурные ценности в их неразрывном единстве.

7. Исследование показало, что экологический кризис по сути своей есть явление культуры. Научно-техническая революция, осуществляющаяся на протяжении последних пятидесяти лет, по характеру может быть сравнима с аграрной революцией, в результате которой человеческие предки перешли от охоты и собирательства к использованию сельскохозяйственного производства. Культурный кризис такого масштаба ставит человечество в жесткие условия, когда речь должна идти буквально о выживании и совершенно новых перспективах развития цивилизации. Становление экологических аспектов культуры — признак времени, попытка исследовать возможные направления будущего развития человечества на Земле. Государство, отмечал В.С.Соловьёв, будучи не в состоянии построить рай на земле, должно хотя бы не допустить превращения земли в ад180. Теперь мы вправе сказать это о человечестве в целом.

Таким образом, результаты теоретического анализа подтвердили справедливость выдвинутой нами гипотезы о возможности формирования экологических аспектов культуры в условиях обостряющегося глобального экологического кризиса. Полученные в исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический материал требует дальнейшего развития и уточнения. Дальнейшее исследование проблемы требует продолжения работы, связанной с разработкой основ экологической культуры, внедрением технологий экологического самопознания человечества и эффективного развития системы экологических ценностей.

180 См.: Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997, с. 178.

145

 

Список научной литературыФролов, Андрей Вячеславович, диссертация по теме "Историческая культурология"

1. Агесс П. Ключи к экологии. Л.: Гидрометеоиздат, 1982 - 97 с.

2. Аристотель. История животных. М.: Изд. центр. РГГУ, 1996 527 с.

3. Аристотель. О частях животных. М.: Б.и., 1937.

4. Арманд Д.Л. Нам и внукам. М., 1966.-254 с.

5. Бартольд В. Карл Великий и Харун аль-Рашид. // Христианский Восток. СПб., 1912. Т.1. Вьщ.1.

6. Батищев Г.С. Культура, природа и псевдоприродные феномены. // Проблемы теории культуры. Под ред. Н.С.Злобина. М.: Б.и, 1977. 259 с.

7. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.

8. Бердяев H.A. Новое средневековье: Размышления о судьбе России и Европы. М.: Феникс: ХДС-Пресс, 1991.-81 с.

9. Библиотека иностранных писателей о России. СПб., 1847. Т.2. Ю.Блаватский В. Д. Природа и античное общество. М.: Наука, 1976. 79 с. П.Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования. М.: ТЕИС,1997.-272 с.

10. Боголюбова Е.В. Культура и общество. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1978. 232 с.

11. Боголюбский С.Н. Происхождение и преобразование домашних животных. М.: Сов. наука, 1959. 593 с.

12. Бугровский В.В., Долбилкин Н.П. и другие. Экологические корни культуры. Культура. Народ. Убсунурский Международный центр биосферных исследований. М.:СИМС, 1995. 344 с.

13. Будагов P.A. История слов в истории общества. М.: Просвещение, 1971. -270 с.

14. Будыко М.И. Изменения окружающей среды и смена последовательных фаун. Л.: Гидрометеоиздат, 1982. 77 с.

15. Будыко М.И., Голицин Г.С., Израэль Ю.А. Глобальные климатические катастрофы. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 159 с.

16. Вавилов Н.И. Советская наука и изучение проблемы происхождения домашних животных. // Природа, 1932, №6/7.

17. Василенко Л.И. О мифологических чертах современных философско-экологических представлений. // Проблемы философской методологии. М.: Изд. АН СССР, 1989. -173 с.

18. Вернадский В.И. Биосфера. Л., 1926.

19. Вернадский В.И. Проблемы биогеохимии. М.: Наука, 1980.-320 с.

20. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Кн.2. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1977. -191 с.23 .Вернадский Экология - Ноосфера. М.: Луч, 1994. - 227 с.

21. Виноградов А.П. Введение в геохимию океана. М.: Наука, 1967.

22. Волобуев В.Р. Почвы и климат. Баку: Изд-во Акад наук Азербайдж. ССР, 1953.-320 с.

23. Воробьёв М.В. Чжурчжени и государство Цзин (X в. 1234). М.: Наука, 1975.-448 с.

24. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. 148, 2. с.

25. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 700 с.

26. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. Т.1. Наука логики. 452 с.

27. Герасимов И.П. Гидрометеорологические факторы почвообразования. В сб.: Тепловой и водный режим земной поверхности. Л.: Гидрометеоиздат, 1960. -192 с.

28. Герасимов И.П. Природа и развитие первобытного общества. // "Изв. АН СССР", сер. геогр., 1970, №1.

29. Герасимов И.П.(ред.) Человек, общество и окружающая среда. М.: Мысль, 1973.-439 с.

30. Герцен А.И. Письма об изучении природы. Соч. в 9-ти т. Т.2. М.:Госполитиздат, 1955.

31. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М.:Наука, 1987 180, 2. с.

32. Гирусов Э.В. Система "общество-природа". Проблемы социальной экологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 167 с.

33. Гисматов Ф.А. Генезис и эволюция мира искусственного. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1992 144 с.

34. Гносеологический анализ структуры естественнонаучного знания. Киев: Наукова думка, 1981. 365 с.

35. Голицин Г.С., Гинзбург A.C. Климатические последствия возможного ядерного конфликта и некоторые природные аналоги. М.: Б.и., 1984. -24 с.

36. Горелов A.A. Философия и решение экологической проблемы. // Человек, общество и природа в век НТР. М.: Б.и., 1983.

37. Григорьев A.A. Типы географической среды. М., 1970.

38. Гумбольдт А. География растений. М.: Географгиз, 1936.

39. Гуревич П.С. Культурология. М.: Знание, 1996. -286 с.

40. Давыдов Ю.Н. Человек культура - природа. // Проблемы теории культуры. М., 1977. -259 с.

41. Дарвин Ч. Путешествие вокруг света на корабле "Бигль". М.: Мысль, 1976. -453 с.

42. Доклад 17-го Конгресса Социалистического Интернационала. // Рабочий класс и современный мир. 1989. №6.

43. Докучаев В.В. Учение о зонах природы. М., 1948.

44. Дорст Ж. До того, как умрёт природа. М.: Прогресс, 1968. -415 с.

45. Дювиньо П., Танг М. Биосфера и место в ней человека. Экологические системы и биосфера. М.: Прогресс, 1967. 254 с.

46. Израэль Ю.А. Мирные ядерные взрывы и окружающая среда. JI.: Гидрометеоиздат, 1974. 135 с.

47. Каган М.С. Понятие "культура" в системе философских категорий. В кн.: Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев: Б.и., 1979. -168с.

48. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996.-414, 1. с.

49. Каган М.С. Философская теория ценности.СПб.: Петрополис, 1997. 204, 1.с.

50. Калесник C.B. Общие географические закономерности земли. М.: Мысль, 1970.-283 с.

51. Каразин В.Н. Известия о предвестниках погоды. // Сочинения, письма, бумаги В.Н.Каразина. Харьков, 1910.

52. Катастрофы и история Земли: новый униформизм. М.: Мир, 1986. 471 с.

53. Кацура A.B., Новик И.Б., Фомичёв А.Н. Глобально-экологические аспекты общественного развития. // Взаимодействие общества и природы: Философско-методологические аспекты экологической проблемы. М.: Наука, 1986. 349 с.

54. Кашкаров Д.Н. Основы экологии животных. Л.: Б.и., 1938.

55. Кернер А. Жизнь растений. Т.2. СПб., 1896.

56. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция: Доклад Римского клуба. М.: Прогресс: Изд.фирма "Прогресс-Панагея", 1991. 339 с.

57. Китаев П.М. Культура: Человеческое измерение. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1997. 134 с.

58. Кларк Д.К.Д. Грехэм Д. Доисторическая Европа. Экономический очерк. М.: Изд. иностр. лит., 1953. 332 с.64."Книга" Марко Поло. М.: Географгиз, 1955. 367 с.

59. Ковда В.А.(ред.) Биосфера и её ресурсы. М.: Наука, 1971. 312 с.

60. Ковда В.А. Основы учения о почвах Кн. 1. М.: Наука, 1973. 447 с.

61. Коммонер Б. Замыкающийся круг: Природа, человек, технология. Л.: Гидрометеоиздат, 1974. 279 с.

62. Кармин A.C. Основы культурологии. Морфология культуры. СПб.: Лань, 1997.-512 с.

63. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1957.-240 с.

64. Кочергин А.Н., Марков Ю.Г. Формирование социально-экологического знания. // Проблемы методологии науки. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1985.-273 с.

65. Круть И.В., Забелин И.М. Очерки теории представлений о взаимоотношениях природы и общества. М.: Наука, 1988. 414 с.

66. Кузнецов М.А. Учение В.И.Вернадского о ноосфере и перспективы развития человечества. // Вопросы философии, 1988, №3. С.39-48.

67. Кулагин М.Н. Животные организмы как производительные силы природы. Л.;М., 1925.

68. Культурология. Под ред. Драч В.Е. Ростов-на Дону: Б.и., 1995.

69. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высш. школа, 1990.-351 с.

70. Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: Борьба миров. Нижний Новгород: Изд-во Нижний Новгород, 1994. 200 с.

71. Лавренко Е.М. О фитогеосфере. // Вопросы географии, вып.15. М., 1949.

72. Лапицкий В.В. История и теория науки с позиций культурологии. // Новации в современном научном познании: тезисы научной конференции. Санкт-Петербург, 3-4 февраля 1997 г. С.49-50. СПб.: Б.и., 1997. 53 с.

73. Лапицкий В.В. Наука в системе культуры. Псков, 1994. 135 с.

74. Лосев А.Ф. Античная мифология в её историческом развитии. М.: Учпедгиз, 1957.-620 с.

75. Луццато Дж. Экономическая жизнь Италии. Античность и средние века. М.: Изд. Иностр. лит., 1954. 456 с.

76. Макфедьен Э. Экология животных. Цели и методы. М.: Мир, 1965. 357 с.

77. Мамзин A.C. Биология в системе культуры. СПб.: Лань, 1998. 160 с.

78. Мамзин A.C., Носов В.П. Диалектика естественного и искусственного в познании и преобразовании мира.// Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1990. С.79-98. -201 с.

79. Мамзин A.C., Пуляев В.Т. Естественное и искусственное в познании и преобразовании мира. // Новации в современном научном познании: тезисы научной конференции. Санкт-Петербург, 3-4 февраля 1997 г. С. 13-18. СПб.: Б.и., 1997. 53 с.

80. Мамзин A.C., Пуляев В.Т. Ноосфера и проблема естественного и искусственного. // Общество и природа противники или союзники? Тезисы докладов международной конференции. СПб.: 14-16 окг. 1996, с.12-13.

81. Мамзин A.C., Смирнов В.В. О соотношении биологической и социальной экологии. // Философские науки, №3. 1988.

82. Мамзин A.C., Компанией И.Н. Проблема единства научного знания и её решение В.И.Вернадским. // Научное и социальное значение деятельности В.И.Вернадского. Под ред. акад. А.Л. Яншина. Л.: Наука, 1989.

83. Мамзин A.C., Пуляев В.Т. Человек и кризис современной цивилизации. // Народы содружества независимых государств накануне третьего тысячелетия: реалии и перспективы. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1996. Т.1. -182 с.

84. Маркарян Э.С. Об исходных методологических предпосылках исследования этнических культур. // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван, 1978.

85. Маркарян Э.С. Проблема целостной характеристики предмета истории культуры. // История СССР, 1979, №6.

86. Маркарян Э.С. Теория культуры в системе общественных наук. // Общественные науки, 1976, №3.

87. Марков К.К. Палеогеография.(История землеведения.) М.: Изд-во Моск. унта, 1960.-268 с.

88. Маркович Д.Ж. Социальная экология. М.: Издательство Российского университета Дружбы народов., 1997.-436 с.

89. Матье М.Э. Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М.: Изд. Фирма "Восточная литература", 1996. 325, 1. с.

90. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.: Искусство, 1970. 198 с.

91. Матье М.Э. Что читали древние египтяне 400 лет тому назад. Л., 1936.

92. Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977.

93. Межуев В.М. Предмет теории культуры. // Проблемы теории культуры. М., 1977.-259 с.

94. Мизун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. Троицк-2, Б.Г. (1994). -239с.

95. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. T.l. М.: Прогресс: Изд.фирма "Пангея", 1993.-251, 1.с.

96. Мир в начале 80-х: Факты и цифры по актуальным международным проблемам. Прага: Мир и социализм; М.: Международные отношения, 1982. -160 с.

97. Мир в становлении. Размышления о новом международном экономическом порядке. Париж, ЮНЕСКО, 1976. 147 с.

98. Мир в условиях мира. Всеобщая безопасность в XXI в. (Доклад Комиссии Пальме). М., 1990. 18 с.

99. Мнение А.П.Богданова об акклиматизации животных. // Акклиматизация. 1860 Т.1. Вып. 12.

100. Моисеев H.H. Алгоритмы развития. М.: Наука, 1987. 304 с.

101. Моисеев H.H. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политический анализ. М., 1994.

102. Моисеев H.H. Человек и биосфера: Опыт системного анализа и эксперименты с моделями. М.: Наука, 1985.-271 с.

103. Моисеев H.H. Человек и ноосфера. М.: Молодая гвардия, 1990. 351 с.

104. Моисеев H.H. Экология и образование. М.: ООО "Юнисам", 1996. 190,

105. Монтень М. Опыты. М.: Правда, 1991. 656 с.

106. Морозов Г.Ф. Учение о лесе. СПб., 1912.

107. Назаретян А.П. Интеллект во Вселенной. М.: Недра, 1991. -222 с.

108. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. 360 с.

109. Никольский Г.В. Экология рыб. М.: Высшая школа, 1974. 367 с.

110. Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Academia, 1999. 640 с.

111. Одум Ю. Экология: в 2-х т. Т.1. М.: Мир, 1986. 326 с.

112. Опарин А.И. Возникновение жизни на Земле. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -458 с.

113. Очерки по истории экологии. М.: Наука, 1970. 291 с.

114. Очерки социальной антропологии. СПб.: Петрополис, 1995. 154 с.

115. Паллас П. Описание растений государства российского с их изображением. 4.1. СПб., 1786.

116. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985. 312 с.

117. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории.Проблемы палеопсихологии. М.: Мысль, 1974. 487 с.

118. Природа в культуре Возрождения. М.: Наука, 1992. 237 с.

119. Природа и антропический фактор. Нукус: Каракалпакстан, 1992. 328 с.

120. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева. Центр "За наше общее будущее". 1993.

121. Рак И.В. Мифы Древнего Египта. СПб.: Петро-РИФ, 1993. 270 с.

122. Редер Д.Г. Попытки акклиматизации чужеземных культурных растений в Древнем Египте. // Учёные записки МГПИ. Т.14. Вып.1.1950.

123. Реймерс Н.Ф. Надежды на выживание человечества: Концептуальная экология. М.: Изд. центр" Россия молодая", 1992. 366 с.

124. Реймерс Н.Ф. Начала экологических знаний. М.? 1993.

125. Реймерс Н.Ф. Экология: Теории, законы, правила, принципы и гипотезы. М.: Россия молодая, 1994. 365 с.

126. Римская сатира. М.: Изд-во Художественная литература, 1989. 514, 2.с.

127. Сагатовский В.Н. Без борьбы мы не можем.(Рецензия на книгу В.А.Кутырёва "Естественное и искусственное: борьба миров".) // Гуманитарий. Ежегодник №1.С. 282-286. СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1995. -312 с.

128. Северцев С.А. Динамика населения и приспособительная эволюция животных. М.: Изд. АН СССР, 1941.

129. Сен-Марк Ф. Социализация природы. М.: Прогресс, 1977.

130. Смирнов Ю.А., Сидоров B.C. Экологизация мышления: От прагматизма к совести? // Философские социальные аспекты взаимодействия современной биологии и медицины. М., 1982. 196 с.

131. Современная буржуазная философия. М.: Высшая школа, 1978. 528 с.

132. Соколов В.Е., Пузаченко Ю.Г. Методологические проблемы современной экологии и её связь с медициной. // Биология и медицина: Философские и социальные проблемы взаимодействия. М.: Б.и., 1985.

133. Соколов Э.В. Культурология. М.: Интерпракс, 1994. 269, 2. с.

134. Соколова З.П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. 214 с.

135. Соловьёв B.C. Сочинения в 2-х т. М.: Правда, 1989.

136. Солонин Ю.Н., Дудник С.И. К проблеме онтологической данности культуры. Вестник Санкт-Петербургского университета, серия 6, выпуск 4, 1994.

137. Сочава В.Б. Геотопология как раздел учения о геосистемах. В кн.: Топологические аспекты учения о геосистемах. Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1974. -293 с.

138. Стадницкий Г.В., Родионов А.И. Экология. СПб.: Химия, С.-Петерб. Отд-ние, 1997.-238, 2. с.

139. Сукачёв В.Н. Биогеоценология и фитоценология. "ДАН АН СССР", т.47, №6,1945.

140. Сукачёв В.Н. Основные понятия лесной биоценологии. В кн.: Основы лесной биоценологии. М.: Наука, 1964. 574 с.

141. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: Гнозис, 1994. -208 с.

142. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Прогресс, 1967. 267 с.

143. Тимирязев К.А. Точно ли человечеству грозит близкая гибель. Собр. соч. в 10 т. М., 1937.

144. Токарев С.А. Народные обычаи календарного цикла в странах зарубежной Европы // Сов. этнография. 1976. №6.

145. Токарев С.А. Что такое мифология? В кн.: Вопросы истории религии и атеизма. М.: Изд-во АН СССР, 1962. 404 с.

146. Тюрюканов А.Н. Биосфера и человечество. М.: Знание, 1973. 64 с.

147. Уэйскел Т.С. Природа, культура и экология в традиционных представлениях некоторых народов Африки. // Культуры. Диалог народов мира. №2. 1985.

148. Уайт JI.A. Концепция эволюции в культурной антропологии. // Антология исследований культуры. Т.1.С.536-558. СПб.: Университетская книга, 1997. -728 с.

149. Уатт К. Экология и управление природными ресурсами. Количественный подход. М.: Мир, 1971.-463 с.

150. Уголев A.M. Естественные технологии биологических систем. Л.: Наука, 1987.-317 с.

151. Файнбург З.И. К вопросу о понятии культуры и периодизации её исторического развития: Некоторые проблемы методологии. // Общественные науки, 1976, №3.

152. Файнбург З.И. Культура и история. // Проблемы теории культуры. М.: Б.и., 1977.-259 с.

153. Фёдоров Е.К. Взаимодействие общества и природы. JL: Гидрометеоиздат, 1972.-88 с.

154. Флоренский П.А. Итоги. // Эстетические ценности в системе культуры. М.:Б.и., 1986.-152 с.

155. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1991. -181 с.

156. Фоули Р. Ещё один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека. М.: Мир, 1990. 367 с.

157. Фридман Э.П. Приматы. Современные полуобезьяны, обезьяны и человек. М.: Наука, 1979. 209 с.

158. Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: работы разных лет. М.: Политиздат, 1989. 559 с.

159. Фролов И.Т. Философия глобальных проблем. // Вопросы философии. 1980. №2. С. 29-44.

160. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки. Проблемы и дискуссии. М.: ИПЛ, 1986.-399 с.

161. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. М.: Политиздат, 1980. 831 с.

162. Ханова О.В. Культура и деятельность. Саратов: Изд-во Саратовского унта, 1978. 75 с.

163. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. -459 с.

164. Хёсле В. Философия и экология. М.: Изд. фирма АО "Ками", 1994. 192с.

165. Хильми Г.Ф. Основы физики биосферы. JL: Гидрометеоиздат, 1966. -300с.

166. Хозин Г.С. В защиту планеты. М.: Знание, 1974. 64 с.

167. Цветаева М.И. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения. // Цветаева М.И. Сочинения: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1980, Т.1.-575 с.

168. Чайльд Г. Древнейший Восток в свете новых раскопок. М.: Изд. иностр. лит., 1956.-383 с.

169. Шаронов В.В. Основы социальной антропологии. СПб.: Лань, 1997. -192с.

170. Шварц С.С. Эволюционная экология животных. // Труды ин-та экологии растений и животных, вып.65,1969.

171. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992. 573 с.

172. Швейцер А. Культура и этика. М.: Прогресс, 1973. 343 с.

173. Швейцер А. Жизнь и мысли. М.: Изд-во Республика, 1992. 527, 1. с.

174. Шилин К.И. Экологическая революция в науке. Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М., 1980.

175. Шмидт П.Ю. Домашняя птица и её история. М.; Л.: Б.и., 1927.

176. Щапов А.П. Естествознание и народная экономия. Казань: Б.и., 1906.

177. Щапов А.П. Историко-этнографическая организация русского народонаселения. Собр. соч. Т.2. СПб. 1906.

178. Экологическая альтернатива: Истоки беды. Знаки беды. М.: Прогресс, 1990.-799 с.

179. Экологическая антология. Москва-Бостон: Моск. журналист, 1992. -267,3. с.

180. Экологическая проблема в современной глобалистике. М.: Знание, 1985. -64 с.

181. Экологические очерки о природе и человеке. М. Прогресс, 1988. -639, 1.с.

182. Экология и религия. М.: Луч, 1994.

183. Юнг К.-Г. Психологический комментарий к Тибетской книге мёртвых. // Тибетская книга мёртвых. М.: Двойная звезда, Фаир, 1994. 224 с.

184. Яблоков A.B., Юсуфов А.Т. Эволюционное учение. М.: Высшая школа, 1981.-343 с.

185. Ясперс К. Современная техника. В сб.: Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.-451 с.

186. Bahra R. Logic der Rettung. Stuttgart; Wien: Weltbrecht, 1987. - S. 19.

187. Becker E., Jahn T. Soziale Ökologie als Krisenwissenschaft. Frankfurt-am-Main, 1989.

188. Claus G., Baiander К Ecological Sanity. N.Y., 1977. P.86-95.

189. Die stadtmonstren der dritten Welt: Rep. Über die unregierboren Metropolen // Spiegel. Hamburg, 1989. - 10. Aug. - Jg.43, N 33. - S.134-135.

190. Elton C. Animal ecology. Sidgwick & Jackson Ltd., 1927.

191. Elton С. Animal ecology and evolution. Clarendon Press. Oxford, London, 1930.

192. Gabor D. et al. Beyond the Age of Waste. A Report to the Club of Rome. Oxford, 1978.

193. Haar E. Aktuelle Verkehrsprobleme ein Überblick // Gewerkschaftliche Monatshefte. - Düsseldorf; 1988. - Jg. 39, №. 9. - S. 526-527.

194. Haeckel E. Antropologie oder Entwickelungsgeschichte des Menschen. Leipzig, Engelmann Verl. 1874.

195. Haeckel E. Ueber Entwickelungsgang und Aufgabe der Zoologie (Rede gehalten beim Eintritt in die philosophische Fakultät zu Jena am 12 Januar 1869). Jenaische Z. Medicin und Naturwissenschaft, 1870. Bd. V. S. 353-370.

196. Hofrichter Y. Evolution of environmental attitudes in European Community // Scand Polit: Stud. Vol. 13. N 2. 1990. P. 119-146.

197. Holbrook D. Deep Ecology: Fact, Value, or ideology? // Methodology and Science. Vol. 23. N 3.1990. P.130-141.

198. Kluckhorn Fl., Strodtbeck Fl. Variation in Value Orientations. Evenston; New York, 1961.

199. Kudlec E. Realistische Ethik. Verhaltenstheorie und Moral der Arterhaltung. Berlin, 1976. S. 144.

200. Laek D. The natural regulation of animals numbers. Oxford, 1954.

201. Mankind at the Turning Point. The Second Report to the Club of Rome. Ed. By M.Mesarovic, E.Pestel. New York, 1974.

202. Meadows D. et al. The Limits to Growth. A Report for the Club of Rome's Project on Predicament of Mankind. New York, 1972.

203. McGinn T. Ecology and Ethics // International Philosophical Quarterli. 1974. №2.

204. Moran E.F. Human Adaptibility: An Introduction to Ecological Antropology. -North Scituate, Massachusetts, 1979. P. 101.

205. Odum E.P. Fundamentals of Ecology. 3 ed. W. B. Sanders Company. Phyl. London Toronto, 1971.

206. Odum T. Environment, Power and Society. Wiley Interscience. N.Y. -London - Sydney - Toronto, 1971.

207. Petrizkij W. Natur als Objekt der Moral // Rundbrief Albert Schweitzer Kommitee in der DDR. Dresden, 1981.

208. Pollack J.B., Toon O.B., Ackerman T.R. Enviromental effects of an impact generated dust clouds implications // Science. 1983.Vol.219.№ 4582. P.287-289.

209. Rüssel D.A. The mass extinction of the late mesozoic // Sei. Amer. 1982. Vol. 246. N.l, P. 48-55.

210. Schütt B. Die Stadt-Postmoderne Inszenierung oder sozialökologische Erneuerung? // Gewerkschaftliche Monatshefte. Düsseldorf 1988. - Jg. 39, №. 9.-S. 519.

211. Steward J.H. Theory of Culture Change. Urbane, 1955. - P.36-41.

212. Teihard de Chardin. Hymne de F Uni vers // Teihard de Chardin. Ouevres. P., 1963. T. 5. P. 100,117-118.159

213. Tiiibergen J. et al. Reshaping the International Order. A Report to the Club of Rome. New York, 1976.

214. Umweltschutz ein Jobknüller // Spiegel. - Hamburg, 1989. - 17. Apr. - Jg. 43, № 16.-S. 93.