автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Становление и развитие государственных профессиональных театров в 1917 - 1941 гг.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие государственных профессиональных театров в 1917 - 1941 гг."
На правах рукописи
ХАЙРЕТДИНОВА Наталья Эдуардовна
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ В 1917—1941 гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ТЕАТРОВ г. УФЫ)
Специальность 07.00.02 — Отечественная история
6 НОЯ 2014
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук
Оренбург 2014
Работа выполнена на кафедре туризма и гостеприимства ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
Научный руководитель Матвеева Любовь Дмитриевна,
доктор исторических наук, доцент
Официальные оппоненты: Каримов Кави Каримович,
доктор исторических наук, профессор кафедры истории Отечества и культурологии ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет»
Биишев Ильдар Нариманович,
кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»
Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный
нефтяной технический университет»
Защита состоится 26 декабря 2014 г. в 12 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.180.03 при ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460014, Оренбург, ул. Советская, 19, ауд. 333.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» по адресу: 460014, Оренбург, ул. Советская, 19.
Текст автореферата и объявление о защите размещены на сайте ВАК РФ www.vak.ed.gov.ru 24 октября 2014 г.
Автореферат разослан 24 октября 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук, доцент
Е. А. Солонченко
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В современном российском обществе активно обсуждаются кризисные нравственные явления, связанные с коммерциализацией культуры. Имеет место распространение псевдокультурных ценностей, в том числе транслируемых извне, противоречащих многовековым национальным традициям народов России. В связи с этим актуальными стати вопросы ответственности творческого сообщества за свою деятельность, его взаимодействия с властью, популяризации художественного наследия народов России. Значение проблемы подчеркнуто Правительством Российской Федерации, которое объявило 2014 год Годом культуры.
Большое влияние на духовно-нравственный облик общества оказывает театр. Он образно отражает жизнь, воспитывает чувства, отношение к явлениям и событиям, моделирует манеру поведения в различных ситуациях. Сила и качество воздействия театра на общественное сознание зависят от целей и содержания сценических произведений, профессионализма драматургов и исполнителей, а также от широты и активности зрительской аудитории.
В настоящее время во всех регионах страны развернуты дискуссии вокруг проекта основ государственной культурной политики, в котором функции театра рассматриваются в контексте общегосударственных задач: сохранения единства многонационального российского общества, отражения культурного своеобразия регионов страны, стимулирования активности культурной жизни в регионах. Культурное наследие, согласно проекту, рассматривается как непрерывный процесс осмысления и пополнения. Необходимость обеспечения преемственности поколений в театральном деле отмечена и в Государственной программе Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы. Соответственно актуарной задачей современности является изучение, сохранение и развитие театральных традиций народов России, в частности историческое познание своеобразного опыта становления национальных профессиональных театров в Республике Башкортостан и ее столице Уфе.
Объект исследования: государственные профессиональные театры г. Уфы.
Предмет исследования: становление и развитие русского и башкирского профессиональных театров Уфы: партийно-государственное управление театрами, кадровое и репертуарное обеспечение театральных трупп.
Хронологические рамки исследования ограничены 1917—1941 годами. Нижняя граница связана с начавшимися после Октябрьской революции 1917 г. преобразованиями в культурно-просветительской сфере. Становление и развитие театров г. Уфы осуществлялось в соответствии с государственной культурной политикой периодов «военного коммунизма», нэпа, социалистической реорганизации
народного хозяйства СССР. Верхняя граница исследования обусловлена завершением мероприятий по организации деятельности профессиональных уфимских театров, а также началом Великой Отечественной войны и изменением задач государственной культурной политики.
Территориальные рамки исследования ограничены Уфой. Территориальная локализация обусловлена рядом причин. За исследуемый период изменился общественно-политический статус Уфы. Город из центра одной из восточных губерний превратился в столицу Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики (БАССР). Старейший и крупнейший город губернии (республики) первым в крае начал и осуществил формирование театральных трупп, укомплектованных профессиональными кадрами. Культурное строительство в Уфе было связано с демографическими, социальными и экономическими факторами, которые отличались от действующих в других районах Башкирии.
Степень изученности темы. В процессе работы над диссертацией изучены труды по истории культурных преобразований в России после Октября 1917 г., в том числе посвященные вопросам возникновения и становления советского театра. В исследовании проблемы выделено три периода: с 1917 г. до середины 1950-х годов, с середины 1950-х годов до конца 1980-х годов, с 1990-х годов по настоящее время.
Начало изучению сущности, задач, значения культурных реформ в стране Советов, деятельности Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса, НКП) РСФСР, общественных функций, организационных, репертуарных и других проблем театра, борьбы с буржуазным инакомыслием было положено организаторами и участниками событий: председателем Совета Народных Комиссаров (Совнаркома, СНК) РСФСР В. И. Лениным1, народным комиссаром (наркомом) просвещения А. В. Луначарским^, председателем Главного политико-просветительного управле-
1 Ленин В. И. Шаг вперед, два шага назад (Кризис в нашей партии) // Поли. собр. соч. : в 55 т. М., 1959. Т. 8. С. 185—414; Его же. Партийная организация и партийная литература // Поли, собр. соч. М., 1960. Т. 12. С. 99—105; Его же. Материалы по пересмотру партийной программы // Полн. собр. соч. М., 1962. Т. 32. С. 135—162; Его же. Как организовать соревнование? // Полн. собр. соч. М., 1962. Т. 35. С. 195—205; Его же. Маленькая картинка для выяснения больших вопросов // Полн. собр. соч. М, 1963. Т. 37. С. 407—'»11; Его же. Национальный вопрос в нашей программе // Полн. собр. соч. M., 1967. Т. 7. С. 233—242; Его же. Речь на 1 Всероссийском съезде Советов Народного Хозяйства 26 мал 1918 г. // Полн. собр. соч. М, 1969. Т. 36. С. 377—386; Его же. О социалистических финансах. M., 1971.
2 Луначарский А. В. Искусство и революция : сб. статей. М., 1924; Его же. Театр и революция. М., 1924; Его же. О театре. Л., 1926; Его же. О театральном строительстве // Политпросветрабога и театр. М., 1927; Его же. Театр сегодня. М. ; Л.. 1928; Его же. Значение искусства с коммунистической точки зрения // Новый мир. 1966. № 9. С. 233—236: Его же. Принципы художественной политики в России // Там же. С. 240—244; Его же. Об изобразительном искусстве. М, 1967; Его же. О массовых празднествах, эстраде и цирке. M., 1981 ; Его же. Об искусстве : в 2 т. Т. 2. М., 1982.
ния (Главполитпросвета) Н. К. Крупской1, профессором Московского государственного университета (МГУ) П. С. Коганом2. Большинство публикаций этого периода формировало общественное мнение о роли партии в культурном строительстве, значении культурного наследия, художественности и примитивности на отечественной сцене. Научные исследования по различным вопросам, связанным с историей и теорией художественной культуры, освещались в выпусках журнала «Искусство», издаваемого в 1923—1928 гг. Государственной академией художественных наук (ГАХН)3. Результаты анализа состояния художественной культуры Башкирии в 1920-е годы и в первой половине 1930-х годов впервые были опубликованы в юбилейном сборнике «Культурное строительство Башкирии за 15 лет (1919— 1934 гг.)»а, в котором деятельности уфимских театров посвящены статьи «Русский театр в Башкирии» художественного руководителя русского театра А. В. Андреева; «Театр и драматургия за 15 лет» художественного руководителя башкирского театра М. А. Магадеева.
В 1940-е годы опыт культурной революции в Башкирии не обобщался, в литературе представлены отдельные факты по теме, преимущественно о достижениях советской творческой интеллигенции5.
Изучение сущности, задач, хронологических рамок культурной революции в СССР активизировалось во второй половине 1950-х годов. Исследовались отдельные направления культурной жизни, некоторые вопросы политики государства в области художественной культуры; отмечались достижения творческого сообщества после Октября 1917 года6.
Расширение тематики исследований по истории советской культуры произошло в 1960—1980-е годы. Появились труды, посвященные проблеме взаимообогащения
1 Крупская Н. К. Избранные произведения. М., 1988; Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. Об эстетике и эстетическом воспитании / сост. К. М. Долгов, Н. А. Кормин. М., 1988.
2 Коган П. С. В преддверии грядущего театра. М, 1921; Его же. О задачах Академии и ее журнала // Искусство. 1923. № 1. С. 5—12; Его же. Наши литературные споры. К истории критики Октябрьской эпохи. М., 1927.
3 Искусство. М„ 1923. № 1; 1925. Л» 2; 1927.Т. 3, кн. 1-4; 1928.Т.4, кн. 1/2—3/4.
'Культурное строительство Башкирии за 15 лет (1919—1934 гг.) : юбилейный сб. Уфа,
1934.
5 Кузыев Р. У. Рост культуры Башкирской АССР за 22 года Советской власти // Социалистическое хозяйство Башкирии. 1941. Л» 4. С. 36—49; Емасов Д. Искусство Башкирии // Печать, художественная литература и искусство. Уфа, 1944. С. 27—36; Кузыев Р. У. Башкирское искусство за 30 лет // Рассвет просвещения и культуры Башкирии. Уфа, 1947. С. 17—24.
6 Ким М. П. 40 лет советской культуры. М, 1957; Его же. Советская культура. М., 1957; Его же. О закономерностях культурней революции // Вопр. истории. 1960. № 5. С. 3—22; Его же. Великий Октябрь и культурная революция в СССР. М., 1967; Журов А. Е. Великая культурная революция. Минск, 1964; Генкина Э. О ленинских методах вовлечения интеллигенции в социалистическое строительство // Вопр. истории. 1965. № 4. С. 21—42.
национальных культур народов СССР и своеобразия нации как субъекта культуры1. Была проведена аналитическая работа по определению сущности национальной культуры. В трудах С. Шермухамедова, М. С. Джунусова и других центральной стала идея добровольного и взаимовыгодного сближения национальных культур «во имя укрепления дружбы народов, в целях строительства коммунизма»2. Этот материал важен для понимания общественно-политической обстановки, на фоне которой в Уфе происходило становление и развитие двух национальных культур.
Изучению процесса профессионализации провинциальных театров способствовали работы авторов, в которых особое внимание уделялось проблеме формирования советской интеллигенции. Исследованы взаимоотношения власти и буржуазной интеллигенции на разных этапах культурного строительства, становление профессионального образования в целях подготовки кадров из рабоче-крестьянской среды3.
Ряд научных трудов опубликован В. Т. Ермаковым, в них проанализированы проблемы столкновения коммунистической и буржуазной идеологий, отклонение линии Пролеткульта от линии партии, а также сформулированы направления, требующие научного анализа4. Важными историографическими источниками являются труды А. Н. Анастасьева, М. Д. Бочарова и других, в которых всесторонне исследован конфликт традиции и новаторства в искусстве и доказана своевременность театрального эксперимента в 1920-е годы5.
Большую исследовательскую работу провели театроведы Я. В. Ратнер, А. 3. Юфит, Г. А. Хайченко, Д. И. Золотницкий и др.6 Материалы их трудов об особен-
1 Шермухамедов С. Расцвет и сближение национальных культур народов СССР. М.. 1974; Джунусов М. С. Сближение советских национачьных культур и развитое общенародного двуязычия // Национальный язык и национальная культура. М., 1978. С. 46—62; История театроведения народов СССР: очерки ( 1917— 1941 ). M, 1985.
2 Джунусов М. С. Указ. соч. С. 48, 50.
3 Федюкин С. А. Советская власть и буржуазные специалисты. М., 1965; Его же. Художественная интеллигенция в первые годы советской власти // История СССР. 1969. № 1. С. 18—20; Его же. Великий Октябрь и интеллигенция. М., 1972; Его же. Борьба Коммунистической партии с буржуазной идеологией в первые годы нэпа. М., 1977; Его же. Партия и интеллигенция. М., 1983; Ермаков В. Т. Формирование творческих организаций художественной интеллигенции (1917 — конец 1930-х годов) // Великий Октябрь и опыт культурного строительства в СССР. М., 1987.
* Ермаков В. Т. Идейная борьба на культурном фронте в первые годы Советской власти // Вопр. истории. 1971.№ U.C. 16—31; Его же. Советская культура как предмет исторического исследования // Вопр. истории. 1973. № U.C. 20—33; Его же. «Военный коммунизм» и культурное строительство во второй половине 1918г. —начате 1921 г.//История СССР. 1974. №6. С. 136—149.
5 Бочаров М. Д. Революция. Драматургия. Театр. Ростов-на-Дону, 1984; Анастасьев А. Н. Театр и время. M., 1985; История театроведения народов СССР: очерки (1917—1941). М., 1985; Страницы истории советской художественной культуры (1917—1932). М„ 1989.
6 Ратнер Я. В. Из истории советского театра (1917—1919 гг.) // История СССР. 1962. № 6. С. 115—125; Хайченко Г. А. Страницы истории советского театра. М., 1965; Его же. Ленин и со-
ностях взаимоотношений бывших императорских театров и власти, мотивов актерского саботажа, обстоятельств свертывания противостояния помогли осветить причины затянувшейся подготовки к национализации театров.
Изучение истории уфимского театра было начато режиссером и театральным критиком С. В. Волковым-Кривушей1. Теме развития национальной театральной культуры и формирования художественного образования в 1920—1930-е годы посвящены труды С. С. Саитова, Ф. Л. Саяхова и др.2 В общих чертах становление в Уфе театрального искусства показано в коллективной монографии «История Уфы. Краткий очерк»3. Среди региональных факторов, оказавших влияние на деятельность театра, особое место занимает реформирование башкирского языка, имевшего государственный статус. Исследования показали, что эта тема изучена подробно4. Советскими авторами освещались причины перехода башкирского театра к передвижной деятельности5, однако сделанные выводы в настоящий момент требуют пересмотра.
Необходимые материалы для сравнительного анализа по теме исследования почерпнуты из монографий, освещающих процессы развития театрального дела в территориально близких областях6.
ветский театр. М., 1970; Юфит А. 3. В дни рождения советского театра // Театр. 1970. № 3. С. 3— 10; Абалкин Н. А. Театральная хроника. М., 1975; Золотницкий Д. И. Зори театрального Октября. Л., 1976; Хайченко Г. А. На сцене — герои революции (К 60-летию Великого Октября). М., 1977; Юфит А. 3. Революция и театр. Л., 1977; Золотницкий Д. И. Будни м праздники театрального Октября. Л., 1978; Абалкин Н. А. Рассказы о театре. М., 1981; Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. М., 1982; Золотницкий Д. И. Академические театры на путях Октября. Л., 1982.
' Волков-Кривуша С. В. Русский театр драмы в Уфе. Уфа, 1959; Его же. Башкирский театр // История советского драматического театра : в 6 т. Т. 4. М., 1968; Его же. Башкирский Государственный Академический театр драмы. Уфа, 1969; Его же. Башкирская АССР //Советский театр. Документы и материмы. Театр народов СССР. 1917—1921 гг. Л., 1972.
2 Саххов Ф. Л. Осуществление ленинского плана построения социализма в Башкирии (1926—1937 гг.). Уфа, 1972; Сайранов X. С. Культурные преобразования в Башкирии в период социалистического строительства (1917—1958 гг.) // Социально-экономические и культурные преобразования в Башкирской АССР. Уфа, 1979. С. 34—52; Сайтов С. Три строки Мухаммаса: О некоторых чертах башкирской режиссуры // Многоязыкий театр России. М., 1980.
3 История Уфы. Краткий очерк. Уфа, 1981.
4 Очерки истории башкирского литературного языка /' Э. Ф. Ишбердин, Р. X. Халикова, И. Г. Галяутдиков, 3. Г. Ураксин.М., 1989.
5 Магадеев М. А. Театр и драматургия за 15 лет // Культурное строительство Башкирии за 15 лет: юбил. сб. Уфа, 1934. С. 102—106; Очерки по истории Башкирской АССР : в 2 т. Т. 2. Советский период. Уфа, 1966; Саяхов Ф. Л. Указ. соч.
6 Культурная революция на Урале. Свердловск, 1966: Панфилов А. П. Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры. Свердловск. 1965; Его же. Театральное искусство Урала. 1917—1967 гг. Свердловск, 1967; Илялова И. И. Театр им. Камала. Казань, 1986.
Вопросы взаимоотношений театра и власти, формирования Наркомпроса РСФСР и партийной структуры управления сферой искусств нашли отражение в монографиях М. Б. Кейрим-Маркус, Г. И. Ильиной, А. С. Павлюченкова, Т. П. Коржихиной, С. А. Галина1.
В советский период было положено начало комплексному исследованию . культурных процессов в стране и выработке методологического подхода к изучению культуры как системы. В середине 1970-х годов соответствующую задачу поставил перед отечественными учеными М. П. Ким2. В 1985 г. под его редакцией была написана коллективная монография ученых Института истории СССР АН СССР «Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры (1917—1927)»3. В книге проанализированы различные компоненты художественной культуры: профессиональное искусство, художественная самодеятельность и народное творчество; освещена деятельность пролетарских и непролетарских творческих союзов и т. д. Имеются краткие сведения о развитии национальных культур. Продолжением этого труда является коллективная монография «Советская культура в реконструктивный период. 1928—1941», в которой главное внимание уделено руководящей роли ВКП(б) и государства в развитии советской культуры4.
После распада СССР ученые получили доступ к ранее недоступным архивным материалам. Это обстоятельство обусловило расширение тематики исследования вопросов культурного строительства.
В ряде работ содержатся ответы на неизученные или малоизученные вопросы истории5. Объяснить многие явления культурной жизни после Октября 1917 г. позволили труды, в которых имеются свидетельства того, что реакция масс на переворот оказалась неожиданной для большевистских лидеров и принявших революцию
1 Кейрим-Маркус М. Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917 — середина 1918 г.). М., 1980; Ильина Г. И. Культурное строительство в Петрограде. Октябрь 1917—1920 гг. Л., 1982; Павлюченков А. С. Партия, революция, искусство (1917—1927). М„ 1985; Хоржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М., 1986; Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской в пасти (1917—1925). М„ 1990.
2 Ким М. П. О культуре как предмете исторического изучения // Вопр. истории. 1974. №11. С. 32—38; Его же. М. П. Главная задача — создать обобщающий труд по истории советской культуры // История СССР. 1976. № 5. С. 240—243.
3 Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры (1917—1927). М„ 1985.
4 Советская культура в реконструктивный период. 1928—1941. М., 1988.
'Трудные вопросы истории: Поиски, размышления. Новый взгляд на события и факты. М.. 1991; Неизвестная Россия. XX век/сост. В. А. Козлов, С. М. Завьялов. М, 1992; Россия: государственные приоритеты и национапьные интересы. М, 2000; Ратьковский И. С. История Советской России. СПб., 2001; Кононенхо Б. И. Культура. Цивилизация. Россия. М., 2003.
представителей творческой интеллигенции. Этой теме посвящены статьи Т. В. Беловой, А. К. Соколова, Б. В. Аксенова1. Большой интерес представляют работы, хронологически ограниченные рамками одного из рассматриваемых нами периодов: нэпа2 и установления тоталитарного режима3. Анализ представленных в этих публикациях материалов объясняет ряд решений партийно-государственного аппарата по организации культурно-просветительской работы.
Культурная политика 1930-х годов освещена в научных и научно-популярных изданиях. Состояние искусства под влиянием жестких идеологических установок описано в работах Б. И. Кононенко, М. X. Янборисова и др.4 В последние десятилетия дана критическая оценка художественному методу, единственному из разрешенных в 1930-е годы для описания современности, — социалистическому реализму5. Информативная насыщенность характеризует книгу Б. В. Соколова'.
1 Белова Т. В. Накануне культурного кризиса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. История. 1991. № 4. С. 3—10: Соколов А. К. Наука, искусство и социальные реалии минувшего столетия // Отеч. история. 2002. № 1. С. 60—72; Аксенов Б. В. 1917 год в художественном восприятии созремен-ников//Огеч. история. 2002. № I. С. 96—101.
2 Голотик С. И., Данилин А. Б., Евсеева Е. Н., Карпенко С. В. Советская Россия в ¡920-е гг.: нэп, власть большевиков и общество // Новый исторический вестник. 2000. № 2. С. 122—181; Нэп: экономические, политические и социокультурные аспекты. М., 2006; Дроздков А. В. Итоги нэп сквозь призму современной историографии // Инновационное образование и экономика. 2007. Т. 1, N» 1-1. С. 82—87; Скрыпников А. В. Нэп: столкновение тенденций в государственном строительстве // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. История и политические науки. 2009. Кч 1. С. 121—126; Трейбша С. К. Нэп и проблема хозяйственных субъектов в работах лидеров РКП(б) в начале 20-х гг. XX в. // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2. С. 49—56; и др.
3 Волкогонов Д. А. Триумф и трагедия. Политический портрет И. В. Сталина : в 2 кн. Кн. 1. М., 1990; История России: XX век. Курс лекций по истории России. Вторая половина XIX в. — XX в. Екатеринбург, 1993; Сахаров А. Н. 1930: год «коренного перелома» и начало большого террора // Вопр. истории. 2008. № 9. С. 40—70; Зелянская H. J1., Гавенко А. С., Белоусов К. И. Медиаобраз Иосифа Сталина как гипертекст // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. 2009. № 11. С. 73— 79; Лейтес Н., Бернаут Э., Гартхофф Р. Сталин глазами политбюро //' Политическая лингвистика. 2009. № 29. С. 146—154; Иванов Н. С. «Новый курс» И. В. Станина в середине 1930-х годов // Преподавание истории в школе. 2011. № 4. С. 21—25; Кузнецов С. В. Некоторые страницы репрессий 1930-х годов в Башкирской АССР /У Вестн. ВЭГУ. 2011. № 6. С. 87—92; и др.
4 Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С. История русской культуры. М., 1990; История культуры России: Курс лекций. М., 1993; Культурология. История мировой культуры. М., 2001; Кононекко Б. И. Культура. Цивилизация. Россия. М, 2003; Янборисов M. X. И. В. Станин и проблемы культуры и культурного строительства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2012.№ 12 : в 3 ч. Ч. 3. С. 216—219.
5 Ревякина А. А. «Социалистический реачизм»: к истории термина и понятия // Россия и современный мир. 2002. № 4. С. 102—114; Захаров А. В. К вопросу о возникновении термина «социалистический реализм» // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. История. 2006. № 1. С. 107—118; Литовская М. А. Социалистический реализм как «образцовый» творческий метод // Филологический класс. 2008. Ns 19. С. 14—21; Дубровина Н. В. Социалистический реапизм: метод или стиль// Вестн. Тамбов, ун-та. Сер. Гуманитарные науки. 2011. Т. 99, N2 7. С. 181—185; Попов
Современные исследователи истории БАССР, получив после распада СССР возможность отказаться от идеологических представлений, заноженных в советский период, провели большую работу, направленную на переосмысление событий в регионе после Октября 1917 года. В новейшей историографии предметом специального изучения стали многие ранее односторонне освещенные аспекты общественно-политической и экономической жизни республики2. Истории художественной культуры в Башкирии посвящены труды В. С. МавлетоЕа, К. К. Каримова др.3 В них содержатся сведения о крупнейших театральных деятелях, репертуаре уфимских театров. В региональной историографии выделяются труды Т. А. Киль-мухаметова, Г. 3. Хамитова, 3. Н. Галиевой, С. А. Халфина, Л. С. Фарзутдиновой4, освещающие вопросы развития башкирской драматургии.
Проанализированы в процессе работы над диссертацией материалы и альтернативные выводы, представленные в исследованиях западных авторов: Джеффери Хоскинга, Николы Верта, Джузеппе Боффа, Штефана Плаггенборга, Мартина Ма-лиа и Моше Левина5.
Особое внимание в ходе исследования уделено трудам, в которых предпринят системный анализ событий, оказавших влияние на состояние отечественного теат-
Д. А. Социалистический реализм: метод, стиль, идеология? // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-2 (38). С. 162—166; и др.
1 Соколов Б. В. Сталин, Булгаков, Мейерхольд... Культура под сенью великого хормчего. М„ 2004.
2 История Башкортостана с древнейших времен до наших дней : в 2 т. Т. 2: История Башкортостана. XX век. Уфа, 2006.
3 Мавлетов В. С. История и культура Башкортостана. Уфа, 2003; Драматическое искусство Башкортостана. Уфа, 2005; Каримов К. К. Культура Башкортостана (1917—2000). Уфа, 2006; Очерки культуры народов Башкортостана. Уфа, 2006; Шадрина Е. А. Музыкальный театр Южного Урала 1920—1930-х гг.: эпоха художественного эксперимента // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2008. № 21 (121). С. 79—82; Репертуар Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури. 1919—2009 гг. Уфа, 2009.
4 Кильмухаметов Т. А. Поэтика башкирской драматургии. Уфа, 1995; Хамитов Г. 3. Пьесы М. Бурангулова в репертуаре Башкирского академического театра драмы в 1920-е годы // Башкирский фольклор: Исследования и материалы. Уфа, 2004. Вып. 5. С. 42—46; Галиева 3. Н. Принципы изучения драматических произведений на примере драмы М. Бурангулова «Башкирская свадьба» // Там же. 65—66; Халфин С. А. Жизнь и творчество народного сэсэна М. Бурангулова в курсе «История культуры Башкортостана» // Там же. С. 66—71; Фарзутдинова Л. С. Фольклорные традиции в становлении башкирского театра // Очерки культуры народов Башкортостана. Уфа, 2006.
5 Верт Н. История советского государства. 1990—1991 : пер. с фр. М., 1992; Хоскинг Дж. История Советского Союза (1917—1991): пер. с англ. М., 1994; Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 1. От революции до второй мировой войны : пер. с итап. М„ 1994; Плаггенборг Ш. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма : пер. с нем. СПб., 2000; Мапиа М. Советская трагедия: История социализма в России. 1917—1991 : пер. с англ. М., 2002; Левин М. Советский век : пер. с англ, М., 2008.
рального дела. Многоплановую (искусствоведческую, философскую, социологическую, историческую) исследовательскую работу по вопросам становления советского театра провел доктор искусствоведения В. С. Жидков'. Анализ осуществлен преимущественно на примере московских и ленинградских театроз. В последние годы появились исторические труды С. С. Загребина, К. А. Поповой, Т. В. Гаврило-вой и др., в которых системный анализ политических, экономических, финансовых, кадровых и других закономерностей использован для исторического представления деятельности театров Урала и Поволжья2. История башкирских, в частности уфимских, театров в указанных трудах исследована не была.
Большой научный интерес представляет монография Г. А. Коваленко3, в которой становление и развитие театрального дела в Башкирии рассматривается в контексте событий государственного строительства Отдельные разделы посвящены деятельности Башкирского союза работников искусств (Башрабиса), системе художественного образования, в связи с чем эти аспекты организации театрального дела не стали предметом нашего исследования.
В настоящее время историческая наука располагает качественно новым знанием о партийном и государственном аппарате управления культурным строительством, о реализации пропагандистских целей воздействия на общество, о механизме функционирования политической цензуры в ленинский и сталинский периоды. Эти вопросы исследованы А. В. Блюмом, Т. М. Горяевой, С. А. Диановым, Г. А. Коваленко и др.4
1 Жидков В. С. Культурная политика и театр. М., 1995; Его же. Государственная культурная политика // Ориентиры культурной политики. 2001. № 6. С. 49—86; Его же. Театр и власть. 1917—1927. От свободы до «осознанной необходимости». М., 2003.
1 Загребин С. С. Культурная политика российского государства (общенациональные доминанты и региональные особенности). Челябинск, 2006; Попова К. А. Театр провинции в период новой экономической политики (по материалам театров Южного Урала) // Вестн. Челяб. гос. унта. 2008. № 35. С. 96—107; Тухвэтулина К. А. Культурная политика в сфере театрального искусства в 1917—1932 гг. // Социум и власть. 2009. № 4. С. 94—97; Гаврилова Т. В. Театральное творчество в Пензенском крае в 1920—1930-е гг. // Известия Пензен. гос. пед. ун-та им. В. Г. Белинского. Сер. Гуманитарные науки. 2011. № 23. С. 362—367; Федосеева J1. Ю. Современная региональная историография проблем художественной интеллигенции в 1920—1930-х гг. //Там же. С. 601—606.
3 Коваленко Г. А. История художественной культуры Башкортостана (20—30-е годы XX века). Уфа, 2001.
4 Блюм А. В. За кулисами «Министерства правды»: тайная история советской цензуры, 1917—1929. СПб., 1994; Его же. Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929—1953. СПб., 2000; Зеленов М. В. Аппарат ЦК РКП(б) — ВКП(б): цензура и историческая наука в 1920-е гг. Н. Новгород, 2000; Горяева Т. М. Политическая цензура в СССР. 1917—1991 гг. М., 2002; Коваленко Г. А. Советская модель управления искусством (1917—1953 гг.) // Вопр. культурологии. 2008. № 10. С. 26—30; № 11. С. 37—40; Дианов С. А. Органы главлита и цензура зрелищ на Урале в 1922—1940 гг. // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2011. № 3-17. С. 28—34; Строева А. А. Репертуарный контроль в провинции в 1920-е гт. как часть цензурной политики
Изучение механизмов приобщения к театру рабочего зрителя и особенностей финансовой и налоговой политики в отношении зрелищных предприятий начато в 2000-е годы. В этом плане интерес представляет монография В. С. Жидкова1. Исследование о процессе окультуривания масс провела философ и социолог Н. Козлова. Ее книга «Советские люди»2 написана на основе материалов Центра документации «Народный архив»: писем, воспоминаний, днезников рядовых граждан. Для нас книга также представила интерес на этапе сбора материалов о методах приобщения к театру рабочего зрителя.
Процесс становления советского театра стал предметом исследования ряда диссертаций. Современная историческая наука располагает многоплановыми трудами, освещающими события и закономерности театрального строительства в масштабах страны3 или отдельных регионов4. Сопоставление фактов из истории ре-
Советского государства (по материалам Курской и Воронежской губерний) // Вестн. С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. 2012. № 2. С. 83—87.
Жидков Е. С. Театр и власть. 1917—1927. От свободы до «осознанной необходимости» М., 2003.
1 Козлова Н. Н. Советские люди. Сцены из истории. М., 2005.
3 Жидксв В. С. Театр и государство. Основные тенденции развития советского драматического театра : автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. М., 1990; Бойко М. И. Теоретические проблемы культуры в общественно-политических дискуссиях 20-х — начала 30-х годов в Советской России : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2002; Лихонина О. В. Театральность
культуры тоталитарного государства (на примере советской культуры конца 1920-х — 1930-х годов) : автореф. дис.... канд. культурологии. Екатеринбург, 2008.
4 Загребин С. С. Культурная политика государства и ее реализация на Урале в 1900—! 940-е гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. Екатеринбург, 1999; Дианов С. А. Развитие местных органов Главлита на Урале в 1922—1938 гг.: структура, функции, кадры : автореф. дис.... д-ра ист. наук. Ижевск, 2011; Тетерятник О. П. Культура Южного Урала в период нэпа в 1921—1927 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 1996; Кирьянова Н. В. Культура губернских городов Среднего Поволжья в конце XIX — XX в.: автореф. дис.... канд. ист. наук. Пенза, 1998; Трифонова Г. С. Становление и развитие художественной культуры на Южном Урале (20—80-е гг. XX в.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2000; Заббарова Л. М. Татарские театральные коллективы в ТАССР в 1930-е гг.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Казань, 2001; Заельская С. А. Культурная жизнь Южного Урапа в условиях реформирования общественных отношений : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2003; Канавина Н. В. Культурно-просветительные учреждения в годы нэпа 1921—1927 гг. (по материалам Саратовской губернии): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Саратов, 2003; Попова Е. А. Развитие театрального искусства Западной Сибири в 1929—1941 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Кемерово, 2004; Глухова Т. В. Творческая интеллигенция и власть в период 1920—1930-х годов в Среднем Поволжье : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Самара, 2005; Брагиров Г. Б. Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 г. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2005; Баева 0. В. Культурная жизнь Донского края в 1920-е годы : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2007; Гав-рилова Т. В. Художественная интеллигенция и художественная культура Пензенского края в 1920-е — 1930-е гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2007; Песков В. Н. Государственная политика в сфере культурного строительства в Нижнем Поволжье в 1928—1941 гг. : автореф. дис.... канд. ист. наук. Астрахань, 2010; Тухватулина К. А. Театральная культура Южного Урала
гиональных театров позволило сделать вывод, что общественно-политическая обстановка, экономическая ситуация в стране, государственная культурная политика предопределили общность ряда факторов, влиявших на состояние местного театрального дела. Вместе с тем в исследуемых вопросах прослеживаются и региональные различия. В настоящее время изучены отдельные аспекты культурной революции в Башкирии1. В этих диссертациях условия становления и развития профессиональных уфимских театров предметом исследования не являются.
Открытым остается ряд вопросов: реальное место башкирского театра в культурной жизни Уфы, особенно в 1920-е годы, первичные основания для организации его передвижной деятельности; причины организационной нестабильности русского театра Уфы до начала 1930-х годов; принципы финансирования театров на разных этапах государственного строительства; способы обеспечения театров и органов управления художественной культурой профессиональными кадрами; влияние на профессионализацию театра национальной политики, а также близкой массам самодеятельности. Таким образом, существует необходимость комплексного изучения становления и развития в Уфе русского и башкирского профессионатьных театров.
Цель исследования заключается в комплексном изучении становления и развития государственных профессиональных театров. Для достижения данной цели определяются следующие исследовательские задачи:
- изучить партийно-государственное управление уфимскими театрами в 1917—1928 гг.;
- выявить особенности формирования профессиональных уфимских театров в 1920-е гг.;
- проанализировать реформы управления театрами в Уфе в годы первых пятилеток;
- рассмотреть деятельность государственных профессиональных театров г. Уфы.
Методология исследования базируется на принципах историзма, объективности, системности. В соответствии с принципом историзма становление театров
в конце XIX — первой трети XX века : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2010; Соловьева Т. А. Повседневная жизнь советского провинциального города в 1920—1930-е гг. (на материалах г. Саратова): автореф. дис.... канд. ист. наук. Саратов, 2014.
1 Фарзутдинова Л. С. Фольклорные традиции в становлении башкирского театра : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 1992; Шаймухаметов Р. Р. Деятельность сельских культурно-просветительских учреждений Башкортостана в 1917—1941 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 1999; Коваленко Г. А. История развития художественной культуры Башкортостана в 1919—1932 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2001; Воронцова Ю. С. Гуманитарная интеллигенция Башкирской АССР: формирование и социальная значимость, ¡929—1941 гг. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2003; Набиева Э. А. История становления и развития музыкаль-. ной культуры Башкирии: 60-е годы XIX — 30-е голы XX в. : автореф. дис. ... канд. ист. наук. Оренбург, 2009.
г. Уфы изучено в последовательном развитии. Принцип объективности обусловил использование только достоверных фактов, представленных в архивных источниках или научной литературе. На основе принципа системности процесс организации деятельности театральных трупп исследовался с учетом общественно-политической и экономической обстановки в регионе на различных этапах культурного строительства, взаимодействия театров с местными органами власти, внутренних противоречий в литературно-театральной среде.
Указанные принципы реализованы при помощи общенаучных методов исследования (анализа, синтеза, сравнения), а также специальных методов исторического исследования: сравнительно-исторического, проблемно-хронологического, ретроспективного, синхронного. Использование этих методов позволило осуществить комплексное исследование факторов, под влиянием которых происходило формирование и становление уфимских профессиональных театров.
Источниковая база исследования. В диссертации использованы неопубликованные архивные материалы и опубликованные документы. Наибольшую ценность для настоящего исследования имели неопубликованные источники из 26 фондов трех федеральных и трех региональных архивов.
Важные материалы собраны в центральных архивах страны: Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ). В основе исследования лежат неопубликованные источники Центрального исторического архива Республики Башкортостан (ЦИАРБ), Центрального архива общественных объединений (ЦАООРБ). Некоторые сведения получены из фондов Научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук (НА УНЦ РАН).
Многочисленную группу источников составляет нормативно-правовая документация: постановления, распоряжения, решения, циркуляры центральных органов власти. Большое значение для диссертационного исследования имеют источники, содержащиеся в фондах Наркомпроса РСФСР (Ф. А-2306) и Главполитпросвета Наркомпроса РСФСР (Ф. А-2313) ГАРФ; фонде Главного управления по делам литературы и искусства (Главискусства) Наркомпроса РСФСР (Ф. 645) РГАЛИ; фонде Центрального Комитета РКП(б) (Ф. 17) РГАСПИ.
Следующую группу источников составляет организационно-распорядительная документация регионального значения, значительный объем которой хранится в ЦИАРБ. В период, когда Уфа являлась центром Уфимской губернии, решения принимались и фиксировались в протоколах заседаний Уфимского губернского революционного комитета (Ф. Р-1), Уфимского губернского Совета рабочих и солдатских депутатов (Ф. Р-2), исполкома Уфимского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (Ф. Р-107), Уфимского губернского от-
дела народного образования (Ф. Р-801), губернского политико-просветительного отдела (губполитпросвета) (Ф. Р-396). После объединения Уфимской губернии и Малой Башкирии и образования новых органов власти — в постановлениях Центрального исполнительного комитета (ЦИК) БАССР (Ф. Р-394), Совнаркома БАССР (Ф. Р-933), Башкирского народного комиссариата просвещения (Башнар-компроса) (Ф. Р-798). Изучена также организационно-распорядительная документация, которая хранится в ЦАООРБ, прежде всего в фондах органов партийного управления: Уфимского губернского комитета РКП(б) (Ф. 1), Башкирского обкома РКП(б) (Ф. 122), Уфимского горкома ВКП(б) (Ф. 342). По материалам указанных фондов исследованы особенности взаимоотношений власти и творческой интеллигенции, решения органов партийной и государственной власти по организации государственных профессиональных театров в Уфе. Установлен кадровый потенциал местных органов управления театрами.
Разрешение некоторых проблем русского и башкирского театров Уфы оказалось в компетенции финансовых служб республики, поэтому интерес представили материалы фондов Министерства финансов БАССР (Ф. Р-387), Государственной плановой комиссии при Совнаркоме БАССР (Ф. Р-804), финансового отдела Уфимского городского исполнительного комитета (горисполкома) (Ф. Р-386) ЦИАРБ.
Данные об особенностях контактов театров с уфимскими учреждениями и предприятиями (прежде всего об организации зрительской аудитории) содержатся в протоколах заседаний, докладах, отчетах уфимских профсоюзов, собранных в фонде Башкирского совета профессиональных союзов (Башпрофсовета, БСПС) (Ф. 8897) ЦАООРБ. Специфика жизнедеятельности уфимского театра в текущих социальных условиях отражена в материалах фонда Башкирского областного комитета профсоюза работников искусств (Ф. 8908) ЦАООРБ.
Еще одной группой источников яатяется справочно-информационная документация. Для раскрытия темы большое значение имеют списки работников уфимских театров, репертуарные планы и рекомендации из фонда Башкирского народного комиссариата просвещения (Башнаркомпроса) (Ф. Р-798) ЦИАРБ. Разнообразная информация по теме содержится в отчетах, статьях, письмах из личных фондов наркома просвещения А. В. Луначарского (Ф. 142) в РГАСПИ, государственного деятеля и драматурга А. Тагирова (Ф. 43), драматурга Д. Юлтыя (Ф. 44), музыковеда и педагога И. В. Салтыкова (Ф. 109) в НА УНЦ РАН.
В некоторых архивных документах не указана дата составления, инициалы составителей и упоминаемых участников событий, встречаются противоречивые сведения по отдельным фактам, но в целом найденные неопубликованные источники оказали неоценимую помощь в выявлении ранее неизвестных сведений по теме исследования.
В ряду опубликованных источников можно выделить три подгруппы документов и материалов.
Первая — решения и постановления правительственных и партийных органов СССР, РСФСР и БАССР. Наиболее полным сборником партийных документов является многотомное издание «Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК». В соответствии с хронологическими рамками настоящего исследования изучены материалы 2—7 томов'. Опубликованы декреты Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) и Совнаркома РСФСР2. Среди опубликованных источников следует отметить сборники документов и материалов, касающихся культурного строительства в СССР, РСФСР и БАССР3 и истории советского театра4.
Вторая подгруппа опубликованных источников — мемуары, дневники, письма участников событий (партийных и советских чиновников, столичных и уфимских театральных деятелей, писателей и др.). Изучены статьи и воспоминания тех, кто непосредственно участвовал в работе Наркомпроса РСФСР: Н. К. Крупской, А. А. Блока, В. Э. Мейерхольда5. Из статей, писем и воспоминаний А. Блока, Вс. Мейерхольда, Е. Вахтангова и др.6 извлечена информация об их разногласиях
1 Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : в 16 т. Т. 2. 1917—1922. М., 1983; Т. 3. 1922—1925. М, 1984; Т. 4. 1926—1929. М., 1984; Т. 5. 1929—1932. М., 1984; Т. 6. 1933—1937. М., 1985; Т. 7. 1938—1945. М„ 1985.
2 Декрет ВЦИК и СНК «Об учреждении Государственной Комиссии по просвещению» // Декреты Советской власти : в 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 59—62; Декрет «О печати» //Декреты Советской власти : в 2 т. М., 1959. Т. 1. С. 24—25; Декрет «О роспуске Учредительного собрания» // Декреты Советской власти : в 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 335—336; Декрет «О введении государственной монополии на объявления» // Декреты Советской власти : в 2 т. М., 1957. Т. 1. С. 55—56; Положение «Об организации дела народного образования в Российской Республике» // Декреты Советской власти : в 2 т. М., 1959. Т. 2. С. 451—456.
3 Культурное строительство в РСФСР : в 3 т. Т. 1. 1917—1927. Ч. 1. Документы и материалы 1917—1920. М., 1983; История культурного строительства в СССР. 1917—1977: Документы и материалы. Протоколы совещаний наркомов просвещения союзных и автономных республик. 1919—1924 гг. М., 1985; Культурное строительство в Башкирской АССР (1917—1941): Документы и материалы. Уфа, 1985; Культурное строительство в РСФСР : в 3 т. Т. 2. Документы и материалы 1928—1941. Ч. 2. М., 1986; Культурное строительство в СССР, 1917—1927 гг.: (Разработка единой государственной политики в области культуры). Документы и материаш. М., 1989.
4 Советский театр: Документы и материалы. Русский советский театр. 1917—1921. JI., 1968; Советский театр: Документы и материалы. Русский советский театр. 1921—1926. Л., 1975; Советский театр: Документы и материалы. Русский советский театр. 1926—1932. J1., 1982.
5 Крупская Н. К. Избранные произведения. М., 1988; Ее же. Что нравилось Ильичу из художественной литературы // Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. Об эстетике и эстетическом воспитании. М., 1988; Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы : в 2 ч. Ч. 2. 1917—1939. М., 1968; Блок А. А. Об искусстве. М., 1980.
6 Евг. Вахтангов. Материалы и статьи. М., ¡959; Мейерхольд В. Э. Указ. соч.; Блок А. А. Указ. соч.; Горький М. Несвоевременные мысли: Заметки о революции и культуре; Рассказы. М.,
во взглядах на пути развития искусства в условиях реформ, о проблеме современного репертуара, потребностях зрителя. Эти материалы позволили оценить сложности преодоления отрыва масс от мира искусства. События, предшествовавшие Октябрьской революции и происходившие в первые годы Советской власти, описаны в мемуарах представителей русской эмиграции: генерала П. П. Петрова, члена IV Государственной думы А. А. Бубликова, экономиста и социолога А. М. Терне'. Воспоминания написаны с позиции классового неприятия Советской власти. Прямого отношения к художественной культуре они не имеют, однако содержат информацию об экономическом кризисе в стране, на фоне которого происходило становление советского театра. Период внутрипартийной борьбы, начавшийся еще при жизни В. И. Ленина и завершившийся к 1929 г. установлением командно-административной системы управления, описан в трудах Л. Д. Троцкого2. Идеологические конфликты в руководстве страны в период свертывания нэпа, которые повлияли на кадровые изменения в Наркомпросе, представлены в воспоминаниях публициста и философа Н. Валентинова (Н. В. Вольского)3. Большой интерес представляют дневники современников событий". Важная информация содержится в мемуарах уфимских деятелей культуры5.
Третья группа опубликованных источников — документы и материалы периодической печати. В диссертационной работе использованы материалы журналов «Вестник работников искусств», органа Всерабиса, «Вестник театра», органа ТЕО Наркомпроса. О театральной жизни в Уфе свидетельствуют рецензии на спектакли, статьи и отчеты уфимских деятелей культуры. Обширный материал по исследуемой теме содержится в газете «Красная Башкирия», органе Башкирского обкома РКП(б) и ЦИК Башкирской АССР.
Таким образом, информация, полученная из всех групп источников, обширна и достаточна для решения поставленных в диссертации задач. Ее аначиз позволил
1991; Его же. Неизданная переписка с Богдановым, Лениным, Сталиным, Зиновьевым, Каменевым, Короленко. М., 1998.
1 Бубликов А. А. Русская революция. Нью-Йорк, 1918; Терне А. М. В царстве Ленина. Очерки современной жизни в РСФСР. Берлин, 1922; Петров П. П. Роковые годы 1914—1920 // Мемуары государственных и военных деятелей России. М.,2010.
2 Троцкий Л. Д. Вопросы культурной работы. М., 1924; Его же. Преданная революция. М.,
1991.
' Валентинов Н. (Н. В. Вольский). Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина: Годы работы в ВСНХ во время нэпа. Воспоминания. М., 1991.
4 Станиславский К. С. Собр. соч. : в 8 т. Т. 6. Статьи, речи, отклики, заметки, воспоминания. 1917—1938. М., 1959; Гладков А. К. Театр: Воспоминания и размышления. М., 1980; Чуковский К. И. Дневник (1901—1929). М., 1991; Щепкина-Куперник Т. Л. Дни моей жизни. М.,2005.
5 Молодые годы Мухамеда (отрывки из мемуаров Мухамеда Арсланова) // Уфа. 2004. № 4. С. 52—55; Мустаев X. Далекое и близкое. Автобиографический альбом воспоминаний. Уфа, 2012.
воссоздать целостную картину событий, связанных с формированием и развитием в Уфе государственных профессиональных театров.
Научная новизна. В диссертации впервые предпринята попытка комплексного исследования становления и развития уфимских профессиональных театров. Проанализировано значение для г. Уфы декрета «Об объединении театрального дела», явившегося завершающим актом национализации театров. Установлен факт дефицита квалифицированных кадров в партийно-государственной системе управления уфимскими театрами в 1917—1928 гг., который оказывал влияние на качество управления. Рассмотрен вопрос о материальном положении хозрасчетных театров в период нэпа. Выявлены причины ликвидации государственного показательного русского театра после введения нэпа и характер взаимоотношений местной власти и гастролирующих антреприз, заменивших постоянный театр. Изучены факторы, препятствовавшие организации профессионального башкирского театра, последовательность мер по их преодолению, а также роль государства и его национальной политики в этом процессе.
Систематизирована информация о реформах управления художественной культурой в 1930-е годы. Выявлены местные обстоятельства неподчинения уфимских управленцев установкам центра в первой пятилетке и перемены во внутренней театральной политике в годы второй. Охарактеризована деятельность уфимских театров в период перехода художественной сферы от поощряемой в 1920-е годы пролетарской направленности к социалистической.
Для раскрытия темы исследования в научный оборот введены новые архивные документы и материалы.
Теоретическая и практическая значимость. Положения диссертации могут быть использованы при дальнейшей разработке тем по истории русского и башкирского театров в Уфе, региональным особенностям культурного строительства, в том числе взаимодействия центральных и местных органов власти в реализации культурной политики; подготовке монографий, краеведческих справочников, учебных пособий по истории культуры Башкортостана.
Положения и выводы диссертации касаются, с одной стороны, противоречий идеологического и экономического аспектов деятельности театров в 1920-е годы, а с другой — системности культурных преобразований 1930-х годов, сопровождаемых командными методами управления. Оба подхода дали как положительные, так и отрицательные результаты. Эта информация имеет практическое значение и может быть полезна при анализе современной культурной политики.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности. Диссертационная работа выполнена по специапьности 07.00.02 Отечественная история. Область исследования соответствует п. 12 — история развития культуры, науки и образования России, ее регионов и народов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Партийно-государственное управление театрами в 1917—1928 гг. в Уфе осуществлялось в условиях экономического и финансового кризиса и дефицита кадров. Созданный и неоднократно реформированный управленческий аппарат контролировал репертуар и использовал доходы театров для решения различных государственных задач. Однако необходимую финансовую и методическую помощь актерам он не оказывал, что осложнило становление государственных профессиональных театров.
2. Учрежденные в Уфе в 1919 г. русская и татаро-башкирская труппы государственного показательного театра прошли разные пути становления. После введения нэпа вследствие обострения проблемы самофинансирования и бюджетного финансирования русский театр был упразднен. Поскольку в этот период государство уделяло большое внимание развитию национальных культур, местные власти и творческое сообщество объединили усилия в целях создания башкирского театра, обеспеченного профессиональными кадрами и репертуаром. Вместе с тем нерешенной оставалась проблема приобщения к театральному искусству массового зрителя, что осложняло материальное положение театра.
3. Реформы управления культурой предусматривали заключение искусства в рамки пятилетнего плана, концентрацию руководства театрами в одном ведомстве, ответственном за их методическое и финансовое обеспечение, создание стационарных государственных театров в провинции, организацию зрителя. В первой пятилетке в Уфе была реализована задача создания постоянных театров. Ряд постановлений, касающихся планирования искусства, методического обеспечения и финансирования театров, не был реализован полностью. С 1934 г. ужесточился контроль над выполнением решений партии и государства. Именно с этого времени все постановления в Уфе начали выполняться своевременно. Обновленный аппарат управления начат оказывать организационную, материальную, методическую помощь театрам и принимать меры, чтобы поставить их на службу государству.
4. Идею развития пролетарского искусства партия и государство поддерживали до начала 1930-х годов, поэтому обе уфимские театральные труппы включали в репертуар произведения членов пролетарских литературных организаций. В период разработки и после принятия в 1934 г. за основу творчества социалистического реализма репертуар уфимских театров стал отражать многогранность направлений социалистического строительства. Из репертуара были изъяты башкирские фольклорные произведения, которые не сочетались с форматом соцреализма.
Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации докладывались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных,
республиканских конференциях в Москве, Казани, Новосибирске, Уфе. Основное содержание нашло отражение в 10 публикациях автора, 4 из которых — в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность темы, на основе анализа историографии выявлена степень ее изученности, определены объект и предмет исследования, его хронологические и территориальные рамки, сформулированы цели и задачи исследования, дана характеристика использованных источников, описана методологическая база исследования, отмечены научная новизна и практическая значимость, обозначены основные положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Становление профессиональных театров г. Уфы. 1917—1928 годы» исследованы условия, созданные властью для работы театров, дискуссии о концепции революционного искусства, в том числе драматургии, и творческая деятельность театров Уфы.
В первом параграфе «Партийно-государственное управление театрами» изучены решения центральной власти по организации профессиональных театров в провинции, а также динамика формирования и кадровое обеспечение органов управления театрами в Уфе.
Первым правовым документом, в котором государство сформулировало экономический принцип управления театральным делом и инициировало учреждение государственных театров в провинции, стал декрет «Об объединении театрального дела», подписанный в августе 1919 г. председателем Совнаркома РСФСР В. И. Лениным, наркомом просвещения РСФСР А. В. Луначарским и управляющим делами Совнаркома РСФСР В. Д. Бонч-Бруевичем. В сентябре 1919 г. в Уфе специальная комиссия объявила объединение театральной деятельности в губернии свершившимся фактом, учредила на базе Аксаковского народного дома, переименованного в Дворец труда и искусств, Уфимский государственный показательный театр, образовала при отделе народного образования театральную секцию.
С 1919 г. наряду с государственной начала формироваться партийная система управления культурой: Главполитпросвет и Агитпроп ЦК ВКП(б). В Уфе организацию деятельности соответствующих местных органов затруднял дефицит квалифицированных управленческих кадров.
В ходе реформы Наркомпроса, прошедшей в феврале 1921 г., вместо единого органа управления театрами учреждаюсь художественные секции при всех новых
управлениях наркомата. Наркомпрос РСФСР оптимальной считал модель, включающую ряд аппаратов, среди которых были бы распределены различные функции: формирование концепции революционного искусства с привлечением научных знаний, разработка методики подготовки профессиональных кадров и т. д. Однако разросшаяся управленческая структура сконцентрировала внимание преимущественно на функции контроля.
Многие решения власти стали причиной финансовой дефицитности театров. Наиболее остро финансовый кризис уфимские театры стали ощущать после перевода их в сентябре 1921 г. на условия хозрасчета. Доходы театров стали расходоваться не только на налоги, арендную плату и внутренние нужды, но и на благотворительность, которая инициировалась государственными органами для привлечения рабочего зрителя.
После образования Большой Башкирии в 1922 г. в Уфе были учреждены новые органы партийной и государственной власти, в том числе Башобком РКП(б), Башнаркомпрос, Башполитпросвет. Однако новый аппарат власти ситуацию не изменил. Он подвергал критике «мещанский» репертуар, рассчитанный на платежеспособного зрителя, и отказывал идейно неблагополучным театрам в финансовой поддержке. Осложняла работу театральных трупп цензура, которая из-за отсутствия концепции советского искусства работала бессистемно.
Первые мероприятия, нацеленные на стабилизацию театрального дела, прошли в конце 1920-х годов. В Уфе в феврале 1927 г. создали Управление зрелищными предприятиями (УЗП) — единый орган руководства театрами. Опыт не был удачным, так как УЗП, не обеспеченное финансами и квалифицированными специалистами, не могло работать эффективно.
Таким образом, становлению театров в Уфе в 1920-е годы препятствовали разветвленная система руководства, дефицит управленческих кадров, экономический и финансовый кризис, отсутствие концепции советского искусства и связанная с ним проблема современного репертуара.
Во втором параграфе «Формирование профессиональных уфимских театров в 1920-е годы» изучены проблемы революционной драматургии, собрана информация о театральных труппах, работавших в Уфе, исследована проблема создания башкирского профессионального театра.
Любительские труппы, которые работали в Уфе в первые революционные годы, не демонстрировали высокого исполнительского мастерства. Однако у простого зрителя, ранее не приобщенного к профессиональному искусству, они имели успех. Учрежденная в 1919 г. русская труппа показательного театра, которой руководили профессиональные режиссеры, исполняла преимущественно классические произведения, за что подвергалась критике сторонников эксперимента, в том числе работников губотнароба.
В период нэпа все зрелищные предприятия Уфы были переведены на хозрасчет. С 1924 г. взамен показательного русского театра стали приглашаться гастролеры, за деятельность которых местные власти ответственности не несли. Театральные труппы, работавшие по принципу самоокупаемости, отличали и кадровый потенциал, и репертуар, и, в итоге, коммерческие результаты. Основной доход приносили спектакли, рассчитанные на нэпмана. Власти такие постановки критиковали, но условия заключенных с труппами договоров выполняли.
Во властных структурах города в конце 1920-х годов встал вопрос о создании своего профессионального русского театра. Особое внимание уделялось проблеме подбора квалифицированных кадров.
Башкирский театр развивался иначе. Поскольку в исследуемый период государство уделяло большое внимание развитию национальных культур, принимались меры по его стабилизации. Было предусмотрено создание школы подготовки профессиональных кадров, владеющих башкирским языком, для чего в 1922 г. на учебу в Москву направили представителя труппы М. Магадеева. После его возвращения в 1926 г. открылось театральное отделение при Уфимском техникуме искусств. Первый набор студентов постепенно привлекался для работы в труппе театра.
Национальный театр на протяжении всего десятилетия работал в условиях зрительского дефицита, обусловленного малочисленностью в городе башкирского населения. Для него не исключались субсидии из местного бюджета. С летнего сезона 1924 г. труппа сокращала дефицитность за счет гастролей в районах с высокой плотностью башкирского населения.
Таким образом, в условиях экономического кризиса стационарный русский театр в городе был заменен гастролерами. Заменить башкирский театр не представлялось возможным. В результате предпринятых мер в Уфе к концу 1920-х годов сформировался башкирский театр, в котором самодеятельный стиль работы постепенно сменялся профессиональным.
Во второй главе «Развитие государственных профессиональных театров г. Уфы. 1929—1941 годы» исследованы этапы и качество проведения в Уфе реформ управления театрами и реализация в театрах культурной политики государства.
В первом параграфе «Реформы управления театрами в Уфе в годы первых пятилеток» проанализированы последовательность и результаты проводимых преобразований.
Реформы 1930-х годов были нацелены на заключение искусства в рамки пятилетнего плана, концентрацию руководства театрами в одном ведомстве, организацию зрителя. По инициативе государства началось формирование сети стационарных профессиональных театров в провинции.
В первой пятилетке управление искусством было сконцентрировано в специальном органе в системе Наркомпроса РСФСР: с 1928 г. — в Главном управ-
лении по делам литературы и искусства, с 1929 г. — в Совете по делам художественной литературы и искусства, с 1930 г. — в Секторе искусств и литературы. Преобразования были связаны со сменой руководящих работников в Нарком-просе и постановкой новых задач перед художественным ведомством. Результаты исследований показали, что в Уфе в ходе первой пятилетки ряд предусмотренных в постановлениях партии и государства мероприятий по организации театрального дела не был реализован. Местные чиновники, ссылаясь на нехватку денежных средств и отсутствие опыта планирования искусства, сохраняли управленческую структуру, созданную в конце 1920-х годов, и ни методической, ни финансовой помощи театрам не оказывали. Реапизованы были лишь постановления, предписывающие создать стационарные театры — башкирский и русский. Театральная труппа для уфимского русского театра сформировалась в Москве, однако закрепление актеров за ней не производилось, поэтому коллектив постоянно обновлялся.
Реформы по управлению искусством продолжились во второй пятилетке. Ужесточился контроль над выполнением постановлений партии и государства. В 1933 г. Сектор искусств и литературы Наркомпроса РСФСР был упразднен, а часть его функций перешла к Управлению театральными и зрелищными предприятиями. Соответствующее республиканское подразделение создали в Уфе, что позволило в этот период сформировать русский театр. В январе 1936 г. Наркомпрос освободили от обязанности управления искусством. Эти задачи были возложены на Всесоюзный комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР. Тогда же начало действовать Управление по делам искусств при Совнаркоме Башкирской АССР.
Одновременно местные органы партийной и государственной власти принимали участие в решении проблемы дефицитности бюджета уфимских театров. Регулирование баланса бюджетного финансирования и самофинансирования позволило ликвидировать зависимость сборов от вкусов платежеспособного зрителя. Изменилось материальное положение уфимских театров: было усовершенствовано техническое оборудование, началось строительство жилья для работников. В исследуемый период велась большая работа по формированию моды на культуру, в частности на посещение театра, что способствовало усилению зрительской активности и увеличению доходов театральных трупп. Популяризацией культуры и формированием культурно-просветительной мотивации в среде потенциального зрителя непосредственно занимался Уфимский горком ВКП(б).
Таким образом, в результате управленческих реформ, осуществленных в 1930-е годы, удаюсь сформировать новое отношение к театру и со стороны властных структу р, и со стороны зрителя.
Во втором параграфе «Деятельность государственных профессиональных театров г. Уфы» рассмотрены особенности репертуара театров в период поддержки партией пролетарских творческих объединений и на этапах подготовки и внедрения социалистического реализма.
Функциональное реформирование искусства проводилось в различных направлениях. В театрах прекратились постановки «сборовых» пьес, рассчитанных на платежеспособного зрителя, ранее влиявшего на репертуар.
До 1932 г. уфимские труппы включали в репертуар произведения членов пролетарских литературных организаций, в том числе РАПП (В. Киршона, И. Мики-тенко и др.) и БАГТП (А. Тагирова, Д. Юлтыя и др.). Башкирский театр ставил также созданные в 1920-е годы произведения на основе местного фольклора. В 1932 г. ЦК ВКП(б) признал узость масштабов пролетарского искусства для социалистического общества, в связи с чем были упразднены все пролетарские художественные организации, в том числе Башкирская ассоциация пролетарских писателей (БАПП).
К этому времени уже велась разработка принципов социалистического реализма, который апробировался и на драматургии. Завершился период подготовки методической базы советского искусства в 1934 году.
После упразднения пролетарских творческих организаций, в период разработки и после принятия за основу творчества социалистического реализма уфимские труппы стати подбирать пьесы на различные современные темы, подчеркивая многогранность направлений социатистического строительства Культурная концепция партии декларирована уважительное отношение к мировому наследию, на уфимской сцене на русском и башкирском языках шла отечественная и зарубежная классика. Современность в формате критического реализма и фольклорные произведения, которые не сочетатись с форматом соцреализма, не демонстрировались. Политически грамотным решением стал перевод пьес башкирских драматургов на русский язык. В 1934 г. на сцене уфимского театра впервые прошла премьера пьесы башкирского драматурга А. Тагирова на двух языках — башкирском и русском.
Особую функцию выполняла театральная критика Поскольку формирование репертуара уфимских театров не противоречило установкам партии, критики изыскивали в работе трупп ошибки и недочеты, связанные в основном с творческими проявлениями (в том числе с психологизмом), которые, по их мнению, приглушати политические идеи спектаклей. В исследуемый период от театров требовалось акцентированное внимание на идейно-политической стороне постановок.
Таким образом, уфимские театры постепенно организовали работу в соответствии с поставленными задачами. Большая работа по формированию национального репертуара была проведена башкирскими драматургами. В деятельности театров отмечались отдельные недостатки, но в целом они стати инструментом формирования общественного мнения в соответствии с партийными установками.
В заключении подведены итоги исследования, проведенного в соответствии с поставленными задачами. Сделанные выводы легли в основу положений, выносимых на защиту.
Публикации автора по теме диссертационного исследования
1.Хайретдинова, Н. Э. Особенности управленческого регулирования театрального дела в г. Уфе в первые месяцы советской власти (оетябрь 1917 — июнь 1918 г.) / Н. Э. Хайретдинова // Вестник ВЭГУ. Уфа, 2013. Л» 4 (66). С. 204—208. (Реестр ВАК)
2. Хайретдинова, Н. Э. Основные противоречия партийно-государственного механизма регулирования деятельности уфимского театра в первые годы нэпа (1921—1924 гг.) / Н. Э. Хайретдинова // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. Тольятти, 2013. № 3 (13). С. 186—195. (Реестр ВАК)
3. Хайретдинова, Н. Э. К вопросу о национализации российских театров в 1919 г.: опыт ее реализации в г. Уфе / Н. Э. Хайретдинова // Вестник Пермского университета. Сер. История. 2014. № 2. С. 51—59. (Реестр ВАК)
4. Хайретдинова, Н. Э. Становление башкирского драматического театра в Уфе в первой половине 1920-х годов: история и мифы / Н. Э. Хайретдинова, J1. Д. Матвеева // European Social Science Journal = Европейский журнал социальных наук. 2014. № 7, т. 1. С. 392—400. (Реестр ВАК)
5. Хайретдинова, Н. Э. Особенности взаимоотношений центрального и губернского партийно-государственного аппарата с уфимским театром в октябре 1917 — июне 1918 года / Н. Э. Хайретдинова, JI. Д. Матвеева // Вестник БИСТ. Уфа, 2012. №4 (16). С. 43—52.
6. Хайретдинова, Н. Э. К вопросу о состоянии уфимского театра в период внутрипартийной борьбы за власть (конец 1922 — 1928 г.) / Н. Э. Хайретдинова, Д. Д. Матвеева Н Вестник БИСТ. Уфа, 2013. № 5 (21). С. 81—93.
7. Хайретдинова, Н. Э. История становления уфимского театра: проблема бюджетного финансирования и самофинансирования в период нэпа / Н. Э. Хайретдинова, Л. Д. Матвеева // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. № 7—8 : сб. статей по материалам XXVIII—XXIX Междунар. заоч. науч.-практ. конф. М.: Междунар. центр науки и образования, 2014. С. 26—31.
8. Хайретдинова, Н. Э. К вопросу о необходимости системно-синергетиче-ского исследования истории становления профессионального театра в Уфе в 20— 30-е годы XX века / Н. Э. Хайретдинова, Л. Д. Матвеева // Интеграция мировых научных процессов как основа общественного прогресса : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. Общества Науки и Творчества за 2014 год. Казань : ОНТ, 2014. Ч. 2. С. 166—172.
9. Хайретдинова, Н. Э. К вопросу о влиянии деструктивных факторов на формирование театральной среды как большевистского социального института (на примере уфимского театра 1920-х годов) / Н. Э. Хайретдинова // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования : сб. материалов XI Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск : ЦРНС, 2014. С. 45—50.
10. Хайретдинова, Н. Э. Декрет «Об объединении театрального дела» и его реализация в г. Уфе в 1919 г. / Н. Э. Хайретдинова, Л. Д. Матвеева // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире : сб. материалов VII Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 т. СПб., 2014. Т. 3. С. 50—55.
Подписано в печать 23.10.2014 г. Усл. печ. л. 1,6. Тираж 100 экз. Заказ 125 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет» 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19