автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему: Становление и развитие современного монгольского драматического театра
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие современного монгольского драматического театра"
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
На правах рукописи МАЙШТАЛ ШЬХАЦЩШ /САЖМЯТАВЫН/
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО МОНГОЛЬСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ 17 00 01 - театральное искусство
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель: доктор искусствоведения, • профессор КОТОВСКАЯ М.П.
Москва, 1990
Работа выполнена на кафедре теории и историк зарубежного театра Государственного института театрального искусства, им. А.В.Луначарского.
Научны? руководитель - доктор искусствоведения, про^ссор
М.П.Котовская
Официальные оппоненты:
- доктор искусствоведения, профессор Ь.А.Смирнов
- кандидат искусствоведения Д.А.Гусейнова
Ведущее учреждение - Институт востоковедения АН СССР,
г.Москва
Защита диссертации состоится " 13 " июля 1Ь90 года на за1 данки специализированного совета д 092 10 02 при ВШ!.. искус! вознания по адресу: 103009, г.Москва, Козицкий • пер., дом.Ь
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института Автореферат разослан: июня 1!
Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат искусствоведения
' у —
^.Д.Устабаева
ч
1.0ЕЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Понимаете такого своеобразного явления культуры так монгольский театр, требует прежде всего -изучены всей совокупности оригинальной монгольской культуры, не только е привычной западной точки зрения, но через призму монгольской эстетической мысли. От исследователя требуется умение различать общечеловеческое от специфического, учитывать своеобразные концепции монгольской культуры и театра, способность применять к ним объективный критерий.
Хронологические рами исследования охватывают период возникновения, становления и развития драматического искусства в Монголии от его фольклорных истоков до профессионального театра наших дней. При этом автором была предпринята попытка проанализировать национальные корни профессионального театра в контексте народных обычаев, религиозных ритуалов и различных элементов фольклора, которые составляют основные компоненты традиционного национального зрелищного искусства монголов.
Актуальность исследуемой темы заключается в необходимости проведения анализа процесса становления и развития монгольского драматического театра для решения нынешних проблем драматургии, театроведения, репертуара, подготовки национальных кадров - режиссеров, актеров, художников. Значимость темы определяется задачами в области совдально-куль-
турноЯ полигики МНРП, направленной на совершенствование духовной жизни человока в современном обществе, в особенности новой концепцией духовного прогресса, отраженной в программном документе партии, принятом на Чрезвычайном съезде МНРП
а
в апреле 1990 года.
Кроме того, анализ процесса становления и развития монгольского театра позволяет вявыявить некоторые общие закономерности развития театра, общие для целого ряда национальных театральных систем азиатских стран, развивающихся в сходных исторических и культурных условиях.
Основные пели данной работы заключаются в том, чтобы:
- осмыслить историю возникновения, становления и развития современного монгольского драматического театра в контексте национальной культуры и искуоства;
- дать возможно целостное представление об истории возникновения, становления и развития драматического искусства в Монголии, уделив особое внимание раскрытию основных закономерностей развития театральной культуры в условиях социалистического общества;
- проанализировать опыт постановки произведений мировой классики на монгольской сцене ж их влияние на национальную театральную культуру;
- разработать практические рекомендации, направленные на,дальнейшее развитее современного монгольского драматического театра.
1# УШ-ын Онц ех хурал /10-13 апреля 1990/, ЯГ, УБ., 1990.
Теоретической и методологической основой исследования послужили марксистско-ленинское учение о диалектике развития культуры, искусства, общества и человека.
В своем исследовании автор сделала попытку подойти к изучении процесса становления н развития современного монгольского театра с обьежтивннх позиций, свободных от излишних идеологических наслоений. Монгольскому драматическому театру предстоит преодолеть тенденции чрезмерной идеологизации искусства, наносящие урон успешному развитию демократического театра, новых прогрессивных идей и эстетических воззрений, открытию характера, захватывающего своей жизненной правдивостью и человеческой значимостью.
Изученность темы. Вопросы зарождения, становления и развития монгольского театрального искусства, а также современного .
1
театра изучались и частично затрагивались в научных трудах и статьях монгольских, советских и других зарубежных авторов. I
Отдельные вопросы изучаемой темы были освещены монгольскими ; исследователями в ряде научных трудов, в диссертационных работах, а также в статьях, посвященных изучению проблем развития национальной культуры, драматургии, театра, творческой деятельности национальных актеров. *
^".Пм-Б.Еадтма: "Макай урлагийн шинэ амхилт","Унэн", 1955,Я245; С.Дашдонлог:"брнодийн эрэлхэг зорягийн ба эмгэнэлт жуягийн сонгодог зохиодууд ионголын театрт тавигдсан тухай", УБ.,УХХЗХ, 1961, "Монголын жужгийн зохиолын хегаслийн асуудлууд", в сб.: "Утга зохиолын хехзлийн асуудлууд" .УХТ, 1971; Г.НамсгятгеБв: "Зам" гздэг жузгяйн тугай","Цог",1947,Я2,3, "Хгнь нохвд",иДог",19'18, Й 2, "Долоодойгоос Туяа хуртэл","Дог", 1956, Л 5; Ч.^ттдгш: "а^-XX- зууны зааг дахь монголан ннйгэм ухе тор, д^лосой'.г^я еэтгэл-
В работах монгольских авторов - Дамдансурэн Ц., Даш-дондог С., Долгорсурэн Г., Ринчвн Б., Равдан Б., я Мяг-марсурэн Дэ., наряду с анализсм процесса становления в развития национальной драматурги I театрального искусства на равных этапах социально-культурного развитая страны ж интересным» фактологиче с ваши данным» о монгольском музыкальном, вокальной х танцевальном искусстве, отражены некоторый актуальные проблемы современного драматического
театра, овшпяпт тввшдв* его развития.1 ... гээшгй хагжил».УБ.ГШУАХ.19721 Г.Ринченсаибттг"Отелло". *Иог"к 1955, * 6; Б.Риутен;"Из нашего культурного насле-дки",УБ. ,1958; С.Лтасакванлан?"Монголия урлагийн уламхлал данэчлэл",УБ.,^,1962, "Утга вохнол урлагийн хвгжил", УБ., ЛГ,1983; Ч^одойдамба: "Развитие современной монгольской драматургии", в сб."Проблемы-социалистического реализма", И,.,. изд. ВПШ и АШ, 1959; Э,0)цуя: "Ыонголын харилдаа дуунн . эуйлээс",УБ.,1960, "Народные истоки театрального искусства монголов" /Авторе<Ьерат/.М. „ПЕГИС.19601 С. Парашют«! "Ундэс-ний мэргаллийн театр байгуулсав нь", "Соел",1973,* Э;Г.Рин-чинсамбут:"Эстетический идеал и проблема худскествонной правды"./На материале киноискусства МНР, автореферат/, М., 1970 АОН при ЦК КПСС '
14 ДышшытЛ.: Рамаяна в Монголии* М,, 1979; МТОШГ <?: Театрьш урлагийн варим зутгэлтэн. УлГ, УЬ., 1971, Тайзны урдагийн шинэчлэл, УХГ,УБ.,1969; Дрдгррсурэн Г.:Монголии ардын бухиг, УХХЭХ,УБ.,1962; Рннчак Б.:Роль кочевых народов в цивилизации центральной Азии. К истории древних культурных связей монголов с другими народами по данным монгольского фольклора.УХГ.УБ. ,1974; Равлдч Б.:Урдагпйя хумуус.УЯ1, УЬ.,1961; ?/ягмарсурэр Дэ.:0рчин уеийн монголын кино,театр, радио, телеЕизийн бутээлкйн шуумж. Ш\УЬ. ,1983.
В трудах советских исследователей Азербаева Э.Г. и Балдаева Р.Л,, Гатауллиной Л.Ы., Кошвчкова Н.В., Михайлова Г.И., Уваровой Г. и других, посвященных в той или иной степени анализу монгольской культуры, получили освещение к проблемы становления и развития современного монгольского драматического театра. Более того в некоторых из них рассматриваются вопросы сотрудничества в области культуры а искусства, процесса взаимовлияния театральной культуры разных народов.
Перечисленная проблематика в известной степени затронута в книгах и статьях советских и других зарубежных авторов о монгольской литература, драматургии и театре.* .
1
См.: Берлинский П.:"Монгольский певец и музыкант Ульдзий Лубсан-хурчи", М.,1933; Ботейтпо В.:"О монгольском театре", "Современная Монголия", 1938,№ 3; Бладшггтщов В.Я,:"Буддизм в Монголии", Петербург, 1919; Герастаови-ч Л.К.:"Ди-тература МНР" /1921-1965/,!.,1965; А.ЕЗтемов.:"Творческий путь театра МНР" и "Три года", "Современная Монголия",1933, # 1; Гомбсясав и Ефремов A.A.: "На правильном пути","Интернациональный театр", М., 1933; № 3; Михайлов Г..Ягтковская К.:
"Монгольская литература",М., изд."Наука", 1969; Позднеев А.: "Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства Монголки в связи с отношением сего последнего к народу", СПб.1837; Логинов А.:"Театр в Монголии", "Современный театр", 1935, № 9; Шастана Н.П.:"Налом". "Современная Монгоетя", 1934, № 3, "Очерки монгольского тзатра", "Современная Мон- ' голля", 1935, $ 3, "Религиозная мистерия "Цам" в монастыре ■Дзунхуре", "Современная Монголия", 1935, И 1; Ходотжотюрчр- д.? "Бурят-монгольский театр", /Автореферат/, М., 1954, ГЙТИС.
В »тих работах рассматривается роль народных театральных традиций в формировании национального театра, освещается общий процесс становления и развития современной монгольской драматургии и театра, в основном, от самодеятельного
театра до настоящего времени. Хотя упомянутые работы не посвданы целостному исследованию процессов становления 5i развития современно монгольского тоатра, е^одует отметить , что они раскрывают я анализируют некоторые важные стороны в аизни национальной театральной традиции. Йзучевке трудов монгольских и зарубежках исследователей существенна помогло диссертанту в его работе.
Основополагающими усточюткяотг данной работы послужили фундаментальные труда по истории МНР и историк культуры
изданные на монгольском языке, очерки истории культуры МНР, очерки истории современной монгольской литературы, изданные на монгольском н русском языках» история национальной монгольской литературы на монгольском в немецком языках, сборник документов и материалов различных конференций к симпозиумов, а таете история ламаизма на монгольской, русском, английском языках, где рассматриваются проблемы монгольской эстетической мысли, культуры, литературы, искусства ж театра в тесной связи с историческим развитием Ксяголек.
feeowHeimo полезными сказались сотюствыв труды советских-« . и монгольских ученых, такие как "История Монгольской Народной Роспублюе*", - третье переработанное и дополненное «эдаюю ; .■;' : сдйотсмш?ка, подготовленного & 1983 году Ахавдоюя мук •.-: | *..;;.к~)л1р на русской ■ кбпгбяифа/'^тях,, чгрудг •Спеадфя-: [ V хакроь в л«?ерв.турех .»йв.трал£воЙ а восточной Азм* /cos-
рвменяость а шгасеичесхое наследив/, подготовленный в 1985 году, затрагивающий историю развития искусства и театра МНР, жанровая разновидности народного героического эпоса, своеобразные формы устной поэзии, произведения панегирической и дидактической поэзии средневековья-.
Большую помо:дь автору при проведений исследования s научяо-тоорвткпйоком отношении оказали труды советских ученых, посвя-щонщш об"1"' проблемам театроведения, а также проблемам восточного :л&гг(л и искусства.
ДзСсгвйиЕую помощь в понимании культурологических и эсте-тологгг'^ :ких вопросов буддизма, в особенности символики в танце, jmrycxxz, евязлншх с различными культами божеств буддийского пантеона, автору оназали публикации и работы Беренсона Б., " Ехатачарья Д.Ч., Баудена Ч.Р., Далая Ч., Хюммеля С., Хейссига В., Жуковской И.Л., Юнга Ч.Г. и других}
1. .Зегепяоп, 3ernard.: Aesthetics and Hlstoiy, Kew York: Pantheon Books, Inc. (Repr. Garden City: Doubleday . and Company, Inc., 1953); 3hattacharyya.Ii.C.: Fantric 3uddhiet Iconographie Sources. New Dehliî Kunshirara Kancharlal Publishers Pvt.Ltd.; Bay ci en O.P.; The Posthumous reputation of Genghis Zhan, "Kew Orient", 1S60,
тЛ» Ii0 2» ДалаЗ -4.: Монголка бееглЯн масгвлийи товч. 'itts. Крэ-тая которая мостольского шаманства: УХГ,
jfTj Т^ЬВ * ■
*' " ' Hunnel 3.; Acta Orientalia Acadeniae Scien-
tiarua Hungariae, t. 20, Bdpnt, 1967; Helssl^ M.: Sine
Anfurung des "WEISSEN AIi5EHn in der Staatbibliothek
Preussischer Kulturbesitz, Berlin., Polia P.ara Wolfgang
VoigtbXT diem Kataieia Celsbranti, Veisbaden, 1976; дуковсгаи? и.Д.,г Ламагзк. а ранние 6:ор.\яг рслятив. bUt
Tun,? C.G.: Mandala Symbolism, Princeton, 1°72.
Документы к материалы из архивов Министерства культуры МНР и Государственного драматического театра им.Д.Надагдорка значительно расширили источниковедческую базу исследования. Привлечение указанных материалов позволило автору иметь широкие возможности для применения в исследовании некоторых методов сравнительного и конкретно-исторического анализа.
Научная новизна исследования состоит в теш, что:
- впервые в монгольской и зарубежной литературе предпринята попытка проанализировать в целостном исследовании процесс воз, никновения, становления и развития современного монгольского
театра как в историческом гак и в теоретическом плане;
- анализируются творческие тенденции развития современного монгольского театра малоизученные или совершенно неосвещенные до настоящего времени в театроведческой литературе;
- уделено значительное место изучению национальных и фольклорных корней современного драматического театра, где издавно ярко проступали первичные элементы театра в разных его прояв-
■ ланиях; '
- рассмотрены формы бытования мистериальиого театра "Цам" в Монголии, представляющего собой канонизированную форму народных элементов театрального зрелищного искусства;
-прослеживаются . : -;зтапы процесса соприкосновения монгольского театра с театральной эстетикой других культур;
- впервые рассматривается историческая роль Дандзанравхи как выразителя идеи монгольского синтеза искусств в театра;
- сделана попытка осшслкть и определить жанровые особей-кости монгооаского драматического театра, просладать эволхшяю
современного актерского искусства от правдоподобной в деталях, условно-аллегорической шнерн игры в 20-е годы к углубленному психологическому реализму современного периода, когда и в драматургии и в режиссуре обозначилась тенденция к соплально-фалософским обощениям.
Практическая значимость "работа состоит в том, что"-исследование метет быть использовано различными организациями Монголии, занимающимися вопросами культуры, искусства п театра, а такхе преподавателями и студента?«; вузов.
Содержащиеся в работе фактические материалы, выводы я рекомендации могут быть использованы монгольскими и зарубежными исследователями театра в дальнейшей научной разработке проблемы развития современного монгольского драматического искусства.
Автором предлагаются следующие практические рекомендации:
1. Для дальнейшего успешного развития современного монгольского драматического театра необходимо вести еще более разнообразные творческие эксперименты в поисках новых театральных форм, основанных на наследии и эстетике традиционного, зрелищного искусства, достижений мирового театрального искусства,
2. При определении репертуарной политики драматического театра целесообразно обратить пристальное внитание на образцы национальной драматургии, отражающие рост национального самосознания, демократизацию общественно-политической жизни, возрождение национальной культуры.
3
.91
3. Следует интенсивно продолкать работу по обогащают репертуара современного монгольского театра произведениями шфОЕОй^классики;
Учитывая богатый опыт постановок шекспировских пьес в Монголии, особую их популяпность у монгольских зрителей было бы полезно создать шекспировскую национальную комиссию при институте искусствознания МНР, принимать активное участие в работе шекспировских комиссий различных стран и меаду-народных театральных фестивалей,
4. Учитывая общность культурных традиций народов Востока и восполняя утраченный пробел в репертуарной политике, следовало бы осуществлять на монгольской сцене постановки классических я современных пьес таких азиатских стран как Индия, Китай, Япония, Корея и др., а такие обмен творческих
и театральных групп, актеров, режиссеров и деятелей искусств, обучение студентов, стакеров и научных работников.
5, Для дальнейшего развития современного монгольского театра и повышения его профессионального уровня необходимо организовать у себя в стране и заграницей системную подготовку высококвалифицированных национальных режиссеров, актеров
я театроведов. Внутри страны этот .вопрос макет быть решен путем создания института культуры,и искусства с соответствующими профилями обучения, включая факультеты по подготовке режиссеров л акторов театра и кино.
6.Целесообразно создать театральные студии под руководством пркзнашшх и опытных мастеров монгольской сцены, таши как народны? артист '¿1-1Р Г.Гоубосурэи, Ч.Долгорсурйк ибо новое поколсккс артистов монгольского театра утратило многое из
N ....
национального своеобразия актерского мастерства.
7. С целью дальнейшего развитая театроведческой науки в стране следует расширить круг исследуемых научных тем, в области монгольского театра, всяческя поощрять и поддерживать монгольских и заруб ел та ученых и исследователей, работающих в этом направлении, осуществлять совместные труда в рамках мездународного монголоведения.
В целях популяризация театра било бы полезно издавать егемэсячннй худагествонно-иллэстративггай журнал о театре н театральной анзни в страна, не исключая возможности освещения проблем современного юшо.
утштт
Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения н списка используемой литературы.
П. СОДЕШАЯИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность избранной тега, показаны степень научной разработанности данной проблемы в.театроведческой науке, указаны методологическая основа и источниковедческая база, определены хронологические рамка, цедк и задачи исследования, ее новизна и практическая значимость.
В патгаой главе диссертации "Зарождение монгольского национального зрелищного искусства" рассматриваются исток'/, народного художественного творчества монголов, содеркадаэ разнообразные элементы зрелищности, а такэсе вопросы взаимного влияния культур азиатских народов п монгольского театрального искусства.
П
Элемента яркой зрелищностн обнаруживаются в бытовых народных играх, спортивных состязаниях, обрядах, в танцах, в мастерстве хурчи, улигерч, еролч и магтаалч в соревнованиях острословов, в малоподвижных играх, проводимых в юртах, в играх с диалогами, созданием образа.
Творчество хурчи, улигерч, еролч и магтаалч было .>. не только поэтическим, но и исполнительским, заключало в себе синтез творца и исполнителя, поэта н актера, обладающего поэтическим и музыкальным талантом,
У хурчи, исполняющих монологи, песни-сценки, сказки в ; сопровоядении игры на различных музыкальных инструментах,
била особые мелодии, выражающие то или иное состояние героев, . те ила иные их действия. Посредством богатой мимика, движений глаз и бровей, поэтической силы слова "и мелодии создавался художественный образ героя, передавалось его душевное состояние, рождая то непосредственное, живое, оценическое общение, которое составляет суть подлинного театрального представления.
Выступление мастеров перечисленных жанров, некоторые игры или отдельные элементы их нтры представляли собой маленькие театральные сценки. В таких песнях-диалогах мояно найти все основные элементы театра: диалог, художественный образ, общение между действующими липами, пение, музыку. Песни-пьесы с их присущими лишь монголам чертами казни, являются чисто монгольским явлением. Монгольские песик и мелодии распространяются в Китае и в других странах Азии.
В ИЩУ вв. вследствие перемещения политического центра К.онголии в.Кктай, когда столицей империи Юань стал Пекин,
иного талантливых монгольских ученых, художников, литераторов, деятелей искусств рассеялись по соседним странам. С одной стороны происходит интенсивное растрачивание материальных и духовных ценностей культуры народа, а с другой стороны национальная культура попадает под влияние более древних культур, что двояко сказалось на ее дальнейшем развитии.
Исходя из ,-того, что при раскопках в монастыре Зрдэнэ-Дзу были обнаружены довольно хорошо сохранившиеся предметы актерского реквизита, мояно сделать предположение о существовании театральных зрелищ в древней столице Монголии Кара-Коруме. Видимо это был традиционно монгольский театр, вобравший в себя много элементов китайского классического театра, в особенности, театра "цза-цюЙ" с его придворным характером.
Новый подъем культуры в Монголии 11У-ХУ1 вв. связьгоается обычно с проникновением буддизма, когда монголы приобщились к одной из самых древних культур. С кокш ХУЛ в. Монголия входит в' состав маньчаурской китайской империи.
В этот период монгольской культуре были присущи следующие ваяние черты: сохранение самобытности, исторической преемственности с опорой на лучшие.национальные традиции,'а также сохранение и умножение воспринятых монголами древних культур народов Индии, Тибета и Китая. '
Втошя глава "Становление монгольского национального театра" охватывает .длительный период развития разнохарактерных форм театрального искусства монголов от материального театра "Кам", полусветского театра Дандзанравжи до зарождения самодеятельного, полупрофессионального театра.
(
Со второй половины ХУ века ламаистские монастыри становятся рассадниками и очагами интеллектуальной и духовной жизни страны. Буддийская религия впитала в себя те .¡зачатки театрального действия, которые имелись в гуде народа, сплела тесно мистерии с народными развлечениями, выкрясталлизиро-вала и выявила первые попытки создания театрального действия. Ярким примером синкретизма в искусстве слуват театральные представления религиозных мистерии "Цам", осуществлявшихся в стенах монастырей. Зрелищная сторона монгольского "Кама", по мнению диссертанта, обогащала эстетические представления и зрительский опыт монголов. Наследуя древнейшие традиции театрального искусства Востока, он нес отшлифованные веками эстетические ценности, близкие монгольскому духу л вкусу. Представления «нотариального театра, так же как к фольклорные театральные традиции оказали сильное воздействие на дальнейшее развитие театрального искусства в Монголии,
Совершенно новую страницу в развитии монгольского театра представляет собой деятельность поэта-просветителя, крупного мыслителя, композитора Дандзанравхи, создавшего в первой половине XIX века театр в Восточной Гоби. У него был большой опыт постановок "Дама" в различных монастырях Монголия. Есть сведения, что он поставил ряд пьес на буддийские темы. Вершиной его театрального творчества стала пьеса "Лунная кукушка", написанная и поставленная им в своем театре. Дан-дзанравха проявил себя здесь как новатор привнеся в канонизированные мистериальные Зорин жизнь и лирику. Феномен теат/
ра Давдзанраюи до сих пор вызывает споры. С нашей точки зрения его деятельность как драматурга я руководителя театра представляет собой образец синтеза монгольских театральных традиций и художественных элементов различных театральных систем Востока. В "Лунной кукушке" он создал новый жанр, которому более всего подходит определение !"музыкально-певческая драма", так как его основой была органическое сочетание музыки, вокала в драматического искусства, что отражало главную идею монгольского синтеза яскусвтв.
С XIX в. в разных городах Монголии существовали китайская театра, где ставились спектакли классического китайского репертуара. Эти театра.была популярны как среда китайцев, так и среди монголов».;
Народная революция 1921г. вызвала к жизни театр нового типа.' Новое театральное;искусство было призвано разоблачить еудаогво феодального гнета ^- способствовать утверждении ростков новой аизни. Самодеятельный театр 20-х годов был поепреимуществу агжташюнво-политическш, имел значение , политической трибуны. ПрИ'.бналязе творческой деятельности монгольского самодеятельного театра этого периода диссертант уделяет особое внимание проблемам формирования национальной драматургии, репертуару драматических кружков, новым театральным формам.
Сценическое творчество стало осваивать эстетические критерии, выдвинутые устной и письменной литературой монгольского народа. В театральное искусство перешли как героичес- 1
кие мотивы, возвышенные чувства, так и яркий бытовой колорит, присущие национальной эпической и лирической поэзии. Это гармоничное сочетание героического и бытового начал характерно для многих спектаклей монгольской сцены 20-х годов: "История Сайнбилига","Хан Саранцогт и хан Нарав-цогт" Д.Напагдоржа, "Степной спектакль" Ши.Авуши и т.д.
Новая социально-историческая обстановка пробудила к жизни особые формы театра - театра остро агитационного. А в старом искусстве, в художественной сокровищнице прошлого дала искать созвучные эпохе художественные образы и решения, связанные в первую очередь с героикой, пафосом, свободолзь бивыми настроениями. Путь воплощения революционной действительности на сцене был новаторским открытием в художественной практике театральной самодеятельности. Творческие коллективы самодеятельных театров были образованы из любителей сценического искусства. На драматургии и манере игры сказалось влияние китайского театра.
В третьей главе "Развитие современного профессионального драматического театра" проанализирован-1 процесс перерастания монгольского драматического театра от самодеятельного в про-фессионалное и выявлены по мере возможности основные тенден-.Цйй развития современного монгольского драматического театра.
Первый профессиональный театр в Монголии был создан в 1931 году на основе театральной студии под руководством советского . режиссера А.Ефремова. Государственный"центральный театр, хотя . строился и работал по советскому образцу, но его руководитель '
I. 16
вместе оо своими актерами стремился сохранить национальное своеобразие монгольского сценического искусства главным образом в актерской игре.
Вместе в тем театр стал центром развития национальной драматургии. Новая драматургия отражала крах прежних взаимоотношений, показывая борьбу героя за раскрепощение от социального и религиозного гнета. Антифеодальные пьесы в жанровом отношения развивались в основном в двух направлениях: мелодрамы, показывающие страдания народа, жестокость феодалов, и героические драмы и трагедии, где герой восставал против угнетения. Характерной чертой драматургии 20-30-х гг. было влияние натурализма..В противовес этой тенденции лучшие драматурги, не отходя от правды жизни, старались преодолеть натуралистическую ограниченность, творчески осваивая национальные традиции.
С.Буяннэмэх в пьесе "Темная власть" обратился к использованию народных элементов монгольского театра, включая и народные печальные песни. Эта пьеса летала'не только высшим достижением в жанре мелодрамы, но ее постановка заслужила высокую оценку и первую премию на Международной олимпиаде революционных театров в Москве в 1933 огоду, где специально было отмечено, что театр выбрал верный путь, синтезируя национальную самобытность с современным мировым опытом.
Своеобразная музыкальная трагедия Д.Нацагдорга "Три печальных холма" стала вершиной второго, направления в монгольском театре. Острый социальный конфликт соединялся в ней с
I-
17
глубокой психологической обрисовкой образов и живни национальным колоритом. Мы полагаем, что обращение С.Ъуяннэмэха и Д.Вацагдоржа к национальным традициям, музыке, песне, лирике, своеобразное сочетание реализма о романтикой является продолжением линии начатой "Лунной кукушкой? Дандзанравжи.
Начало профессиональной деятельности театра скоро стало обозначаться первыми успехами молодого коллектива. Постановка "Гобийской женщины Гундэгма" Ши.Аюуши показало лродаижение театра на более высокую профессиональную ступень и рожсссуре и в актерской игре. Появляется целая плеяда национальных режиссеров, главным образом из драматургов. Складывается труппа, куда вошли будущий корифеи монгольской сцены, народные артисты МНР Ц.Цэгмнд, Д.Ичинхорло, Д.Бат-Очир, Е.Гомбодорас, Н.Цэгьшд, Д'Цэрандулма, Цэвээн, Г.Жамьян, Л.Лувсан, Б.Мижидддорк, Е.Ша-равдо, закрепившие за собой славу выразителей героико-роыанти-ческого направления на монгольской сцене. Органично вошли в спектакли традиции народного исполнительства, к которым монгольский театр обрезался еще в период формирования национального сценического искусства.
. В данной главе автор отмелет ту большую помощь, которую оказали советские театральные деятели А.Ефремов, В.БореЙшо, А.Рабинович, Г.Уварова, К.В.Исполнев в формировании и становлении современного монгольского театра.
В 40-е годы героико-эпическая тема в театре становится преобладающей. Она пронизывает произведения, созданные и на фольк-
L . .18
лорной основе, я на исторической, к на историко-революционной материале, и пьесы о современности.
Национальная монгольская драматургия этого периода утверждала образ сильного, мужественного героя* Многие спектакли поэтично и страстно выражали тему защита родин«, борь- : бв о насилием. Игра актеров отличалась повышенным драматизмом, стремлением приподнять героев над действительностью. Поэтическая, романтическая устремленность подкреплялась > яркой эмоциональность», сильным глубоким темпераментам актеров, стремившихся прядать историческим и легендарным пер~, ; еовезт живав черты.. _ . 7; ,..••'•./ .'у-
Однако имэшо'в »тот период наблюдаются признаки спада У-в развитии монгольского театра. Причинами тому были последет- .'• вия репрессий 30-х годов, когда лучшие деятеля театре были . арестованы, погибли С.Еуяннэмэх, Д.Найагдор«, М.Ядамсурэн, чудом остался в живых Д*Яамдаг. Это было я результатом культа личности И.Сталина * Х.Чойбалсака. Сказалась я теория бесконфликтности, которая распространялась под влиянием советского театра. Именно в этот период происходит догматическое освое- . нив теории сош&ластячвсхого реализма. В репертуаре мало на- -р 1 ционалъвнх пьес, домигэрующее положение занимает русская а советская драматургия. Делался сильный упор ва освоение принцип нов система Станиславского, без учета специфики национального ' театрального наследия, в результате чего монгольский тоатр стал терять свой природное лицо, приобретая/искусственные, ма-лоэаахские черти, :•
Все эти проблемы рассматриваются.на.примере историк двух редакций "Трех печальных холмов" Д.Нацагдорка, которая именно в 40-е годы была "оптимизирована" и превращена из трагедии в пьесу со счастливым концом,
В 50-60-е годы монгольское театральное искусство поднимается на новую ступень художественной зрелости. Рождается целая плеяда талантливых драматургов. Творчество Ч.Чимида, Ч.Лодойдамбы, Л.Вангана открыли перед монгольской драматургией и театром новые возможности изображения человека ж действительности.
В этот период в театре подобрался сильный состав профессиональных национальных режиссеров С.Гвндян, С.Галсанжав, . Н.Дугарсанжаа, ХВанган, Р.Доркпалам, Хо.Нацагдорж, постановки которых отличаются ясным, принципиальным утверждением нового, гуманного,
В главе подробно рассказывается о росте следующего поколения актеров-профессионалов, среди которых немало мастеров сцены и ныне пользующихся любовью и уважением у народа и получивших признание за пределами страны: ДДамдинсурэн, Г.Гомбосурэн, Н.Цэгмид, Д.Чимид-Осор, Т.Цэвээнжав, Ч.Дылгор-сурэн, Очирбат, З.Пурэв и др. Они стали продолжателями герои-ко-романтических традиций в актерском искусстве и возродили в своем искусстве связи с глубинными традициями национального творчества.'Все это нашло выражение не только в национальных спектаклях, но и в постановках мировой классики, преимущественно Шекспира.
В 70-80-е года появляются такие режиссерн как А.Монгол-хан, Б.Мунхдор*, Г.Дорксамбуу, И.Нямгаваа. Они ставят иного пьес монгольских драматургов старшего поколения - Д.Навдага, Л.Вангана, Э.Оюун, Ч.Чимвда, Д.Мягмара, Д.БакЗаяра, а также молодых С.Жаргалсайхана, Ц.Балдорга ж др. В этот же период достоянием монгольских зрителей стало большое количество переводных пьес жз репертуара мировой, русской классики к советское драматурги.
Театр воспитал целую плеяду талантливых артистов И.Ган-тумур, Б.Энхтуяа, З.Галсанданэан, Нямсурэн, С.Жмаоранжав, Д^эндбаяр, Н.Сувд, Ч.Алтан-Улзжй, С.Сарантуяа, Дорлкгаав, Ч.1ар»атаж, Б.Равдан х др; ■
=<:-'■„ Автор приходит ж внводу о том, что дальнейшая эволюция национальной драмы свидетельствует о психологической устремленности монгольского театра. Драматурги стремятся преодо-лить упрощенное понимание связи между личностью героя и окружающимиее социальными условиями. От одноплановых, контурно очерченных характеров актеры переходят к созданию сложных, многогранных образов, раскрывающих внутреннюю жизнь человека в противоречиях,; в конфликтах, В сложной диалектике образа современного человека совмещаются, а иногда а трагически противостоят друг, другу, самые разные начала - обыденное ж возвышенное, прозаическое я поэтическое, повседневное и вечное. Внутренний конфликт человека с самим собой является часто причиной его духовного обновления.
Конфликты истории, поколений, времени,- в центре внимания монгольского театра и современной монгольской пьесы 7080-х годов.
В четвертой гларе "Постановка мировой классики и других переводных пьес на монгольской сцене" эта проблема показана начиная от первых постановок до настоящего времени.
. Автор делает вывод, что постановка произведений мировой классики на монгольской сцене была к остается одним из важных факторов становления и развития современного монгольского драматического театра, как профессионального театра, именно в мировых шедеврах совершенствуется сценическое мастрество целых поколений монгольских актеров л театральных деятелей, Мировая классика способствовала качественным изменениям монгольского современного театра, сыграла особую роль в утверждении эстетических принципов реализма.
Большая заслуга первого поколения монгольских актеров, по мнению автора, заключается в том, что они были не только носителями национальных театральных традиций, впитавших в себя, все особенности исторического к культурного развития своего . народа, но и тем своеобразным "мостом", через который зритель совершил переход на Запад, ознакомился впервые с персонажами зарубежных пьес, воплощающих лучшие традиции иной.культуры.
В заключении даны основные выводы исследования: • - Многие жанры устного народного творчества монголов несут в снбо элементы театральности, которые впоследствии развились, достигнув в некоторых случаях высоких художественных форм. Они были органически связаны с обрядовыми и культовыми ритуалами, религиозными действиями.
- Народная песня положила начало драматургическому освоению действительности в монгольской литературе, явилась своеобразной формой народного драматического искусства и в высшей фазе своего развития предвтавляет собой как бы синтез всех остальных художественных форм монгольского фольклора.
- Монгольский "Нам", будучи редчайшей театральной формой медитации, своеобразным видом интровертной мистерии, наследует традиции древнейшего танцевального и театрального искусства Востока, и в нем заключены определенные эстетические ценности, близкие народному духу и вкусу, отшлифованные веками, завершенные и отработанные по форме.
- Придворный теааф. Даядзанравжи, существовавший в Восточно-гобийской провинции Монголии, был своеобразным театральным явлением. Он достиг высокого уровня исполнительского мастерства и театральной техники и вобрал в себя весь опыт театрального и зрелищного искусства Монголии предыдущих веков и донес до конпа XII и начала XX века принцип "музыкально-певческой драмы".
- Все новейшие моменты жизни монгольского народа на каждом ■из исторических этапов развития страны, все значительные процессы в развивающемся по пути социализма обществе нашли отражение в современном монгольском драматическом театре.
- В результате многолетних творческих исканий монгольский театр вышел на путь возрождения и обновления национальных традиций театра посредством соединения его наиболее вырази«-тельных средств с современными драматическими формами органического синтеза театра Востока и Запада.
- Развитие национальной драматургии и постановки лучших . переводных пьес, мирввой классики дали возможность актерам развивать реалистические тенденции. Национальная жсполвзтельо-кая школа обогащается опытом европейской театральной эстетики, опирающейся на искусство переживания, поднимается на более высокий уровень профессионализма я актерского мастерства,
- Главной тенденцией в развитии актерского творчества становится единство аналитического х эмоционального подхода к решению образа, раскрытие многогранности человеческого характера, глубинных процессов духовной живет людей, Сценические образы отражает все большую емкость, многоплановость, не лишаясь при этом овоей цельности.
В /..настоящее время отчетливо наблюдается тенденция ж возрождению монгольских традиционных форм зрелищного искусства, , находящая выражение в профессионализации фольклора, попытке оценить фольклор изначальный, вновь ущутить его первичную ценность'. На первый план выходит стремление |с театральному синтезу. Возвращается интерес к национальной литературе в Драматургии, которые принесут с собой другой уровень понимания современной жизни, вернут культуре утраченное идеально® - ! начало, ^ д^овдае предпосылки, без которых театр1 не макет существовать, : •
121205, Москва, проспект Калинина, 66 05ъ<;м 1,5 печ. л . Тираж 100 Изд. К» 320
Типография Секретариата СЭВ , <