автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Становление и развитие современного монгольского драматического театра

  • Год: 1990
  • Автор научной работы: Майжаргал, Ишхандын
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Становление и развитие современного монгольского драматического театра'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие современного монгольского драматического театра"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛИЮБАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВОЗНАНИЯ

На правах рукописи

МАЙШТАЛ ИШХАЗДШ /САШИЯТАВЬШ/

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО МОНГОЛЬСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ. 17 00 01 - театральное искусство

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель: доктор искусствоведения, • профессор КОТОВСКАЯ М.П.

Москва, 1990

Работа выполнена на кафедре теории и историк зарубежног театра Государственного института театрального искусства у.к. А.Б.Луначарского.

Научный руководитель - доктор искусствоведения, процессе

Ведущее учреждение - Институт востоковедения АН СССР,

г.Москва

Защита диссертации состоятся " 13 " июля 19&0 года на з данли специализированного совета д 092 10 02 при ВНИ- иску воэнания по адресу: 103009, г.Москва, Козицкий пер., дом.

С диссертацией мелено ознакомиться в библиотеке Институт

М.П.Котовская

Официальные оппоненты:

доктор искусствоведения, процесс Ь. А.Смирнов

кандидат искусствоведения Д.А.Гусейнова

Автореферат разослан:

п

п

июня

*

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат искусствоведения

Х.Д.УстаОаева

, /

; , 1. ОБЩАЯ ХАРЖТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Пошггатто такого своеобразного явления культуру тан. монгольский тоатр, тр-эбует претдэ всего-изупошгя всей со-вогупноетя оригинальной монгольской культура, но только о щхгапчпой западной точка зрения, но через призму монгольской осмотической шсли. От исследователя -требуется умение • различать общечеловеческое от специфического, учитывать своеобразные концепции монгольской культурн ж театра, способность пр:гмапять к гош обьекпштй- критерий.

Хронологические рашеа исследования охватывают поря од зознпхиовэшш, становления а развития драматического искусства в Монголии от его фолыигорннх истоков до профессионального театра наших дней. Прл этом автором била предпринята попытка проанализировать национальные корня профессионального театра а контексте народных обнчаев, религиозных ритуалов и разданных элементов фольклора, которые составляет основные компоненты традиционного национального зрелищного искусства монголов.

, Актуальность исследуемой теш; заключается в необходимости проведения анализа процесса становления и развития монгольского драк'атетеского театра для решения нннешндас проблем драматургии, театроведения, репертуара, подготовки национальных кадров - режиссеров, актеров, худохнгков. Значимость темы определяется задачами в области социально-куль-

туриой политики ШРП, направленной на совершенствование духовкой кнзни человека в современном обшастав, в особенности новой концепцией духовного прогресса, отракенной в программном документе партии, принятом на Чрезвычайном съезде МНРД в апреле 1990 года.1

Кроме того, анализ процесса становления н развитая монгольского театра позволяет вявыявить некоторые общие закономерности развития театра, общие для целого ряда национальных театральных систем азиатских стран, развивакщнхся в сходных исторических и культурных условиях.

Основтав пеля данной работы заключатся в том, чтобы:

- осшсллть историю возникновения, становления н развитая современного монгольского драматического театра в контексте национальной культуры и искусства;

- дать возможно целостное представданже об истории возникновения, становления и развития драматического искусства в Монголии, уделив особое внимание раскрытий основных закономерностей развитая театральной культуры в условиях социалистического общества;

- проанализировать опыт постановки произведений мировой классика на монгольской сцене в их влияние на национальную театральную культуру;

- разработать практические рекомендации, направленные на даль-ноЛшоа разилтис современного монгольского драматического театр

г' ШН-ын Они вх хурал /10-13 апреля 1990/, УХГ, УЪ., 1990.

>

Теоретической и методологической основой исследования по-гдуянла шрисистоко-лежгасдоэ учение о диалектике развития культура, искусства, общества и человека.

Б своем исследования автор сделала попытку подойти к гаучошш процесса становления я развития современного мопгольс-хого театра с обьектквнтс позиций, свободных от излишних ндео-"огачоскях ласяоеияй. Монгольского драматическому театру пред-зтоит преодолеть тенденция чрезмерной идеологизации искусства, ¡ганосщка уроп успешному развитии демократического театра, новых прогрессивных идей п эстетических воззрений, открытию характера, захватывающего своей жизненной правдивостью и человеческой значимость*).

Изученность теш. Вопроси зарождения, становления и развития монгольского театрального искусства, а также современного театра изучались и частично затрагивались в научных трудах и статьях монгольских, советских я других зарубежных авторов.

Отдельные вопроси изучаемой теш были освещены монгольскими исследователями в ряде научннх трудов, в диссертационных работах, а также в статьях, посвященных изучении проблем развития

национальной культуры, драматургии, театра, творческой деятель-

1

ности национальных актеров.

^См: Б.Бадраа: "Мавай урлагнйи шанэ ашгалт","Унэн", 1955, 5(245; С.Дашлопдог:"брводиЗп эрэлхэг зорлгийн ба эмгэнэлт жуягайн соягодог зохиолууд монголын театр? тавигдеан тухай", УБ.,УХа31, 1961, "Монголын яужгкйн зохиолнн хоталийн асуудлууд", в сб.: "Утга зохиолын хегалийн асуудлууд" ,УХГ, 1971; Г.ДаУстактав: "сам гэдэг жуягийн тухай",'"Цог", 1947,И2,3, и1ань неход","Ног", 1948, Л 2,"Долоодойгоос Туяа хуртэл","Цог", 1956, й 5; Ч.аггдто:"л1л-р- аууни зааг дахь Монголии нийгэм улс тор, с^илосогл'/лг еэтгэл-

{

Б работах монгольских авторов - Дамдансурзн Ц., Дзш~ дондог С., Долгорсуран Г., Рянчон Б., Раздан Б., п ?,1чг-шреурэн Дэ., наряду с анализом процесса станов-Еэшгя п развитая надаовальной доаматурггн и театрального искусства на разных этапах соцаагьно-55у^ьтурного развития страны к цнтерэсшшн фактологичоскшв данными о монгольском ыузн-калхном, вокальном в тащэвааьном искусства, отрааеш некоторый актуальные пробла\щ современного дранаттгееекогЬ

,., гззшгй хегтал" ,УБ, ,ШШ, 1972; Г.Ркстепеак(5ту: "Отелю"» "Цог", 1955, & 6; Б^Рявдок:"Из нашего культурного каслэ-Д)ш",УБ. ,1958; С Дтасашшплак: "Монголия урлагнйн ужшиая шотэчлэл",УБ,,УХГ,1962, "Утга зохиоя урхагкСн хвгаил", УБ., УХГД9БЗ; ЧтЛодойламба: "Развитее современной монгольской драглатурГЕи", в сб,"Проблема-соцяалмстг'чэского раалиама", У, ,.пзд. ВПШ и АОН, 1959; Э,0кт: "Монголии харидззаа дуунн 5уйлаэсп,УБ.,1960, "Народные истоки театрального лскусогва монголов" /Автореферат/,М.,ГИТИС,1960; С,Шрэплош:"Указаний мэргаяяийн театр баЛгуулсан нь", "Соод",1973,# 3; ГгРяи-ттв»бгг: "Эстетический идеал к прзбло:^; худелютвонной правда" /На ыатерлахв киноискусства МНР, авторофзрат/, '.!., 1970 АОН при ЦК КПСС

л

Дащплтрурая И.: Рамаяна в Монголии. М., 1979; ^щдоогЛ: Театрын урлагкйн заргол эутгэлтэн. У1Г, УЬ., 1971, Тайзин урлагийн данэчлэл, У1Г,УБ, ,1969; Долготюурэн Р.:Монгожн ардан буккг, УлХЗХ.УЕ.,1962; Ркнчон Б.:Роль кочзвнх ларо-дов в швйякзащгк нейтральной Азии. К историк дровнях культурных связей монголов с другими народа).;;.' но даиннм монгольского фольклора.УлГ.УБ.,1974; Ре.нядиЬ.:УрлагпГш хуодусДЯ1, УЪ. ,1961; У^гмарсурэн Дэ.гОрчан увийн монголш кино,тоатр, радио, твлевнзкёи бутээли£к сууш:. УХГ.УЬ. ,1983»

В трудах советских исследователей Азербаева Э.Г. и Балдаева Р.Л», Гатауллюной Л.М., Кошечкова Н.В., ¡Михайлова Г.И., Уваровой Г. и других, посвященных в той ила иной степени анализу монгольской культуры, получили освещение и проблемы становления а развития современного монгольского драматического театра. Более того в некоторых из них рассматривался вопросы сотрудничества в области культуры и искусства, процесса взаимовлияния театральной культура разных народов.

Перечисленная проблематика в известной степени затронута в книгах н статьях советских и других зарубежных авторов о монгольской литературе, драштурташ н театре.1.

См.: Берлинский П.:"Монгольский певец и музыкант Ульдзий Лубсан-хурчип,М. ,1933; Борейтио В.:"О монгольском театре", "Современная Монголия", 1938,Л 3; Владимиттов Б.Я.:"Буддизм в Монголии", Петербург, 1919; Гетастоовнч Л,'К.;"Ди-тература МНР" /1921-1965/,!.,1965; А.ЕсЕтеуов.:"Творческий путь театра МНР" и "Три года", "Современная Монголия",1933, Л 1; Гомбожав и Ефремов A.A.: "На правильном пути"."Интернациональный театр", М., 1933; Л 3; Михайлов Г. .,Ярковская К.:

"Монгольская литература",М., изд."Наука", 1969; Позднэов А.: "Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства Монголии в связи с отношением сего последнего к народу", СПб.1887; Логинов А.:"Театр в Монголии", "Современный театр", 1935, Л 9; Д!астина H.П.:"Капом". "Современная Монголия", 1934, Л 3, "Очзрош монгольского тзатра", "Современная Мэн-' голия", 1935, & 3, "Религиозная мистерия "Нам" в монастыре Дзунхуре", "Современная Монголия", 1935, Л 1; Ходотжовскяя Д.: "Бурят-монгольский театр", /Автореферат/, М., 1954, ГйТИС.

В этих работах рассматривается роль народных театральных традиций в формировании национального театра, освещается общий процесс становленияи развития современной монгольской драматургии в театра, в основном, от самодеятельного театра до настоящего грешил. Хотя упомянутые работы не посвящены целостному исследованию процессов становления в развития современного монгольского театра, следует отметить, что они раскрывают и анализируют некоторые важные стороны в жизни национальной театральной градаций. Изучение трудов монгольских в зарубежных исследователей существенно помогло диссертанту в его рабом.

Отарвташгевидаи дштакот штЪ гаЗртк послужили фундаментальные труди по истории МНР и истории культуры МНР, изданные на монгольском языке, очерки истории культуры МНР, очерки истории современной монгольской литература, изданные ва монгольском к русском языдос", история национальной монгольской литератур» на монгольском и немецком языках, ; сборник документов к иатериалов различных конференций. а симпозиумов» а также исторгал ламаизма на ыоьтохьсксм, русский, английском языках, где рассматриваются проблемы монгольской эстетической »шелк, иультурн, литературы, вскусстш к театра в тесной связи с исторический развитие« Монголии.

Несомненно полвзшаги оказались совуоствяэ труды советских? и «онгольскзас учакых, т&кжи кдх "История Монгольской Народной Республика V - *Р®*ьэ переработанное в дополненное издание одяотоияяка» водгоговдоййого-.1382 год?, /задам*»« -ааук СССР-в ШР яа русском ■ я- ьлУайшфкаг ящщх,.-зд-ду, *Савшф1-г•:.' » жанров а^рш-вой » восточной .

ременность я классическое наследие/, подготовленный я 1985 году, затрагивающий жсторлю развития искусства и театра МНР, жанровне разновидности народного героического эпоса, своеобразные форма устной поэзии, произведения панегирической н . дидактической поэзии средневековья*

Большую помочь автору при проведение исследования в научно-теоретическом отношения оказали труда советских ученых, посвященные odiara проблемам театроведения, а также проблемам восточного театра :т искусства.

Действеппу» помочь в понимании культурологических ж асте-тологнчгэсетх вопросов буддизма, в особенности символики в танце ритуалах, связанных с различными культам божеств буддийского, пантеона, автору оказали публикации и работа Вере не она Б., Ехатачарья Д.Ч., Баудеяа Ч.Р., Дахая Ч,, 1пмыеля С., Хейесига В., Жуковской И.Л., Юнга Ч.Г. ж других!'

1. ßerenson, Bernard.; Aeírtheíics and History, Kew Yorits Pantheon Booka, lac. (Hepx, Garden .City: îwubleday and Company, Inc., 1953); Bhattacharyyà.Д.С.: îantric Buddhist Iconographie Sources. New Debliî Kunshirara Kancharlal Publishers Pvt.Ltd.; Bavden C.F«: The Posthumous reputation, of Gersghia Shan, "Kew Criant",1560,

тЛ» Ko 2i Далай Ч.: Монголия бэзглйя мооголили товч. те. Краткая ксг'ория М01гго.пьского шаманства: Ш",

ТО TQ ¿C „ »

* " ' Hannel S . t Acta Crientalia Academia® Scien-tiaruia Hungariae, t. 20, lîdpnt, ig67î Holsslr; V.i Sine Anfuxung dee "WEISSEN AbSBIf" in der Staat&i'aliothek Preussischer Kulturbeaita, Berlin., lolia Rara Wolfgang Voigt ЫСГ diem Ratáiem Celsbranti, yeisbaden, 1S76;

^MçpJjjù, : Ламаизм, а ■ ранние £орглц релдош. M«.,

■ Гущ O.G.г Mandala Symbolisa, Princeton, 1???. :

Документы н материалы из архивов Министерства культуры МНР и Государственного драматического театра им.Д.Нацагдорвса значительно расширили источниковедческую базу исследования. "Привлечение указанных материалов позволило автору иметь широкие возможности для применения в вссдндоваяля некоторых методов сравнительного н конкретно-исторического анализа.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- впервые в монгольской и зарубежной литературе предпринят: попытка проанализировать в целостном исследовании процесс воз, никновения, становления и развития современного монгольского

театра как в историческом так и в теоретическом плане;

- анализируются творческие тенденции развития современного ■ ыонгояьского театра малоизученные или совершенно неосвещенные

до настоящего времени в театроведческой литературе;

- уделено значительное место изучению национальных н фольк ; яорннх корней современного драматического театра, где издавно

: ярко проступали первичные элементы театра в разных его прояв-• лэнаях; "

- рассмотрены фэрмн бытования «астернального театра "Нам" в Монголки, представляющего собой канонизированную форму народных элементов театрального зрелищного искусства;

- лрослеяяваются ,этапы процесса соприкосновения монгольского театра с театральной эстетикой других культур;

- впервыа ресс^лтрива? тся историческая роль Дандзанраваш как выразителя идеи монгольского синтеза искусств в театре;

- сделана попытка осшслкть и определять ханровне особенности «онтогъсу.ого драматического театр», проследить эволюцию

современного актерского искусства от правдоподобной в деталях, условно-аллегорической манеры игры в 20-е годы к углубленному психологическому реализму современного периода, когда и в драматургии и в режиссуре обозначилась тенденция к согщальво-фялософскнм обощенням.

Практическая значимость вабртн состоит в том, что--исследование мсяет быть использовано различными организациями Монголии, занимающимися вопросами культуры, искусства и театра, а также преподавателями и студента™ вузов.

Содержащиеся в работе фактические материалы, выводы и рекомендации могут быть использованы монгольскими и зарубежными исследователями театра в дальнейшей научной разработке проблемы развития современного монгольского драматического искусства.

Автором предлагаются следующие практические рекомендации:

1. Для дальнейшего успешного развития современного монгольского драматического театра необходимо вести еще более разнообразные творческие эксперименты в поисках новых театральных форы, основанных на наследии и эстетике традиционного, зрелищного искусства, достижений мирового театрального искусства.

2. При определении репертуарной политики драматического театра- целесообразно обратить пристальное внимание на образцы национальной, драматургии, отражающие рост национального самосознания, демократизацию общественно-политической лазни, возрождение национальной культуры./

3. Следует интенсивно продолжать работу по обогащению репертуара современного монгольского театра произведениям* вжроюй^классиет;

Учитывая богатый опыт постановок шекспировских пьес в Монголии, особую их понуляпность у монгольских зрителей было бы полезно создать шекспировскую национальную комиссию при институте искусствознания МНР» принимать активное участие в работе шекспировских комиссий различных стран и международных театральных фестивалей, -

4. Учитывая общность культурных градаций народов Востока и восполняя утраченный пробел в репертуарной политике, следовало бы осуществлять на монгольской опеке постановки классических я современных пьес таких азиатских стран как Индия, Китай, Япония, Корея и др,, а также обмен творческих

и театральных групп, актеров, режиссеров к деятелей искусств, , обучение студентов, стакеров и научных работников. :

5, Для дальнейшего развития современного монгольского театра и повышения его профессионального уровня необходимо организовать у себя в страна и заграницей системную подготовку высококвалифицированных национальных режиссеров, актеров

и театроведов. Внутри страны этот -вдсрос мажет быть решен путем создания института культуры.и искусства с соответствующими профилями обучения, включая факультеты по подготовке режиссеров ж ахтегроа .театра и кто* .

6. Целесообразно воздать театральные студии под руководством признанных и ошгттхх мастеров монгольской сцены, таких как народны? артист Ш;Р Г.ГоУбосурэн, Ч.Долгорсурйн ибо новое . поколспгх артистов монгольского театра утратило многое из

ационального своеобразия актерского мастерства.

?. С целью дальнейшего развития театроведческой науки стране следует расширить круг исследуемых научных тем, области монгольского театра, всячески поощрять и поддер-явать монгольских и зарубежных ученых и исследователей, аботащих в атом направлении, осуществлять совместные руда в рамках международного монголоведения.

В целях популяризации театра было бы полезно издавать жемесячный художествонно-яллэстратявный журнал о театре театральной жизни в стране, кэ исключая возможности свещения проблем современного кино, дтотттта диссетапщ

Диссертация состоит из Введения, четырех глав. Закипания н списка используемой литературы.

Д. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность избранной темы, оказаны степень научной разработанности данной проблемы .театроведческой науке, указаны методологическая основа источниковедческая база, определены хронологические рами, цели и задачи исследования, ее новизна и практическая начимость,

В певвой глат?э диссертации "Зарождение монгольского ационального зрелищного искусства" рассматриваются истоки ародного художественного творчества монголов, содержала ■аонообразные элементы зрелищности, а также вопросы взаям-ого влияния культур 'азиатских народов и монгольского 'еатрельного искусства.

Элементы яркой зрвлщностн обнаруживаются в бытовых народных играх, спортивных состязаниях, обрядах, в тандах, в мастерстве хурчи, улитарч, еролч и магтаалч в соревнованиях остроеяовов, в малоподвижных играх, проводимых в вртах, в играх с диалогами, созданием образа.

Творчество хурчи, улигерч, вролч и магтаалч было л не только поэтическим, во и исполнителъсктл, заключало в себе , синтез творца и исполнителя, поета и актера, обладающего поэтическим ж музыкальным талантом,

У хурчи, исполняющих монологи, леснн-сденки, сказки в : сопровождении игры на различных музыкальных инструментах, били особые мелодии, выражающие то или иное состояние героев, . те или иные их действия. Посредством богатой мимики, двиненнй глаз к бровей, поэтической силы слова • тг мелодии создавался художественный образ героя, передавалось его душевное состояние, рсадая то непосредственное, живое, сценическое общение, которое составляет суть подлинного театрального представления.

Выступление мастеров перечисленных жанров, некоторые тори ила отдельные элементы их игры представляли собой маленькие театральные сценки. В таких песнях-диалогах моано найти все основные элементы театра: диалог, художественный образ, общение между действующими лицами, пение, музыку. Песни-пьесы с их присущими лишь монголам чертами жизни, являются чисто монгольским явлением. Монгольские песни и молодик распространяются в Китае и в других странах Азии.

В 2Ш-Х1У вв. вследствие перемещения политического центра ^окголхи в Кхтай, когда столицей имзер&и Юань стал Пекин,

шого талантливых монгольских ученых, художников, литераторов, деятелей искусств рассеялись по соседним странам. С одной зтороны происходит интенсивное растрачивание материальных I духовных ценностей культуры народа, а с другой стороны национальная культура попадает под влияние более древних культур, что двояко сказалось на ее дальнейшем развитии.

Исходя нз .'того, что при раскопках в монастыре Эрдэнз-Дзу били обнаружены довольно хорошо сохранившиеся предметы актерского -реквизита, можно сделать предположение о существовании театральных зрелищ а древней столиц© Монголии Кара-Коруме. Видимо это был традиционно монгольский театр, вобравший в себя много элементов китайского классического театра, в особенности, театра "пза-пвй" о его придворным характером.

Новый подьем культуры в Монголии Х1У-ХУ1 вв. связывается обычно с проникновением буддизма, когда монголы приобщились к одной из самых древних культур. С конца ЗУП в. Монголия входит в' состав маньчнурской китайской империи.

В этот период монгольской культуре были присущи следующие важные черты: сохранение самобытности, исторической преемственности с опорой на лучше, национальные традиции, а такие сохранение и умножение воспринятых монголами древних культур народов Индии, Тибета и Китая. /

Вторая глава "Становление монгольского национального театра" охватывает .длительный период развития разнохарактерных форм театрального искусства монголов от мистеряального театра "Лам", полусветского театра Дандзанравжи до зарояде-шя самодеятельного, полупрофессионального театра.

{

Со второй половины ХУ века ламаистские монастыри становятся рассадниками к очагами интеллехтуальной и духовной жизни страны. Буддийская- религия впитала в себя те ^зачатки театрального действия, которые имелись в гуде народа, сплела тесно мистерии с народными развлечениями, выкристаллизпровала и выявила первые попытки создания театрального действия. Ярким примером синкретизма в искусстве служат театральные представления религиозных мистерии "Нам", осуществлявшихся в стенах монастырей. Зрелищная сторона монгольского "Кама", по мнению диссертанта, обогащала эстетические представления и зрительский опыт монголов. Наследуя древнейшие тра-, дицаи театрального искусства Востока, он вес отшлифованные веками эстетические ценности, близкие монгольскому духу и вкусу. Представления мистериального театра, так же как и фольклорные театральные градации оказали сильвре воздействие на дальнейшее развитие театрального искусства в Монголии,

Совершенно новую страницу в развитии монгольского театра представляет собой деятельность поэта-просветителя, крупного мыслителя, композитора Дандзанравии, создавшего в первой половине XIX века театр в Восточной Гоби. У него был большой опыт постановок "Дама" в различных монастырях Монголии. Есть сведения, что он поставил ряд пьес ва буддийские темы. Вершиной его театрального творчества стала пьеса "Лунная кукушка", написанная и поставленная им в своем театре. Дан-дзанравжа проявил себя здесь как новатор привнеся в канонизированные мистериальвые формы жкзвь и лирику, Феномен теат«-' •

ра Дандзанраюм до сих пор вызывает споры. С нашей точки зрения его деятельность как драматурга я руководителя театра представляет собой образец синтеза монгольских театральных традиций и худсяеетвентах элементов различных театральных систем Востока. В "Лунной кукушке" он создал новый жанр, которому более всего подходит определение | "мувикальво-певческая драма", так как его основой была органическое сочетание музыки, вокала и драматического искусства, что отражало главную идею монгольского синтеза ввкусотв.

С XIX в. в разных городах Монголии существовали кнтайс-' кда театру, где ставились спектакли классического кгтайс-. кого репертуара. Эти. те&тряг.бнл* популярны как среда китайцев, так п среди монто^ов»!г< , ^.Народная рвволвдия,19г1,>г«вызвала к жизни театр нового Новое театральное; искусство было призвано разоблачить «уда«тво феодального; газ та Шг.способствовать утверкдению ростков новой.жизни, Самодеятельный театр 20-я годов бал пфсяренмудаству агитацяок^ог^олнтичесетм, имел значение . политической трибуны* Прн-.анализе творческой деятельности монгольского самодеятельного театра этого периода дассер-таит; уделяет особое внимание проблемам формирования нашго-тальной драматургии, репертуару драматических кружков, новым театральным формам.

Сцяничяское творчество стало осваивать эстетические кри- • торги, выдвинутые устной я письменной литературой монгольского народа, В театральное искусство перешли как героичес- 1

кие мотивы, возвышенные ■чувства, так и яркий бытовой колорит, присуще национальной эпической и лирической поэзии, Это гармоничное сочетание героического и бытового начал характерно для многих спектаклей монгольской сцены 20-х годов: "История Сайнбилига","Хан Саранцогт и хан Наран-цогт" Д.Нацагдорка, "Степной спектакль" Ши.Аиуши и т.д.

Новая социально-историческая обстановка пробудила к жизни особые формы театра - театра остро агитационного. А в старом искусстве, в художественной сокровищнице прошлого дала искать созвучные эпохе художественные образы и решения, связанные в первую очередь с героикой, пафосом, свободолюбивыми настроениями. Путь воплощения революционной действительности на сцене был новаторским открытием в художественной практике театральной самодеятельности. Твортеские коллективы самодеятельных театров были образованы из любителей сценического искусства. На драматургии и манере игры сказалось влияние китайского театра. '

В третьей главе "Развитие современного профессионального драматического театра" проанализирован* процесс перерастания. монгольского дроматяческого театра от самодеятельного в про-' фессионалное и выявлены по ыерт возможности основные твндвн-"¿щж развития современного монгольского драматического театра. ; ;:.."••■ Первый профессиональный театр в. Монголжи был создан в 193: году на основе театральной студии под руководством советского * режиссера А.Ефремова. Государственный центральный театр, хотя строился и работал по советскому образцу, но его руководитель

вместе со сбоями актерами стремился сохранить национальное своеобразие монгольского сценического искусства главным образом в актерокой игре. <

Вместе с тем театр стал центром развития национальной драматургии. Новая драматургия, отражала крах прежних взаимоотношений, показывая борьбу героя за раскрепощение от социального и религиозного гнета. Антифеодальные пьесы в жанровом отношении развивались в основном в двух направлениях: мелодрамы, показывающие страдания народа, жестокость феода- • лов, я героические драма а трагедии, где герой восставал против угнетения. Характерной чертой драматургии 20-30-х гг. было влияние натурализма.;В противовес этой тенденции лучшие драматурги, не отходя от правды лизни, старались преодолеть натуралистическую ограниченность, творчески - осваивая национальные традиции. '

С.Буяннэмэх в пьесе "Темная власть" обратился к использованию народных элементов монгольского театра, включая и народные печальные песни. Эта пьеса летала'--не только высшим достижением в яаире мелодрамы, но ее постановка заслужила высокую оценку и первую премию на Международной олимпиаде революционных театров в Москве в 1933 огоду, где специально было' отмечено, что театр выбрал верный путь, 'синтезируя национальную самобытность с современным мировым опытом;

Своеобразная музыкальная трагедия Д.Нащгдораса "Три печальных холма" стала вершиной второго направления в монгольском театре. Острый социальный конфликт соединялся в ней с .

1 17

глубокой психологической обрисовкой образов к живым национальным колоритом. Мы полагаем, что обращение С.Ьуяннзмэха и Д.Нацагдорга к национальным традициям, музыке, песне, лирике, своеобразное сочетание реализма с романтикой является продолжением линии начатой "Дунной кукушкой? Дандэанравки.

Начало профессиональной деятельности театра скоро стало обозначаться первыми успехами молодого коллектива. Постановка "Гобийской женщины Гундэгма" Ши.Аюуши показало продвижение театра на более высокую профессиональную ступень и в режиссуре и в актерской игре. Появляется делая плеяда национальных режис серов, главным образом из драматургов. Складывается труппа. Куда вошли будущие корифеи монгольской сцены, народные артисты МНР Ц.Цэгмид, Д.Ичикхорло, Д.Бат-Очкр, Е.Гомбодорж, Н.Цэгкид, Л'Цэрандулма, Цевээн, Г.Жамьян, Л.Лувсаи, Б.Мижидддорж, Е.Ша-равдо, закрепившие за собой славу выразителей героико-романти-ческого направления на монгольской сцене. Органично вошли в спектакли' традиции народного исполнительства , к которым монгольский театр обря'падся еще в период формирования национально; сценического искусства. , , г

В данной главе автор отмечает ту большую помощь, которою окавали советские театральные деятели /.Ефремов, В.Борейшо, А,Рабинович, Г.Уварова, К.В.Йсполнев в формировании и становлении современного монгольского театра. .

В 40-е годы героико-эпическая тема в театре становится пра бладаецей. Она пронизывает произведения, созданные и на фольк-

I .18

лорной основе, и на исторической, и на историко-революцион-ноы материале, я пьееп о современности.

Национальная монгольская драматургия а того периода утверждала образ сильного, мужественного героя* Многие спектакли поэтично и страстно выражали тему защит родани, борьба о насилием. Игра актеров отличалась повышенным драматизмом, стремлением приподнять героев над действительностью. Поэтическая, романтическая устремленность подкреплялась яркой эмоциональность», сильным глубогаш темаераментом актеров, стремившихся придать историческим и легендарным порт сонажам живые черты,; ' . ■ :

Однако именно'? этот период наблюдаются признаки спада в развитии монгольского театра. Причинами тому бит последствия репрессий 30-х годов, когда лучше деятели театра были... -арестованы, погибли С.^уяннэиэх, Д.Нааагдорв, М.Ядамсурзн, . чудо» остался в живых ДЦЯамдаг. Это было я результатом культа личности И. Сталина и-Х.ЧоЙбалеаиа. Сказалась и теория бесконфликтности, которая распространялась под влиянием советского; театра. Именно в этот период происходит догматическое освоение теории социалистического реализма. В репертуаре мало на- • отональшх пьес, дашЕлрувдее положение занимает русская л советская драматургия. Делался сильный упор на освоение пркввд». поп системы Станиславского« без учета специфики национального театрального наследия, в результате чего монгольский театр стад терять своо природное лицо, приобретая, искусственные, ма-. лозвакомыз черти,- . '■■ ' :

If

Бее эти проблемы рассматриваются на примере истории двух редакций "Грех печальных холмов" Д.Нацагдоржа, которая именно в 40-е тодя была "оптимизирована" и превращена из трагедии в- пьесу со счастливым концом,

•В 50-60-е годы монгольское театральное искусство поднимается на новую ступень художественной зрелости. Рождается целая плеяда талантливых драматургов. Творчество Ч.Чимида, Ч.Лодойдамбы, Л.Бангава открыли перед монгольской драматургией й театром новне возможности изображения человека и действительности.

В этот период в театре подобрался сильный состав профессиональных национальных режиссеров С.Гэнднн, С.Галсанжав, . Н.Дугарсагасаа, Л.Вангак, Р.Дорашалам, Хо.Нацагдорж, поста-, новки которых отличаются ясным, принципиальным утверждением нового; -.гуманного. . 1

. В.главе 'подробно рассказывается о росте следующего поколения актеров-профессионалов, среда которых немало мастеров сцены к ныне пользующихся любовью и уважением у народа и получивших признание за4пределами .страны: ДиДамдинсурэн, Г.Гоыбосурэн, Н.Цэгмзд, Д.Чюод-Осор,- Т.Цэвээнжав, Ч.Ддлгор-сурэн. Очирбат, З.Пурэв и др; Ош стали продожателями герои, ко~романтичбских традиций в актерском искусстве и возродили в своем искусстве >связи с глубинными традициями национального творчества. Бее .это нашло выражение не только в национальных . спектаклях, но й.в постановках мировой классики, преимущественно Шекспира.

! -.20

В 70-80-О года появляется газете режиссера глгс А,Монголов, Б.МутодорГк, Г.Дорг^санбуу, И.Нямгаваа. Ота ставят много вас монгольских драматургов старшого поколения - Д.Намдага, '.Езтггапа, Э.Оцга, Ч.Чямида, Д.Мягмара, Д.Батбаяра, а тагаче :олод'цс СЛаргалсайхаиа, Ц.Балдорта и др. В этот яо период ;остояняем ионгояьсют эрзтелай стало большое количество ерозодпнх пьес из репертуара мировой, русской классики и ;оватской дракатургпи.

Театр воспатад цолуп плояду талантдявих артистов И.Ган-Тиур, Б.Энхтуяа, З.Галсандавзап, Пямеурэн, С.Кмаеранзав, : и/'опдбаяр, Н.Сувд, Ч.Алтап-Удзий, С.Сарантуяа, Дорлнккш, , [.Яарзнтав, Б,Раздан и др;

Автор прихода к виводу о то?д, что дальнейшая озолвцая апдопальной драми свидетельствует о пснхологической устрзм-.. ганносгя монгольского театра. Драматурги стремятся прэодо-¡еть упрощенное поатаотго связи меэду личность» героя и ягрулаворялк ее социальным условиями. От одноплановых, контурно очзрчешпгх характеров акторн переходят к создания ;яожшх, штогогранных образов, раскрывающих внутренняя ; :нзщ> человека в протгворэчаяз, в конфликтах, В сланной ■ щалектяке образа современного человека совмещаются, а иног-' Ш и трагически противостоят друг, другу, самые раэянв нача-п - обиде 1Ш09 з возшшенное, прозаическое я позгачзскоа, ювсвдийвнов п вочноэ. Впутрашшй конфликт человека с самим -обой является часто причиной аго духовного обновления.

Конфликты истории, поколений, времени,- в центре внимания монгольского театра и современно® монгольской пьесы 7080-х годов.

В четвертой главе "Постановка мировой классики и других переводных пьес на монгольской сцене" эта проблема показана начиная от первых постановок до настоящего времени.

Автор делает вывод, что постановка произведений мировой классики на монгольской сцене была и остается одним из важных факторов становления и развития современного монгольского драматического театра, как профессионального театра, именно в мировых шедеврах совершенствуется сценическое мастрество целых поколений монгольских актеров и театральных деятелей. Мировая классика способствовала качественным изменениям монгольского современного театра, сыграла особую роль в утверждении эстетических принципов реализма.

Большая заслуга первого поколения монгольских актеров, по мнений автора, заключается в том, что они были на только носителями национальных театральных традиций, впитавших в себя все особенности исторического и культурного развития своего народа, но и тем своеобразным "мостом", через который зритель совершил переход на Запад, ознакомился впервые с персонажами зарубежных пьес, воплощающих лучшие традиции иной,культуры.

В заключении даны основные выводы исследования: -- Многие канры устного народного творчества монголов несут в снбе элементы театральности, которые впоследствии развились, достигнув в некоторых случаях высоких художественных форм. Он были органически связаны с обрядовыми и культовыми ритуалами, религиозными действиями.

- Народная песня подожгла начало драматургическому освоению гействительности в монгольской литературе, явилась своеобразной формой народного драматического искусства и в высшей фазе своего развития предвтавляет собой как бы синтез всех остальных художественных форм монгольского фольклора.

- Монгольский "Нам", будучи редчайшей театральной формой медитации, своеобразиям видом иитровертной мистерии, наследует традиции древнейшего танцевального и театрального искусства Востока, и в нем заключены определенные эстетические ценности, близкие народному духу и вкусу, отшлифованные веками, завер-иенные н отработанные по форме.

- Придворный теат£ Дандзанравжи, существовавший в Восточно-гобийской провинции Монголии, был своеобразным театральным явлением. Он достиг высокого уровня исполнительского мастерства и театральной техники и вобрал в себя весь опыт театрального и зрелодяого искусства Монголии предыдущих веков и донес до кошда XIX и начала XX века принцип "музыкально-певческой драмы".

- Все новейшие моменты жизни монгольского народа на каждом из исторических этапов развития страны, все значительные процессы в развивающемся по пути социализма обществе нашли отражение в современном монгольском драматическом театре.

- В результате многолетних творческих исканий монгольский театр вышел на путь возрождения и обновления национальных традиций театра посредством соединения его наиболее вырази--телышх средств с современными драматическими формами органического синтеза театра Востока и Запада.

- Развитие национальной драматургии и постановки лучших переводных пьес, мнрввой классики дали возможность акторам развивать реалистические тенденции. Национальная нсполштельс кая школа обогащается опытом европейской театральной астаткет, опирающейся на искусство переживания, подпишется на боле высокий уровень профессионализма и актерского мастерства«

- Главкой тенденцией в развитии актерского творчества-становится единство аналитического п эмоционального подхода к ратанию образа, раскрытие многогранности человочоского характера, глубинных процессов духовной жязш лзодей. Сценмчосюш образы отражают все большую емкость, многоплановость, пэ лишаясь при этом своей цельности.

В -'''.настоящее время отчетливо наблюдается тенденция к возрождению монгольских традиционных форм зрелищного искусства, находящая выражение в профессионализации фольклора, попытке оценить фольклор изначальный, вновь ущутнть его первичную ценность'. На первый план выходит стремление к театральному синтезу. Возвращается интерес к национальной литературе и Драматургии, которые принесут с собой другой уровень понимания современной кизни, вернут культуре утраченное идеальное .. ч начало, те духовные предпосылки, без которых театр1 не макет существовать.

121205, Москва, проспект Калинина, 66 Объем 1,6 печ.^ Тпрззх 100 Изд. № 320

Типография Секретариата СЭВ