автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Становление и развитие рубаи в персидско-таджикской литературе X-XV вв.

  • Год: 1994
  • Автор научной работы: Абдусатторов Абдушукур
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Становление и развитие рубаи в персидско-таджикской литературе X-XV вв.'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие рубаи в персидско-таджикской литературе X-XV вв."

л

АКАДЕМИЯ НАУК Р2СПУБЛЙКЙ ТАЕЯВЯСТАН

ШШТ ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ им. РУДАМ Специализированный совет Д 013. Сб. 02

На правах рукописи

АБДУСАТТ0Р0Б АБДУПУКУР

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РУБА2 Б тКШ^ТА&ШЮЯ ' ЛИТЕРАТУРЕ Х-XV зв.

Специальность 10.01.03 Литература народов СССР

/тадхикекел литература/

А в т о р е ф е р а т ;пееертацин на ученой стс-гтеян ¡^л.т-'.г:-!':

ДТЗЯб* - 1594

Работа выполнена на кафедре тадэтткскор литературы Душанбинского государственного педагогического университета им. Н.Джураева.

НаучныР руководитель- доктор филологических наук,

профессов Н.СаРфиев Официальные оппоненты: доктор филологических наук,

Ведущая организация- Таджикский госуякверситет

Защита состоится 19У4 г> в

— часов на заседании специализированного совета Д 013.06.02 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук при Институте языка и литературы им.Рудаки АН Республики Таджикистан / 734025# г.Душанбе,пр.Рудвки,21/.

С диссертацией можно ознаког/иться в библиотеке Института языка и литературы им.Рудаки АН Республики Таджикистан.

профессор А.Абдуллаев доктор филологических наук М.Муллоахмадов

Автореферат разослан

Ученый секретарь Специализированного совета

кандидат филологических неук .Абдуманнонов

17/1-160-4 г. Заказ 1. Тираж 110 ькз.

Ротапрввт ТГУ,Душанбе, ул.Лахутв 2.

СЕКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуялт-яостт. ■ теги. КЛк гтяяестно.ру^си опта и? ся-нх популярных и с древних времен шгроко усполт-зует.-нх монгол я устной и письменно? нерспдско-тся^ккскоГ поззнт.Оц н поннпе достаточно тггоко используется как и в 'Тольклоре.тяк и в худотгрстяегшо:: литературе.

Одного исторг я его гозпгкяодения тт ряяягткя.его геигорке особенности, те?.'аткка ,ко'тпоэяпгя и т.п. до поп остается недостаточно изучен т/мг .В работах пяла уигямх бт'ячего Советского ^о-^пя г п-гу^п'--1ГОУ гсследозателс!?- ^.^..-^ко^ского.;"'Л"егтслься^ялемгнп

Ь.Ся'То.М.Бэ^оря т. других встречается хггь отлелып-'е за"рчпчпя т-гс-казнвянгя,частично каса^теся проблем стрноядепкя г гяяяятг« литр-ратурчого рчбад :•. его кпяро«тяг особенности л. 3 послелнге яеетглг.-:'.' пояяплпсь п исследования,специально посяятепт/е рубая/*,2,15,1'

е котогь'г ряссмятгр*>№тся ропгосн яволпп'и зт0г0 г'я отпг"м""-'

птяпа^ радвит«? порсипско-тгпллкскоГ- лптерят"рн или п тпогчрет^е отделчгох поятоз.^ ряд исследояяни;*,спе:тигу:чю отяеденшзх пяолпзу рубан и истории его развития ня путгвре 1№и6рл">: ••'•дгт—'с.'т ^игуи в твогчрском обпгя:!'"!;ии »рной,следует отнести и триди :тгчс- гт":"* :: ••".•'•пряяп я я --'гг.ндстгна, . Цлрдурт отметить,что и тяг-икстипт 'гсгьглолистями сделгяо нгмало по ияллонип рярллчк'-'т пгойлг:; аягл::: '<: ^"егостлллл. "'тому г.опгосу бяли посэягтгс '¡Еунламентальнпе тгуни *.-'-донора ".•.дгикпн хя"";т гочик".»'убои^тн гя^ ва рамзгчок боге*"*. "Ошт ™оли-

ясстгсгшого анализа трл"лл;сного "Толт.пллл""'-ллегл "Сог?етс?:ис "чг-яйгостигятя я талтлпекем Гсльдлоре", »Тзлтя'нгпгв че—' ■

рост:тпя/°яттт количественного -?г.лгрр/" я : .

^есмотяя пто,по се." лен*- от ;тгл-'ст ^бо* ""-—ее ллелл-лолл'лте,которое псбстогслпе оуяттоаго С'г петег'"" лптгт-ятуг «п* со зг-лмен его "ор::улл;<л">?:7П'~ :: ::':'я,'0";,сят"",осяог:;-"" л :я"" лил Г)тятг"г"гт тематики г ПСЯ77Г.;; ~г-"га на рс-мт^ян* иг-•лл"-ескт- г-" л ■ ,о"'п'е " о?ля**.:т8лг.:п!е черт:: рубли отллллпм-: л.пел-.чробл'я"' :л :гг:-:г<:'' пл"1л-пуля:: с :;лгoл;л'^лт,rcI:pлc,• ллг:";;'л пярг.ялсло-: " лл" ллл лл'л' лл г,с-?"7) лругл" пягл:;оп.-'ст"г^лсл ллл^лло^-'ллл не "лл. •л;туяль"^^ л с'ллл "пелеллллллл лл^лп.оло ллл"2 ;:::?С7 ^олтл-ол л :г'лллле л:,л ллллп:;:'^ лопгосол стллсллян''я,лл;-■лг~ллллл л соясг-лтгтпп'я г^р-сгпско-тг>дгпдс::с" л плл"--.

.... .- - г''пт'л-лл л'':лс

с:-отг~ллл нго'''"" " стгл'ллл-—г - "<п ол?<г-. яг ' . • -л:л;л,

анализа и сопоставления материалов литературных источников и исследований зарубегных и отечественных специалистов,их обобщение и выявление основных источников возникновения и сформирования яанра, изучение тематики,позтнкн и структурных особенностей рубай на разлкчяит этапе* его эволюции,опрелеление спеик&кческиу отля"«? и о*!грх свойств чет-^егост^тп:'!4 Х-ХУ те.

»•стпгия стаглчлеккя 7 развития су««т ХУ вв. от?.ло о^ек-том нате го глслеиогаг.: - ч- слу«е."но. ^тот пег:*од ечктйгте.'» Стим г еяпннн для рсе{! пегс:!?гско-тя7чтссхой литерят^рн,котоп?я в -в., н вса*лмате политичееппу пмобразова.чгГ рязле^яется в ом»о»иом на три отдельные части¡первая из них-.л:'тегм"',рние творчество ипаниев стал1 нрркватьск герскпакоГ лктепатуго?,« зтогая литератора Маве-раячь »•рэ-т,'.пггкско:'Л'г.стчч часть ото;' ерино:: питературч.котогая ргйг.игг'лась в ^'нл*";' со времен образования государства ^имуридов, л ля?сра-уго*>-л пнпк пряаисна гак персоязкчкгя литература »-пдкя. По этому гсп','.".'.- научить историю становления в рарттяя персяпско-тапжикскоис т/баг,то есть ш'бзи -л_ХУ вв.

' "я то л и к я усслелогяикя. Ь процессе исследования ивт испол1.яот-г.'!к научные достг/еьия и пегктихя бывпих советских,о такте зарубежных востоковедов.В своей работе »да руководствовались принципами обтективного подхода к литературным и историческим матери-сла\".1!а?л* так^е использованы методы сравнительно-типологического и количественного анализа, широко известные в современном литературоведении.

Теоретической' основой натгеГ работы послужили научные тпуян тркеу крупчкг исследователе!":,как В,А.' --уковский.^.Г. Ьалекаи, 1'.В.Ког;П(А.Кр1'стенсен .^.ЕраУН.^.НугАзни.^.^утаман.^Брхов.^.Э.Еер-

сахзод,к которым диссертант часто ссылается пля аргументации свои-/ сушенИ*.

Научная новизна диссертации состоит в том,что в не?-впеггке в монографическом плане-гассматрчваптся вопросы запотления и развития оубаи.его тематика»поэтика и структура на рубеке Х_ХУ вв В диссертации сделана попытка определить различные ятагм развития рубай и выявить о^шие и отличительные черти четверостиший каждого периода .-актке в неГ рассматриваются вопросы влияния персидско-таг-тикекку рубан па арабские и тпрксккс/на примере арабских чеверо-сти'-гг;1 XIII р„п тгркскнх рубай ХУ в./. Кроме того в работе на основе "сгпгогл мглеггала пс^то^-су'Тигр Сдт/.-л^Ауудра, Руми, Джанни и г. руги* козтов гопвоЛю рассмотрен?. пстогпя развития крЗангческпх

четверостиший и влияния стихов когана и гаяисов пророка пп сумские четверостишия bp.

■ няучно-пгактичсское значение работы заключается в то-,что е* результата могут быть использованы исследователями истории лите-рвтури,стулент8?.ят-фю10л0га?/я и всеми телат.иг.'и при изучении истории становления it развития жангов персидско-таджикской литесатуры,в том числе - рубай.

Апробация работы. Диссертация обсуслена и рекомендована к загсите на заседании кафедры таджикской литературы Душанбинского государственного педагогического университета им.К.Дуураева/пвотокол .;t. 8 от ^ля г./,на секции литературоведении Ученого совета Цститута языка и литературы им. Судаки / протокол V» 15 0т 30 ноября 1933 г./. bg основные положения изложены в выступлениях и научных докладах на различных научных конференциях / 1990_1993/>а Та1:тге 3 публикациях в виде научных статей в сборникам и журналах.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,заключения,списков использованноГ литературы и условных сокрашени?,э также приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ Введение.как правило содержит в себе обоснование избранно? тег/н.е.4 актуальности и ппактического значения.тяхге излагается основные пели и задачи работы,определите* г.-толн принципы, используемые при исследовании.

Первая глава, которая называется "Рубай и его становление", с учетом того,что история возникновения и становления рубан в персидско-таджикской литературе еще недостаточно изучена и большинство иранистов,главным образом повторяет наиболее я?гйстп»е сведения Шакса Kafca Рази о создании первых рубай перс» Рудак'.т/^.с.П1/, -подробно освежает эту тсму.%п это?.- ш попктаяясч рассмотри все суссствугсие точки зрения ученых различных стран и г.-ен и на основе обобщенного материала изучить история вознпкпогзнпг и станог • ленкя жанра.По ятим соображения?.: генезис и история сормигюванпя ру-бап рассматривается в два этапа.Пер-н!:-нстогия генсгпсп рубай,начиная с зоросстри'/ских песен "Азссты".народных песеп-тагонак эпохи Сасаппг.ов до Рудаки и его современников,втого:1 птап окончательного за^еггеягя становления рубая,как ссмосто.тгзлчюго ттира персипско-таджикско:5 ползи'.',связанны* с Рудаки и его сорпямпгшг'.'"'.'?.

В попгосе о генезисе i.yfr? и г го жсточпнпа" шгиил ученых

тсхолятся. ^слп некотоссе ппедполо*ет«я,например, сукпенмя ort

арабском происхояпении рубан,?, последнее время почти не встречаются и опровергнул! обесновашн-ялт лояоламг ряпа ерр-лиепековнх к сотп/еннку ^остокоь'довЛ^c.^^f16tR>76t2tC.I3/)i0 утгер)*лр.ния ЧЛОТН ГССЛСДОЗаТСЛе? о ГГ.ЯНГКНОПГЯЙИ рубОЙ из устно? ползки ТпрК-спит к/>р.1нс.- П'1 сиг по: имешт место и кре-гн«'г/и повторяется/ ^v .-и neortvoiü'^'m лыскяяять мчеигя подробно по дан-

ному cv^r«»?» нп о с:--ч; М'-рктикшх материалов истории- пег.силско-тлцкггско!- литератуги^ о-огеи народно" почзии и Фактов,прсрепен-Hi'v в работах срелнеяг-:"'"чх и coiiptivemmx авторов касательно проблем гпчезпеа и стаковленря г.е рсяп ско-гглакского литературного рубай.

Третья точка згения, поядеруотаемая большинством ученых и, иг; наа взгляд, более г.проведлпвая к близкая - истине,заключается григ.нпяии Яолт клопа Ераиоязычнкх наролоя источником происхождении pvor.i« •« л^рсялско-топнт'ксксй литературе. Одно из неопроиержи-1л1х '.ок; :кчтрльств :......-.»-кденткчностъ размера литературного и неродного руб.-'н .roTOPui' Pi:;; заимствован писъмеинг-'ми перекдеко-тадкик-< "•"•'¡т чб7*ч-.гос*пииямп и подчинен канонам арабского апуяа.яо остаётся спорт: : г.о;:глг о яргг'ени f;ro возникновения и исторической подлинности его первых создателе:!.

Утпсг «-ление,исходящее от ka-.cn ла; ::а -нази и по се'.! день повторяющееся больпннстгсм ученых о тс,что как будто бк созгате-лем рубай является-именно Судаки,подлежит ссь'ненкр.^убан осязай с г * V нп своим возникновением,а становлением как самостоятельного литературного канра персидско-тадкикско:! почзии.

Во-первых.внеказнвание i-avea К.чйса о тог,;,что Рупаки • создатель рубай,hp категорическое суждение.^ ''Ал-мудкгиГ-е,-говоря о создателе рубай,он пишет: "Одпн из позтов Апжама.думается,Судаки. с.П4/.Ицьг1и словами,lüavc ^аРс Рази предполагает,а не предлагает точное утверждение.Но в дальнейшем последователи адмса КаРса ^ази превратили его предположение в бесспорны!: йакт и считали Рудаки истиннкм создателем рубай.

Во-втогнх,несомненно то,что тонический рязмер наролнкх pv6mr сугестволпл гораздо раньше,чем упл и творил Рудяки,г служил осово" образования ¿4 разновидностей ах раба и пхряма литературного пуоаи.лат.е '-мам ласан ^аттон не создавал,а "только собирал все гог:ул«-ркке разнотипности размера рубак и придал им научную ;or'".'"/--,с-'/, 'л' если исходить из мнения о том,что Рулакк соз-. к' г'т-vfp губйи.нзксшл.' останется у.опрос с том как его еевр'мен-

нкк ^отпп ^плхи мог написать совеггсеннсе по размеру и фоп.се четверостишие,тогда как кулаки был занят создание!/: жата или только что создал его.Вот яти строки:

«ардо.ки дай ин замонаи гампарвард, Аай?о,ки лап ин бодияи умгнавагп. ^яр руз Фироки дусте боял дил, 4зр ла^за видои хама мебояд кард.

'/ 5,с.36/ ' 'Горько,что в лто печальное время, " жаль,что в ято? пустыне,напоминанией мою *изнь. ^ажгый лень ппижолитс» расстаться, с кем-нибудь из друзей,

И каждый миг прожаться со всеми

В-третьих е.таствугаие образны рубай Судаки и его современников свидетельствует о том,что они совершенны по размеру,<!ор-ме , тематике тт полтике."оуимо зтого.у^е' в и начале л. 3> веростирие использовали на собраният с??.т?е известные сутги/'нг.пгн-мер.Абусаид Абулхайр/,так как "к тому времени/1л в./персидская поззия не имела сложившиеся традиций,ибо она только начала развиваться,не иг,-ела она и своего стиля.ио-тсму суфийским гейжам не оставалось ничего другого,как обратиться к нагодной подвиг. >туда они позднее заимствовали столь изл^бленнул пегекгскул согчу-четверостигие''/''', с .6'*/.Естественно предположить,что вновь создан-ньч": размер и *ог/а яе могли. быть достаточна совгрпеннгг.'и и «дар рубан должен бит, птюГтп определенный период своего развития,чтобы достичь того высокого уппог:1я,свойственного четверостишиям Рудгки и ег~ соргеменняков.'-о-но гг.слполс^гть,что в овмигованни рубли опгзлеленнуч роль нггали также и поэты ггох? такие ил ж •^анзала ^одгиси.'-'ируз '■'г.гтнгн.^б-сгл"" :•'.■гтяи " в • г.Я', сп'пг д0лж1 истины могут согпр"'1" сгеден!!"7 '::;вллтжр--т> :.....гнканди <" :гм,

мто"руба:: б''л создан в период пгтлсп'ля йса чт;'1:!;,' V

с.

»сход.т из всего лгого "о-ио и"-.лголг":"."г-,т''.'п 'Г'оим прг пехотенпсм губан оЛяггш дг*г'Н'м рпрстстржйс::!'" пг< т '""сп^ггя-

/>1!г.;-г>лгим с'-'0!5 продолпиг Т.'"*."'",: -"м и -¡птсГ сасгчглсхого по^жпдп ''^т* "'"'^'сг'1", "^ррл1;^;:"^1 - 'т1г>.гГ .что 7......" т. г.Г''с *'/.''

: "к.

в :тг"Ст"о~

CTP04FHV песен сясянидскогл гсрпиода,которые в дальнейшем превратились в четнпегстрочные сти^и.мо-'но встретить и в наши лни в Фольклоре курдов '"рана,в устном народном творчестве таджиков и других ираноязычных народов.

Таким образом, тявона/пубаи/', возникнув в древнеГ: поэзии ираноязычных народов,прочла долгий путь развития и Нормирования и постепенно стала осново" происхождения литературного рубай,становле низ которого как в' л ■с:: ятап его ганне^ истории происходило в четверостишиях Руттгкп и его современников.

К соталениш,nurif;H ^Ч-лаки и постов его эпохи по сравнение с последующими периодами развития.накра дошли до нас в весьма малом количестве,но и они свидетельствуют о том,что с ранних времен сво-t.io нормирования и становления этот «анр пер~идско-тадрикской поярки тесно связан по многим специфическим свойствам со свои?.] источ-нйком-насидг-гми четверостишиями и в нем,как и в народных рубай, центральное место занимает тема любви.Однако любовь,воспеваемая в четверостишиях Судаки и его современников,отличается от любовных мотивов рубай более позлных периодов,особенно у поэтов-с.у^иев Сано'л,^ттарз,Руми.В четверостишиях кулаки и его современников любовь воспевается однозначно,иными словаки она относится к конкретной возлюбленной,земной красавице.Её прелесть восхищает поэта, от разлуки с ней он страдает,стремясь испытывать естественные любовные наслаждения. Поэтому в подобных четверостишиях эпохи Рудаки еше не опупается двузначность темы любви-любви плотской и божественной.И нельзя согласится с теми исследователями,которые старались на^ти мотивы божественной и суфиПскои любви в четверостишиях Судаки и его современников /Ш,с. 130-131/>Ktf0 б -,ту эпоху суфизм не был достаточно распространен в Хорасане и Мдвераннахр не было заметным и его влияние на рубай и на всю персидско-талтакскую поэзию.

^нализ четверостигл-f Судаки и его современников показывает что в них,помимо темы любви,встречаются многие другие мотивы,популярные в псрсипско-тадгикской поззии: жалоба на судьбу и протест против нее.йилосо^гя м'зни п снеоти, назидания ,сатира.^ато среди четверостгр'п:' той эпохи панегирические рубан почти не встречается.^то свидетельствует о том,что . рубай ег.е так сказать "нг поступил на тшпиоснук» службу"/ 7,с.42/ и поэти занимались

создаяяек четвесостппи:: в ссястпсм. " я срободиое от ото?' слукбк время,в кругу друзе;'; и янако:тап/17,с.-7/.

Чег>еростпп5!Ям эпохи Судаки свойственны так-»е простота и доступность понимания использованных поэтических образов,из^ялест^о выражений,употребление напевнкх и музыкальных размеров и музыкальность рубай в целом, ^то епе газ подтверждает,что "в древности рубай был не-литературным,а музь-кальным *анроми/ь,с.^07/. "стример, в рубан кулаки,который напоминает "звуки пастукье»! пуяочк"/няя/ "лу-пу-луv"/^,с.'V и б котором вакную голь играет повторение звука "у",этот звук встречается ^ раз:

^й,аз гули сурх ранг бигбудаву бу. Ранг аз пан pvx рабуда.бу аз паи mv. Гул ранг гавпд.чу руй глуй, ^ама чу, Mvbicth гзялал.чу rv Я-кпонй.тека ку.

АО,с. 164/ "

О,у алой post: по^нтивтея цвет и аромат, Цвет отнявшая у рек,армат у волос, порозовеют все ручья,если ти смоесь лицо, Заблагоухает мускусом лгбое место,в котором тн

ряспустгп. голоси.

Анализ размеров рубай ?у^аки и его современников показывает,что привода зтого древнего тонся пеосияско-таджикской поа-аии со времен его формирования не соответствовала сравнительно-тяжелым 8 пэзнсвидяостйтл ахрама и 4 разметам ахраба.Аотя нал материал для исследования размеров четверостиший того периода был незначительным/1^7 строк из четверостиший кулаки и 24 т его современников/,нам удалось выяснить,что в нп.л испсльзовл-яо всего из разновидностей ахваба:хазап~ муспммая avpa6 макбуз солитл азалл Ала*гулу мс'Тоилун ма^оилун Фот-—у/у-у-Л—А1/,"'аваля мусгумгн ах-раб макбуз солим абтар/ма*"ул.у мя'?'оилун ка?овлун ч'зт-—у/т-у-/у—/ -/,^азав"' мусамман эхраб махбуз магЛу? ахтам/мг/?'--'л7 ма'Тоилуч мя-фойлу -аьул—у/у-у-/у—у/у-ч/.хазэдя мусамман а--'раб макнул мап-блл, /ма^-улу гла?оилун ма^силу фаьал —у/у-у-/у—у/у-/,\ллзал;; мусяммян

ахраб MaKiyi. соли:.: азалл/ма$т-улу малонлу мя'Тойлун to4-—у/у—у/у---/

г-/,-.-азалм мусамман ахраб маг/Туг солим абтпр/ма.'Т-УЛ1' »"а'Тоиду тла^о-

йлун Фа*—у/у—у/у---/~/,^язадл гуезмчпя ахраб r.ny.fy? ахтам/малъул"

ма^оилу маТ'ОЙлу -га'у.л—у/"—у/л—v/y^/.vnpanr: мусаглллн а-раб мак^-л

мапжбугё / ме'Ь.улу ме*оклу мгЛойлу 'гат-ал —у/у—у/у—у/у-/.У1з паз-нов<-дноете£ ахрома в четверостишиях отого периода нам встречалось в основном четнрегхеяэл* мусамман ехрам аттар солим 8зглл/мр<Иулун Ячж-лун ма^ойлун г!'оь —/-у-/у—/г> /,хазадж мусаммэн ахрам аштар солим 8(1тар /мз^тулун фг-илун мгфо/лун фо* —/-у-/у—/-/,хазадж мусемман ахрам аатар мзкфу.' гг'там/ма^'-улуп фоилун матойлу фаъул —/-у-/ у—у/ Уг*'-'',хазад* ;амма:г <о:рпм яштар макфуф малкбуб/мэфьулун фоилун ыафо-йлу фаъал —/—у—/у—у, —такая разновидность хазаджа как хазадж мусамман ахрам яхраб гслим "-отар /мафьулун мафъулу мафойлун фаь •—/ —у/у—/-/ попался всего два раза к только в одном рубай Судаки.

^ыгаеукапанные•факты говорят о том.что в рубай с ранних времен его ~ .-.-вмирования и становления широко применялось ь наиболее музыкальны;- и приятных на слух гзяновидностей ахраба г * ахрама.так как по причине напевности к услаждения слуха они соответствовали музыкальной природе персглсло-таджикского рубай.л остальные ^ более грубых разновидностей ахрр' а и ахраба с давных времен не одобрялись почтами.

^ля рубай с ранниу г-ре?.'ен не было обязательным соблюдение во всех четырех строка-»- одного и того же размера и не правы те исследователи,которое утверх^ают обратное/ Iпоказывает результаты анализа рупви -"удаки и его современников,создателям четверостиши; издавна была предоставлена полная свобода в выборе любых из разновидностей ахраоа и ахрама в одном четверостишии и посему почт мог написать все четыре строки одного пубаи четырьмя размерами вышеназванных разновидностей.доказательством тут моует служить то,что срели ^ четверостиший,приписываемых Судаки,только в пяти случае все строк' написаны одним размером,8 из рубай его современников-только три.

Как стало очевидным из сказанного,заслуга Судаки и его современников в истории персипско-тпджикского четверостишия заключается в том.что благодаря их творчеству наряду с другими основными жанрами поззии .произошло также формирование и становление рубай.^ни создавали совершенные по тематике.Форме и поэтике четверостишия,близкие по споим жанровым свойствам к народным песням,которые до сих пор не утратили своп оригинальность, "ми была основана школа создания рубай, в которой в дальне:'сем воспитывались великие мастера рубай ^'нсури, -'грпухи,лспжг'ли,^а:,км,1'-ттар,гуми и другие.

"цторпя глава названа "¿убри и его развитие в Х1.ХУ бв.". ^ак показали наги исследования,нчгапне с имевшимися обги-ми тгуяукгоуй в четверостишиях веет времен,как преобладание мотива лг вг,!"'гевнпст> музыкальность,популярность наиболее легких размеров

ахраба п аграма.решаюяс? роли опорнчх слов и третье:! строки в компо-■зииии и т.п. рубай каждого -этапа отличается своими особенностями. Например,если в первой половине XI а. в пубаи наблюдается процесс Формирования суфийских взглядов^ символического языка и обрпзов, то благодаря четверостишиям "бн ^ичо формируется тема (1илосо'?ип гиз-ни и смерти,в ни*- преимущественное место занимает Фогма рисовки рубаи-торона.т.е. аааа.всч зто не свойственно четверостишиям пг.екы-дущих этапов становления ганра.И^одя из ^того,рубай Х1_ХУ рв> рРС_ смотррщ» нами в данно? главе в четырех разделах-по принципу -посл?-■■довательной .характеристики .:тз века'в тек.

-■—раздел. "Развитие рубан в пег^ой половине XI п." ^сли процесс формирования рубай завершился благодаря твор- . честву Рудаки и его современников,то в первой половине XI ^ наблюдается дальнейшее совершенствование рубан по линии простоты и народности,его тематического и поэтического обновления.

Рубай представителями поэзии дапного этапа писалось немного: обпая численность четверостиший известных поэтов ^аррухи.^ану-чехри.^сдуади и ^нсурн составляет всего 12В)ОдНаК0 ТГГ!т показывает т:х анализ как в четверостишиях Рудаки и его современников,так и в рубай поэтов первой половины XI центральное место занимз"-: трмй любви.Но даннн? этап развития любовных рубан отличается тем.что здесь положено начало суфийскому толкованию ^«ря.'-г.'.сино в этот период благодаря известным представителя?/ иранского су;игмп-Абул-хасану Хориксни.^обо %хп,Абусаиду "бу.г^-пйрг всрсндскс-тгл-нкскос четверостишие било использовано для отр-тсчг-т пантсисти^ески?-" где:":, выражения божественной любви тс:.: сг.ум наивт-" П';гтг.л ~ ~ развития суфийского рубай.

Несомненно в развитии т.....••;•• • г-бгв впи-в:р~.см~/Го гсгио-

да особую роль иггалп и ^илг.ссТ'с::;-:"; *:>"тггг~ст;----'''бугли которые способствовали фогмкгог-г.нию в губан т.-:-; ?н-ссо?нп -изнн н смерти и служили г.ксо?, для развития ти:-;,ссзв:. ~г.:т п-ггу для бгдт-пих гениальных четверостигий '¿аКяна.

^бразин панегирических четверостигий гстг.т!яг::и*ся в. диванах Унсури.^сд-ади, п '^анучехри, свидетельству-: о тс-.,что г; в рубай представителе?' XI 3> началось 1ог-/нровапие те:-т; панегирика и происходила подготовка и апробация персндскс- тядтикского рубан к придворной: службе.

Расширился и круг пепол:-легация рззнсннлчг.стеЯ яхрСа г: ахрача в рубан первой половит: л^в>.?я:-:,еели г. четвегосг.чгиях Рудяки

его современников было использовано всего газноталностер размеров,

то в четверостишия* санного периода это количество возрастает по 16. лотя в них то»р использовалось преимущественно Ь разновидностей ах-раба и 4 ауглгя.в яиванаг портов встречаются и рубай,написанные в сравнительно т'^слнг разновидностях агпаба:хазсдж мусамман ахраб солим агргб млд^буб/мгЧулу маЗойл^н ма'Тьулу фаьал —у/у—/—у/у-/, хозагж мусаг".-аг? ахраб г.; тит.* муханнак азалл/кафт-улу мафогтлун мафьулун фо^ —у/у—/—А- /и т язновидности ахрам.а:хазадж ггрсакман ахрам гак*у* ахтам/ма'Тьулун мл • •»•глу мафойлу фаъул —/—у/у—у/у-/,хазадж

мусаг.-ман л*раг маН'уТ: ?,'пджбубД:а:,.ьулун т^ъулу мафойлу фаьал---/—у/

у—у/у-/, примечательно то,что тенденция использования легких и на-певим- размеров сожраняется и на данном лтапе развития пет>сидско-тад-'икского четверостишия.

Одна из особенностей рубай первой половины ¿1 в.- распространение рубри-тарона.в котором характерна единая ри-ма для всех строк.'¡аппнмрр.из .27 четверостиший дивана Унсты только рифмуются способом аяба.а ¿Ь 20 р^баи '-арруги-лто рубаи-тапона/в них соблюдается способ рнт-'о-пки аааа/."акая те тенденция рифмовки присуща большинству четверостиший остальных представителей ползии того времени.

Использование таких художественные изобразительных средств как"таш.бех,"/сгат'нениР/, "такрор"/повто"/, "ма"(оз","истиога"/метафора/, имуготаб"/обгГ'Г'енпе/,пглстих и доступных восприятию читателей выражений, отсутствие труднопоним-г'-кх арабизмов и таких художественных <Тигуг,как"лаффу натг"/олептняаг'ие и развертывание/, "тятет."/инкрустирование/ свт'д.гтр"т-л -.п-о рт^пи в первой половине в. по основным стилистическум и позти"еп1"/тл параметрам развития представляют собой продолжение стиля Судаки к его современников.

¿1-разлел. "Рубай ^-о второй потони р и вв."

Необычайно бурным и плодотворным этапом развития в истории певсилско-таджикского рубай оказался пегиод,начавшийся со второй половины П столетия и продолжавшийся на прот;>-с"ин всего ХП р. Этот период поистине можно считать "золотым веком" в истории развития рубай. И определение поэзии лтого периода как"ползии дворца и кельи"/**,с.З&З/ полностью относится и к четверостишии.^сли поатн той эпохи %иззи и '^зраки наравне с касыдой превратили четверостишие в орудие панегирика,то благодаря суфийским четверостишиям Ансари, санои,Аттава была создана основа паятистичгского рубай,разработана система символического языка и су^'нйскгг трглтчов.

Именно в это? период в луйяи достигла яксоча;'вего соъер-.шенствз тема философии кизни и смертп,¡?нлософсксго свобског.?'слкя благодаря гениальным четверостишия;.' ХаГ;;!ма.Трудно нл/?н тему в персидско-таджиксхоГ: поозни,которая не пппло б!! своего отгг.г.ения в тогдзпнкх рубай.

Как и на предклувптх этапах развития псрсилско-тпгг-кксккх четверостиший, и в рубатт второ!: половичп ¿1 и XII вв. глпгггря тема-любовь, ^о одновременно в этом периоде ут.е заметно тгзелгртся четверостишия,воспеваю!!',не бо'.ествеянтп любовь,осногная цель которых "заранее предусмотрена и в которых крлме тавхнда/едпнетвя бога/ ничего другое воспето быть не может"/ ^.с.^'-У.

Суфизм своим возникновением во многом связан с ^оланом и,вполне естественно то,что в су.Тнлских четверости^н«* данного периода наблюдается влияние стихов Корянп и хадисов гготуп. С такоП точки зрения подобные четверостишия мотно разделить на две гептгч.

3 перзук» входя? те рубай,которые на гег.-п-:' взгляд не отличаются от четверостиший,воспеваг.г.их естественную,земную ли'овь, но если обратить пнгмл'гис нп гтогсе значен:^, т. <?. на оснсг-ро? с?я:сл рубай,то выясняется главная целт поэта-лто геспег-чгг ^»••еттито?, т.е. истинно;', гозхюбленнс;'.^1 не гекко здесь можно заметить "г-занго на еллел того или иного стиха когонагтггмрр,'г-т-^":": «а с^сл стиха Корана:, -^н-л-лгл-и мо 'Т:!-с-са:.-о~ч?и та мо 'Ти-л-ггзн *•>. ил т^блу г,;о а"'Тустг::ум ал ;тгс5Г''.'тум би/д-л-л^-.": *•"; ггг • ут- ли мач гг.о та '"г-ззлгбу ли т.*-":! г™о ва-л—л~уу ч,ллр к,,лли ""- л-л/ у-тит— -"'ллпуу пргпздле'-тт то,что в "~беслл и то,чтл рп.---.)Г-Г, .-о»,--, в-; сдслаетс откровенно или сгты,-:1":г; гл^ст"".', "".V хлч>"-т и ; г-у;>~ г° т, кого у оч я?, и Ал лях т'слтг^г/суго Ьг-.;чгя.с?их '/ : •-• и*> з."" "и?» в нилеслея\л";лем пе?*гг.сс?:ггг т"'чли:

Р.,; ^р-*.-*' у.'.'.'Л \'-'ЛЛЛЛ Л'

-'ИЛ'-'ЛЛ у Л: ЛЯ^ОЛЛ^Ч

М0 '.'^'{'1. ' — - г р ~ — ■ - >-'•"'■' ■ ' ! ^

То даст ли г о днхад, /.иго гогрд : / 23,с.¿23/

Весь гог^г гевотт о то" пг'~уг: л..... лигу ,

К которому пгрд?-н:с/пгиког•*:•!;/ с'-.л:;- -".гу

Ьщ СТГС'.Т'-СЯ И СТГЛ-я-С" ЛГУГ'.'Р,

Ко выбиттлт он того,КОГО хлчят С!-.'.

Вторая группа четверостиший непосредственно посвяшена проблема?.: су'Тийского пантеизма и в них часто встречаются крхраничес-кие термины "зот","нукон",'1ва,тгапб","тархип",,'ргбоби шухул","ахли кайф" и т.п. 3 них точе часто уотно заметить указания ка смысл кора-ническпх с :ихо""'.-мапгн?'ер,указание на с:.:ысл стиха ^орана: ^о юхитуна <%хи ''•илмап- 3» ?'_г-ттс охватить его /Лллаха-А.А./ знанием /сура Та Ха>ст?]х 11!-/пгис>тг-гн-ет б рубай Хакани ^ирвани: Ао.чрстани зоташ бувал аз ытатаниот, ^-очотт.:':* ¡;л?'и мо бу«ад пок он зот. Он метглябад ик,ки бувад вайри мухот, 1'я металябад ихотаи мрллумот.

/ 25, с'. 1422/

1'оянгш, его сушность яевоз?.-07На, Н^шей науке она недоступна. Тот га«дет быть недоступен познанию, "'тот т^лст его познать.

расширения круга тематики,в рубай второй половины ХТ к лП г,?> произошли определенные изменения,выразившиеся в совершенствовании языка,стиля и позтики.^сли в четверостишиях Аайяка "'а-хасти,лдиба °абира "игм'зтт,'''асула °аада ^'алмана чувствуется тенденция создания простых по стилю строк с использованием доступных пониманию художественных изобразительных средств,то в рубай Анвари п Хякгни начинают появляться научные термины,авабиз?лы.А в четверостишиях лбУлвосе '-ч-а.бали.^ашиди ^амярка!'ди,Анвари,^уиззи,лакани арабские буквы/мим,дал и другие/ служат для создания художественного образа,используются слотные и связанные с арабским алфавитом художественные аигуры"мгклуб"/инверсирование.использование слов илп даже полное полустишие,при обратном чтении которых получается то яе значение или другое но^ое значение/,"мувагаша^"/стиуотвоРное сочетание начальных букв строк которого означает имя восхваляемого,любит/оР и т.д./,"иштикок"/гарано?.:ас1тя,использование слов,которые по количеству букв и и* горпгку годтчы быть' годными/. ,;ми впервые пишутся рубаи-"муло?лт" /свсвкаюший,написанное одновременно на двух языках/.

Во второй половине XI у, XII в рубай преимущественное место занимает способ рисовки еааа.Кроме того,разновидностей рифт/,использованных поэтам того периода,намного болчзе,чем в предыдущем.В рубай у^е встречаются почти все разновидности рифм,в том числе"ко|иот чиносдор"/опноро1тная ри*ма/,"яуко*иятайнп/лвойиая рифта/, "кс^яяи хочиб-ор"/две ри^мн перед редифом и после него/и т.д.

В четверостишия* описываемой поры еще наблюдается тенденция к наибольшему использованию сагах подходящих для рубай в разновидностей ахраба и 4 ахрама.^о значительно расширился круг использования остальных сравнительно тяжелых 4 разновидностей ахраба и 8 ахра-ма.Мы обнаружили в них 3 тяжелых разновидностей ахраба:хазадж мусам-ман ахгаб солим муханнак азалл/мафьулу мафойлун мафьулун фоь —у/у—/ —/г~> /- 4 раза.хазадж мусамман ахраб солим ахраб маджбуб/мафьулу мафойлун мафьулу фаьал —у/у—/—у/у-/ - ^ раз.хазадж мусамман солим ахраб ахтам/мафьулу мафойлун мафьулу фаьул —у/у—/—у/у*/- * раз. ^акке 4 разновидностей ахрама:хазадж мусамман аурам ахраб солим азалл /мафьулун мафьулу мафойлун фот- —/—у/у—А^/-2 раза.хазадя мусам-ман ахрам ахраб солим абтар/маф^улун мафьулу мафойлун фаь —/—у/ у—/-/ раз.хазедж мусамман ахрам какфуф ахтам/маф^улуя мафьулу мафойлу фаьул —/—у/у—у/у.-»/- ^ раза.хазадя мусамман ахрам мап^уф мадябуб/маф^улуя мафьулу кафоилу Фа^ал —/—у/у—у/у-/ - 3 раза. А 4 тяжелых разновидностей ахрама:хазадя мусамман ахрам муханнак абтар,азалл,мокфуф и мадтбуб/мвфьулун мафьулун мафьулун Фа%Фо*, фаъал,Фаьул —/—/—/-А»/у-/у^/как и на предыдущих этапах,пи разу не встречались в рубай поэтов списываемого периода.

Следует отметить,что тяжелые разновидности ашрама больпе всего встречагтся в четверостишиях Масула Саада салмана,Анв8ри и Хаканп.Среди четверостипий последнего мы даже обнаружили рубай,все четыре строки которого написаны разновидностями ахрама.Такое явление в истории персидско-тадкикского рубай происходит очень редко и поэтому мы сочли нужным привести рубай ^акани:

^ахте дорем чу чаггми ^усрав :-;ама хоб, ^аглле догам чу лаьли ^ирин дар об. Чисме дорам чу ^онп Ма^нун ^а?ла дард, Чоне дорам чу зулфи -"айли х;ама тоб.

/25,с.12В5/

?«ор счастье подобно глазам Хусрага во еяе, •*'ои глаза подобны рубину сирин в воде. Моё5 тело подобно пронизанной болып лупе '-'елтнуна, Моя ду!та подобна извивагзимся локонам ^ейли.

Строки вышеуказанного рубай написаны такими разметами: хазал* мусамман ахрам аитар макту?. ахтам ^азапж мусамман ахрам аштар солим азалл

хазадж кусамман ахрам аштар макфуф ах та;." хазадж мусамман ахрам аштар макфуф ахтам В арузе они называются и обозначаются так:

мафтулун (Токлун мафойлу >1аьул —/-у-/у—у/у л/ мафьулун фоилун «э^ойлун Фоъ —/-у-/у—/•-' мафьулун фоилун мафойлу Заьул —/-у-/у—у/уы мафьулун Фоилун матойлу фаъул —/-у-/у—у/у г* ^ак можно убедиться из вышеизложенного,вторая половина ^ и ХП лл. стали периодом бурного развития рубай и его широкого распространения среди различных слоев населения,особенно в Мввераннах-ре и '-о^асане. Посему появление таких мастеров рубай,как Масуд Саяд Салман и даже бесподобного Омара Хайяма было не случайным,я естественным ттля этого периода развития персипско- аджикского рубас.

П1-раздел. "Рубай в ДИ и ДУ вв."

Процесс развития рубай в в. всесторонне рассмотрен в диссертации 3,38рИ*01)а "Рубай в персидско-таджикской л г те натуре ^^ в.".пятому в наше!' работе главное внимание уделяется только подробному анализу и изучению арабских рубай отого периода,написанные таджикскими и арабскими авторами,должным образом не проанализированные З.Зарифовым.

На основе доступных нам четверостиший персидских поэтов Джалаледдина Руми и ^адилпина ¿амави, написанных по-арабски и арабского автора Ьахоуддина ^ухейра/всего рубай написанных на арабском языке/ мы рассмотрели тематические.поэтические и структурные особенности арабских рубай авторов г. Как стало очевидным в

гоне исследования они,арабские рубпи-по своим жанровым свойствам очень близки к персидским четяеростшгм.^ использование популярных разновидностей ахрама и ахраба и способом риТмовки персггско-тпгжгк-ского ny'mt в арабских четверостишиях в.свидетельствуют о том, что структура и (торма зтого жанра почти без изменений:' заимствованы автора»/:' арабских четверостиший.Сведения re каРАл-мугжам"-а еке раз подтверждают,что до XIII в> ?орма рубай не была распространена в арабской поэзии/ персидско-таджикские четверостишия

оказали достаточное влияние на возникновение и формирование арабского рубай.который и в последующие века встречался в диванах арабских позтов под названием"дубайт"или "дубвйти"/27,с.21/.Все чти выводы с одной стороны показывают роль представителей поззии XIII в в становлении и развитии арабского рубай,а с другой-свигетельству-гт о взаимовлиянии и взаимопбогагг.нии литератур различных наполов.

В Х1У в. также продол-ались приумножаться основные традиции соз7аЯ7Я персидско-таджикских четверостиший, ^то касается обсего в тематике■рубай Х1У столетия и предыдущих периодов,так это распространенность и популярность'тем: божественной,суфийской лгб^и.З XIУ в. трудно найти поята,который не написал бы хоть несколько суфийских или "су£теподобннхнА5,с.1?5/ четверостиший.Но по своим поэтическим качествам,оригинальности мыслей и высоте чувств суфийские рубай XIУ в. не могут превзойти великолепные ир?анические четверостигаия ппе-дкдушиу мастегов- Санои,Аттара,?уми,Саяди,или хотя бы сгавниться с ними.

В л1У в> кяк п ттпугие периоды развития персидско-таджикской поозит.для рубай характерна философская тема,хотя наблглаг.тся определенные изменения в идейной направленности."атимер,если в ^илософ-ски* рубай XIII в.П'ела место преимущественно философская направленность,то в XIУ в. у Убайла ^окони.^бн Ямснэ.Хафкза Чтр^зи,Салмана "сваджи окупается лирико-философская направленность и слышится более резки:; протест,более открытое недовольство такими пороками общества, как гнет,социальная несправелливость,незаши1'.енность простого человека. поэтому в подобных чет-сростикиях основное внимание уделяется не дидактической стороне вопроса,а выяснению отношения лирического героя к обществу,неравенству лн\дей,к невзгодам и несправедливостям зегиой жизни.3 связи с этим нельзя считать случайностьр то,что через двести лет после смерти -а/яма стал возрастать интерес некоторых поэтов данного столетрр/наггг/ср,Салмана соваджи/ к неповтори-мкм четверостишия'.'; пгедгест"еяника,что начали появляться "хайямоя-ские" рубан.При зтом нельзя забывать и то,что авторы "хайямовских" четверостигчи" в XIУ и рсех последутп'чих эпох воспевали nrervy-шестасгшо вино,застолья,?еселум беязаботнуш жизнь и в их рубай отсутствует основная сущность четверостиший Хайяма-размыгаление о вечно;: крвровороте создания и разрушения,жизни и смерти/2,с."ем не менее сугествоваяие "уяйггговских" четверостипий в литературе XIУ п. свидетельствует о продолжении и развитии мотивов свободомыслия,"конфликта человека с неблагоприятным временем,с судьбой"/!!,с.мотивов сотаенпяг в посмертном восгсресении и сушествованип.

Длагопаря четверостишиям "иранского Аретино",с.^24/ - ^байда ^окони происходили и серьёзные качественные ттетлепеаия в сатирических рубай Х1У f.Известно,что до этого поэта главной задачей сатиры в губаи,к примеру Суяг.нн,Анвари,Хакш5И и других было высмеи-врлшс и даже грубое оскорбление конкретных лип,противников самого

автора или его окружения.^атире же в творчестве ьоконп,в частности, в его четверостишиях,вытопит за рамки субъективности и приобретает социальны? характер.3 них высмеиваются развпат и прочие пороки сильных мира сего,с горечью говорится о угнетенных и обездоленных. В этом смысле УбаШ ^околш внес значительный вклад в развитии сатирических четверостиший Х1У в. и вообще в персидско-таджикское сатирическое рубай,в целом.

По использованию средств художественного изображения, эволюции структуры р.убаи Х1У столетия не имеет особых отличий,и в нем также наблюдаются,в основном,традиции четверостиший предыдущих периодов.Например.и. в рубай Х1У.В. используется тахаллус/псевдонкм/ поэта.Хотя 3.3арифов отрицает наличие такового в рубай XIII в. /15, с.ИЗДцо обнаруженные нами четверостишия суфийского позта Еобо "ф-зала Кошони показывают,что,пусть редко,но тахаллус использовался и в рубай XIII В.1Й такая традиция продолжалась в и в последующих веках. А к особенностям четверостиший Х1У п. относится то,что в этом периоде способ рифмовки аааа окончательно теряет свон прежнее преимущество и его место занимает способ рисовки ааба.

Изучение портики четверостиший XIУ в. позволяет сделать такой вывод: в них тоже преимущественно использованы ь разновидностей avpa6a и ^ ахрама,которые были популярны и в рубай предыдущих периодов.-^ в рубай в. даже 4 наиболее легких разновидностей ахзамэ-хавадт. мусамман а^рам аштап солим абтар/мафьулуи ■f он лун ма-(Тойлун фат —/—V-/у—/-/.хазадж мустюн агрям аштап макфу<? мад:;-буб/маф^улун (Тоилун маЛоилу ("а1 ал —/-у-/у—у/у-/,хазапк мусам.-, аура:.; гитар мак*у* ахтам/ма^улун Фоилун матоилу фа^ул —/-v-/y—у/ у-^/.хазадж. мусамман ахром аштап солим язалл/мафьулун фоилун мофой-лун фов —/—у-/у—/'- / использованы' меньше чем раньше/всего 7 раз/ ''' г.з Ь остальных разновидностей ахрама использовано всего ~ раза только одпи-хазапк мусамман акрам ахраб макфу! ахтаы/ыафъулук т.у v:::\o~r.y <lavyj. —/—у/у—у/у.- / и только в двух строка" pytfai: Убайда Зокони:

Гуфтам:ак1лам.-1-'у$т,ки уайрони ман аст, I'viтампонам, Гуфт.ки v;yp6onn ман аст. Гуйтшд.ки дилаы.^-уфт ,кк ин девона Aap силсилаи зулфи парешонп ман аст.

/ / 24,с.2Ь0/

Я сказал:мой разум.ина сказала,что он им удивлен, й сказал :моя душа, Она сказала.что пто е* вовтва.

Н сказал,что это мое сердце.'-на сказала,что этот

безумец,

В цепочке моих растрепанных локонов.

Зсе это свидетельствует о том,что хотя рубан и в в. развивался на традициях предыдущих времен .своими осоСенностгми и определенными отличительными свойства!.",! он оставляет заметные следы в истории персидско-таджикских четверостиший.

17-раздел. "?убпи в ХУ веке" ^ак известно,пубаи ^У в.-не открывает особой страницы в истории персидско-таджикской литегатуры/;з,с.-1'^^/.^о четверостишия поэтов этой эпохи говорят о существовании и развитии в нрй рубои как свмостоптрлиюго жанра поэзии со своими особенностями и отличительными для ''того вгемегги тг ягодин сройстргми.^о ргз»п'тг'ю 0си0пи1у тематических сво"ст" губри Л в. как бы обобгествлятт накопленный опыт пгедыдуших периоде. ® рубай ХУ -п. г.-м ебнарутиваем.во-перв! v почти все темы свойственные рубай пведытгллих -этапов, как тег л; лгбви/ило-со^тги жизни и смерти,моргли.п.во-вторых,для них характерно »гнровое многообразие,как,наяример,элегия,сатира,панегирика и т.д.

Одна из особенностей развития ирфаннчееких четверостиший ХУ столетия-формигование и распространение рубай,поевггепкые шиитскому Имаму Ади и другим знаменитым представителям шиитского учения. Основоположником таких четзеростиший-вкражагших содержания,идеи и основные принципы шиитского учения,принято считать видного религиозного и суфийского деятеля второй половины ^ и первой половины АУ вв. ^■оджа ^егматуллаха Вали.

Если в четверостишиях ''смата Сухари и Каскма ''лвора продолжались традиции воспевания божественной, су:: ирской лгови.то "Толкование рубр.ийат"Абдуррахмана Ажами-качественно новое событие в истории развития приапических персидско-таджикских четвегостнлий. это начало тенденции толкования суфийских рубай,котовул в лалше;'-ием продолжали други" авторы.

В ХУ в# це только продолжалась тряггаия соэ-'янгя "хай-ямовских" четверостиший,но даже возрос интерес к самому •'•айгму и ело творчеству.^ результате,после несколько веко* «.олчляия.тг-гие историки как'Диртонд и r-втору тезкиге ^авлатга* и iv.^-».'^-^-^-. приводят некоторые сведения о »изпи и творчестве ■■п! ^-: .

^ледует OTMPTHTb,ЧТО п "хай омских" чет?»Г^СТИ-"'«* ПОЭТОВ ХУ В, 0ср4е ,'*Р:'С1' И ДРУГ!'* ТПКтр !?.' *Тт~ pr Т Л Л Т» -о "ОТИ?:?, что " у пх пледшестгРН!?и!гл-:rvvr яучя.врспгт.чир -.-,<5-/ачч*

мерного веселья."о в некотогых случаях встречаются истинно хайямов-скне мотивы,как,например,конфликт с судьбой,сомненья в загробной жизни и т.п.

^ак отмечают и другие исследователи/^,c>o^6i3ItC>Iü6/) поэзия в. отличается широким распростраяе.нкем в ней сложных синтаксических ¡Trrvp "r.rvar.T.'o" /логоггиФ/,и "моддаи та*рих" /хронограмма/ которые встречаются в четверостишиях многих постов.^ целом наблюдается более активное стремление поэтов /особенно ^Чли ''тпязи.Дут^уллах Ь'кгапхт:',"г^изал:*/ к четверостишиям написанным для иллюстрирования художественные línrvn с использованием таких усложненных их видов,как "мурпбба-"/квадратный/,"г^катта*-" /разделенный/,"мувассал" /соединенный/, "Mvnacca'"/строки с ритмико-синтаксическим параллелизмом/и т.п. ^-аппижеп.в одном из четверостиший поэта данного века ^аФизалк в пер-' вой строке использована художественная фигура гувассал.а е трех ос-тальных-^игг-ра мукртта'-,т.е. все слоги слов петюй строки состоят из несоединяюшихся букв арабского ал(Тавита,а буквы слогов остальных строк соединяются друг с другом.■'читывал то,что наличия указанных ifiíryp в четверостишии ¿а^изали невозможно определить при написании его русским алфавитом,мы приведем зто рубай в арабской графике:

Jü ^ ^ **

'ю рто не означает,что все четверостишия ^ в. являют собой"ыута:-:алла'1"/нэписанннр для иллюстрирования художественных ¿ггур/.''аоборот,в диванах Джа?.та,;,смата Сухари,^сафи,^миpiraxa ^аб-завори и других преимущественно встречаются рубак,написанные пены:' и поступи"'- к пониманию языком,близкие по напевности к народным. чствсрости"игг.?.Кмсино они определяют основную ценность и особый еагактер развиты" рубай в ^ в,

Результаты анализа размеров четверостиший ^У в.свидс тельствуют о том,что специфические особенности использования разновидностей атрпбя и ахрама наблюдаются к в рубай отдельных поято: данного столетия.¡^пример,в четверостишиях -"лишена "аваи наблюда-гтег стггмп<-»*/с поэта к наибольшему использованию тяхели* разно-

гл-'.-п":',:> одном из его четверостиший первая строка написана тп-у.г.гу—гг--- ■ г. яхрама-хазадж ми-самман ахрам аг.таг солим абта

/маФ^улун íowiyH ма*оллун Фа* —/-у-/у—/-/,а таи остальные строки более тяжелым видом данного размера-тазадж мусамман а^рям я^раб солим абтар /мафьулун мафьулу ма>!ойлуя ía^ —/—у/у—/-/.^акое явление очень репкое в истории персидско-таджикского рубай,так как рубаи.все четыре строки которого яагисаны разновидностями ашрама гм встретили всего пва рэза-пепвый раз в четверостишии по^та XII в. Хакани ^иввани.а второй раз в рубай -^литера Йаваи . Но в рубай остальные поэтов данного столетия преимущественно использовались ь популярные разновидности ахраба и 4-аграр/а.

Таким образом,ряд специфических свойств ру^аи ХУ в. кпк распространенность и развитие пубаи-назира,создающегося в ответ на то иди иное рубай ; . определенного автора,расширение круга использования рубай в официальных и родственных отношениях династий тиму-ридов и известных религиозных и литературных деятелей и многие другие позволяют нам рассматривать зто столетие как отдельный этап в истории персидско-таджикских четверостиший.

В заключении диссертации автор обобгает результаты исследований и подводит итоги своим наблюдемтям.Диссертант приходит к выводу о том,что:

- персидско-таджикские четверостишия,уходягие своими корнями к народному песенному творчеству эпохи ^асанидов и древним зороестрийским песня?,í,прошли долгий путь становления и развития в Х-ХУ вв.Урождаясь в фольклоре персоязнчныт народов,четверостишие стало основой формирования литературного рубай,процесс становления которого завершилось к ^ в. благодаря Рудакп и его современников',

-идентичность размера народят и литературные персидско-таджикских четверостиший свидетельствуют о том,что он бкл заимствован у Фольклора и постепенно был подчинен канонам арабского ягу-за.Четверостишия Судаки и его современников дг.гт оснот-ния ггето-лягать,что этот жанр в л в.уже был зяпевтешшм по rr-pvrv и ••Тогмр.а не вновь созданным.поэтому рудяки пе мог сы? его сотят'ч-е?.*.*' четверостишиях 1 упади и его современников как Ч'-^кл -ял'п^-гу.-муайяд °алхи,Абуг:акур ьалхи и других m стплккйярмся не с внот-ь сс-гтшм шапрсм.а в основном завершенным по размеру,тематике и ст-уктугр. Вновь созданный жанр,по нашему ммениг,по должен бить в такой з-'^еп-пениой степени как четверостишия -"удаки и его сг-гемечников и до этого должен был пройтд одгепедвшшй пул- ;ог:«ирррп!ия и становления. Позтс?лу,на чаш взгляд,зле''лгу * удиви л его созг"уелч7?:он я-'-дс "л.'детд нз в создаяип рубай,а в его становлении хпт. сг'осто-тельнто '"•"-"а

персидско-таджикской поэзии,процесс развития которого уже наблюдается в творчестве продолжателей школы рудяки как ^аррууи,"сажали,"'анучеу-ри и пгугие;

- сат.-ым блестящим периодом перрт'-тско-таджикского четверостишия бь'ла вторая половина XI и XII т> '¡сжстшу данный период можно назвать "полотым веком" в истории жанра.благодаря суфийским четверостишиям ^анои.^ттара и Ансари,именно тогда была заложена основа ир-фаничсских пепсидско-тад^икских четверостиший,тогда хе произошло формирование скстемн образов и суфийской терминологии в рубай.^ этого времени « персидско-таджикские четверостишия стали популярными две смешанные мотивы лю^ви-любви плотской,естественной и суфтйской,божественной. В зтот период достигла высочайшего уровня расцвета тема ^'илосо'Ъи лизни и смерти в гениальных четверостишиях ^мара лайяма.

была основана школа свободомыслия в создании рубай,подобные которым в последующие века стали называться "хайямовскими четверостишиями?. " целом.с точки зрения разнообразия тематики,размера,художественных средств изображения и да^е численности позтов,¡записавших только рубай, данный период имеет преимущество с предыдущими и последующие в<-ка'-н истории вепсидско-тад^икского четверостишия;

- хотя в в. продолжались основные традиции псрсид-CKO-Ta«*HKCKHv чет->ргостиг»'й,но зтот период отличается также своими псоЛ< "¡;пс7гв'и.^о-пврп,'х,в в. нрблп"яе?ся невиданное распространение темы с"""г':ско:: л^-и и огромны:'' интсррс гостов к созданию су~ Фийску чпгоститй. -т-лно найти поэт? XIII в.,сведи чртврпостипий которого г г. вр"'-ось б'.' votb нисколько рубай с сутигским содержанием. »Ь-^т^п»V,ггбг,яг-ггсгнннр на арабском языке,идентичные к то?п> г. всгсгскт'";' чгтвррап7:""ргмг по размеру и структуре,встречаются в осчг>-«;1лм в '-¿1 v. и с рубан такого года кк сталкивались только в

г1

твог'В'ст^г п>?-'сндск;'^ постов ^тадаледдина l\i:v, 'рднддппа "амави и ьтт'.^ского по--та Чахауддина ^уусйпп.Осковно? вывод,сделанный из араб-(•:■;:■■: ""твс^встиши" указанны^ портов в. заключается в тог,:,что рпр'.'ср и ¿ог.мр псгпигскс-тлд'тксгого рубай не были заимствованы у апабов,та): дав прабп*.* не и,,гло смысла только в •'»ill ь. вновь создать riVra: и в нгм размар п форму арабского четверостишия",

- су'яГская тема,достигшая высочайшего развития в Р"бпи тпкгх ""rttgts слава «Hi в. кок гумн,Сапв;;,Хог.роу

-•гV"а"-:' и*""'": :;пст^ и в ПР7югрпст:'гн«х поэтов XI,/ р,-

;.пггг ''L:-:--,' :>;: ,j-ynr г г' и-у ,'"пг ":'г'н и jrm-prp.i'o в чрт^рглстикгях ряда

-,- сто"~:гв к.''.- д 2оип::г г i бп ":"гг слышится более

г"р>*"." пг,""гг"- г"" :— —"'"•■'••воет:' т' г •'■^■-¡•г'.^^р сугл/н,

бесчеловечности и бессердечности сильных мира сего и т.д. в четверостишиях,имеющих философское содержание,преимущественное место занимают выяснения отношения человека к окружающей сгеде.к липни и смерти,беспомощность человека перед, судьбой.*' не оря на данном столетии вновь появились "хаГлмовские" четверостишия в творчестве таких поэтов как ^алман ^овадя.и,^байд ^окони.^бн ^мин,которые по мотивам свободомыслия и бунтарского духа напоминают четверостишия -айяма;

- рубай и в ХУ в. был однкм из популярных и широко распространенных жанров персидско-таджикской поэзии и дате по расширения круга его использования среди различных слоев общества данное столетие имеет свое преимущество.*уйаи в ХУ в. как никогда больше использовался в политических и родственных отношениях .в правлении ^имуридов и даже имел широкое применение в переписке меклу поэтами, учеными,религиозными деятелями;

-рубай ХУ в. как и другие жанры поэзии денного столетня отличает стремление их. авторов к иллюстрированию в нем художественных фигур и распространение рубаи-муаммо^- /логогриф/, рубаи-модлги тт-рнх /хронограмма/,рубаи-назира /написанное в ответ па рубай какого-либо автора/,где основное внимание уделяется с|ормс стиха,а не на солрр-

- анализ размеров рубан aj в. и всех ппсл,;тт:"*' этапов свидетельствует о том,что в рубни с ранних г.ремен прримуггстгпкно используются S наиболее легких и нопетнну разновидностей гжгг.бр и

остальных разновидностей i-.храма и яургАч •■■о лее пггиоте встречается сравнительно редко.л использование во всех чгт'лл" строках одного губаи только разновидностей г-храмг^ятенир ол'-ль гг-кор. Среди исследованных нат-и "ств^гостиший Х_лУ nr. лстлгчалоль их 2 реза.Все это говорит о то:*,что сравнительно т^г.-гп г." я-г'ма

и ахгаба по причине грубости и тяжести яоепги-тия ял слух н сс^тгет-ствугт музыкальной пригоне жанра я,по-видимому птигумт:с z< тг':ти-ками аруза;

- в связи с расширением тематики ггрсп-суо-т- л-н:-.-5кях чртверостгпг- способ - ри'.говкп -л Г: а а v.-s>v ::» ::. сл "-v.-

рифмовки рубай первой половины «i в. .постепенно тлгп>? л- л "тт уже к а1У в.его место окончательно звпгттгт сптсо* -и ;

эсяовяые традиции в тематидр,структуре.испел1 э""-!;ли ■• ; ,л

средств изображения и т.д.,хото-ые "-л.-лтся г'■■:•":' -•* *•';-•"•-• ти-

всех исследуемых пелилдов,**<лгя'ту с этим члтлглллтv"7~ "' ■'р'-, iT'/o^a оттичат-тсл ^

спклстсль стг.у^ля/к о сушосгпозшши 7. развития pytfair как самостоятельного жампя персидско-таджикской; поэзии. UIÍTZPOBAÜHAH ЛИТЕРАТУРА

I. Аминов А. 1пнр рубай и советская лирико-филосо:£ская поэзия. - . Душанбе ,Док:*з** , и

\ГГА ¿J^ Y^fcr^^c^-

3. Ai cay,зол А. Алабп?ти точ,кк лап нимаи дугми асри ХУ,- Душанбе,

4. А^са>;зол А. ""{емк-аякб га мутефахкир.-Душанбе,*'ря.он,19й9.

5. Ашвори vcv3cr.oí-:tr Судаки,- СТалияобод, «ашрийти лавлатии То^пкггстон, 1958.

6. í-ертехьс е.э. Cvq-кям и cyí-ийская литература.Москва,Наука, 1965.

7. Брртельс Е.Э. История персидско-таджикской литератур:.'.- Москва,

Кзд.вост.лит.,1960.

8. БрагК!скиГ И.С. И? истории таджикской народной поэзии.- Москва, Из-т.АН СССР,1956.

9. Брагинский И.С. Абу Абгал^ах Д^афар Рудаки,- Москва,Наука,.1989.

II. Ворожс'йкина й.н. йсфаханская икола поэтов и литературная жизнь Ирана е пгелмоягольское время/ХП-начало XIII века/.-Москва,

14. Зачд iM. t:ecTb ^ков славы/Очерк персидско-таджикской литературы/ - Москва,Наука.1964.

15. Зари^ов 3. Каир рубай в персидско-таджикской литературе ПИ века/Дисс. на coiíck.уч.степ.канд.Филолог.наук.Научная библиотека Тадгтткского госуниверситета/.- Душанбе,1990.

16. Зе^нй 1. Сяньяти суха:; /нашри дугм/.Душанбе,Маорпф, 1992.

IV. Избранные четверостишия персидско-таджикских поатов-класспков

/Сост.и пгед.РДали-зэде/.- Душанбе,*"рФон, 1965, 16. »'сматов Б. Пантеистическая Философская традиция в персидско-тагж.икской поэзии 1Х-ХУ вв.- Душанбе,

Донги,1985.

19. История пегсипс-:о-таджккской лгтегагугк /под ред.Я.Рипка/. -Москва ,Пзп. Проггг сс ,1970.

20. Осори Руткй.-''тг.ггнобоп,Напрк»тя давлгтни ^очикистон,1955.

«А 4

21. о^/* *оУ <t&V>C¿>f

22. Рустамов Э.Р. Узбекская поэзия в первой половине ХУ века.-Москва,%п.вост.лит.,15°3. _ .

24. Убайди Зокони.%лликти мунтахаб.- Дусанбе.Наприётч давлатии TO^hkhctoh,I963, , ь. f

о]У '¿г 'ww JSQ 26. V \MA t^

29. ¿^f I гГл ,o9¿c»

30. ^ wrf

По теме диссертации опубликованы слелугшие работы:

1. Рубой дап адабиёти китобй ва Фольклор/ губаи в письменной литературе м в фольклоре.В кн. "Абдуррах^они и(0мй",сб.статей преподавателей ДППУ itt.i К.Дкураев?/.- Душанбе, 1291 fс. 122-129.

2. Рубой моли кист? Е худ ^авоб ба та>;рифи дигапи та*рих./какому ' пароду принадлежит рубаи?*'ли ответ на егае одну фадьсифихашпс

истории/, я. "-о1;икистсн",1592!|г. 2,с.12-13.

3. Ойти кур^онн ва тарона^оп ирфони.Дорянические стихи и суфийские четверостишия/, ж, "То^икистон", 1993,Я 7-8,с. 8-9.

4. Гулкой таронагу./ Погаже цветы; о поэтессах,написавших четпе-ростиЕЯЯ в Х-ХУ веках/, ж."Идм ва >¡aPT",IS93t.'f 7 —fi,с 7-9.

5. Истшуюли вазяи рубой./Независимость размера рубай/. ж/'А.-т-б", 1993,>5 5-6,с. 35-37.

6. Дар бораи рубои'ети Абусаид лхайр./О четверостишиях Абусякда Абулхайра/.В пред.кн. "'"азоили %рьон".- Душанбе.^ригно,^--^, с. 3-5.

7. Рубой,дубайти р тарона? /Рубан,дубайти или тароиа?/. ж."«паб" 1993, J ' 9-10, с. 3-5.