автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Становление и развитие театра в Южном Йемене

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Омер Абдулла, Салех Саид
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Автореферат по искусствоведению на тему 'Становление и развитие театра в Южном Йемене'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие театра в Южном Йемене"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕЛ1ИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ГИТИС)

Кафедра истории и теории зарубежного театра

На правах рукописи

ОМЕР ЛБДУЛЛА САЛЕХ САИД

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕАТРА ЮЖНОМ ЙЕМЕНЕ

Спец 17.00.01 — театральное искусство

Автореферат

а соискание ученой степени ата искусствоведения

Москва — 1993

Работа выполнена в Российской Академии театрального искусства ГИТИС на кафедре Истории и теории зарубежного театра.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

кандидат искусствоведения Гладышева К- А. ОКЩИМЪШЕ ОППОНЕНТУ:

доктор искусствоведения Смирнов Б.Л. кандидат искусствоведения ГуссепноЕа Д.Л.

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ:

Институт Востоковедения РАН

9

час.

Защита состоится « У » 1993 г. в / час.

мин. на заседании специализированного совета К-01.02.92. по присуждению ученой степени кандидата наук Российской Академии театрального искусства.

С диссертацией можно ознакомиться в научной (Москва, Собиновский пер., д. 6)

библиотеке РАТИ

Автореферат разослан «

Ж

1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета кандидат искусствоведения

'/7

К. Л. Мелик-Пашаева

(

Общая характеристика работа

Йемен, подобно некоторым другим арабским государствам, познакомился с театральна/ искусством европейского тепа в начале XX века и находится в процессе становления профессионального театра. Но зачатки'и элементы театрального искусства существовали в древности в культовых обрядах. Об этом свидетельствует богатая история Еаной Аравии, опит ряда древних цивилизаций, давших человечеству ценные достижения во всех областях яизни. Новый-йеменский театр является частью арабского театра и(подобно ег.ту( он возник не на пустом месте. Богатый фольклор, великолепная литература, своеобразная музыка, искусство мимов, сказочников и рассказчиков, народная импровизационная комедия, театр теней свидетельствуют о том, что элемента театрального искусства существуют давно. И хотя вследствие запретов, ислама в Йемене эти элементы народного театра были распространены меньше, чем в других арабских странах, но рассказчики и труппа импровизационной народной комедии выступали в стране вплоть до конца 60-х годов XX века. _

Настоящая работа является первой попыткой научного изучения истории, развития современного театрального искусства Югно-го Йемена во всех его сферах: драматургии, режиссуры, актерского мастерства, сценографии, организации.

Пели и задачи исследования.■Основная цель диссертации -изучить процесс развития и становления современного ижнойемен—■ ского театра от первого знакомства со сценическим искусством европейского типа до наших дней в его тесной связи с нацио- • нальными традициями, общественным и политическим развитием йеменской государственности. Основная цель определяет конкретные задачи исследования: • .

- собрать наиболее полный исторический материал, научно осмыслить и систематизировать его и уже накопленные, йеменским театроведением 'данные; '

- воспроизвести паноряцу развития йеменского театра, выявить на разных его этапах характерные особенности всех основных составляющих сценического' искусства - драматургии, режиссуры, актерского мастерства, сценографии, зрителя,.организации - в свете влияния нескольких факторов: усвоения достижений мирового театра, в частности, советского, обращения к национальным традициям,используемого языка;

• - проследить процесс развития и роста йеменского сценического искусства на примере развернутого анализа наиболее характерных и выдающихся спектаклей;

- наметить некоторые пути дальнейшего развития театра национального Йемена. •

Актуальность" исследования определяется, в первую очередь, той огромной и важной ролью, которую играет народное театраль- • ное искусство в жизни многих развивающихся стран, в частности, в Южном Йемене. Театру, с его доступностью для неграмотных шоо, о его тесной связью с думами и чаяниями народа, с его приверженностью народным идеалам, способностью предвидеть будущее, сохраняя настоящее и прошлое, с его возможностями отображения новой действительности, ее проблем и перемен принадлежит особая роль в формировании столь, необходимого прогрессивного мировоззрения у йеменцев, в пробуждении их национального самосознания и консолидации сил в борьбе за подлинную независимость и социальный прогресс.

Научная новизна работы определяется тем, что ни в отечественной, ни в зарубежной литературе процесс развития йеменского театра не изучен. Настоящая диссертация является первой

попыткой научного оетласления опыта становления профессионального шнойеменского театра и практики национального сценического искусства.

Научная и практическая ценность работы определяется, в первую очередь, введением в иирсяп" театроведческий оборот неизвестного ранее материала по истерии а современному состоянию кшнойеменского театра, что дает возможность ознакомить с ним деятелей советского театра. Кроме этого, материалы и выводы ее могут быть использованы как в общих, так и специальных работах, посвященных йеменскому искусству. Для деятелей, йеменского театра, а также некоторых других арабских стран, рассматриваемые в диссертации вопросы и предложенные решения, могут иметь не только научный, но. и практический' интерес.

Методологической основой диссертации послужили принципы историзма и системного подхода. Диссертация строится как проблемно-историческое исследование, где исторический, процесс развит:« и становления йеменского театра показан.в свете столкновения двух цдейно-культурных потоков: влияния эстетических концепций и худонественной практики европейских театров, с од-, ной стороны, и' влияния национальных традиций — с другой.

Апробация работы. Диссертация выполнена в Российской академии театрального искусства. Обсувдена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории и теории зарубежного театра. Рекомендована к защите специализированным советом приРоссий----ской академии театрального искусства, отдельные положения диссертации изложены в ряде статей, опубликованных в Йемене.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из'введения, двух глав и заключения. Общий объем диссертации ' страниц.

Содергаше работы

Во введении дается обоснование теш, раскрывается ее научная актуальность, формулируются-цели и задачи исследования, очерчиваются его временные рамки, определяется основной метод и подход автора к рассмотрению важнейших положений диссертации. Здесь ке дается 1фаткая характеристика использованной литературы и источников. Источниками для написания диссертации послужили материалы, опубликованные в йеменских журналах "Асахафа гадида" ("Новая культура"), "Аль-Хекма" ("¡.Мудрость"), "Аль-'Луг алла" ("Журнал"), "Аль-фунун" ("Искусство"), "Йемен аль-гадид" ("Новый Йемен")*, "Аль-Йклиль" ("Венок"). Кроме этого, нами были использованы неопубликованные сценические варианты пьес, сохранившиеся'у участников, самодеятельны?: трупп, и. в архивах отдельные видеозаписи спектаклей программы "Телевизионный театр"; зашей и публикации деятелей йеменской культуры Омара Баматрайа, Абдулазиза Аль-!,'акал аха, Шачирп Ахмада, Мухамеда Хайд ары, Фаисала Софи, Ахмеда Реди, Муха-леда Камаль-Дина, I,'уха-леда Ыутанаа. При написании данной работы автор во многом опирался на материалы личных наблюдений, встреч и бесед с деятелями рациональной культуры, а также на собственный опыт деятельности в различных театральных коллективах Еенсго Йемена, начиная с работы актера любительских трупп г.Адена до поста художественного руководителя Национального театра Шгого Йемена'и преподавательской работы в Институте изящных искусств.

В фактологическом плане большую пользу принесла книга Сайда Ауляка "70 лет.йеменского театра", где впервые делается • попытка объединения материала по истории национального театрального искусства, к сожалению, ограниченная лишь илформацион-' ними задачами. Друтих, специально посвященных театру работ в

Йемене, практически не тлеется. Среди небольшого1 количества общих.работ искусствоведческого характера,'хде о театре либо нет никаких сведений, либо о нем рассказывается очень кратко, следует обязательно, отметить защищенную в.Киеве кандидатскую • диссертацию Ахмада Сайда Абдуллы "Развитие искусства в ВДРЙ после получения независимости (1967-1985)".

При написании диссертации били использованы'работы арабских исследователей и театроведов Мухамеда Азизи,' Мухамеда Мандура, Махмуда Теймура, Ахмеда Рошди Салаха,. Заки Тулейтлата, Мухамеда Юсефа Наджма,' Аж ар-Райя^, среди которых особенно хочется выделить диссертацию очень близкого нам по взглядам Фауаза Садхера2, в которой автор исследует проблемы развития арабской .театральной школы и доказывает необходимость ее формирования на основе система Станиславского.

В общетеоретическом плане работа опирается на труды деятелей советского театра К.С.Станиславского| В.И.Немировича-Данченко, Ю.А.Завадского, Б.Е.Захавы, М.О.Кнебель, Г.В.Кристи, А.Д.Попова, А.Я.Таирова, Г.А.Товстоногова и работы известных востоковедов Ю.А.Крачковского, А.В.Крымского, Б.Е.Бертельса,

1 Мухамед Азизи. Ислам и театр. Бейрут.'1969; Мухамед Мандур. Театр. Каир. 1959; Махмуд,Теймур. родоначальники арабского театра. Каир. 1963; Ахмед Рощди Салах. Арабский театр. Каир. 1972; Заки Тулеймат. Искусство арабского актера. Каир. 1971; Мухамед Юсе® Над ем. Пьеса в современной арабской литературе.-"-Бейрут. 1967; -Али ар-Рай. Импровизированная комедия. Каир. 1968; Али ар-Рай. Искусство комедии. Каир. 1972. "

2 Саджер Фауаз 0. Значение система К.С.Станиславского для развития арабской театральной школы. Дисс. М. ПГОГС. 1986. 160 с.

Н.И.Конрада, Т.А.Путинцевой и М.П.Котовской1. По ряду вопро- • сов ш не могли обойти работы советских специалистов, занимающихся историей, культурой,,политикой и экономикой Йемена И.А.Александрова, ХА.Басина, Л.В.Вальковой, В.П.Воробьева, О.Г.Герасимова, П.А.Грязневича, В.И.Гусарова, А.С.Гуськова, В.В.Наумкина.

Пет?вая глава "Период любительского театра" рассказывает

0 зарождении и первых шагах .театра европейского типа в Окном Йемене и охватывает период от 1910 -Г. до организации первого профессионального театра в 1976 году. С европейским видом театра Йемен впервые познакомился в 1904 г., когда в Адене было дано представление индийской труппой театра парсов, возглавляемой Гушят Шахом, возвращавшейся в Индию после гастролей в Африке.

Как бы повторяя историю мирового театра, в Йемене сценическое искусство нового типа начинает развиваться со школьных театров. В 1910 г. в Адене была основана первая в Йемене люби-, тельская труппа из учащихся старших классов средней школы. Самодеятельные труппы стали создаваться и при церковных, а затем и в арабских школах. Спектакли шли на арабском и английском . языках. В 1910 г. любительской труппой миссионерской школы был показан "Илий Цезарь" Шекспира. Это была первая западная пьеса, переведенная на арабский язык в Йемене.

После перерыва, вызванного первой мировой войной, ссере-

1 Крачковский Ю.А. Избранные оочинения. м. АН СССР. 1956; Крымский А.Е. История новой арабской литературы. М. 1971; Конрад Н.И. Запад и Восток. М. 1966; Путинцева Т.А. Тысяча и один год арабского театра. М. Наука. 1977; Котовская 1,1.П. Синтез искусств. М. .1982; Бертельс.З.В. Персидский театр. А. 1924.

дины 20-х годов театральное движение возобновляется и расширяется, что было связано с общекультурным движением образовательных и.культурных обществ, получивших развитие в Йемене подобно другим странам Востока. Театральная деятельность образовательных клубов достигает расцвета после второй мировоЗ войны.

0 деятельности ранних национальных любительских' трупп можно сказать очень мало, так как состав участников был текучим, труппы.не имели постоянных источников материальных средств и сама их работа была стихийна. Репертуар^ состоял из обработанных.в дидактически-просветительском плане инсценировок исторических, религиозных и любовных сюжетов, взятых из Корана, Библии, классической арабской литературы и иностранных произведений, преимущественно повествовательного жанра. Исключением являлись немногочисленные адаптации пьес Шекспира ' и Мольера. Всерьез о- режиссуре и актерском, мастерстве еще рано было говорить, так как режиссура только-только зарождалась, а актеры по мере своих способностей и познаний старались играть роли. Постепенно растут умение и знания любителей-актеров и режиссеров, повышается мастерство авторов национальных пьес. Можно уже говорить не просто об учебе и более или менее умелом подражании увиденному в других странах, но и о попытках найти собственный стиль, близкий национальным традициям и вкусам участников представлений и зрителей.

Особо отмечается в диссертации влияние зрителей на раз-' витие театральных представлений, йеменская публика, как вообще в арабском театре, не ограничивалась лишь лицезрением спектакля, но активно в нем принимала участие. Бее действия исполнителей представления, переплетались 'с действиями публики Зрители буквально участвовали в спектакле не только смеясь или

плача, но советуя, одобряя или порицая происходящее. Такая активность публики во многом определяла и стилистику спекгакля.

Творческий рост самодеятельных коллективов показан на деятельности труппы "Сабакин", созданной в 1930 г. рабочими ■ красильной мастерской.

На вкусы исполнителей и- зрителей йеменских театральных представлений того периода в определенной мере влияли сюаеты, тематика а стилистика индийских спектаклей театра парсов. Об этом свидетельствует такой показательный факт, как грандиозный успех, написанной под. индийским влиянием, пьесы "Предательство и верность" Аль-Кади Абдуллы Шарафа и провал "бтелло" У.Шекспира.

Пьеса А.Парафа была поставлена в 1938 г. Мухамедом Ахмедом Докми с труппой "Сабакин". В этой грустной мелодраме со сказочным сюжетом, поверхностными решениями и наивными перипетиями было свое очарование. Главным в спектакле стали защита и прославление добра. Поэтический, насыщенный музыкой и песня-ми спектакль, пользовался успехом огромным у зрителей, наивных и верящих вседу происходящему. Подобная стилистика имела успех, т.к. в отличие от. образовательных пьес в ней не господствовала дидактика, а преобладало эстетическое начало, выливавшееся в эмоциональный.душевный настрой, сближающий искусство йеменского и индийского народов, и мы до сих пор ощущаем эту общность через восприятие йеменским зрителем индийских кинофильмов. ■

Через. 10 лет в 1948 г. тот же Мухамед Абдо Дон®-с новой труппой."Хаят алъ-тимтилъ",.явившейся продолжением "Сабакин", поставил спектакль "Отедло" У.Шекспира.'Воспитанные на мелодраме и утверждении победы добра, зрители не смогли принять ■ трагическое искусство Шекспира. В основном, их оттолкнуло то.

что судьба героев трагедийная - хорошие леди погибают, добро гибнет, а зло побеждает. Вспоминаем о реакция публики: "Зрители, видя Яго, начинали кричать и ругать его и даяе плевать в его сторону. Когда появлялся Отелло, они предупреждали его ■ криками о том, что Яго преступник и плохой человек и обманывает его. Они даже просили Отелло убить или убрать его со

„I ' • ■■ .

сцены .

Новым и важным этапом в развитии театрального искусства Йемена явилось такое явление как телевизионный театр, сущест-. вовавпшй в середине 60-х годов недолгое время, но.ставший большим шагом вперед в прогрессе национальной.сцены. Телевизионный театр оживил движение самодеятельных театральных обществ, принеЪ новые идеи, сделал театр' чрезвычайно популярным.

Телевизионный театр был организован в 1964 г., в самый разгар освободительной борьбы йеменского народа против английских колонизаторов и собственных правителей. Для англичан главной целью телевизионных передач были пропаганда колониальной политики Англии и отвлечение народа от действительности с помощью развлекательных программ.' Развлекательным целям должны были служить и национальные драматические спектакли, которые пред-пологалось транслировать по прямому каналу без предварительной записи. Английские власти ввели строгую цензуру, разрешались : лишь спектакли,, далекие от политических тем.

В программе "Телевизионный театр" преимущественно показы--вались спектакли трех театральных трупп, главенствовавших з ■ Адене в 50-60 годы. Особую популярность у зрителей получила труппа "Феркат аль масафи аль комеди" благодаря тому, что ее

* Садд Ауляки. 70 лет йеменского театра, (на араб.яз.). -Аден. 1983. С,73-74.- ' '

репертуар состоял из импровизационных комедийных спектаклей, продолжавших традиции народного театра. Этим .она отличалась от двух других трупп, целиком ориентировавшихся на европейские театральные школы.

Спектаклям, показанным этой труппой, присущи основные черты, характерные для арабской импровизационной комедии вообще. Писанного текста не было. До показа спектакля намечались лишь сюжетная линия и идея, распределялись роли, устанавливались основные мизансценн. Во время представления актеры импровизировали текст, дополняли его, находили характерные для персонажей .интонации, ышш^у, .действия, приспособления. "В зависимости от роли, они были и танцорами и певцами, использовали пантомиму. '

Зрители, становились как бы соучастниками спектаклей и бурно выражали свои эмоции: они смеялись, кричали, хлопали, шумели и восклицали, одобряла или порицали. Руководствуясь реакцией публики, актер! легко фантазировали, импровизируя то, что -нужно аудитории и в теснейшем контакте со зрителями создавали развернутое представление. .

Недостатком данной труппы, как и вообще импровизационной комедии, являлось "то, что там целиком царила развлекательная стихия - смех ради смеха - в ущерб содержательным и сознательным творческим элементам.

Среди драматургов, появившихся в эпоху телевизионного театра, следует вадвлить двух:1 Абдумагида' Аль-Кади и Омара Рахема. . _ " •

< Программа "Телевизионный театр", к величайшему сожалению, закончила свое существование в 1967 году. Этому били различные причины, среди которых,разруха. И только теперь мы понимаем, как много било потеряно для йеменского театрального движения

> II .

от того, что прекратился этот единственный.в арабском мире • опыт прямой трансляции искусства актеров - импровизаторов.

Телевизионный театр за короткое время своего существования принес большую пользу. Он создал в стране театрального зрителя, познакомил' широкие слои.народа с театральным искусством и привил любовь к нему через экран, который был доступен различным возрастным группам и слоям общества - й особенности женщинам, которым запрещалось посещение общественных мероприятий. Телевизионный театр способствовал появлению новых . драматургов, актеров, коллективов;, соединив их усилия и впервые в своих спектаклях обратившись к национальной теме, к изображению реальной жизни.страны. В спектаклях "Телевизионного театра" появились первые в Йемене женщины-актрисы.

После получения в 1967 г. ЕКным Йеменом независимости в корне изменилось отношение к театральному искусству. В стране создаются новые возможности для развития национального театрального искусства и наступает новый этап, , который можно оха- ■ растеризовать,как подготовительный' этап,.наметивший тенденцию профессионализации искусства. .

Освобождение от колонизаторов,, революционные перемены в политике, экономике и культуре,молодой республики требовали адекватного изображения на сцене,. Все театральные труппы, несмотря на трудности, в те годы работали в атмосфере большого _ энтузиазма и честного художественного .соревнования.. Однако большинство спектаклей не смогли подняться до уровня переживаемых событий и были слабы художественно й мировоззренчески. Репертуар театральных трупп,состоял из политико-агитационных, пьес, прославлявших Родину, революцию и ее' преобразования' и критиковавших колонизаторов, шейхов'и султанов.. Спектаклям этого периода былг. присущи декларативность и прямота, проблемы

-•..'32 V:

решалась поверхностно.::'". ' V

27 марта 1973 г. ъ Адене -состоялся съезд йеменских театральных деятелей, на котором был основан Союз театральных деятелей. Съезд сумел объединить все самодеятельные труппы шести провинций. Благодаря энтузиазму и энергии самодеятельных трупп с 3 января по 2 мая 3974 г. был проведен первый в Йемене театральный сезон. В нем приняли участие все девять трупп провинции Аден, а также две труппа из провинции Лахедж и одна из провинции Абьян. Впервые были введены билеты.

За сезон было показано 17 спектаклей местных йеменских, арабских и нескольких зарубежных драматургов. .

Диссертант анализирует почти все спектакли первого театрального сезона и на основании этого анализа приходит к выводам, что первый театральный сезон в Адене привлек к театрально^ искусству внимание всех 1фугов общества, прессы; выявил талантливых режиссеров и актеров, многие из которых стали профессионально заниматься театром; обнаружил и недостатки самодеятельных трупп, низкий уровень профессионализма, в особенности режиссуры.

В диссертации подробно рассматривается деятельность первого профессионального режиссера Йемена Абдуллы Фаисала, ставшего лучшим режиссером-постановщиком политического театра. После учёбы в Египте он создал новую любительскую труппу "Фер-кат ель масрах аль гадид", с которой он работал с 1971 до 1978 года. Анализируя ряд поставленных в этой труппе спектаклей, диссертант показывает как складывается творческий почерк А.Фазсала. Уже в своей первой постановке пьесы "Сокровища" Гамаля Ашшейха, режиссер продемонстрировал профессионализм, умение работать с драматургом, актерами, он первым в йеменском театре обратил внимание на свет,*'цвет, освещение, костюм,

реквизит как на необходимые и обязательные элементы театра, широко использовал музыку, песни, танцы, он первым, ввел термины "мизансцена", "событие", "действие". Отличительной чертой спектаклей А.Фаисала является массовость. Героями его спектаклей были не отдельные личности, а группы, коллективы. В постановку массовых сцен он вводил песни, танцы, гдузыку, использовал контрастные цветовые характеристики, символику 'цвета, сложную осветительную аппаратуру.

А.Фаисал первым в Йемене обратился к творчеству Б.Брехта,, поставив "Мать". Режиссер пытался следовать системе эпическо-. го театра, убрав четвертую сцену и попросив актеров не переживать и полностью не входить в образ. Спектакль произвел сенсацию, другие режиссеры обратились к пьесам Брехта, но неудачно, что лишний раз подчеркнуло необходимость профессионализации йеменского театра.

Активная помощь развитию национального театра, которую стало оказывать государство после 6-го съезда ШШФ в 1975 г., сразу же привела к большим достижениям. В 1976 г. организуется национальная труппа Национального театра, открывается отдел театрального искусства в Институте изящных искусств, создаются театральные коллективы в каждом округе всех провинций.

Театральный фестиваль, проведенный в 1981 г.,'названным "годом культуры", показал огромный шаг,.сделанный сценическим искусством Ю.Йемена за столь короткий период. В фестивале при-» шли участие 16 профессиональных и самодеятельных театральных коллективов всей страны, в.том яисле труппа Национального театра. Северного Йемена. Ими были-показаны 46 постановок, пьес национальных, арабских и зарубежных драматургов, состоялось 105 спектаклей.

Проанализировав-'спектагош театрального фестиваля, диссер-

. .. . .. . .... * 14 .. , ,

тант приходит к ряду выводов. Начался процесс перехода само- ■ деятельного йеменского театра к профессионализации, что нашло выражение в росте числа профессионалов в любительских коллективах по всей стране, повышении общего уровня актеров и режиссеров. Ощутимо дает'себя знать тенденция профессиональной .дифференциации сценических коллективов. Уровень развития сценического искусства еще не позволяет говорить об окончательном переходе профессиональных коллективов от стадии обучения ремеслу к стадии овладения мастерством. Однако начавшийся процесс профессионализации сцены_стщулировал развитие драматургии,- что, в свою очередь, активизировало поиски и достижения первых национальных профессиональных режиссеров. При разборе лучших спектаклей фестиваля диссертант выявляет в режиссуре тенденцию к созданию целостного художественного зрелища, где присутствует также стремление к созданию подлинного ансамбля исполнителей.

Но главное, что показал театральный фестиваль 1981 г. -. -это не только необходимость профессионализации, но и возможность ее достижения молодым национальным сценическим искусством Йемена.

" Во второй главе "Становление профессионального театра" рассматриваются основные проблемы, связанные с продолжающимся до сих пор процессом формирования йеменского профессионального сценического искусства.

Первые шаги национального профессионального театра связаны, прежде всего, с помощью государства. Только после того, как государство сумело оценить важное место театра в социально-культурной, жизни нации и предприняло конкретные меры помощи, движение отдельных энтузиастов и коллективов подучило столь необходимые -ему стабильность, преемственнооть и развитие.

Cai.se первые попытки поддержки театра государством были предприняты сразу же после получения Ейным Йеменом независимости в 1967 г. Уйе во второй половине 1958 г. Министерство культур» издало приказ. о ликвидации всех самодеятельных театральных трупп в провинции Аден и создании на их основе национальной труппы "Аль Феркат аль 'каумия ли масрах", поддерживаемой государством. Однако она просуществовала недолгой

В первые годы после революции в связи с экономическими трудностями государство не могло дать труппам постоянных фи- • нансовых средств, а только изредка оказывало им единовременную помощь, понимая какую важную роль в развитии политического самосознания широких народных масс, пребывавших в невежестве и безграмотности, играет театр, как самый Демократический и массовый вид национального искусства. Это положение изменилось после 6-го съезда СПОНФ в,1975 г., когда помощь государства культурному движению в целом стала осмысляться как необходимое условие успешного строительства вйех социально-полити-.ческих сторон общества, а развитие' театра рассматриваться как "основная часть государственной деятельности по развитию искусства и литературы в стране"*, в процессе профессионализации театр встретил много препятствий как организационного, так и чисто творческого характера: нужно было сформировать эстетическую систему, найти сценический язык, который бы наиболее полно выразил национальные традиции и опыт мирового театра. Надо было преодолеть инерцию в восприятии театра только как развлечения и завоевать зрителя. Нужно было решить вопрос подготовки кадров, прежде'всего, привлечь женщин-актрис.

Создание Института изящных искусств в 1973 г., учреждение

1 Материалы ОПОНЗ ЩРЙ. - М. Политиздат. 1978. С.119.

Национального театра Ю.Йемена в 1976 г. стали главными этапа- • ж становления профессионального театра в нашей стране, подняли на высший" уровень весь процесс развития демократического сценического искусства, открыли новые возможности для формирования национальной театральной шкоды, драматургии, позволили расширить зрительскую аудиторию. Поддержка государства позволила национальному театру развиваться, исходя из художественных, социальных и интеллектуальных импульсов, а не подчиняясь давлению коммерции и бизнеса.

Важную роль з процессе профессионализации сцены в Йемене сыграл Институт изящных искусств. Он существует с декабря 1973 г. как первое государственное учреждение, созданное для подготовки специалистов различных видов искусств. Отдел театра был создан в ноябре 1976 г» до инициативе и под руководством Ахмеда Ыухамеда АпЯПамири, получившего театральное образование в Египте. Прогресс в деятельности театрального отделения Института изящных искусств виден, но это не означает, что нет трудностей и недостатков. Слишком сложен сам процесс Формирования национального театра, усугубляющийся отсутствием собственных традиций в освоении-сценического искусства европейско-хо-типа. .'.'.Л-..,

Наш замечания относительно деятельности института касаются методологии и. методики обучения. 1

Педагогические принципы преподавателей неоднородны, отсутствует общий метод и не разработана методика/процесса Обучения. Это-объясняется многими причинили, в том числе"различием в знаниях и опыте преподавателей, их ориентацией на разные школы, недостаточностью педагогической квалификации.. Методические недостатки выражались в том, что многие преподаватели подменяли педагогические задачи режиссерскими, считая своей целью

постановку спектакля, а не обучение, т.е. раскрытие способностей и таланта студентов. Совершенно не учитывалось и нарастание сложности задач.

Опираясь на опыт советской театральной школы, изучение состояния театральной педагогики в арабских странах, а такжь собственную работу в Институте изящных искусств, осмеливаюсь выдвинуть несколько предложений, которые могли бы способствовать улучшению работы театрального отдела института и развитию всего театра нашей страны.

Необходимо отказаться от некритического подражания опыту, зарубежного театра и уделять больше внимания традициям национального народного театра. Следует построить учебный процесс на основе системы Станиславского, научно обоснованного учения, охватывающего-все аспекты сценического искусства: этику, эстетику, актерское творчество, режиссуру, основы организации театрального коллектива, что будет способствовать формированию национальной творческой школы.

Но один институт, как хорош* ■ бы он ни был, не может справиться со сложнейшей проблемой формирования национальной теат-. ральной школы. Он лишь гложет помочь, а главную задачу должен выполнить сам театральный процесс. И здесь главнейшее значение играет наличие национального театра, образцовой труппы, которая сумеет выполнить главенствующую роль в процессе становления национальной сцены, опираясь на помощь и поддержку государства. И не столь уж долгая история Национального театра Ю.Йемена подтверждает эту концепцию.

Итак, в 1976 г. приказом Министерства культуры и туризма было официально зарегистрировано' создание Национального театра Йемена. Первоначально труппа состояла из 3 актеров и 3 режиссеров и лишь\ один' из них имел профессиональную подготовку -

режиссер вааоал Абдудла. Вскоре состе? пополнился еще несколькими самодеятельными актерами и актрисами. Труппа не.имела ни репертуарных планов, ни четкой программы деятельности. Все за-чис;*8йнне в штат театральные работники подчинялись Министерству и его аппарату и рассматривались как чиновника. Зависимость от 'бюрократического аппарата -Министерства культуры усложняла . ' деятельность Национального театра и создавала многие помехи на его пути. Теперь сценическим работникам стало ясно, что Национальном/ театру совершенно необходимы получение независи-. шх от Министерства культур! самостоятельного управления и фи. нансированая а тогда организационные проблемы не будут.стоять . на лу*а творческого процесса.

Но как ни ваяны организационные проблемы, их успешное . разрешение не может решить проблем творческого плана, решить которые гораздо-труднее. К тага! вопросам относится проблема формирования репертуара и развития национальной, драматургии, .. как ее неотъемлемой части. ,

С момента создания Национальной труппы, ее репертуару ■ присуща широта. Здесь есть; и местная драматургия на диалекте, и зарубегная переводная,.зарубежная арабская, еоть национальные1, адаптации, есть переводные пьесы на классическом арабском

языке. Просмотр репертуара Национальной труппы за 1977г1988 гг.

> . - .....•

показывает,:что бйло поставлено: 15 национальных пьес, 2 араб: ские -зарубежные и'4.зарубеяные переводше пьесы (Шекспир,. ' Мольер, ^рехт).

Как видно из приведенных данных, основу репертуара.Национального театра составляла национальная драматургия, трудности которой усугублялись спорами о языке. На всем Блшкнем Востоке с периода арабского Возрождения, идет дискуссия о приме- • : нении арабского литературного языка и-диалектов. В;.ншпе время

гэ

расхождение между литературным арабским языком и диалектами в Йемене как и во многих арабских странах настолько значительны, что простой народ не понимает литературный язык. Рассматривая, вопрос о применении того или иного языка в театре, нужно учитывать конкретную историческую и социально-политическую обстановку, культурный уровень зрителей, предназначение и цели театрального спектакля. Как нам кажется, основным языком в национальном театре должен стать йеменский диалект, живой, легкий в'обращении, близкий и понятный, в то время как литературный язык, с его устаревшей формой, является трудным языком, мертвым и замкнутым как для самих актеров, так и большинства населения. Однако сейчас'же возникает вопрос о классике. Разумеется, перевод арабских классических произведений на диалект невозможен.' То же следует сказать и о шедеврах мировой драматургии.

Развитие театрального искусства Ю.Йемена вдет неравномерно. В нем нельзя определить какие-то этапы, а можно выделить только отдельные моменты. Все эти годы Национальный театр не стоит на месте. В его неравномерном развитии есть провалы и вершины, указывающие на возможности йеменского театра, которого надо помочь устранить преграды, стояще на пути его взросления и поиска самобытности. Нам хотелось бы показать его путь, остановившись на трех спектаклях, ставших этапными.

Первой большой художественной удачей в Национальном теат-' ре стала постановка в 1977 г. пьесы "Наследие" национального драматурга Сайда Ауляки в режиссуре йеменца Ахмеда Редди, выпускника театрального института фвейта, которые сумели по-новому, глубоко и волнующе представить привычный агитспектакль, воплотив нужные и важные идеи в образы, соединив элементы народного и профессионального театра.

. ...... ' 20 ,

Режиссер разрушил привычную для агитационных пьес стати- ■ ку шзансцен. В его постановке too ощутимо влияние современной египетской сцена. Актеры свободно передвигались по сцене, вели диалоги не столько в назидательной манере, прямо обращаясь в зрительный зал, сколько "между собой", сохраняя условия "предлагаемых обстоятельств". Образ главного героя Альуа-на был воплощен опытным самодеятельным актером Абдуллой Ыу-себли. В своей основе персонаж отрицательный, он благодаря драматургу и актеру стал жизненным и вызвал большой интерес и сочувствие зрительного зала. Его Абдулла - не просто социальная маска, а человек чувствующий, думающий, действующий и страдающий. Пьеса построена таким образом, что социальная проблематика заостряется нравственной. Герой постоянно оказывается в ситуации нравственного выбора. И хотя каждый раз его выбор определяется эгоистическими интересами, но нравственную правомерность такого принципа жизни как раз и подвергает сомнению драматург. Доминирующая этическая основа позволила углу-, бить характер персонажей, тоньше прощупать психологическую мотивацию поступков. Основным приемом в игре исполнителей стала импровизация, однако вырастала она из содержания текста, особо-делался акцент на тесный контакт со зрителем. От зрителей тоже требовали не пассивного восприятия, но активного участия в действии пьесы. И реакция зрительного зала становилась неотъемлемой частью сценического действия, а сами зрители пре®-

р •

ращались в "элементы" эстетической система спектакля..

Введение элемента переживания подтвердило, что психологическая разработка характеров необходима даже в агитационно-тенденциозных пьесах.

Вторым этапным спектаклем стала постановка "Шейхобада", национальная адаптация цузыкальной комедии Узеира Гаджибекова

"Мешади Ибад' или ' Не та, так эта".

Нудды развития самого Национального театра диктовали необходимость обращения к зарубежной классике и морально-этическим ценностям и высоким идеалам. Но не следует забывать о разнице языков. Для йеменских актеров литературный арабский язик в те годы представлял сам по себе большую трудность, а игра на нем - двойную. Если помнить об этом, то понятно, что главным средством заимствования зарубежной пьесы становится национальная адаптация, как самая доступная форма взаимодействия . различных культур.

Художественный руководитель постановки азербайджанский ре, жиссер Эфлатун Нейматзадё и я, как режиссер спектакля, сознательно ориентировались на мировой опыт национальных адаптации и на опыт советских восточных республик. В работу были подключены композиторы, певда, музыканты, поэты. Особую роль сыграл ■ молодой йеменский поэт Мухамед Ауат Шейхан, для которого эта работа стала подлинной школой обучения драматургическое мас-терстзу. Под его пером социально-бытовая комедия трансформировалась в комедию характеров и превратилась в своеобразную притчу о жадном старике, которого наказывает Юность. Такая установка драматурга кажется нагл чрезвычайно плодотворной. Именно ока позволила не разрушить прекрасную драматическую основу пьесы, а вступить о ней в подлинный диалог. Насыщая ситуации пьесы местным колоритом,, отбирая бытовые детали, мы смогли воссоздать-* на сцене отдельные элементы Йеменских обрядовых ритуалов (сцены "Сватовства", "Жениховский обряд" и "Свадьба").

В диссертации подробно анализируется замысел спектакля и 'весь процесс, репетиций осложнений-тем, что в труппе Национального театра не было необходимого количества артистов и пришлось обратиться к актерам-самодеятельных трупп, студентам Института

.-Г-"- 22 ч : - . •

изящных искусств и просто школьникам старших классов. Репе ти- • Пии проходили параллельно с занятиями по пению, танцу и кас-"терству актера, в них большую помощь оказали советский специалист Юрий Сабаев. '

Большое внимание уделяется разбору работы исполнителя роли Шейхобада старейшего актера Фаисала Хадцада. В соответствии с режиссерским замыслом этот образ доводился до символического обобщения жадности* но актер при этом передавал тончайшие оттенки и вариации этой страсти, с потрясающим чувство:.; юмора, раскрывая все ухищрения старого пройдохи и кулика, демонстрируя тем самым не только несомненное дарование, но и подлинный творческий подход к профессии. Достаточно подробно анализируются работы актрис Иман Тагер-, Инсаф Алауи и актера Али Ахмеда Фатха, исполнителей ролей молодой героини, Няни 1'ариам и Носильщика, где подчеркивается соединение психологизма с приемами народной импровизационной комедии. Этот спектакль был примечателен тем, что в нем все музыкальные номера . исполняли сами актеры - до этого в музыкальных спектаклях использовались либо записи, либо выступления певцов. Художник Салех Хадар также выступил как новатор, создав первую в йеменском театре единую декорацию, представлявшую собой пространство восточного базара и позволившую при помощи использования боковых барабанов-катушек совместить на статичной площадке три места действия. •

' Завершает анализ спектакля изложение вызванной им широкой полешки, связанной с тем, что многие деятели культуры тех лет слишком узко понимали категории современного и национального, отказываясь видеть в национальной адаптации азербайджанской пьесы, перенесенной в современный Йемен отражение оегодняшней жизни Йемена. Уточнение и более глубокое понимание этих кате-

горки стато первым результатом полег,зи:и. Бо-ьторы::, з возникших спорах резался вопрос о творческом методе йеменского театра - на показанном спектакле система Станиславского показала и доказала свои преимущества и возможности в режиссуре, 'воспитании и работе актера. Именно в.постановке "Шейхобада" постановщика!,1ш сознательно было использовано-сочетание работы актера по Станиславской с элементами народной арабской игры и мы добились органического слияния перевоплощения актера с элемента™ открытой игры.и импровизацией. ■

Эта линия была продолжена в работе Национального театра в течение следующих лет и нашла свое лучшее выражение в поста* новке в 1986 г. комедии Мухамеда Ауата Шейхана ."Это вороны, вороны, Надира!", сташей.третьим этапным достижением театра, благодаря именно току, что столь любимая народом форма', как национальная комедия, достигла здесь новых- содержательных и. . художественных возможностей как в драматургическом, так и в .постановочном планах. . ■ : ~ '1,

■Во-первых, пьесу Ыухамеда Ауата Шейхана отличила и выделила из потока йеменской национальной драматургии актуальность тематики, реалистичность образов и язык йеменский диалект. -' Драматург сумел перейти от приемов привычной бытовой комедии к сфере высокой комедии, затронув важнейшие проблемы национальной жизни - кровавые события заговора 13 января 1986 г. и найдя для их воплощения художественные формы," преете всего, более сложную психологическую и социальную структуру образов.

Во-вторых, при постановке пьесы удалось использовать представленные драматургом новации, удачно соединив в трактовке характеров традиции народных театральных представлений с принципами психологического театра. Как' постановщик спектакля, я сознательно mejf.no пути соединения в актерской игре этих двух

линий.

Актер Цухамед Рахем - исполнитель главной роли доктора Лютф&я, был ярким представителем стиля египетской' театральной школы открытой игры на зрителя с введением комедийных, фарсовых и даже шаржевых элементов-при- отсутствии подлинных чувстз. Однако его эффектная манера не позволила ему полностью воплотить сложные проблемы, захватывающие его героя;, глубоко промокнуть в его дущу. Представители второй линии актерского творчества - по.Станиславскому, поначалу заслоненные М.Рахемом, в течение спектакля доказали преимущества своего метода, захватив • зрителя подлинностью переживаний,- сложностью душевной жизни, мягко оттененными комедийными импровизациями. Особенно это сказалось на игре исполнительницу роли Надиры - актрисы Дикры Ахмед, которая добилась органического сочетания двух линий.

По нашему мнении,'рассмотренные постановки Национального театра доказывают, что путь молодого, истинно национального сценического искусства нашей страны лежит именно на пути органичного соединения традиции народных театральных представлений с передовым опытом мирового театра и, прежде всего, системой Станиславского

• В кратком заключении подводятся итогя исследования и излагаются предложения по дальнейшему развитию театрального искусства нашей страны.

Йеменское театральное движение, как впрочем и многие театральные движения развивающихся стран, на пути своего становления прошло процессы, связанные с. трудностями роста, 'освоения новых путей, обретения самобытности и достижения того художественного уровня, к которому стремится любой театр. Его развитие характеризовалось неравномерностью и скачкообразностью, что определялось влиянием шопах, прежде всего, подитико-эко-

номическпх к социальных факторов. Ко несмотря на это, мыгло-Еег. проследить в его развитии прогрессируйте тенденции про- ■ фесспокализации, перехода от пустой развлекательности.к более серьезному искусству. Его будущее - не в воскрешении старого или в подражании иноземному. Будущее йеменского театра и его расцвет определяются на пути,'где прогрессивный опыт мирового театра, методика Станиславского органично сольются с традицией народных театральных представлений и создадут высоко-

• -художественное, исполненное значительных идей, близкое народу национальное сценическое искусство.

По теме диссертации опубликованы следующие статьи:

на арабском языке .

I. Что нужно для профессионального театра // "Аль-Хекма" ("Мудрость")..- Аден. 1985 г. Ноябрь. - 0,4 п.л.

• 2. О некоторых самодеятельных труппах. // "Аль-Хекма". •-

Аден. 1988 г. Ноябрь. - 0,3 п.л. . 3. Художественная деятельность Сою§а артистов провинции Аден. // "14 октября" (газета). - Аден. 1988 г. 30 июня. -0,2 п.л.