автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Становление и сущность планетарного сознания

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Верегенников, Николае Яковлевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саратов
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Становление и сущность планетарного сознания'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и сущность планетарного сознания"

РГ8 ОД

САРАТОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ 1ТСУДЛРСТВЕНШЙ УНИВЕРСИТЕТ ИШЧ1 Н.Г'.ЧйЖЕВСКСГО

ОПьЩШИКИРОВАНШ) СОНЕТ ПО ФДОСШ-ШИМ НАУКАМ Д 003.7-1.0:3 ПРИ САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Нн првкях рукописи

ВКРЕГЕННИКОВ Николай Якснлович

СТАНОВЛЕНИЕ 11 СУЩНОСТЬ Г1ЛАНКТАКН0Г0 00*<(IAHii!

Специальность: 09,00.11 - ссниапьиян ''клгепил

ABTOFEiEFAT ЛИссертр' .vk гоискг.япе ученсн1 nv-ич квнлилитя .!ило»ч)"!( пп чр.ук

Онротов I99Ü

ГЫота внн»яи«?нв и Спрптогоксм г(>гуп»|4)тпшв104

уи1и><->р(М1ТР'г» ЧР к*?1!«»*!*' 'Ъ'ж.тс.Ни! есрчзтр'ч'ючс ^н'ул'.твтпр

1ЧУЧ!П«1 рукппоЯИГРЛЬ - доктор философских ноук, Гфпфосгор

Н.Г.КООИН

(Мииияльмь'о (;пчт;онтр: доктор философских ниук,, пз-.^ессор

lt.Il.ВЕЛИКИЙ

кандидат философски.* ннук, доп»нт . ¿Л'.ЗАРОВ . .

Ведуимя рргпимзпция* Поволжский кядровьп1 пиитр

г. Саратор

г'^пжтв спстоитсп ' '.У " октября 1993 г. в 1{;.1)1> чос1ч» |Ь п>ч-..дПМИИ сппцииишировриного Совета Д 063,74. ()г< п" ?»|'гтт'игнг наука» при Оярятопском государственном уиш^'р^т-н"' иг ч,чр^«у: 4Т0С/1,г1. Сярчтои, VI. Астраханская, д.К?, трнус IX,

4,400. /

о ди1'СерТ«ц!»рй можно ознпвомигься В Ннуиной •5«'»1и01«к» (»•>ря г лц-кого унин^рситет««.

Автореферат разослан [£> <":<? . С^Я £ г,-

>Ч0НЧЙ сокротппь сп'Ц.ивпнзированного Отвага р

Д!!)'Т)|) философски* чпуи С^С.) '"-В-ЛШИНОВ

V,: '"--чЛ "1 Г:: V '' * \rJ ' ? V ii - <•"' : г "Г": ' Lc-jV:-

•.* L4'".:.. ■ * i1 г.:'\ TV з-:ГЧч

wuî-'t^ «-.,-.- •• гл- ~ -'г'гтТТ - " • """'* - s - - : - ; • ,/ -

ч^лле ирсилегльц проояемг» ^еловетестас яо^даикацкй* сб&аззия

^ - _ .--— — ilwOU АЛ П. J с —

пелгл?'Г>:гс?;>г гго^як-ьо ne rea »йоге-« : лкбг ■"•"vi'. ъсшин^ть с: г. иханргагном ка оснон.-- тгьчнии-

г;, чркйзке. нс^&гну-гь ::ьк тает^ек ултер^и. В;;?- гг^ек.» -'•jfHfi гкгинно идёт поиск прпнигпог ноьогс взгимоотноаеняя каг-.тичностьк и общество«. мвгду аозргкэкк«г.гй обществами у ?ос:>'-ятзгяа, нжсодясшися на раяикх атуп-гнвх сэси-гнытегб pssssr.".-?

к'-стьт.'-У"?"; . f'

Г- -- "■ .'.у.ч> •■"

••*■:,'.л-г,,:,.-. г ■-.тГ,. -.у. г г:-:--

-crcuKt-is.., г -¿»сгсс&ггг*! оимгзчкь*

•v. '•зплт-г.'.г i^x ;; ."/¡р? •

O'íwücn'.'-fi'jлриорлюта • T;»*„ .--ак -IÜÍ-íí.-. íutf£iííiia¡»iiBA apoûat»i созрвыспп^с-х-п.

(ёт поиск новых духовник оснований', рзавиваютагоа*

icecïBfîHHOû

•КЙЗЩ? В iîÔ

гаобагьнаК »acnT«5ax. Псаграгвкке т?ссп~ и человечестве sc четopm ip-sí^"? й соотзэтссзугсг.«

ЧГ^ПТЯКР/ т.-г ■jsrirys-'i'ítfr-íibj-

ínux» aüefjujiWíiors aoaopeHif» tsi5tosu ЧОВ-ВЭ^Р Ч

Ь ívi ''-vo; „"Г-ser.:-;7-'. ? г jf--'v.¿>"■'.: ¿.ч-

.Uhocw йёырадгш. ^e-í-jta^cí''^ съв^о-

«гг.<г осиоЕшгн -'сязаие«, ояредгяякгик isai-anodt* sp-

чяиэаиин. при -зтсм сбггпечй-«« гезеогвипх прмсоаг ^ збагстья •rskcski-c." ос^д^стаг^йкь:« г- söj»ks.-; ссгкагеяьйсз 'йе-тг-Гг-

wsíorecfccT"», з ое-'сге zoï-rarz'". лгжгг ярйлипы rsswss^ç^r..

-- г.-

:„з.-£ани;;. 3 их формирований особаа рель прннаявеаяг <г;стсссфй.ч,

она э герв2лз очередь отаатствеша за формирование нового иенностео-чравствекисго кодекса, регги к гуящзго о'тнойэняя ладей р псиродой, н-оесго эихогкчйсязго сознания чзлоьгрг-ствги

?«вйнс в щгете рзальккк по-грвбкостей в накос мкровоззрак-<тринц»?паг: и ориентирах, наработки й сбосковами новых • ■"грег-рамй "•еяозачзской жнвяэдеятеяъностн особую антузЕьносгь т> ;;•<! обретает постанозка проблем становления я стэности лга«е?а: ног с ссзйак:<я» анк новой стадиальной форда развитии обществен« пзвквяая. Ига этем следует отметить, что проблема феномена пза-яэ?.5еного соаяакяя а целостном его рассмотреняк в ояетаетеенко* ¿«■к сатуре" ащё не ст&вкаась. Лкпь отдельные его аспекты яавяк »гтеааекне в трудах отеиасгазншх я зарубежных ученых.

Так Б.Я. Бзриадскай, раззизая ноосЁернуп концепции, выдвинув Г-яг йояоженгй: об активной яоэиг»етк ^еясвечаского сознании в «рои^дьетее бтгу^егэ, о научной мысли социально оргакнзр-заяного зелсвеяес^ва, которая становится геологической стиой, пяане^аслум дпяеяяем, г-гащлзшкм та яте сом становления ноосферы, йгавсяк ейг«е*<енизгс зстествозданш*-о'авецал:. человек, как житель саанетк, дояаек ваучиьея мыслить «действовать в ляане?гр ной --¿агтабе. В руегг названной концепции Тейяр де Шардек заяо-•хив кд-гв возрастания з ходе аволюции человечества роли сознания образования «вашего аоярова планетарного размере к единения в это« процесса зегх гадай планаж. й«М.За6еяан развия в материалистическое ключе 'концепцию, ноосферы, глубоко связав её с реаль яыии всемирно йскзрагческ'ййИ'прояассате современности. Социально-нравственный, гз^анпстаческий аспект глобального соз-ткия сирого зредстамен в докладах Вгмскому в еападнпй глобалистике

я су-г'кшсгстг, дая -которых 'характерны апелляции к чзяовечэскому зездчяу, стрймтвяие решать гаобаяъкыз пройяемк через реформы ефе-ргг сазяанкя человечества, достижение "глобального уровне сгзн«-ляа я ^аакдаркоегг". Прйорктет общечеловеческих ценностей, суш-кпгзго'.г^ианизиа как основы пгакетаряого соэнанря исскеду-втся' 5 $а5отах Я.Т.8гоясаа, 5,3.3сгяаника, А.И.Новикова, Э.«со&=-«&, г Д ягйксг» БЛСаалико^та. Сопаялько-яоаятйчеекий аспект пяе-яэ-пасноЬг воанвяияг расаяиррвн в яяяах А.С.Хагг?о. АЛ!.Костинв, Г.Г.Джя ягтс гт:, я^.-Лгтухсза.. Здееьггссагазггса

з геи, тто КСЕЮ «еторичесяте качество ^ытая магеве-2нзгаез * ккзкв .^озуе ^'шу ссайямия я мыелэк?«- •'-йлояёч^'г

зге соойаестеа» Наиболее вироко а литература раскин^е егдз ¡Исаке соняанбко-экояогяпесхоро асяекта. Так М.й.буяуте. Э„3.лйсу_ зв, Н.Н.Кясеясз, Г.А.Кузнецов, Н.Н.Мовсевв 8 свою .-•е'-'тах аскраз-зю? осмовше с,упн9сткзе характеристики э:сшогй«#с.чого ззнакия, а запувежя« уезк?а Р.Ат$;«ьд, К.Йиэд*, 5.ла.г;якс?т, .¿Тскгояин, Х.Роягген яазагаат основы эясигсгнческей' -ги*и.

Цеяь :

- '¡сишяоьа'П основные прздпоскяки и факторы становления танетарного сознания: превращение истории человечества зо всэ-ирнув историю» интеграционные проиессы зо веек сфйрях лизнед^я-зльности сорреыенного чгюве^ества, расширение язаямообогаез-ия неыионрльимх культур, о(5разоЕаниб глобальной информационен с4ерк, об с стенке глобальных проблем со в ре.ченности;

- раскшть сухость и содержание планетарного соснанш» адеяив птосуейс особенности у основные аспекты- фдагасгфсхс-

; яэшдоьйо-пасцтич&ски«!» соийакыго-экодогичьсккй;

- ¿тгоркуть агеясз лткзтэрчг~г> сознания кат: Г'снсви ссь~ атеяьной «чзяедеятеяьносгй «еяовечэетвв а уезоакк резания гяо~ алылж псо^леги современности.

Методтогогячеспой оснссой дисс8р*агионного асслэдоваиая •ядсте?« у-енг-э о ^сосЛере, нокцепика .ункзереального эвилвдио-чзма, а токае принципы ссиип-кзяьтуриого а доятяяьнпеттгз

еккуашш с;^яост!* чкюбйке и зго сойкнип"; ,

НОБИЗКа рабОТЫ

I. Прежде нсегг ноеой яатяетсн сама постановка вопроса .сущности и станпвк»*яич гк«н»'?ар,хгг! соэкагяь), по:агтча №иоста>-" "^'.чй-г ^ г.р,г£;гогигд:'ь;--рг'1 зтг; *•:£..<■. особой сТ'/э™^-

ль.-"!' тер--: '.'^г^стйайного ио&канжг.

«ьм сс.-.^^твчзн лгаляэ •»•¡»¿г«*«! о'^угг-"

•• ^лттеенчгго зозыания а ноьо» стадиально?.поь-

'отя*''- - пдаг'зтаскор,

¿ммэлсдо ■леноакьге оепСвнностй пяанетэ^яого ссзнан;-.;', готосум хтг.л: «г)ос4ернес?о, хсс*ичноет&,. дееяанехггг-ь» се» оунесгъ. диелогичиреть* нздкдеагегггнееть.

4. Содержание планетарного сознания рассматривается черев ввдеяение его основных аспектов: фетоеофско-нравсхвенного, социально-политического й СОЦИаЛЬНО-экологического,

6. Исследуется шперятивнвй характер планетарного ссзкгдк й его рсяь в качестве ведущего духовного фактора успешного реш шя глобальных проблем современности.

. На ае.аиту выносятся следующие положения:

1. Планетарное сознание является новой стадиальной формой сушествозаник» той, которой оно становится в условиях экономической. социально-политической и дуль туркой интеграции человечества, древращення истории отдельных географических регионов, -этносов, яу^ьтур £0 всемирчуа всторкю, истории объединенного человечества. Планетарное сознание - это прКЕЦипаально новое состояние всех ментальных струшур чедортчзствэ, характеризую-Ейхся отказом о® принципов каста ля 'в качестве "зовивагьной бабки историк" к утверадением новых нравственных приниипов> яриэвг икх объединить, одухотворить и «тчеюгечйть человечество, прида: его самосознании космическое измерение. Планетарное сознание -070 яриьнипиально петеоцентрическое сознание, воспринимавшее разу*: как космическое явление, а земное человечество как одну лэ форм матерйаяазашш ращокальных процессов в универсуме.

2. 5акторгш стшгавяешщ пзаке^аркого соакьшл явдядаси: сганонгенке мировой культуры,, различных форы всеобщности и универсалий в сфере в^ьтурщ постоянно прОйЕллацазся тенденция к единству наука». наяотне обл^ности воззрений и мир; образование гясоаяьной информационной с^ера» сяогобствует^б формирование ное2е предстащанкй с характере-общечеловечески! задач; обостре ййс глобсяькыэс пса&е1х9 которые одновременно гискупают как и психгл-ог»!ческке» к социальные, к экош&<ичзскйг, и технически®

к "слктичесхие;; еыхсд ^жговака в космос; - сувфстаовакие различиях. «еждународаых демократически двкгенкй, ортакиаадкй, в тоа числе а миров бе рагиткН.

3. Планетарное еозиэнке, хек новая стадиальная форма су-летг7>:вания сбщвствгниого сознания, ла растеризуется сквДл'«5Ю?и спех1ятич®екшги особенностями:: вс-гП?с8ь.х, оке с;:нчгст«*чнс: г то» ■^и'Иё сясзг,.чт1> все его аспекты содеткенкд вэаимг> дг:ст*'.ут-, нсрнсеказттся, соьмегаЕ-гсл, влияет н& дх-утие формы сооч^чм;

.г*«:'' 1 u-.mnc-.r.: ' . .т.: . reavírcm: а';- >;с«>р»4«е-

•гс i^HüH« и iipoffî|5SHeT«a яэяэгк " э*> «■^«".bv-t:- - v«¡:o« ¿¿у« •-г-т:: .'^in;:^,, ? m:,

ú в с •'ьел'.^ьт-*'-' ~ 4S3C3f№»c«rw tî-w.-3-л-:.

----------м: ^c'VV'V-;; ;, ■ >• ■ ix;..1 r.v о-?г,

--•íT.W.s-г ..■:-■.■Ч .. ЧС «л«;, «л/CSSCTSM

-гдмчткйга шра - '4гяо5®'чйского oJr,acT2a- и йа*-

niaw« ----^J vrto Г- te:". ™ ZZÔZT. «JpC-HViSjaHC

v..- г'г-!ci-BsîîiPCTrt за судабн разума я анэни на Sevxe; ".зч'ввотда, няате'йш'оз сс?яг>иае когогоко, *¡ta как на Наз» гтззяоняи raou^Kîp^aorsn вазэрдпчй яь фдесуэи чадовэкз, ут-рзгдат яс^хоя к HEi.:y ;tajr нссаа'-гзехэду феномену, к петарда аезатас-гза как сродегшшга истории .всего упзгезреуяа; в-гвггях-, з даплоптата по своей еута. ?кступая ртауяатажя» ди-эдага хзш»-' э, этносов, о*Еггтаешо-позя,г1пк>екях сгсгса. ™

'ji'-... L'T-rîïOv'":'!! г •'joLyscî^Cîricro

. r'-.-í-v. • <■»эв>ж<иа*г. ярчмя&йян .a.wZ'í:

ñ-cr::'..-, таанс'й^но^ '.иэнгпт -зоог.ряс, - "лк гиг ^слгс^п''' '3 cede тягто-лг; сбК1рош?!Н(К uí/ts-

■o;,rmfi¡-¿^-¿ преграда su вреааня я простраистее..- Соб{Ияян"г& ювываятся г/з ''íl^fiy--^-----: . ;¡f 'ir ¿r";, ■'"■'„ í "

îvïj да--г', ¡ ч ^диксЛТь дкрп-

" з иайо* одйоввтескоп к&торви..

4, Г.одарязниз паанетарюго соэканигг впралаегоа з аледуздш; основ«*« а«пактах; «jtooeaft^J^stTscwyftj, t c:--eive KOvcto-

.•г1;-1:«: ••г/.-яг-.Г'-'iThcíí "«-roc:',: :;ин';; ,'j-

л1--:': г-,., ''C.'-Jü^uj-iJCi'o на »рязкания

« •>»••>»>«Î»îïôckv. . л-л-,« i ■■ wô6âasRKïfHanô*4830BB-.

»во; соияагьно-зкологаязекдм, с/яноегь которого закяпчагтея чщьхо в осийнакии- н<-оаяривн«3 езязи сотаз^вл я природа», но cTOpsí^ecítoro ?рагизиа слоияязайся! экоаогячвс1к»й я

ска путей выхода яз ï-.eê.

— &— -

5. Лианетарное сознание носит императивный характер и вис-тупеет ц качестве одного из основных факторов решения глсбаль-ньзе общечеловеческих проблем современного мирового* развития. Рассматриваемое в теской связи с человеческой, практикой оно есть тот общественный фзкеиек» с поетщью которого е идеальной, мыслительной форме оеуцестаэдетел не только интеграция ладей в человечество, но к вырабатывается программа оптимального решения общечеловеческих прсблек.

Практическая значимость работа. Результату вегаедовашя новой стадиальной форш>г обаэствейнаго сознания иогут бить, пята' зоваш в практическом ревгеати всего кюпнекса гяобвяькнх пробке соврвкенногти на . рзгионаЕЬнбм уровна. Плгакетарюэ ссгкеыие берет .-на себя• щуккцие общечеловеческого разума, локогя» вскрыть причинно-сйедстйенные связи к противоречия пгобажвнэги масштаб; Матараадк диссертации ¿югут: найти применение' е формировании у широких касс лпдвй «обогс спгздкйическаго нравственного отношения л природе с учетзкг■обострившиеся Егколсгнавских проблем. • Теортткчгскне пол&тешкв «• сракжвческиз 'рекокекдшкш данного исследования когут' бить ЕСШжьзсгЕаиы на всех уровнях сложившейся ' гнетеш образованна и воеигсташя.

Дкробадая работа. Основные палокеиик .двесертвдаи доклада® гись и сбеуздгйгиЕь на аасваадаях ка^едри дшвеофю естестванжз факультетСЕ Саратовского университета. По "Кае дакхертацни опу( лкковакн статьи: "Социо-^ньтуршз црерпосыают. Ьтакошенкя вяьнат&риого созканкя" к "Псакетаркос еззиагп'-э как уелозке ■ ре-сения гаобадьньж проблем"*

Основное срдегагаикег работы.

Е первой главе - "Пробггека становлекик пдякэтарного саз-нанкв". исследуется предпосылки к фактора станээябкпн названного ©гномена. 45аг&ряческий' опыт • сбвдемаьсгеддат: ■вгемионс-у; история зто историй цргврвщгник её вс вегмкрнуас исторг пэяазеяая и кеукаошгЗ?о Зг'сйаенкд действия факторов, еяоссбсхвущхх -истегра-дни дкщей. Чедовечесхгае еевзаше, как сеивй чутий! барометр во квкененвй, прэасхедяЕкх 'в обществе. не тояысо .страдав? зт» каг лданеяня; но г на дтой основе приобретает ноше обьектизирэьанн эорж.* своего с>®есг»овання-чК?!гс«&яоБвчесгякг. Общественное севн

те перерастает в но вуз стадиальную, форму своего-су<песттзор.яния" - - планетарную. Зтоуу протесу способствует ряд ооцис.чуяь гурннх. .Ьактоооя* эхсжлмическая интагоаиия современного человечества, (складывание мирового рынта; опознание средствами науки особого статуса человека в объективной соальнос*'« з честзе неотъемлемого элемента яв просто планеты ¡.олиеч-

яои системы вди даже начей Галактики, :ю я гсей ас? яомкчес-хоЯ алеяекней; утзергдение идеи единства мира лпдей мира природа, кх реального взаимодействия я взаимосгязл; осознание общности роде чеясяечзсхого и су.неп «аясзвчесгьа; признание абсолютной ценности человеческой жязпи, а выесть с -этим и мира хак единственно достой.чсй .термы человеческого существования, развитие всесторонних мировых связей; развитие представлений о ноосфере; с^аеетЕовакко игровых раяигий.

При исследовании первой группы названных факторов подчер-кягзется, что в осознания связи человека с природой Земли и асей Вселенной сгрох^яую роть сыграл глубоко лссгипта; з научное сознание современности антропикй принцип з яоелсдогаи; он установив порааагдае любое вообразриие абсоютцуэ апяаатссгь феномена человека з: гос>баяьг.1й кскхакоч* эволюции эсой йчтагз,-лакткки. Человек уникальный а одаовргг^еыю естествешкй оезудь-тат космической эволшки, ¿гаогчетнай аспект раеекатсанш.. единства человека с природой - это аспект, з котором тахте яа к ■зш;ту~ь«':' косятелем зыраэитедем- "целого", то есть су^^эствоы. з котором ьесь мир - ч его единстве рбсирэдааьйостя - находит свое "представительство".

У истоков становления гиаяетарного сознания лежите также идея единства мига людей и яира петтодк, тоторая уга з древности получает классическую форму выражения - а трактовке соотношения человека и природа так микрокосма й макрокое.ма. Она таит в

глубокий "ход" к раекдатив истинной слп'ястя человека ка.< /нивесс»»ьног;. „„уюв5гза, тс- •»огь спокойного дейсУаозать и"? мер-аи«5чл , преедсаез-'-.ч .л-рапччзшость лкйой из нкзе. С г тс 5 1СЗИПИИ я*тпяЬ,зе«' т.еии'ги^ескй зрисуяим ему {•теоЙ"м НР-.—

:доя.=>*'а?т пЗи<;тсакст?ек-:;',--ггс!ленну» г^станечность универсума, -'справляется" с ней, оетадезая всеобщими связями природн,ззспрг— *ззодя ж 5 свое!' деятельности, осваивает природу в. таких.эё

-е -

г.правлениях, которые выступа®? варааени&к единства ее развития" Планетарное сознание е истоках своего становления.предполагало осознание общности рада человеческого к суд с б человечества. Уке в эпох}' актичиоста зту кзе» вздэиндаи стоики. . "вдея общности лете!;, кх единства перед лицом бога пронкзцеает. все богословские скстег.®, Дцеи всеединства, соборности раавтели прглэтявшаяк руссхгой оетософс^ой глыед;;- Массовкзацкя соцкелькой деятельности, рост рас но образуя коммуникаций иеаду спсцгичкыук слоями к группами населения формировали соцшаьное ДБКЕетю от "Я" к "МЫ" и от разного рода ограниченных "МЫ" к "НЬ'" де«ст2уг>-лик ео всё более широких, в том числе хгкооалькых тасетабах. Важной предпосылкой становления планетарного сознания явилось признание абсолютной самоценности человеческой кизни,. в качест-э* такой , которая превосходит все фор»- грушовкх интересов и ценностей.

1ю мнении диссертанте главным фактором становления шаке-тяоксгс сознания.янияется развитие Бсесторошшх мировых связей, г&ьработка ¡щек единств? всемирной истории, обнаружение действия общих законов как одного из показателей этого единства - всё г.тс- выступало номпсекеной онтологической, социальной и гносео-логачесвей предаоенвкой пяанетг^ятого сознания. И наконец, развитие представлений о ноосфере» сфере взаимодействия природа к общества, в которой человеческая- разминая деятельность превра-вяется в плавный, еяредеяквщкй фактор коэвоггпциомчогс развития общества и вриродк» стало одной из предпоенвок становления плене тарного сознания. Немала роль в поникании единства чаяове-чвегу^ч, сближении лцрей, воспитании в них чувства духовного содства сыграл^мировые религии.

Ъ диссертации ввделяетЬя к вторая группе факторов современной исторической ситуации, егияших па становление гаг гнетарного сознания: становление универсальной к\«1.тур-~т ча-товечества; раз-, зктие нсута как "всеобвдго интеллекта, "»»сесбгего сознания"; информатизация общества,- налиадге и обострение гаобальнек проблем челоьечестзс; .усияеи^е взаЕиосвязь к взаимозависимости развития мирового сообщества? развития практической космонавтики. Всё это способствовало интеграции в названных аспектах человечества к формированию планетарного сознания.

■V '

В?.5Кдова Г, 4. Енинстяг «аловек& и аркисиз. ::аь. сгаоее&вкаг.

•дг/Лгс.«*. //'Взаймодейсязий обществ«/ и пркрэдк. М.19г». С.Л"

сктукаи«* ^¿.г-нгсггькк?' соряьоу 1ГЗГ.Г--'•£•• ^'слохк.?. о«оланик всех г-генгдгц;^: структур чеаси&нйсг-

г рзшудук рогь в ьтпи сыграли: хжобеяк:*«::!«: п^йж^яй' о пгкрсдой. ста !-:•>;!: обг^иишв^гс »гсгм'.чпьгского

'' Тте^'лр Г'Т— - Т; Г" - Г; Г-,-:"-' Т" т~, ..

1;;оиыяыюсть прсп&сссв ккровогс развитая стагккваот раз-тко-

!нлога. Диеясг различных культур ставит ггробдеяу пояска »веоесстк оснований ляе взаимопонимания. ОТрзгсзгяив к суг-есч->ван1де универсалий культуры уожет быть приакано как прйваг>;р;.;-¡ая тенденция. которая постепенно становится докияаятой, кос->тря на наличие противополоанкх тенденций. откиончнч?.. аномазкй, ;кйюч«кий. Активное сотрудничество к вгаиазоосгшениг наиионяжь-¡к гдоыур помогает человечеству осваивать обшие принципы », которое определяют позитивную перспективу всего кстгягуесксги 12вития. Речь идс? с всех тех элемента, которые ь-. гнаг-т рлс-

сстхиаз*ьп«л У. гряпии оьог^'о

>кик. Сегслня вдльтура всё белее становится ггг »не тарной, которая таягхет сознание человечества новым ггтгкетэгтал' со знаки?-:, нг-ы-'.у. культурными универсалиями.

Бакяейпкм фггтором общественного ра:-витая. ЭНПЧР.Г.ТТ^Е. СТЯИПН^СНУ^Н ГШанвтярнС'ГО сознания НЙЛЯ-ТСЯ: няуг^.. зэьание ледзй окавагось яахвзчепнш.- опрёдегевгай сбархосты1 -гззреннй на мкр, евоеобр*з«»г единству »«¡.аа. йзрт агтягчы»-шск опорнкс ¡зл «тентов иетчннс теоретвчвокл'с уьедккдвт его в целостную картину." О^^рствляе*:?' згеэглог от «лестна нцдившогальнвк ус.гакй к каугективкаму зкзип, сх-ггы— ожтку основу пяекгташого г.сзнЕ>гея.

Кекаяогажш» ояктсро*, спосзэ ствушчк сг-гу-трзьян»/ -

сознания, яввдач1?. яч^р^г^гзаикл ^•тг-стг-а, ^еркйрр&айв' юбаньнок «чдогй'ьпиинно?- еаетзн, ~ *_-.—„т:--».-

доб(\дный доступ калього человека к внфсрмьаяонннк ьс»--

: чеяоЕггеггЕ^, ¿оптируя у него пглэетт;с-£ впсгрсягкс иг—

»мание обтнпстЕ гаобядьнлх пробзг«, встарис; зере^ •^аиз^-'-гсег-ж к гутей ях реадачка. Му стой*>- стананг.еннл тс:аг -

г.гс; раг;.т;.2, огг-б->жс сгяьсаи^йьк, V

зеячйсцуе- фуишш, утэсргдак К!* агивЕтг:

- 10 - • Обострение глобальных проблем современности вызывав? идеи, связанные с интересами и потребностями всего сообщества, всего рода человеческого, являясь важным фактором становления планетарного сознания. Эти проблема вызавсют понимание удаления рсакиэсаязи и взаимозависимости развития мирового сообщества, ¿сзрастания его целостного характера и с необходимость» выдвига гт задачу соответствующей подготовки ладей к ясиэни в условиях современного мира, выработки и следования норнам человеческого ^сожития в международном масштабе. На становление социально-екссогичеекаго аспекта планетарнсгс сознания оказывает повеемее ное ухудшение качества окружаетцей среда. Это обусловливает необходимость постижений всей сложности исследуемых объектов и яете-кий р.о газу, богатстве ях связей # опосредовоний.

Развитие практической космонавтика, зыход человека за предала азянеты позволяет автору диссертации выделить ещё сдан фактор становления космического среза общечеловкческого сознания. Въясл з космос зеорукияо сестексию человечества новой кос-днг»есяей аградигаой. "исмичность планетарного сознания синтезирует антропоцентризм с космссентризмом, закладывает основы но-эой этихи - космической. Практическая космонавтика содействует угауЗяениа содержания и достоверно ста планетарного сознания.

Неиаловазш йактором у тверэсдения планетарного сознания являются мекдушроднке денояратичеекяе движения, существование .мировых религий,. деятельность различных специализированных со-пнальннх кнештутов международного и регионального характере, которые способствуют духовному ойиену, <т<ушйрозанип у лодей нового кировкаекия, коллективного, сознания человечества, умения мыслить глобально.

кторса главе диссертации "Сущность и содержание гиане-тавнаго со5ня«пл" йсследувтся основные сущностные характзристи-х» й осоосшсстя ¿еяомена атанетарного сознания. В осноае его еодескнвя .теаат обостренное мироощущение и понимание тего, что рЕ.здаяенныЗ чеевез.мокньки границами - экономическими, политическими, Вд;мдсгкчесгда-и, наиионазьннмя, противоречивый чир те« ^енп-т к самом своем фундаменте шее* некув общность, езязугаее

з Одаксг сегсг. Бое более осознр.ется £якт "глобализации" обтйсгаежзго развития, возникновения планетарной цивилизации з&^пяи скстамкм качество« - увеяичиваявейся вззикезази-

- н -

;югое?г>» различных- страь и р&гконов, цеиосткастьв матертаяькой -

дух овпо% казня людей. При гток ассбенкоет:> готан?тзрно:\: сагкя--цк сбугионлеик пе тоньво срцяздькнчк. пргкггсеакг» но к иоьай зтушяыо взад:.'одгъНгтзия обкества и приток не только ь глобгжь-том» ко в в космическом «зсетабе. Шанетаско? сознание зысгупа-

9т оровобррш/м- »«еуоитвясэт»' ог-нргс?.' 4cs0?ft?sstb8 не йкг--

зиаяьио новые условия сноегг существования, на те гяубй^-' жавградйоиае процессы» которые ведут к сгаютвшвю социально, юггк-гкчгеки » »jowkwwck» «{йведайечнегр чеяоречйсгре. гтг зозжзя«^- р^р^зочэ** порхол к нету так «мягеей йстср$ггзсгсК рорие -бытия общее гвенного сознания, высшему тоту -интеграаик всех его элементов ,< прежде всего таких, которые выракгп? бы-

его носителей,- ккдивядуЕЛЬное, групповое, нзлиокгяьнс®, классовое. Планетарное сознание предстает как целостное отрвзе-же трех типов отношения., человека к природе, метду кядьйк к гкдивида к социуку^ Око предстает, как-радостное отражение дка-тектеки единства чеяпзгкв. общества з понродк, вглж б астарк-?ескк «ералокш? этап их сосуществования и развит:«:» в усяог.нзх радшекьгюЯ хяобйз«панки к коелг.зецир. ка человеке я ere

Особвкгостйкя я яаваэтеряыии «гзртакк язанг-тпаасг» соакяте.; рейяГ'Тся: его яркгйщгаагънал "суЕртостная" cmrei- с гнлпч гомосг-пиенс, кеотьемтемая прйняд5<?!з»с?ь зте^у ввду; присущие ец? которые "вечные" исткнк и ванное*«, фякекрутие отасиекяя чвго-веке г: паггггашн с?ор?кзм sr^- бммя, макекмг млряля,; гго.н^гр-зкрущиеся б общепринятых иодеяззе поведения; дгагс!"1тчиост»,

унигепоагьнг-гй »гехаюгзм сближения рага.'«гнш: мз:л>.в:.,ззг*»н,л. кукьтус. необходимость поиевг. компромисса в раг-ресоняй птияпгг-проблей, способ бытия- сознания в зтом прзтяворечивя* v. -взаимосвязанном мире. Диалог'по обтечеаовгчемпйв* глобально проблем», ведут у. мировые' велигкк. лиалоптаность rasHe'íipHsi'c зозк&чня не nty^Ks: íicía" о-.-^чес.ноу roKcr-pwrauni v- t осямм п»«.-^:

,'-о^енчсс"'?- kvtk" акток,--. кссРЭЗСВЕнгог. - дтс

«сог^еркссть гяане-тапкапс cushühkí*., кстг-зал пгядпзлчгагт ьанта' чсаовечвекого • «ыиення, кэтторвэы» стсойпус гт«Б::г-г.

встественноиетсрачегж-зго .»«гопоякмаяв». Ггракат нот^ г-тчсэсчк? ч«аоввке г к^ач-'осом, паанеадрнэе созшнке аряобрг^а?"* "«^"f-беянои-ь как етсиязк,- р^?нание гст!«ЧгЯногтЕ налей S^sscu ч as-

зумней эазни зо Вссяевнув, .поапмакиз цазосхкостя бкпля, йдинства чаре. Актропояссмизз! сегодня шш'йннетея нсвкм встеетвеиноиад'чным го«£Гь-'йнмем, приобрел гуманистическую ориектацка. Кссм'лчн'оеть пзи. изт.чского гозканая выступает как "эсаченскссть" научной ыыили.

3 диссоргавда пзгазакг, что стяесаск'да етанатаркого сознания лсояяяяетс» 0' нескольких: основных и взаямасвя*.га;айсс аспектах: I) ч55гасо4ско-нрн8ств!Эйнаа. 2> езгаально-пелитичзехом» 3". сокх1ыгьяо^»йааогкчэско«. Все еня юегаот сшясре г/поеккй характер. ПерЕ251.'«1£а»кт аалочает э себя обшечаловечаские нраестодшю

и нор.», свяэакаае с общими для всех опех условиям • чгачвеческого абгаиития, шгегцае всеобщее ооиааяьное значение и ргсяросгзайяамьо на зсех людей. 3 его основе лежит пшзнааи« сбродат-лЯ ценности человеческой жизни, Бктке'хаждого отдельного человека объективно приобретает оба?-планетарный характер, бнтие * отдаяьного #шди24ша а быт;:з всего человеческого рода отоздзеталя-¿тся с зазАюа,чсй об^оетн их судьбы, которая определяется

ейаячи глобальным угрозами. Базэзое место а гиаметарном соэнанки ашвагаа* кравстванша • воззрения мировых резкий!.

Второй, »енект - социально-политический - рассматривается в его йгебгаьном измерении, в русле пробгем универсалистской фияо-ссйяь, гилософя» лира, которая определяет гсго'Цие основания зжявамгч « прогресса современного человачестза-онтслогичеекиз» зкенокиче-кяе., этические, политические, правовые, духовные и т.д. Дакнь*й аегг-^т в:шгчает в себя признание многообразия, многом»р-иара, кгходягегося а процессе неуклонной интеграции, мира здзоплюго и взаимосвязанного, а г&те сбгшостч судеб чеяоссчсст-

л ?*еоя»тмсетк ппиорятета Гуианйстичеакмх ценностей. Сердое-откяЗ ёгс яктяется пркзнекхе нира зкеяей ценностью и идеал № пагтвечЕстга. Особое .даете закупают положения новой политичее-теп-гегии* введзагаяглгЯ вршеапи новой солидарности. Трвтяй аспект, гсаяаяьно-аксаогив»»ск5й- .сассмятрквае-г-ся г дасг4ст?аии зал 'здекаатнов с?рака$«& глубинных диалектических одво?ре>«еаао разаячая чаповека и ясяроаы, £*акснс«ер-«с йоввшчежоямоге развития, уезоь/й путей гармоничного пго^-анйа арзреднегв ¡г челезеч? и юциаяьного ч природа. Важной .ааькога аспекта планет.»рнего зззкгьяи ягтяется сп— * ная жасетичесхах, эконсуиеееггл»., ааучно-те*нн*-'8с*«с:, ггакоаа» пдеодегявдпких» -»знндстннх, ираествеин/дх я >;увьтугдах

амяюнентсь," которне'летв^т его цагоетной системойv ессикизкдос» iríí вс? гааиейьле достккемия наук о природе кобшестек, га£«тшю-деологичееких концвлякй, мировой s папок. В это? с£я?и

го «сжяо ойредглить как совокупность взглядов, тезррь к этацяк, траааащшс соотношение человеческого общества * природной громких TTiO'ааыды масштабе. Суть ?ксв отеческой ?тики видится ь ом, mTv- зто система нормативна установок, определявших отноае-ие, поведение, действие чегговека, направленные не гамтяк?.?-то етнга-енкй с ere есте стрекай окйуаёнием. Иде.«? sceesweP «айн, проблема придания моральной ценности нечеловечески»' объ-•_там бста центральной проблемой экоаогичзсяоЯ -этики зоето^тао: зяигяй, а затем становится и в центре европейских реяигиознах :нашй.

5 третьей главе диссертация предпринята попытка на основе :крьгтых сущностных характеристик исследуемого фзкомека. рас-ютреТг. к показать шгянетарг.ог гсзканле как основание сезrs -льноМ якзнедеятаэьногтк «еяовечеетва к условие усггг^.ого р?-ЧГ" ЭНчЛЙГИЧеСТтХ праблси CGEpev°V4n<;Tw. пэ 'JSiSVVZ, sñc-cí~-ttí,-

4акг-Р0?' рзггк.?« паобаагьянх яробяе« ста.чозкгся бъзк-невнуй, которой тргдлааагает se таяья» зырабоч'гу роеогзран<юск«х я кетокесогкчесюк позиций, но у, vj ?оенс.*я~ 5 в массовое еоги&кие. Тсс ько на основе кг. ссвсенуя

ниспльния Г«4*ли ыожво г&всвить с э&агтзвеш!? стакг'г-еу.йг жетаркого сознания, о превращении эго в мсенвй фактар реш?-? сбйт?«елсгечссггг" лробле:-' к в^дач. ~sí>-?t'scjso»* сгонзнвг, с-ус-;кзг Br пэнимвзд?. исторг^-сго>- --'».-/к, г

scroti .укйзврсварного средства направленной гас-бяггноЗ тезг-пго-[ чел с ез its и лрирад?:, как условие реиянкЕ лсегс fcoi:.~e;:r& ггс— •Ьйых врсбяем сочремекчостк. Те багксккб моты« в тда «даг-нок;-к, •»талоны г дглтя& п«г.>::ят*а? «eer.»-'«-

нваякваУеяьнгЙ до-т-е.зыН'Г'гг.. scr-.s.:: i

закия зяаие!»рг«гг сотаю?.. пre.-pepees vpe? сс-знан:? а, здаеогяг? е»*;- гпрзЕавк?ьСл аирс-=:з:- кда^р % гакткг-оьеть 2z3=¿ жуттрлькоста, с ту

ЗЯОсг&гш стано?«*тся зл" н?гс> "¿•koíw:-" т; арейТ-лгаг-ге«. г * «»еркое сознани- берет • нг сбгочу .-sc-4?c®rv рь-

I, оказквяг тгтйяь^в яь сс

-

Деятааьное, асеобаеэ по охвату к своей здаяшостк в историческом процессе планетарное сознание помогает вскрыть■причинко-еяедствеяные связи, противоречил глобального масштаба. В его соцкаяьно-пааитичесяоз? аспекте заложена идея преодоления ассо-ястезагая раздала дара на различные социально-экономические сястечк, признания сбщкс цв!иостей и интересов, решения стсяпих глобальных проблем на пути солидарности, вгаааспсмогги, совместная усилий. При ото« необходим некий баланс меаду локальными реаашиааи глобальная: проблем и централизованными усилиями всех государств н народов. Сегодня единственным путем зааквания для чаловечестга явзягтся замена националистического огоизма пони-¡¿акиеч планетарной общности исторической перспективы, пониуянкр. самсубяйственнойтй конфликта в ядерный век, за&ека антагонизма диалогом. В- раэраЗатнзаеюк.реяириознь'зс концепциях будущего человечества сарадагеиаг»? ивсго занимает идеи оху-.;гн«я;.;а, спосоо -стзушие ¿сраироБанив стремления верующих к глобальному единения человечества, н установлений принципиально нового, этоса, нового международного зтичзскего порядка через глобальную евачгелиза-ияс мара, на христианском ш друге» режигиознс* ^Унйаменте.

В сСаиаяьно-эксясгйчесхом аспекте планетарного сознания закгвчен, так отаечагтся в диссертация, огромный, доселе у. ал о рзслязуелГый арапс?ЕВЖО-экологический императив, выступающий схояаж осаоваяизн стаяоааения ио^стеоьч >1»енно г нём заложено ^онр.канй« того, »»тс отногение человека к природе не »>о*ет 'строятся № основе тогьке лскнцяпоп псатмятиома ми меркантильной целесообразности, г дслг.не осяоЕыьаУься на принцип?.?. осга-шчйской згазвзосвяэя, взаимозависимости, которое предполагает фсрмхрсзззняе специфического нравственного отношения к природе. Наасаьикй аспект досзунает автоделогицееяей у; *аня эоззоенчес -тай сгвогоя глобальной соииоаяэзогия. 3 нем з^сазгенв якойхедак--лсСП? согласована« соштхьядол и естееявечксго с по-

росьа «наоъ-едйксго разума ? жшрьвдгкя»' ну «• скорбной псогое«4 • ¡ссгсл-зш«'. К ссуатениз, г?-?гс::нл обзепйй^р.егм- ^стегта чоясотря^асгой гер«лод бьосфгр* а нпс-ссгег.«/ : .т:;'-"■""■> г."- сткхи, • Я1гк...;ссгдг зехсгзх мта!,?1*??1"*:: •*»>• чч — ■<:':■

чо® оггпяяггиия дсчггсри« ч • <-.->

(.¿•^.пгнийва, .««^сасреЯ я паэсуся.лзгй сяжя*~Аг.: яг дет <4!9?ксо5 баг-ссеск. Кскечкс, раз"*, лпзнйкеуг.' не -.•ля:- , ех^зеййая сдада-1«» мурсее* эзсаацишасй*. проззсс ¿'дсеггя&од, ;

!Го- сиаях • повя!№>*- н% озгзякгесгт!" скгтаг»?" зоздей?тз,Г;?г~

га природе« обгеьтггияые продеесн' так, обе^печкт*. жела«-

¡не тенденции рдагмчу-. иди пвеодштгть возмзгные и икеетиесг грмгзиск. ЛоЕта-о' обществу прздстокт зс «кого пвреоскь-сивть яку реодаяегъ ш.пз,зчрш сегодкязкего сознания., адсбы ив дспусгки.

®ЗЛЕС8Ш!Ш О^ЬЗ-ГАаШОЙ ра££ЬКЗС?К К& А'КГ ГГШрОДЬ» И мрр ЧШ'ГЗеЕЬ. сяйяо зиа^е:-«е прогностическос воэкояностей пгакгтарясгг —¿на-ш», когда оно опирается ка точше вбгзоды, прогнозы неуки.' точке* лкяп: отражая еовраыеацги соаааадул к яоиродчу*" о^^касгй, псесбстцуз? разработке опереказщай модели взаимодействия обаест-е и природы по всей основным параметрам сбиешых прспесеов, роигходядах кезду нте: по весйгетау, энергий, инйвг«/чкжй. Все то возшкно яри х'дубоксм иостяаении, личностном преяомиекяк л:кально-зйолсгпчссг:ого идеала. .Экатогячесяяе г- социагьно-<й.чоттёскт знания позволят. осуществить опткмаяькык выбор ¡■правлений технического разгиткя.

Прочнее сзязленкг бвссфернсЯ мгтсдсастяей да*? возчсхкс-т». ноесфсрнсм ~одхоз.е реаккэсзать некстасые сбтас:-мтэг.ьные ггскн-иты исследования: органическое сочетая«« зм-.тессеэе обществе к •деяьяои чзновзческоя лкчгюстя; сбязате-ьн'^й кед-гный подход г; аяазу «шяснйй; отиовгакйе <г вбаесевекаску прсгргсггу как г ганячвской сосгздаявдеЯ прогсгсга узиверсу^а а дааом: пзж^д природе с пеэкииВ яркнтпа гдсясгячеенегс» ¿тз^ривв-

? паг^тарзс?:: сОйнбнчя буяет способствовать чел свече с-ну езнать» -"с ^с-жабксйал подход » рзезняь• хзобваьких, оЗшечеа&-теснях проблем позволят выпить ему как фекокеедг иатегида, "Е тгаеии с А.ЗгсикскйМ" агтор диссертяшк гоггаеэкива*?,. ч?:. ^нс— гипасюЛ г.одход наиболее унивтгз^ск « аа»«кг Ргкнда азя чь— гечества. -Ок корректирует с сблггораяквает гобуп сбесту-дея-еьностк людей, будь тс енесгеттга ял г. гхгк.'гтраяи«, туев&у * т^ы^глягцт. Эиеяогззгпя.«? »¡»зкг* пезтгхег ур^Яе

:ег.,Ч'Ор КЗЖЬТУОН- к?"'."-с ГЗадСЯЗЯ*'«;.:'

I езциепркредных взаимодействуй, в оптямкзаиии аскюдаа: огнгяг ■сгс ""•ояогичесаая к;.>?гьтур£ няяукает кят «а» едва—

с-. к ясирс»*« ?д«с ггргеакя ег: г

15даааоей сгегой.

асинс.чкй А.И. ^ейэвг бу&гяп

Вжшой сгосотай глаиетаркаго соаапкид, лаг ¿'яловке золения этагогчческих проблем собранности» яелязтся то, что из воах я

ззр сущвстеусгаэ. стадиакьиьк. фор« обиестзйккзго сознания.

с тешб'заыеей годен» восприимчиво *: произссв»» нссмгяадй.:, оно «омагае? заработать охтагагыу'» стратегии коекоэ?гас-г5яэе1.'о згятагьноетн ло сохранения бжсфопу ;•> ссзвдаэмой из неё нг-оаЬег

с1еепэчекмо дадькайгего непрерывного сзаааяькпгс .тгпгогссо • •»хйл^гизйсоаакной с-ормб. !лангтаснсе сознание <'?гсгшя сггэсзс к, ;:с «ере -зге стакэаяенчя, стать духовной основой ргсенй«-. г-згладьннзе яройтеа соэог>*е»£ксстк.

Ь дкс^р'ГЕЦЖ* поднедятся оснсвяьр? /.тс:*:-- (;:

.дня?, наь«ечи2сгя эсоджвые пук*. далы-вгаагп таза»:?:.*л г --<гняа поднятой ч .-:ск псзблетсаго'.

Па г»ые аассеатаиип сяуЗяккован» саелсаг/?-

1. ЗЬтюгсяЫ"гше .'ггдггтшяи -»тикс^-вяя« .гп-зяетгрпоте зозявжк. Дел. з Кй. Г.:Г.52.. > ХЗГ-я-Ис.

2« ]1ланзт£рное еозкгьл« яак услазгя ргкекия глобальная зробяек. Дел. в КНИСй. 1?.11.92., ¥ 4726с-13с.