автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Татарские театральные коллективы в ТАССР в 1930-е гг.

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Заббарова, Лилия Марсовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Татарские театральные коллективы в ТАССР в 1930-е гг.'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата исторических наук Заббарова, Лилия Марсовна

Введение.

Глава I. Становление татарского драматического театра и его развитие в 1930-е гг.

§ 1. История возникновения театра (конец XIX в. — 1920-е гг.).

§ 2. Творческий коллектив театра в 1930-е гг.

§ 3. Основной репертуар театра.

Глава И. Гастрольная деятельность татарских драматических театральных коллективов в 1930-е гг.

§ 1. Татарский государственный академический театр.

§ 2. Колхозный филиал Татарского государственного академического театра.

§ 3. Колхозно-совхозные театры.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по истории, Заббарова, Лилия Марсовна

Изучение истории развития культуры становится важным отличительным знаком современной историографической ситуации, отмеченной повышенным вниманием исследователей и к социально-культурным основаниям общественной эволюции. Одним из основных «потоков», подпитывающих духовную сферу, является искусство. Оно как сложносоставной феномен, включающий в себя - наряду с морально-эстетическим компонентом - социально-функциональное начало, предстает в качестве объекта исторического познания, сориентированного, в свою очередь, на реконструкцию культурно-политических процессов на тех или иных этапах общественного развития. Различные виды искусства по-разному проявляют себя с точки зрения своего идейно-политического значения. В «дотелевизион-ную» эпоху продолжает во многом сохраняться исключительная роль театра как камертона духовной жизни, способа донесения до населения художественных и политических идей. Представляет особый научный интерес история театральной жизни 30-х годов - времени утверждения «классической модели» советского общества, и, в частности, феномен национального татарского театра.

Татарское театральное искусство в тридцатые годы развивалось в общих рамках советской культуры, испытывая воздействие политической конъюнктуры той эпохи. Власть рассматривала культуру вообще и театр в частности как средство агитации и пропаганды, усиленно внедряла в массы коммунистическую идеологию. Вместе с тем, развитие татарского театра имело свои особенности. Он в значительной степени сумел сохранить свою национальную самобытность, внес большой вклад в развитие культуры татарского и других народов, проживавших в республике. Анализ процессов формирова4 ния и деятельности татарских драматических театральных коллективов проливает дополнительный свет на механизм взаимоотношений "власть — искусство", способствует выявлению специфических черт функционирования национальной культуры в условиях тоталитарного режима. Тема исследования, кроме того, обладает культурно-политическим потенциалом, ее разработка способствует решению вопросов усиления межкультурных взаимодействий и гармонизации межэтнических отношений в многонациональных регионах страны.

Объектом данного исследования являются татарские театры в 1930-е гг.: Татарский государственный академический театр им. Г.Камала, Татарский государственный (передвижной) театр драмы и комедии им. К.Тинчурина, колхозно-совхозные театры.

Хронологические рамки данной работы охватывают период 30-х годов XX столетия. В конце 1920-х годов в советском обществе и его культуре произошли серьезные изменения, связанные с новым этапом формирования идеократической системы. Начиная с первых лет Советской власти, в татарском театре начинаются процессы трансформации, подчинения его политической конъюнктуре, а с конца 1920-х годов эти процессы усиливаются. Изменившаяся обстановка в стране приводит к ужесточению условий деятельности работников культурной сферы.

С началом Великой Отечественной войны в деятельности татарского театра появляются принципиально новые особенности, связанные с изменившейся внутриполитической обстановкой. Этот период, безусловно, заслуживает отдельного изучения. В ряде случаев автор выходит за пределы данных хронологических рамок для более ясного освещения основных проблем исследования.

Территориальные рамки работы - пределы современной Республики Татарстан, которая в научном и культурном смыслах является 5 репрезентативным регионом полиэтничного российского сообщества. Подобная локализация исследования позволяет поставить вопрос об общем и особенном в становлении и развитии татарских театральных коллективов, представлявших собой и культурно-просветительскую институцию, и инструмент идеологического воздействия на массовое сознание. Именно в Татарии в первой половине 1930-х гг. появляются новые труппы (колхозно-совхозные, передвижной театр ТГАТа и др.) и, в то же время, прекращают свою работу некоторые сложившиеся коллективы, особенно работавшие за пределами республики (Центральный московский татарский театр, татарские театры в Астрахани, Оренбурге и др.).

Целью диссертационной работы является изучение и осмысление истории формирования и деятельности татарских драматических театральных коллективов в тридцатые годы.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

• проанализировать комплекс мер идеологического и административного воздействия партийного и государственного аппарата на татарские драматические театральные труппы;

• выявить процесс формирования различных театральных коллективов, условия их жизнедеятельности;

• раскрыть основные направления творческой жизни татарских театров и их роль в культурной жизни городского и сельского населения.

К истории татарских драматических коллективов в 1930-е годы неоднократно обращались различные исследователи, преимущественно искусствоведы. За минувшие десятилетия был накоплен большой фактический материал о творческом пути татарских театров, об отдельных актерах и постановках. Однако вопросы, связанные с со6 циополитической стороной деятельности татарских театров, изучены явно недостаточно. Между тем, именно этот аспект оказал решающее влияние на развитие татарского театрального искусства.

В истории изучения татарских театральных коллективов 1930-х годов можно выделить несколько этапов. Каждый из них имеет свои особенности и существенно отличается как по количеству работ, так и по их тематике.

Начало изучения истории татарского театра уходит еще в дореволюционный период, когда выходили отдельные рецензии на театральные постановки и публицистические статьи Г.Тукая, Г.Камала, Г.Кулахметова, Ф.Амирхана, Г.Ибрагимова и других, где содержались отдельные исторические факты1.

В 1920-е годы появились первые специальные работы, носившие, в основном, публицистический характер. В 1924 г. Г.Карамом, Ф.Сайфи-Казанлы, К.Тинчуриным и другими деятелями национального искусства была подготовлена книга о творчестве "основоположника критического реализма на татарской сцене" л

Г.Кариева . Следующие два десятилетия, охватывающие 30 - 40-е годы, могут быть выделены в качестве следующего этапа изучения темы. В 1930 г. увидел свет сборник статей и рецензий, посвященный Татарскому государственному академическому театру3. С позиций своего времени авторы раскрывали значение театра в общественной жизни страны, подчеркивали стремление театральных коллективов ставить спектакли на современные темы. Сборник включал также рецензии, напечатанные на страницах республиканской газеты

1 Кумысников X.JI. Татарский театр // История театроведения народов СССР. Очерки. 1917-1941.-М., 1985. - С. 91-92.

2 Артист Габдулла Кариев / Под ред. И.Кули. - Казань, 1924. - На татар, яз.

3 Татарский государственный академический театр / Сост. З.Мухсинов. - Казань, 1930. 7

Кызыл Татарстан". Отдельные его статьи были посвящены проблемам актерского мастерства и декоративного искусства

В конце 1930-х гг. к изучению истории татарского национального театра вплотную подошел выдающийся поэт, публицист и драматург А.Кутуй. На основании значительного материала, который А.Кутуй собирал с середины 1920-х гг., он написал несколько глав оставшейся незавершенной книги о татарском национальном театре дореволюционного периода и первых лет Советской власти . В 1940-х гг. изучению истории татарского театра отводилось незначительное место. Выходили в свет преимущественно театральные рецензии на постановки тех лет3.

Новый этап в изучении истории татарского театра начался с середины 1950-х годов. "Оттепель" способствовала оживлению исследований об искусстве 1930-х годов4. Немало содействовала активизации историко-культурных исследований Декада татарского искусства и литературы, проведенная в Москве в 1957 году. Появились очерки о татарском республиканском передвижном театре5, биографические исследования6, активно публикуются воспоминания1.

1 Кумысников X.JI. Татарский театр // История театроведения народов СССР. Очерки. 1917- 1941.-М., 1985.-С.95.

2 Кумысников Х.Л. Татарский театр. - С.96.

3 Султанов 3. "Волки и овцы" в Татарском Академическом театре // Красная Татария. - 1939. -26 января; Кутуй А. Шекспир на татарской сцене // Красная Татария. - 1940. - 16 ноября; Кутуй А. Ходжа Насретдин // Красная Татария. -1940. - 21 сентября; Колхоз-совхоз театрлары очен репертуар мэсьэлэсен хэл итэргэ // Кызыл Татарстан. -1941.-29 января; Мэсэгыйть Ф. Колхоз-совхоз те-атрларнын репертуары турында // Кызыл Татарстан. - 1948. - 1 декабря.

4 Усманова Р.Ф. Основные этапы развития татарского советского театра (1917 — 1929 гг.). Автореф. дис. . канд. искусств. -М., 1954.

5 Рахманкулов Ш. Татарский Государственный Республиканский Передвижной театр. - Казань, 1959. - На татар, яз.

6 Кумысников Х.Л. Х.Абжалилов. - Казань, 1957; Масагыйт Ф. Ф.Ильская. -Казань, 1957. - На татар, яз.; Он же. Х.Уразиков. - Казань, 1957. - На татар, яз.; 8

В это же время изучение отдельных аспектов истории татарского театра продолжилось в работах Х.Л.Кумысникова, Б.Н.Гиззата, Х.Х.Губайдуллина, Х.К.Махмутова . В многотомной "Истории советского драматического театра", изданной Институтом истории искусств во второй половине 60-х - начале 70-х годов, появились небольшие главы о татарском театре, написанные Б.Гиззатом3.

В 1970 - 80-е годы были опубликованы крупные работы по истории татарского театра4. Следует выделить исследования, предпринятые И.И.Иляловой5. Свою монографию она посвятила истории становления и развития театра имени Г.Камала. Обращают на себя внимание солидная источниковая база, положенная в основу исследования, стремление автора к воссозданию целостной картины деятель

Рахманкулов Ш.З. З.Султанов. - Казань, 1957. - На татар, яз.; Сарымсаков Ш. А.Кариев. - Казань, 1957; Шарафеев Ф. Г.Болгарская. - Казань. 1957. - На татар. яз.; Еники Э. Н.Таждарова. - Казань, 1957. - На татар, яз.

1 Салимжанов Х.Ю. Записки актера. - Казань, 1966. - На татар, яз.; Габдулла Кариев: Статьи, воспоминания и документы / Сост. Х.Губайдуллин. - Казань, 1967. - На татар, яз.; Еники Э. Воспоминания о Шакире Шамильском. - Казань, 1965. - На татар, яз.

2 Кумысников Х.Л. Современный татарский драматический театр. 1941 - 1962. Очерк истории: Дис. . канд. искусств. - Казань - Москва, 1962; Гиззат Б. Вехи полувекового пути театра //Советская Татария. - 1957. — 24 мая; Губайдуллин Х.Х. Татарский театр дооктябрьского периода. 1887 - 1917: Автореф. дис. . канд. искусств. - Казань, 1964; Он же. Первое десятилетие татарского профессионального театра / Доклад на "Краеведческих чтениях" 1956 г. /Ред. Н.А.Скопин. - Казань, 1957; Махмутов Х.К. Жанр трагедии в татарской драматургии. - Казань, 1965. - На татар, яз.

3 Гиззат Б.Н. Татарский театр // История советского драматического театра. В 6-титт.-М., 1969-1971.

4 Татарский советский театр / Под ред. Б.Гиззата, И.Иляловой, Х.Махмутова, А.Ахмадуллина. - Казань, 1975. - На татар, яз.; Махмутов X., Илялова И., Гиззат Б. Дооктябрьский татарский театр: Очерки. - Казань, 1988. - На татар, яз.; Народные артисты: Очерки /Сост.: И.Илялова, Г.Кантор. - Казань, 1980.

5 Илялова И.И. Актерское искусство современного татарского театра. - Казань, 1978; Она же. Из истории Академического театра //Азат хатын. - 1986. - № 7. -С. 16 - 17. - На татар, яз.; Она же. Межнациональные связи татарского театра. 9 ности этого крупнейшего национального театра Татарстана. Однако широкие хронологические рамки, заданные исследователем, не позволили ему в полной мере осветить все периоды. В частности, эпоха 1930 - 1940-х гг. не получила в монографии серьезной проработки.

1990-е годы знаменуют собой начало следующего этапа в изучении татарского театра тридцатых годов. В этот период значительные изменения претерпевают подходы к советской истории и культуре. Публикуются работы по истории России, где с новых позиций, освобождающихся от идеологизации и политизации, проанализированы тенденции развития советской культуры 30-х годов1. В публикациях Б.Ф.Султанбекова, Р.К.Валеева, A. JL Литвина, И.Р.Тагирова и других прослеживаются судьбы репрессированных деятелей татарской интеллигенции2.

Важной особенностью новейшей историографии является то, что перу исследователей открылись возможности ознакомления с

Казань, 1985; Она же. Театр имени Камала: Очерк истории. - Казань, 1986.

1 Борисова Л.В. Театральная интеллигенция и советское государство в 20-е гг. // Отечественная история, 1993. - № 2; Куманев В.А. 30-е гг. в судьбах отечественной интеллигенции. - М., 1991; Чижова Л.В. Боль истории (о трагических судьбах интеллигенции в условиях тоталитарной системы в СССР) // Театр. -1992. - № 6; Громов Е.С. Сталин: власть и искусство. - М., 1998 и др.

2 Валеев Р.К. Трагедия таланта // Татарстан. - 1992. - № 9-10; Он же. Фажига (Трагедия). - Казань, 1996. - На татар.яз.; Литвин А.Л. Без права на мысль. -Казань. 1994; Он же. Запрет на жизнь. - Казань, 1993; Он же. Следственные дела как исторический источник // Эхо веков. - 1995. - № 5; Султанбеков Б.Ф. Первая жертва генсека. - Казань, 1991; Он же. Жизнь и смерть Галиаскара Сыртланова // Татарстан. - 1997. - № 2; Он же. История Татарстана: Сталин и "татарский след": Науч.-популяр. очерки. - Казань, 1995; Он же. История Татарстана: страницы секретных архивов: (Ист.-публицист. очерки). - Казань. 1994; Он же. Из тайников истории. - Казань, 1995; Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы: (Науч.-попул. очерки). - Казань, 1996 и др.; Таги-ров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (20 век). - Казань, 1999; Он же. История государственности Республики Татарстан и татарского

10 ранее недоступными документами по истории татарских театральных коллективов. Некоторые из них опубликованы1, однако большая часть пока не введена в научный оборот.

В целом изучение историографии темы свидетельствует, что налицо определенные достижения в исследовании проблемы истории татарского театра предвоенного периода. Однако данная тема не являлась предметом специальных исследований, а из поля зрения специалистов выпали многие театральные коллективы. Данная работа и представляет из себя посильную попытку автора восполнить имеющийся в историознании пробел.

Источниковую базу исследования составили разнообразные источники, которые, соответственно своим видовым и тематическим признакам, разделены на три группы: 1. Документальные источники; 2. Источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма, интервью); 3. Периодическая печать.

1. Документальные источники. Они распадаются на две подгруппы: материалы органов государственной власти и управления (включая документы ВКП(б) и документы самих татарских театральных коллективов.

Часть документов первой подгруппы опубликована , однако большинство содержится в фондах Национального архива Республики Татарстан (далее - НА РТ). В диссертации использовано 9 фондов этого архива. Они включают решения съездов, постановления правинарода. - Казань, 2000.

1 Илялова И.И. Вопреки // Татарстан. - 1996. - № 11; Арсланов М.Г. Татарское режиссерское искусство (1906 - 1941). - Казань, 1992; Он же. Татарское режиссерское искусство (1941 - 1956). - Казань, 1996 и др.

2 Культурное строительство в Татарии (1917 - 1941 гг.). Документы и материалы / Под ред. М.К.Мухарямова, М.З.Тутаева. - Казань, 1971; Коллективизация сельского хозяйства Татарской АССР. 1927 - 1937 гг.: Документы и материалы. -Казань, 1968.

11 тельства, решения местных партийных государственных органов по вопросам культуры - Татарского обкома ВКП(б), Совета Народных Комиссаров ТАССР, Народного комиссариата просвещения ТАССР, носящие директивный характер и определяющие основные направления деятельности театров (Ф.Р. - 128; Ф.Р. - 3682).

В партийных и правительственных документах центральных органов определялась политика культурного строительства, а решения нижестоящих партийных и советских организаций, как правило, основывались на директивах центра. В документах отражены различные стороны партийно-государственного руководства культурным строительством - политика в отношении литературы и искусства, меры, направленные на развитие материально-технической базы культуры, руководство агитацией и пропагандой.

Использованы также материалы, отложившиеся в фондах Центрального Государственного Архива Историко-партийной документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ). Автором были проанализированы материалы Ф.15 - Татарского Областного Комитета ВКП(б).

Вторую подгруппу источников составляют материалы татарских театральных коллективов: протоколы заседаний худсоветов, приказы, годовые планы и отчеты, служебная переписка, списки артистического состава др. Эти документы сосредоточены в НА РТ: Ф.4088 - Татарский государственный академический театр им. Г.Камала; Ф.476 - Казанский государственный Республиканский передвижной театр; Ф.2837 - Татарский Художественный рабочий театр; Ф.7083 - Союз советских писателей ТАССР; Ф.3682 - Народный Комиссариат просвещения ТАССР; Ф.128 - Совет Народных Комиссаров ТАССР и др.

12

Следует особо выделить фонды 3682-й и 476-й. Первый концентрирует в себе сведения о деятельности колхозно-совхозных театров, другой - содержит данные, связанные с работой передвижного театра, его деятельности на селе.

Документальные источники отличает стандартный формуляр, лаконизм в передаче информации, "сухость" языка и наличие обязательных идеологических клише. Вместе с тем, это наиболее достоверные и значимые в информативном плане источники, требующие критического анализа.

2. Источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма, интервью). Часть из них опубликована, часть — содержится в личном архиве автора. Из последних особую ценность представляют личные беседы о первой татарской женщине-режиссере Кашифе Тумашевой с ее сыном, бывшим главным режиссером театра им. К.Тинчурина, Р.Р.Тумашевым.

Воспоминания Х.Абжалилова (народного артиста ТАССР и СССР) "По бывшим тропинкам аула" от 23.09.54 г., сохранившиеся в ГОМ РТ, содержат данные о деятельности различных татарских театров в 1930-1950-е гг.

В диссертации использованы также опубликованные воспоминания деятелей татарского театра1. Воспоминания восполняют данные, содержащиеся в других документах, за счет уникальных сведений, деталей, позволяющих воссоздать колорит эпохи.

3. Периодическая печать. Периодические издания: журналы ("Революция и национальности", "Атака", "Рабис", "Совет эдэбия-ты", "Тамашачы", "Театр и драматургия", "Яналиф" и др.) и газеты

1 Салимжанов Х.Ю. Записки актера. - Казань, 1966. - На татар, яз.; Зиганшина Р. Жизнь моя - театр. - Казань, 1997. - На татар, яз.; Тинчурина 3. Наш любимый учитель // Габдулла Кариев: Статьи, воспоминания, документы / Под ред.

13

Красная Татария", "Советское искусство", "Кызыл Татарстан", "Советская Татария" и др.) на татарском и русском языках содержат значительный фактический материал по теме исследования и являются своеобразными документами, синхронными времени.

Периодическая печать — это синтетический материал, включающий в себя самую разнообразную по жанру, происхождению, содержанию информацию: официальные сообщения и документы, законодательные акты, публицистику, письма, хронику, всевозможную информацию (заметки-отчеты, репортажи, интервью и пр.), объявления, беллетристику и т.д. Круг вопросов, освещенных в них, весьма обширен и разнообразен, поэтому целесообразно разделить их на несколько подгрупп.

Первая подгруппа включает в себя статьи и выступления партийных и советских руководителей, а также деятелей литературы и искусства: К.Тинчурина, Ф.Бурнаша, А.Кутуя, М.Джалиля, Р.Ишмуратова, Г.Исмагилова, М.Разумова, Г.Ильясова и др.1 Это статьи о репертуаре, актерском и режиссерском искусстве, о значении татарского драматического театра в общественной жизни.

Вторая подгруппа публикаций образуется из статей информационного характера и дает представление о различных сторонах тел атральной жизни того периода . Выделяются публикации журнала

А. Ахмадуллина. - Казань, 1976 и др.

1 Ишмурат Р. Перед началом сезона в Татарском академическом театре // Красная Татария. - 1930. - 9 октября; Бурнаш Ф. Драматургию - на службу социалистическому строительству // Красная Татария. - 1931. - 18 мая; Ишмурат Р. Татар театры турында // Атака. - 1931. - № 1. - С.21-26; Ишмуратов Р. Пути татарского театра // Красная Татария. - 1933. - 30 ноября; Разумов М. За социалистическую культуру // Красная Татария. - 1933. - 3 октября; Исмагилов Г. Итоги сезона // Красная Татария. - 1936. - 24 мая.

2 Уральский Г. Колхозный театр ждет помощи // Красная Татария. - 1933. - 3 декабря; Театры на колхозных полях // Советское искусство. - 1933.- 26 марта; Театры в районах // Красная Татария. - 1935. - 11 марта; Татарский рабочий те

14

Тамашачы" ("Зритель"), издававшегося с 1927 по 1930 гг. в г.Казани Татарским государственным академическим театром. Журнал печатал выступления ведущих деятелей театра и драматургов, сведения по истории и теории татарского театрального искусства1.

Следует отметить, что периодическая печать является субъективным источником. Нередко на страницы журналов и газет попадали и непроверенные факты, и искаженная информация. В таких случаях для установления достоверности того или иного факта привлекались другие виды источников.

Третья подгруппа публикаций в печати состоит из рецензий на театральные постановки 2. Они являются ценным источником для освещения репертуара татарского драматического театра, колхозно-совхозных театров.

В данной работе впервые в рамках самостоятельного исследования комплексно раскрыта деятельность татарских драматических театральных коллективов в 1930-е годы. Выявлены меры идеологического и административного воздействия партийного и государственного аппарата на татарские драматические театральные труппы. Проанализирована их гастрольная деятельность, раскрыты особенности культурно-шефской работы городских театральных коллектиатр в Москве // Красная Татария. - 1934. - 14 мая; В Татарском государственном академическом театре // Красная Татария. - 1938.- 18 ноября.

1 Мухсинов 3. Несколько слов перед началом работы // Тамашачы. - 1929. - № 1. - С.4-5; Сульва-Валеев. Форма театра // Тамашачы. - 1929. - № 1. - С. 14-16; Юсов Б. О некоторых формах театра // Тамашачы. - 1930. - № 2-3. - С.5; Гиззат Ф. К истории татарской эстрады // Тамашачы. - 1930. - № 2-3. - С.6.

2 Я.Ч. На премьере в Татарском академическом // Красная Татария. - 1932. - 18 апреля; Яхин Р. "Тургай" // Красная Татария. - 1932. - 12 ноября; Гинзбург Е. "Профессор Мамлок" в Татарском академическом театре // Красная Татария. -1935. - 2 ноября; "Женитьба Фигаро" в Татарском академическом театре // Красная Татария. - 1938. - 25 января; Кутуй А. "Без вины виноватые" в Татарском академическом театре // Красная Татария. - 1939. - 10 ноября.

15 bob в деревне. Прослеживается процесс развития колхозно-совхозных театров, основные направления их репертуарной политики.

Впервые изучены вопросы материального положения артистов, режиссеров и других работников театра.

Материалы исследования могут быть использованы при написании работ по истории Татарстана, научной истории развития культуры и театрального искусства в республике в тридцатые годы. На основании материалов диссертации возможна разработка специальных курсов по истории театрального искусства, истории отдельных театров.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Татарские театральные коллективы в ТАССР в 1930-е гг."

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Татарский драматический театр в 1930-е годы был частью советской культуры, переживавшей сложный период. Театральное искусство, как и другие жанры, испытывало сильнейшее воздействие политической конъюнктуры, было вынуждено подстраиваться под требования властей, считавших искусство в целом орудием политической и идеологической борьбы. В то же время татарский театр сумел сохранить свою самобытность, продолжить традиции, заложенные еще в дореволюционный период.

Становление и развитие татарского драматического театрального искусства в 1930-е годы происходило под действием различных факторов. Важнейшим из них, безусловно, был фактор воздействия политического режима.

Партийно-государственная политика в отношении татарского театра - это не только давление на театр в плане репертуара (это общеизвестное положение). Односторонность такого подхода очевидна. Советское государство действовало более тонко. Сказать, что его политика совершенно не отражала потребностей развития национальной культуры, нельзя. Власть желала видеть театр, отвергающий те национальные традиции, которые не согласовывались с коммунистической идеологией. Таким образом, содержание театрального искусства должно было отвечать задачам укрепления Советской власти. Татарский театр поддерживался властью в силу его несвязанности с религией. Он детище демократической общественной мысли. Его можно было использовать. Он сконцетрировал в "себе талантливых людей (драматургов, режиссеров, актеров, художников), которых надо было поставить на службу Советской власти.

Вопрос об отношении к власти деятелей татарского театра не

163 простой. Его нельзя сводить только к страху ожидания репрессий. Поначалу деспотизм власти, его антинациональная сущность не проявлялись явно. Но и среди сторонников нового строя были разные взгляды на свободу творчества.

Наиболее важной закономерностью развития татарского театра в 1930-е годы была его профессионализация, появление стабильных творческих коллективов с устоявшимся репертуаром. Именно в 1930-е годы Татарский государственный академический театр формируется как полноценный профессиональный театр. Государство в это время обращает внимание на подготовку кадров для театра, его обслуживание в драматургическом аспекте. Власти выделяли средства на подготовку татарских актеров и режиссеров. Они учились и в Казани, и в Москве и в Ленинграде, а государство затем направляло их на работу в тот коллектив, в который считало нужным.

Особенностью развития татарского театрального искусства в 1930-е годы является многообразие форм его деятельности - от безусловного лидера - Татарского государственного академического театра - до большого количества районных колхозно-совхозных театров.

Деятельность татарского драматического театра по обслуживанию населения носила многогранный характер. Это была как стационарная работа, так и гастрольные и выездные спектакли ТГАТ, Татарского республиканского передвижного театра. Разнообразие форм театральной деятельности существенно ускоряло творческий поиск в театрах, заставляло их совершенствовать свой репертуар в соответствии с запросами публики ТАССР и РСФСР.

Огромную роль в культурном просвещении села сыграли колхозно-совхозные театры. В условиях ограниченного доступа для жителей села подавляющего числа достижений цивилизации (радио,

164 кино, периодическая печать), создание местных театров способствовало росту национального самосознания, повышению культурного уровня сельского населения. Колхозно-совхозные театры, являясь подлинно народными театрами в довоенные годы, стали важной и специфической формой социально-политического и эстетического воспитания тружеников села.

В 30-е гг. актерский коллектив, несмотря на трудности, неудачи, поражения совершил значительный сдвиг в своем развитии. Особенно это прослеживается в первой половине тридцатых годов, когда сценическое искусство переживало расцвет своих сил, но страх, охвативший страну со второй половины этого же десятилетия, привел к тому, что актеры жили и работали в постоянном внутреннем сопротивлении властным структурам и его установкам, преодолевали экстремальные ситуации. Искусство не терпит диктата, иначе, в конечном счете, оно не идет вперед, тормозит движение сценического искусства.

Репертуар татарского драматического театра в 1930-е годы составляли, с одной стороны, произведения советских и зарубежных авторов (В.Шекспир, Ф.Шиллер, Ж.-Б.Мольер, М.Горький, А.Н.Островский, Вс.Иванов и др.), с другой - работы татарских авторов (Г.Камал, Т.Гиззат, Н.Исанбет, С.Баттал и др.). Формирование репертуара было очень непростым делом. Руководству различных театров приходилось учитывать не только собственно творческие моменты в подборе спектаклей, но и пристально следить за политической конъюнктурой. Правящий режим требовал от театрального искусства отражать современную политическую борьбу, ставить злободневные произведения, что в большинстве случаев резко снижало художественный уровень постановок. Этим, видимо, объясняется отход во второй половине 1930-х годов ряда ведущих татарских

165 драматургов от современной тематики и обращение к дореволюционным сюжетам (Т.Гиззат, А.Файзи и др.).

Татарский драматический театр в 1930-е годы, несмотря на значительные трудности материально-технического, творческого и идеологического характера, сумел сделать главное - сохранить традиции татарского театрального искусства, обогатить их рядом новых произведений, воспитать поколение талантливых актеров и режиссеров, в полной мере раскрывших свой талант в годы войны и в последующие десятилетия. Именно тогда была создана основа для деятельности современного татарского драматического театра. В этом непреходящее значение сложной и во многом трагической эпохи 1930-х годов.

 

Список научной литературыЗаббарова, Лилия Марсовна, диссертация по теме "Отечественная история"

1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ1. Источники.

2. Центральный государственный архив историко-партийной документации.12.1.Фонд Р-15 (Татарский областной комитет ВКП(б). Отдел культуры и пропаганды).168

3. Архив Института языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова.14.1.Фонд Р-13 (Камал Г.Г.).14.2.Фонд Р-118 (Хайруллина З.Ш.).14.3.Фонд Р-121 (Садыкова С.Г.).

4. Архив Татарского Государственного Академического театра имени Гали-асгара Камала.

5. Фонды музея Татарского Государственного Академического театра имени Галиасгара Камала.16.1 .Фонд Р-2 (История театра). 1.6.2.Фонд Р-3 (История театра).

6. Фонды музея Татарского государственного театра драмы и комедии имени Карима Тинчурина.169

7. Опубликованные документальные источники.

8. Сборник документов и материалов по истории СССР советского периода1917-1945 гг.) / Редколлегия: И.М.Волков (отв.ред) и др. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1966. - 621 с.

9. Культурное строительство в Татарии (1917-1941 гг.). Документы и материалы / Под ред.М.К.Мухарямова, М.З.Тутаева. Казань: Таткнигоиздат, 1971.-672 с.

10. Коллективизация сельского хозяйства Татарской АССР. 1927-1937. Сборник. / Под ред.и с введ.] А.М.Залялова, Е.И.Устюжанина. Казань: Таткнигоиздат, 1968. - 354 с.

11. Источники личного происхождения.31 .Воспоминания о Гиззатуллиной-Волжской. Казань: Таткнигоиздат, 1982. -134 с. - На татар.яз.

12. Габдулла Кариев: Статьи, воспоминания и документы / Сост. Х.Губайдуллин. Казань: Таткнигоиздат, 1976. - 232 с. - На татар.яз.

13. Ильская Ф.С. Мои воспоминания // Казан утлары. 1982. - № 1. - С. 166-176. - На татар.яз.

14. Ильская Ф.С. "Театр это моя жизнь": Беседа с нар.арт.РСФСР и ТАССР Ф.С.Ильской // Советская Татария. - 1982. - 28 марта.

15. Кумысников X. Хидаят Султанов (Документальная повесть). Казань: Таткнигоиздат, 1995. - 127 с.170

16. Салимжанов Х.Ю. Записки актера. Казань: Таткнигоиздат, 1966. - 180 с. -На татар.яз.

17. Ю.Станиславский К.С. Государственному академическому театру Татаркой республики. 26 янв.1938 г. // Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми тт. Т.8. Письма. 1918-1938. М.: Искусство, 1961. - С.438-439.

18. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Казань: Таткнигоиздат, 1976.-320 с.

19. Абжалилов X. Если не обманываться внешностью // Театральная жизнь. -1959.-№21.-С.20-21.

20. Абзалина Р. Все о Болгарской // Вечерняя Казань. 1982. - 7 января.

21. Анастасьев А. На 45 языках. Об интернациональной природе советского театра. М.: Искусство, 1972. - 83 с.

22. Аникст А.А. Творчество Шекспира. М.: Изд-во худож.лит., 1963. - 615 с.

23. Арсланов М.Г. Татарское режиссерское искусство (1906-1941). - Казань: Таткнигоиздат, 1992. - 334 с.

24. Арсланов М.Г. Хусаин Уразиков: Очерк жизни и творчества / АН СССР, Ка-зан.фил., Ин-т яз., лит. и истории им.Г.Ибрагимова. Казань: Таткнигоиздат, 1986.- 168 с.

25. Арсланов М.Г. Эволюция режиссуры татарского театра (1906-1941): Авто-реф.дис.д-ра искусствоведения. М., 1993. - 47 с.

26. Ахмадуллин А.Г. Татарская драматургия. Истоки и формирование социалистического реализма. М.: Наука, 1983. - 264 с.

27. Ю.Бебутов В. О театре представления // Театр. 1956. - № 12. - С.66-77.11 .Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. Казань: Таткнигоиздат, 1977. - 400 с.

28. Благов Ю.А. Казанский театр юного зрителя: (Очерк истории). Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 108 с.

29. З.Благов Ю.А. Спрессовывая время. // Республика Татарстан. 1997. - 28 января.173

30. Бодреев С. Татарская АССР / Под ред.К.Тоболова. М.: Изд.'Ъласть Советов" при Президиуме ВЦИК, 1932. - 131 с.

31. Бурнашев Ф.З. О литературе и искусстве: Критические статьи, рецензии. -Казань: Таткнигоиздат, 1978. 240 с. - На татар.яз.

32. Вайда-Сайдашева Т.К. Звуки времени. Казань: Таткнигоиздат, 1991. - 126 с.

33. Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917-1927 / АН СССР, Ин-т истории СССР. М.: Наука, 1985. -526 с.

34. Взаимовлияние и взаимообогащение культур народов СССР (Материалы второй научной конференции. Казань, октябрь 1981 г.). Казань, 1983. - 332 с.

35. Взаимодейсгвие культур народов Поволжья и Приуралья (На материале автономных республик Поволжья и Приуралья). Казань, 1976. - 168 с.

36. Вэлиев Р.К. Фажига. Казан: Татар.кит.нэшр., 1996. - 191 б. - На татар.яз.

37. Галиасгар Камал: Сборник статей, посвященный 100-летию со дня рождения писателя / АН СССР, Казанский филиал, Ин-т языка, лит. и истории им.Г.Ибрагимова. Казань: Таткнигоиздат, 1981. - 224 с.

38. Гарипова З.Г. Культурно-просветительская работа в Татарии в годы первой пятилетки (1928-1932 гг.). Казань: Таткнигоиздат, 1985. - 159 с.

39. Гизатов К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве. -Казань: Таткнигоиздат, 1974. 256 с.

40. Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы и искусства. -Казань: Таткнигоиздат, 1968. 91 с.

41. Гизатов К.Т. Социалистический реализм как художественный метод. М.: Знание, 1986. - 64 с.

42. Гиззат Б.Н. Вехи полувекового пути театра // Советская Татария. 1957. - 24 мая.

43. Гиззат Б.Н. Татарский театр // История советского драматического театра. В 6-ти т. Т. 1-4. - М.: Наука, 1966-1971.174

44. Гимранова Д.Э. Гульсум Болгарская. Казань: Таткнигоиздат, 1981. - 104 с. -На татар.яз.

45. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. - 294 с.

46. Громов Е.С. Сталин: власть и искусство, М.: Республика, 1998. - 495 с.31 .Губайдуллин Х.Х. Первое десятилетие татарского профессионального театра (Доклад на "Краеведческих чтениях" 1956 г. Ред.Г.А.Скопин). Казань, 1957.-25 с.

47. Губайдуллин Х.Х. Татарский театр дооктябрьского периода истории: Дис.канд.искусств. / Гос.ин-т театр, искусства им.А.В.Луначарского; Науч. руков.: Г.Гоян. Казань, 1964. - 340 л.

48. Губайдуллин Х.Х. Татарский театр дооктябрьского периода. 1887-1917: Ав-тореф.дис.канд.искусств. Казань, 1964. - 24 с.

49. Давыдова А.С. Советское искусство 1930-х годов. М.: Сов.художник, 1962. - 105 с.

50. Еники Э. Н.Таждарова. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 62 с. - На татар.яз.

51. Зб.Зиганшина Р.А. Труд, посвященный нашему театру // Социалистик Татарстан. 1986. - 20 сентября.

52. Золотарев Е.С. Золотое двадцатилетие. Очерки. Казань: Таткнигоиздат, 1989. - 168 с.

53. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов). -М.: Игнтерпракрс, 1994.-272 с.

54. Игламов P.M. Выдающийся драматург: О К.Г.Тинчурине. / Рауф Игламов. -Казань: Таткнигоиздат, 1987. 111 с.

55. Илялова И.И. Актерское искусство современного татарского театра. Казань: Таткнигоиздат, 1978. - 143 с.

56. Илялова И.И. Из истории Академического театра // Азат хатын. 1986. - № 7. - С. 16-17. - На татар.яз.

57. Илялова И.И. Марсель Салимжанов: Гл.режисер Тат.академ.театра им.Г.Камала. -Казань: Таткнигоиздат, 1993. 213 с.175

58. Илялова И.И. Межнациональные связи татарского театра. Казань: Таткнигоиздат, 1985. - 240 с.

59. Илялова И.И. Первые: Об актерском составе ТГАТ'а 20-30-х годов. // Вата-ным Татарстан. 1992. - 27 мата. - На татар.яз.

60. Илялова И.И. Театр имени Камала: Очерк истории Татар.гос.академ.театра. Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 328 с.

61. Ингвар И., Илялова И. Русский театр в Казани (советский период). Казань: Таткнигоиздат, 1991.-288с.

62. Ингвар И.Г. Казанская театральная Лениниана: Очерки. Казань: Таткнигоиздат, 1989.- 158 с.

63. Ингвар И.Г. Театральная мастерская КЭМСТ (Конструктивизм, эксперимент, мастерство, современность, театральность) // Советское искусство 2030-х годов. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1992. - С. 166-178.

64. Интернациональное и национальное в искусстве. Сборник статей / Отв.ред.О.Н.Кайдалова. М.: Наука, 1974. - 276 с.

65. История Казани: (В 2 кн.) 1 Ред.кол.: Я.А.Абдуллин и др. Казань: Таткнигоиздат, 1988.

66. История русского советского драматического театра. Кн.1. (1917-1945): Учеб.пособие для студентов театр.вузов и ин-тов культуры / Под общ.ред.Б .А.Дмитриева и др. М.: Просвещение, 1984. - 335 с.

67. История Татарской АССР (Ред.колл.: Н.И.Воробьев. Х.Г.Гимади (отв.ред. и др.). Т. 1-2. Т.2 (От Великой Октябрьской социалистической революции до наших дней). Материалы для обсуждения. - Казань: Таткнигоиздат, 1960. -584 с.

68. История Татарской АССР (С древнейших времен до наших дней) (Ред.кол.: З.И.Гильманов) и др. Казань: Таткнигоиздат, 1968. - 719 с.

69. История Татарской АССР / З.И.Гильманов, М.К.Мухарямов, Ю.И.Смыков и др.; Под ред.М.К.Мухарямова. 2-е изд., доп. - Казань: Таткнигоиздат, 1980. -256 с.176

70. История Татарской АССР Под ред.д-ра ист.наук М.К.Мухарямова. Казань: Таткнигоиздат, 1973. - 240 с.

71. К 90-летию Татарского государственного академического театра им.Г.Камала. Казань, 1996. - 14 с. - На татар.яз.

72. Казакова О.С. КЭМСТ театр левого фронта // Советское искусство 20-30-х годов. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1992. - С. 178-190.

73. Калинин М.И. О вопросах социалистической культуры. Сборник статей и речей. 1925-1938 гг. М.: Гос.изд.полит.лит-ры, 1938. - 112 с.

74. Калинин М.И. Об искусстве и литературе. Статьи, речи, беседы. М.: Госполитиздат. - 1957. - 300 с.

75. Камал Г.Г. Драма и комедия. Казань: Таткнигоиздат, 1969. - 299 с. - На татар.яз.

76. Камал Г.Г. Первый театр. Посвящается к 100-летию со дня рождения Г.Камала. Казань: Таткнигоиздат, 1978. - 186 с. - На татар.яз.

77. Кантор Г.М. Казань музыкальная: Ст., очерки, рец. Казань; Йошкар-Ола: Б.и., 1994.- 187 с.

78. Кантор Г.М. Татарский академический театр оперы и балета им.Мусы Джалиля / Г.М.Кантор, Ф.Ш.Салитова, Е.С.Яхонтова, В.Н.Горшков; Под общ.ред.Г.М.Кантора. Казань, 1994.

79. Кейрим-Маркус М.Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917 середина 1918 гг.). - М.: Наука, 1980. - 199 с.

80. Климов И.М. Образование и развитие Татарской АССР (1920-1926). Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1960. - 368 с.177

81. Композиторы и музыковеды Советского Татарстана (Очерки). Сост.М.Нигмедзянов. Казань: Таткнигоиздат, 1985. - 208 с.

82. Культура, искусство татарского народа: истоки, традиции, взаимосвязи / Под ред.акад.М.З.Закиева, Д.М.Исхакова, Г.Ф.Валеевой-Сулеймановой. Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова, 1993. - 138 с.

83. Культурная революция в СССР (1917-1965) / Материалы всесоюз.сессии На-уч.совета. Отв.ред.чл-кор. АН СССР М.П.Ким. М.: Наука, 1967. - 471 с.

84. Культурная революция в Татарии (1917-1937) (М.Х.Вахитов, К.Д.Давлетшин, З.Г.Гарипова и др.). Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 304 с.71 .Кумысников X. Мастер сцены // Совет эдэбияты. 1956. - № 12. - С.44-49.

85. Кумысников X. Отец татарского театра // Советская Татария. 1986. - 20 мая.

86. Кумысников Х.Л. Истоки сценического реализма: (Очерки истории дооктябрьского татарского театра). Казань: Таткнигоиздат, 1982. - 132 с.

87. Кумысников Х.Л. Современный татарский драматический театр (1941-1962): Автореф.дис.канд.искусств. Казань, 1962. - 35 с.

88. Кумысников Х.Л. Современный татарский драматический театр. 1941-1962. Очерк истории: Дис.канд.искусств. / Науч.рук. Г.Гоян. Казань-Москва, 1962.-416 л.

89. Кумысников Х.Л. Станиславский в нашем сердце: К 80-летию Татарского академического театра им.Г.Камала // Советская Татария. 1986. - 24 августа.

90. Кумысников Х.Л. Татарский театр // История театроведения народов СССР. Очерки 1917-1941. М.: Наука, 1985. - С.91-96.

91. Кумысников Х.Л. Х.Абжалилов. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 70 с.

92. Кумысников Х.Л. Халил Абжалилов. Казань: Таткнигоиздат, 1984. - 191 с.

93. Лесков В. Театры Казани // Театр. 1940. - № 7. - С. 136-142.

94. Литвин А.Л. Без права на мысль: Историки в эпоху Большого Террора. Очерки судеб. Казань: Тат.кн.изд-во, 1994. - 191 с.178

95. Литвин А.Л. Запрет на жизнь: Сталинские репрессии в Татарстане. Казань: Таткнигоиздат, 1993. - 222 с.

96. Мартиролог: Список мучеников деятелей российского театра, пострадавших от сталинизма // Театральная жизнь. 1989. - № 7. - С.28.

97. Масагыйт Ф. Ф.Ильская. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 44 с. - Нататар.яз.

98. Масагыйт Ф. Х.Уразиков. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 68 с. - На татар.яз.

99. Махмутов X., Илялова И., Гиззат Б. Дооктябрьский татарский театр: Очерки. Казань: Таткнигоиздат, 1988. - 399 с. - На татар.яз.

100. Махмутов Х.К. Жанр трагедии в татарской драматургии. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1865. - 112 с. - На татар.яз.

101. Мензелинский государственный татарский театр драмы: Исторический обзор / Сост.Ф.Хабибуллин. Казань: Таткнигоиздат, 1985. - 128 с. - На тат.яз.

102. Муртазин В., Чэнэкэй Т. Из истории татарского театра. 2-е изд. - - Казань: Таткнигоиздат, 1996. - 88 с. - Нататар.яз.

103. Народные артисты: Очерки / Сост.: И.Илялова и Г.Кантор; Ред.кол.: А.Ахмадуллин и др. Казань: Таткнигоиздат, 1980. - 592 с.

104. Нельс С.М. Шекспир на советской сцене. М.: Искусство, 1960. - 506 с.

105. Пиотровский Б.Б. Советская культура: 70 лет развития. М.: Наука, 1987. -399 с.

106. Плукш И.И. Формирование и развитие социалистического реализма. М.: Просвещение, 1973. - 336 с.

107. Полевой В.М. Искусство XX века, 1901-1945. М.: Искусство, 1991. - 303 с.

108. Рахманкулов Ш.З. З.Султанов. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 72 с. - На татар.яз.

109. Рахманкулов Ш.З. Мохтар Мутин: Монографический очерк. Казань: Таткнигоиздат, 1978. - 64 с. - Нататар.яз.

110. Рахманкулов Ш.З. Татарский государственный республиканский передвижной театр. Казань: Ин-во культуры ТАССР, 1959. - 56 с. - На тат.яз.179

111. Рахманкулов Ш.З. Фатыйма Ильская. Творческий портрет. Казань: Таткнигоиздат, 1983. - 104 с. - На татар.яз.

112. Рахманкулов Ш.З. Фатыйма Камалова. Казань: Таткнигоиздат, 1965. - 37 с.- На татар.яз.

113. Реальность и образность: Проблемы советской режиссуры 30-40-х годов. -М.: Наука, 1984.-304 с.

114. Репертуар татарского академического театра имени Галиасгара Камала, 1906-1996 гг. / Сост.И.Илялова. Казань: Б.и., 1996. - 46 с.

115. Республика Татарстан: памятники истории и культуры: Каталог-справочник / М-во культуры Респ.татарстан, Ин-т яз., лит. и истории им.Г.Ибрагимова Отд-ния гуманит.наук АН Татарстана; Сост.Ю.И.Смыков и др.. Казань: Эйдос, 1993. - 453 с.

116. Саинова-Ахмерова Д.З. Салих Сайдашев: Страницы жизни и творчества композитора. Казань: Таткнигоиздат, 1999. - 212 с.

117. Сайфуллина Г. Счастье сцены: Личность и судьба Муниры Булатовтй. -Казань: Б.и., 1995.- 151 с.

118. Сарымсаков Ш. Великий путь // Совет эдэбияты. 1957. - № 1. - С.30-35. -На татар.яз.

119. Сарымсаков Ш.А. Кариев. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 48 с.

120. Сечин В. Перемены // Театр. 1959. - № 5. - С.69-71.

121. Советская культура. История и современность: Сб.ст. 1 Редкол.: акад.Б.Б.Пиотровский, Ю.С.Борисов, Ю.А.Поляков и др. М.: Наука, 1983. -432 с.

122. Советское искусство 20-30-х годов: Докл.науч.-прак.конф., 18-20 сентября 1990 г. / Отв.ред.А.А.Сластунин. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1992. -206 с.

123. Современники о С.Гиззатуллиной-Волжской // Татарстан. 1992. - № 7-8.- С.85-89. На татар.яз.

124. Страницы истории города Казани 1 Ред.колл.Р.К.Валеев, Ф.А.Литвина,180

125. М.А.Усманов. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1981. - 160 с.

126. Султанбеков Б.Ф. История в лицах: Исторические портреты. Люди и события: Историко-документальные очерки. Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1997. -128 с.

127. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Сталин и "татарский след": (На-уч.популяр.очерки). Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 253 с.

128. Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: страницы секретных архивов: (Ист.-публицист.очерки). Казань: Таткнигоиздат, 1994. - 253 с.

129. Султанбеков Б.Ф. Не навреди: Размышления историка: (Историко-публицистические очерки, новые открытия). Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1999. -183 с.

130. Султанбеков Б.Ф. Первая жертва генсека. Мирсаид Султан-Галиев: судьба, люди, время. Казань: Тат. Кн. Изд-во, 1991. - 206 с.

131. Султанбеков Б.Ф. С грифом "Совершенно секретно": Драматические страницы истории Татарстана: Очерки. Казань: Журн."Казань", 1993. - 47 с.

132. Султанбеков Б.Ф., Малышева С.Ю. Трагические судьбы: (Науч.-популяр.очерки). Казань: Таткнигоиздат, 1996. - 285 с.

133. Сцена и время: Сборник статей (Рекдол.: Г.С.Мухамедов, Ф.Н.Гиззатуллин, И.И.Илялова, Х.К.Махмутов). Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР, 1982. - 144 с.

134. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань: Таткнигоиздат, 2000. — 310 с.

135. Тагиров И.Р. Очерки истории Татарстана и татарского народа (XX век). -Казань: Таткнигоиздат, 1999. 468 с.

136. Татарские театры 1906-1926 гг.: Сб. Казань: Таткнигоиздат, 1926. - 200 с.181

137. Татарский академический театр им.Галиасгара Камала. Казань: (Статья о работе театра, творческий состав и репертуар за 50 лет). М.: М-во культуры ТАССР, 1957.-79 с.

138. Татарский академический театр оперы и балета имени Мусы Джалиля / Казан.гос.консерватория; Под ред.Г.М.Кантора. Казань: Б.и., 1994. - 144 с.

139. Татарский государственный академический театр имени Галиасгара Камала. Исторический очерк. Составители: Э.Хасаенов, М.Салимжанов. Казань: Таткнигоиздат. - 63 с. - На татар.яз.

140. Татарский государственный ордена Ленина Академический театр имени Г.Камала: 50 лет. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 146 с. - На татар.яз.

141. Татарский советский театр / Под ред.Б.Гиззат, И.Иляловой, Х.Махмутова, А.Ахмадуллина. Казань: Таткнигоиздат, 1975. - 494 с. - На татар.яз.

142. Татарский советский театр Очерки. Казань: Таткнигоиздат, 1975. - 170 с. - На тат.яз.

143. Татарский театр: Новатор.искания татар.сов.театра. (Сб.статей) / АН СССР, Казан.фил.; (Редкол.: Ф.Н.Гиззатуллин и др.). Казань: Ин-т яз., лит. и истории, 1981. - 128 с.

144. Татарский энциклопедический словарь / Гл. ред. М.Х.Хасанов. Казань: Ин-т татар. Энцикл. АН РТ, 1999. - 690 с.

145. Театр и жизнь: Сб.ст. / Редколлегия: Д.И.Золотницкий, М.О.Янковский (отв.ред.). Л.-М.: Искусство, 1957. - 421 с.

146. Театральная энциклопедия. В 5-ти т. Т.5. - М.: Изд-во "Советская энциклопедия", 1981-1967.

147. Три поколения: О ТГАТ им.Г.Камала. // Театральная жизнь. 1993. - № 7. - С. 18-19.

148. Усманова Р.Ф. Из истории татарского драматического театра в первые годы Советской власти / Доклад на "Краеведческих чтениях" 1957 г. / Ред. Г.А.Скопин. Казань, 1958. - 28 с.182

149. Усманова Р.Ф. Основные этапы развития татарского советского театра (1917-1929 гг.): Автореф.дис.канд.искусств. М., 1954. - 17 с.

150. Фаттахова Г.А. Научное Общество татароведения (1923 1930-е годы): возникновение и деятельность // Точка зрения: Сб.ст. - Казань, 1999. - С.69-80.

151. Хайруллин А., Хабибуллин Ф. Борец и просветитель: К 100-летию со дня рождения Г.Кариева // Театральная жизнь. 1986. - № 9. - С.25.

152. Хайрутдинова Д.Р. Культурная жизнь Казани в годы первой мировой войны: Дис. .канд. ист. наук. Казань, 1997. - 218 с.

153. Халитов Ф. Сквозь призму лет // Здравствуй, земля родная Сборник статей, посвящ.50-летию Татар.АССР. Казань: Таткнигоиздат, 1970. - С. 180189.

154. Хисматуллин А.Х. Галиасгар Камал (Критико-биографический очерк). -Казань: Таткнигоиздат, 1969. 116 с. - На татар.яз.

155. Шаймарданов Р.Ш. Мензелинский государственный татарский драматический театр им.С.Амутбаева. Казань: Н.к., 1996. -19 с. - На тат.яз.

156. Шамович Е. Разговор о мастерстве. На спектаклях Казанского татарского академического театра им.Г.Камала // Театр. 1955. - № 6. - С.52-60.

157. Шарафеев Ф. Г.Болгарская. Казань: Таткнигоиздат, 1957. - 36 с. - На татар.яз.

158. Шарафеев Ф. Касим Шамиль.- Казань: Таткнигоиздат, 1969. 88 с. - На татар.яз.

159. Справочные и бибшиографические издания.

160. Газеты и журналы на татарском языке (1905-1985): Библиограф.указ. / Ав.-сост.Р.М.Нуруллина. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1989. - 89 с.

161. Илялова И.И. Артисты театра им.Г.Камала: Библиогр.справ. Казань: Таткнигоиздат, 1996. - 255 с.183

162. История Татарской АССР. (С древнейших времен до наших дней). Указатель советской литературы. 1917-1959. Под ред.и с предисл.канд.ист.наук С.И.Даишева. Казань, 1960. - 320 с.

163. История Татарской АССР (С древнейших времен до наших дней). Указатель советской литературы: (1960-1967). Под ред.канд.ист.наук С.И.Даишева. -Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1970. 160 с.

164. История Татарской АССР: (С древнейших времен до наших дней): Указ.лит., 1967-1975. Сост.В.И.Шишкин, Н.Г.Шигапов. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1986. -214 с.

165. Каримуллин А.Г. Татарская литература в переводах на русский язык. (Биб-лиогр.указатель. 1917-1960). Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1962. - 91 с.

166. Каримуллин А.Г. Татарская сцена: Указатель литературы. (1917-1967). Казань: ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова КФАН СССР, 1979. - 332 с.

167. Летопись печати Татарии: Гос.библиогр.указ. изд. с 1938 г. ежекв. - Казань: Таткнигоиздат, 1939-2000.

168. Печать, радиовещание и телевидение Татарии (1917-1980 гг.): Сборник документов и материалов / Редколлегия: М.З.Тутаев, Ф.И.Агзамов, А.К.Айнутдинов, З.З.Мифтахов и др. Казань: Таткнигоиздат, 1981. - 295 с.

169. Развитие культуры в Татарии. Указатель литературы на русском и татарском языках, 1917-1975 гг. / Составители: Гарипова З.Г., Загитов Х.Н., Мусина Т.К.-М., 1978.-296 с.