автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.06
диссертация на тему: Становление и развитие парфянской культуры на территории Южного Туркменистана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие парфянской культуры на территории Южного Туркменистана"
АКАДЕМИЯ НАУК СССР ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ
На правах рукописи
ПИЛИПКО Виктор Николаевич
УДК 930.26
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПАРФЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ
НА ТЕРРИТОРИИ ЮЖНОГО ТУРКМЕНИСТАНА
Исторические науки 07.00.06 — археология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук
Москва, 1989
Работа выполнена в Институте истории им. Ш. Батырова АН Туркменской ССР.
ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ:
академик АН Таджикской ССР Литвинский Б. А. доктор исторических наук Зеймаль Е. В. доктор исторических наук Шелов Д. Б.
ВЕДУЩЕЕ УЧРЕЖДЕНИЕ — Институт археологии АН УзССР.
Защита состоится « » 198 г. в 14 часов на за-
седании . специализированного .совета Д002.18.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Институте археологии АН СССР — г. Москва, ул. Дм. Ульянова, 19, 4 этаж, конференц-зал.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института археологии АН СССР.
Автореферат разослан « » 198
Ученый секретарь специализированного совета
3. М. Сергеева
Представленная работа посвящена систематизации и анализу геологических данных, характеризующих культуру древнего на-зления подгорной полосы Копетдага в период с X в. до н.э. по в.н.э., которая определяется здесь как парфянская. В истори-зской литературе, особенно зарубежной, понятие парфянская ку-ьтура обычно употребляется для обозначения культуры государ-гва Аршакидов и преимущественно'раскрывается на материалах со западных областей. В данной работе этому определению при-ается более узкий смысл. Под парфянской здесь понимается кулъ-тра собственно Парфии - области изначального обитания парфян эдолго до создания Аршажидской империи. Согласно данным пись-энных источников, Парфия-Партава располагалась мевду Мидией, грканией, Ареей и Маргианой. При проекции этих данных на со-ременную географическую карту под Парфией следует понимать об-асть Туркмено-Хорасанских гор и прилегающих к ним равнин. Дан-ае письменных источников свидетельствуют, что парфяне обитали а этой территории в УП-У1 вв. до н.э. Изучение материальной ультуры показало, что в первой половине I тыс. до н.э. в под-орной полосе Копетдага происходило эволюционное развитие одой культуры, что дает основания для отнесения начала парфянской похи к рубежу П-1 тыс. до н.э., когда для юга современного Тур-менистана фиксируются существенные изменения в облике матери-льной культуры. Финальный этап развития парфянской культуры, ак самобытного исторического явления, приходится на 1У-У вв. .э.
В соответствии с подобной постановкой проблемы в работе тавится задача обобщенной характеристики археологических ком-лексов, представляющих различные этапы развития парфянской ультуры в подгорной полосе Копетдага, и создание- общего очер-а истории и культуры этой области.
Актуальность и новизна исследования. .Юг современного Туркменистана с древнйшх 'времен. 'был одним из' важнейших" регионов Средней Азии, йпроисходившие - здесь йсторйческие процессы имели большое 'значение для всего Среднего Востока. В пределах Тур-кмено-Хорасанских гОр и йрмегающих к ним равнин произошло образование Парфянского государства, ставшего впоследствии одним из крупнейших политических"объединений древнего мира. Без привлечения материалов .¡¿жнозго .Туркменистана невозможно решение мно гих важных исторических проблем Древнего Востока.
До начала работ Парфянской экспедиции Института истории е АН ТССР единственным широко исследуемым памятником подгорной полосы Копетдага было городище Старая Ниса. Сведения об остальных парфянских памятниках основывались на очень небольших раз ведывательного характера исследованиях и не давали цельного пре дставления о материальной культуре региона в I тыс. до н.э. -первой трети I тыс.. н.э. Работами двух.последних десятилетий осуществлен массовый учет и картографирование археологических памятников подгорной полосы Копетдага. В результате количество известных памятников парфянского времени увеличилось более чем вдвое (ныне известно 280 объектов, преимущественно это поселения, многие из них многослойные). Наряду с разведывательным обследованием, осуществлены'широкие раскопки отдельных памятников относящихся к разным периодам парфянской эпохи. Это дало возмое ность создать дробную хронологическую шкалу, позволяющую датиро вать конкретные комплексы с точностью 1-2 столетий. Благодаря широким раскопкам, появилась возможность составить представление о различных сторонах материальной и духовной культуры древнего населения, иногда ранее совершенно неизвестных. Новые археологические материалы в сочетании с данными письменных источников, количество которых также-возросло благодаря археологическим раскопкам, позволили предложить общий очерк истории и куль туры.
Практическая ценность. Впервые разработанная для парфянского периода подгорной полосы Копетдага дробная хронологическая шкала комплексов, несомненно,, будет иметь важное значение .. в практической работе археологов. В частности, материалы диссертации уже использованы при написании раздела по Парфии в соответствующем томе серии "Археология СССР". Новый фактический материал и разработанные на его основании выводы могут быть
зпользованы при создании обобщающих и монографических иссле-эваниях по истории и археологии Средней Азии.
Апробация. Диссертация обсуждалась и получила положитель-ие оценки в отделе археологии Института истории АН ТССР и от-зле античной археологии ИА АН СССР. По теме диссертации сде-эны доклады и сообщения на Советско-индийском симпозиуме по роблемам раннего железного века (Ашхабад, 1984); Советско-ранцузском коллоквиуме в Самарканде (1986); Второй всесоюз-ой конференции по проблемам эллинйзма (Ереван, ,1985); Всесо-зном научном совещании "Античная кульчзфа Средней Азии и Ка-ахстана" (Самарканд, 1979); конференциях Государственного му-зя искусства народов Востока, посвященных культуре и искусст-у Средней Азии и сопредельных стран (Москва, 1979, 1981); кон-зренциях, посвященных памяти М.Е.Массона и В.Д.Блаватского.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех лав, краткого заключения и приложений.
Во введении определяются предмет и задачи исследования. В раткой форме рассматривается современное состояние основных роблем парфяноведения: происхождение раннеиранских (в том чи-ле парфянских) племен, парфянская культура, общественный строй ревнего населения Среднего Востока. Здесь также дан краткий черк археологического изучения парфянской культуры. Для райо-ов, входивших в состав Парфянского государства, но не явля-г иихся местом изначального обитания парфян, отмечаются лишь на-более крупные исследования, работы в пределах Парфии-Партавы ассмотрены более подробно. Среди проведенных исследований' собо отмечается значение раскопок Анау, Яз-депе, Елькен-депе, тарой Нисы. Здесь же отражен вклад Парфянской экспедиции Ин-титута истории АН'ТССР в изучение'парфянской проблемы.
Глава I. "Парфянские археологические комплексы". На осно-ании всей совокупности известных археологических материалов ней раздельно для районов Этека и Ахала дана характеристика " рхеологических комплексов (комплексов мегакомплексов), дато-их представление об особенностях развития парфянской культу-ы в различные хронологические периода. Таких периодов выделе-о шесть: ранний железный век-1 (РЖВ-1) - Х-УШ вв. до н.э.; ВВ-П - УП-У1 вв. до н.э.; РЖВ-Ш - У-1У вв. до н.э.; раннеан-ичный - конец 1У-Ш вв. до н.э.; раннеаршакидский - П-1 вв.до .э.;. позднеаршакидский - 1-Й вв.н.э.
Анализ комплексов дан по единой схеме, учитывающей осноь ные категории (ансамбли) артефактов: типология поселений; даь ные о строительных материалах и архитектуре; предметы, свидетельствующие о хозяйственных занятиях; вооружение; керамика; артефакты, свидетельствующие о религиозных воззрениях, суевериях и способах захоронения; памятники прикладного и изобрази тельного искусства; памятники письменности; средства денежнм обращения.
Характеристике комплексов предшествует краткая справка с количестве выявленных памятников рассматриваемого периода и с проведенных на них исследованиях.
Ранний железный век Этека I
Преобладающий тип поселений - поселки с плотной застройкой (площадь 1-5 га). Впервые в пределах Южного Туркменистан появляются рассредоточенные поселения, известны также малые усадьбы. Как поселение городского типа, вероятно, следует определить Елькен-депе, занимавшее в этот период около 13 га и имевшее цитадель.
Основной строительный материал - пахса и сырцовый кирпич прямоугольного формата (50-70 х 25-35 см). На Дашлы-30 раскопаны остатки четырехугольной в плане постройки площадью околс 3000 м2. Контур сооружения образован мощной стеной> достигшее на финальном этапе функционирования 5 м толщины. В одном из лов сконцентрирован также прямоугольный массив капитальной зе стройки. Остальную часть сооружения занимает обширный двор, I котором располагались небольшие жилые и хозяйственные строен! отличающиеся небольшой толщиной стен.
Бытовые находки свидетельствуют о занятии земледелием, скотоводством и подсобными домашними промыслами. В этот период уже получили некоторое распространение железные орудия трз (находки обломков серпов на южном холме Анау), но продолжат широко использоваться бронзовые. Известны также находки каме! ных мотыг. При переработке сельскохозяйственной продукции щи менялись каменные зернотерки, ступки, песты. Появляются неизвестные в эпоху бронзы индивидуальные оселки, имеющие вид щы моугольных или овальных в сечении брусков с отверстием для П( вешивания к поясу.
Вооружение представлено бронзовыми листовидными черешко-
выми и втульчатыми наконечниками стрел. Известны находки каменках булав, слеяует предполагать применение пращи.
Основная особенность керамического комплекса - обилие лепной, керамики с отощающей шамотной примесью. Выделяются три ее группы: светлоангобярованная (со светло-серой или желтой поверхностью), представленная преимущественно крупными горшкообраз-ными сосудами; темноангобированная керамика (ангоб красно-коричневый, коричневый, черный), представленная чашевидными сосудами, горшками и кувшинами; расписная, представленная, главным образом, небольшими столовыми горшочками. Около трети приходится на долю круговой керамики без грубых примесей в тесте. Эта группа отличается большим разнообразием форм. Наиболее многочисленны крупные биионические корчаги о кршковидным, подтре-угольным или манжетовидным венчиком. Для многих корчаг характерна деформация стенки несколько ниже венчика: уступ, валик, ложбина. Другая ведущая форма - тюльпаяовидаые бокалы. Незначительный процент составляет черноглиняная круговая керамика, представленная преимущественно чашевидными •сосудами, и кухонная лепная с минеральной отощающей примесью.
В пределах поселений обнаружены скорченные погребения во дворах или под полами помещений. Сопровождающий инвентарь отсутствует, ориентация условная. На Дашлы-30 обнаружены два мужских захоронения со своеобразным положением костяка - ничком с одной загнутой вверх ногой.-
Некоторое представление об изобразительном искусстве дает роспись на сосудах. Она монохромная, выполнена красно-коричневой, коричневой или черной краской по светлому фону. Преимущественно это фриз, охватывающий верхнюю часть сосуда и состоящий из трех равнобедренных треугольников, обращенных вершинами вверх. Внутри треугольники имеют разнообразную сетчатую штриховку, изредка встречаются сплошь закрашенные треугольники и ромбы.
Ранний железный век Этека П
В типологии поселений, строительных материалах и наборе орудий существенных изменений не наблюдается. Среди наконечников стрел господствуют втульчатые. Наряду'с двухлопастными получают распространение трехлопастные, но "их находки из стратифицированных слоев неизвестны. В керамическом производстве
наблюдается значительное сокращение доли лепной керамики с примесью шамота. Уменьшается ее ассортимент, полностью исчезает расписная керамика. Круговая керамика по-прежнему представлена красноглиняной и малочисленной черноглиняной группами. Наряду с корчагами и тюльпановидаыми бокалами широкое распространение получают банкообразные цилиндроконические изделия. Наиболее показательной формой среди них являются небольшие столовые кубки с подкошенной нижней частью. Среди столовой круговой керамики получает распространение красный ангоб, иногда сочетающийся с лощением. В этот период продолжают совершаться скорченные захоронения в пределах поселений. На Яшил-ли-депе раскопана небольшая ромбовидная в плане постройка, вероятно, культового назначения. Центральную ее часть занимает очаг на невысоком подиуме. Какие-либо проявления изобразительного творчества в археологическом материале не зафикси- -рованы.
Ранний железный век Этека Ш
В типологии поселений наблюдается уменьшение доли поселений с плотной застройкой. Вновь возникающие поселения относятся к малым усадьбам или рассредоточенным поселениям. В строительном деле существенных новшеств не отмечено. На поселении Дашлы-3 раскопано почти квадратное в плане здание со сплошной внутренней застройкой длинными комнатами. Постройка укреплена округлыми'и прямоугольными башнями. Общая ее площадь - 960 иг.
В наборе орудий труда существенных изменений не наблюдается, можно лишь отметить уменьшение количества каменных ступок и исчезновение бронзовых серпов. На широкое распространение железа и металлообработку в пределах поселений указывают находки шлаков и криц (Елькен-депе). Среди наконечников стрел доминируют трехлопастные со сводчатой или треугольной головкой. Втулки нередко скрытые. Основания лопастей прямые или опущенные. На поселении Дашлы-3 найдена шаровидная бронзовая булава с длинными коническими шипами.
В керамическом производстве сохраняются традиции предшествующего времени, но лепная керамика с примесью шамота полностью исчезает. Среди круговой доминирует корчаги с манжето-видными венчиками (крючковидные венчики и валики в верхней
части тулова встречаются очень редко). Малочисленными становятся тюльпановидные бокалы. Широко распространяются крупные и мелкие банкообразные цилиндроконические сосуды, но к концу периода отчетливо прослеживается тенденция к деградации подкоса - появляются стакайообразные кубки с плоским дном. Из других новых форм следует отметить хумы с подтреугольным в сечении венчиком и конические крышки. Широкое распространение получают миски и чаши. Небольшую группу столовой керамики образуют краснолощенные изделия с плотным твердым черепком. Среди них выделяются высокие конические чаши с раздвоенным венчиком.
В пределах поселений продолжают совершаться скорченные погребения. На поселении Дашлы-З в мусорном заполнении одного из помещений найден поврежденный человеческий череп.
РаннеантичныЗ комплекс Этека
Поселения представлены малыми усадьбами, иногда объединенными в группы. Единственным числом представлено квадратное в плане укрепление (Каущутское поселение). Поселения городского типа неизвестны. Для этого периода отмечено употребление как прямоугольного, так и квадратного сырцового кирпича. На Капыр-кале раскопана двухкамерная яилая гостройка площадью около 160 м2, принадлежащая одной семье. На поселениях Коша-депе и Дашлы-45 частично раскопаны-остатки крупных многокомнатных домов.
Орудия труда представлены обломками железных изделий, каменными терками, молотами, оселками, керамическими пряслицами, выточенными из стенок сосудов. На основании обломков каменных сосудов устанавливается существование приспособлений для их вытачивания. Оружие представлено бронзовыми трехлопастными втульчатыш наконечниками стрел небольших размеров, головка подтреугольная или сводчатая. Известен также пулевидаый наконечник стрелы.
В керамическом наборе происходят резкие изменения. Окончательно угасает традиция изготовления сосудов в чашевидных подставках. Рудименты подкосов, в виде неровного выпуклого дна, сохраняются только у некоторых крупных горшковидных сосудов. Исчезают манжетовидные венчики корчаг и крупных цилиндрокони-
ческих банок. Широкое распространение получает разнообразные чашевидные сосуды. Диагностирующей формой являются чаши и миски со ступенчатым перегибом стенки. Появляются также чаши с отогнутым наружу венчиком и бокаловидные чаш. Значительно чаще, чем раньше, встречаются кувшины, всегда имеющие округлую в сечении ручку. К новым формам относятся фляги. Чаши, миски и бокалы с внутренней стороны покрываются красным ангобом. На горшках и кувшинах ангоб иногда наносился узкой кольцевой полосой на венчик или плечико. Небольшую группу, возможно импортного происхождения, составляет краснолэщенная керамика, представленная кувшинами и горшками.
Погребальные памятники неизвестны. Какие-то суеверия отражают зооморфные сливы и крестообразные знаки на стенках сосудов .
Керамика этого периода лишена орнаментации. Некоторое представление об искусстве глиптики дает резной камень с Ка-пыр-каш с двухсторонними схематическими изображениями, выполненными в штриховой манере.
Раннеаршакидский комплекс Этека
Наиболее распространенными становятся рассредоточенные поселения и одиночные малые усадьбы. В небольшом количестве известны также крупные усадьбы и укрепления. Поселения с плотной застройкой почти полностью исчезают. В этот период в Эте-ке, вероятно, существовало несколько поселений городского типа, но достоверно определяется только одно - Кемалек-депе (Дашлы-9).
Основной строительный материал - сырцовый кирпич квадратного формата, со стороной 40-50 см. Представление об архитектурных сооружениях этого времени дает Коша-депе у Бабадурма-за. Здесь раскопана четырехугольная в плане•постройка площадью около 1400 м2. По трем сторонам расположены жилые и хозяйственные помещения (с одной стороны в два ряда), остальную часть постройки занимает обширный внутренний двор. Продолжают существовать малые усадьбы площадью 100-150 м2. По планировке они-подобны усадьбам предшествовавшего периода.
В хозяйственной деятельности широко используется железо. Известны находки различного назначения ножей, серпов, ножниц. Для размола зерна традиционно используются зернотерки, прей-
мужественно ладьевидной формы. Многочисленны находки пряслиц, выточенных из стенок сосудов, оселков индивидуального пользования. Среда бронзовых наконечников стрел преобладают мелкие втульчатые, обычно с треугольной формой головки.
В керамике доминируют красноглиняные изделия кругового изготовления. В небольшом количестве присутствуют черноглиня-ная и кухонная с примесыо кальцита в тесте. Широкое распространение получают хумы с яйцевидной формой тулова и манжето-видшм или валикообразным венчиком, кувшины, разнообразные виды чашевидных сосудов. Наиболее характерными форма™ являются чаши с отогнутым наружу венчиком, чаши с Т-образным венчиком, бокаловидные чаши, кувшины с вислыми круглыш в сечении ручками,. столовые горшочки, двояковыпуклые фляги. В небольшом количестве встречается привозная керамика с блекло-голубой и серебристой поливой. Некоторое распространение в быту получают каменные чаши.
Могильники этого времени неизвестны. На Ярык-депе выявлено трупоположение без инвентаря, в вытянутом положении на спине, ориентировочно датированное I в. до н.э. На развалинах постройки в Капыр-кале обнаружен брошенный без погребения труп (П в. до н.э.). На Дашлы-9 в мусорных отложениях найден поврежденный человеческий череп. Как и в предшествующий период, на керамике встречаются знаки-обереги - нарисованные сажей кресты, а также сливы, имитирующие головы животных.
Получает распространение искусство глиптики. На Коша-депе найдена булла с оттисками печатей. Среди подъемного материала известны бронзовые перстни с углубленными изображениями на овальных щитках. В небольшом количестве изготовлялись примитивные глиняные фигурки животных. Примером высокохудожественного произведения прикладного искусства служит зооморфный керамический ритон из Коша-депе.
Употребление парфянского языка и парфянской письменности " засвидетельствовано находками на Коша-депе у Бабадурмаза двух остраков с надписями хозяйственного содержания.
Основным средством денежного обращения были аршакидские драхмы. Известны находки драхм раннеаршакидского чекана (тип 10 по Селвуду), Синатрука и Фраата 1У. Монеты Фраата'ГУ принадлежат к чекану Митридаткерта (Старая Ниса).
Позднепарфянский комплекс Этека .
Основными типами поселений по-прежнему остаются рассредоточенные поселения и малые изолированные усадьбы. Значительно увеличивается количество крупных укрепленных усадеб. Иногда они становятся центрами концентрации малых усадеб. Существует несколько поселений городского типа: Кемелек, Хосров-кала, Ку-ня Каахка, возможно, Ярык-депе и Карры-кала у Чаача.
В строительном деле существенных изменений не происходит, можно лишь отметить необычные треугольные в плане башни Куня Каахки. Представление о планировке крупных усадеб дает центральный холм поселения Дашлы-1. Это почти квадратная в плане постройка размерами 42,4 х 38,5 м. На углах прямоугольные выступающие вперед крупные башни. Еще одна башня защищала вход, расположенный в середине южного фаса. По периметру постройки в один ряд расположены однотипные помещения, центр сооружения занимает обширный двор.
В хозяйственной деятельности, в основном, продолжаются старые традиции. К числу новшеств относится замена зернотерок жерновами и появление керамических печей маргианского типа.
В керамическом комплексе увеличивается доля черноглиня-ной керамики. Особенно популярна столовая черноглиняная посуда была в I в.н.э. В наборе изделий значительных изменений не происходит. Уменьшается количество фляг, почти полностью исчезают бокаловидные чаши и чаши с отогнутым наружу венчиком," возрастает число узкогорлых кувшинов. Местными керамистами осваивается ряд специфических приемов. Наряду с круглыми в сечении ручками, получают распространение желобчатые; .чаши-и бокалы часто снабжаются дасковидяыми поддонаш. Получают распространение нигде более в Южном Туркменистане не встречающиеся выем чатые кольцевые поддоны, появляются хумы с выпуклым дном и редкими оттисками подушечек пальцев на венчике.
Погребальные памятники этого периода неизвестны. На сосудах по-преккему проставляются знаки-обереги. Об изменениях верований или форш их проявления свидетельствуют терракотовые культовые статуэтки, ранее в подгорной полосе Копетдага не встречавшиеся. Образки изготовлялись методом штамповки в односторонних формах. На местное их производство указывают оригинальность выявленных типов и находка сильно изношенной ма-
трида на поселении Ходжа-кала южная. В настоящее время известны пять женских статуэток и две мужские. Женские, вероятно, изображают местных богинь, а мужские представляют образы музыкантов. Эти терракоты одновременно дают некоторое представление о местном искусстве.' В иконографии некоторых женских персонажей определенно прослеживается индийские влияния.
Средством денежного обращения, в основном, служили бронзовые монеты так называемого маргианского типа. На одной стороне ■ изображена голова (или бюст) правителя влево,' на другой -сидящий вправо персонаж с луком в ¡вытянутой руке, под луком знак П, вокруг центрального изображения знаки, отдаленно имитирующие греческую легенду.
Ранний железный век Ахала I
Слои-этого периода выявлены только в стратиграфических шурфах на двух поселениях - Парыз-депе и Кумыш-депе, поэтому сведения об этом комплексе очень ограничены. Оба названных поселения относятся к числу поселков с плотной застройкой. Среди керамики преобладает круговая красноглиняная. Наиболее типичная форма - корчаги с подкосом и манкетовиданм, кротковидным или ва-ликообразным венчиком. Ниже венчика, как в Этеке, часто расположен резкий перегиб стенки или валик. Известны также тюльпано-видные бокалы и полусферические чаши. Немногочисленную группу круговой керамики составляют черно?линяные изделия, преимущественно чаши. Лепная керамика с добавками шамота относительно малочисленна, она представлена характерными для этого периода корчагами с ручками и другими горшковидными изделиями. Изредка встречаются полусферические чаши, но без темного ангоба, характерного для Этека. Наиболее четким индикатором принадлежности этих комплексов к периоду Р1В-1 служат редкие находки фрагментов расписной керамики. Роспись выполнена на небольших столовых горшочках черной или бурой краской. Основной мотив - обращенные вершинами вверх треугольники с внутренней сетчатой штриховкой.
Ранний" железный век Ахала П
Все выявленные памятники относятся к числу поселений с плотной застройкой. Основным строительным материалом были пах-са и сырцовый кирпич прямоугольного формата. В горных и пред-
горных селениях использовался также камень. Орудия труда представлены зернотерками и ступками. Сведения о предметах вооружения отсутствуют. Керамический комплекс на 80 % состоит из красноглиняной круговой керамики. Ведущие формы: хумы с массивным подтреугольным венчиком, корчаги с подкосом, крупные цилиндрические банки, кубки с подкосом. Среди сосудов открытого типа преобладают чаш полусферической формы, иногда с горизонтальной ручкой у венчика. Распространены также чаши с бортиком и вазы на высокой полой ножке. Чашевидные сосуды с внутренней стороны часто покрыты красно-коричневым ангобом и залощены. Характерным элементом этого комплекса являются манжетовидные венчики крупных цилиндроконических банок к корчаг. Вторую группу круговой керамики составляет красно лощенная -с твердым звонким черепком. Она представлена горшками, кувшинами, полусферическими и коническими с раздвоенным венчиком чашами. Третья группа -черноглиняная керамика (около I %) также представлена горшками, кувшинами и чашами, в том числе триподами. Лепная керамика с примесью шамота представлена небольшим количеством корчаг с ручками и массивными поставками. Иную группу составляет керамика с примесью минеральных частиц, иногда размолотых до порошкообразного состояния. Она представлена горшкообразными изделиями (котлами).
Сведения о других категориях артефактов для этого периода отсутствуют.
Ранний железный век Ахала Ш
Большинство выявленных памятников относится к числу поселений с плотной застройкой и малым усадьбам.Основным строительным материалом по-прежнему служит сырцовый кирпич прямоугольного формата. Постройки этого времени отличаются капитальностью. Толщина стен редко бывает менее 1,5-2 м. На поселении Га-рры-Кяриз I раскопано круглое в плане здание диаметром 20 м. Внутреннее пространство разделено параллельными стенами на четыре помещения. Снаружи равномерно размещены восемь полуовальных башен. Постройка использовалась как жилой дом.
Находки железных орудий труда неизвестны. Каменные представлены терками, курантами, молотами. Известны находки инди- . видуальных оселков.
Керамика представлена четырьмя фактурно-технологическиш группами. Наиболее многочисленны круговые красноглиняные изделия (около -90 %). В их числе хумы с подтреугольными венчика!.®, корчаги с подкосами (венчики манжетовидные и валикообразные), крупные и мелкие цилиндроконические сосуда, разнообразные виды горшков, кувшины, биконические подставки, кружки, конические крышки, полусферические крышки с вертикальной ручкой. Среди чашевидных сосудов чаще всего встречаются конические тазы, крупные полусферические миски и чаши с бортиком. Внутренняя поверхность некоторых чаш и мисок покрыта красным ангобом. Красноло-щенная керамика представлена разными видами горшков, кувшинов и чаш. К этой группе относятся конические чаши с раздвоенным венчиком и "чайники" с коленчатым носиком. Среди немногочисленной группы черноглиняной керамики выделяются чаши-триподы. Среди кухонной керамики доминируют котлы с невысокими венчиком-бортиком и шаровидным туловом. В качестве отощятеля использован шамот, поверхность некоторых изделий залощена.
Погребения неизвестны. Некоторое представление о ювелирном искусстве дает золотая серьга из окрестностей Геок-Тепе. В ней две сросшиеся конские протоми сочетаются с подвесками в виде головок джейранов.
Раннеантичный комплекс Ахала
Изучен очень плохо. Небольшой-набор керамики получен только с поселения Гарры-Кяриз 15. Наиболее характерная его форма - чаши со ступенчатым перегибом стенки. Известны также сег-ментовидные чаши с утолщенным с внутренней стороны венчиком, хумы с манжетовидным венчиком, горшки и кувшины. Помимо крас-ноглиняной круговой керамики комплекс включает лепную кухонную с примесью кальцита.
Раннеаршахидский комплекс Ахала
' Наиболее распространены три типа поселений: рассредоточенные поселения, малые усадьбы, крупные усадьбы (укрепления), известны сочетания укреплений с'малыми усадьбами. Существовало несколько поселений городского типа, крупнейшее из них - Новая Ниса. Выявлены архитектурные комплексы особого назначения -Старая Ниса и Мансур-депё.
Основной строительный материал - сырцовый кирпич квадратной формы со стороной 40-50 см. На некоторые кирпичи наносились клейма. В сводчатых конструкциях иногда применялся прямоугольный кирпич 40 х 20 см. В крепостной архитектуре распространены вынесенные за линию стен прямоугольные башни и стреловидные бойницы. Наиболее распространенный тип жилых построек - двор в обводе помещений, известны сооружения как с прямоугольными, так и округлыми внешними очертаниями. Наряду с-жилыми зданиями в пределах поселений иногда сооружались общественные, культовые постройки. Одна из них раскопана на поселении Гарры-Кяриз. Она состояла из коридора с нишами и небольшой по размерам целлы.'
От местного массового строительства в значительной степени отличается архитектура Старой Нисы, где широко использован опыт греческого зодчества и эллинизированных областей Ближнего и Среднего Востока. Здесь, наряду с сырцовым кирпичом, применялись камень, .жженый кирпич, архитектурная терракота, гипс. В оформлении парадных построек использовались элементы греческих ордеров, настенная роспись и монументальная глиняная скульптура.
В хозяйственной деятельности широко применялось железо. Из него изготовлялись различные режущие, рубящие, землеройные орудия и даже гвозди. Из камня традиционно выделывались зернотерки, обычно ладьевидной формы, и оселки. Широко распространены пряслица, выточенные из стенок керамических сосудов.
Об оружии, в основном, можно судить по наконечникам стрел. В этот период все большее распространение получают железные наконечники - трегперые черешковые, но для П в. до н.э. еще характерны бронзовые - мелкие втульчатые трехлопастные. Известны совместные находки железных и бронзовых наконечников стрел. В "Сокровищнице" Старой Нисы найдены пластинчатые железные доспехи, деревянные обтянутые кожей щиты, секиры, парадный топорик типа кяевца. Однако нет уверенности, что все эти предметы относятся к продукции местных ремесленников.
Керамика представлена тремя основными фактурными группами: красноглиняной, черноглиняной и кухонной с отощащей примесью в тесте. Доля кухонной керамики в некоторых комплексах достигает 10 %, черноглиняной - 5-6 %. Последняя представлена столовой посудой: "чайниками", кувшинами, чашами ж бокалами. По форме эти изделия не отличаются от красноглиняных. Наиболее характерные формы комплекса: хумы с яйцевидной формой тулова
и манжетовидным венчиком, кувшшш с цилиндрическим горлом, бочко-видным туловом и вислой круглой в сечении ручкой, чаши и миски с отогнутым наружу венчиком, бокалы и бокаловидные чалш, двояковыпуклые и плоскобокие фляги, "чайники" со сливами, имитирующими головы животных. (Тбломками нескольких сосудов представлена расписная керамика. В небольшом количестве встречается керамика с блекло-голубой и серебристой"поливой, вероятно, импортная. Это небольшие плоские тарелочки и фляги, находящие аналогии в Месопотамии.
Погребальные обычаи изучены недостаточно полно. На Новой Нисе обнаружен некрополь, примыкающий к внутренней стороне городской стены. Он состоял из кубовидных сооружений с одной или несколькими камерами площадью 6-7 Все вскрытые погребения повреждены, обряд захоронения не определен. Известны также захоронения' в грунтовых могилах (Чопан-депе). Костяки лежали в вытянутом положении на спине, головой на юг. Инвентарь отсутствует или ограничен несколькими наконечниками стрел. Раскопаны также подкурганные катакомбные захоронения•(Хас-Кяриз), обнаруживающие сходство с сарматскими погребениями Северного Прикас-пия..
Культовые сооружения Нисы и Мансур-депе имеют оригинальную планировку, но включают в себя такие важные элементы иранской культовой архитектуры, как обводные коридоры и четырех-столпные залы. В культовых сооружениях.Старой Нисы присутствовала монументальная скульптура, вероятно, представлявшая синкретических греко-парфянских богов. На терракотовых плитах помещены символы Геракла, на печатях имеются изображения Афины и Ники. На бытовой, керамике встречаются знаки оберега в виде креста я кисти руки, последний символ встречается также на стенах построек.
О художественном творчестве народных масс можно судить несложным рисункам на керамике, изображениям на печатях и гра-фитти. Парфянская высшая знать в своих вкусах ориентировалась на греческую культуру. Декоративное оформление построек Старой Нисы и отчасти Мансур-депе выполнено в соответствии с требованиями греческого искусства. Некоторые отклонения от -канона, видимо, обусловлены недостаточной профессиональной подготовкой мастеров, отсутствием традиционных материалов и вмешательством заказчиков. В оформлении нисийских сооружений использованы
архитектурная терракота, монументальная глиняная скульптура, орнаментальная и сюжетная роспись.
Основным средством денежного обращения была аршакидская драхма. Известны находки единичных монет и кладов, включающих в себя по несколько десятков монет, Б небольшом количестве обращалась медная разменная монета. Известны находки иноземных серебряных монет, но большинство из них выполняло функции сокровища и найдено на городище Старая Ниса. Анализ монетных находок показывает, что денежное обращение было достаточно активным. На городище Старая Ниса (Митридаткерт), вероятно, функционировал один из старейших аршакидских монетных дворов.
Еще для ахеменидского времени следует предполагать широкое использование арамейского языка. В раннеаршакидский период происходит приспособление арамейской письменности для передачи парфянского языка. Памятники парфянской письменности представлены тремя категориями находок: остраками - черновыми и памятными записями на обломках керамических изделий; надписями на сосудах, удостоверяющими их принадлежность определенным лицам; надписями на резных камнях. Число известных парфянских надписей с подгорной полосы Копетдага приближается к трем тысячам, подавляющее большинство их составляют хозяйственные записи с городища Старая Ниса. В среде высшей парфянской знати некоторое распространение имел греческий язык. Пояснения на греческом языке сопровождали некоторые стетнне изображения на стенах построек Старой Нисы. Аршакидские монеты П-I вв. до н.э. имели только греческие легенды.
Позднеаршакидский комплекс Ахала-
Продояжают функционировать те же типы поселений, что и раньше, но отмечается тенденция к увеличению числа крупных усадеб и концентрация вокруг них малых. ,
Основным строительным материалом по-прежнему служат пахса и квадратный сырцовый кирпич со стороной 40-50 см. В жилой архитектуре наиболее популярными остаются постройки с внутренним двором. Такова планировка Чакан-депе. Здание прямоугольное в плане. Его размеры вместе с башнями 56 х 49 м. По периметру внешних стен в один ряд расположены узкие помещения длиной до 1825 м. По внешнему контуру здания на расстоянии 4-12 м друг -от друга расположены десять мощных прямоугольных башен, монолитных
в своей нижней части. На двух башнях на уровне второго яруса устроены помещения, на одной жилые комнаты, на другой - хранилища. Относительно небольшие по площади постройки внутреннего двора не имели. В усадьбе, раскопанной на поселении Коша-Хаудан (площадь около 400 м2), его заменяет крупное помещение.
Важнейшие орудия труда изготовлялись из железа. Известны находки железных ножей, серпов, насадок землеройных орудий. В I в.н.э. появились ручные мельничные установки - жернова. Наряду с пряслицами, выточенными из стенок сосудов, употребляются специально изготовленные из, камня, терракоты и гипса. Впервые для подгорной полосы Копетдага зафиксировано употребление ткацких грузил, пирамидальных терракотовых и эллипсовидных из сырой глины.
Вооружение представлено железными черешковыми трехлопастными наконечниками стрел с относительно крупным и широким треугольным бойком. Известны также костяные обкладки составных луков и обоюдоострые кинжалы.
В керамике преобладают красноглиняные.изделия преимущественно кругового изготовления. Кухонная керамика традиционно изготовляется с добавкой минерального отощителя. В I в.н.э. в небольшом количестве продолжают встречаться черноглиняные, изделия, незначительную группу составляет краснолощенная керамика. Основные изменения в видовом составе сводятся к практически•полному исчезновению чаш, бокалов, -двояковыпуклых фляг, увеличению доли кувшинов", в том числе узкогорлых, сосудов с носиком, миниатюрных горшочков. Диагностирующими признаками также являются желобчатые ручки, орнаментация в виде наколок одно- или двузубчатой палочкой, появление однорядного волнистого орнамента. ъ
Сведения о погребальном обряде ограничиваются грунтовым захоронением во дворе Чакан-депе. Погребена пожилая женщина. Костяк в вытянутом положении на спине, головой.на север. Сопроводительный инвентарь состоит из небольшого набора бытовых предметов (обломок ножа, пряслица, бронзовое зеркало) и головы козленка. Могила пользовалась почитанием, неподалеку от нее в стене устроен глиняный алтарь. В первые века н.э. продолжал функционировать новонисийский некрополь. В пределах области известны также подкурганные катакомбные захоронения (Кизыл-Чешме). На Мансур-депе, Старой Нисе и Чакан-депе обнаружены
вотивные гипсовые поделки в виде шаров, эллипсоидов и конусов, содержащих внутри полости от какой-то органической начинки. На внешней стороне'некоторых поделок имеются оттиски печатей и монет. Поделки, вероятно, связаны с отправлением какого-то обряда. На керамике и глиняных печатях встречаются охранительные символы - кресты и изображения ладоней. На Чакан-депе найдено схематическое скульптурное изображение человеческой головы из гипоа, возможно, использовавшееся как объект почитания.
Сведения-об изобразительном искусстве ограничены. На Старой Нисе, возможно, происходит подновление орнаментальной росписи. На Чакан-депе найден фрагмент сосуда с рисунком черной краской, изображающим птицу с виноградной гроздью в клюве. Известны печати, в том числе керамические, и их оттиски с изображениями животных и различных знаков. Как отмечалось выше, на керамике появляется несложная орнаментация.
Денежное обращение в I в.н.э. обеспечивалось продукцией монетного двора в Митридаткерте (Старая Ниса), позднее получают распространение бронзовые монеты маргианского типа. С территории Ашхабада известна находка бронзовой монеты кушанского "Сотер мегаса".
Памятники письменности представлены надписями на сосудах (Куня-кала в Кешах, Новая Ниса, Игды-кала) и остраками (Янда-клы). Все они на парфянском языке. ■ ' 1
Глава П. "Сопоставление и датировка комплексов". В ней обосновывается правомерность раздельного рассмотрения комплексов Ахала и Эгека. Материальная культура этих областей близка, но не идентична. Для каждого из периодов выделяются специфические особенности синхронных комплексов. Для периода РЖВ-1 в Ахале отмечается большое распространение круговой керамики, лепные расписные сосуды здесь встречаются значительно реже, чем в Этеке. В период РЖВ-П особенностью Этека является изготовление лепной керамики, в том числе ангобированных чашевидных изделий, характерных и для предшествующего периода. В Ахале в этот период отмечается появление краснолощенной керамики с очень плотным черепком. В период РЖВ-Ш происходит заметное сближение материальной культуры обеих областей, но ряд специфических особенностей в керамике все же сохраняется. Для Ахала это большой процент краснолощенной керамики, присутствие чер-ноглиняной, наличие некоторых своеобразных форм: хумов с
подтреугольным выступающим наружу венчиком, полусферических крышек с ручкой, сосудов с коленчатым сливом-носиком, трипо-дов. Своеобразие Этека определяется хумами с подтреуголышми • уплощенными сверху венчиками, цилиндроконическими сосудами с ¡ланцетовидным венчиком и укороченными пропорциям резервуара, тазами и мисками цилиндроконических очертаний.
В раннеаршакидсклй период в Ахале шире употребляется чер-ноглнняная керамика, отмечены факты использования расписной керамики. Как и раньше, прослеживается своеобразие некоторых форм. В Ахале шире использовались сосуды со сливами и фляги, в Этеке - столовые горшочки и цилиндроконические бокаловидные чадш.
В позднеаршакидский период (в I в.н.э.) в Ахале окончательно выходит из употребления черноглиняная керамика; в Этеке она, напротив, в это время получает более широкое распространение. В Этеке практически неизвестной остается краснолощен-ная керамика, получившая некоторое распространение в Ахале. Аналогичное положение с орнаментацией: в Этеке ее нет, а в Ахале предпринимаются попытки украшения части сосудов наколками и процарапыванием. Как и прежде, нет полного совпадения в формах сосудов. Если выйти за рамки сопоставления только керамики, то в Ахале можно" отметить употребление терракотовых ткацких грузил и костяных шпилек, а в Этеке терракотовых статуэток.
Все эти отличия свидетельствуют о существовании в подгорной полосе Копетдага двух локальных вариантов. Но на более высоком уровне обобщения и при сравнении с соседними Маргианой и Гирканией подгорную полосу Копетдага мото рассматривать как-единую историко-культурную область.
Датировка парфянских археологических комплексов преимущественно основывается на анализе результатов раскопок памятников подгорной полосы Копетдага, одновременно она контролируется и подтверждается общими стадиальными изменениями в облике материальной культуры земледельческих областей Средней Азии. В силу того, что для датировки отдельных хронологических периодов эпохи античности имеется больше надежных данных, хронология выделенных комплексов рассматривается ретроспективно. Датировка раннеаршакядского и позднеарпшидского периодов основывается, главным образом, на находках относительно точно датирующихся артефактов: монет, эпиграфических памятников, на-
конечников стрел, учета некоторых архитектурных особенностей. Уточнение возраста конкретных комплексов основывается также на их взаимном сопоставлении и на выявлении основных тенденций в развитии отдельных категорий артефактов. На этой основе достаточно надежно выделены комплексы раннеаршакидского (конец Ш-1 в. до н.э.) и позднеаршаквдского (1-111 вв.н.э.) периодов. Для конкретных, полученных при раскопках комплексов предложены более узкие хронологические определения. •
Датировка комплексов, характеризующих раннеантичный период, основывается на находках наконечников стрел, стратиграфических наблюдениях и учете общих изменений.в облике материальной культуры земледельческих оазисов Средней Азии. Важнейшим рубежом в последнем случае служит дата исчезновения цилиндро-конических баночных форм. В данной работе принимается, что на юге Туркменистана это произошло в самом конце 1У в. до н.э.
Начальная дата раннежеле.зного века - X в. до н.э. - обосновывается стратиграфическими наблюдениями, свидетельствующими о непосредственной смене комплексов типа Намазга У1 комплексами РЕВ-1. Конечная дата всей этой эпохи определяется рубежом 1У-Ш вв. до. н.э. В пределах данного общего хронологического определения продолжительность отдельных периодов устанавливается на основе, учета стратиграфических данных, датировки наконечников стрел и наблюдений за наиболее-важными изменениями в составе комплексов. Для обоснования датировки привлекаются также аналогии и данные естественных наук - радиоуглеродный и археомагнитный методы датирования.
' Глава Ш. "Вопросы исторической географии". В ней дана общая "оценка достижений исторической географии в приложении к территории северо-восточной Парфии с акцентированием внимания на узловых проблемах. К таковым относятся вопросы отождествления гидронимов письменных источников, определения границ области расселения парфян, уточнение вщтренней структуры этой области и проблема локализации Дарфавнисы. Вторая задача -рассмотрение стргуктуры расселения, в подгорной полосе Копетда-га в различные периоды парфянской эпохи и выявление динамики палеодемографических процессов.
Реке Ак Геродота посвящена обширная литература. Обилие предположений о ее местонахождении указывает на отсутствие
надежных данных для ее локализации. Вероятно, правы авторы, выражающие сомнение в реальном существовании этой реки. По-прежнему остается открытым вопрос об отождествлении Оха. В данной работе поддерживается мнение о существовании нескольких рек с этим названием. Допускается его приложение как к Атреку, так и к нижнему течению Герируда. Указывается также на необходимость учета новейших данных об обводнении Узбоя в античный период.
• На основании анализа письменных источников и данных археологии делается вывод, что границы области обитания парфян в I тыс. до н.э. - начале I тыс. н.э. были сравнительно стабильны.' Эта область, которую предлагается именовать Партавой, для отличия от Парфии, соответствующей пределам Аршакидского государства, занимала ТУркмено-Хорасанские горы и прилегающие к ним равнины. На севере и юге рубежи ее определялись пустынями, граница с Гиркаяией проходила примерно по 57-му меридиану, на востоке крайними ее пределами был район Нишапура и Туса.
Партава, в свою очередь, делилась на ряд более мелких областей второго порядка, количество которых точно не известно. Исидор Харансний называет Астауэну, Парфиену и Алаварктикену. По сообщениям других авторов известна Нисайя. В действительности подобных областей было больше. Северо-восточная подгор-. ная полоса Копетдага в разные исторические эпохи делилась на две обособленные историко-культурные области, граница между которыми располагалась на участке между Ашхабадом и Бабадурмазом. Подобное разделение характерно и для парфянского периода. В современной исторической литературе для античного периода к ним нередко прилагаются названия Парфиена (современные Геок-тепинскнй и Ашхабадский районы ТССР) и Апаварктикена (Каахкин-ский район). Эти определения основаны на отождествлении Парфав-нисы Исидора Харакского с древними городищами в селении Багир. ^ Но проведенный в работе анализ письменных, археологических и нумизматических данных показал, что бесспорных свидетельств в пользу этого отождествления нет, более того, тлеются факты, плохо с ним согласующиеся. Все это заставляет вопрос о местонахождении Парфавнисы считать открытым, и это обстоятельство необходимо учитывать как при рассмотрении вопросов исторической географии, так и при освещении политической истории этого региона.
При рассмотрении структуры расселения отмечается, что в условиях аридного климата в подгорной полосе Копетдага районами постоянной концентрации земледельческого населения служили преимущественно низовья ручьев и речек. Б зависимости от дебита источника поселения основывались по одиночке или группами (оазисами). На некоторых крупных реках иногда располагалось несколько оазисов. Уже для эпохи раннего железа следует предполагать существование оросительных каналов. Для аршакидского времени в Дашлинском оазисе зафиксирована рационально-организованная искусственная ирригационная сеть, активно функционировавшая несколько столетий.
По величине и структуре выделяется три группы поселений. Низшей структурной единицей были малые усадьбы, которые можно рассматривать как жилища отдельных семей. Они иногда располагались изолированно, но чаще группами (рассредоточенные поселения), иногда концентрировались вокруг поселений с плотной застройкой, или вокруг крупных усадеб (укреплений). Вторую ступень иерархического ряда образовывали поселения с плотной застройкой, рассредоточенные поселения и крупные усадьбы. Поселения этой группы можно рассматривать как места обитания агнатичес-ких групп, численностью от нескольких десятков до нескольких сотен человек. Третью группу образовывали поселения городского типа. Они, как правило, не были "привязаны" к определенному оазису, а осуществляли контроль над более значительной территорией. На протяжении парфянского периода происходили значительные изменения в количественном соотношении отдельных типов поселений. На раннем этапе раннего железного.века преобладали поселения с плотной застройкой, в последующие периоды неуклонно возрастает доля рассредоточенных поселений при одновременном росте числа одиночно расположенных мелких усадеб. В аршакидский период увеличивается количество крупных усадеб и поселений городского типа.
Оценка уровня экономического развития области и демографической ситуации в различные периоды детально осуществлена на материалах Дашлинского оазиса, расположенного к северу от Кау-шута. Оазис функционировал только в парфянскую эпоху и почти не потревожен последующей человеческой деятельностью. В этих условиях удалось зафиксировать остатки почти всех существовавших здесь поселений и даже оросительных систем. Для выявления
динамики освоения оазиса использованы наблюдения за изменениями площади осваивавшихся земель и селитебной площади, так как оба эти показателя находятся в прямой зависимости с уровнем экономического развития и численностью населения. В эпоху раннего железа общая селитебная площадь увеличивается с 6 га в период PSB-I до 9 га в период РЖВ-Ш. Рост населения сопровождался экстенсивным увеличением площади орошаемых земель с 20 до 48 ш?. В раннеантичный период наблюдается резкое сокращение площади оазиса и численности его населения. Общая селитебная площадь составляет всего 2 га. В раннеаршакидский период в оазисе проводится активное ирригационное строительство, в результате площадь его увеличивается до 34 таг, а общая селитебная площадь до 18 га. Максимального расцвета Дашлгнский оазис достигает в позднеаршакидский период, когда площадь осваиваемых земель достигает 60 кг?. Наблюдения, сделанные в Дашлнн-ском оазисе, могут быть распространены на всю подгорную полосу Копетдага - в эпоху раннего железа неуклонный рост, затем глубокий кризис в период греко-македонского завоевания и новый расцвет уже при Аршакидах.
В этой же главе на материалах полностью раскопанных жилых построек предпринимается попытка определения численности их обитателей и установления зависимости между количеством жителей, общей площадью постройки и размерами холма, образовавшегося на месте этой постройки (овлитебная площадь). Эти расчеты дают основания полагать, что в подгорной полосе Копетдага в парфянскую эпоху показатель плотности населения на I гектар селитебной площади составлял примерно 150 чел/га.
Глава 17. "Очерк истории и культуры". История Южного Туркменистана в парфянский период никогда не была объектом специального исследования. Некоторые ее аспекты рассматривались в общих обзорах истории Ирана и Средней Азии. Наиболее значитель-" ным специальным исследованием является работа М.Е.Массона "Народы и области южной части Туркменистана в составе Парфянского государства", но, как следует из названия, в ней обозреваются только два последних периода существования парфянской народности . В данной главе, наряду с фактами .политической истории, в хронологической последовательности поэтапно дается обобщенная характеристика материальной культуры и социально-эконо-
мических основ местного общества, а также некоторых сторон его духовной культуры. При этом основное внимание уделяется наиболее важным или спорным проблемам парфянской истории и культуры, или тем вопросам, которые ммут быть по-новому освещены с помощью новых археологических материалов.
Для раннего железного века рассматриваются истоки формирования парфянской этнической общности. По нашему мнению, основным субстратным компонентом было древнее местное население - потомки древних земледельцев эпохи бронзы, однако доминирующая роль, видимо, принадлежала малочисленной, но активной группе пришлого населения, распространившей традицию изготовления лепной расписной керамики. Определенное влияние на формирование новой культуры оказали представители северных срубно-андроновских объединений, но-это влияние, возможно, имело опосредствованный характер, так как контакты "андроновцев" с местным автохтонным населением зафиксированы для более раннего времени (период На-мазга У1).,
Для предахеменидского времени рассматривается вопрос о возможности вхождения территории Южного Туркменистана в состав древнейших государственных образований. В научной литературе, начиная с Кисслинга (1916 г.), широко обсуждается вопрос о древнехорезмийском объединении. В частности, распространено мнение, что "Большой Хорезм" включал в свой состав-земли по Мургабу, Герируду и даже восточную часть Туркмено-Хорасанских гор. Автор данной работы с сомнением относится к идее существования "Большого Хорезма", построенной на недостаточно надежных и допускающих различное толкование сообщениях древних авторов, но не отрицает возможности обитания хорасмиев. в пред-ахеменидское время в долине Теджена и последующего переселения части их в низовья Амударьи. Некоторые основания для этого можно найти в археологическом материале. Сравнение керамических комплексов Хорезма, Маргианы и подгорной полосы Копетдага показало, что в облике керамики "архаического Хорезма" имеются черты, сближающие ее как с керамикой Мургабского оазиса, так и подгорной полосы Копетдага. На юге Туркменистана подобное -смешение на- • блюдается в контантной зоне Мургабской и Этекской культур, которая включает в свой состав долину Теджена и прилегающий к ней участок подгорной полосы Копетдага к востоку от Душака.
Для суждений о политической ситуации в самой Парфии-Пар-таве сведений очень мало. На основании археологических данных можно заклшить, что по уровню своего социально-экономического развития она не уступала Бактрии и Маргиане. Накануне индийского завоевания уже возможна консолидация местных племен в одном объединении. В легендах, восходящих к периоду индийской экспансии, парфяне выступают как одно объединение во главе со своим правителем Мермером. Завоевание Партавы индийцами произошло относительно рано, по И.М.Дьяконову при Хшатрите.
В состав Ахеменидской империи Парфия, вероятно, влилась, как составная часть Мидии, сразу после воцарения Кира. Из политических событий этого периода, имеющих отношение к рассматриваемой территории, нам известно только о походе Кира против массагетов, обитавших, видимо, в районе Узбоя, и восстаниях 522-521 гг. до н.э. Археологические материалы позволяют конкретизировать облик материальной культуры этого периода (см. главу I) и свидетельствуют об относительном процветании области. Вопрос об уровне социально-экономического развития древнего населения. Южного Туркменистана на местном материале не может быть решен. Его решение возможно лишь в рамках всего среднеазиатского региона. В данной работе разделяется мнение о том, что до вхождения в состав Ахеменидской империя местные племера находились на раннеклассовой стадии развития, а затем в их среде начинают формироваться рабовладельческие отношения.
Археологические материалы привлекаются также для оценки характера .греко-македонского завоевания Парфии. Существование большого количества поселений с кроящим слоем времени РЗВ-Ш (У-1У вв. до н.э.) свидетельствует о том, что в Парфии, как и в восточных областях Средней Азии, местное население, по-видимому, оказало ожесточенное сопротивление завоевателям. В подгорной полосе Копетдага греко-македонскому завоеванию хронологически соответствует резкое сокращение площадей осваиваемых земель и численности населения.
Для аршакидского периода наиболее подробно рассматриваются ранние этапы существования Парфянского государства, когда Партава была одной из важнейших его областей. В культурологическом плане основное внимание уделяется проблеме взаимодействия местной и греческой культур в различные исторические периода. ■
В развитии эллинизма в Парфии можно выделить три периода. Первоначально культурное развитие греко-македонян и основной массы местного населения происходило раздельно, заимствовались преимущественно технические достижения. На втором периоде, во время восстания Аршака и последующей борьбы за независимость, позиции эллинизма были сильно ослаблены, греческое население изгонялось из пределов Партавы и даже физически уничтожалось. Создание Митридатом I Парфянской империи, включившей в свой состав области с многочисленным греческим населением (Мидия, Месопотамия), занимавшим прочные экономические позиции, привело к необходимости сотрудничества и провозглашения филэялинской политики. Однако в собственно Парфии плодами этой политики, вероятно, воспользоваться уже было некому. Ярко выраженное эллинистическое искусство Старой Нисы в большей степени является материальным воплощением филэллинских деклараций высших слоев парфянской знати, нежели порождением широких слоев местного населения. Попытка вторичного культивирования эллинизма на парфянской почве особых успехов, видимо, не имела.
При рассмотрение вопроса о времени образования государства Аршакидов отмечается, что при современном уровне наших знаний данных для уточнения этой даты до года недостаточно, поэтому в исторических построениях следует опираться на более общее определение - в середине Ш в. до н.э. Важнейшая роль в создании Парфянского государства принадлежала Аршаку, однако в дальнейшем в официальной версии парфянской истории была преувеличена роль его брата Тиридата, к которому непосредственно восходит генеалогия последующих парфянских царей. При "старших" Аршакидах Партава была надежным оплотом правящей династии и пользовалась ее постоянным вниманием. Свидетельством этого служит создание Митридаткерта и активное его функционирование во П~1 вв. до н.э. В это же время в пределах области располагались обширные царские дастакерты.
При "младших" Аршакидах сосредоточение политических и экономических интересов правящей династий в западных районах империи привело к изменению ситуации в северо-восточных районах. Бывшие прежде надежным тылом правящей династии, они стали подвержены эрозии сепаратизма. По нумизматическим данным устанавливается, что Маргиана в 1-Ш вв.н.э. добилась значите-
льной автоноши и иногда, возможно", полностью выходила из-под контроля Аршакидов. Письменные источники свидетельствуют о борьбе за независимость Гяркания, неоднократно направлявшей своих послов в Рим за поддержкой. Положение Партавы в этот период не совсем ясно. Традиционно считается, что она до последнего часа оставалась надежной опорой правящей династии и составляла домен правящего рода. Однако археологические я нумизматические данные дают основания для сомнения в правильности этого-предположения. В культуре подгорной полосы Копетдага в последние века существования династии отчетливо заметен налет провинциализма. Монетная продукция Митридаткерта I в.н.э. отличается крайней деградацией монетных типов, а в последующие столетия местных монетный двор вообще прекращает свою работу. Культовые сооружения Митридаткерта приходят в упадок, отсутствуют свидетельства о деятельности некогда очень активной местной администрации. Все это указывает на утрату прежнего внимания и влияния правящей династии на эту область.
В целом, известные события политической истории Партавы позволяют наметить три основных периода в ее историческом развитии в составе государства Аршакидов. Начальный период (середина Ш - середина П в. до н.э.): Партава - оплот и основное ядро небольшого Аршакидского государства, ведущего упорную борьбу за свою независимость. Второй период (с середины П в> до н.э. по I в.н.э.): Партава - ояна из многочисленных областей обширного Парфянского царства. Экономическое ее значение невелико, но она пользуется вниманием аршакидских правителей и рассматривается ими как надежный тыл. В эти районы были отправлены после битвы при Каррах пленные римские легионеры, знать этой области (шире - северо-восточной Парфии) играла важную роль в борьбе за обладание аршакидским троном. В третьем периоде (конец I в.н.э. - начало Ш в.н.э.) связи правящей династии с областью сильно ослабевают. Падает не только ее экономическое, но и политическое значение. В восточной части подгорной полосы Копетдага проявляется влияние усилившегося и практически полностью самостоятельного владения царей Мерва. Связи с центром империи сильно затрудняются мятежами в Гиркания.
Прочное присоединение Партавы к государству Сасашгдов, по-видимому, произошло лишь через несколько десятилетий после
свержения династии Аршакидов. Смена политической власти первоначально не оказала значительного влияния на внутреннюю жизнь области. В течение всего Ш в.н.э. в материальной культуре Пар-тавы наблюдается относительная стабильность.
Экономическая основа общества в аршакидский период не претерпела существенных изменений по сравнению с мидо-ахеменидским временем. Ведущей отраслью экономики продолжало оставаться поливное земледелие. Причем, в этот период происходит активное освоение новых земель, количество поселений и площадь введенных В сельскохозяйственный оборот земель достигают наибольших величин 'за весь обозреваемый период. Исследования в Дашлинском оазисе красноречиво"свидетельствуют о создании достаточно крупных и, по-видимому, максимально возможных в условиях подгорной полосы Копетдага систем искусственного орошения. Другой важной отраслью местного хозяйства остается животноводство. Преобладает разведение мелкого рогатого скота, шервые начинают разводиться одногорбые верблюды. Активно развивается ремесленное производство и городская жизнь. Взамен единственного поселения городского типа эпохи раннего железа (Елькен-депе) в подгорной полосе,Копетдага возникает несколько городских центров.(Новая Вгеа, Геоктепинское городище, Анауское городище, Кемелек, Хос-ров-кала, Куня-Каахка)..Важную роль в развитии ремесла и городской жизни, видимо, играла международная торговля.
После бурного,периода трансформаций раннеантичного периода традиционная массовая культура аршакидского времени стала развиваться без ярко выраженных изменений. Как и в эпоху раннего железа, в основном, наблюдается длительное эволюционное развитие тех или иных явлений.
В области идеологии для государства Аршакидов характерна широкая веротерпимость. Для основной массы населения Партавы были свойственны "маздеистские" верования, близкие, но не тождественные, зороастризму сасанидского времени. Правящая династия (особенно "старше" Аршакиды) и примыкающая к ней знать, по-видимому, придерживались синкретических верований, использующих, наряду с древнеиранскими, элементы религиозных представлений эллинов и.ближневосточного населения. Судя по погребальным сооружениям, идеологические представления кочевых племен отличались от верований основной массы оседлого населения.
По теме диссертации опубликованы следующие работы:
1. Исследование памятников античного времени в районе Геок-Тепе // Каракумские древности. - Ашхабад, 1968. - Вып. I. - С. 30-35.
2. Раскопки парфянского сельского поселения в Геоктепинском районе // Каракумские древности. - Ашхабад, 1968. - Вып. 2. -
С. 36-38.
3. Исследование парфянского святилища в окрестностях Нисы // Каракумские древности. - Ашхабад, 1968. - Вып. 2. - С. 3035 (в" соавторстве с Г.А.Кошеленко).
4.' Раскопки парфянского сельского поселения в местности Гарри-Кяриз // Каракумские древности. - Ашхабад, 1970. -Вып. 3. - С. 72-88.
5. Оттиски печатей на парфянских хумах // Памятники Туркменистана. - Ашхабад, 1970. - В 4. - С. 14-15.
6. Раскопки в северной Парфиене // Археологические открытия 1970 года. - М., 1971. - С. 437-438. .
7. Раскопки поселения Гарры-Кяриз"// Археологические открытия 1971 года. - М., 1972. - С. 535-536.
8. Исследование античных памятников в Северной Парфиене в 1970 году // Каракумские древности. - Ашхабад, 1972. -
С. 74-87.
9. Изучение парфянских сельских поселений в Южном Туркменистане // Тезисы докладов сессии, посвященной итогам полевых археологических исследований 1972 года. - Ташкент, 1973. -
С. 135-136.
10. Памятники парфянского времени в районе Анау // Известия АК ТССР, серия обществ, наук. - Ашхабад, 1973. - № 5. -
С. 59-64.
11. Новые клады парфянских монет // Памятники Туркменистана. - Ашхабад, 1974. - № I. - С.22-25.
12. Раскопки памятников парфянского времени // Успехи среднеазиатской археологии. - Л., 1975. - Вып. 3. - С. 75-76.
13. Парфянское сельское поселение Гарры-Кяриз. - Ашхабад: Ыгсым, 1975. - 120 е., 35 табл. илл.
14. Клад парфянских монет из Гарры-Кяриза (Парфиена) // Вестник древней истории. - М., 1976. - № 2. - С. 114-121.
15. Находки парфянских монет на Амударье // Памятники
Туркменистана. - Ашхабад, 1976. - № 2. - С. 24.
16. Стратиграфия холма № 7 на поселении Гарры-Кяриз // Каракумские древности. - Ашхабад, 1977. - Вып. 5. - С. 46-59.
17. Раскопки памятников парфянского времени // Археологические открытия 1976 года. - М., 1977. - С. 554.
18. Ярык-депе // Каракумские древности. - Ашхабад, 1978. - Вып. 7. - С. 14-31.
19. Новые данные по культуре Северной. Парфии // Третья всесоюзная конференция "Искусство и археология Ирана и его связи с искусством народов СССР с древнейших времен": тезисы докладов. - М., 1979. - С. 65-66.
20. Парфянские археологические комплексы // Всесоюзное научное совещание "Античная культура Средней Азии и Казахстана": тезисы докладов. - Ташкент, 1979. - С. 23-25.
21. Клад парфянских драхм из Ашхабада // Известия АН ТССР, серия обществ, наук. - Ашхабад, 1980. - № I. - С. 77-83 (в соавторстве с С.Д.Логиновым).
22. Парфянский слой поселения Коша-депе у Бабадурмаза // Советская археология. - М., 1980. - Ш 4. - С. 213-231.
23. Проблема эллинизма и развитие древних культур Средней Азии // Методика археологических исследований и закономерности развития древних обществ: тезисы докладов совещания. - Ашхабад, 1980. - С. 47-48.
24. Парфянские бронзовые монеты со знаком П под луком // Вестник древней истории. - М., 1980. - № 4. - С. 105-124.
25. Изучение поселений Северной Парфии // Археологические открытия 1979 года. - М., 1980. - С. 466-467.
26. Изучение парфянской культуры: приемы и методы исследования // Марксистско-ленинская философия и вопросы методологии истории и археологии: тезисы научной конференции. - Ашхабад, 1981. - С. 161-162.
27. Разведывательное изучение Дашлинского оазиса на юге Туркмении // Информационный бюллетень / Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии. - М., 1982. -Вып. 2. - С. 36-37.
28. Древности Гарры-Кяриза // Памятники Туркменистана. -Ашхабад, 1982. - № 2. - С. 12-14.
29. Некоторые итоги разведывательного изучения Дашлинского оазиса в Каахкинском районе ТССР // Известия АН ТССР, серия
обществ, наук. - Ашхабад, 1982. - № 5. - С. 91-93.
30. Ранний железный век Северной Парфии // Раннежелезшй век Средней Азии и Индии: тезисы докладов членов советской делегаций на первом советско-индийском симпозиума. - Ашхабад,: 1984. - С. 21-24. -
31. Археологические комплексы рзннеантичного времени в Прикопетдакье // Второй всесоюзный симпозиум по проблемам эллинистической культуры на Востоке: тезисы докладов. - Ереван, 1984. - С. 50-51.
32. Поселение ранненелезного века Гарры-Кяриз I // Туркменистан в эпоху раннежелезного века. - Ашхабад, 1984. - С. 2858.
33. Северная Парфпя // Древнейшие государству Кавказа и Средней Азии. - M., IS85. - С. 209-225. Табл. ХХШ-НХП (раздел по искусству совместно с Г.А.Кошеленко).
34. Маргиана. Монеты и эпиграфические находки // Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии. - M., 1985. - С. 241242.
35. Раскопки Старой Нисы // Археологические открытия
1983 года. - M., 1985. - С. 554-555.
36. Раскопки на Старой Нисе // Археологические открытия
1984 года. - М., Í986.'- С. 473.
37. Бактрия и Парфия. Проблема границ и культурных кон-т тактов // Городская среда и культура Бактрии-Тохарзстана и Согда (ГУ в. до н.э. - УД в.н.э.): тезисы докладов советско-французского коллоквиума. - Ташкент": Фан, 1986. - С. 79-81."
38. Погребения эпохи раннего железа из Дашлинского оазиса (Каахкинский район ТССР), // Известия АН ТССР, серия обществ, наук. - Ашхабад, 1986. - Jê 5. - С. 27-34 (в соавторстве с О.Бабаковым л Т.К.Ходаайовым).
39. Ранняй железный век Этека (Южный Туркменистан) // Информационный бюллетень / Международная ассоциация по изучению культур Центральной Азии. - M., 1986. - Вып. II. -
С. 8-18.
40. К вопросу о монетном чекане Митрздаткерта // Вестник древней истории. - M., 1987. - № I. - С. П5Г125.'
41. Раскопки на городищах Нисы // Археологические открытия 1985 года. - М.: Наука, 1987. - С. 608-609.
42. Средний слой поселения Коша-депе у Бабадурмаза // Известия АН ТССР, серия обществ, наук. - Ашхабад, 1987. -& 5. - С. 52-59.
43. Находки монет античного времени в подгорной полосе Копетдага // Вторая всесоюзная нумизматическая конференция: тезисы докладов и сообщений. - М., 1987. - С. 58-59.
44. Парфянские всадники. (О находках .сюжетной живописи на городище Старая Ниса) // Наука в СССР. - М., 1988. - ..'г I. -С. 50-55. -
45. Основные итоги археологического изучения Здания с квадратным залом на городище Старая Ниса // Третий всесоюзный симпозиум по проблемам эллинистической культуры на Востоке: тезисы докладов. - Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1988. - С. 66-68.
Зак. Тир. /<?£> ТМК СССР