автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг.

  • Год: 2005
  • Автор научной работы: Брагиров, Глеб Борисович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Оренбург
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Брагиров, Глеб Борисович

Введение.

Глава 1. Зарождение советского театрального искусства на Южном Урале в 1917 —1927 гт.

1.1. Становление советского драматического театра на Южном Урале в 1917 - 1927гг.

1.2. Первые шаги театральной самодеятельности Южного

Урала в 1917 -1927 гг.

1.3. Формирование национального театрального искусства на Южном Урале в 1917 - 1927 гг.

Глава 2. Советское театральное искусство на Южном Урале в 1928-1941 гг.

2.1. Развитие профессионального театрального искусства и организация театральной сети на Южном Урале в период с 1928 по май 1941гг.

2.2. Влияние государственной политики на изменение репертуара театров Южного Урала в период с 1928 по май 1941гг.

2.3. Состояние самодеятельного и национального театрального

• искусства на Южном Урале в период с 1928 по май 1941гг.

 

Введение диссертации2005 год, автореферат по истории, Брагиров, Глеб Борисович

Актуальность исследования. Становление и развитие советского театрального искусства, как составляющего элемента духовной сферы жизни общества является отражением социальных и политических процессов, которые происходили в первые десятилетия советской власти. Революционные преобразования, затронувшие все сферы общественной жизни, отразились и на социальных функциях театрального искусства. Из вида самостоятельного искусства театр превратился в орудие массового идеологического воспитания, стал мощным фактором формирования и распространения в массах нового социалистического мировоззрения.

Советский театр, формируясь как дополнительное средство пропаганды советско-партийной идеологии, в ходе своего развития в первые десятилетия советской власти, претерпел ряд существенных изменений, коснувшихся как его структурной организации, так и художественных форм.

Изучение и анализ такого средства воздействия на массовое сознание, как театральное искусство, позволяет глубже понять сложные социальные процессы, связанные с коренной ломкой и переустройством духовной жизни в России с периода становления советского государства до появления сталинской тоталитарной системы и её упрочения.

Революционная трансформация государственной и общественной структур повлекла за собой развитие специфических процессов в сфере культуры, породивших новые организационные формы и способы художественного выражения. Приобретя в этих условиях новый облик, театральное искусство открыло новые возможности для участия личности в общественно-культурной жизни. Это выразилось, прежде всего, в расцвете самодеятельного театрального творчества, которое становится массовым.

Территория Южного Урала специфична своей многонациональностью. В результате проводившейся национальной политики советского правительства, перед различными этническими группами открылись новые возможности для развития национального театрального творчества, что приводит к его быстрому развитию. ф Начавшееся со второй половины 80-х гг. прошлого века реформирование российского театра вызвали процессы, связанные не только с изменением экономического и юридического положения театров, но и, в конечном счёте, с духовным содержанием их творческой деятельности. Учитывая воспитательное значение различных видов искусства, и театрального в частности, влияние на внутренний мир человека, его духовные и нравственные ценности, любое реформирование в области театрального искусства должно опираться на имеющийся исторический опыт, только в этом случае оно будет развиваться, одновременно сохраняя свои лучшие традиции и добиваться новых творческих достижении.

В советской исторической науке продолжительное время преобладала точка зрения о второстепенном значении духовного развития общества, поэтому большее внимание уделялось исследованиям политических и экономических процессов, происходящих в России в XX веке. Результатом этого стало неполноценное исследование развития духовной культуры новейшей истории России, в частности советского театрального искусства. В большей степени это относится к разработке этих научных проблем в региональном масштабе.

Объектом диссертационного исследования является процесс становления и развития советского театра на Южном Урале в период с октября

• 1917 по май 1941гг.

Предметом исследования определяются условия и особенности развития различных форм театрального творчества, имеющих свои специфические черты и являющихся элементом общей структуры культурной жизни населения Южного Урала в период с октября 1917 по май 1941гг.

Хронологические рамки исследования охватывают период с октября 1917 по май 1941гг. поскольку в это время были заложены основные принципы и направления культурной политики советского руководства в области театрального искусства. В нашей работе не рассматривается период власти А.И.Дутова, поскольку этот вопрос может быть темой самостоятельного изучения. С возникновением социалистического государства происходило формирование новой структуры управления театрами. С другой стороны, изменение общественного уклада и насаждение классовой идеологии привело к появлению и доминированию театрального репертуара, отвечающего интересам партийного руководства. После 1927г. начинается следующий период становления советского театра, связанный с переходом к тоталитарной сталинской модели государства. Наряду со строительством широкой театральной сети, репертуар театров становится ещё более идеологически заданным. При этом советский театр добивается определённых достижений, как в качестве драматургии и актерского мастерства, так и в доступности для массового зрителя. Качественно новой отличительной чертой театрального творчества в период с октября 1917 по май 1941 гг. становится развитие трёх его направлений - профессионального, самодеятельного и национального.

Территориальные рамки исследования охватывают Оренбургскую, Челябинскую и Курганскую области. Такой выбор обусловлен общей спецификой развития театрального искусства в с октября 1917 по май 1941 гг., кроме этого необходимо отметить, что Челябинск до весны 1919г. территориально относился к Оренбургской губернии, а в 1934г. Бузулук и Бугурус-лан с прилегающими районами вошли в Оренбургскую область. В указанные рамки не включены часть районов Башкирской АССР, территориально относившихся к Южному Уралу, т.к. они имели специфичные особенности и в культурном развитии до революции 1917 г., и в этническом составе. Получение особого статуса автономной республики, так же отразилось на осуществляемой в Башкирской АССР культурной политике, определившей развитие башкирского национального театрального искусства, которое должно становиться самостоятельным объектом исследования.

Источниковая база исследования. При работе над настоящей диссертацией автор использовал документы и материалы, собранные в шести архивах Российской Федерации. Это Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ); Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ); Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ); Государственный архив Оренбургской области (ГАОО); Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО); Объединённый государственный архив Челябинской области (ОГАЧО).

Специфика и характер диссертационного исследования определили выбор архивных фондов в решении поставленных нами задач. В центральных государственных архивах главный упор ставился на изучении документов и материалов, связанных с деятельностью партийных и государственных органов управления в областях общей культурной политики и руководства театральным искусством в масштабах всего государства. С этой целью мы использовали фонды Государственного архива Российской Федерации (Ф. Р— 5446: Совет народных комиссаров — Совет министров СССР 1923 - 1991 гг.; Ф. Р-5451: Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) 1917 - 1990 гг.; Ф. 6946: Совет Культурного строительства при президиуме ВЦИК 1931 - 1934 гг.; Ф. 410: Народный комиссариат имуществ республики 1917 - 1918 гг.) Подробные сведения о проводящихся культурных преобразованиях и позиции ВКП(б) относительно театрального искусства имеют фонды Российского центра хранения и изучения документов новейшей истории (Ф. 17: Центральный Комитет РКП(б)), также обширным документальным материалом располагает Российский государственный архив социально-политической истории (Ф. 656: Главное управление по контролю за репертуаром и зрелищами; Ф. 2310: Управление театрально-зрелищных предприятий Наркомпроса РСФСР)

Для непосредственного анализа развития театрального искусства на Южном Урале в диссертации использованы фонды Государственный архив Оренбургской области (Ф. 454: Оренбургский губернский и окружной отделы по делам печати и зрелищ 1924 - 1930 гг.; Ф. 456: Оренбургское управление политико-просветительской и внешкольной работы. Ф. 1581: Чкаловский областной отдел по делам искусств 1935 - 1953 гг.), Центра документации новейшей истории Оренбургской области (Ф. 5: Оренбургский уездный комитет ВКП(б) 1921 - 1927 гг.; Ф. 6: Каширинский уездный комитет ВКП(б); Ф. 7: Орский уездный комитет ВКП(б) 1921 - 1927 гг.; Ф. 208: Оренбургский губернский комитет ВЛКСМ 1919 - 1928 гг.; Ф. 579: Областной драматический театр; Ф. 4: Оренбургский окружком; Ф. 1258: Бугурусланский окружном), фонды Объединённого государственного архива Челябинской области (Ф. Р—914: Отдел по делам искусств Челябинского облисполкома; Ф. 1360: Челябинский государственный академический театр драмы; Ф. 998: Челябинский областной ТЮЗ; Ф. 1726: Личный архив Ф. Р. Меньшикова; Ф. 317: Зла-тоустовский окружком ВКП(б); Ф. 75: Челябинский окружком ВКП(б); Ф. 288: Челябинский обком КПСС; Ф. 77: Челябинский губком ВКП(б)).

Для данного исследования, кроме архивных материалов, не меньшее значение, как источник, имеют опубликованные сборники документов и материалов советского руководства, часть из которых представлена сборниками распоряжений центральных партийных и государственных органов власти, которые начинают официально издаваться с 1917 г. «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства РСФСР» издавалось с 1917 г. по 1924 г. С 1925 г. по 1938 г. издавалось «Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства СССР». Эти сборники содержали все важнейшие законы и директивы Советского правительства и ВКП(б). С 1957 г. начинается издание 12-томника «Декреты Советской власти», продолжавшееся вплоть до 1986 г. Кроме этого сборника, в СССР неоднократно переиздавалось многотомное издание «КПСС в резолюциях и решениях съездов конференций и пленумов». В данном исследовании используется 9-е издание данного сборника1.

1 Декреты Советской власти В12 т. - М., 1957-1986; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, В 15 т., - 9-е изд. - М., 1983-1989; КПСС в резолюциях и решениях съездов ЦК. -М., 1990.

Особое место среди исторических источников занимают тематические сборники документов по культурной политике, проводимой в РСФСР, а позднее в СССР. В нашей диссертации использованы сборники документов как непосредственно относящиеся к театральному искусству довоенного периода, так и опубликованные архивные материалы по общей культурной политике советского и партийного руководства1.

Также можно выделить тематические сборники документов, изданные именно по материалам Южно-уральского региона. Эти сборники содержат материалы о деятельности местных органов партийно-государственного управления по культурному строительству на Южном Урале2.

В диссертации использовались материалы центральной и местной периодической печати: «Вестник Приуралья», «Утро Сибири», «Правда», «Коммунар», «Советская степь», «Советская правда», «Известия Киробкома ВКП(б)», «Смычка», «Оренбургская коммуна», «Пахарь», «Челябинский рабочий», «Комсомольская правда», «Вестник театра», «Советское искусство», «Искусство и жизнь». Эти издания содержат сообщения о работе профессиональных и самодеятельных театральных коллективов, критические отзывы на поставленные пьесы. В центральной печати публиковались отдельные документы, принятые партийным руководством по культурной политике.

Состояние разработанности проблемы. В отечественной историографии проблема развития театрального искусства вызывала определённый интерес исследователей, как в качестве самостоятельного объекта изучения, и

1 Культурное строительство в СССР, 1917-1927 гг.: Разработка единой государственной политики в области культуры: Документы и материалы //АН СССР Институт истории СССР и др. - М., 1989; Бес-парточный Б.Д. Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК-ОГПУ-НКВД. - Курск, 1999; Власть и художественная интеллигенция. Документы РКП(б) - ВКП(б) - ВЧК - ГПУ - НКВД о культурной политике. 1917 - 1953. - М., 2002; Культурное строительство в СССР 1917-1927 гг. (Документы и материалы.) Разработка единой государственной политики в области культуры. - М., 1989; Советский театр. Документы и материалы 1917 - 1967 гг. В 3 т. - Л., 1968; Культурная жизнь в СССР, 19171927. Хроники. - М., 1975; Культурная жизнь в СССР 1928-1941. Хроники. - М., 1976; Заколодкин И.Ф. и др. ВКП(б), советская власть, комсомол и профсоюзы о культурном строительстве (Сборник документов). - М., 1930.

2 Культурное строительство в Оренбуржье: Документы и материалы. 1918-1941. - Челябинск, 1985; Челябинская область. 1917-1945 гг. Сборник документов и материалов. Ред. П. Г. Агарышев. - Челябинск, 1998; Из истории Магнитогорского металлургического комбината и города Магнитогорска (1929-1941 гг.). Сборник документов и материалов. - Челябинск, 1965. как составная часть общего исследования культурного развития Советской России. Сама специфика исследуемой проблемы определила разные подходы ф к её решению. Разработка истории советского театрального искусства напрямую связана с целым спектром вопросов, которые начинаются с характеристики общей культурной политики в СССР периода 1917 - 1941 гг. Вторым вопросом изучения является определение особенностей зарождения и становления советского искусства в целом. Третий вопрос научных поисков направлен непосредственно на само театральное искусство указанного периода.

История развития отечественного театрального искусства советского периода отражается в исследовательских работах второй половины XX века. Непосредственно исторические исследования можно условно разделить на четыре группы, отличающиеся пространственным масштабом.

К первой относятся работы, раскрывающие общий процесс становления и развития советского драматического театра в масштабах всего государства.

Вторая группа - характеризуется изучением профессиональных театров Уральского региона. Исследования, относящиеся к этой группе, рассматривают и дореволюционный и советский периоды. Авторами даётся анализ развития театров, причём большое внимание уделяется тем изменениям, которые происходят в результате революции 1917 г. Одними из главных вопросов изучения является деятельность партийных организаций в области культурной политики и расширение театральной сети всего Уральского региона, ф Третья группа включает сборники и монографии, посвященные истории ведущих областных театров Оренбурга и Челябинска.

Четвёртая группа объединяет отдельные статьи, посвященные конкретным проблемам местных театров, представляемые исследователями на научно-практических конференциях и в периодической печати.

По подходам к оценке изученности проблемы можно выделить советский и постсоветский периоды, которые существенно различаются по идео-# логической и ценностной трактовкам формирования и дальнейшего развития советского театрального искусства. Также советский период историографии отличается продолжительностью и масштабами исследований.

Первые общие работы по истории советского драматического театра появляются уже с 30-х гг. В 1933 г. издается «История советского театра»1. Это, безусловно, было связано с изменениями культурной политики в СССР после 1932 г., что и определило и характер, и масштаб исследования. Работа в основном имеет характер прокламации, скорее отражающей задачи воспитания тоталитарной идеологии. Пространственный масштаб исследования достаточно узкий, ограничивается столичными театрами, что вполне объяснимо, так как развитие широкой театральной сети происходит со второй половины 30-х гг. Следующее издание общей истории советского драматического театра приходится на послевоенный период . Оно отличается более полным анализом процесса становления советского драматического театрального искусства и его достижений. По существу, в отличие от предыдущей работы, исследование не только являлось идеологическим обоснованием государственной культурной политики, но, главное, оно обобщало результаты тридцати лет работы нового - советского театра, с его строгой политической направленностью и высоким художественным мастерством режиссеров и актеров.

В конце 60-х гг. издается «История советского драматического театра» в 6-ти томах, созданная авторским коллективом, которая отличается от предыдущих работ более широким подходом к поставленной задаче. Примечательно, что в данной работе уделяется больше внимания периферийным и национальным театрам, для нашего исследования это является очень существенным моментом. Но пространственный масштаб исследования и сравнительно недостаточная исследованность истории периферийных театров выразились в значительном преобладании освещения развития столичных театров, многие проблемы развития периферийных театров остаются не выяс

1 История советского театра. Т. 1. Петроградские театры на пороге октября и в эпоху военного коммунизма. 1917- 1921гг.-Л., 1933. Советский театр. К 30-ти летию Советского государства. — М., 1947. и ненными1.

Наряду с коллективными работами проводились и самостоятельные исследования. К ним можно отнести монографии П. А. Маркова, А. 3. Юфит и Г. А. Хайченко. П.А. Марков являлся режиссёром и театральным критиком, им было написано и издано целый ряд работ по анализу непосредственной работы театров, проблемам режиссуры и других искусствоведческих вопросов. Марков уделял внимание и обзору московских театральных сезонов в 20-х начале 30-х гг.

Серьёзным, фундаментальным исследованием стала монография А. 3. Юфит «Театр и революция». Она посвящена проблемам становления советского театра, формированию системы управления ими, деятельности Нар-компроса в этой области, даётся характеристика и экономическому состоянию театров. Автором использует достаточно обширный перечень источников3.

Так, в 1982 г. издаётся монография Г. А. Хайченко, которая охватывает историю советского театра с 1917 по 1980 гг. Автору удалось в работе сравнительно небольшого объёма отразить становление советского театрального искусства, выделить его характерные отличия, яркие творческие достижения, при этом исторический аспект связывается с современными автору процессами театрального творчества. Как и предыдущие исследования, отражающие проблемы возникновения советского театра и его дальнейшее развитие, эта работа имеет четкую идеологическую линию и общий подход к освещению жизни и творчества провинциальных театров4.

Значительная часть исследовательских работ по данному вопросу направлена в большей степени на изучение роли политики правящей партии в процессе становления советской культуры. В советской исторической науке

1 История советского драматического театра. В 6 т. - М., 1968.

2 Марков П. А. Правда театра. - М., 1965.

3 Юфит А.З. Театр и революция. - Л., 1977.

4 Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. - М., 1982. оценка этой роли практически не менялась1.

Политическая заданность общего исследования истории советского театра вполне понятна, авторам необходимо было соблюдать эти принципы. Вместе с тем ими была проделана большая работа по сбору, систематизации архивных и документальных источников, программ культурной политики политических лидеров, сведений из периодической печати и мемуаров. Обработанный материал позволил, в конечном счете, представить четкую концепцию исторического процесса, имеющую ценность и для нашего исследования. Наряду с этим необходимо также отметить недостаточное изучение самодеятельного театрального регионального искусства и его связь с профессиональным.

Также остается во многом неясным вопрос с расширением театральной сети - насколько общие решения партийного государственного руководства подкреплялись материально, как и из кого формировался творческий состав театральных коллективов. Можно отметить характерную черту в советской историографии (и не только по данной теме), которая выражалась в доминировании анализа количественных показателей, оставляя без должного внимания качественные.

Большое значение имело изучение истории театрального искусства в масштабах уральского региона. Здесь можно выделить в первую очередь монографию А. П. Панфилова «Театральное искусство Урала. 1917-1967 гг.», изданную в Свердловске в 1967 г. В исследовании автор раскрывает ряд вопросов, связанных с возникновением советского театрального искусства на Урале. Из них особенно детально рассматривается культурная политика ВКП(б), позднее КПСС в области театра, идеологическая борьба 20-х гг. в театральном искусстве и победа партийного единоначалия. Вместе с этим

1 Шишмаренкова А. В. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции в годы второй пятилетки 1937 — 1937 гг. - Челябинск, 1986; Чуфаров В. Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции 1920 — 1937 гг. - Свердловск, 1970; Гобунова Д. П. Борьба партийных организаций Урала за культурное строительство в годы второй пятилетки 1933 - 1937 гг. - М., 1955; Чижова Л. М. Руководство коммунистической партии развитием Советского театра (1927 - 1932 гг.). М., 1978. поднимается проблема формирования советской идеологической драматургии, в её освещении автор защищает принципы партийного руководства и государственной идеологии. Важно отметить, что в своей монографии Панфилов поднимает вопрос и о самодеятельном театральном творчестве, бурно развивающемся в 20-х - начале 30-х гг. и приведшего к созданию ТРАМов -театров рабочей молодёжи1.

Культурная политика, осуществляемая государством в области театра, рассматривается А. П. Панфиловым и в ученых записках того же года издания - «Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры». Сохраняя принципы советской идеологической доктрины, автор раскрывает процесс становления (фактически насаждения) социалистической тематики в репертуаре театров, особым показателем качества которого являлась постановка спектаклей о Ленине. Этот вопрос являлся ключевым, вокруг которого освещаются и другие аспекты формирования и распространения советского театрального искусства.

Характерной особенностью исследовательских работ по истории театра советского периода является акцентирования внимания на проблеме репертуара и постановке новых советских пьес. Практически всегда поднимаются вопросы, связанные со спектаклями о Ленине, таким постановкам и исполнителям главных ролей уделялось значительная часть исследований, и всегда подчеркивалось, что эти спектакли были значительными творческими успехами. Примечательно, что не отечественная и не западная классика были мерилом художественного уровня актерского мастерства, а именно изображение партийных вождей - Ленина и позже Сталина. Критерием значимости драматического произведения, хотя и в меньшей степени, являлись также темы о гражданской войне, установлении советской власти, осуществления сталинских реформ, и даже борьбы с врагами народа.

В 90-х гг. процесс развития театров Южного Урала рассматривается в

1 Панфилов А.П. Театральное искусство Урала. 1917-1967 гг. - Свердловск, 1967.; Он же. Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры. - Свердловск. 1965. ряде работ С. С. Загребина, у которого данный вопрос изучается в комплексе с другими направлениями культурного строительства 20 - 30-х гг. Характерной чертой этого исследования является отход от идеологических установок историографии советского периода. Автор не ставит перед собой цель дать изначально положительную оценку развития культуры обозначенного периода и, в частности, театрального искусства, старается объективно передать особенности и противоречия процесса становления советской модели духовной культуры, её ценностей. Для более правильной оценки развития культуры, С. С. Загребин использует метод сравнения культурной политики проводимой в царской России с 1900 г., и политикой ВКП(б) до 1940-го г. и их результатов. Что касается непосредственно самого театрального искусства, то необходимо отметить стремление исследователя не замыкаться только на профессиональных театрах, но показать и особенности развития театральной самодеятельности1.

Кроме монографий общего характера, проводилась работа по изучению истории отдельных театров. К нашему исследованию относятся непосредственно монографии, посвящённые театрам Южного Урала. Одной из самых значительных работ по истории Оренбургского областного драматического театра является монография М. Незнамова «Старейший русский театр на Урале», изданная в 1948 г. в Оренбурге (Чкалове). Автор раскрывает историю театра с момента его образования. Значительная часть работы приходится именно на советский период, где он подробно освещает установление советских идеологических принципов в театральном репертуаре. Необходимо отметить, что монография была написана и издана в эпоху сталинизма, и этот фактор определил общую направленность данного исследования и его выводы. Важно отметить также заслуги исследователя в изучении и анализе сложной ситуации жизни театра именно в начале 20-х гг., которые определя

1 Загребин С. С. Метаморфозы культуры: Культурное строительство на Южном Урале в 1929 - 1941 гг. - Челябинск, 1994 г.; Он же. Культурное строительство на Южном Урале в 1921 - 1940 гг. - Челябинск. 1994 г.; Он же. Культурное строительство Челябинской области в довоенные пятилетки. - Челябинск, 1989.; Он же. Культурная политика на Урале и ее реализация в 1900 - 1940 гг. - Екатеринбург. 1998. лись противоречиями нэпа. В работе автором используется большое количество информации, полученной из периодической печати. При преобладании ф информации о постановках театра, идеологической борьбе в репертуаре, политике ВКП(б), не дается оценка положения актеров в театре, не указываются все отрицательные моменты работы творческого коллектива. Несмотря на это, работа М. Незнамова имеет большое значение для воссоздания истории оренбургского областного драматического театра в 20 - 30-х гг.1

Позже, в 1957 г., к 100-летнему юбилею Оренбургского драматического театра в Оренбурге была издана книга «Чкаловский областной драматический театр», составленная А. П. Назаровым. Не являясь в полном смысле историческим исследованием, эта книга освещает некоторые аспекты появления и развития Оренбургского драматического театра особенно в советский период. Для нашей работы определённую ценность представляют содержащиеся в книге воспоминания актёров, начинавших свой творческий путь в 20-х - 30-х г., которые позволяют более объективно представить в каком состоянии находился и сам театр, и его творческий коллектив в исследуемый период. Отмечая явный беллетристский характер сборника, надо подчеркнуть его строго сохраняющуюся идеологическую основу2.

Развитие Челябинского драматического театра также отражается в отдельных книгах - сборниках. История челябинского драматического театра раскрывается в сборнике «Театр мечты», изданном в Челябинске в 1997 г.

Более объемной и значимой работой стали «Избранные очерки истории ф и современности Челябинского академического театра драмы». В этом издании освещаются основные события возникновения и развития театра вплоть до современного периода. По его содержанию можно отметить стремление авторов показать общую историческую картину, акцентируя внимание на репертуаре театра и художественном мастерстве его состава. Авторский коллектив смог воссоздать и представить репертуар театра, начиная с 20-х гг.,

Ш 1 Незнамов М. Старейший русский театр на Урале. - Чкалов, 1948.

2 Чкаловский областной драматический театр им. A.M. Горького. 100 лет. - Чкалов, 1957. что дает возможность исследователю проанализировать и сделать выводы о результатах идеологической доктрины советского периода. Отличительным качеством этой книги является отход от приверженности какой-либо политической догматике1.

Достаточно большая историческая справка по челябинским театрам -драматическому, кукольному и оперетты содержится в энциклопедии «Челябинск». Историческая справка, бесспорно, не может являться полноценным историческим исследованием и содержит информацию только в самых общих чертах, однако её наличие в энциклопедии указывает на имеющийся собранный фактический материал.

Доктрина советской культурной политики, её основные принципы, задачи и методы осуществления были разработаны ведущими партийными и государственными деятелями. Из них, прежде всего, нужно выделить работы лидера РКП(б) В. И. Ленина, так как его позиция в этом вопросе стала определяющей для непосредственного проведения культурных преобразований в стране2. Принимали активное участие в культурном строительстве и соратники В. И. Ленина, такие как Н. И. Бухарин и Н. К. Крупская. Они также теоретически осмысливали содержание создающейся социалистической культуры и устанавливали главные ориентиры в этом развитии3.

Особое значение для нашего исследования имеют опубликованные в сборниках и журналах статьи А. В. Луначарского, который с 1917 по 1929г. занимал пост Народного комиссара по просвещению и непосредственно руководил деятельностью театров4. Также интересна точка зрения отечественных культурологов и деятелей культуры, занимавшихся вопросами театрального развития и непосредственно участвовавших в нем. Театральные деятели, имевшие наибольший авторитет в советском искусстве, к примеру, Ох

1 Энциклопедия Челябинск. - Челябинск, 2001. 2

Ленин В.И. «О пролетарской культуре» // Полн. собр. соч., т. 41. - С. 336 - 337; Он же «О кооперации» Т.45. С.360-377; Он же «О нашей революции». Т.45. С.378-382.

3 Бухарин Н.И. Избранные произведения. - М., 1988; Крупская Н.К. Ленинские установки в области культуры. - М., 1934.

4 Луначарский A.B. О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2 т. - М., 1958. лопков, напрямую принимали участие в его строительстве и пытались соединить свои профессиональные интересы с партийными1.

Необходимо отметить, что для наиболее объективного исследования нами привлекались и использовались отдельные исторические работы, на прямую не связанные с проблемой развития театрального искусства именно в период с октября 1917 по май 1941 гг., но, во многом, раскрывающие определённые аспекты, связанные с развитием, как самих театров, так и театральной самодеятельности на Южном Урале в период установления советской власти и нэпа.

В изучение истории казачества России, революции и гражданской войны на Южном Урале внёс крупный вклад оренбургский историк Л. И. Футо-рянский. Разрабатывая сложную для исследования проблему становления советской власти и формирования комсомольских и пионерских организаций на Южном Урале, Л. И. Футорянский в своей кандидатской диссертации посвящает целый раздел развитию клубного движения и театральной самодеятельности в годы Гражданской войны. В последующих работах исследователь неоднократно возвращается к указанной теме, дополняя и хронологически расширяя её2.

Процесс развития театров на Южном Урале в 20-е гг. анализирует в своем диссертационном исследовании О.П.Тетерятник. На основании большого собранного фактического материала, автор сумел осветить этот сложный период становления советского театрального искусства, передать характер противоречий нэпа, отразившихся на работе театров, их репертуаре и творческих достижениях. Эти же вопросы поднимаются исследователем в

1 Охлопков Н. П. Статьи. Воспоминания. - М., 1986.

2 Футорянский Л.И. Комсомол Оренбуржья - помощник Коммунистической партии в гражданской войне против внутренней контрреволюции и империалистической интервенции. - Дис. . канд. ист. наук. - Л., 1964.; Он же: Зарождение пионерской организации в Оренбуржье // Педагогический сборник. - Оренбург, 1960. отдельном разделе «Истории Оренбуржья», учебном пособии, изданном в 1996т1. ф Истории Оренбургского театра музыкальной комедии посвятил свою монографию В.Ф. Наточий. К хронологическим рамкам нашей диссертации относится три первые главы этой работы, в них автор рассматривает период творческого и организационного становления театра, даёт обзор репертуара, раскрывает причины трудностей и достижений.2

Исследуя развитие музыкального искусства в Оренбургском крае, оренбургский искусствовед Хавторин Б. так же касается развития Оренбургского театра музыкальной комедии в 30-е гг. прошлого столетия. Однако в его монографии основной упор делается именно на работу музыкальных коллективов, поэтому автором приводятся общие сведения о театре.3

Некоторые аспекты культурного строительства на Южном Урале, а именно в Оренбургской и челябинской областях, рассматриваются в общих краеведческих трудах местных историков, посвященных как общему анализу исторического развития региона в указанных территориальных рамках, так и истории местных партийных организаций, их деятельности. В силу того обстоятельства, что работы эти имеют общий аналитический характер, проблемы развития именно театрального искусства, в исследуемый хронологический период, рассматриваются в общих чертах, не достаточно полно. В очерках истории местной партийной организации Оренбургской области можно отметить явное принижение значения развития искусства в Оренбургском # крае. Основной же упор делается на экономические преобразования и их результаты после октября 1917г.4 Во многом схожие черты имеют и работы по

1 Тетерятник О.П. Культура Южного Урала в период нэпа в 1921-1927гг. Дис. . канд. ист. наук. Оренбург, 1996.; Она же. Образование и культура в 1921-1927гг. / История Оренбуржья. Под. ред. Футорян-ского Л.И. - Оренбург, 1996.

2 Наточий В. Ф. Силуэты. Хроника Оренбургского театра музыкальной комедии. - Оренбург, 2001.

3 Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII - XX века). - Оренбург, 2004.

Ш 4 Оренбург. - Челябинск, 1993.; История Оренбуржья. Под. ред. Футорянского Л. И. - Оренбург, 1996;

Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. - Челябинск, 1983. истории Челябинской области1.

Из выше указанного следует, что данная проблема комплексно подроб-ф но не исследовалась, отсутствовала объективность и в некоторых подходах изучения, в частности, анализа провинциальной и сельской театральной самодеятельности. Не всегда объективно воспринимается и материальное состояние местных театров, материальный и бытовой уровень жизни актерского состава, что напрямую было связано с результатами творческой деятельности. Все эти факторы в совокупности сказались на оценке развития театрального искусства на Южном Урале в 1917 - 1939 гг.

На проходящих в последние годы научно-практических конференциях всероссийского и межрегионального масштабов, в научных статьях современных местных исследователей также освещаются отдельные вопросы творческой деятельности театров Оренбургского края. Хронологические рамки этих работ относятся к более позднему периоду по сравнению с нашим исследованием. Учитывая достаточно узкий характер данных публикаций, мы, бесспорно, отмечаем их значение, выражающееся, прежде всего в том, что они позволяют более полно представить развитие театрального искусства в Оренбуржье, соответственно более объективно оценить этот процесс. Необходимо также отметить возрастающий интерес к проблемам культурных преобразований на Южном Урале и современному состоянию духовной жизни региона. Оренбургский край, его история и настоящее время оценивается и в системе евразийских губерний и областей России. Однако во многом ос-ф таётся не раскрытым период 20-х и отчасти 30-х гг., которые характеризуются не только временной удалённостью, но и сложностью процесса становления советского театрального искусства. Крайне мало уделяется внимание вопросу перехода относительно свободного театрального творчества к полной зависимости от тоталитарной идеологии, какую задачу оно выполняло в культурной политике государства.

1 Очерки истории Челябинской области. В 2 ч. - Челябинск, 1991.; Очерки истории Челябинской областной партийной организации.1917 - 1967. - Челябинск, 1967.; Очерки истории Челябинской областной организации КПСС.1917 - 1977. - Челябинск, 1977.

Цель диссертационного исследования состоит в комплексном изучении и анализе культурной политики органов советской власти в области театрального искусства и её реализация на территории Южного Урала в с октября 1917 по май 1941 гг.

В соответствии с целью исследования автор ставит перед собой следующие задачи:

- исследовать процессы становления и развития профессионального театрального искусства на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг.;

- выявить степень влияния политических и идеологических интересов государства на развитие отечественного театрального искусства;

- определить специфические черты в развитии драматического, самодеятельного и национального театрального искусства Южноуральского региона;

- установить общее и. специфическое в развитии различных форм театрального искусства;

- охарактеризовать значение развития театрального искусства на Южном Урале и государственной культурной политики в этой области.

Методологическая основа исследования. Общую методологию исследования и его теоретическую основу составляет материалистическая диалектика. В данном исследовании применяются логические методы познания. Конкретный исторический материал изучался путем научных методов эмпирического и теоретического исследования. При этом автором используется принципы объективности, внепартийности с целью наиболее непредвзятого решения поставленной исследовательской задачи. Методологической базой диссертации наряду с методами исторического исследования составляют также элементы историко-политологического и историко-культурологического анализа, что определяется спецификой темы исследования, в которой сочетаются как исторические, так и политологические и культурологические проблемы.

Научная новизна исследования заключается в целостном и системном анализе процесса возникновения и развития советского театрального искусства на Южном Урале в период с октября по май 1941 гг. в трёх основных направлениях - профессиональном, самодеятельном и национальном. На основе большого фактического материала выделены характерные особенности деятельности разных театров Оренбургской, Челябинской и Курганской областей, как существовавших ранее, так и созданных в указанный период. Рассматривается роль проводимой в государстве культурной политики, влияние на театральное искусство общероссийских независимых творческих организаций 20-х, 30-х гг. Особое значение для исследования имеет анализ воздействия на театр со стороны государства в эпоху формирования и укрепления тоталитарной системы. Для определения наиболее объективной оценки итогов развития театрального искусства на Южном Урале учитываются и общие показатели работы театров РСФСР в исследуемый период. В научный оборот введены новые архивные и статистические данные.

Научно-практическая значимость работы состоит в возможности использования её результатов и введённых в научный оборот источников при исследовании истории Юного Урала. Конкретно-исторический материал выводы и положения диссертации могут быть использованы в краеведческой работе, при чтении курсов по общей истории и истории культуры Южного Урала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Октябрьская революция и проводимая в период гражданской войны политика советского руководства способствовали созданию профессиональных театров, развитию самодеятельного и национального театрального творчества на Южном Урале.

2. Противоречия период нэпа негативно отразились на общем состоянии всех видов театрального искусства на Южном Урале, однако его последствия постепенно были преодолены.

3. Советское руководство использовало театральное искусство как эффективное средство воспитательного и идеологического воздействия, в театральном репертуаре насаждается определённая тематика. Прикрываясь «интересами народа» с театральной сцены изгонялось всё, что не соответствовало интересам большевистской партии.

4. В период становления тоталитарной системы идеологическая цензура и контроль партийного аппарата достигают своего апогея. Театральное искусство во многом утрачивает свою независимость, однако определённая самостоятельность у него сохраняется.

5. Благодаря выбранному государственным руководством курсу культурных преобразований создаётся театральная сеть в областях Южного Урала, включившая театры различных видов, укрепляется связь между профессиональным и самодеятельным театрами.

6. К концу 30-х гг. театры Южного Урала добиваются значительных творческих успехов, ими была проведены значительная работа по обслуживанию населения. Деятельность театров способствовала духовной мобилизации советских людей, проявившейся в годы Великой Отечественной войны.

Апробация исследования. Основные результаты диссертации были изложены автором в 9 научных публикациях (общий объём 1,6 п.л.), докладывались и обсуждались на всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференциях (г. Оренбург, г. Уфа, г. Томск)

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения и двух

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление театра на Южном Урале в период с октября 1917 по май 1941 гг."

Заключение

# Установившаяся в России в результате революции 1917 г. и последо-

вавшей за ней гражданской войны советская власть привела к радикальным изменениям жизни страны. Поставив перед собой задачу создания новой модели духовной культуры, лидеры ВКП(б) понимали и важность всех видов искусства, как её составных частей. Новая культурная политика стала проводиться с первых дней прихода социалистических партий к власти. Вполне оправдано, что эта культурная политика получила название культурной революции, поскольку преобразования имели грандиозный масштаб и последствия. Наряду с распространением образования, строительства широкой сети культурно-просветительских учреждений, формировался и новый тип мировоззрения со своими идеалами и ценностями. Культурные преобразования носили ярко выраженный интернациональный характер, с одной стороны способствовали культурному развитию народов России, а с другой приводили к своеобразной культурной унификации общества. Политика государства в области культуры была целенаправленной и решала две основные задачи -с помощью ликвидации неграмотности и всеобщего образования оно готовилось к осуществлению экономических преобразований, с помощью насаждения единой советской идеологии через искусство, обеспечивало эффективное управление народными массами. Что и обеспечило в последствии силу и устойчивость государства.

• Театральное искусство имело в исследуемый период достаточно массо-

вый и доступный характер, поэтому могло стать эффективным инструментом в процессе формирования нужного мировоззрения. Понимая это лидеры ВКП(б) уже с ноября 1917 г. начинают перестраивать систему управления театрами. А с 1922 г. начинают осуществлять цензурный контроль за постановками. Процесс перехода театрального искусства от положения относительно самостоятельного к полностью зависимого растянулся на длительный срок,

Ф фактически до 1932 г. Даже после Великой Отечественной войны, в 1946 г.

вышло постановление ВКП(б) о театральном репертуаре. Исходя из того, что данное исследование ограничено хронологическими рамками с 1917 г. по май 1941 г., можно в общем виде, разбить исследуемый период на два этапа развития советского театрального искусства - с 1917 г. по 1927 г. и с 1928 г. по май 1941 г. Каждый из этих этапов характеризуется своими отличительными признаками, и неразрывно связаны между собой. Такое хронологическое деление в полной мере касается и театрального искусства Южного Урала. Удалённость от культурных центров России существенно влияло на развитие провинциальных театров Южного Урала, которое проходило гораздо медленнее и сложнее. Фактически к 1917 г. здесь имелся только один профессиональный театр - в Оренбурге и два любительских - В Челябинске и Бугуруслане. В Оренбурге также был любительский татарский театр. В результате октябрьской революции и окончательного установления в 1919 г. советской власти на Южном Урале сложились определённые предпосылки для успешного развития театрального искусства. Стихийно возникли различные творческие коллективы, из них некоторые даже работали на Восточном фронте в годы гражданской войны, при этом органы местной власти способствуют их развитию. В 1921 г. в Челябинске официально возникает профессиональный драматический театр, в Орске начинает работать любительская труппа.

Начавшийся в 1921 г. нэп и явная слабость культурного потенциала населения Южного Урала сильно затормозили осуществления культурных преобразований. Резко сокращается количество всех культурно-просветительских учреждений, что негативно отразилось на театральной самодеятельности. Лишенные государственного финансирования и тем самым поставленные в условия самоокупаемости Оренбургский и Челябинский драматические театры увлечены волной постановки пьес зачастую низкого художественного уровня, охватившей всю страну. Очень сложным остается вопрос с творческим составом театров — годы нэпа характеризовались постоянной сменой большей части актерского состава театров. Контроль над каче-

ством театральных постановок осуществлялся слабо. Зачастую театральное творчество расценивалось органами власти как средство агитации при проведении кампаний и праздников, навязывались специальные спектакли, которые ставили аврально, наспех. Сами руководящие работники относились к работе театров без должного внимания, видели в театре, прежде всего развлечение или как орудие идеологического воздействия. Условия жизни самих работников культурно-просветительной сферы были неудовлетворительными, оплата их труда была одна из самых низких. Во время нэпа театральная кружковая самодеятельность Южного Урала оказалась практически в кризисном положении. Сокращение числа клубов, соответственно привело к сокращению и числа кружков. Фактически они остались только в городах, районных центрах и при крупных заводах. Способствовал этому кризису и голод 1921 г. Только с 1925 г. ситуация стала постепенно улучшаться. Оренбургская татарская театральная труппа, оформившаяся в 1918-1919 гг. смогла сохраниться в период нэпа и даже получила своё театральное помещение в 1926 г.

К середине 20-х гг. постепенно меняется и государственная политика в области театра. Театр, сохраняя свое значение как массового вида искусства и имея свойство яркого, доступного и эффективного воздействия на сознание широких народных масс не мог долго оставаться не втянутым в общую систему идеологического воспитания. Поэтому с первых дней лидеры ВКП(б) разрабатывают регулятивные нормы в области театрального искусства и осуществляют целенаправленное управление над ним. Определённые споры о руководстве театральным искусством, борьба с «левацким» влиянием Пролеткульта, временное отступление от жесткой системы правил при нэпе, несколько затормозили переход к полному государственному контролю, но он бы неизбежен и имел закономерный характер. Процесс превращения искусства в средство идеологического воздействия начался еще при жизни В. И. Ленина, который заложил основополагающие, приоритетные направления культурной политики. Со смертью Ленина в 1924 г. и с усилением позиции

И. В. Сталина в правительстве этот процесс приобретает более явные очертания.

# В целом, несмотря на противоречивый характер развития, начало двадцатых годов характеризуется увеличением количества драматических театров на Южном Урале. Если до революции официально существовал только один драматический театр в Оренбурге, то к 1927 г. театры этого типа создаются в Челябинске, Бугуруслане, Орске, Троицке, Миассе, увеличивается количество и состав драматических трупп, открываются курсы по подготовке театральных работников, театр становится более доступным для широкой зрительской аудитории, как взрослой, так и детской. Происходит приобщение к театральному искусству населения отдаленных районов, лишенных ранее такой возможности. За 1926-1927 гг. в 25 волостях Оренбургского края было поставлено 848 спектаклей, которые посетило 66925 человек. Театрами осваивается как классический русский и иностранный репертуар, так и новый - «советский», начинающий появляться с 1925 г. Важно отметить, что, не смотря на значительное влияние, оказываемое на театральное искусство со стороны Пролеткульта и РАПП, стремившихся к символизму и упрощенности, драматические театры смогли сохранить свои классические традиции, сложившиеся ещё в дореволюционной России. Но все же изменения были -между старыми академическими и новыми пролетарскими театрами постепенно начинает стираться граница, разделявшая их, происходит сближение театров с реальной, окружающей их жизнью.

# Для театральной самодеятельности Южного Урала период 1917 по 1927 гг. явился сложным этапом фактического зарождения и формирования. Выявились серьёзные противоречия между интересами советского правительства ставившими задачу развить самодеятельное творчество, и реальными условиями осуществления этой задачи, которые определялись тяжелейшим материальным положением, организационной слабостью местного руководства, низким общим культурным уровнем местного населения. Бесспорно, поло-

# жительным моментом являлась активность самого населения, особенно мо-

лодёжи, вступающей в кружки театральной самодеятельности, но в большинстве кружки были слабо организованы. Творческая слабость театральной самодеятельности и постоянное использование её для проведения различных агитационных кампаний и праздников способствовали распространению в 20-х гг. «живых газет» и агит-постановок, пропагандируемых Пролеткультом, РАПП, «Синей Блузой» с их простотой, прямой идеологической агитацией. Но, оценивая в целом состояние театральной самодеятельности указанного периода можно с уверенностью утверждать, что больше преобладали положительные последствия политики государства - самодеятельное театральное искусство Южного Урала с 1917 г. по 1927 г. появилось как таковое и постепенно развивается. Увеличивается количество культурно-просветительных учреждений, вместе с этим растет количество драмкружков. В свою очередь увеличивается количество их постановок, это способствовало проведению культурной революции в широких массах, в ряде случаев создались условия для развития некоторых самодеятельных коллективов на предприятиях Челябинской и Оренбургской губерний. Надо отметить, и особую популярность драмкружков, так в 1925 - 1926 гг. из рабочей молодежи Челябинской губернии, посещающей различные культурно-просветительные кружки, 48% являлись членами драмкружков.

В 1917-1927 гг. развивается и национальное направление театрального искусства. С 1919 г. в Оренбурге постоянно действует татарская театральная труппа, которая на протяжении 20-х гг. поддерживает связь с соответствующими театрами Казани и Самары. Создаются кружки театральной самодеятельности при национальных клубах и Народных домах Оренбургской и Челябинской губерний. В городах Оренбургской и Челябинской губерний — Орске, Троицке начинают формироваться татарские театральные труппы.

Во втором периоде с 1928 г. по май 1941 гг. в театральном искусстве России происходят значительные изменения, фактически появляется новая советская культура с её идеологическими ценностями и структурой. Второй хронологический период исследования существенно отличается от первого

значительным увеличением количества театров разного типа, расширением театральной сети. Так к 1941 г. в Оренбургской области функционировали 7 ф театров, а в Челябинской - 12. Увеличивается количество актерского состава.

Вместе с драматическим направлением театрального искусства, развиваются театры оперы, музыкальной комедии, ТРАМы, ТЮЗы и кукольные. Театры становятся более посещаемы не только в городах, но и в районных центрах, труппы выезжают с гастролями и в сельские районы. Колхозно-совхозные театры обслуживали посевные и уборочные кампании, городские выезжали со спектаклями на предприятия. Театрами Челябинской области в 1939 г. было обслужено 1 млн. 651 тыс. зрителей. В 1940 г. театрами оренбургской сети было поставлено 1898 спектаклей, которые посетило 652 тыс. зрителей, общее количество театральных работников в области составляло 558 человек. При этом ещё сохранялись и противоречия в театральном развитии, которые были связаны с условиями работы театральных коллективов, не отвечающими положенным нормам, в оборудовании и состоянии театральных помещений, иногда и в их отсутствии. Квартирно-бытовые условия многих актеров были неудовлетворительными, случались задержки выплаты заработной платы. Плановое финансирование не полностью удовлетворяло потребности театров.

Однако период с 1928 г. по май 1941 гг. отмечается и значительными успехами театров Южного Урала в освоении отечественных и иностранных произведений, совершенствуется мастерство актеров. Для молодых артистов Ф открываются при театрах специализированные учебные курсы повышения

квалификации. Театры Южного Урала активно участвуют в общественно-политической жизни, проводят различные кампании, при них организуются музеи, тематические фото и макетные выставки. Устанавливается и укрепляется связь профессиональных театров с самодеятельными коллективами, работающими в области драматического искусства. С помощью профессиональных театров в конце ЗОх годов организуются смотры художественной Ф самодеятельности, так в районных смотрах художественной самодеятельно-

сти Оренбургской области приняли участие 100 тыс. человек, в качестве зрителей было привлечено 200 тыс. человек, итогом такой работы стала областная олимпиада 1939 г. Ведущие театральные работники проводят консультативные занятия с представителями драмкружков, тем самым, закладывалась определённая база для дальнейшего развития театрального искусства на Южном Урале. В тот же период создается единая сеть самодеятельных драмкружков, при этом национальные драмкружки полностью вливаются в неё. Всего на 1939 г. в Оренбургской области существовало 583 драматических кружка, в которых занималось 7495 человек. В Челябинской области в том же году насчитывалось 1634 драмкружков.

30-е гг. характеризуются и развитием национального театрального творчества. Полная централизация всех форм и видов искусства привела к тому, что национальные театры становятся составной частью государственной театральной сети. Став проводником сталинской идеологической политики в среде отдельных этнографических групп Южного Урала, национальные театры изменяют свой репертуар - он становится политизированным, отвечающим общим задачам социалистического строительства, изменения сознания людей. Но при этом повышается и качество драматургии, и художественное мастерство актеров. Осваиваются классические произведения, постепенно улучшается материальное состояние театров, увеличивается количество обслуживаемых зрителей. К примеру, в 1938 г. Оренбургский татарский колхозно-совхозный театр перевыполнял производственный план по ряду показателей: по количеству выездных спектаклей от плана - 100,2%, по посещаемости - 135%, и по сбору за постановки - 111,6% соответственно.

Политика сталинского руководства в области культуры неизбежно отразилась и на театральном репертуаре. Тематика пьес как драматических, так и музыкальных, становится идеологически выдержанной. При их отборе строго придерживаются списка тем, разрешённых для драматургии, в результате главное место занимали современные советские пьесы о социалистическом строительстве, об установлении советской власти в период гражданской

войны и последующего периода, о борьбе с врагами народа, о РККА и её готовности к отражению любой агрессии. Такие произведения составляли око-# ло 30% от общего количества пьес. Наряду с освоением советской драматур-

гии театры в своём репертуаре сохраняют отечественную и иностранную классику, имеющих огромное художественное значение. Особую важность приобретает развитие драматургии для детей, появляются новые советские музыкальные пьесы. Но все постановки того периода проходят контроль на идеологическую выдержанность и в основном становятся средством воздействия на мировоззрение советских людей. Однако необходимо признать, что качество советских пьес 30-х гг., несмотря на откровенную идеологическую направленность, значительно возрастает, отмечается творческий рост актерского и режиссерского состава театров Южного Урала. Театральное искусство 30-х гг. стремилось к воспитанию лучших нравственных качеств в зрителях посредством сочетания высокой художественности и яркого идеологического пафоса. Безусловно, театральный репертуар способствовал определённой духовной мобилизации советских людей, проявившейся в годы Великой Отечественной войны. Для проведения такой целенаправленной репертуарной политики к середине 30-х гг. сформировалась целая система государственных органов цензуры. Процесс перехода театрального искусства под полный контроль ВКП(б) завершился в 1932 г., одновременно в СССР создается широкая театральная сеть с единой системой управления, куда вошли существовавшие к началу 30-х гг. и появившиеся на их протяжении театры Юж-

• ного Урала. В период 30-х гг. формируются необходимые условия для дальнейшего развития национального театрального искусства на Южном Урале. Сравнивая в целом уровень развития театрального искусства на Южном Урале к 1917 г. и его состояние к маю 1941 г. можно, безусловно, утверждать, что с установлением советской власти и осуществлением ей культурных преобразований театральное искусство успешно развивается во всех направлениях, однако не преодолевает классового характера и идеологической на-

• правленности.

 

Список научной литературыБрагиров, Глеб Борисович, диссертация по теме "Отечественная история"

1. Авербах J1. J1. Спорные вопросы культурной революции. - М.: Московский рабочий, 1929. - 216 с.

2. Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине 1917 1932 гг.-М.: АИРО-ХХ, 1998.-204 с.

3. Антонов. Документальное повествование о жизни и деятельности A.B. Луначарского. М.: Типография НИОПИК, 1998. 248 с.

4. Баранова Н. Б. Власть и воздействие на массовое сознание в тридцатые годы XX века на материалах среднего Поволжья. М.: Московский педагогический университет, 1997. - 356 с.

5. Беспарточный Б.Д. Культура и власть: из рассекреченных архивов ВЧК — ОГПУ -НКВД. Курск: Изд. Курского педагогического института, 1999. — 268 с.

6. Бибарцева Т.С., Казовская Т.М. Официальные документы как источник истории культуры послеоктябрьской России (Источниковедческая характеристика)// Российская культура глазами молодых ученых. СПб., 1997. — С.29.35.

7. Болотникова Н. И. Рабочий театр и его роль в культурном строительстве первых лет Советской власти 1917 1921 гг. Автореферат, дис. . канд. ист. наук: 07.00.01./ Москва. 1968. - 24 с.

8. Борисов A.B. Опубликованные источники истории культурного строительства в деревне в реконструктивный период. В кн. Источниковедение истории переходного периода в СССР. Калинин, 1984. - С. 116 - 127.

9. Боффа Д. История Советского Союза. В 2т. М.: Международные отношения, 1990.

10. Бухарин Н.И. Ленинизм и проблема культурной революции. Л.: Госиз• дат, 1928.-46 с.

11. Бухарин Н.И. Пролетарская революция и культура. М.: Прибой, 1923. -35 с.

12. Бухарин Н.И. Избранные произведения. М.: Наука, 1988. - 307 с.

13. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917 1927. - М.: Наука, 1985. - 528 с.

14. Н. Верт. История советского государства. 1900-1991: Пер. с фр. М.; Прогресс: Прогресс-Академия, 1992. - 480 с.

15. Волобуев О.В. Кулешов C.B. Очищение. История и перестройка. — М.:Изд-во АПН. 1989. 288 с.

16. Вопросы истории и историографии социалистической культуры. — М.: Наука, 1987.-271 с.

17. В поисках пути: Русская интеллигенция и судьбы России. — М.: Русская книга, 1992.-381 с.

18. В человеческом измерении. М.: Прогресс. 1991. - 704 с

19. Галин С. А. В. И. Ленин о культурной революции. М: Политиздат, 1980. -96 с.

20. Галин С. А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917 1925). - М.: Выс. Школа, 1990. - 144 с.

21. Гобунова Д. П. Борьба партийных организаций Урала за культурноестроительство в годы второй пятилетки 1933 1937 гг. М., 1955. - 34 с.

22. Горячева Т. М. Развитие реформ и методов моделирования в архивно-источниковедческих исследованиях истории культурной политики 1917 — 1940 гг. М.: Научная книга, 1999. - С. 143 - 150.

23. Гракина Э. И. из опыта работы КПСС по укреплению связи театра с жизнью в первой половине ЗОх гг. Автореф. дис. . канд. ист. наук: 07.00.01./ Москва. 1966 г.-23 с.

24. Деменьева Н. В. Из истории борьбы В. И. Ленина против ревизионизма и нигилизма идеологов Пролеткульта. М.: Наука, 1971. - 179 с.

25. Деятели СССР и революционного движения России: Энциклопедический словарь Гранат. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 832 с.

26. Дорофеев В. В. Над Уралом рекой. - Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1988.-272 с.

27. Духовный потенциал СССР накануне Великой Отечественной войны. — М.: Институт истории СССР, 1985. 346 с.

28. Дымникова А. И. Становление системы государственного руководства театральным делом в СССР 1921 -1928 гг. Л., 1988 г. - 189 с.

29. Екискин П. П. Курылев Ю. И. Борьба В. И. Ленина и партии за приобщение старой художественной интеллигенции к осуществлению задач культурной революции // Горьковская высшая партийная школа. Вып. 7. Горький, Горьк. кн. изд-во, 1969. - С. 101 - 172.

30. Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине. Революция. История. Личность. — М. Молодая гвардия, 1989. 320 с.

31. Жидков В. С. Культурная революция и театр. М.: ИздАТ, 1995. — 320 с.

32. Завелев А. И. Истоки сталинизма. Лекция к курсу «Политическая история XX века.» М.: Высшая школа. 1990. - 109 с.

33. Загребин С. С. Культурное строительство на Южном Урале в 1921 — 1940• гг. Автореферат, дис. . канд. ист. наук: 07.00.01./ Челябинск. 1994 г. — 24 с.

34. Зак J1. М. Строительство социализма в СССР: историографический очерк. -М.: Мысль, 1971.-318 с.

35. Зеленцова Н. С. Народный революционный театр в России эпохи Гражданской войны и начала 20х годов. М.; 1973. - 108 с.

36. История Урала. Т 2. Пермь: кн. изд-во, 1965. - 611 с.

37. История советского драматического театра. Тт. 1 4. — М.: Наука, 1968.

38. История советского театра. Т.1. Петроградские театры на пороге октября и в эпоху военного коммунизма. 1917 1921гг. - JL, 1933.

39. История Оренбуржья. Ред. Футорянский Л. И. Оренбург. Орен. кн. изд-во, 1996.-351 с.

40. Историки спорят. 13 бесед. М.: Прогресс, 1990. 696 с.

41. Калинин М.И. О вопросах социалистической культуры // Сборник статей и речей 1925-1938 гг. М., Гос. изд-во политической литературы, 1938. — 111 с.

42. Калистратов Ю. К. Ленинский план культурного строительства в национальных районах страны и мероприятия партии по его осуществлению в 1921 1925 гг. Из истории борьбы КПСС за победу социалистической революции.• Вып 6. М.; 1976. - С. 55 - 72.

43. Калистратов Ю. К. рабочий класс и советская культура в 20 ЗОе годы. Автореф. дис. . канд. ист. наук: 07.00.01./ Нижний Новгород. 1998 г. — 26 с.

44. Канатчиков С. В борьбе за пролетарскую идеологию. — М.: «Федерация», 1931.- 132 с.

45. Киселева Т. Г. и др. Культура и революция: историческая хроника первых послеоктябрьских десятилетий. М.: Московский государственный университет культуры, 1988. 245 с.

46. Клочко В.Ф. Культурное строительство в советской деревне в годы второй пятилетки (1933 1937 гг.). -М.: Госкультпросветиздат, 1956. - 144 с.

47. Красовицкая Т. Ю. Власть и культура. М.: Наука, 1992. - 356 с.

48. Крупская Н.К. Ленинские установки в области культуры. М., 1934.

49. Культура в советском обществе: Проблемы и перспективы развития. — М.: Наука, 1988.-192 с.

50. Ленин и культурная революция. Хроники событий. 1917-1923. — М.: Мысль, 1972.-496 с.

51. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Издание пятое. — М.: Политическая литература.

52. Ленин и отечественный театр. М.; 1980. - 19 с.

53. Луначарский А. В. О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2-х т. — М.: Искусство, 1958.

54. Любовь и восток. М.: Московский писатель, 1994. - 443 с.

55. Моров А. Г. Три века русской сцены, в 2-х кн. — М.; 1978. — 335 с.

56. Московский A.C. Статистика культуры и основные статистические обследования культурного строительства (1918-1941 гг.) // Культурная жизнь Сибири XVII-XX вв. Бахрушинские чтения. Новороссийск, 1981, - С. 3 — 9.

57. Наточий В. Ф. Силуэты: Хроника Оренбургского театра музыкальной комедии. Оренбург: кн. изд-во, 2001. - 445 с.

58. Незнамов М. Старейший русский театр на Урале, ОГИЗ. Чкаловское изд-во, 1948.-132 с.

59. Охлопков Н. П. Статьи. Воспоминания. М.: ВТО, 1986. - 367 с.

60. Очерки истории Курганской областной организации КПСС. — Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1977. 407 с.

61. Очерки истории Оренбургской областной организации КПСС. — Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1983. 416 с.

62. Очерки истории русского советского драматического театра. В 3-х т. -М., 1954—1961.

63. Очерки истории Челябинской областной организации КПСС. 1917—1977.- Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1977. 432 с.

64. Очерки истории Челябинской Областной партийной организации. 1917—• 1967. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1967. - 503 с.

65. Очерки истории Челябинской области. В 2-х ч. Челябинск: Юж-Урал. кн. изд-во, 1991.

66. Панфилов А. П. Театральное искусство Урала. 1917 1967 гг. — Свердловск: кн. изд-во, 1967. - 327 с.

67. Панфилов А. П. Деятельность партийных организаций Урала по развитию социалистической культуры. Свердловск. 1965. -279 с.

68. Режим личной власти Сталина. К истории формирования. М.: МГУ, 1989.-160 с.

69. Серебряный С. Тоталитаризм. Опыт словаря нового мышления. М.: Наука, 1989.-461 с.

70. Советская культура в реконструктивный период 1928 1941. — М.: Наука, 1988. - 608 с.

71. Советская культура: 70 лет развития. (Сб. статей). М.: Наука, 1987. — 398 с.

72. Советский театр. К 30-ти летию Советского государства. М., 1947.

73. Социалистическое строительство на Урале. Сборник статей. — Свердловск: кн. изд. 1957. 657 с.

74. Степанов 3. В. У истоков культурной революции. Л.: Лениздат, 1972. — 107 с.• 140. Страницы истории КПСС: факты, проблемы, уроки. М.: Высшая школа, 1989. - 704 с.

75. Страницы истории Советского общества: факты, проблемы, люди. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

76. Страницы отечественной художественной культуры в ЗОе годы. М.: Государственный институт искусствознания. 1995. - 206 с.

77. Федюкин С. А. Борьба с буржуазной идеологией в условиях перехода к НЭПу. -М.: Наука, 1977 г. 352 с.

78. Футорянский Л.И. Комсомол Оренбуржья помощник Коммунистической партии в гражданской войне против внутренней контрреволюции и империалистической интервенции. - Дис. . канд. ист. наук. - Л., 1964

79. Футорянский Л.И. Зарождение пионерской организации в Оренбуржье // Педагогический сборник. Оренбург, 1960. - С. 172-183.

80. Футорянский Л. И., Лабузов В. А. Из истории Оренбургского края в период восстановления (1921 1927 гг.) - Оренбург: КЦ РИСО, 1998; - 114 с.

81. Футорянский Л. И. Из истории Киргизской (Казахской) и Башкирской АССР (1920-1924 гг.)//Оренбуржье и Республика Казахстан: приграничные аспекты сотрудничества. Сб. ст. — Оренбург: Изд. Центр ОГАУ, 1997. — С. 141-148.

82. Футорянский Л. И. Образование Киргизской (Казахской) АССР и Орен-буржье//Ленинская национальная политика КПСС в современных условиях и актуальные задачи интернационального воспитания. Сб. ст. — Оренбург: Южный Урал, 1990. 32 с.

83. Хавторин Б. История музыкальной культуры Оренбургского края (XVIII- XX века). — Оренбург.: Южный Урал, 2004. 632 с.

84. Хайченко Г. А. Советский театр. Пути развития. М.: Знание, 1982. — 240 с.

85. Чайникова С. А. Историография культурных преобразований на Урале в 1917 1941 гг. - Екатеринбург. 2000.

86. Чижова Л. М. Руководство коммунистической партии развитием советского театра (1927 1932 гг.) Автореф. дис. . канд. истор. наук: 07.00.01./• Москва. 1978 г.-26 с.

87. Чкаловский областной драматический театр им А. М. Горького. 100 лет. Чкалов: кн. изд-во, 1957. - 160 с.

88. Чуфаров В. Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920 1937 гг.) - Свердловск. Сред-Урал. кн. изд-во, 1970. - 378 с.

89. Шишмаренкова А. В. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции в годы второй пятилетки (1937 — 1937 гг.) Автореф. Дис. . канд. ист. наук: 07.00.01./ Челябинский гос. ун-т. Челябинск. — 24 с.

90. Шульгин А. П. А. В. Луначарский: Театр и революция. — М.: Искусство, 1975.-214 с.

91. Юфит А. 3. Революция и театр. Л.: Искусство, 1975. - 269 с.Литература универсального содержания

92. Театральная энциклопедия. Тт. 1 5. - М.: Советская энциклопедия, 1961-1967 гг.

93. Большая Советская энциклопедия. Тт. 1-30. М.: Советская энциклопедия, 1970-1978 гг.

94. Политологический словарь. Ред. В. X. Халипов. М.; 1995. - 214 с.

95. Философский словарь. Ред. И. Т. Фролов. -М.: Изд-во политической литературы 1991. 560 с.

96. Человек и общество. Культурология. Словарь-справочник. Ред. Штом-пель О. М. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544 с.